Open
Close

Конспект ознакомление детей с предложением. Старшая группа

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РЕЧЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1.ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

№ 1 «Сколько слов?»

Цель : развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие: учить детей слышать в словах звуки, дифференцировать на слух и в произношении некоторые пары звуков (с - з, с - ц, ш - ж, ч - щ, с - ш, з - ж, ц - ч, с - щ, л - р), правильно выделять во фразах нужные слова, устанавливали количество и последовательность расположения слов в предложениях.

Описание:

Воспитатель произносит одно слово с каким-нибудь из отрабатываемых звуков. Например, при закреплении звука ш называет слово мишка и спрашивает: "Сколько слов я назвала? Есть в этом слове звук ш или нет?" После ответов воспитатель предлагает детям подобрать по одному слову, в котором был бы звук ш , затем слова, в которых этого звука нет. (5-6 ответов.)

Потом педагог произносит фразу, состоящую из двух слов: "Мишка спит", и спрашивает: "А сейчас сколько слов я произнесла? Назовите слово, в котором есть звук ш ; слово, в котором нет этого звука". После того как дети ответят, какое первое слово (мишка), какое - второе (слит), воспитатель предлагает им назвать фразу, состоящую из двух таких слов, чтобы в названии одного из них обязательно был бы заданный звук. Ребенок, придумавший фразу, называет первое слово, потом второе и указывает, в каком из них есть заданный звук. Например, дошкольник назвал фразу "Машина едет" и говорит: "Первое слово машина, второе - едет. В слове машина есть звук ш , в слове едет - звука ш нет". Если дети легко справляются с данным заданием, то воспитатель предлагает им называть фразы состоящие из трех и более слов. Сначала слова называются по порядку, а потом только те, которые включают заданный звук. Например, ребенок называет фразу: "Едет зеленая машина", перечисляет по порядку слова: едет, зеленая, машина, затем указывает слово, в котором есть звук ш (машина).

В последующих занятиях воспитатель в игровой форме предлагает детям выделять из фраз несколько слов с заданным звуком с указанием количества и порядка слов в предложении (фразы даются без предлогов и союзов). Например, в предложении "Мама купила Тане плюшевого мишку" дети называют сначала слова, в которых есть звук ш (плюшевого, мишку), затем определяют количество слов в данной фразе, их последовательность.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно выделяли слова с заданным звуком, четко произносили отрабатываемые звуки, устанавливали количество и последовательность расположения слов в предложениях.

№ 2 Упражнение на составление предложений.

Цель: Составлять предложения по «живой модели»

Оборудование: игрушка - кукла

Описание: Воспитатель берет куклу и показывает ее детям: «Скажите какая это кукла». Дети подбирают определения

Ты, Лена, будешь словом кукла, возьми игрушку и встань около меня. Ты Катя, будешь словом красивая , ты сказала это слово. Встань около Лены… Дети, что получится, если слово кукла (показывает на Лену) и слово красивая (показывает на Катю) произнести подряд, вместе? (Кукла красивая ). Я поменяю слова местами (меняет девочек местами). Что теперь получилось? (Красивая кукла ). Слово красивая –сядет, а выйдет слово любимая . Наташа, иди, ты сказала это слово. Ты, будешь словом любимая . Встань рядом со словом кукла. Дети, что получилось? (Кукла любимая или Любимая кукла ). Слово кукла –попляши. Слово любимая –похлопай. Слово любимая- сядет на стульчик. Слово кукла – отдаст мне игрушку и тоже сядет на стульчик».

№ 3 Упражнение - работа с предложением.

Цель: Составлять предложение с заданным словом, определять количество слов в предложении и называть их по порядку

Описание: Воспитатель предлагает детям составить предложение со словом например, ИГРУШКА (любое другое слово). Опрашивает 5-6 детей, и каждый из них, составив предложение, называет количество слов в нем и слова по порядку, рисует схему.

№ 4 Упражнение- выкладывание предложений.

Цель: Продолжать учить (закреплять умение) выкладывать предложение с применением пройденных грамматических правил.

Описание: Например, предложение Сима и Соня играли.

Дети определяют количество слов в нем(4), называют 1-е,2-е, 3-е и 4-е слово. Затем выкладывают его буквами и фишками. После того, как предложение будет выложено на доске воспитатель спрашивает, какие звуки обозначены фишками («с», «СЬ»), показывает буквы С с, говорит, что они обозначают звуки «с» и «сь». Дети заменяют фишки буквами и читают предложение с выделением ударных гласных звуков в словах

№ 5 Игра «Собери слова в предложение»

Цель: Составлять предложение из предложенного набора слов.

Описание: Воспитатель, согласно теме занятия подбирает слова и предлагает детям составить из слов предложения.

Например: Тема «Космос»

Ракета, космос, лететь, в.

Яркие, небо, большие, на звезды.

Корабль, на, летит, космический,Луна.

Мы, земля, живем, планета, на.

Девять, вокруг, вращаются, Солнце, планет.

В, астронавты, Луна, по, скафандрах, ходят.

Родную, на, космонавты, Землю, возвращаются и т.д.

