Презентация на тему "первые цари и грамотеи". Презентация на тему "первые цари и грамотеи" Сделай вывод: почему это время – начало новой эпохи
Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 5-й класс. История Древнего мира, §6.
Слайд 2
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ
Сравни высказывания Антошки и Источниковеда. В чём противоречие, какой возникает вопрос?
- Наверное, когда закончилась эпоха первобытности, люди устроили большой праздник!
- На самом деле люди даже не подозревали, что закончилась одна эпоха и началась другая.
Слайд 3
ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ
- ПОЧЕМУ МЫ СЧИТАЕМ, ЧТО 5 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД ЗАКОНЧИЛАСЬ ЭПОХА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА?
- ВАША ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С АВТОРСКОЙ. ПОЖАЛУЙСТА, ВЫБЕРИТЕ В КЛАССЕ ТУ ФОРМУЛИРОВКУ, КОТОРАЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНА!
Слайд 4
ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ
Необходимый уровень. Надпиши названия четырёх сфер общества (снаружи).
Программный уровень. Используя схему в учебнике на с. 47, впиши признаки первобытного общества в каждую сферу, заменив рисунки словами.
Слайд 5
- Объясни значения слов: общество, родовая община, племя, соседская община, религия. (Словарь)
- Перечисли, какие изобретения и как изменили жизнь людей около 10–8 тыс. лет назад, 7–5 тыс. лет назад. (§4–5)
Слайд 6
Необходимый уровень. С помощью стрелок раздели перечисленные признаки по соответствующим группам.
Слайд 7
ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ
1. НОВАЯ ЖИЗНЬ И НОВАЯ МУДРОСТЬ
2. НОВАЯ ВЛАСТЬ
Слайд 8
НОВАЯ ЖИЗНЬ И НОВАЯ МУДРОСТЬ
На твой взгляд, перемены, произошедшие в хозяйстве, общественном делении и культуре около 5 тыс. лет назад, принесли людям добро или зло? Вспомни порядок продуктивного чтения (с. 9).
Слайд 9
Слайд 10
Племя пастухов-скотоводов
Город-государство на Евфрате – начало III тысячелетия до н.э.
- Сравни занятия и условия жизни первых горожан и первобытных земледельцев и пастухов-скотоводов.
Слайд 11
- Жертвоприношение в храме. Худ. М. Горелик.
- Рисунчатое письмо на слоновой кости. Конец IV тыс. до н.э.
Слайд 12
НОВАЯ ВЛАСТЬ
Объясни название текста (найди новые черты в управлении некоторых обществ на рубеже IV–III тысячелетий до новой эры).
Сделай вывод: почему это время – начало новой эпохи?
Слайд 13
- Стражники
- Столичные чиновники,
- судьи, казначеи и др.
- Войско
- Местные чиновники
- Горожане
- Земледельцы, общинники
Программный уровень. Дорисуй стрелки и условные знаки в схеме государственного строя так, чтобы они отражали главные задачи данных органов. Используй условные знаки со с. 6 учебника.
Слайд 14
Появление постоянных вождей и дружин воинов, расслоение, первобытное общество, накопление знаний.
Государство, города, цивилизация, письменность,появление ремесла и торговли, накопление богатств у старейшин.
Программный уровень. Замени на схеме «Восхождение на ступень цивилизации» рисунки словами: появление ремесла и торговли, города, письменность, государство, накопление богатств у старейшин, появление постоянных вождей и дружин воинов, расслоение, первобытное общество, накопление знаний, цивилизация.
Урок 8. Первые цари и грамотеи.
Цели урока по линиям развития личности:
Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.
Научить выявлять главное в процессе перехода человечества от первобытного общества на ступень цивилизации, используя исторические понятия: города, письменность, государство.
Линия 3. Историческое мышление.
Анализируя черты первобытного общества и цивилизации, научить
определять, черты какого общества более свойственны современному человечеству.
Линия 4. Нравственное самоопределение.
