Open
Close

Кубизм - это модернистское направление в искусстве. Кубизм в живописи и архитектуре

Происхождение кубизма во многом обуславливается тем, что классическое искусство переживало кризис. Поиск новой формы для отображения чувств и эмоций дал возможность найти новый способ и метод в живописи и позволил по-новому смотреть на творчество.

Возникновение кубизма, наряду с импрессионизмом и сюрреализмом, стало попыткой взглянуть на живопись под новым углом и пересматривать созданное до этого.

Истоки кубизма

Истоки кубизма тесно связаны с именем знаменитого Пабло Пикассо.

Кубизм Пикассо вызван интересом художника к примитивистской африканской скульптуре. Он заинтересовался ней на рубеже 1907-1908 гг. Рубленные формы африканского искусства закрепили стремление Пикассо к абстрактной обобщенности образов, исходя из этого его можно считать предтечей кубизма, как стиля. Первой картиной в стиле кубизма была «Авиньонские девицы», написанная в 1907 году.

Данное произведение было первым олицетворением основного принципа кубизма. Пикассо, создавая эту работу, прекратил с «условностями оптического реализма» и отбросил натуру и отказался от перспективы и светотени.

День рождения кубизма в искусстве считают встречу Пикассо и молодого художника Жоржа Брака.

Она случилась при участии поэта Гийома Аполинера, который пригласил Брака в мастерскую к Пикассо. Пикассо и Брак стали родоначальниками кубизма, и до первой мировой войны активно сработали друг с другом, при этом творя историю кубизма.

Со временем к ним присоединились многие другие молодые поэты и живописцы с Монмартра. Примерно в тот период, присоединившаяся к Пикассо и Браку группа, которая известна как «Бато-Лавуар», провозгласила про рождение нового направления в искусстве, вскоре получившее свое название.

Сам термин «кубизм» предоставил французский критик Луи Вексель.

Вскоре он прижился.

Родоначальники кубизма основой своего творчества сделали разложение объектов на плоскости, а также разнообразное комбинирование этих плоскостей в пространстве. Они отказались от передачи реальности при помощи стандартной линейной перспективы и цветовоздушной среды. Считали, что смогут добиться интересного художественного эффекта, чередуя плоскости, и исповедовали принцип, что аналитический путь постижения действительности позволяет глубже раскрыть суть тех или иных явлений. Многие представители кубизма применяли интересный подход при создании картин кубизма, который заключался в том, что один и тот же предмет изображается в одно время с нескольких точек зрения - это позволило добиться разностороннего анализа при рассмотрении предмета.

Художники кубизма

Художники кубизма намерено ограничивали использование цветовой палитры. Полотна кубизма подлинно кажутся ограниченными в цвете, так как тональность картин кубизма сводится к серому, черному, а также коричневому тону. Исключая цветовой строй, кубизм в искусстве отличается также тем, что картины кубистов являют собой сопоставления разных геометризированных плоскостей и поверхностей при весьма отдаленном сходстве с оригиналом. Родоначальники кубизма не считали художественную форму полностью соотносимой с реальной, исходя из этого предметы на полотнах кубизма кажутся более абстрактными.

Кубизм в живописи - не просто изображение предмета, это изображение предмета, который мысленно разрушен и заново создан в сознании художника.

Чаще всего предметы на полотнах в стиле кубизма сполна утрачивают связь со своими действительными прототипами и превращаются в абстрактные символы, которых воспринимаются, оказывается, доступно лишь одному автору.

Если говорить о кубизме , необходимо заметить, что полотна кубизма Пикассо были не единственным направлением в его творчестве. Кубизм Пикассо заменил интерес к импрессионизму в его творчестве и позже трансформировался в сюрреалистический взгляд на мир.

Стиль кубизма выразил огромное влияние на развитие живописи, изменил представление художников о способах передачи фактуры и объема и пространстве.

Если говорить о русском кубизме следует понимать, что развитие этого направления в этой стране шло несколько иным путем, чем в европейских странах. К русскому кубизму часто относят творчество Шагала,

История кубизма в живописи ведёт своё начало от “Авиньонских девиц” Пабло Пикассо, написанных в 1907 году под влиянием африканской скульптуры и творчества Поля Сезанна…

В начале ХХ века в живописи (и не только) происходит глобальная революция: художники, игнорируя условности академической школы и реализма, свободно экспериментируют с формой, цветом, аппликацией и другими выразительными средствами, в результате чего возникает ряд модернистских направлений в изобразительном искусстве. Одним из них является кубизм .

