Open
Close

Народные игры для взрослых. Народные игры и забавы

Зимние русские народные игры. Во что играли наши предки, будучи детьми.

В наши края пришла настоящая зима. До нового года остались какие-то 21 день, которые как всем известно пролетят за повседневными хлопотами и подготовкой к празднику абсолютно незаметно. У школьников начнутся долгожданные зимние каникулы. И именно о детском досуге мы хотим поговорить в этой статье. О досуге детей, сегодняшних и тех детей, которые жили уже более одного века назад.

Давайте вместе взглянем в прошлое и посмотрим на то, как развлекались дети в былые времена, когда не было высокотехнологичных гаджетов и компьютеров. Когда дети радовались белому снегу и ясному солнцу.

У детей тех времен, были очень развиты подвижные командные игры, несколько самых популярных мы сейчас и рассмотрим.

Все знают о том, что традиционными и самыми обычными забавами в зимнее время для русских детей были катания с ледяных горок, которые они сами и строили. Еще одним популярным развлечением была игра в снежки с очень простыми правилами – закидать противника снежками, а самому увернуться.

«Штурм крепости»

Перед игрой на небольшом расстоянии друг от друга необходимо построить две снежные крепости, а можно и просто нарисовать два круга на снегу, которые и будут двумя крепостями. Дети формируют две команды и дают им названия. Назовем их Казань и Москва.

Затем следует найти середину между крепостями и провести черту, вдоль которой и выстраиваются дружины, каждая со своей стороны. Следует бросить жребий, выигравшая команда начинает игру первой. Например, проиграла московская команда. Тогда капитан дружины кричит: «Раз-два-три, в Москву беги!». После чего «москвичи» бегут в свою крепость, а казанцы стараются их поймать и осалить.

Те игроки, которые не успели убежать и спрятаться в крепость, переходят на сторону противника. Теперь настала очередь бежать казанцам, а московская дружина будет их догонять. Игра идет до тех пор, пока игроки не окажутся в одной команде.

«Снежная башня»

Играют в «Снежную башню», когда прошел мокрый рыхлый снег, и которого и строят небольшую башенку – не больше 70 см. Потом готовят «оружие» – снежки. Их понадобится не меньше 100 штук. И охрану от нападающих – ледянки. Дети делятся пополам: на «защитников» и «захватчиков» башни. «Защитники» окружаю башню, а «захвтчики» отходят на 10 шагов от нее, держа оружие в руках. Можно использовать и вот такой нехитрый стишок:

Мороз Красный нос
Холод-стужу принес,
На дороге начудил,
Башню снежную слепил.
Кто встал в кружок –
Бросай снежок!

После чего «захватчики» кидают снежки в башню, пытаясь ее сломать. «Защитники» же отбиваются ледянками. Потом команды меняются ролью. Игра продолжается до тех пор, пока башня не падет. Победа присуждается той команде, которая эту башню и разрушит.

«Мороз»

Это игра-хоровод с элементами салок. Водящего – «Мороза» – выбирают считалкой. После чего дети образуют круг, в центр которого и встает Мороз». Ребята водят хоровод и читают стихотворение:

Идет Зимушка-Зима,
У ней белая коса.
С ней идут три тетки –
Белые поддевки:
Метель, Вьюга да Пурга.
У тех теток есть слуга:
Злющий дядька Мороз,
Кого схватит – тот замерз!

Потом дети разбегаются в разные стороны, а водящий пытается их догнать и «заморозить» (осалить). Осаленные должны замереть на месте, а другие игроки могут их освободить, попав в них снежками, пытаясь в то же время не попасться злому «Морозу». Игра заканчивается, когда остается один самый ловкий игрок, который и становится следующим «Морозом».

«Зимний котел»

Игра очень похожа на хоккей. В старину в нее играли загнутыми на концах палками и льдинками, сейчас же можно использовать клюшки и шайбу.

На льду или снегу следует очертить круг диаметром около пяти метров, в его центре нужно нарисовать еще один круг около 80 сантиметров в диаметре. Это и будет котел.

Водящего, или «сторожа» котла, выбирают считалкой. Он становится в котел, а остальные игроки окружают его с внешней стороны большого круга. Дети стараются так кинуть льдинку (или шайбу), чтобы она попала в котел.

Правилами разрешается перебрасывать льдинку другим игрокам. Водящий же старается ее отбить. Попавший в котел и становится следующим «сторожем». Время игры не отграничено.

«Льдинка»

Перед игрой нужно начертить две окружности так, чтобы малая окружность (70 сантиметров) находилась внутри большой (5-6 метров). В центр маленькой окружности нужно сложить 10 льдинок. Считалкой нужно выбрать ведущего, который занимает место внутри большого круга и не может его покидать.

Остальным игрокам нужно выбить льдинки за пределы большой окружности, а водящий должен их осалить. Первый же осаленный и становится новым ведущим. Игра продолжается до тех пор, пока последняя льдинка не покинет пределы большого круга.

«Коровка»

Лучше всего играть в «Коровку» на хорошо утоптанном снеге или на льду. Как вариант – каток. Любой считалкой нужно выбрать водящего, который наступает на льдинку (шайбу). Эта льдинка и называется «коровкой». Водящий пытается попасть льдинкой в других игроков, которые должны стоять на месте и могут только подпрыгивать.

При броске водящий кричит: «Купи коровку!». Следующим ведущим становится тот игрок, в которого попала льдинка. Время игры не ограничено.

«Царь ледяной горы»

Играли в «Царя» чаще всего мальчики, так как эта игра силовая и активная. Играют в нее все против всех. Для начала выбирался высокий сугроб. А каждый игрок должен был забраться на саму вершину сугроба и не дать другим себя скинуть оттуда.

В этой игре можно и даже нужно пихаться, бороться, толкаться и сталкивать соперников с сугроба вниз. Царем становится тот, кто продержится на вершине дольше всех. Для усложнения вместо сугроба лепили огромный шар из снега, который поливали водой, а играть начинали уже на следующий день. Сложность же заключалась в том, чтобы забраться на такой скользкий шар, даже когда тебя и не толкают.

Александр БЕССОНОВ
Слобода Сагуны

Ксения Горбушина
Картотека подвижных игр народов России

Русская народная игра

«Горелки»

Ход игры : играющие встают парами друг за другом. Впереди стоит водящий- горелка. Все произносят слова :

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо :

Звезды горят,

Колокольчики звенят.

Раз, два не воронь,

А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, то они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Если удается запятнать, тот кто остался без пары, горит.

Ненецкая игра

«Хейро»

Ход игры : играющие идут по кругу приставным шагом. Руками делают равномерные взмахи вперед-назад и на каждый шаг говорят «хейро» . Ведущий- солнце сидит на корточках в середине круга. Все разбегаются, после сигнала «солнце» .

Игра народов севера

«Рыбалка»

Ход игры : дети делятся на команды (количество команд зависит от количества детей) . На противоположном конце площадки на веревочке подвешены рыбки (бутафорские, по сигналу нужно добежать сорвать рыбку, вернуться к команде и положить в ведро. Выигрывает та команда, в чьем ведре рыбы будет больше. Время игры 1 минута.

Русская народная игра

«Гуси-лебеди»

Ход игры : на игровой площадке чертятся две линии на расстоянии 15-25 м (в зависимости от возраста играющих) . Из числа играющих выбирается «волк» (реже - два, который стоит между линиями. За одной линией находятся остальные участники - «гуси» , а за другой - воспитатель (пастух) .

Пастух обращается к гусям : «Гуси-гуси!»

Гуси отвечают :

Га-га-га!

