Open
Close

Кто воюет мечом от меча и погибает. «кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!» защитники земли русской

Настоятель храма протоиерей Василий Гончар рассказал нашему корреспонденту о храмовых иконах:

История иконы Иоанна Крестителя очень необычна. В самом начале жизни храма она была принесена женщиной из семьи, в которой икону передавали по наследству. Икона эта одного из порушенных камчатских храмов, она сильно пострадала: была обгоревшей, и лика невозможно было различить. Нам тогда представлялось, что это икона Спасителя, и мы её разместили на подобающей такой иконе месте. Но с момента появления в храме она стала обновляться, и мы теперь видим, что на иконе изображён Иоанн Креститель. И её определили над исповедальней, ведь Предтеча призывал всех к покаянию. И то, что икона Иоанна Крестителя за эти годы обновилась – это маленькое чудо, и прихожане храма относятся к этому очень трепетно.

Икона Божией Матери «Порт-Артурская»:

Ровно за два месяца до начала русско-японской войны 11 декабря 1903 года в Киево-Печерскую лавру пришел поговеть старик-матрос Федор, участник обороны Севастополя. Он усердно молился о русском флоте в Порт-Артуре. Однажды во сне ему было видение: стоящая спиной к заливу моря Пресвятая Богородица. Божия Матерь успокоила охваченного страхом матроса и поведала, что вскоре начнется война, в которой Россию ждут большие испытания и потери. Владычица Небесная приказала изготовить образ, точно отображающий видение и отправить икону в Порт-Артурскую церковь, обещая покровительство и победу русскому воинству

Фото: Подлинная икона Божей матери Порт-Артурская на Камчатке

Когда пришло известие о начале войны, монахи и богомольцы Киево-Печерской лавры, знающие о видении матроса, собрали по пятачку (более от одного лица не принимали) на материалы для изготовления иконы. За работу мастера ничего не взяли. На образе эмалированной вязью было написано: «В благословение и знамение торжества христолюбивому воинству Дальней России от святых обителей Киевских и 10 000 богомольцев и друзей».

Есть у нас в храме дорогая моему сердцу икона Божией Матери «Порт-Артурская», копия её сделана с подлинной иконы, которая сегодня находиться в одном из храмов г. Владивостока. Когда задумывался крестный ход по морским границам Российского государства, было первоначально предложено совершить его с подлинной иконой. Тогда ещё архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин дал согласие передать икону Божией Матери «Порт-Артурская» на время северного перехода, но после его окончания икону следовало вновь вернуть во Владивосток.

Нас такой вариант не устраивал, потому что хотелось, чтобы икона после столь продолжительного крестного хода осталась в нашей епархии. Еще мы задумали, чтобы на иконе была изображена наша Авачинская бухта, три брата и вулканы. Но без благословения Патриарха такие вещи совершать не позволительно, поэтому мы обратились к приснопамятному Патриарху Алексию и получили разрешение: «Благословляется, не изменяя вида Богородицы», то есть нам дозволялось изменить только вид бухты. Иконописные мастерские писать её не соглашались: икона необычная, да и написать её нужно было в короткие сроки. Для иконописцев мне пришлось готовить целый пакет документов и фотографии сопок, вулканов, бухты. Её закончили за неделю до начала крестного хода.

Фото:Икона Божией Матери Порт-Артурская храма свт. блгв. кн. Александра Невского

Наша икона Божия Матерь «Порт-Артурская» прошла три океана и десять морей, 200 тыс.500 морских миль или 20,0 тыс. километров, пересекла Охотское море, побывала в Магадане и завершая крестный ход, вернулась с военными кораблями на Камчатку. Теперь она пребывает в нашем храме.

Икона свт. блгв. князя Александра Невского: Нам была подарена, но она была большого размера и в нашем маленьком храме нам негде было её разместить, и мы подарили её воинскому храму св. апостола Андрея Первозванного в Рыбачий. На тот момент у нас уже была храмовая икона, на которой князь Александр Невский изображён с мечом в руках. Это ведь он сказал: «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет»

Фото Светланы Лигостаевой. Храмовая икона свт. влгв. кн. Александра Невского

Но на иконе оружие – это скорее символ. Но когда мы говорим о защите Отечества, когда оно пребывает в опасности, то и служители церкви берутся за меч. Преподобный Сергий Радонежский благословив князя Димитрия, впоследствии Донского русскому воинству дал двух схимонахов – Александра Пересвета (бывший боярин Брянский) и Андрея Ослябю (бывший боярин Любецкий). Оба они были до принятия монашества опытными воинами и погибли на поле Куликовом. Поединок между Пересветом и Челебеем был больше духовной битвой, нежели физической.

