Open
Close

Сочинение мцыри. Трагизм судьбы главного героя Трагическая судьба Мцыри по поэме Мцыри (Лермонтов М

Выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (2.1−2.4). В бланке ответов запишите номер выбранного вами задания, а затем дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 150 слов), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы. При ответе на вопрос, связанный с лирикой, необходимо анализировать не менее 2 стихотворений (их число может быть увеличено по вашему усмотрению).

2.1. Был ли предопределен трагический финал судьбы Мцыри? Обоснуйте свою точку зрения.

2.2. Какие особенности лирики В. А. Жуковского дали основание исследователю А. Веселовскому назвать его поэзию «пейзажем души»?

2.3. Есть ли тема любви в повести Н. В. Гоголя «Шинель»? Обоснуйте свою точку зрения.

2.4. Почему из различных вариантов названий - «Дочь и отец», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите...» - Толстой остановился на названии «После бала»?

2.5. Какие сюжеты из произведений отечественной и зарубежной литературы являются для Вас актуальными и почему? (На основе анализа одного-двух произведений.)

По-яс-не-ние.

Ком-мен-та-рии к со-чи-не-ни-ям

2.1. Был ли пред-опре-де-лен тра-ги-че-ский финал судь-бы Мцыри? Обос-нуй-те свою точку зре-ния.

Со-бы-тия, опи-сан-ные в поэме, про-ис-хо-ди-ли в пе-ри-од доб-ро-воль-но-го при-со-еди-не-ния Гру-зии к Рос-сии.

Тра-гизм судь-бы глав-но-го героя в том, что он был пле-нен («ре-бен-ка плен-но-го он (ге-не-рал) вез»). Но ха-рак-тер Мцыри имел осо-бый, он от-ка-зал-ся от еды, из-за этих об-сто-я-тельств в нем раз-вил-ся «мо-гу-чий дух его отцов». Уми-ра-ю-ще-го маль-чи-ка оста-ви-ли в мо-на-сты-ре, где его вы-хо-дил один монах. На-ка-ну-не при-ня-тия мо-на-ше-ско-го обета Мцыри сбе-жал из мо-на-сты-ря. Всё это время, ко-то-рое он на-хо-дил-ся в мо-на-сты-ре, он стра-дал из-за от-сут-ствия воли. Те три дня, ко-то-рые он про-вел в лесу, вос-кре-си-ли его. Он уви-дел пре-крас-ную при-ро-ду, диких зве-рей, мо-ло-дую де-вуш-ку. Что делал он за сте-на-ми мо-на-сты-ря, сам Мцыри на-зы-ва-ет сло-вом «жил». Про-сто жил. На воле Мцыри вспом-нил об отчем доме и за-хо-тел найти до-ро-гу к нему, но вер-нул-ся вновь к сте-нам мо-на-сты-ря. Он осо-знал, что сво-бо-ду об-ре-сти ему не удаст-ся. «По-мо-щи люд-ской» он не же-ла-ет, по-то-му что не верит в то, что люди, со-вер-шен-но дру-гие, могут ему по-мочь. Мцыри оди-нок в этом мире, он глу-бо-ко осо-зна-ет и пе-ре-жи-ва-ет свое оди-но-че-ство.

С судь-бой, по мне-нию героя, спо-рить тщет-но. По-это-му тра-ги-че-ский финал его судь-бы пред-опре-де-лен.

По-беж-ден-ный, он ду-хов-но не слом-лен и оста-ет-ся по-ло-жи-тель-ным об-ра-зом нашей ли-те-ра-ту-ры, а его му-же-ствен-ность, цель-ность, ге-ро-изм яв-ля-лись уко-ром раз-дроб-лен-ным серд-цам бо-яз-ли-вых и без-де-я-тель-ных со-вре-мен-ни-ков из дво-рян-ско-го об-ще-ства.

2.2. Какие осо-бен-но-сти ли-ри-ки В. А. Жу-ков-ско-го дали ос-но-ва-ние ис-сле-до-ва-те-лю А. Ве-се-лов-ско-му на-звать его по-э-зию «пей-за-жем души»?

