Open
Close

Уведомления. «Радением и неусыпными трудами»

Рубрика: Екатеринбург

Екатеринбург, большой город на реке Исеть с полуторамиллионным населением, заслуженно называют столицей Урала. История крупнейшего центра региона восходит к петровским временам и берет свое начало от строительства в 1723 году металлургического завода для производства стали и чугуна. Инициатором строительства выступил известный экономист и государственный деятель того времени Василий Никитич Татищев (1686–1750).

Противником строительства был русский промышленник Никита Демидов (1656–1725). А вот Георг Вильгельм де Геннин или Виллим Иванович де Геннин (1676–1750), выдающийся военный инженер немецкого или, по некоторым источникам, голландского происхождения поддержал идею такого предприятия. С его легкой руки завод, чем-то напоминавший крепость, получил название Екатеринбург – в честь супруги Петра Великого императрицы Екатерины I.

Монумент открыли к юбилею Екатеринбурга

14 августа 1998 года в центре города установили памятник его отцам-основателям. А именно на площади Труда, сменившей в свое время несколько названий (она была и Церковной, и Соборной, и Екатерининской). Событие приурочили к юбилейной дате, пусть и некруглой – 275-й годовщине со дня основания Екатеринбурга.

Бронзовая композиция была отлита на Уральском заводе тяжелого машиностроения – знаменитом «Уралмаше». Автором композиции стал московский скульптор, заслуженный художник РСФСР Петр Павлович Чусовитин. Сам он, кстати, родом с Урала, из деревни Шипелево, что в Белоярском районе Свердловской области.

Один из самых красивых в уральской столице

Памятник выдающимся деятелям, стоявшим у истоков сегодняшнего крупного мегаполиса (по населению он четвертый в России), называют одним из самых красивых, если не самым красивым в городе. Он смотрится не только гармонично, но и монолитно, цельно. И мало кто знает, что его собрали на заводе из 19 отдельных фрагментов.

У подножия монумента находится надпись. Она гласит, что благодарный Екатеринбург посвящает его славным сынам России Татищеву и де Геннину. Фамилии на надписи указаны именно в таком порядке, а вот расположение персонажей памятника прямо противоположное: слева мы видим де Геннина (он в треуголке), а справа – Татищева (в парике и без головного убора).

Причем кто из них кто осведомлены не все екатеринбуржцы и гости города. Многие прохожие, которых ради эксперимента останавливали и спрашивали, долго раздумывали с ответом: вопрос откровенно ставил в тупик.

Бронзовая идиллия откровенных антиподов

Отцы-основатели Екатеринбурга смотрятся на постаменте несколько идиллически, будто близнецы-братья или близкие родственники. На самом деле при жизни они были до такой степени антиподами, что откровенно недолюбливали друг друга.

Некоторые историки и краеведы, зная реальные факты, критически восприняли такую идеализацию образов и посему неоднозначно отнеслись к памятнику. Со временем все «шероховатости» восприятия в сознании екатеринбуржцев стерлись, и теперь представить себе город без этого монумента просто невозможно.

Место для проведения массовых мероприятий

Возле памятника Василию Татищеву и Виллиму де Геннину всегда достаточно многолюдно. Здесь любят неспешно прогуливаться прохожие, проводятся различные празднества, народные гуляния, концерты.

Особенно неравнодушна к бронзовым персонам XVII века местная молодежь, в окрестностях монумента постоянно туда-сюда снуют скейтбордисты и роллеры.

Молодежь даже придумала ему свое название: памятник Бивису и Батхеду – по именам главных героев популярного американского мультсериала, придуманных аниматором Майком Джаджем.

Отождествление с комедийными мультяшными персонажами имело, однако, совсем несмешные последствия: памятник время от времени становился жертвой вандалов.

А когда зимой 2010 года в городе проходила акция «Укутай Екатеринбург», на шее Татищева и де Геннина участники… повязали шарфы.

Карта расположения:

JavaScript must be enabled in order for you to use Google Maps.
However, it seems JavaScript is either disabled or not supported by your browser.
To view Google Maps, enable JavaScript by changing your browser options, and then try again.


