Open
Close

Презентация на тему борис васильев. Презентация "Военная тема в творчестве Б.Васильева" презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему








1 из 7

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Биография Родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец писателя, Лев Александрович, был офицером сначала царской армии, затем перешел в Красную армию, мать - из известной семьи народников. В семнадцать лет он добровольцем пошел на фронт, а после Великой Отечественной войны окончил в 1948 году Военно-техническую академию бронетанковых и механизированных войск.

№ слайда 3

Описание слайда:

Биография До 1954 года Борис Васильев был инженером, испытывал танки, 16 марта 1943 года – Борис Васильев получает тяжелое ранение. Доставлен в госпиталь. Осень этого же года – подлечившись после контузии, Васильев поступает в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина на инженерный факультет. Здесь, во время учебы, знакомится со студенткой этой же академии Зорей Альбертовной Поляк. Впоследствии она станет первой и единственной женой писателя Васильева. 1946 год – окончание академии, направление на работу на Урал, испытателем колесных и гусеничных машин.

№ слайда 4

Описание слайда:

Биография 1954 год – решив посвятить себя литературе (привлекавшей его с детства), Васильев в звании инженер-капитана увольняется из армии. И начал заниматься литературной деятельностью. Известность ему принесла повесть 1969 года «А зори здесь тихие». Автор многих повестей, романов, пьес, а также публицистики. По книгам и сценариям Бориса Васильева снято более 15 фильмов. В 1993 году подписал «Письмо 42-х».В 2006 г. участвовал в выпуске книги Автограф века. Центральное место в творчестве Бориса Васильева занимает тема Великой Отечественной войны.

№ слайда 5

Описание слайда:

"В списках не значился" Выпускник военного училища, обладатель удостоверения личности командира РККА и табельного пистолета ТТ, 19-летний Николай Петрович Плужников прибыл к месту прохождения службы в пограничный город Брест. Случилось это 21 июня 1941 года, за несколько часов до начала войны. Вечерний ресторан «Беларусь», пронзительная скрипка музыканта Рувима Скрицкого, познакомившего Николая с племянницей Миррочкой, яркие огни - все это смылось угаром военных залпов на рассвете. Утром, в крепости, куда он прибыл, уже были немцы. Получив от политрука приказ с десятком бойцов держать оборону, вчерашний курсант сразу же попал в пекло огненного ада. На его глазах погибают пограничники, мирные люди, оказавшиеся в подвалах Брестской крепости.

№ слайда 6

Описание слайда:

"В списках не значился" В считанные часы Николай проходит экзамен по огневой, тактической и морально-психологической подготовке защитника Брестской крепости, более того, учится подчинять и принимать решения: «Мне дали приказ держаться. А приказа бежать мне никто не давал!!» В первые же минуты боя он убивает врага, и едва сам не становится жертвой в рукопашной схватке. Увы, силы защитников таяли, его боевые друзья героически погибали. Вот они остаются вчетвером. К ним в каземат попадает немолодой немецкий вояка, его надо расстрелять, но у Плужникова доброе сердце, и он отпускает отца 3 немецких детей. Тот наводит фашистов на горстку защитников, и на глазах Плужникова сжигают из огнемёта тетю Христю. Следом геройски гибнет старшина Матвеич, обмотавшись гранатами, падая на группу немецких солдат.

№ слайда 7

Описание слайда:

"В списках не значился" С помощью Мирры, которая хорошо знала лабиринты подвальных ходов, Плужников остаётся в живых, и в течение многих недель держит свою оборону. Его любимая женщина вынуждена выйти наверх, и здесь её по доносу полицая забивают насмерть. После 9 месяцев обороны выходит и последний защитник Брестской крепости, полуослепший и полусгнивший от темноты и сырости крепостных катакомб, выходит и, на вопрос немцев, тут же взявших его в плен о его звании, должности и номере войсковой части отвечает им просто: «Я - русский солдат» После чего немецкий офицер отдает ему честь, отдавая должное его героизму. Солдаты, следуя примеру офицера, также вытягиваются по стойке «смирно» и отдают русскому солдату честь. Герой погибает, и немцы, потрясенные тем, что один солдат воевал с целой армией 9 месяцев и не сгибался, с почестями его хоронят.