“Портрет Анны Ахматовой”, Натан Альтман, 1914, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

История кубизма в живописи ведёт своё начало от “Авиньонских девиц” Пабло Пикассо, написанных в 1907 году под влиянием африканской скульптуры и творчества Поля Сезанна.

“Авиньонские девицы”, Пабло Пикассо, 1907 (243,9х233,7, холст, масло), Музей современного искусства, Нью-Йорк

Фигуры девиц на картине изображены контурно, светотени и перспектива отсутствуют, задний фон раздроблен на осколки разной формы.

Тогда же, в 1907 году, Пабло Пикассо знакомится с молодым, но уже показавшим высокие результаты в фовизме (ещё одно модернистское направление начала ХХ века), художником Жоржем Браком. Совместно они становятся основоположниками нового направления в живописи - кубизма , проводят постоянные встречи, обсуждения, обмениваются находками.


“Тарелка и блюдо с фруктами”, Жорж Брак, 1908, частная коллекция (46х55, холст, масло)

Название “кубизм ” появилось в 1908 году, когда художественный критик Луи Воссель назвал новые картины Брака “bizarreries cubiques”, что в переводе с французского означает “кубические причуды”.

К новому направлению присоединились художники Хуан Грис, Мари Лорансен, Фернан Леже. В продолжение нескольких лет в стиле кубизма начинают работать Робер Делоне, Альбер Глез, Анри Ле Фоконье, Жан Метценже, Франсис Пикабиа и другие.


“Гитара на столе”, Хуан Грис, 1915, Rijksmuseum Kröller-Müller, Оттерло, Нидерланды, (73х92)

Поль Сезанн и его роль в возникновении кубизма

Первый период кубизма называется “сезанновский”, так как художники-кубисты продолжили эксперименты Поля Сезанна (1839-1906) с формой, перспективой и поиском новых композиционных решений.


“Пьеро и Арлекин”, Поль Сезанн, 1888, ГМИИ им. А.С.Пушкина, Москва

Картина “Пьеро и Арлекин” была написана Полем Сезанном в 1888 году, то есть, за 19 лет до возникновения кубизма как отдельного направления. В этой работе прослеживается проработка художником геометрических форм (кругов, овалов и ромбов), направление линий рисунка к некоторой точке, а также нестандартный угол зрения: зритель смотрит на персонажей как бы немного сверху и слева. Перспектива изображена неправильно: создаётся впечатление, что Пьеро и Арлекин находятся в разных пространственных измерениях. Оригинальное композиционное решение создаёт эффект изломанности, механичности и марионеточности движений фигур несмотря на то, что это - живые персонажи с живыми лицами.

В письме к художнику Эмилю Бернару (около 1904 года) Поль Сезанн писал: “Нужно вернуться к классицизму через природу, иначе говоря, через ощущение. В природе всё лепится на основе шара, конуса и цилиндра. Рисунок и цвет неразделимы, по мере того, как пишешь, - рисуешь: чем гармоничнее делается цвет, тем точнее становится рисунок. Когда цвет достигает наибольшего богатства, форма обретает полноту. Контрасты и соотношения тонов - вот весь секрет рисунка и моделировки”.

Стадии [фазы] кубизма

В теории искусствоведения выделяют III стадии [фазы] кубизма :

I стадия: сезанновский кубизм (1907 - 1909) - выделение геометрических форм фигур и предметов, отделение формы от пространства/плоскости.

II стадия: аналитический кубизм (1909-1912) - дробление форм на грани и срезы, построение композиции при помощи коллажа из пересекающихся срезов и плоскостей, стирание граней между формой и пространством, визуальное взаимодействие формы и пространства.

“Скрипка и подсвечник”, Жорж Брак, 1910, San Francisco Museum of Modern Art (61х50, холст, масло, направление “аналитический кубизм ”).

III стадия: синтетический кубизм (1913 - 1914) - с помощью геометрических форм и их фрагментов конструируются новые объекты, которые обладают реальностью сами по себе, а не являются изображением видимого мира. Коллажи создаются, в том числе, с помощью аппликаций, которые наиболее часто представляют собой фрагменты газетного листа, вклеенного в композицию.


