Open
Close

Произведение конь с розовой гривой читать. В

Прочитайте ещё один рассказ В. П. Астафьева - «Конь с розовой гривой». О каких людях продолжает рассказывать писатель, знакомя нас с их бытом, с привычками и особенностями их характеров?

Конь с розовой гривой

Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал 1 по землянику, и велела сходить с ними.

Наберёшь туесок 2 . Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

Конём, баба?

Конём, конём.

Пряник конём! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.

Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник - совсем другое дело.

Пряник можно засунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял! - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться, что тут он, конь-огонь!..

1 Увал - пологий холм, имеющий значительную протяжённость.

2 Туесок - берестяная корзинка с тугой крышкой.

С таким конём сразу почёту сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе и так и эдак ластятся, и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его.

Когда даёшь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусывать положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива.

Левонтий, сосед наш, работал на бадогах 3 вместе с Мишкой Коршуновым. Левонтий заготавливал лес на бадога, пилил его, колол и сдавал на известковый завод, что был супротив села по другую сторону Енисея.

Один раз в десять дней - а может, и в пятнадцать, я точно не помню - Левонтий получал деньги, и тогда в доме Левонтьевых, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой.

Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывала тогда не только левонтьевский дом, но и всех соседей. Ранним ещё утром к бабушке забегала Левонтьиха, тётка Васеня, запыхавшаяся, загнанная, с зажатыми в горсти рублями.

Да постой ты, чумовая! - окликала её бабушка. - Сосчитать ведь надо!

Тётка Васеня покорно возвращалась, и пока бабушка считала деньги, она перебирала босыми ногами, ровно горячий конь, готовый рвануть, как только приотпустят вожжи.

3 Бадога - длинные поленья.

Бабушка считала обстоятельно и долго, разглядывая каждый рубль. Сколько я помню, больше семи или десяти рублей из «запасу» на чёрный день бабушка никогда Левонтьихе не давала, потому как весь этот «запас», кажется, состоял из десяти. Но и при такой малой сумме заполошная 4 Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, а то и на тройку.

Ты как с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое! - напускалась бабушка на соседку. - Мне рупь! Другому рупь! Это что же получится?

Но Васеня опять юбкой вихрь взмётывала и укатывалась:

Передала ведь!

Бабушка ещё долго поносила Левонтьиху, самого Ле-вонтия, била себя руками по бёдрам, плевалась, а я подсаживался к окну и с тоской глядел на соседский дом.

Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застеклёнными окнами - ни забор, ни ворота, ни сенцы, ни наличники, ни ставни.

Весною левонтьевское семейство ковыряло маленько землю вокруг дома, возводило изгородь из жердей, хворостин, старых досок. Но зимой всё это постепенно исчезало в утробе русской печки, раскорячившейся посреди избы.

Танька левонтьевская так говаривала, шумя беззубым ртом, обо всём ихнем заведенье:

Зато как папа шурунёт нас - бегишь и не запнешша! Сам дядя Левонтий в тёплые вечера выходил на улицу в штанах, державшихся на единственной медной пуговице с двумя орлами, и в бязевой рубахе вовсе без пуговиц. Садился на истюканный топором чурбак, изображавший крыльцо, курил, смотрел, и если моя бабушка корила его в окно за безделье, перечисляла работу, которую он должен был, по её разумению, сделать в доме и вокруг дома, дядя Левонтий только благодушно почёсывался:

Я, Петровна, слободу люблю! - и обводил рукой вокруг себя. - Хорошо! Как на море! Ничто глаз не угнетат!

4 Заполошная - суетливая.

Дядя Левонтий плавал когда-то по морям, любил море, а я любил его. Главная цель моей жизни была - прорваться в дом Левонтия после его получки. Сделать это не так-то просто. Бабушка знает все мои повадки.

Нечего куски выглядывать! - гремела она. - Нечего этих пролетарьев объедать, у них самих в кармане - вошь на аркане.

Но если мне удаётся ушмыгнуть из дома и попасть к левонтьевским, то уж всё: тут уж я окружён бываю редкостным вниманием, тут мне полный праздник.

Выдь отсюдова! - строго приказывал пьяненький дядя Левонтий кому-нибудь из своих парнишек. И пока кто-либо из них неохотно вылезал из-за стола, пояснял детям это действие уже обмякшим голосом: - Он сирота, а вы всё ж при родителях! - И, жалостно глянув на меня, тут же взрёвывал: - Мать-то ты хоть помнишь? - Я утвердительно кивал головой, и тогда дядя Левонтий горестно облокачивался на руку, кулачищем растирал по лицу слёзы, вспоминал: - Бадога с ней по один год кололи-и-и! - И совсем уж разрыдавшись: - Когда ни придёшь... ночь, полночь... «Пропа... пропащая ты голова, Левонтий!» -скажет и... опохмели-и-ит...

Тут тётка Васеня, ребятишки дяди Левонтия и я вместе с ними ударялись в рёв, и до того становилось жалостно в избе, и такая доброта охватывала людей, что всё-всё высыпалось и вываливалось на стол, и все наперебой угощали меня и сами ели уж через силу.

Поздно вечером либо совсем уж ночью дядя Левонтий задавал один и тот же вопрос: «Что такое жисть?!» - после чего я хватал пряники, конфеты, ребятишки левон-тьевские тоже хватали что попало под руки и разбегались кто куда. Последней ходу задавала Васеня. И бабушка моя «привечала» её до утра. Левонтий бил остатки стёкол в окнах, ругался, гремел, плакал.

На следующее утро он стеклил окна, ремонтировал скамейки, стол, затем, полный мрака и раскаяния, отправлялся на работу. Тётка Васеня дня через три-четыре опять ходила по соседям и уже не взмётывала юбкою вихрь. Она снова занимала денег, муки, картошек - чего придётся...

Вот с ребятишками дяди Левонтия и отправился я по землянику, чтобы трудом своим заработать пряник. Ребятишки несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески, а у одного парнишки был ковшик без ручки. Левонтьевские орлы бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились. По пути они заскочили в чей-то огород и, поскольку там ещё ничего не поспело, напластали беремя луку-батуна, наелись до зелёной слюны, а недоеденный побросали. Оставили всего несколько перышек на свистульки. В обкусанные перья они пищали всю дорогу, и под музыку мы скоро пришли в лес, на каменистый увал.

Тут все перестали пищать, рассыпались по увалу и начали брать землянику, только-только ещё поспевающую, белобокую, редкую и потому особенно радостную и дорогую.

Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска стакана на два-три. Бабушка говаривала: главное, мол, в ягодах - закрыть дно посудины. Вздохнул я с облегчением и стал собирать ягоды скорее, да и попадалось их выше по увалу больше и больше.

