Open
Close

Почему ваня не убежал с пчельника. Библиотечный урок по повести В.П. Катаева «Сын полка»

Ваня бежал так быстро, как мог. И это получалось плохо. Тело девушки прижимало Ваню к полу.

Лестница. Пролёт. 1 этаж.

Дверь распахнута.

Иван вышел из проклятого дома. И обнаружил Макса...

Обезображенным. Мёртвым. Он стал очередной жертвой Банши.

У Ивана подогнулись колени. Он упал перед телом друга.

"ЧТО ТЕБЕ НУЖНО??!! " - вопил Иван в истерике. Банши убивала всех без разбора. Она - убийца, который не остановится пока...

Пока... что?

Что должен сделать Иван?

Взгляд его упал на труп девушки.

И Иван понял, что именно он должен избавить дом от проклятия. Ведь только он смог найти незахороненное тело. Поэтому Банши не может успокоиться.

Он поднялся с колен и огляделся. В заброшенном саду что-то блеснуло. Иван подошёл ближе: лопата. Ваня взял лопату и поволок труп девушки на кладбище за домом.

Между могил он обнаружил пустое место. Иван воткнул лопату, и работа пошла. Вскоре яма была выкопана.

Иван бережно опустил тело девушки в свежевыкопанную могилу. Он решил почитать молитву и, закрыв глаза, стал тихо проговаривать "Отче Наш".

И он услышал тихое пение.

Банши не отстала.

Иван снова побежал в дом и закрылся в спальне. Самой первой комнате.

И стал размышлять.

"Что же делать? Почему она не упокоилась? Значит, она не показывала мне выход! Это была ловушка!"

И тут он вспомнил про мешочки. Он достал наугад один из них и развязал тесёмку.

Иван ужаснулся - в мешочке лежало вырезанное сердце.

Самое настоящее человеческое сердце, ещё пахнущее кровью.

Иван развязал остальные мешочки. В них находились лёгкие, печень, почки и другие органы. Ивана чуть не вырвало. Но теперь он точно знал: нужно вернуть органы трупу.

Иван вышел на улицу. Никого. Он подошёл к свежевыкапанной могиле. Снял с девочки платье (не подумайте ничего пошлого!) и увидел на теле разрезы в тех местах, где должны быть органы из мешочков. Аккуратно расфасовал органы по телу (было противно). Снова прочитал молитву и присыпал тело землёй.

И увидел Банши.

Она летела на него со всей скоростью, с раскрытой пастью, явно намереваясь отгрызть Ивану лицо.

Иван перепрыгнул через могилу. Теперь от Банши его отделяла яма с трупом.

Яркая вспышка.

Иван потерял сознание.

Эпилог

Иван очнулся. Всё было белым.

"Какие-то люди... Ага... Халаты... Я в больнице?"

Сознание возвращалось очень медленно.

Ваня слышал обрывки фраз "Он очнулся... очнулся..."

Он застонал. Не от боли, просто хотел привлечь внимание.

К нему подошёл врач.

Что такое? Ну, привет, Ваня, очнулся?

Что произошло? - с трудом произнёс Ваня.

Тебя нашли без сознания около дома, где погибла Екатерина Беляева с семёй. Ты лежал около могилы девочки.

Ваня вспоминал.

А что с девочкой?..

У неё почему-то не было головы... - сказал врач.

А где... Банши...? - слабо спросил Иван.

Банши? Какая Банши? - недоумённо ответил врач вопросом на вопрос.

Голова с кишками... - Ваня не понимал, почему его не понимали.

Врач рассмеялся.

Какая голова? О чём ты? Тебе наверняка приснилось, ты был без сознания неделю!

Иван опешил. "Неделя? А что с домом?"

А что с тем домом?

Его снесли. Сразу после того, как тебя нашли. Видно, что-то было с тем домом не так.

Тут сознание от радости окончательно прояснилось. И сразу нашёлся вопрос.

А почему вы говорите по-русски? Я же в Шотландии!

Тебя уже давно перевезли в Москву, - ответил врач.

"Ура! Как хорошо дома!..."

Ваня понял, что он избавил мир от Банши.

Больше она никого не сможет убить. Она могла убивать только в окрестностях дома, в котором находился труп.

Дома больше нет.

Но труп...

"О НЕТ!!! ЧТО Я НАДЕЛАЛ!!!"

Труп (а соответственно источник сил Банши) находится вне дома, а значит...

Значит, Банши жива.

И теперь её место действия не ограничивается двухэтажным домом.

Текст

Прочитайте текст и выполните задание 2.

На новогодний праздник к Тане собралось множество народу. Пришёл и нанайский мальчик Филька с отцом, с матерью и с тремя маленькими братьями, на собаках приехавшими к нему в город.

Вслед за нянькой пришёл Фролов, ординарец отца. Он был в тулупе шофёра, улыбался всем хитрой улыбкой, а в руке у него было ведро.

