Open
Close

Урок внеклассного чтения по повести В.Распутина "Живи и помни". Тема: Нравственные уроки повести В.Распутина «Живи и помни Беседа по биографии писателя

В.Г. Распутин «Живи и помни»

События, описанные в повести, происходят зимой сорок пятого, в последний военный год, на берегу Ангары в деревне Атамановка. Название, казалось бы, громкое, а в недавнем прошлом еще более устрашающее - Разбойниково. «…Когда-то в старые годы здешние мужички не брезговали одним тихим и прибыльным промыслом: проверяли идущих с Лены золотишников». Но обитатели деревни давно уже были тихими и безобидными и разбоем не промышляли. На фоне этой девственной и дикой природы происходит основное событие повести - предательство Андрея Гуськова.

Вопросы, которые поднимаются в повести.

Кто же виноват в нравственном падении человека? Каков путь человека к предательству? Какова мера ответственности человека за свою судьбу и судьбу Родины?

Война, как исключительное обстоятельство, поставила всех людей, и в том числе и Гуськова, перед «выбором», который должен был сделать каждый.

Путь к предательству

Война - суровое испытание для народа. Но если в сильных людях она воспитывала стойкость, несгибаемость, героизм, то в сердцах слабых прорастали и начинали давать свои горькие плоды трусость, жестокость, эгоизм, неверие, отчаяние.

В образе Андрея Гуськова, героя повести «Живи и помни», нам открывается душа слабого человека, искалеченная суровыми событиями войны, в результате чего он стал дезертиром. Как же этот человек, честно защищавший от врагов свою Родину в течение нескольких лет и даже заслуживший уважение товарищей по оружию, решился на поступок, презираемый всеми, всегда и везде, независимо от века и национальности?

В. Распутин показывает путь к предательству героя. Из всех уходящих на фронт Гуськов тяжелее всего переживал это: «Андрей смотрел на деревню молча и обиженно, он почему-то готов был уже не войну, а деревню обвинить в том, что вынужден ее покидать» . Но несмотря на то, что ему тяжело уходить из дома, он прощается с родными быстро, сухо: «То, что приходится обрывать, надо обрывать сразу…»

Андрей Гуськов поначалу и не собирался дезертировать, он честно пошел на фронт и был хорошим бойцом и товарищем, заслужив уважение друзей. Но ужасы войны, ранение заострили эгоизм этого человека, который поставил себя выше своих товарищей, решив, что именно ему и нужно уцелеть, спастись, вернуться живым во что бы то ни стало.

Зная, что война уже подходит к концу, старался выжить любой ценой. Его желание осуществилось, но не совсем: он получил ранение, и был отправлен в госпиталь. Он думал, что тяжелое ранение освободит его от дальнейшей службы. Лежа в палате, он уже представлял себе, как вернется домой, и был так уверен в этом, что даже не вызвал родню в госпиталь повидаться. Весть о том, что его снова отправляют на фронт, поразила, как удар молнии. Все его мечты и планы оказались разрушены в одно мгновение.

Дезертирство Андрея автор Валентин Распутин не пытается оправдать, но стремится объяснить с позиции героя: он долго воевал, заслужил отпуск, хотел увидеть жену, но положенный ему после ранения отпуск отменили. Предательство, которое совершает Андрей Гуськов, закрадывается в его душу постепенно. Сначала его преследовал страх смерти, которая представлялась ему неминуемой: «Не сегодня — так завтра, не завтра — так послезавтра, когда подвернется очередь». Гуськов пережил и ранение, и контузию, испытал танковые атаки и лыжные рейды. В.Г. Распутин подчеркивает, что среди разведчиков Андрей считался надежным товарищем. Почему же он встал на путь предательства? Сначала Андрей просто хочет повидаться с родными, с Настеной, побыть немного дома и вернуться. Однако, поехав на поезде в Иркутск, Гуськов понял, что зимой и за трое суток не обернешься. Андрей вспомнил показательный расстрел, когда при нем расстреляли мальчишку, который захотел за пятьдесят верст сбегать в свою деревню. Гуськов понимает, что за самоволку по головке не погладят. Таким образом неучтенные обстоятельства сделали путь Гуськова гораздо более долгим, чем он предполагал, и он решил, что это — судьба, назад дороги нет. В минуты душевной смуты, отчаяния и страха перед смертью Андрей принимает роковое для себя решение - дезертировать, которое перевернуло его жизнь и душу, сделало другим человеком.

Постепенно Андрей возненавидел себя. В Иркутске он на какое-то время поселился у немой женщины Тани, хотя совершенно не собирался этого делать. Через месяц Гуськов, наконец, оказался в родных местах. Однако герой не ощутил радости от вида деревни. В.Г. Распутин постоянно подчеркивает, что, совершив предательство, Гуськов вступил на звериный путь. Через некоторое время ему уже жизнь, которой он так дорожил на фронте, стала не мила. Совершив измену родине, Андрей не может уважать себя. Душевные муки, нервное напряжение, невозможность ни на минуту расслабиться превращают его в загнанного зверя.

Вынужденный скрываться в лесу от людей, Гуськов постепенно теряет все человеческое, доброе начало, какое в нем было. Лишь злоба и неуёмный эгоизм остаются в его сердце к концу повести, его беспокоит только собственная участь.

Андрей Гуськов дезертирует осознанно, ради своей жизни, а Настёну, свою жену, заставляет его скрывать, тем самым, обрекая её жить во лжи: «Вот что я тебе сразу скажу, Настёна. Ни одна собака не должна знать, что я здесь. Скажешь кому - убью. Убью - мне терять нечего. У меня рука на это твёрдая, не сорвётся», - такими словами он встречает свою жену после долгой разлуки. И Настёне ничего не оставалось делать, как просто повиноваться ему. Она была с ним заодно до самой своей смерти, хотя иногда её посещали мысли, что это он виноват в её страданиях, но и не только в её, а и в страданиях её будущего ребёнка, зачатого вовсе не в любви, а в порыве грубой, животной страсти. Этот еще не родившийся ребенок страдал вместе со своей матерью. Андрей не осознавал, что этот ребенок обречен прожить всю жизнь с позором. Для Гуськова было важно исполнить свой мужской долг, оставить наследника, а как это дитя будет жить дальше, его мало волновало. Автор показывает как предав себя и свой народ, Гуськов неизбежно предает и самого близкого и понимающего его человека — свою жену Настену, готовую разделить вину и позор своего мужа, и своего нерожденного ребенка, которых он жестоко обрекает на трагическую гибель.

Настёна понимала, что и жизнь ее ребенка, и она сама обречены на дальнейший позор и страдания. Выгораживая и защищая своего мужа, она идет на самоубийство. Она решается броситься в Ангару, тем самым, убивая и себя, и своего еще не родившегося малыша. Во всем этом, безусловно, виноват Андрей Гуськов. Этот момент и является той карой, которой высшие силы могут наказать преступившего все нравственные законы человека. Андрей обречен на мучительную жизнь. Слова Настены: «Живи и помни», — будут до конца дней стучать в его воспаленном мозгу.

Почему Гуськов стал предателем? Сам герой хотел бы переложить вину на «рок», перед которым бессильна «воля».

Не случайно через всю повесть красной нитью проходит слово «судьба», за которую так цепляется Гуськов. Он не готов. Не хочет нести ответственности за свои поступки, за свое преступление всеми силами пытается прикрыться «судьбою», «роком». «Это все война, все она, — снова принялся он оправдываться и заклинать». «Андрей Гуськов понимал: судьба его свернула в тупик, выхода из которого нет. И то, что обратной дороги для него не существовало, освобождало Андрея от лишних раздумий». Нежелание признавать необходимость личной ответственности за свои поступки - причина появления червоточины в душе Гуськова, что и обусловливает его преступление (дезертирство).

