Open
Close

Гойя франсис художник картины. Франсиско Гойя: картины

Творческое наследие Франсиско Гойя - произведения, картины - многообразно и многогранно. Он оставил после себя около 700 работ, выполненных в разных жанрах. Приближение к закату жизни и одиночество заставили создать Франсиско Гойя «черные картины». Взглянем на один из последних шедевров мастера.

«Сатурн, пожирающий своего сына»

Сатурн узнал о том, что его свергнет один из сыновей. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их. В полном безумии, со спутанными седыми волосами, вытаращив совершенно сумасшедшие глаза, Сатурн уже съел голову и ручку младенца.
Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей. По другим мнениям, Сатурн - это французская кровавая революция или даже Наполеон. К «черным картинам» мы еще вернемся. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Картины с описанием будут представлены ниже.

Детство

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30.03.1746 г. в деревушке Фуэндетодос, под Сарагосой. Семья не была ни богатой, ни совсем нищей. Франчо был младшим из троих сыновей Хосе Гойя и Грасии Лусьентес. Его отец занимался позолотой алтарей. В Сарагосе дети получили только начальные азы образования. Франчо вскоре отдали учиться рисованию художнику Лусано-и-Мартинесу.

Юность в Арагонии

В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Он одновременно успевал разучивать серенады и темпераментные танцы - фандаго и арагонскую хоту, а также проявлять свой бурный темперамент в уличных драках с применением навахи. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. На автопортрете мы видим благообразного молодого человека, по которому не скажешь, что это драчун, забияка и соблазнитель.

В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. В это время он знакомится с Франсиско Байеу, который впоследствии окажет немалое влияние на жизнь художника. Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают.

Рим, Неаполь и Парма

Тогда живописец решает отправиться в Италию. Там он изучает работы мастеров и пишет картины. Франсиско Гойя заслужил в Парме 2-ю премию за полотно «Ганнибал с высоты Альп взирает на покоренные земли».

Легенды рассказывают, что Франсиско влюбился в молодую монахиню и решил ее похитить. Эта эскапада раскрылась, и молодой авантюрист в 1771 году возвращается на родину.

Трудное становление

Сначала Гойя очень успешно работает в родной Сарагосе. Он расписывает фресками капеллу, затем ему предложено расписать молитвенный дом при дворце. Франсиско Байеу, о котором упоминалось выше, предлагает ему заказ на роспись монастыря недалеко от Сарагосы и знакомит художника со свой красавицей-сестрой, золотоволосой Хосефой.

Женитьба

Пылкий Гойя соблазняет девицу и вынужден идти под венец. Роды состоялись спустя 4 месяца после брака, но ребенок не выжил. Художник, проведя в браке 39 лет, напишет всего лишь один портрет жены.

Хосефа Байеу

Мы видим явно спокойную, выдержанную и немного печальную женщину, которая могла переносить все выходки своего непредсказуемого супруга. Впоследствии она родит еще пятерых детей, из которых выживет только один. Он, как и отец, станет художником, но такого дара и таланта ему не достанется.

Известность

Шурин начинает помогать карьере даровитого художника. При его помощи Гойя получает от графа Флоридабланка заказ на портрет. Затем Гойю представляют опальному брату короля Дону Луису.

Придворный художник

Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи. После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. Все чаще получает заказы на картины Франсиско Гойя после того, как он поработал для герцога Осуны. Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де». Тем не менее, исполняя портрет безвольного Карла IV в кругу семьи с отсутствием всякого желания льстить высокому семейству, в центр картины Франсиско Гойя ставит королеву Марию-Луизу, так как именно она управляет Испанией с помощью своего фаворита.

Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. Эта картина - безусловный шедевр мастера, где все пространство полотна заливает мягкий свет. Мужчинам художник предложил одеться в яркие костюмы, а женщинам - в светлые тонкие полупрозрачные платья. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей.

Болезнь и напряженная работа

Непонятная болезнь вызвала глухоту и частичную потерю зрения у Франсиско Гойя. Известные картины он написал еще до болезни, будучи полным сил и радости. Это картоны для шпалер (их примерно 60) для принца Астурийского: «Танец на берегу Масанареса», «Маха и маски», «Драка в харчевне», «Зонтик», «Запуск змея». Самые замечательные свои творения художник создаст в зрелом возрасте.

Молодая пара

Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Сцена довольна статична.

Динамику ей придает композиция: в одну сторону направлено движение тонкого деревца, в другую - зонтика. Ее усиливают руки молодых людей: направление руки юной дамы с веером и локтя юноши, а также складки желтой юбки кокетливой особы. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Он оттеняет молодую ничем незамутненную радость, которой проникнуто это безоблачное счастье. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы! После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос».

Кто такие махи

Так назывались мужчины и женщины, которые вышли из простого народа, обедневшие жители провинций, выходцы из мадридских трущоб. Но женщины-махи нас интересуют в большей степени, так как Франсиско Хосе де Гойя картины напишет с представителями аристократии, одетыми в костюмы мах. Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. Маха из простонародья - женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Под ее одеждой скрыт нож. Танцы и песни мах, как своеобразная национальная экзотика, притягивали представителей высших классов.

Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Это очень известные картины живописца.

Две махи

Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы.

После ее смерти в 1802 году они перешли к всесильному министру Мануэлю Годою, а сейчас экспонируются в Прадо. Родственники герцогини категорически отрицали, что именно 13 герцогиня Альба была натурщицей. Искусствоведы все больше начинают думать, что на портретах изображена любовница Мануэля Годоя, Пепито Туда. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя - самые известные картины, не считая, конечно, «черных». Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой, и не подтвержденной. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет.

«Капричос», что переводится как "причуды"

После кровавой французской революции характер творчества художника меняется.

Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Штрихи его иглы острые, царапающие. Политику, социальные вопросы и религию - все затронул художник в своих произведениях: легкость вступления в брак, запугивание детей при воспитании, их избалованность родителями, распутство и разврат мужчин и женщин, шарлатаны от науки. Тем было освещено великое множество. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы.

Трудные годы

Когда в 1808 Карл IV, которого ненавидел народ страны, отрекся от власти и передал престол сыну Фердинанду VII, тот недолго, всего несколько недель, управлял страной. Его хитростью завлекли во Францию. Наполеон, пленив короля, вторгся в Испанию и с чрезвычайной жестокостью подавил народное сопротивление. Пять лет его брат Жозеф занимал королевский трон, а Гойя сохранял положение придворного художника. Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Так он вызвал ненависть Жозефа. После того как французов разбили в 1813 году португальцы, испанцы и британцы под командованием герцога Веллингтона, Фердинанд VII вернулся на родину в 1814 году. Он считал, что живописец сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида.

Странное здание

Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого». Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. Стены двух больших комнат живописец расписал маслом по гипсу сюжетами, как будто взятыми из ночных кошмаров. Это 14 картин. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. В них, блеклых и мрачных, все говорит жестко и прямо о тщетности человеческих надежд и смерти. Картины Гойя рисовал для себя. Об этом говорит тот факт, что писал их не на холстах, а на стенах, не предполагая, что они когда-нибудь будут выставляться. Художник работал быстро, используя широкие мазки, мастихин, губки. Одно произведение показывает, как несчастная собака почти полностью погребена под зыбучими песками. Ей никогда не выбраться. Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах. Жить ей осталось недолго. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо.

Поздние беспокойные годы

После смерти жены в 1812 году судьба дарит художнику прощальную улыбку: он завязывает знакомство с Леокадией де Вейс. Она моложе его на 35 лет. Леокадия разводится с мужем. У них родилась дочь Росарита. Король Фердинанд VII прямо говорит художнику, что он достоин только повешения.

Дожидаться такой перспективы Гойя не стал и вместе с семьей уехал в Бордо, якобы для лечения.

Он напишет портрет Леокадии, полный восхищения. В истории живописи Гойя навсегда останется мрачным романтиком. В 1828 году великий испанец умер, в 82 года. Всего 17 дней назад отмечали его день рождения. Прах живописца вернется в Испанию лишь в 1919 году и будет захоронен в церкви Сан-Антонио-де-ла-Флорида в Мадриде, которую он сам расписывал.

Франсиско де Гойя-и-Лусиентес - великий испанский художник, член Академии и придворный живописец. В его творчестве были черты и классицизма, и романтизма, но этого художника нельзя было отнести к какому-нибудь стилю полностью, настолько его картины были не похожи ни на чьи другие. Он начинал в стиле рококо, а в позднейших работах достиг беспощадной правдивости, создавал фантастические образы потрясающей силы.

Гойя родился в Сарагосе, в семье позолотчика алтарей. Мать была дочерью бедного идальго из тех, кто, как писал Сервантес, "имеет родовое копье, древний щит, тощую клячу и борзую собаку". Юноша начал учиться живописи в родном городе. Здесь он дружил с семейством Байеу, старший брат которых стал учителем Гойи уже в Мадриде, куда переехал и Гойя.

В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Тогда же он возвращается в Сарагосу, и начинается его профессиональный творческий путь. Гойя развивается медленно, его яркая индивидуальность полностью проявила себя только к сорока годам. В Сарагосе мастер расписывает одну из церквей фресками, в которых было видно влияние Тьеполо. В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Здесь он получает большой заказ на картины для шпалер и работал над ними до 1791 года, выполнив 43 заказа. В свои композиции он включал жизнь улицы, игры в празднества, драки перед деревенским трактиром, фигуры нищих, разбойников и конечно самые разные женские образы.

В эти же годы Гойя начинает заниматься графикой и в гравюре выбирает технику офорта.

В 70-80-е годы художник активно занимался и живописным портретом. Гойя не стремился приукрасить модель, какую бы ступень в обществе она ни занимала. Иногда он даже подчеркивал некоторые черты в портрете, совсем не украшающие его. Но делал это Гойя совсем необидно, потому что он всегда находил и запечатлевал в образе какуя-то наиболее яркую, индивидуальную изюминку, делающую образ интересным.

Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. Ему покровительствовал дон Мануэль, герцог Алькудиа, фаворит королевы, первый министр Испании. Его любили женщины, и он имел постоянную любовницу. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон.

