Open
Close

«Социальный интеллект и интеллект эмоциональный: общность, различие, взаимосвязь. Познание результатов поведения - способность предвидеть последствия поведения, исходя из имеющейся информации

Социальный интеллект влияет на успешность человека в коммуникативной и профессиональной сфере. Как его развивать, читайте в статье.

Из статьи вы узнаете:

Что такое социальный интеллект

Социальный интеллект (social intelligence) - совокупность способностей, определяющая умение выстраивать взаимодействие с людьми. Это адекватная оценка своего поведения и поведения другого человека, способность действовать сообразно ситуации.

Скачайте документы по теме:

Социальный интеллект личности нередко связывают с понятием EI. Выделяют три подхода к пониманию его природы:

  • познавательная способность, стоящая в одном ряду с такими видами познания, как математический и вербальный интеллект;
  • навыки и умения, приобретенные в процессе социализации;
  • личностная черта, которая приводит к успеху в межличностном взаимодействии.

Поскольку существуют задачи, решаемые с помощью социального интеллекта, возникает проблема его структурирования. Предусмотрено разделение функций на две группы - когнитивные и поведенческие.

К когнитивным компонентам социального интеллекта относят перцепцию, рефлексию, способность неординарно мыслить, интуицию, проницательность, умение находить выход из критических ситуаций. Это способность к декодированию невербальных сообщений, кристаллизации полученных знаний, понимание людей.

Основной функцией социального интеллекта выступает оценка взаимоотношений , перспектив, возможностей. Наличие рефлексивных способностей помогает оценивать свое и чужое поведение. Развитый интеллект отличается критичностью. Критичность противопоставляется неопытности, наивности, бесхитростности. Эти критерии социального интеллекта связывают умение преодолевать предвзятость, самосовершенствоваться.

Если речь идет об оценке индивида, появляется проблема распознавания сигналов социального характера. Их правильная интерпретация помогает выявить скрытые мотивы и подлинные эмоции. Социальную проницательность связывают с распознаванием эмоций партнера по общению.

Открытость расценивается как постоянная готовность к восприятию, усвоению, переработке информации. Социально развитый интеллект характеризуется чувством юмора, которое помогает справляться со скованностью при общении, неловкостью.

Способности, которые отличают социальный интеллект:

  • понимание людей;
  • умение налаживать контакт;
  • знание социальных правил;
  • приспособляемость;
  • эмоциональную чувствительность;
  • социальную выразительность;
  • социальный контроль.

Поступки, действия, стратегии, функции, навыки и умения - состав интеллектуальной активности человека, решающего социальные задачи. Руководителям важен развитый социальный интеллект - он помогает выстраивать взаимоотношения с коллегами, решать задачи, поддерживать благоприятный психологический климат в организации и корпоративную культуру.

Невозможно сравнивать социальный интеллект с другими видами интеллекта. Авторы, занимающиеся изучением данного вопроса, не пришли к единому мнению, поэтому понятия социального интеллекта отличаются. Развиваясь в одном направлении, улучшаются и другие способности, необходимые для выполнения работы, общения с коллегами.

Диагностика социального интеллекта

Выполните диагностику социального интеллекта, чтобы понять, как развивать его. Для этого проведите тест Гилфорда, который рассчитан на людей старше 9 лет. Он включает четыре субтеста, в каждом из которых от 12 до 15 вопросов. Время проведения исследований ограничено - оно составляет 6, 7, 5 и 10 минут.

Если вы проводите диагностику сотрудников организации, расскажите им об особенностях тестирования. Перед началом процедуры выдайте бланки ответов к тесту, куда работники внесут личные данные. В процессе чтения инструкции делайте паузу, чтобы оценить, все ли испытуемые правильно поняли суть задания. Не забывайте предупреждать коллег за минуту до окончания времени.

Определить особенности социального интеллекта получится и с помощью других тестов, часть из которых проводится с помощью сервисов. Обычно предлагается угадать, какие эмоции испытывает человек, рассмотрев фотографии. В отличие от методики Гилфорда, такие тесты не отличаются точностью результатов.

Уровни социального интеллекта:

  • низкий - деструктивность, поиск несуществующих проблем;
  • средний - шаблонное поведение;
  • высокий - грамотное манипулирование любой ситуацией и людьми.

Низкие результаты не всегда свидетельствуют о плохом развитии. Если человек нервничает , не успевает понять вопрос, он путается и отвечает неверно. Постарайтесь создать комфортные условия при проведении тестирования, не делайте преждевременных выводов.

С точностью определить, насколько развит социально эмоциональный интеллект, помогут эксперты. Пригласите стороннего специалиста, если хотите провести массовое тестирование персонала. Выполнить оценку самостоятельно сложно, так как придется анализировать много ответов.

Возможно, вам будет интересно узнать:

Как развить социальный интеллект

Чтобы понять, как развить социальный интеллект, проведите тестирование. Определите, каких качеств не хватает: самопознания, саморегуляции, социальных навыков, эмпатии, мотивации. Ориентируйтесь не только на результаты исследования, но и на собственные ощущения. Самоанализ поможет понять, в каком направлении двигаться.

Ведите активную работу над самооценкой - она сказывается на уровне и развитии социального интеллекта. Если ее уровень завышен или занижен, сложно адекватно реагировать на ситуации, других людей. Выберите цель, которая послужит мощным стимулом к совершенствованию. Для развития социального интеллекта коллег проводите тренинги, приглашайте экспертов. Охватывайте сразу пять направлений, к которым относится невербальная коммуникация, язык тела, коммуникация, особенности мышления, эмоции.

