Open
Close

Символика цвета в романе преступление. Символика цвета в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание

В произведениях Ф. М. Достоевского много цветовых символов. Встречаются они довольно часто и в романе «Преступление и наказание». Именно цвет помогает понять душевное состояние героев произведения. Чаще всего на страницах романа встречается жёлтый цвет. Это – «жёлтенькие обои» в комнате Раскольникова и других героев. «Пожелтелая кацавейка» у Алёны Ивановны. У Сони – «жёлтый билет».

У Лужина перстень с жёлтым камнем. Жёлтая мебель, жёлтое лицо, желтые рамки, сахар тоже жёлтого цвета. Ощущение от такой цветовой гаммы не радостное, не солнечное, а наоборот — гнетущее. Эти детали отражают безысходность, с которой сталкиваются наши герои, и предвещают недобрые события. В «Преступлении и наказании» жёлтый цвет имеет грязный оттенок, это цвет болезни, душевного расстройства. Характерной чертой, по которой мы узнаём людей, затронутых болезнью, это нездоровый жёлтый цвет. У Сони бледное лицо «с горящими глазами». У Порфирия Петровича «жёлтое лицо». Жёлтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, женщина-самоубийца с жёлтым испитым лицом. Бледность и желтизна – основная портретная характеристика героев романа.

Для описания внутреннего состояния героев Достоевский использует слово жёлчный, которое имеет дополнительный смысл – злой, горький. Давайте вспомним, как Раскольников просыпается в своей комнате с желтенькими обоями, а состояние его жёлчное, раздражительное. Находясь в своей жёлтой каморке, герой жёлчно улыбается. Такая обстановка душит, давит, заставляет в голове вынашивать чудовищные теории. Часто в романе встречается красный цвет. И оттенков у него множество: от розового до багряного.

Самой яркой является сцена убийства старухи-процентщицы. Лужи крови, красный сафьян, красный гарнитур. Данный цвет – символ действия, активности. Раскольников идёт на убийство, как на казнь. Но всё равно идёт.

Сил у него почти нет. Они появляются только после первого удара топором, что символично: чувствуется в этом какая-то животная жажда крови. Герой вытирает красные от крови руки об красный гарнитур, чтоб незаметней было. И молодые мужики из первого сна Раскольникова, которые добивают лошадёнку, тоже с красными, как морковь, лицами. Проснувшись, Раскольников видит ярко-красный закат и понимает, что не сможет совершить задуманное, что идея его безумна. И природа как бы поддерживает героя в этом решении. Разные оттенки красного цвета скрываются и в именах героев. Родион по-гречески означает розовый. Это символично, ведь розовый цвет ассоциируется с незащищенностью, ранимостью, добротой.

Хотя герой совершает страшное преступление, мы помним и добрые его поступки. Он отдаёт последние гроши Мармеладовым, спасает от старого развратника девочку на бульваре. Имя Порфирий с греческого означает багряный. А порфира – багряница, что тоже вызывает определённые ассоциации. Ведь именно Порфирий будет главным мучителем Раскольникова.

На фоне болезненно-жёлтого выделяются и другие цвета. Например, голубой и синий. У Сонечки «замечательные голубые глаза». Кроме жёлтых обоев, в комнате героини есть синяя скатерть, что тоже ассоциируется с чистым, спокойным небом. Раскольникову перед убийством старухи кажется, что он в пустыне. Поэтому герой жадно пьёт спасительную воду из родника. Таким спасением для Родиона Раскольникова в эпилоге романа станет и Сонечка со своими «замечательными голубыми глазами». У Свидригайлова тоже голубые глаза, но смотрит он тяжело и пристально.

Мы видим, как Достоевский по-разному использует оттенки одного и того же цвета. Встречается в романе и зелёный цвет. В первом сне Раскольникова на фоне пьяных рож, пыльной, чёрной дороги, чернеющего леса вдруг появляется зелёный купол церкви как символ надежды на лучшее. Зелёный цвет в романе – символ защиты. После пробуждения Раскольников сидит под кроной зелёного дерева. Дочь купчихи, которая принимает Раскольникова за нищего и подаёт ему милостыню, в руках держит зелёный зонтик, чем-то напоминающий купол церкви. Сонечка после своего грехопадения укутывается в зелёный драдедамовый платок.

Известно, что зелёный цвет – символ Богородицы. И зелёный цвет платка подчёркивает святость героини. В этом же зелёном платке героиня появляется и в эпилоге романа, когда в душе Раскольникова происходит перелом и он возрождается к новой жизни. Используя зелёный цвет, автор подчеркивает, что доброта находится под покровом святости. Использует Достоевский и символику других цветов. Чёрный – неизвестность. Раскольников, идя на убийство, поднимается по «чёрной лестнице», входит в пустоту тёмной комнаты старухи-процентщицы и этим обрекает себя на гибель. Контрастен чёрному белый цвет, который является не только символом чистоты, невинности, но и скорби, печали. Ярким подтверждением этому является сон Свидригайлова о девочке-утопленнице, которая предпочла смерть позору. Здесь мы видим и белое платье, и белый рюш, мраморного цвета руки, светлые волосы.

