Open
Close

Статуя геры в аргосе поликлет. Фото и описание "дорифора" поликлета

И другими скульпторами в 460 – 450 годах до Р. Х., образовали переход к более реалистическому направлению в изображении божеств, получившему полнейшее свое развитие в Пелопоннесе. Главою этой школы был младший современник Фидия, Поликлет Аргосский (вторая половина V века до Р. Х.), чей талант имел сильнейшей своею стороною не создание идеалов, а неподражаемое совершенство в изображении красоты человеческого тела. Особенно любил Поликлет изображать прекрасные фигуры юношей, развитые гимнастикой, стройные и эластичные. Знаменитейшие его произведения представляли таких юношей; например, славился его «Копьеносец» (Дорифор). Ещё более славились: «Повязывающийся» (Диадумен), юноша с крепкими формами тела, завязывающий повязку на голове, и «Очищающийся» (Апоксиомен) – атлет, очищающий тело от песка палестры лопаточкою, какая употреблялась для этого у греков. Одна из статуй Поликлета, изображавшая юношу, называлась «нормой» (канон), потому что пропорции её частей представляли норму правильно развитого телосложения молодого человека. Поликлет создал и не дошедшее до нас сочинение «Канон» о человеческом теле в скульптуре.

В статуе Поликлета «Дорифор», где показан победивший на состязаниях юноша, спокойно стоящий с тяжелым и длинным копьем на плече, нашла проявление типизация; заметно отвлечение мастера от всего частного, единичного, стремление раскрыть в конкретном художественном образе общие моменты действительности. В лице Копьеносца нет портретных черт того юноши, который победил в состязаниях и удостоился почетного изваяния. В скульптуре Дорифора Поликлет показал не только прекрасного атлета и мужественного тяжёловооружённого пехотинца (гоплита). Этот сложный и многогранный собирательный образ – идеал доблестного гражданина эллинского города-полиса.

Модулем для пропорций Дорифора Поликлет брал, очевидно, ширину ладони, но, смотря на изваяние, не чувствуешь числовых соотношений. В статуе, полной жизни и красоты, нет сухости или отвлеченной геометризации форм. Поликлет придерживался того же взгляда на художественное произведение, что и неизвестный античный поэт, написавший:

«Лишнее все – бесполезно. Старинная есть поговорка:
Если не в меру, – и мед желчью становится нам».

Более Поздняя статуя Поликлета «Диадумен» – атлет, повязывающий на голову победную ленту, создана им уже в Афинах и под воздействием аттической школы. Юноша более строен, нежели Дорифор, дальше отставлена нога и сильнее выдвинуто бедро, сложнее положение рук. В бронзовой статуе совершенного и гармоничного человека Поликлет сдержанно и в то же время выразительно передаёт ликующие чувства победы, гордости и торжества.

Только уже в пожилых годах Поликлет создал идеальное изображение, которое получило важное значение. Это была колоссальная фигура Геры , сделанная из золота и слоновой кости и поставленная в аргосском храме этой богини. Кажется, что представления о Гере сложились с этой статуею навсегда. Подобно Зевсу из храма в Олимпии, Гера была изображена сидящей. На голове у неё был венец, украшенный изображениями богинь порядка (Ор) и Харит; в одной руке она держала гранатовое яблоко, в другой – скипетр. «Прежде полагали, – говорит искусствовед Любке, – что колоссальная мраморная голова Геры, находящаяся в Риме, в вилле Людовизи, принадлежит статуе, бывшей верным воспроизведением статуи Поликлета. Правда, в чертах лица этой головы превосходно соединено величие супруги царя богов Зевса с женскою грациозностью. Но при внимательном изучении мы видим, что это копия с произведения времен гораздо более поздних. Для эпохи Поликлета, черты её слишком нежны, выражение слишком любезно. Гера Поликлета должна иметь черты более строгие, более соответствовать общему характеру пелопоннесской скульптуры того периода. Надо думать, что голова Геры, находящаяся в Неаполитанском музее ближе всех других изображений этой богини передает характер статуи Поликлета».

Пелопоннесская школа вообще стремилась к верности природе и к эффектности; древние писатели то с похвалой, то с порицанием говорят, что такими качествами отличались произведения её представителей Каллимаха (ок. 410 г.) и Деметрия (ок. 400 г.). Развитию искусства в этом направлении много содействовал довольно рано возникший и быстро усиливавшийся обычай ставить статуи в честь замечательных людей. В античности такие статуи играли роль портретов.

Творчество

Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя, специализировался на изображении спортсменов, олимпийских победителей.