№ 6 Упражнение «Собери предложение»

Цель: Из предложенных слов составить предложение.

Описание: Воспитатель предлагает детям из предложенных картинок выбрать слова, в названиях которых есть определенный звук. Определить какой звук в названиях этих слов. Составить с этими словами предложения.

Например, из предложенных картинок выбрать слова, в названиях которых есть звук «т»: улитка, тыква, танк, тень, утенок, котенок, туфли, терка, телефон, паутина, утюг, утка, кот, вата. Назвать оставшиеся картинки. Какой звук в названиях этих слов. Составить с этими словами предложения.

2.ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПОНЯТИЕМ «СЛОВО»

№ 1 «Что делает?»

Цель. Показать детям, что слова бывают разные и звучат они по-разному.

Оборудование. Картинки с изображением девочки, выполняющей различные действия: прыгает, играет, читает, рисует, поет, умывается, бегает, спит и т. д.

Воспитатель показывает картинки и спрашивает детей, что делает девочка. Когда дети назовут все действия, изображенные на картинках, воспитатель предлагает перечислить, что еще может делать девочка. Если дети затрудняются, он им помогает: есть, стирать, петь, танцевать, говорить и т. д.

Воспитатель обращает внимание детей на то, как много есть разных слов о том, что может делать девочка.

№ 2 «Подскажи слово»

Цель

Оборудование : стихи в книгах

Описание: "Дети, вы любите книги, которые написал Корней Иванович Чуковский. - спрашивает педагог. - Однажды он написал стихи, которые называются "Жил на свете человек". В этих стихах не хватает нескольких слов. Пожалуйста, придумайте их сами (если, дети не догадываются, воспитатель подсказывает).

Вот и придумали мы с вами слова к стихотворению".

№ 3 «Скажи, как я»

Цель - продолжать учить детей вслушиваться в слова, их звучание: знакомить с термином "слово"; вызвать интерес к слову.

Описание:

Ребенок подходит к столу воспитателя и поворачивается спиной к детям. Он - эхо. Все остальные вспоминают какие-нибудь слова и по вызову взрослого негромко произносят их. Ребенок-эхо тотчас же называет услышанное слово ("Чебурашка", - говорит Валя. "Чебурашка", - вторит ему эхо). После 5-6 ответов на роль эхо выбирается другой ребенок. Новые слова следует произносить так, чтобы отчетливо было слышно, как они звучат. Если эхо не расслышал слово или "вернул" говорящему другое слово (например, вместо горы - город), то на эту роль выбирается другой ребенок.

Упражнение рассчитано на большую речевую активность детей, каждому предоставляется возможность назвать одно-два слова, еще никем не называемые.

Воспитатель может записать все названные слова и в конце зачитать, отметив их разнообразие и неодинаковость звучания.

№ 4 «Какое слово потерялось?»

Цель

Описание: Воспитатель предлагает детям подсказать слова, которые потерялись: "Зайку бросила хозяйка - под дождем остался... (зайка ). Наша Таня громко... (плачет ), уронила в речку... (мячик ). Тише, Танечка, не... (плачь )! Не утонет в речке... (мяч ). Уронили мишку на пол, оторвали мишке... (лапу ). Все равно его не... (брошу ), потому что он... (хороший ). Целый день поет щегол в клетке на окошке. Третий год ему пошел, а он боится... (кошки ).

Вот сколько слов вы мне подсказали, все слова теперь нашлись, и я вам прочитаю стихи Агнии Львовны Барто со всеми словами".

№ 5 «Где вы слышали эти слова?»

Цель упражнения - вызывать интерес к слову. Учить детей самостоятельно называть разные слова. Закрепить термин "слово". Познакомить с тем, что слова в речи произносятся в определенной последовательности: друг за другом.

Описание: Воспитатель предлагает детям отгадать, из какого стихотворения эти слова: плачет, наша, громко, Таня. Дети говорят, что эти слова из стихотворения "Наша Таня" (А. Барто). Воспитатель еще два-три раза отчетливо произносит слова в том же порядке и просит уточнить, так ли они расположены в стихотворении. Дети говорят, что в стихотворении они произносятся иначе, что воспитатель "все перепутал", и предлагают такой порядок их следования: "Наша Таня громко плачет". "Да, именно так произносятся в стихотворении А. Л. Барто. эти слова. - подтверждает педагог. Они произносятся друг за другом. Вначале мы слышим какое слово? ("Наша".) Затем какое слово? ("Таня".) Затем? ("Громко".) И последнее слово? ("Плачет".) Наша Таня громко плачет - слова идут друг за другом. Повторите эти слова друг за другом".

№ 6 «Произносим слова»

Цель упражнения - учить детей вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова сходно- и разнозвучащие. Учить детей протяжно произносить слово с выделением в нем заданных звуков. Оборудование. Игрушка или картинка - лиса.

