Open
Close

Михаил саввич коваленко. Антон чехов - человек в футляре

Рассказ Чехова "Человек в футляре "входит в маленькую трилогию и раскрывает тему "футлярной жизни",которая постепенно может привести к деградации целый город
Главный герой рассказа - учитель гимназии Беликов.Он преподаёт древнегреческий ("мёртвый ")язык и живёт по принципу:"Как бы чего не вышло ".Рассказчик,учитель Буркин говорит:
«Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек…держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет. Да что гимназию! Весь город!»
Этот страшный человек всем внушал,что надо жить по правилам и циркулярам,а всем,кто их нарушает,грозил тем,что есть люди наверху,которые разберутся с нарушителями установленных порядков.
Сам Беликов вёл "футлярную жизнь":
«даже в очень хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». К тому же «и зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике». Лицо его тоже, казалось, было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. "
У этого человека было постоянное стремление «окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать," футляр», который якобы защищал его от внешнего мира, уединял его.Но дело,в том,что герой не просто сам жил в футляре,он пытался заставить это делать весь город.И ему это почти удалось.Деградация личности,свойственная Беликову,охватила всех,кто с ним соприкасался: боялись громко разговаривать,боялись смеяться,боялись высказать своё мнение,отлично е от циркулярного..,".Буркин замечает:
«боятся громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книжки и боятся помогать бедным, учить грамоте"
Но наш герой скатывается с высоты "футлярной "жизни: и в буквальном,и в переносном смысле.Брат девушки,на который вздумал жениться Беликов,высказывает тому всё ,что о нём думает и,толкнув,спускает его с лестницы прямо под ноги возвратившейся с прогулки Вареньки.Раздался смех,который и погубил "человека в футляре" .Он не смог пережить такого позора,заболел и умер.
Когда его хоронили,то,казалось,что он наконец-то обрёл спокойствие и вечный футляр,в который чуть не угодил весь город.
Оказывается,страх может заставить людей деградировать и подчиняться ничтожеству,которое торжествует,потому что его боятся.Новые люди (брат и сестра Коваленко),приехавшие в город,смогли уничтожить эту удушающую атмосферу деградации жителей города.
Своими произведениями Чехов предостерегает читателя от деградации,но не "обрекает на неё".Этим рассказом он призывал читателя не поддаваться влиянию среды и беречь в себе человека.

Антон Павлович Чехов - один из величайших русских писателей, который прекрасно понимал, что власть, чины и деньги - это все внешние факторы, способные поработить человеческую личность. Однако подлинным инструментом все же является всепроникающий страх. Вот о чем предупреждал в своих произведениях Чехов. «Человек в футляре» расскажет о нелепом и ничтожном персонаже. Маниакальный страх безраздельно владел его душою.

Краткое содержание: «Человек в футляре». Начало

В селе Мироносицком, в сарае у старосты Прокофия, расположились переночевать два охотника. Один - Иван Иваныч - ветеринарный врач, а другой - Буркин - учитель гимназии. Первый приехал в эти места поохотиться и подышать свежим воздухом, а другой каждое лето любил погостить у графов П. Больше им заняться и нечем было, кроме как разговорами. И речь сразу зашла о жене старосты Мавре, которая была женщиной здоровой и совсем неглупой. Но на люди она выходить не любит, дальше своего села никогда не выезжала, в общем, живет как рак-отшельник.

Долго не спалось охотникам. На небе светила луна, Иван Иваныч курил трубку у входа, а Буркин лежал на сене.

Беликов

Дальше интересное развитие получает сюжет и наше краткое содержание. «Человек в футляре» продолжается тем, что Буркин рассуждает, что такие люди, как Мавра, - совсем не редкость. Вот, например, у них в городе недавно умер учитель гимназии по греческому языку Беликов, который был на редкость странным человеком. Он всегда ходил в одном и том же, в любую погоду надевал теплое пальто на вате, калоши и обязательно брал зонтик. И все у него было в футляре: часы, очки, перочинный ножичек для карандашей и т. д. Создавалось такое впечатление, что он постоянно стремился окружить себя какой-то оболочкой, наверное, так он прятался от реалий жизни. Он всего боялся, был человеком очень осторожным и мнительным. Его тоже все боялись, даже директор. В страхе он держал всю гимназию целых 15 лет.

