Open
Close

Сандро боттичелли "весна" - история картины. «Весна» Сандро Боттичелли: скрытый смысл шедевра эпохи Возрождения

Посещая галерею Уффици во Флоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичел­ли. Чем же так примечательна эта картина, создан­ная художником более 500 лет назад в 1478 году? Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философ­ский смысл. Движение в картине устремлено справа – нале­во. В верхнем правом углу картины видна голубо­вато-зеленая фигура в развевающемся плаще. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это - символ ветра. От его полета согнулись стволы деревьев. Влево от него убегает испуганная нимфа, касающаяся руками третьей фигуры, будто прося у нее защиты. Но та, словно не замечая, движется к нижнему краю картины, и, глядя в сторону зрителя, как будто, занята посевом, опустив правую руку в складки платья, наполненные розами. Эту девушку, в длинном расшитом цветами платье, с худощавым лицом и венком на золотых волосах часто называли Вес­ной. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.

Три фигуры понадобились Боттичелли для живописной иллюстрации мифа.

Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зе­фир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т.е — о весеннем цветении природы. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слета­ют цветы, покры­вая мелким узором ее подол. Следующая справа фигура - это уже пре­вращенная Хлорис, в ее новом облике. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. Вы­шитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Все три фигуры символизируют первый месяц весны, ибо первое дуновение Зефира считалось ее началом.

Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера.

Об этом свидетельствует парящий в воздухе Амур (ее сын) с луком и огнен­ной стрелой. Живописно расступившиеся полукругом деревья, заполняющие фон картины, также показы­вают, что здесь располагается смысловой центр картины художника. Скло­нив голову, Венера смотрит в сторону зрителя, благословляя опекающим жестом правой руки группу Граций. Жест привлекает к себе внимание, за­ставляя лучше ощутить ритмическую па­узу в центре картины и направляет взгляд дальше влево.

Венера и ее спутницы Грации символизируют второй месяц весны - апрель.

Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Последний персонаж картины художника - Меркурий (крайняя фигура слева). Он — частый спутник Граций, поскольку символизирует разу­м и красноречие, а также является творцом искусств. В древнеримском календа­ре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Он назван так в честь матери Меркурия - Майи. Месяц считался концом весны и началом лета. Может быть, поэтому Меркурий, символизирующий в картине май, повернут спиной к остальным весенним божествам.

Мир, отраженный в живописи Боттичелли, необычен и загадочен.

Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. Может показаться, что некоторые из них стоят на склоне холма, но в другую минуту луг под ногами кажется ров­ным. А просвет среди деревьев, вол­нообразной полосой проходящий через всю кар­тину, в правой части ее показывает небо там, где ожидалось бы увидеть продолжение поверхности луга. Возможно, Боттичелли сознательно отка­зался от ренессансной перспекти­вы, ради усиления ощущения чуда.

Композиционный ритм «Весны» Боттичелли довольно сложен.

Фигуры расположены волнообразно. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. В линиях контуров и складок преобладают диагонали, поднимающиеся влево, и почти нет горизонталей. Взгляды и жесты большинства фигур разобщены, словно они показаны в момент, когда прежнее движение по инерции еще продолжается, а внимание уже переключается на новый предмет. Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погружаясь в созерцание Меркурия. Движения и жесты в картине, как будто, сразу забываются как теми, кто их совершает, так и теми, к кому они обращены. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Таким образом, в живописи усиливается ощущение созерцательности, благодаря чему в картине художника появляется более важная, чем положенная в ее основу аллегория - тема духовной жизни. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Фло­ры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) - все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Жест Венеры в сторону от Зефира к Грациям и Меркурию, наряду со скромностью ее одежд можно понять и как предпочтение в человеке материального — духовному.

Картина Боттичелли была написана для одного юноши из семьи Медичи, самой влиятельной во Флоренции.

Вероятно, она должна была способствовать укреплению привязанности к существовавшим в то время нравственным идеалам Образ Венеры в картине Боттичелли символизирует не только любовь и красоту, но и «гуманитас» - достойную принадлежность к человечеству человечность. К тому же, слово «грация» в итальянском языке относится, наряду с красотой, к доброте и милосердию.

«Весна» тесно связана с культурой Италии XV века. Движения ее персонажей напоминают танцы того времени. По своей тематике и выбору действующих лиц она перекликается с костюмированными шестви­ями, проходившими во Флоренции каждую весну. Поэтому ее смысл, аллегории и символизм были понятны в ту эпоху.

Но было в живописи картины и такое содержание, воспринять которое были способны лишь наиболее образованные современники Боттичелли.

Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Но, это не единственное повторение в картине. В XV веке в Грациях видели три разных проявления единого божества Венеры; считали, что Грации - это она сама. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня; одну из Граций в XV веке в Италии часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. Что касается Меркурия, то он, кроме всего, считался богом ветра и в этом качестве назывался Зефиром! Таким образом, в композиции из восьми фигур показаны лишь два обобщенных поэтических символа. Один из них олицетворяет ветер, дух и разум другой - любовь, природу и цветение.

Один и тот же дух слетает на землю, становясь силой любви, влекущей к постижению и сотворению цветущей красоты мира, и он же обращается к небесам (Меркурий, разгоняет жезлом облака и среди них ищет волшебный плод). Круг замыкается, чтобы повториться сначала. Разум выступает в картине «Весна» в союзе с любовью - началом и основным источником познания, согласно учению флорентийских философов, современников Боттичелли.

При подготовке публикации были использованы материалы статьи
««Весна» Боттичелли» А. Баранова М, 1978 г.

Это произведение написано великим итальянским художником, представителем Эпохи Возрождения, Сандро Боттичелли (в реальности Алессандро ди Мариано ди Вепи) в 1482 году. Как совсем недавно выяснилось, картина предназначалась как подарок ко дню свадьбы могущественного в то время представителя знатного и богатого клана Лоренцо Медичи. И художник, взявшись за выполнение заказа, имел представление о предполагаемых размерах, сюжете и местоположении картины.

В настоящее время «Весна» экспонируется в знаменитой на весь мир флорентийской галерее Уффици, занимая достойное место среди других шедевров итальянских мастеров, таких как Рафаэль, Джорджоне и Тициан.

Сюжет картины живописцу навеяли весьма распространенные тогда произведения Лукреция и Овидия. Глядя на полотно, всплывают знаменитые строки из «О природе вещей»:

Вот и Весна, и Венера идет, и... Вестник грядет впереди, и, Зефиру вослед, ... Шествует Флора-мать…

Как точно подчеркнул и художественно облек в образы на картине Венеру, Меркурия, Зефиру и Флору Боттичелли! Именно с этой картиной теперь неразрывно связаны персонажи Лукреция. Из поэмы «Фасты» появились еще персонажи: Хариты и Хлорида. Воображение живописца облекло бесплотные вымышленные образы античных поэтов во вполне реальных героев картины.

Главной и непререкаемой персоной картины является Венера – богиня любви и благоугающих садов. Ее поза: склоненная чуть набок голова и поднятая вверх рука, как бы одобряют происходящие действия на картине, лицо задумчиво. Значимость Венеры подчеркнута скрытой символикой богини: переплетением деревьев и мирты, образуя арку над ее головой, над головой изображен Амур – ангел-младенец, пускающий стрелы любви.

Слева от Венеры, взявшись за руки, танцуют Хариты: Талия, Аглая и Ефросина. Изящность и привлекательност ь этих богинь радости и веселья подчеркивают грациозные позы в движениях танца и тончайшие ткани, окутывающие их фигуры. Художник умело подчеркнул красочность слияния танцующих дев. Воздушность картине придает эффект невесомости изображенных персонажей – кажется, будто они парят над землей или едва касаются.

Несмотря на обилие черных тонов, произведение не кажется мрачным и угрюмым. Чернота земли показывает обильность чернозема, тем более поражает обилие цветущих растений, разбросанных Боттичелли по всему полотну. При подсчете оказалось, что их число приближается к 500! Апельсиновые деревья склоняются под тяжестью спелых плодов. Все дышит весной и пробуждающейся природой!

В настоящее время искусствоведы ищут разгадку – какой смысл вкладывал живописец в свою картину? Очень многие склоняются к религиозному значению, полагая, что символика жестов и поз принадлежит Мадонне, которую угадывают в чертах Венеры. Многие теории предполагают мифологичность – ведь на полотне изображены античные персонажи в цветущем саду. Историки отстаивают свою точку зрения – написана картина к свадьбе и преподнесена как нравоучение невесте с намеком на то, что будущий жених имел много побочных связей.

Но сколько бы ни было споров и трений, это нисколько не умаляет значимости и красоты «Весны» знаменитого Боттичелли.

Сандро Боттичелли. Весна. 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Мало, кто знал о «Весне» Боттичелли целых … 450 лет!

Сначала она хранилась у потомков Медичи. Потом попала в Галерею Уффици. Но … Вы не поверите – она пролежала в запасниках 100 лет!

И только в начале 20 века ее выставили на всеобщее обозрение благодаря тому, что ее разглядел известный искусствовед. Это было начало славы.

