Open
Close

В чем сила влюбленной маргариты. Роковая любовь мастера и маргариты

«Мастер и Маргарита» — произведение Булгакова, в котором автор раскрывает несколько тем одновременно.
Одной из них является тема любви. Автор раскрывает её в сюжетной линии, которая описывает взаимоотношения Мастера и Маргариты.
По социальному статусу это разные герои . Мастер беден. Сам он себя характеризует как «нищий». Когда-то он принадлежал к среднему классу, но с годами жизнь его поменялась. Бывший историк еще несколько лет назад работал в музее. Он был одинок. В Москве у Мастера не было ни родных, ни знакомых. Но однажды он выиграл крупную сумму денег. Это и привело к переменам в его жизни. Мастер снял себе небольшую квартирку, накупил книг.
Маргарита, наоборот, была богата. Вместе с мужем они жили в роскошном особняке. Маргарита могла позволить себе абсолютно все. Только одного не было в ее жизни – семейного счастья. Мужа Маргарита уважала, но не любила.
Но такие разные судьбы не помешали им полюбить друг друга. Впервые Мастер и Маргарита встретились на улице. Мастер шел по Тверской и вдруг заметил Маргариту. Она поразила его с первого взгляда. Маргарита несла в руках букет желтых цветов. И хотя Мастер решил, что это плохой знак, все же последовал за женщиной.
Каждый из героев проявлял свою любовь по-разному. Любовь Мастера к Маргарите практически не проявлялась, но он очень любил ее. Мастер с нетерпением ждал встречи с возлюбленной. Уже с утра он настороженно прислушивался к каждому звуку. С самых первых минут Мастер понял, что Маргарита – именно та, кого он искал всю свою жизнь.

Что касается Маргариты, ее любовь к Мастеру проявлялась очень ярко. Он был самым важным человеком в ее жизни. После несчастливого брака, только мастер нужен был Маргарите.
У Маргариты не было детей, и всю свою материнскую любовь она направляла на Мастера. Она заботилась о нем. Когда Мастер писал свой роман, Маргарита была рядом и вдохновляла любимого. Маргарита поддерживала мастера, когда литераторы отвергли его роман. Но сильнее всего любовь Маргариты проявилась, когда мастер исчез. Маргарита винила себя за то, что ушла, а затем за то, что не успела вернуться вовремя. Маргарита старалась хоть что-нибудь разузнать о своем возлюбленном. Ей пришлось вернуться к мужу. Так жила она около полугода. Маргарита скучала по нему и ждала хоть какое-то известие. Ради мастера Маргарита была готова на все. Она соглашается на сделку с Воландом, как только речь заходит о мастере. Именно ради любимого Маргарита меняет свой образ жизни. Она стала ведьмой.
За свою решительность и любовь Маргарита получила вознаграждение. Она воссоединилась с Мастером. Они обрели свое счастье. Но это счастье было обретено в нереальном мире. Мастер и Маргарита обрели вечный приют. Но в реальности ни мастер ни Маргарита так и не получают счастья. Мастер умер в «доме скорби», а Маргарита умерла у себя в особняке, сделав шаг из одной комнаты в другую. В реальности их любовь так и не получила счастливого завершения.
Эта была очень сильная любовь. Любовь заставляла этих людей совершать много разных поступков: мастера — творить, Маргариту — уйти от мужа, согласиться на сделку с Воландом. Любовь полностью изменила жизнь Мастера и Маргариты.
Таким образом, можно считать, что Булгакову удалось доказать: истинная любовь действительно существует, и если такая любовь приходит к человеку, то заставляет пойти на всё.