Варенька

Но однажды он чуть было не женился. К ним был назначен новый учитель, который приехал вместе со своей тридцатилетней сестрой Варенькой, которая была очень веселой и живой. На именинах директора она очень красиво пела, и Беликов немного увлекся ею. Всем показалось, что вот бы женить сорокалетнего Беликова на Варе. Вроде бы неплохая пара из них получилась бы. Но Беликов не торопился, он хотел все тщательно обдумать и взвесить. И так долго думал, что еще больше похудел и осунулся. Вареньке учитель греческого тоже приглянулся, тем более что с братом ей жилось не больно-то и хорошо, так как любили они поспорить.

Однако все испортила нарисованная карикатура, где Беликов в калошах, в подсученных брюках и зонтом идет под руку с Варей. А внизу была подпись: «Влюбленный антропос». Беликова все это очень сильно встревожило. Но страшней всего был удар, когда он увидел, как Варенька ехала вместе с братом на велосипедах. Беликов посчитал это из рук вон выходящим событием. Вечером того же дня он пришел к ее брату, чтобы поговорить об их непристойном поведении. Он сказал, что недозволительно учителю ездить на велосипеде, ведь гимназистам только и остается, что ходить на головах, и что он обязан доложить об этом директору.

Конечно, многое упущено в описании, так как это только краткое содержание. «Человек в футляре» заканчивается тем, что брат Вари не удержался и спустил Беликова с лестницы, да так, что тот кубарем покатился и упал на землю. Повезло, что ничего не сломал и очки остались целы. Всю эту картину видела подходящая к дому Варя с двумя дамами. Несчастный Беликов встал, отряхнулся, а Варя залилась громким смехом, думая, что тот случайно споткнулся. Но всего этого он уже не слышал и не видел. В полном отчаянии он пришел домой, лег в постель и больше не встал с нее. Через три дня он умер…

Похороны прошли, все вроде бы вздохнули с облегчением, но через неделю жизнь опять стала такой же серой, утомительной и бестолковой, как была раньше.

Рассказ «Человек в футляре»: анализ произведения

Вот, в принципе, и все. Это самое интересное, о чем может рассказать краткое содержание. «Человек в футляре» показывает футлярную жизнь как способ существования. Но сам Чехов всегда был приверженцем полноценной жизни. В этом рассказе он хотел подчеркнуть, что страх перед реальной действительностью для человека и может создать тот самый футляр. В этом произведении явно прослеживается сатирическая и гротескная характеристика жизни русской интеллигенции в России того времени.

Конец XIX в. Сельская местность в России. Село Мироносицкое. Ветеринарный врач Иван Иванович Чимша-Гималайский и учитель гимназии Буркин, проохотившись весь день, располагаются на ночлег в сарае старосты. Буркин рассказывает Иван Иванычу историю учителя греческого языка Беликова, с которым они преподавали в одной гимназии.

Беликов был известен тем, что «даже в хорошую погоду выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате». Часы, зонтик, перочинный нож Беликова были уложены в чехлы. Он ходил в тёмных очках, а дома закрывался на все замки. Беликов стремился создать себе «футляр», который защитил бы его от «внешних влияний». Ясны для него были лишь циркуляры, в которых что-нибудь запрещалось. Любые отклонения от нормы вызывали в нем смятение. Своими «футлярными» соображениями он угнетал не только гимназию, но и весь город. Но однажды с Беликовым произошла странная история: он чуть было не женился.

Случилось, что в гимназию назначили нового учителя истории и географии, Михаила Саввича Коваленко, человека молодого, весёлого, из хохлов. С ним приехала его сестра Варенька, лет тридцати. Она была хороша собой, высока, румяна, весела, без конца пела и плясала. Варенька очаровала всех в гимназии, и даже Беликова. Тут и пришла в голову учителям мысль поженить Беликова и Вареньку. Беликова стали убеждать в необходимости жениться. Варенька стала оказывать ему «явную благосклонность», а он ходил с ней гулять и все повторял, что «брак вещь серьёзная».

