Open
Close

Презентация на тему "первые цари и грамотеи". Презентация на тему "первые цари и грамотеи" Сделай вывод: почему это время – начало новой эпохи

Данилов Д.Д. и др. Всеобщая история. 5-й класс. История Древнего мира, §6.

Слайд 2

ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ

Сравни высказывания Антошки и Источниковеда. В чём противоречие, какой возникает вопрос?

  • Наверное, когда закончилась эпоха первобытности, люди устроили большой праздник!
  • На самом деле люди даже не подозревали, что закончилась одна эпоха и началась другая.
  • Слайд 3

    ОПРЕДЕЛЯЕМ ПРОБЛЕМУ

    • ПОЧЕМУ МЫ СЧИТАЕМ, ЧТО 5 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД ЗАКОНЧИЛАСЬ ЭПОХА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА?
    • ВАША ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ МОЖЕТ НЕ СОВПАДАТЬ С АВТОРСКОЙ. ПОЖАЛУЙСТА, ВЫБЕРИТЕ В КЛАССЕ ТУ ФОРМУЛИРОВКУ, КОТОРАЯ ВАМ НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНА!
  • Слайд 4

    ВСПОМИНАЕМ ТО, ЧТО ЗНАЕМ

    Необходимый уровень. Надпиши названия четырёх сфер общества (снаружи).

    Программный уровень. Используя схему в учебнике на с. 47, впиши признаки первобытного общества в каждую сферу, заменив рисунки словами.

    Слайд 5

    • Объясни значения слов: общество, родовая община, племя, соседская община, религия. (Словарь)
    • Перечисли, какие изобретения и как изменили жизнь людей около 10–8 тыс. лет назад, 7–5 тыс. лет назад. (§4–5)
  • Слайд 6

    Необходимый уровень. С помощью стрелок раздели перечисленные признаки по соответствующим группам.

    Слайд 7

    ОТКРЫВАЕМ НОВЫЕ ЗНАНИЯ

    1. НОВАЯ ЖИЗНЬ И НОВАЯ МУДРОСТЬ

    2. НОВАЯ ВЛАСТЬ

    Слайд 8

    НОВАЯ ЖИЗНЬ И НОВАЯ МУДРОСТЬ

    На твой взгляд, перемены, произошедшие в хозяйстве, общественном делении и культуре около 5 тыс. лет назад, принесли людям добро или зло? Вспомни порядок продуктивного чтения (с. 9).

    Слайд 9

    Слайд 10

    Племя пастухов-скотоводов

    Город-государство на Евфрате – начало III тысячелетия до н.э.

    • Сравни занятия и условия жизни первых горожан и первобытных земледельцев и пастухов-скотоводов.
  • Слайд 11

    • Жертвоприношение в храме. Худ. М. Горелик.
    • Рисунчатое письмо на слоновой кости. Конец IV тыс. до н.э.
  • Слайд 12

    НОВАЯ ВЛАСТЬ

    Объясни название текста (найди новые черты в управлении некоторых обществ на рубеже IV–III тысячелетий до новой эры).

    Сделай вывод: почему это время – начало новой эпохи?

    Слайд 13

    • Стражники
    • Столичные чиновники,
    • судьи, казначеи и др.
    • Войско
    • Местные чиновники
    • Горожане
    • Земледельцы, общинники

    Программный уровень. Дорисуй стрелки и условные знаки в схеме государственного строя так, чтобы они отражали главные задачи данных органов. Используй условные знаки со с. 6 учебника.

    Слайд 14

    Появление постоянных вождей и дружин воинов, расслоение, первобытное общество, накопление знаний.

    Государство, города, цивилизация, письменность,появление ремесла и торговли, накопление богатств у старейшин.

    Программный уровень. Замени на схеме «Восхождение на ступень цивилизации» рисунки словами: появление ремесла и торговли, города, письменность, государство, накопление богатств у старейшин, появление постоянных вождей и дружин воинов, расслоение, первобытное общество, накопление знаний, цивилизация.

    Урок 8. Первые цари и грамотеи.

    Цели урока по линиям развития личности:

    Линии 1–2. Картина мира в фактах и понятиях.

    Научить выявлять главное в процессе перехода человечества от первобытного общества на ступень цивилизации, используя исторические понятия: города, письменность, государство.

    Линия 3. Историческое мышление.

