Open
Close

Диагностика развития детей 4 лет. Экспресс – диагностика уровня развития ребёнка

Методика обследования познавательного развития,

диагностическое обучение,

качественная и количественная оценка

действий ребенка 4-5 лет

Важно помнить, что нормально развивающиеся дети пятого года жизни при выполнении практических задач, в отличие от детей четвертого года жизни, пользуются методом практического примеривания и часто переходят на зрительную ориентировку. При решении мыслительных задач они пользуются в основном оперированием образами-представлениями, т. е. решают задачи в наглядно-образном плане. Поэтому детям пятого года жизни предлагаются некоторые задания, аналогичные заданиям для детей четвертого года жизни, но требования к их выполнению и оценка действий будут иными.

Задания для обследования детей 4-5 лет.

Наименование задания

Поиграй (набор игрушек для сюжетной игры)

Коробка форм

Разбери и сложи матрешку (пятисоставную)

Дом животного (адаптированный вариант методики В. Векслера)

Сложи разрезную картинку (из четырех частей)

Угадай, чего нет (сравнение картинок)

Посчитай

Построй из палочек

Нарисуй человека (адаптированный вариант методики Гудинаф-Харрисона)

Расскажи (сюжетная картинка «Зимой»)

1. Поиграй (набор сюжетных игрушек). Задание направлено на выявление уровня развития игры, умения действовать с игрушками, выполнять ряд логически связанных действий, объединяя их в единый сюжет.

Оборудование: кукла, мебель для куклы (стол, стул, кроватка с постельными принадлежностями, буфет с набором посуды), строительный набор, машина, мяч.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку поиграть. Если ребенок не начинает выполнять игровых действий, то взрослый сажает куклу за стол и накрывает его, расставляя посуду, просит ребенка о помощи, постепенно вовлекая его в совместную деятельность. В тех случаях, когда ребенок отказывается от игры с куклой, взрослый предлагает поиграть с машинкой, нагружает в нее кубики и просит ребенка помочь ему перевезти кубики на ковер, там начинает с ним постройку забора вокруг домика и т. д.

Обучение: если ребенок не начинает участвовать в сюжетной игре, то ему предлагают выполнить несколько предметно-игровых действий (покатать машинку): взрослый толкает машинку к ребенку и просит его покатить машинку обратно (ко взрослому).

Оценка действий ребенка: интерес к сюжетным игрушкам, к сюжетной игре, характер действий (адекватные действия, наличие неадекватных действий, предметно-игровые действия), умение выполнить ряд логически связанных игровых действий.

2. Коробка форм. Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на форму – практического примеривания.

Оборудование: деревянная коробка с пятью прорезями – полукруглой, треугольной, прямоугольной, квадратной, шестиугольной формы («почтовый ящик») и десятью объемными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей.

Проведение обследования: взрослый берет одну из фигур и бросает ее в соответствующую прорезь. Затем предлагает ребенку опустить остальные. Если ребенок не может найти нужную прорезь, а силой заталкивает фигуру, то следует провести обучение.

Обучение: психолог берет одну из форм и медленно показывает действия, прикладывая фигуру к разным отверстиям, пока не найдет нужное. Затем дает ребенку другую фигуру и вместе с ним прикладывает ее к прорезям, отыскивая соответствующую. Остальные фигуры ребенок опускает самостоятельно.

Оценка действий ребенка:

3. Разбери и сложи матрешку (пятисоставную). Задание направлено на проверку развития ориентировки на величину.

Оборудование: пятисоставная матрешка.

Проведение обследования: взрослый показывает ребенку матрешку и просит разобрать ее: «Посмотри, что у нее есть внутри». После рассмотрения всех матрешек ребенку предлагают: «Собери все матрешки, чтобы получилась одна». В случае затруднения проводится обучение.

Обучение: взрослый показывает ребенку как складывается двусоставная, а затем и остальные матрешки. Показ выполняется медленно, методом проб.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.

4. Дом животного (адаптированный вариант методики В. Векслера). Задание направлено на проверку умения действовать целенаправленно, ориентируясь на образец, на проверку уровня восприятия цвета.

Оборудование: деревянная доска, в верхней части которой имеются четыре углубления, где последовательно изображены животные: собака, курица, рыба, кошка. На остальной части доски расположены углубления в четыре ряда по пять углублений в каждом. Набор цветных фишек-домиков.

Проведение обследования: взрослый кладет перед ребенком доску и предлагает ему рассмотреть по очереди изображения животных в первом ряду, указывая при этом палочкой на каждое животное. Затем психолог по очереди последовательно вставляет фишки в углубления и объясняет: «У собаки есть свой домик, он желтый, у курицы домик белый, у рыбы – голубой, у кошки – черный». Далее взрослый предлагает, указывая на образцы: «А теперь поставь каждому животному его домик. Смотри, как здесь». Взрослый помогает ребенку расставить первые фишки, потом ребенок должен выполнить задание самостоятельно.

Получить полный текст

Обучение: если ребенок расставляет фишки не по порядку, то его начинают обучать. Взрослый указывает на каждое последующее углубление и просит ребенка поставить этому животному свой домик. Помощь оказывают в расстановке первого ряда. Затем предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; наличие целенаправленности в действиях; умение работать по образцу; уровень восприятия цвета; отношение к результату своей деятельности.

5. Сложи разрезную картинку (из четырех частей). Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.

Оборудование : две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на четыре части (чашка).

Проведение обследования : взрослый показывает ребенку четыре части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Обучение : в тех случаях, когда ребенок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сложить из частей такую же. Если и после этого ребенок не справляется с заданием, психолог накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку наложить другую, после чего опять просит ребенка выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка : принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату деятельности; результат.

6 . Угадай чего нет (сравнение картинок). Задание направлено на выявление умения анализировать, сравнивать изображения, находить сходство и различие, решать задачи в образном плане с опорой на наглядность.

Оборудование: две сюжетные картинки с изображением одинаковых полок и стоящих на них игрушек и одной и той же девочки, стоящей рядом с полкой для игрушек. На первой картинке игрушки находятся на полках в одном порядке и девочка тянется рукой к игрушечной кошке, а на второй – игрушки нарисованы в другом порядке, а девочка уходит, унося в руках какую-то игрушку. Что она взяла не показано.

Проведение обследования: перед ребенком кладут две картинки. Психолог предлагает ребенку рассмотреть две картинки, а затем рассказывает: «Это девочка Катя, у нее много игрушек, она их переставила и унесла с собой только одну игрушку. Догадайся какую игрушку унесла Катя».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок начинает перечислять все игрушки по очереди, психолог еще раз обращает внимание ребенка на то, что игрушки стоят на других местах, напоминая о том, что девочка унесла только одну игрушку. Если после этого ребенок не решил задачу, то взрослый показывает способ решения: берет палочку и поочередно соотносит игрушки на первой и второй картинках: «Эта кошка стояла здесь наверху, а Катя переставила ее вниз. Это Буратино. Катя его переставила наверх. Вот он где». Таким образом, взрослый, соотнося игрушки, объясняет их местонахождение на полках обеих картинок. Затем отдает палочку ребенку и говорит: «Дальше проверяй ты, какой игрушки нет, ее унесла Катя».

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; интерес, способы выполнения – самостоятельно решает задачу в умственном плане, сравнивая и анализируя обе картинки, решает задачу после объяснения взрослого (взрослый называет только одну игрушку), решает задачу способом практического соотнесения, показанного взрослым; результат выполнения задания.

7. Посчитай. Здание направлено на выявление уровня сформированности количественных представлений (детям до 4 лет 6 мес. Предлагают задания в пределах 3, после 4 лет 6 мес. до 5 лет – в пределах 5).

Оборудование: десять плоских счетных палочек, экран.

