Open
Close

Сообщение по картине левитана над вечным покоем. Исаак Ильич Левитан

Исаак Левитан. Над вечным покоем. 152 х 207.5 см. 1894. Государственная Третьяковская галерея, Москва.

Исаак Левитан (1860-1900) считал, что в картине «Над вечным покоем» отражается его сущность, его психика.

Но знают эту работу меньше, чем «Золотую осень» и «Март». Ведь последние включены в школьную программу. А вот картина с могильными крестами туда не вписалась.

Время познакомиться с шедевром Левитана поближе.

Где написана картина «Над вечным покоем»

Озеро Удомля в Тверской области.

У меня особое отношение к этой земле. Каждый год всей семьёй отдыхаем в этих краях.

Именно такая здесь природа. Просторная, напитанная кислородом и запахом травы. Здесь звенит в ушах от тишины. И так насыщаешься простором, что потом с трудом узнаешь квартиру. Так как нужно вновь втиснуть себя в стены, покрытые обоями.

Пейзаж с озером выглядит иначе. Вот этюд Левитана, написанный с натуры.


Исаак Левитан. Этюд к картине «Над вечным покоем». 1892.

Эта работа как будто отражает эмоции художника. Ранимый, склонный к депрессии, тонко чувствующий. Это читается в мрачных оттенках зеленого и свинцового.

А вот сама картина уже создавалась в студии. Левитан оставил место эмоциям, но добавил размышления.


Смысл картины «Над вечным покоем»

Русские художники XIX века часто делились замыслами картин в переписке с друзьями и меценатами. Левитан не исключение. Поэтому смысл картины «Над вечным покоем» известен со слов художника.

Художник пишет картину как будто с высоты птичьего полёта. Мы смотрим сверху на кладбище. Оно и олицетворяет вечный покой уже ушедших из жизни людей.

Этому вечному покою противопоставлена природа. Она в свою очередь олицетворяет вечность. Причём вечность устрашающую, которая поглотит всех без сожаления.

Природа величественна и вечна по сравнению с человеком, слабым и недолговечным. Бескрайний простор и облака-великаны противопоставлены маленькой церквушке с горящим огоньком.


Исаак Левитан. Над вечным покоем (фрагмент). 1894. Третьяковская галерея, Москва.

Церквушка не выдумана. Художник запечатлел ее в Плесе и перенёс на простор озера Удомля. Вот на этом этюде она вблизи.


Исаак Левитан. Деревянная церковь в Плесе при последних лучах солнца. 1888. Частная коллекция.

Мне кажется, эта реалистичность прибавляет веса левитановскому высказыванию. Не абстрактная обобщенная церквушка, а самая настоящая.

Вечность не пощадила и ее. Она сгорела 3 года спустя после смерти художника, в 1903 году.


Исаак Левитан. Внутри Петропавловской церкви. 1888. Третьяковская галерея, Москва.

Ничего удивительного, что такие мысли посещали Левитана. Смерть неотступно стояла за его плечом. У художника был порок сердца.

Но не удивляйтесь, если картина вызовет у Вас другие эмоции, не похожие на левитановские.

В конце XIX века было модно размышлять в духе «люди - песчинки, которые ничего не значат в огромном мире».

В наше время мировоззрение другое. Все-таки человек и в открытый космос выходит, и в интернет. И роботы-пылесосы бороздят наши квартиры.

Роль песчинки человека современного решительно не устраивает. Поэтому «Над вечным покоем» может вдохновлять и даже успокаивать. А страх и вовсе не почувствуете.

В чем живописное достоинство картины

Левитан узнаваем по утонченным формам. Тонкие стволы деревьев безошибочно выдают художника.


Исаак Левитан. Весна - большая вода. 1897. Третьяковская галерея, Москва.

В картине «Над вечным покоем» деревьев крупным планом нет. Но тонкие формы присутствуют. Это и узкое облако поперёк грозовых туч. И чуть заметное ответвление от островка. И тонкая тропинка, ведущая к церквушке.

Глядя на умиротворяющие пейзажи Исаака Левитана, сложно поверить, что художник часто страдал депрессиями, из-за него женщины готовы были покончить жизнь самоубийством и сам он чуть не застрелился. 30 августа исполнилось 156 лет со дня рождения гениального художника-пейзажиста. Левитан не дожил до своего 40-летия несколько недель, половину своей жизни он посвятил живописи. В день рождения художника вспоминаем одну из самых знаменитых его картин «Над вечным покоем» и малоизвестные факты его биографии.

