Open
Close

Зоология как наука. Этапы развития зоологии, ее разделы и главные задачи

Зоология - наука о животных, которая занимается изучением представителей соответствующего рода (Animalia). Сюда можно отнести все типы организмов, питающихся пищей с содержанием белка, углеводов и жиров. Такие виды отличаются от растений тем, что они постоянно синтезируют необходимые для жизни из определенных источников.

Многие представители рода животных способны самостоятельно передвигаться. Грибы всегда считали растениями. Однако заметили, что у них есть способность поглощать из внешних источников. Также существуют такие организмы, которые синтезируют крахмал из неорганических молекул. При этом они не имеют способности передвигаться. Иными словами, нельзя дать общее понятие и выделить альтернативные критерии между животными и растениями, так как их не существует.

Разделение на категории

В данном случае происходит деление на множество направлений, которые дифференцируются в зависимости от того, какой именно объект исследуется и какие изучаются проблемы. Зоология - это наука, которая делится на основные два направления. А именно на изучение беспозвоночных и позвоночных животных. Также в эти направления могут входит такие дисциплины:

Протистология. В данном случае проводится изучение простейших.

Ихтиология - исследование рыб.

Малакология - исследование моллюсков.

Акарология - изучение клещей.

Энтомология - исследование насекомых.

Карцинология - изучение ракообразных организмов.

Герпетология - исследование пресмыкающихся и земноводных.

Орнитология - изучение птиц.

Териология - исследование млекопитающих.

Насколько важна зоология для человечества?

Рассмотрим данный пункт подробнее. Довольно своеобразная у этой науки история развития. Зоология животных всегда играла важную роль в жизни человека. Глядя на указанных особей, на их поведение, навыки, лучше понимали окружающую среду. Ведь человечеству нужно было самостоятельно научиться охотиться на птиц и зверей, тому, как и где ловить рыбу, как уберечься от хищника. И все эти навыки можно было перенять у животных. Зоология - это наука, имеющая древние корни и интересную богатую историю.

Впервые в IV веке до н.э. об этой науке стало известно из книг великого ученого - Аристотеля. Это является достоверным фактом. В своих книгах он описывал происхождение около 500 видов разных животных. Некоторые из них имели красную кровь, а некоторые были вообще без нее. Также в трудах этого ученого было изложено значение каждого вида животного, а также их развитие и строение. Такое подробное описание стало настоящей энциклопедией.

В Средние века продолжала развиваться этой науки история. Зоология с каждым годом продвигалась на шаг вперед. Некоторые важные сведения о животных, о которых стало известно еще в античные времена, были забыты. Ученые акцентировали свое внимание только на размножении, охоте и содержании животных. Утерянный интерес вновь возрос только в эпоху Возрождения. В то время уделяли внимание мореплаванию и торговле. Благодаря этому были проведены многочисленные экспедиции, направленные на изучение новых видов растений и животных, о которых не было ничего известно ранее.

Карл Линней также сыграл немаловажную роль в развитии зоологии. Именно он классифицировал животный мир и дал научные названия для каждого определения в нем.

Однако на этом не заканчивается данной науки история развития. Зоология значительно совершенствуется во второй половине XIX века. Это после того, как Чарльз Дарвин издал книгу о «Происхождении видов путем естественного отбора». В своей работе он доказал определенный факт. Он заключается в том, что окружающий мир видоизменяется из-за естественного отбора. То есть новые особи проводят и выживание, а остаются только сильнейшие. Благодаря этой основе зоология - наука о животных - стала стремительно развиваться. Об этих успехах станет известно в систематике. Там появится описание появления новых видов животных.

Также про историю формирования зоологии станет известно в России после экспедиций на восток и север Сибири. Они были осуществлены А. Ф. Миддендорфом, Н. М. Пржевальским, Семеновым-Тян-Шанским. Также были проведены научные экспедиции в Центральной Азии по эмбриологии И. И. Мечниковым и А. О. Ковалевским, а по палеонтологии - В. О. Ковалевским, по физиологии - И. М. Сеченовым и И. П. Павловым.

Зоология сегодня

Сюда может входить совокупность наук о животном мире. Здесь учитываются определенные направления. А именно:


Как говорилось ранее, зоология изучает птиц, млекопитающих и насекомых. Для более простого восприятия данную науку поделили на специальные разделы. Об этом будет рассказано далее.

Основные разделы зоологии

Сюда включают:


В целом зоология - это наука, которая напрямую связана с другими дисциплинами и направлениями. К примеру, она имеет очень тесную связь с медициной.

Разнообразный мир животных

Он очень велик и многогранен. Животные обитают везде - в полях, степях и лесах, воздухе, морях, океанах, озерах и реках.

