Open
Close

Проект помощь людям с ограниченными возможностями. Благотворительная поддержка людей с ограниченными возможностями

Ограниченные возможности – это такая же проблема, как и любая другая проблема, с которой могут столкнуться как больные, так и здоровые люди. Единственное, с такой проблемой сталкиваются не все из нас. Ограниченные возможности не означают, что один человек хуже другого. Нет. Это лишь означает, что человеку с инвалидностью приходится жить иначе, не так, как всем. Прочитав эту статью, вы узнаете, как вести себя, если рядом находится человек с ограниченными возможностями, которому, как вам кажется, нужна помощь.

Шаги

    Относитесь к людям с ограниченными возможностями так же, как вы относитесь к здоровым людям. Люди с инвалидностью все равно остаются людьми, и они не заслуживают неуважения по отношению к себе, они хотят быть равными.

    Не относитесь к их инвалидности как к чему-то постыдному. Это, вне зависимости от того, делаете ли вы это преднамеренно или нет, по меньшей мере, бесчеловечно. Аблеизм (дискриминация людей с ограниченными возможностями) недопустим.

    Проявляйте дружелюбие по отношению к людям с инвалидностью.

    Защищайте их права. Если вы видите, что кто-то проявляет грубость, издевается над человеком с ограниченными возможностями, заступитесь за человека с инвалидностью, как в случае, если вы бы заступились за здорового человека.

    Относитесь к ним так же, как вы относитесь ко всем другим людям. Смейтесь, плачьте, дружите – в общем, ведите себя так же, как вы ведете себя, когда общаетесь с другими своими друзьями.

    Уважайте их, поскольку уважение требует каждый без исключения человек.

    Прежде, чем помочь человеку с инвалидностью, спросите у него, нужна ли ему ваша помощь, поскольку все мы имеем право на независимость.

  • Большинство людей с ограниченными возможностями – позитивные и счастливые люди. Думается, что многие из нас имеет один и тот же стереотип: люди с инвалидностью – это люди с глубокой депрессией. Но на самом деле это не так. Да, депрессия может иметь место, но, как правило, лишь в первое время после приобретения инвалидности. Дайте им время, окажите поддержку, но ни в коем случае не поощряйте депрессивное состояние, а помогите жить дальше. Люди с ограниченными возможностями могут быть счастливыми.

Предупреждения

  • Не жалейте их. В настоящее время людям с ограниченными возможностями реально вести полноценную жизнь.

В Университете ИТМО 24 декабря состоялся «Урок доброты», приуроченный к Международному дню инвалидов. Его провели специалисты управления образовательных технологий и инклюзивного образования Департамента по учебно-методической работе Светлана Гнездилова, Анастасия Мухаметшина и Дарья Митрошина. Они рассказали о проведенном ранее соцопросе среди студентов Университета ИТМО с ограниченными возможностями, а также познакомили присутствующих с потребностями инвалидов, научили этике общения с ними и рассказали о мероприятиях по формированию доступной среды в вузе.

Соцопрос и безбарьерная среда

В начале урока начальник управления образовательных технологий и инклюзивного образования рассказала о сути обучения молодых людей с ограниченными особенностями здоровья наравне со сверстниками, не имеющими проблем. Согласно закону об образовании, для инвалидов должны создаваться необходимые условия, чтобы избежать какой-либо дискриминации и реализовать их право на качественное образование с квалифицированным подходом.

" Нами был проведен соцопрос инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в Университете ИТМО, чтобы выяснить, нуждаются ли они в разработке адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана, возникают ли трудности при восприятии информации на занятиях, требуется ли им помощь ассистента, удовлетворяет ли их оборудование аудиторий вуза, а также необходимы ли дополнительные мероприятия для обеспечения успешной адаптации в университете", — рассказала Светлана Гнездилова .

Сотрудники управления составили дорожную карту по организации инклюзивного образования в Университете ИТМО. В документе они перечислили все те подходы, которые необходимо успешно реализовать в вузе. Так, эксперты подчеркнули, что важно организовать работу с абитуриентами-инвалидами, сопровождать обучение студентов с ограниченными возможностями здоровья, а также создать кабинеты психологической поддержки. Они сделали ставку на создание безбарьерных условий не только в рамках учебного процесса, но и проживания в общежитии. В завершение специалисты управления составили рекомендации по оснащению залов библиотеки и учли возможность подготовки к будущей работе таких студентов.

Знакомство с потребностями и особенностями инвалидов

Начальник отдела разработки адаптированных образовательных программ Анастасия Мухаметшина рассказала присутствующим об особенностях, которыми обладают люди с инвалидностью, и их потребностях. Она подчеркнула разницу между понятиями «слепой» и «слабовидящий», познакомила студентов со шрифтом Брайля и приборами для письма по нему. Отдельно она пояснила классификацию соматических заболеваниий и расстройств опорно-двигательного аппарата.