Канон Поликлета

Самое знаменитое произведение Поликлета – созданный ок. 450–440 до н.э. Дорифор (Копьеносец).Именно в этом произведении воплощены представления Поликлета об идеальных пропорциях человеческого тела, находящихся друг с другом в числовом соотношении. Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли «каноном Поликлета», тем более что Каноном назывался его несохранившийся трактат по эстетике. Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип асимметрии (правая сторона, т.е. опорная нога и повисшая вдоль тела рука, статичны, но заряжены силой, левая, т.е. оставшаяся сзади нога и рука с копьем, нарушают покой, но несколько расслаблены), что оживляет ее и делает подвижной. Формы этой статуи предельно прояснены, они повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы. Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется одной седьмой, в то время как расстояние от глаз до подбородка равняется одной шестнадцатой, высота же лица – одной десятой всей фигуры.Поликлет прочно связан с пифагорейской традицией. От пифагорейцев же идет теория так называемого золотого деления (вся длина так относится к большей части, как большая к меньшей). Если считать Поликлетова Дорифора выразителем его канона, то установлено, что весь его рост относится к расстоянию от пола до пупка, как это последнее расстояние – к расстоянию от пупка до макушки. Установлено, что если взять расстояние от пупка до макушки, то оно так относится к расстоянию от пупка до шеи, как это последнее – к расстоянию от шеи до макушки, и если взять расстояние от пупка до пяток, то золотое деление падет тут на коленки.Тексты, приведенные выше по Поликлету, свидетельствуют о том, что пропорции мыслятся им не механически, а органически: они исходят из естественной симметрии живого человеческого тела и фиксируют в нем то, что является наиболее нормальным.Вдобавок, в трактате воплощаются теоретические идеи о перекрещенном распределении напряжения в руках и ногах. Дорифор - ранний пример классического контрапоста (Контрапост - (от итальянского contrapposto - противоположность) в изобразительном искусстве прием изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части (например, верхняя часть корпуса показана в повороте, нижняя - фронтально). Динамизирует ритм фигуры, позволяет передать ее движение или напряжение не нарушая общего равновесия форм, усиливает трехмерность изображения).Иногда эту статую так и называли - "Канон Поликлета", вслед за теоретическим трактатом его создателя."Уверяли даже, что Поликлет исполнил ее нарочно, для того, чтобы другие художники пользовались ею как моделью". И действительно, Канон Поликлета оказал большое влияние на европейскую культуру, не смотря на то, что от теоретического сочинения сохранилось всего два фрагмента, сведения о нем отрывочны, а математическая основа до сих пор окончательно не выведена.

Произведения

  • «Диадумен » («Юноша, повязывающий повязку»). Около 420-410 до н. э.
  • «Дорифор » («Копьеносец»).
  • «Раненая амазонка », 440-430 до н. э.
  • Колоссальная статуя Геры в Аргосе. Была выполнена в хрисоэлефантинной технике и воспринималась как пандан Зевсу Олимпийскому Фидия .
  • «Дискофор» («Юноша, держащий диск»). Не путать с «Дискоболом» Мирона .

Скульптуры были утрачены и известны по сохранившимся древнеримским копиям.

Главной задачей прогрессивного искусства 5 в. до н. э. было правдивое изображение человека - сильного, энергичного и, вместе с тем, полного достоинства и равновесия душевных сил; надо было показать бойца и победителя, свободного гражданина, осознавшего превосходство своего строя и культуры над старыми культурами Востока и варварским миром. Эти задачи требовали развития реалистической формы, совершенного знания пластической анатомии, умения передать любое движение, выразительный жест. Образ человека, сложившийся в архаическом искусстве, имел некоторые внешние черты, близкие к искусству Востока. Для архаического искусства характерны: статичность, торжественность, декоративность в трактовке одежды, локонов волос и бороды, в рисунке глаз. В искусстве 5 в. до н. э. создается новый идеал красоты, который существовал и в следующие столетия, изменяясь лишь в частностях. Уже к 470 г. до н. э. мы видим, как в ведущих центрах греческого искусства складывается определенный тип лица: продолговатый, но округлый овал, прямая переносица, прямая линия лба и носа, плавная дуга бровей, выступающая над миндалевидной формы глазом, губы, довольно пухлые, красивого рисунка, без улыбки; общее выражение лица спокойное и серьезное. Волосы трактованы мягкими волнистыми прядями, обрисовывающими форму черепа; складки одежды теперь становятся «эхом тела». В первое десятилетие 5 в. до н. э. в греческом искусстве усиливается борьба нового стиля с пережитками старого, архаического, уже не отвечавшего новым требованиям.

Создание правдивого и глубоко значительного типического образа человека как нормы и образца для каждого человека-гражданина имело для греческой классики большее значение, чем раскрытие индивидуального человеческого характера. В этом заключалась огромная сила и, вместе с тем, границы реализма греческой классики. Поэтому и в олимпийских скульптурах вполне реальные и различные душевные состояния носят обобщенный характер, в них нет сколько-нибудь сложных и психологически углубленных переживаний.