    Фролов, дружок, - сказал отец, - покажи наш подарок ребятам.

Дети сами заглянули в ведро, Фролов вытащил из-под снега большой апельсин, потом ещё два и ещё. Дети криками встретили эти плоды. Они брали их в руки и тотчас же клали назад, потому что апельсины были твёрды и холодны.. Держать их было трудно, как железо, долго лежавшее на морозе.

    Погодите, ребята, - сказал со смехом отец. - Их надо сначала разморозить. И тогда - даю слово - они понравятся вам.

Он опустил апельсин в холодную воду, и на поверхности его через мгновение выступил лёд. Он покрывал его тонкой коркой, и апельсин блестел, как шар, висевший на маленькой пихте. Отец ударил по корке ножом, она раскололась на части, и из осколков льда, тающих быстро на ладони, вышел круглый и свежий плод. Незнаком и чудесен на севере был его запах и цвет. И маленький брат Фильки боялся его и не ел.

Сам же Филька принес свой апельсин отцу.

· Съешь его, - сказал охотник, без всякого удивления глядя на этот странный плод. - Он подарен тебе друзьями, и в нем не может быть никакого вреда. Но не будь он такой большой, я принял бы его за ягоду, упавшую с рябины на землю, и почистил бы им свою новую трубочку, на которой медь так быстро тускнеет от холода в нашем лесу. Однако, - добавил он с достоинством, - рябина у нас тоже бывает крупна перед морозом.


Он отстранил апельсин рукою. Он был уже стар и ничему не желал отдавать предпочтение, ничему, что не росло в его родном лесу.

(По повести Р. Фраермана “Дикая собака Динго”)

Задание

2. обоснования ответа на вопрос: “Почему старый охотник не стал есть апельсин?”

1. Отец Фильки боялся есть незнакомый фрукт.

2. У старого охотника было много детей, и он отказался от фрукта, чтобы им больше досталось.

3. Апельсин был “чужим” фруктом для старого охотника, а он привык питаться только тем, что росло на его родине.

4. Старый охотник считал, что апельсин - это баловство, лакомство для детей, поэтому его не пристало есть уважающему себя мужчине.

Обоснование ответа

В тексте речь идёт о старом нанайском охотнике, который отказывается пробовать апельсин, экзотический для севера фрукт. Делает он это потому, что “был уже стар и ничему не желал отдавать предпочтение, ничему, что не росло в его родном лесу”. (Об этом говорится в последнем предложении текста.) Поэтому из предложенных вариантов ответов на поставленный вопрос верным является ответ 3, в котором эта же мысль выражена другими словами.

Разберём остальные ответы.

1)Ответ неправильный, так как ему противоречит смысл предложения: “Съешь его, - сказал охотник, без всякого удивления глядя на этот странный плод. - Он подарен тебе друзьями, и в нем не может быть никакого вреда”.

2) Ответ неправильный, так как в тексте нет информации о том, что охотник отказался от апельсина ради детей.

4) Ответ неправильный, так как в тексте не говорится о том, что старый охотник считает апельсины лакомством для детей.

Самостоятельная работа:

Текст №1

(1)Гринька и Федя собрались на луг за щавелём, и Ваня пошёл с ними.

– (2)Ступай, ступай, – сказала бабушка. – (3)Наберёшь щавелю – зелёные щи сварим.

(4)Весело было на лугу: траву ещё не скосили, кругом далеко-далеко пестрели цветы – и красные, и синие, и белые. (5)Весь луг был в цветах.

(6)Ребятишки разбрелись по лугу, широко раскинувшемуся до самого горизонта, и стали рвать щавель. (7)Всё дальше уходили они по высокой некошеной траве, по весёлым цветам.

(8)Вдруг Федя сказал:

– (9)Что-то здесь пчёл много!

– (10)Правда, здесь пчёл много, – сказал и Ваня. – (11)Всё время гудят.

– (12)Эй, ребята, – закричал издали Гринька, – поворачивай обратно! (13)Мы на пчельник забрели – вон ульи стоят!

(14)Вокруг колхозного пчельника густо росли липы и акации, сквозь ветки которых были видны деревянные пчелиные домики.

– (15)Ребята, отступай! – скомандовал Гринька. – (16)Только тихо, руками не махать, а то пчёлы закусают.

(17)Ребятишки осторожно пошли от пчельника. (18)Они шагали тихо и руками не махали, чтобы не сердить пчёл, и совсем было ушли от пчёл, но тут Ваня услышал, что кто-то плачет. (19)Он оглянулся на товарищей, но Федя не плакал и Гринька не плакал, а плакал маленький Васятка, сын пчеловода. (20)Он забрёл на пчельник и стоял среди ульев, а пчёлы так и налетали на него.


– (21)Ребята! – крикнул Ваня. – (22)Васятку пчёлы закусали!

– (23)Если мы пойдём за ним на пчельник, то и нас пчёлы закусают, – ответил Гринька.