“Le Jour”, Жорж Брак, 1929, National Gallery of Art, Вашингтон (115х146,7, холст, масло, направление “синтетический кубизм ”)

Таким образом, кубисты разложили предмет на геометрические элементы и отделили его от пространства, форму предметов показали в срезах, изгибах, под разными углами зрения, в бессистемных репликациях и других видоизменениях.

Начавшись во Франции, кубизм стал популярен в разных странах мира, в том числе, и в России. К наиболее выдающимся (виднейшим) представителям кубизма в живописи относят Пабло Пикассо, Жоржа Брака, Фернана Леже, Хуана Гриса.

Впоследствии художники-кубисты начнут осваивать новые направления, и примерно с 1925 года кубизм постепенно пойдёт на спад, внеся свой важный вклад в развитие живописи.

До кубизма в европейском искусстве одной из основных всегда оставалась проблема жизнеподобия. Несколько веков искусство эволюционировало, не беря эту задачу под сомнение. Даже импрессионисты, открывшие в истории живописи новую главу, посвященную свету, фиксации мимолетного впечатления, тоже решали вопрос: как запечатлеть на холсте этот мир.

Стимулом к развитию нового языка искусства, пожалуй, стал вопрос: зачем рисовать? К началу XX в. основам "правильного" рисования можно было научить практически любого. Активно развивалась фотография, и стало понятно, что изображения фиксационного, технического плана станут ее вотчиной. Перед художниками встал вопрос: как искусству остаться живым и актуальным в мире, где изобразительные образы становятся все доступнее и все легче тиражируются? Ответ Пикассо чрезвычайно прост: в арсенале живописи есть только ее собственные специфические средства - плоскость холста, линия, цвет, свет, и их совершенно не обязательно ставить на службу природе. Внешний мир лишь дает толчок для выражения индивидуальности творца. Отказ от правдоподобной имитации предметного мира открывал перед художниками невероятно широкие возможности. Шел этот процесс по нескольким направлениям. В области "освобождения" цвета лидировал, пожалуй, Матисс, а Брак и Пикассо - основатели кубизма - больше интересовались формой.

Изначально Пикассо под влиянием отчасти иберийского и африканского искусства, отчасти идей Сезанна стал огрублять и упрощать очертания фигур и предметов (это период раннего кубизма, 1906/07-1909 гг.). Примером могут послужить произведения 1908 г. Фигуры в "Фермерше" , "Дриаде" , "Трех женщинах" и "Дружбе" легко вычленяются в контексте полотна, но при этом сведены к определенной комбинации переданных цветом объемов. Сезанн говорил: "Все природные формы можно свести к сферам, конусам и цилиндрам. Начиная с этих простых основных элементов, можно сделать, что угодно". Вполне "сезанновской" в этом смысле является работа "Две обнаженные фигуры" , где человеческие тела уподоблены формам окружающего мира, практически слились с ним. Сезанн говорил: "Следует не воспроизводить натуру, а представлять ее, но какими изобразительными средствами? Посредством формирующих цветовых эквивалентов". Пикассо ему вторит: "Кубизм никогда не был чем-то иным, кроме живописи ради самой живописи, в которой исключаются все понятия несущественной действительности. Цвет играет роль только постольку, поскольку он помогает изображать объемы".

Во многих натюрмортах 1909 года видны игры с точкой зрения на предметы: например, в полотне "Хлеб и ваза с фруктами на столе" на вазу и фрукты взгляд направлен сверху, а на перевернутую чашку - сбоку и чуть снизу, ведь мы не видим ее дна. Все более свободно мастер манипулирует средствами изобразительности, теперь он действительно волен делать с ними "все, что угодно".

Начинается период "аналитического" кубизма (1909/10-1912). Эту манеру можно рассмотреть на портрете Амбруаза Воллара , над которым Пикассо работал в 1910 году Лицу маршана придан естественный цвет, поэтому оно легко выделяется из смешения граней, отрывочных форм, линий (в портрете Даниэля Анри Канвейлера лицо цветом почти не подчеркнуто, и работа кажется более формальной и холодной). Цвет в произведениях этого периода лишь подчеркивает объемы и позволяет выявлять пластическую суть объекта изображения. О разложении формы цельного предмета на мелкие разнородные детали Пикассо говорил так: "Зритель видит картину только по частям; всегда лишь фрагмент за раз: например, голову, но не тело, если это портрет; или глаз, но не нос или рот. Следовательно, все всегда правильно".