Описание: Воспитатель: "Вы, дети, уже знаете, какие нужно вспомнить слова, чтобы назвать это животное ("Лиса, лисичка, лисонька".) Вслушайтесь, как звучат эти слова: ллииссаа, ллииссииччкаа, ллииссооннькаа. Произнесите так же, чтобы было слышно, как звучат слова. Еще раз произнесите. Особенно хорошо, ясно получается у Наташи, послушаем, как произносит слова Наташа. Теперь произнесите все вместе. Как интересно звучат слова!"

№ 7 «Отыщем картинку»

Цель - учить детей вслушиваться в звучание слов, самостоятельно находить слова сходно- и разнозвучащие. Учить детей протяжно произносить слово с выделением в нем заданных звуков.

Оборудование. 4 большие карточки, на каждой изображено по 4 предмета: 1- шишка, мак, пушка, шина; 2 - топор, лягушка, коза, теленок; 3 - жук, галка, юла, слон; 4 - оса, утенок, свечка, ракушка. 16 маленьких карточек: рак, лук, забор, овечка, мышка, пила, палка, ракушка, стрекоза, хлопушка, коса, кукушка, машина, лимон, котенок, козленок.

Воспитатель проводит упражнение с небольшой группой играющих (4-6 человек) с целью закрепления умения вслушиваться в звучание слов, самостоятельно называть слова и четко произносить звуки в них, находить слова, сходные и различные по звучанию.

Вариант 1

Карточки кладут на стол картинками вниз. Играющие берут по одной карточке. Ведущий-воспитатель говорит: "В этих карточках "спрятаны" слова, но когда всмотришься в картинки и скажешь, как они называются, слова сразу же зазвучат". Показывает свою картинку: "Что это? Правильно, на этой картинке я нашла слово рак. Послушайте, как оно звучит: рраакк. Повторите все так же. Хорошо звучит и у вас слово рак. Теперь переверните свои картинки и скажите, какие слова оказались у вас. Произнеси, Таня, свое слово яснее. А какое слово нашел ты, Вова? Скажи его еще раз и вслушайся, как оно звучит".

Затем каждый ребенок берет еще по одной карточке, и все повторяется заново. Ведущий подчеркивает, что слова у всех разные и звучат по-разному.

Вариант 2

У ведущего комплект маленьких карточек, второй такой же комплект у детей. Играют так: взрослый показывает одну картинку (например, котенок), просит детей громко и ясно произнести название изображения и найти такую же. Кто-то из детей обнаруживает у себя парную картинку. Обе картинки размещают в центре стола: картинка ведущего - слева, ребенка - справа.

Далее ведущий предлагает назвать другую картинку (например, овечка), кладет ее под первой, слева. Ребенок, нашедший у себя аналогичное изображение, четко и громко его называет и помещает картинку справа во втором ряду.

Игровое упражнение продолжается до тех пор, пока все картинки не окажутся в центре стола.

Вариант 3

Перед каждым ребенком лежит одна картинка, дети поочередно громко произносят названия изображений. Ведущий предлагает вслушаться в эти названия, отмечая, что слова звучат по-разному. Затем сообщает, что среди разных слов встречаются и сходные по звучанию, показывает по две картинки и просит сказать, что на них изображено (оса - коса, мак - рак). Вместе с детьми повторяет 2-3 раза сходно-звучащие слова. Затем сообща рассматривают все лежащие на столе карточки и находят еще две, названия которых звучат похоже: жук - лук.

При повторном проведении игры воспитатель просит детей проявить инициативу в подборе слов, схожих с образцами: рак - мак (лак, так, как); жук - лук (тук, сук).

Вариант 4

Играют четверо детей, у каждого большая карточка. Дети (поочередно) громко сообщают о названии четырех картинок. Взрослый показывает маленькую карточку, на которой, к примеру, нарисована галка, четко произносит ее название и просит сказать, у кого есть картинка, название которой звучит так же похоже, как слово галка. Ребенок, нашедший у себя сходную рифму (у него карточка, на которой изображена палка), громко сообщает об этом и накрывает картинку с изображением палки кружком. Ведущий продолжает показывать маленькие карточки до тех пор, пока все изображения на больших карточках не будут закрыты кружками.

На первых порах допускается взаимопомощь: дети всматриваются не только в свои картинки, но и в картинки рядом сидящих товарищей, помогая отыскивать названия, сходные по звучанию.

№ 8 «Слово можно прошагать»

Цель: Закрепить знания детей о том, что в разных словах разное количество звуков (слова длинные и короткие)

Описание: Воспитатель говорит детям, что узнать длинное слово или короткое, можно по шагам. Он произносит слово суп и одновременно шагает. Педагог обращает внимание детей на то, что получится только один шаг; произносит слово шар , шагает, дети шагают тоже и снова один шаг.» Вот какое коротенькое слово, один шаг успеваешь сделать! - говорит воспитатель и предлагает детям называть разные слова и одновременно шагать.- Кто назовет самое длинное слово, тот и победитель. Начали!..» Дети называют слова, воспитатель помогает им.

