Сказки по программе средней группы. Список литературы для чтения в средней группы
Для чтения детям
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички, считалки, скороговорки, загадки.
«Наш козел...», «Ножки, ножки, где вы были?..»,
«Дон! Дон! Дон!..», «Барашеньки...»,
«Лиса и козел», обр. О. Капицы;
«Лисичка со скалочкой», обр. М. Булатова;
«Жихарка», обр. И. Карнауховой;
«Чудесные лапоточки», обр.Н. Колпаковой;
Фольклор народов мира
Песенки.
«Мешок», татарск., пер. Р. Ягафарова, пересказ Л. Кузьмина;
«Разговоры», чуваш., пер. Л. Яхнина; «Чив-чив, воробей!», коми-пермяцк., пер. В. Климова;
«Ласточка», арм., обр. И. Токмаковой;
«Ястреб», груз., пер. B. Берестова;
«Скрюченная песня», «Барабек», англ., обр. К. Чуковского;
«Шалтай-Болтай», англ., обр. С. Маршака;
«Рыбки», «Утята», франц., обр.Н. Гернет и С. Гиппиус;
«Пальцы», нем., пер. Л. Яхнина.
Сказки.
«Хитрая лиса», корякск., пер. Г. Меновщикова,
«Страшный гость», алтайск., пер. А. Гарф и П. Кучияка;
«Пастушок с дудочкой», уйгурск., пер. Л. Кузьмина;
«Три брата», хакасск., пер. В. Гурова;
«Травкин хвостик», эскимосск., обр. В. Глоцера и Г. Снегирева;
«Как собака друга искала», мордов-ск., обр. С. Фетисова;
«Колосок», укр., обр. С. Могилевской;
«Заяц и еж», «Бременские музыканты», из сказок братьев Гримм, нем., пер. А. Введенского, под ред. С. Маршака;
«Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, франц., пер. Т. Габбе;
«Врун», «Ивовый росток», япон., пер. Н. Фельдман, под ред. С. Маршака.
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия.
Я. Бжехва. «Клей», пер. с польск. Б. Заходера;
Г. Виеру. «Я люблю», пер. с молд. Я. Акима;
В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус, И. Токмаковой;
Ф. Грубин. «Качели», пер. с чеш. М. Ландмана;
«Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича;
Я. Райнис. «Наперегонки», пер. с латыш. Л. Мезинова;
Ю. Тувим. «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера,
«Чудеса», пересказ с польск. В. Приходько,
«Овощи», пер. с польск. С. Михалкова.
Проза.
Л. Берг. «Пит и воробей» (глава из книги «Маленькие рассказы про маленького Пита»), пер. с англ. О. Образцовой;
С. Вангели. «Подснежники» (глава из книги «Ругуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.
Х.К. Андерсен. «Огниво», «Стойкий оловянный солдатик», пер. с дат. А. Ганзен;
«Про маленького поросенка Плюха», по мотивам сказок Э. Аттли, пер. с англ. И. Румянцевой и И. Баллод;
А. Балинт. «Гном Гномыч и Изюмка» (главы из книги), пер. с венг. Г. Лейбутина;
Д. Биссет. «Про поросенка, который учился летать», «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерешевской;
Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим», пер. с англ. Э. Паперной;
А Милн. «Винни-Пух и все-все-все...» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера;
Дж. Родари. «Собака, которая не умела лаять» (из книги «Сказки, у которых три конца»), пер. с итал. И. Константиновой;
Ознакомление с художественной литературой
Учитель-логопед Горячева Л.Ф.
С самого раннего детства нас окружают книги. Они становятся неотъемлемой частью нашей жизни. С книгами мы познаём мир, учимся мыслить, сопереживать, восхищаться, находить, под час тонкую, грань между добром и злом, любить. А уж, сколько самых разных книг в наше время на полках магазинов! Как же в этом "книжном море" не утонуть? Выбрать те книги, которые действительно станут нашими друзьями и помощниками в воспитании детей? С этими непростыми вопросами, мы и постараемся сегодня разобраться.