  1. Невербальная коммуникация.

Обращайте внимание на поведение людей, на исходящие невербальные сигналы. Прочитайте книгу Джо Наварро и Марвина Карлинса «Я вижу, что вы думаете», а также издания Пола Экмана. Не упускайте случаев потренироваться, но будьте аккуратными с однозначными суждениями.

  1. Собственный язык тела.

Невербалика позволяет интерпретировать и контролировать жесты. Обращайте внимание на позы, манеры общаться. Проводите тренировку перед зеркалом. Найдите то, что повысит самооценку до нормального уровня. Составьте свою характеристику социального интеллекта, в которую вносите изменения по мере развития.

  1. Коммуникация.

Если у вас плохо развиты вербальные коммуникативные навыки, не упускайте возможность наладить отношения с теми, кто не против с вами общаться. Не будьте чрезмерно активны, если замечаете, что человек отстраняется, становится замкнутым.

  1. Особенности мышления.

Среди связанных с формированием социального интеллекта аспектов выделяют умение отказывать в просьбах, делегировать задачи, способность не зацикливаться на неудачах. Сталкиваясь с проблемами, думайте, что исправить прошлое невозможно, но удастся добиться желаемого в будущем. Научитесь отказывать, если просьба кажется неуместной. Хороший результат дает работа с психологом или тренером.

  1. Эмоции.

Факультет психологии МГУ

Коллективное, сознательное

Как развить социальный интеллект

«Люди существуют друг для друга», - сказал однажды римский император Марк Аврелий. Так ли это? На этот вопрос каждый должен ответить самостоятельно, ведь для кого-то смысл жизни - быть королем вечеринки и постоянно находиться в центре внимания, а для кого-то - оградиться от мира и как можно дольше оставаться наедине с собой. Однако все мы живем среди людей, а значит, должны уметь выстраивать отношения с ними максимально эффективно. Понять, как этого добиться, нам поможет высокоразвитый социальный интеллект, а о том, что это такое, мы и поговорим.

Впервые употребляя термин «социальный интеллект» в 20-х годах прошлого столетия, американский психолог Эдвард Ли Торндайк говорил о нем как о способности добиваться успеха в межличностных ситуациях, вести себя мудро во взаимоотношениях и даже о способности управлять другими людьми . В понятие «социальный интеллект» он включал две способности: «понимать других людей», а также знать, «как вести себя с ними». То есть, например, если обратиться к «Войне и миру» Льва Толстого, то, по Торндайку, красавец Андрей Болконский, обладай он развитым социальным интеллектом, должен был не только догадаться, почему Наташа Ростова предпочла ему Анатоля Курагина, но и сообразить, как правильно вести себя с непостоянной дамой в подобной ситуации.

В дальнейшем свой вклад внес другой американский психолог Генри Олпорт, описав социальный интеллект как одно из восьми личностных качеств, необходимых для того, чтобы хорошо разбираться в людях. Он считал, что социальный интеллект связан со способностью высказывать быстрые, почти автоматические суждения о людях. Если следовать мысли Олпорта, ленивцы из «Зверополиса» являются обладателями отнюдь не высокого социального интеллекта.

Российский социолог и психолог М.И. Бобнева первой описала феномен «социального интеллекта» в отечественной психологии. Она, как и многие другие исследователи, поддерживает мнение о том, что общий уровень интеллекта не имеет однозначной связи с уровнем социального интеллекта. Высокий интеллектуальный уровень является лишь необходимым, но не достаточным условием собственно социального развития личности. Он может благоприятствовать социальному развитию, но не замещать и не обуславливать его. Более того, высокий интеллект может полностью обесцениваться социальной слепотой человека, социальной неадекватностью его поведения, его установок и т.д. [Бобнева, 1979]. Все мы помним Шерлока Холмса из популярного сериала «Шерлок» с Бенедиктом Камбербетчем в главной роли. Там главный герой является ярким представителем этого сочетания: высокий интеллект, незаурядный ум и крайне низкие коммуникативные способности в мире людей.

Вероятнее всего, многие читатели уже поняли, что социальный интеллект - комплекс полезных способностей, а значит, было бы неплохо способствовать его развитию. И эта мысль совершенно верна, именно поэтому мы хотели бы оговорить, что для развития социального интеллекта необходимо учитывать возрастные особенности человека и благоприятные условия для его развития.

Если у вас есть младшие сестры, братья или дети дошкольного и младшего школьного возраста, самой эффективной будет рекомендация стимулировать их к активному взаимодействию со сверстниками в сюжетно-ролевых играх. На раннем этапе для развития навыков коммуникации ему будет достаточно небольшой группы друзей, а также набора любых игрушек, которые позволят детям играть «в магазин», «дочки-матери» и любые другие игры, в которых они смогут активно общаться и строить диалоги [Шилова, 2009].

Если же ваш малыш уже совсем не малыш, а подросток, то его ни в коем случае нельзя ограничивать в интимно-личностном общении со сверстниками: в данном возрасте установление близких дружеских или романтических отношений, наличие неформальной коммуникации со сверстниками есть благоприятное условие для развития социального интеллекта.

В юношеском возрасте в первую очередь важны гендерные различия, ведь у юношей формируются компетенции в вербальном общении (они быстрее находят соответствующий тон общения в зависимости от собеседника), в то время как у девушек наблюдается тенденция к росту чувствительности к характеру человеческих взаимоотношений и к невербальной экспрессии, что позволяет им правильней оценивать речевую экспрессию собеседника [Князева, 2004].