№ 9 «Молчанка»

Цель: Учить детей самостоятельно находить длинные и короткие слова

Оборудование: Игрушки и предметы, находящиеся в групповой комнате

Описание: педагог предлагает детям посмотреть вокруг и «поискать» короткие и длинные слова. Выбирается ведущий, он ходит по комнате и ищет предметы с коротким названием. Найдя такой предмет или игрушку, он останавливается перед ним и хлопает в ладоши. Все дети следят за действиями ведущего и проверяют правильно ли он выполняет задание. Следующий ведущий ищет предметы с длинным названием.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации задач образовательных областей «Коммуникация» (развитие речи: обучение грамоте), «Познание», «Социализация»

в подготовительной группе «Божьи коровки»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 общеразвивающего вида «Светлячок»»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по реализации задач образовательных областей «Коммуникация» (развитие речи: обучение грамоте), «Познание», «Социализация»

в подготовительной группе «Божьи коровки»

ТЕМА: «Живое слово» (слово и предложение)

Подготовил: воспитатель С.А. Куклина

г. Гаджиево

08.11.2013 г.

Цель: Продолжать работу по ознакомлению детей со словом и предложением.

Задачи:

  1. Закрепить термин «слово» в упражнении с предметом.
  2. Подвести детей к пониманию термина «предложение», упражнять детей в составлении предложений из 2-х и 3-х слов.
  3. Продолжать расширять словарный запас детей, способствовать его активизации при составлении рассказа.
  4. Формировать навыки учебной деятельности.
  5. Воспитывать желание учиться в школе.
  6. Развивать внимание, умение слушать и не перебивать других.

Приемы:

1. Наводящие вопросы.

2. Коллективный разговор.

4. Тихий опрос.

5. Игровые приёмы.

Материалы: кукла, мяч, пирамидка, игрушки: машинки, посуда, муляжи фруктов, овощей, счетные палочки, бумага, карандаши.

Ход НОД.

Дети входят в группу, садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, к нам пришла кукла Настя. Она будет вместе с нами готовиться к школе. Примите новую подружку?

(ответы детей)

Настя еще не знает о правилах поведения в школе, давайте покажем Насте, как правильно сидеть за столом, поднимать руку для ответа на уроке, держать руки на столе.

Дети показывают.

Молодцы! Настя, наши ребята знают много слов, умеют правильно их произносить. Сейчас они тебе расскажут об этом.

Настя принесла с собой мяч. Женя, повтори это слово громко и четко. Теперь это слово надо сказать тихо, но так ясно и отчетливо, чтобы все слышали.

Видите, как по-разному можно произнести слово «мяч»: громко и тихо.

Еще Настя принесла с собой…. (машину). Катя, произнеси это слово громко и четко, а теперь тихо и отчетливо. Молодец!

Воспитатель читает стихи А.Барто «Игра в слова»

Скажи погромче слово «гром»-

грохочет слово словно гром,

Скажи потише «шесть мышат»-

и сразу мыши зашуршат.

Скажи «кукушка на суку»-

тебе послышится «Ку-ку!»

А скажешь слово «листопад»

и листья падают, летят,

И словно наяву ты видишь осень:

Желтый сад и мокрую траву…

Воспитатель: так что же такое «слово»? (ответы детей). (Слово – это все, что мы произносим).

Каждое слово, которое мы говорим, имеет значение. Мы смотрим на предмет и можем назвать его словом.

Каждое слово обозначает предмет, а еще одним словом мы можем обозначить группу предметов.

Проблемная ситуация: на столе разложены в хаотичном порядке предметы: куклы, машинки, кубики, посуда, муляжи фруктов и овощей. Нужно найти группу предметов на столе, которые можно обозначить одним словом. (можно объединить машинки, кубики и кукол и обозначить словом «игрушки», а можно объединить по другим признакам)

Воспитатель: ребята, обратите внимание, на стол разложены предметы. Ваша задача выбрать предметы, которые можно объединить в одну группу и обозначить эту группу одним словом.

Дети выполняют задание

Воспитатель: с помощью слова можно не только обозначить предмет, но и рассказать о нем. Давайте попробуем рассказать о Насте.

Дети садятся на ковер в круг, и передавая куклу друг другу, называют слова- прилагательные, какая она? (красивая, умная, веселая и т.д.)

Скажите про Настю каждый одно слово, какая она, чтобы ей понравилось.

Настя.. красивая, умная, веселая и т.д.

Воспитатель: Настя умеет делать все то же самое, что и вы. Какие действия может выполнять Настя? (Ответы детей).

Воспитатель: Вот видишь, Настя, сколько слов дети знают, и все про тебя. Но можно ли то, что вы сейчас говорили назвать рассказом? (ответы детей)

Конечно, ребята, вы называли только слова.

А давайте попробуем рассказать о Насте несколькими словами.

(Ответы детей) . Настя хочет учиться в школе.

Что мы узнали из слов Юли? ……

Перед вами на столе счетные палочки, положите перед собой столько счетных палочек, сколько слов в предложении.

Настя любит играть.

Кукла Настя танцует.

Настя читает книжки.

Кукла Настя пошла гулять.

Настя хочет учиться.

Физминутка

Раз - подняться, потянуться

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик сесть опять.