Лицо человека еще не заняло по отношению к человеческому телу преимущественного или исключительного права на передачу душевной жизни. Она в равной мере выражена во всем теле, во всех его движениях, включая и мимику лица.

Эта особенность в значительной мере определила и своеобразный характер развития портрета в греческой классике. Первоначально наиболее распространенным видом портретной (по своему назначению) скульптуры была статуя победителя на олимпийских состязаниях. Но победитель, с точки зрения древних греков, удостаивался статуи за то, что своей победой утверждал славу родного города, за то, что он выступал как мужественный и примерный гражданин, становясь образцом для других. Статуя победителя заказывалась городом-государством для прославления победи-теля, но вместе с тем и для прославления города, представителем которого на состязаниях был победитель. Естественно, что именно в таком плане он и изображался художником. Доблестный дух в гармонически развитом теле – это считалось самым ценным в человеке.

С наибольшей силой творческие искания ранней классики, ее поиски героических, типически-обобщенных образов выразились в деятельности великого греческого скульптора Мирона. Подлинные работы Мирона до нас не дошли.

Мирон. Около середины 5 в. до н. э. работал выдающийся греческий скульптор Мирон родом из Элевфер в Беотии. Вся деятельность же его протекала в Афинах. Мирон, творчество которого известно нам только по римским копиям, работал в бронзе и был мастером круглой пластики. Скульптор великолепно владел пластической анатомией и свободно передавал сложные движения. В Дискоболе (Дискобол описан очень точно Лукианом (2 в. до н. э.) и был узнан в 19 в. по многим римским повторениям, наилучшие из которых дали основание для реконструкции утраченного оригинала) Мирон выбрал смелый художественный мотив - кратчайшую остановку между двумя сильными движениями . При сильном напряжении всего тела лицо юноши поражает своим совершенным спокойствием. Передача мимики лица, соответствующей напряжению тела, могла бы исказить красоту атлета, образ которого воплощает свободного, прекрасного и доблестного греческого гражданина.

Упруго согнувшись и крепко упираясь ногой в землю, юноша отбросил назад руку с диском. Еще мгновение, и тело, как пружина, стремительно распрямится, рука с силой выбросит диск в пространство. Мгновение покоя придает монументальную устойчивость образу, но в этом мгновении сочетаются завершившееся движение и предощущение всего последующего движения, действие героя охватывается во всей его законченной полноте, во всей его цельности. Конкретная жизненность движения слита с ясной законченностью, целостностью образа, что так близко было греческому эстетическому сознанию , считавшему прекрасным только то, что ясно выражало основную сущность явления. Композиция статуй сводит сложный и противоречивый мотив движения к немногим ясным и жизненно убедительным жестам, дающим ощущение сосредоточенной, сконцентрированной силы. Несмотря на сложность движения, в статуе «Дискобола», как и вообще в скульптуре классики, сохраняется единая точка зрения, позволяющая сразу увидеть все образное богатство статуи. Композиционное построение решено художником несколько плоскостно, как бы в виде рельефа, но все-таки каждая сторона статуи полно раскрывает замысел автора. (Не рассчитана на рассмотрение ее с нескольких сторон, композиция сразу рассыпается)

Спокойное самообладание, господство над своими чувствами - характерная черта греческого классического мировосприятия, определяющая меру этической ценности человека. Образы Мирона, так же как и замысел западного олимпийского фронтона, вырастают на той же почве, которая еще в 6 в. до н.э. породила двустишие:

Слишком в беде не горюй и не радуйся слишком при счастье.

То и другое умей доблестно в сердце носить.

Утверждение красоты разумной воли, сдерживающей силу страсти и придающей ее выражению достойную человека форму, нашло свое особенно ясное выражение в созданной Мироном для Афинского акрополя скульптурной группе «Афина и Марсий». Согласно мифу, Афина среди раз-личных направленных на благо людям изобретений создала двойную флейту. Но когда она заиграла на ней, то услышала смех других богинь. Склонившись над источником, она увидела в своем отражении, как во время игры уродливо раздулись ее щеки. Афина бросила флейту и прокляла ин-струмент, нарушающий прекрасную гармонию человеческого лица. Силен Марсий, пренебрегая проклятием Афины, кинулся подбирать флейту. Мирон изобразил то мгновение, когда Афина, уходя, гневно обернулась на ослушника, а Марсий в испуге отпрянул назад.

Снова, как и в «Дискоболе», взято краткое мгновение, в котором заключено наивысшее напряжение действия, и снова в выбранной ситуации содержится полное раскрытие всего события. Вместе с тем здесь впервые в истории скульптуры, да и в истории искусства вообще, показано столкновение разных характеров.