Что касается более зрелого возраста, то многие авторы приходят к общему мнению: одним из выражений социального интеллекта является мудрость, и не всем удается ее достигнуть. Важными аспектами мудрости является осознание человеком собственных ошибок, ограниченности собственных знаний и способность к выявлению проблем [Иванов, 2009].

Какие методы для повышения социального интеллекта известны сегодня?

К эффективным методам повышения уровня социального интеллекта авторы относят тренинги, фильмотерапию и анализ видеосюжетов, проигрывание проблемных ситуаций, техники эмпатийного слушания, упражнения на развития невербальных средств общения, а также сюжетно-ролевые игры. Однако человек, желающий повысить уровень своего социального интеллекта, должен понимать, что для этого ему придется развивать и некоторые другие способности. Например, хорошее внимание. Важность внимания сложно переоценить, ведь порой именно интерес к каким-то важным деталям помогает лучше понять собеседника. То, что другие могут считывать автоматически, человеку с низким уровнем социального интеллекта необходимо переводить на уровень сознания: заострять внимание на всех деталях, чтобы в конечном итоге подмечать важные. Однако, как мы помним из примера о Шерлоке Холмсе, внимание является лишь важным, но не достаточным качеством.

Не менее важен в данном случае и мотивационно-волевой компонент: если вы решили повысить уровень своего социального интеллекта, то это еще не означает непременного достижения результата. Потребуется продолжительная и систематическая работа над собой, а значит, необходима дисциплина и соблюдение расписания собственных занятий. Сев на диету и бросив ее, человек не похудеет. Так же и здесь - необходимо идти до конца.

Итак, перечислим несколько практических советов.

Что вам хочет сказать мимикой и жестами собеседник? А вы ему?

Обращайте больше внимания на невербальное поведение людей (жесты, мимику и т.д.): невербальные сигналы порой сообщают более правдивую информацию, которую человек попросту не успевает контролировать, в отличие от вербальных сигналов. Данный навык будет очень полезен, а развивать его очень просто: можно включить любой неизвестный фильм или сериал с выключенным звуком и по невербальному поведению актеров попытаться сделать выводы об их чувствах и в целом о ситуации на экране. Далее совсем несложно будет проверить себя, пересмотрев те же сцены уже со звуком.

Анализируйте собственную «невербалику». Будьте внимательны к себе и собственному телу и попытайтесь понять, как внешние сигналы тела соотносятся с вашими внутренними состояниями и чувствами.

Грамотная понятная речь - залог эффективного общения

Что касается вербальных навыков: как говорится, лучше больше, чем меньше. Старайтесь оттачивать свое мастерство, как можно больше общаясь с людьми, которые готовы вас слушать. Отмечайте свои слабые стороны и проводите работу над ошибками. Например, если вы чувствуете, что собеседник элементарно не понимает вашей дикции, - упражняйтесь, пока ваша речь не станет более понятна окружающим.

Какие эмоции ухудшают или улучшают процесс коммуникации?

Анализируйте собственные эмоции. Попытайтесь понять, что повлияло на возникновение того или иного эмоционального состояния, что может вызвать более острую реакцию или позволит ее сгладить. Проследите, как те или иные эмоции влияют на ваши мыслительные процессы, - так вы будете вооружены. Например, если вы знаете, что в состоянии гнева вы абсолютно не можете соображать, то переждите, пока гнев пройдет, прежде чем браться за какие-то задания или приступать к общению. Кроме того, заранее продумайте стратегии избавления от каких-то особенно пагубно влияющих эмоций. Если вы понимаете, что перед каждой встречей с начальством вас охватывает паника и оцепенение, вам надо продумать для себя индивидуальные приемы, направленные на минимизацию подобного состояния.

Таким образом, если в области социального интеллекта у вас «диапазон как у зубочистки», - как говорила Гермиона Рону Уизли в «Гарри Поттере», - не отчаивайтесь! Еще не все потеряно: социальный интеллект вполне возможно развить, следуя вышеперечисленным советам. Главное - желание работать над собой.

Марина Георгиевская, Яна Чёрная

Литература

Бобнева М.И. Психологические проблемы социального развития личности. - М.,1979.

Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов // Педагогическое общество России. - 2004.

Иванов А.А. Возрастные аспекты социального интеллекта // Научные исследования в образовании. - 2009, №1.

Князева Н.Н. Изучение социального интеллекта у школьников и студентов // Юбилейная международная научно-практич. конф., посвященная 200-летию Д.П. Ознобишина. - Самара, 2004.

Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение // Теоретические и прикладные вопросы психологии / под ред. А. А. Крылова. - СПб., 1995.

Лунева О.В. История исследования социального интеллекта // ЗПУ. - 2008. №4.

Макаров А.В., Цыбуленкова Т.С. Условия развития социального интеллекта дошкольников // Science Time. -2015, №7 (19).

Николаевский Р.П. Развитие социального интеллекта в студенческом возрасте // МНКО. - 2012, №5.

Панова Н.В. Уровни развития основных компонентов социального интеллекта младших подростков // Интеграция образования. - 2011, №2.

Хрящева Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. - М., 2014.

Шилова О.В. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимым взрослым: дис... канд. психол. наук. Нижегород. гос. педагогич. университет. - Нижний Новгород, 2009.

Thorndike E.L. Intelligence and its uses // Harper’s Magazine. – 1920, №140.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

Факультет профессиональной переподготовки

Москва, 2013 г

Введение………………………………………………….3

  1. Терминология…………………………………………4
  1. Социальный интеллект………………………...4
  2. Эмоциональный интеллект……………………5
  1. Модели………………………………………………...6
  1. Социальный интеллект………………………...7
  2. Эмоциональный интеллект……………………9
  1. Сравнительный анализ………………………………11

Заключение………………………………………………13

Список литературы……………………………………...15

Введение.

