Open
Close

Проанализируйте одну из сцен свидания печорина. Анализ эпизода

В романе «Герой нашего времени» показан портрет не одного человека, а целого поколения, составленный из пороков. Главная роль отведена Печорину, но именно другие персонажи романа, с которыми ему приходилось пересекаться по жизни, позволяют лучше понять внутренний мир этого человека, глубину души.

Взаимоотношения Печорина и княжны Мери одна из ярких сюжетных линий романа. Они завязались непринужденно, закончившись стремительно и трагично. В очередной раз, показав Печорина, как человека с черствой душой и холодным сердцем.

Знакомство

Первая встреча Печорина и княжны Мери произошла в Пятигорске, куда Григорий был направлен после выполнения очередного военного задания. Княжна вместе с матерью проходила курс лечения минеральными водами Пятигорска.

Княжна и Печорин постоянно вращались в светском обществе. Общий круг друзей свел их на одной из встреч. Григорий подогревал интерес к своей персоне, намеренно дразня девушку, игнорируя ее присутствие. Он видел, что она обратила на него внимание, но Печорину гораздо интересней наблюдать за тем, как она поведет себя дальше. Он прекрасно знал женщин и мог просчитать на несколько шагов вперед, чем закончится знакомство.

Первый шаг сделал он. Печорин пригласил Мери на танец, а дальше все должно было идти по разработанному им сценарию. Ему доставляло небывалое удовольствие завлечь очередную жертву, позволив ей увлечься. Девушки влюблялись в красавца военного, но быстро надоедали и он довольный собой, с чувством полного самоудовлетворения ставил еще одну галочку в послужном списке любовных дел, благополучно забывая о них.

Любовь

Мери влюбилась по-настоящему. Девушка не понимала, что игрушка в его руках. Часть плана коварного сердцееда. Печорину было выгодно знакомство с ней. Новые эмоции, ощущения, повод отвлечь общественность от романа с Верой, замужней женщиной. Веру он любил, но быть вместе они не могли. Еще одна причина приударить за Мери, вызвать ревность у Грушницкого. Он был влюблен в девушку по-настоящему, но чувства оставались без ответа. Мери не любила его и вряд ли смогла полюбить. В сложившемся любовном треугольнике он явно лишний. В отместку за неразделенные чувства Грушницкий распустил грязные слухи о романе Печорина и Мери, испортив ей репутацию. За свой мерзкий поступок он вскоре поплатился. Печорин вызвал его на дуэль, где пуля достигла цели, сразив лжеца наповал.

Финал

После случившегося Мери стала любить Печорина еще больше. Она считала, что его поступок благороден. Ведь он защитил ее честь, дав понять, что ее оклеветали. Девушка ждала от Григория признаний, мучаясь от любви и охвативших ее чувств. Вместо этого слышит горькую правду, что он никогда не любил ее и тем более не собирался жениться на ней. Он достиг цели, разбив сердце очередной жертве его любовных чар. Она возненавидела его. Последней фразой, услышанной от нее, было

«…я вас ненавижу…».

В очередной раз Печорин поступил жестоко по отношению к близким людям, перешагнув через их чувства и растоптав любовь.

Анализ эпизода.

Последняя встреча Мери с Печориным (М. Ю. Лермонтов, “Герой нашего времени”)

Эпизод, в котором оба литературных героя встречаются в последний раз, начинается со слов: “...я зашел к княгине проститься...”, и заканчивается следующим предложением: “Я поблагодарил, поклонился почтительно и вышел.”

Этот отрывок чрезвычайно важен для понимания авторского замысла. Главный герой Григорий Александрович Печорин открывается читателю в несколько ином свете, нежели, например, в новелле “Бэла”...

Итак, в данном эпизоде двое: княжна Мери и Печорин.(Третий персонаж старая княгиня Лиговская “участвует” лишь в начале выбранного нами отрывка, и ее речь, обращенная к главному герою, служит доказательством благородства Печорина: “ Послушайте, мсье Печорин! Я думаю, что вы благородный человек...” И, хотя эта героиня персонаж второстепенный, он важен: благодаря оценке умудренной жизненным опытом княгини веришь, что она не ошибается).