Воспитатель: Настя хочет с вами поиграть в мяч. Вставайте в круг. Кому Настя кинет мяч, тот должен назвать словом то, что ему нужно для школы: карандаши, ручка и т.д.

Молодцы! Вы знаете, что вам надо приготовить для того, чтобы учиться в школе.

А теперь возьмите карандаши и аккуратно заштрихуйте эти предметы.

Воспитатель:

Еще раз напомним Насте, что такое слово: (ответы детей) это все, что мы произносим, словом мы можем назвать один предмет или группу предметов. В предложении предмет не просто называется, а о нем что-то рассказывается.

Если составить о предмете несколько предложений, получится рассказ.


Раздумья старших дошкольников о слове – хорошая основа для воспитания интереса к изучению родного языка. В статье «Подготовка детей к обучению грамоте» говорилось о задачах подготовки детей к обучению в школе и даны некоторые разъяснения понятий «слова» и «предложения».

Опираясь на знания детей о предметах, животных и т.п., предлагайте им умственные задачи типа: «Как превратить короткое слово «КОТ» в длинное?» Ответов может быть много «котик, котёнок».

То же самое со словами «стол, стул» и т.п. Затем наоборот, пусть дошкольник подбирает короткое слово к длинному — «белочка – белка, звёздочка – звезда, лисичка – лиса и прочее». Таким способом вы сформируете у детей интерес к выполнению задания, умение проявлять самостоятельность, активность, как в работе, так и в мыслительной деятельности, улавливать языковые особенности родного языка.

Ознакомление детей со словесным составом предложений

Следующим этапом мыслительной деятельности – составление предложений из двух слов. Дайте ребёнку задание – составить предложение с тем же словом «белка». Если ребёнок сразу не сможет ответить, задайте ему наводящие вопросы. Вопросы могут быть разными. Если это игрушка белки, то подойдёт вопрос: «Какая белка?» (рыжая, пушистая, мягкая), затем, покажите картинку с изображением белки в действии – сидит, ест, пьёт, грызёт орешки, прыгает и т.п.). Эти упражнения помогут ребёнку научиться самостоятельно, думать, размышлять и уметь пользоваться имеющимися знаниями, а так же предполагают развитие умений в составлении предложений из двух слов. Если добавите предметы для белочки, то можно составить более длинные предложения. Например, дали белке орех (молоко), и у вас получится предложение: «Белка грызёт орех», «белка пьёт молоко» и др. Попросите своего ребёнка обозначить действие белки и её основную особенность. «Белка, какая?» «Рыжая белка пьёт молоко».

Как научить ребёнка составлять предложение из слов

Вы составили предложение «Белка грызёт орех», попросите сына или дочь ответить по-другому на вопрос «Что делает белка?» (ест, лакомится, питается, кормится, кушает).

При помощи таких приёмов ребёнок не только научится самостоятельно размышлять над выполнением задания, но и вы подведёте его к понятию, что предложения бывают разные – длинные и короткие и, что об одном и том же предмете можно сказать по-разному. Всё зависит от того, какие мы используем слова. Дети научатся понимать, что слова связываются по смыслу и составляют законченную мысль. Использование разных слов, обозначающих действия или признаки предметов, заставляют детей наблюдать за словом, его изменениями, улавливать языковые особенности. Составлять предложения можно по игрушке, картинке, сюжетным картинкам.

В дальнейшей работе по знакомству детей с предложением следует знакомить с расположением слов в нём. Просто задавайте вопросы типа: «Какое первое слово в предложении?» (второе, третье), затем пусть сначала называют третье слово, т.е. дети называют то слово, которое вы ему зададите. (Назови третье слово или которое по порядку слово «грызёт» и т.п.) Предложения из пяти слов и более взрослый приводит в качестве примера, чтобы дать детям понятие, что предложения бывают более длинными. Необходимо упражнять детей в согласовании слов в предложении. Например: «Зайка сидит на полянке — Зайцы сидят на полянке», «Белка грызёт орех – Белки грызут орехи». Использовать в предложениях слова- определения, сравнения. Разберём предложение «Зайцы сидят на полянке»: дайте детям задание описать «полянку»: «какая полянка?» Предполагаемые ответы: «лесная, цветочная, зелёная и т.п. Если в предложение вставить любое из этих слов, получится «Зайцы сидят на цветочной полянке». Точно таким же способом следует научить детей использовать в предложениях предлоги, союзы (чтобы, когда, зачем, если).