Нередко в педагогической практике сталкиваешься с ситуацией, когда интеллектуально одаренные и развитые дети (как правило, первоклассники, но встречаются и учащиеся в других классах) не могут адаптироваться в коллективе. Они становятся предметом издевательств со стороны других детей (когда рядом нет взрослых, учителей), эмоционально «взрываются» на уроке, за что получают «заслуженную» двойку за поведение от учителя, насмешки и продолжение издевательств со стороны одноклассников. Такая ситуация не может не сказаться на учебе, психическом и физическом здоровье ребенка и его будущем. Очень многое зависит в этой ситуации от взрослых: вовремя распознать причину плохого поведения (со стороны учителя-педагога) и помочь ребенку справиться с собой и ситуацией (родители, учителя, школьный психолог).

Корень такой ситуации лежит в неразвитости социального и эмоционального интеллекта у ребенка.

Первый термин (социальный интеллект) появился в 20-х годах прошлого века (2, с. 442), второй (эмоциональный интеллект) - в 90-х годах (2, с.29).

В настоящее время проблема исследования эмоционального интеллекта привлекает к себе внимание широкого круга специалистов-психологов, в частности специалистов в области психологии одаренности и творчества. Вместе с тем, не прекращаются споры о том, является ли эмоциональный интеллект самостоятельным образованием (5, с. 29) или входит в структуру социального интеллекта, и их разделение в самостоятельные сферы не продуктивно (3, с 1).

В чем же основное различие терминов (социальный и эмоциональный интеллект)? Каковы их модели (структуры)? Что между ними общего?

Поиск ответа именно на эти вопросы и явился целью данной реферативной работы.

  1. Терминология.

Ряд литературных источников указывает на некоторую особенность терминологии: «интеллект» - термин, относящийся к познавательной сфере(2, с. 439), а определения «социальный» и «эмоциональный» к сфере чувств, эмоций, восприятия. Однако, учитывая факт появления терминов на стыке наук («социальный интеллект» появился как термин на стыке общей психологии и социологии), авторы статей согласны «с данной терминологией, приняв ее как некоторую условность, вполне допустимую при создании новых терминов.» (3, с.1) Что же означают термины «социальный интеллект» и «эмоциональный интеллект»

  1. Социальный интеллект.

Первым ввел термин «социальный интеллект» Е. Торндайк в1920 г. Под этим термином он понимал способность правильно понимать одним человеком других людей. В дальнейшем его идея нашла подтверждение в работе Ведека и Спирмена в 1947 г., как способность критически и правильно оценивать чувства, настроение и мотивацию поступков других людей.

В конце 50-х годов Дж. Гилфорд вывел теоретическую модель человеческого интеллекта, в которой социальный интеллект получил статус самостоятельного компонента общей когнитивной структуры. А под термином социальный интеллект стало пониматься способность к пониманию поведения окружающих людей.

Американский психолог Дэвид Векслер предложил определять социальный интеллект как приспособленность индивида к человеческому бытию. (3, с.4)

В начале нашего века к проблеме социального интеллекта обращались психологи: М.И. Бобнева, В.П. Захаров, А.С. Кондратьева, А.Г. Шмелевидр. Общим для специалистов является понимание социального интеллекта как способности усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере, формирующейся в процессе общения и социального взаимодействия.

В итоге определение «социального интеллекта» в учебнике «Общая психология» за 2006 год дается так:

«Социальный интеллект-это сложная динамическая структура в системе коммуникативного потенциала, представляющая совокупность социальных познавательных процессов регуляции межличностного общения, детерминирующая успешность социального взаимодействия, характеризующая уровень социального развития личности и формирующаяся в процессе общения.» (2, с. 459)

  1. Эмоциональный интеллект.

Идея эмоционального интеллекта возникает из понятия социального интеллекта. Предтечей «эмоционального интеллекта» послужил внутриличностный интеллект (теория множественных интеллектов Ч. Гарднера), трактуемый как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением» (5, с. 29)

Впервые термин «эмоциональный интеллект» в психологию вводится Д.Мэйер и П.Сэловей в 1990 г. В их понимании эмоциональный интеллект – это «способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, регулировать собственные эмоции и эмоции других» (4, с.1). В 1995 году Д. Гоулмен публикует свою книгу "Эмоциональный интеллект", он расширяет термин Д.Мэйера и П.Сэловея такими компонентами, как энтузиазм, настойчивость и социальные навыки. Согласно Гоулмену развитый эмоциональный интеллект «позволяет сдерживать эмоциональный порыв, угадывать сокровенные чувства другого человека и налаживать взаимоотношения - в общем, как говорил Аристотель, приобретать редкостное умение «гневаться на того, кто этого заслуживает, причем до известных пределов, в надлежащее время, с надлежащей целью и надлежащим образом» (2, с. 12). Высокая популярность книги Д. Гоулмена (и не только среди специалистов, благодаря популяризаторскому стилю изложения) привлекает внимание многих психологов к проблеме эмоционального интеллекта. В 1997 году Р. Бар-Он даёт очень широкую трактовку понятия «эмоциональный интеллект», определяя его как «все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями».

В нашей стране проблемой эмоционального интеллекта наиболее активно занимается Д.В. Люсин, предлагающий рассматривать эмоциональный интеллект как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими, при этом психолог разъясняет, что «способность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т. е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям». (5, с.30)

2 Модели.