Проведение обследования: перед ребенком кладут десять палочек и предлагают взять из них три, затем одну, потом еще две палочки. При этом каждый раз его спрашивают: «Сколько ты взял палочек?» Если ребенок правильно выделяет из множества три (пять) палочек, то предлагают выполнить счетные операции в пределах трех (пяти). Взрослый раскладывает в ряд три (пять) палочки, предлагая ребенку запомнить их количество, закрывает их экраном, за которым отнимает две штуки. Потом кладет эти палочки перед ребенком, спрашивает его: «Сколько там осталось?», указывая на экран. После этого экран открывают и сравнивают ответ ребенка с остатком. Затем экспериментатор снова раскладывает три (пять) палочки перед ребенком, закрывает их экраном, отнимает только одну штуку, показывает ее ребенку, спрашивает: «Сколько там осталось?», указывая жестом на экран.

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может выделить определенное количество палочек по словесной инструкции, ему предлагают выполнить задание по показу. Взрослый на глазах у ребенка берет три палочки, кладет их на свою ладонь и говорит: «Возьми как я три палочки». Если ребенок не справляется, то его просят взять одну палочку, а потом много палочек. Счетным операциям не обучают.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; интерес; сформированность восприятия количества в пределах трех (пяти); умение выполнять счетные операции в пределах трех (пяти) обучаемость; отношение к результату.

Получить полный текст

8. Построй из палочек. Задание направлено на выявление умения работать по образцу.

Оборудование: пятнадцать плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: взрослый за экраном сооружает постройку из пяти палочек, открыв экран, предлагает ребенку построить такую же. Если ребенок справился с первым заданием, то ему предлагают выполнить вторую постройку. В случае затруднений проводится обучение.

Обучение: если ребенок не может выполнить задание по образцу, то взрослый показывает как это нужно сделать, а затем просит ребенка выполнить это задание (постройку) самостоятельно. В случае повторно возникших затруднений психолог использует способ действий по подражанию.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания; интерес; способы выполнения (по образцу, показу, подражанию); отношение к результату; результат выполнения.

9. Нарисуй человека (адаптированный вариант методики Гудинаф-Харрисона). Задание направлено на выявление уровня развития предметного рисунка.

Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши, фломастеры.

Проведение обследования: перед ребенком кладут лист бумаги и цветные карандаши и просят как можно лучше нарисовать человека (мужчину). Если ребенок выполняет рисунок не в полный рост, то ему предлагают перерисовать. В завершение проводят дополнительную беседу с ребенком, в которой уточняют непонятные детали и особенности изображения.

Обучение не проводится.

Оценка действий ребенка: принятие, понимание, интерес к заданию; соответствие рисунка словесной инструкции; уровень изображения предметного рисунка (черкание, предпосылки к предметному рисунку – «головоног», изображение человека – наличие в рисунке основных частей тела и лица).

10. Расскажи (сюжетная картинка «Зимой»). Задание направлено на выявление уровня понимания, восприятия сюжетного изображения, развития связной речи.

Оборудование: картинка с изображением зимнего сюжета (кругом белый снег; с горки бежит кошка, за ней гонится собака, впряженная в санки; двое смеющихся детей лежат недалеко от санок в снегу).

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку и рассказать о ней. Если ребенок не начинает рассказывать, тогда экспериментатор последовательно задает ему уточняющие вопросы: «Какое время года здесь нарисовано? Что случилось с ребятами? Что они хотели? Почему им не удалось съехать с горки на санках? Почему так быстро побежала собака? Кого она увидела?»

Обучение: если ребенок не может ответить на эти вопросы, то взрослый организует рассматривание сюжетного изображения: «Кто лежит в снегу (указать на детей)? Почему дети оказались в сугробе? Что случилось с санками? А это кто бежит (указать на собаку)? За кем побежала собака? Что хотели дети? Почему им не удалось съехать с горки на санках?» Обследование прекращается, если ребенок молчит или отвечает неадекватно.

Оценка действий ребенка : принятие и понимание задания; способ выполнения (самостоятельно или с помощью составляет рассказ); уровень восприятия и понимания изображенного сюжета – не отвечает на вопросы, дает ответы, не отражающие смысловую сторону изображенного сюжета (перечисляет объекты), отвечает одним словом, отражающим содержание сюжетного изображения, отвечает на вопросы фразовой речью, отражающей смысловое содержание сюжетного изображения.

Результаты проведенного обследования оцениваются в баллах

1. Поиграй.

1 балл – ребенок действует с игрушками неадекватно (тянет в рот, кидает их); при обучении не стремится к совместным действиям со взрослым либо вообще не реагирует на игрушки.

2 балла – ребенок проявляет эмоциональные реакции на некоторые игрушки, но сам не может выполнить ряд последовательных предметно-игровых действий; в процессе обучения отмечаются манипуляции и процессуальные действия с игрушками.

3 балла – ребенок проявляет интерес к игрушкам; самостоятельно может выполнить ряд последовательных предметно-игровых действий, но не может организовать сюжетную игру без помощи взрослого.

4 балла – ребенок проявляет интерес к игрушкам и может самостоятельно выполнить с ними ряд логически последовательных действий, объединяя их в единый сюжет.

2. Коробка форм.

1 балл – ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (берет игрушки в рот, бросает их и т. д.).

2 балла – ребенок принимает задание, но, при выполнении использует хаотичные действия, т. е. не соотносит фигуру с прорезью, пытается силой затолкнуть ее в любую прорезь; в условиях обучения действует адекватно, но после обучения не переходит к другому способу выполнения задания; отсутствует метод проб; к конечному результату безразличен.

4 балла – ребенок принимает и понимает задание; выполняет его методом практического примеривания или зрительного соотнесения; заинтересован в конечном результате.

3. Разбери и сложи матрешку.

Получить полный текст

1 балл – ребенок не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (бросает матрешку, берет ее в рот, стучит ею по столу и т. д.).

2 балла – ребенок принимает и понимает задание; при выполнении действует хаотично: пытается собрать матрешку, не учитывая величину; в условиях обучения действует адекватно, но потом не переходит к адекватным действиям; к конечному результату безразличен.

3 балла – ребенок принимает и понимает задание; при выполнении пользуется методом перебора вариантов либо методом проб; заинтересован в конечном результате.

4 балла – ребенок принимает и понимает задание; при выполнении пользуется методом практического примеривания либо зрительной ориентировки; заинтересован в конечном результате.

4. Дом животного.

1 балл – ребенок не принимает задание; при обучении действует неадекватно.

2 балла – ребенок принимает задание, но в своих действиях не ориентируется на образец; расставляет фишки непоследовательно; пропускает углубления; нет целенаправленности в действиях; безразличен к результату.

3 балла – ребенок принимает и понимает задание, но при выполнении не ориентируется на образец, хотя расставляет фишки последовательно; после указания на ошибки (взрослый еще раз обращает внимание на цвет домиков) ребенок действует соответственно образцу; заинтересован в результате.

4 балла – ребенок принимает и понимает задание; действует целенаправленно с учетом данного ему образца; заинтересован в результате; может сам заметить свою ошибку и исправить ее.

5. Сложи разрезную картинку.

1 балл – ребенок не принимает и не понимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения (размахивает картинками, берет их в рот, стучит по столу и т. д.).

2 балла – ребенок принимает задание, но при самостоятельном выполнении кладет одну часть картинки на другую либо соединяет эти части без учета целостного изображения предмета; в условиях обучения использует только второй вариант помощи – наложение части картинки на целое изображение; после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения задания; безразличен к конечному результату.

3 балла – ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно не может выполнить его, но пытается соединить части в целое; в условиях обучения пользуется первым вариантом помощи – показ целого изображения; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла – ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно выполняет его; заинтересован в результате своей деятельности.

6. Угадай чего нет.

1 балл – ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла – ребенок принимает задание, но не понимает его условия; при самостоятельном выполнении перечисляет все переставленные игрушки; после обучения не переходит к адекватным способам выполнения; к конечному результату безразличен.