– (24)Надо его отца позвать, – сказал Федя. – (25)Когда пойдём мимо их дома, его отцу скажем.

– (27)Иди сюда! – крикнул он Васятке.

(28)Но Васятка не слышал, он отмахивался от пчёл и кричал во весь голос. (29)Ваня подошёл к Васятке, взял его за руку и повёл с пчельника. (30)До самого дома довёл.

(31)Васяткина мать выбежала на крыльцо, взяла Васятку на руки:

– (32)Ах ты непослушный, зачем на пчельник ходил? (33)Вон как пчёлы искусали!

(34)Посмотрела на Ваню: «Ах, батюшки, Ванёк, и тебе от пчёл досталось из-за Васятки! (35)Ты не бойся: поболит – перестанет!»

– (36)Мне ничего, – сказал Ваня.

(37)И пошёл домой. (38)Пока шёл, у него распухла губа, и веко распухло, и глаз закрылся.

– (39)Ну и хорош! – сказала бабушка. – (40)Это кто же тебя так разукрасил?

– (41)Пчёлы, – ответил Ваня.

– (42)А почему же Гриньку и Федю пчёлы не тронули?

– (43)Они убежали, а я Васятку вёл, – сказал Ваня. – (44)А что ж такого? (45)Поболит – перестанет.

(46)Отец пришёл с поля обедать, посмотрел на Ваню и рассмеялся.

– (47)Федя с Гринькой от пчёл убежали, – сказала бабушка, – а наш простофиля полез Васятку спасать. (48)Вот бы мама сейчас его увидела – что бы она сказала?

(49)Ваня глядел на отца одним глазом и ждал: что сказала бы мама?

(50)А отец улыбнулся и похлопал Ваню по плечу:

– (51)Правильно, сынок: сам пропадай, а друга выручай. (52)И мама сказала бы: молодец у меня сынок! (53)Вот бы что она сказала!

(По Л. Ф. Воронковой)*

* Воронкова Любовь Фёдоровна (1906–1976) – советская писательница, автор многих детских книг и цикла исторических повестей для детей.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Ваня не убежал с пчельника вместе с ребятами?»

· 1)Ваня не боялся пчелиных укусов: поболит – перестанет.

· 2)Васятка самостоятельно выбраться из пчельника не мог, и Ваня решил помочь маленькому мальчику.

· 3)Ребята пошли за помощью к отцу Васятки, а Ваня не хотел идти с ними.

· 4)Ваня боялся быстро двигаться или бежать, чтобы не сердить пчёл.

Текст №2

(1)Жил в городе Верном художник, Николай Гаврилович Хлудов. (2)Судьба послала ему при редком долголетии ещё и завидную плодовитость. (3)Добрая сотня картин и этюдов до сих пор хранится в запасниках Центрального музея. (4)Картинная галерея взять их отказалась. (5)«Что за художник? – сказали искусствоведы. – (6)Ни стиля, ни цвета, ни настроения. (7)Просто бродил человек по степи, да и заносил в свой альбом всё, что ему попадалось на глаза».

(8)Однажды мне предложили написать о нём небольшую популярную статейку для журнала. (9)Я ухватился за это предложение, перерыл все музейные архивы, собрал целую папку фотографий, а потом написал с великим трудом с десяток мучительно вялых страниц и бросил всё. (10)Ничего не получилось. (11)Не нашлось ни слов, ни образов.
(12)В редакции меня отругали, а статью через год написал другой, уже «настоящий» искусствовед. (13)Вот что он написал о мастерстве художника.

(14)«Единственное влияние, которое испытал Хлудов, – это влияние верещагинского натурализма. (15)Хлудов достигал временами значительных результатов, соединяя скупую, выдержанную гамму с чётким рисунком».

(16)Вот и всё. (17)Десяток раскрашенных фотографий, этнографические документы. (18)Этим исчерпана жизнь художника.

(19)Я не хочу осуждать этого искусствоведа, он, вероятно, в чём-то прав, но прав и я, когда говорю, что он ничегошеньки не понял в Хлудове. (20)И та моя давняя статья об этом художнике не удалась мне, конечно, только потому, что я тоже пытался что-то анализировать и обобщать, а о Хлудове надо разговаривать. (21)И начинать статью о нём надо со слов «я люблю». (22)Это очень точные слова, и они сразу ставят всё на своё место.

(23)Так вот – я люблю…

(24)Я люблю Хлудова за свежесть, за радость, за полноту жизни, за красоту событий, которые он увидел и перенёс на холст.

(25)Я люблю его за солнце, которое так и бьёт на меня со всех его картин. (26)Или яснее и проще: я люблю и понимаю его так, как дети любят и понимают чудесные поздравительные открытки, блестящие переводные картинки, детские книги с яркими лакированными обложками. (27)Всё в них чудесно, всё горит: и солнце над морем, и наливные яблочки на серебряном блюдечке, и тёмные леса, и голубейшее небо, и луга нежно-лягушачьего цвета, и роскошные лилии в синем, как небо, пруду.

