Open
Close

Поэтические теории в эпоху просвещения. Литература эпохи просвещения

Эпоха Просвещения – под таким названием вошли в историю 17-18 века, время, когда разум и образование правили бал. Сердцем этой эпохи была Франция, хотя зародилось движение в Англии, но оно охватило также и Германию, Италию и Россию.

Идеология Просвещения и основные мыслители того времени

Рождение новой культуры было подготовлено буржуазными революциями и распространением философских знаний. Просветители считали, что человека можно изменить к лучшему – и это был принципиально новый подход.

Точно назвать годы эпохи Просвещения сложно, так как она в той или иной степени охватывала конец 17 и весь 18 век. Просветители были проникнуты идеей, что человеческое общество можно изменить путем просвещения людей, то есть они возлагали надежды на человеческий разум и творческое начало в людях, стремясь развивать и то, и другое.

18 век стал веком технологии, достижений и городской культуры, но именно природа рассматривалась философами как основа творческого начала. В ней они видели арену преобразующих идей. Еще одна важная философская мысль того времени заключается в том, что культура стала рассматриваться как духовное творчество человека.

Основные имена эпохи Просвещения во Франции – это такие мыслители, как Дени Дидро, Жан-Жак Руссо и Вольтер. Немецкое Просвещение дало миру Гете, Шиллера и Канта, а английское – Кавендиша, Уатта и Филдинга. Свои просветители были и в России – Михаил Ломоносов и Александр Радищев.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 1. Михаил Ломоносов.

Сущность просветительских идей

Религиозное мировоззрение, которое господствовало с Европе вплоть до 18 века, сменяется обращение к разуму. Знания считаются всеобщим богатством, так что ученые стремятся распространять их среди широких масс. Основные идеи, которые исповедовались в то время, были таковы: знания принадлежат всем и они должны приносить практическую пользу. Учеба стала доступна даже тем, кто долгое время был исключен из этого процесса – женщинам.

Практическим воплощением этих идей стала “Энциклопедия” под редакторством Дидро, в которой были собраны все знания, накопленные на тот момент человечеством.

Рис. 2. Энциклопедия Дидро.

Постепенно научные тексты перестают писаться на латыни – ученый мир переходит на национальные языки, и это также является важным шагом к тому, чтобы знания становились общедоступными.

Сущность этого процесса прекрасно описана Джонатаном Свифтом в сатирическом рассказе “Битва книг”.

Литература эпохи Просвещения

В этот исторический период зарождается сентиментализм, поскольку литература начинает уделять большое внимание чувствам человека, его переживаниям. Таким образом с помощью художественных произведений людям прививаются моральные ценности. Это вполне отвечает идее о том, что книга – это орудие. Просветители рассматривали литературу как средство, позволяющее воспитать их современников в новом духе, то есть она имела в себе сильное дидактическое начало. Однако господство определенного стилевого направления в литературе этого периода не прослеживается.

Просвещение дало литературе новые жанры – это роман воспитания, семейная драма и философская повесть. Наиболее известными произведениями того времени являются “Новая Элоиза” Руссо, “Путешествия Гулливера” Джонатана Свифта, “Кандид” Вольтера и “Робинзон Крузо” Даниэля Дефо. Основная тема каждого из них – это человек как существо, рожденное добрым и стремящееся вернуться в это состояние.

Рис. 3. Робинзон Крузо.

18 век также можно с полным правом назвать золотым веком утопии, так как просветители увлекались конструированием как идеального государства, так и идеального человека.

Историческое значение периода

Идеи просвещения породили реформы, которые улучшили положение людей, хотя утопическая идея о том, что общественная жизнь должна быть перестроена полностью, воплощения не получила.

Но самыми значительными последствиями распространения просветительских идей стали Американская революция и Великая французская революция.

Также идеи этого исторического периода в значительной степени повлияли на философскую мысль более поздних эпох и даже на современную политическую науку – именно они лежат в основе демократии.

Что мы узнали?

Были рассмотрены основополагающие идеи эпохи Просвещения, а также ее главные черты. Поговорили кратко о культуре эпохи Просвещения, ее деятелях и о том, как развивалась и эволюционировала общественная мысль. Были также определены основные мысли, на которых базировалась литература, и рассмотрено, какие характерные черты она имела – дидактическое начало, рационализм и в то же время внимание к эмоциональной сфере человека. Указаны основные имена философов и мыслителей, которые есть в учебнике за 7 класс, и то, какое влияние эпоха Просвещения оказала на события начала 19 века и Нового времени.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 662.

Эпомха Просвещемния Век разума -- одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли

Просвещение создало свою особую картину мира, особую идеологию, на основе которой возник новый этап в искусствах.

XVIII век -- ключевой период Нового времени, когда рухнуло традиционалистское сознание. Просвещение стремилось осветить новым, критическим светом все доселе существовавшие взгляды и теории и особенно радикально было настроено в сферах религии, философии и социальной мысли. Именно в XVIII веке разум одержал победу над верой и превратился из адвоката религии, как это было еще у Р. Декарта, в ее обвинителя. Хотя на уровне массового сознания религиозные предрассудки и обряды сохраняли свою традиционную роль, философы XVIII века вели последовательное разоблачение религиозных суеверий с позиций разума. Атеизм был в моде среди очень небольшой части интеллектуальной элиты, но даже те, кто не разделял крайностей атеизма, сходились во мнении, что последовательное мышление не найдет в мире никаких следов присутствия Бога, ничего, кроме природы. Просвещение наследует рационализм Декарта, но отвергает идею Бога. Христианское понимание человека, еще преобладавшее в XVII веке, сменилось пониманием натуралистическим.

Еще сильнее, чем в XVII веке, проступила зависимость человека от социума. Возникла концепция воспитания, согласно которой личность -- отражение состояния общества, следовательно, оздоровление общества повлечет за собой совершенствование человека. В человеке основоположники Просвещения видели существо от природы доброе, наделенное врожденными неотчуждаемыми правами на свободу, равенство, счастье, а разум находит путь к осуществлению этих стремлений.

От проблемы "человек и мир", свойственной Ренессансу, искусство Нового времени -- и особенно это характерно для XVIII века -- переходит к проблеме "человек и общество".

Бурная эпоха Просвещения рождала своих героев-бунтовщиков, бросавших вызов невежеству, пассивности, средневековому варварству и предрассудкам. Такими героями стали передовые писатели и созданные ими образы. Они боролись за свободу и независимость человеческой личности, обрушивали свой справедливый гнев на старый порядок. Среди этих писателей был и немецкий поэт И.В. Гете. Он искренне и твердо верил в торжество разума на земле и эту веру вложил в образ героя своего величайшего произведения -- трагедии «Фауст».