Не смотря на нестабильность в нашем обществе, нравственно-этические нормы поведения никто не отменял. И, пожалуй, каждый из родителей хотел бы видеть своего ребёнка воспитанным, общительным и всесторонне развитым. А как этого достичь? Для начала мы сами должны выполнять те требования, что предъявляем ребёнку. Мы его первые наставники. Малыш воспринимает наше поведение, как единственно правильное, и старается его копировать. "Ворчанием наскучишь, а примером научишь". Но иногда личного примера родителей недостаточно, и вот тут на помощь придут книги.
Литературное слово может оказать более сильное воздействие на ребёнка, нежели привычные советы, а под час и окрики-одёргивания родителей. Возрастные кризисы заставляют малыша проявлять самостоятельность, отстаивать своё мнение и независимость, а с книгами этого делать не нужно.
С какими же вопросами-проблемами нам помогут разобраться книги? Пожалуй, одним из самых важных является понимание ребёнком того, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Заглянем в типовую программу воспитания и обучения детей дошкольного возраста, посмотрим, что рекомендуют почитать авторы для формирования морально-этических ориентиров у нашего малыша?
4-5 лет
Русский фольклор
Сказки . "Лисичка-сестричка и волк" (обр. М. Булатова); "Сестрица Аленушка и братец Иванушка" (обр. А.Н. Толстого); "Петушок и бобовое зернышко" (обр. О. Капицы).
Фольклор народов мира
Сказки . "Три поросенка", англ., пер. С. Михалкова; "Бременские музыканты", из сказок братьев Гримм, нем., пер. А. Введенского, под ред. С. Маршака; "Красная Шапочка", из сказок Ш. Перро, франц., пер. Т. Габбе.
Басни . Л. Толстой. "Мальчик стерег овец".
Литературные сказки . М. Горький. "Воробьишко"; Д. Мамин-Сибиряк. "Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост".
Поэзия . Д. Хармс. "Врун".
Проза . Л. Воронкова. "Как Аленка разбила зеркало" (глава из книги "Солнечный денек"); В. Драгунский. "Тайное становится явным"; М. Зощенко. "Показательный ребенок"; Н. Носов. "Заплатка", Н. Сладков. "Неслух".
Литературные сказки . Э. Мошковская. "Вежливое слово"; К. Чуковский. "Федорино горе".Литературные сказки . Х.К. Андерсен. "Стойкий оловянный солдатик", пер. с дат. А. Ганзен.
Часто при чтении книги малыш отождествляет себя с одним из героев и, разделяя его радости и переживания, постепенно начинает заботиться о других. Не забывайте после завершения чтения произведения обсудить прочитанное с ребёнком. Задайте вопросы по содержанию текста. Узнайте, что больше всего понравилось или наоборот огорчило кроху. Провоцируйте ребёнка на самостоятельные высказывания-рассуждения. "А если бы ты был на месте главного героя, то, как бы поступил в такой ситуации?"
Учить ребёнка сочувствию, сопереживанию, эмоциональному реагированию на различные ситуации призваны помочь следующие произведения:
4-5 лет
Русский фольклор
"Дед хотел уху сварить...", "Лень-потягота...".
Сказки . "Про Иванушку-дурачка" (обр. М. Горького); "Лисичка-сестричка и волк" (обр. М. Булатова).Фольклор народов мира
Песенки . "Барабек", англ., обр, К. Чуковского; "Шалтай-Болтай", англ., обр. С. Маршака.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия . Е. Баратынский. "Весна, весна!.." (в сокр.); И. Бунин. "Листопад" (отрывок); С. Есенин. "Поет зима - аукает..."; А. Майков. "Осенние листья по ветру кружат..."; С. Маршак. "Вот какой рассеянный"; С. Михалков. "Дядя Степа".
Проза . В. Бианки. "Подкидыш"; А, Введенский. "О девочке Маше, о собаке Петушке и о кошке Ниточке" (главы из книги).
Литературные сказки . Г. Остер. "Одни неприятности", "Эхо", "Хорошо спрятанная котлета"; К. Чуковский. "Телефон".Произведения поэтов и писателей разных стран
Литературные сказки . Х.К. Андерсен. "Огниво" пер. с дат. А. Ганзен.