Левонтьевские ребятишки сначала ходили тихо. Лишь позвякивала крышка, привязанная к медному чайнику. Чайник этот был у старшого парнишки, и побрякивал он, чтобы мы слышали, что старшой тут, поблизости, и бояться нам нечего и незачем.

Вдруг крышка чайника забренчала нервно, послышалась возня.

Ешь, да? Ешь, да? А домой чё? - спрашивал старшой и давал кому-то пинка после каждого вопроса.

А-га-а-а-а! - запела Танька. - Санька тоже пожрал, так ничего-о-о-о...

Попало и Саньке. Он рассердился, бросил посудину и свалился в траву. Старшой брал, брал ягоды, и видать, обидно ему сделалось. Берёт он, старшой, ягоды, для дома старается, а те вот жрут ягоды либо вовсе на траве валяются. Подскочил старшой и пнул Саньку ещё раз. Санька взвыл, кинулся на старшого. Зазвенел чайник, брызнули из него ягоды. Бьются братья Левонтьевы, катаются по земле, всю землянику раздавили.

После драки у старшого опустились руки. Принялся он собирать просыпанные, давленые ягоды - ив рот их, в рот.

Значит, вам можно, а мне, значит, нельзя? Вам можно, а мне, значит, нельзя? - зловеще спрашивал он, пока не съел всё, что удалось собрать.

Вскоре братья Левонтьевы как-то незаметно помирились, перестали обзываться и решили сходить к Малой речке побрызгаться.

Мне тоже хотелось побрызгаться, но я не решался уйти с увала, потому как ещё не набрал полную посудину.

Бабушки Петровны испугался! Эх ты! - закривлялся Санька.

Зато мне бабушка пряник конём купит!

Может, кобылой? - усмехнулся Санька. Он плюнул себе под ноги и что-то быстро смекнул: - Скажи уж лучше - боишься её, и ещё жадный!

А хочешь, все ягоды съем? - сказал я это и сразу покаялся: понял, что попал на уду.

Исцарапанный, с шишками на голове от драк и разных других причин, с цыпками на руках и ногах, с красными окровенелыми глазами, Санька был вреднее и злее всех левонтьевских ребят.

Слабо! - сказал он.

Мне слабо? - хорохорился я, искоса глядя в туесок. Там было ягод уже выше середины. - Мне слабо? - повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды в траву: - Вот! Ешьте вместе со мной!

Навалилась левонтьевская орда, и ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких ягодок. Жалко ягод. Грустно. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на всё рукой. Всё равно уж теперь! Я мчался вместе с левонтьевскими ребятишками к речке и хвастался:

Я ещё у бабушки калач украду!

Ребята поощряли меня: дескать, действуй, и не один калач неси. Может, ещё шанег 5 прихватишь либо пирог.

Мы брызгались из речки студёной водой, бродили по ней и руками ловили подкаменщика. Санька ухватил эту мерзкую на вид рыбину, и мы растерзали её на берегу за некрасивый вид. Потом пуляли камнями в пролетающих птичек и подшибли стрижа. Мы отпаивали стрижа водой из речки, но он пускал в речку кровь, а воды проглотить не мог, и умер, уронив головку. Мы похоронили стрижа на берегу, в гальке, и скоро забыли о нём, потому что занялись захватывающим, жутким делом: забегали в устье холодной пещеры, где жила (это в селе доподлинно знали) нечистая сила. Дальше всех в пещеру забежал Санька. Его и нечистая сила не брала!

Это ещё чё! - хвалился Санька, воротившись из пещеры. - Я бы дальше побег, вглыбь побег бы, да босой я, а там змеев гибель.

Жмеев? - Танька отступила от устья пещеры и на всякий случай подтянула спадающие штанишки.

Домовниху с домовым видел, - продолжал рассказывать Санька.

Хлопуша! - срезал Саньку старшой. - Домовые на чердаке живут да под печкой.

1 Шаньга - так называют на Севере и в Сибири ватрушку - булочку с творогом.

Санька смешался было, однако тут же оспорил старшого:

Да тама какой домовой-то? Домашний. А тут пещерный. В мохе весь, серый, дрожмя дрожит - студёно ему. А домовниха худая, глядит жалобливо и стонет. Да меня не подманишь, подойди только - схватит и слопает. Я ей камнем в глаз залимонил!..

Может, Санька и врал про домовых, но всё равно страшно было слушать, и чудилось мне - кто-то в пещере всё стонет, всё стонет. Первой деранула от этого худого места Танька, а следом за нею и все ребята с горы посыпались. Санька свистнул, заорал, поддавая нам жару...

Так интересно и весело провели мы весь день, и я совсем уж забыл про ягоды. Но настала пора возвращаться домой. Мы разобрали посуду, спрятанную под деревом.

Задаст тебе Катерина Петровна! Задаст! - заржал Санька. - Ягоды-то мы съели... Ха-ха! Нарочно съели! Ха-ха! Нам-то ништяк! Ха-ха! А тебе-то хо-хо!..

Я и сам знал, что им-то, левонтьевским, «ха-ха», а мне «хо-хо». Бабушка моя, Катерина Петровна, - не тётка Васеня.

Тихо плёлся я за левонтьевскими ребятами из лесу. Они бежали впереди меня гурьбой и гнали по дороге ковшик без ручки. Ковшик звякал, подпрыгивая на камнях, и от него отскакивали остатки эмалировки.

Знаешь чё? - поговорив с братанами, вернулся ко мне Санька. - Ты в туес травы натолкай, а сверху ягод - и готово дело! «Ой, дитятко моё! - принялся с точностью передразнивать мою бабушку Санька. - Пособил тебе воспо-одь, сиротинке, пособил...» -И подмигнул мне бес Санька, и помчался дальше, вниз с увала.

Повздыхал, повздыхал я, даже чуть было не всплакнул, и принялся рвать траву. Нарвал, натолкал в туесок, потом насобирал ягод, заложил ими траву, получилось земляники даже с «копной».

Дитятко ты моё! - запричитала бабушка, когда я, замирая от страха, передал ей свою посудину. - Господь тебе, сиротинке, пособил!.. Уж куплю я тебе пряник, да самый большущий. И пересыпать ягодки твои не стану к своим, а прямо в этом туеске увезу...

Отлегло маленько.

Я думал, сейчас бабушка обнаружит моё мошенничество, даст мне что полагается, и уже приготовился к каре за содеянное злодейство.

Но обошлось. Всё обошлось. Бабушка унесла туесок в подвал, ещё раз похвалила меня, дала есть, и я подумал, что бояться мне пока нечего и жизнь не так уж худа.