Беликов часто бывал у Коваленок и в конце концов сделал бы Вареньке предложение, если бы не один случай. Какой-то озорник нарисовал карикатуру на Беликова, где тот был изображён с зонтом под руку с Варенькой. Экземпляры картинки были разосланы всем учителям. На Беликова это произвело очень тяжёлое впечатление.

Вскоре Беликов встретил на улице Коваленок, катающихся на велосипедах. Он был крайне возмущён этим зрелищем, так как, по его понятиям, учителю гимназии и женщине ездить на велосипеде не пристало. На другой день Беликов отправился к Коваленкам «облегчить душу». Вареньки не было дома. Брат же её, будучи человеком свободолюбивым, с первого дня невзлюбил Беликова. Не стерпев его поучений насчёт катания на велосипедах, Коваленко попросту спустил Беликова с лестницы. В этот момент в подъезд как раз входила Варенька с двумя знакомыми. Увидев катящегося по лестнице Беликова, она звонко рассмеялась. Мысль о том, что о происшедшем узнает весь город, привела Беликова в такой ужас, что он пошёл домой, слёг в постель и через месяц умер.

Когда он лежал в гробу, выражение лица у него было счастливое. Казалось, он достиг своего идеала, «его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Хоронили Беликова с приятным чувством освобождения. Но через неделю жизнь потекла прежняя - «утомительная, бестолковая жизнь, не запрещённая циркуляром, но и не разрешённая вполне».

Буркин заканчивает рассказ. Размышляя об услышанном, Иван Иваныч произносит: «А разве то, что мы живём в городе в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт - разве это не футляр?»

  1. Беликов - учитель, преподающий греческий язык. Постоянно старался прятаться от проблем, думал о последствиях. Он предпочитал жить в крохотном мире, который не будет приносить неприятностей.
  2. Варенька - девушка, которая хотела замуж за Беликова. Тридцать лет, приятные черты лица. Но она могла либо безудержно рыдать, либо веселиться. Промежуточных эмоций у девушки не было. Сестра Михаила.
  3. Михаил Коваленко - преподавал в гимназии географию и историю. Не любил Беликова.

Другие герои

  1. Буркин - один из учителей гимназии. Знал Беликова и рассказал о его жизни.
  2. Иван Чимша Гималайский - друг Буркина, ветеринар, дворянин. Слушал историю жизни Беликова.
  3. Повар Афанасий - слуга Беликова. Постоянно нетрезвый, немного полоумный.

Рассказ Буркина

Иван Чимша-Гималайский со своим другом Буркиным, остановились в сарае старосты. Они охотились всё время и решили переждать ночь тут. Разговор зашёл о людях, которые стараются жить в футляре. Буркину это напомнило историю его коллеги - Беликова. Он тоже когда-то пытался прятаться от мира. Тогда Буркин решает рассказать то, что произошло.

Странный учитель

Беликов преподавал греческий язык. Он был умён, но немного стран. Никогда не выходил на улицу без тёплой одежды и зонтика - всегда ждал дождь. Даже когда погода была прекрасной, и ничто не предвещало изменений, он оставался непоколебим.

Жил этот человек только по циркулярам. Всякое изменение воспринималось недоброжелательно. Особенно Беликов любил законы, в которых что-нибудь запрещалось. Он постоянно складывал все свои вещи в футляры и был не очень приятным человеком, угнетал всю гимназию своим присутствием.

Невеста

Вскоре в гимназии появился новый учитель географии и истории - Михаил. У него была сестра Варенька. И все решили, что нужно Беликова женить, чтобы он перестал всех угнетать.

Поначалу всё проходило хорошо. Варенька была не против замужества, но дело не продвигалось. Беликов постоянно твердил, что это серьёзное дело и тут торопиться не следует.

Три неудачи

Однако среди гимназистов распространились слухи о скорой женитьбе Беликова. Кто-то нарисовал на мужчину карикатуру и раздал её всем учителям. Это сильно впечатлило Беликова, он впервые столкнулся с реальным миром.

Потом он увидел, как Варя с Мишей катаются на велосипедах. Подобное поведение сильно возмутило мужчину. Он считал, что ездить на таком изобретение не под стать женщинам и учителям.