Пикалова Александра

И не читал - в истории ли, в сказке ль, -
Чтоб гладким был путь истинной любви.
В. Шекспир
М. Булгаков считал, что жизнь - это любовь и ненависть, отвага и азарт, умение ценить красоту и доброту. Но любовь... она прежде всего. Булгаков писал героиню своего романа с Елены Сергеевны - любимой женщины, которая была его женой. Вскоре после их знакомства она приняла на свои плечи, быть может, большую часть его, Мастера, страшной ноши, стала его Маргаритой.
История Мастера и Маргариты - это не одна из линий романа, а самая главная ее тема. К ней сходятся все события, вся многоплановость романа.
Они не просто встретились, их на углу Тверской и переулка столкнула судьба. Любовь поразила обоих, как молния, как финский нож. «Любовь выскочила перед ними, как из-под земли выскакивает убийца в переулке...» - так описывает Булгаков возникновение любви у своих героев. Уже эти сравнения предвещают будущий трагизм их любви. Но вначале все было очень спокойно.
Впервые встретившись, они разговаривали так, будто знали друг друга давным-давно. Бурно вспыхнувшая любовь, казалось, должна бы сжигать людей дотла, а у нее оказался домашний и тихий характер. В подвальной квартирке Мастера Маргарита, надев фартук, хозяйничала, пока любимый работал над романом. Влюбленные пекли картошку, ели ее перепачканными руками, смеялись. В вазу ставили не отвратительные желтые цветы, а любимые обоими розы. Маргарита первой читала уже готовые страницы романа, торопила автора, сулила ему славу, стала называть его Мастером. Фразы романа, которые ей особенно нравились, она повторяла громко и нараспев. Говорила, что в этом романе ее жизнь. Это было для Мастера вдохновением, ее слова укрепляли в нем веру в себя.
Булгаков очень бережно и целомудренно рассказывает о любви своих героев. Ее не убили черные дни, когда роман Мастера был разгромлен. Любовь была с ними и во время тяжелой болезни Мастера. Трагедия началась, когда Мастер исчез на многие месяцы. Маргарита неустанно думала о нем, ни на минуту ее сердце не расставалось с ним. Даже тогда, когда ей казалось, что любимого уже нет. Желание узнать хоть что-то о его судьбе побеждает разум, и далее начинается дьяволиада, в которой участвует Маргарита. Во всех бесовских приключениях ее сопровождает любящий взгляд писателя. Страницы, посвященные Маргарите, - это поэма Булгакова во славу своей возлюбленной - Елены Сергеевны. С ней писатель готов был совершить «свой последний полет». Так он написал жене на подаренном экземпляре своего сборника «Дьяволиада».
Силой своей любви Маргарита возвращает Мастера из небытия. Счастливой развязки для всех героев своего романа Булгаков придумывать не стал: как было все до вторжения сатанинской команды в Москву, так и осталось. И только для Мастера и Маргариты Булгаков, как он считал, написал счастливый конец: их ожидает вечный покой в вечном доме, который Мастеру дали в награду.
Влюбленные будут наслаждаться беззвучием, к ним будут приходить те, кого они любят... Мастер будет засыпать с улыбкой, а беречь его сон вечно будет она. «Мастер молча шел с ней и слушал. Его беспокойная память стала потухать», - так завершается история этой трагической любви.
И хотя в последних словах - печаль смерти, но есть и обещание бессмертия и вечной жизни. Оно сбывается в наши дни: Мастеру и Маргарите, как и их создателю, суждена долгая жизнь. Многие поколения будут зачитываться этим сатирическим, философским, но главное - лирико-любовным романом, который подтвердил, что трагизм любви - это традиция всей русской литературы.

«Тот, кто любит, должен разделить участь того, кого любит»

Самый знаменитый роман Булгакова «Мастер и Маргарита» — многослойное произведение, в котором присутствуют несколько планов (в том числе и временных), множество тем, богатая проблематика и горькая сатира на общество под гнетом сталинского режима. У писателей, которые обличают пороки общества, отдельных граждан или политического режима, всегда хочется спросить: «Кто виноват – мы уже поняли, что делать то?». В отличие от многих из них, Михаил Булгаков дает ответ: спасение — в любви. Не в религии, не в другой политической системе, не в отшельничестве и забвении, а именно во всепоглощающей, отважной, самозабвенной любви.

Отношения Мастера и Маргариты – запретные с точки зрения общественной морали. Она – жена успешного человека, он – одинок. Опальный писатель не мог встроиться в советский быт, с ним и здороваться опасно было. В репрессивные сталинские времена представители власти никого не щадили: жертвы беспрецедентного геноцида (когда правитель истребляет собственный народ) исчисляются миллионами. Не удивительно, что Мастер хотел уберечь Маргариту от участи жены преступника, а, может быть, и вдовы, и ссыльной, и заключенной. Брали целыми семьями. Он не мог предложить избраннице и десятой части того, что обеспечивал ей муж.

