Open
Close

Некоторые уточнения: академическая, практическая и поп психологии. Почему академическая психология бесполезна в прикладной работе

Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл. В первом случае оно употребляется для обозначения соответствующей научной дисципли­ны, во втором - для описания поведения или психических особенностей отдель­ных лиц и групп людей. Поэтому в той или иной степени каждый человек знако­мится с «психологией» задолго до ее систематического изучения.

Чем же отличаются житейские психологические знания от научных? Существует пять таких отличий.

1) Первое: житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Житейские психологические знания характеризуются конкретностью, ограниченностью задач, ситуаций и лиц, на которые они распространяются.

Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия. Отработка понятий - одна из важнейших функций науки. В научных понятиях отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы.

2). Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний.

Подобный способ особенно отчетливо виден у детей. Уже упоминалось об их хорошей психологической интуиции. А как она достигается? Путем ежедневных и даже ежечасных испытаний, которым они подвергают взрослых и о которых последние не всегда догадываются. И вот в ходе этих испытаний дети обнаруживают, из кого можно "вить веревки", а из кого нельзя.

В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий.

3). Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи.

В науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т. е. речи и языка, чем мы, собственно говоря, и начали сегодня заниматься.

4). Четверное различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

5) Пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.

Итак, обобщая, можно сказать, что разработка специальных отраслей психологии является Методом (методом с большой буквы) общей психологии. Такого метода лишена, конечно, житейская психология.

Таким образом, житейская психология - это психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни.

Научная психология – это устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей и животных.

Научная и житейская психология не являются антагонистами, они сотрудничают, дополняют друг друга. Т.е. научная психология, во-первых, опирается на житейский психологический опыт; во-вторых, извлекает из него свои задачи; наконец, в-третьих, на последнем этапе им проверяется.

Житейская и обыденная психология

Научная психология

Практическая психология

Объект конкретен

Объект исторически изменялся

Объект в каждом конкретном случае реален

Знания конкретны, приурочены к конкретным ситуациям

Знания стремятся к обощению

Обобщенные знания предельно конкретизируются

Характеризуются ограниченностью задач и лиц, на которые распространяются

Поиск общих тенденций и закономерностей развития личности

Отрефлексирование научных знаний и соотнесение с реальным поведением конкретного человека

Носят интуитивный характер

Рациональны и вполне осознанны

Осознанны

Передаются с трудом и в незначительной степени

Знания аккумулируются и передаются

Знания обобщаются и передаются

Методы ограничены

Множество методов

Совокупность различных методов

Материал ограничен, не происходит накопление

Располагает обширным материалом, который накапливается и осмысливается в специальных отраслях психологической науки

Располагает обширными знаниями, которые используют, исследуя конкретную жизненную ситуацию конкретного человека

Язык изложения ненаучный, понятный всем

Специфический язык изложения

“Перевод” научных знаний на язык понятный человеку

Проверка на достоверность собственным опытом

Проверка на достоверность с помощью специальных методов

Главный показатель - решены ли проблемы, которые беспокоили клиента

Рассматривается конкретный человек в конкретной ситуации

В каждом направлении изучается одна сторона личности человека

Рассматривается личность в целом

Нет концептуального аппарата

Концептуальный аппарат служит для объяснения психологических феноменов и для коммуникации внутри научного сообщества

Концептуальный аппарат предназначен для понимания проблем клиента и заказчика и для коммуникации с ним же

Сегодня можно выделить два подхода к рассмотрению психологии. Одним из них, научным, занимаются специалисты-психологи. В него входят академическая, прикладная и практическая психология.

Продукт академической и прикладной психологии - исследование проблемы с последующими рекомендациями по их решению, практической - воздействие с целью решения психологической проблемы.

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев выделяют два по­нимания «практической психологии»:

1) практическая психология как «прикладная дисципли­на», особенностью которой является «ориентация на акаде­мическую исследовательскую психологию естественнонауч­ного типа»;

2) практическая психология как «особая психологиче­ская практика», где главная ориентация не на исследование психики, а на «работу с психикой».

Практическая психология - психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.