3 балла – ребенок принимает и понимает задание, на самостоятельно выполнить не может; после обучения выполняет; заинтересован в результате своей деятельности.

4 балла – ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно выполняет задание.

7. Посчитай.

1 балл – ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях обучения действует неадекватно (разбрасывает палочки, берет их в рот, стучит ими по столу и т. д.).

2 балла – ребенок принимает и понимает задание; по словесной инструкции не может выделить заданное количество; в условиях обучения действует адекватно, но выделяет заданное количество из множества только в пределах трех; счетные операции не выполняет даже в пределах трех; к конечному результату безразличен.

3 балла – ребенок принимает и понимает условия задания; выделяет из множества заданное количество в пределах трех, в пределах пяти затрудняется; счетные операции выполняет только в пределах трех; заинтересован в конечном результате.

4 балла – ребенок принимает и понимает задание; выделяет из множества заданное количество и выполняет счетные операции по представлению; заинтересован в конечном результате.

8. Построй из палочек.

1 балл – ребенок не принимает и не понимает задание; в условиях действует неадекватно (берет палочки в рот, разбрасывает их, размахивает ими, стучит по столу и т. д.).

2 балла – ребенок принимает задание; самостоятельно работать по образцу не может ни до ни после обучения; к результату своей деятельности безразличен.

3 балла – ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно может строить по образцу только после обучения; заинтересован в конечном результате.

4 балла – ребенок принимает и понимает задание; самостоятельно строит по образцу; заинтересован в конечном результате.

9. Нарисуй человека.

1 балл – ребенок принимает, но не понимает задание; действует неадекватно (размахивает карандашом, мнет бумагу, берет ее в рот и т. д.).

2 балла – ребенок принимает задание; предметный рисунок представлен в виде черкания или предпосылок к предметному рисунку – рисует голову (круг).

Получить полный текст

3 балла – ребенок принимает и понимает задание; рисует человека в виде «головонога»: голова и ноги или голова и туловище.

4 балла – ребенок принимает и понимает задание; рисует все основные части тела и лица человека.

10. Расскажи.

1 балл – ребенок не принимает и не понимает задание.

2 балла – ребенок принимает, но не понимает задание; перечисляет предметы и объекты, изображенные на картинке, не объединяя их в единый сюжет.

3 балла – ребенок принимает задание и понимает смысловую сторону сюжета, но объяснить ее в связном рассказе не может; на вопросы отвечает однословно, показывая тем самым, что смысл понятен.

4 балла – принимает и понимает задание; составляет связный рассказ (три-четыре предложения), отражая в нем основную причинно-следственную зависимость.

Результаты психолого-педагогического обследования

детей дошкольного возраста 4-5 лет

Многолетний опыт работы по психолого-педагогическому изучению детей дошкольного возраста с использованием представленных методик свидетельствует о том, что показателем умственного развития ребенка являются общие интеллектуальные умения: принятие задания, понимание условий задания, способы выполнения – использование практической ориентировки (метод проб или практического примеривания), обучаемость в процессе диагностического обследования, интерес к познавательным задачам, продуктивным видам деятельности и отношение к результату своей деятельности.

В соответствии с этими показателями и количеством баллов обследуемых детей можно условно разделить на следующие группы.

Первую группу (10-12 баллов) составляют дети, которые не проявляют интереса к игрушкам, не включаются в совместную игру с психологом, не решают познавательных задач, в условиях обучения действуют неадекватно. Собственная речь детей характеризуется наличием отдельных звуков.

Анализ показателей этой группы говорит о глубоком недоразвитии общих интеллектуальных умений. В этих случаях необходимо использовать клинические методы диагностики.

Во вторую группу (13-23 балла) входят дети, эмоционально реагирующие на игрушки, но неспособные самостоятельно организовать игру, но при этом они охотно включаются в игру, организованную взрослым; отмечаются некоторые процессуальные действия с игрушками.

При самостоятельном выполнении практических задач у детей этой группы преобладают в основном хаотичные действия; в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к практической ориентировке (методу проб). Не сформированы предпосылки к продуктивным видам деятельности (интерес, орудийные действия, зрительно-двигательная координация). Активная речь характеризуется отдельными словами или звуками. Фразовая речь, как правило, аграмматична, малопонятна для окружающих.

Показатели обследования этой группы детей говорят о значительном недоразвитии общих интеллектуальных умений. Детям необходимо комплексное обследование с использование клинических методов диагностики.

Третью группу (24-33 балла) составляют дети, заинтересованные в действиях с игрушками, включающиеся в совместную игру со взрослым и способные самостоятельно выполнить предметно-игровые действия.

В процессе выполнения практических задач они пользуются в основном методом перебора вариантов, но после обучения переходят к практической ориентировке (методу проб). У детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности конструированию, рисованию, но они не могут самостоятельно выполнить задание, после обучения задание выполняют. У них, как правило, имеется собственная речь: в основном лепет либо отдельные слова, иногда встречается малопонятная для окружающих фраза. Эта группа детей нуждается в тщательном обследовании слуха и речи.

Четвертую группу (34-40 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к действиям с игрушками, они самостоятельно организуют сюжетную игру. При выполнении практических задач дети пользуются практической ориентировкой (методом проб). У детей наблюдается интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь, как правило, фразовая, понятная для окружающих. Дети достигают хорошего уровня познавательного развития.

Протокол обследования детей 4 – 5 лет

МДОУ № ____, педагог-психолог _____________________________________

Фамилия, имя ребенка _________________________________________________Дата рождения ________

Дата обследования _________ Возраст на момент обследования __________Группа здоровья_________

1 . «Поиграй» (набор сюжетных игрушек)

Действует с игрушками неадекватно, либо вообще не реагирует на игрушки

Проявляет эмоциональные реакции на некоторые игрушки, но сам не может выполнить ряд последовательных предметно-игровых действий; в процессе обучения отмечаются манипуляции и процессуальные действия с игрушками

Проявляет интерес к игрушкам, самостоятельно может выполнить ряд последовательных предметно-игровых действий, не может самостоятельно организовать сюжетную игру, для этого ему нужен взрослый

Получить полный текст

Проявляет интерес к игрушкам и может самостоятельно выполнить с ними ряд логически последовательных действий, объединяя их в единый сюжет

2. «Коробка форм»

Не понял задание, не стремится его выполнить, после обучения задание не понимает

Принял задание, пытается выполнить его, используя хаотические действия, после обучения не переходит к выполнению задания методом проб

Принял и понял задание, выполняет его методом перебора вариантов, после обучения пользуется методом проб

Принял и понял задание, выполняет методом практи­ческого примеривания или зрительного соотнесения; заинтересован в результате

3. Разборка и складывание матрешки (четырехсоставной)

Не понял задания, в условиях обучения действует неадек­ватно – бросает матрешку, либо берет ее в рот, либо стучит ею по столу и т. д.

Принял и понял задание, при выполнении действует хао­тично, пытается собрать матрешку без учета величины, в условиях обучения действует адекватно, после обучения не переходит к адекват­ным способам действия

Принял и понял задание, при выполнении пользуется ме­тодом перебора вариантов либо методом «проб», заинтересован в ко­нечном результате

Понял и принял задание, при выполнении пользуется ме­тодом практического примеривания либо зрительной ориентировкой

4. Дом животного

Задание не принял, при обучении действует неадекватно

Задание принял, но в своих действиях не ориентируется на образец, расставляет фишки непоследовательно, пропускает углуб­ления

Принял и понял задание, но при выполнении не ориенти­руется на образец, хотя и расставляет последовательно фишки, после указания на ошибки, ребенок действует соответственно образцу, заинтересован в результате

Принял и понял задание, действует целенаправленно с учетом данного ему образца, заинтересован в результате

5. Разрезная картинка.

Не принял и не понял задание, действует неадекватно в условиях обучения – размахивает картинками, берет их в рот, и т. д.