Я поел и отправился на улицу играть, и там дёрнуло меня сообщить обо всём Саньке.

А я расскажу Петровне! А я расскажу!..

Не надо, Санька!

Принеси калач, тогда не расскажу.

Я пробрался тайком в кладовку, вынул из ларя калач и принёс его Саньке под рубахой. Потом ещё принёс, потом ещё, пока Санька не нажрался.

«Бабушку надул. Калачи украл. Что только будет?» - терзался я ночью, ворочаясь на полатях. Сон не брал меня, как окончательно запутавшегося преступника.

Ты чего там елозишь? - хрипло спросила из темноты бабушка. - В речке небось опять бродил? Ноги опять болят?

Не-е, - откликнулся я, - сон приснился...

Спи с Богом! Спи, не бойся. Жизнь страшнее снов, батюшке..

«А что, если разбудить её и всё-всё рассказать?»

Я прислушался. Снизу доносилось трудное дыхание

бабушки. Жалко её будить: устала она, ей рано вставать.

Нет уж, лучше я не буду спать до утра, скараулю бабушку, расскажу ей обо всём: и про туесок, и про домовниху с домовым, и про калачи, и про всё, про всё...

От этого решения мне стало легче, и я не заметил, как закрылись глаза. Возникла Санькина немытая рожа, а потом замелькала земляника, завалила она и Саньку, и всё на этом свете.

На полатях запахло сосняком, холодной таинственной пещерой...

Дедушка был на заимке 6 , километрах в пяти от села, в устье речки Маны. Там у нас была посеяна полоска ржи, полоска овса и полоска картошек.

О колхозах тогда ещё только начинались разговоры, и селяне наши пока жили единолично. У дедушки на заимке я любил бывать. Спокойно у него там, обстоятельно как-то. Может, оттого, что дедушка никогда не шумел и даже работал неторопливо, но очень уёмисто и податливо. Ах, если бы заимка была ближе! Я бы ушёл, скрылся. Но пять километров для меня были тогда огромным, непреодолимым расстоянием. И Алёшки, моего братана, нет. Недавно приезжала тётка Августа и забрала Алёшку с собой на лесоучасток, где она работала.

Слонялся я, слонялся по пустой избе и ничего другого не смог придумать, как податься к левонтьевским.

Уплыла Петровна? - усмехнулся Санька и цыркнул слюной в дырку меж передних зубов. У него в этой дырке мог поместиться ещё один зуб, и мы страшно завидовали этой Санькиной дырке. Как он в неё плевал!

Санька собирался на рыбалку и распутывал леску. Малые левонтьевские ходили возле скамеек, ползали, ковыляли на кривых ногах. Санька раздавал затрещины направо и налево за то, что малые лезли под руку и путали леску.

Крючка нету, - сердито сказал он. - Проглотил, должно, который-то.

6 Заимка - земельный участок вдали от села, освоенный (вспаханный) его владельцем.

Ништяк,- успокоил меня Санька. - У тебя много крючков, дал бы. Я б тебя на рыбалку взял.

Я обрадовался и помчался домой; схватил удочки, хлеба, и мы подались к каменным бычкам, за поскотину 7 , спускавшуюся прямо в Енисей ниже села.

Старшого левонтьевского сегодня не было. Его взял с собой «на бадоги» отец, и Санька командовал напропалую. Поскольку был он сегодня старшим и чувствовал большую ответственность, то уже не задирался почти и даже усмирял «народ», если тот принимался драться.

У бычков Санька поставил удочки, наживил червяков, поплевал на них и закинул лески.

Ша! - сказал Санька, и мы замерли.

Долго не клевало. Мы устали ждать, и Санька прогнал нас искать щавель, чеснок береговой и редьку дикую.

Левонтьевские ребята умели пропитаться «от земли» - всё ели, что Бог пошлёт, ничем не брезговали и оттого были краснокожие, сильные, ловкие, особенно за столом.

Пока мы собирали пригодную для жратвы зелень, Санька вытащил двух ершей, одного пескаря и белоглазого ельца.

Развели огонь на берегу. Санька вздел на палочки рыб и начал их жарить.

Рыбки были съедены почти сырые, без соли. Хлеб мой ребятишки ещё раньше смолотили и занялись кто чем: вытаскивали из норок стрижей, «блинали» каменными плиточками по воде, пробовали купаться, но вода была ещё холодная, и мы быстро выскочили из реки отогреваться у костра. Отогрелись и повалились в ещё низкую траву.

День был ясный, летний. Сверху пекло. Возле поскотины клонились к земле рябенькие кукушкины слёзки.

7 Поскотина - пастбище, выгон.

На длинных хрустких стеблях болтались из стороны в сторону синие колокольчики, и, наверное, только пчёлы слышали, как они звенели. Возле муравейника, на обогретой земле, лежали полосатые цветки-граммофончики, и в голубые их рупоры совали головы шмели. Они надолго замирали, выставив мохнатые зобы, - должно быть, заслушивались музыкой. Берёзовые листья блестели, осинник сомлел от жары. Боярка доцветала и сорила в воду. Сосняк был в синем куреве. Над Енисеем чуть мерцало. Сквозь это мерцание едва проглядывали красные жерла известковых печей, полыхающих по ту сторону реки. Леса на скалах стояли неподвижно, и железнодорожный мост в городе, видимый из нашего села в ясную погоду, колыхался тонким кружевцем, - и если долго смотреть на него, он истоншался и кружевце рвалось.

Оттуда, из-за моста, должна приплыть бабушка. Что только будет?! И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских?

Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чём не думай. А теперь? Может, лодка опрокинется и бабушка утонет? Нет, уж лучше пусть не опрокидывается. Моя мать утонула. Чего хорошего? Я нынче сирота. Несчастный человек. И пожалеть меня некому. Левонтий только пьяный жалеет, и всё. А бабушка только кричит да нет-нет и поддаст - у неё не задержится. И дедушки нет. На заимке он, дедушка. Он бы не дал меня в обиду. Бабушка и на него кричит: «Потатчик! Своим всю жизнь потакал, теперь этому!..»

«Дедушка ты, дедушка, хоть бы ты в баню мыться приехал и взял меня с собой!»

Ты чего нюнишь? - наклонился ко мне Санька с озабоченным видом.

Ништяк! - утешил меня Санька. - Не ходи домой, и всё! Заройся в сено и притаись. Петровна боится - вдруг ты утонешь. Вот она как запричитает: «Уто-ну-у-ул мой дитятко, спокинул меня, сиротиночка...» - ты тут и вылезешь!