Маргарита, в свою очередь, не могла просто взять и уйти из семьи. Таким необдуманным поступком она бы не оставила любимому выбора, он вынужден был бы зарабатывать деньги, то есть должен задушить в себе творца, мыслящего человека, честного и свободного мужчину. Маргарита смогла бы убить Мастера в возлюбленном? Нет. Поэтому они оставались любовниками и остро чувствовали свое унизительное, рабское положение; жизнь во лжи угнетала этих искренних людей. Таким образом, их союз с самого начала был обречен на мученичество, даже если бы они сочетались законным браком.

Но что есть законный брак? Это высмеянное Булгаковым общество решает, что законно? Или жестокая власть, погрязшая в пороках? Наверное, брак можно назвать лишь гражданским союзом, то есть отношениями между гражданами. Люди – граждане по отношению к государству. Но какое право государство имеет учить нас морали? Это то государство, которое истребляет, травит и унижает нас? Никто, кроме самих любящих людей, не может судить, нравственно ли их чувство. Много ли добродетельных жен разделит с мужем любую участь? К сожалению, нет. Их клятвы – пустые формальности. А Маргарита без посулов и обещаний пошла на сделку с дьяволом, лишь бы узнать, что случилось с Мастером. Она пожертвовала не только телом, но и душой. Эти двое связаны нерасторжимыми узами.

Жертвовал и Мастер. Когда он попал под арест, а после в сумасшедший дом, он не искал способа сообщить Марго о своей беде. Она, пользуясь связями и деньгами мужа, могла бы что-то сделать для любовника или хотя бы скрасить его досуг. Но он, напротив, пытался вычеркнуть ее из памяти, надеясь, что она забудет его, будет жить хотя бы в безопасности и в комфорте. Для блага любимой женщины Мастер хотел уйти из ее сердца, освободить ее, ведь без него Маргарита могла рассчитывать на спокойное обеспеченное существование. Высшая сила этой любви в полном самоотречении. Такой же безмолвный подвиг совершил, например, Желтков в «Гранатовом браслете» Куприна.

Любовь Маргариты заключается не только в жертве, но и в том, что она принимала и понимала Творца в возлюбленном. Она любила его роман, воспринимала его судьбу, как свою. Разрушая квартиру критика Латунского, Марго мстила за оскорбленное, непринятое творчество Мастера, мстила за все отвергнутое и забытое свободное искусство. В этом фрагменте она – мстительная Клио – муза истории. Под ее ударами гибнет лживое приспособленчество, изображающее культуру перед диктатором. Не многие женщины могут разделить призвание мужа, его божественное предназначение. Марго же все понимает, а потому опекает и защищает Мастера, менее приспособленного к практической жизни.

Политические реалии, надо сказать, мало зависят от общества. Так же общество мало зависит от индивида. Он приходит в социум и либо принимает его устав, либо приносит свой и расплачивается за это. Если обстановка в окружающем мире выдавливает из раба человека, то как можно принять ее? Единственный способ сохранить самобытность и душевное здоровье – любить так сильно, чтобы лучшие качества возобладали над худшими, а внешний мир ушел на второй план и не смог отобрать у личности свободу. Сегодня никто ничего не отбирает, мы сами отдаем независимость за иллюзорные блага, карьеру, показной успех и псевдосчастье, неотличимое от комфорта. Булгаков это предвидел и хотел предупредить читателя. Самое главное – это гармония во внутреннем мире, она зависит только от нас и от нашей способности принять любовь «как убийцу из-за угла».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Свою главную книгу - роман "Мастер и Маргарита", которая называлась сначала и "Копыто инженера", и "Черный маг", Булгаков начал писать в 1928-29 годах. Он диктовал последние вставки в произведение своей жене в 1940 году, в феврале, за три недели до смерти. В этой статье мы рассмотрим последний роман Булгакова, проведем его анализ.