Война на страницах повести

В повести нет описания битв, смертей на поле боя, подвигов русских солдат, фронтового быта. Только жизнь в тылу. А все же - это именно повесть о войне.

Распутин исследует деформирующее влияние на человека силы, имя которой — война. Не будь войны, видимо, и Гуськов не поддался бы только смертью внушенному страху и не дошел бы до такого падения. Возможно, с детства поселившиеся в нем эгоизм и обидчивость нашли бы выход в каких-то иных формах, но не в столь уродливой. Не будь войны, по-другому сложилась бы и судьба подруги Настены, Надьки, оставшейся в двадцать семь лет с тремя ребятишками на руках: на мужа пришла похоронка. Не будь войны… Но она была, она шла, на ней гибли. А он, Гуськов, решил, что можно прожить по другим законам, чем весь народ. И это несоизмеримое противопоставление обрекло его не просто на одиночество среди людей, но и на непременное ответное отторжение.

Итогом войны для семьи Андрея Гуськова стали три разбитые жизни. Но, к сожалению, таких семей было немало, многие из них разрушились.

Рассказывая нам о трагедии Настены и Андрея Гуськовых, Распутин показывает нам войну как силу, деформирующую личность человека, способную разрушать надежды, гасить уверенность в своих силах, расшатывать неустойчивые характеры и даже ломать сильных. Ведь Настена, в отличие от Андрея, — жертва безвинная, пострадавшая в результате невозможности выбора между своим народом и человеком, с которым она когда-то связала свою жизнь. Настена никогда и никому не изменяла, всегда оставаясь верной тем нравственным принципам, которые были заложены в ней еще с детства, и поэтому ее гибель кажется еще более страшной и трагичной.

Распутин высвечивает антигуманную природу войны, которая приносит людям страдания и беды, не разбираясь, кто прав, кто виноват, кто слаб, кто силен.

Война и любовь

Их любовь и война - две движущие силы, которые определили горькую долю Настены и позорную участь Андрея. Хотя герои изначально были разными - человечная Настена и жестокий Андрей. Она - сама доброта и душевное благородство, он - вопиющая черствость и эгоизм. Война сначала даже сблизила их, но нравственную несовместимость не могут преодолеть никакие вместе перенесенные испытания. Ведь и любовь, как любые другие отношения, разбивается о предательство.

Чувство Андрея к Настене - скорее потребительское. Он все время хочет что-то получать от нее - будь то предметы материального мира (топор, хлеб, ружье) или же чувства. Гораздо интереснее понять, любила ли Настена Андрея? В замужество она кинулась, "как в воду", иными словами, долго не раздумывала. Любовь Настены к мужу строилась отчасти на чувстве благодарности, ведь он взял ее, одинокую сироту, в свой дом, не давал никому в обиду. Правда, мужниной доброты хватило всего на год, а затем он даже избил ее до полусмерти, но Настена, следуя старому правилу: сошлись — надо жить, — терпеливо несла свой крест, привыкая к мужу, к семье, к новому месту.

Отчасти же ее привязанность к Андрею можно объяснить чувством вины оттого, что у них не было детей. Настена не думала о том, что здесь может быть вина Андрея. Так и позже она винила почему-то саму себя в преступлении мужа. А в сущности, Настена и не может любить кого-то иного, кроме мужа, ведь одна из священных семейных заповедей для нее - это супружеская верность. Как все женщины, Настена ждала мужа, рвалась к нему, переживала и боялась за него. Он также думал о ней. Будь Андрей другим человеком, он, вполне вероятно, вернулся бы из армии, и они снова зажили бы обычной семейной жизнью. Все случилось не так: Андрей вернулся раньше срока. Вернулся дезертиром. Предателем. Изменником Родины. В те времена это клеймо было несмываемым. Настена не отворачивается от мужа. Она находит в себе силы, чтобы понять его. Такое поведение - единственно возможная для нее форма существования. Она помогает Андрею, поскольку жалеть, отдавать и сочувствовать для нее естественно. Она уже не помнит того плохого, что омрачало их довоенную семейную жизнь. Она знает только одно - ее муж попал в большую беду, его надо жалеть и спасать. И она спасает как может. Судьба снова свела их воедино и в качестве огромного тяжкого испытания послала им ребенка.

Ребенок должен посылаться как награда, как величайшее счастье. Как когда-то Настена мечтала о нем! Теперь же ребенок - плод любви его родителей - обуза, грех, хотя он и зачат в законном браке. И снова Андрей думает лишь о себе: "Плевать нам на него". Он говорит "нам", но на самом деле "плевать" только ему. Настена не может так же равнодушно относиться к этому событию. Для Андрея главное, чтобы родился ребенок, продолжился род. Он не думает в эту минуту о Настене, которой придется выносить позор и унижение. Такова степень его любви к жене. Конечно, нельзя отрицать, что Гуськов привязан к Настене. Иногда даже у него бывают минуты нежности и просветления, когда он с ужасом думает о том, что он делает, в какую пропасть толкает жену.

Их любовь не была такой, о которой пишут в романах. Это обычные отношения мужчины и женщины, мужа и жены. Война выявила и преданность Настены мужу, и потребительское отношение Гуськова к жене. Война же и разрушила эту семью, как семью Надьки Березкиной и тысячи других семей. Хотя кто-то все же сумел сохранить свои отношения, как Лиза и Максим Волошины, И Лиза могла ходить с гордо поднятой головой. А Гуськовы, даже если бы сохранили семью, никогда не сумели бы поднять глаз от стыда, потому что и в любви, и на войне нужно быть честными. Андрей же не смог быть честным. Это и определило тяжелую судьбу Настены. Так своеобразно Распутин решает тему любви и войны.

Смысл названия. Название повести связано с высказыванием В. Астафьева: «Живи и помни, человек, в беде, в кручине, в самые тяжкие дни и испытания: место твое — с твоим народом; всякое отступничество, вызванное слабостью ль твоей, неразуменьем ли, оборачивается еще большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя».

Андрея Гуськова меньше всего беспокоит то, что он предал свою землю, свою Родину, бросил в тяжелую минуту товарищей по оружию, лишив, по мнению Распутина, свою жизнь высшего смысла. Отсюда и нравственная деградация Гуськова, его одичание. Не оставивший потомства и предавший все дорогое, что у него было, он обречен на забвение и одиночество, никто не помянет его добрым словом, потому что трусость в сочетании с жестокостью во все времена подвергалась осуждению. Совсем другой предстает перед нами Настена, не пожелавшая оставить в беде своего мужа, добровольно разделившая с ним вину, принявшая на себя ответственность за чужое предательство. Помогая Андрею, она ни в чем не оправдывает перед людским судом ни его, ни себя, потому что верит: предательство не имеет прощения. Сердце Настены разрывается на части: с одной стороны, она считает себя не вправе бросить в трудную минуту человека, с которым однажды связала свою жизнь. С другой стороны, она бесконечно страдает, обманывая людей, сохраняя свою страшную тайну и поэтому почувствовав вдруг себя одинокой, оторванной от народа.

В тяжелом разговоре на эту тему возникает важный в символическом плане образ Ангары. «У тебя была только одна сторона: люди. Там, по правую руку Ангары. А сейчас две: люди и я. Свести их нельзя: надо, чтоб Ангара пересохла », — говорит Андрей Настене.

В ходе разговора выясняется, что когда-то героям приснился один и тот же сон: Настена в девчоночьем виде приходит к Андрею, который лежит возле березок и зовет его, рассказывая, что замучилась с ребятишками.

Описание этого сна еще раз подчеркивает мучительную неразрешимость ситуации, в которую попала Настена.

Героиня находит в себе силы пожертвовать своим счастьем, покоем, своей жизнью ради мужа. Но понимая, что тем самым она разрывает все связи между собой и народом, Настена не может пережить этого и трагически погибает.