    Анализируя черты первобытного общества и цивилизации, научить

    определять, черты какого общества более свойственны современному человечеству.

    Линия 4. Нравственное самоопределение.

    Анализируя перемены, произошедшие около 5 тыс. лет назад во всех

    сферах человеческого общества, выявить гуманистические и нравственные ценности цивилизации.

    Линия 5. Культурное, гражданско-патриотическое самоопределение.

    Толерантно определять своё отношение к иным позициям на примере

    задания: «Опишите спор между правителем одного из первых государств и вождём племени свободных охотников о том, чьё управление лучше».

    Обязательный минимум содержания: переход от первобытного общества на ступень цивилизации (около 5 тыс. лет назад): расслоение, возникновение городов и государств (признаки понятия), изобретение письменности.

    План урока:

    I. Проблема урока: почему мы считаем, что 5 тыс. лет назад закончилась эпоха первобытного мира?

    II. Поиск решения проблемы:

    1. Изменения в хозяйстве, общественном делении и культуре около

    5 тыс. лет назад.

    Примерный вывод по проблеме: перемены, произошедшие в хозяйстве

    (орошаемое земледелие, появление городов), в общественном делении


    (расслоение общества), в культуре (появление письменности), указывают на то, что люди поднялись со ступени первобытного общества на ступень цивилизации.

    2. Новая власть.

    Примерный вывод по проблеме: усиление власти вождя, появление

    правителя – царя, формирование признаков государственности – всё это

    свидетельствует о начале новой эпохи: цивилизации.

    Этапы урока

    Действия учителя

    Действия учеников

    Формирование УУД, технология оценивания

    I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.


    – Перечислите, какие изобретения и

    как изменили жизнь людей около 10–8

    тыс. лет назад, 7–5 тыс. лет назад.

    – Для этого используйте хронологическую таблицу на с. 16 и материал

    – Обратите внимание на дату (около

    5 тыс. л. н.).

    – Узнайте по хронологической таблице (с. 16), что она обозначает.

    Фиксирует на доске:

    Около 5 тыс. л. н. – переход от первобытного общества к ступени цивилизации.

    – Давайте с вами узнаем, как, по мнению Антошки, должны были первобытные люди воспринимать это

    важное событие.

    Фиксирует на доске:

    праздновать это событие.

    – Прочитайте, что сказал Источниковед.

    Фиксирует на доске:

    Люди даже не знали о смене исторических эпох.

    – В чём здесь противоречие?

    – Какой у вас возникает вопрос? 1

    Фиксирует на доске:

    Почему мы считаем, что 5 тыс. лет назад закончилась эпоха первобытного мира?


    Дети 3–4 минуты работают индивидуально, самостоятельно с

    учебником. 1

    – 10–8 тыс. л. н.:

    изобретения: мотыга, серп;

    изменения: появляются новые виды

    хозяйственной деятельности (ткачество, глиноделие, земледелие, скотоводство).

    7–5 тыс. л. н.:

    изобретения: гончарный круг, ткацкий станок, колесо, плуг;

    изменения: , отделение ремесла от земледелия.

    Класс 2 минуты работает с хронологической таблицей на с. 16.

    – В это время появляются первые

    города, государства, произошёл переход от первобытности к цивилизации.

    Читают вслух текст на с. 43 (слова Антошки).

    – Антошка считает, что первобытные люди должны были праздновать

    это событие.

    Читают вслух текст до конца.

    – Источниковед считает, что первобытные люди даже не знали о смене

    исторических эпох.

    По-разному формулируют вопрос. 1

    Познавательные УУД

    1. Работать с информацией.

    Регулятивные УУД

    1. Определять цель, проблему урока.

    II. Версии.

    – Какие у вас есть предположения,

    версии решения проблемы? 2

    Фиксирует на доске:

    1) новые изобретения;

    2) перемены в жизни людей.

    Предлагают версии, принимается любая. 2


    2. Умение выдвигать версии.

    III. Актуализация знаний.

    IV. Планирование деятельности.

    – Давайте с вами вспомним, что мы

    уже знаем по этой проблеме.

    – Объясните значение слова общество. 2

    Изображает на доске схему общества, состоящую из четырёх сфер:

    Хозяйство

    Общественное деление

    Духовная культура.