Существует множество особей, которые приносят пользу не только природе, но и человеку. К примеру, это пчелы, жуки, мухи и бабочки. Они опыляют множество цветов и растений. Также важны в природе и птицы. Они переносят семена растений на большие расстояния.

Есть и животные, которые наносят вред растениям, уничтожают урожаи. Однако это не доказывает, что их существование бессмысленно. Они могут быть основным звеном в цепи питания различных особей. Это все обуславливает то, какое имеет зоология значение. Зоология в этом направлении является незаменимой наукой.

Домашние и дикие животные

Для каждого человека очень важно получать белки и углеводы из мяса. Раньше не было магазинов и супермаркетов, данный продукт получали благодаря охоте. Затем люди научились ловить рыбу и приобрели навыки в ее разведении.

Также человечество научилось одомашнивать дикий скот и использовать его в своих целях. Его разведение давало возможность получить такие продукты, как мясо, молоко, яйца и т.д. Благодаря животным люди научились добывать шерсть, пух и кожу и использовали это для своих нужд.

Около 10 тыс. лет назад человек впервые одомашнил дикого волка. Это были самые первые предки собаки. Теперь же эти животные считаются самыми верными и преданными друзьями людей.

А вот животноводческая деятельность началась с одомашнивания лошадей. Они являлись незаменимыми в хозяйстве.

Различия и сходство животных

Всех особей данного вида принято различать по типу, строению дыхания, размножению, развитию и так далее. Животные отличаются от растений тем, что они не имеют твердой целлюлозной оболочки. Они питаются уже готовыми органическими веществами. Для животных характерно активное передвижение. В результате этого они сами могут искать себе пищу.

Заключение

Все вышесказанное указывает на то, какую многогранность имеет данное определение. Зоология играет важную роль в жизни каждого существа на нашей планете. Об этом было рассказано выше. Все взаимосвязано в этом мире. А зоология - это и есть сама жизнь.

  • наука о законах жизни, научные знания, в частности о зверях, домашних животных, растениях и мельчайших живых существах
  • совокупность наук о живой природе
  • наука о живой природе

НОСОЛОГИЯ

  • ж. греч. часть врачебной науки, следующая за физиологией (наукой о здоровом человеке): наука о болезнях или патологиях; она делится на общую, о болезнях и болезнености вообще, и на частную, о каждой болезни, по роду ее, особенно

УГОНКА

  • промах (если речь идет о собаке), увертка (если речь идет о звере) Говорится о борзой, которая догнала зверя и хочет его схватить, но он в это мгновение увертывается и собака проносится мимо

КОНХИОЛОГИЯ

  • конхология ж. греч. наука о раковинах, о раковистых животных. Конхиолог м. изучивший науку эту. Конхиологический, к ней относящ.. Конхоида ж. кривая весьма сложных свойств, о которой говорится в геометрии
  • наука о раковинах

НУМИЗМАТИКА

  • ж. наука о древних монетах и медалях. Нумизмат или нумизматик м. ученый, занимающийся этою наукою. Нумизматичный, нумизматический, к сей науке относящийся. Нумулит м. ископаемая раковинка монетка, по сходству с монетою. Нумулитный, нумулитовый известняк

ПАТОЛОГИЯ

  • ж. врач. наука о болезнях, свойстве, причинах и признаках их. -гический, -гичный, к сему относящ. Патолог м. ученый врач, особенно сведущий по сей части. Патогения ж. часть патологии, ученье о происхождении и о начале болезней
  • наука о болезненных процессах
  • наука о болезненных процессах в организме

АКУСТИКА

  • ж. греч. наука о природе и законах звука; часть физики, звукословие. Акустический зал, по законам акустики устроенный, для отголоска (для голка, эхо), или для наголоса (резонанса). Акустик м. знающий науку эту
  • наука о всяких звуках
  • наука о соседях за стеной
  • наука о соседях за стеной и звукопроницаемости стены
  • наука о том, что мы слышим

МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНОГО МИРА. ЗООЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОТНЫХ

Цели урока: на примерах показать многообразие животного мира, определить значение животных в природе и жизни человека.

Оборудование: натуральные объекты - животные из уголка живой природы (аквариумные рыбки, и др.), чучела животных, коллекции беспозвоночных, влажные препараты.

Ход урока

    Знакомство с учебником «Биология. Животные»

Рассказываем о его содержании и структуре, об аппарате ориентировки (оглавление, вопросы и задания, приложение, указатель терминов и форзацы). Учащиеся должны прочитать текст на стр. 2 «Как пользоваться учебником», выделить в нем основные рекомендации.

