Open
Close

Жизнь в глухом монастыре, куда редко доезжают туристы и паломники. Долгая дорога в пустынь

Монашество и монастырская жизнь имеют глубокие традиции в нашей стране. Действующие православные монастыри России – не просто религиозные учреждения, но и памятники истории и культуры, имеющие, зачастую, многовековую историю. Монастырем считается религиозная община, где монахи живут по единому уставу, ведут общее хозяйство. Монастырю принадлежит комплекс хозяйственных и религиозных построек.

Виды православных монастырей

В современной Православной церкви существует несколько видов мужских обителей:

  • Лавра – название самых крупных и значительных монастырей . Слово переводится с греческого как «улица» или «многолюдный монастырь». Его впервые употребили по отношению к монастырям Ближнего Востока, которые обносили оборонительными стенами для защиты от набегов. Лавры подчинялись патриарху или, в соответствующую эпоху, синоду. Во главе таких монастырей стояли влиятельные архиереи, а настоятелем Троице-Сергиевой лавры является патриарх. Но реальное управление их жизнью осуществляют наместники.
  • Скит – название небольшого монастыря, находящегося в стороне от крупных городов. Скитом называли жилище монаха-отшельника и монастырь, находящийся в подчинении у более крупного. Подчиненные скиты имеют Валаамский и Соловецкий монастыри. Монахи скита обычно несут более строгие обеты по сравнению с основным монастырем.
  • Пустынь – монашеский скит, выведенный в незаселенные земли. Со временем пустынь могла вырасти до крупного монастыря, но сохранить это слово в своем названии.
  • Подворье – монашеская община, расположенная вне своего монастыря. Обычно подворья располагаются в городах и находятся в подчинении архиерея своего монастыря. В городах подворья отвечают за сбор пожертвований и прием паломников. В сельских районах могут создаваться для сельскохозяйственной работы. Некоторые подворья становятся крупными монастырями. Крупный монастырь, подобный Троице-Сергиевой лавре, может иметь несколько подворий.

Распространение монастырской жизни в стране связано с развитием христианства. Исторически более глубокие традиции оно имело в землях, которые входили в состав Киевской Руси и русских княжеств: Новгородского, Владимирского, Нижегородского, Рязанского.

С расширением России на восток местные народы приобщались к Православию, а переселенцы несли веру с собой. На новых местах основывались церкви и монастыри, но по количеству они уступают регионам Европейской России.

Больше всего действующих монастырей севера России расположено в Архангельской области – восемь. Среди них крупнейший Соловецкий монастырь. Основанный в 1535 году Коряжемский Николаевский монастырь не действует. Но его храмы возвращены церкви, и в них регулярно проводят богослужения.

Количество действующих монастырей в европейской части России:

  • Брянская область – 8;
  • Владимирская – 32;
  • Волгоградская – 4;
  • Вологодская – 4;
  • Липецкая – 3;

В Вологодской области были глубокие традиции монастырской жизни. До 1917 года там существовало 134 монастыря, из которых сегодня действует только четыре (три мужских и один женский). В Ленинградской области действует ряд монастырей. В районах области и Санкт-Петербурге действуют подворья более крупных обителей, таких как Соловецкая и Валаамская. В Санкт-Петербурге расположен один важнейших монастырей страны – Александро-Невская лавра.

На территории столицы России в ведении Московской городской епархии находится восемь мужских и семь женских монастырей, имеющих историю в несколько столетий, а также семь монастырских подворий. На территории Москвы расположен относящийся к областной епархии Новодевичий монастырь – одна из крупнейших женских обителей страны. Всего к Московской областной епархии относится двадцать пять монастырей.

Среди обителей на территории России только две имеют статус лавры – Александро-Невская в Санкт Петербурге и Троице-Сергиевская в городе Сергиев Посад.

Ряд монастырей, находящихся в ведении Русской православной церкви, расположены в других государствах. Так, на территории Израиля расположены Гефсиманский и Елеонский женские монастыри. Они были основаны видным церковным деятелем Антонином (Капустиным) в XIX столетии. Горненский женский монастырь, также основанный Антонином, сейчас находится в ведении Русской духовной миссии, подотчетной Московской патриархии.

В пригороде Мюнхена расположен православный мужской монастырь Иова Почаевского. Он находится под юрисдикцией Русской православной церкви заграницей. Ставропигиальным монастырем Русской православной церкви является Пюхтицкий женский монастырь на территории Эстонии. Несколько монастырей РПЦЗ расположены на территории США.

Один из самых молодых монастырей нашей страны расположен дальше всех на востоке. Свято-Пантелеймонов мужской монастырь основан в Петропавловске-Камчатском на берегу отдаленной Авачинской бухты.

Первые монахи будущей обители с благословения митрополита образовали общину в 2000 году и начали жить в частном доме. Через два года они получили от властей территорию для будущего монастыря, где прежде располагалась часовня. 7 января 2007-го вышел указ Синода о создании нового монастыря на Камчатке.

Согласно летописным источникам, самым старым монастырем России считается Муромский Спасо-Преображенский монастырь. Традиционно его основателем считается князь Глеб Владимирович, один из сыновей крестителя Руси Владимира. Князь, причисленный позднее к лику святых, был убит в 1015 году, следовательно, основание монастыря надо относить к рубежу X-XI веков.

Но первое упоминание монастыря в летописи относят к 1096 году (6604-му у летописца). В этом году князь Изяслав, сын Владимира Мономаха, недалеко от Мурома погиб в битве со своим племянником Олегом «Гориславичем». Погибший князь был похоронен в этом монастыре. В следующий раз монастырь упоминается как место погребения муромского князя Юрия в 1175 году.

Настоящий расцвет его был связан с эпохой Московского царства. Сначала Иван Грозный распорядился построить его главный собор и даровал монастырю земельные владения. В XVII веке монастырь отметился своим сопротивлением церковным реформам Никона. Его настоятель Антоний выступал с воззваниями против исправления церковных книг, но в итоге был смещен и сослан в другой монастырь на .

Современный архитектурный облик обители сформировался в XVI-XIX веках. Возведение Спасского собора в монастыре относят к эпохе Ивана IV. Западная пристройка и новая растеска окон и дверей появились у храма в XIX веке.

Во время Гражданской войны в 1918 году в Муроме прошло белогвардейское восстание. После его подавления советское руководство закрыло храм под предлогом соучастия его настоятеля в подготовке мятежа. Монастырь продолжил действовать как приходская церковь до занятия его территории частями НКВД в 1929 году. В последующие шестьдесят лет в зданиях Спасо-Преображенского монастыря располагалась войсковая часть.

В 1990 году общественность города написала письмо с призывом вернуть здание монастыря церкви. Идею поддержал академик Дмитрий Лихачев. Через пять лет Спасо-Преображенский монастырь восстановили, а войсковая часть покинула его помещение.

Под руководством архимандрита Кирилла велись работы по возрождению обители и монашеской жизни. В 2004 году для восстановления помещений монастыря образовали специальный попечительский совет. Деньги на восстановление перечисляли крупные российские корпорации. В 2006 году в монастыре состоялось знаменательное и необычное событие – патриарх освятил меч, который был преподнесен в подарок Президенту.

История монашества имеет в России тысячелетнюю историю. Первые монастыри появились на территории Руси вскоре после Крещения. Летописи, повествуя о событиях XI столетия, упоминают действующие обители. Монастырское движение продолжает развиваться и в последующие века.

После революции большинство монастырей были упразднены. Где-то продолжили действовать церкви, где-то территория была изъята для других нужд. С начала 1990-х годов начинается процесс возвращения церкви территорий обителей. И в их стенах снова возрождаются действующие православные монастыри России. Их число уступает количеству до 1917 года. Большинство действующих монастырей имеют свою историю, уходящую во времена Московского государства или Российской империи.

В этой статье мы хотим рассказать о монастырях России. Они обладают своей историей, о которой крайне интересно узнать.

