Open
Close

Троянский конь: значение фразеологизма. Миф о троянском коне

История о Троянском Коне, с помощью которого тридцать бойцов Одиссея попали внутрь Трои, говорит не только о коварстве нападающих, но и о наивности защитников. Между тем, о том, был ли Конь, историки спорят по сей день.

Свидетельства очевидца

Древнеримский сочинитель Вергилий, живший во время правления императора Августа, написал эпическую поэму «Энеида», в которой говорится о странствиях Энея из Трои в Италию. Ряд историков считает, что «всё, что написал поэт», он нашел в достоверных источниках. В конечном счете, его стихотворное свидетельство о трагедии Трои вошло в мировую историю, а словосочетание «Троянский конь» — стало нарицательным. Не в последнюю очередь это произошло потому, что военная хитрость трех десятков бойцов сокрушила крепость, которую не могла взять вся армия царя Менелая.

Перед тем, как снять осаду, нападающие сообщили троянцам, что построенный ими деревянный «конь» — это символ мира и приношение Афине в знак искупление грехов. И пока он будет стоять, они не нападут. Об этом троянцам поведал Синон, двоюродный брат Одиссея, который, якобы, перешел на сторону защитников.

Деревянный исполин

Судя по описаниям, Троянский Конь был высотой 7.6 метров и шириной около трех метров. Построенная уже в наши дни модель весила около двух тонн и могла вместить максимум двадцать мужчин средней конституции, характерной для тех времен. Чтобы закатить эту конструкцию по бревнам, смазанным жиром, необходимо было сорок человек.

Скорей всего, была построена деревянная дорога, поскольку многие эксперты сомневаются, что Троянский Конь имел колеса. Историк Давид Рол (David Rohl), приводя доказательство канонической версии, ссылается на то, что в стене был сделан проем, через который можно было затащить Троянского Коня указанных размеров. На Коне была надпись: «приношение Афине», чтобы она хранила греческие корабли по дороге домой.

Верить, или не верить?

Между тем, этого Коня в Трою завезли не сразу после того, как флот греков исчез вдали. Для того чтобы провести подготовительные работы, потребовалось время, как минимум, несколько дней. Если бы в этой деревянной конструкции и на самом деле прятались бойцы Одиссея, то им пришлось бы очень тяжко.

Пока греки томились в «брюхе» коня, в городе решали его участь. Многие жители считали, что приношение нужно жечь. Среди них была прорицательница Кассандра, которая, указав рукой на коня, заявила, что там спрятаны войны. Троянский жрец Лаокоон бросил копье в приношение греков, призывая не верить врагам. «Бойтесь данайцев, даже дары приносящих», — кричал он. Вскоре, как гласит легенда, он и его два сына были задушены морскими змеями.

Таким образом, вокруг этого «данайского дара» кипели нешуточные страсти, но всё-таки его затащили в город. Это произошло, по некоторым данным, 6 июня 1209 г. до нашей эры. В тот роковой вечер перед «конем» была выставлена многочисленная охрана, но начавшееся пиршество опьянило и её. Поздно ночью тридцать бойцов во главе Одиссеем выбрались из «подарка» и открыли ворота города. В эту ночь Троя пала. Эней, один из немногих, кто спасся, поведал миру о коварстве греков и наивности Трои.

Был ли конь?

Римский путешественник и ученый Павсаний, живший во II веке нашей эры, в книге «Описание Греции» писал, что Конь в реальности существовал, только это был не подарок, а таран, который троянцы отбили у греков во время штурма и увезли вовнутрь города, чтобы тот больше не разрушал стены. В нем и спрятались некоторые греки, которых не заметили в суматохе.

Имеется и другая версия. В то время о рабах-гребцах, находящих в трюме корабля, говорили, что им также тяжело, как и в брюхе лошади. Возможно, это был один из брошенных греками поврежденный корабль — бирема, в которой затаились бойцы Одиссея. Кто-то из троянцев доставил судно в гавань, чтобы привести в порядок.
Впрочем, немецкий археолог Генрих Шлиман, участник раскопок мест, где могла находиться Троя, сомневается, что вообще была греческая осада. Во всяком случае, ему не удалось найти ни одного наконечника греческих стрел или копий.

Другие военные хитрости

Чтобы обмануть врага, использовались и другие хитрости, схожие с Троянским конем. В поэме Гомера «Одиссея» рассказывается о том, как греческие странники бежали от Циклопа, спрятавших под овцами. Иными словами, неприятеля можно обмануть, выдав своих солдат за его бойцов. Переодевание в обмундирование противника, чтобы проникнуть в стан врага или, напротив, бежать от него, является одной из самых распространенных военных хитростей.

Таких случаев в истории – масса. Например, часть русских войск покинула осажденную в 1704 году Нарву, переодевшись в форму погибших при штурме шведов. В 1812 году отряды Дениса Давыдова довольно часто переодевались в форму разношерстых наполеоновских полков, а затем, приблизивших к врагу, внезапно нападали на него.