Лирикаэпосдрама Выразительный род Литературы Изображение человеческой личности В переживаниях и раздумьях Внутренний мир человека Изобразительный род литературы Изображение человеческой личности объективно, во взаимодействии с другими людьми и событиями Предмет Реальная действительность Изобразительный род литературы Изображение человеческой личности в действии, в конфликте Объективное материальное событие


Малые формы: рассказ, очерк, новелла Средняя форма – повесть (повествование о перипетиях человеческой жизни, на этом примере показываются закономерности самой жизни) Большая форма – роман (повествование о множестве действующих лиц, чьи судьбы переплетаются; предмет изображения – жизнь в её сложности и противоречивости)





Содержание Содержание художественная Художественная форма Тема; Проблема; Идея; Конфликт; Пафос Героический Драматический Трагический Романтический Сентиментальности Комический: Сатира Ирония юмор Сюжет; Композиция; Центральные и второстепенные персонажи; Характеры; Приёмы создания образов персонажей Прямая авторская характеристика Портрет Описание среды обитания Психологический анализ Через действия и поступки Речевая характеристика Пейзаж; Художественные детали; Речь художественная


1. Поиски смысла жизни представителями русской интеллигенции в конце 19 века, накануне приближающихся революций. 2. Судьбы членов семьи Олексиных в тревожное для России время. 3. О бунтарстве и терроризме. 4. О примирении перед лицом Бога. 5. Трагедия на Ходынском поле. 6. Тема толпы.










Духовность не в том, чтобы медяки нищим разбрасывать да бесплатными обедами их кормить. Духовность – строить для них школы, дешевые дома, богадельни. В.И. Немирович-Данченко (известный журналист, писатель) «Мы поразим мир блеском и мощью России» (генерал Федор Олексин). Разговор о предстоящих событиях Хомякова, Федора и Николая Олексиных. – Жить надо по карману, – буркнул Хомяков. – А мы – по амбициям. Великая держава, великая держава! Великая держава не та, что может моим кумачом всю страну завесить, а та, в которой народ достойно живет. «Россия прогневила Бога» (Алевтина, горничная, и др. простолюдины: Феничка, человек на Ходынском поле) -Забота о подданных своих есть великая честь и великая традиция, а не парады с иллюминациями


Фёдор Олексин: - Мы поразим мир блеском и мощью России. Хомяков: - Это судороги давно состарившегося самодержавия. Красивая обертка не означает, что внутри нечто высококачественное. Николай: - Но традиции? Без них мы – толпа ванек, не помнящих родства своего. Хомяков: - А что считать традицией? Форму или содержание? Гавриил пустил себе пулю, т.к. не мог понять и простить императора Александра Второго, предавшего, с его точки зрения, болгарский народ.









События, длившиеся минут, описываются так, будто длятся БЕСКОНЕЧНО. Ход событий идет через восприятие главной героини, чтобы читатель глубину и силу трагедии почувствовал, стал участником. Начало трагедии: «Легкой пеленой висел пар от дыхания десятков тысяч людей. Освещаемое лучами солнца это зрелище было даже красиво внешне(форма). Но вместе с паром поднимался гул, несущий в себе что-то грозное».


« Слышалось только громкое, единое по вдохам и выдохам дыхание, точно бежали не люди, даже не стадо, а – зверь. Косматый и беспощадный зверь, сотворенный растерявшими облик человеческий и уже озверевшими людьми». Масса людей превратилась в «ЖИВОЕ БЕЗГОЛОВОЕ ЧУДОВИЩЕ». Как изменились судьбы героев в результате пережитой трагедии? Ходынка разделила жизнь на до и после трагедии. В чём нашла успокоение Наденька? Какой путь избрал для себя Иван Каляев? Почему автор изменил название романа «Олексины» на «Утоли моя печали…» Как автор относится к поступку Каляева? Какой путь – смирения и покаяния или террора он считает предпочтительным?




