Open
Close

Классный час на тему: классный час для чего нужно человеку имя

Имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке Имя – это личное название человека, которое дают ему при рождении.

Нет человека, который хотя бы раз в жизни не задумывался о смысле и происхождении своего имени. Изучая на уроке краеведения происхождение имен, я задумалась, а как появилось мое имя, что оно означает, почему родители дали мне имя Дарья? Чтобы ответить на все эти вопросы пришлось много потрудиться. Во –первых, информацию я получила от своих родителей. Вместе с мамой подобрали соответствующую литературу. Учительница поделилась своими наработками. Вместе мы стали работать над этой темой.


Оказывается, у каждого имени есть свое толкование, каждое имя можно перевести. Верующие люди называют своих детей по святцам, в честь святых, которые родились в этом месяце. Например, январь: Николай –победитель, Андрей – храбрый, Артем – здоровый, Мария –море, Елена –факел, Сергей –мудрость.

Есть целая наука, изучающая имена – ономастика. Одно из направлений этой науки изучает взаимосвязь имени человека с его характером. Вы сами, наверно, обратили внимание на то, что одни имена звучат мягко, ласково, а другие, наоборот, твердо, холодно. Значит, уже одним только своим звучанием имена способны вызвать у окружающих различные чувства –от нежности до бессознательного неприятия. Ученые утверждают, что имя влияет на характер его обладателя. Например, Александры в большинстве случаев весельчаки и имеют склонность быть заводилами в компании, Алексеи – расчетливые, скрытые люди, Андреи – смелые, открытые, честные, Жанны – любящие природу, энергичные, Татьяны – артистичные, изменчивые в настроениях, Надежды – осторожные, верные подруги. Отчества тоже важны, они вносят в характер человека качества, присущие отцу.

Интересно также, что каждому имени соответствует свой цвет! Например, красный цвет –это символ силы, активности, любви и гнева. Ему соответствуют имена Борис, Юрий, Зоя и др. Желтый – цвет мечты, радости и ревности (Дмитрий, Вера, Петр и др.) Зеленый – цвет упорства, здоровья, силы и ума (Екатерина, Виталий, Евгений и др.)

А как же произошли наши имена и что они означают?

Имена людей в древней Руси образовывались от названия определенных черт поведения, внешности, присущих их обладателям, а также от названия выбранной ими профессии. Например, блондинку бы назвали Светлана, брюнетку – Чернава, голубоглазую – Синеока, много знающую – Всеведа. Кроме того встречались имена –номерки, произошедшие от названия числа предшествующих детей в семье. Например, Вторунья – родившаяся второй, Третьяк, первуша. Еще были имена, образовавшиеся от названий каких –то жизненных событий. Например, неждан –тот, чьего рождения родители не ждали, Богдан –данный Богом или Предслава –родившаяся перед началом славы.

У каждого народа были свои имена. Многие из существующих сейчас пришли к нам из других языков. Например, Марина – это греческое имя, означает «морская». Елена – тоже греческое имя «светоносная», Владимир –славянское, « владеющий миром», Вячеслав – древнерусское, « больше славный», Эдуард –немецкое, « защищающий собственность», Авдий –еврейское, « слуга Бога»

В русской православной церкви есть и теперь особые книги – месяцесловы, календари или святцы. В месяцеслове на каждый день каждого месяца записаны имена святых, которых в этот день чтит церковь. Священник перед обрядом крещения в старые добрые времена предлагал на выбор несколько имен. Родители выбирали. Этим дело обычно и кончалось. Иногда священник шел на уступки и по просьбе родителей давал ребенку такое имя, которое на данный день в святцах не значилось.. Но ребенку можно было давать только то имя, которое все же имелось в святцах на какой нибудь другой день. По поверьям, святой или святая, имя которых носишь, являются покровителями того или иного человека. К нему и надлежало обращаться с просьбой оградить от всяких бед или с мольбой о помощи в делах. После революции регистрацию новорожденных стали вести ЗАГСы, и родители могли дать детям любое имя.

Владимир, Олег, Ольга, Игорь. Мы привыкли воспринимать как древнерусские, хотя они не славянского, а древнегерманского происхождения. Что было бы, если бы человечество жило без календаря, а человек без имени? Человек без имени – сирота перед Богом. Тайна жизни – тайна имени. Сказано же нашим народом: «Какие имена – такие и времена». В другом варианте – «по людям имена и времена». Имя – судьба, её код. Более того, человек при наречении его именем сдаётся под охрану ангела своего имени. Лишаясь имени, лишается его опеки, выпадает в никуда. В войну солдаты брали имена убитых друзей и тем самым продолжали их жизнь. Они после войны говорили, что славно жили и воевали, словно за двоих. И ещё: в имени человека – имя народа, его историческая и генетическая память. Имена передавались из рода в род, образуя силовое биополе. Умирая, предки нам оставляли своё бессмертие – свои имена. Имя человека – имя народа. Иван – это Россия. Немцы кричали в войну: «Сдавайся, Иван!» Иваны и спасли Россию, как Жанны - Францию.