Монастыри в России — это не только то место, куда уходят люди, желающие отречься от мирских забот и разобраться в себе. Монастыри — это также исторические памятники, в которых живёт душа России. Если вы хотите проникнуться этой душой, то самое время посетить какой-либо монастырь.

Сколько монастырей существует в России?

В дореволюционный период монастырей насчитывалось 1025 — это по состоянию на 1914 год. Во времена СССР , конечно же, их стало намного меньше — всего около 16.

ВАЖНО: При подсчёте учитываются не просто строения, а функционирующие по прямому назначению монастыри.

После 1991 года количество снова начинает увеличиваться. По состоянию на 2013 год действующих монастырей было насчитано около 700.

Что до сегодняшнего дня , то количество достигло приблизительно 1000. Дело в том, что в каждой российской области находится приблизительно от одного до двадцати монастырей.

Монастырь Нилова пустынь, запечатлённый ещё в 1910 году Проскудиным-Горским

Карта монастырей России

Конечно же, при желании ознакомиться с подобным религиозно-культурным наследием, удобнее всего провести обзор карты . И найти её довольно просто — карта монастырей России

Самые красивые монастыри в России

Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь считается старейшим из женских монастырей. Расположенный у Москвы-реки, он даже существенно не изменился с момента своего основания в 1524 году. Это поспособствовало тому, что монастырь был учтён ЮНЕСКО как уникальный образец стиля барокко, а также получил звание «достояния всего человечества».


Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь ночью

Строение имеет пять глав, хотя изначально, как утверждают историки, их было девять. Все не сохранились, зато фрески дошли до нашего времени.

ВАЖНО: Если вы хотите увидеть одну из самых больших колоколен, то стоит отправиться именно сюда. Колокольня этого монастыря достигает 72 метров!

Конец 17 века отпечатался на данном архитектурном ансамбле интересными башнями с ажурными завершениями . И, что уникально, за всё время своего существования монастырь ни разу не перестраивался. Наоборот, все составляющие сохранялись в изначальном виде.

Рядом находятся живописнейшие Новодевичьи пруды , берег которых обозначен изящной аллеей. Аллея, в свою очередь, приведёт путешественника к мосту, а затем к северу.


Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в Московской области уникален тем, что по сути является копией храма Гроба Господня, который располагается в Иерусалиме. Стены уже поражают — они составляют 3 метра в толщину и 9 — в высоту. Периметр же составляет более километра, то есть прогулка обещает быть долгой.


Воскресенский Новоиерусалимский монастырь в туманную погоду

ВАЖНО: Так как территория немаленькая, стоит заказать экскурсию. Длится она в среднем два часа, за время которых экскурсовод обязательно ответит на все вопросы

Отдельного внимания заслуживают башни , которые сперва кажутся идентичными, но на самом деле каждая из них уникальна. При внимательном осмотре в этих постройках можно найти всё больше и больше неповторимого.
Ворота также примечательны . У каждого из трёх ворот своё название и своё предназначение.


Внутри находится красивая церковь Константина и Елены . Она является подземной в 6 метров глубиной, что само по себе очень интересно. Надгробие рядом — память о благотворительнице, которая сделала многое для монастыря.


Церковь Константина и Елены при монастыре

Если присмотреться, то станет заметно, что стены украшены красивейшими изразцами — специальной плиткой, применяющейся для подобного рода отделки.


История же создания Воскресенского собора, находящегося на территории монастыря, красиво изложена в виде резной летописи . И если прочитать только первые буквы, можно узреть имя Никанорис — так звали архимандрида, который работал над летописью.


Летопись архимандрида Никанориса о строительстве монастыря

Внутри монастырь так же красив, как и снаружи. И даже в мелочах он повторяет иерусалимский — к примеру, аркадами. Если поднять голову, можно увидеть, как шатёр возвышается на целых 18 метров. Повсюду находятся красивейшие фрески , которые иллюстрируют историю Иисуса Христа.


Живописное убранство Воскресенского Новоиерусалимского монастыря

Свято-Троицкая Сергиева лавра находится в Сергиев-Посаде . Она являлась испокон веков своеобразным образовательным и издательским центром, что отразилось на её величественности.


Монастырь Свято-Троицкая Сергиева лавра

ВАЖНО: Монастырь состоит из огромного количества сооружений, на осмотр которых у внимательного туриста уйдёт масса времени. Всего строений около 50. Поэтому нужно выбираться на экскурсию пораньше.

ЮНЕСКО озаботилась сохранностью данного религиозно-исторического памятника. Попасть в него можно через разные ворота, но лучше всего через Святые. Над ними располагается церковь 17 века.


На территории этого монастыря располагается колокольня, признанная самой красивой на Руси . Построенная ещё в 18 веке, она не перестаёт радовать окружающих.

Храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов признан уникальным творением архитектуры , ведь для 15 века подобные строения были нехарактерны.

О строениях при монастыре можно рассказывать бесконечно, но отдельно стоит

Храм во имя Сошествия Святого Духа на апостолов при монастыре

упомянуть также о Храме преподобного Сергия с Трапезной палатой . Возводился храм ещё в 17 веке, и на то время значительно выделялся своими размерами и торжественностью. В нём организовывались трапезы по праздникам, а также торжественные приёмы.


Храм преподобного Сергия с Трапезной палатой при монастыре

Кирилло-Белозерский монастырь располагается на живописном берегу Сиверского озера в Вологодской области. Считается не только крупнейшим, но богатейшим монастырём России.


Кирилло-Белозе́рский монастырь туманным утром

ВАЖНО: Что касается храмов, то действующими на сегодняшний день считаются лишь Кирилловский круглогодично и Сергиевский в летнее время. Паломникам в большом количестве размещаться пока негде.

Обязательно нужно взглянуть на Успенский собор . Он не зря заслужил звание выдающегося строительного памятника Руси — являясь одной из первых построек из камня, этот собор послужил хорошим примером монументального строительства.


Если же хочется полюбоваться примером деревянной архитектуры, стоит посетить Церковь Ризоположения . Она является старейшим примером строения из дерева. В сочетании с живописной природой церковь смотрится отлично.


Церковь Ризоположения при монастыре

Также всем приезжим запоминается Церковь Преображения Господня с водяными вратами . Это архитектурное творение было с восторгом отмечено Челищевым в его записях о путешествии по российскому северу.

Церковь Преображения Господня с водяными вратами при монастыре

Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь , расположенный неподалёку от Перми , потрясающ как летом, так и зимой. Известен также под названием Уральский Афон за строгость нравов. Но поражает и строгая красота, отреставрированная в 2010 году.


Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь в летнее время
Белогорский Свято-Николаевский православно-миссионерский мужской монастырь в зимнее время

Привлекает уже само расположение монастыря — возвышающийся на Белой горе, он приковывает взгляды. Несмотря на то, что в Перми были и другие монастыри, именно этот запомнился больше всего.

Обязательно следует посетить располагающийся на его территории Крестовоздвиженский собор . Он очень напоминает киевский Владимирский собор — тот же византийский стиль.


Самые древние монастыри России

Му́ромский Спасо-Преображенский монастырь основан, как считается, не позднее 1015 года князем Глебом Владимировичем. По мнению некоторых исследователей, именно он является самым старым монастырём России.


Му́ромский Спа́со-Преображе́нский монасты́рь

Упоминание об этом строении можно найти во всемирно известной «Повести временных лет» — под его стенами якобы погиб князь Изяслав Владимирович.

В течение довольно долгого времени монастырь являлся оборонительным рубежом Мурома . В связи с этим случались и разорения, и перестройки.
Постепенно монастырь обзаводился и хозяйственными постройками, и колокольней, и училищем. А настоятельный корпус являлся первой постройкой из камня во всём городе.