Белые нарциссы с зелёными стеблями, которые у некоторых народов возлагают на могилы. Такого повторения цвета мы не встретим даже в сцене убийства старухи. У Сони белокурые волосы, у Свидригайлова тоже, но только с проседью. Но если цвет волос Сони – это символ святости, то у Свидригайлова – это оболочка, которая скрывает страшного грешника. Один и тот же цвет помогает писателю показать разную сущность героев. Серый цвет в роман также символичен. Разумихин покупает Раскольникову вещи серого цвета, но он их даже не хочет примерять.

Серый и серость – однокоренные слова. Герой романа точно не хочет быть незамеченным, о чём говорит его теория. Подтверждением этого является и рыжая шляпа героя. Ведь Раскольников пытается доказать прежде всего самому себе, что он «право имеет», а не «тварь дрожащая». И вот это нежелание героя примерять одежду серого цвета тоже помогает понять сущность его теории. Таким образом, использование различной цветовой гаммы в романе Достоевского «Преступление и наказание» помогает раскрыть идею произведения, характеры героев и их душевное состояние.

Достоевский много внимания уделяет описанию убогих интерьеров меблированных комнат. Но остальное его внимание обращено на запахи и символические цвета. В описаниях Петербурга Достоевский в основном использует желтый, красный и белый цвета. Но и в этом коротеньком списке доминирует желтый цвет. Получается, что основной фон романа - это желтый, ядовитый цвет. «Небольшая комната с желтыми обоями. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева».

С. М. Соловьев, специально занимавшийся изучением цветового фона произведений Достоевского, пришел к выводу, что «Преступление и наказание» создано при использовании фактически одного желтого фона. И этот фон является очень хорошим дополнением к драматическим переживаниям героев. Кроме описания комнаты старухи, можно привести еще множество примеров, подтверждающих наличие желтого фона в романе: описание каморки Раскольникова, со своими «желтенькими пыльными обоями» (заметим, что слово «пыльный» употреблено Достоевским тоже не случайно. Пыльный, душный - эти слова очень близки по значению). И в комнате Сонечки - обои желтого цвета. «Мебель желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Таких примеров много. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц произведения, являются предвестниками недобрых событий. Желтый цвет усиливает атмосферу нездоровья, болезненности, расстройства. Сам грязно-желтый, уныло-желтый, болезненно-желтый цвет вызывает чувства внутреннего угнетения, психической неустойчивости, общей подавленности. В романе Достоевский как бы сопоставляет два слова: «желтый» и «желчный», которые нередко встречаются в повествовании. Например, о Раскольникове он пишет следующим образом: «Тяжелая, желчная улыбка змеилась по его губам. Наконец ему стало душно в этой желтой каморке». В романе очень ясно прослеживается взаимодействие внутреннего и внешнего мира героя. «Желчь», «желтизна» приобретают смысл чего-то мучительно-давящего и угнетающего.

Однако в романе упоминается и зеленый цвет, цвет «фамильного» мармеладовского платка. Этот платок, как крест, носит Катерина Ивановна, а за ней и Соня Мармеладова. Платок олицетворяет одновременно и страдания, которые выпадают на долю его обладательниц, и их искупительную силу. Умирая, Катерина Ивановна произносит: «Бог сам знает, как я страдала…». Отправляясь за Раскольниковым, который идет сознаваться в преступлении, Соня надевает на голову этот платок. Она готова принять на себя страдание и Искупить этим вину Раскольникова. В эпилоге, в сцене перерождения, воскрешения Раскольникова, Соня появляется в этом же Платке, осунувшаяся после болезни. В этот момент зеленый цвет страданий и надежд главных героев произведения превозмогает желтый цвет больного Петербурга. На их больных лицах засияла «заря обновленного будущего», они готовы воспринимать новую жизнь.

Образ Петербурга в романе Достоевского «Преступление и наказание» символичен. Он является, с одной стороны, социальным фоном, на котором разворачиваются события романа, с другой - сам является действующим лицом, соучастником страшного поступка Раскольникова, а также и его раскаяния, возвращения в мир людей.

Желтый цвет: цитаты из романа «Преступление и наказание»

Внешность героев

Другие детали

ТЕМА ЖИЗНИ В ПЕТЕРБУРСКИХ КВАРТИРАХ

Петербург -- город, в котором люди живут в «клетушках», в желтых грязных домах с грязными темными лестницами, проводят время в маленьких душных мастерских или в смердящих кабаках и трактирах, город полусумасшедший, как и большинство, знакомых нам героев Достоевского.

В романе «Преступление и наказание» жизнь находится в состоянии нравственного и социального разложения. Духота петербургских трущоб - частица общей атмосферы романа, безысходной и душной. Есть определенная связь между мыслями Раскольникова и «черепашьей скорлупой» его коморки, «крошечной комнатушки шагов шесть длинной», с желтыми, пыльными, отставшими от стен обоями и низким деревянным потолком. Эта коморка - маленькая копия более грандиозной, столь же душной «коморки» большого города. Не зря Катерина Ивановна говорит, что на улицах Петербурга словно в комнатах без форточек. Картину тесноты, удушающей скученности людей, находящихся «на ограниченном пространстве», преследует чувство духовного одиночества. Люди относятся друг к другу с недоверием и подозрением, их объединяет только любопытство к несчастьям ближнего и злорадство к удачам других. Под пьяный хохот и ядовитые насмешки посетителей распивочной рассказывает Мармеладов потрясающую своим трагизмом историю собственной жизни; сбегаются на скандал жильцы дома, в котором живет Катерина Ивановна.