И все же высшая справедливость торжествует в конце повести, потому что люди поняли и не осудили поступки Настены. Гуськов же не вызывает ничего, кроме презрения и отвращения, поскольку «человек, хотя бы раз ступивший на дорожку предательства, проходит по ней до конца».

Андрей Гуськов платит высшей платой: не будет его продолжения; никогда и никто не будет понимать его так, как Настена. С этого момента уже неважно, как он, услышавший шум на реке и приготовившийся скрыться, будет жить дальше: дни его сочтены, и проведет он их, как прежние, — по-звериному. Может, будучи уже пойманным, даже завоет от отчаяния по-волчьи. Умереть должен Гуськов, а гибнет Настена. Это значит, что дезертир умирает дважды, и теперь уже навсегда.

…Во всей Атамановке не было ни одного человека, который бы просто пожалел Настену. Лишь перед смертью Настена слышит крик Максима Вологжина: «Настена, не смей!» Максим - один из первых фронтовиков, познавший, что такое смерть, понимает, что жизнь - самая большая ценность. После того как тело Настены нашли, ее похоронили не на кладбище утопленников, потому что «бабы не дали», а похоронили среди своих, но с краешку.

Повесть заканчивается авторским сообщением, из которого видно, что о Гуськове не говорят, не «поминают» — для него «распалась связь времен», у него нет будущего. Автор говорит об утопившейся Настене как о живой (нигде не подменяя имени словом «покойница»): «После похорон собрались бабы у Надьки на немудреные поминки и всплакнули: жалко было Настену» . Этими словами, знаменующими восстановившуюся для Настены «связь времен» (традиционная для фольклора концовка — о памяти героя в веках), заканчивается повесть В. Распутина «Живи и помни».

Название книги «Живи и помни». Эти слова говорят нам, что все то, что написано на страницах книги, должно стать уроком в жизни каждого человека. Живи и помни, что есть в жизни измена, низость, человеческое падение, испытание любви этим ударом. Живи и помни, что против совести нельзя идти и что в минуты тяжелых испытаний ты должен быть вместе с народом. Призыв «Живи и помни» обращен ко всем нам: человек ответствен за свои поступки!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2»

Открытый урок-размышление в 11 А классе

по повести В. Г. Распутина «Живи и помни»

на тему «Война все спишет?..»

(к 75-летию Валентина Григорьевича Распутина)

Урок провела

Учитель 1 квалификационной категории

Киселева Ольга Александровна

Альметьевск 2012

Урок-размышление по повести В. Г. Распутина «Живи и помн и» на тему «Война все спишет?… (11 класс).

Учитель О.А. Киселева

Ход урока

Тип урока: комбинированный.

Цели занятия.

Образовательные :

дать представление о жизни и творчестве писателя — современника В. Распутина;

познакомить с повестью “Живи и помни”, способствовать усвоению творческого мира писателя, пониманию нравственно – философских проблем его произведений на примере повести “Живи и помни”;

сопоставить проблемы изучаемого произведения с ранее изученными произведениями русской литературы XIX века (Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”, Л.Н. Толстого “Война и мир”)

Воспитательные:

познакомить с духовными ценностями человеческой жизни и культуры на примере художественной литературы, в частности творчества писателя В. Распутина;

способствовать воспитанию патриотизма, коллективизма, интереса к истории своей страны, активной гражданской позиции, морального облика учащихся, мотивации учебной деятельности;

Развивающие : способствовать развитию:

логического мышления и интеллектуальных умений и навыков в процессе пересказа отдельных отрывков, ответов на проблемные вопросы при анализе произведения;

навыков устной связной речи и культуры речи при индивидуальных сообщениях, ответах на поставленные проблемные вопросы, анализе центральных эпизодов повести, художественном пересказе отрывков повести;

выразительного чтения, внимания и памяти при чтении произведения, работе с книгой, учебником;

литературного познавательного интереса при знакомстве с новым автором и произведением, поставленных в нем проблемах;

профессиональных качеств, интересов и способностей в процессе выполнения домашнего задания и практического выполнении обязанностей студентов при подготовке к уроку; мировоззренческих (нравственных) представлений в процессе усвоения нового материала;

развития связной письменной речи в процессе выполнения домашнего задания.

Приемы обучения

Вступительное слово преподавателя; индивидуальные задания и сообщения студентов; обращение к иллюстративным и наглядным средствам обучения; постановка аналитических и проблемных вопросов при изучении нового произведения; самостоятельная деятельность студентов при работе с текстом, ответах на аналитические вопросы, выразительном чтении отдельных отрывков, художественном пересказе отдельных эпизодов

Наглядно – иллюстративный материал:

Портрет писателя В.Распутина, иллюстративный материал о писателе, выставка книг писателя В.Распутина, эпиграф к уроку; иллюстративный материал о Великой Отечественной войне, стенгазета и альбом к произведению, текст повести В.Распутина “Живи и помни”, конспект занятия, презентация к уроку ; кадры из документального фильма о Великой Отечественной войне , кадры из художественного фильма “Живи и помни” ».

Вступительное слово учителя.

В современной литературе XX–XXI веков есть имена, без которых ее мы уже не сможем представить. Одно из таких имен - Валентин Распутин, которому сегодня, 1 5 марта 2012 года , исполнилось 75 лет.

Сегодня мы познакомимся с его творчеством. Писатель Валентин Распутин — один из признанных современных писателей, который тоже продолжает традиции русской классической прозы, прежде всего, с точки зрения нравственно – философских проблем, каких — вот и должны мы это с вами увидеть, размышляя над произведением его повести “Живи и помни”. Таким образом, целями и задачами нашего урока являются:

Познакомиться с личностью писателя-современника Валентина Григорьевича Распутина; рассмотреть проблемы повести “Живи и помни”; сопоставить данное произведение с ранее изученными произведениями 2-й пол. XIX века;

Эпиграф к уроку: Стыдно жить… Страшно жить … Н езачем жить…

Из повести “Живи и помни”

- Слово предоставляется…(уч-ца знакомит с биографией писателя, сопровождая свой ответ презентацией)

Беседа по биографии писателя:

Что вы узнали о жизни и творчестве писателя? Назовите основные его произведения и темы этих произведений. Как писатель стремился к знаниям? Что помогло ему стать талантливым писателем и достойным гражданином России?

II. Анализ повести . Слово преподавателя — переход к изучению произведения В.Распутина “Живи и помни”. Слайд 1.

21 июня 1941 года фашистская Германия обрушила на нашу страну страшный удар. Началась Великая Отечественная война.

Страна приготовилась дать отпор, началась всеобщая мобилизация на фронт, все: и стар, и млад стремились отдать свой долг Родине, встать на ее защиту.

Уходили на фронт под только что созданную песню Лебедева – Кумача “Священная война”.

Ушел и на фронт и герой повести Распутина “Живи и помни” Андрей Гуськов.

Распутин, казалось, не был, не воевал на той Великой Отечественной, но познал военное лихолетье и не мог высказать свою точку зрения на те события, к которым он, как гражданин своей страны, был причастен. Ведь в 60–70-е годы вновь возрос интерес к военным событиям, в печати появились произведения “новой” военной прозы, и Валентин Распутин решил сказать “свое” писательское слово об этом страшном событии в истории страны. Но повесть Распутина нельзя отнести более всего к “военной” прозе, она скорее психологическая , философская, как, впрочем, и другие, появившиеся военные повести, так как всех писателей больше всего стали волновать не исторические масштабные сражения Великой Отечественной войны, а поведение человека на войне, судьба личности на фоне судьбы народной в годы тягостных испытаний, сохранение человеческого в человеке. (Можно задать вопрос: А с какими произведениями о войне вы знакомы по школе?) Возможные ответы: В. Быков, В.Кондратьев, Б.Васильев.

