Open
Close

Якуты – коренной народ Сибири. Коренные народы Сибири: Якуты

Якуты – это коренное население Якутии (республика Саха). Статистика по данным последней переписи населения выглядит следующим образом
Численность — 959689 чел.
Язык – тюрская группа языков (якутский)
Религия — православная и традиционная вера.
Раса — монголоидная
К родственным народам относятся долганы, тувинцы, киргизы, алтайцы, хакасы, шорцы
Этнос – долганы
Произошли от тюрко-монгольского народа.

История: происхождение народа якуты.

Первые упоминания о предках этого народа найдены в четырнадцатом веке. В Забайкалье жило кочевое племя курыканов. Учёные предполагают, что с XII-XIV века якуты мигрировали из Байкала в Лены, Алдана и Ваилюя, где они обосновались и вытесняли тунгусов и одулов. Народ якуты из древне считались прекрасными скотоводами. Разведение коров, лошадей. Якуты по природе охотники. Отменно ловили рыбу, разбирались в военных делах, славились кузнечеством. Археологи считают, что якутский народ появился в результате прибавление в своём поселении трюкоязычных поселенцев из местных племён течения бассейна Лены. В 1620 году произошло присоединение якутского народа к Российскому государству – это ускорило развитее народа.

Религия

У этого народа есть своя традиция, до вступления в государство России они исповедовали «Аар Айыы». Эта религия предполагает веру в то, что якуты это дети Танара – Бог и Родственники Двенадцати Белых Айыы. Ещё с зачатия ребёнок окружён духами или как их называю якуты – «Иччи» а ещё есть небожители, которые тоже окружает ещё народившееся дитя. Религия задокументирована в управлении министерства юстиций РФ по республике Якутия. В 18 веке Якутия подверглась всеобщему христианству, но народ относится к этому с надеждой определённых религий от государства России.
Сахаляр
Сахаляром называют смешение рас якутов и европейского народа. Такой термин появился после присоединения Якутии к России. Отличительные черты метисов – это сходство со славянской расой, порой в них даже не узнаешь якутские корни.

Традиции народа якуты

1.Обязательный традиционный обряд - Благословение Айыы при торжествах, праздниках и на природе. Благословения являются молитвами.
2.Обряд воздушного погребения — это подвешивание тела мёртвого человека в воздухе. Обряд придания умершего воздуху, духу, свету, дереву.
3. Праздник «Ысыах», день, восхваляя Белых Айыы, является самым важным праздником.
4. «Байанай» - дух охоты и удачи. Его задабривают при охоте или ловли рыбы.
5. В брак вступают с 16 до 25 лет. За невесту выплачивается калым. Если семья небогатая, то невесту можно украсть, а потом отработать за неё помогая семье будущей жены.
6. Пение, которое у якутов именуется, как «олонхо» напоминает оперное пение с 2005 года, считается наследием ЮНЕСКО.
7. Весь якутский народ почитает деревья так, как там живёт дух хозяйки земли Аан Дар-хан Хотун.
8. при восхождениях через горы якуты традиционно приносили в жертву рыб и животных лесным духам.

Якутские национальные прыжки

вид спорта, который проводят на национальном празднике «Ысыах». Международные Игры «Дети Азии» подразделяются на:
«Кылыы» - одиннадцать прыжков без остановки, начало прыжка на одной ноге, а приземление должно быть на обе ноги.
«Ыстаҥа» - одиннадцать поочерёдных прыжков с ноги на ногу и приземляться нужно на обе ноги.
«Куобах» - одиннадцать прыжков без остановок, отталкиваясь сразу двумя ногами с места или с разбега приземляясь на две ноги.
Важно знать про правила. Так как если не выполняется третье соревнование, результаты аннулируются.

Якутская кухня

Традиции народа якуты связанны и с их кухней. Например, приготовления карася. Рыбу не потрошат, снимают только чешую, делают небольшой надрез сбоку, отрезают часть кишечника, удаляют желчный пузырь. В таком виде рыбу варят или жарят. У народа пользуется популярностью суп из потрашков. Такое безотходное приготовление относятся ко всем блюдам. Будь то говядина или конина.

С самого своего «происхождение народа якуты» накапливались традиции. Эти северные обряды интересные и таинственные накоплены спустя века своей истории. Для других народов их жизнь так недосягаема и непонятна, а для якутов это память их предков, малая дань в честь своего существования.