(28)Хлудов не боялся рисовать такими ясными красками. (29)Именно красками, а не тонами – тонов у него нет, как и нет у него иных настроений, кроме радости и любования жизнью. (30)Он заставлял луга пестреть цветами, коней подыматься на дыбы, мужчин гордо подбочениваться, красавиц распускать волосы. (31)Он не признавал ненастье и серое небо. (32)Всё, что он видел, он видел либо при свете солнца, либо при полной луне. (33)Но тут ему уже не было соперников. (34)Ведь он рисовал не только степи и горы, но и ту степень изумления и восторга, которые ощущает каждый, кто первый раз попадает в этот необычайный мир. (35)И именно поэтому каждое его полотно ликует и смеётся от радости. (36)Он жил только настоящим, интересовался только сегодняшним, проходящим, живым.

(По Ю. О. Домбровскому)*

* Домбровский Юрий Осипович (1909–1978) – русский советский поэт, прозаик, литературный критик. Вершиной творчества писателя стал роман «Факультет ненужных вещей», который он создавал более 10 лет.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему у автора не получилась статья о художнике Хлудове?»

Текст №3

(1)Саша и Женя дружат с раннего детства, или, как говорят, с пелёнок. (2)Ведь дружат не только они, но и их папы и мамы. (3)Мальчики вместе ходят в школу в один класс, вместе учат уроки и вместе играют. (4)Они настоящие друзья, и всё у них ладится. (5)Стоит только одному заболеть, другой тут как тут: книжку почитает, историю расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как не друг поймёт и утешит? (6)Это большое счастье – иметь настоящих друзей.

(7)Однажды Сашин папа купил ему велосипед , как раз такой, о каком он мечтал, – синий, блестящий, со слегка скрипучим мягким сиденьем и голосистым звонком.

– (8)Женя, тебе нравится мой велосипед? – спросил Саша друга. – (9)Хочешь, дам тебе покататься? (10)Вот, держи. (11)Будем ездить по очереди. (12)Давай, ты первый, а я пока на лавочке посижу.

(13)Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал. (14)Вокруг дома он объехал сразу несколько раз.
(15)И вдруг – бабах!

(16)Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу. (17)Врезался в посаженное посредине дерево и упал.
(18)С разбитых коленок тонкими струйками стекала кровь, ныло и щипало плечо, опухал нос. (19)Но всё это было бы не так страшно, если бы не то, что там, возле дерева, лежал Сашин новый велосипед с восьмёркой на переднем колесе и уродливо изогнутым рулём…

(20)А к клумбе уже спешил встревоженный Саша. (21)Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват. (22)Печально подобрал Саша с земли разбитый велосипед и молча пошёл к дому. (23)Такого между друзьями ещё не бывало.

(25)Отец внимательно выслушал своего старшего сына и, конечно же, нашёл выход.

– (26)Пойдём в магазин и купим Саше новый велосипед, а поломанный забери себе.

(27)После уроков Женя летел домой как на крыльях. (28)Новый, блестящий, уже собранный папой велосипед стоял в прихожей и был ещё лучше прежнего. (29)Женя поставил на пол портфель, схватил велосипед и покатил его в квартиру Саши. (30)Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.

(31)Дверь открыла тётя Клара, Сашина мама. (32)Женя быстро поздоровался, как можно короче всё объяснил, хотя ему показалось, что у тёти Клары было удивлённое лицо и она ничего не поняла.

– (33)А кто разбил велосипед? (34)Ты? (35)Разве не Саша? (36)Странно.

(37)Это всё, что она успела сказать, пока Женя вкатывал в узкий коридор новую Сашину технику и взамен уже забирал разбитый им велосипед. (38)Как всё удачно! (39)Ну, подумать только, какой же у него хороший друг Саша. (40)Не выдал его родителям. (41)Наверно, они поверили, что Саша сам разбил велосипед. (42)Досталось же бедняге, наверное.

(43)Не успел Женя обо всё хорошенько подумать, как в дверь позвонили. (44)У двери стоял Саша. (45)Молчит. (46)И Женя молчит. (47)Сейчас они только смотрят друг на друга. (48)Да и зачем им слова?
(49)И так всё ясно.

(50)Великая вещь – дружба.

(По Е. Чепилке)*

* Чепилка Елена – современная российская писательница, автор многих детских рассказов.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему после уроков Женя летел домой как на крыльях?»

o 1)Отец купил ему новый велосипед.

o 2)Новый велосипед был ещё лучше прежнего, и Жене хотелось похвастаться перед другом.

o 3)Женя радовался, что сумел избежать наказания за разбитый велосипед и Саша не выдал его родителям.

o 4)Женя с помощью отца нашёл способ искупить свою вину.

ЧАСТЬ I

Хорошая коллекция! - одобрил Петя и тут же сказал: - Знаешь что, у тебя тут много марок одинаковых, дай их мне. Я попрошу у отца денег, куплю других марок и верну тебе.