8.Сначала мне хотелось бы проверить знание текста повести. Слайд 2.

Вопрос 1–й: Расскажите, с чего начинаются события повести? Вопрос 2–й : Что представляла из себя семья Гуськовых? Вопрос 3 –й: Как попала в Атамановку Настена?

Вопрос 4–й: Расскажите, как воевал Андрей Гуськов. Слайд 3.

9 . А теперь мы переходим к аналитическому прочтению произведения. Об истории дезертира вообще писать было не принято. В нашей литературе бытовали герои и героини, совершающие подвиги. На передовой ли, в глубоком тылу, в окружении или в осажденном городе, в партизанском отряде, у плуга или у станка. Героями любых произведений были люди с сильными характерами, страдающие и любящие. Они ковали Победу, приближая ее шаг за шагом. Такие образы воспитывали героические качества наших современников, служили примером для подражания. А Валентин Распутин решил показать иную жизненную ситуацию.

1-й проблемный вопрос : Как о его близком нахождении узнала Настена? Слайд 4. Почему же Гуськов оказался дезертиром? Когда Гуськов дезертировал с фронта, о ком он прежде всего думал? С лайд 5

Возможный ответ: …Жизнь на войне была временами не в меру тяжелой, но никто не роптал, не жаловался, потому что всем доставалось поровну. “И столько они, кто дрался, с первых дней войны, вынесли и выдержали, что хотелось верить: должно же для них выйти особое, судьбой данное помилование, должна смерть от них отступиться, раз они сумели до сих пор от нее уберечься”.

…Когда же стал виден конец войне, не одно сердце дрогнуло от щемящей надежды на скорое и чудесное избавление от страха и смерти. Но не наступало передышки, хоть уже на исходе были силы. Страшно становилось от мысли, что можешь не дожить до победы…

…И самое тяжелое нравственное испытание выпало на долю Андрея Гуськова перед самым концом войны: он, раненый, оказался в госпитале недалеко от дома. Не выдержало его сердце, мысль о смерти, что он может погибнуть в конце войны, не давала ему покоя, обратно на фронт так не захотелось. Поддавшись какому- то не вполне осознанному чувству, Андрей выбрал для себя наихудший исход, жизненный выбор, гораздо более тяжкий и горький, чем смерть от вражеской пули. Он подчинился инстинкту самосохранения и нашел удобный случай спастись, пошел на сознательное бегство.

2–й проблемный вопрос: Что же это за выбор, который хуже вражеской пули? И почему именно такой? Можно ли назвать это преступлением? Возможный ответ: Проявились трусость, эгоизм, слабость…

Конечно, человек без слабостей не бывает, человек должен быть с грехом, иначе он не человек. Но с таким ли? Искупить ли такой грех? Ведь война еще не закончилась, и Гуськову никто приказов не воевать, не идти обратно на фронт не давал. Возможный ответ:Вот- вот конец войне, а он может погибнуть. Боязнь за свою жизнь. Обычно надежный Андрей Гуськов, смелый, а тут проявил трусость.

3–й проблемный вопрос: Как вы думаете, могла ли Настена оставить мужа в трудную минуту? Слайд 6. Возможный ответ:Когда на ее долю выпадает такое страшное испытание, как дезертирство мужа, ей и в голову не приходит не только отказаться от него, но и просто отделить свою судьбу от его судьбы: она считает себя участницей содеянного мужем.

-Выразительное чтение по ролям эпизода 1-й встречи Настены и Андрея Гуськова .

4–й проблемный вопрос: Как изменилась жизнь Настены с возвращением мужа? Слайд 7

Возможный ответ: Ей приходится врать, обманывать, скрываться от людей, от родителей мужа, она понимает и принимает мужа, делает все, чтобы спасти его, мечется в зимнюю стужу, пробираясь в его логово, скрывая страх, таится от людей. Она любит и любима, быть может, впервые вот так, глубоко, без оглядки. Результат этой любви – будущее дитя. Долгожданное счастье. Да нет же – позор! Считается, что муж на войне, а жена – гуляет. От Настены отвернулись родители мужа, односельчане.

5–й проблемный вопрос: Героиню какого романа 2–й пол XIX в. напоминает Настена?

Возможный ответ:Соню Мармеладову из романа Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”, у которой воедино тоже слились жалость, сострадание, милосердие. Думая об Андрее, любя его горькой и заботливой любовью, она любила его, жалея, и жалела себя – эти два чувства неразрывно сошлись в ней в одно. Верность, долг, жалость – вот что оказывается главным в жизни этой женщины. Она испытывает одиночество среди людей.

-Чтение по ролям встречи воина – односельчанина Максима Вологжина или пересказ. Слайд 8

7–й проблемный вопрос: Детально и обстоятельно Распутин исследует характер преступления, совершенного Гуськовым . Чем оправдывается Гуськов? Возможный ответ:он силится оправдаться войной, тем, что не стал власовцем, оправдывается предстоящим рождением ребенка.

8-й проблемный вопрос: К чему привело преступление Гуськова , его предательство и индивидуализм? Докажем это эпизодами. Возможный ответ: Все это привело Андрея Гуськова к отчуждению, к одичанию, превращению в загнанного зверя. Встречи с Настеной в банных потемках, где они как “слепые”, немая встреча с отцом, “оглушенность” от одиночества, усиливающаяся еще от глухоты, полученной при контузии, переживаний Настены он тоже словно не слышит. Начинается нравственная деградация человека, человек постепенно превращается в животное. Гуськов начинает чувствовать себя животным: у него вместо кожи – шкура, живет, как крот, в потемках, называет себя “зверюгой лесной”, у него “звериный аппетит”. Превращение Гуськова в зверя тщательно подготовлено.

Пересказ эпизодов: “Убийство теленка”; “Вой по — волчьи ”; (показ кадров фильма) Слайд.9

9–й проблемный вопрос: Слайд 10. Как всякого хищника его ждет возмездие: облава. Расскажите, как односельчане догадались, что Андрей Гуськов – дезертир? Возможный ответ: Власти подозревают ее в связи с дезертиром и следят. Пойти к мужу – указать место, где он скрывается. Не пойти – уморить его голодом. Круг замыкается.

Выстройте “цепочку” превращения человека в животное, оступившегося, выстроившего свою теорию самосохранения:

Страх – предательство – преступление – нравственная деградация – гибель души;

10–й проблемный вопрос: Почему же предпочитает гибнуть Настена? Ведь она ждет “новую жизнь”? Слайд 11. Возможный ответ:Непосилен груз от чувства стыда, совестливости, одиночества, душевной муки.

11–й проблемный вопрос: О чем думает Настена перед смертью? Можно ли посчитать ее самоубийство необычным гимном замечательной русской женщине, способной на подвиг самопожертвования? Слайд 12. Возможный ответ: В самые тяжелые, последние дни Настена помнит прежде всего о стыде, на котором держится человеческая совесть. Настена до конца осталась верной мужу и будущему ребенку, которого не захотела отдать на позор и людское проклятие. Страшный грех совершила эта женщина, погубив себя и будущую жизнь, но смертью своей она заслужила единственно возможное для нее прощение.

12–й проблемный вопрос: Как вы относитесь к самоубийству Настены? Слайд 13. Почему о Гуськове в конце повести нет ни слова? Слайд 14. Возможный ответ:Это суровый приговор ему. Неискупимая вина его погубила всю семью, и он исчезнет с лица земли, не оставив после себя следа. Слайд 15

10. Подведем итоги анализа повести и найдем сопоставление с произведением 2-й половины XIX века. Есть ли нечто, объединяющее Гуськова и Родиона Раскольникова, героя романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” ? Возможный ответ:Преступление, разрушение души, ответственность за свои поступки, страдание близких, одиночество, а главное – топор – символ и того, и другого произведения как символ насилия, прежде всего над собой, над близкими.