В структуре Абвера имелся полк «Бранденбург», солдаты которого были диверсантами, одетыми в форму бойцов Красной армии. Были такие подразделения и у нас. Например, в мемуарах немецкого генерал-полковника Эрхарда Рауса рассказывается о группе советских бойцов, которые, переодевших в форму Вермахта, нанесли серьезные потери немцам, обороняющим Белгород в 1943 году.

Эту историю рассказывают уже 3000 лет. В ней воедино сошлись война и мир, боги и герои, любовь и ненависть, дружба и предательство, отвага и хитрость. Троянская война - а речь, конечно же, о ней - произошла за 1300 лет до рождения Христе. И лишь через 400 лет события, вызвавшие войну, и само противостояние греков и троянцев великий Гомер описал в своих книгах - «Илиаде» и «Одиссее». Он переплёл художественную выдумку со смесью исторических фактов. И расколол научную общественность на два лагеря: тех, кто считал Трою мифом, и тех, кто был убеждён в её реальности…

Троянский конь

Повод к войне

В самом конце бронзового века вечные конкуренты греки и троянцы заключили торговый союз. По этому поводу был устроен пир во дворце царя Спарты Менелая. Со стороны троянцев к греческому двору прибыл Парис, сын царя Приама. Высокий статус гостя - лишнее доказательство того, что заключена сделка века. Но стоило Парису увидеть жену Менелая - Елену, красоте которой завидовали даже боги, как он забыл о своих дипломатических обязанностях. Елена тоже потеряла голову. И в итоге троянский царевич увёз Елену. Менелай был убеждён, что Парис похитил его жену. Троянцы возражали: Елена отправилась за царевичем по доброй воле.
Как бы там ни было, но похищение царицы в любую эпоху - поступок скандальный и оскорбительный. В XIII веке до н.э. это был повод для объявления войны, которым Агамемнон, величайший правитель Греции, а по совместительству ещё и брат Менелая, и воспользовался. Он едва ли руководствовался братскими чувствами: его манила сама Троя, о богатстве которой ходили легенды.

Нерадивый отец

Когда-то очень давно существовала поговорка: «Найдёшь Трою - найдёшь золото». Парадоксально, но при этом всерьёз её никто никогда не искал - разве что охотники за сокровищами. Для историков она была не больше чем легендой - такой же утопической страной, как Атлантида или Шамбала.
Но в XIX веке появился человек, для кдгорого «Илиада» являлась абсолютно реальной историей. Этим одержимым был Генрих Шлиман.
Его часто называют отцом современной археологии. Но, в то же время, - отъявленным негодяем. Он слишком охотно смешивал факты и вымысел. Умело играл на публику и никогда не позволял правде испортить хорошую историю.
Где искать Трою? За ответом на этот вопрос Шлиман обратился ко всё той же «Илиаде». Он был уверен: тексты Гомера, словно карта, ведущая к сокровищам, полны незаметных подсказок. Слепец описывал Троянскую равнину как ветреный край, поросший кряжистыми дубами, примостившийся на самом краю пролива - Геллеспонт - нынешнего пролива Дарданеллы. Эти сведения привели Шлимана на северо-запад Турции: Троя должна была быть где-то рядом.
Судьба свела его с Фрэнком Калвертом, британо-американским консулом на Османских землях - по долгу службы и археологом-любителем - по призванию.
Скромный и застенчивый человек, это он указал Шлиману на холм Гиссарлык как на местонахождение древнего города Троя. Он и сам вёл там раскопки - аккуратные, неторопливые и… безрезультатные.
Шлиман же копал как трактор, изо всех сил. А поскольку его интересовали только артефакты, касающиеся Троянской войны, с другими он не церемонился. И куда больше напоминал чёрного копателя, а не учёного-археолога. Но фортуна явно ему благоволила: в 1873 году он обнаружил золото Трои - .

Слоёный пирог

Шлиман ликовал: легендарная Троя найдена! Но его помощник Вильгельм Дерпфельд установил, что найденное золото не относится к XIII веку до н.э. Оно было старше более чем на 1000 лет.
Шлиман нечаянно обнаружил не одну Трою, а целую цивилизацию, охватывающую период в 4500 лет. Это было эпохальное открытие. Девять слоёв Трои покоились друг на друге, как слои в пироге. Но который из них относился ко временам, воспетым Гомером? Своими лихорадочными, неосторожными раскопками Шлиман уничтожил большую часть цивилизации, которую искал. Тем не менее ему удалось вычислить, какой из девяти городов описывал Гомер. Это были сразу две Трои: №6 и №7.
Тут бы можно было бы и закончить поиски, но одна вещь не позволяла Шлиману чувствовать себя триумвиратом: даже ему Троя показалась очень маленькой. Она явно не тянула на то, чтобы сражаться из-за неё целых 10 лет… Выходит, Гомер все придумал и не было никакой войны? Сдаваться Шлиман был не готов: в поисках доказательства противостояния между греками и троянцами он отправился в Грецию - на раскопки Микен, где когда-то правил Агамемнон.