Беликов даже решил поговорить с коллегой, чтобы образумить его. Однако брат Вари сразу невзлюбил странного мужчину. Дело закончилось ссорой. Михаил сбросил Беликова с лестницы, и в этот же момент домой вернулась Варя. Её это падение позабавило.

Беликов вернулся домой униженным. Он боялся, что о его неудаче станет известно всему городу. Больше мужчина не вставал, а через месяц умер.

Люди в футлярах

Когда хоронили Беликова, все заметили, что в гробу он выглядел счастливым. Ему наконец-то удалось найти футляр, из которого он никогда не выйдет.

Буркин и Иван Иваныч думают о рассказе. Он навёл ветеринара на одну мысль: а не живут ли все люди в футлярах? Ведь человек постоянно повторяет одни и те же действия, живёт в тесноте и духоте. Разве это всё не футляр?

Человек в футляре краткое содержание по главам

В рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре» действии происходит в конце XIX в. в сельской местности в России. Рассказ начинается с описания ночлега двух охотников. Прямо на самом краю одного из сел, а именно в селе Мироносицкого, в сарае доброго и отзывчивого старосты Прокофия, расположились на ночлег запоздавшие охотники, которые охотились весь день напролет. Этих охотников было всего лишь двое. Среди них был учитель гимназии Буркин и ветеринарный врач Иван Иваныч Чимша-Гималайский. У врача к удивлению всех была очень необычная, которая состояла из двух фамилий - Чимша-Гималайский. Эта странная фамилия абсолютно не шла Иван Иванычу. Из-за такой несуразицы все люди, проживающие в губернии, звали его по имени и отчеству. Чимша-Гималайский жил около города на конском заводе. Для того чтобы подышать чистым воздухом он приехал теперь на охоту. Учитель гимназии Буркин в свою же очередь каждое лето гостил у уважаемых в тех местах графов П. В селе учитель уже с давних времен уже был своим человеком.

Никто не спал. Иван Иваныч, высокий, худощавый старик с длинными усами, сидел снаружи у входа и курил трубку. Его освещала красивая полная луна. Буркни лежал внутри на сене, и его не было видно в потемках. Охотники во время своего пребывания в сарае у старосты, рассказывали друг другу всевозможные истории. Одной из тем для разговора была жена того самого старосты в сарае которого они остановились. Её звали Мавра. Она была женщиной здоровой и совершенно не глупой, но однако вопреки всему этому, Мавра всю свою жизнь прожила в своем селе и вообще никогда и нигде не была. Женщина никогда воочию не видела ни одного нормального большого города, ни железной дороги, и уж тем более никогда не ездила на поездах. В последние же десять лет своей жизни она только и сидела за печью, а на улицу выходила только по ночам. Буркин сделал предположение о том, что у нее просто такой характер, ей просто удобнее быть раком-отшельником. А такие люди в то время были не редкостью, которую можно было увидеть где угодно и когда угодно. В подтверждение своим словам Буркин вспомнил, что месяца два назад в городе скончался довольной странный учитель греческого языка Беликов, преподававший с ним в одной гимназии. Это был очень странный человек. Он на улицу выходил всегда в очень теплом пальто на вате, обязательно с зонтиком и в калошах. Всю это одежду и различные принадлежности он одевал независимо от того, какая на улице была погода. Сам зонтик, с которым он никогда не выходил из дома был сложен в чехле, даже его часы всегда находились в чехле, который был сшит из серой замши, ну а когда он вынимал перочинный нож, чтобы, к примеру, поточить карандаш, то можно было заметь, что и нож у него был в чехольчике. Даже лицо гимназического учителя греческого языка, казалось, тоже было словно в чехле, потому, что он все абсолютно время прятал его за поднятым воротником своего пальто. Он носил очень темные очки, обычную фуфайку, а уши всегда закладывал ватой. Когда же Беликов садился на извозчика, то всегда приказывал поднимать верх. Можно с уверенностью сказать, что у данного человека наблюдалось непреодолимое и постоянное стремление окружить себя своеобразной оболочкой, которая представляла собой особый футляр, который в случае чего уединил бы его, защитил бы от внешних влияний окружающей среды. Действительность очень раздражала его, сильно пугала, и вообще держала в постоянной тревоге. В силу того, что ему было некомфортно самому от собственной робости и свое абсолютное отвращение к настоящему, он при любой возможности всегда и везде хвалил прошлое и то, чего никогда и не было вообще. Среди всего им хваленого можно перечислить и древние языки, которые он же сам и преподавал в гимназии, те же самые калоши и зонтик, все то, зачем он в силу своего характера прятался от действительности той жизни, которая его окружала. Для него в жизни ясны были лишь строгие циркуляры, в которых что-нибудь обязательно запрещалось, где существовали определенные границы дозволенного. Различные отклонения от этой нормы вызывали в нем глубокое смятение. Даже все свои мысли, размышления и догадки Беликов всеми способами огородить от посторонних и закрыть их в так называемом футляре, доступ к которому был открыт только для него одного. В его голове укладывались только лишь определенные запреты. Во всей же дозволенности и разрешении всегда он видел нечто странное, сомнительно, абсолютно недосказанное и очень смутное, совершенно не поддающиеся его логике. Если в том городе, где он проживал, разрешалось то или иное, то он всегда сомневался в том, что новая затея может к чему-то хорошему привести, во всех нововведениях он видел только плохое. Можно сделать вывод, что Беликов был чрезмерно мнительным и очень осторожным человеком. Даже в дружбе он видел что-то опасное, но все, же ходил к своим друзьям только в силу того, что данную деятельность он считал это просто своею дружеской обязанностью.