Есть хотите?

Да, да, да!

Ну летите!

Нам нельзя! Серый волк под горой, не пускает нас домой!

Ну летите, как хотите, только крылья берегите!

После этих слов гуси спешат домой от одной линии к другой, а выбежавший волк (волки) старается поймать («запятнать» ) как можно больше гусей. Пойманных гусей волк отводит в свое логово.

После двух-трех таких «перелетов» выбирается но вый волк, а пойманные гуси возвращаются в игру, которая начинается сначала.

Игра народов Дагестана

«Отгадай»

Ход игры : водящему завязывают глаза, он начинает прыгать на одной ноге по кругу. Другую ногу он держит вытянутой вперед. Любой ребенок может осторожно хлопнуть водящего по вытянутой ноге. Тот останавливается и пытается угадать, кто ударил его по ноге. Если водящий угадал, то проигравший игрок сменяет водящего. Если нет, то игра продолжается и водящий опять начинает прыгать по кругу на одной ноге.

Чувашская народная игра

«Хищник в море»

Для этой игры надо закрепить в центре поля или площадки колышек (столбик) . На этот колышек надевается сверху веревка, которая закрепляется на высоте 20-30 см от поверхности земли с помощью незатягивающейся петли.

Ход игры : за другой конец веревки берется водящий. Он прижимает этот конец веревки к своему бедру и бежит по кругу.

Образованный с помощью веревки круг - это «море» , а веревка - это «хищник» . Остальные дети - «рыбки» , которые стремятся убежать от «хищника» - веревки, перепрыгнув ее.

«Водящий» может закручивать веревку то по часовой стрелке, то против, то убыстрять, то замедлять свой бег, а «рыбки» , задевшие «хищника» (веревку, выбывают из игры. Игру следует продолжать, пока в море не останется всего 2-3 «рыбки» . Затем можно выбирать нового водящего и продолжать игру.

Важное правило :

1. Нельзя поднимать веревку выше уровня бедра, потому что это сделает игру опасной.

2. «Рыбки» , выскочившие за пределы «моря» , считаются проигравшими.

Башкирская народная игра

«Юрта» (Тирмэ)

Ход игры : в игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют :

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок.

Поиграем, и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши, получается юрта.

Главное правило : с окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

Башкирская народная игра

«Липкие пеньки» (Йэбешкэк букэндэр)

Ход игры : три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают «липкие пеньки» . Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к «пенькам» . «Пенечки» должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся «пеньками» .

Главное правило : Пеньки не должны вставать с мест.

Бурятская народная игра

«Иголка, нитка и узелок» (Зун, утахн, зангилаа)

Ход игры : играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг, то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга.

Главное правило : Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг.

Дагестанская народная игра

«Надень папаху» (Папахны гий. Т/агъур лъе)

Ход игры : мальчик-джигит сидит на стуле. На восемь - десять шагов от него отводят водящего, поворачивают лицом к джигиту, чтобы водящий сориентировался, где тот сидит. Водящему завязывают глаза, поворачивают кругом, ют в руку папаху. Он должен сделать определенное количество шагов и надеть папаху на джигита. Остальные участники игры считают вслух шаги водящего и болеют за него. При повторении игры на роль водящего и джигита назначаются другие дети.

Главное правило : водящий не должен подсматривать; играющие не должны помогать водящему, подсказывать ему.

Дагестанская народная игра

«Подними платок» (Явлукъну гётер. Квербац/борхе)

Ход игры : игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют дагестанскую лезгинку. С окончанием музыки каждый участник игры старается первым поднять платок.

Главное правило : нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка.

Кабардино-Балкарская игра

«Журавли-журавли» (Къру-къру)

Ход игры : в игре вожак журавлиной стаи, которого выбирают считалкой, поет или говорит речитативом следующие слова : «Журавли-журавли, выгнитесь дугой» . Все играющие в процессе размеренной ходьбы выстраиваются в виде дуги. Затем вожак, убыстряя темп, продолжает : «Журавли-журавли, сделайтесь веревочкой» . Дети быстро, не опуская рук, перестраиваются в одну колонну за вожаком, который все учащает свои шаги по темпу песни. «Журавли-журавли, извивайтесь как змея» . Вереница ребят начинает делать плавные зигзаги. Вожак дальше поет : «Змея сворачивается в кольцо» , «Змея выпрямляется» и т. д.

Главное правило : упражнения выполняются всевозрастающем темпе, переходящем в бег до тех пор, пока вереница не разрушится. Когда играющие запутаются, игру начинают снова.

Калмыцкая народная игра

«Прятки» (Булдат наадлген)

Ход игры : на лесной опушке (в лесу, в парке) играющие оговаривают, где можно прятаться : за кустами, бугорком, деревьями. Образуется две группы, одна из которых разбегается врассыпную и прячется, а другая пускается на поиски спрятавшихся. В дальнейшем игроки меняются ролями.

Главное правило : подсматривать нельзя, пока одна группа детей прячется. Можно оговорить время, в течение которого следует найти всех игроков (например, досчитав до 10) .

Игра народов коми

«Стой, олень!» (Сует, кор)

Ход игры : играющие находятся в разных местах площадки (границы ее обозначены) . Выбирается пастух. Получив палочку, он становится на середине площадки.

После сигнала «Беги, олень!» все разбегаются по площадке, а пастух старается догнать кого-нибудь из играющих, коснуться его палочкой и сказать : «Стой, олень!» Тот, кого коснулась палочка, отходит в сторону. Игра заканчивается, когда пастух поймает пятерых оленей.

Главное правило : разбегаться можно только по сигналу «Беги, олень!» Осаленные отходят в условленное место. Салить надо осторожно.

Игра народов коми

«Ловля оленей» (Коръясос куталом)

Ход игры : среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники - олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три - лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество пойманных оленей.

Главное правило : игру надо начинать только по сигналу. Бросать мяч можно только в ноги играющих. Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.

Игра народов коми

«Биляша»

Ход игры : на площадке чертят две линии на расстоянии 3 - 4 м одна от другой. Играющие, разделившись на две команды, становятся за этими линиями лицом друг к другу. Один из играющих по собственному желанию и согласию товарищей с криком «Биляша!» бежит к другой команде, каждый участник которой вытягивает вперед правую руку. Подбежавший берет кого-нибудь из команды соперников за руку и старается перетянуть его через площадку за свою линию. Если ему это удается, то он ставит пленника позади себя. Если же сам окажется за чертой команды противника, то становится ее пленником и располагается за спиной игрока, перетянувшего его на свою сторону. Игра продолжается, теперь игрока-нападающего высылает другая команда. Игра заканчивается тогда, когда одна команда перетянет к себе всех игроков другой команды.

Главное правило : перетягивать соперника можно только одной рукой, помогать другой рукой нельзя. Никто не должен отдергивать вытянутую вперед руку. Если игрока, у которого есть пленник, перетянет на свою сторону игрок противоположной команды, то пленник освобождается и возвращается на свое место в команде.

Мордовская народная игра

«Круговой» (Мячень кунсема. Топса налхсема)

Ход игры : играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Главное правило : мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

Северо – Осетинская народная игра

«Перетягивание» (Баендае наей хъазт)

Ход игры : через середину круга диаметром 4 м проводится прямая, делящая его на две равные части. По обе стороны линии спинами друг к другу становятся два участника игры. На них надевается кольцо из веревки диаметром 1,5 - 2 м так, чтобы оно прошло под руками. Приседая, участники подают корпус вперед, чтобы веревка слегка натянулась. По сигналу оба игрока начинают тянуть друг друга из круга. Кто кого вытянет из круга, тот и выиграл. Одновременно могут состязаться несколько пар.