Могила Агамемнона

В отличие от Трои, в существовании Микен никто никогда не сомневался. Однако и там Шлиман оказался первым человеком, ведущим раскопки. Он искал дворец Агамемнона, но обнаружил… кладбище, а в могилах - груды ценных предметов, золота, серебра. Но самым грандиозным его трофеем стали золотые маски на лицах покойников. Обнаружив таковую впервые, Шлиман раструбил на весь мир: «Найдена могила Агамемнона». Но потом сыскалась другая маска - сделанная куда более искусно, и Шлиман завёл шарманку про Агамемнона и его могилу по новой.
Вильгельм Дерпфельд, правда, опять спутал карты: выяснил, что маска была сделана в XVI веке до н.э. То есть не имела никакого отношения к Трое Гомера. Только Шлиман, по обыкновению, закрыл на факты глаза: он «нашёл» Агамемнона и «доказал», что Гомер писал истинную правду.

Две судьбы одного города

Во время дальнейших раскопок Микен, проводимых в конце XIX века, был найден шлем из клыков вепря, в точности соответствующий описанию в «Илиаде»: «Шлем из кожи; внутри перепутанный часто ремнями, крепко натянут он был, а снаружи в шлему торчали белые вепря клыки». Эта находка заставила историков посмотреть на Гомера другими глазами: он перестал быть для них просто поэтом - мифология и археология слились воедино. История Троянской войны потребовала переосмысления. И на раскопки отправился американский археолог Карл Блеген, также склонный видеть в «Илиаде» путеводитель. Он произвёл тщательные раскопки гомеровской Трои - то есть слоёв № 6 и № 7. И установил, что они разительно отличаются!
Шестая Троя была мирным богатым городом. Ещё бы, ведь она стояла на краю узкого пролива, отделяющего Чёрное море от Эгейского, Европу от Азии. Большая часть богатств Древнего мира перевозилась по этому мелководью, поэтому у берега Трои всегда стояли торговые суда. Иногда по 1,5 месяца, потому что северо-западный местный ветер не позволял им покинуть гавань. И за каждый день простоя Троя взимала с них налоги. В бронзовом веке она была заставой для подорожного сбора, стригла купоны с проходящих мимо судов и процветала! Во время раскопок Блеген то и дело находил ценные вещи, украшения, утварь и сосуды, зачастую сделанные в чужеземных краях.
Иной была седьмая Троя. Повсеместные признаки богатства, роскошные иностранные товары бесследно исчезли. Им взамен на улицах города появились огромные сосуды для хранения продуктов. Примета, говорящая о том, что жители Трои запасали еду впрок. А это была как раз та улика, которая прямо указывала: седьмая Троя была осаждённым городом, каким она и описана в «Илиаде».

Новое открытие

Блеген закончил раскопки в 1938 году. Казалось, он раскрыл все секреты Трои. Поэтому следующие 50 лет никто ничего не предпринимал. Объединённая команда археологов из Тюбингена и Цинциннати появилась под стенами Трои лишь в 1992 году. Они привезли с собой высокоточные сонары, применяющиеся для поиска нефти. Проска-нировали все пространство вокруг - и в 400 метрах от крепостных стен обнаружили глубокий ров, окружавший город со всех сторон. Троя стала намного больше - по сравнению с первоначальными предположениями. И более укреплённой.
Представьте, что вы греческий воин, осаждающий крепость. Вам надо спешиться с колесницы - под градом стрел, преодолеть ров - под градом стрел, потом пробежать 400 метров - под градом стрел, и лишь тогда достигнуть крепостных стен, которые ещё надо штурмовать - все подтем же градом стрел. Троя действительно была неприступной. Неудивительно, что через 10 лет безуспешной осады греки зашли в тупик. Им нужен был новый план проникновения в Трою. Тут-то на арене и появился знаменитый троянский конь.

Сотрясающий землю

По Гомеру, греки построили деревянного коня, спрятали в нём своих лучших воинов, оставили у стен Трои - якобы в дар. А сами сели в корабли, отчалили от берега, притаились за ближайшим островом и стали ждать, когда ловушка захлопнется. Это не заняло много времени. Троянцы втащили коня внутрь города и стали праздновать победу. Ночью греки выбрались из своего деревянного укрытия и открыли ворота города… Это была величайшая военная уловка. Но могла ли она быть историческим фактом?
Копий на эту тему в рядах учёных сломано немало. Троянского коня строили в натуральную величину, сверяясь с описаниями Гомера. Выходила громадина весом в 2 тонны - шириной около 3 метров и высотой 7,6 метра. Чтобы её втащить внутрь города, нужно было сначала форсировать ров, потом разбирать крепостную стену. Для этого пришлось бы задействовать всё население Трои. Версия была признана нежизнеспособной.
Быть может, греки соорудили осадное устройство в виде коня? Эдакий катящийся таран с воинами внутри. 3000 лет назад подобные приспособления были в ходу. Но тогда какая же это хитрость?
В итоге сошлись на том, что конь - это символ. Но чего? Как ни странно, и тут подсказка отыскалась на страницах «Илиады». Гомер утверждал, что неприступные стены Трои соорудил сам Посейдон. Но Посейдон - не только бог морей, но и… бог землетрясений. Его часто называют «сотрясающим землю». А животное, с ним ассоциирующееся, как раз и есть конь.
Получается, мы говорим «Посейдон» - подразумеваем землетрясение. А говорим «землетрясение» - подразумеваем коня? Троянского?
Строго говоря, Троя стоит вблизи края главного Анатолийского разлома. Город трясло, и не раз, чему археологи находили свидетельства. Но, видимо, в XIII веке до н.э. Случилось самое сильное землетрясение, разрушившее город, который к тому же был осаждён.
Так два события переплёлись между собой.
Скорее всего, Гомер знал, как именно погибла Троя. Но представьте себя на месте поэта. Он пишет эпическое произведение о богах и героях и заканчивает его фразой: «А потом случилось землетрясение и война кончилась»? Законы жанра требовали мощного аккорда в финале. И Гомер выкатил коня! Который не только уничтожил троянцев, но и на 3000 лет лишил покоя весь род человеческий, вопрошавший: «А был ли конь?».