Приведу некоторый список имен. из какого языка к нам пришли и что они означают.

Василий (греческое) – царский, царственный.

Максим (латинское) – величайший

Михаил (древнееврейское) – подобный Богу.

За последние десять лет число желающих сменить данное при рождении имя возросло более, чем в пять раз. По статистике, в прошедшем 2011 году поменять свое имя только в России решили более 50 тысяч человек. И если раньше на такой шаг, как правило, вынуждены были идти жертвы буйной фантазии родителей, то сейчас, наоборот, традиционные имена меняют на более звучные и оригинальные.

О связи имени человека и судьбы, догадывались еще в древности. В средние века считалось, что, зная имя, на человека можно влиять колдовскими способами, наводить порчу и привороты. Поэтому новорожденных нарекали двумя именами, из которых, главное, держалось в тайне. Наши предки были уверены, что жизненный путь человека определяет именно имя. Следовательно, с его сменой можно изменить и судьбу Они так и поступали, если желали выздоровления или избавления от преследовавших несчастий. Однако сегодня, решаясь на столь радикальный шаг в угоду моде или капризу, многие даже не задумываются, какие их ожидают перемены. Чтобы не разрушить жизнь, а лишь скорректировать ее к лучшему, или хотя бы сохранить статус-кво, действовать следует крайне осмотрительно.

Имя - ключ к будущему

Управлять судьбой посредством имени можно разными способами. Римляне, например, писали имя перевернутыми буквами, дабы вызвать такой же переворот в жизни человека. Выходя замуж, женщины брали имя (фамилию) мужа, тем самым обьявляя, что отныне у них начинается новая жизнь. То же самое происходило при пострижении или принятии церковного сана, вступлении в тайное общество. До сих пор с надеждой на большее везение подбирают себе псевдонимы писатели, артисты.

Имя человека - это особый шифр, в котором заложены основные личностные характеристики. При этом каждый звук, каждая буква имеет свое отражение в соответствующем виде ДНК, Это научный факт. Слух воспринимает любую позитивную и негативную информацию, которая загем «материализуется» на клеточном уровне с помощью аминокислот и белков. Таким образом, имя, сопровождающее нас от рождения, диктует развитие определенного набора качеств, что и осуществляет физический организм. А значит, оно сплетается в единое целое с генетическим кодом индивидуума. Поэтому его изменение, особенно в зрелом возрасте, чревато непредсказуемыми последствиями.

Зачем менять имя

Существуют ли объективные причины избавиться от собственного имени и взять новое? Их много. О смене имени стоит задуматься тем, кого назвали в чью-то честь, в память о родственниках - матери или отце, бабушки или дедушки. Давно подмечено, что судьба таких людей складывается не очень счастливо. Да они и сами ощущают, что живут не своей жизнью. Случается также, что имя, данное родителями с буйной фантазией, делает ребенка обьектом насмешек, заставляет с детства занимать оборонительную позицию, бороться за нормальное отношение к себе, что отражается на психике и характере. И(наконец, одной из главных причин отказа от прежнего имени, особенно в последнее время, становится стремление к самовыражению, реализации.

Но делать это стоит только в том случае, если иные психологические механизмы коррекции личности и судьбы не работают, а негативных сторон нынешнего имени гораздо больше, чем положительных. Порой для изменения жизненного сценария достаточно сокращения имени или употребления его в другой форме. Например, не всегда допустимо ломать полное звучание имени, сокращая его и преобразовывая власкательные формы. Так, Елену не стоит называть Аленой. Ведь это разные имена, соответственно, и два разных человека: Алены -эмоциональные и взрывные, Елены - спокойные и уступчивые. Также порой негативно отражается на человеке, если Марию величать Машей, Александра - Сашей и так далее.

Как выбрать новое имя

И все же, если вы твердо намерены изменить свое имя, следуйте простым правилам.

  • Избегайте имен, порождающих внутренние противоречия. Например, нельзя изначально мужскими именами называть женщин, в том числе Александра и Валерия.
  • Подумайте, каким вы хотите видеть свое будущее, какие личностные качества хотели бы развить.
  • Соотнесите имя со знаком зодиака. Оно должно усилить положительные качества знака и сгладить отрицательные.
  • Выбирайте имя, традиционное для страны, где живете, поскольку иностранные имена также могут являться причиной внутреннего дискомфорта.
  • Новое имя должно быть красивым, благозвучным, с хорошим значением, а главное - подходить человеку.
  • Имя должно сочетаться с отчеством. Идеальный вариант - когда и то и другое воспринимается как единое целое.
  • Чтобы наверняка получить желаемые результаты, перед тем как действовать, проконсультируйтесь со специалистом.