Гёте, Иоганн Вольфганг (1749-1832). Немецкий писатель, основоположник немецкой литературы нового времени, мыслитель. Величайшее произведение Гете, драматическая поэма "Фауст" писалась им в течение всей его жизни и отражает в себе весь пройденный им путь. "Фауст" был задуман Гете в ранней молодости и в первой его части отразилась еще эпоха бурных стремлений, закончен же он был лишь в последние десятилетия жизни Гете. В "Фаусте" наиболее полно выразилось все, что занимало и волновало современников Гете - людей, стоявших на рубеже XVIII и XIX века.

«Фауст»-трагедия, объединивший в себе высокую поэзию, классическое совершенство и глубочайшую философскую мысль. Фауст -- реальное историческое лицо: бунтарь, врач, алхимик и чернокнижник, живший в XVI веке в Германии. Уже при жизни его сопровождала молва: запродал, дескать, душу дьяволу. Именно по этой причине он и стал персонажем фольклорных народных книг и кукольных фарсов. Но не только их.

«Фауст» -- вершина гуманистической мысли, великая драматическая эпопея о Человеке, возвышенности и низменности его страстей, беспрестанных блужданиях в поисках истины и смысла жизни, взлетах и падениях, обретении Свободы и Любви.

Фауст Гете -- человек разочаровавшийся, но разочарование это не пассивное. Подстрекаемый силами зла, воплощенными в трагедии в реальном образе Мефистофеля, Фауст живет, борется, познает добро и зло, активно ищет ответы на главные жизненные вопросы. Вопрос о смысле и цели человеческой жизни составляет основную тему произведения, но раскрытие темы прило-жимо не ко всякому человеку и не ко всякой отдельной судьбе. Фауст выбран Гете для этой цели потому, что в силу своего необыкновенного характера он дает поэту возможность многое сказать о жизни. Жизнь Фауста, которую развертывает перед читателями Гете, -- это путь неустанных исканий.

Фауст не может жить, удовлетворяясь тем, что ему предлагают религия и наука. Во время эпидемии чумы юный Фауст оказывается лицом к лицу со смертью. Ничего из известного до этого времени не помогает ему спасти жизни сотен тысяч невинно страдающих людей. Средневековая медицина бессильна, Господь не слышит призывов о помощи.

Фауст сомневается, Фауст разочаровывается. Он даже решает покончить жизнь самоубийством. Но что, как не высшая справедливая сила, возвращает ему желание жить, жить активно, познавая тайны природы

Только в конце жизни стареющий и слепнущий Фауст понимает, что не какой-го миг блаженства является целью всей жизни, только жизнь сама по себе имеет смысл. Ежедневная борьба, ежедневные искания, ежедневная работа мысли -- вот истинный смысл жизни.

В предсмертном монологе героя, пережившего и преодолевшего все соблазны, Гете раскрывает высший смысл жизни, который заключается для Фауста в служении людям, вечной жажде знаний, в постоянной борьбе за счастье.

Это время распространения вольнодумства и веры в безграничные возможности человека. Кто же они, великие просветители Европы.

Особенности эпохи

Путь к свободомыслию был долог и непрост. Почти во всех странах вплоть до конца семнадцатого века общественная мысль находилась под контролем церкви. Но постепенно европейцы избавлялись от строгого уклада. Вместо веры на первое место стало выходить знание.

XVIII век - эпоха философии свободомыслия. Формировали ее великие просветители Европы. Таблица, в которой указаны имена, годы жизни и самые знаменитые произведения этих авторов, представлена ниже.

Основана на демократичности, направленности всех видов искусства и литературы под запросы простого народа. Главной задачей видных представителей культуры восемнадцатого века являлось приобщение к знаниям всех и каждого. Движение началось в Англии, но вскоре распространилось во Франции, Германии. Известно, что Российская императрица Екатерина II, огромное внимание уделявшая вопросам образования и переустройства общества, на протяжении многих лет вела переписку с выдающимися деятелями культуры. Среди них Вольтер и другие великие просветители Европы.

Самыми влиятельными фигурами в мировой культуре являлись и поэты. Среди них и вышеупомянутый Вольтер, и другие великие просветители Европы. Краткое содержание биографий некоторых из них изложено в статье.

В России главным реформатором системы образования был Ломоносов. Он был и ученым, и теоретиком литературы, и автором поэтических произведений. Но как звали тех, о ком идет речь в этой статье? Кто они, великие просветители Европы?

Таблица

Вольтер

Писатель был сыном чиновника. Окончил иезуитский колледж, изучал юриспруденцию, но впоследствии, как известно, предпочел литературу. Вольтер был человеком протеста. Он не мог примириться с властью и католической церковью, поэтому часто покидал на несколько лет Францию. Впрочем, и в других европейских государствах он создавал сатирические произведения, направленные на критику местного общественного уклада.

В юности французский писатель проникся философией Эпикура. Даже ранние произведения Вольтера содержат выпады против церкви и абсолютизма. Его позднее творчество отличается многообразием жанров. Среди произведений, созданных Вольтером, стоит отметить философские рассказы, публицистические статьи и исторически сочинения. Французский писатель оказал значительное влияние на развитие мировой культуры. Его творчество вдохновляло русских авторов. В восемнадцатом веке появился даже термин «вольтерьянство», подразумевающий иронию, ниспровержение авторитетов.

Некоторые произведения Вольтер изначально публиковал анонимно. Например, «Орлеанскую девственницу». Поэма повествует о героине французского народа Жанне д’Арк. Причем в столь сатирическом ракурсе, что церковь занесла ее в список запрещенных книг.

Жан-Жак Руссо

Этот философ представлял собой яркую фигуру французского сентиментализма. В детстве он учился в женевском протестантском пансионате, затем поступил в ученики к нотариусу. В шестнадцать лет Руссо покинул родной город. За свою жизнь он пробовал себя во многих профессиях, нередко испытывал нужду. В 1750 году Руссо написал трактат, с которого и началось его литературное творчество. Последующие сочинения полностью отвечали революционному духу, царившему в культурном мире, и позволили отнести автора в ряд великих людей, известных в истории как великие просветители Европы.

Дени Дидро

Один из основателей идеи передового мышления не верил в духовное начало жизни. Дидро полагал, что человек является тем, что из него делает общество, как, впрочем, и другие великие просветители Европы. Дидро писал в жанре прозы и драматургии. Его перу принадлежит ряд философских трактатов.

Родители желали, чтобы он стал священником, но после окончания иезуитского колледжа, Дени поступил на факультет искусств. Дидро долгое время зарабатывал переводами. Французский писатель более тринадцати лет работал над созданием «Энциклопедии», сотрудничая с другими просветителями.

Роль в истории

Великие просветители Европы и их идеи изменили представление людей и об обществе, и о себе. Эти философы показали, что человек обладает разумом, духовной силой. Мысли, которые сейчас кажутся очевидными, до семнадцатого века воспринимались как дерзкие и безумные идеи, точнее, могли бы восприниматься. До появления философии Просвещения ничего подобного тому, о чем писали Вольтер, Дидро или Руссо, произнести вслух едва ли кто-то бы осмелился. В Средневековье с церковью шутки были плохи. Любое вольнодумство представляло собой верный способ попасть в руки инквизиции. В девятнадцатом веке некоторые авторы (например, Шарль де Костер) стали отражать в своих произведениях ужасы мрачного времени.