Существование Трои было подтверждено благодаря раскопкам знаменитого немецкого археолога Генриха Шлимана (1822–1890) еще в позапрошлом веке. Эти раскопки полностью подтверждают события, которые произошли в конце XIII – начале XII веков до нашей эры и даже сегодня находят все новые и новые подробности Троянской войны и связанных с ней обстоятельств.

Согласно сегодняшней исторической точки зрения, военный конфликт союза ахейских государств с городом Троя (Илион), некогда стоявшем на берегу Эгейского моря, произошел между 1190 и 1180 (по другим источникам, около 1240 года до н.э.) годами до нашей эры.

Первыми произведениями, повествующими о троянской войне стали поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», а несколько позже Троянская война была описана в «Энеиде» Вергилия и других произведениях, но при описании этих событий всегда плотно переплеталась история и вымысел, что не позволяет с полной уверенностью сказать, так ли развивались реальные события.

Однако если обратиться к выше описанным произведениям, то можно увидеть, что поводом к войне явилось похищение Парисом, сыном троянского царя Приама, прекрасной Елены, жены царя Спарты Менелая. По призыву Менелая связанные клятвой женихи, известные греческие герои, пришли ему на помощь.

Факты «Илиады» преувеличены

В «Илиаде» сообщается, что освободить похищенную Елену отправилась армия греков, во главе с микенским царем Агамемноном – братом Менелая. Переговоры о добровольном освобождении похищенной ничем не закончились и тогда греки начали длительную осаду города. Участие в войне принимали и боги: Афина и Гера – на стороне греков, Артемида, Афродита, Арес и Аполлон – на стороне троянцев. Троянцев было в десять раз меньше, однако Троя оставалась неприступной.

Так как самым подробным источником, рассказывающим о той войне, считается поэма Гомера «Илиада», обратимся к ней, хотя греческий историк Фукидид говорил, что в этом произведение значение войны значительно преувеличены, а многие факты искажены, поэтому к достоверности событий в «Илиаде» стоит относиться весьма осторожно.



Согласно «Илиаде» город Троя располагался в нескольких километрах от берега Геллеспонта (Дарданеллы). Через Трою проходили торговые пути, которыми пользовались греческие племена. Скорее всего, троянцы мешали торговле греков, что и заставило греческие племена объединиться и начать войну с Троей, на стороне которой находились многочисленные союзники, из-за чего война затянулась на долгие годы. Но мощные оборонительные стены Трои оставались неприступными.

Видя, что военные действия зашли в тупик хитроумный Одиссей придумал необычайную военную хитрость…

Длительное время в тайне о то всех Одиссей беседовал с Эпеем самым искусным плотником в ахейском лагере, а к вечеру собрав всех вождей, представил свой коварный план. Согласно плану нужно было соорудить большого деревянного коня, внутри которого мог бы поместиться с десяток самых смелых и искусных воинов. Остальное войско должно было сесть на корабли и отойти от троянского берега, а затем укрыться за островом Тендос.

Как только троянцы поймут, что враг покинул побережье, они решат, что осада города закончилась, и захотят затащить деревянного коня в город. Под покровом ночи ахейские корабли вернуться, а войны, спрятавшиеся внутри коня, выйдут наружу и откроют крепостные ворота и тогда город падет.

Три дня потребовалось ахейским плотникам, чтобы претворить замысел в жизнь. На четвертый день троянцы обнаружили, что лагерь врага пуст, за горизонтом исчезают паруса неприятельских кораблей, а на прибрежном песке, где только вчера пестрели шатры и палатки врага, стоит огромный деревянный конь.



Обрадовавшись, троянцы тут же обступили чудного коня и стали решать, что с ним делать. Одни говорили, что его надо утопить в море, другие предлагали сжечь, но многие хотели затащить его в город и оставить на главной площади Трои как символ окончания кровавой войны.

Пророчество жреца Лаокоона

Местный жрец из храма Аполлона Лаокоон с двумя своими сыновьями вскричал:

Бойтесь данайцев, дары приносящих!

Выхватил копье из рук ближайшего война, и метнул в брюхо троянского коня. Однако Лаокоона никто не слушал, так как все внимание толпы уже было приковано к юноше, который вел пленного ахейца. Подойдя к царю Приаму пленника заставили назваться. Тот сказал, что зовут его Синоном и пояснил, что сам сбежал от ахейцев, которые должны были принести его в жертву богам – это было условием благополучного возвращения домой.

