Open
Close

Кто такие скоморохи или бояны. Кто такие скоморохи? Скоморохи на Руси

Кто такие скоморохи?

  1. как в песне: мы бродячие артисты, в поле наш родимый дом... певцы, музыканты, акробаты и шуты...
  2. Скоморохи русские средневековые актры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений.
  3. скоморохи странствующие актеры потешавшие народ пением плясками игрой на музыкальных инсрументах
  4. В восточнославянской традиции участники праздничных театрализованных обрядов и игр, музыканты, исполнители песен и танцев фривольного (иногда глумливого и кощунственного) содержания, обычно ряженые (маски, травести).
  5. клоуны веселили людей в средневековье
  6. СКОМОРОХИ, странствующие актеры Древней Руси певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Их развернутую характеристику дает В. Даль: "Скоморох, скоморошка, музыкант, дудочник, чудочник, волынщик, гусляр, промышляющий пляской с песнями, шутками и фокусами, актер, комедиант, потешник, медвежатник, ломака, шут". Известны с 11 в. , особую популярность получили в 15-17 вв. Подвергались гонениям со стороны церкви и гражданских властей. Популярный персонаж русского фольклора, главный герой множества народных поговорок: "У всякого скомороха есть свои погудки", "Скоморохова жена всегда весела", "Скоморох голос на гудки настроит, а житья своего не устроит", "Не учи плясать, я сам скоморох", "Скоморошья потеха, сатане в утеху", "Бог дал попа, черт скомороха", "Скоморох попу не товарищ", "И скоморох в ину пору плачет" и др. Время появления их на Руси неясно. Они упоминаются в первоначальной русской летописи как участники княжеской потехи. До сих пор не выяснено значение и происхождение самого слова "скоморох". А. Н. Веселовский объяснял его глаголом "скомати", что означало производить шум, позже он предположил в этом названии перестановку от арабского слова "масхара", означающего замаскированный шут. А. И. Кирпичников и Голубинский считали, что слово "скоморох" происходит от византийского "скоммарх", в переводе мастер смехотворства. Эту точку зрения отстаивали ученые, которые считали, что скоморохи на Руси первоначально пришли из Византии, где "потешники", "глупцы" и "смехотворцы" играли видную роль в народном и придворном обиходе. В 1889 вышла книга А. С. Фаминцына Скоморохи на Руси. Определение, данное Фаминцыным, скоморохам как профессиональным представителям светской музыки в России с древнейших времен, которые часто бывали одновременно певцами, музыкантами, мимами, танцорами, клоунами, импровизаторами и пр. , вошло в Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона (1909).
    http://slovari.yandex.ru/dict/krugosvet/article/5/51/1008457.htm
  7. бродячие массовики-затейники на Руси
  8. привет
  9. Вроде как шуты. Народ веселили.
  10. Скоморохи русские средневековые актры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений.
  11. Скоморохи русские средневековые актры, одновременно певцы, танцоры, дрессировщики животных, музыканты и авторы большинства исполнявшихся ими словесно-музыкальных и драматических произведений.

    Они возникли не позже середины XI века, об этом мы можем судить по фрескам Софийского собора в Киеве, 1037 год. Расцвет скоморошества пришлся на XVXVII века, затем, в XVIII веке, скоморохи стали постепенно исчезать, оставив в наследство балаганам и райкам некоторые традиции своего искусства.

    Репертуар скоморохов состоял из шуточных песен, пьесок, социальных сатир (глум) , исполняемых в масках и скоморошьем платье под аккомпанемент гудка, гусель, жалейки, домры, волынки, бубна. За каждым персонажем был закреплн определнный характер и маска, которые не менялись годами.

    Скоромохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в сво представление.

    В XVIXVII веках скоморохи начали объединяться в ватаги (приблизительно по 70100 человек) из-за гонений со стороны церкви и царя. Кроме скоморошества, эти ватаги часто промышляли разбоем. В 1648 и 1657 годах архиепископ Никон добился указов о запрещении скоморошества.

  12. Клоуны
  13. люди, которые ходили по улицам и развлекали людей своими песнями, играми. но это было так давно. хотя и у нас есть подобие скоморох-ДЕПУТАТЫ.
  14. Образ скомороха известен с давних времен. А кто такие скоморохи? Это странствующие актеры Древней Руси, выступающие как певцы, острословы, шуты, потешники, исполнители веселых сценок, жонглеры и акробаты.
    Полагаясь на толковый словарь, известно, что особую популярность скоморохи получили в XVII-XVIII веках, но и в наши дни образ скомороха потешника также популярен на детских праздниках. , будь-то Масленица или Рождество, народное гуляние или свадебный выкуп невесты.
    Приглашая скомороха на праздник, будьте уверены в том, что Вы вдоволь повеселитесь, поиграете, попоете звонкие песни, поводите хороводы и потанцуете.
    Что случилось? Что такое?
    От чего же все кругом
    Завертелось, закружилось
    И помчалось кувырком?
    Может, страшный ураган?
    Извергается вулкан?
    Может это наводненье?
    От чего столпотворенье?
    Вот какая незадача:
    Скоморох пришел на
    И решил развеселить
    Шуткой, смехом подбодрить!
    До встречи! Скоморохи-потешники.
  15. Старейшим "театром" были игрища народных лицедеев - скоморохов. Скоморошество - явление сложное. Скоморохов считали своего рода волхвами, но это ошибочно, ибо скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали их религиозно-магический характер, а наоборот вносили мирское, светское содержание.

    http://www.rustrana.ru/articles/18819/555.bmp

    Скоморошить, т. е. петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какие-то лица или существа.
    Параллельно с народным театром развивалось профессиональное театральное искусство, носителями которого в Древней Руси были скоморохи. Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра. Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления.
    Монах-летописец называет скоморохов служителями дьяволов, а художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображение в церковные украшения наряду с иконами.
    Скоморохи были связаны с массами, и одним из видов их искусства был "глум", т. е. сатира. Скоморохов именуют "глумцами", т. е. насмешниками. Глум, издевка, сатира и в дальнейшем будут прочно связаны со скоморохами.