Не буду так делать! И слушаться тебя не буду!..

Ну, и лешак с тобой! Об тебе ж стараются... Во! Клюнуло! У тебя клюнуло!

Я свалился с яра 1 , переполошив стрижей в дырках, и рванул удочку. Попался окунь. Потом ёрш. Подошла рыба, начался клёв. Мы наживляли червяков, закидывали.

Не перешагивай через удилище! - суеверно орал Санька на совсем ошалевших от восторга малышей и таскал, таскал рыбёшек.

Малыши надевали их на ивовый прут и опускали в воду.

Вдруг за ближним каменным бычком защёлкали по дну кованые шесты, и из-за мыса показалась лодка. Трое мужиков разом выбрасывали из воды шесты. Сверкнув отшлифованными наконечниками, шесты разом падали в воду, и лодка, зарывшись по самые обводы в реку, рвалась вперёд, откидывая на стороны волны.

Взмах шестов, перекидка рук, толчок, - лодка вспрыгнула носом, ходко подалась вперёд. Она ближе, ближе... Вот уж кормовой давнул шестом, и лодка кивнула в сторону от наших удочек. И тут я увидел сидящего на беседке ещё одного человека. Полушалок на голове, концы его пропущены под мышки, крест-накрест завязаны на спине. Под полушалком крашенная в бордовый цвет кофта. Вынималась эта кофта из сундука только по случаю поездки в город или по большим праздникам.

Да это ж бабушка!

Рванул я от удочек прямо к яру, подпрыгнул, ухватившись за траву, засунул большой палец ноги в стрижиную норку. Подлетел стриж, тюкнул меня по голове, и я упал на комья глины. Соскочил и ударился бежать по берегу, прочь от лодки.

8 Яр - здесь: крутой край оврага.

Ты куда?! Стой! Стой, говорю! - крикнула бабушка. Я мчался во весь дух.

Я-а-а-а-авишься, я-а-а-авишься домой, мошенник! - несся вслед мне голос бабушки.

А тут ещё мужики подстегнули.

Держи его! - крикнули, и я не заметил, как оказался на верхнем конце села.

Теперь только я обнаружил, что наступил уже вечер и волей-неволей надо возвращаться домой. Но я не хотел домой и на всякий случай подался к двоюродному братишке Кешке, дяди-Ваниному сыну, жившему здесь, на верхнем краю села.

Мне повезло. Возле дяди-Ваниного дома играли в лапту. Я ввязался в игру и пробегал до темноты. Появилась тётя Феня, Кешкина мать, и спросила меня:

Ты почему домой не идёшь? Бабушка потеряет тебя!

Не-е, - ответил я как можно бодрей и беспечней.- Она в город уплыла. Может, ночует там.

Тётя Феня предложила мне поесть, и я с радостью смолотил всё, что она мне дала.

А тонкошеий молчун Кешка попил варёного молока, и мать сказала ему:

Всё на молочке да на молочке. Гляди вон, как ест парнишка, и оттого крепок.

Я уже надеялся, что тётя Феня и ночевать меня оставит. Но она порасспрашивала, порасспрашивала меня обо всём, после чего взяла за руку и отвела домой.

В доме уже не было света. Тётя Феня постучала в окно. Бабушка крикнула: «Не заперто!» Мы вошли в тёмный и тихий дом, где только и слышалось многокрылое постукивание бабочек да жужжание бьющихся о стекло мух.

Тётя Феня оттеснила меня в сени и втолкнула в пристроенную к сеням кладовку. Там была налажена постель из половиков и старого седла в головах - на случай, если днём кого-то сморит жара и ему захочется отдохнуть в холодке.

Я зарылся в половик, притих, слушая.

Тётя Феня и бабушка о чём-то разговаривали в избе. В кладовке пахло отрубями, пылью и сухой травой, натыканной во все щели и под потолком. Трава эта всё чего-то пощёлкивала да потрескивала. Тоскливо было в кладовке. Темень была густа и шероховата, вся заполненная запахом и тайной жизнью.

Под полом одиноко и робко скреблась мышь, голодавшая из-за кота. И всё потрескивали сухие травы и цветы под потолком, открывали коробочки и сорили во тьму семечки.

На селе утверждалась тишина, прохлада и ночная жизнь. Убитые дневной жарой собаки приходили в себя, вылезали из-под сеней, крылец, из конур и пробовали голоса. У моста, что проложен через Малую речку, пиликала гармошка. На мосту у нас собирается молодёжь, пляшет там, поёт.

У дяди Левонтия спешно рубили дрова. Должно быть, дядя Левонтий принёс чего-то на варево. У кого-то левон-тьевские «сбодали» жердь... Скорее всего, у нас. Есть им время сейчас промышлять дрова далеко!..

Ушла тётя Феня и плотно прикрыла дверь в сенках. Воровато прошмыгнул по крыльцу кот. Под полом стихла мышь. Стало совсем темно и одиноко. В избе не скрипели половицы, не ходила бабушка. Устала, должно быть. Мне сделалось холодно. Я свернулся калачиком и стал дышать себе на грудь.

Проснулся я от солнечного луча, пробившегося в мутное окошко кладовой. В луче мошкой мельтешила пыль. Откуда-то наносило заимкой, пашней. Я огляделся, и сердце моё радостно подпрыгнуло: на меня был накинут дедушкин старенький полушубок. Дедушка приехал ночью! Красота!

На кухне бабушка громко, возмущённо рассказывала:

Культурная дамочка, в шляпке. Говорит: «Я у вас эти вот ягодки все куплю». - «Пожалуйста, милости прошу. Ягодки-то, говорю, сиротинка горемычный собирал...»

Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог разобрать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы умереть скорее. Но сделалось жарко, глухо, стало невмоготу дышать, и я открылся.

Своих вечно потачил! - шумела бабушка. - Теперь этому! А он уже мошенничает! Чё потом из него будет? Каторжанец будет! Вечный арестант будет! Я вот ещё левонтьевских в оборот возьму! Это ихняя грамота!..

Но я не сдавался. Забежала в дом бабушкина племянница, спросила, как бабушка сплавала в город. Бабушка сказала, что слава Богу, и тут же принялась рассказывать:

Мой-то малой-то!.. Чего утворил!..

В это утро к нам приходило много людей, и всем бабушка говорила: «А мой-то малой-то!»

Бабушка ходила взад-вперёд, поила корову, выгоняла её к пастуху, делала разные свои дела и всякий раз, пробегая мимо дверей кладовки, кричала:

Не спишь ведь, не спишь! Я всё-ё вижу!