Пленник убедил троянский народ, что конь являлся посвятительным даром Афине, которая могла обрушить свой гнев на Трою, если троянцы уничтожат коня. А если поставить его в городе перед храмом Афины, то Троя станет несокрушимой. При этом Синон подчеркнул, что поэтому ахейцы и построили коня таким огромным, чтобы троянцы не смогли протащить его через крепостные ворота…

Стоило пленнику рассказать все вышеописанное царю как, со стороны моря раздался полный ужаса крик. Из моря выползли два огромных змея и оплели жреца Лаокоона, а также двух его сыновей смертельными кольцами своих гладких и влажных тел и утащили их в морские пучины. Видя это, уже никто не сомневался в том, что Синон говорил правду. А значит надо поскорее установить деревянного коня рядом с храмом Афины.



Разобрав часть крепостных ворот, троянцы втащили коня в город и стали праздновать. Воины находящиеся внутри троянского коня дождались глубокой ночи и отрыли ворота города. Греческая армия, получив сигнал Синона вернулось, и с легкостью захватила город. В итоге Троя была разграблена и уничтожена.

Так как «Илиада» Гомера полна вымысла и метафор, то сегодня троянский конь является аллегорией какой-то военной хитрости, примененной ахейцами при взятии города. Одни историки считают, что возможно троянским конем была башня на колесах, сделанная в форме коня и оббитая конскими шкурами.

Другие предполагают, что греки проникли в город по подземному ходу, на дверях которых был изображен конь, а кто-то говорит, что лошадь была знаком, по которому ахейцы в темноте отличали друг друга от противников…

Троянский конь - символ рождения и смерти

Возможно, что троянский конь несет в себе более глубокий смысл, ведь за годы войны под стенами Трои гибнет большая часть героев, и ахейцы, и троянцы. А те, кто выживают в войне, погибают по дороге домой. Одни как царь Агамемнон, дома найдут смерть от рук близких, другие будут изгнаны и проведут жизнь в скитаниях.

По сути, это конец героического века. Под стенами Трои нет победителей и нет побежденных, герои уходят в прошлое, и наступает пора обыкновенных людей.

Символически конь связан также с рождением и смертью. Лошадь из дерева ели, вынашивающая, что-то в своем чреве, символизирует рождение нового, а троянский конь сделан как раз из еловых досок, и в его полом животе размещаются вооруженные воины. Получается, что троянский конь несет смерть для защитников крепости, но в то же время означает и рождение чего то нового.



И действительно примерно в то же самое время случилось еще одно важное событие, одно из самых больших переселений народов. С севера на Балканский полуостров двинулись племена дорийцев, варварского народа, который полностью искоренил древнюю микенскую цивилизацию.

Лишь спустя несколько столетий Греция возродиться и только тогда можно будет говорить о греческой истории. Разрушения будут настолько велики, что вся додорийская история станет мифом, а многие государства перестанут существовать.

Последние археологические экспедиции пока еще не позволяют полностью восстановить сценарий Троянской войны. Однако их результаты не исключают возможности, что за троянским эпосом скрывается история греческой экспансии против крупной державы, находившейся на западном берегу Малой Азии выступающая препонам для обретения власти греками над этим регионом.

Остается надеяться, что истинная история Троянской войны все же будет когда-нибудь написана, а вместе с ней раскрыта история троянского коня.

История о известном Троянском коне, с помощью которого около 30 бойцов Одиссея смогли попасть внутрь Трои. Историки по сей день спорят, был ли Конь на самом деле.

Свидетельства очевидца

Во время правления императора Августина, жил древнеримский сочинитель — Вергилий. Он написал эпическую поэму «Энеида» , в ней было написано о путешествиях Энея из Трои в Италию. Некоторые историки считают, что поэт все писал из достоверных источников. В конце концов, его стихотворное свидетельство о трагедии Трои смогло войти в мировую историю, а само словосочетание «Троянский конь» — вышло нарицательным. Так военная хитрость 30 бойцов смогла сокрушить крепость, которую не могла взять огромная армия царя Менелая.

Нападающие, перед тем, как снять осаду сообщили троянцам, что они построили удивительного деревянного «коня», который символизирует мир, а также это приношение Афине в знак искупление грехов. Также пока конь будет стоять, они не нападут. Обо всем этом троянцам поведал Синон, он был двоюродным братом Одиссея, который, якобы, перешел на сторону защитников.

Деревянный конь

Троянский конь, судя по описаниям был высотой около 8 метров и шириной около 3 метров. Приближенно похожая модель, которая построенна была в наши дни весила около двух тонн и могла вместить в себя где-то 20-25 мужчин средней конституции, характерной для тех времен. Для того, чтобы закатить такую конструкцию по бревнам, их смазали жиром и потребовалось 40 человек.

Верить или нет?

Для того чтобы провести подготовительные работы, нужно было несколько дней. Следовательно, если в этой конструкции на самом деле находились бойцы Одиссея, то им бы пришлось очень тяжко.