Описание комнат (квартир, интерьеров и т.д.)

Каморка Раскольникова

…Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стен обоями, и до того низкая … все казалось, что вот-вот стукнешься головой о потолок. Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крашеный стол в углу, на котором лежало несколько тетрадей и книг; уже по тому одному, как они были запылены, видно было, что до них давно уже не касалась ничья рука; и, наконец, неуклюжая большая софа, занимавшая чуть не всю стену и половину ширины всей комнаты, когда-то обитая ситцем, но теперь в лохмотьях и служившая постелью Раскольникову.

…Перед софой стоял маленький столик.

Там-то, в углу, в этом-то ужасном шкафу и созревало все это вот уже более месяца... ...Раскольников...поднялся в свою каморку...

Дурная квартира...

…точно гроб...

Тесную и низкую «морскую каюту» Раскольникова...

лежавшего на мизерном грязном своем диване...

Он прилег головой на свою тощую и затасканную подушку...

Ему стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук. Взор и мысль просили простору...

Она давно уже поражена была бедною обстановкой Раскольникова...

Квартира Мармеладовых

А живем мы в холодном угле...» ...Проживаем же теперь в угле, у хозяйки Амалии Федоровны Липпевехзель... Живут же там многие и кроме нас… Содом-с, безобразнейший…

…Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать. В самой же комнате было всего только два стула и клеенчатый очень ободранный диван, перед которым стоял старый кухонный сосновый стол, некрашеный и ничем не покрытый. На краю стола стоял догоравший сальный огарок в железном подсвечнике.

…комната его [Мармеладова] была проходная. Дверь в дальнейшие помещения или клетки...была приотворена.

…В комнате было душно…

…c лестницы несло вонью…

… из внутренних помещений, сквозь непритворенную дверь, неслись волны табачного дыма…

Комната Сони Мармеладовой

…Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма не правильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое…

…Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул. По той же стене, где была кровать, у самых дверей в чужую квартиру, стоял простой тесовый стол, покрытый синенькою скатертью; около стола два плетеных стула.

…Небольшой, простого дерева комод, как бы затерявшийся в пустоте. Вот все, что было в комнате. Желтоватые, обшмыганные и истасканные обои почернели по всем углам; должно быть, здесь бывало сыро и угарно зимой. Бедность была видимая; даже у кровати не было занавесок.

Квартира Старухи (ее комната в квартире)

…Небольшая комната … с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем…

…Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенам на двух-трех грошовых картинок в желтых рамках, изображавших немецких барышень с птицами в руках, -- вот и вся мебель. В углу перед небольшим образом горела лампада. Все было очень чисто: и мебель, и полы были оттерты под лоск; все блестело… …Ни пылинки нельзя было найти во всей квартире.

Квартира следователя Порфирий Петровича

…маленький круглый столик, на котором стоял допитый стакан чаю… … диван…

…сорившему на ковер папироской… …Порфирий Петрович вышел приказать чаю…[он очевидно жил хорошо и имел прислугу]

…хохочут в прихожей……[его квартира, очевидно, была не маленькая

Кабинет Порфирия Петровича

…Кабинет его была комната ни большая, ни маленькая; стояли в ней: большой письменный стол перед диваном, обитым клеенкой, бюро, шкаф в углу и несколько стульев -- все казенной мебели, из желтого отполированного дерева.



Есть в «Преступлении и наказании» гениальные страницы. Роман, точно вылит, так он строен. При ограниченном числе действующих лиц кажется, что в нем тысячи и тысячи судеб несчастных людей,- весь старый Петербург виден под этим неожиданным ракурсом. Много нагнетено «ужасов», до неестественности… Но- силен, бес! А.Фадеев


Цель работы – выявить и описать функции желтого цвета в тексте романа. Задачи: выяснить, какая цветовая лексика используется в изучаемом произведении; выявить цели использования желтого цвета в романе; определить, какое настроение оно помогает передать; рассмотреть, каков подбор желтого цвета при описании интерьер, портрета и душевного состояния героя; изучить функционирование желтого цвета в романе; обнаружить и осмыслить нравстенно-философскую проблематику, экспонированной в колористическом строе произведения.






М. В. Ломоносов 4,6/13,5 В. К. Тредиаковский 1,8/23,6 А. П. Сумароков 4,8/26,3 Г. Р. Державин 2,5/17,5 В. В. Капнист 4,2/29,6 А. С. Пушкин 4,3/16,3 М. Ю. Лермонтов 3,5/10,1 Ф. И. Тютчев 2,4/22,5 Н. В. Гоголь 5,0/10,6 Л. Н. Толстой 7,9/1,7 Ф. М. Достоевский 10,6/2,5


«Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид со своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями...» Позднее вновь говорится об этой клетушке, когда Раскольникову «стало душно и тесно в этой желтой каморке, похожей на шкаф или на сундук». И, уже лежа в постели, больной «Раскольников обо­ ротился к стене, где на грязных желтых обоях с бе­ лыми цветочками выбрал один неуклюжий белый цветок, с какими-то коричневыми черточками, и стал рассматри­вать...».