Если вы меняете имя в зрелом возрасте, на первых порах возможны некоторые неудобства. Нужно время, чтобы привыкнуть к новому имени, полюбить его, войти в его состояние, и только затем жизнь обретет новую колею и будет развиваться в позитивном направлении.

И помните, имя - это, безусловно, важная, но только часть сложного алгоритма построения личности и жизни в целом. Любые перемены в жизни напрямую зависят и от ваших собственных усилий.


Исследовательская работа

« Имя – творение человека »

(на примере имен, носителями которых являются

обучающиеся МБОУ «Ивансолинская основная общеобразовательная школа»)

Работу выполнили:

обучающиеся 6 класса

МБОУ «Ивансолинская основная общеобразовательная школа»

Руководитель:

Яковлева Лилия Валентиновна,

учитель русского языка и литературы

Д. Купсола

2012 г.

Введение……………………………………………………………………… ....3

Глава 1.Какие бывают имена?

Глава 2. Значение современных имен.

2.1. Мужские имена и их значения…………………………………………..12

2.2. Женские имена и их значения………………………….………………...15

Глава 4. Статистика имён ………………………………………………………25

Глава 5. Результаты исследования……………………………………………..27

Заключение………………………………………………………………………38

Список литературы и WEB-источников……………………………………….41

Приложение……………………………………………………………………. 43

ВВЕДЕНИЕ

На уроке русского языка мы проходили тему «Имена существительные». На одном из уроков мы говорили о личных именах, узнали историю происхождения некоторых имен. Эта тема нас так сильно заинтересовала, что мы решили глубже изучить её, узнать, какие имена были распространены в тот или иной промежуток времени, по какому принципу людям давались имена.

Есть интересная и значимая наука – ономастика (в переводе с греческого – « искусство давать имена»). Ономастика – это раздел лингвистики , изучающий собственные имена , историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения. Собственные имена людей исследует антропонимика .

Лев Владимирович Успенский так говорил, призывая нас знать и помнить историю данного нам имени: «И сегодня человек проносит имя через всю жизнь, берет его с собою даже в могилу. Бывает и так: кости усопшего рассыплются в прах, разрушится воздвигнутый над могилой монумент, прекратится род и племя, а самое хрупкое, самое летучее изо всего, что имел когда-то усопший, его звонкое имя, все еще живет и порхает по свету» .

Какое имя дать новорожденному? Вопрос вечный, как сама жизнь. Издавна на Руси сложилась традиция имянаречения. Имя давалось ребенку на 8 день после рождения во время обряда крещения в храме. Загадочную власть имен над судьбой человека заметили еще в древности. Нет в языке таких слов, которые по влиянию на характер и судьбу, по силе выражения чувств, по употребительности можно было бы поставить выше, чем наше имя.

Ритуал знакомства также связан с именем. В этом обычае заложен древний и глубокий смысл: «Я верю, что, зная имя, ты не причинишь мне зла» .

Гомер в своей знаменитой «Одиссее» напоминал:

Нет меж живущих людей

да не может и быть безымянных:

В первый же миг по рождении

каждый, убогий и знатный,

Имя, как сладостный дар,

от родимых своих получает.

«По имени и житие твое да будет…» , - наставлял преподобный Амвросий Оптинский…

«Радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» , - читаем мы в Евангелии от Луки. (X,20) .

Возникает закономерный вопрос: что же такое имя?

Имя человека – неотъемлемая часть истории и культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нам интересно знать, каким народом создано то или иное имя, каким путем и когда оно пришло в русскую культуру, кого называли этим именем.

В своей работе мы проанализируем имена, носителями которых являются учащиеся нашей школы с 1 по 9 классы (1995 – 2004 г.р.) и сопоставим частотность их употребления с частотностью употребления имен, носителями которых были учащиеся Ивансолинской школы с 1940 года рождения по настоящее время.

Актуальность темы обусловлена недостаточно глубокой степенью изученности на современном этапе частотности употребления имен, а также обоснованности придания ребенку того или иного имени.

Цель нашего исследования – выявить закономерность частоты употребления мужских и женских имен, носителями которых являются обучающиеся школы, рожденные в период с 1995 по 2004 годы, и выпускники школы, рождённые с 1940 по 1994 гг, чтобы понять, происходит ли изменение числа носителей редких и «массовых» имен; сравнить частоту употребления мужских и женских имен в предыдущие 16 лет с частотностью употребления тех же имен 72 года назад; узнать историю школы, выпускников школы, прославивших свои имена

Темы исследований обучающихся :

1.Что означает твоё имя, из какого языка оно пришло в русский язык?

2. Почему родители выбрали для тебя именно это имя, чем они руководствовались?