Главное правило : начинать тянуть веревку следует одновременно по команде «Марш!» . Тянуть надо только вперед за счет корпуса и ног. Запрещается опираться руками о землю.

Северо – Осетинская народная игра

«Жмурки» (Хъуырмарсытай)

Ход игры : водящему завязывают глаза. Затем игроки поочередно легко ударяют по ладоням его вытянутых вперед рук. При этом они шепотом спрашивают : «Кто я?» Водящий должен угадать, кто из играющих его ударил. Если он угадает, то тот, кто ударил, становится водящим. Если же водящий три раза подряд не сможет угадать, кто касался его ладоней, то выбирается новый водящий. Игра продолжается. В ней могут участвовать одновременно несколько групп детей.

Главное правило : ладоней водящего не должны касаться одновременно несколько участников. Подсказывать водящему нельзя.

Татарская народная игра

«Продаем горшки» (Чулмак уены)

Ход игры : играющие разделяются на две группы. Дети-горшки, встав на колени или усевшись на траву, образуют круг. За каждым горшком стоит игрок - хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом. Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор : - Эй, дружок, продай горшок!

Покупай.

Сколько дать тебе рублей?

Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина горшка, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза) . Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Главное правило : бегать разрешается только по кругу, не пересекая его. Бегущие не имеют права задевать других игроков. Водящий начинает бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Татарская народная игра

«Серый волк» (Сары буре)

Ход игры : одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве) . Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20--30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают) :

Вы, друзья, куда спешите?

В лес дремучий мы идем.

Что вы делать там хотите?

Там малины наберем.

Вам зачем малина, дети?

Мы варенье приготовим.

Если волк в лесу вас встретит?

Серый волк нас не догонит!

После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят :

Соберу я ягоды и сварю варенье,

Милой моей бабушке будет угощенье.

Здесь малины много, всю и не собрать,

А волков, медведей вовсе не видать!

После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово - туда, где прятался сам.

Главное правило : изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.

Татарская народная игра

«Скок-перескок» (Кучтем-куч)

Ход игры : на земле чертят большой круг диаметром 15 - 25 м, внутри него - маленькие кружки диаметром 30 - 35 см для каждого участника игры. Водящий стоит в центре большого круга.

Водящий говорит : «Перескок!» После этого слова игроки быстро меняются местами (кружками, прыгая на одной ноге. Водящий старается занять место одного из играющих, прыгая также на одной ноге. Тот, кто останется без места, становится водящим.

Главное правило : нельзя выталкивать друг друга из кружков. Двое играющих не могут находиться в одном кружке. При смене мест кружок считается за тем, кто раньше вступил в него.

Удмуртская народная игра

«Водяной» (By мурт)

Ход игры : очерчивают круг - это пруд или озеро, река. Выбирается ведущий - водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова : «Водяного нет, а людей-то много» . Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга) . Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.

Главное правило : водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.

Удмуртская народная игра

«Серый зайка» (Пурысь кечпи)

Ход игры : на площадке чертится квадрат (6X6 м) это забор. У одной из сторон забора сидит зайка. Собаки (десять игроков) располагаются полукругом в 3-5 м у противоположной стороны забора. Участвующие в игре говорят : «Зайчонок, зайчонок, почему в огород заходил? Почему мою капусту съел?»

На последние слова зайка делает прыжок от забора и старается убежать. Собаки ловят его, окружая сцепленными руками.

Главное правило : заяц считается пойманным при полном смыкании круга. Выбегать из-под рук при сомкнутом круге заяц не имеет права.

Удмуртская народная игра

«Догонялки» (Тябыкен шудон)

Ход игры : играющие стоят в кругу. Один из них произносит считалку :

Пять бород, шесть бород,

Седьмой - дед с бородой,

Тот, кто выходит, догоняет игроков, которые разбегаются в разные стороны. Коснувшись рукой одного из игроков, ловишка говорит слово тябык. Пойманный выходит из игры.

Главное правило : когда осалены три-четыре игрока, все снова собираются в круг и считалкой выбирают нового водящего.

Удмуртская народная игра

Игра с платочком (Кышетэн шудон)

Ход игры : играющие встают в круг парами, друг за другом. Выбирают двух ведущих, одному из них дают платочек. По сигналу ведущий с платочком убегает, а второй ведущий догоняет его. Игра проходит за кругом. Ведущий с платочком может передать платочек любому играющему, стоящему в паре, и встать на его место. Таким образом, ведущий с платочком меняется. Ведущий, оставшийся без пары, догоняет ведущего с платочком.

Главное правило : играющий убегает только тогда, когда получит платочек. Когда ведущий с платочком пойман вторым ведущим, то второму ведущему дается платочек, а следующий ведущий выбирается из числа детей, стоящих парами. Игра начинается по сигналу.

Русские народные игры – это игры, которыми развлекался русский народ в старину. Они были очень разнообразны: хороводные игры, игры – состязания, игры с определенными движениями, игры с мячом и так далее.

Актуальность

Многие игры, которые вспоминаются из детства, были придуманы много лет назад и имеют многовековую историю. Они были придуманы народом, так же как и сказки, былины, песни, танцы. И передаются из поколения в поколение, сохраняя традицию и обогащаясь современными реалиями, адаптируясь к нынешней обстановке. Чтобы не потерять эти традиции, сохранить национальную культуру и передать ее следующему поколению, необходимо обучать и как можно чаще втягивать современных детей в занимательный процесс подвижных русских народных игр. Такие игры уместны во время праздников в детском саду, школе, а так же дома или на пикнике. Во многие из них лучше играть на улице, так как требуется большое пространство для бега, прыжков и активных действий игроков.

Виды игр

Большинство игр рассчитано на то, что играть будут дети разных возрастов, а так же взрослые. Поэтому правила для участников очень простые, а веселье и задор в процессе игры не оставят равнодушными ни дошкольников, ни подростков.

  • Горелки

В игре должно присутствовать нечетное количество игроков. Выбирается водящий, он становится на расстоянии трех – четырех метров от основной группы игроков. За ним находится черта, к которой будут бежать играющие. Все игроки становятся друг за другом, парами, взявшись за руки, и приговаривают: «Косой, косой, не ходи босой, а ходи обутый, лапочки закутай. Если будешь ты обут, волки зайца не найдут. Не найдет тебя медведь, выходи, тебе гореть!». Затем первая пара игроков, расцепив руки, бегут к черте. Водящий должен поймать одного из них. С этим игроком они встают в очередь последней парой. А оставшийся игрок, становится водящим.

  • Платочек

Это старинная русская игра, которая до сих пор очень нравится детям, так как очень динамичная и эмоциональная, держит участников в напряжении и поэтому дети с удовольствием в нее играют. Проводить игру можно на улице, либо в помещении, где много свободного места. При этом количество участников не менее 6, но не более 30. Игра на развитие внимания и быстрой реакции, подходит для детей младшего школьного возраста. Участники встают в круг. Водящий находится за его пределами. У него в руках платочек. Обходя круг, водящий опускает платочек на плечо одного из игроков, так чтобы он сразу не заметил и продолжает двигаться дальше. Игрок, у которого платочек на плече, когда его обнаружит, должен бежать в противоположную от водящего сторону, огибая круг с внешней стороны. Кто первым доберется до свободного места, тот встает в круг, а другой – водит. Если игрок не заметил на плече платочка, то водящий может спокойно, не подавая вида обойти круг и попросить игрока освободить ему место в кругу.