Этот конфликт наглядно раскрывает как подлинные характеры персонажей, так и существо их взаимоотношений. Как в зерне содержится все растение, так и в этой мифологической скульптурной группе заключена возможность всего дальнейшего пути развития реалистической сюжетной композиции, показывающей взаимоотношения характеров, связанных общим действием, единым жизненным событием.

В этой группе Мирон предстает перед нами как мастер ярких и острых характеристик. Лесной демон с звероподобным лицом, резкими жестами противопоставлен юной, но выдержанной Афине.

Афина и Марсий являются как бы антиподами. Это характеры, прямо противоположные друг другу. Движение стремительно откинувшегося назад и взмахнувшего руками силена грубо и резко; его сильное тело лишено гармоничности. Властное и гневное, но сдержанное движение Афины полно естественного и строгого благородства. Лицо Марсия грубо: выпуклый лоб, звериные уши, приплюснутый нос делают его в какой-то мере типическим обобщением уродства. Лицо разгневанной богини выдает гнев лишь презрительно полуопущенными губами, суровостью взгляда. Гнев должен умеряться сдерживающей силой норм и законов, следование которым и определяет достоинство общественного человека. Голова Афины – яркий пример совершенного слияния в скульптурной форме физической и духовной красоты человека. Строгая соразмерность пропорций, ясный, открытый взгляд, естественность выражения – все сливается в единый, полный жизни и гармонии образ.

В целом мироновская группа «Афина и Марсий», как и олимпийские фронтоны, образно у-верждает идею превосходства разума, человеческого начала над противостоящими им стихийными, инстинктивными силами. Композиция эта является апологией Афины, покровительницы города Афин, образно воплощающей идею Афинского государства.

Возможно, что эта группа была помещена на Акрополе также и потому, что Марсий, почитаемый во враждебной Афинам Беотии, был выставлен здесь в обидном свете. Конечно, афиняне не в этом видели основную художественную ценность группы. Однако то, что в образную мифологи-ческую форму естественно и закономерно воплощались и политические страсти, – очень характер-но для искусства того времени.

О произведениях Мирона, не дошедших до нас даже в копиях, можно судить по отзывам античных писателей.

Известно, что он изобразил прославленного аргосского бегуна Лада, добившегося победы в состязании ценой собственной жизни (он умер от разрыва сердца, добежав до цели). Об этой статуе можно судить по дошедшей до нас эпиграмме неизвестного поэта:

Полон надежды бегун: на кончиках губ лишь дыханье.

Видно: втянувшись вовнутрь, полыми стали бока.

Бронза стремится вперед за венком; не сдержать ее камню.

Ветра быстрейший бегун, чудо он Мирона рук.

Из литературных источников известно, что Мирон сделал гигантскую статую сидящего Геракла, а также изображение коровы, восхитившее современников близостью натуре.

К произведениям, родственным по духу искусству Мирона и образующим переход от фронтонов Олимпии к искусству высокой классики, относится рельеф аттического мастера, изображающий Афину, опирающуюся на копье (около 460 г. до н.э.).

В этом рельефе хорошо передано состояние ясной и светлой думы, в которую погружена Афина. Строгий ритм складок пеплоса Афины оттеняет свободную и естественную грацию ее движения. Легкий наклон фигуры вперед усиливает ощущение непринужденного покоя и только что закончившегося движения.

Стремясь к единству гармонически прекрасного и непосредственно-жизненного, Мирон освободился от последних отзвуков архаической условности, от угловатой резкости движений и одновременно от резкого подчеркивания деталей, к которому прибегали иногда мастера второй четвер-ти 5 в. до н.э., желавшие таким путем придать особенную правдивость и естественность своим статуям. Именно в творчестве этого аттического мастера окончательно сливаются ионическая и дорическая художественные традиции. Мирон стал мастером, синтезировавшим в своем творчестве ос-новные качества реалистического искусства ранней классики.

Поликлет

Ярчайшим представителем Пелопоннесской школы 5 в. до н. э. был Поликлет родом из Сикиона. Деятельность его протекала в Аргосе, работы его находились во многих городах Греции. Он побывал в Афинах, где вышел победителем в конкурсе на статую амазонки.

Поликлет прежде всего был наибольшим формалистом из всех мастеров классического стиля. Его интересовало не содержание образа, а проблема формы. Искусство его лишено всякой эмоциональности. Поликлет, мастер бронзовой скульптуры, был не только ваятель, но и теоретик искусства. Он написал сочинение «Канон» (известное нам лишь по более поздним источникам) о пропорциях человеческого тела. Согласно созданной им пропорциональной системе человеческой фигуры голова составляла 1/7 всего роста, лицо и кисть руки 1/10, ступня 1/6. Такие пропорции уже были в архаической скульптуре, но строгий стиль внес в них существенные изменения, уменьшив высоту лба увеличив подбородок. Он стремился к золотой середине в пропорциях. Но на ценителей искусства того времени его идеал был несколько приземист и тяжеловесен. Фигуры его, по выражению древних, были «квадратными», т.е. корпус был широким, массивным, общие пропорции приземистые. Воплощением его канона была статуя юноши-копьеносца - «Дорифор» (Неаполь). Это обнаженный юноша атлетического сложения с лицом спокойным и классически прекрасным.