Каждый из нас совершает ошибки, а уж когда маленький человечек только начинает познавать мир, то уберечь его от ошибок и вовсе невозможно. "На ошибках -учатся". С этим трудно спорить, вот только уроки эти уж очень болезненны бывают. Но без ошибок нет жизненного опыта. Как же эти ошибки сделать менее травмирующими? Как научить ребёнка относиться к своим ошибкам даже с юмором? И на эти вопросы помогут ответить книги:
4-5 лет
Русский фольклор
Сказки . "Про Иванушку-дурачка" (обр. М. Горького); "Лисичка-сестричка и волк" (обр. М. Булатова); "Зимовье" (обр. И. Соколова-Микито-ва); "Привередница" (обр. В. Даля); "Война грибов с ягодами" (обр. В. Даля).
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия . С. Черный. "Кто?", "Когда никого нет дома".
Литературные сказки . М. Горький. "Воробьишко"; В. Бианки. "Первая охота"; В. Осеева. "Волшебная иголочка"; Р. Сеф. "Сказка о кругленьких и длинненьких человечках"; К. Чуковский. "Телефон".
Поэзия . С. Маршак. "Вот какой рассеянный", Д. Хармс. "Очень страшная история".
Проза . Н. Носов. "Затейники"; Е. Пермяк. "Торопливый ножик"; Е. Чарушин. "Почему Тюпу прозвали Тюпой", "Почему Тюпа не ловит птиц".Произведения поэтов и писателей разных стран
Литературные сказки . Х.К. Андерсен. "Огниво", пер. с дат. А. Ганзен; "Про маленького поросенка Плюха", по мотивам сказок Э. Аттли, пер. с англ. И. Румянцевой и И. Баллод.
Вот мы и обозначили некоторые темы, которые нам помогают раскрывать перед нашими детьми книги. Подобрали рекомендуемые программой произведения. Остаётся только их прочитать и разобраться вместе с детьми "Что такое хорошо, а что такое плохо?", "С кем дружить, а с кем погодить", "Почему так важно слушаться родителей". И в завершении хочется заметить, что ни смотря на глобальную компьютеризацию современного общества, книги по-прежнему остаются нашими друзьями и помощниками.
Образовательная область «Чтение художественной литературы»
направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении
восприятии) книг через решение следующих задач:
формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных
представлений;
развитие литературной речи;
приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного
восприятия и эстетического вкуса.
Формирование интереса и потребности в чтении
Продолжать работу по формированию интереса к книге.
Формировать понимание того, что из книг можно узнать много интересного.
Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений.
Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.
Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.
Помогать им. используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать
его героям.
Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению.
Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
Познакомить с книгами, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Рачевым. Е. Чарушиным.
Списки литературы для чтения
детям средней группы (4-5 лет)
Русский фольклор
Песенки, потешки, заклички . «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...»: «Дон! Дон! Дон!», «Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?..». «Сидит, сидит зайка..», «Кот на печку пошел...», «Сегодня день целый...», «Барашеньки...», «Идет лисичка по мосту...», «Солнышко- ведрышко...», «Иди, весна, иди, красна...».
Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. Л. Н. Толстого; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова- Микитова; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Привередница», «Лиса-лапотница», обр. В. Даля; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О, Капицы.
Фольклор народов мира
Песенки. «Рыбки», «Утята», франц., обр. Н. Гернет и С. Гиппиус; «Чив-чив, воробей», пер. с коми-пермяц. В. Климова; «Пальцы», пер. с нем. Л, Яхина; «Мешок», татар., пер. Р. Ягофарова, пересказ Л. Кузьмина.
Сказки. «Три поросенка», пер. с англ. С. Михалкова; «Заяц и еж», из сказок братьев Гримм, пер. с нем. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, пер. с франц. Т. Габбе; братья Гримм. "Бременские музыканты», нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака.
Произведения поэтов и писателей России
Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру
кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...»; Я. Аким. «Первый снег»; А. Барто. «Уехали»; С. Дрожжия.«Улицей гуляет...» (из стихотворения « В крестьянской семье»); С. Есенин. «Поет зима - аукает...»; Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором...» (из поэмы «Мороз, Красный нос»); И. Суриков. «Зима»; С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете», «Вот какой рассеянный», «Мяч»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Е. Баратынский. «Весна, весна» (в сокр.); Ю. Мориц. «Песенка про
сказку»; «Дом гнома, гном - дома!»; Э. Успенский. «Разгром»; Д. Хармс. «Очень страшная история».
Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; К. Ушинский. «Бодливая корова»; С. Воронин. «Воинственный Жако»; С. Георгиев. «Бабушкин садик»; Н. Носов. «Заплатка», «Затейники»; Л. Пантелеев. «На море» (глава из книги «Рассказы о Белочке и Тамарочке»); Бианки, «Подкидыш»; Н. Сладков. «Неслух».
Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище», «Федорино горе»; Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича - Длинный Нос и про Мохнатого Мишу - Короткий Хвост»; В. Бианки. «Первая охота»; Д. Самойлов. «У слоненка день рождения».
Басни. Л. Толстой. «Отец приказал сыновьям...», «Мальчик стерег овец...», «Хотела галка пить...».
Произведения поэтов и писателей разных стран
Поэзия. В. Витка. «Считалочка», пер. с белорус. И. Токмаковой; Ю. Тувим. «Чудеса», пер. с польск. В. Приходько; «Про пана Трулялинского», пересказ с польск. Б. Заходера; Ф. Грубин. «Слезы», пер. с чеш. Е. Солоновича; С. Вангели. «Подснежники» (главы из книги «Гугуцэ - капитан корабля»), пер. с молд. В. Берестова.
Литературные сказки. А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все» (главы из книги), пер. с англ. Б. Заходера; Э. Блайтон. «Знаменитый утенок Тим» (главы из книги), пер. с англ. Э. Паперной; Т. Эгнер. «Приключения в лесу Елки-на-Горке» (главы из книги), пер. с норв. Л. Брауде; Д. Биссет. «Про мальчика, который рычал на тигров», пер. с англ. Н. Шерепгевской; Э. Хогарт. «Мафии и его веселые друзья» (главы из книги), пер. с англ. О. Образцовой и Н. Шанько.
Для заучивания наизусть
«Дед хотел уху сварить...», «Ножки, ножки, где вы были?» - рус. нар. песенки; А.
Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); 3. Александрова. «Елочка»; А. Барто. «Я знаю, что надо придумать»; Л. Николаенко. «Кто рассыпал колокольчики...»; В. Орлов. «С базара», «Почему медведь зимой спит» (по выбору воспитателя); Е. Серова. «Одуванчик», «Кошачьи лапки» (из цикла «Наши цветы»); «Купите лук...», шотл. нар. песенка, пер. И. Токмаковой.
Задачи: Учить детей описывать игрушку, ее внешний вид.
Учить отвечать полным предложением, активизировать словарь, развивать связную речь детей, умение рассуждать, воображение, мышление, логику, развивать творческие способности детей, воспитывать любовь к русским народным сказкам.
Ход занятия:
Воспитатель:- Ребята вы все за руки возьмитесь, и друг другу улыбнитесь.
Мы сегодня с вами отправимся в сказочное путешествие.
Если сказка в дверь стучится,
Ты скорей ее впусти,
Потому что сказка - птица,
Чуть спугнешь и не найти.
Воспитатель: Ребята посмотрите что это?
Правильно, кто- то забыл волшебный мешочек.
А внутри что-то есть. Давайте попробуем с вами отгадать что там, но не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас я дам пощупать нескольким ребятам, а они должны назвать, сто внутри мешочка.
Дети ощупывают мешочек и пытаются отгадать, кто внутри.
Правильно ребята, это лиса, она прибежала к нам из сказки.
Ребята, как в сказках называют лису?(Лисичка- сестричка, лисонька, Лиса Патрикеевна).
А как вы догадались, что в мешочке спряталась лиса? (у нее пушистый хвост).
А теперь ребята давайте попытаемся описать нашу гостью.
Катя, что ты можешь рассказать о шерстке лисы? (шерсть у лисы мягкая, пушистая, рыжая.)
Хорошо, Саша, а что ты расскажешь о мордочке лисы. (Мордочка лисы острая, хитрая, острая, ушки острые, похожи на треугольники.)
Молодец Саша.
А Дарья расскажет нам о хвосте лисы.(хвост у лисы длинный, мягкий, пушистый.)