Почти во всех кар-ти-нах при-ро-ды, ко-то-рые ри-су-ет Жу-ков-ский, при-сут-ству-ет вос-при-ни-ма-ю-щий ее че-ло-век. Он и при-ро-да по-ка-за-ны у поэта в не-ко-то-ром един-стве. Опи-сы-ва-ют-ся не столь-ко яв-ле-ния при-ро-ды, сколь-ко ду-шев-ное со-сто-я-ние че-ло-ве-ка. Вот по-че-му пей-за-жи Жу-ков-ско-го на-зы-ва-ют «пей-за-жа-ми души». «Жизнь души» и есть под-лин-ный пред-мет эле-гии поэта.

2.3. Есть ли тема любви в по-ве-сти Н. В. Го-го-ля «Ши-нель»? Обос-нуй-те свою точку зре-ния.

Тема любви зву-чит в по-ве-сти со-вер-шен-но иначе, не-тра-ди-ци-он-но. Лю-бовь на стра-ни-цах «Ши-не-ли» по-яв-ля-ет-ся в хри-сти-ан-ском тол-ко-ва-нии. Лю-бовь к ближ-не-му, за-по-ве-дан-ная Хри-стом Спа-си-те-лем, яв-ля-ет-ся выс-шей доб-ро-де-те-лью хри-сти-а-ни-на. Че-ло-век, «брат твой», может ока-зать-ся в очень за-труд-нен-ном по-ло-же-нии, по-пасть в беду, ока-зать-ся на грани го-лод-ной смер-ти. Ти-ту-ляр-ный со-вет-ник Баш-мач-кин, на-хо-дясь в из-ряд-ном воз-расте («Ака-кию Ака-ки-е-ви-чу за-бра-лось за пять-де-сят») в пол-ном оди-но-че-стве, пе-ре-жил страш-ные ми-ну-ты от-ча-я-ния в слу-чив-шем-ся с ним не-сча-стье. Но никто не помог страж-ду-ще-му, никто не про-тя-нул руку по-мо-щи, ни от кого он не услы-шал даже про-сто-го доб-ро-го слова, спо-соб-но-го, по мне-нию свя-ти-те-ля Ти-хо-на За-дон-ско-го, «скор-бя-ще-го уте-шить». Че-ло-век, про-свет-лен-ный Бо-же-ствен-ной ис-ти-ной и осо-знав-ший смысл своей зем-ной жизни, до-ро-жит со-кро-ви-ща-ми своей души, среди ко-то-рых лю-бовь к Богу и ближ-не-му сво-е-му и жерт-вен-ное слу-же-ние Оте-че-ству. Та-ко-ва по-зи-ция Го-го-ля.

2.4. По-че-му из раз-лич-ных ва-ри-ан-тов на-зва-ний - «Дочь и отец», «Рас-сказ о бале и сквозь строй», «А вы го-во-ри-те...» - Тол-стой оста-но-вил-ся на на-зва-нии «После бала»?

Рас-сказ «После бала» по-стро-ен на кон-тра-сте. Кон-траст-ны порт-рет-ные ха-рак-те-ри-сти-ки, по-ве-де-ние отца Ва-рень-ки на балу и после бала, на-стро-е-ние и мысли глав-но-го героя до и после уви-ден-но-го на плацу. На-зва-ние «После бала» точ-нее пе-ре-да-ет ос-нов-ную идею про-из-ве-де-ния: жизнь че-ло-ве-ка может из-ме-нить одно со-бы-тие. Для глав-но-го героя пе-ре-лом-ный мо-мент в его жизни на-сту-пил после бала, от уви-ден-но-го на плацу.

Поэма «Мцыри» стала настоящим гимном стремлению и любви к свободе. Через образ главного героя поэт смог наиболее полно раскрыть собственную душу, самого себя и свои идеалы. В поэме автору удалось объединить всё самое для человека дорогое – семью, родной дом, свободу, Родину, жизнь и борьбу.

В своём произведении Лермонтов показал безупречного героя, душу которого не терзают противоречия, стремясь к свободе, он не пытается затронуть чужое достоинство.

Мцыри отличается нравственной чистотой, благородством побуждений и уникальной цельностью характера. В смелом мальчике-дикаре Лермонтов воплотил жажду борьбы, битв и тревог, жажду бури, которая всегда присутствует в человеческой душе, в том числе и в душе автора. Образ монастыря-тюрьмы поэт вводит не случайно. Этот образ воплощает в себе всё то, что ограничивает свободный полет человеческой мысли, сковывает душу и лишает всякого права на жизнь и борьбу.