Провозглашенные просветителями ценности стали по праву считаться демократическими. Они вызвали широкий отклик в народных массах. Творчество Вольтера, Руссо и Дидро вдохновило множество молодых авторов Франции, Германии, России.

Идейное движение, получившее название «Просвещение», распространилось в европейских странах в 18 веке. Оно было проникнуто духом борьбы против всех порождений и проявлений феодализма. Просветители выдвигали и отстаивали идеи общественного прогресса, равенства, свободного развития личности.

Просветители исходили из убеждения, что человек рождается добрым, наделенным чувством красоты, справедливости и равным всем другим людям. Несовершенное общество, его жестокие законы противны человеческой, «естественной»

Натуре. Следовательно, необходимо помнить человеку о его высоком предназначении на земле, воззвать его к разуму – и тогда он сам поймет, что такое добро и что такое зло, сам сможет отвечать за свои поступки, за свою жизнь. Важно только просветить людей, воздействовать на их сознание.

Просветители верили во всемогущество разума, но для них эта категория наполнялась более глубоким смыслом. Разум должен был только способствовать переустройству всего общества.

Будущее представлялось просветителям как «царство разума». Вот почему огромное значение они придавали науке, устанавливая

«культ знания», «культ книги». Характерно, что именно в 18 веке была издана знаменитая французская «Энциклопедия» в 28 томах. В ней пропагандировались новые взгляды на природу, человека, общество, искусство.

Писатели, поэты, драматурги 18 века стремились доказать, что не только наука, но и искусство может способствовать перевоспитанию людей, достойных жить в будущем гармоническом обществе, которое надлежит строить опять-таки по законам разума.

Просветительское движение зародилось в Англии (Даниэль Дефо «Робинзон Крузо», Джонатан Свифт «Путешествия Гулливера», великий шотландский поэт Роберт Бернс). Затем идеи Просвещения стали распространяться по всей Европе. Во Франции, например, к числу просветителей относят Вольтера, Руссо, Бомарше, в Германии – Лессинга, Гете, Шиллера.

Просветительские идеалы существовали и в русской литературе. Они нашли отражение в творчестве многих авторов 18 века, но наиболее отчетливо у Фонвизина, Радищева.

В недрах Просвещения проявлялись новые тенденции, предвещающие появление сентиментализма. Усиливается внимание к чувствам, переживаниям простого человека, утверждаются моральные ценности. Так, выше мы упоминали Руссо как одного из представителей века Просвещения. Но он же был автором романа «Новая Элоиза», который по праву считают вершиной европейского сентиментализма.

Своеобразное выражение гуманистические идеи Просвещения находили в немецкой литературе, там возникло литературное движение, известное под названием «Буря и натиск». Сторонники этого движения решительно отвергали классицистические нормы, сковывавшие творческую индивидуальность писателя.

Они отстаивали идеи национального своеобразия литературы, требовали изображения сильных страстей, героических дел, ярких характеров, а в то же время разрабатывали новые методы психологического анализа. Таким, в частности было творчество Гете и Шиллера.

Литература Просвещения сделала шаг вперед и в теоретическом осмыслении целей и задач искусства, и в художественной практике. Появляются новые жанры: роман воспитания, философские повести, семейная драма. Больше внимания стало уделяться моральным ценностям, утверждению самосознания человеческой личности. Все это стало важным этапом в истории литературы и искусства.

Довольно широкое распространение в литературе этой эпохи получил просветительский классицизм . Крупнейшие его представители в поэзии и в драматургии, а особенно в трагедийном жанре был Вольтер. Имел большое значение «Веймарский классицизм» – его теоретические принципы получили яркое воплощение в стихотворениях Шиллера и в «Иоригении и Тавриде» Гете.

Просветительский реализм также был распространен. Его представителями были Дидро, Лессинг, Гете, Дефо, Свифт.

Известнейшие произведения Эпохи Просвещения:

В л-ре Англии: -Даниеля Дефо «Робинзон Крузо», -Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера», -Ричардсон «Памела или Вознагражденная добродетель», – Поэзия Роберта Бернса

В л-ре Франции: – «Персидские письма» Монтескье, – «Орлеанская девственница», «Блудный сын», «Фанатизм или пророк Магомет» Вольтера. – «Племянник Рамо», «Жак Фаталист» Дидро. – «Новая Элоиза», «Исповедь» Ж.-Ж. Руссо.

В л-ре Германии: – «Коварство и любовь», «Разбойники» Шиллера,- «Фауст», «Страдания юного Вертера» Гете.

Изучение теории литературы в средней школе

Изучение теории литературы помогает ориентироваться в ху­дожественном произведении, в творчестве писателя, в литера­турном процессе, понимать специфику, условность искусства, воспитывает серьезное отношение к духовным богатствам, вы­рабатывает принципы оценки литературных явлений и умение их анализировать, обостряет и развивает критическую мысль учащихся, способствует формированию эстетических вкусов. Новое в искусстве лучше поймет и оценит тот, кто знает законы искусства, представляет себе этапы его развития).

Включаясь в общий процесс формирования мировоззрения молодежи, теоретико-литературные знания становятся своеоб­разным стимулятором роста ее коммунистических убеждений.

Изучение теории литературы совершенствует приемы умст­венной деятельности, имеющие значение и для общего развития школьников и для усвоения других учебных предметов.

Есть еще одна чрезвычайно важная сторона вопроса. От то­го, как поставлено изучение теории литературы в школе, во мно­гом зависит уровень восприятия юношами и девушками других искусств. Примитивно-натуралистический подход к кинокарти­нам, театральным постановкам, произведениям живописи (о чем с тревогой пишут авторы сборника «Художественное восприя­тие» 1) объясняется неудовлетворительной теоретической подго­товкой части, молодежи в области искусства. Очевидно, в курсе литературы необходимо усилить внимание к тем моментам, ко­торые раскрывают и характеризуют общие черты литературы и других видов искусства, общие законы развития искусства, не ослабляя внимания к специфике литературы.

В IV-VI классах , усваивая конкретные сведения о различи­ях прозаической и стихотворной речи, о речи автора и речи действующих лиц, об изобразительно-выразительных средствах язы­ка, о стихе, о строении литературного произведения, о литератур­ном герое, о родах и некоторых жанрах литературы, знакомясь с фактами творческой истории отдельных произведений, с отно­шением писателя к изображаемым героям и событиям, сталки­ваясь с художественным вымыслом в сказках, былинах, баснях, выясняя жизненную- основу таких произведений, как «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Детство» М. Горького, «Школа» А. Гайдара, учащиеся постепенно накапливают наблю­дения над сущностью образного отражения жизни, а кое-что закрепляют в простейших определениях. В этой связи особое значение приобретает постановка теоретического вопроса об от­личиях литературы от устного народного творчества, сказок ли­тературных от сказок народных.