"Мастер и Маргарита" - итог творчества Булгакова

Своего рода синтезом, итогом всего предыдущего опыта писателя и драматурга явился этот роман. В нем был отражен московский быт, который возник еще в очерках из произведения "Накануне"; сатирическая мистика и фантастика, опробованная Булгаковым в повестях 1920 годов; мотивы неспокойной совести и рыцарской чести - в романе "Белая гвардия"; а также драматическая тема злой судьбы одного гонимого художника, которая была развернута в "Театральном романе" и "Мольере". Описание Ершалаима подготовила картина жизни восточного города, о котором сказано в "Беге". А перенесение повествования во времени в период раннего христианства напоминало о пьесах "Иван Васильевич" и "Блаженство", в которых также было совершено путешествие по эпохам.

Многослойность произведения

Стоит прежде всего отметить, что это произведение является многослойным, как показывает проведенный нами анализ. "Мастер и Маргарита" имеет несколько планов, включая временные. Автор, с одной стороны, описывает действительность 1930 годов, современную ему, но с другой Михаил Афанасьевич выходит на иную эпоху: древняя Иудея, первые два века христианства, правление Понтия Пилата. На сравнении этих двух времен, установлений между ними косвенных и прямых аналогий выстраивается пространство романа, идейное содержание его этим обогащается. В произведении, кроме того, ярко выписан авантюрно-фантастический пласт. К нему в первую очередь относятся сцены, в которых участвуют Коровьев, Бегемот и другие представители "шайки" черного мага.

Отражение особенностей эпохи

Гонения, репрессии, страх, которые буквально пропитали атмосферу 30 годов, отобразились наиболее ярко в судьбе Мастера. Докажем это на примере одного эпизода, проведя его анализ. "Мастер и Маргарита" содержит интересную сцену - описание возвращения главного героя домой после того, как он стал жертвой осуществленного Алоизием Могарычем доноса. Три месяца отсутствовавший в своем жилище, он приходит к окнам подвальчика, в котором играет патефон. Мастер вернулся в том же пальто, только с оборванными пуговицами (их при аресте срезали) с нежеланием жить и писать.

Напоминают об атмосфере 1930 годов также обстоятельства убийства наемниками Афрания Иуды, смерть Майгеля, которого погубил Азазелло на балу у сатаны. Эти смерти демонстрируют лишний раз закон, не раз подтверждавшийся уже во времена Ежова и Ягоды: самим злом будут уничтожены его слуги.

Роль мистики в произведении Булгакова

Булгаков именовал себя писателем мистическим, но в романе мистика совсем не является апологией всего таинственного, что можно доказать, проведя анализ. "Мастер и Маргарита" - произведение, в котором свита Воланда совершает чудеса лишь с единственной целью: в роман через них входит сатира. Потешается Воланд с подручными над людскими пороками, наказывает сластолюбие, вранье, жадность всех этих Лиходеевых, Семплеяровых, Варенух. Представители зла у Булгакова действуют в соответствии с гетевской максимой о том, что они являются силой, которая творит добро, желая зла.

Анализ произведения "Мастер и Маргарита" показывает, что одной из основных мишеней является самодовольство рассудка, прежде всего, атеистического, который с пути сметает вместе с целиком всю область таинственного и загадочного. Описывая все "мистификации", "шутки" и "приключения" Бегемота, Коровьева и Азазелло, писатель смеется над уверенностью людей в том, что все формы существующей жизни можно спланировать и расчислить, а счастье и процветание людей устроить совсем не сложно - достаточно лишь захотеть.

Критика рационализма Булгаковым

Булгаков, оставаясь приверженцем Великой эволюции, выказывает сомнение, что однонаправленный и равномерный прогресс обеспечить можно "кавалеристским наскоком". Мистика его направлена прежде всего против рационализма. Анализ произведения "Мастер и Маргарита" с этой стороны можно провести следующий. Булгаков осмеивает, развивая намеченную еще в различных повестях 1920 годов тему, самодовольство рассудка, который убежден в том, что он создаст, освободившись от суеверий, точный чертеж будущего, устройство отношений между людьми и гармонию в душе человека. Здесь может служить характернейшим примером образ Берлиоза. Он, перестав верить в Бога, не верит даже, что случай может помешать ему, в самый неожиданный момент подставив подножку. А ведь именно это в конце концов и происходит. Таким образом, анализ романа "Мастер и Маргарита" доказывает, что автор выступает против рационализма.