Принял задание, но при самостоятельном выполнении кладёт одну часть на другую либо соединяет части без учета целостного изображения предмета, в условиях обучения пользует только второй вариант помощи – накладывает часть на целое, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения

Принял и понял задание, но самостоятельно не может его выполнить, при обучении пользуется первым вариантом помощи, после обучения переход к самостоятельному способу выполнения, заинтересован в результате деятельности

Принял и понял задание, самостоятельно выполняет

6. Угадай чего нет (сравнение картинок)

Не принял задание, не понял цель

Принял задание, но не понял условия, при самостоятельном выполнении перечисляет все переставленные игрушки, после обучения не переходит к адекватным способам выполнения, к конечному результату безразличен

Принял и понял задание, но самостоятельно выполнить не может, после обучения решает задачу, заинтересован в результате своей деятельности

Понял и принял задание, самостоятельно решает задачу в мыслительном плане

7. Счёт

Не понимает задание, при обучении действует неадекватно

Принял и понял задание, но самостоятельно не может выделить заданное количество, в условиях обучения действует адекватно, но может выделить из множества палочки только в преде­лах трех, счетные операции даже в пределах трех не выполняет, к результату безразличен

Принял и понял условия задания, ребенок выделяет из множества количество в пределах трех, в пределах пяти – затрудняется, счетные операции выполняет только в пределах трех, заинтересован в конечном результате

Принял и понял задание, выделяет из множества задан­ное количество и выполняет счетные операции по представлению, заинтересован в конечном результате

8. Конструирование из палочек .

Не принял задание, в условиях обучения действует неадекватно

Принял задание, но не может самостоятельно работать по образцу, а после обучения не может самостоятельно выполнить за­дание, к результату безразличен

Принял и понял задание, самостоятельно по образцу вы­полнить не может, но после обучения может строить по образцу, заин­тересован в конечном результате

Принял и понял задание, самостоятельно строит по об­разцу, заинтересован в конечном результате

9. Нарисуй человека

Принял задание, но не понял, действует неадекватно – раз­махивает карандашом, мнет бумагу, берет ее в рот и т. д.

Принял задание, предметный рисунок у него поставлен в виде черкания или предпосылок к предметному рисунку, рисует голову (круг)

Принял и понял задание, но рисует человека в виде «головонога»: голова и ноги или голова и туловище

Принял и понял задание, рисует все основные части человека

10. Сюжетные картинка «Зимой»

Не принял и не понял задание

Принял задание, но не понял его, перечисляет предметы и объекты, изображенные на картинке, не объединяя их в единый сюжет

Принял задание и понял смысловую сторону сюжета, объяснить в связном рассказе не может, отвечает однословно на вопросы, показывая, что смысл понял

Принял и понял задание, составляет связный рассказ, отражая в нем основную причинно-следственную зависимость

Диагностика на ребенка 4 - 5 лет.

Методика «Нелепицы».

Диагностика направлена на исследование элементарных образных представлений ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. Определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Методика 2 "Сравнение понятий"

Исследование операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей. Обследуемому, предъявляется несколько пар слов для сравнения, отпечатанных на листе бумаги.

Инструкция: Испытуемый слушает заданные пары слов и отвечает относительно каждой пары на вопрос: «Чем они похожи?», а затем на вопрос: «Чем они отличаются?».

Методика 3. «Четвертый лишний»

Методика позволяет оценить вербально-логическое мышление, дать оценку способности к обобщению и выделению существенных признаков.

Инструкция: "3 из 4-х слов являются однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям, и должно быть исключено. Зачеркните слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно и без ошибок".

Методика 4 «Вырежи фигуры».

Исследование предназначается для психодиагностики наглядно-действенного мышления детей в возрасте от 4 до 5 лет. Ее задание состоит в том, чтобы быстро и точно вырезать из бумаги нарисованные на ней фигуры. Рисунок во время тестирования предлагается ребенку не в целом, а по отдельным квадратам. Для этого экспериментатор предварительно разрезает его на шесть квадратов.

Ребенок по очереди получает все шесть квадратов с рисунками (порядок их предъявления помечен номерами на самих рисунках), ножницы и задание вырезать все эти фигуры как можно быстрее и точнее

Методика 5. «Диагностика развития элементов образного мышления, а также особенностей внимания и восприятия цвета, формы и величины»

Цель: исследование развития элементов образного мышления. Материал: Ребенку дают лист с изображением 6 пар варежек, разбросанных в случайном порядке, и предлагают подобрать пару к каждой варежке по 4 признакам - цвету, расположению и размерам элементов узора, положению большого пальца.

Полученные результаты сводятся в протокол.

На основании полученных результатов можно сделать вывод, что Даша имеет высокий уровень внимания. При выполнении задания ей не требуется дополнительных разъяснений. Она без труда припоминает названия предметов. Хорошо владеет родовыми понятиями, легко сосредотачивается, держит задание в памяти необходимый отрезок времени.

Имеет средний уровень сформированности словесно-логического мышления. С легкостью выполняет задания на установление простых аналогий.

Уровень способности к обобщению и выделению существенных признаков средний.

Также имеет высокий уровень развития наглядно-действенного мышления, функции произвольного внимания, пространственного анализа и синтеза сформированы в соответствии с возрастной нормой. Наблюдается высокий уровень развития элементов образного мышления.

Филиппова Даша 17.04.2004.

К 1 месяцу:

1. Первая улыбка на разговор взрослого.

  1. 2. Пытается поднимать и удерживать головку, лежа на животе.

Ко 2 месяцу:

  1. 1. Улыбается на разговоры с ним взрослых.
  2. 2. Спокойно бодрствует, рассматривая висящие над ней игрушки.

3. Следит взором за движущейся перед глазами игрушкой.

К 3 месяцу:

  1. 1. В ответ на разговор с ней взрослого проявляется радость улыбкой, оживленными движениями рук и ног, звуками.
  2. 2. Сосредоточивает свой взгляд на лице разговаривающего с ней взрослого, находясь в вертикальном положении у него на руках.

3. Лежит на животе несколько минут, опираясь на предплечья, и хорошо удерживает головку.

4. Когда её поддерживают под ручки, крепко упирается

ногами, согнутыми в тазобедренном суставе.

К 4 месяцу:

  1. 1. Во время бодрствования громко смеется, часто улыбается, издает громкие звуки, двигается, выпрямляя и сгибая руки и ноги.
  2. 2. По звукам отыскивает предметы, поворачивает голову к источнику звука
  3. 3. Рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью предметы.
    1. 4. Во время кормления придерживает бутылочку.

К 5 месяцу:

  1. 1. Различает тон, которым с ней разговаривают.
    1. 2. Отличает близких от чужих людей (по-разному реагирует).
    2. 3. Подолгу певуче гулит.
      1. 4. Хорошо берет погремушку, которую держат у неё над грудью.
      2. 5. Удерживает погремушку.

6. Долго лежит на животе, поднимая корпус и упираясь на выпрямленных руках.

7. Переворачивается со спины на живот.

8. Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышками.

К 6 месяцу:

  1. 1. Начала лепетать - произносит отдельные слоги.
    1. 2. Хорошо берет игрушку из разных положений и подолгу с ней занимается.
    2. 3. Переворачивается с живота на спину.
      1. 4. Передвигается по манежу, переставляя руки или немного подползая.
      2. 5. Хорошо ест с ложки.

К 7 месяцу:

  1. 1. На вопросы (Где часы? Или Где мышка?) находит взором предмет.
  2. 2. Стучит, размахивая погремушкой.
  3. 3. Хорошо ползает.

К 8 месяцу:

  1. 1. Громко и повторно произносит различные слоги. (5 слогов)

2. Долго занимается - игрушками: рассматривает их стучит игрушкой об игрушку.

3. Сама садится и ложится.

4. Придерживаясь руками за бордюр, сама встает и стоит.

6. Переступает вдоль барьера.

7. Ест корочку хлеба, которую сама держит в руке.

8. Пьет из чашки, которую держит взрослый.