  • Кошки-мышки

Количество играющих должно быть не менее 8 человек. Играть можно вместе и взрослым и детям, так получается намного веселее. Выбирают двух водящих: «кошку» и «мышку». Другие игроки образуют круг, взявшись за руки. Причем «мышка» бегает, внутри круга, а «кошка» снаружи. Задача «кошки» поймать «мышку», но остальные игроки ей в этом мешают, не пускают в круг. Пробираться в круг, можно любыми способами: переступать, подлезать, разрывать цепь скрепленных рук и так далее. Если «кошка» проберется в круг, но не успеет схватить «мышку», то ее выпускают, заперев охотницу в круге из которого снова нужно вырваться.

  • Карусель

Количество игроков не менее двух. Играющие дети, образуют круг и держат одной рукой веревку, связанную в кольцо. Все участники ходят по кругу, произнося слова: «Еле-еле, еле-еле завертелись карусели, а потом кругом-кругом, все бегом-бегом-бегом». Игроки двигаются сначала медленно, а потом переходят на бег. Ведущий командует: «поворот» и все должны схватить веревку другой рукой и начать двигаться в другую сторону. Ведущий продолжает: «Тише, тише, не спешите, карусель остановите. Раз и два, раз и два. Вот и кончилась игра!». Постепенно движение замедляется и вовсе останавливается.

  • Горшки

Играть в такую забаву могут дети, начиная с 5 лет. Часто собирается разновозрастный состав участников, поэтому младших усаживают в круг и назначают их «горшками». Остальные называются «хозяевами» и размещаются сзади своего «горшка». Водящий является «покупателем», он ходит по кругу и ведет диалог с каждым «хозяином». Он спрашивает: «Кум (или кума) не отдашь ли горшок?». Если «хозяин» хочет отказаться, он говорит: «На продажу не держу». Если же он готов согласиться – отвечает: «Покупай, а что дашь?». Тогда «покупатель» говорит: «Дам мыльце, шильце, да золотое зеркальце». Следует ответ от «хозяина»: «По рукам!». Игроки ударяют по рукам и пускаются бежать по кругу, каждый в свою сторону. Первый добравшийся до свободного «горшка» участник, занимает место «хозяина», а другой водит. Если набралось не большое количество играющих, то «горшки» можно заменить неодушевленными предметами.

  • Петушок

Игроки, взявшись за руки, идут по кругу. В центре круга стоит водящий «петушок». Все дружно произносят слова: «Тух- тух-ту-ру-рух. Ходит по двору петух. Сам со шпорами, хвост с узорами. Во дворе стоит громче всех кричит». Затем «петух» говорит: «Ку-ка-ре-ку» и все участники игры разбегаются в разные стороны, а петух их ловит. Тот, кого поймали, будет новым водящим.

  • Колечко

Количество играющих, должно быть не менее 5 человек. Водящий прячет в своих ладонях, сложенных лодочкой, колечко. Остальные игроки выстраиваются в ряд и так же складывают руки лодочкой. Обходя весь ряд игроков, водящий должен незаметно опустить колечко в ладони одного из участников. Затем отойдя на расстояние, он произносит фразу: «Колечко, колечко, выйди на крылечко». Игрок, у которого колечко, должен выскочить к водящему. При этом другие игроки стараются помешать ему, поэтому очень важно, не подавать вида, что у тебя колечко.

  • Камешек

Аналогичная игра, только вместо колечка играют камушком. Положив камешек одному из игроков в ладони, водящий произносит: «Камешек, ко мне». Игрок выскакивает к водящему и меняется с ним игровой ролью. Если не успел выпрыгнуть и его задержали, то водящий остается прежний.

  • Колечко с ленточкой

Количество игроков должно быть не менее 5 человек. Подходит для детей от 5 лет. Из необходимых атрибутов понадобятся кольцо и длинная ленточка. Кольцо надевают на ленточку и связывают ее концы небольшим узелком, чтобы колечко легко проходило через него. Все игроки встают в круг и берут ленту в обе руки. А водящий размещается в центре круга и с закрытыми глазами, не спеша, поворачивается вокруг себя, произносит слова: «Ты катись, катись, колечко, к нам на красное крылечко! Раз, два, три, четыре, пять! Я иду кольцо искать!». В это время игроки передвигают кольцо по ленте, и когда водящий заканчивает фразу, прчут его в кулаке. Водящий пытается угадать, в чьем кулаке колечко. Если водящий отгадал, он меняется местами с игроком.

  • Третий лишний

Рассчитана эта игра, на детей начиная с 7-8 лет. Очень динамичная, веселая и шумная игра. Все играющие должны быть настороже, потому что нужно будет очень быстро включиться в игру. Эта игра прекрасно подходит для большой компании, не меньше 10 – 12 человек. Число игроков должно быть четным. Игроки выстраиваются в круг парами, один за другим. Выбирают водящих: «лишнего» и «ловца», которые размещаются с внешней стороны круга на расстоянии друг от друга. По команде начинаются догонялки. «Лишний» игрок может спастись от погони, забежав внутрь круга и встав перед любой парой.

  • Золотые ворота

Количество участников не менее 8 человек. Для детей от 5 лет. Двое игроков, взявшись за руки и подняв их вверх, образуют ворота. Остальные встают в круг и начинают водить хоровод, при этом они должны проходить через ворота, но, не разрывая круг. В это время ведущим произносятся слова: «Золотые ворота, проходите вы туда! Первый раз - простим, второй раз - запретим, а на третий раз – не упустим вас!». На последней фразе игроки «ворота», опускают руки и ловят игроков, оказавшихся внутри. Те, кто был пойма, так же присоединяются к «воротам», образуется кружок. Если «ворота» состоят из 4 участников, то их можно разделить на пару «ворот». Последние не пойманные два участника становятся новыми «воротами».

  • Малечина-Колечина

В такую игру в старину играли во время зимних посиделок. В процессе игры развивается ловкость, координация, умение владеть своим телом. На ладонь ставят палочку или карандаш и пытаются удержать его дольше остальных, при этом приговаривают: «Малечина-Колечина», сколько часов до вечера?» И считают сколько палочка продержится на ладони. Если это получается у детей с легкостью, то усложняем задание: держим палочку на кончиках пальцев, на определенной части ноги, на локте, на колене.

  • Гуси-гуси

Количество игроков не менее 4 человек. Играть в такую игру могут детки от 4 лет. На игровом поле чертятся две линии, с разных сторон площадки. Это безопасное место для «гусей», где «волк» не сможет их достать. Между этими линиями гуляет «волк». Ведущий «хозяин гусей» ведет с ними диалог: «Гуси-гуси! (Га-га-га), Есть хотите? (Да-да-да). Ну, летите! (Нам нельзя! Серый волк под горой не пускает нас домой). Так летите, как хотите, только крылья берегите!» «Гуси» отправляются в полет, а «волк» их пытается поймать. Если ему удается, то меняется ролями с пойманным «гусем».

  • У медведя во бору

Количество игроков не менее 2, но большой компанией играть веселее. Причем участвовать могут даже трехлетние дети. Для водящего, который будет «медведь» с краю игровой площадки размещают берлогу, в которой он спит. В качестве берлоги может выступать стул или мелом нарисованный круг (если игра проходит на улице). Так же на середине игровой площадки можно нарисовать еще один круг – домик для игроков, в котором они могут «прятаться» от «медведя». Все участники игры, кроме водящего отправляются в лес по ягоды и приговаривают: «У медведя во бору грибы ягоды беру, а медведь не спит, все на нас рычит». После этих слов «медведь» с ревом поднимается из берлоги и ловит игроков. Первый, кто попадет к нему в лапы, становится новым «медведем». Если возникает ситуация, когда дети стремятся специально попасть в лапы к «медведю», чтобы стать водящим, необходимо немного изменить правила. В данном случае, тот игрок, которого медведь догонит, отправляется с ним в берлогу (то есть выходит из игры).