«Конь с розовой гривой». Художник Т. Мазурин

В кладовку завернул дедушка, вытянул из-под меня кожаные вожжи и подмигнул: ничего, дескать, не робей! Я заширкал носом.

Дед погладил меня по голове, и так долго копившиеся слёзы хлынули безудержно из моих глаз.

Ну что ты, что ты! - успокаивал меня дед, обирая большой жёсткой рукой слёзы с моего лица. - Чего же голодный-то лежишь? Попроси прощенья... Ступай, ступай, - легонько подтолкнул меня дед в спину.

Придерживая одной рукой штаны, я принял другую к глазам, ступая в избу, и заревел:

Я больше... я больше... я больше...-И ничего дальше сказать не мог.

Ладно уж, умойся да садись трескать! - всё ещё непримиримо, но уже без грозы сказала бабушка.

Я покорно умылся, долго и очень тщательно утирался рушником, то и дело содрогаясь от всё ещё не прошедших всхлипов, и присел к столу. Дед возился на кухне, сматывал на руку вожжи, ещё что-то делал. Чувствуя его незримую и надёжную поддержку, я взял со стола краюху и стал есть всухомятку. Бабушка одним махом плеснула в бокал молока и со стуком поставила посудину передо мной.

Ишь ведь, какой смирненький! Ишь ведь, какой тихонький! И молочка не попросит!..

Дед мне подморгнул: терпи. Я и без него знал: Боже упаси сейчас перечить бабушке или сделать чего не так, не по её усмотрению. Она должна разрядиться, должна высказать всё, что у неё накопилось, душу отвести должна.

Долго бабушка обличала меня и срамила. Я ещё раз раскаянно заревел. Она ещё раз прикрикнула на меня.

Но вот выговорилась бабушка. Ушёл куда-то дед. Я сидел, разглаживал заплатку на штанах, вытягивая из неё нитки. А когда поднял голову, увидел перед собой...

Я зажмурился и снова открыл глаза. Ещё раз зажмурился, ещё раз открыл. По скоблёному кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой.

Бери, бери, чего смотришь? Глядишь, зато ещё когда обманешь бабушку...

Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло!.. А я всё не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой.

В. П. Астафьев

Задание 15 ОГЭ по русскому языку представлено в трех вариантах, что дает возможность выбора.

  • 15.1 – обычно имеет лингвистическую направленность, предполагающую комментарии из прочитанного текста; задание требует использования научного или публицистического стиля.
  • 15.2 – направлено на смысловое понимание текста; проверяется умение подбирать аргументы из прочитанного текста по заданному тезису.
  • 15.3 – предлагает самостоятельно составить тезис по заданной теме и привести два аргумента: из текста и из жизни.

Важно помнить, что пересказанный текст без комментирования оцениваться не будет. Нельзя забывать о цитировании. Объем сочинения должен быть не меньше 70 слов.

Структура сочинения

Сочинение-рассуждение строится по стандартной схеме:

  1. Вступление (подготовка к восприятию темы рассуждения).
  2. Тезис (основное утверждение, требующее доказательств).
  3. Аргументы – доказательства верности тезиса (не менее двух доказательств).
  4. Заключение (вывод-обобщение по теме сочинения).

В некоторых случаях порядок пунктов можно менять, иногда вступление возможно опустить, используя вместо него тезис, как предлагают составители тестов.

При написании сочинения-рассуждения желательно использование вводных слов, выражающих ваше отношение к поставленной проблеме или последовательность доказательств, например: думаю, считаю, по мнению автора, во-первых, во-вторых, следовательно и др.

Алгоритм написания сочинения ОГЭ

1 абзац – Тезис, утверждение;

2 абзац Я думаю (считаю, уверен и др.) … (пояснение основного тезиса);

3 абзац Например (так, во-первых, в первую очередь, главным образом и др.) , … (первый аргумент-доказательство);

4 абзац – Кроме этого (к тому же, во-вторых, кроме того и др.) … (второй аргумент-доказательство);

5 абзац Таким образом (следовательно, итак, другими словами и др.), … (выводы, обобщение).

Такой алгоритм можно использовать как памятку. Добившись автоматизма в его использовании, впоследствии вы сможете отходить от этого плана, наполняя сочинение глубоким смыслом.

Ниже приведен текст, на основании которого мы напишем три разных варианта сочинений.

(1)Бабушка велела мне сходить на увал по землянику.

  • (2)Я повезу ягоды в город, продам и куплю тебе пряник.
  • (3)Конем, баб?
  • (4)Конем, конем.

(5)Пряник конем! (6)Это ж мечта всех деревенских малышей. (7)Он белый-белый, этот конь. (8)А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые.

(9)Вот с орлами дяди Левонтия и отправился я по землянику, чтобы трудом своим заработать пряник. (10)Я брал старательно и скоро покрыл дно туеска. (11)Левонтьевские ребятишки сначала ходили тихо, но скоро послышалась возня. (12)Бьются братья богатырские, катаются по земле, всю землянику раздавили.

(13)Вскоре они решили спуститься к Фокинской речке, побрызгаться. (14)Мне тоже хотелось, но я не решался уйти с увала, потому что еще не набрал полную посудину.

  • (15)Бабушки Петровны испугался! (16)Эх ты! – закривлялся Санька.
  • (17)А хочешь, все ягоды съем? – сказал я.
  • (18)Слабо!
  • (19)Мне слабо! – хорохорился я, искоса глядя в туесок. – (20)Вот! (21)Ешьте вместе со мной!

(22)Навалилась левонтьевская орда, и ягоды вмиг исчезли.

(23)Тоска на сердце – предчувствует оно встречу с бабушкой, отчет и расчет.

(24)Тихо плелся я за левонтьевскими ребятами из лесу.

  • (25)А ты в туес травы натолкай, сверху ягод – и готово дело! – сказал, посоветовавшись с братьями, Санька и помчался домой.

(26)А я остался. (27)Набил травою туго туесок, собрал несколько горсток ягодок, заложил ими траву – получилось земляники даже с копной…

(28)На кухне бабушка кому-то обстоятельно рассказывала:

  • …(29)Культурная дамочка, в шляпке. «(30)Я эти вот ягодки все куплю». (31)Пожалуйста, милости прошу. (32)Ягодки-то, говорю, сиротинка горемышный собирал…

(33)Тут я провалился сквозь землю вместе с бабушкой и уже не мог и не желал разбирать, что говорила она дальше, потому что закрылся полушубком, забился в него, чтобы скорее помереть.

(34)Дед успокаивал меня, обтирая большой рукой слезы, которые крупной земляникой сыпанули из моих глаз.

  • (35)Попроси прошшенья, легонько подтолкнул он меня в спину.