После того, коня завезли в Трою, в городе стали решать его участь. Большинство жителей считали, что такое приношение нужно сжечь. В толпе также была прорицательница Кассандра, которая, указала рукой на деревянного коня, заявив, что в нем спрятаны войны. Лаокоон — троянский жрец, бросил копье в коня, призывая не верить врагам. «Бойтесь данайцев, даже дары приносящих», — кричал он. Вскоре, легенда гласила, что он и его два сына были задушены морскими змеями.

Некоторые данные говорят, что это произошло 6 июня 1209 г. до нашей эры. Вечером перед «конем» греков была выставлена многочисленная охрана, но алкоголь опьянил её. Поздно ночью все тридцать бойцов во главе Одиссеем выбрались из «коня» и открыли ворота города. Так великая Троя пала.

Кому сегодня не известна знаменитая легенда о Трое и троянском коне?

Сам троянский конь давно стал нарицательным понятием – наши ироничные современники даже назвали его именем разрушительный компьютерный вирус.

В этот миф трудно поверить, однако подлинность существования Трои подтвердили раскопки знаменитого немецкого археолога Генриха Шлимана (1822-1890) еще в позапрошлом веке. Современные археологические исследования подтверждают историчность трагических событий, происшедших в конце XIII – начале XII веков до нашей эры. Открываются все новые и новые подробности Троянской войны и связанных с ней обстоятельств.

Сегодня известно, что крупное военное столкновение союза ахейских государств с городом Троя (Илион), расположенном на берегу Эгейского моря, произошло между 1190 и 1180 (по другим данным, около 1240 года до н.э.) годами до нашей эры.

Первыми источниками, рассказывающими об этом сколь легендарном, столь и ужасном событии, были поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Позже Троянская война явилась темой «Энеиды» Вергилия и других произведений, в которых история также переплелась с вымыслом.

Согласно этим произведениям поводом к войне явилось похищение Парисом, сыном троянского царя Приама, прекрасной Елены, жены царя Спарты Менелая. По призыву Менелая связанные клятвой женихи, известные греческие герои, пришли ему на помощь. По «Илиаде», освобождать похищенную отправилось войско греков, ведомое микенским царем Агамемноном – братом Менелая. Попытка путем переговоров добиться возвращения Елены потерпела неудачу, и тогда греки начали изматывающую осаду города. Участие в войне принимали и боги: Афина и Гера – на стороне греков, Афродита, Артемида, Аполлон и Арес – на стороне троянцев. Троянцев было в десять раз меньше, однако Троя оставалась неприступной.

Единственным источником для нас может служить лишь поэма Гомера «Илиада», но автор, как отмечал греческий историк Фукидид, преувеличил значение войны и приукрасил ее, а потому к сведениям поэта надо относиться весьма осторожно. Однако нас прежде всего интересуют боевые действия и приемы ведения войны в тот период, о чем Гомер рассказывает довольно подробно.

Итак, город Троя был расположен в нескольких километрах от берега Геллеспонта (Дарданеллы). Через Трою проходили торговые пути, которыми пользовались греческие племена. Видимо, троянцы мешали торговле греков, что заставило греческие племена объединиться и начать войну с Троей, которую поддерживали многочисленные союзники, из-за чего война затянулась на долгие годы.

Троя, на месте которой сегодня находится турецкое местечко Гиссарлык, была обнесена высокой каменной стеной с зубцами. Ахейцы не решались штурмовать город и не блокировали его, поэтому боевые действия проходили на ровном поле между городом и лагерем осаждающих, который располагался на берегу Геллеспонта. Троянцы иногда врывались в лагерь противника, пытаясь зажечь греческие корабли, вытащенные на берег.

Подробно перечисляя корабли ахейцев, Гомер насчитал 1186 судов, на которых было перевезено стотысячное войско. Несомненно, число кораблей и воинов преувеличены. Кроме того, надо учесть, что эти корабли были просто большими лодками, ибо их легко вытаскивали на берег и довольно быстро спускали на воду. Такой корабль не мог поднять 100 человек.

Скорее всего, у ахейцев имелось несколько тысяч воинов. Возглавлял их Агамемнон, царь «многозлатых Микен». А во главе воинов каждого племени стоял свой вождь.

Ахейцев Гомер называет «копьеборными», поэтому нет сомнения в том, что главным оружием греческих воинов было копье с медным наконечником. Воин имел медный меч и хорошее защитное вооружение: поножи, панцирь на груди, шлем с конской гривой и большой, окованный медью щит. Племенные вожди сражались на боевых колесницах или спешившись. Воины низшей иерархии были вооружены хуже: они имели копья, пращи, «секиры двуострые», топоры, луки со стрелами, щиты и являлись опорой для своих вождей, которые сами вступали в единоборство с лучшими воителями Трои. Из описаний Гомера можно представить обстановку, в которой проходило единоборство.

Происходило это так.

Противники располагались недалеко друг от друга. Боевые колесницы выстраивались в ряд; воины снимали свои доспехи и складывали их рядом с колесницами, затем усаживались на землю и наблюдали за единоборством своих вождей. Единоборствующие сначала метали копья, затем бились медными мечами, которые скоро приходили в негодность. Лишившись меча, сражавшийся укрывался в рядах своего племени или же ему подавали новое оружие для продолжения борьбы. С убитого победитель снимал доспехи и забирал его оружие.