Словосочетание «ливерпульская четвёрка» известно, пожалуй, каждому, даже весьма далёкому от музыки человеку. Феномен группы The Beatles по сей день является наиболее ярким эпизодом в мировой истории рок-н-ролла, и именно поэтому в Екатеринбурге в 2...


«Нулевым километром» условно называют начальную точку отсчета, некий ориентир в определенном населенном пункте, от которого определяются расстояния до «нулевых километров» во всех прочих населенных пунктах. Такими ориентирами могут служить отмечаем...


Вечер предновогодней пятницы уходящего 2017 года в столице Урала – Екатеринбурге – был ознаменован открытием главного ледового городка, местом расположения которого стала Площадь 1905 г. Тематически экспозиция посвящена знаменательной дате, которую...


Перед нами дом, в котором в период с 1885 по 1891 год жил известный уральский литератор Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852-1912), уроженец посёлка Висим, расположенного в 50 км от Нижнего Тагила. Дом был куплен писателем на гонорар за роман «Пр...


2017-й год - юбилейный для самого любимого в России детского писателя - Корнея Ивановича Чуковского. Мы будем отмечать 135 лет со дня его рождения. Чуковского любят и дети, и взрослые, потому екатеринбуржцы с особой радостью ожидали открытия нового...

Сегодня в арбитражном суде будут рассматривать иск скульптора Петра Чусовитина и Ассоциации правообладателей к предпринимателю Марине Чеботаевой об использовании изображения памятника Татищеву и Де Геннину . До этого они уже взыскали деньги с издательства и производителя конфет . Оказалось, что имущественные права на памятник оформлены администрацией города, а вот авторские права принадлежат скульптору Петру Чусовитину, который сейчас живет в Москве.

Печатать и публиковать фото монумента теперь стало опасным делом, но мы все-таки рискнем и в этом не коммерческом материале расскажем об истории памятника, о том, кто и почему протестовал против памятника и как не заплатили за работу скульпторам-исполнителям.

Как к Татищеву в пару поставили Де Геннина

В 1995 году мэрия решила, что в Екатеринбурге должен появиться памятник отцам-основателям города. Это была уже вторая попытка увековечить Василия Татищева и первая - Вильгельма Де Геннина.

Татищев - человек, который придумал построить на Исети завод, вокруг которого впоследствии вырос Екатеринбург. Как вспоминал бывший главный архитектор города Сергей Луканин, в 1982 году председатель исполкома городского совета народных депутатов, по-современному мэр, Павел Шаманов поручил Главархитектуре провести конкурс на размещение памятника Татищеву. Его выиграл проект скульптора Андрея Антонова и архитекторов Демидова и Незнанского. Поставить памятник хотели у дома сталинского ампира на улице Воеводина в Историческом сквере.

Наш проект утвердили, и Антонов начал работать, сделал скульптуру в глине в натуральный размер, осталось только сделать форму, отлить... И тут случился 1991 год, это дело отложили. А когда пришла новая команда городской власти, решили ставить памятник Татищеву и Де Геннину вместе, заново искали авторов, хотя тот проект уже был практически готов. Помню, в то время в «Вечерке» («Вечернем Екатеринбурге». - Прим. ред. ) вышла заметка Виталия Воловича о том, зачем проводить новый конкурс, когда уже был принят проект. Но тем не менее.

Вспомнили о монументе в 1995 году, и тогда решено было в пару Татищеву поставить Вильгельма Де Геннина. В 1722 году Де Геннин в ранге генерал-майора стал главой горнозаводской администрации на Урале и сыграл решающую роль в появлении Екатеринбурга. Именно он настоял на том, чтобы железоделательный завод был построен, хотя против выступал уральский промышленник Никита Демидов. При этом Татищев и Де Геннин друг друга недолюбливали и вряд ли при жизни могли подумать, что будут стоять рядом, отлитые в бронзе.

На конкурс заявились шесть скульпторов: Константин Грюнберг (автор памятника Жукову и мемориала «Черный тюльпан»), Петр Чусовитин, Валентина Соколова, Наталья Гринева, А. Булыгин и О. Бессонов. В музее архитектуры и промышленной техники Урала устроили выставку проектов, посмотреть на них могли все желающие.