(36)Я ступил в избу и завел:

  • (37)Я больше… (38)Я больше… — и ничего не мог дальше сказать.
  • (39)Ладно уж, умывайся да садись трескать! – все еще непримиримо, но уже без грозы, без громов оборвала меня бабушка.

(40)И срамила же она меня! (41)И обличала же! (42)Только теперь, поняв до конца в какую бездонную пропасть ввергло меня плутовство и на какую «кривую дорожку» оно меня еще уведет, коли за лихим людом потянулся на разбой, я уже заревел не просто раскаиваясь, а испугавшись, что пропал, что ни прощенья, ни возврата нету…

(45)Я зажмурился и снова открыл глаза. (46)Еще раз зажмурился, еще раз открыл.

(47)По скобленому кухонному столу, будто по огромной земле, с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой.

  • (48)Бери, бери, че смотришь? (49)Глядишь, зато еще когда омманешь баушку…

(50)Сколько лет с тех пор прошло! (51)Сколько событий минуло. (52)Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой.

(по В.П. Астафьеву)

Пример написания сочинения 15.1

15.1 считается самым сложным вариантом задания, который предполагает знание лингвистической науки, владение лингвистическими терминами, умение анализировать текст с позиции лексики.

Обычно в таком задании уже приведено какое-либо высказывание ученого-лингвиста, которое авторы предлагают использовать в качестве вступления и тезиса.

Если в задании вы встретили термины, которые вам не знакомы или значение которых вы не можете уверенно сформулировать, лучше отказаться от выполнения и выбрать варианты 15.2 или 15.3.

Если же значение каждого термина вам известно, и вы с легкостью сможете найти примеры их использования автором текста, смело приступайте к работе.

Кроме того, сочинения 15.1 требуют научного или публицистического стиля.

При написании сочинения на научную тему лучше всего применять научный стиль.

Рассмотрим пример написания такого сочинения по вышеприведенному алгоритму по тексту В.П. Астафьева «Бабушка велела мне сходить на увал…».

«В художественной речи диалектизмы выполняют важные стилистические функции: помогают передать местный колорит, особенности речи героев, наконец, диалектная лексика может быть источником речевой экспрессии,» — считает известный лингвист И.Б. Голуб.

Примечание: чтобы написать сочинение на заданную тему, необходимо знать значение терминов диалектизм, диалект.

Диалектизм – слово какого-либо диалекта, употребляемое в литературном языке.

Диалект – наречие, характерное для какой-то определенной территории.

Я считаю ее мнение оправданным. Действительно, элементы диалектных наречий способны передать тонкости образов героев, их окружения. С помощью диалектизмов авторы могут выразить особое состояние, которое погрузит читателя в созданный художником мир.

В этом абзаце мы кратко прокомментировали слова лингвиста, согласившись с выдвинутой точкой зрения.

Например , В.П. Астафьев с помощью диалектизмов очень четко передает речь стариков, заставляя нас зрительно представлять их фигуры и практически слышать их голоса: «сиротинка горемышный» (предложение 32), «попроси прошшенья» (предложение 35).

Здесь мы привели первый аргумент в доказательство основного тезиса.

Кроме того , читая текст с диалектной лексикой, мы каким-то невероятным образом начинаем чувствовать внутреннее состояние самого автора. После слов «зато еще когда омманешь баушку» (предложение 49) невольно ощущаешь чувство вины и благодарности героине Астафьева за ее доброту и человеческую мудрость.

Второй аргумент в доказательство основного утверждения.

Таким образом , использование диалектизмов играет большую роль для восприятия текста и понимания образов героев произведения.

В выводе мы обобщили все вышесказанное.

Пример написания сочинения 15.2

15.2 – сочинение, предполагающее работу непосредственно с пониманием смысла текста, его идеи, темы и проблемы. Попытаемся объяснить смысл последнего предложения текста В.П. Астафьева.

Уроки детства запоминаются на всю жизнь, даже когда обстоятельства и люди, преподавшие их, остаются далеко позади.

Я думаю , именно об этом хотел сказать В.П. Астафьев в своем тексте, описывая историю с пряничным конем с розовой гривой.

Во-первых , запомнить урок помогло герою раскаяние. Автор рассказывает, как хотелось всем деревенским мальчишкам стать обладателем волшебного коня с розовой гривой (предложение 6). Не исключением стал и герой текста. Он настолько был переполнен этой мечтой, что, поддавшись дурному влиянию соседских ребятишек, пошел на обман ради ее воплощения. Но ощутив все последствия содеянного, он глубоко раскаялся в своем нечестном поступке (предложение 42).

Во-вторых , герою запомнилась доброта бабушки, которая купила коня, не смотря на его дурное поведение (предложение 49). Так она показала ему, что люди должны быть великодушными и верящими в лучшее, несмотря ни на что.

Таким образом , люди, воспитывающие нас в детстве, оставляют неизгладимый след в нашей последующей жизни. Хорошо, если этот след будет положительно влиять на человеческую личность.

Подобное сочинение писать легко. Главное – понять для себя самого, что хотел сказать автор последним предложением и подтвердить свои доказательства примерами из текста.

Пример написания сочинения 15.3

Сочинение 15.3 можно назвать сочинением на свободную тему. Здесь можно дать простор своей фантазии и привести один аргумент из собственной жизни. Однако при этом нужно будет создать собственный тезис – дать определение заданному понятию. В данном случае, это понятие – добро.

Добро – это понятие, обозначающее состояние, когда благополучие другого человека или объекта ценнее своего собственного, несмотря на все недостатки этого объекта или неудобства, связанное с его благополучием.

Я думаю , добро не требует взамен ничего, не ждет благодарности или повиновения. Однако порой оно способно изменить человека в лучшую сторону.

Так , в тексте В.П. Астафьева, добро бабушки заставило героя навсегда запомнить то, чем грозит бесчестность и обман (предложение 52). Этот урок он пронес через всю жизнь и уже не повторял прошлых ошибок.

К тому же , наша простая жизнь стала бы невыносимой без добра, добрых поступков. Спасение замерзающего от холода котенка, прикорм бездомного пса, оказание первой помощи нуждающемуся – все это проявление добра. Без этого не было бы милосердия.

Другими словами , добро – один из важнейших характеристик жизни нашего общества. Чем его больше, тем больше у нас шансов к развитию и процветанию.

Помните! При написании сочинения, важно следовать следующим рекомендациям:

  1. Прежде всего, внимательно прочтите текст и все варианты заданий.
  2. Выберите тот вариант, который вам ближе и понятнее всего.
  3. Набросайте план сочинения в черновике и начинайте последовательно излагать мысли, опираясь на прочитанный текст.
  4. Перечитайте, проверьте стилистические, орфографические и пунктуационные ошибки.
  5. Перенесите сочинение в бланк ответов аккуратным и разборчивым почерком.