Другой подход - так называемая житейская психология. Представления о ней формируются на основе повседневного общения с другими людьми. Суть житей­ской психологии в том, чтобы объяснить проблему через внешние обстоятельства, а решить ее надо, соответственно, через изменение этих внешних факторов.

Научная психология считает наоборот: внешние обстоятельства жизни человека являются следствием внутренних психологических причин. Поэтому, если человек хочет разобраться в свой жизни, то ему надо сначала познакомиться с особенностями своей психики. Психолог работает в невидимом субъективном мире, который от этого не менее реален, чем объективный. На этом уровне другая логика.

В наше время психология перестает быть в глазах общества необычной наукой, все теснее сближается с практикой и становится значимой для многих отраслей народного хозяйства профессиональной областью. Психология как профессиональная область быстро развивается и включает в себя все большее число конкретных профессий.

3.1. Академическая и практическая психология

Психология является, прежде всего, отраслью научного знания, но в то же время она представляет собой и область профессиональной деятельности специалистов-психологов.

Как отрасль науки психология часто называется академической или теоретической психологией (от франц. academisme – теоретическое направление в науке), как область профессиональной деятельности психология называется практической психологией (от греч. praktikos - деятельный, активный).

Основными сферами деятельности профессионального психолога являются как академическая психология, и практическая психология (рис. 1).

Рис. 1. Основные сферы и виды деятельности профессионального психолога

Академическая, или теоретическая, психология представляет собой область психологии, ориентированную на получение новых знаний о законах и закономерностях развития психики. Академическая психология занимается поиском и теоретической систематизацией объективных знаний о психической деятельности и поведении человека и животных, создает научное описание и объяснение фактов и явлений психики. Теоретическая психология как отрасль научного знания является достаточно молодой наукой, хотя имеет древние философские корни. Психология оформилась в самостоятельную область научного знания лишь в конце XIX века, ее признание связано не только с появлением первых доказательных психологических теорий, но и с успехами экспериментальных исследований. В 1879 году немецким психологом и философом Вильгельмом Вундтом в Лейпцигском университете была открыта первая психологическая лаборатория. Лаборатория экспериментальной психологии В. Вундта была затем преобразована в институт, который долгие годы был важнейшим центром научной психологии. За короткий период своего существования психологическая наука проделала большой путь, накопила значительное научное содержание.

Большую роль в этом процессе сыграло развитие научных методов психологического исследования. Первым специфически психологическим методом в истории психологии был метод интроспекции (от лат. intrōspectāre − смотреть внутрь), представлявший собой исследование психологом собственного психического опыта, содержания собственного сознания путем внутреннего наблюдения [Б толк, с. 326]. На современном этапе своего развития психология имеет большое число объективных методов, которые во многом определяют содержание и направления психологических исследований. Среди основных психологических методов наибольшую значимость имеют такие методы как наблюдение, эксперимент, опросные методы, изучение продуктов деятельности, психодиагностические методы.

Наблюдение в психологии − это целенаправленное изучение психических явлений на основе непосредственного восприятия действий человека, форм его поведения и деятельности, различных внешних проявлений в естественных ситуациях. Метод наблюдения позволяет собрать множество интересных для исследователя фактов, большой объем информации, получить общее представление об изучаемом явлении. Для некоторых групп испытуемых наблюдение является наиболее желательным методом исследования (изучение младенцев, людей с измененными состояниями сознания).

Эксперимент является основным, ведущим методом психологии, представляющим собой сбор фактического материала в специально организованных условиях, регламентированное изучение психический явлений, форм поведения и деятельности. Преимуществом эксперимента как метода психологического исследования является возможность многократного повторения изучаемого явления.

К опросным методам в психологии относятся беседа, анкетирование, интервью, опросник. Во всех методах этой группы психолог выявляет необходимую информацию путем постановки специально подобранных вопросов. Вопрос должен быть понятен испытуемому, поэтому он должен быть достаточно коротким, не содержать специальных терминов, быть внутренне непротиворечивым.

Метод анализа продуктов деятельности (праксиметрический метод, архивный метод), основан на изучении различных материальных результатов деятельности человека (сочинение, рисунок, изготовленный предмет). Использование анализа продуктов деятельности основано на том, что в них проявляется отношение человека к самой деятельности, отражается уровень развития его способностей, усвоения знаний, умений и навыков.