У Гойи было много детей, он по-своему любил и очень уважал свою жену Хосефу. Однако самой большой его страстью, огромной любовью стала связь с одной из самых удивительных, самых непредсказуемых, ни на кого не похожих женщин - с герцогиней Каэтаной Альба из старинного рода знаменитых Альба, мужем которой был маркиз де Вильябранка. Гойя много раз писал донью Каэтану, особенно в образе махи, девушки из народа.

В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф.Байе). В них и интеллект, и испанский характер, и индивидуальность личности. Потрясает откровенностью характеристик групповой портрет королевской семьи Карла IV и Марии Луизы. Соперником лучших мастеров венецианского Возрождения выступает Гойя в своих знаменитых "Махах" - портретах Каэтаны Альба. В них он нанес удар академической школе. Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны.

В середине 90-х годов обостряется давняя болезнь Гойи, последствием которой становится глухота. Постигшее его несчастье заставило по-новому посмотреть на многие события в стране. В отличии от других европейских стран, в Испании еще процветает инквизиция. И очень тяжелые отношения с Францией. Все это не могло не наложить отпечаток на творчество художника: картины, полные карнавального веселья ("Игра в жмурки", "Карнавал"), сменяются такими, как "Трибунал инквизиции", "Дом сумасшедших", офорты "Капричос".

Вторжение французов в Испанию, борьба испанцев с французской армией, борьба, в которой маленький народ проявил большое мужество - все эти события нашли отражение в творчестве Гойи ("Восстание 2 мая", "Расстрел 3 мая в Мадриде").

В 1814 г. Фердинанд VII вернулся в Испанию. Начался период реакции. Многие были брошены в тюрьму. Гойя был совершенно один. Умерла его жена. Его друзья или умерли, или были изгнаны из Испании. Многие портреты этих лет были отмечены чертами подлинного трагизма. Художник живет одиноко, замкнуто, в доме, который соседи называли "дом глухого". Его живопись порой понятна только ему самому. Живопись темная, оливково-серых и черных тонов, с пятнами белого, желтого, красного.

В 1821 - 1823 годах произошло восстание испанцев против реакции, которое было разгромлено войсками. Поскольку Гойя поддерживал повстанцев, король так высказался о нем:"Этот достоин петли".

В 1824 году жизнь художника становится невыносимой, и он под предлогом лечения уезжает во Францию. Здесь он находит друзей. Здесь он пишет свои последние прекрасные произведения ("Молочница из Бордо" и пр.).

В 1826 году Гойя ненадолго приезжает в Мадрид, где его принимают благосклонно:"Он слишком знаменит, чтобы ему вредить, и слишком стар, чтобы его бояться".

Гойя умер в Бордо в 1828 году. В конце века останки его были перевезены на родину.

Франсиско Байеу был шурином Гойи. Он тоже был художником, у которого начинал учиться молодой Гойя и который всю жизнь убеждал его писать по классическим канонам живописи, которым следовал сам. Байеу не понимал строптивого Гойю, поскольку тот всегда хотел писать так, как он сам себе представляет свою живопись. На этой почве между ними происходили постоянные трения, причем часто брата поддерживала Хосефа, жена Гойи. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. Среди этих картин был автопортрет Байеу. И тогда Гойя предложил дописать его.

Гойя работал с чувством ответственности и мало что изменял в уже сделанном. Только чуть угрюмее стали брови, чуть глубже и утомленнее легли складки от носа ко рту, чуть упрямее выдвинулся подбородок, чуть брезгливее опустились углы рта. Он вкладывал в свою работу и ненависть и любовь, но они не затуманили холодный, смелый, неподкупный глаз художника.

В конце концов получился портрет неприветливого, болезненного, пожилого господина, бившегося всю свою жизнь, уставшего, наконец, и от высокого своего положения и от вечных трудов, но слишком добросовестного, чтобы позволить себе отдохнуть.

И все же с подрамника смотрел представительный мужчина, который требовал от жизни больше, чем ему требовалось, а от себя - больше, чем сам мог дать. Но вся картина напоена была серебристо-радостным сиянием, которое давал недавно найденный Гойей мерцающий светло-серый тон. И разлитая по всей картине серебристая легкость властно подчеркивает жесткость лица и педантичную трезвость руки, держащей кисть.

Изображенный на портрете человек был малопривлекателен, зато тем привлекательнее был сам портрет.

На холсте изображена жена друга Гойи, Мигеля Бермудеса - Лусия Бермудес. Это очень красивая женщина. В ее насмешливом лице было что-то загадочное, точно скрытое маской. Далеко расставленные глаза под высокими бровями, крупный рот с тонкой верхней и пухлой нижней губой плотно сжат. Дама позировала художнику уже три раза, но портрет, по мысли художника, никак не удавался. Никак он не мог зацепить то неуловимое, что делает портрет живым и неповторимым.

Однажды Гойя увидел Лусию в гостях. На ней было светлое, с желтым оттенком платье с белыми кружевами. И он сразу захотел написать ее, представив в серебристом сиянии, увидев в ней то неуловимо смущающее, бездонное, то самое важное, что было в ней. И вот он написал ее. И все было как надо - и лицо, и тело, и поза, и платье, и фон - все было правильно. И однако это было ничто, не хватало самого главного - оттенка, пустяка, но то, чего не хватало, решало все. Прошло уже много времени, и художник уже отчаялся найти это необходимое.