К 9 месяцу:

  1. 1. Подражает слышимым слогам, которые имеются в её лепете.
  2. 2. На вопрос (Где мишка?) находит взором предмет независимо от его места положения.

3. Знает свое имя - поворачивается на зов.

  1. 4. С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств: катает шар, вынимает один предмет из другого и др.
  2. 5. Ходит, слегка придерживаясь руками за предметы.

6. Хорошо пьет из чашки, сама, придерживая ее.

К 10 месяцу:

  1. 1. Повторяет за взрослым звуки и слоги.
    1. 2. По просьбе взрослого находит и дает названную игрушку.

3. Принимает участие в играх (Догоню-догоню, Сорока-ворона и др.).

4. Действие с предметами (вынимание, вкладывание, открытие-закрытие и др.) принимает устойчивый характер.

К 11 месяцу:

  1. 1. Употребляет устойчивые слова (например: да-да, дай, др.)
  2. 2. По предложению взрослого выполняет, разнообразные разученные действия с, предметами (качает куклу, находит у нее глазки, носик).

3. Овладевает новыми действиями с предметами: кладет один предмет на другой, снимает кольца состержня и одевает на него.

4. Стоит самостоятельно.

К 12 месяцу:

  1. 1. Легко подражает новым слогам.
  2. 2. Произносит около 10 слов.
  3. 3. Увеличивается запас понимаемых слов. Понимает названия нескольких предметов, разученных действий, знает имена нескольких взрослых и детей.
  4. 4. Самостоятельно ходит. Самостоятельно пьет из чашки.

В год и 2 месяца Даша свободно передви-гаться на прогулке: она взбираются на бугорки, ходят по траве, перешаги-вают через небольшие препятствия, например, палку, лежащую на земле. Исчезла шаркающая походка. Любит танцевать, когда слышит музыку.

После полутора лет у Даши появилась привычка изображать лисичку. Она научилась собирать пирамиду, подбирая кольца по цвету и размеру, из строительного материа-ла возводит по образцу забор, паровозик, башенку и другие несложные по-стройки. Говорит примерно около 20-30 слов. К началу второго года говорит около 200 слов. Знает имена взрослых и детей, с ко-торыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Самостоятельно ест любые виды пищи, умеет умываться и мыть руки. Любит отнимать игрушки у других детей.

К 3 годам говорит более 1000 слов. Очень любит рисовать. Научилась прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед. Очень любит задавать вопросы.

Может сравнивать предметы по величине, размеру. Понимает слова верх - низ, право - лево.

Различает круг, квадрат, треугольник, предметы, имеющие углы, и предметы круглой формы.

К 4 годам научилась свободно ловить мяч, кататься на двухколесном велосипеде. Умеет считать до 5, понимает, где правая, а где левая рука.

Рабочая программа по нравственному воспитанию детей в средней группе.

1. Общение со взрослыми.

Проявляет доверие, доброжелательное отношение: называет по имени и отчеству, приветливо здоровается, прощается, благодарит за помощь; слушает, отвечает на вопросы.

Инициативен в общении на познавательные темы: задаёт вопросы, рассуждает в совместной со взрослым деятельности.

2. Общение со сверстниками.

Ярко проявляет потребность в общении со сверстниками.
- Выражает интерес, доброжелательность к сверстнику.

Владеет коммуникативными умениями и навыками: приветливо здоровается, прощается, называет по имени; привлекает обращениями: «Посмотри сюда», «Послушай».

3. Представление о себе и отношение к себе.

Положительно оценивает себя и свои возможности: «Я хороший», «Я могу».

Проявляет чувство собственного достоинства: если сверстник предлагает сделать что-то неприемлемое (побить, унизить другого, отобрать игрушку), отказывается.

Чувствует доброжелательное и недоброжелательное отношение к себе сверстников: задаёт вопрос «Почему меня не принимают в игру?»

Относится к себе как к представителю своего пола: говорит: «Я мальчик».

4. Развитие эмоциональной сферы и произвольности поведения.

Выражает свои эмоции с помощью речи, жестов, мимики;

Чувствует, когда человек спокоен, рассержен, взволнован, грустен. Сочувствует, утешает и другое;

При слушании литературных произведений выражает эмоции, соответствующе содержанию;

Эмоционально отзывается на музыку; В изобразительной деятельности передав эмоциональное отношение к создаваемому образу;

Начинает регулировать своё поведение на основе усвоенных норм и правил;

Умеет довести начатое дело до конца;

Выполняет просьбы, поручения;

Самостоятельно умывается. Одевается, пользуется туалетом;

Соблюдает правила культурного поведения в быту;

Выполняет правила безопасного поведения.

Тематическое планирование работы по нравственному воспитанию детей 4 - 5 лет.

Сентябрь

«Знакомство»

Помочь детям адаптироваться в условиях детского сада; развивать навыки социального поведения; способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

  1. 1. Беседа «У нас новенькая! Испугалась Сонечка и стоит тихонечко»
  2. 2. Игра «Палочка выручалочка.

«Природа родного края»

Знать растительность сада, огорода, цветника. Воспитывать любовь к природе.

Занятие «В саду - на огороде»

  1. 1. Дидактическая игра «Что, где растет»
  2. 2. Дидактическая игра «Узнай на вкус»
  3. 3. Аппликация «Фрукты на тарелке»

«Наши хороши поступки»

Воспитывать у детей доброжелательность к родным и близким, способность замечать красивые поступки окружающих.

  1. 1. Беседа «Доброе дело делай смело».
  2. 2. Упражнение «Сколько стоит доброе слово»
  3. 3. Игра «Какой путь вы выберете?»

«Уроки вежливости»

Развивать способность усвоения правил хорошего тона, культурного общения со сверстниками: спокойно играть, не мешая другим, проявлять общительность, делиться игрушками, помогать товарищу.

  1. 1. Конкурс «Волшебное слово»
  2. 2. Рисование «Сердечная ромашка».

«Добрые поступки»

Формировать у детей понятие о моральных представлениях. Учить отображать отрицательные и положительные черты характера героев, давать моральную оценку происходящему.

Занятие «Запомни, друг юный, что жизнь так идет: скупой - потеряет, а щедрый - найдет».

  1. 1. Упражнение «Мое - общее».
  2. 2. Игра «Ленточка щедрости».
  3. 3. Рисование «Прямо пойдёшь - щедрым будешь!»

«Животный мир»

Закрепить знание детей о домашних животных, их пользе и повадках. Воспитывать желание заботится о животных.

Занятие «Домашние животные»

  1. 1. Кто на картинках? Какую пользу приносит?
  2. 2. Разучивание стихотворения М.Моравской «Хочу котенка!»
  3. 3. Игра «Кот и мыши»

«Игрушки»

Воспитывать заботливое отношение к игрушкам, прививать навыки бережного обращения с ними, радости игрового общения со сверстниками.

  1. 1. Дидактическая игра «Устроим кукле комнату»
  2. 2. Рисование «Моя любимая игрушка.
  3. 3. Разучивание песни Филиппенко «Детский сад».

«Народное творчество»

Закреплять знание детей о русских народных сказках, воспитывать в них любовь к русскому - народному творчеству.

1. Литературная викторина по русским народным сказкам.

«День Защитника Отечества»

Продолжать знакомить детей с людьми, прославившими Россию, с памятниками защитникам Отечества в родном городе. Воспитывать в детях гордость за свою страну.

  1. 1. Рассматривание иллюстраций с памятниками героям.
  2. 2. Беседа «Нашей армии герои».
  3. 3. Аппликация «Самолет» (подарок папе).

«Моя семья»

Воспитывать любовь и уважение к маме; желание помогать ей и формировать заботливое отношение к маме.

  1. 1. Беседа о маме.
  2. 2. Заучивание стихотворения о маме.
  3. 3. Игра «Назови ласково»

«Дружба»

Уточнить представления детей что значит «уметь дружить», научить осмысливать и оценивать ситуацию; самостоятельно понимать мотивы поведения и соотносить эти мотивы с существующими нормами поведения.