"Дорифор" (Копьеносец) - одна из самых знаменитых статуй античности, работа скульптора Поликлета, воплощающая т. н. Канон Поликлета, была создана в 450-440 гг. до н.э. Не сохранилась, известна по копиям и описаниям. Сохранились многочисленные копии, в том числе в Неаполе, Ватикане, Мюнхене, Флоренции. Ученые спорят, кто изображен на самом деле? Если атлет, победитель пятиборья, то у него слишком тяжелое и длинное копье. Некоторые видят в нем Ахилла. Подобный спор мало соответствует искусству Поликлета. Он ставил для себя абстрактную задачу – изобразить идеальное атлетическое тело (а вот для Мирона важно было изобразить тематический или физический мотив) Именно в этом произведении воплощены представления Поликлета об идеальных пропорциях человеческого тела, находящихся друг с другом в числовом соотношении. Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли "каноном Поликлета", тем более что Каноном назывался его несохранившийся трактат по эстетике. Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип асимметрии. НО здесь принципиальное отличие – Мирона и Пифагора интересовало проблема стремительного движения. Поликлет решает задачу стремительного покоя, более сложную. Решение найдено за счет того, что левая нога отставлена не вперед или в сторону, а назад и она чуть касается земли, а не опирается на нее всей ступней. Т.О. тело Дорифора двигается во всех трех измерениях – вертикально (средняя ось тела изгибается кривой линией); горизонтально – разница высоты коленей и плеч; движение из глубины – посредством копья и шага левой ноги. Главным стержнем этого ритма является контрапост - противопоставление правой и левой ноги, разное положение рук, т.е правой контур фигуры замкнут и спокоен, а левый открыт и полон движения. ПОликлет избегает деталей мускулатуры(которые прельщали Мирона и Пифагора) трактует тело в обобщенных плоскостях, Дорифор не имеет никаких признаков индивидуальности. Волосы на голове Дорифора уже перестали быть пассивным орнаментом, они обладают свое пластической массой. У Поликлета специфика – раздвоение волос по середине лба. Именно Поликлет является подлинным создателем классического стиля в греческой скульптуре.

Позднее, чем «Дорифор», и под несомненным влиянием аттического искусства была создана статуя победителя, увенчивающего себя повязкой, - «Диадумен» (Афины, Национальный музей). В своих работах Поликлет показал внутреннюю подвижность человеческой фигуры. Обычно для своих статуй он избирал краткую остановку между двумя шагами. Вся тяжесть тела перенесена на одну ногу, ей соответствует напряжение приподнятой руки. "Диадумен" (Атлет, увенчивающий голову победной лентой) - известная статуя Поликлета, была создана в 420-410 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям. Пропорции мощного тела Диадумена - те же, что и у Дорифора, но в противоположность спокойствию Дорифора в фигуре Диадумена больше экспрессии, движение более сложно: руки свободно движутся на уровне плеч, держа концы победной ленты. Но точно так же как у Дорифора, вся тяжесть тела перенесена на правую ногу, левая отставлена в таком же свободном движении, и точно так же наклонена голова - вправо и несколько вниз. НО шаг гораздо эластичней, решительней и шире. В Диадумене канон «атлета в покое», ранее воплощенный в Дорифоре, получил дальнейшее развитие, заключая в себе элемент спокойного движения. Арифметические пропорции, лежащие в основе композиции тела, здесь гармоничнее и тоньше, руки, движущиеся на уровне плеч и держащие концы ленты, освобождают торс, придавая стройность и большую свободу всей фигуре атлета. Все статуи Поликлета так же созданы для рассмотрения с одной точки зрения (спреди), но каждая статуя – это новый шаг в стремлении овладеть пластическим объемом. Диадумен в этом плане есть стремление преодолеть гнет плоскости и развернуть свои движения в трехмерном пространстве. Но несмотря на то что Поликлет сильно опередил своих современников, бросается в глаза и его дефект – полное пренебрежение к содержанию образа. Во имя выразительного контрапоста Поликлет жертвует органической натуральностью мотива. (и широкий шаг, и далеко раскинутые руки находятся в самом резком конфликте с желанием атлета повязать голову лентой)