К бою колесницы и пехота размещались в определенном порядке. Боевые колесницы выстраивались впереди пехоты в линии с сохранением равнения, «чтобы никто, на искусство и силу свою полагаясь, против троян впереди остальных в одиночку не бился, чтоб и обратно не правил». За боевыми колесницами, прикрываясь «выпуклобляшными» щитами, строились пешие воины, вооруженные копьями с медными наконечниками. Пехота строилась в несколько шеренг, которые Гомер называет «густыми фалангами». Вожди выстраивали пехоту, загоняя трусливых воинов в середину, «чтоб и тому, кто не хочет, сражаться пришлось поневоле».

Первыми в бой вступали боевые колесницы, затем «непрерывно одна за другой фаланги ахейцев двигались в бой на троянцев», «молча шагали, вождей опасаясь своих». Первые удары пехота наносила копьями, а затем рубилась мечами. С боевыми колесницами пехота боролась при помощи копий. Участвовали в бою и лучники, но стрела не считалась надежным средством даже в руках отличного лучника.

Неудивительно, что в таких условиях исход борьбы решали физическая сила и искусство владения оружием, которое часто отказывало: медные наконечники копий гнулись, а мечи ломались. Маневр на поле боя еще не применялся, однако уже появились зачатки организации взаимодействия боевых колесниц и пеших воинов.

Такой бой продолжался до наступления ночи. Если ночью достигалось соглашение, то сжигались трупы. Если соглашения не было, противники выставляли стражу, организуя охрану войска, находившегося в поле, и оборонительных сооружений (крепостной стены и укреплений лагеря – рва, заостренных кольев и стены с башнями). Стража, состоявшая обычно из нескольких отрядов, размещалась позади рва. Ночью высылалась разведка в стан врага с целью захвата пленных и выяснения намерений противника, проводились собрания племенных вождей, на которых решался вопрос о дальнейших действиях. Утром бой возобновлялся.

Примерно так и протекали бесконечные сражения между ахейцами и троянцами. По Гомеру, только на десятый (!) год войны стали разворачиваться основные события.

Однажды троянцы, добившись успеха в ночной вылазке, отбросили противника к его укрепленному лагерю, окруженному рвом. Перебравшись через ров, троянцы начали штурмовать стену с башнями, но вскоре были отброшены.

Позже им все же удалось разбить камнями ворота и ворваться в лагерь ахейцев. Завязался кровавый бой за корабли. Такой успех троянцев Гомер объясняет тем, что в бою не участвовал лучший воин осаждавших – непобедимый Ахилл, рассорившийся с Агамемноном.

Видя, что ахейцы отступают, друг Ахилла Патрокл уговорил Ахилла разрешить ему вступить в сражение и дать свои доспехи. Воодушевленные Патроклом, ахейцы сплотились, в результате чего у кораблей троянцы встретили свежие силы противника. Это был плотный строй сомкнутых щитов «пика близ пики, щит у щита, заходя под соседний». Воины выстроились в несколько шеренг и сумели отразить атаку троянцев, а контратакой – «ударами острых мечей и пик двуконечных» – отбросили их.

В конце концов, нападение было отбито. Однако сам Патрокл погиб от руки Гектора, сына Приама, царя Трои. Так доспехи Ахилла достались врагу. Позже Гефест выковал Ахиллу новые доспехи и оружие, после чего Ахилл, разъяренный гибелью друга, вновь вступил в сражение. Позже он убил в поединке Гектора, привязал его тело к колеснице и помчался в свой лагерь. Троянский царь Приам с богатыми дарами пришел к Ахиллу, умолил вернуть ему тело сына и достойно похоронил его.

На этом завершается «Илиада» Гомера.

По более поздним мифам, позже на помощь троянцам пришли амазонки во главе с Пенфисилеей и царь эфиопов Мемнон. Однако вскоре они погибли от руки Ахилла. А вскоре и сам Ахилл погиб от стрел Париса, направленных Аполлоном. Одна стрела угодила в единственное уязвимое место – пятку Ахилла, другая – в грудь. Его доспехи и оружие достались Одиссею, признанному храбрейшим из ахейцев.

После гибели Ахилла грекам было предсказано, что без лука и стрел Геракла, находившихся у Филоктета, и Неоптолема, сына Ахилла, Трою им не взять. За этими героями было послано посольство, и они поспешили на помощь соотечественникам. Филоктет стрелой Геракла смертельно ранил троянского царевича Париса. Одиссей и Диомед убили спешившего на помощь троянцам фракийского царя Реса и увели его волшебных коней, которые, по предсказанию, попав в город, сделали бы его неприступным.

И тогда хитроумный Одиссей придумал необычайную военную хитрость…

Долго, втайне от других, беседовал он с неким Эпеем, лучшим плотником в ахейском лагере. К вечеру все ахейские вожди собрались в шатре Агамемнона на военный совет, где Одиссей изложил свой авантюрный план, согласно которому надо было соорудить огромного деревянного коня. В его чреве должны поместиться самые искусные и смелые воины. Все же остальное войско должно сесть на корабли, отойти от троянского берега и укрыться за островом Тендос. Как только троянцы увидят, что ахейцы покинули побережье, они подумают, что осада Трои снята. Троянцы наверняка затащат деревянного коня в Трою. Ночью ахейские корабли вернутся, а воины, укрывшиеся в деревянном коне, выйдут из него и откроют крепостные ворота. И тогда – последний штурм ненавистного города!