ВАЖНО: Несмотря на огромную историю, в настоящий момент монастырь отлично ухожен. Он занимает достаточно большую территорию, на которой особенно выделяется Спасо-Преображенский собор, воздвигнутый в 16 веке — рекомендуется обратить на него внимание при посещении монастыря.


Спасо-Преображенский собор при монастыре

Клумбы с множеством цветов, пруд, небольшой зоопарк — этим монастырь может похвастаться наряду с древней историей.


Никитский монастырь, называемый также Переяславль-Залесским, располагается неподалёку от парка Плещеево озеро . Решил создать церкви на этом озере сын князя Владимира Святославовича Борис вместе с епископом Иларионом. Так они хотели утвердить христианство. Предполагается, что одна из построенных в то время церквей и стала основой для монастыря.


Второе своё название монастырь получил в честь святого Никиты Столпника. Хотя некоторые исследователи сомневаются по поводу сроков жизни Столпника.

Особое внимание следует обратить на Трапезную палату . Бытует мнение, что в ней останавливался Пётр Первый. И пусть позднее здание перестраивалось, оно всё равно достаточно интересно. Особенно это касается оконных наличников.


Свято-Юрьев монастырь находится неподалёку от Великого Новгорода. Как гласит предание, основан ещё в 1030 году Ярославом Мудрым. Так как он в крещении имел имя Георгий, в честь него и решили назвать монастырь, ведь Георгий ранее звучало как «Юрий». Уже в 12 веке об этом строении заговорили в летописях.


Свято-Юрьев монастырь

Изначально здание было построено из дерева. Однако в 12 веке Мстислав Великий приказал воздвигнуть храм из камня, что и поспешил исполнить зодчий Пётр — так появился Георгиевский собор . В последние годы на территории собора проводились археологические исследования, благодаря которым были найдены интереснейшие фрески .



На сегодняшний день служение совершается не только в Георгиевском соборе, но и в Спасском, Крестовоздвиженском, в церкви иконы Божией Матери Неопалимая Купин а.

Борисоглебский монастырь является самым древним из находящихся не только в Тверской области, но и в России в целом . И хоть более-менее он появился в летописях в 17 веке, датой основания принято считать 1038 год. Именно тогда бывший конюший князя Владимира Первого боярин Ефрем решил удалиться от мирской суеты, выстроив монастырь и назвав его в честь убиенных Бориса и Глеба.


Монастырь не раз подвергался разрушению то от пожара, то от набегов. Но раз за разом он с успехом возрождался. К примеру, так случилось с Введенской церковью , которую ранее сожгли поляки.

Авраамиев Богоявленский монастырь является древнейшим в Ростове . Раньше, как и многие строения подобного типа, предназначался и в качестве крепости, но со временем крепостные стены исчезли. Согласно преданию «Житие Авраамия Ростовского», этот монастырь воздвигнулся вместо каменного языческого божества Велеса.


Авраа́миев Богоявле́нский монасты́рь.

Произошло это, согласно одной версии, в 1261 году. Однако некоторые исследователи склонны датировать воздвижение монастыря более поздними сроками

Как бы там ни было, но жезл Авраамия, которым тот сокрушил Велеса, долго хранился в стенах монастыря, пока Иоанн Грозный не забрал его перед знаменитым походом на Казань.

ВАЖНО: Если вы хотите воочию увидеть один из ранних памятников обетного строительства, посетите Богоявленский собор на территории монастыря. Он был воздвигнут как раз после взятия Казани.


Чуть позднее появились и другие церкви — Никольская и Введенская. С тех древних времён вплоть до 2004 года монастырь считался мужским, однако теперь он пребывает в статусе женского.

Самые известные монастыри в России

Соловецкий мужской монастырь был воздвигнут в 15 веке преподобными Германом и Зосимой. Как гласит предание, Зосиме было суждено лицезреть видение, которое и послужило толчком для возведения необычайно красивого монастыря. Построен он был из дерева, включал трапезную, придел, церковь.


С тех пор обитель имела полное право владеть островами, на которых расположилась — это было подтверждено архиепископом Новгородским, а затем и остальными государями. Историки отметили интересный факт: многие города 16 века не были обозначены на картах, однако Соловецкий монастырь присутствовал на них обязательно.

С 16 века начали вестись строительные работы с применением камня. По окончании строительства монастырь получает статус крепости , являясь охранным пунктом на северо-западе государства.

Монастырь отметился в истории и во время Крымской войны , когда выдержал бомбардировку английскими пушечными фрегатами.

На сегодняшний день при монастыре сохранены храмы и постройки тех времён, которые соединены с помощью крытых переходов . С точки зрения архитектуры, монастырь достаточно своеобразен благодаря таким переходам и угловым главам.

Известен монастырь и своими тюремными камерами , в которых отбывали заключение как политические, так и церковные узники.


Ипатьевский монастырь — настоящий символ царской Руси, ведь именно в нём в 17 веке был избран Михаил Романов на царство, и в нём же спустя 300 лет династия Романовых прекратила существование. Раскинувшийся на берегу Костромы, этот монастырь не раз переживал упадки и расцветы.

К сожалению, сейчас уже невозможно судить о том, какой именно тогда имели облик эти строения. Современный вид они получили только лишь во времена Екатерины Великой.

Посетители смогут насладиться золоченым иконостасом Троицкого собора, стенописью, а также уникальной библиотекой . В ней особенно выделяется знаменитая Ипатьевская летопись.


Иконостас Троицкого монастыря Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря

— это уникальное сочетание красивейшей природы и уникального архитектурного комплекса. Последний возник в 16-17 веках, окружённый со всех сторон водой, и как нельзя более подходящий для нахождения в уединении.


Спасо-Преображенский Валаамский монастырь

ВАЖНО: Рекомендуется посетить в первую очередь каменную часовню, Спасо-Преображенский собор. Часовня Благовещения, к слову, является одним из наиболее старых островных строений. А часовню во имя иконы Знамения Богоматери решили установить в честь посещения монастыря Александром Вторым.


На долю этого уникального комплекса выпала масса испытаний, но теперь он восстанавливается. К примеру, из 13 скитов восстановлено уже 10 .

Музей, резиденция патриарха, мастерская для иконописи — вот чем ещё знаменит сейчас монастырь . Поток паломников настолько велик, что с мая по ноябрь стены монастыря ведут активный приём приезжих.

Горицкий монастырь является самым знаменитым из имеющих отношение к переяславским. Те сооружения, которые сохранились, имеют отношение к 17-19 векам.


Отдельного внимания заслуживает главный собор Успения Богородицы . Его иконостас из множества ярусов создавался ещё в 18 веке, но дошёл и до наших дней.


Изначально монастырь задумывался как мужской, однако в 1667 году было решено его сделать женским. В настоящее время он продолжает оставаться под женским уходом.

Монастырь встречает посетителей достаточно интересными Проездными воротами , возникшими в 17 веке. Контраст между чистыми стенами и декору ворот привлекает внимание.


ВАЖНО: Обязательно стоит посетить Палату привратника — она имеет два богато убранных фасада, которые ничем не уступают убранству княжеских жилищ тех времён.