Мистика исторического процесса

Но мистика быта для писателя - только отблеск того, что можно считать мистикой исторического процесса (непредсказуемость хода истории и полученных результатов, неожиданность их). В истории важнейшие события, как считает Булгаков, незаметно созревают. Осуществляются они вне воли людей, хотя многие убеждены, что могут самовольно всем распорядиться. Несчастный Берлиоз в результате, знавший точно, что будет вечером делать на заседании МАССОЛИТа, гибнет через несколько минут под колесами трамвая.

Понтий Пилат - "жертва истории"

Подобно Берлиозу, становится еще одной "жертвой истории". Анализ романа "Мастер и Маргарита" выявляет следующие особенности этой личности. На людей и на себя герой производит впечатление могущественного человека. Однако проницательность Иешуа не меньше поражает прокуратора, чем необычные речи Берлиоза и Воланда. Самодовольство Понтия Пилата, его право распоряжаться по своему усмотрению жизнями других поставлены тем самым под сомнение. Прокуратор решает судьбу Иешуа. Но, несмотря на это, последний свободен, а Пилат является несчастным заложником собственной совести. Двухтысячелетний плен этот - наказание мнимому и временному могуществу.

Любовь Мастера и Маргариты

Роман "Мастер и Маргарита" посвящен судьбе одного мастера - творческой личности, которая противостоит всему окружающему миру. Неразрывно связана его история с историей Маргариты. Автор во второй части своего романа обещает показать читателям "вечную", "верную", "настоящую" любовь. Именно такими были в произведении чувства главных героев. Проведем их анализ. произведения вы, надеемся, помните) - роман, в котором любовь является одной из главных тем.

"Настоящая любовь" у Булгакова

Что же означает "настоящая любовь" с точки зрения Михаила Афанасьевича? Анализ глав ("Мастер и Маргарита") показывает, что встреча героев была случайной, однако этого нельзя сказать о чувстве, которое до конца дней связало их. Мастер и Маргарита узнают друг друга по взгляду, в котором отразилось "глубокое одиночество". Это означает, что, даже не зная еще друг друга, герои испытывали огромную потребность в любви, что отмечает в своем романе Булгаков. "Мастер и Маргарита", анализ которого мы проводим, - произведение, демонстрирующее, что свершившееся чудо (встреча возлюбленных) - это также воля случая, таинственного фатума, всячески отрицаемого сторонниками рационализма.

Мастер говорит, что это чувство сразу поразило их обоих. Настоящая любовь вторгается в жизнь властно и преображает ее. Встреча Мастера и Маргариты, анализ которой мы проводим, все обыденное и будничное превратила в значительное и яркое. Когда в подвальчике Мастера появилась главная героиня, как будто бы стали светиться изнутри все детали его скудного быта. И это можно легко заметить, проводя анализ. Любовь Маргариты и Мастера была настолько яркой, что когда героиня уходила, все меркло для влюбленного писателя.

Прежде всего настоящие чувства должны быть бескорыстными. У Маргариты до встречи с Мастером было все, что необходимо для счастья женщине: добрый, красивый, обожавший свою супругу муж, деньги, роскошный особняк. Однако она не была довольна своей жизнью. Булгаков пишет, что Маргарите нужен был Мастер, а не отдельный сад, готический особняк и деньги. Когда у героини не было любви, она хотела даже покончить с собой. Своему мужу при этом она не могла причинить зла и поступила честно, приняв решение оставить прощальную записку, в которой объяснила все.

Следовательно, истинная любовь не может никому причинить зла. Свое счастье она не будет строить за счет несчастья других. Это чувство также самоотверженно. Героиня Булгакова способна принимать устремления и интересы своего возлюбленного как собственные. Она помогает Мастеру во всем, живет его заботами. Герой же пишет роман, который становится содержанием всей жизни девушки. Она набело переписывает готовые главы, старается, чтобы Мастер был счастлив и спокоен. И в этом видит смысл собственной жизни.