«Небольшая комната... с желтыми обоями... Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана, с огромною выгнутою деревянного спинкой, круглого стола овальной формы перед диваном, туалета с зеркальцем в простенке, стульев по стенкам да двух-трех грошовых картинок в желтых рамках...» «В передней было очень темно и пусто, ни души, как будто все вынесли; тихонько, на цыпочках, прошел он в гостиную: вся комната была ярко облита лунным светом; все тут по-прежнему: стулья, зеркало, желтый диван и картинки в рамках».


« Пухлое, круглое и немного курносое лицо его (Порфирия Петровича) было цвета больного, темно-желтого, но довольно бодрое и даже насмешливое». «Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха. Голова его слегка было начала кружиться; какая-то дикая энергия заблистала вдруг в его воспаленных глазах и в его исхудалом бледно-желтом лице».(Раскольников)




Человек задыхается в Петербурге Достоевского, в городе, где желтый цвет очень ярко высвечивает болезненную атмосферу города. Не случайно автор обращает внимание именно на этот цвет – цвет сумасшествия, что еще раз говорит о неизлечимой болезни Петербурга. Так, образ Петербурга прочно ассоциировался в русской литературе с желтым цветом.

В романе Достоевского “Преступление и наказание” множество символических деталей. Символичны имена героев, многозначительны открывающиеся пейзажи, интерьеры. Характерен и цветовой колорит романа, его цветовая гамма. Исследователи творчества Достоевского не раз отмечали преобладание в цветовой гамме романа одного цвета – желтого. Действительно, все действие в романе происходит практически на желтом фоне. Желтый тон в романе проникает не только в интерьер, но и в портрет. Алена Ивановна одета в пожелтелую меховую кацавейку, в комнате ее – желтые обои, мебель из желтого дерева, картинки в желтых рамках. У Раскольникова “исхудалое, бледно-желтое лицо”, в комнате его – “грязные, желтые обои”, когда Родиону становится плохо, ему подают “желтый стакан, наполненный желтою водою”. “Больное, темно-желтое лицо” у Порфирия Петровича, в кабинете его – казенная мебель, “из желтого, отполированного дерева”. У Катерины Ивановны – “бледно-желтое, иссохшееся лицо”, “отекшее от постоянного пьянства, желтое лицо” у Мармеладова, в комнате Сони – “желтоватые обшмыганные и истасканные обои”. В желтых тонах дан в “Преступлении и наказании” и образ Петербурга. Вот, стоя на мосту, Раскольников видит женщину “с желтым, продолговатым испитым лицом”. Неожиданно она бросается в воду. Раскольников узнает, что у нее уже не первая попытка самоубийства. Раньше она “удавиться хотела”, “с веревки сняли”. В этой сцене воплощается мотив безысходности, тупика, когда человеку “уже некуда идти”. Уныло и грязно смотрятся ярко-желтые домики на Большом проспекте, неподалеку от которого застрелился Свидригайлов. Каков же смысл этого желтого колорита в романе Достоевского? Известно, что желтый цвет – цвет солнца, цвет жизни, радости, энергии, располагающий к общению и открытости. В романе же значение этого цвета как будто перевернуто: он зачастую обрамляет бедность, болезни и смерть. Раскольников сидит в одиночестве в своей “желтой каморе”, перед смертью Свидригайлов снимает номер в дешевой гостинице, и в комнате его – все те же грязные, желтые обои. В постоянном, демонстративном использовании этого цвета – горькая ирония Достоевского и одновременно глубокий гуманистический подтекст. Желтый цвет, ставший в романе грязным, яркость которого приглушена, – это приглушенные, затушеванные грязью жизни, приглушенное жизнелюбие, способности и таланты, задавленная радость творчества, невостребованные человеческие силы и возможности. Вместе с тем Достоевский дает нам понять, что его герои, потерянные и одинокие, больные и задавленные бедностью, тоже достойны нормальной жизни. Это одно из значений желтого цветового фона. Однако не стоит забывать, что желтый цвет при всей его жизненной силе – очень импульсивный цвет, цвет, будящий воображение, активизирующий деятельность мозга, подвигающий человека к действиям. Желтый цвет в романе постоянно сопровождает Раскольникова, и мысли его действительно очень беспокойны, а поступки – импульсивны. Иногда герой впадает в беспамятство, иногда становится необычайно активным, энергичным. Кроме того, здесь угадывается еще одно значение желтого цвета. Желтый цвет напоминает нам солнце, солнце ассоциируется с властью, величием (король-солнце Людовик XIV). Идея власти присутствует и в теории Раскольникова: “власть над всем муравейником”, над тварями дрожащими – именно этого жаждет герой в романе. Однако в критике встречаются и другие интерпретации желтого фона у Достоевского. С. М. Соловьев, например, считает, что желтый цвет ассоциируется здесь с атмосферой болезненности, печали, подавленности. Кроме того, не стоит забывать о том, что “Преступление и наказание” – петербургский роман. А Петербург второй половины XIX века – город “золотого мешка”. “Страсть к золоту сильнее любви, в царстве денежных отношений любовь, красота, женщина, ребенок…превращаются в товар, которым можно торговать…” – писал В. Я. Кирпотин. Поэтому желтый цветовой фон в романе, кроме того, символизирует золото, товарно-денежные отношения. Кроме желтого цвета, в описаниях природы, в портретах в романе Достоевского часто встречается красный цвет, который связан в основном с образом Раскольникова. В своем первом сне он видит больших, пьяных мужиков в красных рубахах. У них красные лица. Рядом сидит “бабенка” в красном. На мосту Раскольников видит закат “яркого, красного солнца”. Процентщице он закладывает “маленькое золотое колечко с тремя красными камешками”. Под кроватью Алены Ивановны он находит укладку, “обитую красным сафьяном”. Под белой простыней у старухи лежит заячья шубка, “крытая красным гарнитуром”. Красный цвет здесь воплощает собой агрессию, ярость, гнев. Крайнее воплощение его – кровь. Таким образом, цветовой колорит романа соответствует его сюжетной схеме и идейному содержанию. Все позитивное, радостное в жизни героев настолько затушевано, размыто и приглушено, что в человеке начинает доминировать агрессивное, разрушительное начало, льется кровь. Так, цветовой фон сливается в романе с его философской направленностью, мыслями о мире и человеке.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Все уровни организации художественного текста “Преступления и наказания” подчинены стержневой мысли произведения. Ф. М. Достоевский показывает, что идея Рас-кольникова о делении человечества на две неровные части неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни, с миром петербургских углов, один из которых Read More ......
  2. Образ Петербурга занимает видное место в творчестве русских писателей. О Петербурге дворцов, палат – символе петровской эпохи – писали А. С. Пушкин (“Медный всадник”), Н. В. Гоголь (“Невский проспект”), Андрей Белый (“Петербург”), Александр Блок, Анна Ахматова, Осип Мандельштам. В своем Read More ......
  3. В произведениях Достоевского цветовые определения имеют символическое значение и служат для раскрытия душевного состояния героев. Использование цветовых обозначений Достоевским послужило темой некоторых научных исследований. Анализируя использование цветовых определений в романе Преступление и наказание, один из исследователей творчества писателя, С. М. Read More ......
  4. Действие романа Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” происходит в Петербурге. Этот город много раз становился действующим лицом русской художественной литературы, но каждый раз это был новый город: то горделиво выставляющий на показ свои дворцы и парки – “полнощных стран Read More ......
  5. Что такое сны? Откуда они берутся? На этот вопрос до сих пор никто не знает ответа. Зато изображение сна, – описание сновидения, вещего сна – весьма распространенный литературный прием. Сны очень часто применяются писателями для передачи внутреннего состояния героя, так Read More ......
  6. Петербург… Город, к которому в своих произведениях обращались многие писатели – от М. В. Ломоносова до поэтов наших дней. “Дух неволи”, отмеченный в Петербурге еще А. С. Пушкиным, наложил отпечаток на разочарованных жизнью, преждевременно усталых героев Н. В. Гоголя, А. Read More ......
  7. Городом разрушения и унижения в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” является Петербург. Петербург в романе – это не только город, где живут герои, Петербург выступает своеобразным участником событий, действующим лицом. К теме Петербурга обращались многие писатели, мы можем Read More ......
  8. Портреты героев, пейзажи, интерьеры – все эти элементы композиции в романах Достоевского полностью соответствуют общей атмосфере произведения, создают единую тональность его. Так, мрачной, давящей, угнетающей атмосфере, жизненным положениям персонажей в романе “Преступление и наказание” соответствуют мрачные, уродливые интерьеры. В этом Read More ......
Символика цвета в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”