«Люди с ограниченными возможностями нуждаются в помощи и поддержке окружающих. Каждому из нас хочется жить полной жизнью, общаться друг с другом и узнавать новое. Люди с ограниченными возможностями — такие же, как и любой из нас. Они почти ничем не отличаются, но часто для общения и совместной деятельности с этими людьми необходимо знать их особенности», — объяснила специалист. — Мы можем не увидеть, что у человека тяжёлое хроническое заболевание, и пройти мимо. Например, если вы увидите, что человеку плохо, предложите ему помощь, возможно, ему просто необходимо вовремя принять лекарство", — отметила Анастасия Мухаметшина.

В свою очередь, сурдопедагог и специалист по учебно-методической работе Дарья Митрошина буквально на пальцах объяснила студентам, как общаться с людьми, у которых имеется нарушение слуха.



«Глухие имеют такую потерю слуха, которая лишает их возможности естественного восприятия речи и не позволяет им самостоятельно овладеть речью без специально организованного обучения. Слабослышащие способны самостоятельно овладеть речью хотя бы в минимальной степени. Для общения люди с нарушением слуха используют дактильную азбуку и жестовую речь. Дактильная азбука — это система русского жестового языка, в которой каждой конфигурации пальцев соответствует одна буква русского языка. Жестовая речь — система общения глухих, в которой один жест обозначает одно слово», — пояснила сурдопедагог.

Молодых людей, пришедших на занятие, познакомили с некоторыми жестами и основами дактильной речи. Вместе с преподавателем они изобразили слово «мама» на дактиле, а также поупражнялись «говорить» руками слова: «здравствуйте», «до свидания», «дружить», «любить», «спасибо». В качестве заключительной части выступления был показан фрагмент фильма «Слово на ладони» о жизни слепоглухих.



«Люди с ограниченными возможностями — равноправные члены общества, хотя и нуждаются иногда в помощи окружающих. Не стоит забывать о золотом правиле: прежде, чем сделать что-либо для такого человека, нужно спросить, нуждается ли он в вашей помощи, ведь мы должны уважать личную свободу каждого», — заключила Дарья Митрошина.



Чувство меры и этика

Директор центра социальной поддержки обучающихся Департамента молодежной политики, кандидат психологических наук Елена Шарапановская рассказала участникам об этике общения с людьми, имеющими особые потребности. Часто люди или уделяют инвалидам слишком усердное внимание, заставляя их чувствовать излишнюю зависимость от других, или, наоборот, игнорируют. По словам экспертов, правильное отношение к людям, у которых есть особенности, нужно воспитывать в себе всегда. Так, любое заболевание, несущее ущерб здоровью, становится серьезным испытанием. Однако, не стоит забывать, что при потере каких-либо свойств у людей усиливается работы органов чувств, появляется сильная тяга к жизни, новые таланты и способности к самовыражению. Преодоление трудностей и жизнь с недугом развивают у таких людей огромную силу духа и воли, что подталкивает их к прогрессу в саморазвитии. Благодаря этому они добиваются успехов в спорте, науке и искусстве. По словам Елены Шарапановской, в отношении людей с инвалидностью нужно проявлять не популистскую позицию, формируя у них выученную беспомощность, а выстраивать конструктивное общение.



«Такой подход предполагает, во-первых, позицию на равных. Мы должны учитывать особенности, но в то же время относиться к человеку с ограниченными возможностями так же, как и к другим. И это распространяется на все сферы жизни. Учитывайте реальные возможности таких людей — они многое могут делать сами! Делать за них все не только не нужно, но и вредно: и им, и вам. Нельзя забывать, что на демонстрации жалости стоит поставить крест. Наоборот, проявляйте жизнелюбие, оптимизм, дружелюбие, будьте добры. Вместо жалости используйте действенное сочувствие: реальная помощь инвалидам заключается в создании доступной среды, приглашении их участвовать в важных и интересных событиях и мероприятиях. Для всех людей важен визуальный контакт, так что не стоит избегать его в общении с инвалидами, повторяя ошибку многих», — убеждена руководитель центра.

Как отметила в своем выступлении Елена Шарапановская, не стоит забывать, что сейчас нет людей со стопроцентным здоровьем — у каждого есть карта в поликлинике с его проблемами. Адекватное отношение и правильная позиция помогут справиться со сложностями во взаимодействии с людьми, имеющими особые потребности. Преодолев смущение, стеснение, боязнь болезни и стыд, общаясь со всеми на равных, можно помочь не только человеку рядом, но и себе самому, резюмировала специалист.

Полина Полещук ,
Редакция новостного портала Университета ИТМО

В европейских странах большое внимание уделяется проблемам людей с ограниченными возможностями. В нашей же стране данная проблема рассмотрена не особо тщательно, и государственных мер поддержки инвалидам не всегда бывает достаточно. Зачастую не хватает материальной поддержки, психологической, социальной.