Более систематичное изучение теории литературы начинается с VII класса.

VII класс. Образность художественной литературы. Понятие
художественного образа. Связанный с ним вопрос 6 роли творческого­ воображения. (Постановка проблемы образности лите­ратуры обусловлена интересами литературного развития уча­щихся и особым местом, которое занимает VII класс как класс, «пограничный» между двумя ступенями литературного образования – пропедевтической и основанной на историко-хронологическом принципе. Поскольку с образностью литературы в теоре­тическом плане учащиеся знакомятся при изучении отдельных произведений, они одновременно овладевают в связи с основным понятием понятиями темы, идеи, сюжета, композиции произве­дения.)

VIII класс. Типическое в литературе. Понятие о литературном типе (в его отношениях с понятием художественного образа).­

Обращение к проблеме типического опирается на постановку проблемы «автор – действительность» и предполагает рассмот­рение под определенным углом зрения вопроса о личностном характере, художественного творчества, о способах выражения авторского сознания. Благоприятные условия для привлечения внимания школьников к вопросам личностного характера худо­жественного творчества создает и программа VIII класса (изу­чение биографий писателей, работа над несколькими произведе­ниями одного автора), и характер изучаемых произведений (ли­рические и лиро-эпические произведения, форма повествова­ния от первого лица), и направленность познавательных интере­сов учащихся.

IX класс. Классовость и народность литературы (и связанные с этим вопросы мировоззрениями индивидуального стиля пи­сателя). Выдвижение проблемы классовости и народности литературы опирается на своеобразие курса IX класса (ожесточен­ная классовая борьба в русской литературе 60-х годов XIX века, решение многих коренных социальных проблем разными писате­лями с разных идейно-эстетических позиций) и на уровень под­готовленности учащихся по литературе и истории.

X класс. Партийность литературы и связанные с нею вопро­сы социалистического реализма. К постижению понятий партий­ности литературы и социалистического реализма, «вершинных» понятий, исключительно важных для формирования мировоззре­ния и воспитания личности ученика, школьники готовятся по су­ществу на всем протяжении курса литературы. В процессе усвоения этих понятий учащиеся углубляют и совершенствуют свои знания и по общим проблемам художественной литерату­ры, и по проблемам, связанным с изучением художественного произведения.

Таким образом, в каждом классе изучается как бы комплекс теоретических проблем (понятий), организуемый центральной для этого класса «общей» проблемой, а эта последняя постоянно ставится в связь с другими проблемами (понятиями).


(1 votes, average: 5.00 out of 5)

  1. В 17 в широкое распространение получает новое идеологическое течение Просвещение. Писатели, критики, философы- Дидро, Бомарше, Свифт, Дефо, Вольтер и др. характерной чертой Просвещения являлось своеобразное обожествление разума как единого критерия...
  2. Раньше имевшее место литературное образование основывалось на единомыслии, классовом подходе, социалистических стереотипов и партийных идеях. Художественные произведения были дополнением для изучения исторических пособий. В настоящее время это система образования является...
  3. Цель курсовой работы – формирование у студентов элементарных навыков самостоятельной исследовательской деятельности....
  4. Учащиеся должны придумать и записать воображаемый диалог. Работа может проводиться в парах. Темы для диалога соотносятся с изучаемым произведением: О чем могли бы поведать друг другу розы,...
  5. По данным социологических исследований, чтение художественной литературы перестало быть отличительной чертой наших современников. Более 50% населения сообщают в опросах, что в последние годы они перестали читать художественную литературу....
  6. Урок литературы является процессом творческим, и работа учителя сродни деятельности композитора, живописца, актера, режиссера. На всех этапах урока значительную роль играет сам учитель,...
  7. «Новая драма» началась с реализма, с которым связаны худо­жественные достижения Ибсена, Бьёрнсона, Гамсуна, Сгриндберга, Гауптмана, Шоу, но впитала в себя идеи других литературных школ и направлений переходной эпохи, в первую...
  8. В английской литературе критический реализм утвердился как ведущее направление в 30-40-е гг. Расцвет его совпал с наивысшим подъемом чартистского движения в 40-х гг. Именно в это время были созданы такие...
  9. Новалис (1772-1801) – псевдоним талантливого поэта, примыкавшего к иенскому кружку романтиков, Фридриха фон Гарденберга. Он происходил из обедневшей аристократической семьи и вынужден был зарабатывать на жизнь чиновничьей службы. Новалис был...
  10. Вечные образы – так называют образы мировой литературы, которые обозначены большой силой худ обобщения и стали общечеловеческим духовным приобретением. К ним можно отнести Прометея, Моисея, Фауста, Дон Жуана, Дон Кихот,...
  11. Народное устное творчество – творчество народа. Для его обозначения в науке чаще всего применяется два термина: русский термин «народное устное поэтическое творчество» и английский термин «фольклор», введенный Вильямом Томсом в...
  12. Общая характеристика литературы XVII века: эстетические системы и их представители (подробное рассмотрение творчества одного из них). Италия. Перемещение новых торговых путей губительно сказалось на внутренней экономике Италии. В XVII Италия,...
  13. Наряду со старыми драм жанрами к сер. XVI в. в Испании вырабатывается новая, ренессансная система драматургии, кот. произошла из столкновения двух начал в театре – средневековой нар традиции и учено-гуманистических...
  14. Сонет – особая форма стихотворения, зародившаяся в XIII веке в поэзии прованских трубадуров. Из Прованса сонетная поэзия перешла в Италию, где достигла совершенства в творчестве Данте Алигьери, Франческо Петрарки, Джованни...На празднике «Великих Дионисий», учрежденном афинским тираном Писистратом, выступали, помимо лирических хоров с обязательным в культе Диониса дифирамбом, также трагические хоры. Античная трагедия называет первым своим поэтом Афин Эврипида и...
  15. В 7 в. до н.э. героический эпос потерял руководящее значение в литературе, первое место стала занимать лирика. Это явилось результатом серьезных изменений, совершившихся в экономической, политической и общественной жизни греческого...
  16. Нет народа, у которого не было бы песен. Замечательными худ достоинствами отличаются славянские народные песни. Еще до возникновения государства Киевская Русь песни восточных славян привлекали своей красотой внимание иноземных историков...
  17. Сказки – это коллективно созд и коллективно хранимые народом устные худ эпические повествования в прозе с таким сатир или романт содержанием, которое требует использования приемов неправдоподобного изобр действительности и в...

Зарубежная литература эпохи Просвещения

…Дай миру, на который ты влияешь,
направление к добру…
Это направление дал ему,
если ты, поучая, возвышаешь
его мышление к необходимому и вечному.