"Верная любовь"

Что же означает "верная любовь"? Определение ее можно найти во второй части произведения, когда героиня остается одна, при этом не имея никаких известий о своем возлюбленном. Она ждет, не находя себе места. Маргарита при этом не теряет надежды встретиться с ним вновь, она верна своему чувству. Совершенно безразлично для нее, на каком свете произойдет эта встреча.

"Вечная любовь"

Любовь становится "вечной" тогда, когда Маргарита выдерживает испытание встречей с таинственными потусторонними силами, как показывает анализ эпизода ("Мастер и Маргарита"). Девушка в сцене, где описывается ее встреча с потусторонними силами, борется за своего возлюбленного. Посещая бал полнолуния, героиня возвращает Мастера с помощью Воланда. Она не боится смерти рядом со своим возлюбленным и остается с ним за смертной чертой. Маргарита говорит, что будет беречь его сон.

Однако, как ни переполнена девушка тревогой за Мастера и любовью к нему, когда наступает время просить, она это делает не за себя, а за Фриду. Она решает так не только из-за Воланда, который советует у власть имущих ничего не требовать. Органично соединена любовь к Мастеру в героине с любовью к людям. Собственные страдания вызывают желание избавить от них других.

Любовь и творчество

Также с творчеством связана настоящая любовь. С судьбой романа Мастера переплетена судьба Маргариты. По мере того как любовь крепнет, роман создается. Произведение поэтому является плодом любви. Одинаково дорог роман и Мастеру, и Маргарите. И если создатель его отказывается от борьбы, героиня устраивает в квартире Латунского разгром. Однако она отвергает предложение уничтожить его, исходящее от Воланда. По Булгакову, первая ступень истины - справедливость, однако высшая - это милосердие.

Творчество и любовь существуют среди людей, которые не ведают ни того, ни другого. Из-за этого они просто обречены на трагедию. Мастер и Маргарита в конце романа уходят из этого общества, где высоким духовным побуждениям не находится места. Им дается смерть как отдых и покой, как свобода от мучений, горя и земных мытарств. Ее можно воспринимать также как награду. В этом отражается боль жизни, времени, самого писателя.

Покой для Михаила Афанасьевича - отсутствие угрызений совести. Удела Понтия Пилата никогда не будут знать главные герои, которые прожили достойную, хотя и трудную жизнь.

Пережив десятилетия несправедливого забвения, роман "Мастер и Маргарита" М. Булгакова обращен сегодня к нам, в наше время. Главная сущность, которая отстаивается в произведении - это "настоящая, верная и вечная любовь".

Булгаков написал гениальный роман “Мастер и Маргарита”. Этот роман несколько раз редактировался. Роман разделен не две части: библейская история и любовь Мастера и Маргариты. Приоритет простых человеческих чувств над любыми социальными отношениями Булгаков утверждает самим романом. Михаил Афанасьевич проигрывает в этом произведении некоторые главные мотивы всего творчества.

Главные герои романа Мастер и Маргарита - люди женатые, но их семейная жизнь была не очень счастливой. Может быть, поэтому герои ищут то, чего им так не хватает. Маргарита в романе стала прекрасным, обобщенным и поэтическим образом Женщины, которая Любит. Без этого образа роман утратил бы свою привлекательность. Этот образ встает над пластом сатирической повседневности романа, воплощением живой горячей любви. Фантастический образ женщины, так вдохновенно оборачивающейся ведьмой, с яростью ее расправы над врагом Мастера Латунским, с ее нежной готовностью к материнству. Женщины, которой ничего не стоит сказать черту: “Милый, милый Азазелло!”, потому что он заронил в ее сердце надежду, что она увидит своего возлюбленного.

В романе яркостью своей натуральной любви она противопоставлена Мастеру. Яростную любовь она сама сравнивает с яростной преданностью Матвея. Любовь Маргариты, как жизнь, всеобъемлюща и, как жизнь, жива. Маргарита противопоставлена воину и полководцу Пилату своим бесстрашием. И беззащитной и могущественной своей человечностью - всесильному Воланду.