Учим детей составлять предложения

Все вышеуказанные способы знакомства детей с предложением подводят их к умению составлять рассказы по сюжетным картинам и картинкам, предметам, игрушкам и т.д. Задача взрослых — научить своих сыновей и дочерей использовать в рассказах слова-синонимы определений, сопоставлений, действий, научить их делать обобщения, сравнения, развивая тем самым детское мышление, воображение, словесное творчество. Например, воспитатель дала задание разобрать содержание картины А. Саврасова «Грачи прилетели», утром дети в детском саду будут составлять рассказ по ней. Папа с Петей рассматривают картину. Петя затрудняется в определении погоды, написанной художником. Папа задаёт ему вопросы: «Как ты думаешь, какую погоду написал художник?» Ответ: «Тёмную». В принципе — правильно, но не точно. Поэтому вопросы папы продолжаются. В итоге Петя охарактеризовал состояние погоды примерно так: «Погода хмурая, пасмурная, потому что на небе тучи». На вопрос отца «Какое время года изображено на картине?», мальчик ответил – «весна, потому что прилетели птицы». Папа предложил внимательно посмотреть на картину и подробнее дать описание состояния погоды. После уточнения Петя понял, художник описал раннюю весну, так как ещё лежит снег, но он местами тёмный и уже много проталин, даже видна вода на некоторых из них. Мальчик понял, что слово «тёмный» может быть применено к слову «снег», «проталина» — растаявший местами снег.

На занятии в детском саду, после рассказов детей, воспитатель дала задание – придумать название картины. Петя назвал картину «Ранняя весна». Другие дети просто обозначили картину – «птицы», «деревня». Основная масса детей не смогла определиться с названием. Воспитатель заметила, что самое удачное название придумал Петя, а затем озвучила название, которое дал художник картине. Вывод из данного примера можно сделать только один – взрослые должны помочь детям выделить главную сторону сюжета, если рассматривают картину, при рассматривании игрушки или другого предмета – основной его признак, отличающий этот предмет от других. Тогда детям несложно будет составить предложения по заданным предметам и картинам. Чем больше дети будут знать слов – определений, сопоставлений, сравнений, действий т.д., тем интереснее будут составленные ими предложения.

В случае, если ваши дети не готовы составлять предложения, то самое лучшее использовать приёмы, уточняющие представления детей о предложении:

  • Чётко произносить слова предложения с паузой (котёнок… играет).
  • Последовательное название слов в предложении.
  • Посчитать, сколько слов в предложении. Хорошо использовать фишки, чтобы ребёнок мог на каждое слово отложить фишку, посчитав фишки, он сделает вывод – сколько слов в предложении. В качестве фишек могут выступать счётные палочки, пуговицы, кружочки, вырезанные из бумаги и прочее.
  • Графическое изображение слов на листе бумаги виде чёрточек, нанесения геометрических фигур и прочее. Так же, как и фишки, сосчитать нарисованные фигуры и назвать количество слов в предложении.
  • Оживляет внимание детей использование хлопков, ударов в бубен и т.п. (На каждое слово – хлопок).

В конце подобных занятий с детьми важно спросить их, чем они занимались, чему научились, что узнали нового. Этим самым вы развиваете у детей логическое мышление, умение делать выводы, правильно формулировать свои ответы и выводы.

Подготовка детей к обучению грамоте

Дошкольное образовательное учреждение НЕ ОБЯЗАНО обучать детей чтению и письму. Государственными требованиями это не предусмотрено, но ДОУ самостоятельно может взять на себя подобные обязательства. Программа обучения и воспитания детей в речевом детском саду предусматривает обучение детей грамоте.

Целенаправленная подготовка к обучению грамоте начинается в подготовительной группе

Основной принцип подготовки детей к обучению грамоте - научить детей свободно раскладывать любой вид (отрезок) речи на составляющие части и наоборот, уметь из отдельных элементов речи составить больший речевой компонент.

Пример.

Умение разложить речь на составляющие (АНАЛИЗ РЕЧИ) - текст на предложения, предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки.

Умение составить речевые компоненты (СИНТЕЗ РЕЧИ) - из звуков слоги, из слогов слова, из слов предложение, из предложений текст.

Вывод: в настоящее время господствует звуковой АНАЛИТИКИ-СИНТЕТИЧЕСКИЙ способ обучения детей грамоте.

Направления работы по подготовке детей к обучению грамоте

1. Понятие текст (рассказ).

2. Понятие о предложении.

3. Понятие о слове.

4. Понятие о словесном составе предложения.

5. Понятие о слоге.

6. Понятие об ударении.

7. Понятие о звуке.

8. Освоение позы пишущего. Студенты описывают её самостоятельно.

9. Освоение навыков письма. Студенты описывают и приводят примеры самостоятельно.

Ознакомление с понятием «предложение»

Последовательность работы

1. Выделение предложения из потока речи.

Проводится отдельное занятие или его фрагмент.

Предлагаем детям небольшой рассказ по картине, составленный воспитателем. В рассказе 3-4 предложения, в каждом предложении 3-4 слова. Рассказ произносим четко, с паузами между предложениями.

Пример. В саду растут яблони. Дети собирают урожай. Яблоки лежат в корзине.

После зачитывания рассказа, беседа с детьми - задаем вопросы по тексту. Составляем вопрос к каждому предложению.

Пример. Что я сказала в самом начале. Что я сказала про сад. Что я сказала потом. Что я сказала про детей. Что я сказала про яблоки.

Затем повторное чтение рассказа, с выделением предложений паузами. Сообщаем детям, что в этом рассказе три предложения. Словарная работа над термином «предложение» - «Дети какое новое слово я сейчас сказала, давайте повторим его хором, а теперь только девочки, а теперь Вася и т.д.»