II. Рассказ учителя

Животный мир - это неотъемлемая часть окружающей нас органической (живой) природы, тесно связанная с другими ее составляющими: растениями, грибами, микроорганизмами.

В настоящее время известно около 2 млн. животных (по некоторым данным, 3-4,5 млн.). Животный мир Земли изучен далеко не полностью. Наиболее часто описывают новые виды насекомых, число которых составляет свыше 1/3 всех видов животных.

Животный мир, таким образом, достаточно многочислен и многообразен. Все это можно увидеть на схеме (открывается схема на доске).

Моллюски

128 ООО

Черви (плоские, круглые, кольчатые)

32 000

Членистоногие

1 500 000

Рыбы

Кишечнополостные

20 ООО

Животные

9 000

Птицы

8 000

около 2 000 000 видов

Прочие (губки, иглокожие...)

Звери

4 000

Пресмыкающиеся

Земноводные

Простейшие

6 000

2 600

28 000

- В чем заключается это разнообразие?

Учащимся предлагается найти ответы на поставленный вопрос, используя материалы учебника § 1, стр.

Сходства и отличия по этим признакам лежат в основе распределения животных по группам. Для изучения животного мира необходимо уметь отличать одних животных от других, описывать, сопоставлять, сравнивать. Только так можно разобраться в их многообразии. В этом нам помогут знания о классификации животных, которые нам дает наука систематика. Она же, в свою очередь, основывается на данных таких наук, как анатомия и физиология животных, этология (наука о поведении животных), энтомология (наука о насекомых), орнитология (наука о птицах), герпетология (наука о пресмыкающихся и земноводных), ихтиология (наука о рыбах), арахнология (наука о пауках), териология (наука о зверях), и прочих, прочих. Как вы видите, все эти науки изучают животных. А животное в переводе на греческий - «зоон», наука, учение - «логос». Итак, наука о животных - зоология. Таким образом, в настоящее время зоология представляет собой целый комплекс наук, связанных между собой и изучающих один объект - животных. Запишите определение зоологии в тетради. С основами этой науки нам предстоит познакомиться в 7-8 классах на уроках зоологии. Человек испытывает к различным животным отнюдь не одинаковые чувства; по-разному относимся мы к дождевому червю и слону, к амебе и шимпанзе. Как же мы все-таки относимся к животным? Хорошо или плохо?

Кроме того, животные являются источниками сырья для промышленности и медицины. Это змеи (яд), пчелы (пчелоужаление, яд, прополис, маточное молочко, мед), коровы (молоко и т.д.), овцы (шерсть), тутовый шелкопряд (шелк).

Нельзя не сказать о геологической (породообразующей) деятельности животных. Грунты Мирового Океана образованы в значительной степени скоплением планктонных раковин (планктон - живое население толщи воды, не способное противостоять переносу течениями) и бентосных (бентос - обитатели дна водоемов) одноклеточных организмов. После гибели животных их раковины падают на дно и образуют мощные пласты ила. В образовании морских отложений, особенно в мелководной зоне, принимают участие многие беспозвоночные животные (кольчатые черви, губки, ракообразные моллюски и др.), а также и позвоночные (рыбы, морские млекопитающие).

Исследования отложений мелких форм, их массовых скоплений приобретают в последние десятилетия все большее значение в разведке полезных ископаемых (нефти, угля и других).

А теперь самостоятельно рассматриваем отрицательную сторону. Ученики сами вспоминают ситуации, в которых животные вредят хозяйству и здоровью человека. Если необходима помощь учителя, то он поддерживает беседу или наводящими вопросами, или напрямую называя примеры.

Человек использует животных также в качестве биологических врагов, уничтожающих вредителей, для транспортных, сторожевых, спортивно-оздоровительных и эстетических, учебных, исследовательских и многих других целей.

Таким образом, мы убедились, что значение животных в природе и жизни человека определяется их ролью, которую они играют в жизни других организмов, а также их влиянием на окружающую среду. Необходимо отметить, что в природе нет животных вредных или полезных. Каждый вид занимает определенное место в сообществе живых организмов. Все в природе взаимосвязано, каждый вид имеет ценность.

А вот хозяйству человека животные могут приносить вред или пользу. И мы увидели, что пользы они приносят намного больше, чем вреда. С вредными (по отношению к человеку) можно бороться самыми различными методами. Главное в этой борьбе учесть все последствия.

IV. Закрепление

- - Что изучает зоология?

- Какое значение имеет знание зоологии в жизни человека?

Домашнее задание

§ 1; В тетради записать значение животных. Повторить материал по темам: «Характерные признаки растений и грибов»; «Признаки живого».