Анализируя перемены, произошедшие около 5 тыс. лет назад во всех
сферах человеческого общества, выявить гуманистические и нравственные ценности цивилизации.
Линия 5. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.
Толерантно определять своё отношение к иным позициям на примере
задания: «Опишите спор между правителем одного из первых государств и вождём племени свободных охотников о том, чьё управление лучше».
Обязательный минимум содержания: переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. лет назад): расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.
План урока:
I. Проблема урока: почему мы считаем, что 5 тыс. лет назад закончилась эпоха первобытного мира?
II. Поиск решения проблемы:
1. Изменения в хозяйстве, общественном делении и культуре около
5 тыс. лет назад.
Примерный вывод по проблеме: перемены, произошедшие в хозяйстве
(орошаемое земледелие, появление городов), в общественном делении
(расслоение общества), в культуре (появление письменности), указывают на то, что люди поднялись со ступени первобытного общества на ступень цивилизации.
2. Новая власть.
Примерный вывод по проблеме: усиление власти вождя, появление
правителя – царя, формирование признаков государственности – всё это
свидетельствует о начале новой эпохи: цивилизации.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД, технология оценивания |
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. | – Перечислите, какие изобретения и как изменили жизнь людей около 10–8 тыс. лет назад, 7–5 тыс. лет назад. – Для этого используйте хронологическую таблицу на с. 16 и материал – Обратите внимание на дату (около 5 тыс. л. н.). – Узнайте по хронологической таблице (с. 16), что она обозначает. Фиксирует на доске: Около 5 тыс. л. н. – переход от первобытного общества к ступени цивилизации. – Давайте с вами узнаем, как, по мнению Антошки, должны были первобытные люди воспринимать это важное событие. Фиксирует на доске: праздновать это событие. – Прочитайте, что сказал Источниковед. Фиксирует на доске: Люди даже не знали о смене исторических эпох. – В чём здесь противоречие? – Какой у вас возникает вопрос? 1 Фиксирует на доске: Почему мы считаем, что 5 тыс. лет назад закончилась эпоха первобытного мира? | Дети 3–4 минуты работают индивидуально, самостоятельно с учебником. 1 – 10–8 тыс. л. н.: изобретения: мотыга, серп; изменения: появляются новые виды хозяйственной деятельности (ткачество, глиноделие, земледелие, скотоводство). 7–5 тыс. л. н.: изобретения: гончарный круг, ткацкий станок, колесо, плуг; изменения: , отделение ремесла от земледелия. Класс 2 минуты работает с хронологической таблицей на с. 16. – В это время появляются первые города, государства, произошёл переход от первобытности к цивилизации. Читают вслух текст на с. 43 (слова Антошки). – Антошка считает, что первобытные люди должны были праздновать это событие. Читают вслух текст до конца. – Источниковед считает, что первобытные люди даже не знали о смене исторических эпох. По-разному формулируют вопрос. 1 | Познавательные УУД 1. Работать с информацией. Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему урока. |
II. Версии. | – Какие у вас есть предположения, версии решения проблемы? 2 Фиксирует на доске: 1) новые изобретения; 2) перемены в жизни людей. | Предлагают версии, принимается любая. 2 | 2. Умение выдвигать версии. |
III. Актуализация знаний. IV. Планирование деятельности. | – Давайте с вами вспомним, что мы уже знаем по этой проблеме. – Объясните значение слова общество. 2 Изображает на доске схему общества, состоящую из четырёх сфер: Хозяйство Общественное деление Духовная культура. – Используя схему в учебнике на с. 47, вместо картинок ключевыми словами впишите в каждую сферу признаки первобытного общества. 