В произведениях синтетического кубизма, датирующихся 1912-1914 годами зачастую использовалась техника коллажа , они включали в себя дотоле "посторонние" искусству элементы (газеты, ткани, крупинки песка, земли) и превратились в некие арт-объекты, составляющие которых лишь обозначали подобия, соответствия, давали смотрящему на картину определенные ориентиры, но не показывали предмет в его "данности" (в качестве примера можно привести работы "Гитара" 1913 года и "Композиция с гроздью винограда и разрезанной грушей" 1914 года).

Тем не менее все большее разложение и искажение форм (особенно периода аналитического кубизма) привели к тому, что зрители стали воспринимать кубистические работы как абстрактные, а это Пикассо никак не устраивало. Для него было важно, чтобы зритель, во-первых, эмоционально реагировал на полотно, во-вторых - улавливал авторский посыл, заложенный в произведении, и - желательно - подчинялся ему. С чистой же абстракцией это далеко не всегда возможно. Таким образом кубизм, открывший массу новых возможностей для изобразительного искусства, постепенно перестал интересовать мастера, создавшего его.

Cпособности и фантазия человека порой поражают. Живопись стала именно той областью, в которой люди развивают свое творчество в различных направлениях. Для того, чтобы удивить общество новыми веяниями в искусстве, художники стараются изобразить окружающее в новом свете. Авангардизм - результат развития некоторых творческих идей.

Одним из направлений в авангардистском изобразительном искусстве стал кубизм . Он зародился в начале ХХ века. Кубизм можно охарактеризовать как использование художниками четких геометрических форм условного типа. Они стремились раздробить объекты реальности на стереометрические примитивы.

Зарождение кубизма

1906 - 1907 года - то время, в которое зарождался кубизм . Пабло Пикассо и не менее известный Жорж Брак - именно с ними и связывают появление кубизма в живописи. Сам термин «кубизм» появился на свет в 1908 году. Он был связан со словами художественного критика Луи Воселя. Картины Брака он назвал «кубическими причудами».

А уже начиная с 1912 года в авангардистском направлении зарождается производная от кубизма - синтетический кубизм . Основных принципов и целей как таковых у него нет. При этом кубизм делится как бы на фазы: сезанновский, аналитический и синтетический.

Известные достижения кубизма

На всем протяжении существования кубизма можно выделить наиболее впечатляющие произведения. Кстати, именно они стали известны на весь мир. Картины Пабло Пикассо - «Гитара» и «Авиньонские девицы», а также работы других художников, таких как Фернан Леже, Хуан Грис, Марсель Дюшан - те произведения, которые передают дух настроения кубистических живописцев. Кроме того, четко просматривается настроение и в скульптуре, например, известной творческой личности А.Ахипенко.

Поль Сезанн решил поэкспериментировать с формами, что и привело к тому, что впоследствии сформировался кубизм . Пабло Пикассо стал увлекаться искусством этого художника.

Плод его увлечения - произведение «Авиньонские девицы», которые и стали первым шагом к новому направлению в живописи - кубизму . Возможно, именно в этой картине
Все кубисты стремились выявить самые простые геометрические формы, которые лежали в основе предметов. Они не хотели передавать истинный внешний вид, стремились разложить тот или иной объект на отдельные формы, впоследствии совмещая их в одной картине. То, что кубисты хотели разделить вещи на формы, привело и к тому, что и цвета стали использоваться строго по определенной схеме. Если выступающие элементы окрашивались в теплые тона, то удаленные - в холодные.

Аналитический кубизм

Вторая фаза кубизма - это аналитический кубизм . Исчезают образы предметов, постепенно стираются различия между пространством и формой. Этот период характеризуется появлением переливчатых цветов полупрозрачных пересекающихся плоскостей. Формы постоянно располагаются в пространстве по-разному. Визуальное взаимодействие пространства и формы - именно то, чего добились кубисты в период аналитического кубизма .