Теперь это один из главных шедевров Галереи Уффици. И одна из самых известных картин .

Но «прочесть» ее не так просто. Вроде она про весну. Но здесь немало персонажей.

Зачем их столько? Почему Боттичелли не изобразил одну девушку в образе Весны?

Попробуем разобраться.


Сандро Боттичелли. Весна (с расшифровкой). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Чтобы легче было прочесть картину, разделите ее мысленно на три части:

Правая часть состоит из трёх героев, которые олицетворяют первый весенний месяц – МАРТ.

Бог западного ветра Зефир начинает дуть в самом начале весны. С него и начинается прочтение картины.

Из всех героев – он самый неприглядный на вид. Синеватый оттенок кожи. Щеки вот-вот лопнут от напряжения.

Но это объяснимо. Этот ветер для древних греков был малоприятным. Часто приносил дожди и даже бури.

Как и с людьми, так и с божественными созданиями он не церемонился. Полюбилась ему нимфа Хлорида, и не было у неё шансов убежать от Зефира.

2. ХЛОРИДА

Зефир силой принудил стать его женой это нежное создание, отвечающее за цветы. А чтобы как-то компенсировать ей моральные переживания, сделал он из нимфы настоящую Богиню. Так Хлорида превратилась во Флору.

Флора (в девичестве – Хлорида) о замужестве не жалела. Хоть и взял Зефир ее в жены против воли. Видимо девушка была меркантильной. Ведь стала она гораздо могущественнее. Теперь не только за цветочки отвечала, но вообще за всю растительность на Земле.


Франческо Мельци. Флора. 1510-1515 гг.

Следующие пять героев составляют группу «АПРЕЛЬ». Это Венера, Амур и три Грации.

Богиня Венера отвечает не только за любовь, но и за плодородие и процветание. Так что она здесь не просто так. А древние римляне отмечали праздник в ее честь как раз в апреле.

Сын Венеры и ее постоянный спутник. Всем известно, что этот несносный мальчишка особенно активен весной. И стреляет своими стрелами налево и направо. Конечно, даже не видя, в кого собирается попасть. Любовь слепа … ведь у Амура завязаны глаза.

А попадёт Амур скорее всего в одну из Граций. Которая уже загляделась на молодого человека слева.


Сандро Боттичелли. Весна (фрагмент). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Боттичелли здесь не оригинален, изобразив трёх сестёр, держащими друг друга за руки. Они олицетворяют начало жизни, красивое и нежное благодаря своей юности. И тоже часто сопровождают Венеру, помогая распространять ее заветы на всех людей.

«МАЙ» представлен лишь одной фигурой. Зато какой!

7. МЕРКУРИЙ

Меркурий, Бог торговли, разгоняет своим жезлом тучи. Что ж, неплохая помощь Весне. К которой имеет отношение через свою мать, плеяду Майю.

Именно в ее честь древние римляне дали месяцу название «Май». А самой Майе приносили жертвы 1 мая. Дело в том, что отвечала она за плодоносность земли. А без этого никак в предстоящее лето.

Почему же тогда Боттичелли изобразил ее сына, а не саму Майю? Она между прочим была прелестна – старшая и самая красивая из 10 плеяд-сестёр.


Сандро Боттичелли. Меркурий (фрагмент картины «Весна»). 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

Не смогу точно ответить. Но мне нравится версия о том, что Боттичелли очень уж хотелось изобразить мужчин в начале и конце этого весеннего ряда.

Все-таки Весна – это зарождение жизни. А без мужчин в этом процессе никак (по крайней мере во времена художника). Ведь недаром он изобразил всех женщин беременными. Заложить весной плодородие – главное.


Сандро Боттичелли. Деталь картины «Весна». 1478 г.

А вообще символами плодородия «Весна» Боттичелли пропитана насквозь. Над головами героев – апельсиновое дерево. Которое и цветёт, и плодоносит одновременно. Не только на картине. Оно и вправду так может.

Сандро Боттичелли. Деталь картины «Весна». 1478 г. Галерея Уффици, Флоренция

А чего только стоит ковёр из пятисот реально существующих цветов! Это просто цветочная энциклопедия какая-то. Осталось только названия на латыни подписать.

Итальянцы философствуют не только в трактатах, во всем, что касается полета человеческой мысли. Большинство картин, написанных художником – послания для всех, кто интересуется творчеством великого мастера ренессанса Алессандро Боттичелли .