Победителя определило тайным голосованием жюри из чиновников, архитекторов и скульпторов под руководством мэра Аркадия Чернецкого. В 1997 году подвели итоги конкурса. Пять членов жюри отдали голоса за проект Петра Чусовитина (согласно документации конкурса, соавторами проекта были архитекторы Овечкин и Дубровин), двое за проект Соколовой, один за проект Гриневой. Одновременно жюри голосовало за месторасположение будущего памятника. Был еще вариант Геологической аллеи в Историческом сквере, но победило место у водонапорной башни.

Как рассказывает писатель Дмитрий Карасюк, прямо перед местом, где сейчас стоит памятник, по приказу Татищева в 1738 году сожгли на костре татарина Тойгильды Жулякова за то, что, насильно крещенный, он вернулся из православия в ислам. Годом позже на этом же месте была сожжена башкирка Кисябика Байрясова.

Это были последние сожжения в российской истории. А потом на месте, где по приказу Татищева так казнили людей, поставили ему памятник. Но те, кто выбирал место, скорее всего, об этом не знали, - говорит Карасюк.

В победившем проекте Чусовитина у Татищева и Де Геннина не было головных уборов (это видно на фото выше). По словам Дмитрия Карасюка, кто-то из принимавших работу спросил: «А как их отличить-то?». И тогда на Де Геннина надели шляпу.

Как известный спортсмен днем прыгал с парашютом, а ночью делал Татищева и Де Геннина. И не получил денег

Петр Чусовитин, уроженец Свердловской области, к тому моменту давно живший в Москве, приехал в Екатеринбург, и началась работа.

Александр Петров тогда был художником-керамистом на творческо-производственном комбинате, который стал подрядчиком по созданию памятника. Работы по основному направлению не было, Петрову предложили на этом проекте стать мастером: обеспечивать исполнителей глиной, дранкой, деревом, металлом, подготавливать леса в цехе (высота памятника - 4,2 метра), следить за дисциплиной (время было трудное, говорит он, многие выпивали, не выходили на работу) - в общем, делать всё, чтобы процесс не останавливался.

Процесс создания памятника он описал так:

Автор дает скульптуру в малом варианте, после этого изготавливается каркас в натуральную величину, на него накидывается глина, дальше скульпторы-исполнители работают по глине: формируют ноги, голову, шляпу, складки. Скульптор принимает у них работу, сам доделывает, что считает нужным, и сдает её комиссии.

Одним из создателей памятника был будущий четырехкратный чемпион мира по парашютному спорту Валентин Прокопьев. Поработать скульптором-исполнителем его позвал друг отца Анатолий Старыгин, до этого они уже несколько раз делали ледовые городки. Днём Валентин прыгал с парашютом, а ночью работал в мастерской. Отсыпался в самолете после прыжков.

Мы с Анатолием Степановичем делали Де Геннина, - рассказывает он. - Чусовитин дал нам модель 1,6 метра, кстати, она была без шляпы. Шляпу сделали потом, чтобы выделить одну из фигур. Мы путем масштабирования самостоятельно сделали из глины модель в натуральную величину. Комиссия ее приняла. После этого начали отформовывать, то есть делать точно такую же модель, но из гипса. Работа кропотливая и очень интересная, она очень увлекла, всё своё свободное время проводил там. Вторая бригада, которая делала Татищева, ушла, и нас попросили спасти ситуацию, выручить и закончить его, чтобы успеть в срок. Так что Татищев от пояса и выше - тоже наша формовка и отливка.

Работали всю осень, зиму и весну, закончили 15 мая 1998 года. Пётр Чусовитин позже говорил в интервью «Литературной России»:

Ког­да я де­лал в Ека­те­рин­бур­ге мо­ну­мент Та­ти­ще­ву и Де Ген­ни­ну, я го­во­рил на­чаль­ни­кам (мэ­ру го­ро­да, гу­бер­на­то­ру Росселю), что мож­но, ко­неч­но, сде­лать и за три дня, но это бу­дет не па­мят­ник ос­но­ва­те­лям го­ро­да, а Дед Мо­роз со Снегурочкой.