3. Сведения о людях, которые носят такое же имя, как у тебя.

4. Марийская интерпретация христианских имён.

5. Выпускники МБОУ «Ивансолинская основная общеобразовательная школа», прославившие свои имена.

Объект исследования – обучающиеся МБОУ «Ивансолинская основная общеобразовательная школа; выпускники Ивансолинской школы, рожденные 1940 – 1996 гг.

Предмет исследования – имена обучающихся школы (данные личных дел обучающихся); имена выпускников Ивансолинской школы 1940 – 1996 гг. рождения(данные алфавитной книги), материалы музея школы.

Для достижения цели нами были поставлены следующие задачи :

  1. Углубить понятие о том, как и какие имена давали людям в старину.
  2. Определить основные особенности наделения человека тем или иным именем.
  3. Изучить специальную литературу, различные WEB-источники, данные архива школы.
  4. Исследовать частоту употребления мужских и женских имен в период

с 1996 года по декабрь 2011 года и 72 года назад (1940 г).

  1. Выяснить марийскую интерпретацию христианских имён.
  2. Выявить наиболее и наименее распространенные мужские и женские имена в рамках данного исследования, обозначить причины наделения такими именами.

Гипотеза – имя является неотъемлемой частью истории, культуры и естественной формой общения между людьми. Наиболее распространенными мужскими и женскими именами последнего десятилетия можно назвать такие имена, как Дмитрий , Никита , Данил , Александр , Анастасия , Екатерина , Дарья .

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования практических результатов преподавателями общественных и гуманитарных дисциплин на внеклассных мероприятиях, факультативных занятиях, элективных курсах; классными руководителями при подготовке классных часов; библиотекарем.

В ходе исследования использованы следующие методы :

  1. анализ литературы и WEB-источников по данной теме
  2. анализ документальных источников
  3. сравнительно-сопоставительный анализ
  4. анкетирование
  5. опрос

ГЛАВА 5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Перед началом исследования выдвинем гипотезу, что в 20-30-е годы XX века имена Анна, Валентина, Галина, Мария, Нина, Тамара были достаточно «массовыми».

50-е годы – время Татьян , обогнавших даже Наташ и Маш .

В 60-е годы свыше половины новорожденных получали 5-7 имен массового распространения. Мальчикам давались простые имена: Александр , Алексей , Андрей , девочкам – Елена , Ирина , Марина , Наталья , Ольга .

70-е годы принесли имена Елена, Ирина, Наталия (и Наталья), Ольга, Светлана, Татьяна, Юлия.

В 80-е годы возрастает популярность имен Дарья, Александра, Анастасия. С тало модно называть детей старинными именами, непопулярными в годы советской власти. Появились Марфы , Евдокии , Василисы , Анастасии , Максимы , Денисы , Никиты и Данилы.

В проведенном нами исследовании, во-первых, проанализированы имена 67 человек, обучающихся школы с 1 по 9 классы. Среди них – 39 мальчиков, 28 девочек. Нами выявлено, что обучающиеся нашей школы являются носителями 23 мужских имен и 17 женских имен. Самыми распространенными мужскими именами в школе являются имена:

Алексей – носителями этого имени стали 5 человек;

Александр – 5

Андрей – 4

Кирилл – 2

Тимофей – 2

Дмитрий – 2

Максим – 2

Егор, Виталий, Данил, Эдуард, Антон, Константин, Виктор, Денис, Михаил, Василий, Руслан, Сергей, Илья, Геннадий, Иван

Самыми распространенными женскими именами в школе являются Наталья (носителями этого имени являются 5 человек),

Анна – 2

Анастасия - 2

Екатерина – 2

Вероника – 2

Виктория - 2

Мария – 2

Елена - 2

Женские имена, носителями которых является только один человек: Валентина, Галина, Диана, Дина,Ирин, Кристина, Марина, Светлана, Снежана.

Во-вторых, изучив данные комитета ЗАГС администрации Куженерского муниципального района, мы выяснили, что в 2011 году в нашем районе появилось на свет 219 детей. Наиболее частотные имена:

За январь 2012 года родилось 7 девочек: Ева, Устинья, Анастасия (2), Алина.

(Материалы с сайта Отдел ЗАГС администрации муниципального образования "Куженерский муниципальный район" Республики Марий Эл,Куженер. ЗАГСы http://www.gorko-gorko.ru/firm/2224/ )

В третьих, по данным Йошкар-Олинского перинатального центра, самыми распространёнными именами новорожденных в 2011 году были Артём, Кирилл, Дарья и Анна.