Ф. Шиллер

Вот они – неумирающие образы литературы эпохи Просвещения:

Робинзон Крузо, который прожил на необитаемом острове двадцать девять лет в одиночестве и остался жить вопреки всем предположениям, сохранив не только рассудок, но и чувство собственного достоинства;

Лемюэль Гулливер, любимый герой детства, страстный путешест­венник, побывавший в удивительных странах - лилипутов и великанов , на летающем острове и в стране говорящих лошадей;

Кандид, философ, размышляющий о судьбах мира и месте человека в нем, путешественник, увидевший, «что творится на самом деле на на­шем печальном и смешном земном шаре», и последними словами кото­рого были: «Надо возделывать свой сад, ибо мир наш безумен и жесток... установим границы нашей деятельности и попробуем выполнить наше скромное дело как можно лучше»;

Фигаро, слуга в доме у графа, который во всех ситуациях обводит вок­руг пальца своего хозяина, смеется над ним, а вместе с ним и над всем сословием феодалов, показывая преимущество своего сословия, свою силу, свой ум, свою энергию и решительность;

Карл Моор, гордый, благородный человек, который будучи дворяни­ном становится разбойником, дерзко воскликнувшим: «Поставьте меня во главе таких же молодцев, как я, и Германия станет республикой», - и еще многие и многие другие образы...

Все они, созданные в XVIII в., несут черты своего времени, рассказыва­ют о своих современниках, их чувствах и мыслях, мечтах и идеалах. Ав­торы этих образов - Дефо и Свифт, Вольтер и Бомарше, Шиллер и Гете - великие писатели-просветители, имена которых стоят рядом с их бес­смертными героями.


Даниель Дефо ()

Он не читал «Робинзона Крузо» с детства...

По­смотрим, поразит ли его «Робинзон Крузо» теперь!

У. Коллинз

Ты становишься просто Человеком, пока читаешь его.

С. Колридж

Движение просветителей зародилось в Англии, после событий буржуазной революции конца XVII в. (1688 г.). Ее компромисс­ный характер сохранял многие пережитки феодального строя, и англий­ские просветители видели свой долг в закреплении уже достигнутых ре­волюцией побед. Они стремились перевоспитать человека в духе бур­жуазных добродетелей. Среди них - Д. Дефо.

Даниель Дефо - английский писатель, основоположник европейского романа. Он родился в Лондоне в семье мелкого буржуа и после оконча­ния духовной академии пуритан, где он получил прекрасное образова­ние, стал заниматься коммерцией.

Он был настоящим буржуа! Знакомясь с его биографией, поражаешься его кипучей энергией, деловитостью, практической сметкой, невероят­ному трудолюбию. Впоследствии Дефо наделит этими чертами и своего любимого героя - Робинзона Крузо. Да и жизнь самого Дефо напомина­ет жизнь Робинзона до необитаемого острова. Занимаясь всю жизнь ком­мерцией, Дефо был убежден, что предприятия, затеваемые им для лично­го обогащения, приносят пользу и обществу.

Литература также была для Дефо средством участия в общественной жизни, борьбы для утверждения новых буржуазных порядков. За свою жизнь он написал множество маленьких и больших книг, касаясь в них самых различных проблем - торговли, экономики, морали, воспитания, религии, политики, издавал газету, в которой выступал в качестве настав­ника своих читателей по всем жизненным вопросам.

Дефо поддерживал новый строй и своей политической деятельностью. В 1665 г. он принял участие в восстании против дворянско-монархического произвола. Он радостно приветствовал революцию 1888 г., открыв­шую доступ буржуазии к государственным делам. Пишет дерзкие памф­леты, в которых смело защищает новую власть, за один из них сторонни­ками господствующей англиканской церкви, над которыми Дефо дерзко посмеялся в памфлете, он был посажен в тюрьму и приговорен к стоянию у позорного столба. В тюрьме Дефо написал стихи «Гимн позорному стол­бу», которые распевали горожане на лондонских площадях во время граж­данской казни публициста, устроив ему овацию. Современники воспри­нимали Дефо как своего национального героя, а его памфлеты как еди­ноборство с властями за свободу мысли, за создание справедливых отно­шений между людьми. Это было в 1703 г.

Затем Дефо уходит от активного участия в политике. И настоящая, не­умирающая в веках слава приходит не к Дефо-публицисту а к Дефо-пи­сателю, художнику, создавшему в 1719 г. роман «Робинзон Крузо». В нем, своем первом и лучшем романе, написанном на 80-м году жизни, Дефо использовал весь свой жизненный опыт: и коммерсанта-буржуа, который обладал множеством практических знаний и умений; и политика, горя­чего сторонника буржуазного строя; и философа, отразившего идеи сво­ей эпохи; и человека-гуманиста, «друга человечества» - одного из тех ве­ликих людей восемнадцатого столетия, чьи сердца «были в высшей сте­пени цельны, здоровы и свежи» ().

Когда книга была опубликована, она имела совершенно неожиданный успех. Ее быстро перевели на основные европейские языки. Читатели, не желая расставаться с героем, требовали продолжения. Дефо написал еще два романа о Робинзоне, но ни один из них не сравнится с первым по художественной силе.


Несмотря на огромный успех у современников, истинная оценка ро­мана пришла все же позднее, после смерти писателя. Исследователи ли­тературы утверждают, что, являясь зеркалом своего времени, роман «Ро­бинзон Крузо» оказал большое влияние на общественную мысль и худо­жественную культуру XVIII, XIX и даже XX столетий.

Джонатан Свифт ()

И взор я бросил на людей,

Увидел их надменных, низких,

Жестоких, ветреных друзей,

Глупцов, всегда злодейству близких...

Доставьте мне удовольствие говорить о вас так же, как будет говорить потомство.

Вольтер в письме Свифту

Современником и соотечественником Д. Дефо был Джонатан Свифт, соотечественниками и современниками их герои Робинзон и Гул­ливер. Они жили в одной стране - Англии, при одних правителях, чита­ли произведения друг друга, хотя не были лично знакомы. Несомненно, было много общего в их творчестве, но талант каждого из них был ярко своеобразен, уникален, как уникальны их личности и судьбы.

Джонатан Свифт называл себя «шутником, чрезвычайным шутником», которому грустно и горько от своих шуток. Многие сатирики XVIII, XIX и XX вв. называли его своим предшественником.

Англичанин по происхождению, Свифт родился в 1667 г. в Ирландии, в Дублине, куда в поисках заработка переехал отец будущего писателя. После окончания Дублинского университета в 1789 г. Свифт получил ме­сто секретаря у влиятельного вельможи Уильяма Темпля. Бывший ми­нистр, Темпль, выйдя в отставку поселился в своем поместье Мур-Парк и стал заниматься литературным творчеством. Свифт, обладавший незау­рядным писательским талантом, был просто находкой для Темпля, кото­рый беззастенчиво пользовался трудом молодого секретаря. Эта служба тяготила Свифта, но его удерживала в Мур-Парке обширная библиотека Темпля и его юная воспитанница Эстер Джонсон, нежную привязанность к которой Свифт пронес через всю свою жизнь.