Фото: Поединок Пересвета и Челебея

«…В понимании русских людей Куликово поле явилось «судным местом», где два войска собрались не просто помериться силами, но где должен был произойти Суд меры и правды Бога над человеком, где решался вопрос: быть ли Русской Земле и Русскому государству?»

А Александр Невский?! Будучи известным воином, идёт и кланяется хану Батыю, он выбирает между дикими монголами и латинским Западом. Он идёт в физическое пленение к диким племенам, спасая русский народ то пленения духовного.

ВРЕЗ: «Историческая задача, стоявшая перед Александром Невским, была двояка: защитить границы Руси от нападений латинского Запада и укрепить национальное самосознание внутри границ.

Спасение Православной веры и было основным камнем политической системы Александра Невского. Православие для него не на словах, а на деле было – «столп и утверждение истины».

Глубоким и гениальным наследственным историческим чутьем князь Александр понял, что в его историческую эпоху основная опасность для Православия и своеобразия русской культуры грозит с Запада, а не с Востока, от латинства, а не от монгольства. Монгольство несло рабство телу, но не душе. Латинство грозило исказить самое душу. Латинство было воинствующей религиозною системою, стремившеюся подчинить себе и по своему образцу переделать Православную веру русского народа.

Монгольство не было вовсе религиозною системою, а лишь культурно-политическою. Оно несло с собою законы гражданско-политические (Чингисова яса), а не религиозно-церковные. Основным принципом Великой Монгольской державы была именно широкая веротерпимость, или даже более – покровительство всем религиям

Два подвига Александра Невского – подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке – имели одну цель: сохранение православия как нравственно-политической силы русского народа.

Цель эта была достигнута: возрастание русского православного царства совершилось на почве, уготованной князем Александром. Племя Александра Невского построило Московскую державу».

Так что изображение с оружием на иконах Святых защитников Отечества и государства Русского от супостатов является данью их заслугам перед русским народом и Святой Русью.

Время создания записи: Суббота, марта 2, 2013 в 21:04 в рубрике . Вы можете отслеживать комментарии к этой записи через ленту. Вы можете , или отправить со своего сайта.

Эту фразу новгородский князь якобы произнес, когда послы Ливонского ордена прибыли в Великий Новгород просить «вечного мира» после поражения в Ледовом побоище. Источником укрепившегося в общественном сознании убеждения стал фильм Сергея Эйзенштейна « » (1939), сформировавший целый комплекс мифов об Александре Невском и роли битвы на льду Чудского озера в апреле 1242 года. С тех пор высказывание героя Николая Черкасова, исполнившего главную роль в картине Эйзенштейна, прочно ассоциируется с именем новгородского князя.

Примеры употребления

Впереди были ещё триста лет позора и унижения, ещё триста лет Русь платила дань ханам Золотой орды. Но уже прозвучали грозным предупреждением врагам слова князя Александра Невского: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!» (Назаров О. «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!» // Сайт-газета «Местный спрос», 16.04.2013)

И в какие бы крайности не впадали отдельные политики, заявляющие, что противостояние Запада и России может перейти в стадию «горячей» войны, мы отвечаем: Россия ни с кем воевать не собирается. Но ни у кого не должно быть сомнений в наших силах и решительности. Как сказал в своё время Александр Невский: «Кто к нам с мечом придёт — от меча и погибнет». (Газета «Завтра», №37 (773) от 10 сентября 2008 года)

Действительность

Фраза, которую режиссер и сценарист вложили в уста Николая Черкасова, представляет собой немного измененный вариант цитаты из Библии, по всей видимости, из Евангелия от Матфея (26:52): «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечем погибнут».

Аналогичное по смыслу высказывание встречается и в «Откровении Иоанна Богослова» 13:10): «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых».

Любопытно, что похожая формула существовала и в античном мире, в частности, в Древнем Риме в виде фразы «Кто воюет мечом, от меча и погибает» (Qui gladio ferit, gladio perit).