Мастер во многом похож на гетевского Фауста и самого автора. Он сначала был историком, а потом внезапно почувствовал свое писательское призвание. Мастер равнодушен к радостям семейной жизни, он даже не помнит имени своей жены, не стремится иметь детей. Когда Мастер был еще женат, то все свободное время проводил в музее, где он работал. Он был одинок, и это ему нравилось, но, встретив Маргариту, он понял, что нашел родственную душу. В судьбе Мастера была капитальная ошибка, над которой стоит задуматься. Он лишен света, истинного знания, Мастер лишь догадывается. Ошибка эта в отказе от выполнения трудной писательской задачи, от каждодневной борьбы за свет знания, за истину и любовь, за свой роман и рассказ о мужестве Маргариты, спасшей отчаявшегося, замаявшегося Мастера. В реальной жизни Мастер - человек редкого таланта, девственной честности и душевной чистоты. Любовь Мастера к Маргарите - во многом неземная, вечная любовь. Она никак не направлена на создание семьи. Вообще следует отметить, что в романе никто из героев не связан другими родственными и семейными узами. Можно-сказать, образ Мастера - символ страданий, человечности, искателя истины в пошлом мире. Мастер хотел написать роман о Понтии Пилате, но это произведение не приняли критики. Он продал душу Воланду, чтобы написать свой роман. Душевные страдания сломили Мастера, и свое произведение он так и не увидел. Вновь обрести роман и соединиться со своей возлюбленной Мастер может только в предоставленном Воландом последнем приюте.

Почему же между этими героями вспыхнула любовь? Должно быть, в глазах Мастера, как и в глазах Маргариты, горел какой-то непонятный огонечек, иначе никак не объяснить любовь, которая “выскочила” перед ними и поразила сразу обоих. Можно было ожидать, что уж коль вспыхнула такая любовь, быть ей страстной, бурной, выжигающей оба сердца дотла. Не погасили ее ни безрадостные черные дни, когда роман Мастера был разгромлен критиками и жизнь влюбленных остановилась, ни тяжелая болезнь Мастера, ни его внезапное исчезновение на многие месяцы. У этой любви оказался мирный домашний характер. Маргарита не могла расстаться с Мастером ни на минуту, даже когда его не было и, приходилось думать, уже не будет никогда. Она могла только мысленно умолять его, чтобы он выпустил ее на свободу. По-настоящему ведьма просыпается в Маргарите с появлением надежды вновь увидеть Мастера или хотя бы что-нибудь услышать о нем, пусть даже какой-то невероятной ценой: “Ах, право, дьяволу бы я заложила душу, чтобы только узнать, жив он или нет!” - думает она. Окончательно порвав с мужем, с которым связывало ее только чувство благодарности за все сделанное для нее добро, накануне встречи с Мастером она впервые испытывает чувство полной свободы. История Мастера и Маргариты - самая главная в романе. Рождаясь, она, словно прозрачный ручей, пересекает все пространство романа от края до края, прорываясь сквозь завалы и пропасти на ее пути и уходя в потусторонний мир, в вечность. Маргарита и Мастер стали жертвами искушения, поэтому они не заслужили света. Иешуа и Воланд наградили их вечным покоем. Они хотели быть свободными и счастливыми, но в мире, где все поглотило зло, это было невозможно. В мире, где роль и действие человека определяются его общественным положением, все-таки существуют добро, любовь, творчество, но им приходится скрываться в мир потусторонний, искать защиты у самого дьявола- Воланда. М.А. Булгаков описал героев, полных жизни, радости, способных ради любви на крайний шаг. Они по силе своей любви стали в ряд бессмертных героев - Ромео и Джульетты и других. Роман еще раз доказывает, что любовь победит смерть, что именно настоящая любовь толкает людей на разные подвиги, пусть даже бессмысленные. Автор проникнул в мир человеческих чувств и показал, если так можно сказать, идеалы настоящих людей. Человек сам волен выбирать между добром и злом, а память человека играет важную роль: она не позволяет черным силам завладеть человеком. Трагедия Мастера и Маргариты в непонимании окружающим миром. Они своей любовью бросили вызов всему миру и небесам.