3 – Давайте проверим, как вы справились с заданием. Фиксирует на доске: Хозяйство – селения, земледелие, скотоводство, ремесло. Общественное деление – равенство. Власть – совет старейшин. Культура – устные сказания. – Итак, мы с вами знаем, что первобытной эпохе свойственны свои признаки. – Выяснили, что около 5 тыс. лет назад эта эпоха закончилась. – Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы? Фиксирует на доске: признаки первобытного общества. Надо узнать: изменения в каждой сфере общества. | Класс минуту работает со словарём, выделяя ключевые признаки понятия общество. Дети 2 минуты выполняют задание индивидуально, самостоятельно. 2 Предполагаемый ответ ученика: – Для первобытного общества в сфере хозяйства свойственны следующие признаки: жили в посёлках, занимались земледе-лием, скотоводством, ремеслом. «Общественное деление» – все люди были равны. «Власть» – во главе племени стоял Все важные вопросы решались на народном собрании или совете старейшин. «Культура» – знания люди передавали в устных сказаниях. – Какие изменения произошли в каждой сфере общества, что привело к смене эпох? | 2. Определять понятия. 3. Анализировать. 3. Планировать деятельность. |
V. Поиск решения проблемы. | – Вспомните, чем соседская община отличалась от родовой общины. 4 Фиксирует на доске в виде опорных слов признаки родовой и соседской общины. | Класс 2 минуты работает со словарём, сравнивая признаки данных Предполагаемый ответ – Родовая община – это союз родственных семей. – Соседская община – союз неродственных семей. – В соседской общине, в отличие от родовой, каждая семья вела своё хозяйство. – Как в родовой, так и в соседской общине земля принадлежала всем общинникам. – Родовая община управлялась родовыми старейшинами, а соседская – сходом домохозяев. | 4. Выделять главное. |
1) Изменения в хозяйстве, общественном делении и культуре около 5 тыс. л. н. – Прочитайте текст (п. 1, первые два – Сформулируйте ключевыми словами изменения, произошедшие в жизни соседской общины. 5 – Проверим, что у вас получилось. Фиксирует на доске: В сфере «Хозяйство»: частная собственность, большие поселения, орошаемое земледелие. – Предположите, изменения в хозяйстве могли как-то повлиять на отношения людей в обществе? 6 – Прочитайте текст на с. 45 и проверьте свои предположения. 6 Фиксирует на доске: В сфере «Деление»: деление на социальные группы, неравенство. – Прочитайте третий абзац, объясните, чем отличалось их положение в обществе. – Дочитайте п. 1 до конца, сформулируйте ключевыми словами изменения, произошедшие в культуре. Фиксирует на доске: В сфере «Культура»: письменность. – Посмотрите ещё раз на те изменения, которые произошли в жизни людей (указывает на схему «Общество»). – На ваш взгляд, перемены, произошедшие в хозяйстве, общественном делении и культуре около 5 тыс. л. н., принесли людям добро или зло? 1 – Вспомните порядок продуктивного чтения (с. 9). 7 – Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Класс 3–4 минуты читает текст. Выполняют задание индивидуально, самостоятельно. Критерием правильности ответа – Я считаю, что в сфере хозяйства произошли изменения, потому что, во-первых, люди освоили новый способ обработки земли – орошаемое земледелие. – Во-вторых, помимо общей собственности на землю появилась частная собственность, которую можно было продавать, дарить, наследовать. – В-третьих, люди стали жить в больших поселениях. – Возможно, кто-то стал богаче, а кто-то – беднее. – Все общинники делились на различные группы: знать, рабы, простые земледельцы, ремесленники, воины- дружинники, вождь. Дети одну минуту индивидуально и самостоятельно читают текст на с. 45 и отмечают ключевые слова: – поселения превратились в города; – храмы – дома для богов-покровителей; – жрецы, которые умели разговаривать с богами и обладали научными знаниями; – письменность. Ответы детей могут быть неоднозначны-ми, так как перемены, произошедшие в об-ществе, с одной сто-роны, дали много нового людям, а с другой стороны, эти перемены привели к расслоению людей на группы, поставив одних в зависимость от других. Примерный ответ: – Около 5 тыс. л. н. закончилась эпоха первобытного мира, потому что в каждой сфере общества произошли серьёзные перемены, изменив-шие жизнь людей. | 5. Находить достоверную информацию. 6. Анализировать, обобщать, делать выводы. Личностные УУД 1. Аргументированно оценивать происходящие события. 7. Владеть смысловым чтением. 8. Делать выводы. |