В действительности же источники не сообщают о том, произносил ли такую фразу новгородский князь. В текстах, повествующих о жизни и делах Александра Невского (в том числе «Софийской первой летописи» и «Псковской второй летописи») об этом нет никаких упоминаний.

По словам исследователя средневековой Руси И.Н. Данилевского, Александр Невский является одним из самых сакрализованных персонажей российской истории. Его образ как защитника православия, борца за независимость Руси начал формироваться в XVIII веке, утверждает исследователь, и имел под собой прочную идеологическую платформу: место, которое избрал для строительства новой столицы, находилось практически там же, где в 1240 году состоялась Невская битва. Претензии России на выход к Балтике вызывал ассоциации с победой князя на Неве. Даже день памяти Александра Невского (30 августа) был выбран неслучайно: в этот день Россия заключила Ништадтский мир со Швецией.

Впоследствии образ Александра как защитника Русской земли стал все больше популяризоваться: в 1725 г. Екатерина I учредила высшую военную награду — Орден св. Александра Невского; Елизавета в 1753 г. приказала поместить мощи Александра в серебряную раку. Затем стали ежегодно проводить специальный крестный ход из петербургского Казанского собора в Александро-Невскую лавру. Наконец, в начале XX века одну из московских улиц назвали именем Александра Невского, отмечает И.Н. Данилевский.

Новую жизнь образу Александра как выдающегося защитника Руси дал фильм Эйзенштейна. Картина вышла на широкий экран в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война. Его авторы были удостоены Сталинской премии. Фильм оказался настолько духоподъемным, что в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, украшенный портретом исполнителя главной роли, Николая Черкасова — и это при том, что всего за несколько лет до этого сценарий кинокартины профессиональные историки называли «издевкой над историей».

Влияние фильма на общественное сознание оказалось настолько сильным, что и экранный образ главного героя, и весь комплекс сопутствующих мифов — в том числе о ключевой роли Ледового побоища в борьбе с крестоносной экспансией, и о том что Александр Невский символически завершил ее переиначенной библейской цитатой про меч — прочно вошли в общественное сознание, закрепились в исторической памяти, и фигурируют не только в рассуждениях обывателей при отсылках к «старине», но и в работах профессиональных историков, и в учебных материалах.

Список литературы :

Анатолий Гаранин, «Артист Николай Черкасов и режиссер Сергей Эйзенштейн на съемках фильма

25 ноября 1938 года в Московском Доме кино состоялась премьера «Александр Невский» — киношедевр гениального советского режиссера Сергея Эйзенштейна. За оперативно выполненную работу (госзаказ) Сергей Эйзенштейн получает Сталинскую премию и степень доктора искусствоведения без защиты диссертации.

Спустя всего через несколько дней после премьеры, картина выходит в широкий прокат, вызывая в народе самые трепетные патриотические чувства, примерно такие же, что и при просмотре четырьмя годами ранее другого киношедевра «Чапаев» (1934 г. режиссеры — братья Васильевы). С задачей — «показать идею и смысл героического похода великого русского народа против агрессора…» авторы фильма справились блестяще.

Госзаказ был выполнен в сжатые сроки. Начали снимать летом 1938 г. Естественно, главными «зимними» декоративными элементами стали крашенные белой краской пенопласт и фанера — именно под них проваливались рыцари тевтонского ордена в мосфильмовских павильонах. А смесь нафталина, соли и мела с успехом изобразили заснеженные берега Чудского озера. Вот так создавались главные киношедевры большой страны — на смекалке. Современным чудо технологиям далеко до большого настоящего кино…

Фотографии со съемок фильма Александр Невский:

Судьба у картины, несмотря на успех была непростой.

Спустя несколько месяцев после выхода ленты на экраны, в августе 1939 года, был подписан договор о ненападении между Германией и Советским Союзом (пакт Молотова – Риббентропа). После этого все фильмы, в которых немцы изображались негативно, в том числе и «Александр Невский», были изъяты из проката.
А позже, в связи с нападением Гитлера на СССР и началом Великой Отечественной войны фильм вновь стал очень актуальным и вернулся в кинотеатры.

В 1942 году, то есть в год 700-летия Ледового побоища, были выпущены плакаты с цитатой И. В. Сталина: «Пусть вдохновляет вас в этой войне мужественный образ наших великих предков». На одном из плакатов был изображен Александр Невский. Такое пристальное внимание Сталина не было случайностью, поскольку лента снималась по личному заказу вождя.