Теоретические модели создаются для решения прикладных проблем, в психологии это в первую очередь проблемы диагностики и развития. Поэтому создаваемые авторами методики диагностики социального интеллекта и эмоционального интеллекта фактически являются отражением их теоретических моделей

  1. Социальный интеллект.

До Дж. Гилфорда Социальный интеллект существует в качестве терминологического понятия. Дж. Гилфорд создает многофакторную модель человеческого интеллекта, включающую 120 способностей, 30 из которых он объединяет в группу «способность к пониманию поведение окружающих людей» (2, с. 442). Свою модель Гилфорд оставляет открытой, предполагая, что модель будет пополняться другими элементами (сейчас определено 180 элементов).

С. Космитский и О.П. Джон предложили концепцию социального интеллекта, позволяющую проводить исследования, базирующиеся на поведенческих, невербальных способах его оценки В составе модели 7 элементов, разделенных на две группы:

  1. когнитивные - оценка перспективы, понимание людей, знание специальных правил, открытость в отношениях к окружающим
  2. поведенческие - способность иметь дело с людьми, социальная приспособляемость, теплота в межличностных отношениях. (3, с.4)

К. Джонс и Дж. Д. Дэй выделяют два характерных фактора социального интеллекта и их взаимосвязь: «кристаллизованные социальные знания» (декларативные и опытные знания о хорошо знакомых социальных событиях) и «социально-когнитивная гибкость» (способность применять социальные знания при решении неизвестных проблем.

Модель Р.И. Риггио (3, с.5) предполагает пять социальных навыков: эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль, социальная выразительность и социальный контроль.

Социальный интеллект, по утверждению Ушакова Д.В.(3, с. 6), обладает рядом следующих характерных структурных особенностей:

«континуальным характером;

Использованием невербальной репрезентации;

Потерей точного социального оценивания при вербализации;

Формированием в процессе социального научения;

Использованием «внутреннего» опыта»

Модель социального интеллекта по А.И. Савенкову представляется им следующим образом:

1.Когнитивные:

Социальные знания - знания о людях, знание специальных правил, понимание других людей;

Социальная память - память на имена, лица;

Социальная интуиция - оценка чувств, определение настроения, понимание мотивов поступков других людей, способность адекватно воспринимать наблюдаемое поведение в рамках социального контекста;

Социальное прогнозирование - формулирование планов собственных действий, отслеживание своего развития, рефлексия собственного развития и оценка неиспользованных альтернативных возможностей.

2. Эмоциональные:

Социальная выразительность - эмоциональная выразительность, эмоциональная чувствительность, эмоциональный контроль;

Сопереживание - способность входить в положение других людей, ставить себя на место другого (преодолевать коммуникативный и моральный эгоцентризм);

Способность к саморегуляции - умение регулировать собственные эмоции и собственное настроение.

3. Поведенческие:

Социальное восприятие - умение слушать собеседника, понимание юмора;

Социальное взаимодействие - способность и готовность работать совместно, способность к коллективному взаимодействию и как к высшему типу этого взаимодействия - коллективному творчеству;

Социальная адаптация - умение объяснять и убеждать других, способность уживаться с другими людьми, открытость в отношениях с окружающими. (3, с.7)

  1. Эмоциональный интеллект.

В настоящий момент существуют два типа моделей эмоционального интеллекта: смешанные модели (где эмоциональный интеллект интерпретируется как сложное психическое образование, имеющее и когнитивную, и личностную природу) и модели способностей (где эмоциональный интеллект определяется как набор способностей).

Первая модель эмоционального интеллекта, разработанная П. Сэловей и Дж. Мэйером, была моделью способностей. Позднее к исследователям присоединяется Д. Крузо, доработанная ими модель также является моделью способностей, включающей в себя:

  1. Сознательное управление эмоциями
  2. Понимание и анализ эмоций
  3. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности
  4. Восприятие, оценка и выражение эмоций.

К моделям способностей относится и модель Д. Гоулмана. В настоящее время она включает четыре составляющих эмоционального интеллекта – самосознание; самоконтроль; социальная чуткость; управление взаимоотношениями. Другим примером модели способностей может быть модель Холла:

  1. эмоциональная осведомленность;
  2. управление своими эмоциями;
  3. самомотивация;
  4. эмпатия;
  5. распознавание эмоций других людей. (4, с.4)

К смешанным моделям относится модель Р. Бар-Она, который в своей модели выделяет пять сфер эмоционального интеллекта:

Познание собственной личности (осведомленность о собственных эмоциях, уверенность в себе, самоуважение, самореализация, независимость);

Навыки межличностного общения (межличностные взаимоотношения, социальная ответственность, сопереживание);

Способность к адаптации (решение проблем, оценка реальности, приспособляемость);

Управление стрессовыми ситуациями (устойчивость к стрессу, импульсивность, контроль);

Преобладающее настроение (счастье, оптимизм).

Модель эмоционального интеллекта, предложенная Д.В. Люсиным, раскрывает данное им определение эмоционального интеллекта, как способности к пониманию и управлению эмоциями.

Способность к пониманию эмоций означает, что человек:

  • может распознать эмоцию, т. е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
  • может идентифицировать эмоцию, т. е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
  • понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек:

  • может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
  • может контролировать внешнее выражение эмоций;
  • может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

При этом обе компоненты могут быть направлены как на собственные эмоции, так и на эмоции других людей. Также Д. Люсин выделяет три фактора, влияющие на эмоциональный интеллект:

Когнитивные способности (скорость и точность переработки эмоциональной информации);

Представления об эмоциях (как о ценностях, как о важном источнике информации о себе самом и о других людях и т.п.);

Особенности эмоциональности (эмоциональная устойчивость, эмоциональная чувствительность и т.п.).