ИССЛЕДОВАТЕЛИ XIX ВЕКА О ЯКУТСКОМ ХАРАКТЕРЕ

Национальный характер... В нем, как и в футболе, разбираются все. Вот и я навскидку назову кавказцев вспыльчивыми, немцев - педантичными, украинцев - расчетливыми... Возможны, разумеется, и другие варианты. А на деле их самооценка может быть другой. Ведь любой народ видит себя добрым, отзывчивым, терпеливым, духовным.

В Якутии национальный характер стали изучать в позапрошлом веке. Сибирский купец и золотопромышленник Иннокентий Сибиряков выделил 20 тысяч рублей на организацию научной экспедиции в Якутию. В те времена это была солидная сумма. В 90-х годах XIX века в Якутске бутылка водки стоила рубль.

"МНЕ ВАЖНО ЗНАТЬ..."

Состав экспедиции, состоящей в основном из политических ссыльных, выглядит внушительно: Вацлав Серошевский, Эдуард Пекарский, Владимир Иохельсон, Владимир Богораз, Николай Виташевский, Сергей Ястремский, Дмитрий Клеменц, Лев Левенталь, Иван Майнов... Они написали фундаментальные работы. Чего стоят "Якуты" Вацлава Серошевского, капитальный словарь якутского языка Эдуарда Пекарского...

Широкому кругу неизвестно, что члены этой экспедиции составили уникальное методическое пособие по изучению национального характера. Эта работа так и называется: "Программа для собирания сведений о нравах и национальном характере якутов". 110 лет назад (1894 год) начала работу эта первая комплексная экспедиция по изучению народов, которые населяли территорию нашей республики. Вызывает уважение искреннее желание сибирского купца и золотопромышленника Иннокентия Сибирякова узнать больше о Якутии. "Мне важно, - говорил он, - чтобы экспедиция, насколько возможно, выяснила исторический ход инородцев. Для выяснения характера народа важны сказки, поверия, исследование обычного права..."

А-ЛЯ МАСЮК

И в XIX веке в Якутии хватало залетных людей, которых соблазняли "жареные" факты. Владимир Трощанский дал прямо-таки убийственные характеристики якутов: "У них отсутствуют всякие понятия, которые действительно можно бы было отнести к категории понятий нравственных, регулирующих поведение человека" , "Им даже неизвестно, что такое добродетель, в языке их совсем нет слов для выражения моральных понятий". Даже в книге сибирского писателя Николая Щукина "Поездка в Якутск" есть такое описание якутского нрава: "Якуты - народ хитрый, пронырливый и коварный, злопамятны и мстительны... Ябедничества и жалобы столь обыкновенны между якутами... Леность их чрезвычайна... Страсть к воровству и картежной игре повальна... Плут и мошенник почитается человеком умным... Ни стыда, ни вежливости не знают". А в официальном сборнике "Народы России" в разделе "Якуты" можно прочесть: "Главные черты якутского характера: мстительность, сутяжничество, необходительность и скрытность".

О ГОВОРУНАХ И ЖИВЧИКАХ, ТО ЕСТЬ О ЯКУТАХ-САНГВИНИКАХ

Исследователь Ричард Маак по типу темперамента определил якутов сангвиниками, то есть людьми, отличающимися живостью, быстрой возбудимостью, ярким проявлением эмоций. Итак, характеристика от Ричарда Маака: "Невзгоды жизни сделали якута мало впечатлительным к влияниям холода и жара... Способны переносить голод, но при изобилии пищи в состоянии уничтожить неимоверные ее количества. Вообще весьма характерная черта якута - приспособляться к условиям посещающих его или в соседстве с ним живущих народностей... Молчаливых якутов я встречал редко... Между здоровыми якутами молчаливых я, по крайней мере, не встречал... Ни у одного из коренных племен Восточной Сибири не развита так словоохотливость, как у якутов".

"КАЖДЫЙ ПРИБАВИТ ПИКАНТНОЕ..."

Те исследователи , которые старались глубоко "пахать" , понимали, что не могут охватить все и вся из жизни якутов. Не все были "масюками" XIX века. Так широко цитируемый всеми нашими учеными Ричард Маак в своей работе признался: "Об умственных и нравственных способностях и образе жизни населения я могу сообщить только поверхностные и, конечно, далеко не полные сведения".