И вдруг он вспомнил ее такой, какой увидел первый раз. Вдруг он понял, как передать эту мерцающую, переливчатую, струящуюся серебристо-серую гамму, которая открылась ему тогда. Дело не в фоне, не в белом кружеве на желтом платье. Вот эту линию надо смягчить, вот эту тоже, чтобы заиграли и тон тела и свет, который идет от руки, от лица. Пустяк, но в этом пустяке все. Вот теперь все выходило так, как надо.

Портретом восхищались все, очень понравился он мужу, Мигелю. Но больше всех, кажется, он понравился самой донье Лусии.

Эту картину художнику никто не заказывал, он написал ее для собственного удовольствия. Она изображала ромерию - народное празднество в честь святого Исидро, покровителя столицы.

Веселые гуляния на лугу у обители святого Исидро были излюбленным развлечением жителей Мадрида; и сам он, Франциско, по поводу последнего благополучного разрешения от бремени своей Хосефы, устроил на лугу перед храмом пиршество на триста человек; приглашенные, по обычаю, прослушали мессу и угостились индейкой.

Изображение таких празднеств издавна привлекало мадридских художников. Ромерию писал и сам Гойя десять лет назад. Но то было не настоящее праздничное веселье, а деланная веселость кавалеров и дам в масках; теперь же он изобразил стихийную, необузданную радость свою и своего Мадрида.

Вдалеке, на заднем плане, поднялся любимый город:

Куполов неразбериха, башни, белые соборы

И дворец...А на переднем - мирно плещет Мансанарес.

И, собравшись над рекою, весь народ, пируя, славит

Покровителя столицы. Люди веселятся. Едут

Всадники и экипажи, много крошечных фигурок

Выписано со стараньем. Кто сидит, а кто лениво

На траву прилег. Смеются, пьют, едят, болтают, шутят.

Парни, бойкие девицы, горожане, кавалеры.

И над всем над этим - ясный цвет лазури...Гойя словно

Всю шальную радость сердца, мощь руки и ясность глаза

Перенес в свою картину. Он стряхнул с себя, отбросил

Строгую науку линий, ту, что сковывала долго

Дух его. Он был свободен, он был счастлив, и сегодня

В "Ромерии" ликовали. Краски, свет и перспектива.

Впереди - река и люди, вдалеке - на заднем плане -

Белый город. И все вместе в праздничном слилось единстве.

Люди, город, воздух, волны стали здесь единым целым,

Легким, красочным и светлым, и счастливым.

(Л.Фейхтвангер)

Портрет королевской семьи заказал сам дон Карлос IV. Картина получилась внушительных размеров - 2,80 м в высоту и 3,67 м в длину.

С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. В центре он поставил королеву с детьми. По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. В левой части картины художник изобразил наследника короля, шестнадцатилетнего дона Фернандо, с незначительным, но довольно красивым лицом. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. Здесь и старая инфанта Мария-Хосефа, сестра короля, поразительно уродливая, он ее писал довольно долго, завороженный ее уродством. Сзади за королем брат короля, инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Отсутствовала невеста наследника, но поскольку переговоры о будущей свадьбе еще не закончены, ее Гойя изобразил отвернувшейся от зрителя, с анонимным лицом.

Конечно, в первую очередь зритель видит в центре картины короля и королеву. Сам король позировал очень охотно. Он держался прямо, выпятив грудь и живот, на которых светлела бело-голубая лента ордена Карлоса, сияла красная лента португальского ордена Христа, мерцало Золотое руно; матово светилась на светло-коричневом бархатном французском кафтане серая отделка, сверкала рукоять шпаги. Сам же носитель всего этого великолепия стоял прямо, твердо, важно, гордясь, что, несмотря на падагру, он еще такой крепкий, просто кровь с молоком!

Рядом с королем - она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. Возможно, многое в этой нарисованной женщине многим не понравится, но ей самой она нравится, она одобряет эту женщину! У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. Да, это она, Мария-Луиза Бурбонская, принцесса Пармская, королева всех испанских владений, королева обеих Индий, дочь великого герцога, супруга короля, мать будущих королей и королев, хотящая и могущая отвоевать от жизни то, что можно отвоевать, не знающая страха и раскаяния, и такой она останется, пока ее не опустят в Пантеон королей.

А рядом с ней стоят ее дети. С нежностью она держит за руку хорошенького маленького инфанта. С любовью обнимает славненькую маленькую инфанту. У нее живые дети, очень жизнеспособные, красивые, здоровые, умные, и возможно, многие из них займут европейские престолы.

Картина понравилась обоим монархам. Это хороший, правдивый портрет, не приукрашенный, не подслащенный, портрет суровый, но гордый. Монархи полны достоинства, величия.

Гойе хорошо заплатили за портрет и присвоили звание первого придворного живописца.

Королева представлена в виде махи - девушки из народа, так пожелала сама Мария-Луиза.