Символика цвета в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

Здесь будет город заложен

Назло надменному соседу.

А. С. Пушкин. «Медный всадник»

Петербург... Город, возведенный на болотах, построенный на костях тысяч людей, порождение сверхчеловеческого гения великого Петра, дерзнувшего бросить вызов самой природе. Так же бросает вызов человеческой природе Родион Раскольников. Именно здесь, в Петербурге, на котором лежит печать проклятия, он вынашивает свою чудовищную идею.

Действие романа «Преступление и наказание» разворачивается не на площади с фонтанами и дворцами и не на Невском проспекте, который был для современников своего рода символом достатка, положения в обществе, пышности и великолепия. Петербург Достоевского – это отвратительные трущобы, грязные распивочные и дома терпимости, узкие улочки и мрачные закоулки, тесные дворы-колодцы и темные задворки. Здесь душно и нечем дышать от вони и грязи; на каждом углу попадаются пьяные, оборванцы, продажные женщины. В этом городе постоянно происходят трагедии: с моста на глазах у Раскольникова пьяная женщина бросается в воду и тонет, под колесами щегольской барской коляски гибнет Мармеладов, на проспекте перед каланчой кончает жизнь самоубийством Свидригайлов, на мостовой истекает кровью Катерина Ивановна, а на бульваре Раскольников встречает молоденькую девушку, которую «где-нибудь напоили, обманули, да так и пустили на улицу».