Ч. 1

ВАРИАНТ 4

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа 55 минут (235 минут). Работа состоит из 3 частей.

Часть 1 включает 1 задание (С1) и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение). Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза.

Это задание выполняется на отдельном листе.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста. Она состоит из 7 заданий с выбором ответа (А1 – А7) и 9 заданий с кратким ответом (В1 – В9).

К каждому заданию с выбором ответа (А1 – А7) даны четыре варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении задания обведите номер выбранного ответа в экзаменационной работе кружком. Если Вы обвели не тот номер, то зачеркните обведенный номер крестиком, а затем обведите номер нового ответа. Ответы к заданиям В1 – В9 Вы должны сформулировать самостоятельно. Записывайте ответы на эти задания в экзаменационной работе в отдельном для этого месте словами или цифрами. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите радом новый.

Часть 3 выполняется на основе того же текста, который Вы читали, работая над заданиями части 2.

Задание части 3 (С2) представляет собой письменный развернутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём.

При выполнение заданий Вы можете пользоваться черновиком. Обращаем Ваши внимание на то, что записи в черновике не будут учитываться при оценивании работы.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задания, которые не удаётся выполнять сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, Вы сможете вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать как можно больше баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание С1 на отведенном листе. Сначала напишите номер задания, а затем текст сжатого изложения.

С1 Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротомы, так и всего текста в целом. Объём изложения – не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.

Часть 2

Прочтите текст и выполните задания А1-А7; В1-В9; С2.

(1) Бабушка послала меня на увал за земляникой вместе с соседскими ребятишками. (2) Пообещала: если наберу полный туесок, она продаст мои ягоды вместе со своими и купит мне «пряник конём». (3)Видимо, пряник в виде коня с гривой, хвостом и копытами, облитыми розовой глазурью, обеспечивал почёт и уважение мальчишек всей деревни и был их заветной мечтой.

(4) На увал я пошёл вместе с детьми нашего соседа Левонтия, который работал на лесозаготовках. (5) Примерно раз в пятнадцать дней «Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой», а жена Левонтия бегала по селу и отдавала долги. (6) В такие дни я всеми способами пробирался к соседям. Бабушка не пускала. (7) «Нечего этих пролетариев объедать», - говорила она. (8) У Левонтия меня охотно принимали и жалели, как сироту. (9) Заработанные соседом деньги кончались быстро, и тётка Васёна снова бегала по селу, одалживала.

(10) Жило левонтьевское семейство бедно. (11) Вокруг их избы не было никакого хозяйства, даже мылись они у соседей. (12) Каждую весну они окружали дом жалким тыном, и каждую осень он шёл на растопку. (13) На бабушкины попрёки Левонтий, бывший матрос, отвечал, что «любит слободу».

(14) С левонтьевскими «орлами» я и пошёл на увал, зарабатывая на коня с розовой гривой. (15) Я уже набрал несколько стаканов земляники, когда левонтьевские ребята затеяли драку - старший заметил, что остальные собирают ягоды не в посуду, а в рот. (16) В результате вся добыча была рассыпана и съедена, а ребята решили спуститься к Фокинской речке. (17) Тут-то они и заметили, что у меня земляника осталась. (18) Съесть её меня «на слабо» подбил левонтьевский Санька, после чего я вместе с остальными отправился на речку.

(19) О том, что посуда моя пуста, я вспомнил только к вечеру. (20) Возвращаться домой с пустым туеском было стыдно и боязно, «бабушка моя, Катерина Петровна, не тётка Васёна, от неё враньём, слезами и разными отговорками не отделаешься». (21) Санька меня и научил: натолкать в туес травы, а сверху рассыпать горсть ягод. (22) Вот эту «обманку» я и принёс домой.

(23) Бабушка меня долго хвалила, а ягоды пересыпать не стала - решила прямо в туеске в город на продажу везти. (24) На улице я рассказал всё Саньке, и он потребовал от меня калач - как плату за молчание. (25) Одним калачом я не отделался, таскал, пока Санька не наелся. (26) Ночью я не спал, мучился - и бабушку обманул, и калачи украл. (27) Наконец, решил утром встать и во всём признаться.

(28) Проснувшись, я обнаружил, что проспал - бабушка уже уехала в город. (29) Я жалел, что дедушкина заимка так далеко от села. (30) У дедушки хорошо, тихо, и он бы меня в обиду не дал. (31) От нечего делать я пошёл с Санькой на рыбалку. (32) Через некоторое время я увидел большую лодку, выплывающую из-за мыса. (33) В ней сидела бабушка и грозила мне кулаком.

(34) Домой я вернулся только к вечеру и сразу юркнул в кладовку, где была «налажена» временная «постель из половиков и старого седла». (35) Свернувшись калачиком, я жалел себя и вспоминал о маме. (36) Как и бабушка, она ездила в город торговать ягодой. (37) Однажды перегруженная лодка перевернулась и мама утонула. (38) «Ее затянуло под сплавную бону», где она зацепилась косой. (39) Я вспомнил, как мучилась бабушка, пока река не отпустила маму.

(40) Проснувшись утром, я обнаружил, что с заимки вернулся дедушка. (41) Он зашёл ко мне и велел попросить у бабушки прощения. (42) Вдоволь посрамив и пообличав, бабушка усадила меня завтракать, а после всем рассказывала, «чего утворил её малой».

(43) А коня бабушка мне всё же привезла. (44) С тех пор много лет прошло, «нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я всё не могу забыть бабушкиного пряника - того дивного коня с розовой гривой».

(По В. Астафьеву*)

*Виктор Петрович Астафьев - советский и российский писатель.
Задания А1 – А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1 – А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Номера выбранных ответов на задания А1 – А7 обведите кружком.
А1 В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Почему бабушка послала автора на увал за земляникой вместе с соседскими ребятишками?»


    1. Пообещала: если наберу полный туесок, она продаст мои ягоды вместе со своими и купит мне «пряник конём».

    2. С левонтьевскими «орлами» я и пошёл на увал, зарабатывать на коня с розовой гривой.

    3. Жило левонтьевское семейство бедно.

А2 Укажите, в каком значении употребляется слово "послала" (предложение 1).


  1. вышвырнула

  2. отправила

  3. увела

  4. отругала

А3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.


  1. У Левонтия меня охотно принимали и жалели, как сироту.

  2. Он зашёл ко мне и велел попросить у бабушки прощения.

  3. О том, что посуда моя пуста, я вспомнил только к вечеру.