Беликова в городе боялись все без исключения. И учителя, которые преподавали с ним в школе, и даже директор боялся его, потому, что не могли для себя найти адекватного ответа, для такого своеобразного поведения учителя греческого языка. Этот человечек, который ходил всегда в калошах и с зонтиком, держал в страхе и непонимании гимназию все целые пятнадцать лет. Проживал Беликов в том же самом доме, что и Буркин. В своем доме он вообще не держат прислуги женского пола, потому, что очень боялся, что девушки могут подумать что-то дурное о нем и об этом начнут говорить всем, разносить различные слухи. У него был только повар Афанасий, старика лет шестидесяти, который постоянно был нетрезв и полоумен. Афанасий когда-то в свое время служил в денщиках и умел хоть как-то, но все, же стряпать различные блюда. Однако даже под одеялом в собственной кровати Беликову было очень страшно. Его всегда преследовала мысль о том, что даже старый повар может ворваться в его спальню и просто напросто взять и зарезать своего хозяина в его кровать. Также Беликова преследовал страх о том, что в его дом могут залезть воры. На педагогических советах он угнетал всех своей мнительностью и осторожностью. Своими вздохами и нытьём он давил на всех и все ему уступали. Все его боялись. Была у Беликова странная привычка — ходить по квартирам учителей. Он приходил, садился и молчал. Таким образом, он думал, что поддерживает добрые, положительные отношения со всеми своими товарищами по работе.

Кроме своего места работы, а именно гимназии, Беликов держал в боязни и абсолютном непонимании весь город. Но однажды, даже, несмотря на то, что учитель пытался такого рода ситуации обходить стороной, с ним произошла довольно странная история, а именно он чуть не женился на очень хорошей девушке.