Вот она стоит в естественной и вместе с тем величественной позе, маха и королева. Нос, похожий на клюв хищной птицы, глаза смотрят умным алчным взглядом, подбородок упрямый, губы над бриллиантовыми зубами крепко сжаты. На покрытом румянами лице лежит печать опыта, алчности и жестокости. Мантилья, ниспадающая с парика, перекрещена на груди, шея в глубоком вырезе платья манит свежестью, руки мясистые, но красивой формы, левая вся в кольцах, лениво опущена, правая маняще и выжидательно держит у груди крошечный веер.

Гойя постарался сказать своим портретом не слишком много и не слишком мало. Его донья Мария-Луиза была уродлива, но он сделал это уродство живым, искрящимся, почти привлекательным. В волосах он написал красно-сиреневый бант, и рядом с этим бантом еще горделивее сверкало черное кружево. Он надел на нее золотые туфли, блестевшие из-под черного платья, и на все наложил мягкий отсвет тела.

Королеве не к чему было придраться. В самой лестной форме она высказала ему свое полное удовлетворение и даже попросила сделать две копии.

Герцогиня Альба происходила из старинной, влиятельной и очень богатой семьи. Ее муж, герцог Альба, был изнеженным, инертным, но очень образованным, любившим музыку. На свою своевольную, энергичную, страстную жену он смотрел как на капризного ребенка, снисходительно прощая ей все ее причуды и измены.

Каэтана была очень красивой и блистала при дворе, была близко принята королевской семьей Карлоса IV. С самой первой встречи Гойя влюбился в молодую герцогиню, любовь была взаимной и страстной.

Кстати, сейчас идут разговоры о том, что это легенда, что Фейхтвангер, написавший знаменитую книгу "Гойя или тяжкий путь познания" выдумал эту любовь, что будто бы не могла такая красавица, избалованная аристократка влюбиться в неуклюжего, немолодого, и не очень пока знаменитого художника. Но пути любви неисповедимы, и пока еще никто не опроверг обратное.

Гойя писал Каэтану множество раз и ни один портрет ее ему не нравился, он все никак не мог уловить, передать в образе ту изюминку, ту черточку, которая показывала бы настоящую Каэтану Альба.

В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Бережно и тщательно он выписывал ландшафт, но так, что он не бросался в глаза, а оставалась одна Каэтана. Она стоит гордая и хрупкая, с неправдоподобно выгнутыми бровями под черными волнами волос, в белом платье с высокой талией, охваченной красным шарфоми и с красным бантом на груди. А перед ней - смешная, до нелепости крохотная белая лохматая собачка с таким же смешным крохотным красным бантом на задней лапке. Каэтана изящным пальчиком указывает вниз, где написаны слова повернутыми к ней буквами "Гойя-Каэтане Альба", и жест этот как бы намекает, что сам Гойя для нее тоже что-то вроде этой смешной собачки.

Гойе так и не удалось, по его мнению, отразить в портрете тот внутренний огонь, ту противоречивость ее характера, которые так притягивали к ней и одновременно отталкивали, настораживали.

Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Здесь собраны в кучу и заперты вместе умалишенные, их много - и каждый из них безнадежно одинок. Каждый безумствует по-своему. Посредине изображен нагишом молодой крепкий мужчина; бешено жестикулируя, настаивая и угрожая, он спорит с невидимым противником. Тут же видны другие полуголые люди, на головах у них короны, бычьи рога и разноцветные перья, как у индейцев. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Но в картине очень много воздуха и света.

Гравюры - "Капричос" (Капризы) (1793 - 1797)

Гравюры - "Капричос" (Капризы) (1793 - 1797)

Гравюры - "Капричос" (Капризы) (1793 - 1797)

Гравюры - "Капричос" (Капризы) (1793 - 1797)

Гравюры - "Капричос" (Капризы) (1793 - 1797)

В конце 18-го века Гойя создает бессмертную серию гравюр "Капричос" - капризы. Серия включает 80 листов, пронумерованных, снабженных подписями. В этих гравюрах художник обвиняет мир зла, мракобесия, насилия, лицемерия и фанатизма. В этих сатирических листках Гойя высмеивает, пользуясь аллегорическим языком, часто вместо людей изображая животных, птиц.

Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Но тем не менее абсолютно ясна острота социальной сатиры, идейной устремленности. Целый ряд листов посвящен современным нравам. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках ("Она подает руку первому встречному"). Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье ("Старый избалованный ребенок"). Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного ("На охоте за зубами"). Полицейские ведут проституток ("Бедняжки").

Целый ряд листов - сатира на церковь: благочестивые прихожане молятся дереву, обряженному в монашескую рясу; попугай проповедует что-то с кафедры ("Какой златоуст"). Листы с ослом: осел рассматривает свое генеалогическое древо; учит грамоте осленка; обезьяна пишет с осла портрет; два человека несут на себе ослов. Совы, летучие мыши, страшные чудовища окружают заснувшего человека: "Сон разума производит чудовищ".

Эзоповым языком, в форме басни, притчи, сказания Гойя наносит меткие удары двору и знати. Художественный язык Гойи островыразителен, рисунок экспрессивен, композиции динамичны, типажи незабываемы.