Петербург Достоевского болен, и больны, кто нравственно, кто физически, многие персонажей его произведений. Характерной чертой, по которой мы узнаем обстановку и людей, затронутых болезнью, является раздражающий, навязчивый, нездоровый желтый цвет. Желтые обои и мебель желтого дерева в комнате старухи-процентщицы, желтое от постоянного пьянства лицо Мармеладова, желтая , «похожая на шкаф или сундук», каморка Раскольникова, женщина-самоубийца с желтым испитым лицом, желтоватые обои в комнате у Сони, «мебель из желтого отполированного дерева» в кабинете Порфирия Петровича, перстень с желтым камнем на руке Лужина. Эти детали отражают безысходную атмосферу существования главных действующих лиц романа, становятся предвестниками недобрых событий.

Предвестником недобрых событий является также красный цвет. За полтора месяца до убийства Раскольников отправляется заложить «маленькое золотое колечко с тремя какими-то красными камешками» – подарок сестры на память. «Красные камешки» становятся как бы предвестниками неизбежного пролития крови . Цветовая деталь повторяется: красные отвороты на сапогах Мармеладова замечает Раскольников, мысли которого настойчиво возвращаются к преступлению... Многократно используется красный цвет в романе (сцена избиения лошади) прямо и косвенно через упоминание о крови .

Глаза Раскольникова уже привыкли «к городской пыли, к известке и к громадным теснящим и давящим домам». Отвратительны не только улицы, мосты и дворы, но и жилища героев романа – «нищие, униженные и оскорбленные».

Гнетущее впечатление производят многочисленные и подробные описания кривых лестниц, низких площадок и серых комнат-клеток. В такой крошечной каморке, больше похожей на «гроб» или «шкаф», где «вот-вот стукнешься головой о потолок», влачит свое существование главный герой. Не удивительно, что здесь он ощущает себя задавленным, забитым и больным, «тварью дрожащей». В самом воздухе Петербурга словно растворена какая-то губительная и нездоровая страсть. Атмосфера безысходности, уныния и отчаяния, царящая здесь, обретает зловещие черты в воспаленном мозгу Раскольникова, его преследуют образы насилия и убийства. Он – типичное порождение Петербурга, он, как губка, впитывает ядовитые испарения смерти и тления, и в душе его происходит раскол: в то время как его мозг вынашивает идею убийства, сердце переполняет боль за страдания людей. Он не задумываясь отдает последнюю копейку попавшим в беду Катерине Ивановне и Соне, пытается помочь матери и сестре, не остается безучастным к незнакомой проститутке на улице. Но тем не менее раскол в его душе слишком глубок, и он переступает черту, отделяющую его от прочих людей ради того, чтобы «сделать первый шаг» во имя «всеобщего счастья».

Раскольников, возомнив себя сверхчеловеком, становится убийцей, как некогда стал убийцей и палачом сам этот город. Его великолепные дворцы стоят на костях десятков тысяч людей, их предсмертные стоны и проклятия застыли в его изысканной архитектуре. Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. А. С. Пушкин сложил гимн великому городу в «Медном всаднике», лирически описал его великолепные архитектурные ансамбли, сумраки белых ночей в «Евгении Онегине». Но поэт чувствовал, что Петербург неоднозначен:

Город пышный, город бедный,

Дух неволи, стройный вид,

Свод небес зелено-бледный,

Сказка, холод и гранит...

В. Г. Белинский в письмах признавался, как ненавистен эму Питер, где так тяжело и мучительно жить. Петербург у В. Гоголя - оборотень с двойным лицом: за парадной красотой скрыта крайне бедная и убогая жизнь.

Все уровни организации художественного текста «Преступления и наказания» подчинены стержневой мысли произведения. Ф. М. Достоевский показывает, что идея Раскольникова о делении человечества на две неровные части неразрывно связана с непосредственными условиями его жизни, с миром петербургских углов, один из которых занимает сам герой. Роман проникнут символикой. Многие исследователи обращали внимание на «символическую заостренность литературных характеров Достоевского». Но совершенно особую роль в произведении играет цвет.

В произведениях Достоевского цвет, цветовые определения имеют символическое значение и служат для раскрытия душевного состояния героев. Анализируя использование цвета в романе «Преступление и наказание», можно сказать, что все произведение создано практически на одном желтом фоне. Действительно, желтый цвет встречается в романе наиболее часто. Но цветовая гамма в описаниях писателя вовсе не ограничивается только желтым цветом, так как на протяжении всего романа мы встречаем и белый , и красный , и черный цвета, которые играют немаловажную роль во всех описаниях.

Вернемся к основному цвету произведения – желтому . Какова его символика? Прежде всего, желтый цвет ассоциируется с болезнью, если речь идет о человеке. И напротив, когда говорится о вещах, то желтый цвет напоминает что-то солнечное, золотистое , он способен вызвать радостные эмоции. Однако в романе «Преступление и наказание» этого не происходит. Желтый цвет Достоевского во всех описаниях людей и вещей – болезненный цвет. Например: «Она поставила перед ним свой собственный надтреснутый чайник, со слитым уже чаем, и положила два желтых кусочка сахару»; «Когда он оглянулся, то увидел, что сидит на стуле, что его поддерживает справа какой-то человек, что слева стоит другой человек, с желтым стаканом, наполненным желтою водою...»