В целом модель не может быть отнесена ни к смешанным моделям, ни к моделям способностей (по утверждению автора (4, с. 5 - 6))

  1. Сравнительный анализ

Сравнивая понятийные термины «социальный интеллект» и «эмоциональный интеллект», не трудно заметить, что ряд исследователей вкладывают в понятие «социальный интеллект» элементы понятия «эмоциональный интеллект» (например: Ведек и Спирмен -«…правильно оценивать чувства и настроения..») и наоборот (например: Гоулман, вводящий в понятие «эмоциональный интеллект» компонент «социальные навыки»).

С моделями ситуация еще более противоречивая. Так модель социального интеллекта Р.И. Риггио наполовину состоит из компонент эмоционального интеллекта, А.И. Савенков рассматривает эмоциональный интеллект как составную часть социального интеллекта. А многие модели эмоционального интеллекта имеют в своей структуре компоненты, относящиеся к социальной сфере (модели Р. Бар-Она и модель Гоулмана)

Заключение.

Споры о том, является ли социальный интеллект автономной способностью, включен в целую систему интегративных качеств интеллектуального характера или является структурным компонентом системы интеллекта в целом, плавно перешли в споры аналогичного характера в отношении социального интеллекта и интеллекта эмоционального.

Ряд авторов утверждает, что разделение эмоционального интеллекта и интеллекта социального непродуктивно. Эмоциональный интеллект вполне можно рассматривать как элемент социального интеллекта. Другие утверждают, что эмоциональный интеллект хотя и тесно связан с социальным интеллектом, но имеет свою специфику. Поэтому эти два конструкта могут быть представлены как пересекающиеся области.

Согласно словарным данным, эмо́ции (от лат. emovere - возбуждать, волновать) - состояния, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него факторов и выражающиеся прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Под эмоцией понимают либо внутреннее чувство человека , либо проявление этого чувства (см. невербальное общение ). Часто самые сильные, но кратковременные эмоции называют аффектом , а глубинные и устойчивые - чувствами . Эмоция - это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоциональный интеллект, выделившись из интеллекта социального, все же является самостоятельным конструктом. Достаточно пронаблюдать за новорожденными детьми: эмоциональная реакция присуща детям с рождения (плохо – плачут, комфортно – появляется полуулыбка), только с 4-ой недели жизни появляется реакция на людей – улыбка, восторг (когда ребенок начинает различать взрослых людей) или позднее смех, недовольство и другие реакции – зарождение социального интеллекта. Эмоция может быть направлена на объект, не являющийся другим человеком или человеком вообще. Таким образом, эмоциональное самовыражение (зарождение эмоционального интеллекта) появляется раньше, чем желание общения (зарождение социального интеллекта), то есть эмоциональный интеллект является самостоятельной сферой, но сильно взаимосвязанной со сферой социального интеллекта. С другой стороны социальный интеллект – это то, что присуще именно людям как существам социальным – вне человеческого общества социальный интеллект не разовьется. А любое непосредственное человеческое общение имеет эмоциональную окраску, и, следовательно, без развития эмоционального интеллекта невозможно развитие и социального интеллекта.

Таким образом, понятия социального интеллекта и интеллекта эмоционально различны, хотя и тесно взаимосвязаны между собой – невозможно развитие социального интеллекта, без развития эмоционального и наоборот.

Тем не менее, изучение обоих направлений очень важно в современной психологии и педагогике, так как результаты этих исследований будут широко использоваться в практике педагогов и психологов для воспитания одаренных и успешных в жизни людей.

Список литературы.

  1. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект / Дэниел Гоулман; пер. с англ. А.П. Исаевой. - М.: ACT: ACT МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009.-478 с.
  2. Общая психология: Учебник / Под ред. Тугушева Р.X. и Гар-бера Е.И. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 560с. - (Образователь-ный стандарт XXI).
  3. Савенков А.И. Концепция социального интеллекта. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=388
  4. Сергиенко Е.А., Ветрова И.И. Эмоциональный интеллект: русскоязычная адаптация теста Мэйера–Сэловея–Карузо (MSCEIT V2.0) [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. N 6(8). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 11.03.2013).
  1. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 29 - 36.

Лучше понимать окружающих, предугадывать их действия, «видеть», какие эмоции они испытывают, поможет развитие социального интеллекта. Умение схватывать атмосферу «на лету» обеспечит успех в личных отношениях, бизнесе, учебе. Чуткость к душевному состоянию собеседника или даже толпы, можно развивать при помощи проверенных на практике методов.

Под термином «социальный интеллект» понимаются навыки успешного взаимодействия индивидуума с социумом. Такие способности у одних хорошо выражены от природы и являются естественной частью их личности, а у других – почти не проявляются. Кому-то легко удается войти в любую компанию, стать в ней «своим», а кто-то преодолевает множество внутренних барьеров, чтобы начать непринужденную беседу.

Социальный интеллект: что это такое

Впервые о социальном интеллекте заговорили в 20-х годах прошлого столетия (Э. Торндлайк), обозначив этим словосочетанием дальновидность и умение предсказать развитие межличностных отношений. Многие ученые внесли свой вклад в развитие направления в психологии взаимоотношений, что позволило разработать методики по улучшению качества социальной адаптации.