Гравюры "Капричос" (Капризы) "Ужасы войны"(1793 - 1797)

Франсиско Гойя, ставший в последствии известнейшим портретистом эпохи испанского романтизма, родился в 1746 году в горном селении Фуэндетодос, где и прошло его раннее детство. Франсиско не получил достаточного образования, он обучался азам грамоты в школе при церкви и всегда писал с ошибками.

За то, он очень преуспел на художественной ниве, оставив потомкам нетленные творения. Благодаря его поистине волшебной кисти, каждый может окунуться в жизнь испанского общества конца ХVII – начала ХVIII столетий, увидеть лица прекрасных дам и знатных грандов, членов королевской семьи, а также бесподобные сценки из жизни простого народа.

Творческий путь художника был долог и тернист. С четырнадцатилетнего возраста Франсиско обучался живописи в мастерской Лусана-и-Мартинеса в Сарагосе. Затем обстоятельства вынудили начинающего художника покинуть родные места и перебраться в столицу страны – Мадрид. Здесь он дважды, в 1764 и 1766 годах, пробовал поступить в академию изящных искусств, но попытки оказались неудачными. Преподаватели не смогли разглядеть зарождающийся талант и по достоинству оценить уровень художественного мастерства молодого провинциала из Сарагосы. В Мадриде Франсиско приходилось зарабатывать себе на хлеб мытьём посуды в таверне «Ботин».

После провала, Гойя отправляется в Рим за новыми впечатлениями и возвращается на родину лишь в 1771 году. Два года, с 1772 по 1774, он трудится в монастыре Аула Ден, расписывая монастырскую церковь картинами из жизни Девы Марии.

В возрасте 27 лет Франсиско заключает очень выгодный для себя брак – женится на Хосефе Байеу, сестре придворного художника Байеу. Благодаря протекции шурина, получает заказ от королевской гобеленовой мануфактуры, который он с удовольствием выполняет, рисуя красивых испанских девушек с кавалерами, озорных детишек, принаряженных селян. Со своей женой Гойя прожил 39 лет и за это время написал всего один её портрет. Из родившихся в этом семейном союзе детей выжил один только мальчик, который так же, как и его великий отец, выбрал стезю художника. Франсиско Гойя не отличался супружеской верностью, у него было множество романов и с аристократками, и с простолюдинками. Но главной любовью его жизни была герцогиня Альба, с которой он забывал о существовании всех других женщин.

Выходец из семьи ремесленника и обедневшей аристократки, Франсиско Гойя, благодаря своему таланту и трудолюбию удалось сделать головокружительную карьеру и стать придворным художником сначала короля Карла III, а после его смерти в 1788 году – Карла IV. Широко известна его картина «Семья Карла IV», где в композиции присутствует автопортрет самого художника.

Во время освободительной борьбы испанцев против французских поработителей Франсиско Гойя откладывает в сторону кисть и берет в руки резец, чтобы посредством офортов «Бедствия войны» отразить все присущие войне ужасы.

Мрачным пятном в творческой коллекции Гойи являются «Чёрные картины». Предыстория появления картин следующая. В 1819 году художник приобрёл двухэтажный домик под Мадридом, известный как «Дом Глухого». Предыдущий владелец так же, как и Гойя, был глухим (художник потерял слух после тяжелой болезни и сам чудом остался жив). Прямо на стенах дома Гойя написал 14 очень необычных и зловещих картин, самая жуткая из которых – «Сатурн, пожирающий своего сына».

В 1824 году художник, утративший милость короля Фердинанда, покидает Испанию и до своей кончины проживает во французском городе Бордо. Старость Гойя скрасила Леокадия де Вейс, которая ради глухого пожилого художника бросила своего мужа. В возрасте 82 лет Франсиско Гойя, в сознании которого переплелись и тёмные, и светлые миры, уходит в вечность, оставив нам свои противоречивые, но очень талантливые работы. Самые известные из них – двойное полотно «Маха одетая», под ней как бы спрятана «Обнажённая маха», серия офортов «Капричос», портреты его возлюбленной Каэтаны Альбы.

Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес родился 30 марта 1746 года в семье мастера-позолотчика и дочери обедневшего дворянина, в небольшой деревушке на севере Испании. В возрасте 13 лет Франсиско поступил в ученики к местному художнику, а в 1763 году перебрался в Мадрид, где вскоре стал учеником придворного живописца Франсиско Байеу.
В 1773 году он женился на сестре Байеу Хосефе. Это поспособствовало его утверждению в художественном мире того времени - Байеу пользовался немалым влиянием. Его брак с Хосефой продолжался около сорока лет, однако не был счастливым — из-за частых любовных похождений супруга и тяжелого характера жены.
В 1777 году Гойя впервые серьезно заболел. Благодаря недвусмысленным намекам его друга Сапатера, многие биографы предполагают, что тогда он заразился какой-то венерической болезнью.
В 1780 году Гойю приняли в Королевскую академию Сан-Фернандо. Пропуском туда послужила исполненная в академическом стиле картина «Распятие».