Жизнь в заточении не могла удовлетворить главного героя, и он решается на бегство из монастыря, который враждебен и чужд его свободолюбивой душе. Оказавшись на свободе, Мцыри погружается в стихию родной природы. Долгие годы мучений и тоски помогли ему подготовить этот побег. Мцыри принял решение о побеге давным-давно. Он страстно желает отыскать свою родину, своих родных и близких.

Монахи ошибочно считали, что Мцыри смог привыкнуть к плену. На самом деле он не намерен сдаваться и отказываться от жизни. Свою тайну юноша затаил в душе, а монахам не дано понять его свободолюбивых стремлений. Вырвавшись из плена и с головой окунувшись в живой и свободный мир, герой понимает, что не смиренное существование является смыслом человеческой жизни, а постоянная борьба и противостояние невзгодам. Человек должен бороться за свою свободу, за возможность реализовать себя как личность, установить общность с близкими по духу. Мцыри порывает с христианством и его учением о покорности и ничтожности земного существования. Он с легкостью готов променять райское блаженство загробной жизни на обычные, земные человеческие радости.

На вопрос о том, что он делал за стенами монастыря, Мцыри отвечает: «Жил!». А когда его спрашивают, что он видел, юноша описывает картину золотого рассвета в радужных утренних красках, свежесть леса и зелень листвы, которую пронизывают лучи солнца. Его восхищают чудесные голоса природы, благоухание земли и темнота ночи в горах. Но ближе всего по духу ему гроза, она поражает и манит горячее сердце Мцыри.

И всё же его бегство становится движением по замкнутому кругу: все его путешествие происходит в окрестностях монастыря. Умирающий Мцыри вновь попадает в стены своей тюрьмы. Перед смертью он просит похоронить его в цветущем саду, где растет свежая трава и воздух душистый, а ещё, оттуда видны заснеженные горы Кавказа. Мцыри мечтает хотя бы после смерти получить столь долгожданную свободу.

Трагизм положения главного героя заключается именно в том, что, нарушив незыблемые правила и убежав в страну свободы, достичь её он так и не смог, потому что её просто не было. Во времена Лермонтова такая судьба ждала каждого свободолюбивого человека.

Сочинение по поэме Лермонтова Мцыри

План

1.Введение

2.Особенности конфликта в поэме

3.Был ли предопределен трагический финал судьбы героя

4.Тема патриотизма в поэме

«Мцыри » - одна из самых лучших, глубоких и прочувствованных поэм Лермонтова. В ней наиболее ярко отражена сложная идейная борьба эпохи романтизма. Это произведение о свободе, которая никогда не достаётся легко и нередко сопряжена со смертью.

Основной конфликт в поэме «Мцыри» - противостояние судьбы, того положения, в котором герою пришлось оказаться, и стремления к свободе. Поэтому, кстати, Лермонтов и дал такое название поэме - в переводе с грузинского это слово означает «неслужащий, недоучившийся монах»; одним из первоначальных вариантов названия было «Бэри», то есть просто «монах». Новое название куда лучше отражает основную проблему произведения.

Так уж получилось, что Мцыри всю свою жизнь просуществовал в закрытом от внешнего мира монастыре, будучи лишён радостей жизни. И под конец жажда этой самой жизни взяла верх. Сбежав из монастыря, он принялся навёрстывать упущенное - влюбился в девушку, сразился с барсом, ощутил массу новых запахов, вкусов, увидел горы, леса, реки и долины. В финале его настигла смерть, и настигла она его у стен родного монастыря, однако дух Мцыри даже в этот момент оказался не сломлен.

Ключевым моментом, объясняющим суть трагедии героя, является его беседа со старым монахом, который в молодости вёл полнокровную жизнь. Монах привёл его в чувство и принялся исповедовать, однако Мцыри упрекает его. Ведь он не желает умереть рабом, в обители, которая погубила его душу ещё в детском возрасте. Старому монаху легко говорить о покое, безмятежности и тишине, ведь он прожил настоящую жизнь, а вот он, Мцыри, сыт этой тишиной и безмятежностью по горло.

О своём поступке - побеге из монастыря - он не жалеет, считая его не грехом, а подвигом. На свободе он пробыл всего три дня, но они показались ему более полными жизни, чем всё его предшествующее существование.