Зоология (с греч. «зоон» – животное, «логос» – учение, наука) – наука о животных, часть биологии, изучающая многообразие животного мира, строение и жизнедеятельность животных, распространение, связь со средой обитания, закономерности индивидуального и исторического развития. Биологический энциклопедический словарь Словарь















Заполните таблицу «Сходство и различия животных и растений» Общие признаки живых организмов Отличительные признаки ЖивотныхРастений клеточное строение; способность к питанию, дыханию, выделению, обмену веществ, размножению, росту и развитию клетки не имеют твердой целлюлозной оболочки; питаются готовыми органическими веществами (потребители); способны воспринимать раздражения и реагировать на них; активное передвижение; нет хлоропластов, вакуолей есть системы органов клетки имеют твердую целлюлозную оболочку; сами создают органические вещества в процессе фотосинтеза (производители); реагируют на раздражения с помощью химических веществ; не способны к активному передвижению; есть хлоропласты, вакуоли, пигменты







130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводн" title="Моллюски >130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводн" class="link_thumb"> 15 Моллюски >130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводные около 2,5 тыс. Простейшие > 40 тыс. 130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводн"> 130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводные около 2,5 тыс. Простейшие > 40 тыс."> 130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводн" title="Моллюски >130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводн"> title="Моллюски >130 тыс. Черви (плоские, круглые, кольчатые) > 40 тыс. Членистоногие > 1 млн. Рыбы > 20 тыс. Животные около 2 млн. Кишечнополостные 9 тыс. Птицы около 9 тыс. Прочие (Губки, Иглокожие) Млекопитающие > 4,5 тыс. Пресмыкающиеся 6 тыс. Земноводн">



























Используемые ресурсы Родословная животного мира, животные одноклеточные и многоклеточные, основные признаки животных, мел. Электронное учебное издание. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Мультимедийное приложение к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, ООО "Дрофа", Царство Животные, многоклеточные животные, морские обитатели, планктон, кольчатые черви, насекомые, хищные птицы. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», Колорадский жук, подкожный бычий овод, таежный клещ, каракурт, пустельга, рябинник, жук-навозник, дождевой червь, перелетная саранча, гуанако, лягушка остромордая, беззубка обыкновенная., портреты Дарвина и Аристотеля. Учебное электронное издание «Лабораторный практикум. Биология» 6-11 класс. Республиканский мультимедиа центр, Коровы на пастбище, колибри на цветке, лошади. Учебное электронное издание «Экология». Методическое пособие для учителя. МИЭМ, Коралловый остров. Полный интерактивный курс «Открытая биология». ООО «Физикон», Птицефабрика. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Животные. 7 класс. ООО «Кирилл и Мефодий», Котенок и щенок. Электронная энциклопедия «Хочу все знать. Животные». ООО «Гистерезис» Бобр. Электронные уроки и тесты. Биология в школе. Генетическая изменчивость и эволюция. ЗАО «Новый Диск», 2007.


Используемые ресурсы К. Линней. B0%D1%80%D0%BB П.С. Паллас. 5%D1%82%D0%B5%D1%80_%D0%A1%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BD А. ван Левенгук. Приспособленность животных к жизни в воде, почве, на суше, в воздухе. Природоведение. Библиотека электронных наглядных пособий b59-366d-f5d1e7a13043/118888/?interface=teacher&class=47&subject=27http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/b453aa0f b59-366d-f5d1e7a13043/118888/?interface=teacher&class=47&subject=27 Ребенок и котенок. %D0%BA%D0%B8%20%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%B E%D1%82%D1%8F%D1%82%D0%B0&pos=267&uinfo=sw-868-sh-581-fw-765-fh-448-pd- 1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fru.fishki.net%2Fpicsw%2F042009%2F08%2Fkids%2F038.jpg %D0%BA%D0%B8%20%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8%20%D0%B8%20%D0%BA%D0%B E%D1%82%D1%8F%D1%82%D0%B0&pos=267&uinfo=sw-868-sh-581-fw-765-fh-448-pd- 1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fru.fishki.net%2Fpicsw%2F042009%2F08%2Fkids%2F038.jpg Ребенок и щенок. 0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0 %B5%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8&noreask=1&pos=7&rpt=simage&lr=66&ui nfo=sw-868-sh-581-fw-765-fh-448-pd- 1&img_url=http%3A%2F%2Fbasik.ru%2Fimages%2Fpets_and_kids_23%2F14.jpg 0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0 %B5%20%D0%B8%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B8&noreask=1&pos=7&rpt=simage&lr=66&ui nfo=sw-868-sh-581-fw-765-fh-448-pd- 1&img_url=http%3A%2F%2Fbasik.ru%2Fimages%2Fpets_and_kids_23%2F14.jpg