Продолжение беседы: «В саду растут яблони» - это дети первое предложение, в нем говорится о яблонях. Какое еще есть предложение в моем рассказе? Что ты сейчас сказал Вася (предложение). О чем в нем говорится? Что сейчас сказал Вася?». И т.д.

В первый день на этом можно закончить ознакомление детей с понятием «предложение».

2. Самостоятельное составление предложений.

1. Предлагаем детям самостоятельно составить короткий рассказ по картине или игрушке, заслушиваем рассказ и анализируем его как рассказ про яблони, разбирая каждое предложение. Постоянно задаем такие вопросы, что бы дети употребляли слово «предложение».

2. Предлагаем детям составить рассказ по картине или игрушке. Каждый ребенок должен придумать одно предложение. Постоянно задаем такие вопросы, что бы дети употребляли слово «предложение».

3. Выставляем перед детьми картинку или игрушку и задаем по ней вопросы.

Пример. Какого цвета мяч? Красный. А теперь ответь полным предложением. Мяч красного цвета. Молодец Вася, сказал полное красивое предложение. Что сейчас сказал Вася? И т.д.

4. Проводим игру «Узнай где предложение». Объясняем, что предложение это когда понятно о чем говорится. «Я пошла в магазин» - это предложение, так как понятно о чем говорится. «Марина, компот, крокодилы» - это не предложение, так как не понятно о чем говорится. И т. д. Дети сами решают что услышали - предложение или нет. И объясняют почему они так решили.

3. Ознакомление с графическим отображением предложения. Объясняем, что предложение можно отобразить одной чертой. Начало предложения отметим палочкой, а окончание точкой. Рисуем образец на доске. Дети пробуют изобразить предложение в тетради. Затем выполняют задание по подсчету и отображению предложений в тексте, который произносит педагог.

Ознакомление детей с понятие «слово»

Дети уже знакомы с этим понятием, так им постоянно говорят «Повтори это слово, громче скажи это слово» и т.п. В старшей группе целенаправленно знакомим детей с понятием «слово», для этого используются дидактические игры на развитие речи.

Пример. Игра «Поломанный телефон». Главное правильно дать инструкцию к игре (постоянно употреблять понятие «слово»). «Я скажу на ушко Васе какое-нибудь слово, он запомнит это слово и повторит это слово на ушко Мише. Вася что ты запомнишь и повторишь? Миша, что тебе повторит на ушко Вася.» и т.д. В конце игры спрашиваем: «Что мы говорили друг другу на ушко? Какие слова мы называли? Кто еще знает другие слова вокруг нас?» и т.п.

Удобно использовать игры:

Скажи наоборот.

- Скажи по другому

- Назови другим словом

- Кто больше слов знает про …

- Съедобно-несъедобное

Главное «правильно» дать инструкция к игре (постоянно употреблять понятие «слово»).

Можно использовать художественное слово - «Волшебное слово» Осеевой, «Игра в слова» Барто, «Подскажи словечко» Серовой, «Плим» Токмаковой:

Ложка это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка это кошка,

У кошки пять котят.

Тряпка это тряпка

Тряпкой вытру стол.

Шапка это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово

Смешное слово Плим

Я повторяю снова

Плим-плим-плим

Вот прыгает и скачет

Плим-плим-плим

И ничего не значит

Плим-плим-плим.

Ознакомление со звуковым строением слова

С понятие звук дети уже знакомы, так как ранее получали задания типа «Повтори этот звук, скажи так, чтобы я услышала звук …».

Средняя группа

Развитие фонематического анализа. Привлекаем детей к звуковому составу слов - выделяя звуки в словах утрированным произнесением.

Вместо слова звук употребляем понятие «Песенка». Песенка змеи - ШШШШ, песенка комара ЗЗЗЗЗ и т.д.

Предлагаем детям так произнести слово, чтобы было слышно песенку пчелы (ЖЖЖЖ) и т.д.

К концу года начинаем понятие «песенка» заменять понятием «звук».

Учим определять положения звука в слове (начало-середина-конец)

Подбираем слова, в которых заданный звук содержится (вначале с помощью картинок, потом по памяти).

Знакомим детей с понятие твердый-мягкий. (С помощью братцев Тима и Тома. Тим - мягкий, улыбчивый, толстый, в зеленой одежде, озвучиваем его тонким голоском, Том - твердый, нахмуренный, худой, в синей одежде, озвучиваем его басом. Предлагаем детям определить кому какие вещи принадлежат. Произносим слова, начинающиеся с согласных. Если согласный твердый, хмурим брови, говорим басом и определяем что это вещь Тома, спрашиваем: «Значит какой первый звук в слове?» (твердый), «Каким цветом его обозначим?» (синим) и т.д.)).

Вводим цветовое обозначение звуков твердый - синий, мягкий - зеленый.

Старшая группа

Совершенствование фонематического анализа и синтеза.

Усваиваем понятия:

- Гласный согласный (Согласный, если язык, зубы и др. согласились помогать его произносить. Все остальные звуки гласные. Гласные звуки обозначаются красным цветом).