Каковы главные герои эпизода? Княжна Мери - юная, неопытная девушка, без памяти влюбившаяся в светского обольстителя; Печорин, молодой, но уже пресыщенный салонными вечерами и кокетливыми женщинами офицер, от скуки рушащий чужие судьбы.

Повествование ведется от первого лица, и этот авторский прием дает возможность читателю”увидеть”, почувствовать состояние главного героя: “Прошло минут пять; сердце мое сильно билось, но мысли были спокойны, голова холодна;как я ни искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери...” Трогательно описание облика девушки, данное героем:” ...ее большие глаза, исполненные неизъяснимой грусти, казалось, искали в моих что-нибудь похожее на надежду; ее бледные губы напрасно старались улыбнуться; ее нежные руки, сложенные на коленях, были так худы и прозрачны, что мне стало жаль ее.”

Печорин, со свойственной ему прямотой, сразу ставит все точки над “i” в объяснении с Мери: “...вы знаете, что я над вами смеялся?.. Вы должны презирать меня.” (Он намеренно жесток с девушкой, чтобы у той не осталось даже призрака надежды на взаимность; он похож на хирурга, который ампутирует ногу или руку, чтобы не заразился весь организм). Но, говоря столь страшные слова, сам находится в волнении и смятении: “Это становилось невыносимо: еще минута, и я бы упал к ногам ее...” Это благородный поступок, несмотря на кажущуюся его жестокость (как тут не вспомнить “отповедь” Онегина Татьяне?) Герой не боится себя оклеветать (“...вы видите, я играю в ваших глазах самую жалкую и гадкую роль...”) Можно быть абсолютно уверенным, он совершает над собой насилие!..

Печорин удивителен, прекрасен в этом эпизоде, насколько этот человек умеет видеть и чувствовать! “Она обернулась ко мне бледная, как мрамор, только глаза ее чудесно сверкали...”

Мери достойно выходит из невыносимо мучительной для нее ситуации. “Я вас ненавижу... - сказала она.”

Данный эпизод дополняет портрет главного героя, доказывая, что тот способен на глубокие чувства и благородные поступки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени" интеллект-карта

Интеллект-карта разработана ученицей 10 класса "А" Пелымской Анастасией. Она дает возможность вспомнить всех основных героев произведения, прослеживает связь между ними, дает краткую характеристику пе...

конспект урока литературы в 10 классе "Анализ главы "Княжна Мери" из романа М.Ю.Лермонтова "Герой нашего времени".

Данный урок даёт возможность, проанализировав главу, ответить на вопросы:кто же такой Печорин, почему именно эта глава является центральной в романе...

Конспект урока литературы «Литературный суд над Г.А.Печориным – главным героем романа «Герой нашего времени»

Тип урока: урок обощения знаний.Форма урока: урок - суд.Каждый из учеников во время урока побывает на месте кого - либо из героев романа или выступит в роли свидетелей и присяжных заседателей, в резул...

«Я два раза пожал её руку... во второй раз она её выдернула, ни говоря ни слова.

- Я дурно буду спать эту ночь, - сказала она мне, когда ма­зурка кончилась.

- Этому виноват Груш нищий.

- О нет! - И лицо её. стало так задумчиво, так грустно, что я дал себе слово в этот вечер непременно поцеловать её руку.

Стали разъезжаться. Сажая княжну в карету, я быстро прижал её маленькую ручку к губам своим. Было темно, и никто не мог этого видеть.

Я возвратился в залу очень доволен собой».

В этой сцене как в капле воды отразился весь замысел Печори­на относительно княжны Мери и Грушницкого. Здесь же велико­лепно выразился летящий психологизм самого М. Ю. Лермонтова. Каждая фраза, несмотря на их внешнюю бессодержательность, подразумевает целое направление мысли и скрываемых желаний. На наших глазах происходит переплетение светской игры с реаль­ными чувствами. Печорин направляет мысли и чувства княжны «от противного», заставляя её сначала выдёргивать руку, а после отрицать свои слова. Этим он маскирует собственное руководство событиями, узнаёт меру погружения княжны в предложенную им игру и подчёркивает, как нежелательное, имя Грушницкого. При этом совершенно неважно, что княжна не согласилась с его утвер­ждением, важно было косвенно указать на соперничество Печори­на с Грушницким, убедить девушку на уровне почти НЛП- программирования, что Печорин на самом деле включился в борь­бу за её сердце.