Главные монастыри в России, список

Предлагаем список основных монастырей, составленный по алфавиту:

  1. Адрианов Пошехонский монастырь — Ярославская обл. Пошехонский р-н, д. Андрианова слобода
  2. Александро-Афонская Зеленчукская мужская пустынь — Карачаево-Черкесская респ., Зеленчукский р-н, пос. Нижний Архыз
  3. Александро-Невский женский монастырь — Московская обл., Талдомский р-н, д. Маклаково
  4. Алексеевская Пустынь Переславского Феодоровского монастыря -Ярославская обл., Переславский р-н, д. Новоалексеевка
  5. Амвросиев Николаевский Дудин мужской монастырь — Нижегородская обл., Богородский р-н, д. Подъяблонное
  6. Андреевская пустынь Соловецкого монастыря — Архангельская обл., Приморский р-н, Соловецкие острова
  7. Артемиев-Веркольский мужской монастырь — Архангельская обл., Пинежский р-н, пос. Новый Путь
  8. Благовещенский женский монастырь — г. Астрахань, сев.-зап. угол ул. Советская и ул. Калинина
  9. Благовещенский Ионо-Яшезерский мужской монастырь (Яшеозерская пустынь) — Республика Карелия, Прионежский р-н, ур. Яшезерский монастырь
  10. Благовещенский Красноярский женский монастырь — г. Красноярск, ул. Ленина, 13-15
  11. Благовещенский монастырь в Дунилово — Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Дунилово
  12. Боголюбская мужская киновия Троице-Сергиевой лавры -Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Новоогородная, 40А
  13. Богородице-Милостивский Кадомский женский монастырь — Рязанская обл., Кадомский р-н, г. Кадом
  14. Богоявленский женский монастырь — Алтайский край, г. Камень-на-Оби, ул. Декабристов, 19
  15. Борисоглебская пустынь в Воскресенском — Ярославская обл., Переславский р-н, с. Новоселье
  16. Брусенский женский монастырь — Московская обл., г. Коломна, Советский пер., 3
  17. Важеозерский мужской монастырь (Задне-Никифоровская пустынь) — респ. Карелия, Олонецкий р-н, пос. Интерпоселок
  18. Валаамский монастырь Республика Карелия — Сортавальский р-н, о. Валаам
  19. Валдайский Иверский Святоозерский мужской монастырь — Новгородская обл., Валдайский р-н, г. Валдай, остров, Иверский монастырь
  20. Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь -Новгородская обл., Новгородский р-н, д. Хутынь
  21. Варсонофиевский Покровско-Селищенский женский монастырь — респ. Мордовия, Зубово-Полянский р-н, с. Покровские Селищи
  22. Введено-Оятский женский монастырь — Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, д. Оять
  23. Верхне-Чусовская Казанская Трифонова женская пустынь Пермский край, Чусовской р-н, д. Красная Горка
  24. Владимирский скит Валаамского монастыря — Республика Карелия, Сортавальский р-н, о. Валаам
  25. Владычный женский монастырь — Московская обл., г. Серпухов, ул. Октябрьская, 40
  26. Воронцовский Благовещенский монастырь — Тверская обл., Торопецкий р-н, д. Воронцово
  27. Воскресенский Новодевичий монастырь — Санкт-Петербург, Московский пр., 100
  28. Воскресенский скит Павло-Обнорского монастыря — Вологодская обл., Грязовецкий р-н, д. Юношеское
  29. Всехсвятский Шуйский единоверческий женский монастырь — Ивановская обл., г. Шуя, (угол ул. Советская и ул. 1-я Металлистов)
  30. Высокопетровский мужской монастырь — Москва, ул. Петровка, 28
  31. Гермогенова мужская пустынь — Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, ур. Гермогенова Пустынь (2 км С д. Алферьево)
  32. Гефсиманский мужской скит Троице-Сергиевой лавры — Московская обл., г. Сергиев Посад, ул. Весенняя
  33. Гледенский Троицкий монастырь — Вологодская обл., Великоустюгский р-н, д. Морозовицы
  34. Голгофо-Распятский скит — Архангельская обл., Приморский р-н, Соловецкие острова, о. Анзер, Голгофо-Распятский скит
  35. Десятинный Рождественский женский монастырь — г. Великий Новгород, Десятинная ул.
  36. -Воронежская обл., Лискинский р-н, хут. Дивногорье
  37. Дмитриевский Дорогобужский женский монастырь — Смоленская обл., Дорогобужский р-н, г. Дорогобуж, ул. Интернациональная, 16
  38. Екатерининский женский монастырь — г. Тверь, ул. Кропоткина, 19/2
  39. Елизаветинская женская община — Тверская обл., Зубцовский р-н, ур. Елизаветино (1 км на СЗ от д. Старые Горки)
  40. Женский скит Иконы Божией Матери Иерусалимская — Калужская обл., Людиновский р-н, ур. Манинский Хутор (3 км СВ д. Кретовка)
  41. Задонский Богородице-Тихоновский Тюнинский женский монастырь -Липецкая обл., Задонский р-н, с. Тюнино
  42. Заиконоспасский мужской монастырь — Москва, ул. Никольская, 7-9
  43. Заоникиевская Богородице-Владимирская мужская пустынь — Вологодская обл., Вологодский р-н, д. Лучниково
  44. Золотниковская Успенская пустынь — Ивановская обл., Тейковский р-н, с. Золотниковская Пустынь
  45. Ивановский Владимирский монастырь- г. Иваново, ул. Лежневская, 120
  46. Иверский Выксунский женский монастырь — Нижегородская обл., г. Выкса, ул. Краснофлотская, 58
  47. Иконы Божией Матери Отрада или Утешение, женская община — Московская обл., Домодедовский р-н, с. Добрыниха
  48. Иннокентьевский мужской скит — г. Иркутск, ул. Академика Образцова, 1
  49. Иоанно-Богословский монастырь — Рязанская обл., Рыбновский р-н, с. Пощупово
  50. Иоанно-Кронштадтский женский монастырь — Алтайский край, Первомайский р-н, с. Кислуха
  51. Иоанно-Предтеченский женский монастырь — Московская обл., Раменский р-н, с. Денежниково
  52. Иоанно-Предтеченский монастырь — Республика Татарстан, г. Казань, ул. Баумана, 2
  53. Киновия Троицкой Александро-Невской лавры — Санкт-Петербург, Октябрьская наб., 16-20
  54. Красногорский Богородицкий монастырь — Архангельская обл., Пинежский р-н, п. Красная Горка
  55. Красносельский Иоанно-Предтеченский монастырь — Пермский край, г. Соликамск, ул. Привокзальная, 35
  56. Краснохолмский Николаевский Антониев монастырь — Тверская обл., Краснохолмский р-н, д. Слобода
  57. Красноярский Знаменский скит — Красноярский край, г. Дивногорск, ул. Набережная
  58. Крестовоздвиженский монастырь — Нижний Новгород, Окский съезд, д. 2а
  59. Крестовоздвиженский скит — Пермский край, Нытвенский р-н, с. Говырино
  60. Михайло-Архангельский Усть-Вымский мужской монастырь — Республика Коми, Усть-Вымский р-н, с. Усть-Вымь, ул. Заручейная, д. 36
  61. Михайло-Афонский монастырь (Михайло-Афонская Закубанская пустынь) — Респ. Адыгея, Майкопский р-н, пос. Победа
  62. Монастырь «Труд и молитва» — Тверская обл., Рамешковский р-н, д. Волково
  63. Монастырь Гавриила Архангела в Благовещенске — Амурская обл., г. Благовещенск, ул. Горького, 133
  64. Монастырь Елисаветы Феодоровны Преподобномученицы — г. Калининград, ул. Полецкого, 8
  65. Монастырь Иконы Божией Матери Всецарица — Краснодар, ул. Димитрова, 148
  66. Монашеская женская община Иконы Божией Матери Аз есмь с вами и никтоже на вы — Калужская обл., Мещовский р-н, с. Серебряно
  67. Никитский монастырь — Ярославская обл., Переславский р-н, с. Никитская слобода, ул. Запрудная, д. 20
  68. Николо-Моденский монастырь — Вологодская обл., Устюженский р-н, с. Модно
  69. Николо-Столпенская Пустынь (Николо-Столбенская Пустынь) — Тверская обл., Вышневолоцкий р-н, с. Белый Омут
  70. Николо-Черноостровский монастырь — Калужская обл., г. Малоярославец, ул. Кутузова, 2
  71. Николо-Шартомский монастырь во Введенье — Ивановская обл., Шуйский р-н, с. Введенье
  72. Никольский Тихонов монастырь — Ивановская обл., Лухский р-н, с. Тимирязево
  73. Нило-Сорская пустынь — Вологодская обл., Кирилловский р-н, м. Пустынь
  74. Новодевичий женский монастырь — Москва, Новодевичий пр., 1
  75. Ольгин монастырь в Волговерховье — Тверская обл., Осташковский р-н, с. Волговерховье
  76. Парфеновский Богородицкий монастырь в Парфеново — Вологодская обл., Череповецкий р-н, д. Парфеново
  77. Перынский скит — г. Новгород
  78. Псковский Иоанно-Предтеченский монастырь (Ивановский монастырь с Завеличья) — г. Псков
  79. Пустынь Параклита — Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, пос. Смена
  80. Свято-Вознесенский скит Соловецкого монастыря, на Секирной горе — Архангельская обл., Приморский р-н., Соловецкие острова
  81. Свято-Духова Алатырская пустынь — Чувашская респ., г. Алатырь, мкрн. Стрелка, ур. Дубовая роща
  82. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра — Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, 1; пл. Александра Невского
  83. Скит Андрея Первозванного на Агафоновом Лугу — Ленинградская обл., Всеволожский р-н, Колтушская вол., вблизи д. Коркино, массив Генетика на Агафоновом лугу
  84. Скит Всех Святых Иосифо-Волоколамского монастыря — Московская обл., Волоколамский р-н, с. Теряево
  85. Скит Трифона Вятского в Пыскоре (Пыскорский Спасо-Преображенский мужской монастырь) — Пермский край, Усольский р-н, с. Пыскор
  86. Солотчинский монастырь — Рязанская обл., Рязанский р-н, пос. Солотча
  87. Софрониева пустынь — Нижегородская обл., Арзамаский р-н, Софрониева Пустынь
  88. Спасо-Каменный монастырь — Вологодская обл., Усть-Кубинский р-н, о. Каменный
  89. Спасо-Кукоцкий монастырь — Ивановская обл., Гаврилово-Посадский р-н, с. Сербилово
  90. Спасо-Преображенский Мирожский монастырь — г. Псков, Мирожская наб., 2
  91. Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь Архангельская обл., Приморский р-н., Соловецкие острова
  92. Спасо-Преображенский Усть-Медведецкий монастырь — Волгоградская обл., г. Серафимович
  93. Троице-Одигитриевская Зосимова женская пустынь (Троице-Одигитриевский Зосимов женский монастырь; Зосимова пустынь) Московская обл., Наро-Фоминский р-н, пос. Зосимова Пустынь
  94. Троице-Сергиева лавра — Московская обл., г. Сергиев Посад, Троице-Сергиева лавра
  95. Троицкий Антониев Сийский монастырь — Архангельская обл., Холмогорский р-н, с. Монастырь
  96. Успенская Рдейская пустынь — Новгородская обл., Холмский р-н, ур. Рдейская пустынь
  97. Успенский Псково-Печерский монастырь — Псковская обл., Печорский р-н, г. Печоры, ул. Международная, 5
  98. Ферапонтов-Белозерский Богородице-Рождественский монастырь — Вологодская обл., Кирилловский р-н, с. Ферапонтово
  99. Флорищева мужская пустынь (Успенский мужской монастырь) -Нижегородская обл., Володарский р-н, пос. Фролищи
  100. Христорождественский Иверский женский монастырь — Кировская обл., г. Вятские Поляны, ул. Ленина, 212А
  101. Шестаковская Воскресенская община — Ярославская обл., Некоузский р-н, с. Шелдомеж
  102. Югская Дорофеева пустынь — Ярославская обл., ур. Югская пустынь (зона затопления Рыбинского вдхр.)
  103. Юрьев мужской монастырь — г. Великий Новгород, с. Юрьево
  104. Яранский Пророчицкий мужской монастырь — Кировская обл., Яранский р-н, м. Опытное Поле