Наблюдение, эксперимент, опросные методы и анализ продуктов деятельности являются так называемыми исследовательскими методами, не требующими жесткой регламентации процедуры проведения и обработки результатов. Психодиагностические методы (тесты, проективные методы, личностные опросники), напротив, основаны на строгом ограничении процедуры исследования, обработки и интерпретации результатов, проходят обязательную стандартизацию на больших выборках испытуемых.

Тесты являются, наверное, самыми знаменитыми психологическими методиками, к ним относятся тесты интеллекта и тесты способностей и достижений. Наиболее известными современными тестами интеллекта являются шкалы измерения интеллекта Д. Векслера, тест структуры интеллекта Р. Амтхауера, прогрессивные матрицы Дж. Равена, тесты интеллекта Г. Айзенка, а также тесты диагностики креативности Дж. Гилфорда и Е. Торренса.

Личностные опросники, также как и нестандартизированные опросные методы, состоят из вопросов или утверждений, для которых испытуемый выбирает вариант из нескольких предложенных ответов. Среди психологов заслуженной популярностью пользуются такие профессиональные личностные опросники как личностный опросник Р. Кеттела (16 PF), Миннессотский многофакторный личностный опросник (MMPI), опросник реактивной и личностной тревожности Ч. Спилбергера, опросник личностных акцентуаций Ф. Шмишека, опросники Айзенка (EPQ и EPI) и другие.

Проективные методы направлены на выявление индивидуальных особенностей отражения действительности, системы субъективных смыслов и значений в восприятии мира личностью. Среди проективных методов наиболее известны такие как тест Г. Роршаха, требующий от испытуемого структурирования неопределенного стимульного материала, придания ему субъективного смысла; Тематический апперцептивный тест (ТАТ), основанный на истолковании изображенной ситуации; тест «Дом-дерево-человек» Дж. Бука, тест «Нарисуй человека» К. Маховер, применяющие анализ рисунка, который делает испытуемый и другие.

В настоящее время все большее распространение получают компьютерные варианты классических психодиагностических методик. Преимуществом их компьютерного применения является быстрая обработка и представление результатов, доступные и простые средства статистического анализа, а также долговременное хранение данных в любой удобной для исследователя форме.

Психологические методы обеспечивают многие направления психологических исследований, способствуют накоплению разносторонних результатов, обобщение которых ложится в основу выявления психологических закономерностей.

В настоящее время в составе психологии выделяются следующие основные отрасли:

Кроме того, все большее значение приобретают относительно недавно появившиеся отрасли психологической науки, число которых постоянно растет. Они выделяются из традиционных направлений исследований, приобретая собственный предмет и содержание. Это такие отрасли, как:

Число отраслей психологической науки постоянно растет, поскольку психология накапливает и систематизирует все новые данные, по-новому подходит к решению традиционных проблем изучения психики человека. Широкие потребности в психологическом знании порождают новые междисциплинарные области (психолингвистика, этнопсихология, психофармакология, космическая психология, психология компьютеризации и другие).

Практическая психология направлена на применение полученных в теоретической психологии знаний на практике, в работе с людьми. Поэтому иногда ее называют прикладной психологией. Не все полученные в теоретических исследованиях знания могут быть использованы в области практической психологии, поэтому ее разделы не соответствует отраслям теоретической психологии. Основными направлениями практической психологии являются психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия, психологическая диагностика и психологическое просвещение.

Психологическая диагностика как вид деятельности психолога представляет собой изучение индивидуально-психологических и индивидуально-психофизиологических особенностей человека, выявление различных качеств, психологических и психофизиологических особенностей, черт и свойств личности с помощью специальных методик и приемов. Психодиагностика служит начальным звеном любой психологической работы с людьми, поскольку на ее основе разрабатываются программы коррекции, направления консультирования, мероприятия по психологическому просвещению. А.Ф. Ануфриев и С.Н. Костромина считают, что психодиагностика определяет успешность протекания других видов деятельности практического психолога [;26]. Отмечается также, что психодиагностика во многом основывается на опыте и интуиции практического психолога [Ан2]. Психодиагностическая деятельность практического психолога предполагает значительную ответственность психолога за соблюдение требований к процедуре исследования, обработке и истолкованию полученных результатов. Овладение той или иной психодиагностической методикой означает не только накопление опыта работы с ней, но и усвоение определенной психологической теории, на которой основана разработка методики.