«Раненая амазонка» Поликлета (Берлин) чрезвычайно близка «Дорифору» и «Диадумену». "Раненая Амазонка", статуя, занявшая первое место на знаменитом конкурсе скульпторов для храма Артемиды Эфесской, была создана в 440-430 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям. Поликлет исполнил знаменитую статую раненой амазонки, которую заказали для храма Артемиды жители города Эфеса, почитавшие амазонок как основательниц своего города. В конкурсе на создание статуи амазонки участвовали Поликлет, Фидий, Кресилай, Фрадмон и Кидон. Примечательно, что все изваяния были настолько хороши, что греки решили поручить самим скульпторам определить лучшее. Каждый сначала назвал созданную им статую, но после своей указал амазонку Поликлета, которому комиссия и присудила первый приз. Амазонка мягче и свободнее чем Дорифор, но в ней еще нет той мягкости которая есть в Диадумене» Она изображена в позиции шага, но она не шагает, а стоит опираясь на пилястр. Этот мотив опоры новый для греческой скульптуры и вполне справедливо рассматривается как изобретение Поликлета. Контрапост так же последовательно проведен как и в Дорифор. Все функциональные мотивы распределены накрест. Тектоника статуи подчеркивается складками хитона, они решены со всех сторон одинаково (в середине и по краям прямые складки, соединенные волнами изгибающихся складок. Новым так же является мотив поднятой руки и положенной на голову. Поликлет всегда стремился дифференцировать руки, вовлечь их в общую динамику тела. Поднимая руку амазонки скульптор заставил ее и раскрыть свою рану (он опять пожертвовал тематической правдой во имя формальной, чисто пластической красоты))

Идеальная фигура - какая она? На этот вопрос сложно ответить, поскольку определение данного понятия постоянно меняется в зависимости от пристрастий и эпохи. Однако наиглавнейшим показателем успеха, привлекательности и очарования во все времена была и остается пропорциональность.

Идеальные параметры в разные века

У любого поколения, народа, человека может быть собственное мнение о том, каковы идеальные пропорции тела мужчины и женщины. В палеолитические времена, как известно, красивой считалась женская фигура с более чем гипертрофированными формами - об этом свидетельствуют археологические находки.

Идеальные пропорции женского тела в период античности предполагали маленькую грудь, стройные ноги, широкие бедра. Для Средневековья канонами красоты были невыраженные талия и бедра, но при этом округлый живот. На пике моды в эпоху Ренессанса были пышные формы. И так продолжалось до эпохи классицизма.

Только двадцатое столетие внесло изменения в представление о том, какими должны быть идеальные пропорции тела человека. Теперь модно, чтобы девушка имела плоский живот и стройные ноги, а мужчина - мускулистую фигуру.

Каноны Поликлета

Систему идеальных пропорций еще в пятом столетии до нашей эры разработал древнегреческий скульптор Поликлет. Ваятель поставил цель с точностью определить пропорции тела мужчины в соответствии со своими представлениям об идеале.

Результаты его вычислений таковы: голова должна составлять 1/7 часть всего роста, кисть руки и лицо - 1/10 часть, ступня - 1/6 часть.

Однако современникам Поликлета такие фигуры казались чересчур массивными, "квадратными". Эти каноны, тем не менее, стали нормой для античности, а также для художников эпохи Возрождения и классицизма (с некоторыми изменениями). На практике разработанные идеальные пропорции тела человека Поликлет воплотил в статуе "Копьеносец". Скульптура юноши олицетворяет уверенность, уравновешенность частей тела демонстрирует могущество физической силы.

«Витрувианский человек» да Винчи

Великий итальянский художник и скульптор в 1490 г. создал знаменитый рисунок под названием «Витрувианский человек». Он изображает фигуру мужчины в двух позициях, которые наложены одна на другую:

  1. С разведёнными встороны ногами и руками. Эта позиция вписана в окружность.
  2. С ногами, сведенными вместе, и разведёнными руками. Эта позиция вписана в квадрат.

Согласно логике да Винчи лишь идеальные пропорции человеческого тела позволяют вписать фигуры в указанных позициях в круг и квадрат.

Теория пропорционирования Витрувия

Воплощенные в рисунке да Винчи идеальные пропорции тела взял за основу для своей теории пропорционирования другой римский ученый и архитектор Марк Витрувий Поллион. Позже теория стала распространенной в архитектуре и изобразительном искусстве. Согласно ей для идеально пропорционального тела характерны такие соотношения:

  • размах рук равен росту человека;
  • расстояние от подбородка до линии волос - 1/10 роста человека;
  • от макушки до сосков и от кончиков пальцев до локтя - 1/4 роста;
  • от макушки до подбородка и от подмышки до локтя - 1/8 роста;
  • максимальная ширина плеч - 1/4 роста;
  • длина руки - 2/5 от высоты человека;
  • длина ушей, расстояние от носа до подбородка, от бровей до линии - 1/3 длины лица.