Государственная помощь людям с ограниченными возможностями заключается в ряде мер, направленных на преодоление сложностей, связанных с их жизнеобеспечением, с социальными гарантиями:

Обеспечение инвалидов жильем, льготы по его оплате;

Помощь в получении образования (особые условия при сдаче вступительных экзаменов, специализированные образовательные учреждения для людей с ограниченными возможностями, повышенная стипендия и т.д.);

Обеспечение людей с ограниченными возможностями трудовыми местами, особые условия труда;

Право на санаторно-курортное лечение;

Материальная помощь инвалидам в виде пособий, выплат, компенсаций, пенсий;

Социальная поддержка людей с ограниченными возможностями включает в себя и медико-социальную помощь, которая может быть оказана социальными работниками на дому или в виде сопровождения нуждающегося в медицинском осмотре человека в медицинское учреждение.

Мер социальной поддержки от государства людям с ограниченными возможностями достаточно много. Социальный работник может оказать помощь в решении бытовых вопросов - например, в стирке, уборке, покупке продуктов или медикаментов. Для того чтобы получить от государства помощь, достаточно написать заявление (в случае просьбы о дополнительной материальной поддержке необходимо будет предоставить документы, доказывающие, что человек в ней действительно нуждается).

Сложности в получении поддержки от государства в том, что лицам с ограниченными способностями приходится доказывать свою беспомощность. Кроме того, зачастую материальных средств, предоставляемых государством, просто не хватает на полноценную поддержку и на обеспечение инвалидов всем необходимым для обычной человеческой жизнедеятельности.

Этот вопрос становится особенно актуальным, когда для возвращения человека к полноценному существованию требуется дорогостоящая операция или необходимое оборудование, которого в России попросту нет. Что уж говорить о психологической помощи, в которой так нуждаются инвалиды, особенно если они находятся в детском возрасте.

Кто может оказать помощь человеку с ограниченными возможностями

Государство обязано оказывать всестороннюю поддержку инвалидам. Однако что делать людям, если им этой помощи не хватает? Существуют благотворительные фонды, готовые оказывать поддержку людям с ограниченными возможностями, особенно детям-инвалидам, ведь в юном возрасте возможность справиться с недугом гораздо выше.

На оказании безвозмездной помощи нуждающемуся человеку основано такое понятие, как гуманистическая этика. Помощь человеку с ограниченными возможностями должна быть оказана не потому, что это наша обязанность, а потому что человеку свойственно испытывать радость от возможности одарить поддержкой постороннего человека, ничего не требуя взамен. Как писал Фромм, любовь к ближнему - это не высшая сила, нисходящая на человека, и не возложенный на него долг: это то, что свойственно самому человеку и благодаря чему он живет и действует в этом мире.


Благотворительные фонды призывают граждан к пожертвованию. На сайтах некоммерческих благотворительных организаций можно прочитать информацию о инвалидах, узнать историю каждого конкретного человека и пожертвовать деньги именно тому, чья судьба особенно затронула. Поддержка людей с ограниченными возможностями в виде пожертвования всегда доходит до адресатов, подтверждение тому можно получить в виде финансового отчета от организации.

На что идут пожертвованные деньги? Узнать об этом можно даже прежде, чем будет совершено пожертвование. Помощь людям с ограниченными возможностями обычно требуется для:

Приобретения оборудования, например удобной складной инвалидной коляски;

Прохождения курсов реабилитации, в том числе самых своеобразных - к примеру, курса дельфинотерапии;

Оплаты реабилитации в специализированных центрах для инвалидов;

Оплаты дорогостоящих операций и другого.


Волонтерские и общественные движения стараются привлечь внимание общества к проблемам инвалидов. Проект «Помощь людям с ограниченными возможностями» нацелен на повышение уровня социальной защищенности этой категории граждан, вовлечения их в общественную деятельность, раскрытие их способностей и талантов, которые многие инвалиды просто таят в себе, привыкая с временем замыкаться, ограничивать себя во всем - тем более в общении с «полноценными» людьми.

В чем состоит психологическая помощь людям с ограниченными возможностями

Консультация психолога необходима в первую очередь детям, потому что в детстве острее воспринимаешь свое отличие от других. Безусловно, можно оставить ребенка на домашнее обучение, опасаясь, что в школе он столкнется с непониманием сверстников, что большая психологическая нагрузка окажется ему не по плечам. Однако специалисты в один голос твердят, что лучше адаптироваться в будущем к социальной среде помогает именно нахождение в ней на равных с другими людьми.


Конечно, многое зависит от самого человека, имеющего ограниченные возможности, - от его характера, силы воли, способности и желания развиваться. Но и близкие люди - его семья, а также окружающие его посторонние люди вне стен родного дома несут на себя ответственность за то, насколько комфортно он будет себя чувствовать.

Вы можете не иметь профессиональных навыков по уходу за инвалидами, но легко можете оказать им помощь в том виде деятельности, который ближе для вас. Неважно, разошлете ли вы друзьям из соцсетей информацию о нуждающемся в поддержке человеке, или сами снабдите его необходимой информацией в области юриспруденции, оформления документов или любой другой, в которой вы чувствуете себя как рыба в воде, - ваша помощь никогда не будет лишней.