Ссылки

Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, жмурок, догонялок, салочек?
Когда возникли эти игры? Кто их придумал? Наверное, на эти вопросы нельзя найти точного ответа. Эти игры, как песни и сказки, созданы народом. Они отлично закаляют тело и душу.
Игры эти заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Проводятся они обычно на свежем воздухе на открытой площадке.
Участвовать в таких играх могут ребята самых разных возрастов – от дошкольников до старшеклассников.
Правила их просты и понятны.

Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков.
Но у этой игры есть несколько усложняющих ее вариантов.
1. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили.
Первый же игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим.
2. Осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в стороны и кричит: «Чай-чай-выручай». Он «заколдован».
«Расколдовать» его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен «заколдовать» всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих может быть двое или трое.

Эта игра вам наверняка знакома, у нее, однако, много различных вариантов.
Основные правила таковы: один человек водит, а другие – прячутся.
Водящий должен отыскать всех игроков и осалить их до того, как они успеют спрятаться «дома».
Водящий, выбранный с помощью считалки, становится в условленном месте с закрытыми глазами. Это место называется «кон».
Пока водящий громко считает до 20–30, все играющие прячутся на определенной территории. После окончания счета водящий открывает глаза и отправляется на поиски спрятавшихся.
Если он увидит кого-то из укрывшихся игроков, он громко называет его имя и бежит на кон. В знак того, что игрок найден, надо постучать на кону о стенку или дерево.
Если найденный игрок добежит до кона и постучит там раньше водящего, то он не считается пойманным. Он отходит в сторону и ждет окончания игры.
Водящий должен «застукать» как можно больше спрятавшихся игроков.
В следующий раз водящим становится тот игрок, который был найден и «застукан» последним (или, по решению играющих, – первым).
Каждый раз, когда водящий далеко отходит от кона, спрятавшиеся игроки могут незаметно подкрасться к кону и постучать. В этом случае они не будут считаться обнаруженными.

На площадке на расстоянии 10–15 метров проводят две линии – два «дома».
В одном находятся гуси, в другом их хозяин.
Между «домами», «под горой», живет «волк» – водящий.
«Хозяин» и «гуси» ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства:
– Гуси, гуси!
– Га-га-га!
– Есть хотите?
– Да-да-да!
– Так летите!
– Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой!
После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит.
Пойманный игрок становится «волком».

Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки.
Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит:
Гори-гори ясно,
Чтобы не погасло.
И раз, и два, и три.
Последняя пара беги!
На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. А водящий стремится опередить их и занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим.
Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара» или «Вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

На площадке чертят две линии на расстоянии 6–8 метров одна от другой.
За одной линией стоит водящий – «медведь», за другой «дом», в котором живут дети.
Дети выходят из «дома» в «лес» собирать грибы и ягоды.
Они подходят к медвежьей берлоге со словами:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру.
А медведь не спит,
Все на нас глядит.
На последних словах «медведь» выскакивает из «берлоги» и старается осалить убегающих в свой дом детей.
Осаленный «медведем» игрок становится «медведем».

Выбирается водящий – «монах» и ведущий – «продавец».
Все остальные играющие загадывают в тайне от «монаха» цвета красок. Цвета не должны повторяться.
Игра начинается с того, что водящий приходит в «магазин» и говорит: «Я, монах в синих штанах, пришел к вам за красочкой».
Продавец: «За какой?»
Монах называет любой цвет, например: «За голубой».
Если такой краски нет, то продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!»
«Монах» начинает игру с начала.
Если такая краска есть, то играющий, загадавший этот цвет, пытается убежать от «монаха», а тот его догоняет.
Если догнал, то «краска» становится водящим, если нет, то краски загадывают вновь и игра повторяется.

Игра проходит на небольшой ограниченной площадке, на которой нет опасных препятствий.
Водящему завязывают глаза, или он просто зажмуривается. Он должен с закрытыми глазами осалить кого-нибудь из играющих.
Играющие убегают от водящего, но при этом не заходят за пределы площадки и обязательно подают голос – называют водящего по имени или кричат: «Я здесь».
Осаленный игрок меняется ролями с водящим.

Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга.
Играющие встают в круг и берутся за руки.
Иванушка должен поймать Аленушку.
Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!» Аленушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама она не очень-то торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону.
Движения водящих комичны и иногда неожиданны.
Случается, Иванушка принимает за Аленушку кого-то из стоящих рядом и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку.
Как только Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.

Играющие делятся на две группы. Одна изображает казаков, другая – разбойников.
У казаков есть свой дом, где в течение игры находится сторож. В его обязанности входит охрана пойманных разбойников.
Игра начинается с того, что казаки, оставаясь в своем доме, дают возможность разбойникам спрятаться. При этом разбойники должны оставлять следы: стрелки, условные знаки или записки, где указывается место следующей отметки.
Следы могут быть и ложные, для того чтобы запугать казаков. Через 10–15 минут казаки начинают поиски.
Игра заканчивается тогда, когда все разбойники пойманы, а пойманным считается тот, кого увидели казаки.
Игру лучше проводить на большой, но ограниченной какими-либо знаками территории.
По окончании игры казаки и разбойники меняются ролями.

Удочка – это скакалка. Один ее конец в руке «рыбака» – водящего.
Все играющие встают вокруг «рыбака» не дальше чем на длину скакалки.
«Рыбак» начинает раскручивать «удочку», пытаясь задеть ею по ногам играющих.
«Рыбки» должны уберечься от «удочки», перепрыгнуть через нее. Чтобы «рыбки» не мешали друг другу, между ними должно быть расстояние примерно в полметра.
«Рыбки» не должны сходить со своих мест.
Если «рыбаку» удалось поймать «рыбку», то есть дотронуться «удочкой», то место «рыбака» занимает пойманная «рыбка».
Необходимо соблюдать такое условие: скакалку можно крутить в любую сторону, но нельзя поднимать ее от земли выше, чем на 10–20 сантиметров.

Для игры выбираются два человека: один – «кошка», другой – «мышка». В некоторых случаях количество «кошек» и «мышек» бывает и больше. Это делается для того, чтобы оживить игру.
Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки, и образуют «ворота».
Задача «кошки» – догнать «мышку» (то есть дотронуться до нее рукой). При этом «мышка» и «кошка» могут бегать внутри круга и снаружи.
Стоящие в кругу сочувствуют «мышке» и, чем могут, помогают ей. Например: пропустив через «ворота» «мышку» в круг, они могут закрыть их для «кошки». Или, если «мышка» выбегает из «дома», «кошку» можно там запереть, то есть опустить руки, закрыв все «ворота».
Игра эта не проста, особенно для «кошки». Пусть «кошка» проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку.
Когда «кошка» поймает «мышку», из числа играющих выбирается новая пара.

Водящий и играющие находятся по разные стороны двух линий, которые прочерчены на расстоянии 5–6 метров друг от друга.
Задача играющих – как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становится водящим.
Но дойти до водящего непросто.
Играющие двигаются только под слова водящего: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп!» На слово «стоп» все играющие замирают.
Водящий, который стоял до этого спиной к играющим, поворачивается и смотрит.
Если в этот момент кто-то из играющих пошевелится, а водящий это заметит, то этому игроку придется уходить назад, за черту.
Водящий может смешить замерших ребят. Кто рассмеется, также возвращается за черту. А затем игра продолжается.