About konobella

Светлана Конобелла, писатель, публицист и сомелье Итальянской Ассоциации (Associazione Italiana Sommelier). Культивист и реализатор разнообразных идей. Что вдохновляет: 1. Все, что выходит за рамки общепринятых представлений, однако почитание традиций мне не чуждо. 2. Момент единения с объектом внимания, например, с грохотом водопада, восходом в горах, фужером неповторимого вина на берегу горного озера, горящим в лесу костром, звездным небом. Кто вдохновляет: Те, кто создают свой мир, полным ярких красок, эмоций и впечатлений. Живу в Италии и люблю ее правила, стиль, традиции, так же как и "ноу-хау", но Родина и соотечественники навсегда в моем сердце. Редактор портала www..

Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Тот собирался жениться на Семирамиде — девушке из знатной семьи Аппиани. «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем — леттуччо. Картина на самом деле не только о весне и любви, это своеобразная иллюстрация к наставлению, составленному для Лоренцо ди Пьерфранческо известным флорентийским философом Марсилио Фичино. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель.

Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. «Надо приковать свой взор к Венере, — пишет Фичино, — сиречь Гуманности. Это служит нам напоминанием, что мы не можем обладать ничем великим на земле, не обладая самими людьми, от чьей милости все земные вещи исходят. Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею». Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции. В 1815-м она попала в галерею Уффици. Долгое время ее не выставляли, и только с 1919 года, когда на нее обратил внимание искусствовед Джованни Туччи, она становится жемчужиной основной экспозиции.

1. Венера . Богиня любви стоит посреди апельсиновой рощи (апельсин — символ целомудрия), в арке из мирта и лавра, держа правую руку в благословляющем жесте. На ней фата замужней женщины (аллюзия на брачную тему). «Она, — пишет Фичино, — есть нимфа пригожести величайшей, рожденная от небес и более других возлюбленная Богом Всевышним. Душа ее и ум суть Любовь и Милосердие, глаза ее — Достоинство и Великодушие, руки — Щедрость и Великолепие, ноги — Пригожесть и Скромность. Целое же есть Умеренность и Честность, Приятность и Величие. О дивная красота! Сколь прекрасна для созерцания. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная полностью отдана в твою власть (вновь обыгрывается брачная тема. — Прим. авт.). Если ты сочетаешься с ней браком и назовешь ее своею, она сделает твои годы сладостными, а тебя самого — отцом превосходных детей».
2. Три грации. Это спутницы Венеры. Фичино называет их Чувством, Интеллектом и Волей. «И поскольку, — пишет он, — оно [чувство] не является мыслительным актом, то одну из граций рисуют с лицом, обращенным к нам, как бы двигающуюся вперед и не собирающуюся идти назад; двух других, так как они относятся к интеллекту и воле, которым свойственна функция размышления, изображают с лицом, обращенным назад, как у того, кто возвращается».
3. Меркурий. Посланник богов изображен в крылатых сандалиях. Он был сыном нимфы Майи, в честь которой в латинском языке назван месяц май, в котором состоялась свадьба Лоренцо ди Пьерфранческо. С помощью кадуцея (жезла, оплетенного змеями) он разгоняет тучи, чтобы ничто не омрачало весеннего настроения сада Венеры. Считается, что в образе Меркурия Боттичелли изобразил Лоренцо Медичи, заказчика картины.
4. Зефир и нимфа Хлорида. Это иллюстрация к отрывку из поэмы Овидия «Фасты» — западный ветер Зефир гонится за Хлоридой и овладевает ею: «Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я, / Он полетел за мной: был он сильнее меня… / Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой, / И на свой брачный союз я никогда не ропщу». После замужества Хлорида (изо рта у нее вьется барвинок — символ верной любви) превратилась в богиню Весны и цветов, которую Боттичелли изображает тут же, тем самым используя прием симультанности — одновременного изображения следующих друг за другом событий.
5. Весна. К ней относятся следующие строки из «Фаст»: «Весна — это лучшее время: / В зелени все дерева, вся зеленеет земля. / Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных... / Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором, / Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!» / Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду, / Я никогда не могла: нет и числа их числу». На картине Боттичелли Весна разбрасывает розы, как было принято на богатых флорентийских свадьбах. Ее платье расшито красными и синими васильками — символами приветливости и добродушия. Также можно разглядеть в венке на шее Весны землянику — символ нежности, ромашку — символ верности и лютик — символ богатства.
6. Амур. Спутник богини любви. Он с завязанными глазами (любовь слепа) целит огненной стрелой в одну из граций. Возможно, в образе Купидона Боттичелли изобразил себя.
Фото: BRIDGEMAN/FOTODOM