1. За успехи в живописи Левитан не платил за учебу

Исаак Левитан родился в местечке Кибартай (сейчас входит в состав Литвы). Глава семейства в поисках больших заработков перевез в 1870 году семью в Москву. Здесь будущий художник в 13 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Преподавали у Левитана известные мастера – Василий Перов, Алексей Саврасов и Василий Поленов.

В семье Левитана произошло несчастье. В 1975 мая умерла мать, а через два года не стало и отца, который заболел тифом. Для Исаака, его брата и двух сестер настало очень трудное время. Левитану за его успехи в искусстве разрешили не платить за обучение. Талантливого юношу поддерживали его учителя. Саврасов взял Исаака в свой пейзажный класс. Уже в 16 лет Левитан получил признание. В 1877 году прошла выставка, где начинающий художник представил две своих картины. За них он получил малую серебряную медаль и 220 рублей, чтобы продолжать занятия живописью.

Позже Левитан вспоминал, что время учебы в училище было дня него очень тяжелым. Он недоедал, ходил в поношенной одежде, стыдился своих рваных ботинок. Иногда ему приходилось ночевать в училище. Художник часто оказывался в трудном материальном положении. Позже он снимал комнату в Москве на Тверской, за которую платил только картинами. Причем хозяйка очень придирчиво выбирала, на ее взгляд, самые красивые работы. Еще и ворчала, почему на них нет курочек, козочек и другой живности.

2. Левитан получил диплом учителя чистописания

Удивительно, но после окончания училища Левитану не выдали диплом художника, хотя он считался одним из самых талантливых учеников. А не дали ему диплом из-за мести его преподавателю Алексею Саврасову. Мастер, когда выпивал, часто нелестно отзывался о творческих способностях своих коллег. И эти коллеги на выпускном решили отыграться на Левитане. Любимому ученику Саврасова прочили Большую серебряную медаль, но ему ничего не вручили, а выдали диплом учителя чистописания.

3. Василий Поленов написал с Левитана Христа

У Исаака Левитана была яркая внешность – утонченные черты лица, глубокий взгляд темных, печальных глаз. Эта задумчивость художника вдохновила Василия Поленова, который изобразил Левитана в образе Иисуса Христа в картине «Мечты» 1894 года.

Левитан вдохновил Василия Поленова на картину «Мечты» («На горе)

4. У художника длился восемь лет роман с замужней женщиной

Исаак Левитан благодаря своему таланту и природной красоте всегда был в центре женского внимания. Хотя у художника часто были романы, он так ни на ком и не женился. Левитан говорил, что даже лучшие из женщин по своей натуре собственники. «Я так не могу. Весь я могу принадлежать только моей тихой бесприютной музе, все остальное – суета сует», - считал пейзажист.

Исаак Левитан «Автопортрет», 1880

И все же были у художника и долгие романы. Один из них продлился восемь лет с Софьей Кувшинниковой, в чей салон однажды попал художник. Эта замужняя дама была старше его. Кувшинникова оказалась личностью весьма неординарной. Софья увлекалась охотой, живописью, носила элементы мужского костюма, дом ее был оформлен в русском стиле, а на окнах вместо занавесок висели рыболовные сети, в ее спальне жил ручной журавль. В общем, дама эта явно отличалась от большинства женщин того времени, что и заинтересовало художника. Кувшинникова, восхищавшаяся работами Левитана, стала брать у него частные уроки. Летом они ездили на этюды на Волгу.

5. Левитан поругался с Чеховым из-за женщины

Исаак Левитан и Антон Чехов дружили всю жизнь, теплые отношения у них возникли еще задолго до того, как оба стали известными. Познакомились они через брата писателя художника Николая Чехова. Антон Павлович даже придумал особый термин в отношении работ своего друга-художника. Он их называл «левитанистыми». Причем по мнению Чехова картины художника обладали разной степенью «левитанистости».