Играющие делятся на две команды и встают, взявшись за руки, лицом к команде противника, на расстоянии 5–7 метров.
Игру начинает одна из команд словами: «Али-Баба!» Вторая команда хором отвечает:
«О чем, слуга?»
Вновь говорит первая команда, называя имя одного из игроков команды противника, например: «Пятого, десятого, Сашу нам сюда!»
Названный игрок оставляет свою команду и бежит к команде противника, стараясь с разбега разорвать цепь, то есть расцепить руки игроков.
Если ему это удается, он забирает в свою команду игрока, расцепившего руки.
Если цепь не разорвалась, то он остается в команде противника.
Игру команды начинают по очереди.
Побеждает та команда, в которой через определенное время будет больше игроков.

Для этой игры нужна дощечка и двенадцать палочек.
Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей.
На нижний конец дощечки кладут двенадцать палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись.
Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся.
Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры.
Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к «качелям» и вновь разбросать палочки.
При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся.
Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки.
Последний найденный игрок становится водящим.

Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить.
Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол».
Затем покажите на нос (лучше будет, если вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок».
Делайте это не торопясь.
Пусть ребята показывают с вами, а называть будете вы.
Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно.
Хорошо, если вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого-то нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос».
Игра может повторяться много раз с убыстрением темпа.
В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире носа».

Возьмите небольшие листы бумаги, напишите на каждом название животного.
Листы раздайте детям и попросите их нарисовать то животное, которое они получили.
Пока они этим заняты, поставьте в круг стулья, на один стул меньше, чем детей.
Дети занимают стулья, а один из играющих становится укротителем диких зверей.
Он медленно идет по кругу и называет подряд всех животных.
Тот, чье животное названо, встает и начинает медленно идти вслед за своим укротителем.
Как только укротитель произносит слова: «Внимание, охотники!», все играющие, включая укротителя, стараются занять пустые стулья.
Тот, кому места не хватило, становится укротителем диких зверей.

Для игры необходим большой таз с водой.
В таз бросают несколько яблок, а затем игрок встает на колени перед тазом, держа руки за спиной, и пытается зубами поймать яблоко и достать его из воды.
Поскольку дети почти наверняка расплескают воду и забрызгаются сами во время игры, лучше проводить ее на улице, а детей одеть в что-то, что не линяет и не промокает.

Это достаточно старая игра, в ней используется по традиции предмет, который дети, возможно, раньше никогда не видели.
Прищепку для белья можно заменить монетой, конфетой или другим небольшим предметом.
Дети по очереди становятся но колени на стул и пытаются забросить небольшой предмет (который вы выберите для игры) в коробку или корзину.
Тот, кто смог забросить большее количество предметов в корзину, победил.
Если в игре используются конфеты, ребенок в конце игры забирает все, что попало в корзину, в качестве приза.

Эту игру лучше проводить на улице, в просторном и ровном месте, и желательно, чтобы играло побольше народу.
Дети выбирают ведущего, а остальные садятся на землю в круг.
Ведущий начинает медленно идти с наружной стороны круга, дотрагивается рукой до каждого игрока и говорит слово «утка» или «гусь».
Если игрока назвали уткой, он продолжает спокойно сидеть, если гусем, он вскакивает и догоняет ведущего, пока тот не успел занять свободное место гуся.
Если ведущему это удается, в следующем кону водит «гусь».

В качестве подготовки к игре возьмите пуговицу, проденьте в нее леску или проволоку и сделайте кольцо такой величины, чтобы дети могли сесть вокруг этого кольца и взяться за него руками.
Один из игроков – ведущий, он находится вне круга.
По сигналу дети начинают передавать друг другу пуговицу по проволоке таким образом, чтобы ведущий не догадался, у кого она в данный момент.
Кого поймают с пуговицей в руке – тот водит в следующем кону.

Дети выбирают ведущего, он на одну минуту покидает комнату, а в это время дети назначают «главного».
Когда ведущий возвращается, по его команде «главный» начинает делать различные движения, например, качать головой или топать ногой, а дети должны повторять эти движения за «главным». Они должны это делать так, чтобы ведущий не догадался, кто эти действия придумывает.
Задача ведущего – попытаться быстро отгадать, кто «главный», и если это ему удалось, то «главный» становится ведущем в следующем кону.

Это эстафета, она похожа на игру «Собери коробочку».
Дети делятся на две или более команд, каждой команде выдается пластмассовый стаканчик с водой.
На определенном расстоянии от старта устанавливается большая кастрюля или ведро.
По сигналу участники обеих команд начинают эстафету. Они бегут со стаканом воды в руках к кастрюле и выливают в нее воду. Затем игроки как можно быстрее бегут к своим командам и передают стаканчики следующему участнику.
Стаканчик наполняется водой из шланга или другого источника (обе команды используют один шланг для большего веселья), и игрок снова бежит к кастрюле.
Выигрывает команда, первая наполнившая ведро водой.

Игра предназначена для малышей, в нее лучше играть на улице, где много места.
Дети выбирают ведущего. Его задача состоит в том, чтобы придумать и выполнить такие действия, которые было бы трудно повторить остальным играющим, например, перепрыгнуть через что-то, попрыгать 50 раз на одной ноге и т. д.
Кто не сумел повторить за ведущим – выбывает из игры.
Можно также ввести правило, что дети водят по очереди, тогда из игры никто не выбывает, все играют просто ради веселья.

Дети садятся в круг. Один из игроков получает лист бумаги с написанным на нем предложением или кто-либо из взрослых говорит ему это предложение на ухо (в случае если ребенок не умеет читать).
Далее игрок шепчет на ухо соседу то, что он услышал или прочел, тот – следующему и так далее, по кругу.
Последний игрок произносит предложение вслух, а потом вы зачитываете первоначальный вариант.
То, что получилось у детей, обычно сильно отличается от вашего варианта!

Это очень простая игра, и, что самое главное, в нее никто не проигрывает. Задача игроков состоит в том, чтобы не засмеяться.
Дети садятся или становятся в круг, и один из игроков произносит как можно более серьезно: «Ха!».
Следующий говорит: «Ха-ха!», третий – «Ха-ха-ха!», и так далее.
Тот, кто произнесет неправильное количество «Ха» или засмеется – выбывает из игры.
Игра продолжается, а те, кто выбыл, стараются делать все, чтобы рассмешить оставшихся в кругу игроков (только не дотрагиваясь до них).
Кто засмеется последним – победил.

Игроки становятся напротив друг друга, ноги на ширине плеч, правая нога одного участника находится рядом с правой ногой второго участника.
Затем они сжимают правые руки и по сигналу начинают толкать или тянуть друг друга, пытаясь заставить другого потерять равновесие.
Кто первый сдвинулся с первоначальной позиции – проиграл.

В этой игре принимает участие 8 или более человек.
Необходимо иметь 1 монету в 10 рублей или 1 рубль (для маленьких).
Дети делятся на две команды и садятся напротив друг друга за длинный стол.
Одна команда получает монету, и дети передают ее друг другу под столом.
Командир противоположной команды медленно считает до десяти (можно про себя), а затем говорит: «Руки вверх!»
Игроки команды, передававшей монету, тут же должны поднять руки вверх, причем руки сжаты в кулаки.
Затем командир говорит: «Руки вниз!», и игроки должны положить руки ладонями вниз на стол.
Тот, у кого монета, старается прикрыть ее ладонью.
Теперь игроки противоположной команды совещаются, решают, у кого монета.
Если они отгадали правильно, монета переходит к ним, если нет – остается у той же самой команды.
Выигрывает та команда, которая большее число раз правильно угадало, у кого находится монета.