Вывод: Достоевский и Распутин показывают разрушающее действие лжи на человека, на человеческую душу.

13-й проблемный вопрос: Как вы понимаете смысл заглавия повести? О чем нужно помнить человеку? Почёму повесть называется «Живи и помни».

(о тветы учащихся и обобщение учителя). Слайд 16

Показывая страшное зло, зло предательства, зло губящая, как радиация, всё вокруг себя, писатель обошёл молчанием конец Андрея. Он не достоин гибели, вызывающей сочувствия. Она оказывается вне жизни, вне памяти людей? Оставляя Гуськова в живых, автор клеймит его страшным заклятием «Живи и помни ». Но название повести имеет не только этот смысл.

В памяти людей остаётся и гибель Настены, не вынесшей стыда. Перед смертью она чувствует связь со всеми людьми «Нет, сладко жить», думает она в последние минуты. И тут же: «Страшно жить, стыдно жить». Смерть её — это как неизбежность правды, в которую верит сама Настена. «Правда — она сквозь камни прорастёт, посреди Ангары в самом быстром и глубоком месте поднимается из воды говорящим деревам. Никакой силой её не скрыть».

Судьба Андрея и Настены – это часть народной судьбы. На примере их жизни Распутин проводит мысль о трагедии человека, оторвавшегося от народа. Отсюда вытекает: борьба с фашизмом — общенародное дело. Этой борьбой жил весь народ на фронте и в тылу, внося свой посильный вклад в общее дело победы. Андрей Гуськов, дезертировавший с фронта, чувствует тяжесть своего преступления перед народом, сознавал, что такие преступления невозможно искупить. Он сознательно порывает с людьми со своими родными и теряет человеческий облик.

Настену нельзя осуждать за верность, любовь и преданность Андрею, но она сама себя осудила за то, что помогала человеку совершившему страшное преступление перед народом. Она сама себе вынесла беспощадный приговор. В этом величие её характера, её справедливость, честность.

Слайд 17. «Живи и помни , человек в беде, в самые тяжкие дни и испытания – место твоё с твои народом. Всякое отступничество, вызванное слабостью ли твоей, неразумением ли, оборачивается ещё большим горем для твоей Родины и народа, а стало быть, и для тебя» — вот идея повести, заключающаяся и в судьбах героев, и в её названии.

Переплетаются судьбы Настёны и Андрея. Житейские истины выстраиваются в стройный философский ряд размышлений о назначении человека на этой земле, о войне. И понятие родная земля «долг, преданность» становятся не умозрительными, а конкретно выраженными, через конкретные судьбы двух людей.

Слайд 18

11. Выставление оценок.

12. Домашнее задание: (по выбору)

1. Написать сочинение – рассуждение по повести В.Распутина “Живи и помни, человек. О чем?” 2.Написать сочинение – рассуждение “Какие чувства вызвало у вас это произведение?”

13. Подведение итогов занятия.

Мне дана возможность поразмышлять над одним из произведений современного русского писателя В. Распутина - «Живи и помни ».
Я, как читатель, рад, что мне довелось читать произведения замечательного и талантливого русского прозаика В. Г. Распутина, который создал прекрасные произведения о русских людях, о русской природе, о русской душе. Его повести и рассказы вошли в золотой фонд современной русской литературы.
События, описанные в повести, происходят зимой сорок пятого, в последний военный год, на берегу Ангары в деревне Атамановка. Название, казалось бы, громкое, а в недавнем прошлом еще более устрашающее - Разбойниково. "… Когда-то в старые годы здешние мужички не брезговали одним тихим и прибыльным промыслом: проверяли идущих с Лены золотишников". Но обитатели деревни давно уже были тихими и безобидными и разбоем не промышляли. На фоне этой девственной и дикой природы происходит основное событие повести - предательство Андрея Гуськова.
В любом художественном произведении заглавие играет очень важную роль для читателя. Название книги «Живи и помни» наталкивает нас, читателей, на более глубокое понятие и осмысление произведения. Эти слова - «Живи и помни» - говорят нам, что все то, что написано на страницах книги, должно стать незыблемым вечным уроком в жизни каждого человека. «Живи и помни» - это измена, низость, человеческое падение, испытание любви этим ударом.
Перед нами главный герой этой книги - Андрей Гуськов, «расторопный и бравый парень, рано женившийся на Настене и проживший с ней до войны нехорошо-неплохо четыре года». Но вот в мирную жизнь русских людей бесцеремонно вторгается Великая Отечественная война. Вместе со всей мужской частью населения ушел на войну и Андрей. Ничто не предвещало такого странного и непонятного расклада, и вот, как неожиданный удар для Настены, известие о том, что ее муж Андрей Гуськов - предатель. Не каждому человеку дано пережить такое горе и позор. Это происшествие круто переворачивает и меняет жизнь Насти Гуськовой. "… Где ты был, человек, какими игрушками ты играл, когда тебе назначили судьбу? Зачем ты с ней согласился? Зачем, не задумавшись, отсек себе крылья, как раз, когда они больше всего нужны, когда надо не ползком, а летом убегать от беды?" Теперь она находится под властью своих чувств и любви. Затерянная в глубине деревенской жизни, женская драма извлечена и показана Распутиным. Живая картина, которая все чаще встречается на фоне войны. Автор доводит до читателей, что Настена - жертва войны и ее законов. Она не могла действовать по-иному, по универсальному выбранному пути, не подчиняясь своим чувствам и воле судьбы. Настя любит и жалеет Андрея, но, когда стыд за людской суд над собой и над своим будущим ребенком побеждает силу любви к мужу и жизни, она шагнула за борт лодки посреди Ангары, погибнув между двух берегов - берегом мужа и берегом всех русских людей. Распутин дает читателям право судить о поступках Андрея и Настены, подчеркнуть для себя все хорошее и осознать все плохое. Сам же автор - добрый писатель, склонный скорее прощать человека, чем осуждать, тем более осуждать беспощадно. Он старается оставить место своим героям для исправления. Но есть такие явления и события, непереносимые не только для окружающих героев людей, а также и для самого автора, на осмысление которых нет у автора душевных сил, а есть только одно неприятие.
Валентин Распутин с неиссякаемой для русского писателя сердечной чистотой показывает жителя нашей деревни в самых неожиданных ситуациях.
Благородство Настены сопоставляется автором с одичавшим умом Гуськова. На примере того, как Андрей набрасывается на теленка и задирает его, видно, что он потерял человеческий образ, полностью отошел от людей. Настя же пытается образумить и показать ошибку своего мужа, но делает это любя, не настаивает.
Автор вводит в повесть «Живи и помни» много размышлений о жизни. Особенно хорошо мы это видим при встрече Андрея и Насти. Герои томятся своими размышлениями не от тоски или безделья, а желая понять назначение человеческой жизни.
Велики и многогранные образы, описываемые Распутиным. Здесь мы видим типичный для деревенской жизни собирательный образ деда Михеича и жены его, консервативно строгой Семеновны. Солдата Максима Воложина, мужественного и героического, не жалевшего сил, сражавшегося за Отчизну. Многоликий и противоречивый образ истинно русской женщины - Надьки, оставшейся одной с тремя ребятишками. Она-то и подтверждает слова Н. А. Некрасова: "… долюшка русская, долюшка женская".
Все отразилось и показалось - жизнь во время войны и ее счастливый конец - на жизни деревушки Атамановки. Валентин Распутин всем, что написал, убеждает нас, что в человеке есть свет, и погасить его трудно, какие б ни случались обстоятельства! В героях В. Г. Распутина и в нем самом есть поэтическое чувство жизни, противопоставляемое устоявшемуся восприятию жизни.
Следуйте словам Валентина Григорьевича Распутина - «век живи - век люби».