Идея произведения Надо жить по образу и подобию Божьему - что символизирует икона в романе? - Оплакивание - Всепрощение - Помни имя своё - Символ надежды на …»Россия вспрянет ото сна») Д/З Эссе на выбор 1. Какие уроки можно извлечь для себя современному читателю? 2. Какую страну я называю великой? 3. Может ли быть оправдан террор?

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Выбор пути России в романе Борис Львовича Васильева «Утоли мои печали…»

Борис Львович Васильев (21 мая 1924 г. - 11 марта 2013 г.) Борис Львович Васильев - русский писатель. Лауреат Государственной премии СССР. Родился в Смоленске.

Великая Отечественная война С началом Великой Отечественной войны ушел фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона. 16 марта 1943 г. Был демобилизован в связи с тяжелым ранением.

Литературным дебютом Б.Васильева стала пьеса «Танкисты» в 1954 г. Наибольшую известность принесла повесть «А зори здесь тихие», впервые появилась в 1969 г. в журнале «Юность»

Роман «Утоли моя печали…» Роман был написан в 1997 году, но описывает события царствования Николая II . Главной проблемой романа становится проблема политического террора, связанная с ходынской трагедией.

Историческая справка Николай II (18 68 -1917 гг.)

Трагедия на ходынском поле Ходынское поле – учебный плац для войск московского гарнизона. Использовалось для народных гуляний. Ходынская трагедия произошла во время коронации императора Николая II 18 мая 1896 г.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Б. Васильев «Утоли моя печали». Проблемы трагического на страницах романа

Исторические лица, воссозданные в романе Николай II Сергей Александрович Романов – генерал-губернатор Москвы, великий князь Елисавета Федоровна (жена)

Борис Савинков и Иван Каляев Российские революционеры и террористы

Вымышленные персонажи действуют в романе вместе с историческими личностями. Главная героиня – Наденька Олексина

Глава вторая (Подслушанный разговор) -Между кем происходит разговор? И о чем? - Из какого произведения взята цитата: «Не дай вам Бог увидеть русский бунт..»? Зачем автор включает ее в разговор? -Почему Надя отказывается продолжать гадание? Как она реагирует на услышанный разговор?

Глава шестая (Коронация Николая II) - Зачем автор дает такое продробное описание коронации Николая II ? Как он относится к описанной церемонии? Почему в коронацию и в целом в композицию всего романа включены тексты из Священого писания, молитвы? Каково их значение?

Ходынская трагедия – кульминационное событие для героев романа.

Глава седьмая (Ходынская трагедия) - Как автор описывают Ходынскую трагедию? Какие приемы он использует? - Как автор изображает толпу? -Какие символы мы встречаем в описании?

Смысл названия Икона Божьей Матери, именуемая «Утоли моя печали» прославилась в Москве многими чудесами со второй половины 18 в. Строчка из молитвы «Утоли моя печали». В развязке романа Надежда Олексина (одна из главных героинь) едет в Соловецкий монастырь и исповедуется перед иконой Божьей Матери «Утоли моя печали». Она чувствуют свою вину за гибель Фенички. Икона известна своей помощью во дни массовых бедствий. Название романа имеет символический смысл. Автор пытается найти утоления печалей всей Родины.

Почему стала возможна ходынская трагедия? В романе звучит фраза: «Народ без исторических традиций превращается в толпу ванек, не помнящих родства своего». Хомяков (один из героев) утверждает, что великая традиция и великая честь это забота о подданных, а не пышные празднества. Не были предприняты меры для безопасности людей, подарков было мало. Главной заботой была пышность коронации.

«Ходынский колокол был колокол по России»

Почему роман, посвященный событиям рубежа веков 19-20 века, обращен к сегодняшнему читателю? Сегодняшняя эпоха и эпоха создания романа (1997 г.) – кризисная. Изменился общественный строй, подверглись деформации культурные и нравственные ценности. В такие переломные моменты, считает Васильев, важен взгляд в прошлое, анализ просчетов допущенных властью во избежание повторения ошибок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы.11 класс."Е.Замятин.Роман"Мы"

Презентация содержит текстовой и фотографический материал к уроку литературы по творчеству Е.Замятина.Состоит из слайдов по биографии и слайдов по изучению романа "Мы"...