В 1909 году в работах Брака появились первые признаки второй фазы развития кубизма . Что касается работ Пикассо - то первые картины с такими элементами появились у него в 1910 году. Однако наиболее интенсивно стал развиваться аналитический кубизм тогда, когда появилось на свет художественное объединение под название «Золотое сечение», членами которого стали многие известные на тот момент художники. В книге Гийома Аполлинера были сформированы принципы эстетики кубизма . Художнику стала отводиться роль создателя способа видения нового типа мира.

Синтетический кубизм

Ответвлением основного направления стал синтетический кубизм. Его элементы появились в работах Хуана Гриса, который стал ярым приверженцем кубизма с 1911 года. Это направление стремилось обогатить реальность окружающего мира создание объектов эстетики. Характерной особенностью синтетического кубизма является отрицание третьего измерения в живописи и акцент на живописной поверхности. Фактура поверхности, линия и узор - все используется для того, чтобы сконструировать новый объект.

Зародился синтетический кубизм в 1912 году. Однако более активно он начал проявляться в работах кубистов 1913 года. Разные очертания из бумаги наклеивались на холст. Таким образом, художники создавали самодостаточный объект, отрицая иллюзорное воспроизведение реальности окружающего мира. Чуть позже кубисты прекратили использовать в своих работах аппликации, потому что им казалось, что настоящий художник может создавать богатые комбинации и не пользуясь бумагой.

Российский кубизм

В нашей стране кубизм объединился с элементами футуризма итальянского происхождения. Кубофутуризмом - именно так называют первую фазу кубизма в России. Для нее характерно упрощение форм предметов и склонность к абстракции.

Как сказал Андре Сальмона, один из исследователей современного искусства, кубизм - это реакция на отсутствие в импрессионизме формы. Само же развитие кубизма - последствие идей постимпрессионистов. Толчок к зарождению указанного направления в живописи дали художники-символисты, которые решили противопоставить живописным интересам и целям импрессионистов смысловые явления.

По их мнению, художник не должен имитировать облик вещей в момент их изменения. Нужно создавать формы символического характера для воплощения идей. Такое понимание роли художника привело к анализу средств, которые находились в распоряжении живописца, выяснению их возможностей. Как следствие, утвердился идеал чисто экспрессивного искусства, результаты которого стали теми произведениями, которые сейчас традиционно относят к кубизму.

Значение кубизма

Кубизм оказал самое противоречивое влияние на мировое искусство. С одной стороны, художники и скульпторы стремились выразить свое отношение к окружающей их жизни, что явилось положительным моментом в развитии всего изобразительного творчества.

Однако можно сказать, что кубисты просто-напросто выплеснули свое видение жизни, и на этом все закончилось. Ведь уже к 20-м годам прошлого века кубизм практически перестал существовать. Но работы, например, того же Пикассо продолжают жить и являются ценностью для современного общества. Поэтому стоит считать положительное влияние кубизма на мировое искусство более существенным, чем кратковременный всплеск эмоций и фантазии.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на

Способности и фантазии человека иногда просто поражают. Живопись и архитектура стали именно той областью, где люди развивают и выражают своё творчество в самых разнообразных направлениях. Чтобы удивить мир новыми ветвями в искусстве, художники всеми силами стараются изобразить то, что видят, в совершенно новом и необычном свете. Отсюда и появился авангардизм - результат развития множества творческих идей и планов. А из него, в свою очередь, и произошло такое понятие, как кубистский стиль. Веяние чего-то неординарного и интересного.

Кубизм в искусстве

Одним из главных направлений в авангардистском искусстве стал именно кубизм. От французского cubism означает куб - художественное течение во французском стиле начала XX столетия. Главными представителями и основоположниками были Пабло Пикассо и Жорж Брак, благодаря их творениям мир увидел этот стиль в совершенно новом и необычном цвете.

Само представление «кубизм» возникло из-за острого замечания по поводу трудов Ж. Брака о том, что он сдвигает города и фигуры к геометрическим прогрессиям и кубам. Художественная составляющая концепции выстраивалась на попытке найти самые обыкновенные пространственные модели и конфигурации вещей, явлений, которые бы персонифицировали всю сложность и разнообразие жизни. По своей сущности, кубизм - это примитивизм, который воспринимает мир через формы геометрических фигур.