    – Используя схему в учебнике на

    с. 47, вместо картинок ключевыми

    словами впишите в каждую сферу

    признаки первобытного общества. 3

    – Давайте проверим, как вы справились с заданием.

    Фиксирует на доске:

    Хозяйство – селения, земледелие,

    скотоводство, ремесло.

    Общественное деление – равенство.

    Власть – совет старейшин.

    Культура – устные сказания.

    – Итак, мы с вами знаем, что первобытной эпохе свойственны свои признаки.

    – Выяснили, что около 5 тыс. лет

    назад эта эпоха закончилась.

    – Что нужно узнать, чтобы найти

    решение проблемы?

    Фиксирует на доске:

    признаки первобытного общества.

    Надо узнать:

    изменения в каждой сфере общества.

    Класс минуту работает со словарём, выделяя ключевые признаки понятия общество.

    Дети 2 минуты выполняют задание индивидуально, самостоятельно. 2

    Предполагаемый ответ ученика:

    – Для первобытного общества в сфере хозяйства свойственны следующие признаки: жили в посёлках,

    занимались земледе-лием, скотоводством, ремеслом.

    «Общественное деление» – все люди

    были равны.

    «Власть» – во главе племени стоял

    Все важные вопросы решались на народном собрании или совете старейшин.

    «Культура» – знания люди передавали в устных сказаниях.

    – Какие изменения произошли в каждой сфере общества, что привело к смене эпох?

    2. Определять понятия.

    3. Анализировать.

    3. Планировать деятельность.


    V. Поиск решения проблемы.


    – Вспомните, чем соседская община

    отличалась от родовой общины. 4

    Фиксирует на доске в виде опорных

    слов признаки родовой и соседской общины.


    Класс 2 минуты работает со словарём, сравнивая признаки данных

    Предполагаемый ответ

    – Родовая община – это союз родственных семей.

    – Соседская община – союз неродственных семей.

    – В соседской общине, в отличие от родовой, каждая семья вела своё хозяйство.

    – Как в родовой, так и в соседской

    общине земля принадлежала всем общинникам.

    – Родовая община управлялась родовыми старейшинами, а соседская –

    сходом домохозяев.

    4. Выделять главное.

    1) Изменения в хозяйстве, общественном делении и культуре около 5 тыс. л. н.

    – Прочитайте текст (п. 1, первые два

    – Сформулируйте ключевыми

    словами изменения, произошедшие в

    жизни соседской общины. 5

    – Проверим, что у вас получилось.

    Фиксирует на доске:

    В сфере «Хозяйство»:

    частная собственность,

    большие поселения,

    орошаемое земледелие.

    – Предположите, изменения в хозяйстве могли как-то повлиять на отношения людей в обществе? 6

    – Прочитайте текст на с. 45 и проверьте свои предположения. 6

    Фиксирует на доске:

    В сфере «Деление»: деление на социальные группы, неравенство.

    – Прочитайте третий абзац, объясните, чем отличалось их положение в обществе.

    – Дочитайте п. 1 до конца, сформулируйте ключевыми словами изменения, произошедшие в культуре.

    Фиксирует на доске:

    В сфере «Культура»:

    письменность.

    – Посмотрите ещё раз на те изменения, которые произошли в жизни людей (указывает на схему «Общество»).

    – На ваш взгляд, перемены, произошедшие в хозяйстве, общественном делении и культуре около 5 тыс. л. н.,

    принесли людям добро или зло? 1

    – Вспомните порядок продуктивного чтения (с. 9). 7

    – Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока

    мы можем дать?

    Класс 3–4 минуты читает текст.

    Выполняют задание индивидуально,

    самостоятельно.

    Критерием правильности ответа

    – Я считаю, что в сфере хозяйства

    произошли изменения, потому что,

    во-первых, люди освоили новый способ обработки земли – орошаемое

    земледелие.

    – Во-вторых, помимо общей собственности на землю появилась частная собственность, которую можно

    было продавать, дарить, наследовать.

    – В-третьих, люди стали жить в

    больших поселениях.

    – Возможно, кто-то стал богаче, а

    кто-то – беднее.

    – Все общинники делились на различные группы: знать, рабы, простые

    земледельцы, ремесленники, воины-

    дружинники, вождь.