К работе Сергей Эйзенштейн подошел основательно. Каждая сцена, каждый штрих должен быть максимально приближен к оригиналу, быть правдоподобным и убедительным. Так например, для того, чтобы доспехи князя и его дружины были исторически точны, Эйзенштейн привез для изучения художникам-костюмерам из Эрмитажа предметы подлинного вооружения русских воинов XIII века.

Примечательна и история самой первой сцены в фильме — сцены рыбной ловли на Плещеевом озере и диалога Александра Невского с татарскими баскаками. Эйзенштейн снимал эту сцену на родине Александра Невского - у села Городище рядом с Переславлем-Залесским - холм и вал городища, где стояли тогда княжеские палаты, сохранились до сих пор.

«Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» — история знаменитой фразы

Несмотря на основательность и максимальную приближенность к исторической действительности, несколько «отклонений» в сценарии все же были. Ключевым отклонением, или так сказать «придумкой» в фильме стала фраза: «Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоит русская земля!». Вот как она звучит в фильме:

Так вот. Принято считать, что эти слова принадлежат новгородскому князю Александру Невскому. И произнес он их якобы в назидание послам Ливонского ордена, которые после Ледового побоища (летом 1242 г.) прибыли к нему в Великий Новгород просить «вечного мира».

На самом деле Александр Невский к этим словам не имеет никакого отношения - в немногих летописных источниках, которые о нем повествуют («Софийская первая летопись» и «Псковская вторая летопись») нет никаких упоминаний ни этих слов, ни других, хотя бы отдаленно на них похожих.

Автор этих слов - советский писатель Петр Андреевич Павленко (1899-1951) — сценарист фильма «Александр Невский», где они впервые и появились. С 1938 года эти слова ассоциируются с именем Александра Невского как его личная, «историческая» фраза.

Петр Андреевич же позаимствовал эту фразу из известного евангельского выражения: «Взявшие меч, мечом погибнут». В полном виде: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 52).

Любопытно, что фраза эта, а точнее — ее общий смысл был передан в доевангельские времена. Например, в Древнем Риме оно бытовало в качестве крылатого выражения: Кто воюет мечом, от меча и погибает - Quigladioferit, gladio perit (кви гладио фэрит, гладио пэрит). Цитируется как назидание и предостережение на будущее поверженному или потенциальному агрессору.

Вот такая история…

Вспоминаются также еще несколько интересных фактов, связанных с фильмом «Александр Невский»:

№1. Орден Александра Невского

В Российской империи существовал орден Святого Александра Невского, которым награждались как военные, так и гражданские лица. В 1917 году он был упразднён вместе с другими царскими орденами. Спустя четверть века 29 июля 1942 года — орден решили восстановить, только с небольшим отличием от предыдущего: на новом советском ордене Александра Невского архитектором И. С. Телятниковым изображен портрет актера Николая Черкасова в образе князя из фильма Сергея Эйзенштейна. По причине, что прижизненных изображений Александра Невского не сохранилось.

Вот этот портрет и был взят за основу, а ниже и сам Орден Александра Невского:

Актер Николай Черкасов на съемках
Орден Александра Невского

Кстати, Николай Черкасов похоронен в Петербурге, на территории Александро-Невской лавры.

№2. Название

Фильм не сразу назвали «Александр Невский». Создатели картины рассматривали разные варианты названия картины, среди которых были «Ледовое побоище», «Господин Великий Новгород», «Русь».

№3. Николай Черкасов — исполнитель главной роли

После оглушительного успеха в «Александре Невском», актер снялся в еще одной исторической картине — «Иван Грозный», режиссером которой как вы думаете кто бы мог быть? — Сергей Михайлович Эйзенштейн, разумеется.

Съемки велись в последний год Великой Отечественной войны. Очередной госзаказ поступил «с самого верха» — вождь был лично заинтересован в этой картине. Воспеть великого и мудрого правителя нужно было с принципиально важной стороны — оправдание его жестокости, ну, типо у царя выбора не оставалось, время было такое и всё в таком духе… О разговоре режиссера с вождем . А пока что — любопытный факт со съемок фильма.


Персонажи Иван Грозный и Анастасия Романова. Эпизод не вошедший в фильм.