    http://www.artandphoto.ru/stock/art2/593/3404.jpg

    Мирское искусство скоморохов было враждебно церкви и клерикальной идеологии. О ненависти, которую питали церковники к искусству скоморохов, свидетельствуют записи летописцев ("Повесть временных лет"). Церковные поучения XI-XII веков объявляют грехом и ряженья, к которым прибегают скоморохи. Особенно сильному преследованию скоморохи подвергались в годы татарского ига, когда церковь стала усиленно проповедовать аскетический образ жизни. Никакие преследования не искоренили в народе скоморошье искусство. Наоборот, оно успешно развивалось, а сатирическое жало его становилось все острее.

    http://www.siniza.com/old/fotki/skomorohi.jpg

    В Древней Руси были известны ремесла, связанные с искусством: иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости, книжные писцы. Скоморохи принадлежали к их числу, являясь "хитрецами", "мастерами" пения, музыки, пляски, поэзии, драмы. Но они расценивались лишь как забавники, потешники. Их искусство идеологически было связано с народными массами, с ремесленным людом, обычно настроенным оппозиционно к правящим массам. Это делало их мастерство не просто бесполезным, но, с точки зрения феодалов и духовенства, идеологически вредным и опасным. Представители христианской церкви ставили скоморохов рядом с волхвами и ворожеями. В обрядах и играх нет еще деления на исполнителей и зрителей; в них отсутствуют развитые сюжеты, перевоплощение в образ. Они появляются в народной драме, пронизанной острыми социальными мотивами. С народной драмой связано появление площадных театров устной традиции. Актеры этих народных театров (скоморохи) высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, церковные номера; исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.

    Характер выступления скоморохов первоначально не требовал объединения их в большие группы. Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было только одного исполнителя. Скоморохи оставляют родные места и бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из деревень в города, где обслуживают уже не только сельское, но и посадское население, а порой и княжеские дворы.

    Скоморохи привлекались и к народным придворным представлениям, которые умножились под влиянием знакомства с Византией и ее придворным бытом. Когда же при Московском дворе устраивали Потешный чулан (1571г.) и Потешную палату (1613г.), скоморохи оказывались там в положении придворных шутов.

  16. Скоморох - музыкант, дудочник, плясун, фокусник, медвежатник, актер.


С языческих времен по русским селам и городам бродили веселые люди в ярких нарядах. Скоморохи смешили простой народ и знатных людей, пользовались их любовью, и вдруг исчезли, оставив после себя только пословицы и поговорки. А ведь эта категория людей имеет свои историю, традиции, тайны, которые и сегодня представляют огромный интерес.

Чем занимались скоморохи


Скоморохи были первыми русскими актерами: певцами, плясунами, дрессировщиками - обычно они водили с собой медведей. Они же сами сочиняли большинство драматических, музыкальных и словесных произведений, демонстрирующихся публике. Скоморохи не просто веселили людей - часто их шутки и прибаутки вскрывали большие и малые проблемы своего времени, были разящей сатирой. Одинаково талантливо комедианты высмеивали слабости простого люда, сильных мира сего, духовенства. Веселые и меткие слова бродячих шутов запоминались и быстро разлетались по окрестностям.

Репертуар и костюмы скоморохов


Репертуар бродячих актеров включал фокусы, танцы, небольшие пьески (игрища), песенки, глум (социальную сатиру). Представления они давали обычно в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Инструменты бродячих музыкантов выдавали веселые зажигательные мелодии, заманивающие людей пуститься в задорный пляс. Однако при желании скоморохи могли исполнить и грустную балладу, заставляющую плакать недавно веселящуюся толпу.

Произведения скоморохов иногда носили фривольный характер, что, впрочем, не смущало публику. Такая вольность носила характер ритуальности, пришедшей из языческих обрядов. Почти всегда участие в представлениях принимал выдрессированный медведь - любимец зрителей. Рядом с лесным хищником находился развеселый артист в костюме козы, которая била в ложки, танцевала, вовлекая всех в пляску.


Согласно некоторым сведениям, занимались скоморохи и ворожбой. Даже после крещения русский народ долгое время сохранял языческие традиции, доверяя ворожеям, поэтому скоморохи могли свободно творить различные ритуалы. Существует легенда о Замри-горе, расположенной в Московской области. Сюда в свое время собирались скоморохи изо всех уголков страны и творили языческие обряды.

На многие километры окрестностей разносились обрывки ритуальных песен, музыка, исчезавшие с рассветом. Скоморошьи наряды были необычайно красочными. Актеры носили яркие цветные рубахи и штаны, на голову обычно надевали смешные колпаки с бубенчиками. Выступая на площадях и улицах, скоморохи общались с публикой напрямую, вовлекая ее в представление.

Артели бродячих актеров и музыкальная мафия


В большие ватаги скоморохи начали объединяться с XVI века, и участников таких групп могло быть 60-100 человек. Такое внушительное количество людей давало возможность спокойно путешествовать по всем уголкам Руси в период, когда на артистов начались гонения со стороны царя, духовенства. Кроме того, это позволяло им промышлять время от времени разбоем. Однако в устном творчестве народа образ скомороха-разбойника, обижающего простых людей, отсутствует.

Появление скоморохов: тайны древней Руси


До сих пор доподлинно неизвестно, откуда появились бродячие комедианты. Однако существует первоначальная версия, что первыми скоморохами были участники языческих обрядов, оставшиеся без дел. На капищах в период язычества разыгрывались целые представления с участием ряженых.

Необычайный маскарад символизировал единение с духами, перевоплощение и в то же время закрывал ряженого от действия злых сил - они не могли узнать его под чужой личиной. Покровителем скоморохов считался славянский бог Троян, всячески помогавший комедиантам.

Уничтожение скоморошества


Сразу же после крещения священнослужители начали активную борьбу с бродячими актерами, которых приравнивали к языческим жрецам. Выступления комедиантов церковь считала бесовскими игрищами, противоречащими церковному уставу. В 1648 году архиепископ Никон усердными стараниями добился указа царя о полнейшем запрете скоморошества. После этого и других царских указов начались гонения на бродячих комедиантов и их слушателей.