Часть денег за работу Прокопьев и Старыгин, которого уже нет в живых, так и не получили. Они долго судились, выяснилось, что администрация города расплатилась с комбинатом, который нанимал скульпторов-исполнителей, автор тоже получил гонорар, но деньги, предназначенные исполнителям, до них дошли не все.

На двоих мы недополучили 64 миллиона неденоминированных рублей, - говорит Валентин Прокопьев. - В силу неопытности мы работали без договора, но был наряд - задание. Проиграли три процесса, не смогли доказать, что комбинат нам должен.

Мне это непонятно. Надо, наоборот, гордиться и показывать, что этот памятник - лицо города. Когда мы работали над ним, было очень приятно осознавать, что нас уже не будет, а памятник будет стоять.

Автор проекта Пётр Чусовитин сейчас живет в Москве и с журналистами на эту тему общается только через Ассоциацию правообладателей по защите и управлению авторскими правами в сфере искусства (УПРАВИС), которая и подает иски.

Говорить, что автор запрещает публиковать изображения, неправильно. Эти произведения можно использовать всем, получив разрешение правообладателя, и стоит это копейки, - сказал представитель ассоциации. - Пример: для публикации на 1/8 полосы в книге или путеводителе тиражом до 3 тысяч экземпляров ставка авторского вознаграждения - 350 рублей единоразово.

Как везли гранит с Украины и покрывали памятник секретной краской

В мае 19 гипсовых частей памятника отдали для отливки на Уралмашзавод. Параллельно шла работа над площадкой и постаментом памятника. Основу из 300 кубометров бетона делали уральские строители.

Непростой здешний рельеф подсказал творческой группе архитектора Евгения Лугового расположить площадку так, что она как бы поднимается вверх двумя короткими, но широкими лестничными маршами и вместе с тем широко распахнута, соответствуя масштабам всего того, что ее окружает, - писал в мае 1998-го «Вечерний Екатеринбург».

Детали двух выполненных под старину фонарей отлили в Каслях. Серый гранит для постамента привезли с Сибирского карьера. Три блока из красного гранита для пьедестала и основания памятника обработали в Днепропетровске и в готовом виде привезли в Екатеринбург. В июне устанавливать их приехала бригада каменотесов под руководством Николая Голобородько, она же обрабатывала камень при строительстве храма Христа Спасителя в Москве и делала постамент памятнику княгине Ольге в Киеве. Между гранитными плитами проложили свинцовые прокладки, чтобы уберечь камни от сдвигов и осадков.

В газетах тогда писали, что фрагменты постамента и гранит будут покрывать специальной краской, рецепт которой держится в секрете. Известно лишь, что в ее основе лежит пчелиный воск.

Как искали для памятника другое место и спорили, кто важнее - Татищев или Де Геннин?

Не всем архитекторам понравился памятник, споры не утихали, даже когда уже был выбран проект Чусовитина и определено место установки.

Член екатеринбургского союза художников, искусствовед Георгий Зайцев писал в январе 1998 года в «Уральском рабочем»: «Не знаю, кто представлял мэру историческое обоснование для памятника, но парное решение скульптуры все-таки изначально лженаучно: Де Геннин и Татищев не были ни товарищами по работе, ни единомышленниками, ни равновеликими людьми в деле основания и строительства нашего города. На один постамент ставить две эти фигуры нельзя». По его словам, «Де Геннин приказывал, а Татищев выполнял его приказы».

Обозреватель «Уральского рабочего» Тамара Курашова на это отвечала, что измерять вклад этих двух людей в основание и развитие Екатеринбурга нельзя, у каждого своя роль. Но все же провела некоторое сравнение, и оно оказалось в пользу Василия Никитича: «Как посчитала Нина Петровна Архипова, известный географ-популяризатор, много лет занимающаяся татищеведением, Татищев строил Екатеринбург в первое свое пребывание на Урале в общей сложности почти 2,5 года. Геннин - только в его отсутствие, то есть пять месяцев».