Однажды в гимназию, где преподавал Беликов, неожиданно назначили нового учителя истории и географии. Нового учителя звали Михаил Саввич Коваленко, он был довольно молодым интересным человеком, очень веселым, и являлся одним из хохлов. С новым учителем в город приехала и его сестра Варенька, которой на тот момент было лет тридцать. Она была очень даже хороша собой, очень высока, румяна, веселая девушка, которая без конца то и дело пела и плясала. Варенька очаровала абсолютно всех в гимназии, без исключения, и даже на самого Беликова она произвела хорошее впечатление. В связи с этим в голову учителям пришла довольно отчаянная авантюра, смысл которой заключался в том, чтобы поженить Беликова и Вареньку. Она была уже не молодая, ей уже было тридцать лет, но поражала своей красотой. Высокая, стройная, чернобровая, краснощекая и веселая, даже немного шумная девушка. В пении это девицы Беликов заметил определенное сходство с древнегреческим языком, оно все было наполнено нежностью и приятною звучностью, малороссийская женщина просто покорила учителя греческого языка. Данное признание Беликова очень польстило ей, и она стала повествовать ему с чувством о своей жизни. Во время такого повествования вдруг ко всем пришло некоторое озарение, появилась у всех одна и та же гениальная мысль, которая заключалась в том, что Вареньку и Беликова просто необходимо поженить. Именно директорше гимназии первой пришла в голову пришла замечательная мысль поженить Беликова и сестру нового учителя географии и истории Коваленко, который, впрочем, с первого взгляда возненавидел Беликова. Коваленко не мог понять, как люди терпят этого фискала, «эту мерзкую рожу». Все начали приглашать Беликова и Вареньку непременно всюду вместе, для того, чтобы они больше времени проводили вместе и окончательно убедились в том, что им просто необходимо пожениться. Влюбленные посещали вместе и в театр и различного рода вечеринки. Варенька стала относиться к Беликову явно положительно и благосклонно, ничего плохого в этом человеке она не наблюдала. А все те, кто окружал Беликова, а именно товарищи, и различные дамы, стали уверять его в том, что он просто обязан жениться на такой замечательной девушке, как Варенька. Его даже начали заранее поздравлять с тем, что они с Варей вместе. Варенька же стала той первой женщиной, которая смогла отнестись к нему очень ласково и со всем сердцем сердечно. Данные чувства девушки были настолько правдоподобны, что он и сам поверил в то, что ему уже и в самом деле нужно жениться. Однако перед таким важным и ответственным делом, как женитьба этому человеку, живущему в своем закрытом ото всех мире просто необходимо дать время на размышления о том, какие последствия может принести это обряд, возможны ли какие-то негативные последствия данного действия.

Зная о том, каким скептическим человеком был Беликов все стали убеждать его в особой необходимости в женитьбе на Варе. Варенька же в свою очередь стала оказывать ему явную благосклонность. Они ходили гулять друг с другом, а во время гуляния с ней он все повторял, что брак это вещь очень серьезная.

Беликов часто бывал в доме у учителя истории и географии Ковалено и, в конце концов, все же сделал бы Вареньке предложение руки и сердца, если бы не один жутки случай, который произошел на кануне. Какой-то озорник нарисовал карикатуру на учителя Беликова, на которой он был изображен с зонтом и под руку с Варенькой. Экземпляры данной картинки были разосланы абсолютно всем учителям гимназии. Вся эта ситуация очень не понравилась Беликову, он просто был озадачен данной выходкой, его очень интересовали мнение и реакция других на все это.

Вскоре после инцидента с карикатурой Беликов встретил на улице Коваленок, которые катались всей семьей на велосипедах. Он был очень возмущен этим зрелищем, и не находил ему оправдания. По всем его понятиям, учителю гимназии и женщине просто не пристало ездить на велосипеде. Он просто был убежден в том, что такое катание на велосипеде является забавой абсолютно неприличной для воспитателя юношества. Во избежание негативных каких-либо последствий он хотел его всего-навсего предостеречь.

На следующий день Беликов отправился к Коваленкам, чтобы выговориться, по поводу вчерашнего инцидента и так сказать облегчить свою душу. Вареньки на тот момент уже не было дома. Брат же её в свою очередь, будучи человеком, очень свободолюбивым, с первого же дня невзлюбил учителя греческого языка Беликова. Коваленко так был очень возмущен, что даже в силу своих эмоций побагровел. Он всех тех, кто вмешивался в его семейные и домашние дела, посылал все очень грубо ко всем чертям собачьим. Беликов не ожидал такого хамства и в сию же секунду побледнел и встал. Коваленко же был на столько зол, что просто взял и схватил Беликова сзади за воротник и со всего маху пихнул. Учитель греческого языка Беликов покатился прямиком вниз по лестнице, при этом громко гремя своими калошами. Михаил Саввич Коваленко просто не в силах был стерпеть его нравоучений и поучений насчет катания на велосипедах, и поэтому просто не нашел никакого другого выхода, как просто взять и спустить Беликова прямиком с лестницы. Хоть лестница и была очень высокая и довольно крутая, однако он докатился донизу благополучно. После падения Беликов встал и потрогал себя за нос, для тог, чтобы убедиться в целости своих очков. Однако в то время, когда он стремительно катился кубарем по лестнице, вошла Варенька ну а с нею две другие дамы. Все три женщины стояли внизу около лестницы и внимательно глядели на летящего вниз учителя древнегреческого языка. Присутствие такого рода наблюдателей для Беликова было ужаснее всего. Для него казалось, что лучше бы, сломать себе шею, обе ноги, чем стать посмешищем. Он был уверен, что об этом инциденте теперь узнает абсолютно весь город, дойдет до директора гимназии, потом до попечителя, а в конце концов ему просто возьмут и нарисуют какую-нибудь новую карикатуру. После всего этого, по его мнению его просто возьмут и заставят подать в отставку, дабы избежать каких-либо еще неприятностей, связанных с такого рода поведением учителя.