Скоморохов били батогами, бросали в тюрьмы, инвентарь уничтожали. Причина гонений крылась в нетерпимости церковных деятелей к народным увеселениям, центром которых были скоморохи. В поучениях повторялись пришедшие из Византии запрещения плясок, музыки, переодеваний, других видов увеселений, которые, по мнению византийцев, были связаны с языческими культами и преданиями.


Византийские взгляды почти полностью были перенесены церковниками в русскую действительность. Досаду у властей и церкви вызывали также сатирические выступления актеров, выставляющие духовную и светскую власти в нелицеприятном виде. Скоморохи со временем превратились в кукольников, балаганщиков, медвежатников, ярмарочных увеселителей.

Феномен скоморошества отражает развитие русского народа от родовых общин до современного государства. Это часть самобытной культуры, рожденной народом, обеспечивающая потребность человека в самовыражении. Скоморошество - народное явление, элемент естественного развития творческой природы народа.

БОНУС


В продолжение темы рассказ о том, .

С языческих времен по русским селам и городам бродили веселые люди в ярких нарядах.
Скоморохи смешили простой народ и знатных людей, пользовались их любовью, и вдруг исчезли, оставив после себя только пословицы и поговорки.
А ведь эта категория людей имеет свои историю, традиции, тайны, которые и сегодня представляют огромный интерес.

Чем занимались скоморохи


Скоморохи развлекают честной люд.

Скоморохи были первыми русскими актерами: певцами, плясунами, дрессировщиками - обычно они водили с собой медведей. Они же сами сочиняли большинство драматических, музыкальных и словесных произведений, демонстрирующихся публике. Скоморохи не просто веселили людей - часто их шутки и прибаутки вскрывали большие и малые проблемы своего времени, были разящей сатирой. Одинаково талантливо комедианты высмеивали слабости простого люда, сильных мира сего, духовенства. Веселые и меткие слова бродячих шутов запоминались и быстро разлетались по окрестностям.

Репертуар и костюмы скоморохов


Канатоходец на выступлении скоморохов.

Репертуар бродячих актеров включал фокусы, танцы, небольшие пьески (игрища), песенки, глум (социальную сатиру). Представления они давали обычно в масках под аккомпанемент бубнов, волынок, гудков, жалеек, домр. Инструменты бродячих музыкантов выдавали веселые зажигательные мелодии, заманивающие людей пуститься в задорный пляс. Однако при желании скоморохи могли исполнить и грустную балладу, заставляющую плакать недавно веселящуюся толпу.

Произведения скоморохов иногда носили фривольный характер, что, впрочем, не смущало публику. Такая вольность носила характер ритуальности, пришедшей из языческих обрядов. Почти всегда участие в представлениях принимал выдрессированный медведь - любимец зрителей. Рядом с лесным хищником находился развеселый артист в костюме козы, которая била в ложки, танцевала, вовлекая всех в пляску.


Скоромохи с медведем.

Согласно некоторым сведениям, занимались скоморохи и ворожбой. Даже после крещения русский народ долгое время сохранял языческие традиции, доверяя ворожеям, поэтому скоморохи могли свободно творить различные ритуалы. Существует легенда о Замри-горе, расположенной в Московской области. Сюда в свое время собирались скоморохи изо всех уголков страны и творили языческие обряды.

На многие километры окрестностей разносились обрывки ритуальных песен, музыка, исчезавшие с рассветом. Скоморошьи наряды были необычайно красочными. Актеры носили яркие цветные рубахи и штаны, на голову обычно надевали смешные колпаки с бубенчиками. Выступая на площадях и улицах, скоморохи общались с публикой напрямую, вовлекая ее в представление.

Артели бродячих актеров и музыкальная мафия


Скоморохи на колядках.

В большие ватаги скоморохи начали объединяться с XVI века, и участников таких групп могло быть 60-100 человек. Такое внушительное количество людей давало возможность спокойно путешествовать по всем уголкам Руси в период, когда на артистов начались гонения со стороны царя, духовенства. Кроме того, это позволяло им промышлять время от времени разбоем. Однако в устном творчестве народа образ скомороха-разбойника, обижающего простых людей, отсутствует.

Появление скоморохов: тайны древней Руси


Всеобщее веселье.

До сих пор доподлинно неизвестно, откуда появились бродячие комедианты. Однако существует первоначальная версия, что первыми скоморохами были участники языческих обрядов, оставшиеся без дел. На капищах в период язычества разыгрывались целые представления с участием ряженых.

Необычайный маскарад символизировал единение с духами, перевоплощение и в то же время закрывал ряженого от действия злых сил - они не могли узнать его под чужой личиной. Покровителем скоморохов считался славянский бог Троян, всячески помогавший комедиантам.

Уничтожение скоморошества


Пора и честь знать.

Сразу же после крещения священнослужители начали активную борьбу с бродячими актерами, которых приравнивали к языческим жрецам. Выступления комедиантов церковь считала бесовскими игрищами, противоречащими церковному уставу. В 1648 году архиепископ Никон усердными стараниями добился указа царя о полнейшем запрете скоморошества. После этого и других царских указов начались гонения на бродячих комедиантов и их слушателей.

Скоморохов били батогами, бросали в тюрьмы, инвентарь уничтожали. Причина гонений крылась в нетерпимости церковных деятелей к народным увеселениям, центром которых были скоморохи. В поучениях повторялись пришедшие из Византии запрещения плясок, музыки, переодеваний, других видов увеселений, которые, по мнению византийцев, были связаны с языческими культами и преданиями.


Скоморошьи пляски.

Византийские взгляды почти полностью были перенесены церковниками в русскую действительность. Досаду у властей и церкви вызывали также сатирические выступления актеров, выставляющие духовную и светскую власти в нелицеприятном виде. Скоморохи со временем превратились в кукольников, балаганщиков, медвежатников, ярмарочных увеселителей.