Психологическое консультирование является направлением работы психолога по оказанию психологической помощи в процессе специально организованного взаимодействия (беседы) в условиях тесного эмоционально-личностного контакта с человеком, установления доверительных отношений. Психологическое консультирование направлено на разрешение конкретной психологической проблемы, психологических трудностей, связанных с общением, межличностными отношениями, с особенностями жизненных ситуаций и возрастными этапами развития личности. Главная цель консультирования заключается в том, чтобы помочь человеку понять причины трудностей, поддержать самостоятельный поиск личностью адекватных путей выхода из сложной или критической ситуации.

Психологическое консультирование охватывает различные сферы и может быть педагогическим, организационным, профориентационным. Консультирование может быть индивидуальным и групповым, очным и заочным.

Психологическая коррекция – это направление деятельности психолога по устранению и профилактике отклонений в познавательной и личностной сфере, и работа по развитию способностей и возможностей человека. Психолог также раскрывает источники и причины отклонений. В психокоррекции большое внимание придается различным аспектам психологического воздействия на личность, часто с помощью специальных приемов и техник (от англ. technique − техника (исполнения), мастерство), используемых психологом в индивидуальной или групповой работе с людьми.

Психологическое просвещение представляет собой распространение научных психологических знаний среди широких слоев населения. Как правило, психологическое просвещение затрагивает интересные и необходимые практически для всех людей знания о закономерностях возрастного развития личности, об особенностях общения между людьми в различных группах (в семье, рабочих коллективах, неформальных объединениях), о воспитании и обучении детей. Психологическое просвещение проводится в виде различных форм психолого-педагогической работы с людьми. Такими формами могут быть популярные лекции и беседы, открытые семинары, тематические уроки для школьников, выступления на педсоветах и методических объединениях учителей, на родительских собраниях в школе, доклады и сообщения в других организациях, тематические выставки психологической литературы, выпуск стенгазет, организация кружков, клубов и лекториев, и другие.

В качестве отрасли науки, студенты изучают теоретическую психологию в виде системы учебных дисциплин. Особенности практической психологии как сферы деятельности психолога становятся понятными во всех деталях лишь после окончания учебного заведения, с началом самостоятельной профессиональной деятельности, хотя с отдельными ее элементами студенты-психологи знакомятся в ходе теоретического обучения и учебных практик.

По замечанию Е.А. Климова, между академической и практической психологией «существует полезное (с точки зрения перспектив развития науки в целом и психологического образования в частности) противоречие между теорией и практикой» , которое порождает тесную взаимосвязь и взаимозависимость между ними (рис. 2).

Рис. 2. Взаимосвязь академической и практической психологии

Характеризуя отношения между теоретической и практической психологией, Ф.Е. Василюк отмечает, что в гуще психологической практики возникает жизненная потребность в психологической теории, и психологическая практика, в свою очередь, может стать краеугольным камнем психологии как науки [Васил].

Взаимосвязь академической и практической психологии основана, прежде всего, на том, что эти психологические области имеют единые методологические основания и теоретическую базу, поэтому, вне зависимости от сферы деятельности, психологи получают общую профессиональную подготовку во время обучения в вузе. По словам Ж. Годфруа , солидная базовая подготовка психолога, в какой бы области он ни работал, является единственной гарантией качественной практической работы с людьми.

Академическая психология имеет непосредственный выход на практику, зачастую полученные теоретические результаты обладают прямым прикладным эффектом. Кроме того, фундаментальные теоретические исследования составляют основу для интерпретации полученных результатов и разработки различных программ практической психологии.

В свою очередь, практическая психология, помимо использования теоретических положений, опоры на обнаруженные в академических исследованиях законы и закономерности, выявляет наиболее актуальные для психологической науки в целом проблемы, отвечающие потребностям практики, общественного развития, открывает малоизученные области, составляя тем самым запрос для последующего теоретического анализа поставленных проблем. Практическая психология опирается на накопленные теоретические знания и, в то же время, дает толчок к новым исследованиям.