Скульптор Геворкян замечал, что предложенный проект - вольный повтор памятников Герцену и Огареву, Минину и Пожарскому. Зайцев вопрошал: «Неужели никто не заметил, что в памятнике нет никакого художественного образа?». Впрочем, говорил он, это относится и ко всем остальным проектам, участвовавшим в конкурсе.

Были у него претензии и к месту установки, самому, на его взгляд, неудачному из предложенных: «Мало того что солнце полдня будет освещать фигуры сзади, что они будут «парить» над водосбросом Исторического сквера. Но своей задней частью они будут обращены ко входу в часовню во имя святой Екатерины, что, сами понимаете, не совсем удачно».

Скульптор Виталий Беляев, например, предлагал разделить Татищева и Де Геннина и поставить их у самого водосброса по краям.

А вот эти слова Зайцева сегодня кажутся очень знакомыми: «Как-то мы забываем, что исторический центр города - это не чей-то дворик, где можно установить то, что понравилось двум или трем десяткам пусть и уважаемых людей, а не населению города. Памятники ставятся на века, нам будет стыдно перед потомками за наши просчеты».

Не утихали разговоры даже в апреле, всего за четыре месяца до установки памятника. Нужно ли вообще его ставить и тем более на этом месте, обсуждали общество краеведов, клуб знатоков города, кафедра ДПИ УГППУ.

На защиту и памятника, и места встал главный архитектор города Сергей Луканин:

«…А. Чернецкий в начале 1995 года объявил открытый конкурс на памятник основателям города и место его размещения. Прошло три года с этого момента, и сегодня люди, называющие себя патриотами города, решили, что всё, что сделано скульпторами и архитекторами, выполнено плохо, совсем не так, как надо. Но если ты знаешь, как надо, я считаю, участвуй в конкурсе, участвуй в общественном обсуждении. Ведь возникает вопрос, где были все те, кто сегодня забрасывает мэра города письмами: «А может, рано вести стройку, а может, провести еще один конкурс?».

Как памятник поставили и всё-таки полюбили

Разговоры утихли, и 14 августа 1998 года, к 275-летию Екатеринбурга, памятник отцам основателям города торжественно открыли. На церемонии присутствовали губернатор Эдуард Россель и мэр Аркадий Чернецкий.

Надпись у подножия гласит: «Славным сынам России В. Н. Татищеву и В. И. Де Генину Екатеринбург благодарный, 1998 год». Правда, стоят фигуры наоборот: слева Де Геннин, а справа Татищев. Хотя по большому счету это и не важно, горожане воспринимают Татищева и Де Геннина как одно целое. Их называют Бивисом и Баттхедом, заботливо укутывают в шарфики, проводят возле них митинги и пикеты, да и просто назначают рядом с ними встречи.

В 2015 году Татищева и Де Геннина приодели -

Благодарим за помощь в подготовке материала Музей истории Екатеринбурга и Евгения Бурденкова.

Сегодня благодаря архивам и летописям мы можем узнать многое об истории городов, в которых мы живем. Но, к сожалению, не всегда можно точно сказать, когда и по каким причинам возник город, вычислить первые постройки. Зачастую не представляется возможным даже понять, кто был первым градоначальником и принимал важнейшие решения о развитии города в той или иной сфере. Но Екатеринбург не из их числа.

Доподлинно известно, когда, кем и с какой целью создавался Екатеринбург. Памятник этим двум людям, Василию Никитичу Татищеву и Вилиму Ивановичу де Геннину, сегодня радует всех жителей столицы Урала. Официально датой появления Екатеринбурга считается 1723 год. Но его история, неразрывно связанная с именами этих людей, началась еще до этой даты.

Весной 1720 года В. Н. Татищев приехал сюда с целью развития горных заводов, которых в те годы здесь насчитывалось довольно много. Добрая половина современных городов Свердловской области образовалась благодаря промышленности. Татищев занялся в первую очередь Уктусским заводом. Вскоре после изучения местности стало ясно, что его реформирование невозможно, и необходимо строительство нового предприятия, а вместе с тем и создание административного центра. Было подобрано конкретное место на берегу Исети, но возник конфликт с крупными промышленниками тех времен — Демидовыми. Оказалось, что они являлись собственниками этих земель. Итогом этой истории стал донос, суд и последующее оправдание Татищева.