Существует много вариантов этой игры.
Раздайте детям пять игральных карт, орешков в скорлупе, соломинок для питья воды и т. д. и попросите их попасть этими предметами в шляпу, стоя на определенном расстоянии от мишени.

На полу чертят из одного центра три круга диаметром в 1, 2 и 3 шага.
В кругах пишут числа 10, 5 и 3; чем меньше круг, тем больше число.
Играющий становится в самый маленький круг. Ему дают спичечную коробку и завязывают глаза, подложив под повязку полоску чистой бумаги.
Играющий идет в любом направлении 8 шагов и, повернувшись кругом, делает столько же шагов обратно.
Остановившись, он кладет коробку на пол и снимает с глаз повязку.
Каким числом обозначен круг, в который положена коробка, столько очков засчитывается играющему.
Коробка может оказаться на черте между кругами, тогда выигрыш приравнивается к меньшему из двух чисел.
Если играющий, возвращаясь, сильно отклонится в сторону и положит коробку за пределами кругов, с его счета сбрасывается 5 очков.
Каждый участник игры, когда до него дойдет очередь, при желании имеет право заранее указать, в какой круг он положит коробку.
При этом условии в случае удачи играющему засчитывается количество очков, вдвое большее того числа, которым обозначен круг; если же играющий ошибется и положит коробку не в тот круг, который он указал, то ни одного очка ему не засчитывается.

Из плотной материи шьют пять-шесть мешочков размером 6x9 см.
Мешочки туго набивают недробленым горохом и зашивают их через край.
На пол ставят табуретку и в 4–5 шагах от нее отмечают черту.
С черты играющий бросает три мешочка, по одному, с таким расчетом, чтобы мешочек упал на табуретку и остался на ней.
Каждый раз, когда играющему удастся это сделать, ему засчитывается 1 очко.
Организатор игры стоит возле табуретки и, если на ней остается мешочек, немедленно снимает его.
Выигрывает тот играющий, который раньше других наберет 10 очков.

Держа руки за спиной, играющие становятся плечом к плечу по кругу. У одного из них в руках «шапка-невидимка» – треуголка, сложенная из листа бумаги. Водящий – в середине круга.
По сигналу участники игры начинают передавать за спиной шапку друг другу, стараясь делать это так, чтобы водящий не знал, у кого она находится.
Водящий ходит по кругу и зорко следит за движениями играющих. Время от времени он останавливается и, указывая на одного из игроков, громко говорит: «Руки!» Тот, к кому обращается водящий, должен сейчас же вытянуть руки вперед.
Если при этом шапка окажется у игрока, он сменяет водящего.
В минуту опасности нельзя бросать шапку на пол. Нарушивший это правило выходит из игры.
Любой участник игры, когда к нему попадет шапка, может надеть ее себе на голову, если только водящий не обращает на него внимания или находится не очень близко.
Секунду покрасовавшись в шапке, надо снять ее и пустить по кругу.
Если водящий запятнает, когда шапка на голове, придется уступить ему свое место, а самому водить.

Традиционно в игре использовался настоящий картофель, но его можно заменить на теннисный мячик или волейбольный мяч.
Дети садятся в круг, ведущий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза.
Дети перебрасывают ее друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (будто это натуральная горячая картошка).
Вдруг ведущий командует: «Горячий картофель!»
Тот, у кого в данный момент оказалась в руках «горячая картошка» – выбывает из игры.
Когда в кругу остается один человек, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.

Эта игра знакома всем, в нее, как правило, играют двое.
Каждый из игроков на счет «три» изображает рукой какую-либо фигуру – камень (сжатый кулак), бумагу (открытая ладонь) или ножницы (два пальца, вытянутые буквой).
Победитель определяется так: ножницы разрежут бумагу, бумага обернет камень, камень затупит ножницы.
За каждую победу участник получает одно очко, выигрывает тот, кто набрал большее количество очков.

Эту игру, как и другие подвижные игры, лучше проводить на улице, с большим количеством игроков.
Дети встают в круг, берутся за руки, а ведущий медленно идет внутри круга.
Внезапно он останавливается у любых двух игроков, разжимает их руки и произносит: «Беги, а то останешься без ужина!»
Двое игроков начинают бежать вокруг круга детей в противоположных направлениях, а ведущий – становится в круг вместо одного из игроков.
Кто первый заполнит пустое место в кругу – победил, второй же игрок становится ведущим.

Эта игра – противоположный вариант «пряток».
Игроки закрывают глаза и считают до 10, пока ведущий убегает и прячется.
Через некоторое время один из игроков идет на поиски ведущего и если не находит его за одну минуту – выбывает из игры. Если же он нашел ведущего, то прячется вместе с ним.
Далее на поиски ведущего выходит следующий участник, и тоже, если находит его, прячется, если нет – выбывает.
Игра продолжается до тех пор, пока из игры не выйдет последний человек или пока все не спрячутся вместе с ведущим, словно сельди в бочке.
Главное при этом – не засмеяться!

Игроки делятся на две команды, каждая команда получает запечатанный конверт с «секретным» заданием – разыскать другой пакет, в нем – указания, как отыскать следующий, и т. д.
(Каждой группе даются разные задания и конверты).
Если дети помладше, конверты можно спрятать дома или во дворе. Для детей постарше задание можно усложнить спрятать все конверты, кроме последнего, вне дома.
При этом в предпоследнем пакете будут содержаться указания, кок обнаружить последний «секретный пакет» в квартире.

Все ребята знают юлу. С юлой можно затеять веселую игру. 5–6 ребят становятся в кружок.
Один берет фанеру такой величины, как тетрадь, запускает на ней юлу и быстро говорит: «У меня была юла, поюлила и ушла».
Сказав эту скороговорку, нужно сейчас же передать фанерку с юлой соседу справа.
Так юла переходит от одного играющего к другому; передавать ее дальше можно только тогда, когда скажешь скороговорку.
У кого-то из ребят юла упадет боком на фанерку и «замрет». Тогда все кричат: «Юла замерла!»
Тот, у кого на руках замрет юла, считается «зевакой», – он передает юлу вместе с фанеркой своему соседу, а сам скачет по кругу на одной ножке.
Когда зевака доберется до своего места, его сосед запускает юлу, и игра продолжается.
Смотрите, как бы, передавая фанерку, не уронить юлу на пол: кто уронит юлу, тоже становится зевакой – ему придется скакать на одной ножке.

Елена Анохина

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ С ДЕТЬМИ (4-7 лет)

Елена Анатольевна Анохина

Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал через игру. Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, их можно использовать в работе со школьниками и дошкольниками, оздоровительном лагере и в свободное время в кругу семьи.

Игра «Жмурки с колокольчиком»

Ход игры. По жребию (считалкой) выбирают «жмурку» и игрока, которог

он будет искать. «Жмурке» завязываюи глаза, а другому ребенку дают колокольчик. Участники игры встают в круг. «Жмурка» должен поймать водящего с колокольчиком. За тем выбирается новая пара игроков.

«Жмурок» может быть несколько. Стоящие в кругу дети предостерегают «жмурок» от встреч друг с другом словами: «Огонь! Огонь!»

Игра «Жмурки»

Скок-поскок, скок-поскок,

Зайка прыгнул на пенек,

В барабан он громко бьет,

В жмурки всех играть зовет.

Проводится игра «Жмурки».

Ход игры. Играющему завязывают глаза, отводят от игроков в сторону и поворачивают несколько раз вокруг себя. Затем переговариваются с ним:

Кот, кот, на чем стоишь?