Бери, конечно! - согласился Ваня.

Но отец не дал Пете денег, а сам купил ему коллекцию. Пете стало жаль своих марок.

Я тебе потом отдам, - сказал он Ване.

Да не надо! Мне эти марки совсем не нужны! Вот давай лучше в пёрышки сыграем!

Стали играть. Не повезло Пете - проиграл он десять перьев. Насупился.

Кругом я у тебя в долгу!

Какой это долг, - говорит Ваня, - я с тобой в шутку играл .

Посмотрел Петя на товарища исподлобья: нос у Вани толстый, по лицу веснушки рассыпались, глаза какие-то круглые...

«И чего это я с ним дружу? - подумал Петя. -Только долги набираю». И стал он от товарища бегать, с другими мальчиками дружить, и у самого какая-то обида на Ваню .

Ляжет он спать и мечтает: «Накоплю ещё марок и всю коллекцию ему отдам, и перья отдам, вместо десяти перьев - пятнадцать...»

А Ваня о Петиных долгах и не думает, удивляется он: что это такое с товарищем случилось?

Подходит как-то к нему и спрашивает:

За что косишься на меня, Петя?

Не выдержал Петя. Покраснел весь, наговорил товарищу грубостей:

Ты думаешь, ты один честный? А другие нечестные! Ты думаешь, мне твои марки нужны? Или перьев я не видел?

Попятился Ваня от товарища, обидно ему стало, хотел он что-то сказать и не смог.

Выпросил Петя у мамы денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.

Получай все долги сполна! - Сам радостный, глаза блестят. - Ничего за мной не пропало!

Нет, пропало! - говорит Ваня. - И того, что пропало, не вернёшь ты уже никогда! (В. Осеева)


  1. Какое из высказываний наиболее точно выражает тему прочитанного текста?
Рассказ В. Осеевой...

  1. о том, как Петя и Ваня собирали коллекцию марок

  2. о том, как Петя обиделся на Ваню

  3. о том, как не должен поступать настоящий друг

  4. о том, как Петя отдал долг Ване

  1. Какая из пословиц наиболее точно передаёт главную мысль произведения?

  1. Нет друга - ищи, нашёл - береги.

  2. Из-за нового приятеля не теряй старого.

  3. Для друга ничего не жаль.

  4. Дружба что стекло: расколешь - не соберёшь.

  1. Почему Петя не отдал Ване марки, купленные ему отцом?

  1. Отец не разрешил отдать коллекцию.

  2. Стало жалко отдавать свои марки.

  3. Забыл отдать.

  4. Ему не купили марки.

  1. Что пообещал Петя, забирая у Вани одинаковые марки? Восстанови последовательность.

  1. «Я тебе потом отдам»
Б) Выпросил денег, купил перьев, схватил свою коллекцию и бежит к Ване.

  1. «Куплю другие марки и верну тебе»
Г) «Накоплю ещё марок и всю коллекцию отдам»
Запиши в таблицу выбранные цифры.

А

Б

В

Г

  1. Почему Ваня не смог ответить на грубости Пети?

  1. ему стало обидно

  2. стало жалко Петю

  3. не смог найти нужных слов

  4. ему стало стыдно

  1. Какие чувства испытывал Ваня, когда Петя наговорил ему грубостей?

  1. удивление

  2. гнев

  3. обиду

  4. раздражение

С1. «Нет, пропало! - говорит Ваня. - И того, что пропало, не вернёшь ты уже никогда!» О какой пропаже говорит Ваня ?

__

__

__
С2. Какие, на твой взгляд, человеческие качества помогают сохранить дружбу?

_________

__________________________________________________________

________________________________________________________

_______________________________________________________

_______________________________________________________
СЗ. Один мальчик в сочинении так написал о своём друге.

У меня есть замечательный друг! На него можно положиться в трудную минуту. Он всегда придёт мне на помощь. Я ему доверяю все свои секреты.

Напиши и ты о своём друге или подруге. В твоём тексте должно быть 3-4 предложения.

______________________________________________________

____________________________________________________

_____________________________________________________

_______________________________________________________

______________________________________________________

____________________________________________________

_____________________________________________________

ЧАСТЬ II
Прочитай тексты и выполни задания 7-12 и С4. Для заданий 7-11 обведи номер правильного ответа.
Библиотека - это учреждение , в котором собирают и хранят книги, журналы и газеты для общественного пользования. «Библио» по-гречески - книга , а «тека» - хранилище. А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? Почти пять тысяч лет! Ещё бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте - написанные на папирусе, в Междуречье - выцарапанные на глиняных табличках, в Индии - составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае свитки из шёлка.