||
2) Новая власть. – Объясните название текста. Найдите новые черты в управлении некоторых обществ на рубеже IV–III тысячелетий до н. э. 5 Сделайте вывод: почему это время – начало новой эпохи. 8 – Посмотрите на схему «Общество». Можем ли мы теперь сказать, что здесь изображено первобытное общество? – Замените название «Первобытное общество» другим словом, используя схему на с. 47. Фиксирует на доске: На схеме «Общество» появляется название «Цивилизация». | Индивидуально, самостоятельно работают с текстом. – Споры между представителями различных родов, которые подчинялись своему вождю. – Власть сосредоточилась в руках вождя союза племён, который стал правителем – царём. Его власть стала передаваться по наследству – Около 5 тыс. лет назад сложились первые государства. Название «Первобытное общество» заменяют на слово «цивилизация». |
||
VI. Выражение решения проблемы. Применение нового знания. | – Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? 5 – Сумели мы доказать выдвинутые вами в начале урока версии? | Примерный вывод по проблеме: – Около 5 тыс. лет назад закончилась эпоха первобытного мира, так как произошли серьёзные перемены, позволившие людям взойти на ступень цивилизации. – Да, обе версии подтвердились, так как новые изобретения – каналы, дамбы-плотины – позволили людям заниматься орошаемым земледелием. Это, в свою очередь, привело к серьёзным изменениям во всех сферах обществ. |
|
– В своей тетради заполните таблицу по сравнению двух ступеней развития человечества (учебник, с. 47). После этого определите, черты какого общества более свойственны современному человечеству. 4 – Поработайте в парах. 1 – Вам предлагается описать спор между правителем одного из первых государств и вождём племени свободных охотников о том, чьё управление лучше. | Выполняют индивидуально, самостоятельно. Во фронтальном диалоге проверяют выполненное задание, аргументированно высказывают своё мнение. Используя алгоритм самооценки, анализируют правильность выполнения задания. ТОУУ 4 Дети 3–4 минуты работают в парах и по желанию представляют свою работу. | 9. Оценивать способы достижения цели. Коммуникативные УУД 1. Работа в парах. |
|
VII. Домашнее задание. | – Повторите по таблице на с. 16 обязательные факты и понятия по первой – По желанию предлагает выполнить задание – сделать электронную презентацию (см. учебники, с. 47). |
Определяем проблему урока
Сравни высказывания Антошки и Источниковеда. В чём противоречие, какой возникает вопрос? Сравни его с авторским (с. 278).
Антошка думает, что переход от первобытной эпохи к Древнему миру произошел резко, а археолог утверждает, что этот переход был незаметным для жителей планеты.
Возникает вопрос: какие события положили начало Древнему миру.
Вспоминаем то, что знаем
Объясни значение слов: общество, родовая община, племя, соседская община, религия. (Словарь)
Общество – множество людей, которых объединяют совместная жизнь и деятельность по принятым правилам (нравственность, мораль, законы). Все действия людей в обществе можно разделить на четыре основные сферы жизни: 1) хозяйство – труд людей по производству и распределению всего, что необходимо для жизни; 2) общественное деление – общение людей, разделённых на разные группы, слои, организации внутри общества; 3) власть – управление жизнью общества для установления порядка; 4) духовная культура – познание людьми мира через науку, искусство, религию и все достижения в этих областях.
Родовая община – объединение семей, происходящих от одного предка, совместно владеющих землёй и управляемых родовыми старейшинами
Племя – союз родовых общин, которых объединяет единый избираемый вождь, общая защищаемая территория, обычай заключения браков, общие верования.