На квашне.

Что в квашне?

Лови мышей, а не нас!

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит.

Игра с Солнцем

В центре круга – «солнце» (на голову ребенку надевают шапочку с изображением солнце). Дети хором произносят:

Гори, солнце, ярче –

Летом будет жарче,

А зима теплее,

А весна милее.

Дети идут хороводом. На 3-ю строку подходят ближе к «солнцу», сужая круг, поклон, на 4-ю – отходят, расширяя круг. На слово «Горю!» - «солнце» догоняет детей.



Игра «Перетяни веревку»

На полу кладут 2 обруча и протягивают веревку от середины одного до середины другого. Участники игры делятся на 2 команды. В обручи входят по одному человеку от каждой команды. По сигналу они бегут и меняются местами. Прибежавший первым в обруч соперника и выдернувший веревку из другого обруча считается победителем. После первой пары бежит вторая, третья и так до последней.



Игра «Горелки»

Играющие выстраиваются парами друг за другом – в колонку. Дети берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «ворота». Последняя пара проходит «под воротами» и становится впереди, за ней идет следующая пара. «Говорящий» становится впереди, шагов на 5-6 от первой пары, спиной к ним. Все участники поют или приговаривают:

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло!

Глянь на небо,

Птички летят,

Колокольчики звенят:

Динь-дон, динь-дон,

Выбегай скорее вон!

По окончании песенки двое ребят, оказавшись впереди, разбегаются в разные стороны, остальные хором кричат:

Раз, два, не воронь, а беги, как огонь!

«Горящий» старается догнать бегущих. Если игрокам удается взять друг друга за руки, прежде чем одного из них поймает «горящий», то они встают впереди колонны, а «горящий» опять ловит, т. е. «горит». А если «горящий» поймает одного из бегающих, то он встает с ним, а водит игрок, оставшийся без пары.

Игра «Веселые музыканты»

Ход игры. Под любую мелодию из двух частей дети, стоя в кругу, играют на музыкальных инструментах (погремушках, румбах, колокольчиках и др.). Петрушка стоит в центре круга, дирижируя. С окончанием первой части дети, положив инструменты на пол, легко бегут по кругу. Петрушка становится в общий круг и бежит вместе с детьми. С окончанием музыки, играющие быстро разбирают инструменты. Дирижером становится тот, кому инструмента не досталось.

Игра «Карусели»

Продолжаем мы веселье,

Вес бегом на карусели.

К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленту одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другу. Обруч держит взрослый. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:

Еле, еле, еле, еле

Закружились карусели,

А потом, потом, потом

Все бегом, бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите.

Раз-два, раз-два,

Вот и началась игра.



Игра «Колечко»

Все играющие выстраиваются в ряд. У скомороха в руках колечко, которое он прячет в ладонях и затем старается незаметно передать одному из ребят, при этом говорит:

Уж я золото хороню,

Чисто серебро хороню!

В высоком терему

Гадай, гадай, девица.

Гадай, гадай, красная!

Стоящий последним ищет кольцо, а скоморох приговаривает: «Гадай, гадай, у кого кольцо, чисто серебро». Если участник угадал, у кого кольцо, то он становится ведущим.

Игра «Баба Яга»

Сидел петух на лавочке, считал свои булавочки:

Раз, два, три, в этот счёт выходишь ты!

(Баба Яга становится в круг нарисованный на полу, на земле. Ребята бегают вокруг круга и дразнят Бабу Ягу, а Баба Яга старается помелом достать до детей, кого коснётся тот останавливается и замирает на месте, последний из детей становится Бабой Ягой).

Дразнилка

Баба Яга,

Костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала

Побежала в огород,

Испугала весь народ

Побежала в баньку

Испугала зайку!

Игра «Заря-заряница»

Ход игры. Выбираются двое водящих. И водящие, и играющие стоят по кругу, держа в руках ленточку (на карусели укрепляются ленты по числу играющих). Все идут хороводом и поют.

Заря-заряница, Красная девица,

По полю ходила,

Ключи обронила,

Ключи золотые,

Ленты расписные.

Один, два, три – не воронь,а беги, как огонь!

На последние слова водящего бегут в разные стороны. Кто первый возьмет

освободившуюся ленточку, тот и победитель, а оставшийся выбирает себе

следующего напарника.

ХОРОВОДНЫЕ ИГРЫ

Игра "Каравай"

Наверно, самая знаменитая хороводная игра в России! Она является чуть ли не обязательным атрибутом любого дня рождения детей с года и до окончания начальной школы. Такой русский аналог американского «Happy birthday!». Хоровод очень простой. Все встают в круг и берутся за руки. Именинник встает в центр хоровода. Хоровод начинает двигаться по кругу в сопровождении слов:

Как на … именины (называют имя ребенка-именинника)

Испекли мы Каравай.

Вот такой вышины! (руки поднимают как можно выше)

Вот такой нижины! (присаживаются на корточки, руки практически кладут на пол)

Вот такой ширины! (расходятся в стороны, стараясь сделать хоровод как можно большего диаметра)

Вот такой ужины! (хоровод сходится, сжимается, подходит вплотную к имениннику)

Каравай, каравай, кого любишь выбирай! (хоровод приходит к своему «нормальному» размеру и останавливается)

Именинник говорит: Я люблю, конечно всех,

Но вот … больше всех! (называет имя выбранного ребенка, берет его за руку и ведет в центр хоровода)

Теперь именинник становится в хоровод, а выбранный им ребенок становится «именинником».



Игра " Бояре, а мы к вам пришли"

Играющие делятся на две команды, которые выстраиваются друг против друга в цепи. Первая команда идет вперед со словами:

Бояре, а мы к вам пришли! И возвращается на прежнее место:

Дорогие, а мы к вам пришли!

Другая повторяет этот маневр со словами:

Бояре, а зачем пришли? Дорогие, а зачем пришли?

Начинается диалог:

Бояре, нам невеста нужна. Дорогие, нам невеста нужна.

Бояре, а какая вам мила? Дорогие, а какая вам мила?

Первая команда совещается и выбирает кого-то:

Бояре, нам вот эта мила (показывают на выбранного).

Дорогие нам вот эта мила. Выбранный игрок поворачивается кругом и теперь ходит и стоит в цепи, глядя в другую сторону.

Диалог продолжается:

Бояре, она дурочка у нас. Дорогие, она дурочка у нас.

Бояре, а мы плеточкой ее. Дорогие, а мы плеточкой ее.

Бояре, она плеточки боится. Дорогие, она плеточки боится.

Бояре, а мы пряничка дадим. Дорогие, а мы пряничка дадим.

Бояре, у ней зубки болят. Дорогие, у ней зубки болят.

Бояре, а мы к доктору сведем. Дорогие, а мы к доктору сведем.

Бояре, она доктора укусит. Дорогие, она доктора укусит.

Первая команда завершает:

Бояре, не валяйте дурака, отдавайте нам невесту навсегда!

Тот, кого выбрали невестой, должен разбежаться и прорвать цепь первой команды. Если ему это удается, то он возвращается в свою команду, взяв с собой любого игрока первой.

Если цепь не прорвана, то невеста остается в первой команде. В любом случае второй кон начинает проигравшая команда. Задача команд: оставить у себя больше игроков.



Игра "Калачи"

Дети становятся в три круга. Двигаются, подскоками по кругу и при этом произнося слова:

Бай – качи – качи - качи!

Глянь - баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи.

По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры игроки могут меняться местами в кругах.



Спасибо за внимание!