Понятие золотого сечения

Теория пропорционирования Витрувия возникла намного позже теории золотого сечения. Считается, что объекты, которые содержат в себе золотое сечение, являются наиболее гармоничными. Египетская пирамида Хеопса, Парфенон в Афинах, собор Парижской Богоматери, картины Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», «Мона Лиза», работа Боттичелли «Венера», полотно Рафаэля «Афинская школа» были созданы по этому принципу.

Понятие о золотом сечении впервые дал древнегреческий философ Пифагор. Эти знания он, возможно, позаимствовал у вавилонян и египтян. Затем данное понятие употребляется в евклидовых «Началах».

Непосредственно термин золотого сечения в обиход ввел Леонардо да Винчи. После него этот принцип многие художники осознанно применяли в своих картинах.

Правило золотой симметрии

С математической точки зрения золотое сечение заключается в пропорциональном делении отрезка на неравные части, при этом к большей части весь отрезок относится так, как сама большая часть - к меньшей, то есть меньший отрезок к большему относится так, как больший - ко всему.

Если целое обозначить как С, большую часть - А, а меньшую - В, правило золотого сечения будет иметь вид соотношения С: А = А: В. Основные геометрические фигуры базируются именно на этой идеальной пропорции.

Рассматриваемое правило впоследствии превратилось в академический канон. Оно применяется в генных структурах организмов, строении химических соединений, космических и планетарных системах. Такие закономерности есть в строении тела человека в целом и отдельных органов в частности, а также в биоритмах и функционировании зрительного восприятия и головного мозга.

«Эстетические исследования» Цейзинга

В 1855 г. немецкий профессор Цейзинг выпустил свой труд, в котором на основании полученных результатов измерения около двух тысяч тел сделал вывод о том, что деление фигуры точкой пупа является важнейшим показателем золотого сечения. Идеальные пропорции тела мужчины колеблются в границах среднего отношения 13: 8 = 1,625 и подходят ближе к золотому сечению, нежели пропорции фигуры женщины, где среднее значение выражается в соотношении 8: 5 = 1,6.

Такие показатели вычисляются и для других частей тела: плеча и предплечья, пальцев и кисти и так далее.

90-60-90 - идеал красоты?

В обществе идеальные пропорции человеческого тела пересматриваются примерно каждые пятнадцать лет. За этот период времени за счет акселерации представления о красоте подвергаются значительным изменениям.

Поэтому идеальные пропорции женского тела - это вовсе не пресловутые 90-60-90. Такие показатели подходят не для всех. Ведь каждая девушка имеет собственный тип телосложения , который передается по наследству.

Идеальные пропорции женского тела

В нашей стране сейчас многие принимают за идеал нормативы телосложения, составленные доктором А. К. Анохиным еще в конце девятнадцатого столетия. Согласно им, пропорции женского тела идеальны, если на 1 см роста женщины приходится:

  • 0,18-0,2 см обхвата шеи;
  • 0,18-0,2 см обхвата плеча;
  • 0,21-0,23 см обхвата икры;
  • 0,32-0,36 см обхвата бедра;
  • 0,5-0,55 см обхвата груди (не бюста);
  • 0,35-0,40 см обхвата талии;
  • 0,54-0,62 см обхвата таза.

Свой рост (в сантиметрах) умножьте на цифры, приведенные выше. Затем сделайте соответствующие измерения частей тела. По результатам станет понятно, насколько вы соответствуете нормативам.

Пропорции тела мужчины

Множество разновидностей имеет современное представление об идеале мужской фигуры. На самом деле идеальные пропорции тела одновременно для всех мужчин назвать нельзя. Есть субъективные мнения, а есть реальность, которая создана статистикой и наукой. И объективные данные свидетельствуют, что идеальное телосложение мужчины оставалось неизменным на протяжении тысячелетий. С женской точки зрения наиболее привлекательным считается V-образный торс, который обеспечивал своему обладателю во все века успех в обществе.

В настоящее время рассчитать идеальные пропорции тела можно разными способами: с помощью формулы Маккаллума, метода Брока или коэффициента Уилкса. Маккаллум, например, говорит о необходимости иметь одинаковую длину туловища и ног. А размер грудной клетки, по его мнению, должен превышать размер таза (приблизительно 10 к 9). Грудь и талия должны соотноситься в пропорциях 4 к 3, а руки, разведенные в стороны, должны составлять рост мужчины. Эти же параметры в своё время закладывались в феномен «Витрувианского человека».

Для мужчины идеальным ростом считаются 180-185 сантиметров. Вес в качестве эталона вряд ли стоит приводить, важнее его увязать с пропорциями тела и ростом. Ведь даже при оптимальном весе рыхлая фигура не принесет успеха её обладателю.