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!
Принято считать, что эти слова принадлежат новгородскому князю Александру Невскому, герою сражения со шведами на Неве и с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере. И произнес он их якобы в назидание послам Ливонского ордена, которые после Ледового побоища (летом 1242 г.) прибыли к нему в Великий Новгород просить «вечного мира».
На самом деле Александр Невский к этим словам не имеет никакого отношения - в немногих летописных источниках, которые о нем повествуют («Софийская первая летопись» и «Псковская вторая летопись») нет никаких упоминаний ни этих слов, ни других, хотя бы отдаленно на них похожих.
Автор этих слов - советский писатель Петр Андреевич Павленко (1899-1951), и впервые появились они в его киносценарии «Александр Невский». Их, согласно сценарию, и произносит главный герой фильма: Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет. На том стояла и стоит русская земля! (см.: Павленко Н. А. Александр Невский: Киноповесть //Собр. соч. Т. 4. М.,1954). Фильм (режиссер Сергей Эйзенштейн) вы-
шел на экраны 1 декабря 1938 г., и с той поры эти слова ассоциируются с именем Александра Невского как его личная, «историческая» фраза.
Очевидно, в основе этой фразы лежит известное евангельское выражение: «Взявшие меч, мечом погибнут». Или в полном виде: «Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут» (Евангелие от Матфея, гл. 26, ст. 52).
Подобное выражение было хорошо известно еще в античном мире, в доевангельские времена. Например, в Древнем Риме оно бытовало в качестве крылатого выражения: Кто воюет мечом, от меча и погибает - Qui gladioferit, gladio perit (кви гладио фэрит, гладио пэрит).
Цитируется: как назидание и предостережение на будущее поверженному или потенциальному агрессору.

  • - река в Тульской и Липецкой области РСФСР, правый приток Дона. Длина 244 км, площадь бассейна 6000 км2 Протекает на В. Среднерусской возвышенности. Питание преимущественно снеговое. Половодье в марте - апреле...

    Большая Советская энциклопедия

  • - река...
  • - шведско-норвежский военный орден, основанный в 1522 г. Густавом Вазой. Пять степеней. Знак ордена - осьмиконечный крест с короной; лента желтая, с голубыми полосками. Орден имеет доходы, употребляемые на пенсии...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - Из поэмы «Илиада» легендарного поэта Древней Греции Гомера. Иносказательно: 1...
  • - С латинского: Pereat mundus et fiat justicia ...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Из романа «Двенадцать стульев» советских писателей Ильи Ильфа и Евгения Петрова...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - угроза потенциальному спортивному противнику...

    Живая речь. Словарь разговорных выражений

  • - Ме́ча Краси́вая Ме́ча – правый приток Дона; по мнению Соболевского, от *мечька "медведица" , что сомнительно...

    Этимологический словарь Фасмера

  • - Устар. Быть в постоянной боевой готовности. - На то и мать родила нас, чтобы меча из рук не выпускали мы, защищали бы им свою святую родину...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - Взявшие меч – мечом погибнут – выражение из Евангелия...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - Из Библии...

    Словарь крылатых слов и выражений

  • - См. СМЕЛОСТЬ - ОТВАГА -...
  • - См. МОЛОДОСТЬ -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Разг. Устар. Постоянно быть в боевой готовности. Ф 1, 98...
  • - Прибайк. О случайной, нелепой гибели. СНФП, 95...

    Большой словарь русских поговорок

  • - сущ., кол-во синонимов: 1 река...

    Словарь синонимов

"Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!" в книгах

КТО С ПЕРОМ К НАМ ПРИДЕТ, ОТ ПЕРА И ПОГИБНЕТ!

Из книги Тайная жизнь великих писателей автора Шнакенберг Роберт

КТО С ПЕРОМ К НАМ ПРИДЕТ, ОТ ПЕРА И ПОГИБНЕТ! Ничто так не опускает писателя с небес на землю, как письмо из издательства с отказом. Даже самым великим авторам случалось получать от ворот поворот.Когда Эмили Дикинсон наконец набралась смелости отправить свои стихи на

Человечество погибнет?