  1. 1. Пословицы и поговорки о дружбе.
  2. 2. Разучивание песни Шаинского «Как друзья познаются.
  3. 3. Игра «Ты, да я, да мы с тобой».

Уточнить знание детей о том, что такое «книга». Воспитывать бережное отношение к книге.

  1. 1. Экскурсия в библиотеку.
  2. 2. Викторина «Книжка - малышка»

«Зеленый мир»

Продолжать знакомить детей с природой её красотой, закреплять правила поведения в природе.

Занятие «Мир украшают деревья, цветы. Помни, беречь их всегда должен ты.

  1. 1. Игра «Найди дерево».
  2. 2. Заучивание стихотворения Н. Григорьевой Маки полевые»
  3. 3. Отгадывание загадок.

«Транспорт»

Закрепить понятие детей о родовом понятии транспорт, научить детей сравнивать различные виды транспорта, дать понятие о правилах дорожного движения.

  1. 1. Рассматривание транспорта на иллюстрациях.
  2. 2. Беседа по содержанию.
  3. 3. Рисование «на чем я поеду»

К концу года дети должны уметь на практике руководствоваться усвоенными способами действий, навыками; прояв-лять интерес к действиям, характеризующим культуру поведения, испытывать потребность в них. Также необходимо выявить проявляют ли они неправильные, некультурные формы поведения во взаимо-отношении друг с другом; как относятся к отрицательным про-явлениям в поведении товарищей; прослеживается ли взаимосвязь внешних форм культуры поведения с внутренними каче-ствами личности ребенка.

В средней группе, учитывая уровень навыков, можно чаще ограничиваться обобщенными указаниями. Например, когда навыки еды усвоены детьми прочно, им достаточно лишь напоминания: «Готовьтесь к завтраку» или «Садитесь к столу». Более обобщенные указания можно применять и при регулиро-вании взаимоотношений детей.

Свидетельством прочного усвоения навыков и привычек нравственного поведения может служить анализ записей в дневнике. Если записи в нем свидетельствуют, что в поведении детей не наблюдается разрыва между усваиваемыми зна-ниями о том, как следует вести себя, и их поведением в соответ-ствующих ситуациях, значит, навыки и привычки нравственного поведения на данном этапе усвоены ребенком достаточно хорошо.

Детский сад располагает большими возможностями для проверки прочности навыков и привычек нравственного поведения. Это, например, совместные прогулки детей двух групп, просмот-ры диафильмов и другие формы общения. Постепенно дети начинают оказывать взаимопомощь друг другу по собст-венному побуждению, без напоминания взрослых. Доброжелательность становится нормой взаимоотношений и основой их поведения.

Ключевые социальные компетенции

Общекультурные компетенции

Физические компе-тенции

Познавательные компетенции

Ценностно-смысло-вые компетенции

Коммуникативные компетенции

Личностные компе-тенции

Приобретаемые умения

Умение управлять своим пове-дением, соблюдать правила игровой, предметной и трудо-вой деятельности, выполнять требования взрослых

Умение преодолевать препят-ствия, умение управлять своим поведением

Умение анализировать, сравнивать, обобщать, осуществ-лять самоконтроль и само-оценку на предметном уровне

Умение выполнять обязаннос-ти, ухаживать за животными, оказывать посильную помощь взрослым, сопереживать, положительно относиться к лю-дям, умение - ставить себя на место другого, видеть вещи с его позиции

Умение сотрудничать с детьми и взрослыми, умение пользо-ваться вербальными и невер-бальными средствами языка, умение учитывать не только свою, но и чужую точку зрения

Умение осознавать свое «Я» относительно других людей, положительно относиться к се-бе, осуществлять и понимать свою позицию, осуществлять самостоятельный выбор

Филиппова Даша

Высокий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Высокий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

Педагогическая характеристика на ребенка 4 - 5 лет.

Психомоторное развитие ребенка младшего возраста является неотъемлемой частью в познании окружающего мира и подготовке к дальнейшей жизни. Именно дошкольный возраст характеризуется рядом изменений и метаморфозов, от которых зависит кем станет маленький человечек. Как взрослым понять все ли в порядке, требуется ли помощь специалиста? Итак, обо всем по порядку.

Что происходит в первые 4 года жизни

Первые четыре года жизни – важный период для развития ребенка. Именно в этот момент начинается закладка качеств и навыков. Малыш проявляет интерес к окружающему миру, учится доверять людям, вырабатывается общая самооценка и т.д. Кроме этого, происходит физиологическое созревание следующих процессов:

  • моторика;
  • сенсорика;
  • речь;
  • эмоциональная сфера и т.д.

Психология детей 3-4-х лет меняется, таким образом, идет адаптация к самостоятельной жизни. Этому возрасту присуща ломка характера, задача родителей не ломать его, а направлять, поэтому взрослым нужно запастись терпением и мудростью, адекватно воспринимать детские капризы, спокойно объяснять: что такое хорошо, а что такое плохо.

В 3-4 года поведение ребенка начинает приобретать новые оттенки, что порой обескураживает мам и пап. Малыш становится капризным, неуправляемым, плаксивым, упрямым. Многие родители часто при этом делают ошибку, начинают авторитарно стреножить своих чад. Такой подход неверен и порождает только негатив, развивая ряд комплексов.

Однако существует несколько видов патологий, которые не распознаются родителями своевременно. В возрасте 3-4-х лет проявляются рядом нарушений психомоторного развития (аутизм, задержка речи и т.д.). Иногда диагностика таких состояний запаздывает из-за невнимания близких и педагогов. Поэтому чтобы не допускать развития тяжелых и необратимых нарушений необходимо своевременное их выявление и коррекция.

Что оценивает психолог

Психоэмоциональный статус детей 3-4-х лет (младшей группы), который характеризуется физическим и психическим состоянием.

Физическое развитие: оценивается координацией движений, выполнением несложных движений (прыжков, приседаний, преодоления несложных препятствий и т.д.). А также проводится оценка мелкой моторики, а именно синхронность движений рук.

Чтобы оценить речевое развитие ребенка в младшем возрасте, нужно определить его словарный запас, который не должен быть пассивным. А именно понимание смысла рассказа или разговора, просьб. Наличие определенного объема слов, которые обозначают предметы быта, одежды, игрушек, и т.д.

Словарный запас ребенка, который он активно использует в своей речи, должен характеризоваться смысловой основой. В этот период он обязан иметь представление о понятии «буква», знать несколько гласных. Уметь составлять несложный рассказ на основе вопросов или наличии наглядного материала. Ребенок владеет понятиями обобщающими предметы:

  • посуда (кастрюля, сковорода, вилки, ложки и т.д.);
  • игрушки (кукла, машинка, лего, мяч, юла и т.д.);
  • мебель (стол, стул, кровать и другие предметы) и т.д.

Психическое развитие оценивается на базе полученных навыков:

  • внимание – ребенок умеет сосредоточиться на 4-5 минут на предмете;
  • память – умеет запоминать около пяти предметов и называет их через несколько минут;
  • мышление – малыш должен знать все о себе (свое имя, сколько ему лет), названия окружающих предметов, может сравнить их по размеру, знает несколько геометрических фигур, названия цветовой гаммы. Имеет представление о цифрах, умеет считать от 1 до 10. Предложение новой игрушки вызывает интерес, он понимает, как с нею играть;
  • воображение – способность дорисовывать начатое изображение;
  • эмоциональное развитие – при знакомстве отвечает доброжелательностью, легко идет на контакт.

Диагностика психомоторного развития

Для этой цели существует ряд методик, которые могут установить причину, подобрать эффективную психологическую терапию. Такая диагностика позволяет определить нарушения на раннем этапе и своевременно провести коррекционную терапию.