После смерти Темпля Свифт отправился в ирландскую деревушку Ларакор, чтобы стать там священником. Стелла, как называл Свифт Эстер Джонсон, последовала за ним.

Свифт не мог ограничить себя только скромной деятельностью пас­тора. Еще при жизни Темпля он опубликовал свои первые стихи и памф­леты, но настоящим началом литературной деятельности Свифта можно считать его книгу «Сказка бочки». («Сказка бочки» - это английское на­родное выражение, которое означает «говорить чепуху», «молоть вздор»). В ее основе лежит история о трех братьях, в которой заключена резкая сатира на три основные направления христианской религии: католичес­кую, протестантскую и англиканскую. «Сказка бочки» принесла большую известность в литературных и политических кругах Лондона. Его острое перо оценили обе политические партии: тори и виги.

Сначала Свифт поддерживал партию вигов, но очень скоро ушел от них из-за несогласия проводимой ими внешней политикой. Герцог Маль­боро, глава вигов, стремился продолжать кровопролитную войну с Фран­цией за «испанское наследство». Эта война разоряла страну, зато Мальбо­ро богател на военных поставках. Свифт стал поддерживать тори и сво­им пером боролся против войны.

В 1713г. был заключен Утрехтский мирный договор, не без прямого воздействия писателя. Этот договор даже называли «Свифтов мир».

Теперь Свифт стал настолько влиятельной фигурой в политических кругах, что оказалось неудобным оставлять его деревенским священни­ком. Друзья уверяли, что он будет возведен по меньшей мере в сан епис­копа. Но высокопоставленные чиновники не могли простить гениально­му сатирику его знаменитой «Сказки бочки». После долгих колебаний королева предоставила Свифту место декана (настоятеля) Дублинского собора, что было равносильно почетной ссылке.

В течение восьми лет Свифт почти безвыездно находился в Ирландии, в Дублине. А в 1726 г. он снова оказался в центре политической борьбы. На этот раз он обратил свой талант на защиту ирландского народа.

Причиной для выступления Свифта на политической арене послужил скандал, разразившийся вокруг ирландских денег. Английский предпри­ниматель Вуд, чеканивший медные деньги для Ирландии, часть меди, получаемой от английского правительства, складывал себе в карман. Ирландцы же получали жалованье шиллингами, в которых меди содержа­лось в 10 раз меньше, чем в английских монетах того же достоинства.
Свифт опубликовал серию памфлетов под названием «Письма суконщика», в которых он якобы от имени дублинского торговца-суконщика описал ужасающую нищету ирландцев и обвинил в этом английское правительство, которое руками Вуда подрывало экономику Ирландии.

Памфлеты Свифта вызвали восстание в Дублине. Премьер-министр Англии Уолполь распорядился арестовать Свифта. Но замкнутый и суро­вый декан Дублинского собора сделался любимцем ирландского народа. Был создан специальный отряд для его охраны, днем и ночью дежурив­ший возле дома Свифта. В результате премьер-министр Уолполь получил ответ из Ирландии: «Чтобы арестовать Свифта, нужно десять тысяч сол­дат». Дело пришлось замять. Наместник Ирландии лорд Картенет заявил: «Я правлю Ирландией с соизволения доктора Свифта».

Свифт скончался в 1745 г. и был похоронен в Дублинском соборе. На его надгробной плите была выгравирована им самим составленная над­пись, в ней уже без подобающего ему смеха Свифт искренне оценивает свою деятельность.

Я шутник, я чрезвычайный шутник, но есть ли на свете хоть один смерт­ный, которому было бы так горько и грустно от моих шуток, как мне... Мне уже сорок два, лучшая часть жизни позади - что же дальше? Подчиниться, признать, что бешеное мое стремление сделать мир лучше, человека - умнее, честнее, справедливее - также не больше чем затянувшаяся шутка?

Ю Д. Свифт. 1709 г.

Главным трудом жизни Свифта стал его роман «Путешествие в неко­торые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера, сначала хирурга , а потом капитана нескольких кораблей» - так звучит его полное название. Чрезвычайной таинственностью Свифт окружил свой труд, даже издатель, получивший в 1726 г. от неизвестного лица рукопись романа не знал, кто его автор.

Книгу о Гулливере ждала судьба, похожая на книгу о Робинзоне: она скоро стала всемирно известной, любимейшей книгой как взрослых, так и детей.

Освистывайте меня без стеснения, я вам отве­чу тем же, собратья мои.

Он был более чем человек, он был эпоха.

В каждой стране просветительское движение имело свои харак­терные черты. Французское Просвещение шло к революции, готовило ее. Просветители, отрицая существующие порядки, искали пути разум­ной организации общества. Их идеи, их требования воплощались в ло­зунге - Свобода, Равенство и Братство всех людей. На протяжении вто­рой половины XVIII в. французские просветители были властителями дум всей прогрессивной Европы. И первым среди первых в их ряду был Вольтер.

Великий поэт и драматург, философ и ученый, политический деятель, Вольтер был символом и первой фигурой не только в истории француз­ского Просвещения, но и просветительского движения всей Европы. Он был во главе тех, кто готовил Францию для восприятия грядущей рево­люции. Голос Вольтера слушал весь век. Он произносил решающее слово по поводу важнейших проблем своего времени.

Важной частью художественного наследия Вольтера являются фило­софские повести. Философская повесть - литературный жанр, создан­ный XVIII веком. Излагая философские идеи, проблемы, рассуждая на политические и социальные темы, автор облекает повествование в художествен­ную форму. Вольтер нередко прибегает к фантастике, иносказанию, вводит эк­зотический колорит, обращаясь к мало­изученному Востоку.

В своей самой известной философс­кой повести «Кандид, или Оптимизм» (1759 г.) Вольтер размышляет о религии, войнах, судьбах мира и месте человека в нем.

В 1726 г., когда Вольтер приехал в Ан­глию, на книжных прилавках Лондона он увидел только что вышедший роман «Путешествия Гулливера». Свифт потряс воображение Вольтера. Английский са­тирик показал французскому философу прием иронического сдвига реальнос­ти «и преувеличенной» пародии (пове­ствования - впоследствии Вольтер использовал его в своей лучшей фи­лософской повести). Центр действия повести - Германия. Действие ее начинается в Вестфалии, в имении барона Тундер-дер-Тронка. Пруссаки появляются в романе под видом болгар. Насильно завербованный в болгарскую (прусскую) армию, главный герой повести, Кандид, становится свидетелем и участником кро­вавой захватнической войны - бойни , в которой Вольтера особенно потрясают зверства над мирным населением. Он рисует страшную кар­тину гибели всего населения аварской деревни, сожженной «в силу меж­дународного права».