Здесь «желтый сахар» сочетается с надтреснутым сломанным чайником и «слитым чаем», который также имеет желтый цвет. Во втором примере – « желтый стакан», т.е. давно не мытый, с налетом желтой ржавчины, и желтая рисовая вода непосредственно связаны с болезнью героя, с его обморочным состоянием. Болезненная убогая желтизна встречается и при описании других вещей, например: « пожелтелая меховая кацавейка» Алены Ивановны, «совсем рыжая , вся в дырах и пятнах» шляпа Раскольникова и т.д.

Желтый цвет преобладает в описании и той комнаты, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями... «Мебель вся очень старая из желтого дерева... громовые картинки в желтых рамках...» Так описывает автор квартиру старухи процентщицы. А вот описание жилища Раскольникова: «Это была крошечная клетушка, шагов в 6 длиной, имевшая самый жалкий вид со своимижелтенькими , пыльными, всюду отставшими от стены обоями...». Достоевский сравнивает жалкое жилье главного героя с желтым шкафом. Желтый цвет в описании предметов гармонирует с болезненной желтизной героев романа, окруженных этими предметами. В описании портретов большинства героев романа встречается тот же болезненно-желтый цвет. Например: Мармеладов – «с отекшим от постоянного пьянства желтым , даже зеленоватым лицом и с припухшими веками...»; лицо Порфирия Петровича было «цвета больного, темно-желтого ».

Иногда в описании портретов героев определение « желтый » уступает место близкому по эмоциональной и цветовой окраске определению « бледный ». Например: « бледное , с горящими глазами лицо» Сонечки, «... краска бросилась в бледное лицо Дуни» и т.д. Желтизна и бледность – неотъемлемая характеристика всех жителей Петербурга. Это подтверждается в эпизоде встречи Сони с незнакомым барином: «широкоскулистое лицо его было довольно приятно, и цвет лица был свежий, не петербургский...»

Таким образом, желтый цвет, преобладая в описании героев и окружающих их предметов, создает глубокое впечатление всеобщейубогости и болезненности . Автор наблюдает за своими героями через «желтые очки». Так случается с человеком, который теряет сознание и какое-то время видит все в желтом цвете. И на этом же фоне большое символическое значение приобретают другие цвета, и в первую очередь красный. Так, после убийства Алены Ивановны ее квартирка, которая в начале романа описывается в желтом цвете, приобретает в глазах Раскольникова красный оттенок, напоминающий цвет крови . Раскольников замечает, что в квартире «стояла значительная укладка, побольше аршина в длину, с выпуклою крышей, обитая красным сафьяном... Сверху, под белою простыней, лежала заячья шубка, крытая красным гарнитуром... Прежде всего он принялся было вытирать об красный гарнитур свои запачканные в крови руки».

Контраст красного цвета на фоне желтого оказывает сильнейшее впечатление на Раскольникова. Так же резко на фоне болезненно-желтого цвета выделяются и другие краски, и прежде всего цвет глаз у героев. Это «замечательные голубые глаза Сонечки» и уже совсем другие голубые глаза Свидригайлова с «холодным, тяжелым взглядом»; это «прекрасные темные глаза Раскольникова с горящим взглядом» на первых страницах романа и эти же глаза «с воспаленным», а затем и «помертвевшим взглядом» после совершенного убийства и т.д. По этим примерам можно увидеть, как цвет, обозначенный даже косвенно, передает состояние души героя: от прекрасно-темного, т.е. глубокого, цвета к «воспаленному», т.е. естественно блестящему, и затем к помертвевшему, т.е. бесцветному.

На фоне желтого, серого и красного обособляется зеленый цвет. Он разительно отличается от всей цветовой гаммы произведения, выделяясь своей свежестью и чистотой. Зеленый цвет возрождения, цвет, дающий надежду на преображение. Он встречается во втором, «африканском» сне Раскольникова об оазисе, выражая неосознанную жажду душевной ясности и чистоты, наяву же это чувство подавляется. Сонечка – идеал христианской кротости и смирения появляется в конце произведения в зеленом платке. Сам момент, когда она его надевает, символичен. Это случается в Сибири, в остроге, куда она в очередной раз приходит навестить Раскольникова в то утро, когда в нераскаявшемся убийце происходит перелом. Идя утром на «работы», он видит дальний берег, где «была свобода, где жили люди, не похожие на здешних, там как бы самое время остановилось, точно не прошли времена Авраама и стад его». Именно в это утро Раскольников понимает, что бесконечно любит Соню, чувствует, что воскрес, что наконец-то «наступила жизнь».

Итак, можно сделать вывод о том, что использование определенных цветов в романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского играет важную роль в раскрытии содержания всего произведения. Автор использует в описании практически всю гамму цветовых обозначений (черный, сиреневый, голубой, синий, коричневый, розовый и т. п.) и не ограничивается, как это может показаться на первый взгляд, только желтой палитрой.

Цвет как средство психологической характеристики в романе

Л.Н. Толстого «Война и мир»

Цвет воздействует на мысли человека, его поведение, самочувствие, взаимоотношения с окружающими. Цвет позволяет выявить скрытое значение наших поступков. Существует особый язык цвета, преодолевающий обычные языковые барьеры. Это универсальный язык, вроде музыки. Рассмотрим шедевр мировой литературы, роман–эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир», с точки зрения цветовой символики.