Психологическое обследование делится на 2 группы:

  1. Экспресс-диагностика, как правило, проводится в дошкольных учреждениях и определяет особенности психического развития.
  2. Углубленная диагностика, применяется по запросу родителей или воспитателей для определения психомоторных нарушений у ребенка, который находится в группе «риска», часто она носит консультативный характер.

Диагностику развития ребенка проводит педагог-психолог, руководствуется определенными принципами, используя следующие методики:

  • «пирамида» определяет уровень формирования восприятия цвета, величины, обучаемости и т.д.;
  • «почтовый ящик» или «коробочка» оценивает способность пространственных представлений, навыки способности сравнения объемных и плоских конструкций, степень развития моторики;
  • «разрезные картинки» способность к моделированию, смысловому и пространственному соотношению частей и единого целого;
  • «доска с предметными вкладками» оценка умения соотношения изображения с формой, с помощью моторики и мышления.

Тестирование должно проводиться в спокойной, доверительной обстановке, в хорошем настроении малыша. Необходимо использовать максимум 3 вида метода во избежание искаженных результатов.

Диагностика психомоторного развития ребенка должна проводиться только с согласия родителей. Самый ранний возраст для проведения тестирования – это 3 года.

При выявлении, каких-либо изменений благодаря тестированию, нельзя навешивать «ярлыки» на ребенка, так как итог может быть ошибочным. По результатам диагностики психолог разрабатывает персональную коррекционно-развивающую программу для каждого случая. Она поможет педагогам найти индивидуальный подход и поможет корректировать то или иное нарушение психомоторного развития.

В заключение хочется отметить, тестирование и разработку необходимой коррекционной терапии должен проводить только квалифицированный психолог. Не нужно самостоятельно пытаться проводить диагностику, так как результат будет ошибочным и может принести малышу лишь отрицательные эмоции, а родителям лишний стресс и негатив.

Дорогие мамы и папы! Подходит к концу первый год жизни Вашего малыша. Это самый важный год, самый удивительный и стремительный, если сравнивать его с другими возрастными этапами. На первом году жизни ребенок каждый день поднимается еще на одну ступеньку своего развития, преодолевает новый рубеж, удивляет себя и своих родных новыми успехами. В этот период, как ни в какой другой, важно понимать, соответствует ли уровень его развития норме, какая из сфер опережает норму или от нее отстает.

От 5 до 6 лет

На шестом году жизни дети впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. В этом возрасте дети способны самостоятельно поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат. Развиваются творческие способности, познавательная активность старших дошкольников. Важно сформировать у ребенка понимание роли книги как источника знаний, побуждать появление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта.

Задание Выполнение задания
3-4 года 4-5 лет
Разборка и складывание матрешки: четырехместной пятиместной + - - +
Разборка и складывание пирамидки из четырех колец из шести колец + - - +
Коробка форм ("почтовый ящик"): из четырех форм из пяти форм + -
Разрезная картинка: из трех частей из четырех частей + - - +
Цветные кубики: пяти цветов семи цветов + - - +
Достань ключик: практическая задача на картинке + - - +
Счет + +
Конструирование: из четырех элементов из пяти элементов + - - +
Рисование (дом, дерево, человек) + +
Игра + +

1. Разборка и складывание матрешки . Задание направлено на выявление уровня развития практической ориентировки на величину, обучаемость. Оборудование: четырехместная (пятиместная) матрешка.

Проведение обследования: взрослый дает ребенку четырехместную (пятиместную) матрешку и просит ее раскрыть, рассмотреть другие матрешки. Затем предлагает собрать все матрешки в одну. При затруднении взрослый берет матрешку и просит ребенка посмотреть, как он это делает: "Сначала беру маленькую матрешку и ищу чуть меньше, затем подбираю к ней платочек и т.д.". Взрослый показывает складывание матрешки методом проб, привлекая внимание ребенка к поиску следующей части. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату своей деятельности.

2. Разборка и складывание пирамидки . Задание направлено на умение ребенка отвлечься от цвета и выделить величину как основной принцип действия, практической ориентировки на величину.

Оборудование: пирамидка из четырех (шести) колец, кольца разного размера, разного цвета.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку разобрать пирамидку. Если ребенок не действует, взрослый начинает разбирать ее сам и привлекает ребенка к этому действию. Затем предлагает собрать такую же пирамидку. В случаях затруднения взрослый показывает ребенку, как надо подбирать колечки по размеру: "Надо брать каждый раз большое колечко". Затем показывает способ прикладывания одного колечка к другому, чтобы увидеть разницу в их величине. После обучения ребенку предлагают выполнить задание самостоятельно.

3. Коробка форм ("почтовый ящик"). Задание направлено на проверку уровня развития практической ориентировки на форму, обучаемость.



Оборудование: "почтовый ящик" - пластмассовая или деревянная коробка с четырьмя (пятью) прорезями разной формы; восемь объемных геометрических фигур, соответствующих прорезям коробки.

Проведение обследования: взрослый ставит перед ребенком коробку, обращая внимание на прорези, а рядом выкладывает объемные фигуры так, чтобы основание каждой фигуры, соответствующее форме прорези, оказалось вверху. Ребенку предлагают опустить все фигурки в свои прорези, т.е. определить, к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения взрослый просит ребенка примерить фигурку к прорези, поворачивая нужной стороной, показывает, как это нужно делать.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.

4. Разрезная картинка . Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки.

Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из них разрезана на три (четыре) части по диагонали.

Проведение обследования: взрослый показывает ребенку три (четыре) части разрезанной картинки и просит сложить целую картинку: "Сделай целую картинку".

Обучение: взрослый показывает, как надо соединить части в целое. После этого снова предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способы выполнения, обучаемость, отношение к результату.

5. Цветные кубики . Задание направлено на выявление уровня развития восприятия цвета (выделение по слову, название цвета).

Оборудование: цветные кубики пяти (семи) цветов: два красных, два желтых, два зеленых, два синих, два белых (голубых и розовых).

Проведение обследования: перед ребенком ставят цветные кубики и просят показать кубик определенного цвета: "Покажи, где красный, синий, зеленый". Затем предлагают назвать цвета всех кубиков. Если ребенок не выделяет цвет по слову, проводится обучение. Ребенка просят показать такой кубик, как в руке у взрослого, т.е. уточняется уровень сличения. Затем учат соотносить цвет кубика со словом-названием, повторив при этом цвет два-три раза: "Покажи, где желтый, вот желтый. Найди, где желтый".

Оценка действий ребенка: принятие задания, отмечается уровень восприятия цвета (сличение, узнавание цвета по слову, называние), обучаемость, отношение к результату.

6. Достань ключик.

Для детей 4-го года жизни. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-действенного мышления.

Оборудование: заводная игрушка, ключик.

Проведение обследования: ребенку дают заводную игрушку, а ключик от нее висит так высоко, что ребенок, стоя на полу, не может его достать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался использовать большой стул (большой и маленький стулья стоят недалеко от него). Обучение не проводится.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, способы выполнения (сразу ли догадался взять большой стул, была ли попытка достать ключик рукой, была ли попытка использовать маленький стул или сразу отказался от выполнения задания), отношение к результату.

Для детей 5-го года жизни. Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образного мышления.

Оборудование: сюжетная картинка с изображением следующей ситуации: в комнате стоит мальчик, в руках у него машинка, он смотрит на ключик, который висит на стене, на гвоздике. Недалеко от мальчика стоят два стула - большой и маленький.

Проведение обследования: взрослый предлагает ребенку рассмотреть картинку, затем говорит: "Мальчик хочет завести машинку ключиком, но не знает, как его достать. Расскажи мальчику, как надо достать ключик".

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, решение задачи в наглядно-действенном плане, имеются ли попытки решить задачу в действенном плане.

7. Счет. Задание направлено на выявление у ребенка количественных представлений.

Оборудование: 15 плоских палочек.