Итак, библиотека - это дом книг. В ней очень много книг , журналов, и всё это называется книжным фондом. А для того чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своём месте - по темам, по алфавиту, по фамилиям авторов. В библиотеках хранятся сотни миллионов книг, журналов и других документов. Как найти нужный нам документ? В каждой библиотеке обязательно есть алфавитный каталог, который поможет узнать, есть ли в библиотеке конкретная книга или книги какого-то автора. Каталог - это перечень книг, периодических изданий и других произведений печати, имеющихся в библиотеке, составленных по определённому принципу, предназначенный для раскрытия библиотечного фонда. Карточки в алфавитном каталоге расставлены по алфавиту, фамилиям авторов и заглавиям.

В библиотеке есть несколько отделов, один из них - абонемент. Это место, где выдают книги на дом. Несколько дней, а точнее 14 - книга ваша. Вы можете рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку - ведь она нужна другим ребятам. А если не успели прочитать? Не беда, приходите в библиотеку и попросите продлить время пользования книгой. В библиотеке есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература - энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день, хранятся они в читальном зале, ещё одном библиотечном отделе. В современной библиотеке появился новый отдел - медиатека (хранение электронных ресурсов и предоставление их читателям). Кроме залов, где вас обычно встречают библиотекари и помогают вам найти нужную информацию, книгу, журнал, в библиотеке есть и другие отделы, без которых она просто не сможет существовать. К таким относится отдел комплектования и хранения фондов. Работа этого отдела состоит в приобретении новых книг , газет, журналов, дисков.

Читатель обязан соблюдать правила пользования

библиотекой


  1. При входе в библиотеку соблюдайте тишину.

  2. Бережно относитесь к книгам и другим произведениям печати, полученным из фонда библиотеки.

  3. Возвращайте книги в установленные сроки в опрятном виде.

  4. Не выносите из помещения библиотеки книги , не записанные в читательские формуляры.

  5. Не делайте в книгах никаких пометок, подчёркиваний, не загибайте страницы.

  6. Тщательно осмотрите книгу при получении и в случае обнаружения каких-либо дефектов сообщите об этом библиотекарю, который обязан сделать соответствующие пометки.

  1. Укажи, что нужно, чтобы узнать краткое изложение содержания книги.

  1. прочитать оглавление

  2. прочитать аннотацию

  3. посмотреть иллюстрации в книге

  4. прочитать фамилию автора и название книги

  1. На уроке окружающего мира ученики изучали тему «Мир земноводных». На дом задали найти ответ на вопрос «Могут ли земноводные жить в солёной воде?» В какой из перечисленных книг ученики смогут найти ответ на этот вопрос?

  1. В. Бианки «Сказки и рассказы о животных»

  2. И. Куклина «Юмористические истории о животных »

  3. Н. К. Слепнёв «Наши четвероногие друзья»

  4. Д. Грин «Животные. Детская энциклопедия в вопросах и ответах»

  1. Какие правила поведения не относятся к правилам поведения в библиотеке?

  1. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.

  2. Если ты взял книгу и увидел, что она порвана или грязная, сообщи об этом библиотекарю.

  3. В книгах нельзя ничего писать и подчёркивать; нельзя загибать страницы.

  4. Не следует стоять в проходе или загромождать его вещами .

  1. Книга какого автора должна стоять на книжной полке
сразу после книги Пришвина согласно алфавитному каталогу?

1) Маршак 3) Сапгир

2) Носов 4) Хармс


  1. В библиотеке есть несколько отделов. Какого отдела из
перечисленных не может быть в библиотеке?

  1. медиатека

  2. абонемент

  3. камера хранения

  4. комплектование и хранение фондов

  1. Установи соответствие между словами и их значением.
К каждой позиции из первого столбика подбери соответствующую позицию из второго столбика .


Запиши в таблицу выбранные цифры.


А

Б

В

Г

С4. Дай название темы, к которой можно отнести данные произведения, чтобы их удобно было найти в библиотеке. Объясни свой ответ.


  1. «Иван-царевич и серый волк»; «Каша из топора»

  2. Ш. Перро «Красавица и чудовище»; В. Гауф «Маленький Мук»

  3. Е. Чарушин «Томка»; М. Пришвин «Кладовая солнца»

  4. Н. Носов «Федина задача»; В. Драгунский «Кот в сапогах»
Название темы

1 )

_________________________________________________________

2 )

_______________________________________________________________

__________________________________________________________

4)____________________________________________________________

______________________________________________________________

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Александра Матвеевича Пешковского: «При «обратном» порядке слов член предложения, который кажется переставленным, более выделяется в мысли и более привлекает к себе внимание, чем при «прямом ».

Мы привыкли к тому, что в русском языке нет такого фиксированного порядка слов, как, например, в английском. Мы можем расставлять слова по-разному, и если фраза понятна, то ошибки в ней нет. Однако злоупотреблять инверсией не следует, ведь понять предложение с переставленными словами трудно. Поэтому писатели используют «обратный» порядок слов как средство выразительности: читатель словно бы спотыкается о такую фразу и дольше вдумывается в нее. Это способ привлечь внимание к определенным словам.