    Дети одну минуту индивидуально

    и самостоятельно читают текст

    на с. 45 и отмечают ключевые слова:

    – поселения превратились в города;

    – храмы – дома для богов-покровителей;

    – жрецы, которые умели разговаривать с богами и обладали научными

    знаниями;

    – письменность.

    Ответы детей могут быть неоднозначны-ми, так как перемены, произошедшие в об-ществе, с одной сто-роны, дали много нового людям, а с

    другой стороны, эти перемены привели к расслоению людей на группы, поставив одних в зависимость от других.

    Примерный ответ:

    – Около 5 тыс. л. н. закончилась эпоха первобытного мира, потому что в каждой сфере общества произошли серьёзные перемены, изменив-шие жизнь людей.

    5. Находить достоверную информацию.

    6. Анализировать, обобщать, делать выводы.

    Личностные УУД

    1. Аргументированно оценивать происходящие события.

    7. Владеть смысловым чтением.

    8. Делать выводы.


    2) Новая власть.

    – Объясните название текста. Найдите новые черты в управлении некоторых обществ на рубеже IV–III тысячелетий до н. э. 5

    Сделайте вывод: почему это время – начало новой эпохи. 8

    – Посмотрите на схему «Общество».

    Можем ли мы теперь сказать, что здесь изображено первобытное общество?

    – Замените название «Первобытное

    общество» другим словом, используя

    схему на с. 47.

    Фиксирует на доске:

    На схеме «Общество» появляется

    название «Цивилизация».


    Индивидуально, самостоятельно работают с текстом.

    – Споры между представителями

    различных родов, которые подчинялись своему вождю.

    – Власть сосредоточилась в руках вождя союза племён, который стал

    правителем – царём. Его власть стала

    передаваться по наследству

    – Около 5 тыс. лет назад сложились первые государства.

    Название «Первобытное общество»

    заменяют на слово «цивилизация».

    VI. Выражение решения проблемы.

    Применение нового знания.

    – Какой ответ на основной вопрос

    урока мы можем дать? 5

    – Сумели мы доказать выдвинутые

    вами в начале урока версии?

    Примерный вывод по проблеме:

    – Около 5 тыс. лет назад закончилась эпоха первобытного мира, так как произошли серьёзные перемены, позволившие людям взойти на ступень цивилизации.

    – Да, обе версии подтвердились, так

    как новые изобретения – каналы,

    дамбы-плотины – позволили людям

    заниматься орошаемым земледелием.

    Это, в свою очередь, привело к серьёзным изменениям во всех сферах обществ.

    – В своей тетради заполните таблицу

    по сравнению двух ступеней развития

    человечества (учебник, с. 47). После этого определите,

    черты какого общества более свойственны современному человечеству. 4

    – Поработайте в парах. 1

    – Вам предлагается описать спор между правителем одного из первых государств и вождём племени свободных охотников о том, чьё управление лучше.

    Выполняют индивидуально, самостоятельно.

    Во фронтальном диалоге проверяют выполненное задание, аргументированно высказывают своё мнение.

    Используя алгоритм самооценки, анализируют правильность выполнения задания. ТОУУ 4

    Дети 3–4 минуты работают в парах и по желанию представляют

    свою работу.

    9. Оценивать способы достижения цели.

    Коммуникативные УУД

    1. Работа в парах.

    VII. Домашнее задание.

    – Повторите по таблице на с. 16 обязательные факты и понятия по первой

    – По желанию предлагает выполнить задание – сделать электронную презентацию (см. учебники, с. 47).


    Определяем проблему урока

    Сравни высказывания Антошки и Источниковеда. В чём противоречие, какой возникает вопрос? Сравни его с авторским (с. 278).

    Антошка думает, что переход от первобытной эпохи к Древнему миру произошел резко, а археолог утверждает, что этот переход был незаметным для жителей планеты.

    Возникает вопрос: какие события положили начало Древнему миру.

    Вспоминаем то, что знаем

    Объясни значение слов: общество, родовая община, племя, соседская община, религия. (Словарь)

    Общество – множество людей, которых объединяют совместная жизнь и деятельность по принятым правилам (нравственность, мораль, законы). Все действия людей в обществе можно разделить на четыре основные сферы жизни: 1) хозяйство – труд людей по производству и распределению всего, что необходимо для жизни; 2) общественное деление – общение людей, разделённых на разные группы, слои, организации внутри общества; 3) власть – управление жизнью общества для установления порядка; 4) духовная культура – познание людьми мира через науку, искусство, религию и все достижения в этих областях.