Лев Николаевич Толстой был тонким психологом, всегда точно выражающим внутреннее состояние героя, используя изобразительно-выразительные средства. Писатель знал и «волшебные» свойства цвета.

При чтении романа «Война и мир» бросается в глаза многоцветье отдельных сцен, в то время как в целом роман черно-белый .

Наиболее яркими в цветовом плане, звучащими являются самые значительные эпизоды романа: первый бал Наташи Ростовой, сцены охоты, святок, Бородинского сражения и другие.

Поэтому можно предположить, что Толстой придавал большое значение символике цвета, как важному средству раскрытия внутреннего мира героев и глубокому пониманию выделяемых таким образом сцен для уяснения главной мысли романа.

Остановимся на сцене разговора Наташи с мамой, где юная героиня очень точно характеризует Бориса Друбецкого и Пьера Безухова. Она, понимающая людей не умом, а сердцем, мыслит образно: Борис «очень мил, очень, очень мил! Только не совсем в моем вкусе – он узкий такой, как часы столовые, узкий, знаете, серый , светлый… Безухов – тот синий , темно-синий с красным , и он четвероугольный, он славный, темно-синий с красным ».

В восприятии Наташи Борис узкий, как часы, что ассоциируется с механической расчетливостью, которая заложена в нем, с его целеустремленностью, он будущий карьерист, а также с размеренностью и методичностью. Друбецкой и в самом деле узок и размерен, как часы, и Наташе, пылкой, страстной, живой натуре с ним не по пути.

Дополняет эту характеристику Бориса чувственно-цветовое восприятие. Серый – расчет, печаль, отсутствие непосредственности, эмоциональной интенсивности. Серый цвет отличается тусклостью, он не вызывает никакого возбуждения, он нейтрален, а следовательно, не представляет для Наташи особого интереса.

Светлый же Борис для героини потому, что в ней еще живут воспоминания о беззаботном детстве, их играх в доме Ростовых, первой влюбленности. И это чувство еще теплится в Наташе, несмотря на его жажду славы, он остается для нее «очень мил».

Если Друбецкой «узкий, как столовые часы», Безухов – четвероугольный, надежный, солидный и несмотря на кажущуюся рыхлость, четко очерченный; причем четкая очерченность Пьера еще связана и с цветовой характеристикой: « темно-синий с красным » – это интенсивные, густые тона, говорящие об эмоциональной, душевной подлинности, прочности, жизненной надежности. Его путь – это путь к обретению твердой позиции.

Темно-синий цвет соответствует чувству удовлетворения, защищенности, символизирует верность, преданность. Здесь Наташа не просто указывает на синий цвет, но и добавляет к нему красный , который символизирует жертвенность, заложенную в Пьере. Он проявляет ее, когда отдает часть состояния масонству, в отношениях с Элен и тому подобное. Он все время подвергает себя опасности, рискует жизнью и ему надо быть осторожнее. Вот что включает в данном случае красный цвет.

Так понимает этих героев Наташа, что вполне соответствует истинной сути Бориса и Пьера, их характерам, их жизненным идеалам. Восприятие героини уточняет, на эмоциональном уровне углубляет наше понимание характеров этих двух персонажей.

Одним из самых ярких эпизодов романа является первая встреча Болконского с Наташей. Князь Андрей заезжает по делам в Отрадное к Ростовым. Он пребывает в дурном настроении, все кажется ему серым и мрачным, жизнь для него потеряла смысл. Но вдруг, Болконский видит Наташу, выбегающую ему на встречу: « черноволосая , очень тоненькая, странно тоненькая, черноглазая девушка в желтом ситцевом платье, повязанная белым носовым платком». Она, словно лучик солнца, осветила князя Андрея. Желтый цвет – легкий, сияющий, а потому согревающий, символизирует радость, веселье, счастье, обновление. Все в один момент меняется в глазах Болконского: «День был так хорош, солнце так ярко, кругом все так весело».

Желтый цвет мы увидим в образе лунной ночи, которой будет любоваться Наташа. Этот цвет в своей внешней чистоте всегда несет в себе природу светлого, ему присущи радость, бодрость, нежное возбуждение. Это как раз соответствует состоянию Андрея Болконского, слышащего разговор Наташи с Соней. Серебристый свет, исходящий от луны, указывает на мечтательность, богатое воображение героини, она хочет улететь в небо. Также этот цвет символизирует женственность, отличается стойкостью и желанием достичь душевного равновесия, гармонии.

Наташа пробуждает в князе Андрее «неожиданную путаницу молодых мыслей и надежд». Она, словно живительный бальзам, проникает в отчаявшуюся душу Болконского. Автор при помощи цвета показывает перемену, произошедшую в герое. Сочная, темная зелень дуба, которую видит князь Андрей, возвращаясь от Ростовых, олицетворяет гармонию, всеобъемлющую любовь, наполняющую душу Болконского. Зеленый отражает состояние сердца, является символом возрождения.

При помощи цветописи Л.Н. Толстой дополняет психологическую характеристику героев, ярче изображает их внутренний мир . Раскрашивая в цвета отдельные сцены, писатель делает на них акцент, обращая внимание читателя . Пусть цвет не является самой важной психологической характеристикой героев, но он вносит завершенность, помогая глубже проникнуться в души героев.