Разделы: Литература , Организация школьной библиотеки

Класс: 10

  • совершенствование форм работы с книгой; развитие умений интерпретации текста;
  • развитие творчески активной личности в единстве с социумом;
  • формирование у учащихся глубоких убеждений, активной гражданской позиции;
  • воспитание любви к Родине

Оборудование: мультимедиа, слайды «В. Г. Распутин», статьи УК РФ (Приложение 1 ); трибуна для свидетелей, места для судьи, секретаря, прокурора, адвоката; судейский молоток.

Ход занятия

1. Вступительное слово.

Неделя детской и юношеской книги в нашей стране начинается на мартовских каникулах. Тогда же начались и у нас Дни литературы в школе. В пришкольном лагере мы подготовили и провели костюмированный праздник сказки «Встреча старых друзей», с уч-ся средних классов – игры-тесты по литературе с интерактивной доской.

Самые старшие подготовили и покажут нам такую форму работы с произведением, как ролевая игра «Литературный суд». Каждому участнику процесса желаю выдержать свою роль естественно и соответственно статусу этой роли.

Демонстрация слайдов, комментарии: Портрет В.Г. Распутина.

Краткие сведения о биографии и творчестве писателя.

Повесть «Живи и помни» (1974)

Статьи УК

Судебный процесс

1. Организация судебного заседания

Секретарь. Прошу всех встать! Суд идёт!

Судья. (Заходит ) Здравствуйте! Прошу садиться. Судебное заседание объявляется открытым. (Молоток)

Рассматривается уголовное дело по обвинению в неявке в срок на службу без уважительных причин из лечебного учреждения военнообязанного Гуськова Андрея Фёдоровича, предусмотренное статьёй 337 УК РФ «Самовольное оставление части или места службы»;

в неявке на место службы военнообязанного Гуськова Андрея Фёдоровича в целях уклонения от прохождения воинской службы, предусмотренное статьёй 338 п.1 «О дезертирстве»;

в доведении Гуськовым Андреем Фёдоровичем до самоубийства своей беременной жены Гуськовой Анастасии, предусмотренное ст.110 «Доведение до самоубийства»;

в косвенном причинении смерти Гуськовым Андреем Фёдоровичем своему отцу Гуськову Фёдору Михеичу, предусмотренное ст. 109 п. 1 «Причинение смерти по неосторожности».

Судья. Прошу секретаря доложить, все ли участники суда явились на заседание.

Секретарь. Явка всех заявленных свидетелей обеспечена, все ожидают вызова. Все свидетели предупреждены об уголовной ответственности за сокрытие и дачу заведомо ложных показаний.

Объявляется состав суда. Уголовное дело рассматривает (ФИО учащихся – читателей)

судья Жильцова Дарья Аркадьевна; Государственный обвинитель – Черемисинова Галина Евгеньевна. Защиту подсудимого осуществляет адвокат Перова Мария Геннадьевна. Ведёт заседание секретарь суда Стребнев Виталий Сергеевич.

Есть ли заявления об отводах у обвинения? У защиты?

(Отвечают )

2. Суд приступает к судебному следствию. (Молоток)

Слово для обвинения предоставляется государственному обвинителю Черемисиновой

Галине Евгеньевне.

Выступление прокурора.

Подсудимый Андрей Федорович Гуськов обвиняется:

  • по статье
337 п.3 Уголовного кодекса Российской Федерации «Самовольное оставление части»;
  • по статье
  • 338 п.1 «Дезертирство»;
  • по статье ПО
  • «Доведение до самоубийства»;
  • по статье III
  • «Непреднамеренное причинение вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего»,

    Зимой 1945 года подсудимый Андрей Федорович Гуськов, после трехмесячного лечения в новосибирском госпитале от тяжелого ранения в грудь, получил предписание явиться для дальнейшего прохождения службы на родную батарею, однако ни на место дислокации батареи, ни в другую военную часть Гуськов не явился, следовательно, он самовольно оставил военную часть, был признан дезертиром.

    Предположительно, Гуськов скрывался в окрестностях деревни Атамановка, где проживала его семья: мать, отец и супруга, которая и стала впоследствии сообщницей подсудимого. Настена Гуськова неоднократно встречалась с подсудимым, тайно передавала ему продукты, патроны и скрывала от правосудия факт дезертирства. Доказательством этих встреч послужила беременность женщины, узнав о которой свекровь выгнала Настёну из дома. Жизнь женщины изменилась, она стала скрытной, часто пропадала куда-то, всего боялась. Когда односельчане, заподозрив ее в помощи дезертиру, решили проследить ее путь по Ангаре, Настена, увидев преследователей, покончила жизнь самоубийством, утопившись в реке. Узнав о происходящих событиях, отец подсудимого, Федор Михеевич, скончался от сердечного приступа. Таким образом, обвинение считает, что Андрей Федорович Гуськов виновен в смерти жены, так как он довел Настену до самоубийства, что квалифицируется обвинением как «Доведение до самоубийства» и в смерти отца, что квалифицируется обвинением как «Непреднамеренное причинение вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего».

    Судья. Защита желает выступить? Адвокат . Да, ваша честь.

    Судья. Слово предоставляется адвокату Перовой Марии Геннадьевне

    Выступление адвоката

    Ваша честь, защита имеет свой взгляд на произошедшие события. Мой подзащитный не планировал стать дезертиром. Это раненые по госпиталю его убедили в том, что ранение его настолько тяжело, что следовать ему домой после госпиталя. Это тяжёлое ранение повлияло и на психику подсудимого. Ему было психологически трудно находиться рядом с домом и не побывать там. Когда Гуськов сел на поезд, следующий в противоположную от фронта сторону, он хотел всего-навсего повидаться с родными, а затем вернуться в часть.

    Уважаемый суд, я хотела бы представить факты из военной биографии моего подзащитного.

    Хочу напомнить, что Андрей Гуськов на фронте с первых дней войны. В первых же боях его ранило, но, к счастью, легко. Позже был сильно контужен, взрывной волной ему начисто отбило слух, продолжительное время он ничего не слышал.

    За три года мой подзащитный успел повоевать и в лыжном батальоне, и в разведроте, и в гаубичной батарее. Ему довелось испытать всё: и танковые атаки, и броски на немецкие пулемёты, и ночные лыжные рейды, и изнуряюще долгую охоту за «языком». За чужие спины не прятался. Среди разведчиков Гуськов считался надёжным товарищем, его брали с собой в пару самые отчаянные ребята, чтобы подстраховывать друг друга.

    Воевал мой подзащитный в лыжном батальоне, под Москвой, на Смоленщине попал в разведчики, а в батарею его определили уже в Сталинграде, после контузии. Не раз он бывал в самом пекле войны и сумел выжить!

    Последнее ранение летом 44-го года было самым тяжёлым. Почти сутки мой подзащитный не приходил в себя. Практически три месяца пробыл он в новосибирском госпитале. Грудь, из которой дважды доставали осколки, долго не закрывалась. Не заживала...

    Уважаемый суд, прошу учесть заслуги моего подзащитного перед Родиной и принять во внимание все смягчающие обстоятельства.

    Судья. Приступаем к допросу свидетелей.

    Секретарь. В судебное заседание вызывается свидетель Жильцов Сергей Юрьевич (ФИО учащегося – читателя).

    Судья. Пожалуйста, вопросы.

    Адвокат. Сергей Юрьевич, скажите, пожалуйста, что вы знаете о действиях Гуськова

    после госпиталя?

    Свидетель защиты. Гуськов решился ехать на восток, потому что надеялся обернуться туда и обратно за 2-3 дня, считал, что ничего, вывернется как-нибудь. А получилось, что только до Иркутска он ехал больше 3 суток. Если двигаться дальше до Атамановки– дня тоже не хватит, и двух не хватит. И он понял, что уже всё, поздно, не простят, даже штрафбатом не отделаться.