Выявлены следующие подходы в понимании этого обозначения:

  • Один из типов познавательных способностей, наравне с вербальным, аналитическим.
  • Врожденная черта, обеспечивающая легкую интеграцию в любое общество.
  • Знания, обретенные путем изучения методик социализации и их применения.

Тема обширна, имеет несколько вариантов интерпретации, каждый из которых интересен для изучения. Навык качественного общения с людьми, необходимый для полноценной жизни в обществе, поддается взращиванию, улучшению и расширению. Отсутствие способности или ее неразвитость, приводит к одиночеству, отсутствию друзей и любимых, чувству отчуждения даже среди ближайших родственников.

Уровни социального интеллекта

Данный вид интеллектуального навыка не связан с умственной деятельностью. Люди с высоким IQ могут оставаться непонятыми, если не ощущают настроение собеседника, группы, аудитории, толпы. Увидеть себя глазами других, понять, что именно от тебя ожидают, и какая тактика общения даст желаемый результат – особенность социнтеллекта, его «изюминка» и механизм действия.

Для определения степени выраженности данной способности были разработаны специальные тесты, определяющие свойство индивидуума решать сложные социальные задачи. В процессе тестирования учитывались такие параметры, как быстрая реакция на условную ситуацию, скорость поиска решений и оригинальный подход к его выполнению.

Эффективность социального интеллекта условно разделяется на три уровня:

  • низкий (деструктивность, раздутие проблем на «пустом месте»);
  • средний (шаблонное поведение в обыденных сценариях);
  • высокий (быстрое и грамотное манипулирование любой по сложности ситуацией).

Важно! Социальный интеллект является способностью, которую можно наращивать как мышечную массу.

Развитие социального интеллекта

Вокруг каждого человека имеется микросреда и макросреда. Эти две составляющие жизни – необходимость, с которой ежедневно приходится сталкиваться. Именно адекватное взаимодействие является гарантом спокойной и успешной деятельности без стрессов, огорчений, обид и провалов.

Формирование качественного сосуществования с социумом начинается с тренировки следующих личностных данных:

  • предварительная разработка линии своего поведения в различных ситуациях;
  • улавливание обстановки в различных ситуациях;
  • понимание сложности отдельных отношений;
  • оценка своих действий «чужими глазами»;
  • скорость реагирования на ситуацию и быстрота разработки плана;
  • реализация обдуманного плана согласно конкретным сложностям.

Также важно научиться ставить себя на место другого человека. Такая тактика позволит понять мотивы других людей, определить их настроение и желания, страхи и переживания. Это поможет использовать ситуацию в собственных целях, для продвижения своих идей, товаров и услуг.

Способность понимать других важна не только для бизнесменов, продавцов, ораторов, политиков. Эта часть интеллектуального развития позволяет ненавязчиво формировать эмоциональную близость с окружающими людьми, что является важной составляющей полноценной человеческой жизни.

Эмоциональный и социальный интеллект и их развитие – сравнительно новое, но весьма популярное направление практической психологии. В некотором роде эмоциональный и социальный интеллект человека (которые вместе составляют так называемый социально-эмоциональный интеллект, или смешанную форму) противопоставляются известнейшему коэффициенту интеллекта (IQ) . Разберемся, почему это произошло, в чем разница между всеми этими понятиями, каике у них особенности и что конкретно входит в каждое из них.

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект личности удостоился пристального внимания психологов, бизнес-тренеров и т.д. в конце XX – начале XXI века, само понятие было введено в науку в середине 60-х, а включенные в него проблемы обсуждались учеными еще со времен расцвета бихевиористских теорий. В отличие от IQ, который фактически отражает особенности «сухого» мышления, эмоциональный интеллект, или EQ (Emotional Quotient), обращен к тому, что, собственно, делает человека человеком, а именно – к его эмоциям. Изначально этот термин включал все умения, навыки и особенности личности, так или иначе касающиеся эмоций и чувств . Таким образом, основы высокого EQ – умение хорошо разбираться в своих собственных эмоциях, умение распознавать эмоции других людей (на сознательном и подсознательном уровне), а самое главное – умение использовать эмоции (и свои, и чужие) для достижения определенных целей.

Существует несколько моделей эмоционального интеллекта, и одна из самых популярных – модель способностей, или модель Майера - Саловея - Карузо . Она включает в себя следующие составляющие:

  1. восприятие эмоций (как своих собственных, так и других людей);
  2. понимание эмоций;
  3. управление эмоциями;
  4. использование эмоций для стимуляции мышления (иными словами, способность замотивировать себя посредством собственных эмоций или способность принять какое-либо творческое решение, полученное с использованием эмоций).

Таким образом, человек с развитым эмоциональным интеллектом способен скрывать свои истинные эмоции (например, нетерпение или раздраженность), а также демонстрировать то, что он на самом деле не ощущает (правдоподобно улыбаться из вежливости тому, кого очень не любит). Кроме того, личность с высоким EQ отлично распознает чужие эмоции и чувства, умеет с ними работать (например, нивелирует злость или настраивает на доверие), использует их, чтобы убедить кого-либо в чем-то или доказать свою точку зрения, причем такие эмоциональные «аргументы» подбираются индивидуально под собеседника.

Конечно, эмоции и управление ими играет значительную роль в жизни любого из нас, однако эмоциональный интеллект не привлек бы столь пристальное внимание личностных тренеров, если бы в это понятие не проникали элементы социального интеллекта, который также отражает упускаемую IQ сторону личности и ориентирован на то, что и делает нас людьми. И таким образом, мы переходим особенностям социального интеллекта.