Мцыри с детства был болезненным и слабым ребёнком, так что недолгая его жизнь была, в сущности, предопределена. Это перекликается с детством самого Лермонтова, который также рос болезненным. Важно отметить, что герой убежал из монастыря «осенней ночью», в момент, когда бежать было нежелательно.

Недостаток сил, жизненного опыта и враждебный характер внешнего мира и привели его к гибели. Видимо, о чём-то таком и подозревал Мцыри. Он решился на побег в неподходящее время, наверное, потому, что боялся, что до более благоприятной поры он мог и не дожить. Тем более что в тот миг он готовился окончательно принять монашеский постриг и, таким образом, полностью оторвать себя от мира.

Герой хотел хоть немного вкусить жизни перед смертью. Важно и то, что Мцыри всегда одинок. Его порыв не получает поддержки со стороны, остальные монахи и прислужники не понимают его мотивов. Лишь старый инок, исповедовавший его перед смертью, находит путь к его душе и, кажется, понимает его. «Один в поле не воин», вот и Мцыри, какой бы сильной волей, отчаянной решимостью и смелостью он ни обладал, не способен вырваться на свободу насовсем.

В поэме Лермонтов поднимает и тему патриотизма, однако трактует её своеобразно. Монастырь стал для Мцыри родиной - здесь его приютили, вскормили, дали образование и определили для него дальнейший жизненный путь; он даже не знает, кем были его родители - их место заняли монахи. Однако он чувствует, что это не настоящая родина. А настоящая его отчизна находится там, далеко, в той стороне, куда он, собственно, и пытался убежать.

Таким образом, понятие отечества для Лермонтова неотделимо от свободы; если же в «отечестве» человек чувствует себя бесправным рабом, значит, это отечество ненастоящее. Найдя родителей и деревню, в которой он появился на свет, герой смог бы понять самого себя, открыть своё истинное предназначение. Здесь же, в монастырских стенах, его личность с самого детства подавляли, заменяя её некими чуждыми установками.

Почему трагически сложилась судьба главного героя поэмы М. Лермонтова «Мцыри»

«Мцыри» — одна из лучших романтических поэм М. Ю. Лермонтова. Это плод деятельной и напряжен-ной работы. Главный герой, по определению В. Г. Белинского, является человеком у которого «огненная душа», «исполинская натура», «могучий дух» .

Мцыри — обобщенный романтический образ. Его облик четко не прорисован, о его прошлом упоминает-ся лишь в общих чертах. Но автор и не стремится нам показать какого-то конкретного человека. Его цель — воспевание силы человеческого духа, неудержимого стремления к свободе.

Поэма рассказывает о юноше, страстно стремя-щемся попасть на родину.

Давным-давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, прекрасна ли земля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

Мцыри, воспитанный в монастыре, воспринимает его как тюрьму, душными и тесными кажутся ему ке-льи, монахи — трусливыми стражами, а он сам — ра-бом и заточенным узником. Он мечтает о своем доме и о воле:

...Я видел у других

Отчизну, дом, друзей, родных,

А у себя не находил

Не только милых душ — могил!

Тогда, пустых не тратя слез,

В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

О своей семье Мцыри помнит мало, отца он вспоми-нает как бесстрашного воина. И сам он мечтает сра-жаться за свободу родины. Ему снятся сражения, в которых он одерживает победу, мысли увлекают его в «чудный мир тревог и битв». Мцыри в душе чувствует себя воином, способным одержать верх над достой-ным соперником, теперь он убежден, «Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов».

Юноша отличался еще с детства суровой сдержан-ностью: «Ты помнишь, детские года: Слезы не знал я никогда...».

Одиночество в монастыре закалило его волю. Он живет в ожидании момента, когда можно будет вырваться на свободу, попробовать ее сладкий вкус, по-нять, наконец, смысл своего существования.

Для долгожданного побега наш герой выбирает грозовую ночь, и это не случайно. Она вселяет в души, боязливых монахов страх, а сердце Мцыри наполняет отвагой, чувством братства с грозой.

За стенами монастыря он попадает в незнакомую жизнь, сопряженную с постоянными опасностями, но это не страшит героя. Он постигает истинную свободу, ради которой можно рисковать жизнью, подвергать себя смертельным приключениям. Герой полной гру-дью вдыхает «чудный мир тревог и битв», о котором он мечтал с детства, и в который все-таки вырвался «от келий душных и молитв». Он оказывается там, «где люди вольны, как орлы». Любуется тем, к чему так долго стремился: «пышные поля, холмы, покры-тые венцом дерев...».