Зарождение культуры

Истоками стали картины Поля Сезанна и африканские скульптуры. Под воздействием этого действа и возникли знаменитые на всю планету «Авиньонские девицы» П. Пикассо (1907), это и стало зарождением кубизма. По сути, данное течение - это огромное желание расчленить предметы реальности на стереометрические примитивы. В формировании пережило три стадии: сезанновскую, аналитическую и синтетическую. Кубизм - это сравнительно сложный художественный вид, который смог сплотить живописцев, скульпторов, музыкантов и стихотворцев со всего мира. Разберём три стиля данного течения.

Сезанновский

Это первая ступень кубизма, характеризуется абстрактными и упрощёнными формами объектов. Естественное влияние на развитие кубизма оказали опыты с конфигурацией в творениях Поля Сезанна. В 1904 и 1907 годах в Париже были выставки его трудов. В "Портрете Гертруды Стайн", который сотворил Пикассо, уже отмечается увлечённость искусством Сезанна. После этого Пикассо нарисовал картину "Авиньонские девицы" которая слывёт первым шагом на пути к кубизму. Осенью 1907 года произошло два значительных события - выставка Сезанна и встреча Брака и Пикассо. А в конце этого же года они начали близкое сотрудничество в кубистическом стиле.

Аналитический

Это следующая стадия, которая характеризуется пропаданием образов предметов и пошаговым стиранием отличий между формой и пространством. В подобных картинах уже возникают переливистые краски, которые перекрещиваются через полупрозрачные плоскости, и их расположение отчётливо не определено. Элементы аналитического кубизма - это труды Брака в 1909 году, а также творения Пикассо в 1910 году. Однако интенсивнее начал созревать аналитический кубизм тогда, когда зародился творческий союз «Золотое сечение» во главе со знаменитыми мастерами.

Синтетический

Это третья фаза течения, элементы которого возникли в произведениях Хуана Гриса, он стал яростным сторонником направления в 1911 году. Важнейшей характеристикой его работ является отвержение третьего измерения в живописи и ударение на поверхности. Важнейшая фактура поверхности - очертание и узор, которые применяются для конструирования нового предмета.

Картины в этом стиле

Отречение от объёмного живописания действительности - ключевая особенность течения под названием кубизм. Картины в этом стиле узнаваемы по всему миру благодаря плоским формам без светотени и перспективы. Образы являются деформированными, нелогичными, иррациональными, разбиты на некоторые детали. Натюрморт, портрет похожи на набор геометрических фигур, которые взаимодействуют друг с другом. К какому направлению причисляют кубизм в живописи? Это в первую очередь абстракция, примитивизм и авангардизм.

Пабло Пикассо - яркий представитель

Самым броским примером является картина Пабло Пикассо «Авиньонские девицы». Произведение мастера отличается рублеными, дерзкими линиями, заостренными углами и отсутствием игры теней. Для кубизма Пикассо характерно нереалистичное изображение оголённых женщин. Мастер применял нейтральные, натуральные тона.

Африканские маски, как считают искусствоведы, представляют собой символ зарождения инновационного течения кубизма в живописи. Так, по мнению Эрнста Гомбриха, искусствоведа, Поль Сезанн - это основоположник, а Пикассо - его ученик. Сезанн в послании к Пабло изложил свой совет по использованию бесхитростных, геометрических форм (сферы, цилиндры, конусы). Автор послания подразумевал эту основу как базу для сотворения картины, но этот кубизм Пикассо интерпретировал в буквальном значении.

Исторические факты

Начиная с эпохи Возрождения творцы пытались с максимальной реалистичностью передавать изображение. В кубизме художники совсем отошли от реалистичности, натуральности, гармонии света и тени. Главная черта творчества художников - это стремление создать кубизм, картины представлены в плоском изображении вместо объёмного. Они, как правило, применяли геометрические фигуры для абстрактного изображения людей, природы, предметов. Формы, которые передаются в стиле кубизма, осязаемы, незамысловаты и просты.