Но повествование выходит за рамки одного государства. В «Кандиде» дана панорама мирового порядка, который необходимо перестроить на началах разума и справедливости. Писатель-философ ведет читателя в Испанию и делает его свидетелем судилища инквизиции и сжигания ере­тиков; в Буэнос-Айресе он показывает ему злоупотребления колониаль­ных властей; в Парагвае - обличает государство, созданное иезуитами. Всюду беззаконие и обман идут рядом с убийством, развратом, воровством, унижением человека. Во всех уголках земного шара люди страдают, они не защищены в условиях господства феодальных порядков.

Этому страшному миру Вольтер противопоставляет свою утопическую мечту об идеальной стране Эльдорадо, куда попадает герой. Эльдорадо - в переводе с испанского значит «золотой» или «счастливый». Управляет государством умный, образованный, просвещенный король-философ. Все жители трудятся, они счастливы. Деньги для них не имеют никакой цены. Золото рассматривается лишь как удобный и красивый материал. Даже сельские дороги вымощены золотом и драгоценными камнями . Народ Эльдорадо не знает притеснений, в стране нет тюрем. Огромную роль играет искусство. Оно пронизывает и организует всю жизнь обще­ства. Самое большое и красивое здание в городе - Дворец Наук.

Однако сам писатель понимает, что мечта об Эльдорадо - всего лишь мечта. Вольтер отделяет Эльдорадо от всего мира огромными морями и непроходимыми горными хребтами, а все то, что Кандиду и его спутнику удалось вывезти из этой сказочно богатой страны, не могло послужить обогащению и счастью героев. Вольтер подвел читателя к выводу: счас­тье и благоденствие людей может быть завоевано только собственным трудом. Символичен конец повести. Герои, пройдя через множество ис­пытаний, встречаются в окрестностях Константинополя, где Кандид по­купает небольшую ферму. Они выращивают плоды и живут мирной, спокойной жизнью. «Будем работать, не рассуждая,- говорит один из них,- это единственное средство сделать жизнь сносной». «Надо возде­лывать свой сад»,- уточняет эту мысль Кандид. Труд как первооснова жиз­ни, который способен «избавить нас от трех великих зол: скуки, порока и нужды», труд как основа созидания, практическое действие - вот истин­ное призвание человека. В этом финальный призыв Кандида.

Почти все мои произведения проникнуты той гуманностью, которая долж­на быть главною чертою мыслящего существа. В них вы увидите (если можно так выразиться) желание счастья людей, отвращение к несправедливости и угнетению; только этим качествам мои сочинения обязаны тем, что они не за­терялись во мраке, как они того заслуживали со своими недостатками.

Вольтер

Иоганн Вольфганг Гете ()

Кто в силах, однако, выразить всю полноту при­знательности великому поэту, драгоценнейшей жемчужине нации!

Л. Бетховен о Гете

Свой национальные черты имело творчество немецких просве­тителей. Для того чтобы понять задачи Просвещения в Германиии, сле­довательно, идейные устремления творцов художественной культуры, ко­торые дал миру немецкий народ, необходимо вспомнить особенности исторического развития страны.

В отличие от Англии и Франции, Германия не вышла из Средневеко­вья централизованным государством. Поражение крестьянской войны и итоги реформации, затем тридцатилетняя война и Вестфальский мир 1648 г. законодательно закрепили деление Германии на множество мелких госу­дарств. В каждом утвердились своя династия, господствовали произвол единовластия, полное бесправие подданных и крепостное положение кре­стьян. И, однако, Германия XVIII в. неизбежно должна была быть втянута в общий процесс развития буржуазных отношений, которые утверждались в экономике и общественной жизни крупнейших европейских государств.

Главной задачей передовых людей Германии того времени была зада­ча объединения Германии, а это значит пробуждения чувства националь­ного единства, национального самосознания народа, воспитания нетер­пимости к деспотизму и надежд на возможные перемены.

Расцвет немецкого Просвещения приходится на вторую половину XVIII в. Но уже в первой половине века над растерзанной Германией под­нимается гигантская фигура, творчество которого заложило важнейшие основы для самосознания немецкого народа.

В середине XVIII в. важную роль в общественной жизни Германии на­чинает играть драматический театр. Создателем национальной драма­тургии, теоретиком театра и крупнейшим деятелем немецкого Просве­щения стал ГЭ. Лессинг. Он превратил театр в трибуну для пропаган­ды передовых идей своего времени.

В 70-80-х гг. XVIII столетия на арену культурной жизни Германии вышла группа молодых поэтов, получившая на­звание «Буря и натиск» (название дала пьеса молодого поэта Клингера «Буря и натиск», 1776 г.). Они выступили против болотного застоя жизни феодально-абсолютистской Германии, видели смысл творчества в том, чтобы «найти забвение в буре», «насладиться бунтом» против социального зла. В произведени­ях штюрмеров (бунтарей) зазвучали сло­ва о защите простого человека. Но у них не было позитивной программы - ведь и в самой Германии не было еще соци­альных сил, которые могли бы возгла­вить борьбу народа против существую­щих порядков.

С движением «Бури и натиска» связано начало творческого пути вели­ких немецких поэтов Гете и Шиллера.

Все лучшее, что достигло немецкое Просвещение, воплотилось в твор­честве Иоганна Вольфганга Гете. Ему шел 21-й год, когда он приехал в Страсбург для продолжения образования. Позади детство, проведенное в старинном вольном городе Франкфурте-на-Майне в доме высокообра­зованного бюргера , три года учебы в Лейпцигском университете, где Гете изучал юридические науки. Страсбург - обычный немецкий город. Он лежал на главном пути из центральной Европы в Париж. Здесь как бы стал­кивались влияния французской и немецкой культуры и меньше ощущал­ся провинциальный уклад жизни.

В Страсбурге Гете встретился с, который оказал на него огромное влияние. Крупный ученый, проницательный мыслитель, Гердер призывал ценить в искусстве каждого народа его самобытные, ори­гинальные черты. Гердер писал восторженные статьи о Гомере и Шекспире, считал, что величие Шекспира именно в том, что он свободно вы­ражал дух и самобытность своего народа, никому не подражал, ничто не брал за образец, кроме самой жизни. Эти идеи Гердера совпали с одной из основных задач немецкого Просвещения - пробуждения нацио­нального самосознания немцев, необходимого для борьбы и объ­единения.

В Страсбурге Гете сходится с кружком молодых штюрмеров и скоро становится их главою.

В период «Бури и натиска» Гете ищет настоящего героя, способного бо­роться. В 1773 г. он написал неоконченную драму «Прометей». Прометей у Гете - созидатель, творец, поднявшийся на борьбу с Зевсом - тираном.

Примеры героизма ищет Гете и в национальной истории. Так появля­ется драма «Гец фон Берлихинген» (1771 - 1773.) Гец - народный герой, рыцарь, не желающий подчиняться князьям, презирающий весь уклад их жизни. Он возглавляет восстание крестьян, но делает это не по своей воле - кровопролитие и насилие пугают Гете, как и его героя.