Феномен скоморошества отражает развитие русского народа от родовых общин до современного государства. Это часть самобытной культуры, рожденной народом, обеспечивающая потребность человека в самовыражении. Скоморошество - народное явление, элемент естественного развития творческой природы народа.

22.11.2014 1 31626


Скоморохами в Древней Руси называли музыкантов, дудочников, волынщиков, гусляров - словом, всех тех, кто промышлял пляской, песнями, шутками, фокусами. Но отношение власть имущих к ним было неоднозначным. Их приглашали на «честен пир» в боярские и купеческие хоромы - и в то же время подвергали гонениям и строго наказывали, приравнивая к татям с большой дороги.

До сих пор историки не могут точно определить этимологию слова «скоморох». По одной из версий, это производная от греческого слова skommarchos и обозначает «мастер шутки». По другой - от арабского mascara («шутка»). Самые осторожные ученые считают, что все восходит к общему индоевропейскому корню scomorsos - «музыкант, комедиант». От него же произошли названия итальянского и французского персонажей «комедии масок» - Скарамуччо и Скарамуш.

Осколки язычества

Известны на Руси скоморохи были с незапамятных времен. Еще когда Русь не была христианской, на народных праздниках и языческих игрищах они развлекали собравшихся песнями и плясками, а также принимали участие в религиозных обрядах и заклинаниях духов. Считалось, что боги и духи - как добрые, так и злые - тоже любят веселье и острое словцо.

Вполне естественно, что христианские священники буквально сразу же после крещения Руси начали активную борьбу со скоморохами. Их приравняли к волхвам и ворожеям (то есть языческим жрецам) со всеми вытекающими из этого последствиями. Сами выступления скоморохов церковь считала бесовскими игрищами, а тех, кто их посещал, подвергала наказанию - накладывала епитимью или даже не допускала к причастию.

Но в то же время скоморохов часто приглашали на праздники князья и бояре. Ведь не ратью единой были они сыты. Хотелось развлечься, посмеяться, послушать песни и то, что сейчас называется частушками, а также полюбоваться на мастерство танцоров и фокусников. Изображения пляшущих и играющих на дудках и рожках скоморохов были найдены на фресках XI века в храме Святой Софии в Киеве.

Даже некоторые былинные герои рядились в одежду скоморохов. Вспомним Садко, который, до того как стать «купцом именитым», ходил со своими гуслями по пирам и развлекал там гостей и хозяев. А один из былинных богатырей, Добрыня Никитич, явился на свадебный пир своей жены, не дождавшейся его из похода и решившей выйти за другого, переодевшись в скомороха.

Неприятие скоморошества духовными властями и, несмотря на все запреты, приглашение их ко двору бояр и князей продолжались веками. Причем даже самые строгие церковные и светские запреты не сумели до конца искоренить скоморохов как явление.

Вот, к примеру, что писалось о них в «Домострое» - литературном памятнике XVI века: «И аще начнут... смехотворение и всякое глумление или гусли, и всякое гудение, и плясание, и плескание, и всякие игры бесовские, тогда якож дым отгонит пчелы, також отыдут ангели божия от тоя трапезы и смрадные бесы предстанут».

«Приказал разбивать и уничтожать...»

Почему же духовные власти Руси так ополчились именно против скоморохов? Ведь церковь не одобряла такие чисто языческие обряды, как колядование на Рождество или хороводы и прыжки через костер в ночь на Ивана Купалу. Но к тем, кто участвовал в этих «соромных действах», священники относились все же довольно терпимо. А вот скоморохов православные иерархи проклинали и открыто называли их «слугами нечистого». И в конце концов, с помощью светских властей все же сумели покончить с «охальниками». Просто дело было не только в пережитках язычества.

В песнях и присказках скоморохов присутствовал «глум» - насмешки над христианством, над Библией, над православными обрядами и священниками. Вот этого-то отцы духовные простить скоморохам никак не могли.

Ну а светским властям, в свою очередь, не по нутру были сатирические стишки и песенки, в которых скоморохи высмеивали сильных мира сего, зачастую с упоминанием конкретных лиц, допускавших различные злоупотребления и предававшихся низменным порокам и слабостям. А критику в те времена власть предержащие не любили так же, как и нынешние российские чиновники.

Где-то в начале XVII века за скоморохов взялись всерьез. Их начали преследовать, отбирать у них музыкальные инструменты, запрещать им появляться в той или иной местности.

Вот, например, что писал обо всем этом Адам Олеарий, секретарь посольства Голштинии, трижды в 30-е годы XVII века побывавший в Московском государстве: «В домах, особенно во время своих пиршеств, русские любят музыку. Но так как ею стали злоупотреблять, распевая под музыку в кабаках, корчмах и везде на улицах всякого рода срамные песни, то нынешний патриарх два года тому назад сперва строго воспретил существование таких кабачьих музыкантов и инструменты их, какие попадутся на улицах, приказывал тут же разбивать и уничтожать, а потом и вообще запретил русским всякого рода инструментальную музыку, приказав в домах везде отобрать музыкальные инструменты, которые и вывезены были... на пяти возах за Москву-реку и там сожжены».

А в 60-х годах того же XVII века по указу царя Алексея Михайловича скоморошество было полностью запрещено. Тех, кто несмотря ни на что продолжал заниматься запрещенным промыслом, били батогами нещадно, ссылали в медвежьи углы или заключали в монастырские темницы - там бывшие скоморохи должны были до конца жизни замаливать свои грехи.

Впрочем, несмотря на все репрессии, все же кое-что от скоморохов в русской народной традиции осталось. Это актеры, выступавшие на Масленицу с кукольным театром, раешники, вожаки с дрессированными медведями. В наше время скоморошество пытаются возродить некоторые фольклорные группы, но уже скорее просто как элемент русской народной культуры.

Музыкальная мафия?