Дивногорский Успенский мужской монастырь

Буддийские монастыри в России, список

Предлагаем вашему вниманию перечень действующих на российской территории буддийских монастырей:

  1. Агинский дацан — Забайкальский край, с. Амитхаша
  2. Аларский дацан — посёлок Кутулик Аларского района Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области
  3. Анинский дацан — Бурятия, 5 км от села Алан, Хоринский район
  4. Атаган-Дырестуйский дацан — Бурятия, Дырестуй
  5. Ацагатский дацан — Бурятия, Заиграевский район, село Нарын-Ацагат
  6. Буддавихара — поселок Горелово, недалеко от Санкт-Петербурга
  7. Гусиноозёрский (Тамчинский) дацан — Бурятия, село Гусиное озеро
  8. «Дацан Гунзэчойнэй» — Санкт-Петербург, Приморский проспект, 91 (станция метро «Старая Деревня»)
  9. Загустайский дацан «Дэчи́н Рабжили́нг» — в 6 км к югу от улуса Тохой Селенгинского района Бурятии и в 4 км к северо-востоку от окраины города Гусиноозёрска, на Кяхтинском тракте
  10. «Золотая обитель Будды Шакьяму́ни» — в центре Элисты на ул. Юрия Клыкова
  11. Кижингинский дацан «Дэчен Даши Лхумболинг» — Кижингинский район Бурятии
  12. Сартул-Гэгэтуйский дацан — юг Бурятии в улусе Гэгэтуй Джидинского района
  13. Сякюсн-Сюме — окраина Элисты в 6 километрах от города к северу от посёлка Аршан
  14. Тантрический монастырь Владыки Зонкавы — Городовиковск, Калмыкия
  15. Ульдючинский хурул — посёлок Ульдючины, Приютненский район, Калмыкия
  16. Устуу-Хурээ — урочище Чайлаг-Алаак на правом берегу реки Чадан
  17. Хойморский дацан «Бодхидхарма» — Аршан Тункинского района Бурятии
  18. Хошеутовский хурул — с. Речное Харабалинского района Астраханской области
  19. Храм Великой Победы (Большой Царын) — посёлок Большой Царын Октябрьского района Калмыкии
  20. Цээжэ-Бургалтайский дацан — улус Усть-Бургалтай Закаменского района Бурятии
  21. Чёёря-хурул — посёлок Ики-Чонос Целинного района Калмыкии
  22. Читинский дацан — Забайкальский край, Чита
  23. Шад Тчуп Линг гора Качканар в Свердловской области

Санкт-Петербургский буддийский-монастырь «Дацан Гунзэчойнэй»

Старообрядческие монастыри в России, список

Множество старообрядческих монастырей было закрыто в разные временные промежутки. Из тех, что остались, можно выделить следующие:

  1. Николо-Улейминский монастырь — с. Улейма Ярославской области
  2. Преображенская старообрядческая община Федосеевского согласия — в Москве возле Преображенского кладбища

Преображенский старообрядческий монастырь Федосеевского согласия

Монастыри России с чудотворными иконами

Новоиерусалимский монастырь , о котором мы уже упоминали ранее, хранит чудотворную икону Божьей Матери «Троеручницы» . Бытует легенда о том, что художник, возвращаясь к своей работе, раз за разом видел пририсованную непонятно кем третью руку к его работе. Полагая, что это чья-то шутка, он стирал руку. И так продолжалось до тех пор, пока во сне ему не явилась Богоматерь, и не сказала, что рука — знак её благословения.


Чудотворная икона Божьей Матери “Троеручицы” при монастыре

Зачатьевский женский монастырь славится иконой Божьей Матери, получившей название «Милостивая» . К ней обращаются в случае проблем с зачатием ребёнка, а также просто для разрешения семейных проблем.

ВАЖНО: Данная икона не оригинальна — она списана с той, которая расположена на острове Кипр.


Икона Божией Матери “Милостивая”, Зачатьевский женский монастырь

Иверская икона Божьей матери из Иверского монастыря входит в число самых ценных икон. Она изготовлена ещё в 11 веке, и была почитаема все века своего существования благодаря множеству чудес.

Если присмотреться, можно увидеть на подбородке Богоматери рану, которая появилась благодаря врагам православия.