Мировую славу принес Гете его сентиментальный роман «Страдание молодого Вертера» (1774). Молодой человек, талантливый, образованный, рассказывает в дневнике о своей жизни другу. Постепенно в дневнико­вых записях остается одна тема - тема трагической любви Вертера к Шарлотте, ставшей женой его друга. Единственный раз в романе, эпис­толярном по форме, возникает издатель, который сообщает о смерти Вертера.

Глазами немецкого юноши Гете показал неустроенность жизни тог­дашней Германии, царство тупости, чванства. Вертер, искавший выход из тупика бесправного существования, не видел ясных целей, не имел дос­таточно воли, чтобы бороться за свою мечту. Единственное, что он сумел сделать, - застрелиться.

Роман имел шумный успех в Германии: книга эта оказалась по духу со­вершенно немецкой. Гете не придумал своего героя, но лишь сумел блес­тяще изобразить его» (Жермена де Сталь). «Вертера» читали не только в Германии, но и во Франции и в России, и в других странах мира. Одни восхищались, другие называли безнравственной, думали, спорили - чи­тайте об этом в главке «Полезно прочесть «Вертера».

С 1775 г. Гете живет в Веймаре, куда он приехал по приглашению гер­цога Карла Августа. С 1791 г. руководит созданным им театром. Веймар становится литературным центром, привлекающим людей со всех кон­цов Европы. Поэта посещают У. Теккерей, Г. Гейне, А. Мицкевич, В. Кюхельбекер и другие выдающиеся люда того времени - они оставили свои воспоминания о Гете.

В 1788 г. Гете познакомился в Шиллером. В 1799 г. Шиллер приезжает в Веймар, где сотрудничает, прежде всего в театре, с Гете вплоть до своей смер­ти. Дружба двух писателей имела огромное значение для них обоих. Впос­ледствии Гете признавался: «Великое счастье, что у меня есть Шиллер... ибо при всем различии наших натур, устремления наши были едины....»

Делом всей жизни Гете и философским итогом европейского Просве­щения стал «Фауст» - произведение о величии человеческого разума, вере в неограниченные возможности человека. «Фауст» - монументальная философская трагедия. Гете писал ее всю жизнь, около шестидесяти лет, и завершил в 1831 г., уже в другую эпоху, устремления и надежды которой нашли отражение в его бессмертном творении.

Жизни годы

Прошли недаром; ясен предо мной

Конечный вывод мудрости земной:

Лишь тот достоин жизни и свободы,

Кто каждый день за них идет на бой!

Фауст, ч. П. 1825-1831 гг.

Фридрих Шиллер

Прости слепцам, художник вдохновенный, И возвратись!.. Волшебный факел свой, Погашенный рукою дерзновенной, Вновь засвети над гибнущей толпой!

Фридрих Шиллер, как и его соотечественник и современник, сорат­ник и друг Гете, жил и творил в отсталой, раздробленной Германии, где уми­рающий абсолютизм приобрел уродливые формы. С юных лет он испытал на себе кичливость и самодурство владык карликовых государств и нужду.

Сын офицера герцогской армии Вюртемберга, Шиллер учился в воен­ной академии, куда был определен по настоянию герцога Карла Евгения. Любимое детище Карла - «Карлову академию» называли «питомником по выращиванию рабов». В течение восьми лет, без отпуска и каникул, оторванных от семьи и общественной жизни, в обстановке взаимной слежки, доносов, физических наказаний, молодых людей должны были превратить в послушных солдат и чиновников Карла Евгения.

Художественная литература была запрещена в академии. Тайком Шил­леру приходилось читать Руссо, Шекспира, Плутона. А ночью он писал свою первую драму «Разбойники».

В 1780 г. с дипломом лекаря Шиллер вышел из академии и был назначен полковым врачом в Штутгарте. В 1781 г. он закончил «Разбойников», тут же пьесу принял к постановке театр соседнего Мангеймского герцогства.

Шиллер попросил у Карла Евгения разрешения отлучиться для того, что­бы присутствовать на репетиции своей пьесы, но получил отказ. За само­вольную отлучку в Мангейм он подвергся аресту и запрету что-либо пи­сать, кроме медицинских сочинений. Это вынудило его бежать из владе­ний герцога.

Началась жизнь, полная лишений и скитаний, подорвавших его здо­ровье и приведших к ранней смерти. Ему помогали друзья, ценившие его талант. Ничто лучше, чем документы - письма самого Шиллера и его дру­зей, - не покажут того унижения, тех страданий, которые пришлось снести немецкому.

В 1782 г. драма «Разбойники» была по­ставлена на сцене Мангеймского театра, одного из лучших в стране, и вызвала сте­чение народа из окрестных городов и се­лений. В этом же году вышло второе из­дание драмы с девизом «Против тира­нов!».

Общественный резонанс пьесы был огромен. Поэт протестовал против не­справедливого мира. Имена двух анти­подов - благородного разбойника Кар­ла Моора, мечтавшего перестроить об­щество, и его брата Франца Моора с его философией антигуманизма - были у всех на устах. Противоречие между бла­городными стремлениями и невозмож­ностью осуществить их честным путем, свободным от обмана и безнравственно­сти, явилось основным лейтмотивом драмы. Шиллер ищет, но не находит ответа на вопрос, как исправить или уничтожить деспотизм.

Через три года он закончил драму «Коварство и любовь», премьера ее состоялась в том же театре г. Мангейма 15 апреля 1784 г. Сам поэт говорил, что это «смелая сатира и глумление над породой шутов и негодяев из знати». В пьесе действуют и противопоставлены друг другу два мира: одни живут в роскоши, притесняя других, порочны, жадны, эгоистичны, другие бедны, угнетены, но честны и благородны. «Мещанская трагедия» - таков подзаголовок драмы. Мещане - Луиза Миллер, ее отец-музыкант и мать - несут в себе черты третьего сословия, буржуазии, подымающегося прогрес­сивного класса. Шиллер раскрыл социальный смысл трагедии своего вре­мени и одновременно поднял и показал вечную нравственную проблему человечества - постоянную борьбу коварства и любви.

Столкновение просветительских идеалов с действительностью опреде­лило напряженный драматизм таких трагедий Шиллера, как «Дон Карлос» (1767), «Мария Стюарт» (1804), сообщило высокий нравственный пафос его лирике, обусловило создание им «теории «эстетического воспитания» (воспитания посредством искусства) как способа достижения справедливого общественного порядка.

Творчество Шиллера оказало огромное влияние на русскую литературу . Немецкий поэт и драматург оказался чрезвычайно близок русской душе.

Теперь, когда, в исходе века,

Действительность поэзии равна,

Когда мы ясно видим пред собой

Гигантских сил могучее боренье

Во имя высшей цели и борьба

Везде идет за власть и за свободу, -

Обязано искусство сцены также

Стремиться ввысь. Не смеет повседневность

И не должна глумиться над искусством!

ВО Ф. Шиллер. Пролог к спектаклю Веймарского театра 12 октября 1798 г. «Лагерь Валленштейна».