Из книги Бессмертие: странная тема русской культуры автора Фрумкин Константин Григорьевич

Человечество погибнет? Парадокс иммортализма заключается в том, что если, с одной стороны, бессмертие есть фиксация индивида, предоставление ему возможности быть сравнительно неизменным в течение неопределенно долгого времени, то, с другой стороны, достичь бессмертия

Кто с мечом к нам придет…

Из книги «Русские идут!» [Почему боятся России?] автора Вершинин Лев Рэмович

Кто с мечом придет…

Из книги Валуа автора Сыпек Роберт

Кто с мечом придет… Брак Маргариты Валуа и Генриха де Бурбона должен был примирить католиков и протестантов. Но произошло иначе. Вскоре от чахотки умирает Карл IX, и на трон всходит его брат Генрих Анжуйский. Генриху постепенно удалось погасить локальные очаги

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет! Принято считать, что эти слова принадлежат новгородскому князю Александру Невскому, герою сражения со шведами на Неве и с рыцарями-крестоносцами на Чудском озере. И произнес он их якобы в назидание послам Ливонского ордена,

Глава первая. Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет

Из книги Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет автора Мавродин Владимир Васильевич

Глава первая. Кто с мечом к нам войдет, от меча и погибнет Борьба восточных славян с кочевникамиС давних пор славяне жили на стыке леса и степи Восточной Европы. У самой кромки дремучих лесов тянулись их поселения, а дальше на юг, вплоть до берегов Черного и Азовского морей,

Кто с мечом к нам придет…

Из книги Идем на восток! Как росла Россия автора Вершинин Лев Рэмович

Кто с мечом к нам придет… А они перешли. Да иначе и быть не могло. Сразу после бегства отца Насриддин-хан (он стал популярен, поскольку налоги, которые никто не отменял, никто и не пытался взимать) объявил о необходимости восстановить ханство в его старых границах от

От меча и погибнет

Из книги Страхи (сентябрь 2008) автора Русская жизнь журнал

От меча и погибнет В дальнейшем рассказе будет три героя. И, прежде всего, речь пойдет о фельдмаршале. В официальном некрологе, опубликованном газетой «Киевская мысль», об Эйхгорне сообщалось следующее:«Генерал- фельдмаршал Эйхгорн родился 13 февраля 1848 г. в Бреслау.

И ПРИДЁТ НАРОД... И ПРИДЁТ НАРОД... Кто поможет Путину спасти страну Виктор Анпилов 19.12.2012

Из книги Газета Завтра 994 (51 2012) автора Завтра Газета

«КТО К НАМ С МЕЧОМ ПРИДЁТ - ОТ МЕЧА И ПОГИБНЕТ…»

Из книги Газета Завтра 773 (37 2008) автора Завтра Газета

«КТО К НАМ С МЕЧОМ ПРИДЁТ - ОТ МЕЧА И ПОГИБНЕТ…» МЕДВЕДЕВУ Д.А., ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПУТИНУ В.В., ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Уважаемый Дмитрий Анатольевич!Уважаемый Владимир Владимирович! Выражаем искреннюю поддержку решению о

25. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

25. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Самарянка не осмеливается делать Христу каких-либо возражений по поводу Его учения о преимуществах народа иудейского и о новом поклонении Богу: она видит в Нем пророка.

7. В тот день отбросит каждый человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых руки ваши сделали вам на грех. 8. И Ассур падет не от человеческого меча, и не человеческий меч потребит его, - он избежит от меча, и юноши его будут податью. 9. И от страха пробежит мимо крепости своей; и

автора Лопухин Александр

7. В тот день отбросит каждый человек своих серебряных идолов и золотых своих идолов, которых руки ваши сделали вам на грех. 8. И Ассур падет не от человеческого меча, и не человеческий меч потребит его, - он избежит от меча, и юноши его будут податью. 9. И от страха пробежит

3. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; 4. скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. 5. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. 6. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь;

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

3. Укрепите ослабевшие руки и утвердите колени дрожащие; 4. скажите робким душею: будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. 5. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. 6. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык

11. И придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

11. И придет на тебя бедствие: ты не узнаешь, откуда оно поднимется; и нападет на тебя беда, которой ты не в силах будешь отвратить, и внезапно придет на тебя пагуба, о которой ты и не думаешь. Надеясь на свое волшебство и чародейство, вавилоняне были убеждены, что они,

Кто к нам с мечом придёт…

Из книги Притчи.ру. Лучшие современные притчи автора Коллектив авторов

Кто к нам с мечом придёт… Молодой человек, радеющий за Учение, которому он следовал, очень переживал за несведущих людей. И всё время порывался нести простому люду свет истины, дабы открыть для них веру и взаимопонимание, любовь и доброту.Мудрый мастер не стал сдерживать

Эту фразу новгородский князь якобы произнес, когда послы Ливонского ордена прибыли в Великий Новгород просить «вечного мира» после поражения в Ледовом побоище. Источником укрепившегося в общественном сознании убеждения стал фильм Сергея Эйзенштейна « » (1939), сформировавший целый комплекс мифов об Александре Невском и роли битвы на льду Чудского озера в апреле 1242 года. С тех пор высказывание героя Николая Черкасова, исполнившего главную роль в картине Эйзенштейна, прочно ассоциируется с именем новгородского князя.