Молодец Дарья. А что можно сказать о характере лисы, какая она в сказках? (лиса в сказках хитрая, обманщица)
Молодцы ребята. Лиса прибежала к нам из сказки, а как вы думаете из какой?В каких сказках мы с вами встречали лису? (Лисичка со скалочкой, Колобок, Теремок, Рукавичка.)
Да действительно, в этих сказках мы встречаем лису, но наша гостья прибежала из сказки, где обидела зайца и выгнала его из домика. (Заюшкина избушка).
Ребята лисичка принесла вам загадки.Давайте послушаем их внимательно и отгадаем.
сначало слушаем загадку и лишь потом готовим отгадку.
Наш зверек живет в тревоге,
От беды уносит ноги.
Ну- ка быстро отгадайка
Как зверек зовется? (заяц).
Кто большой и косолапый
Мед достал из бочки лапой.
Скушал сладость и реветь.
А зовут его (медведь).
Ку- ка- ре-ку кричит он звонко
Крыльями хлопает он громко.
Курочек верный пастух
Как зовут его (петух)
У меня отличный слух
Острый взгляд и тонкий нюх
Сразу лезу с кошкой в драку
Потому что я(собака)
Скачет по болоту
Зеленая лягушка
Зеленые ножки
Зовут меня (лягушка).
Ребята посмотрите каких животных мы с вами угадали, а все ли они герои сказки " Заюшкина избушка "? (нет, лягушка из другой сказки)
Правильно ребята. Лисичка видит что вы устали и хочет поиграть с вами.
Физминутка:
Эй ребята, что вы спите,
Нам животных покажите.
У лисички острый нос,
У нее пушистый хвост.
Шуба рыжая лисы
Несказанной красоты.
Лиса по лесу похаживает
Шубу рыжую поглаживает.
Заяц по лесу скакал,
заяц корм себе искал.
Вдруг у зайца на макушке,
Поднялись как стрелки ушки
Зайчик прыгнул, повернулся
И под деревом согнулся.
Вылез мишка из берлоги,
разминает Миша ноги.
На носочках он пошел.
И на пяточках потом.
На столах листы с кругами, карандаши, на доске тоже лист с кругами.
Ребята давайте вспомним сказку " Заюшкина избушка". София расскажи с чего начинается сказка.
Правильно, а Катя выйдет к доске и нарисует нам зайца и лису.
Катя что отличает лису од других животных?.
Давайте на первом круге покажем, что это лиса, нарисуем острые уши и длинную мордочку.
А что есть у зайца, чего нет у других героев нашей сказки?
Правильно, давайте нарисуем нашему зайцу длинные уши.
А что отличает собаку в нашей сказке?
Правильно давайте дорисуем нашей собаке хвост колечком.
Настя что мы дорисуем чтобы показать что это медведь?.
Правильно, нарисуем маленькие круглые уши.
Продолжит сказку Максим.
Дарья что есть у петушка особенного?
Правильно, нарисуем нашему петушку гребешок, можно дорисовать клюв.
Чем же Сережа заканчивается сказка?.
Молодцы ребята, вы хорошо помните сказку " Заюшкина избушка"
А сейчас я вам покажу эту сказку с куклами.
Показ кукольного театра.
Жили -были лисичка и зайчик. Решили они построить каждый себе избушку. Лиса построила ледяную, а зайчик лубяную. Но вот пришла весна- красна, и у лисы избушка растаяла.
Лиса: Ой, ой, ой, сюда косой. Как же быть, где домик мой?
Заяц: Вся изба твоя с крылечком, убежала в речку. Ты лиса не переживай, ты ко мне переезжай.
Лиса: Повезло скажу косому, выгоню его из дому, не хочу с ним вместе жить, хлеба корочку делить.(обращается к зайцу)
Эй послушай, милый Зая!Новость есть
Заяц: Да ну! Какая?
Лиса: Есть за лесом огород, там капуста круглый год!
Заяц: Неужель уже поспела? Ну- ка, ну-ка, побегу и капусту поищу!.Это что? Закрыта дверь.
Лиса: (выглядывает из домика) Я в избе теперь живу
Заяц: Да ведь это домик мой!