  • < Назад
  • Вперёд >
  • Анализ произведений русской литературы 11 класс

    • .C. Высоцкий «Я не люблю» анализ произведения (324)

      Оптимистичное по духу и весьма категоричное по содер­жанию стихотворение B.C. Высоцкого «Я не люблю» является программным в его творчестве. Шесть из восьми строф начи­наются...

    • B.C. Высоцкий «Зарыты в нашу память на века...» анализ произведения (276)

      Песня «Зарыты в нашу память на века...» написана B.C. Вы­соцким в 1971 году. В ней поэт вновь обращается к событиям Великой Отечественной войны, ставшим уже историей, но еще...

  • Литература

    • "Антоновские яблоки" Бунина сочинение (305)

      Творческое наследие Бунина очень интересно, впечатляюще, однако трудно для восприятия и понимания, так же как сложным и противоречивым было мировоззрение поэта и писателя. Бунин...

    • "Энеида" Вергилия сочинение-анализ (293)

      Поэма Вергилия «Энеида» - это эпическое произведение, базирующееся на римской мифологии. Поэма рассказывает о легендарном Энее, троянце, сыне царя Трои Приама. Эней после...

  • Сочинения по русской литературе

    • "Герой нашего времени" - главные герои (229)

      Главный герой романа – Григорий Печорин, личность неординарная, автор нарисовал «современного человека, каким он его понимает, и слишком часто встречал». Печорин полон кажущихся...

    • "Иудушка Головлев - тип единственный в своем роде (239)

      Иудушка Головлев - гениальное художественное открытие М. Е. Салтыкова-Щедрина. Больше никто не сумел раскрыть образ пустослова с такой обличительной силой.Портрет Иудушки...

    • "Маленький человек" в повести Гоголя "Шинель" (255)

      Повесть Николая Васильевича Гоголя «Шинель» сыграла большую роль в развитии русской литературы. «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», - сказал Ф. М.Достоевский, оценивая ее...

Сам М.Ю. Лермонтов определил цель романа "Герой нашего времени" как изображение всего поколения. Он подчеркивал, что "история души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа". Но душа Григория Александровича Печорина отнюдь не мелкая, ведь, как мы понимаем, читая роман, он человек необыкновенный. Именно поэтому для Лермонтова важно как можно глубже раскрыть характер Печорина. Поэтому он и прибегает к весьма необычному построению романа.

В повести "Княжна Мери" намечены основные мотивы всего романа: стремление Печорина к активным действиям, любопытство, толкающее его к экспериментированию над окружающими и над собой, его безрассудная храбрость и стремление понять, что движет людьми, выявить мотивы их поступков, постичь их психологию.

"Княжна Мери" построена на дневниковых записях, это почти ежедневная летопись жизни Печорина. При этом главный герой описывает не столько сами события (похоже, они вообще его не интересуют), сколько свои мнения, чувства, словно он тщательно исследует, анализирует свою душу и тех людей, с которыми сталкивает его жизнь.

Дневник Печорина не раз напоминает "Думу" Лермонтова: читая роман, убеждаешься в правильности строк:

К добру и злу постыдно равнодушны... .

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви...

Это равнодушие никому не мешает, пока все идет гладко. Но что делать, когда приходит буря? А ведь Печорин не может жить без бурь, он сам их создает (на ум приходят строчки из лермонтовского "Паруса", прекрасно характеризующие молодого человека: "А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой"). Так вот, в подобной ситуации холодное равнодушие Печорина может обернуться и оборачивается злом.

От доктора Вернера молодой человек узнает о приезде на Кавказ Веры. Когда он встречается с ней, то мы понимаем, что ее-то он любит, однако же любит лишь "для себя", не думает о ней, о том, что мучит ее. Налицо явное противоречие: если он любит Веру, то зачем ухаживать за Мери? Так как же обстоят дела с Мери?

16 мая молодой человек делает в своем журнале следующую запись: "В продолжение двух дней мои дела ужасно продвинулись". Что же это за дела? Он занят тем, что влюбляет в себя княжну из желания развеять скуку, досадить Грушницкому или бог знает из какого другого. Ведь он даже сам не понимает, зачем это делает: Мери, считает Печорин, он не любит. Главный герой верен себе: ради развлечения он вторгается в жизнь другого человека.