Например, в тексте Л. Воронковой в 19 предложении переставлены дополнения: они обычно стоят после сказуемого, а здесь - перед ним: «нам за ним на пчельник идти, чтобы и нас пчелы закусали». Гринька как бы подчеркивает, что идти придется «за ним» (то есть за Васяткой, который сам виноват, что зашел в запретное место), а покусают пчелы «нас», которые не виноваты в несчастье с малышом. Фраза Гриньки означает: «Это его проблема, мы тут ни при чем».

Совсем иной смысл вкладывает в свои слова Ваня, который тоже использует инверсию (предложение 34): «Убежали они, а я Васятку вел». В первой части предложения на первое место он ставит сказуемое, чтобы объяснить суть проблемы: мальчики убежали, трусливо бросив малыша. Во второй части фразы Ваня ставит перед сказуемым дополнение, чтобы объяснить уже свое поведение: Васятка был в опасности и нуждался в помощи.

Так, благодаря инверсии, писательница придает своим фразам дополнительный смысл.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «- Она бы сказала: «Молодец у меня сынок! ».

Часто человек оказывается перед выбором. Он решает, как ему поступить: легко или честно. Гринька и Федя выбрали для себя первое. И в самом деле, их трудно упрекнуть: не они завели малыша на пчельник, он сам забрел, хотя наверняка знал, что делать этого нельзя, ведь он сын пчеловода. Особая опасность ему не грозит: если бы у него была аллергия на пчел, родители не спускали бы с него глаз. А зато мальчик надолго запомнит, что с пчелами шутки плохи.

Но не так рассуждал Ваня. Он понимал, как страшно и больно малышу, догадывался, что Васятка обезумел от ужаса и не может даже бежать. Пожалуй, пчелы его могут и до смерти закусать - когда еще ребята скажут его родителям и отец прибежит за малышом! Поэтому Ваня решает, идти за Васяткой, хотя и понимает, что его самого тоже наверняка покусают. Но для него сейчас важнее спасти рыдающего ребенка, которому иначе помочь будет некому. Это и в самом деле поступок хорошего и смелого человека, поэтому отец и говорит, что Ваня молодец. Моральное удовлетворение от честного и доброго поступка важнее и для Вани, и для его отца, нежели несколько пчелиных укусов.

15.3. Как Вы понимаете значение слова СИЛЬНЫЙ (человек)? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сильный человек? », взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Сильный человек - это такой, который обладает не только физической, но и моральной, духовной силой. Он поступает так, как должно, несмотря ни на что, никогда не бросит слабого в беде, не предаст и не обманет.

В этом тексте по-настоящему сильным можно назвать Ваню. Он не бросил в беде маленького Васятку, хотя другие два мальчика - Гринька и Федя - проявили полнейшее равнодушие и не захотели рисковать ради малыша. Они рассудили, что Васятка, будучи сыном пчеловода, наверняка был предупрежден, что на пчельник ходить нельзя, а значит пострадал справедливо.

Но для Вани неважно, почему маленький мальчик оказался в беде, он понимает, что ребенку очень больно и страшно, поэтому спокойно отправляется к Васятке и отводит его домой, а матери малыша говорит, что ему не страшны укусы пчел.

Про по-настоящему сильных людей мне случалось читать в книгах. Например, мне вспоминается произведение Железникова «Чучело». Главные герои этой книги - Лена Бессольцева и ее дедушка - это сильные и волевые люди, они делают то, что считают правильным, не обращая внимания на мнение окружающих и не осуждая их. Это делает их достойными уважения и восхищения.