Проанализировав имена выпускников Ивансолинской школы 1940 – 1949 года рождения (172 человека), мы пришли к выводу, что наиболее распространенными именами были:

Мужские имена

(всего 96 чел)

Женские имена

(всего – 76 чел)

Алексей – 13

Валерий – 10

Иван, Виталий – по 9 человек

Геннадий – 6

Аркадий – 5

Анатолий – 4

Александр – 4

Михаил – 4

Николай – 4

Константин, Степан, Василий, Евгений - по 3 человека

Валентин, Георгий, Петр – по 2

Виктор, Климент, Федор, Павел, Эрнст, Олег, Никифор, Владимир, Альберт, Юрий – по 1 человеку.

Лидия – 11

Галина – 9

Зоя – 8

Ольга – 5

Анна, Елизавета, Роза – по 4 человека

Нина, Раиса – по 3

Елена, Екатерина, Любовь. Маргарита, Таисия – по 2 человека

Анастасия, Зинаида, Ксения, Марина, Тамара, Ираида, Людмила, Фаина, Вера, Римма, Евдокия, Надежда, Анисия, Пелагея, Валентина – по 1 человеку.

Родившихся в 1950 – 1959 гг в школе обучалось 411 человек.

Мужские имена

(всего – 226 чел)

Женские имена

(всего – 185 чел)

Анатолий – 22

Виталий – 16

Иван – 15

Валерий – 14

Николай – 13

Алексей, Геннадий – по 12

Юрий – 11

Василий – 8

Вячеслав – 7

Виктор, Михаил – 6

Владимир, Григорий, Александр, Олег, Сергей – по 5

Георгий, Валентин, Эрнест, Павел, Владислав – по 4

Вениамин, Арсентий, Аркадий, Петр, Леонид, Альберт, Евгений – по 3

Игорь, Семен, Максим, Эрнст, Герман – по 2

Дмитрий, Степан, Борис, Станислав, Федор, Тимофей, Эрнольд, Мирослав – по 1

Галина, Лидия – по 25 человек

Нина – 19

Раиса – 13

Зинаида – 10

Зоя – 9

Любовь – 8

Людмила – 7

Таисия – 6

Анна, Маргарита, Роза – 5

Валентина, Ольга, Анисия, Надежда – по 4

Елена, Римма, София – по 3

Алевтина, Светлана, Татьяна, Юлия, Вера – по 2

Алефтина, Александра, Антонина Анастасия, Мария, Наталия, Ира, Елизавета Екатерина Евгения, Ефросиния, Лилия, Федосия – по 1

Родившихся в 1960 – 1969 гг в школе обучалось 168 человек.

Результаты исследования этих имен:

Мужские имена

(всего – 85 чел)

Женские имена

(всего – 83 чел)

Юрий, Владимир – по 8

Анатолий, Геннадий, Николай – по 6

Валентин, Игорь, Олег – по 4

Виталий, Сергей, Вячеслав – по 3

Григорий, Иван, Леонид, Михаил, Алексей, Эрнст – по 2

Вениамин, Борис, Георгий, Василий, Аркадий, Альберт, Эдуард, Герман, Евгений, Александр, Вадим, Владислав – по 1

Нина – 11

Людмила – 8

Галина – 7

Валентина, Эльвира – по 5

Алевтина, Ираида, Лидия, Маргарита, Роза, Римма – по 4

Елизавета, Зинаида, Любовь, Надежда, Светлана, Раиса, Юлия – по 2

Антонина, Евдокия, Лариса, Тамара, Софья, Эмилия, Земфира – по 1

Родившихся в 1970 – 1979 гг в школе обучалось 133 человека.

Результаты исследования этих имен:

Мужские имена

(всего – 53 чел)

Женские имена

(всего – 80 чел)

Сергей – 8

Владимир, Геннадий – по 6

Владислав – 4

Руслан, Эдуард – по 3

Анатолий, Александр, Виталий, Леонид, Евгений, Юрий. Валерий – по 2

Антон, Андрей, Николай, Петр, Игорь, Михаил, Родион, Станислав, Василий – по 1

Людмила – 10

Алевтина – 8

Надежда – 7

Елена, Ольга, Светлана, Эльвира – по 5

Валентина, Татьяна, Роза – по 4

Любовь – 3

Елизавета, Нина, Лидия – по 2

Алена, Земфира, Зоя, Ирина, Ираида, Маргарита, Марина, Майя , Наташа, София, Юлия, Дина, Долина, Вера – по 1

Родившихся в 1980 – 1989 гг в школе обучалось 178 человек.