Три дня стучали топоры в старательно отгороженной части корабельной стоянки, три дня кипела таинственная работа.

Утром четвертого дня троянцы с удивлением обнаружили ахейский лагерь пустым. В морской дымке таяли паруса ахейских кораблей, а на прибрежном песке, где только вчера пестрели шатры и палатки врага, стоял огромный деревянный конь.

Ликующие троянцы вышли из города и с любопытством бродили по опустевшему берегу. Они с удивлением окружили огромного деревянного коня, возвышавшегося над кущами прибрежных ракит. Кто-то советовал бросить коня в море, кто-то – сжечь, но многие настаивали на том, чтобы затащить его в город и поставить на главной площади Трои как память о кровавой битве народов.

В разгар спора к деревянному коню подошел жрец Аполлона Лаокоон с двумя своими сыновьями. «Бойтесь данайцев, дары приносящих!» – вскричал он и, выхватив из рук троянского воина острое копье, метнул его в деревянное брюхо коня. Задрожало вонзившееся копье, и послышался из конского чрева еле слышимый медный звон. Но Лаокоона никто не слушал. Все внимание толпы было привлечено появлением юношей, ведущих пленного ахейца. Его подвели к царю Приаму, стоявшему в окружении придворной знати рядом с деревянным конем. Пленник назвался Синоном и пояснил, что сам сбежал от ахейцев, которые должны были принести его в жертву богам – это было условием благополучного возвращения домой.

Синон убедил троянцев, что конь являлся посвятительным даром Афине, которая могла обрушить свой гнев на Трою, если троянцы уничтожат коня. А если поставить его в городе перед храмом Афины, то Троя станет несокрушимой. При этом Синон подчеркнул, что поэтому ахейцы и построили коня таким огромным, чтобы троянцы не смогли протащить его через крепостные ворота…

Как только Синон произнес эти слова, со стороны моря раздался полный ужаса крик. Из моря выползли два огромных змея и оплели жреца Лаокоона, а также двух его сыновей смертельными кольцами своих гладких и липких тел. В одно мгновение несчастные испустили дух.

Теперь уже никто не сомневался в том, что Синон говорил правду. А посему надо поскорее установить этого деревянного коня рядом с храмом Афины.

Соорудив низкий помост на колесах, троянцы установили на него деревянного коня и повезли к городу. Чтобы конь прошел в Скейские ворота, троянцам пришлось разобрать часть крепостной стены. Коня поставили на обусловленном месте.

Пока троянцы, опьяненные успехом, праздновали победу, ночью ахейские лазутчики тихо вышли из коня и открыли ворота. К тому времени греческое войско по сигналу Синона незаметно возвратилось обратно и теперь захватило город.

В итоге Троя была разграблена и уничтожена.

Но почему причиной ее гибели стал именно конь?

Этим вопросом задавались еще в древности. Многие античные авторы пытались найти разумное объяснение легенде. Высказывались самые разнообразные предположения: к примеру, что у ахейцев была боевая башня на колесах, сделанная в форме коня и обитая конскими шкурами; или что грекам удалось проникнуть в город через подземный ход, на двери которого была нарисована лошадь; или что лошадь была знаком, по которому ахейцы в темноте отличали друг друга от противников… Сейчас принято считать, что троянский конь является аллегорией какой-то военной хитрости, примененной ахейцами при взятии города.

Под стенами Трои погибают практически все герои, и ахейцы, и троянцы. А из тех, кто выживет в войне, многие погибнут по дороге домой. Кто-то, как царь Агамемнон, дома найдет смерть от рук близких, кто-то будет изгнан и проведет жизнь в скитаниях. По сути, это конец героического века. Под стенами Трои нет победителей и нет побежденных, герои уходят в прошлое, и наступает пора обыкновенных людей.

Любопытно, но конь символически связан также с рождением и смертью. Лошадь из дерева ели, вынашивающая что-то в своем чреве, символизирует рождение нового, а троянский конь сделан как раз из еловых досок, и в его полом животе сидят вооруженные воины. Получается, что троянский конь несет смерть для защитников крепости, но в то же время означает и рождение чего-то нового.

Примерно в это же время в Средиземноморье произошло еще одно важное событие: началось одно из великих переселений народов. С севера на Балканский полуостров двинулись племена дорийцев, варварского народа, который полностью уничтожил древнюю микенскую цивилизацию. Лишь по прошествии нескольких столетий Греция возродится и можно будет говорить о греческой истории. Разрушения будут настолько велики, что вся додорийская история станет мифом, а многие государства перестанут существовать.

Результаты последних археологических экспедиций пока еще не позволяют убедительно восстановить сценарий Троянской войны. Однако их результаты не отрицают, что за троянским эпосом скрывается история греческой экспансии против крупной державы, находившейся на западном берегу Малой Азии и мешавшей грекам обрести власть над этим регионом. Остается надеяться, что подлинная история Троянской войны все же будет когда-нибудь написана.