Лиса: Не пущу тебя косой! (заяц отходит, садится рядом плачет)
Появляется собака.
Собака: Гав, гав, гав! У меня горячий нрав, нибоюсь ни ссор ни драк. Покажи мне кто твой враг?
Заяц: Вот сидит в моей избушке, вот торчат в окошке ушки
Собака: Эй лиса слышишь лай?. Гав- гав -гав прочь ступай!
Лиса: Как взмахну хвостом, опалю огнем берегись!
Собака: (трусливо) Ой совсем забыл косой, нужно мне скорей домой!.
Появляется медведь.
Медведь: Я мишка- лежебока, спал я долго и глубоко, небоюсь ни драк ни сор.Покажи мне где твой враг?
Заяц: вот сидит в моей избушке, вот торчат в окошке ушки.
Медведь: Эй! Кто там в избе? Вот достанется тебе!.
Лиса: как взмахну хвостом, опалю огнем берегись!
Медведь: (трусливо) Ой совсем забыл косой.Нужно мне скорей домой.
Появляется петушок.
Петушок: Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку! Я помогу, я помогу!.Ты не плачь, не плачь, косой, живо справимся с лисой.
Лиса: Как взмахну хвостом, опалю огнем, берегись!
Петушок: Как тряхну гребешком и развалится весь дом!.У меня есть коса, ну-ка выходи лиса!
Лиса: Ой боюсь я петуха, ой подальше от греха! (выбегает из домика)
Заяц: Ну спасибо, Петушок, справится с лисой помог.Будем в доме вместе жить, вместе жить и не тужить!
Ребята вам понравилась сказка?. Чему она нас учит?.Ну а нам пора прощаться и со сказкой расставаться.
Учить детей творчески мыслить, разгадывать загадки, придумывать новое окончание для сказки.
Способствовать развитию умения детей с помощью средств выразительности (интонация, мимика, жесты, характерные движения, поза, походка) передавать не только внешние черты героев, но и их внутренние переживания, различные эмоциональные состояния, чувства, отношения, отношения между персонажами; учить самостоятельно выполнять способы передачи их поведения.
Расширить языковые ресурсы детей, фонематический слух.
Воспитывать самостоятельность мышления ребенка, активность, настойчивость.
Материал: звонок, большая Книга Сказок, настольный театр сказки «Колобок», другие герои сказок, конверт, дидактическая игра «Приведи в порядок события»
Ход занятия в средней группе
Воспитатель: Дети, давайте поздороваемся и пожелаем друг другу хорошего настроения. Во время стихотворения-приветствия попробуйте догадаться, в которую Страну-Чудес сегодня мы с вами отправимся!
Ну-ка, в круг все становитесь,
Друзьям искренне улыбнитесь!
Вместе за руки возьмитесь
С мыслями все соберитесь.
Сказочка к нам пришла
И загадки принесла.
Воспитатель: Молодцы, правильно догадались. Сегодня мы с вами будем путешествовать в страну Сказок.
Воспитатель: Сказка - это страна грез и фантазий. Только закроешь глаза, и сказка перенесет тебя в свой волшебный мир. Мир добра и зла, любви и ненависти, красоты и уродства... Сказка научит быть сильным, мужественным, находчивым, трудолюбивым и добрым...
Воспитатель: Дети, а любите ли вы сказки? Какие сказки вы знаете? (Ответы детей)
Воспитатель: А путешествовать нам по Стране Сказок поможет «Волшебная Книга» (педагог демонстрирует детям «Большую Книгу Сказок»)
Воспитатель: Итак, путешествие начинается... (педагог звонит в колокольчик)
Ну-ка, глазки закрываются...
В Страну Сказок отправляемся.
Книга, книга, поспеши,
Двери в Сказку отвори!