"Из чего же я хлопочу?" - спрашивает он себя и отвечает: "Есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся душой!" Это же чистейший эгоизм! И кроме страданий, он ничего не может принести ни Печорину, ни окружающим.

Комедия, задуманная Печориным, превращается в трагедию. Защищая честь оклеветанной Мери, он вызывает Грушницкого на дуэль. И здесь, на дуэли, он проводит такой эксперимент над юнкером, на который решится далеко не каждый. Он стоит под дулом пистолета, желая проверить, насколько Грушницкий подчинен злу, хватит ли у него сил и подлости убить безоружного (мы ведь знаем, что пистолет молодого человека не был заряжен). Чудом он остается в живых. Однако оказывается вынужденным убить юнкера. Грушницкий погибает.

"Княжна Мери" показывает нам истинную трагедию Григория Печорина. Ведь такую недюжинную натуру, огромную энергию он тратит на пустяки, на мелкие интриги. Это ли не трагично?! Особенно это заметно в последнем эпизоде, когда Печорин перед отъездом зашел в дом Литовских, где княгиня предложила ему жениться на ее дочери. Печорин поговорил с Мери наедине, признался, что смеялся над ней: "Как я не искал в груди моей хоть искры любви к милой Мери, но старания мои были напрасны".

Итак, в "Княжне Мери" нам раскрывается душа человеческая. Мы видим, что Григорий Александрович Печорин - человек противоречивый, неоднозначный. Сам он перед дуэлью говорит: "Одни скажут: он был добрый малый, другие - мерзавец. И то и другое будет ложно". И действительно, эта повесть показывает и хорошие качества молодого человека (поэтичность натуры, незаурядный ум, проницательность), и плохие черты его характера (ужаснейший эгоизм). Действительно, настоящий человек не бывает исключительно плохим или хорошим.

Эта глава играет главнейшую, центральную роль в романе, так как позволяет читателю самостоятельно проследить развитие характера главного героя, узнать о формировании его натуры, "себялюбивой и сухой", как сказал бы А.С. Пушкин. А вот его слова из исповеди Мери: молодой человек признается ей, что такое вот общество Грушницких сделало из него "нравственного калеку". Видно, что эта "болезнь" прогрессирует: изнуряющее чувство пустоты, скуки, одиночества все больше овладевает главным героем. В конце повести, находясь в крепос ти, он уже не видит тех ярких красок, которые так радовали его на Кавказе. "Скучно", - заключает он.

Все основные вопросы романа - социальные, психологические и философские - поднимаются именно в этой повести (вот почему она занимает центральное положение в романе) и плавно переходят в завершающую новеллу "Фаталист", где герой снова пытается решить важную загадку: в чем истинное предназначение человека, каков смысл бытия, какую роль в жизни человека играет свобода, судьба, вера? Становится понятно, что своим поведением Печорин во многом обязан отсутствию нравственных заповедей, выработанных верой в какую-то высшую идею.

Читая роман, мы понимаем, что Григорий Александрович Печорин как бы поднес зеркало ко всему своему поколению. Честно говоря, неплохо бы и нам посмотреться в это зеркало, тем более что и мы ведь живем в то время, когда, разрушив старые принципы, еще не выработали новые, когда царят разочарование и безверие. Не теряем ли мы человеческого облика? Не становимся ли "нравственными калеками"? Не стоит ли поискать ответ в романе "Герой нашего времени", а особенно в главе "Княжна Мери"?..

. Княжна Мери .)

Лермонтов. Княжна Мери. Художественный фильм, 1955

…Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывал смешные, а после дурные их стороны. Желчь моя взволновалась. Я начал шутя – и кончил искренней злостью. Сперва это ее забавляло, а потом испугало.

– Вы опасный человек! – сказала она мне, – я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок... Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, – я думаю, это вам не будет очень трудно.

– Разве я похож на убийцу?..

– Вы хуже...

Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый вид:

– Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали – и они родились. Я был скромен – меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, – другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, – меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, – меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду – мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние – не то отчаяние, которое лечат дулом пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыбкой. Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она высохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, – тогда как другая шевелилась и жила к услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна – пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало.

В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание – чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, – а это великий признак!

См. также статьи