Русская земля не зря всегда славилась своими духовными памятниками. Монастыри не только радушно принимали всех, кто стремился уйти от мирской жизни — они ещё и являлись превосходными образцами архитектурного искусства. Вне зависимости от того, что именно вы ожидаете от монастырей, вам стоит их посетить даже в качестве простого туриста.

Предлагаем насладиться с помощью видео красотами российских монастырей:

Видео: Монастыри и храмы России

Видео: Ипатьевский монастырь

Видео: Как живут в монастыре?

Подул ветер, бодростью умыл щеки, пробежался по березовым кудряшкам и они, ласкаясь, зашептали ему что-то, потрепал игриво траву, цветы полевые, защекотали нежные, такие уютные запахи, вспорхнула птица, потом минуту длилось еще ожидание, и опять все затихло, убаюкиваясь жарким дыханием июльского солнца.

Мы остановились и долго-долго, как чудесную музыку, слушали шуршанье листьев и, пожмуриваясь, улыбались друг другу. Три дня мы шли по тайге со скрипучими корягами-елками, скрывавшими свою дряхлость под лишайниками и мхами, не видели ни одной птицы, вязли в болотах, с опаской оглядываясь на темно-коричневую жижу, тыкали в нее посохом, и она злобно бурлила, издавая зловония. А после этих болот от усталости мы валились на первое лежащее дерево и выливали из сапог вонь-водицу, выжимали носки и шли дальше и дальше, по дороге, но наугад, ведь в карте то ее и указано не было. Мрачная тишина обнимала лес и его пленников.

Мы шли по звериным следам: то медвежьим, то лосиным, то еще каким-то неизвестным, но ни звука, ни души живой нам не встречалось, только комары заботливо провожали нас от начала до конца, отставая и присоединяясь, вились и зудели, ничуть не смущаясь противомоскитными мазями. Сама дорога была мягкой, мшистой периной, а под ней вода, идешь словно цапля, высоко поднимаешь ноги, а эта зелень держит их будто, еле вырвешься. Вокруг мрачно и темно среди еловых скелетов, одно утешение – черничники под ногами, но особо не понагибаешься, с рюкзаками то. Так идешь, а далеко-далеко просвет за деревьями, солнышко выглядывает, думаешь на полянке и отдохну, идешь -идешь, еле волочишь мокрые свои ноги, вот и просвет, совсем рядом, дошли, смотрим, а там солнышко в болоте отражается, гнилушки освещает, от уныния такого так бы и остался, а нельзя, надо болото пройти, а там уж и отдохнем: вот так и шли.

Позади три ночевки: две на твердой земле, у быстрых речушек, чтоб умыться и хоть суп сварить, а одна ночевка прямо среди болот, стемнело быстро, в лесу же, а вокруг глубь-трясина, ступить опасно, так и заночевали, где посуше было, тут уж не до супа, и костер то от такой мокроты не развести. И вот несколько километров – и мы на настоящей поляне, среди цветов, деревьев, которые уже повыше, летают насекомые разные, жужжат, жизнь вокруг и хорошо так, что не один ты человек: Чуем мы по свежести, что уже не далеко озеро, все мысли о том, какое оно теперь. Смотрим по карте – “ничего себе”, 27 км в длину, знаем уже, что рыбное, об этом нам еще в поезде говорили, даже удочку подарили. Но это не то все, какое Кожеозеро по сути своей, по замыслу Божьему? Что помнит оно, что сохранилось на нем, что забылось? Какие люди живут? Думаешь так, и все картинки древние мелькают, будто в тумане сказочном, а там чудо-остров, вокруг барашки от волн, ветер носится, и келейка маленькая, мхом утыканная для тепла, и старец с бородой серебряной пред иконой строгой, освещенной лучинкой, Нифонт по постригу: Вдруг стук, голос человеческий, или померещилось, молитву кто-то творит: “Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, помилуй нас”, значит не наваждение, взаправду какой православный забрел, только говор какой-то незнакомый. “Аминь”.

Отворил: и приобрел себе брата и сподвижника. Назвался путник Сергием, а раньше татарином был пленным, самим мурзой Туртасом Гравировичем, как Казань то взяли. Потом крестился, у боярина Плещеева жил и в вере христианской наставлялся. Так это ж не боярские хоромы – остров пустынный, из еды коренья только, даже рыбы решили не вкушать, а из посетителей – зверей ли диких опасность какая принесет, да разве что птицы, а еще демоны смущают. Какая жизнь, а ничего, вытерпел, молил все постричь его, вот Нифонт и постриг, Серапионом назвал.

Серапион Кожеозерский. А потом Нифонт умер, ко Господу отошел. Тогда Серапион отправился в Москву, к самому царю – чтоб монастырь устроить, а как Феодор Иоаннович землю дал, да иноки собрались, стала братия лес расчищать да храмы строить. Воздвигли один в честь Святого Богоявления, другой в честь святителя Николая. Так и окрестили поселение свое Богоявленский Кожеозерский монастырь. Шли годы трудов и молитв, Серапион совсем состарился и побелел, озерный ветер и время изрисовали его лик морщинками-лучиками, собирались ученики. Самый смышленый из них – Авраамий, который и будет потом игуменом, дивно служит в монастырском храме, а потом придет, благодатный такой, после литургии к нему в келейку, возьмет смиренно благословение и все ладошку сухонькую его держит – учителя своего, отпустить боится. Но да каждому свое время, пришло оно и к Серапиону – покинул земные обители Кожеозерский строитель, в Небесные обители приняли преподобного.

А монастырь все рос, ни сколько землями, сколько подвижниками, и не диво ли – жизнь свою в такую глухомань запрятать, а все ведь новые иноки приходят в обитель. Так пришел к преподобному Авраамию дивный монах Никодим. Родился он в селе Иваньково, что под Ростовом.

Как все ребята и со скотом управлялся, и в поле работал, а все же особенный был, видение одно помнил, как будто зовет его кто-то: “Никодим! Никодим!”, а он тогда еще Никитой бегал.

А потом юродивый один, как встретит его, так и обзовет “Хузъюгским пустынником”. А что это и где, кому ведомо? Так и запоминал Никита все это, и как родители то его умерли, поступил в монастырь Чудов. Хороший монастырь, благолепный, только столичный да и богатый для него слишком. Прожил он там 11 лет, а потом на север пошел, в Архангельский край, тут встретилось ему Кожеозеро. Но даже там было ему тесно, просила душа пустыни, чащи лесной, и нашел он такую пустыню на реке Хузъюге в 5 верстах от Кожеозера. Пришел, помолился, келейку поставил и прожил в ней, малюсенькой, 35 лет. Птица ли пролетала, зверь ли не боясь спешил по своим делам через “скит” преподобного, человек ли какой по нужде забрел – все видели Никодима только на молитве. Олени вокруг него собирались, а как станет он молиться, и польются слезы, и ланиты старческие просветятся каким-то теплым светом, то и они неразумные преклонят свои головы и тихо стоят так, будто молятся или думают о чем-то важном-важном.

Потом люди узнали, что лечит Никодим болезни: только попросит у Бога и поправится человек, хоть всю жизнь мучался и никакие травки не помогали.

Но и его не долго на земле славили люди – в назначенный срок сверкая ангельскими одеждами пришли к Никодиму два светоносных мужа: святитель Московский Алексий и преподобный Дионисий Радонежский – взяли его под руки и отвели ко Господу:

Но не больше двух веков блистала Кожеозерская обитель, где даже патриарх Никон пребывал некоторое время игуменом (а он превратил Кожеостров в полуостров, соединив с берегом земляной дамбой). Вскоре различные неустройства и особенно пожары привели монастырь в запустение. В 1758 году обитель приписали к Спасо-Преображенскому монастырю, а по учереждении штатов в 1764 вовсе упразднили в простой приход, да и тот потом приписали к прилуцкому приходу. Казалось, пропал монастырь, но нет, в середине XIX века его вновь возобновили по приказу Святейшего Синода, и целью его возобновления была борьба с расколом, таким свободным на севере. Так Кожеозерская обитель стала оплотом православия в Онежском, Пудожском и Каргопольском уездах.