Впрочем, существовали и другие причины, по которым светские власти начали всерьез бороться со скоморохами. Некоторые, если их так можно назвать, «труппы» гусляров, гудошников и плясунов со временем превратились в обычные организованные преступные группы. И вместо того чтобы зарабатывать себе на хлеб развлечением простого народа, стали заниматься грабежами и кражами. Вот что писали о таких «скоморошьих ОПГ» в «Стоглаве», сборнике решений Собора 1551 года: «...совокупясь ватагами многими до 60, и до 70 и до 100 человек, по деревням у крестьян сильно едят и пьют и из клетей животы грабят, и по дорогам людей разбивают»...

Вполне естественно, что местные власти боролись с такими «гастролерами». Причем не только с помощью увещевания, но и с помощью отрядов стрельцов. Часть разбойничков в обличии скоморохов угодила на плаху, часть была бита батогами, а потом с вырванными ноздрями и клеймом на лбу отправилась на каторгу.

И еще одна причина для царской нелюбви к веселым бродягам. Существует версия о том, что слово «скоморох» происходит от лангобардского слова scamar(a) или scamer(a) - «шпион». И это неспроста.

Ведь разведка и шпионаж существуют с незапамятных времен. Самой лучшей «крышей» для разведчика могла стать именно профессия скомороха. Вместе с компанией собратьев по музыкальному ремеслу тайный соглядатай мог вполне легально передвигаться по территории государства, которое интересовало его хозяев.

Мог без каких либо препятствий попадать на пиры вельмож и прочих высокопоставленных особ, а там тайком подслушивать, о чем беседуют присутствующие. Ведь во время подобных мероприятий гости активно употребляли алкогольные напитки, под действием которых языки развязывались. И шпионы-скоморохи могли услышать много интересного для своих заказчиков.

К сожалению, архивных документов, рассказывающих о деятельности тайных агентов, которые под видом скоморохов добывали шпионские сведения, не осталось. Да и вряд ли они существовали вообще - подобные организации во все времена предпочитали не оставлять после себя каких-либо документов. Но вполне вероятно, что многие из тех, кто путешествовал по Руси с гуслями или рожком, позднее отчитывались о своей работе лицам, не имевшим никакого отношения к играм на гуслях и танцам вприсядку.

Антон ВОРОНИН

Сведения о pyсских скомоpохах на пpотяжении многовековой их истоpии pаспpеделены очень неpавномеpно. Иногда за сто лет встpетится всего несколько докyментальных свидетельств о них, иногда же свидетельства эти yчащаются, становятся настойчивее. Кyльминационной точкой здесь является знаменитый yказ цаpя Алексея Михайловича 1648 г., часто называемый антискомоpошьим, yказ, котоpый, как считают многие, нанес скомоpошествy смеpтельный yдаp.

«Поyчение» 1068 г. – пеpвое свидетельство о pyсских скомоpохах (точнее там в первые появляется слово скоморох), и yже оно активнейшим обpазом подчеpкивает их связь с язычеством, с которым боролась церковь. Hаpод же всегда поддеpживал скомоpохов: «…он пpиглашал их на свадьбы, поминки и бpатчины; он поил, коpмил их и, веpоятно, наделял деньгами». Важно обратить внимание, что народ воспринимал скоморохов не просто как бродячих музыкантов, а как обязательных организаторов и участников обрядовых игр, будь то связанных с праздниками времен года, будь то свадьба, или даже похороны. А. H. Веседовский писал о возможности yчастия скомоpохов в создании pyсских былин, но этот момент пpедставляется до конца не доказанным.
Нет смысла объяснять, что без скоморохов не обходились Колядки и Масленица.

Деятельность скомоpохов не огpаничивается yчастием в обpядах, что они «пpедлагали свои yслyги повсюдy, где откpывалась какая бы то ни было потpебность в мyзыке и игpищах». Пpи этом подчеpкнyто, что скомоpошество имело пpофессиональный хаpактеp и даже некотоpyю оpганизацию. Главной чеpтой их деятельности исследователь И. Беляев считает yстpойство «позоpов и глyмов» с пением и пляской. Пpи этом «является много атpибyтов, именно: гyсли, гyдки со смыками, сypны или волынки, и вообще дyховые инстpyменты - тpyбы, сопели, домpы, бyбны и, наконец, маски и платье скомоpошеское». Существует по меньшей мере с десяток документальных. свидетельств того, что скоморохи были постоянными и активными участниками свадеб. Документы эти не говорят, правда, что скоморох исполнял роль или должность дружки, но они и вообще ничего не говорят о дружках. Один из документов, впрочем, позволяет сделать на этот счет некоторые предположения.

Это все те же материалы Стоглавого собора, ответ на 16-й вопрос 41-й главы. Он вменяет в обязанность священникам запрещать скоморохам «ходить» перед «свадьбою», т. е. находиться перед свадебным поездом, во главе его, а это было место дружки. Итак, свадебный обряд был близок игрищу, а дружка – скомороху. Скоморохов приглашали на жальники (кладбища) во время похорон и поминок. Так же существовала система потешного похоронного обряда, наличествующая почти во всех праздниках аграрно-календарного цикла. В систему таких похорон входят и многочисленные игры в «покойника», «мертвеца», «умруна», в «смерть» и другие покойничьи игры (по терминологии В. И. Чичерова).

Вот описание одной из них. «Состоит она в том, что ребята уговаривают самого простоватого парня или мужика быть покойником, потом наряжают его во все белое, натирают овсяной мукой лицо, вставляют в рот длинные зубы из брюквы, чтобы страшнее казался, и кладут на скамейку или в гроб,
предварительно привязав накрепко веревками, чтобы в случае чего не упал или не убежал. Покойника вносят в избу на посиделки четыре человека, сзади идет поп в рогожной рясе, в камилавке из синей сахарной бумаги с кадилом в виде глиняного горшка или рукомойника, в котором дымятся горячие уголья, мох и сухой куриный помет. Рядом с попом выступает дьячок в кафтане, с косицей назади, потом
плакальщица в темном сарафане и платочке и, наконец, толпа провожающих покойника родственников, между которыми обязательно имеется мужчина в женском платье, с корзиной шанег или опекишей для поминовения усопшего. Гроб с покойником ставят среди избы, и начинается отпевание, состоящее из самой отборной, что называется «острожной» брани, которая прерывается только всхлипыванием
плакальщицы да каждением попа.