Психология – совокупность научных знаний о процессах и закономерностях психологической деятельности человека. Эта наука находится на стыках философии и медицины, религии и физиологии, так как тесно связана как с естественными, так и гуманитарными науками.

Её объектами являются:

Значение психологии

Часто для обозначения объекта этой науки используют термин «душа». Сам термин «психология» введен в конце 16 века неосхоластиком Р. Гоклениусом для обозначения «науки о душе человека». Психология изучает как сознательную часть психики, так и бессознательную её область. Это наука, вызывающая огромное количество споров. Есть люди, полностью отрицающие её «научность», называющие психологов шарлатанами. Некоторые теории ведущих учёных воспринимаются как абсурдные. Например, многие обыватели и часть учёных негативно настроены к психоанализу Фрейда с его выводом о либидо (сексуальной энергии) как об основной движущей силе развития личности. Однако результаты практической деятельности психологов неоспоримы: для примера можно взять психологическую подготовку агентов спецслужб или удачный тренинг по теории продаж.

В отдельную науку психология оформилась приблизительно в середине 19 столетия. До того психологические проблемы рассматривались в контексте философии и религии. В конце 19 века произошел некоторый перекос в сторону физиологического подхода к исследованию психологических аспектов личности, но на данный момент эта наука воспринимает личность человека как гармоничное сочетание физиологического и духовного начал.

На сегодня психология признана официальной наукой, заключения психологов важны при воспитании детей в учебных заведениях, профориентации молодежи, в судебном делопроизводстве, в юриспруденции при оценке вменяемости физического лица и правомочности его действий. Помощь психотерапевтов рекомендована для решения личностных проблем при построении карьеры, достижения максимальных спортивных результатов, при решении семейных проблем.

Без психологии немыслимы психиатрия (раздел медицины, занимающийся врачеванием расстройств психики) и психотерапия (занимающаяся решением проблем здоровой психики, созданием психологического комфорта). Психологические процессы тесно связаны с физиологическими. Например, при испуге потеют ладони, при смущении – розовеют щеки. Такие процессы называются психосоматическими. Есть мнение, что нерешенные на протяжении долгого времени психологические проблемы становятся причиной заболеваний тела. Эту теорию развивает в своих книгах французский автор Лиз Бурбо.


Методы

Методами психологической науки являются:
  • совокупность эмпирических приемов (наблюдение за объектом, в том числе самонаблюдение – интроспекция, опрос, тесты, эксперименты, восстановление биографических фактов);
  • статистические (массовые опросы и исследования, позволяющие установить среднестатистические показатели с целью выявления отклонений от нормы);
  • психологическое воздействие (стрессовый эксперимент, дискуссия, тренинги, внушение, релаксация);
  • физиологические – с применением технических устройств (энцефалограф, томограф, «детектор лжи» – полиграф, и т.п.).

Современная психология делится на академическую (фундаментальную) и практическую (прикладную). Соответственно, первая часть изучает феномены и процессы человеческой психики, а вторая – применяет эти знания на практике.

Академическая психология

Задачами академической психологии являются:
  • теоретическое изучение психики, создание теорий о её закономерностях;
  • определение нормы и патологии;
  • создание методологической базы для практической (прикладной) п., а также смежных областей науки – педагогики, этологии и т.д.

Огромный вклад в фундаментальную психологию внесли такие ученые, как Зигмунд Фрейд, Карл Юнг, Альфред Адлер, Эрих Фромм, Дж. Уотсон (бихевиоризм), Карен Хорни, А.Х.Маслоу, Э.Л.Берн, Дейл Карнеги, М.Вертгеймер и К.Коффка (гештальтпсихология), а также многие другие. Даже при беглом знакомстве с теориями этих ученых становится ясно, что зачастую они имеют различный подход к объекту психологии. Психоаналитик будет исследовать бессознательное, бихевиорист – поведение человека.

Прикладная психология

Существуют такие разделы прикладной психологии:
  • юридическая;
  • педагогическая;
  • дифференциальная (изучает различия между группами людей – разными классами, этносами и т.д.);
  • (описывает отношения индивидуума в группе);
  • клиническая (обширный раздел, включающий как изучение явных психических отклонений, так и легких девиаций, а также психосоматику);
  • психология развития (состоит из детской и юношеской, пре- и перинатальной психологии, а также п. изменений, связанных с процессом старения – геронтопсихологии);
  • психология спорта;
  • многие другие.