Примеры употребления

Впереди были ещё триста лет позора и унижения, ещё триста лет Русь платила дань ханам Золотой орды. Но уже прозвучали грозным предупреждением врагам слова князя Александра Невского: «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!» (Назаров О. «Кто к нам с мечом придёт, от меча и погибнет!» // Сайт-газета «Местный спрос», 16.04.2013)

И в какие бы крайности не впадали отдельные политики, заявляющие, что противостояние Запада и России может перейти в стадию «горячей» войны, мы отвечаем: Россия ни с кем воевать не собирается. Но ни у кого не должно быть сомнений в наших силах и решительности. Как сказал в своё время Александр Невский: «Кто к нам с мечом придёт — от меча и погибнет». (Газета «Завтра», №37 (773) от 10 сентября 2008 года)

Действительность

Фраза, которую режиссер и сценарист вложили в уста Николая Черкасова, представляет собой немного измененный вариант цитаты из Библии, по всей видимости, из Евангелия от Матфея (26:52): «И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место; ибо все, взявшие меч, мечем погибнут».

Аналогичное по смыслу высказывание встречается и в «Откровении Иоанна Богослова» 13:10): «Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом. Здесь терпение и вера святых».

Любопытно, что похожая формула существовала и в античном мире, в частности, в Древнем Риме в виде фразы «Кто воюет мечом, от меча и погибает» (Qui gladio ferit, gladio perit).

В действительности же источники не сообщают о том, произносил ли такую фразу новгородский князь. В текстах, повествующих о жизни и делах Александра Невского (в том числе «Софийской первой летописи» и «Псковской второй летописи») об этом нет никаких упоминаний.

По словам исследователя средневековой Руси И.Н. Данилевского, Александр Невский является одним из самых сакрализованных персонажей российской истории. Его образ как защитника православия, борца за независимость Руси начал формироваться в XVIII веке, утверждает исследователь, и имел под собой прочную идеологическую платформу: место, которое избрал для строительства новой столицы, находилось практически там же, где в 1240 году состоялась Невская битва. Претензии России на выход к Балтике вызывал ассоциации с победой князя на Неве. Даже день памяти Александра Невского (30 августа) был выбран неслучайно: в этот день Россия заключила Ништадтский мир со Швецией.

Впоследствии образ Александра как защитника Русской земли стал все больше популяризоваться: в 1725 г. Екатерина I учредила высшую военную награду — Орден св. Александра Невского; Елизавета в 1753 г. приказала поместить мощи Александра в серебряную раку. Затем стали ежегодно проводить специальный крестный ход из петербургского Казанского собора в Александро-Невскую лавру. Наконец, в начале XX века одну из московских улиц назвали именем Александра Невского, отмечает И.Н. Данилевский.

Новую жизнь образу Александра как выдающегося защитника Руси дал фильм Эйзенштейна. Картина вышла на широкий экран в 1941 году, когда началась Великая Отечественная война. Его авторы были удостоены Сталинской премии. Фильм оказался настолько духоподъемным, что в 1942 году был учрежден орден Александра Невского, украшенный портретом исполнителя главной роли, Николая Черкасова — и это при том, что всего за несколько лет до этого сценарий кинокартины профессиональные историки называли «издевкой над историей».

Влияние фильма на общественное сознание оказалось настолько сильным, что и экранный образ главного героя, и весь комплекс сопутствующих мифов — в том числе о ключевой роли Ледового побоища в борьбе с крестоносной экспансией, и о том что Александр Невский символически завершил ее переиначенной библейской цитатой про меч — прочно вошли в общественное сознание, закрепились в исторической памяти, и фигурируют не только в рассуждениях обывателей при отсылках к «старине», но и в работах профессиональных историков, и в учебных материалах.

Список литературы :