    Родовая община – объединение семей, происходящих от одного предка, совместно владеющих землёй и управляемых родовыми старейшинами

    Племя – союз родовых общин, которых объединяет единый избираемый вождь, общая защищаемая территория, обычай заключения браков, общие верования.

    Соседская община (сельская община) – союз неродственных семей, которые живут в одном посёлке (селе, деревне), совместно владеют землёй, но каждая семья ведёт своё хозяйство на выделенном участке. Соседской общиной управляет сход домохозяев и избранный на нём староста.

    Религия – вера людей в Бога или богов, в сверхъестественные силы, способные творить чудеса, а также вера в то, что у человека есть душа, продолжающая существование после смерти тела. В развитых религиях, как правило, существует Священное Писание, излагающее основы вероучения – представление о мире и божестве, цель и правила человеческой жизни. В религии существуют обряды (правила богослужения); священные места и храмы – здания для богослужения; священники (духовенство) – люди, руководящие обрядами, посредники между верующими и сверхъестественными силами.

    Перечисли, какие изобретения и как изменили жизнь людей около 10–8 тыс. лет назад, 7–5 тыс. лет назад. (§ 4–5)

    Около 10-8 тысяч лет назад появились следующие изобретения: мотыга и серп, глиняные горшки, ткань.

    Около 7-5 тысяч лет назад: плуг, ткацкий станок, гончарный круг, колесо, плавильные печи.

    Решаем проблему, открываем новые знания

    На твой взгляд, перемены, произошедшие в хозяйстве, общественном делении и культуре около 5 тыс. лет назад, принесли людям добро или зло? Вспомни порядок продуктивного чтения (с. 9).

    Перемены, которые произошли около 5 тыс. лет назад принесли и добро, и зло одновременно.

    Хорошим в результате этих перемен стало: появление орошаемого земледелия, рост урожайности; появление городов и письменности, деление на общественные слои, каждый из которых занимался своим делом, что улучшало качество продуктов.

    Плохим в этих переменах стало: возникновение частной собственности и неравенства, что приводило к конфликтам между разными слоями общества, а также зарождение рабства.

    Потому что в это время произошли глубинные перемены в хозяйстве, в общественном делении, в культуре, которые указывают на то, что люди поднялись со ступени первобытного общества на ступень цивилизации.

    Сравни занятия и условия жизни первых горожан и первобытных земледельцев (с. 39) и пастухов-скотоводов (с. 41).

    Первые горожане проживали в значительно более крупных поселениях, жилье было построено их камня, а не из дерева, посередине города находился храм. Город был обнесен каменной стеной, а не частоколом, как в поселениях первобытных земледельцев.

    Также по рисункам видно, что в городе люди не занимались сельским хозяйством, поселения земледельцев находились за пределом города, значительно выросли масштабы обрабатываемой земли.

    Объясни название текста (найди новые черты в управлении некоторых обществ на рубеже IV–III тысячелетий до новой эры).

    Новые черты в управлении:

    Появление царей, власть которых передавалась по наследству и обладала тайной силой, а приказы выполнялись беспрекословно

    Появление законов – записанных правил поведения, нарушение которых каралось царем или его подчиненными;

    Появление чиновников, которые следили за соблюдением законом, и воинов, которые служили царю;

    Налоги – постоянные «дары» населения для содержания царя, чиновников и воинов.

    Сделай вывод: почему это время – начало новой эпохи?

    5 тысяч лет назад является началом новой эпохи также потому, что поменялся принцип управления обществом и зародилось государство.

    Применяем знания:

    Попробуйте описать спор между правителем одного из первых государств и вождём племени свободных охотников о том, чьё управление лучше.

    Я, правитель государства, считаю, что мое управление лучше, потому что теперь нет нужды в кровной мести, потому что все споры разрешаю я беспревзято. Многие роды живут в городе без конфликтов и столкновений под моим мудрым руководством.

    Я, вождь племени свободных охотников, считаю, что мое управление лучше, потому что жизнь в моем племени труднее, но справедливей, нет ни богатых, ни бедных, и каждый получает законную часть добычи, мы мстим за обиду, потому что так поступали наши предки, так правильно.