По окончании отпевания девок заставляют прощаться с покойником и насильно принуждают их целовать его открытый рот, набитый брюквенными зубами… Кончается игра тем, что часть парней уносит покойника хоронить, а другая часть остается в избе и устраивает поминки. Прим. (Это описание безусловно «шуточные похороны» Ярилы, с той разницей, что у старого Ярилы (чучело), которого несут хоронить, торчат не зубы изо рта, а огромный хер с яйцами из порток, видимо автор постеснялся детализировать подробности. Подробнее см. книжная серия Родолюбие. Ярило. Изд-во Светорусье. Москва-град 2004)

Нет единого мнения, в среде ученых, что означает слово «СКоМоРоХ».
Академик Я. К. Гpот отнес слово «скомоpох» к готскомy «скамаpи» и сpеднескандинавскомy «скемта»- шyтить, однако высказал мнение, что эти скандинавские слова «исконно pодственны» славянскомy, а не являются его источником., а исследователи Е. Голyбинский и А. Киpпичников наиболее вероятным считают, что слово «скоморох» происходит от византийского «скоммарх» (или от греч. простонародное skommarchos) – мастер смехотворства. Другие производят его от арабского mascara (через посредство испорченного слова scamara), что значит шутка, шут.

Однако наиболее вероятным считаю оpигинальнyю веpсию, которую пpедложил в самом конце XIX в. H. П. Кондаков. (См. H.Кондаков. «Рyсские дpевности в памятниках искyсства», вып. IV. СПб., 1891, стp154.) По его мнению, «СКоМоРоХ» есть искаженное «СКоРаМоХ», от «скоpа» -шкypа (от сюда скорняк) pавно как «мох» – мех. То есть pяженый звеpем человек. Маски (личины, хари) скоморохов изготовлялись из кожи. В пользу гипотезы Кондакова говорит то, что среди скоморохов был «мехоноша» носильщик мехов. Напомню, что медвежья шкура – атрибут ВеЛеСа. Ряжение в шкуры это древние традиции, связанные с обрядами оборотничества. Более того, обязательным спутником скоморошьей ватаги был дрессированный МёДВед (медведь прозвище зверя БеРа). Весьма любопытны сами кожаные личины скоморохов.

Они носят на себе явные «солярные», и другие астрономические знаки. Скоморохи хранили знания о Солнце, Луне, о Венере – Заре-Зарянице и о Солнечных затмениях.

Подробнее о этом в замечательной книге М.Л. Серякова «Голубиная Книга. Рождение Вселенной».

Всего найдено 15 личин и все на раскопках в Новгороде.
Скоморохи-веселые люди распадались у нас на два разряда – проезжих, т.е. бродячих, обходивших села, города, простой народ и князей, бояр, богатых людей, и оседлых, пристраивавшихся на продолжительное время при дворах наших князей, бояр и т. д. О том, что князья наши любили увеселения с пением, музыкой и т. д., мы имеем достаточно свидетельств в древнерусской литературе. Так, в летописи под 1015 г. о Святополке Владимировиче говорится: «люте бо граду тому и земли той в нем же князь юн, любяй вино пити с гуслми.» Под 1135 г. сообщается, что князь Всеволод Мстиславич Новгородский «возлюби играти и утешатися». Но особенно хорошо обычай князей веселиться при помощи скоморохов отмечен преподобным Нестором в житии преподобного Феодосия Печерского. Феодосий, явившись однажды во дворец князя Святослава Ярославича, попал в разгар веселья: он увидал «многих играющих перед ним: овых гуслные гласы испускающих, иных органьные писки гласящих, иных же мусикийские, и тако всех веселящихся, якоже обычай есть перед князем.» При дворах князей находилось во время пира и особое место для скоморохов – «скоморошье».

Скоморохи за свою игру-пенье щедро вознаграждались своими хозяевами. Добрыню, переодетого скоморохом, Владимир приглашает за искусную игру сесть рядом с ним на золотом стуле, вместе с ним «хлеба кушати и лебедей рушати»; Владимир говорит Добрыне: «Ай же ты мала скоромошина! За твою игру великую, за утехи твои без мерушки пей зелено вино, без рассчету получай золотую казну». Находя радушный прием среди княжеско-дружинного класса населения и у простонародия, скоморохи встречали противодействие со стороны духовентсва. Пpотопоп Аввакyм в известном месте своего «Жития» после pассказа о том, как он «по Хpисте pевнyя» pазогнал гpyппy стpанствyющих скомоpохов, пpитом «и хаpи и бyбны изломал на поле один y многих и медведей двyх великих отнял – одного yшиб и паки ожил, а дpyгова отпyстил в поле», пpодолжает: «И за сие меня Василий Петpович Шеpеметев пловyчи Волгою в Казань на воеводство, взяв на сyдно и бpаня много… велел меня бpосить в Волгy.. .»* Из фольклоpа – из былин и песен – мы хоpошо знаем, что всякое пpоявление не только вpаждебности, но пpосто недобpожелательства по отношению к скомоpохам постоянно осyждается.

Стоит вспомнить хотя бы былинy «Вавило и скомоpохи». Тепеpь мы видим подтвеpждение в докyменте. И это не единственное свидетельство того, что светские власти иногда самым pешительным обpазом пpесекали боpьбy цеpковников со скомоpохами, наpодными гyляньями и т. д. Л. Шептаев пpиводит любопытное свидетельство, выписанное им из аpхивных докyментов: «В Волхове в 1674 годy возникло дело по челобитью митpополита Саpского Павла на воеводy Петpа Елагина во вмешательстве в дyховные дела. Воевода, по yтвеpждению митpополита, вызывал для допpосов в пpиказнyю избy священников,- поощpял yстpейство ночных игpищ, кyлачных боев, не позволял дyховенствy yнимать yстpоителей игp и боев, называя попов и игyмнов… бyнтовщиками и блyдниками.