Что такое социальный интеллект?

Если эмоциональный интеллект изучает в основном эмоции, то, социальный интеллект личности (Social Quotient, SQ) , как несложно догадаться, – социальные аспекты. Иными словами в понятие социального интеллекта включается умение коммуницировать, устанавливать и поддерживать контакты, находить общий язык с различными людьми и т.д. Сюда же входит умение определять намерения других людей, в определенной степени предсказывать их поведение (на сознательном и подсознательном уровне). Социальный интеллект позволяет людям жить в рамках общества, вместе работать и т.д. При этом предполагается, что личности с высоким социальным интеллектом успешнее в бизнесе (по крайней мере в некоторых его сферах, где надо активно взаимодействовать с другими) и в личной жизни.

Что такое социально-эмоциональный интеллект?

Как правило, успешные и гармоничные личности отличаются высоким уровнем и социального, и эмоционального интеллектов. Именно поэтому в среде бизнес-тренеров, тренеров личностного роста и т.д. наиболее популярны смешанные модели , или модели социально-эмоционального интеллекта . Одна из самых известных – так называемая смешанная модель Дэниэла Гоулмана , которую он описал в своей книге «Эмоциональный интеллект». Д. Гоулман включил в нее 5 составляющих:

  1. самопознание;
  2. саморегуляция;
  3. социальные навыки;
  4. эмпатия (способность сопереживать, а в данном случае – способность понимать чувства, эмоции и намерения других людей);
  5. мотивация.

Как видим, здесь присутствуют социальные навыки, и в то же время Д. Гоулман отнес их к эмоциональному интеллекту. Именно поэтому данная модель называется смешанной, а с легкой руки научного журналиста само определение EQ и того, что в него включается, начало размываться. То, что сегодня многие считают частью эмоционального интеллекта, скорее, относится к интеллекту социально-эмоциональному.

Особенности эмоционального (социально-эмоционального) интеллекта

Итак, что же характерно для человека, который обладает высоким уровнем эмоционального интеллекта в его расширенном толковании (иными словами, развитым социально-эмоциональным интеллектом)? Такая личность способна управлять своими и чужими эмоциями, умеет распознавать настроения и намерения другого человека, понимает, что им движет и что он чувствует.
Важно и то, что человек с высокими EQ и SQ осознает, что движет им самим и способен замотивировать как сам себя, так и других людей. У него отлично развиты коммуникативные навыки, он располагает к себе (а точнее, производит на окружающих то впечатление, которое хочет произвести). Среди других особенностей обладателей развитого социально-эмоционального интеллекта – стрессоустойчивость, умение «разруливать» различные ситуации, воспринимать неудачи как возможность проанализировать ошибки и начать сначала и т.д. Самоконтроль, умение не зацикливаться на негативе и разобраться в себе – вот еще несколько аспектов, включаемых в смешанную модель EQ+SQ.

Вам что-нибудь напоминает это описание? Возможно, вы подумали, что человек с высоким EQ в его смешанной форме – фактически портрет идеального менеджера, работающего с клиентами? Что перечисление этих качеств встречается прежде всего в резюме? Что развитый социально-эмоциональный интеллект нужен тем, кто хочет достичь непревзойденных карьерных высот? Да, безусловно, вы правы. Популярность социального и эмоционального интеллекта в среде бизнес-коучей, HR-департаментов и т.д. связана как раз с тем, что многие качества EQ и SQ востребованы среди управленцев и тех, кто взаимодействует с клиентами, подрядчиками и т.д. Поэтому представителей соответствующих профессий (а иногда и просто всех подряд) при приме на работу тестируют на уровень социально-эмоционального интеллекта.

Есть у EQ и SQ положительные моменты, связанные и с личной жизнью . Например, в быту также не повредит умение замотивировать себя, не поддаваться плохим эмоциям и вообще разобраться в себе. Так как EQ помогает читать других людей, понимать их истинные намерения, то это снижает риск разочарований в них и в их поступках. Уменьшается шанс, что кто-либо сможет вас предать – ведь вы наверняка раскусите подобные попытки. Хотя люди часто видят то, что хотят видеть, а подсказки эмоционального интеллекта могут восприниматься как голос интуиции и игнорироваться, поэтому EQ – это не панацея.

Ложка дегтя

То, что социально-эмоциональный интеллект не панацея, подтверждается и другими фактами. В частности, интересная деталь: многие черты, присущие людям с высоким социально-эмоциональным интеллектом, также присущи социопатам : харизма, умение влиять на других людей, манипулировать ими, располагать их к себе и т.д.
По идее социально-эмоциональный интеллект опирается на такие понятия, как «успешность в жизни», «делает нас людьми» и т.д., но к личности с развитым социальным и эмоциональным интеллектом применимы и такие характеристики, как «манипулятор», «человек, эмоциям которого нельзя доверять». Конечно, уметь скрывать эмоции – не значит скрывать их постоянно, однако это ли делает нас людьми и дарит успешность в жизни?

В свою очередь, ученые в своих исследованиях упрекают социально-эмоциональный интеллект в ненаучности (или слабой научности). Смазанное определение, наличие в нем слов «интуиция», «на подсознательном уровне», ориентация на такие относительные и неоднозначные понятия, как «успешность в жизни» … Эти и другие подобные черты дают ученым мужам повод выносить EQ и SQ за пределы строгой психологической науки. Впрочем, это не мешает социальному, эмоциональному и социально-эмоциональному интеллекту быть широко применимым в жизни, а потому многих интересует, можно ли его развить и как это сделать . Этому посвящена наша следующая статья.