Вареньке с двумя ее знакомыми, в момент падения Беликова, показалась ситуация очень забавной, потому что они подумали о том, что он сам виноват в своем падении, в силу своей неуклюжести и нерасторопности. Увидев катящегося по лестнице Беликова, просто невозможно было не рассмеяться. Когда же учитель поднялся после падения, то Варенька без труда узнала его и, глядя на его очень смешное и растерянное лицо, очень мятое пальто, и конечно же калоши, совершенно не понимая, в чем дело, предполагая, что это он упал сам, нечаянно, в силу того, что просто всего-навсего не удержалась, захохотала очень громко и на весь дом: «-Ха-ха-ха!».

И этим раскатистым, заливчатым и пронзающим слух «ха-ха-ха» завершилось совершенно все: и сватовство, и земное существование Беликова. Уже он не слышал, что говорила Варенька, и ничего не видел. Вернувшись к себе, домой, он, прежде всего, убрал со стола портрет, а потом лег и уже больше вообще не вставал.

Лежа на своей кровати его посещали различные мысли. Особенно его не никак не могла покинуть мысль о том, что обо все случившимся в доме Михаила Саввича Коваленко узнает абсолютно весь город. Данная мысль привела Беликова в такой ужас, что он просто перестал вставать с постели и по прошествую целого месяца просто скончался в собственной спальне на своей собственной кровати.

Его «положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала! И как бы в честь его, во время похорон была пасмурная, дождливая погода, и все мы были в калошах и с зонтами». Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад. Наконец, его положили в футляр, из которого уже, никогда, не выйдет.

Хоронили Беликова с приятным чувством освобождения. Но уже через неделю, после его похорон, жизнь в городе потекла точно такая же, как и раньше, утомительная, бестолковая жизнь, которая не была запрещена циркуляром, но и в то же время не разрешенная вполне. Буркин заканчивает рассказ. В конце рассказа приятели рассуждают о людях в футляре и ложатся спать. У каждого если мысли по сути этого рассказа, каждый придерживается определенной точки зрения. К примеру, Иван Иваныч произносит своего рода фразу, вся суть которой заключена в том, что и по сей день существую «футлярные люди». Иван Иваныч Чимша-Гималайский указывает на то, что проживая в городе, мы чувствуем духоту, что окружает весь город, мы видим всю ту темноту, что присутствует в нем, мы живем в той тесноте, которая характерна для города, играем в винт - все это способствует появлению футляра у любого жителя того или иного города.

Смысл рассказа Человек в футляре

Из представленных выше фактов, напрашивается вывод о том, что образ учителя греческого языка Беликова является собирательным. Сегодня выражение «Человек в футляре» стало нарицательным в русском языке. Оно характеризует одинокую личность, закрытого от всего мира человека, который создаёт вокруг себя некую оболочку - «футляр».

Человек в футляре - анализ произведения

Футлярная жизнь - это лишь форма существования человека. Чехов же в своем творчестве всегда выступал за полноценную жизнь. Своим рассказом «Человек в футляре» Антон Павлович хотел донести до нас, что страх перед объективной действительностью может заточить человека в созданный им же самим футляр.

Кроме того, рассказ «Человек в футляре» имеет откровенно социально-политический контекст: здесь А.Чехов формулирует краткую, точную, порой гротескную и сатирическую характеристику бытия всей русской интеллигенции и вообще России в недавно завершившееся царствование Александра III.