Поликлет Старший из Аргоса - древнегреческий скульптор и теоретик искусства, прославившийся статуями атлетов, а также своим учением о пропорциях. Наряду с Фидием один из двух лучших мастеров греческой скульптуры эпохи классики. Поликлет родился, вероятнее всего, на острове Аргосе (на это указывает Платон в своем Протагоре); там же и учился (у скульптора Агелада Аргосского, который, по преданию, учил и Фидия). Период его активного творчества приходится на 440–410-е годы до н. э. Ни одно из его подлинных произведений не сохранилось, однако лучшие из них (и чаще всего упоминаемые в античных источниках, прежде всего, в Естественной истории, или Естествознании, Плиния Старшего, 1 в. н.э.) известны по достаточно качественным и достоверным римским копиям. Это, в первую очередь, знаменитейшая его скульптура, Дорифор (Копьеносец, ок. 440-435 до н.э.), а также Диадумен (юноша, завязывающий повязку победителя; ок. 423-419 до н.э.); до нас дошло более 30 римских копий каждой из них. При явной разнице в характерах, - по словам Плиния, Поликлет создал Диадумена «изнеженным юношей», а Дорифора «мужественным мальчиком», - оба проникнуты строгой гармонией, выраженной как в общей компоновке стоящих фигур (по принципу хиазма, то есть такого изображения, где тяжесть тела перенесена на одну ногу, - с поднявшимся плечом, соответствующим опущенному бедру другой половины тела и наоборот), так и во взаимной соразмерности различных членов, мускулов и аксессуаров. К числу шедевров Поликлета принадлежит также Раненая амазонка (или Амазонка Эфесская, ок. 430 до н.э.).

При всей своей жизненности Дорифор представляет собою и образцовую модель (по свидетельству Плиния, «художники называют его Каноном») - тот эстетический идеал, которому мастер посвятил и специальный трактат; от последнего сохранилось лишь несколько цитат и ссылок у Плиния Старшего, Галена, Лукиана и других авторов. В нем Поликлет разработал систему «симметрий», то есть оптимальных для художественного произведения соотношений между частями и целым. Поскольку источником этих модулей явилась человеческая фигура, принцип всеобщей, по-своему космической телесности, характерной (согласно А. Ф.Лосеву) для античной классики в целом, выразился здесь с максимальной полнотой, оказав - как и само искусство Поликлета - огромное влияние на европейскую культуру (несмотря на отрывочность сведений о Каноне и тот факт, что математическая его основа до сих пор с исчерпывающей точностью не определена).
Поликлет создал значительную школу, по сути первую достаточно хорошо документированную личную школу-традицию в истории искусства (известно около 20 имен его учеников).
Источник: http://www.krugosvet.ru/. "Дорифор" (Копьеносец) - одна из самых знаменитых статуй античности, работа скульптора Поликлета, воплощающая т. н. Канон Поликлета, была создана в 450-440 гг. до н.э. Не сохранилась, известна по копиям и описаниям. Сохранились многочисленные копии, в том числе в Неаполе, Ватикане, Мюнхене, Флоренции.
Именно в этом произведении воплощены представления Поликлета об идеальных пропорциях человеческого тела, находящихся друг с другом в числовом соотношении. Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, поэтому в древности статую Дорифора часто называли "каноном Поликлета", тем более что Каноном назывался его несохранившийся трактат по эстетике. Здесь в основе ритмической композиции лежит принцип асимметрии.
"Раненая Амазонка", статуя, занявшая первое место на знаменитом конкурсе скульпторов для храма Артемиды Эфесской, была создана в 440-430 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям.
Поликлет исполнил знаменитую статую раненой амазонки, которую заказали для храма Артемиды жители города Эфеса, почитавшие амазонок как основательниц своего города. В конкурсе на создание статуи амазонки участвовали Поликлет, Фидий, Кресилай, Фрадмон и Кидон. Примечательно, что все изваяния были настолько хороши, что греки решили поручить самим скульпторам определить лучшее. Каждый сначала назвал созданную им статую, но после своей указал амазонку Поликлета, которому комиссия и присудила первый приз.
"Диадумен" (Атлет, увенчивающий голову победной лентой) - известная статуя Поликлета, была создана в 420-410 гг. до н. э. Не сохранилась, известна по копиям.
Пропорции мощного тела Диадумена - те же, что и у Дорифора, но в противоположность спокойствию Дорифора в фигуре Диадумена больше экспрессии, движение более сложно: руки свободно движутся на уровне плеч, держа концы победной ленты. Но точно так же как у Дорифора, вся тяжесть тела перенесена на правую ногу, левая отставлена в таком же свободном движении, и точно так же наклонена голова - вправо и несколько вниз. В Диадумене канон «атлета в покое», ранее воплощенный в Дорифоре, получил дальнейшее развитие, заключая в себе элемент спокойного движения. Арифметические пропорции, лежащие в основе композиции тела, здесь гармоничнее и тоньше, руки, движущиеся на уровне плеч и держащие концы ленты, освобождают торс, придавая стройность и большую свободу всей фигуре атлета.Posted by