К строительству завода и развитию города Василий Никитич смог приступить только в 1723 году. К этому времени к нему присоединился В. И. де Геннин. Благодаря ему город и был назван в честь Екатерины. Памятник основателям Татищеву и де Геннину находится в , недалеко от . Открыт он был к 275-летию города.

Народные названия, топонимы

  1. БИВИС & БАТХЭД - Во-первых, их то же двое. Есть много парных скульптур, но только при виде этой вспоминается Бивис и Батхэд. А так же одно из обьяснений слова Болван - это Баклан
Город Екатеринбург Скульптор П. П. Чусовитин Материал Бронза

История

Памятник основателям города был установлен 14 августа 1998 г. и приурочен к 275-летию Екатеринбурга. Автором памятника выступил московский скульптор П. П. Чусовитин. Памятник был отлит из бронзы в литейном цехе завода «Уралмаш » и был собран из 19 частей. Надпись у подножия памятника гласит:

Напишите отзыв о статье "Памятник Татищеву и де Геннину"

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Памятник Татищеву и де Геннину

– Sire, – отвечал Балашев. – l"Empereur mon maitre ne desire point la guerre, et comme Votre Majeste le voit, – говорил Балашев, во всех падежах употребляя Votre Majeste, [Государь император русский не желает ее, как ваше величество изволите видеть… ваше величество.] с неизбежной аффектацией учащения титула, обращаясь к лицу, для которого титул этот еще новость.
Лицо Мюрата сияло глупым довольством в то время, как он слушал monsieur de Balachoff. Но royaute oblige: [королевское звание имеет свои обязанности:] он чувствовал необходимость переговорить с посланником Александра о государственных делах, как король и союзник. Он слез с лошади и, взяв под руку Балашева и отойдя на несколько шагов от почтительно дожидавшейся свиты, стал ходить с ним взад и вперед, стараясь говорить значительно. Он упомянул о том, что император Наполеон оскорблен требованиями вывода войск из Пруссии, в особенности теперь, когда это требование сделалось всем известно и когда этим оскорблено достоинство Франции. Балашев сказал, что в требовании этом нет ничего оскорбительного, потому что… Мюрат перебил его:
– Так вы считаете зачинщиком не императора Александра? – сказал он неожиданно с добродушно глупой улыбкой.
Балашев сказал, почему он действительно полагал, что начинателем войны был Наполеон.
– Eh, mon cher general, – опять перебил его Мюрат, – je desire de tout mon c?ur que les Empereurs s"arrangent entre eux, et que la guerre commencee malgre moi se termine le plutot possible, [Ах, любезный генерал, я желаю от всей души, чтобы императоры покончили дело между собою и чтобы война, начатая против моей воли, окончилась как можно скорее.] – сказал он тоном разговора слуг, которые желают остаться добрыми приятелями, несмотря на ссору между господами. И он перешел к расспросам о великом князе, о его здоровье и о воспоминаниях весело и забавно проведенного с ним времени в Неаполе. Потом, как будто вдруг вспомнив о своем королевском достоинстве, Мюрат торжественно выпрямился, стал в ту же позу, в которой он стоял на коронации, и, помахивая правой рукой, сказал: – Je ne vous retiens plus, general; je souhaite le succes de vorte mission, [Я вас не задерживаю более, генерал; желаю успеха вашему посольству,] – и, развеваясь красной шитой мантией и перьями и блестя драгоценностями, он пошел к свите, почтительно ожидавшей его.
Балашев поехал дальше, по словам Мюрата предполагая весьма скоро быть представленным самому Наполеону. Но вместо скорой встречи с Наполеоном, часовые пехотного корпуса Даву опять так же задержали его у следующего селения, как и в передовой цепи, и вызванный адъютант командира корпуса проводил его в деревню к маршалу Даву.