Соседская община (сельская община) – союз неродственных семей, которые живут в одном посёлке (селе, деревне), совместно владеют землёй, но каждая семья ведёт своё хозяйство на выделенном участке. Соседской общиной управляет сход домохозяев и избранный на нём староста.
Религия – вера людей в Бога или богов, в сверхъестественные силы, способные творить чудеса, а также вера в то, что у человека есть душа, продолжающая существование после смерти тела. В развитых религиях, как правило, существует Священное Писание, излагающее основы вероучения – представление о мире и божестве, цель и правила человеческой жизни. В религии существуют обряды (правила богослужения); священные места и храмы – здания для богослужения; священники (духовенство) – люди, руководящие обрядами, посредники между верующими и сверхъестественными силами.
Перечисли, какие изобретения и как изменили жизнь людей около 10–8 тыс. лет назад, 7–5 тыс. лет назад. (§ 4–5)
Около 10-8 тысяч лет назад появились следующие изобретения: мотыга и серп, глиняные горшки, ткань.
Около 7-5 тысяч лет назад: плуг, ткацкий станок, гончарный круг, колесо, плавильные печи.
Решаем проблему, открываем новые знания
На твой взгляд, перемены, произошедшие в хозяйстве, общественном делении и культуре около 5 тыс. лет назад, принесли людям добро или зло? Вспомни порядок продуктивного чтения (с. 9).
Перемены, которые произошли около 5 тыс. лет назад принесли и добро, и зло одновременно.
Хорошим в результате этих перемен стало: появление орошаемого земледелия, рост урожайности; появление городов и письменности, деление на общественные слои, каждый из которых занимался своим делом, что улучшало качество продуктов.
Плохим в этих переменах стало: возникновение частной собственности и неравенства, что приводило к конфликтам между разными слоями общества, а также зарождение рабства.
Потому что в это время произошли глубинные перемены в хозяйстве, в общественном делении, в культуре, которые указывают на то, что люди поднялись со ступени первобытного общества на ступень цивилизации.
Сравни занятия и условия жизни первых горожан и первобытных земледельцев (с. 39) и пастухов-скотоводов (с. 41).
Первые горожане проживали в значительно более крупных поселениях, жилье было построено их камня, а не из дерева, посередине города находился храм. Город был обнесен каменной стеной, а не частоколом, как в поселениях первобытных земледельцев.
Также по рисункам видно, что в городе люди не занимались сельским хозяйством, поселения земледельцев находились за пределом города, значительно выросли масштабы обрабатываемой земли.
Объясни название текста (найди новые черты в управлении некоторых обществ на рубеже IV–III тысячелетий до новой эры).
Новые черты в управлении:
Появление царей, власть которых передавалась по наследству и обладала тайной силой, а приказы выполнялись беспрекословно
Появление законов – записанных правил поведения, нарушение которых каралось царем или его подчиненными;
Появление чиновников, которые следили за соблюдением законом, и воинов, которые служили царю;
Налоги – постоянные «дары» населения для содержания царя, чиновников и воинов.
Сделай вывод: почему это время – начало новой эпохи?
5 тысяч лет назад является началом новой эпохи также потому, что поменялся принцип управления обществом и зародилось государство.
Применяем знания:
Попробуйте описать спор между правителем одного из первых государств и вождём племени свободных охотников о том, чьё управление лучше.
Я, правитель государства, считаю, что мое управление лучше, потому что теперь нет нужды в кровной мести, потому что все споры разрешаю я беспревзято. Многие роды живут в городе без конфликтов и столкновений под моим мудрым руководством.
Я, вождь племени свободных охотников, считаю, что мое управление лучше, потому что жизнь в моем племени труднее, но справедливей, нет ни богатых, ни бедных, и каждый получает законную часть добычи, мы мстим за обиду, потому что так поступали наши предки, так правильно.