    У него в памяти всё был показательный расстрел весной 42-го года. Тогда выстроили полк и вывели двоих: одного – лет сорока, самострела с подвязанной рукой, и второго – совсем ещё мальчишку, он самовольно сбегал в свою деревню вёрст за 50. Всего 50 вёрст, и – расстрел. А он, Гуськов, вон куда метнулся. Помнил он ещё, с какой ненавистью и брезгливостью солдаты смотрели на самострела. «Шкура! – говорили. – Ну и шкура! Всех захотел перехитрить».

    Адвокат. Вы хотите сказать, что Гуськов стечением обстоятельств оказался в западне?

    Свидетель. Да, не повезло ему. Не подрассчитал он.

    В судебное заседание вызывается свидетель – военврач новосибирского госпиталя, где подсудимый проходил лечение после ранения.

    Свидетель обвинения. Больной Андрей Федорович Гуськов поступил в госпиталь с множественными ранениями в грудь. В течение трёх месяцев находился на лечении. Лечение прошло успешно. Здоровье больного Гуськова Андрея Федоровича было восстановлено, медицинская комиссия признала его годным к строевой службе в числе многих других бойцов.

    Судья. Пожалуйста, вопросы.

    Секретарь. В зал судебного заседания вызывается свидетель Ахмедов Орхан Анвар оглы (ФИО учащегося – читателя).

    Судья. Пожалуйста, вопросы.

    Адвокат. Свидетель, как вы думаете, любовь являлась одной из причин рвения Гуськова домой, к родне?

    Свидетель защиты. Думаю, да. В одной из тайных встреч Гуськов говорит жене: «Шёл я к тебе и думал: приду, погляжу на Настёну, попрошу прощенья, что сломал ей жизнь, что гнул без нужды да изголялся, когда можно было жить. Думаю, покаюсь, чтоб извергом в памяти не остался, погляжу со сторонки на отца, на мать...

    Адвокат. Я прошу учесть уважаемый суд, что именно любовь и желание раскаяться толкнуло моего подзащитного на необдуманный поступок. (Вставать каждый раз)

    Судья. У обвинения есть вопросы к свидетелю?

    Судья. В зал судебного заседания вызывается свидетель Берёзкина Надежда. Представьтесь.

    Судья. Пожалуйста, вопросы.

    Прокурор. Кем вы являетесь потерпевшей Настене Гуськовой? Что вы знаете о произошедших событиях?

    Свидетель обвинения. Надька я, соседка их, а с Настеной мы и работали вместе, и подругами были. Когда ее Семеновна из дома выгнала, узнав, что она ребенка ждет, так она у меня в избе жила. Настена врала что-то про уполномоченного, что подписки на заём собирал, ну, деньги для фронта, но я-то Настену знаю, не такая она. Да и все в деревне сразу догадались, Андрей это. Я сразу заметила: будто подменили Настену, все время где-то в себе, будто не видит ничего и не слышит. А каждого шороха боится. Раньше болтала без умолку, а теперича каждое слово веревкой из нее тащить надо. Извелась вся, измучилась. Пропадала часто, да все по ночам. Андрей это, он, душегуб и Настену, и отца своего со свету сжил.

    Прокурор. Значит со свекровью, и свёкром Настена больше не общалась?

    Свидетель. Михеич приходил как-то. О чём разговаривали, не слыхала, только просил он её о чём-то. Думаю, с сыном свидеться хотел. Ни с чем ушёл, не сказала Настена, да как тут скажешь, муж ведь. А Настена была баба хорошая, не виноватая она. Жаль её, и ребёночка неродившегося тоже жаль. Мы и похоронили-то её не как утопленницу, а на кладбище.

    Судья. У защиты будут вопросы?

    Секретарь. В зал судебного заседания вызывается свидетель Кизинова Кира Владимировна (ФИО учащегося – читателя).

    Судья. Пожалуйста, вопросы.

    Адвокат. Кира Владимировна, внесите ясность в судебное следствие, ответьте, как отреагировал обвиняемый на известие о том, что в такой критической ситуации, когда он скрывается от властей, от людей, от отца с матерью, когда он числится без вести пропавшим, у них с Настеной скоро будет ребёнок?

    Свидетель защиты. Я знаю, что Гуськов был искренне рад этой новости. 4 года прожили они до войны, а детей так и не было. Их отношения из-за этого испортились. А сначала они хорошо жили, в любви. Так, когда Гуськов на своей заимке узнал-то про беременность, на седьмом небе был. Говорит, я знаю, знаю, Настена, не зря я сюда шёл, не зря. Вот она судьба. Как знал, как знал – ты понимаешь! Как чувствовал! А ещё, дурак, боялся. Да ради этого!.. Гуськов когда говорил это Настёне, как запалённый был, кашлял и смеялся, глаза горели! Это, – говорит, – больше всякого оправдания, пускай теперь что угодно, – говорит,– хоть завтра в землю.

    Если он после меня останется, это ж кровь моя дальше пошла. Не кончилась, не пересохла, не зачахла. Говорит, а я-то думал, на мне конец: всё, погубил родову. А дитё станет жить, дальше ниточку потянет. Он обнимал Настену, что-то шептал, говорил ей, в общем, торжествовал.

    Адвокат. Вы считаете, что Гуськов мог стать замечательным отцом?

    Свидетель. Да, он мог стать хорошим, достойным отцом.

    Секретарь. В судебное заседание вызывается свидетель Брызгалов Ян Анатольевич. (ФИО учащегося – читателя).

    Судья. Пожалуйста, вопросы.

    Адвокат Вы можете сказать суду, как Гуськов относился к тому, что позор его дезертирства ляжет на всю его семью?

    Свидетель защиты. Могу. Гуськов не хотел, чтобы позор пал на его родных.

    Адвокат. Почему вы так решили?

    Свидетель. Он говорил жене: «На люди мне показаться нельзя, даже перед смертным часом нельзя. Уж что-что, а это я постараюсь довести до конца. Я не хочу, чтобы в тебя, в отца, в мать потом пальцем тыкали. За ребёнка переживал: «Не хочу,– говорил,– вас марать. А если узнают, что родила от меня, – съедят тебя. Я-то ладно, с меня спрос особый, а тебе за что?

    И родишь ты – на ребёнка слава упадёт, век ему маяться с ней... Судья . Пожалуйста, ещё вопросы.

    Адвокат. Нет, ваша честь

    Прокурор. Не имею, ваша честь.

    Секретарь. В судебное заседание вызывается свидетель Иннокентий Иванович, представитель власти в Атамановке.

    Свидетель обвинения. Деревня наша маленькая, мужики наперечёт: двое остались на финской, восемнадцать человек ушли за войну на фронт. На сегодняшний день один Максим Вологжин в достоверности живой, один Петр Луковников в достоверности на своем кладбище мертвый. Десять похоронок на руках у баб, остальные воюют, прийти должно 6 человек это с Андреи Гуськовым, который пропал. Куда он спрашивается, из госпиталя выписавшись, мог пропасть. А? Вот то-то.

    Когда аккурат перед Рождеством в Атамановку нагрянули председатель сельсовета из Карды и участковый Бурдак да стали Андреем интересоваться, я сразу смекнул, что к чему. Оставалось только вычислить, кто ему помогает. Не проживешь один в тайге-то, так или иначе, а пособник нужен, да и одичаешь один-то. Вот и стал я к Настене приглядываться. А тут она мне часы принесла продать, чтоб долги по облигациям погасить. Я спросил, откуль они у нее, Андрей что ли прислал, так сказала, что при том годе в Карде купила у какого-то военного за 2 тыщи. Не поверил я ей, откуда у них 2 тыщи? То-то и оно, отродясь таких денег не водилось. А тут еще слух про уполномоченного пошел, да только бабы в эти сказки поверят, а я сразу смекнул, кто ее такой медалью наградил. Как-то ночью уследил я ее, села в лодку да поплыла по Ангаре, я – за ней, да обвела чертова баба, потерял я ее, вернуться пришлось.