Он написал тогда же на олове потрясающее выступление бродячих актёров и сумасшедших в психбольнице.
Эти картины обозначили водораздел в творческой биографии Гойи - в его творчестве стали преобладать странные образы, порожденные фантазией.
Гойя страдал от частых головных болей и головокружений, шума в ушах, временной слепоты, у него была парализована правая рука, наблюдались мышечные подёргивание и он активно жаловался на мышечную дрожь, его также беспокоили боли в животе спастического характера.
Способность видеть относительно быстро восстановилась, всё реже стали мучить головокружения и нарушения координации движения, а правая рука ещё долгое время осталась недееспособной.

Этот зловещий кризис, произошедший с художником в 1792 году,когда художнику было 46 лет, наложил свой отпечаток на образы его произведений.
Специалисты также указывали на то, что Гойя применил новую технику написания кистью - линии стали короче и нервозными. В

ерсии болезни немного разнятся, болезнь называют холерой, к тому же у него была, сразу, или после холеры, горячка с очень высокой температурой, и он полностью и навсегда оглох. Есть достаточно серьёзное мнение,что он заболел и оглох от накопления большого количества свинца в его организме.
Зимой 1792-93 художника настиг паралич и частичная потеря зрения. Следующие несколько месяцев он провел на грани между жизнью и смертью.
В этот период Гойя создал первую серию графических эскизов, насчитывающих 80 металлических пластин Caprichos («Капризы»), которые по своей сути бессвязны как сам по себе бессвязен его сон, они не имеют логической последовательности.


Впервые в 1972 году в университете Нью-Йорка психиатр В. Нидерланд высказал гипотезу, что симптомы опасной болезни Гойи 1793 года могут быть объяснены отравление тяжёлыми металлами.
Немаловажное значение имела техника рисования Гойи: быстрое нанесение мазков жидкими красками увеличивало вероятность попадания свинца в организм, так как разбрызгивание мелких капель красителя способствовало аэрозольному и контактному механизмам проникновения. Также мастер зачастую работал не кистью, а куском сукна или губкой, что создавало очень тесный контакт незащищенных рук художника с ядовитым веществом.

Свинец обычно приводит к хроническим интоксикациям.
Способен длительно депонироваться в тканях, особенно в паренхиматозных органах и костях.
Общие симптомы : «свинцовая» окраска кожи, свинцовая кайма на дёснах, изменение крови (ретикулоцитоз более 6-8 %, базофильная зернистость эритроцитов), увеличение порфиринов в моче. Поражение нервной системы типично и часто. Характерны следующие неврологические синдромы:

· Астенический синдром (головные боли, головокружение несистемного характера, физическая и психическая утомляемость, вялость, нарушение сна, эмоциональная лабильность, сужение круга интересов).

· Свинцовая энцефалопатия (значительное ухудшение памяти, интенсивные головные боли, снижение критики к своему состоянию, психосенсорные расстройства и нарушения восприятий в виде зрительных, слуховых и тактильных галлюцинаций, гиперкинезы в виде дрожания, атаксия, поражение отдельных черепных нервов, явления височной эпилепсии, свинцовая менингопатия).

· Свинцовая колика, протекающая как своеобразный вегетативный криз (схваткообразные боли в животе, нарушение деятельности кишечника, рвота, тахикардия, подъём артериального давления, повышенный уровень катехоламинов в крови).

· Свинцовые параличи - наиболее тяжёлый и типичный синдром.
Правая рука обычно страдает грубее.

Нарушение слуха для свинцовой интоксикации не типично, в данном случае объясняется изолированным поражением слуховых нервов.

Весной 1825 года Гойя вновь тяжело заболел.
На этот раз врач установил диагноз "паралич мочевого пузыря"(?) На каком основании был поставлен диагноз паралич мочевого пузыря в источниках найти не удалось. Можно предположить, что он основывается на парадоксальной ишурии (непроизвольное истечение мочи при переполнении или перерастяжении мочевого пузыря) и врач при обследовании пропальпировал переполненный мочевой пузырь.

Тема, прошедшая красной нитью через все творчество Гойи, - сходство между необузданным весельем толпы и подлинным безумием психически больных людей.

Опасаясь преследований со стороны нового правительства Испании, в 1824 году Гойя вместе со своей новой семьёй выезжает во Францию, где провёл свои последние четыре года жизни. В последний год жизни Гойя достиг техники, которую можно определить как свободу творчества. Он наносил цвета пальцами или кусочками сукна, использовал жидкие краски, которые втирал в полотно.

За несколько дней до смерти у Гойи развился правосторонний паралич и он потерял способность говорить.
В ночь с 15 на 16 апреля 1828 года в 2 часа он умер...во Франции в Бордо в возрасте 82 лет. Его прах был перевезен на родину и захоронен в той церкви, стены и потолок которой он когда-то расписал.

Я - Гойя!
Глазницы воронок мне выклевал ворон,
слетая на поле нагое.

Я - Голод.

Я - горло
Повешенной бабы, чье тело, как колокол,
било над площадью голой...

О, грозди
Возмездья! Взвил залпом на Запад -
я пепел незваного гостя!
И в мемориальное небо вбил крепкие звезды -
Как гвозди.