- Твердый-мягкий (см. среднюю группу)

- Звонкий-глухой (Определяем с помощью ладони, расположенной на шее. Если в момент произнесения звука в горлышке работает звоночек, значит звук звонкий).

Библиографическое описание представляет собой совокупность библиографических сведений о документе, приведенных по установлен­ным правилам и предназначенных для идентификации и общей характе­ристики документа. Для библиографического оформления студенческих работ достаточно краткого описания, включающего следующие обязатель­ные элементы:

Заголовок;

Выходные данные;

Сведения об издании;

Сведения о количественной характеристике.

Описание материалов конференций, совещаний, семинаров:

Описание отдельного тома многотомного издания: Шеллинг Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1.М., 1987.637 с.

Описание составной части книги, сборника:

Описание статьи из журнала:

Описание статьи из газеты:

Описание официальных материалов:

Описание учебных пособий, хрестоматий, справочников:

Описание библиографических методических пособий:

Библиографические списки различаются по полноте охвата материала. «Библиографией» можно называть лишь такой список, который гаранти­рует максимальный охват изданий. Чаще всего составляются «Списки ис­пользованной литературы».

Ссылки лучше всего размещать в затекстовом списке, по порядку упо­минания или же по алфавиту. Следует аккуратно составлять библиогра­фические списки и не забывать ссылаться на источник. Библиографическая ссылка - это совокупность библиографических сведений о цитируемом, рассматриваемом или упоминаемом в тексте до­кумента другом документе (его части), необходимых для его общей харак­теристики и поиска. В России разрешено цитировать чужой текст (обяза­тельно со ссылкой) объемом до 300 знаков.

Библиографическая ссылка может быть приведена полностью или час­тично в тексте или в примечаниях. В рефератах часто исполь­зуется подстрочное размещение ссылок. Если ссылки на один и тот же ис­точник следуют непрерывно, используется форма «Там же». При ссылке на документ в целом указывают общее количество его страниц. При цитировании части документа или фрагмента указывают со­ответствующую страницу в соответствии с правилами.

Конспект ознакомление детей с предложением. Старшая группа

Преподаватель:

Мещерякова С.В.

Красноярск, 2013


Цель: Дать детям знание того, что предложение является единицей речи, что в предложении про кого-то или про что-то сообщается, что слова в предложении произносятся последовательно, одно за другим.

Задачи: Учить составлять двух и трехсловные предложения про предметы, обозначать слова фишками;

Развивать логику;

Воспитывать бережное отношение к книгам.

Время проведения: 20 минут

Интеграция образовательных областей: Коммуникация, Чтение художественной литературы, Познание.

Материал: Предметные и сюжетные картинки, фишки, полоски-слова (на каждого ребёнка по 4 штуки), детские книги, мешочек.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте дети, сегодня у нас в гостях Капитошка. Он нам принёс волшебный мешочек. Давайте посмотрим, что находится в мешочке. (Достаю из мешочка картинки) Рассмотрим картинки? Давайте посмотрим, кто нарисован на картинке и что он делает? (Девочка пьёт молоко, птичка поёт песню, белка грызёт орешки).

Воспитатель: Такие ответы называются предложением. Что бы вы поняли, я выложу предложение с помощью слов- фишек.

Девочка пьет молоко (выставляю фишки). Сколько фишек в этом предложении? (3 фишки).

Воспитатель: Сколько слов в предложении - столько и фишек. Какое первое слово в этом предложении? Второе? Третье? (воспитатель показывает указкой на фишки, а дети называют слово, которое соответствует показанной фишке).

Воспитатель: Ребята, если я скажу только слово «обезьяна», вам понятно, что она делает? (ответы детей). Что бы понять какой предмет и что он делает нужно составить предложение. Составьте предложение про эту обезьяну. (показываю картинку с изображением банана). И выложите с помощь фишек сколько слов в предложении.

А теперь составьте предложения из этих картинок, (здесь можно выставить картинки- действия, чтоб дети определи, чего не хватает).

У вас возникли трудности? Чего не хватает? (не хватает, кто это все делает).

Выставляю картинку с кошкой.

Воспитатель: Запомните, словом мы только называем, а в предложении что-то сообщаем.

Дидактическое упражнение

«Живые слова»

На доске 3 фишки, придумайте каждый по предложению, согласно этой схеме. (Перед началом спросить, сколько слов будет в предложении)

Физкультминутка

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Раз сюда, два сюда,

Повернись вокруг себя,

Раз присели, два привстали,

Руки кверху все подняли,

Раз, два, раз, два – заниматься нам пора!

Работа с детской книжкой

Воспитатель: У каждого из вас на столе лежит книжка. Откройте её и найдите начало и конец предложения. (дети выполняют задание).

Воспитатель: Как обозначается начало предложения? (большой буквой). Но в середине предложения вы тоже можете встретить слова большую букву, как вы думаете почему? (размышление детей).

Воспитатель: Имена людей, клички животных, названия городов пишутся с большой буквы.

Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята чем мы занимались на занятии? Какие задания вам понравилось выполнять? Какое задание было трудно выполнить? Почему?