Проведение обследования:

Для детей 4-го года жизни: перед ребенком кладут 10 палочек и просят взять одну, а затем - много. Обучение проводится по подражанию; для детей 5-го года жизни: перед ребенком кладут счетные палочки и просят взять две, одну, три. Затем взрослый кладет одну палочку себе на ладонь, на глазах ребенка берет еще одну палочку и кладет ее на ладонь, прикрывая другой ладонью. У ребенка спрашивают: "Сколько там?" Затем кладут еще одну палочку в эту же ладонь и снова спрашивают: "Сколько там?", т.е. проверяют счетные представления в пределах трех. При затруднениях проводится обучение. Если ребенок не справляется с выбором определенного количества по слову, то предлагают выбор - один, два, три по подражанию.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, выбор из множества одной, двух, трех по слову, по подражанию, умение выполнять счетные операции по представлению.

8. Конструирование . Задание направлено на выявление умения ребенка создавать конструкции из четырех (пяти) элементов по образцу, обучаемость.

Оборудование: 10 плоских палочек одного цвета.

Проведение обследования: взрослый строит за экраном фигурку из плоских палочек. Затем показывает постройку и просит ребенка построить такую же. При затруднениях ребенка просят построить по показу.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, умение работать по образцу или по показу, обучаемость, отношение к результату.

9. Рисование (дом, дерево, человек). Задание направлено па выявление уровня развития предметного рисунка, поведения в определенной ситуации, целенаправленности деятельности.

Оборудование: цветные фломастеры, карандаши и бумага.

Проведение обследования: ребенку дают бумагу и просят нарисовать сначала один предмет - дом. После этого просят нарисовать человека, а затем - дерево. Обучение не проводится.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание задания, анализ рисунков: черкание, предпосылки к предметному рисунку, предметный рисунок, ведущая рука, согласованность действий обеих рук.

10. Игра . Проверяется интерес ребенка к игрушкам, характер употребления игрушек, характер игры (манипуляция, процессуальные действия или элементы сюжета).

Оборудование: игровой уголок, где находятся кукла, коляски, наборы одежды и посуды для куклы, машина, кубики, солдатики, ворота, мяч, тазик с водой, мелкие игрушки, куклы "би-ба-бо".

Проведение обследования: взрослый приглашает ребенка в игровой уголок и эмоционально вовлекает его в совместные действия с игрушками. Сначала предлагается покормить куклу, затем покатать ее в коляске, потом уложить спать. Если ребенок не хочет играть с куклой, ему предлагают нагрузить кубики в машину и принять участие в строительстве. Взрослый строит дорогу из кирпичиков, а затем сажает в машину маленькую куклу и просит ребенка провезти ее по дорожке. В случае отказа ребенку предлагают поиграть около тазика с водой: опускают туда по одной мелкой игрушке (шарики, рыбки и т.д.), затем предлагают поймать их сачком.

Оценка действий ребенка: отношение к игрушкам, интерес и характер действий с игрушками, избирательность в игрушках.

Оценка в баллах

1. Разборка и складывание матрешки:

1 балл - не понимает цель и действует неадекватно даже в условиях обучения;

2 балла - понимает цель, но действует хаотически, т.е. не учитывает величину, в процессе обучения действует адекватно, а после обучения самостоятельно задание не выполняет;

3 балла - понимает цель, складывает матрешку методом перебора вариантов, в условиях обучения действует адекватно, после обучения переходит к выполнению задания, пользуясь целенаправленными пробами;

4 балла - понимает цель и самостоятельно складывает матрешку, пользуясь целенаправленными пробами.

2. Разборка и складывание пирамидки:

1 балл - не понимает цель, действует неадекватно;

2 балла - понимает цель, нанизывает кольца без учета размера, после обучения не учитывает размер колец;

3 балла - понимает цель, нанизывает кольца без учета размера, после обучения переходит к самостоятельному выполнению задания;

4 балла - понимает цель, собирает самостоятельно пирамидку с учетом размера колец.

3. Коробка форм ("почтовый ящик"):

1 балл - не понимает цель, действует неадекватно даже в условиях обучения;

2 балла - понимает цель, при опускании фигур в прорези действует хаотически, после обучения не переходит на другой уровень действий;

3 балла - понимает цель, при выполнении задания использует метод перебора вариантов, после обучения действует методом целенаправленных проб либо методом зрительного соотнесения;

4 балла - понимает цель, задание выполняет самостоятельно методом целенаправленных проб.

4. Разрезная картинка:

1 балл - не понимает цель задания, действует неадекватно в условиях обучения;

2 балла - принимает задание, но условий задания не понимает, действует хаотически, после обучения не переходит к самостоятельному способу выполнения;

3 балла - принимает и понимает цель задания, выполняет задание методом перебора вариантов, после обучения переходит к методу целенаправленных проб;

4 балла - принимает и понимает цель задания, действует самостоятельно методом проб либо практическим примериванием.

5. Цветные кубики:

2 балла - принимает задание, сличает два-три цвета, после обучения не может выделить цвет по слову-названию;

3 балла - принимает задание, сличает все основные цвета, может выделить по слову два-три цвета, но не называет;

4 балла - принимает задание, выделяет цвет по слову-названию, может назвать все или почти все предложенные цвета.

6. Достань ключик:

4-й год жизни:

1 балл - не принимает задание, в условиях практической проблемной задачи действует неадекватно;

2 балла - принимает задание, но не может проанализировать условия проблемной практической задачи; пытается достичь цели, используя свои физические возможности (прыгает, тянется рукой), других способов решения задачи не принимает либо сразу отказывается действовать;

3 балла - принимает задание, анализирует условия, т.е. понимает, что рукой выполнить задание невозможно, но нет активного самостоятельного выбора средств для достижения цели, после активизации взрослым ориентировочной деятельности задачу решает методом проб;

4 балла - принимает задание, самостоятельно анализирует условия задачи, решает задачу либо методом проб, либо на уровне зрительной ориентировки;

5-й год жизни:

1 балл - не принимает задание;

2 балла - принимает задание, но не понимает условия задачи, пытается решать неадекватным способом, используя практические действия, либо отказывается от решения ("Не знаю");

3 балла - принимает задание, пытается решить задачу в наглядно-образном плане, но не может проанализировать целостную ситуацию, изображенную на картинке, поэтому перечисляет объекты, изображенные на картинке;

4 балла - принимает задание, самостоятельно анализирует ситуацию, изображенную на картинке, воспринимает ее как целостную, понимает взаимосвязь всех изображенных предметов и решает задачу в наглядно-образном плане.

7. Счет:

1 балл - задание не понимает, в условиях обучения действует неадекватно;

2 балла - задание принимает, но нет представлений о количестве;

3 балла - задание принимает, есть элементарное представление о количестве, дифференцирует "много - один", выделяет из множества один-два, но не выполняет счетных операций по представлению;

4 балла - задание принимает, есть представление о количестве; выполняет счетные операции по представлению.

8. Конструирование:

1 балл - не принимает задание, в условиях обучения действует неадекватно;

2 балла - принимает задание, по образцу задание не выполняет, после обучения пытается выполнить какую-либо постройку, но данный образец не строит;

3 балла - принимает задание, по образцу самостоятельно задание выполнить не может, но после показа может перейти на самостоятельное выполнение задачи;

4 балла - принимает задание и самостоятельно выполняет его по образцу.

9. Рисование (дом, дерево, человек).

1 балл - действует неадекватно, даже не пытается использовать фломастер по назначению;

2 балла - принимает задание, использует фломастер по назначению, рисование на уровне черкания;

3 балла - принимает задание, рисунок на уровне предпосылок к предметному рисунку;

4 балла - принимает задание, имеются предметные рисунки.

10. Игра:

1 балл - не включается в игру со взрослыми;

2 балла - включается в игру, интерес к игрушкам поверхностный, выполняет процессуальные действия с игрушками;

3 балла - включается в игру, выполняет ряд предметно-игровых действий с игрушками;

4 балла - включается в игру, может организовать сюжетную игру.