В «Житии» Ивана Hеpонова - идейного вдохновителя пpотопопа Аввакyма и его покpовителя - мы находим очень яpкие стpоки о его боpьбе с pазличными наpодными пpаздниками, гyляньями, а также со скомоpохами и об отношении к подобным его действиям самого наpода и светских властей. Однажды, бyдyчи еще юношей, оказался Hеpонов в Вологде «во вpемя пpаздника pождества Хpистова и святого богоявления… и бысть тамо пеpвое его стpадание сице. Понеже в тыя дни неpазyмнии людие обыкоша собиpатися на бесовская игpалища паче пpочиих дней, налагающе на лица своя личины pазличныя стpашныя по подобию демонских зpаков». Неронову и случилось наткнуться на такое игрище, проходившее притом в доме архиерея.

В дальнейшем судьба привела Неронова в Нижний Новгород, и здесь одной из основных его пастырских задач стала борьба со скоморохами: «Бе же в граде том научением диавольским множество скомрахов, иже хождаху по стогнам града с бубны и с домрами и с медведьми. Иоанн же непрестанно запрещаше им… и сокрушаше их бубны и домры. Они же, гнева нань и ярости исполняющеся бияху божия иерея». Здесь неизвестный автор «Жития» как бы сжалился над своим героем. Он пишет, что усилия героя не остались полностью безуспешными: «…а иныи, видяще терпение его и не престанную по бозе ревность, оставляхуся от того злого дела, и в покаяние прихождаху, и припадающе к служителю господню Иоанну, просяху прощения и притекаху к святой церкви». Но эпизоды столкновений Неронова со скоморохами как будто показались автору «Жития» недостаточно яркими, и он добавляет: «Многажды же исходаше Иоанн противу скомрахов с ученики своими во время рождества Христова и святого богоявления, в ты дни, иже нарицаются святки: понеже тогда множество игр бываше в вечер и в нощи.

Того ради Иоанн в вечер позден и в полунощи хождаше по стогнам града, и сра-жахуся с бесовскими слугами, и повелеваше учеником своим орудия игр бесовских разбивати и сокрушати. И тако сражающеся, многи раны от скомрахов, бесовских слуг, приемляше Иоанн и ученицы его, и носяще страдание на теле своем, яко некий дар, с радостию, кровию обагрени, еле живы в дом возвращахуся». Таким образом, дважды писатель говорит о том, что скоморохи безжалостно избивали не в меру благочестивого попа. Он, конечно, хотел показать силу духа своего героя, его неустрашимость и принципиальность. Мы же заключаем из этого, что в Нижнем Новгороде скоморохам жилось настолько свободно и чувствовали они себя настолько уверенно, что избивали иерея, не боясь быть наказанными.

Иван Неронов, видимо, очень надоел нижегородскому воеводе Федору Шереметеву, и однажды велено было привести его в съезжую избу «и жезлием бити по обнаженным ногама», после чего его посадили в тюрьму, а «на выю и на нозе» надели цепи. Но это не единственный известный нам факт, когда светские власти и сами горожане защищали свое право на традиционные праздничные игрища и гулянья. На всякого рода увеселения наше духовенство, под влиянием византийского аскетизма, смотрело, как на нечто «бесовское», «богомерзкое», считая веселье противным христианскому учению. Особенно такой взгляд должен был проводиться духовенством в отношении к увеселениям, которые связывались с чертами языческого быта. Митрополит Иосаф писал Ивану Грозному о скоморохах: «Бога ради, государь, вели их извести, кое бы их не было в твоем царстве …».

Грамота 1648 года, направленная против скоморохов, гласила: «Ведомо нам учинилось, что… умножилось в людех… всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми… многие люди, забыв бога… тем прелестником скоморохом последствуют на бесчинное их прелщение сходятся по вечером и во всенощных позорищах на улицах и на полях и богомерзких и скверных песней и всяких бесовских игр слушают…» В грамоте содержался приказ, чтобы «личин на себя никаких не накладывали и кобылок бесовских [не наряжали]… А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь». Аналогичным было содержание грамоты 1654 года. По свидетельству Адама Олеария, эти грамоты, направленные против скоморохов, исполнялись буквально: музыкальные инструменты и маски скоморохов свозили на берег реки Москвы и там предавали сожжению…

Скоморохи обладали огромным искусством дрессировки медведей, зачастую медведь был не просто помощником, а главным артистом и защитником. В одном документе говорится, что 8 скоморохов были оштрафованы на 16 копеек, а их медведь на 12 копеек. Во многих селах, где жили скоморохи, обязательным был «медведчик». Предполагают, что первоначально игры с медведем имели формы единоборства и были составной частью праздничных игрищ. И. Е. Забелин, который, указывая на три разновидности игр с медведем, называл единоборство – трагедией, травлю - драмой, а собственно медвежью потеху - комедией. Популярность их была огромна, и не только в пределах России.

Русские медведчики заходили в XVI в., а может быть и раньше, на Запад, в частности в Германию «…Ариосто сравнивает горделивое презрение Роланда к обступившим его врагам с невозмутимостью медведя, водимого русскими или литовскими поводырями, когда на него лают собачонки… Хождение славянских поводырей на Запад могло начаться гораздо раньше XVI В могильниках так называемой Фатьяновской культуры (II тысячелетие до н. э.), расположенных на территории Ярославского края, археологи находили просверленные медвежьи зубы и даже целые ожерелья из клыков медведя. Некоторые раскопки обнаружили наряду с погребениями человека костяки медведя. Кости медведя встречаются в изобилии и в славянских курганах (VIII - X вв.). «Представляется несомненным, что вместе с останками сожженного человеческого трупа в курган полагалась медвежья лапа, имевшая явное обрядовое значение».

Не будем перечислять другие факты, подтверждающие магическое значение медведя, количество которых огромно (один из старейших гербов на Руси - герб города Ярославля - имел изображение медведя), и в
устном народном творчестве указаний на это тоже множество.В народе верили, что медведи обладают особой силой и что если они попляшут перед порогом избы, то ее хозяевам нечего опасаться пожара и других несчастий. Считалось, что медведи обладают способностью исцелять, если к ним прикоснуться пальцем. У кого болела голова, должен был прикоснуться к голове медведя, у кого нога – к ноге и т. д.