презентация к уроку развития речи в 8 классе "Храм Василия Блаженного"(добавлен 05.01.2012)

На презентации представлен иллюстративный материал к уроку развития речи "Храм Василия Блаженного"...

В данной презентации вы найдете материал ко всем урокам по изучению романа А.С.Пушкина "Дубровский"(история создания романа, вопросы к изучаемым главам, иллюстрации, задания)....

Cлайд 1

Cлайд 2

ЦЕЛИ: - выяснить, что является основным средством раскрытия идейного смысла повести и фильма; проследить, как характер Васкова влияет на формирование личности героинь повести; - определить точку зрения автора повести и режиссёра фильма на проблему: что является главной составляющей нашей Победы в Великой Отечественной войне; сравнить поколение сороковых с сегодняшним поколением: есть ли точки соприкосновения в их духовной жизни, можно ли говорить об общности самых важных жизненных идеалов;

Cлайд 3

Борис Васильев родился 21 мая 1924 года в Смоленске. Отец - Васильев Лев Александрович -кадровый офицер царской, впоследствии - Красной и Советской армии. Мать - Алексеева Елена Николаевна из известного старинного дворянского рода, связанного с именами Пушкина и Толстого. Рано проявившиеся у Бориса Васильева увлечение историей и любовь к литературе "с детства переплелись в его сознании". Учась в воронежской школе, он играл в любительских спектаклях, выпускал вместе со своим другом рукописный журнал.

Cлайд 4

Война началась, когда он окончил 9-й класс. Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен сперва в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.

Cлайд 5

Б.Л.Васильев своими глазами видел, как война ломала жизни, калечила судьбы, оставляя детей без родителей в голоде и нищете. Мальчишкам, родившимся в год смерти Ленина, суждено было почти всем сложить свои головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось только 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них.

Cлайд 6

Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск имени И.В. Сталина (впоследствии имени Р.Я. Малиновского), где встретил свою будущую жену Зорю Альбертовну Поляк, которая училась в той же академии, ставшую его постоянной спутницей. После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.

Cлайд 7

«А зори здесь тихие» первое прозаическое произведение автора. Повесть была написана в 1969 году и напечатана в журнале «Юность». За эту повесть Б.Васильев удостоен Государственной премии СССР. «Написать об этом я считал своим гражданским, нравственным долгом перед всеми, кто не вернулся с войны, перед моими товарищами и друзьями. Я не имел морального права написать первую свою книгу о чём –то другом. Я просто был обязан рассказать людям о том, что мы пережили и испытали, какой дорогой ценой досталась победа нашему народу…»

Cлайд 8

Женщина для меня – это воплощённая гармония жизни. А война - всегда дисгармония. И женщина на войне – это самое невероятное, несочетаемое сочетание явлений. А наши женщины шли на фронт и воевали на передовой рядом с мужчинами… Б.Васильев

Cлайд 9

Именно с нее, получившей огромный читательский резонанс, писательская судьба Бориса Васильева начала неуклонно набирать высоту. Тему войны и судьбы поколения, для которого война стала главным событием в жизни, Васильев продолжил в повестях "В списках не значился" ("Юность", 1974, № 2-4); "Завтра была война" ("Юность", 1984, № 6), в рассказах "Ветеран" ("Юность", 1976, № 4), "Великолепная шестерка" ("Юность", 1980, № 6), "Вы чье, старичье?" ("Новый мир", 1982, № 5), "Неопалимая купина« ("3намя", 1986, № 2) и др.

Cлайд 10

Орден Дружбы народов (27 мая 1994)- за большой личный вклад в развитие современной литературы и отечественной культуры Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства 1999 года (17 февраля 2000) Государственная премия СССР - за фильм «А зори здесь тихие» Премия им. А. Д. Сахарова «За гражданское мужество» (1997) Премия Ника (2002) Специальный приз «За честь и достоинство» литературной премии «Большая книга» (2009 Награды и премии Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (14 июля 2004) за выдающиеся заслуги в развитии отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (21 мая 1999) за выдающийся вклад в развитие отечественной литературы