Левитан не раз становился прототипом некоторых персонажей произведений Чехова. Писатель не одобрял романа своего друга с Кувшинниковой, он считал ее грубой. Тогда Антон Павлович написал рассказ «Попрыгунья», в героях которого можно узнать Исаака и Софью. Сначала Левитан посмеивался, мол, уж кому, но только не Чехову учить его нравственности. Но сплетни вокруг Кувшинниковой и ее романе с художником стали разрастаться, и она уговорила Левитана написать Чехову обидное письмо. Писатель тоже ответил в резком тоне. После этого три года друзья не общались.

6. Левитан находил утешенье в природе

Художник страдал частыми депрессиями. Хотя он понимал силу своего таланта, периодически на него накатывали сомнения в своем призвании, он был часто собой не доволен. В периоды таких мрачных настроений Левитан не мог видеть людей, он брал с собой свою собаку Весту и уходил на охоту. На самом деле он не охотился, а бродил, наслаждаясь природой, в которой находил утешение.

7. Левитан картину «Над вечным покоем» мечтал передать в коллекцию Третьякова

Одну из своих самых философских картин «Над вечным покоем» Исаак Левитан написал в 1894 году, за шесть лет до своей смерти. Над этим произведением он работал в Тверской губернии. Изображенную на картине церковь художник перенес из ранее созданного этюда на Плесе, куда он ездил с Кувшинниковой.

Пространство в картине представлено в виде обобщенных плоскостей воды и неба. В этом произведении Левитану удалось отразить противостояние вечности жизни природы и бренности человеческого существования. Мрачному величию природы противостоит только теплый огонек в окне маленькой церкви.

Исаак Левитан «Над вечным покоем», 1894

Левитан картину «Над вечным покоем» считал одним из своих главных произведений. Он говорил, что счастлив передать эту картину коллекционеру Павлу Третьякову. Художник говорил о своей работе: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут еще… Какой ужас, какой страх!». Левитан писал Третьякову о картине «Над вечным покоем»: «…в ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием, и мне до слез больно бы было, если бы она миновала Ваше колоссальное собрание…». Сейчас картина «Над вечным покоем» (150х206 см, холст, масло) хранится в Третьяковской галерее.

8. Левитан стрелялся из-за любви

Художник много времени проводил с Софьей, часто они вместе ездили рисовать. Так они поехали на озеро Островное Вышневолоцкого уезда. Неподалеку располагалось имение питерского сенатора Ивана Турчанинова, где жили его жена Анна Николаевна и ее дочь Варя. Анна Николаевна была ровесницей Кувшинниковой. Обе дамы развернули борьбу за внимание художника, а он забавлялся тем, что кокетничал с каждой по очереди.

Софья понимала, что Левитан больше не испытывает к ней былых чувств и попыталась отравиться. Она соскребла со спичек серу, добавила ее в воду и выпила. Ее успели спасти – в доме, где она остановилась, гостил доктор. Левитану же была нужна новая муза и он порвал с Софьей. На беду в художника влюбилась дочь Анны Николаевны 20-летня Варя. Она закатывала Левитану истерики, требовала бросить мать и грозила, что покончит с собой. Художник уже не мог этого выносить и выстрелил себе в голову. Пуля прошла через кожные покровы, не задев черепа.

Об этом узнал Чехов и приехал спасать друга. Серьезной помощи художнику не требовалось. Писатель встретил Левитана с черной повязкой на голове, тот снял ее и пошел на охоту. Он вернулся с убитой чайкой, которую бросил к ногам Анны Николаевны. Внимательные читатели произведений Чехова обратят внимание, что он использовал это происшествие в «Чайке».

Исаак Левитан страдал от болезни сердца. Анна Николаевна была с художником до конца его дней. Левитан скоропостижно скончался в июле 1900 года на 40-м году жизни.

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» является заключением драматической трилогии, которую художник создал в начале 1890-х годов. К этой трилогии принято относить картину «У омута» и «Владимиркой». Многие улавливают в картине «Над вечным покоем» не только воспевание вечной красоты природы, но и философское размышление о бренности человеческого бытия. Ветхая деревянная церквушка стоит на пустынном берегу огромного озера под клубящимися свинцово-лиловыми тучами. На заднем плане изображен унылый погост, над которым согнулись под резкими порывами ветра деревья. Вокруг ни души, лишь свет, мерцающий в окне церкви, дает страннику небольшую надежду на спасение. Картина переполнена чувством глубокой тоски, одиночества и бессилия. Художник не случайно определил ракурс отображения образа. Чувствуется точка зрения автора картины, которая устремляет взоры зрителя ввысь наперекор холодным воздушным потокам.