    Вот и поехал я тогда в Карду за участковым да милиционером. Вот собрались мы все мужики да власти и укараулили-таки, как Настена к мужику своему на лодке отправилась, хотели было догнать, она и бухнулась в воду. Утопла. Не виновата была б, чего ей тогда было в воду? Верно я все рассчитал: Андреева сообщница, дезертира, труса этого. Отродясь такого сраму в Атамановке не бывало, чтоб самовольно, значит, чтоб свою шкуру спасать. Да что там... И бабу погубил, и отца в могилу свел.

    Адвокат. Ваша честь, защита имеет ходатайство представить слово ранее не заявленному свидетелю, имевшему важные сведения по существу предъявленного обвинения.

    Судья. Прокурор имеет возражения?

    Прокурор. Нет, ваша честь

    Судья. В судебное заседание вызывается свидетель Белькова Виктория Алексеевна (ФИО учащегося – читателя).

    Судья. Пожалуйста, вопросы.

    Адвокат. Уважаемый свидетель, ответьте суду, могла ли Анастасия Гуськова избежать самоубийства?

    Свидетель. Полагаю, что выход был. В её смертный час, поняв что она в те мгновения решила покончить с собой, Максим Вологжин кричал ей, чтобы она не смела этого делать.

    Это могло Настёну остановить.

    Адвокат. Но вам известны и другие факты по этому делу. Расскажите о них суду.

    Свидетель. Да, я точно знаю, как свёкор её, Михеич, просил Настёну: «Откройся мне одному, пожалей меня, я ведь отец ему, Христом Богом молю, Настёна, дай увидеться с ним последний раз...

    И ещё в другой раз Михеич ей говорил: «Проклял бы я тебя, дева, что не дала с ним свидеться, да на твою голову и так достанет хулы. А грех этот на тебе, никуды тебе от него не деться. Так и сказал: «Никуды,– говорит, – тебе от него не деться». Я хорошо помню это.

    Адвокат. То есть, если бы она прислушалась к просьбам свёкра, или фронтовика, их друга, трагедии бы не произошло.

    Судья. Присаживайтесь, свидетель.

    Судья. Имеются ли дополнения? У обвинения?
    Прокурор . Нет, ваша честь.

    Судья. У защиты?

    Адвокат. Не имею, ваша честь.

    Судья. Судебное следствие объявляется законченным (молоток)

    3. Суд приступает к судебным прениям.

    Слово для заключения предоставляется государственному обвинителю Черемисиновой Галине Евгеньевне. (ФИО учащегося – читателя).

    Суд слушает заключительное мнение защиты – адвоката Перовой Марии Геннадьевны. (ФИО учащегося – читателя).

    Судья. Судебные прения закончены, (молоток) Суд удаляется в совещательную комнату.

    Секретарь. Прошу всех встать! Суд идёт! (Судья заходит)

    Судья. Оглашается постановление.

    Федеральный суд приговорил: военнообязанного Гуськова Андрея Фёдоровича, обвиняемого в неявке в срок на службу без уважительных причин из лечебного учреждения;

    в неявке на место службы в целях уклонения от прохождения воинской службы, в косвенном причинении смерти Гуськову Фёдору Михеичу, признать виновным в соответствии

    со статьёй 337-я п.1УК РФ «Самовольное оставление части или места службы»;

    статьёй 338-й п.1 «О дезертирстве»;

    статьёй 109-й п.1 «Причинение смерти по неосторожности»

    И назначить Гуськову Андрею Михайловичу наказание – лишение свободы сроком на 8 лет в колониях строгого режима. Прошу садиться.

    Боль человеческая (по повести В. Распутина «Живи и помни»)

    Война… Само слово говорит о беде и горе, о несчастье и слезах. Сколько людей погибло во время этой страшной Великой Отечественной войны!.. Но, погибая, они знали, что сражаются за свою землю, за своих родных и близких. Смерть - это страшно, но гораздо страшнее духовная гибель человека. Именно об этом рассказывает повесть В. Распутина «Живи и помни».

    Автор раскрывает душу дезертира Андрея Гуськова. Этот человек был на войне, не раз был ранен и контужен. Но, выписавшись из госпиталя, Андрей отправился не в свою часть, а воровски пробрался в родное село, став дезертиром.

    В повести нет детективного сюжета, немного героев, но все это только усиливает нарастающий психологизм. В. Распутин специально в образе Андрея изображает обыкновенного человека со средними умственными и духовными способностями. Он не был трусом, на фронте добросовестно выполнял все солдатские обязанности. «Он боялся ехать на фронт, - говорит автор. - Всего себя, до последней капли и до последней мысли, он приготовил для встречи с родными - с отцом, матерью, Настеной - этим и жил, этим выздоравливал и дышал, только это одно и знал… Как же обратно, снова под пули, под смерть, когда рядом, в своей же стороне, в Сибири?! Разве это правильно, справедливо? Ему бы только один-единственный денек побывать дома, унять душу - тогда он опять готов на что угодно». Да, именно так хотел сделать Андрей. Но что-то сломалось в нем, что-то изменилось. Дорога оказалась долгой, он привык к мысли о невозможности возвращения. В конце концов он сжигает все мосты и становится дезертиром, а значит - преступником. Когда Андрей оказался близ родного дома, он осознал всю низость своего поступка, понял, что совершилось что-то страшное и теперь ему всю жизнь предстоит прятаться от людей. Именно в таком ключе наиболее часто истолковывается образ главного героя. Но стоит учитывать, что Андрей еще слишком молод, чтобы сделаться героическим человеком. Он и не собирался дезертировать, но тоска по родным, семье, родной деревне оказалась сильнее всего, и тот самый день, который ему не дали для отпуска, становится роковым. Эта повесть не только о том, как солдат становится дезертиром. Она еще и о жестокости, разрушающей силе войны, убивающей в человеке чувства, желания. Если это происходит, человек может совершенно свободно стать героем. Если нет, то тоска, как правило, будет сильней. Поэтому Андрей Гуськов не просто предатель, он - личность, обреченная на гибель с самого начала. Он слаб, но можно ли его винить в слабости?

    Трагедия повести усиливается за счет того, что погибает в ней не только Андрей. Вслед за собой он уводит и свою молодую жену, и еще не родившегося ребенка. Настена - женщина, способная пожертвовать всем, лишь бы любимый человек остался жив. Но мужа своего, несмотря на любовь к нему, она все же считает виноватым. Боль ее усиливает возможное осуждение односельчан.

    Как и ее муж, Настена - жертва всесокрушающей войны. Но если Андрея можно винить, то Настена - жертва безвинная. Она готова принять на себя удар, подозрения близких, осуждение соседей, даже наказание - все это вызывает у читателя бесспорное сочувствие. «Война задержала Настенино счастье, но Настена и в войну верила, что оно будет. Вот настанет мир, вернется Андрей, и все, что за эти годы остановилось, снова тронется с места. Иначе Настена и не представляла свою жизнь. Но Андрей пришел раньше времени, прежде победы, и все перепутал, перемешал, сбил со своего порядка - об этом Настена не могла не догадываться. Теперь приходилось думать не о счастье - о другом. А оно, напугавшись, отодвинулось куда-то, затмилось, заслонилось - ни пути ему, казалось, оттуда, ни надежды». Разрушено представление о жизни, а с ними и сама жизнь. Потеряв опору в этом водовороте, Настена выбирает водоворот другой: река забирает женщину к себе, освобождая ее от какого-либо иного выбора. Валентин Распутин, гуманист по сути, в повести «Живи и помни» рисует антигуманную природу войны, которая убивает даже на огромном расстоянии.