А вот после революции, так же, как и другие обители, Кожеозерский монастырь перенес много испытаний и прославился мучениками. В 1918 в монастырь вошли красные. Игумена Арсения и часть братии большевики убили, заколов штыками. Но прошло несколько дней – и вдруг раздались орудийные залпы с берега, это части белой армии стали отбивать монастырь. Доныне видны в храмах и строениях монастырских пробоины той беспутной войны. Красноармейцев всех расстреляли, а остатки братии ушли с белой армией за границу.

Потом на месте монастыря была коммуна, и славно жила она здесь, пока не проела все монастырские запасы. Затем разместился тут поселок ссыльных – Кожпоселок, все так же и обозначенный на карте, но уже как “(нежил)”. В одном из дорожных болот все еще возвышается одинокий электрический столб – памятник той жизни. В 1954 году расформировали и Кожпоселок.

С того времени на Кожеострове лишь время от времени жили лесники. Затихла здесь жизнь, растворились над озером молитвы, смолкли хозяйские беседы, уже ни колокола, ни радиоприемники не пугали эту тишину, только старые волны по привычке умывали берег и мчались куда-то далеко, туда где на горизонте просвет между деревьями и не понятно уже где кончается это синее святое озеро и начинается Небо:

Однажды, в 1998 году, пришли в монастырь из Оптиной пустыни двое монахов и послушник с ними. Хотели здесь остаться – жили же здесь как-то раньше. Только столько скорбей выпало на их долю, что не выдержали монахи, ушли. А послушник то остался. Так и живёт там до сих пор, только не послушник он уже, а отец настоятель – иеромонах Михей. Это по званию, а по жизни сам себе батюшка настоятель, сам и священник, и послушник и простой трудник, трудяга то есть. Из года в год приходят в обитель монашествующие, привлекает их житие уединенное, удалённостью от суеты мирской. Только разве проживешь здесь: без света, без тепла, без продуктов, до первого жилого места 84 км: Вот и выдерживали дни, месяц, ну несколько месяцев. А отец Михей все живет – подвизается. Один он и службу служит: как проснется так и служба, и часы ни к чему, служит размеренно величественно, а поет как: только вот слушателей то у него нет, камушки только древние, да лики на простых, бумажных иконах, с того мира ему и подпевают. Один он и хозяйство ведет, – две лошадки у него, кормить надо, вот и заготавливает сено на зиму, а еще рубит дрова, рыбу солит, за огородом присматривает. Диво, что один он монастырь восстанавливает: вот в Тихвинском храме уже потолок настелил, окошки вставил, алтарную преграду соорудил, колокольчики повесил на звонницу. Недавно стали работать монастыре плотники. Вот как дело было. Приехал прошлым летом в гости к батюшке схимник один, из Троице-Сергиевой Лавры, и так понравилось ему, что запросился он остаться, а жил то на сеновале, все святых отцов читал да молился. Вот дал он батюшке денег и просил келью ему соорудить. Так и пришли в монастырь работники: стучат топорами, день за днем растет монашеская избушка. К чести сказать, мы были первыми монастырскими паломниками со времен революции. Батюшка так обрадовался, и совсем не знал что с нами делать, принимал как самых близких гостей. Послушанье дал для удовольствия – еду готовить. А что готовить то?

Хлеба в монастыре никакого нет, печь надо, да когда? К тому же все мы люди городские, батюшка ведь тоже из Москвы. Вот крупу кто-то пожертвовал. Зато сколько рыбы: сиги, налимы, двухкилограммовые окуни и еще вкуснейшие ряпусы (у нас – жареные, а у местных копченые).

Готовим на печке, нам это в диковинку, и все кажется вкусным. Уху едим на завтрак, на обед и ужин, а до сих пор не наелись. Еще просил батюшка малинки собрать для зимней простуды – зимы то ого-го, 40 градусов. А малинка эта по острову растет, по горкам, на солнышке греется, набрали ее много, сварили 2,5 литра варенья, а потом 1,5 литра и съели за разговорами. Батюшка с нами как с детьми малыми носился, вот на Илью пророка заказали мы батюшке службу, попросили послужить литургию. А для службы такой просфоры нужны, а когда их печь? А главное как? Пол дня и пол ночи их месили, потом они поднимались, потом пеклись, уф! И все это в полутьме, только тоненькая свечка мерцает. Зато на трапезе у нас лампадное освещение, батюшка покропит еду и нас святой водой, молитовки почитает, и мы берем щербатые миски и алюминивые ложки, придвигаемся к кастрюле с ухой и хлюпаем так аппетитно горяченным варевом. А ведь батюшке понравилось как мы готовим, “Три года, – говорит, – так не ел”, да и когда ему готовить то себе. С батюшкой разговариваем долго-долго, далеко уж за полночь, светать стало – ночи то короткие, говорит он и заглядишься на него случайно, думаешь – есть на Руси особая монашеская красота. Скромна она, а в этом сила ее. Русые локоны запрятанные под воротник, глубокие глаза, а долу опущены, прячется красота, и чем больше прячется, тем красивее.

Чудно, а ведь правда, нет в мире такой красоты, только в монастыре есть, где труды нечеловеческие, где и еда не та, и баня редкость, и не до сна тут, а в силе этой Господа ради любви все терпеть великая красота уже того мира, которая лицо и обыденное преображает.

И в разговоре эта красота есть: и голос по-другому льется, и слова другие, и чувствуешь, что есть сила у него так говорить, потому и уважают все, даже совсем чужие лесники и охотники, которые о Боге и слышать не хотят, а силе этой покорны и слушают.

Когда уходили мы – кланялись мощам преподобных Серапиона и Авраамия, похороненных под спудом уже несуществующей часовни – теперь это заросли иван-чая. Батюшка нас провожал, но уже по другой дороге. Перевез на моторке через Кожеозеро, потом через другое – Плоское, где водица чистейшая как в кружке серебряной Небесного Царя застыла. Потом шел с нами по лесу, и ел горстями чернику, когда мы запаздывали, потом по болотам, и подкармливал на привалах копченой рыбкой, чтоб не очень то унывали даже с мокрыми ногами. Так вышли мы к порубам, и именно он легко договорился с водителем супермаза довезти нас до железной дороги. В поезд мы тоже вошли вместе, еле попрощались, и сразу уснули от стольких впечатлений. А когда проснулись, батюшка уже вышел, и стало чего-то не хватать. И подумалось вроде бы столько впечатлений, такие геройства пережили, природу какую видели, древние храмы, озеро, а все это без батюшки не то, только с человеком, таким человеком все поукрасилось и смысл обрело.

P.S.: Летели деньки-недели, больше месяца уже прошло после нашей поездки, как вдруг в один из осенних вечеров телефон разразился поздним звонком. В трубке отозвался знакомый застенчивый голос. Это батюшка звонил из Онеги, от знакомых, спросить, как мы добрались, всё ли у нас в порядке. Рассказал он и о чуде, явленном в монастыре 14 августа. Ночью двое рабочих (неверующие) видели яркий столп света, выходящий из земли на том месте, где покоятся под спудом мощи прп. Никодима Кожеезерского. Так явил Господь знак Своего благоволения к возрождению затерянной средь тайги и болот древней обители…

Снова спросили мы отца Михея, нужно ли что-нибудь монастырю, может, не достает чего-нибудь? Всё есть, – последовал ответ. Как и прежде, не хватает одного – человеческих рук. Батюшке одному нелегко. Так что тот, кто хотел бы соприкоснуться с живым подвижническим бытом, вдали от любой цивилизации, знает, где есть место, в котором он нужен.

Как добраться?