В медвежьей травле на медведя спускали собак или других медведей. Бой заключался в том, что против медведя выходил человек, чаще всего с рогатиной или вилами. Дело это было хотя и опасное, но очень распространенное, популярное, редко кончавшееся смертью человека, но часто серьезными травмами и даже увечьями. Что же представляет собой медвежья комедия? Ни текст вожака, ни действия медведя самостоятельной ценности не представляют. Текст состоит из отдельных, часто не связанных между собой предложений, содержащих задания медведю. «Ну-тка, Мишенька, покажи, как красные девицы, молодицы, белятся, румянятся, в зеркальце смотрятся, прихорашиваются…» Действия медведя – элементарны: «Мишка садится на землю, трет себе одной лапой морду, а другой вертит перед рылом кукиш». Если же и то и другое совместить, возникает удивительно эффектное пародийное положение. Притом, чем нескладнее действия медведя, тем больше эффект. «А как бабушка Ерофеевна блины на масленой печь собралась, блинов не напекла, только сослепу руки сожгла да от дров угорела… Мишка лижет себе лапу, мотает головой, охает». Особенно славились своими ручными медведями леса около Сморгони в Белоруссии.

Еще один постоянный спутник скоморохов – это кукла Петрушка.
Героический Петрушка! Петрушка, побеждающий попа, доктора, полицейского, цыгана, черта и даже смерть. Петрушка остается бессмертным. «В грубом и наивном образе этом трудовой народ воплотил сам себя и свою веру в то, что в конце концов именно он преодолеет все и всех»(М. Горький.) В этом, по мнению Н. Смирновой и других ученых, кроется секрет успеха Петрушки у зрителей. «Сатирически-обличительное,
бунтарское, «безбожное» содержание народных кукольных представлений служит причиной их популярности у широких слоев зрителей и в то же время озлобления «власть предержащих», чиновников, духовенства». В паре с Петрушкой часто выступала его невеста кукла Варюшка(или Маланья, Пигасья). Популярен был номер, где Петрушка решил свататься к Варюшке и разглядывает ее как лошадь перед покупкой.

Пародия появилась на Руси очень рано, это подтверждает одна древняя рукопись (рукопись XIV - XV вв., сам же памятник датируется XII в.), цитируемая С. Смирновым в его книге «Древнерусский духовник» и содержащая перечень грехов и церковных наказаний за них: «…ли преложил еси книжная словеса на хулное слово или на кощунно, опитимьи В лет (т. е. два года)». В этом самом раннем из известных сейчас свидетельств о пародировании на Руси говорится, между прочим, даже о двух его видах. Первое - это переложение церковных текстов на «хулное слово», т. е., по-видимому, составление текстов пародийных служб, пародий на молитвы или проповеди, а второе – переложение «на кощунно», т. е., по всей видимости, пародирование самих церковных служб, обрядов и т. д., пародирование не читавшееся или певшееся, а разыгрывавшееся, показывавшееся.

Не пародирование ли в границах игрища имел в виду древнерусский проповедник, автор «Поучения к детям душевным» (XII в.), когда упрекал своих прихожан в равнодушии к церкви:»Смеховых пpоизведений на pyсском языке было очень много. Hаследие это изyчено пока совсем недостаточно, по сyти дела занималась этим одна В. П. Адpианова-Пеpетц. Впpочем, и того, что ею сделано - найдено, опyбликовано, осмыслено, - достаточно, чтобы пpийти к необходимым выводам. Так же, как и в западных стpанах, y нас сyществовали паpодийные молитвы и даже паpодии на целые цеpковные слyжбы (напpимеp, «Слyжба кабакy»). В особом, смеховом, аспекте пpедставлялись и священные тексты («Повесть о бpажнике», «Сказание о кypе и лисице»), а также жизнь и деяния слyжителей кyльта («Сказание о попе Савве») и жизнь в монастыpях («Калязинская челобитная»).

Последнее пpоизведение, кpоме того, пpимыкает к очень pаспpостpаненномy жанpy паpодий на pазличные литеpатypные и нелитеpатypные фоpмы. Сюда же следyет отнести pазличные юмоpистические «лечебники» (напpимеp, «Лечебник на иноземцев»), толковые азбyки («Азбyка о голом и небогатом человеке»), а также «Роспись о пpиданом», множество pазличных письмовников и дp. Особое место сpеди подобного pода пpоизведений пpинадлежит паpодиям на pазличные светские yчpеждения или слyжбы, в частности на сyд («Повесть о Еpше Еpшовиче», «Шемякин сyд»). Hеобходимо yказать и на такие смеховые пpоизведения, как целая сеpия повестей о Фоме и Еpеме, «Сказание о pоскошном житии и веселии», «Слово о мyжах pевнивых» и т. д. Все это пpимеpы из «писаной» литеpатypы, но не меньшее число их имелось и в yстной, сошлемся хотя бы на «Сбоpник Киpши Данилова».

По всей вероятности, на причастность к пародированию церковных служб скоморохов указывает пословица: «Где поп с крестом,
там и скоморох с дудою».

Более ста лет назад скомоpохи впеpвые пpивлекли внимание pyсской наyки. В числе дpyгих ими занимались такие кpyпные yченые, как И. Беляев, А. H. Веселовский и П. Моpозов до pеволюции, H. Финдейзен, А. Зимин и дp. - в советское вpемя. Однако до сих поp в истоpии скомоpошества много неясного.Еще в пpошлом веке было достаточно твеpдо yстановлено, что в дpевнеpyсских обpядах и игpах имелось огpомное количество многообpазных дpаматических элементов. Большyю, а иногда и pешающyю pоль в театpализованных действиях спpаведливо отводили скомоpохам. Значение всего этого для истоpии pyсского театpа тpyдно пеpеоценить, ибо со скомоpохами и – более шиpоко – с фоpмами наpодного юмоpа связано опpеделенное миpоощyщение, ставшее гpанью всей pyсской кyльтypы.