Но не все было гладко. Созданные в стиле кубизма картины не сразу прижились в мире искусства - изображения эти очень часто становились предметом непонимания и серьезной критики. Это стало радикальным для живописи течением, которое пришло на смену реализму и стало предметом нелестных отзывов. Натюрморт в таком стиле стал смелым творческим экспериментом. Вначале поклонников кубизма в искусстве было немного, но среди них наблюдались критики и меценаты, которые внесли равнозначный вклад в историю развития этого направления.

Архитектура

Кубизм в архитектуре начался очень необычно. На Осенней выставке в Париже 1912 года некая группа авторов представила огромный (10 на 3 метра) макет «кубистского дома». Фасады были созданы скульптором Раймоном Дюшан-Вийон, а оформление комнат сделано несколькими людьми, среди которых был Андре Маре, талантливый исполнитель и мастер своего дела. Покои были эффектно обставлены, а стены украшали небольшие картины художников-кубистов. После выставки в Париже этот дом демонстрировали на Армори Шоу в Нью-Йорке.

Стиль кубизм - новое веяние эпохи, то есть универсальный вид, который подходит под общий вид искусства. Затем появились сразу и первые строения архитекторов-кубистов. Но не в Париже, а в Праге, в самом большом центре кубистского искусства.

Архитектура этого течения чрезвычайно авангардна и вместе с тем невообразимо традиционна. Мы можем видеть в ней такие же знаменитые симметричные фасады, фронтоны, люкарны, порталы, что и в домах прошлых лет. Архитекторы этой направленности предлагали лишь украсить обновленными рисунками внешний вид зданий, которые по структуре остались прежними.

Чешский кубизм

Когда закончилась Первая мировая война, архитекторы Чехословацкой республики опять взялись за свое ремесло, но постройки уже стали другими. Надоевшие треугольники, созданные в 20-е годы, сменились полукругами и цилиндрами. В тот момент они основали архитектуру под названием рондокубизм. В Праге и Роттердаме в XX веке были построены здания, создатели которых сумели по-своему воплотить одно из наиболее нестандартных решений в кубизме архитектуры.

Это направление нашло признание и место непосредственно в Праге, так как истоки уходят не только в геометрические здания, но и в готическую архитектуру, которая присуща для Праги. Именно готические приёмы и их резкость стали для Павла Янака главнейшими принципами, которые и оказали влияние на создание его теории кубистической архитектуры.

Прославленные архитекторы

Ведущими мастерами кубизма были Павел Янак, Йозеф Гончар, Властислав Гофман, Эмиль Коаличек и Йосеф Хохол. Работали они в Праге, а также в других городах. Самым знаменитым во всем мире зданием в кубистском стиле значится дом «У черной Матери Божьей» в Праге, построенный Йозефом Гочаром.

На сегодня облик этого дома может показаться повседневным и ничем не выделяющимся, но для начала XX века это здание было крайне необычным и даже немножко дерзким. Властислав Гофман спроектировал входные павильоны Дяблицкого кладбища, Йосеф Хохол построил парочку жилых домов под Вышеградом. Кроме этого, неподалёку от Вацлавской площади можно увидеть кубистические фонари, которые разработал Эмиль Краличек. Он также стал творцом Diamond House в Праге.

Необычные места

Самые особенные и изумительные здания в кубистической манере сегодня можно увидеть в Роттердаме (в Нидерландах). Это целый городок домов-кубов, которые были возведены в 1978-1984 годах по проекту мастера Пита Блома. Дома имеют три этажа, общая площадь примерно 100 кв. метров. В них нет прямых стен, кроме тех, которые расположены посередине. На первом этаже - гостиная и кухня, на втором кабинет, спальня и ванная, на третьем (со стеклянной крышей) многие располагают зимний сад.

5 самых талантливых представителей кубизма

  • Пабло Пикассо, полотно «Авиньонские девицы»;
  • Жорж Брак, картина «Дом в Эстаке»;
  • Хуан Грис, полотно «Портрет Пикассо»;
  • Поль Сезанн, картина «Пьеро и Арлекин»;
  • Фернан Леже, холст «Строители».

Занимательный факт

Примечательно, что Пикассо стал самым дорогостоящим, востребованным и работоспособным кубистом. Его картина «Обнажённая, зелёные листья и бюст» была оценена в 155 миллионов долларов. Полотна стоят на первом месте по популярности среди расхитителей творений искусства. Общая стоимость только лишь официальных продаж картин превосходит 270 миллионов.