Работа Левитана «Над вечным покоем» по праву является наиболее яркой и значительной в творчестве художника. В своих письмах к П.Третьякову, Левитан писал, что полностью сам воплотился в нее. Своим содержанием и психологическим состоянием она полностью соответствует его настрою. Не случайно один из друзей Левитана назвал эту работу «Реквиемом самому себе». Рождалось это произведение под печальную торжественную музыку Бетховена, а именно, траурный марш из «Героической симфонии».

Левитан считается художником печального пейзажа. Его пейзажи часто вызывают боль и уныние. Многие связывают это с воспоминаниями о далеком и грустном детстве автора, ведь пейзаж всегда печален, когда печален человек. Рассматривать картину Левитана «Над вечным покоем» лучше медленно и вдумчиво. Как и многие другие работы, она не ошеломляет глаз, а наоборот точна и скромна, подобна рассказам Чехова, но чем глубже всматриваешься в нее, тем милее становится глубина и ее пронзительность. Ощутив прелесть дождей, художник создал знаменитые полотна «После дождя» и «Над вечным покоем». Написана картина «Над вечным покоем» была в Тверской губернии, на берегу озера Удомли. В ней поэзия ненастного дождливого дня выражена с большой силой.

Пожалуй, нельзя назвать другого художника кроме Левитана, который мог передать неизмеримые просторы русского ненастья с такой печальной силой. Величие этого ненастья ощущается через покой и торжество.


Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем» — это третья работа художника в драматической трилогии, куда входят еще картины «У омута» и . Это полотно отличается появлением в нем философской составляющей, которая не менее важна, чем любование природой. Работа наполнена одиночеством и глубокой тоской, что подчеркивается тщательно продуманным выбором ракурса.

Работа художника-пейзажиста поразила многих своей эмоциональностью. Перед зрителями открывается грандиозная панорама: высокий мыс берега, бескрайние водные просторы озера и огромное небо с грозовыми облаками. Мыс кажется плывущим, но невольно зрители устремляют свой взор вперед по направлению его движения к маленькому островку, к синим далям на горизонте и затем вверх на небо. Три стихии - земля, вода и небо - охватываются разом, одним взглядом, они изображены обобщённо, большими, четко очерченными деталями. И именно обобщенностью изображаемого этот пейзаж отличается от предыдущих - художник создает величественный, монументальный образ природы.

Здесь, как и на других полотнах Левитана, природа живет. В этой картине психологизм, свойственный всем картинам автора, приобретает новое качество: и здесь природа тоже живёт, но собственной жизнью, протекающей помимо воли человека. Она одухотворена, как бывает одухотворена природа в сказках, былинах. Зритель видит здесь не просто поверхность воды, в которой отражается окружающее, как это привычно нам, он ощущает ее как единую массу, которая колышется в громадной чаше и светится единым белесо-свинцовым цветом. Небо тоже объято движением, величественные действия развертываются на нём: движутся беспорядочно громоздящиеся, клубящиеся, сталкивающиеся друг с другом облака, более темных, свинцово-фиолетовых, тонов и более светлых, более тяжелых и более легких. И только небольшое розовое облачко, выходящее из возникшего между тучами просвета, облачко, очертания которого напоминают островок в озере, спокойно проплывает мимо и скоро исчезнет.

Отметим также и земную часть картины — мыс с приютившейся на нем старой церквушкой, деревьями, раскачиваемыми ветром и покривившимися могильными крестами. Земная жизнь включается в вечную жизнь природы. Раздумья о смысле жизни, о жизни и смерти человека, о бессмертии, о беспредельности жизни рождает это полотно. Левитан писал в одном из писем: «Вечность, грозная вечность, в которой потонули поколения и потонут ещё… Какой ужас, какой страх!».

«Картина «Над вечным покоем» заставляет задуматься над смыслом жизни и над ее быстротечностью. В ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием», — говорил об этой картине сам художник.

Год написания картины: 1894.

Размеры картины: 150 x 206 см.

Материал: холст.

Техника написания: масло.

Жанр: пейзаж.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия.