Open
Close

Михаил кошевой воюет на стороне красных. Кошевой в доме Мелеховых (анализ эпизода из романа М

Мишка Кошевой – один из героев романа «Тихий Дон», казак из станицы Татарской, перешедший на сторону большевиков, ухажер Дуняши . Это жестокий и порывистый человек, действующий под влиянием минутных эмоций. Перейдя на сторону «красных», он всю жизнь посвятил борьбе с белыми. Он спокойно убивает сотни людей, оправдывая себя фразой: «Все мы душегубы». По идейным соображениями противопоставлен ему в романе Митька Коршунов , хоть они и схожи по характеру и совершенным зверствам.

В поисках «новой» правды Мишка стал безжалостным убийцей. Для него больше не было друзей, соседей, родных. Они все подразделялись либо на «своих», либо на врагов. Врагами он считал даже детей и стариков, если те были из тех семей, против кого он воевал. Так, мстя за Котлярова и Штокмана, он жестоко убил деда Гришаку и сжег множество домов своих врагов. Вместе со своими зверствующими товарищами он сжег более ста домов в станице Каргинской. Для Мишки в порядке вещей ухаживать за Дуняшой после того, как он убил ее брата – Петра Мелехова . На примере этого героя автор показывает, что правда должна быть какая-то одна, общечеловеческая, а не частная, приводящая к вражде между родными людьми.

Писатель прослеживает постепенный рост классового сознания Михаила Кошевого. Находясь на фронте империалистической войны, он понял, что на стороне народа. У него впервые пробуждается ненависть к старому строю. Он развертывает в казачьих частях агитационную работу, выступает против войны, навязанной народу. Далеко, не сразу к Михаилу пришло понимание бурного разворота борьбы, революционная энергия и выдержка рождались в схватках, со старым, миром. Стремление добиться правды, «равноправия всем» никогда не покидало Кошевого.

Во время первого же восстания казаков Кошевой решительно предлагает старым друзьям уйти из хутора и пробиться к Красной Армии. Он так и поступил, несмотря на горячие возражения Григория Мелехова, но был пойман и оказался вне борьбы Находясь в отарщиках, он тяготится одиночеством, боится, что умиротворяющая степная тишина засосет его. Кошевого угнетает даже временная отрешенность от той суровой борьбы, которая идет в стране. В отличие от Григория Мелехова, Кошевой не испытывает сомнений и колебаний, у него нет желания выйти из борьбы. Напротив, сознательно избрав верную дорогу борьбы за революционное изменение жизни, он преодолевает чувство жалости к Григорию, сурово осуждает мятущегося школьного товарища («Расходятся, видно, наши тропки», «ить мы с ним - корешки, в школе вместе учились, по девкам бегали, он мне - как брат... а вот начал городить, и до того я озлел, ажник сердце распухло... Кубыть отнимает он у меня что-то, самое жалкое. Кубыть грабит он меня!»). С установлением Советской власти на хуторе Татарском Кошевого избирают товарищем председателя Совета, и он уже тогда, не доверяя Григорию, настаивает на его аресте.

Политическая принципиальность и последовательность, чувство революционного долга, непримиримое отношение к врагам Советской власти - таковы основные черты характера Кошевого. Раскрывая его жгучую ненависть к восставшим казакам, Шолохов пишет: «Непримиримую, беспощадную войну вел он с казачьей сытостью, с казачьим вероломством, со всем тем нерушимым и косным укладом жизни, который столетиями покоился под крышами осанистых куреней».

Кошевой безжалостно выжигает купеческие и поповские дома, курени зажиточных казаков, убивает деда Гришаку, видя в нем воплощение самых закоснелых казачьих традиций. «На врагов, какие зря на белом свете живут, у меня рука твердая», - убежденно заявляет Кошевой и остается верен этому своему слову.

Перемены, происходящие в Кошевом, Шолохов подчеркивает и с помощью портретных характеристик: при встрече с врагами голубые глаза его холодели, как лед, упорство выражалось и в «сутуловатой Мишкиной фигуре, в наклоне головы, в твердо сжатых губах»; и с помощью юмористических ситуаций (тщательная подготовка к въезду в родной хутор, согласие на венчание в церкви и разговор с гундосым попом Виссарионом).

Писатель глубоко раскрывает богатый душевный мир Кошевого, его непосредственность и мечтательность, трогательную любовь к родному краю и тягу к мирному труду, сердечную заботу о детях и светлое чувство к Дуняшке, которое он прокосит через все годы войны. С большим тактом показывает Шолохов, как «душегуб» Кошевой завоевывает доверие Ильиничны, которая утрачивает чувство обиды и злобы к нему.

Женившись на Дуняшке, Кошевой, несмотря на тяжелую болезнь, «работал не покладая рук», оказался «ретивым хозяином». Вскоре он осуждает себя за преждевременный уход в хозяйство и весь отдается борьбе за полное торжество новой жизни на Дону, прилагает все силы, чтобы отвести недовольство казаков «от родной Советской власти». Его никогда не покидает вера в то, что «мирная Советская власть по всему свету установится».

Выдвигая Кошевого на первый план, Шолохов сталкивает его с Григорием Мелеховым, противопоставляет их взгляды и поведение. Писатель подчеркивает, с одной стороны, неустойчивость тех социальных сил, которые воплощает «ненадежный человек» Григорий, с другой стороны, - бдительность принципиальность, политический рост коммуниста Кошевого. Встреча старых друзей происходит в тревожное время: на Дону, в соседних областях появляются банды, вспыхивает восстание против Советской власти. В этих условиях особенно понятна настороженность Кошевого, его недоверчивое отношение к Григорию Мелехову, который совсем недавно «закручивал всем восстанием».

С душевной прямотой высказывает Кошевой свое отношение к Григорию, не без оснований настаивает на его аресте. В столкновении ранее близких людей Шолохов раскрыл всю сложность обстановки тех лет, историческую неизбежность революционной беспощадности Кошевого в борьбе за новую жизнь.

Даже Дуняшке, единственно родному человеку, Кошевой делает суровое предупреждение из-за того, что та нелестно отозвалась о красных: «ежели ишо раз так будешь говорить – не жить нам с тобой вместе, так и знай! Твои слова – вражьи…» Всё это характеризует фанатизм, бескомпромиссность его позиций.

Беспощадность Кошевого происходит не от природной жестокости, как, например, у Митьки Коршунова, а диктуется и объясняется им классовой борьбой. Матери, убитого им, Петра Мелехова, Мишка говорит: «…Не с чего моим глазам зажмуряться! А ежели Петро меня поймал, что бы он сделал? Думаешь, в маковку поцеловал бы? Он бы тоже меня убил…»

Но все это не вносит в образ Кошевого необходимой гармонии, и в сознании читателей он так и остается отрицательным героем. Михаил Кошевой – это воплощение преданности партии, но по шкале человеческих ценностей он оказывается ниже Григория. Однажды, услышав, что Михаилу угрожает смерть от рук казаков, Григорий, не думая о собственной опасности, мчится к нему на помощь: «…Кровь легла промеж нас, но ить не чужие мы?»181 Если он постоянно колеблется в политической борьбе, то это происходит потому, что он верен себе, человеческому достоинству, порядочности.

У Михаила, который униженно просит отарщика Солдатова не выдавать его, – «растерянно бегали глаза…». Возвращаясь из Вешенской в хутор Татарский, и не зная ещё, что там происходит, Кошевой колеблется: «Что делать? А если и у нас такая заваруха? Кошевой затосковал глазами…» Позднее, когда он спасся от грозившей ему в хуторе смерти, «вспомнил, как брали его в плен, беззащитность свою, винтовку, оставленную в сенях, – мучительно до слёз покраснел…».

Но простой, веселый деревенский парень в течение бурных лет резко меняется и из второстепенного образа превращается в одного из главных героев.

«Сделаю, тезка, ей богу сделаю, только отойди трошки, а то как бы тебе стружка в глаза не попала, – уговаривал его Кошевой, посмеиваясь и с изумлением думая: «Ну до чего похож, чертенок… вылитый батя! И глаза и брови, и верхнюю губу также подымает… Вот это работенка!» Здесь прямая речь и внутренний монолог помогают представить одновременное добродушие и изумление на лице Кошевого без каких-либо указаний со стороны автора.

Роман-эпопея «Тихий дон» М. А. Шолохова — грандиозное произведение о жизни и быте донских казаков. Катаклизмы жестокого двадцатого века на-рушили мирное течение народной жизни, жизнь на Дону разладилась.

Одним из ярких эпизодов, подтверждающих тра-гичность происходящего на Дону, является эпизод визита Михаила Кошевого в дом Мелеховых.

Измучилась Ильинична в ожидании сына. Она ста-ла уже слаба и стара. Многочисленные потери и утра-ты сломили ее, да и возраст давал о себе знать. Еже-дневно она вспоминала о Григории, ждала его каж-дую минуту, не давала никому ни на.миг усомниться в его возвращении, держала теплой пищу для него, как приятное воспоминание вывесила в передний угол его одежду. И вот вместо Григория в ее доме появляется первейший враг, Мишка Кошевой, убийца ее сына Петра. Ильинична не находит себе места от негодова-ния. Мишка ей ненавистен. Кошевой же пришел к Мелеховым сразу наутро после возвращения. Он со-скучился по Дуняшке, и жесткий прием Ильиничны его не смутил нисколько. Ильинична принялась сты-дить его и гнать из своего дома. Мишка же не обращал никакого внимания на ее слова. Он прекрасно пони-мал хозяйку мелеховского дома, но и отступать от сво-его тоже не собирался. Тяжелее всего пришлось в этой ситуации Дуняшке, которая, только услышав голос Михаила, не находила себе места. На ее лице « то вспыхивал густой румянец, то бледность покрывала щеки так, что на тонкой горбинке носа выступали

продольные белые полоски». При виде Дуняшки, все же не выдержавшей и вышедшей из комнаты, мутные глаза Кошевого оживились. Любовь к ней — единст-венное, что осталось у него в жизни, и с этим Ильи-ничне надо было смириться.

Нелегкий разговор заводит она с Михаилом. Но он этого разговора ждал. Знал, что назовет его Мелехова душегубом, знал, что придется ему посмотреть в глаза матери, сына которой он собственноручно лишил жизни. Свой поступок Кошевой объясняет войной. «А ежели б Петро меня поймал, что бы он сделал?» — гневно восклицает он, споря со старухой. Война бесче-ловечна. Гражданская — вдвойне. Брат шел на брата, сосед на соседа, и это пришлось разъяснять Мишке Ильиничне. Кошевой говорит старухе о своей душев-ной чуткости, о том, что у него на животное никогда не поднималась рука, что война заставила его быть та-ким же жестоким, каким были на ней все. Непредска-зуемая судьба распорядилась так, что сердце Михаи-ла загорелось любовью именно к Дуне Мелеховой, что родной ее брат оказался во вражеском ему стане, что сватья Мелеховых Коршуновы были тоже по другую сторону баррикад. Трагична их судьба, но нисколько не счастливее их Кошевой, оставшийся совершенно одиноким. Война, по мнению Шолохова, разлагает души людей, убивает в них человеческое.

Долго споря с Мишкой, Ильинична начинает пони-мать, что не так-то легко его отвадить от их дома. Ко-шевому было свойственно бычье упорство, оскорби-тельные выходки «взбесившейся старухи» его не тро-гали и, главное — он знал, что Дуняшка его тоже любит, следовательно, смысл добиваться ее был.

В определенный момент и Дуняшка не выдержива-ет и восстает против материнских запретов. Ее любовь сильнее страха перед матерью, сильнее уважения к ней. Несмотря на всю жестокость войны, все такими же сильными оставались естественные человеческие чувства, измученные люди все же продолжали лю-бить, потому что жизнь продолжалась.

Недолго сопротивлялась Ильинична. Старуха, жившая всегда общечеловеческой идеей дома, мате-ринского долга, не смогла зажить по-новому, зажить идеей ненависти. Михаил вскоре взялся помогать им по хозяйству. Противоречить ему было сложно: без мужской руки все у Мелеховых давно пришло в упа-док. Увидев, как исхудал «душегуб», Ильинична жа-леет его, подчиняясь извечному непрошеному чувст-ву — «щемящей материнской жалости». В итоге не выдержав, Ильинична зовет Михаила ужинать, фак-тически признав его членом семьи. За ужином она пристально наблюдает за ним и именно в этот миг не-ожиданно для себя проникается к нему иным чувст-вом. Это парадоксальное явление — жалость к убийце сына — писатель объясняет силой характера простой русской женщины. Много утрат понес народ, понесли Мелеховы, но жизнь продолжалась, и как-то нужно было мириться с ее новыми обстоятельствами.

Роман «Тихий Дон» — страстный призыв писателя к людям сохранить общечеловеческие ценности и от-казаться от войн и насилия.