Результаты исследования этих имен:

Мужские имена

(всего – 85 чел)

Женские имена

(всего – 93 чел)

Андрей, Александр, Алексей, Николай, Сергей – по 8

Владимир – 6

Эдуард – 5

Михаил – 4

Игорь, Дмитрий – по 3

Геннадий, Руслан, Аркадий, Юрий, Денис, Артур – по 2

Борис, Василий, Евгений, Виталий, Вадим, Олег, Владислав, Станислав Максим, Ренат, Артем, Роман – по 1

Ольга – 15

Наташа – 10

Алевтина – 7

Елена, Людмила – по 6

Надежда, Татьяна, Светлана – по 5

Ирина - 4

Валентина, Эльвира, Олеся – по 3

Анна, Марина – 2

Анжелика, Антонида, Вероника, Алена, Альбина, Евгения, Екатерина, Лидия, Любовь, Нина. Тамара, Эмма, Лилия, Жанна, Лариса, Лиана, Алина – по 1

Родившихся в 1990 – 1999 гг в школе обучалось 123 человека.

Результаты исследования этих имен:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведённого исследования мы пришли к следующим выводам :

  1. существует огромное количество мужских и женских имен;
  2. родителям необходимо осторожно и внимательно выбирать имя своему ребенку, так как имя оказывает существенное влияние на его судьбу;
  3. не следует выбирать труднопроизносимое, странное имя;
  4. не стоит поддаваться соблазну и нарекать ребенка именем знаменитостей, популярных людей, так как эти имена очень быстро выходят из моды и зачастую становятся предметом насмешек;
  5. имена Александр, Алексей, Кирилл, Наталья, Анна, Анастасия, Виктория, Кристина являются самыми частотными в нашей школе.

Несмотря на сделанные выводы, тему исследовательской работы нельзя считать полностью исчерпанной. В перспективе могут быть изучены другие аспекты этой проблемы. Например, подробное исследование влияния исторических событий, происходивших в нашей стране, на частотность распространения имён.

Несмотря на то, как человека назвали, главное, чтобы он с гордостью носил своё имя и сделал всё возможное, чтобы его имя стало популярным. А популярности имени можно добиться своим трудом. В пример этому можно привести выпускников нашей школы, прославивших свои имена:

Хлебников Евгений Афанасьевич – кандидат философских наук,

Кузнецова Нина Васильевна – заслуженный работник образования, учитель-методист,

Горохов Аркадий Михайлович – детский писатель,

Макаров Иван Леонидович – заслуженный артист Республики Марий Эл,

Горинов Андрей Иосифович – поэт,

Казанцев Иван Иванович (Ялмарий Йыван) – известный писатель-драматург,

Горохов Василий Михайлович – заслуженный артист России, поэт, драматург,

Харитонова Ольга Федотовна – заслуженная артистка Республики Марий Эл,

Петухов Вениамин Иванович – заслуженный журналист Республики Марий Эл,

Авипов Алексей Фёдорович – заслуженный журналист Республики Марий Эл,

Басов Семён Леонидович – кандидат юридических наук,

Шамов Александр Герасимович – кандидат экономических наук,

Аблинов Валерий Николаевич – кандидат исторических наук,

Куликов Виталий Иванович – ученый-литературовед,

Виноградов Виталий Иванович – мастер спорта СССР,

Каменщиков Евгений Анисимович – заслуженный работник культуры Республики Марий Эл и многие другие.

Петухов Тимофей Васильевич – журналист, артист, поэт-бард,

Исаков Эрик Александрович – писатель-прозаик, художник,

Бердинский Иван Анисимович – поэт,

Шабердин Игнатий Гаврилович – музыкант, фольклорист.

(Использован материал школьного музея)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И
  1. В честь бабушки, дедушки.
  2. В честь другого родственника (указать, какого).
  3. В честь какой-то знаменитости (указать, какой).
  4. Следуя православному календарю (именины).
  5. Другой вариант (напишите свой ответ)
  1. Твое имя нравится тебе?
  2. Хочешь иметь другое имя? Какое? Почему?
  3. Как одноклассники обращаются к сверстникам, имеющим одинаковые имена?
  4. Как учителя обращаются к ученикам, имеющим одинаковые имена?

Беседа.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНО ЧЕЛОВЕКУ ИМЯ?

Ведущий: Сегодня ребята, мы поговорим об именах. Имена имели все люди во все времена во всех цивилизациях.

Для чего нужно человеку имя? (Ответы) Чтобы обращаться к человеку, говорить о нем с другими людьми, поэтому говорят: у него – доброе имя, или - не позорь своего имени. А ввиду имеют: он хороший человек и – не позорь себя.

Откуда пришли имена? (Ответы) расскажет нам об этом ….

Ученик 1: У каждого народа были и есть свои имена. Но в результате общения имена переходили от одного народа к другому, попутно изменялись. Так. Из Древней Греции у нас обосновались такие имена, как Алексей, Александр, Андрей, Федор, Василий, Анатолий, Артем, Георгий, Татьяна, София, Лариса, Ксения, Зоя, Елена, Екатерина, Галина, Анастасия, Зинаида и др. (Показывает карточки, на которых написаны эти имена). Они стали настолько распространенными, что мы давно уже считаем их русскими, своими.

Из древнееврейского языка пришли к нам такие имена, как Иван, Анна, Ева, Елизавета, Мария, Тамара, Вениамин, Гавриил, Давид, Даниил, Михаил. Из латинских имен популярны у нас Виктор, Маргарита, Марина, Наталья, Валентина, Валерий, Виталий, Константин, Максим, Феликс и др.(Показывает карточки) Имя Дарья (богатая) пришло к нам из персидского языка.

А имена Лада (любимая), Людмила, Ярослав, Владимир, Всеволод – чисто древнерусские, говорящие сами за себя.

Ведущий: Спасибо. А теперь мы послушаем о новых именах.

В русский именослов проникли и другие имена, казавшиеся более изысканными по сравнению со старыми русскими: Нелли, Виолетта, Изабелла, Полина, Эльвира, Дина, Инга, Илона, Эвелина. В 20-30 гг., когда в России все пытались создать заново, стали давать детям «революционные» имена: Коммунар, Октябрь, Май, Майя, Октябрина. И это не было еще бедой. Человеческая фантазия была безгранична, девочек называли совершенно непроизносимыми грубыми именами: Баррикада, Шестеренка, Вагранка, Даздраперма (да здра вствует пер вое ма я). Мальчиков умудрялись называть Глобусами, Тракторами. А уж Виленов (В.И.Ленин), Мэлоров (М аркс, Э нгельс, Л енин – организаторы революции) и Ким ов (к оммунистический и нтернационал м олодежи) было полным полно. Теперь такие имена стали большой редкостью.

Разговор о неудачных новых именах стоит закончить веселыми стихами С.Я.Маршака «В защиту детей».

Ученик 2:

Если только ты умен,

Ты не дашь ребятам

Столь затейливых имен,

Как Протон и Атом.

Удружить хотела мать дочке белокурой,

Вот и вздумала назвать дочку Диктатурой.

Хоть семья ее звала сокращенно Дита,

На родителей была девушка сердита.

Для другой искал отец имя похитрее,

И назвал он, наконец, дочь свою Идея.

Звали мама и сестра девочку Идейкой.

А ребята со двора стали звать Индейкой.

А один оригинал, начинен газетой,

Сына спутником назвал, дочь назвал Ракетой.

Пусть поймут отец и мать, что с прозваньем этим

Век придется вековать злополучным детям.

Ведущий: Имя – это первый подарок, если не считать самой жизни, который родители преподносят своему ребенку, и подарок этот – на всю жизнь. Поэтому выбрать имя – очень ответственное и трудное дело. Кто дает имя новорожденному. Тот берет на себя большую перед ним ответственность, ибо имя человека – это код судьбы, каково имя – таков и человек.

Как же выбрать имя? За красивое звучание? В честь хорошего человека? Модное? Имя не должно быть случайным. Слишком длинным и трудным. Лучше, если оно легко произносится и сочетается с отчеством и фамилией. Человеку должно нравиться его имя. Вот посмотрим, нравятся ли вам ваши имена (дети зачитывают отрывки из своих мини-сочинений)

Сейчас мы немного изменим нашу деятельность и проведем викторину.

Тур I «Мое имя»

1. Как звали владелицу Цветика-семицветика? (Женя)

2. В какой пушкинской сказке есть 34 героя без имени? (О царе Салтане)

3.Как звали мальчика и девочку, укравших друг у друга кларнет и корралы? (Карл и Клара)

4.Какие женские имена носят названия цветов? (Роза, Лилия)

5.Назовите мужское «рыбье» имя? (Карп)

6.Как звали сказочную красавицу с голубыми волосами? (Мальвина)

7.Перечисли русские сказки, в названии которых использованы имена.

8.Перечисли женские имена которые заканчиваются буквой «а». (Марина, Полина, Светлана и др.)

9.Кикие мужские имена начинаются на букву «Б»? (Борис, Богдан, и др.)

10.Как звали трех богатырей, охранявших границы земли русской? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович)

11.Назовите имя мальчика и царя зверей? (Лев)

12.Как звали первого в мире космонавта? (Юрий)

13. Сказочный чудак, продававший лечебных пиявок (Дуремар)

Тур II «Угадай, кто я?»

  1. У меня 12 братьев-лебедей? (Элиза)
  2. Моими женихами были Жабенок, Жук и Крот (Дюймовочка).
  3. Мое платье изорвано, я испачкана золой, я много тружусь, но мачеха все равно меня ругает! (Дюймовочка).
  4. Я никогда не смеюсь, а только бесконечно плачу (Царевна Несмеяна).
  5. Могу я быть и девушкой и большой, красивой, белой птицей. (Царевна Лебедь).
  6. Спокойная и холодная, боюсь огня – могу растаять (Снегурочка).
  7. На своем моторе я летаю выше крыши (Карлсон).
  8. Меня вместе с матерью заточили в бочку и бросили в море (Князь Гвидон).
  9. Я вернулась к бабушке и дедушке в коробе, который нес медведь (Машенька)
  10. Гном сделал меня маленьким, и я летал с дикими гусями (Нильс)
  11. Я расправился с 40 разбойниками и завладел их сокровищами (Али-Баба).
  12. Стоит мне потереть лампу, как появится Джин и исполнит любое мое желание (Аладдин).

Ведущий: На этом наше мероприятие заканчивается, постарайтесь побольше узнать о своем имени и достойно его нести. До свидания,хорошего всем настроения и доброго здоровья!

Зачем человеку имя?

В детстве практически у каждого ребенка чуть ли не нервная дрожь от своего имени, горючими слезами обливает он маму и папу: «Ну почему вы меня так назвали???». И ведь имя у чада вполне приличное: Саша или Марина. С годами подобный имя-конфликт как-то устраняется, и название себя любимого часто даже начинает нравиться.
Родители всегда тщательно подбирают имя малышу, несколько вариантов из тех, что кажутся наиболее благозвучными. Но порою родившееся чудо не соответствует ни одному из имен-претендентов на имя нового жителя мира. Ну какой же это Валерий, если на его еще крошечном личике написано: «ху-лю-ган». Так что быть тебе, малыш, Стасиком. Угу, Фантомасиком.

Наглядный пример
Существует предположение, что влияние имени определяется неосознанным компонентом (о котором мало что известно) и осознанным нами значением имени или сведениями о людях, которые это имя носили. Примеров влияния имени на судьбу человека известно немало. Например, история жизни выдающегося русского полководца Суворова. Он родился слабым, еле живым: не дышал, не шевелился, не кричал. Только после энергичного шлепка мальчик ожил и крикнул басом: «А-а-а!» Все младенцы при рождении издают сей звук, но для суеверной матери чудом вернувшегося к жизни ребенка это стало знаком – имя сына должно начинаться с «А».
В святцах среди близких к дню рождения будущего полководца святых на букву «А» значились Анастасий (это имя в переводе с греческого означает «воскресший из мертвых») и три Александра: Римский, Свирский и Невский. Мать склонялась к первому имени. Но отец мальчика настоял на имени Александр. Священник заметил при этом, что мальчик, когда вырастет, сам выберет себе покровителя среди трех Александров. Известно, что Римский Александр был святителем. Александр Свирский, по преданию, ушел из богатого дома родителей в монастырь, прожил на острове Валаам 30 лет, где все время долбил себе могилу в гранитной скале, да так и не сумел ее закончить.
Когда Суворову исполнилось 7 лет, ему надо было выбрать себе «ангелом» одного из двух русских святых: им оказался Александр Невский (ну не привлекало мальчика долбить себе могилу...). У Суворова был еще один пример для подражания – Александр Македонский. Имея двух таких кумиров, слабый мальчик упорными занятиями физической культурой, духовным самосовершенствованием сумел стать великим полководцем! Суворов не проиграл ни одного сражения, в возрасте 70 лет смог пешком вместе с солдатами преодолеть перевал через Альпы!
Познаем себя, или Если имя начинается с...
Влияние букв неодинаково по силе. Буква, с которой начинается имя, имеет наиболее выраженное действие.

А – сила, власть, комфорт.
Б – способность к большим чувствам, постоянство, пробивные способности.
В – непостоянство, единение с природой.
Г – таинственность, внимание к деталям, добросовестность.
Д – общительность, капризность, экстрасенсорный дар.
Е – жизнестойкость, проницательность, болтливость.
Ж – неуверенность, содержательный скрытый внутренний мир.
3 – материальная неудовлетворенность, высокая интуиция.
И – тонкая духовность, впечатлительность, миролюбие.
К – выносливость, нервозность, проницательность.
Л – артистичность, мелочность, логика, изобретательность.
М – заботливость, застенчивость, трудолюбие, педантичность.
Н – творческие амбиции, интерес к здоровью, острый ум.
О – большая эмоциональность, таинственные волнения.
П – скромность, одиночество, забота о внешности.
Р – самоуверенность, постоянное напряжение, догматичность.
С – здравый смысл, угнетенность, властность, капризность.
Т – поиск идеала, чувствительная творческая личность.
У – ранимость, сопереживание, интуиция.
Ф – нежность, оригинальность идей, способность приврать.
X – сексуальные проблемы, законопослушность, непостоянство.
Ч – верность.
Ш – ревность, развитое чувство юмора, бескомпромиссность.
Э – поиск психологического равновесия, пронырливость, хорошее владение речью, любопытство, иногда чрезмерное.
Ю – амбиции, стремление к истине, жестокость.
Я – интеллигентность, творческие способности.