Воспитатель: Вот мы и в Волшебной Стране! Но почему Книга Сказок не открывается! Дети, как вы думаете почему, что могло произойти? (Дети говорят свои версии)
Воспитатель: Я догадалась, видимо, нам надо отгадать загадки, которые приготовила для нас Королева Сказочной-Страны. (Дети разгадывают загадки, а Волшебная-Книга открывается на нужной сказке - ответ)
Загадки о сказках
Убежал от Бабы и от Деда. Зверей разных повстречал. А Лисичка шалуна съела сразу и была такова! («Колобок»)
Расскажу вам, дети, сказку: и о Кошке, о Собачке, и про Деда, и про Бабу, и о Мышке и Внучке. А вы всех их если вспомните, название сказки угадаете. («Репка»)
Сидит девочка в корзине на медвежьей крепкой спине. А почему туда спряталась? Так никому и не призналась! («Маша и медведь»)
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали все загадки! Интересно, какая же будет следующая страничка?
Воспитатель: Это страница «всезнаек». Сейчас проверим, хорошо ли вы знаете русские народные сказки:
Лиса угощала Журавля... (чем?)
Кто украл Петушка?
Кого привел к Бабе с Дедом соломенный бычок?
Что приговаривал Волк, когда хвостом рыбу в проруби ловил?
Может ли Ежик на самом деле перегнать Зайца? А как в сказке?
Какую песенку пел Колобок Лисе? Что это за сказка?
Воспитатель: Умные вы дети, все сказки знаете! А теперь переворачиваем следующую страничку... Наверное, нас ждет какой-то сюрприз! Посмотрите, какой большой конверт. Что в нем? (Дети рассматривают конверт и иллюстрации к сказке)
Воспитатель: Не понятно, что это за сказка? Дети, попробуйте догадаться!
Упражнение «Приведи в порядок события»
(дети должны в правильном порядке разложить картинки и догадаться, какая это сказка)
Воспитатель: Верно, догадались - это сказка «Колобок». Давайте вспомним героев этой сказки. Кто из героев хороший (злой, хитрый, не уверенный, дерзкий, робкий). Почему вы так думаете?
Воспитатель: Дети, как вы думаете, а у всех героев сказки было одинаковое настроение? Давайте попробуем его показать (дети передают настроение, эмоции, движения персонажей).
Как была озабочена Бабушка, когда пекла Колобка?
Как обрадовался Колобку Дедушка?
Какое было настроение у Колобка, когда он убегал от Бабы и Деда?
Покажите, как встретились Колобок и Зайчик (Волк, Медведь, Лиса).
Менялось ли настроение у главного героя на протяжении сказки? Как? Почему?
Спойте песенку Колобка весело, грустно, испуганно...
Воспитатель: Дети, вспомните, чем закончилась сказка «Колобок»? Нравится ли вам такой конец? Давайте попробуем его переделать на более хороший и поучительный манер. (Дети высказывают свои версии)
Воспитатель: Молодцы, отлично справились с заданием. Думаю, Колобок будет только благодарен вам, малыши, его приключения так хорошо закончились!
Воспитатель: Перелистываем еще одну страничку нашей Волшебной Книги... Нас ждет еще один сюрприз (педагог демонстрирует детям персонажей настольного театра «Колобок» и других сказочных героев: поросенок, петушок, котик, коза, собака...)
Воспитатель: Давайте, попробуем придумать новую сказку о «Колобке» и еще и с интересным концом (дети разыгрывают настольный театр новой сказки «Колобок»).
Воспитатель: Молодцы! Какая замечательная сказка у нас получилась. Придумайте для нее еще и новое название («Приключения Колобка», «Путешествие Колобка», «Как Колобок умным стал», «Колобок и Петушок», «Возвращение Колобка» ...)
Воспитатель: Вот перевернута и последняя страничка Волшебной Книги Сказок! Наше путешествие подошло к концу! Воспитатель. К сожалению, но нам пора возвращаться в детский сад (звонит в колокольчик).
Глазки закрываются...
И в детский сад отправляемся...
Вернулись из Сказки мы.
Воспитатель: И снова мы в детском саду. А на память о нашем чудесном путешествии я приготовила вам подарки - картинки любимых сказочных героев. Раскрасьте их и вместе с друзьями придумайте много новых, интересных сказок или историй.
Воспитатель: До свидания, дети. И никогда не забывайте, что сказки - это наши друзья. Они живут в нашем сердце, в нашей душе, в нашем уме и воображении. Выдумывайте, фантазируйте - и сказка никогда вас не покинет; будет всегда рядом, будет радовать и удивлять вас!