Существует несколько вариантов. Можно ехать на Архангельском поезде до станции Порог или Вонгуда, оттуда добраться до Шомокши (на катере/лодке – летом, на снегоходе – зимой), а от Шомокши – уже до монастыря (дрезина/лесовоз/вездеход и пешком – летом, снегоход – зимой; у местных жителей техника в изобилии и берут они за провоз обычно не очень дорого).

Либо из Москвы до Вологды, из Вологды на Мурманской электричке до ст. Нименьга. От Нименьги каждое утро ходит вахтовка (автобус с лесорубами) до Нименгской вахты. А от вахты тропа идёт до самого монастыря – самый краткий путь, если пешком (30 км).

Первым вариантом мы добирались в монастырь, вторым – возвращались. Можно также от Порога добраться до посёлка Усть-Кожа, оттуда недалеко идёт старая монастырская дорога, она наиболее удобная для хотьбы, но и наиболее длинна – 80 км, причём в одном месте надо перебираться через реку Кожу.

И если вдруг кто-то из братьев возжелает во славу Божию и во спасение души потрудиться немного на восстановлении северной святыни, несомненно, милость Божия и заступничество преподобных отец Кожеозерских поможет и сохранит на пути в эту дальнюю обитель, как сохраняло нас.

Муромский Спасо-Преображенский монастырь («Спасский что на Бору») — мужской монастырь, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки. Древнейшая иноческая обитель на Руси была основана князем Глебом (первый русский святой, сын Крестителя Руси великого Киевского князя Владимира). Получив в удел город Муром, святой князь основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь он построил храм во имя Всемилостивого Спаса, а затем и монашескую обитель.

Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича.

В стенах монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы, преп. Серафим Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Одна страница истории монастыря связана с царем Иваном Грозным. В 1552 году Грозный пошел на Казань. Один из путей его рати лежал через Муром. В Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Там Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги. Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм.

Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой — она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Но Спасо-Преображенский выстоял. В 1878 году со Святой горы Афон настоятелем архимандритом Антонием в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной Святыней обители.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании, произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года. С января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и частично отделение НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц был прекращен.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счетной палаты Российской Федерации.

7 мест силы, которые должен посетить каждый

Есть на земле места, после посещения которых, говорят, что человек заряжается положительной энергией и начинает оптимистично смотреть на мир. Или наоборот - узнает о мире и о себе - много нового. К таким местам не зарастают тропы паломников со всего мира.

Интересный нашла я сайт - Советы по бюджетным путешествиям!
Там и новости, и путевые заметки, и советы от Low Cost эксперт (так называется этот сайт), и эконом-маршруты, и информация об авиакомпаниях, и о сайтах онлайн-трекингов самолётов, благодаря которым можно отследить полеты в реальном времени. Лично для меня, это очень важное удобство, позволяющее отследить полеты в реальном времени. Знать, где именно находится интересующий нас самолёт - очень удобно, особенно, в отсутствии мобильной связи. Впрочем, подробно об этом можете почитать на самом сайте.

Итак, 7 мест силы, которые должен посетить, хотя бы, каждый русский.

Свято-Введенская Оптина пустынь - один из древнейших монастырей России, расположенный на берегу реки Жиздры недалеко от города Козельска. Происхождение Оптиной остается неизвестным. Можно предполагать, что строили ее не князья и бояре, а сами подвижники по призванию свыше покаянными слезами, трудом и молитвой. Что ищут паломники в Оптиной пустыне? На языке верующих - это называется благодать, то есть особое состояние души, которое словами не выразишь.

Дивеево называется Четвертым Уделом Божией Матери на земле. Главная святыня Дивеевской обители - мощи преподобного Серафима Саровского. Святой Старец незримо, но явно утешает, вразумляет, исцеляет, открывая ожестевшие души приходящих к нему людей для Божественной любви, и приводит к православной вере, к Церкви, которая является основанием и утверждением Русской земли. Паломники приезжают за святой водой из 4 источников, поклониться мощам и пройти вдоль святой канавки, которую, по преданию, не сможет пересечь антихрист.

Этот монастырь по праву считается духовным центром России. История обители неразрывно связана с судьбой страны - здесь Дмитрий Донской получил благословление на Куликовскую битву, местные монахи вместе с войсками в течение двух лет оборонялись от польско-литовских интервентом, тут принимал присягу бояр будущий царь Петр I. По сей день паломники со всего православного мира приезжают сюда, чтобы помолиться и ощутить благодать этого места.

Маленький городок, затерянный среди озер Вологодской области, на протяжении веков является местом сосредоточении духовной жизни всего Русского Севера. Тут, на берегу озера, находится Кирилло-Белозерская обитель - город в городе, самый большой монастырь в Европе. Гигантская крепость не раз выдерживала осаду неприятеля - на ее трехэтажных стенах спокойно могут разъехаться две машины. Постриг здесь принимали богатейшие люди своего времени, а в казематах содержались государевы преступники. Сам Иван Грозный благоволил обители и вкладывал в нее немалые средства. Здесь ощущается странная энергетика, дающая умиротворение. По соседству находятся еще две жемчужины Севера - Ферапонтов и Горицкий монастыри. Первый знаменит своими древними соборами и фресками Дионисия, а второй - монахинями из знатных родов. Те, кто побывал в окрестностях Кириллова хоть раз - возвращаются сюда.

Почти мифическое место на карте России - Соловецкий архипелаг находится посреди холодного Белого моря. Еще в языческие времена острова были усыпаны капищами, а древние саамы считали это место святым. Уже в XV веке тут возник монастырь, который вскоре стал крупный духовным и общественным центром. Паломничество в Соловецкий монастырь всегда было большим подвигом, на который осмеливались лишь немногие. Благодаря этому, вплоть до начала XX века монахам удавалось сохранить здесь особую атмосферу, которая, как ни странно не улетучилась за годы лихолетья. Сегодня сюда приезжают не только богомольцы, но и ученые, исследователи, историки.

Когда-то здесь была одна из главных уральских крепостей, от которой осталось несколько зданий (местный Кремль - самый маленький в стране). Однако этот небольшой городок прославился не славной историей, а большим сосредоточением православных храмов и монастырей. В XIX веке Верхотурье был центром паломничества. В 1913-м году тут был построен третий по величине собор Российской империи - Крестовоздвиженский. Недалеко от города, в селе Меркушино жил чудотворец Симеон Верхотурский - покровитель Урала. Помолиться у мощей святого приезжают люди со всей страны - считается, что они излечивают болезни. В наш список Верхотурье попало, как уникальное намоленное место, о котором знают, к сожалению, немногие.

Валаам — довольно крупный для пресных вод, скалистый и покрытый лесами архипелаг в северной части Ладожского озера, территорию которого занимает одна из двух существовавших в России "монашеская республика". Постоянное население архипелага — несколько сотен человек, в основном это монахи, рыбаки и лесничие. Кроме того, на островах есть воинская часть и метеостанция.

Время основания на островах православного монастыря неизвестно. Так или иначе, в начале XVI века монастырь уже существовал; в XV—XVI веках в монастыре жили около десятка будущих святых, в том числе, например, будущий основатель другой "монашеской республики" Савватий Соловецкий (до 1429 года) и Александр Свирский. Именно в это время по соседним островам появились в большом количестве монашеские скиты. В отличие от Соловецкого архипелага, где хозяином является музей-заповедник, на Валааме монашеские традиции возродились почти в полной мере. Все скиты здесь действуют, монастырь выполняет на островах и административные функции, а подавляющее большинство посетителей Валаама — паломники. В то же время монахи — не единственные жители Валаама. Здесь имеется несколько рыбацких деревень, но монахи и "мирские" живут изолированно друг от друга. По всей площади острова расположены скиты, "филиалы" монастыря, всего около десяти. Бесподобная природа Валаамского архипелага — своеобразная "квинтэссенция" природы Южной Карелии - способствует стремлению паломника отойти от мирской суеты и прийти к себе. По материалам http://russian7.ru