С каждым днем Даня все больше прокручивает в своей голове список недостатков Вани, который он составил в один из первых дней пребывания в доме Ивановых. Казалось бы, это совсем не обязательно, ведь Иван - ходячее напоминание о своих недостатках. Но чем больше Даня проводит времени, кормя с длинноволосым парнем рысь и обыгрывая его в видеоигры, тем больше он прощает ему все его грехи и утопает в его больших зеленых глазах. Данила знает, что это неправильно. Во-первых, в отличии от своего нового брата, у него учеба всегда на первом месте. А если он влюбится в своего брата… В общем, плакала его золотая медаль. Во-вторых, Ваня натурал, это уж точно. И, скорее всего, у него были десятки девушек. Красивых девушек. Так думает Даня, ведь Ваня тоже красивый. Значит и девушки должны красивые быть. Зачем ему закомплексованный социопат-ботаник вроде Данилы, если он окружен женским вниманием? Ну и в-третьих, они оба Ивановы. И тут дело не в фамилии, а в том что теперь они братья. Не биологически конечно, но родители Дани - теперь родители Вани и наоборот. А влюбляться в своего собственного брата - это как-то мерзко. Да и вообще, Данила всегда думал что влюбляться в парней мерзко. В его доме всегда использовали слово “гей” как оскорбление. Но Данила не может остановиться. Поэтому когда он начинает думать о том, как Иван поправляет свои шелковистые волосы, когда думает, о его лучезарной улыбке и о том, как его сердце замирает, когда тот касается его, он старается закрыть глаза и думать о всех его недостатках. 1.Ваня неряшливый. Это сводит Даню с ума (на этот раз в плохом смысле). Пусть он и не вырос в богатстве, но уж точно в чистоте. Светловолосый парень привык каждый день заправлять кровать за себя и за деда, а уборка и мытье посуды всегда были его обязанностью. А брюнет привык к тому что за него это делала домработница Катя. Но Данила терпеливый, да и к Ване он относится с особенным терпением и не отказывается лишний раз убрать за него грязную одежду, которая все время почему-то оказывается на полу. Да и вообще, Дане приятно делать что-то для Вани. Приятно видеть его улыбку и слышать его звонкое “Спасибо, Дань”, приятно чувствовать его руку у себя на плече и черт, он и вправду втюрился в своего брата. 2.Ваня глупый. Даня всегда представлял себя с человеком, с которым он сможет вести интеллектуальные беседы. С Ваней это практически невозможно. Парень не знает, кто такой Александр Македонский и вообще не понимает половину слов в словарном запасе Дани. Но разве знание школьной программы определяет интеллектуальные способности человека? Ведь Ваня может найти выход из любой ситуации, да и поговорить с ним можно о чем угодно, и это будет интересней любой науки. И почему Даниле так хочется, чтобы каждый человек был таким же интеллектуалом, как он сам? Да и Ване так идет его детская наивность… 3.Ваня самовлюбленный. У Дани адекватная самооценка. По крайней мере, он так считает. А вот Ваня может часами поправлять свою шевелюру в зеркале и тренировать свою кокетливую улыбку. Хотя, Данила думает что он бы тоже так делал, если бы был таким красивым. Но Ваня не стесняется ничего. Он демонстративно выходит из душа в одних трусах, а с его волос всегда стекают капли воды и падают ему на грудь. Даня старается не смотреть. Старается изо всех сил. Ваня заливается смехом и говорит “ты чего уставился”, а Даня пытается достать ему из шкафа полотенце, что вызывает у брюнета еще более сильный смех. Иван подходит к Даниле, берет его за талию и поднимает, помогая достать до полки. Щеки Дани загораются и он почему-то в первый раз не злится из-за того, что кто-то издевается над его ростом. 4.Ваня эгоист. Сколько бы у него не было девушек, Ваня всегда сам у себя на первом месте. И Дане не стоит надеяться, что с ним будет как-то иначе. Да и вообще что Ваня его когда-нибудь полюбит. Не только потому что он натурал, а просто потому что он Ваня. Уверенный, успешный, харизматичный. Даня ему просто не подходит. И он прекрасно это понимает, хотя в глубине души надеется, что когда длинноволосый смотрит на него со своей кокетливой, но немного грустной улыбкой, между ними происходит что-то большее, чем братская любовь. 5.Ваня еще ребенок. Хоть он и пьет и курит в свои шестнадцать (что Дане совсем не нравится), Ваня на самом деле еще совсем ребенок. Он вечно спорит с родителями, любит поздно ложиться и есть сладкое до обеда. С одной стороны, Данила никогда не хотел связываться с такими непредсказуемыми инфантилами, как он. Что Ивану в голову взбредет, то он и сделает. Но с другой стороны, Даня тает, когда брат просит его помочь с домашкой, делая щенячьи глазки и заставляет его купить ему мороженое. 6.Ваня не умеет строить отношения. Даня все больше замечает, насколько Ваня боится любых отношений, которые серьезнее секса без обязательств. Да и сложно ожидать чего-то большего от такого оболтуса, как он. Но почему бы не дать ему шанс? Хотя, о чем Данила только думает? Даже если Ваня решится с кем-то вступить в серьезные отношения, он точно выберет не его по уже известным причинам. Нужно как можно быстрее избавиться от этих глупых мыслей, как можно быстрее. 7.Ваня избалованный. Они с Даней из совершенно разных миров - Ваня рос как в теплице, получал новейшие модели гаджетов и дорогущих репетиторов. А Даня всего добивался сам, и поэтому вырос умным и воспитанным. Так говорит мама Лида. Но Ваня же не виноват, что его воспитали в достатке? Да и теперь они в одной и той же ситуации. И вообще, зачем судить его за то, что он не может контролировать? Зачем Даня докапывается до Вани и придумывает тупые причины, почему он плохой человек? И вообще, Данила сам виноват, что влюбился в своего так называемого брата, который никогда не полюбит его в ответ. Так думает Даня и старается выгнать мысли о Ване у себя из головы. Только он не знает, что тот уже давно борется с острым желанием прижать к себе и целовать хрупкого блондина. И когда Данила в очередной раз объясняет Ивану решение задачи по геометрии, прокручивая в голове злополучный список, Ваня не сдерживается и нежно касается своими губами губ Дани, поправляя прядь его волос. Так начинается новая глава в их жизни.