Человек и природа в поэме рассматриваются как два особых мира, сосуществующих в гармонии и одно-временно в противоборстве между собой. Пейзаж Кав-каза вводится М. Ю. Лермонтовым в поэму главным образом как средство для раскрытия образа Мцыри, он описывает природу ярко, экзотично, свободно, что соответствует внутреннему содержанию героя. Когда мальчик попадает в монастырь, он сравнивается с серной:

...был, казалось, лет шести,

Как серна гор, пуглив и дик

И слаб и гибок, как тростник.

Серна — воплощение свободы, вольной жизни. Та-кое сравнение наглядно говорит о том, что дитя не приживется в закрытом монастыре. Мцыри не может жить спокойно и покорно за каменными стенами оби-тели, и вот он на свободе. В дикой природе юноша ви-дит гармонию, братство, единство, что не дано было познать в обществе людей:

Кругом меня цвел божий сад;

Растений радужных наряд

Хранил следы небесных слез,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев...

М. Ю. Лермонтов наделяет героя способностью по-нимать, видеть, тонко чувствовать и любить приро-ду, находя в этом радость жизни. И Мцыри наслаж-дается живописным пейзажем, отдыхая от мрака мо-настыря.

В поэме нашел свое отражение и любовный мотив. Он воплотился в короткой встрече нашего героя с мо-лодой грузинкой у горного потока. Мцыри способен понять и оценить человеческую красоту. Он замечает, что девушка «стройна... как тополь, царь ее полей...». Юноша хотел последовать за ней, но не смог, посколь-ку «цель одну, пройти в родимую страну, имел в душе...». Герой побеждает непроизвольное желание любви в своем молодом сердце, отказываясь от лично-го счастья во имя свободы.

Но мечте Мцыри не суждено было сбыться. Его ори-ентиром в дороге домой были горы, но вдруг он «из виду горы потерял и тут с пути сбиваться стал».

Наш герой в полном отчаянии. Прекрасный лес, красотой которого он наслаждался еще вчера, пением птиц которого подолгу заслушивался, становится вдруг «страшней и гуще каждый час». Гармония че-ловека и природы рушится: «...миллионом черных глаз Смотрела ночи темнота...».

Мцыри оказывается теперь уже во власти враждеб-ной. И вот наступает кульминация поэмы — сцена смертельной схватки человека с барсом. Здесь с наи-высшей силой проявляются стойкость и мужество на-шего героя. Он сам «как барс пустынный, зол и дик». В момент опасности в нем просыпаются силы бойца. В этой схватке раскрывается героическая суть характеpa главного героя. Его не страшит смерть, он побежда-ет зверя и, несмотря на раны, продолжает путь домой. Но как же страшно стало ему утром, когда он понима-ет, что заблудился в лесу и пришел обратно к мона-стырским стенам. Возврат к дикой природе закрыт для человека, испорченного цивилизацией, таково мнение М. Ю. Лермонтова.

Мцыри завершает свою жизнь, едва «блаженство вольности познав». Поединок с барсом стоил ему жиз-ни, раны оказались смертельными. Но герой нисколь-ко не жалеет о случившемся. Приближение смерти не ослабляет духа героя. Эти короткие три дня он жил настоящей, вольной жизнью. Только это время он на-зывает блаженством, перед ним открылось величие природы, он познал радость победы и испытал вол-нующее действие женской красоты. Мцыри перед ли-цом смерти признается, что и теперь бы «рай и веч-ность променял» за несколько минут свободной жиз-ни среди близких и родных людей. Наш герой умирает. Перед смертью он просит перенести его в сад:

Сияньем голубого дня

Упьюся я в последний раз.

Оттуда виден и Кавказ!

Быть может, он с своих высот

Привет прощальный мне пришлет...

Всего три дня Мцыри провел на свободе. И именно за это время раскрывается внутренний мир героя. Он обнаруживает в себе чувства, ранее совершенно не-знакомые ему. Юноше не удается достичь своей цели — увидеть дом родной — но даже смерть его вос-принимается как победа. Мцыри не сломили ни от-чаяние, ни страшные испытания, он до последней ми-нуты остается верен себе и своему идеалу.