Я - Гойя.
1959 А.Вознесенский
Если студентам надо объяснить такой вид психопатии, как "эпилептоид", то берут в пример Франсиско

Гойя , Жака Луи Давида, Жоржа Пьер Сера.
Самыми характерными свойствами этого типа психопатов считается:
во-первых, крайнюю раздражительность, доходящую до приступов неудержимой ярости,
во-вторых, приступы расстройства настроения (с характером тоски, страха, гнева) и,
в-третьих, определенно выраженные так называемые моральные дефекты (антисоциальные установки).
Обычно это люди очень активные, односторонние, напряженно-деятельные, страстные, любители сильных ощущений, очень настойчивые и даже упрямые. У этих людей отмечалась повышенная авторитарность и склонность к сверхценным идеям.

Кого то узнали?

http://pheonae.livejournal.com/196281.html
http://news.euro-coins.info/2010/07/3899/http://forum.qnemo.ru/lofiversion/index.php/t72.html

Франсиско Гойя (1746-1828) - испанский художник, вошедший в историю своей страны как великий живописец, отрицавший классические устои и изображавший человеческую сущность в ее реальном, болезненно оголенном свете, со всеми недостатками и пороками.

Франсиско Гойя: портрет художника

Мрачное, слегка одутловатое лицо, вдумчиво-настороженный и полный сарказма тяжелый взгляд, грозно взирающий из-под бровей, большая голова - таким на автопортрете зритель видит художника.

Такой он был и в жизни - мастер кисти, уставший человек, передумавший многое и в корне осмысливший реалии существования простого люда. Трезво и внимательно вглядевшись в окружающий мир, Гойя увидел господствующие в нем ложь, тупость, ханжество, суеверие, которые, негодуя, запечатлел в своих произведениях. Картины Франсиско Гойя - это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями.

При жизни талантливый испанец не был известен за пределами своей страны. Для остальной его открыли в середине XIX столетия французские романтики, которых заинтересовала фантастика его творений. Оценки творчества Гойя неоднократно менялись. Для современных ценителей прекрасного он не только творец образов, впечатляющих своей фантастичностью, но и великий мастер реального искусства. Картины Франсиско Гойя или принимаешь, или не принимаешь; в любом случае равнодушным зритель не останется.

Раннее творчество художника

В молодые годы талантливый испанец рисовал иначе, с вплетая в собственные творения чудесную поэзию рождающегося индивидуального стиля - стиля Франсиско Гойя. Картины, созданные им, в полной мере передают магию кисти, осознавшей свое могущество и наслаждающейся ним. Произведение «Зонтик» - пример раннего творчества художника - привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца.

Рассказы о молодости Гойи больше напоминают захватывающие легенды, центральной фигурой которых он был. В Сарагосе за молодым инквизиция по причине драки в которую он устроил. В Мадриде Франсиско нашли истекающим кровью с ножом в спине, просторы Испании он бороздил вместе с бродячими тореадорами, в Италии - стране, где живописец на протяжении нескольких лет оттачивал умение рисовать, - он взобрался на купол собора Св. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы.

Картины Франсиско Гойя: взгляд на внутренний мир общества

Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир - это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. Никто себя не знает». Франсиско Хосе де Гойя, картины которого заставляют задуматься о давно минувшем времени, - человек, умевший видеть глубже повседневности, несущий через свои произведения человечность, первый услышавший нарастающий шум нового времени, боровшийся против всякой лжи и ищущий основу, на которой должно быть выстроено лучшее будущее собственного народа.

Франсиско Гойя покровительствовали самые родовитые испанские аристократы. Он стал членом художеств, затем ее вице-директором, а позже и директором отделения живописи. В 1786 году Франсиско Гойя был назначен придворным живописцем.

Франсиско Гойя: известные картины

Яркий мастер-портретист, снискавший официальную славу в этом жанре в 80-е годы XVIII столетия, в 1792 году Франсиско Гойя серьезно заболел, что привело к полной глухоте. Именно в этот тяжелый период единственным прибежищем для него явилось искусство. Художник стал избегать людей, полностью ушел в себя, продолжая писать портреты.

Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Новое видение действительности художником и его критический подход к ней прослеживаются в более поздних работах мастера. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить. Мастер достоверно передает отталкивающую внешность, духовную нищету и ничтожество правящей верхушки, не скрывая свою неприязнь к испанским монархам.

Франсиско Гойя пережил страшные годы оккупации Испании наполеоновскими войсками, став свидетелем зверских расправ захватчиков над мирным населением. Именно эти события послужили основой для создания таких работ, как «Расстрел в ночь со 2 на 3 мая 1808 года», «Восстание 2 мая на Пуэрта дель Соль».

Гойя работал до самого последнего дня. Одной из его завершающих работ был старик на костылях, под которым стояла подпись: «Я все еще учусь». Умер художник от паралича, в период зарождения нового Имея на рубеже двух столетий совершенно новый взгляд на окружающий мир, отвергавший старые запреты и иллюзии, Гойя с большой достоверностью смог передать в своем творчестве всю сложность и противоречивость своего времени.