Интерес к психологии абсолютно нормален для всесторонне развитых людей, ведь любая попытка разобраться в собственных чувствах есть психоанализ. Знание основ психологии поможет разобраться в собственных проблемах, в отношениях с окружающими, без него невозможно правильное воспитание детей. Иногда для преодоления внутреннего или внешнего конфликта требуется помощь специалиста, но во многих случаях достаточно самообразования. Мы надеемся, что статьи на нашем сайте помогут определить причины проблем и решить жизненные затруднения.

Глава 4 Отрасли академической психологии

Любопытно, что каждый, кто хочет писать о психологии, все еще вынужден начать с предварительного изложения своей собственной точки зрения… Когда предлагается тема, содержащая слово «психология», никто не может с уверенностью сказать, какая именно область фактов - или вымысла - будет исследоваться, и какой метод будет принят за основание.

Фредерик Бартлетт

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии Психология – и очень старая и совсем молодая наука. Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает

Из книги Век толп автора Московичи Серж

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как

Из книги Психология труда автора Прусова Н В

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

Из книги Беседы Свобода - это Все, Любовь - это Все Остальное автора Бендлер Ричард

Глава 23. Обманы Психологии. «То, во что вы не верите, так же важно, как и то, что вы делаете» Ричард Бэндлер. В психологии есть своя польза. Как психолог, я изучил многие вещи, имеющие определенную ценность в этой области. Я также столкнулся со многими разочарованиями в

Из книги История психологии. Шпаргалка автора Анохина Н В

2 ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ, ЕЕ ОТРАСЛИ К основным функциям психологии относят изучение адаптационной роли психики человека и животных в условиях современной жизни; изучение развития познавательных процессов на каждой стадии психического развития. Как

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том I. Мировой трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

Глава III. Трансперсональный проект в глубинной психологии: научно-психологические предпосылки трансперсональной

Из книги Основы психологии. Учебник для учащихся старших классов и студентов первых курсов высших учебных заведений автора Коломинский Яков Львович

9. Гипноз и парапсихология: вызов академической науке На протяжении всей истории научной психологии внимание к таинственным аспектам человеческой личности проявлялось самыми великими мастерами психологической науки: Фрейдом, Юнгом, Райхом и многими другими. Вне

Из книги Социальная психология автора Почебут Людмила Георгиевна

Глава 2. Методы психологии Как ни совершенно крыло птицы, оно никогда не смогло бы поднять ее ввысь, не опираясь на воздух. Факты – это воздух ученого. Без него вы никогда не сможете взлететь. И. П. ПавловМетоды, пути, средства, с помощью которых добываются научные факты,

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

Часть I История и предмет социальной психологии Становление социальной психологии Направления зарубежной социальной

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

13. МЕТОД НАБЛЮДЕНИЯ И САМОНАБЛЮДЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ. ЭКСПЕРИМЕНТ В ПСИХОЛОГИИ Наблюдение – это планомерное и целенаправленное фиксирование психологических фактов в естественных условиях повседневной жизни.Существуют определенные требования к организации и проведению

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

14. ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Принцип детерминизма. Этот принцип означает, что психика определяется условиями жизни и меняется с изменением образа жизни. Если говорить о психике животных, то считается, что ее развитие определяется естественным

Из книги Творчество в рамках автора Голденберг Джекоб

Глава I ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ

Из книги автора

Глава II МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ Методика и методология Наука - это прежде всего исследование. Поэтому характеристика науки не исчерпывается определением ее предмета; она включает и определение ее метода. Методы, т. е. пути познания, - это способы, посредством которых

Из книги автора

Глава I. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ §1. Общее понятие о психике Психология - наука, изучающая психику человека. Под психикой разумеются наши чувства, представления, мысли, стремления, желания, хорошо знакомые каждому человеку по его собственному опыту. К психике относятся также

Из книги автора

Эволюция целой отрасли благодаря умножению Многим невдомек, что целый ряд удивительных инноваций обязан своим появлением именно принципу умножения. Взять, к примеру, фотографию. Само происхождение фотографии и многие важные достижения в данной области построены на