  4. На увал я пошёл вместе с детьми нашего соседа Левонтия, который работал на лесозаготовках.

А4 Укажите ошибочное суждение.


  1. В слове КЛОНИТСЯ есть звук [Ц].

  2. В слове ЗАТЕЯЛИ звуков больше, чем букв.

  3. В слове ЖАЛЕЛ одинаковое количество звуков и букв.

  4. В слове ВСПОМНИЛ первый звук [В].

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.


  1. наберу

  2. бегала

  3. гривой

  4. грозила

А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением «приближение »?


  1. принес

  2. примерно

  3. признаться

  4. принимали

А7 В каком слове правописание суффикса определяется правилом: «В кратких причастиях пишется одна Н »?


  1. посрамив

  2. охотно

  3. рассыпана

  4. несколько

Задания В1 – В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1 – В9 записывайте словами или цифрами.
В1 Замените разговорное слово «кончались» в предложении 8 стилистическим нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Замените словосочетание «розовой гривой» в предложении 10, построенное на основе подчинительной связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В3 Выпишите грамматическую основу предложения 1.
Ответ: _____________________________________________.
В4 Среди предложений 9-13 найдите предложение с обособленным обстоятельством . Напишите номер этого предложения.
Ответ: _____________________________________________.
В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цуфру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове .
Видимо,(1) пряник в виде коня с гривой,(2) хвостом и копытами,(3) облитыми розовой глазурью,(4) обеспечивал почёт и уважение мальчишек всей деревни и был их заветной мечтой.

Ответ: _____________________________________________.


В6 Укажите количество грамматических основ в предложении 21. Ответ запишите цифрой.
Ответ: _____________________________________________.
В7 В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Тут-то они и заметили,(1) что у меня земляника осталась. Заработанные соседом деньги кончались быстро,(2) и тётка Васёна снова бегала по селу,(3) одалживала.

Ответ: _____________________________________________.


В8 Среди предложений 13-17найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _____________________________________________.
В9 Среди предложений 14-17 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
Ответ: _____________________________________________.
Часть 3

Использую прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листезадание С2.
С2 Напишите сочинение – рассуждение, раскрывая смысл высказыванияАлександра Александровича Реформатского: «Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с приведённого высказывания. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оцениваться нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
ч. 1

Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела сходить с ними.

Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

Конем, баба?

Конем, конем.

Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник - совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса - потерял, - хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться - тут он, тут конь-огонь!

С таким конем сразу почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся, и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даешь левонтьевскому Саньке или Таньке откусывать, надо держать пальцами то место, по которое откусить положено, и держать крепко, иначе Танька или Санька так цапнут, что останется от коня хвост да грива.

Левонтий, сосед наш, работал на бадогах вместе с Мишкой Коршуковым. Левонтий заготовлял лес на бадоги, пилил его, колол и сдавал на известковый завод, что был супротив села, по другую сторону Енисея. Один раз в десять дней, а может, и в пятнадцать я точно не помню, - Левонтий получал деньги, и тогда в соседнем доме, где были одни ребятишки и ничего больше, начинался пир горой. Какая-то неспокойность, лихорадка, что ли, охватывала не только левонтьевский дом, но и всех соседей. Ранним еще утром к бабушке забегала тетка Васеня - жена дяди Левонтия, запыхавшаяся, загнанная, с зажатыми в горсти рублями.

Да стой ты, чумовая! - окликала ее бабушка. - Сосчитать ведь надо.

Тетка Васеня покорно возвращалась, и, пока бабушка считала деньги, она перебирала босыми ногами, ровно горячий конь, готовый рвануть, как только приотпустят вожжи.

Бабушка считала обстоятельно и долго, разглаживая каждый рубль. Сколько я помню, больше семи или десяти рублей из «запасу» на черный день бабушка никогда Левонтьихе не давала, потому как весь этот «запас» состоял, кажется, из десятки. Но и при такой малой сумме заполошная Васеня умудрялась обсчитаться на рубль, когда и на целый трояк.

Ты как же с деньгами-то обращаешься, чучело безглазое! напускалась бабушка на соседку. - Мне рупь, другому рупь! Что же это получится? Но Васеня опять взметывала юбкой вихрь и укатывалась.

Передала ведь!

Бабушка еще долго поносила Левонтьиху, самого Левонтия, который, по ее убеждению, хлеба не стоил, а вино жрал, била себя руками по бедрам, плевалась, я подсаживался к окну и с тоской глядел на соседский дом.

Стоял он сам собою, на просторе, и ничего-то ему не мешало смотреть на свет белый кое-как застекленными окнами - ни забор, ни ворота, ни наличники, ни ставни. Даже бани у дяди Левонтия не было, и они, левонтьевские, мылись по соседям, чаще всего у нас, натаскав воды и подводу дров с известкового завода переправив.

В один благой день, может быть, и вечер дядя Левонтий качал зыбку и, забывшись, затянул песню морских скитальцев, слышанную в плаваниях, - он когда-то был моряком.

Приплыл по акияну

Из Африки матрос,

Малютку облизьяну

Он в ящике привез…

Семейство утихло, внимая голосу родителя, впитывая очень складную и жалостную песню. Село наше, кроме улиц, посадов и переулков, скроено и сложено еще и попесенно - у всякой семьи, у фамилии была «своя», коронная песня, которая глубже и полнее выражала чувства именно этой и никакой другой родни. Я и поныне, как вспомню песню «Монах красотку полюбил», - так и вижу Бобровский переулок и всех бобровских, и мураши у меня по коже разбегаются от потрясенности. Дрожит, сжимается сердце от песни «шахматовского колена»: «Я у окошечка сидела, Боже мой, а дождик капал на меня». И как забыть фокинскую, душу рвущую: «Понапрасну ломал я решеточку, понапрасну бежал из тюрьмы, моя милая, родная женушка у другого лежит на груди», или дяди моего любимую: «Однажды в комнате уютной», или в память о маме-покойнице, поющуюся до сих пор: «Ты скажи-ка мне, сестра…» Да где же все и всех-то упомнишь? Деревня большая была, народ голосистый, удалой, и родня в коленах глубокая и широкая.

Но все наши песни скользом пролетали над крышей поселенца дяди Левонтия - ни одна из них не могла растревожить закаменелую душу боевого семейства, и вот на тебе, дрогнули левонтьевские орлы, должно быть, капля-другая моряцкой, бродяжьей крови путалась в жилах детей, и она-то размыла их стойкость, и когда дети были сыты, не дрались и ничего не истребляли, можно было слышать, как в разбитые окна, и распахнутые двери выплескивается дружный хор.