Член Сибиряковской экспедиции Николай Виташевский, изучавший юридический быт якутов, тоже признал несовершенство научного подхода: "Конечно, далеко то время, когда социолог в состоянии будет по одному какому-нибудь факту из жизни того или иного народа восстановить всю эту жизнь во всех ее подробностях". Такие ученые "глубокой вспашки" , знакомясь со всеми предыдущими описаниями жизни якутов, быстро разбирались, что к чему. Так, составивший фундаментальнейший словарь якутского языка Эдуард Пекарский выразил такое мнение: "Несмотря на сравнительное богатство литературы о якутах, верные сведения о них мало распространены среди обыкновенной читающей публики, которая в большинстве случаев вынуждена довольствоваться так называемыми научно-популярными изданиями, наполненными неизвестно на чем основанными измышлениями по адресу этого интересного племени".

Завершу эту подборку фразой автора очерков юридического быта якутов Д. Кочнева: "Каждый приезжий в Якутскую область считает своим долгом написать что-нибудь о якутах и, не зная ни жизни, ни языка якутов, пользуется предыдущими сочинениями и повторяет все, что было написано раньше, да еще и сам прибавит что-нибудь пикантное, не поняв смысла наблюдаемого явления".

КАЖДЫЙ ЯКУТ -ТАЛЕЙРАН

Но все же позитива было много, ведь в большинстве случаев за дело брались думающие люди, знающие, что такое истинная человеческая цивилизация. Тот же Александр Миддендорф, "обозвавший" якутов сибирскими евреями, считал их развитым народом из-за занятия скотоводством и не соглашался с теми, кто ставил их в один ряд с аборигенами Северной Америки.

А сибиряковец Владимир Иохельсон "обозвал" якутов "талейранами" , имея в виду их способность быстро сходиться с людьми. Он же сделал заключение: "Якуты имеют все задатки для прогресса как по своим природным способностям, так и по отсутствию у них в некоторой степени духа косности и консерватизма... В якутской массе находим много добродетелей и достоинств, каких не найдем в низших классах многих культурных народов".

И Вацлав Серошевский отмечал, что в общем "якутов нужно считать за племя здоровое, закаленное, легко приспособляющееся и при лучшем питании, при улучшении санитарных и гигиенических условий обещающее быстро превратиться в сильный, рослый, работящий народ". Известный этнограф Сибири Дмитрий Клеменц был также высокого мнения о якутах, говоря, что они народ интеллигентный, стойкий и мужественный.

В заключение приведу слова автора научно-популярной книги "Якуты" А. Голиковой: "Образование научит якутов экономнее тратить свои силы в борьбе с природой, оно научит их остерегаться болезней и лечиться полезными медицинскими средствами, оно научит их многим полезным изобретениям, которые уже известны нам, русским, и которые помогут якутам лучше устроить свою жизнь".

БРОКГАУЗЪ И ЕФРОНЪ ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ (189О-1907)

ЯКУТЫ. Их коммерческие наклонности облегчают им эксплуатацию легкомысленных и беспечных соседних инородческих племен, а нередко даже и русских. Как ремесленники, якуты быстро успевают во всех мастерствах, обнаруживая значительную ловкость в ручных работах. Якуты неохотно идут в работники и при малейшей возможности устраиваются самостоятельно. По якутским понятиям, каждый приезжий имеет право войти в любой дом во всякое время дня и ночи и расположиться там пить чай, варить пищу или ночевать. Грабежей и воровства внутри рода не существовало вследствие общности имущества. Убийство было явлением исключительным; за убийство вне рода виновные терпели родовую месть или платили виру. Родовая вражда, прежде возбуждавшая родовые войны, теперь выражается в интригах, доносах, сплетнях, судбищах. К наукам якутские дети прилежны и понятливы; в якутской гимназии, особенно в низших классах, они идут впереди русских. Разговорный якутский язык меток, звучен и живописен. Я. любят остроумные обороты, каламбуры, красные словца, прибаутки и сравнения. Красноречие у них в большом почтении.

Федор РАХЛЕЕВ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА. // Якутск вечерний (Якутск).- 08.10.2004

Якуты – коренной народ Сибири. По данным последней переписи их количество колеблется в районе 480 тыс. человек. Которые практически полностью проживают на территории республики Саха (Якутия). Незначительная часть расселена в Хабаровском крае, Москве, Красноярском крае и некоторых других регионах РФ.

Этногенез и история народа

Традиционное самоназвание якутов — саха или сахалар. История происхождения национальности изучена слабо. В письменных источниках о существовании этноса впервые упоминается лишь с XVI-XVII вв. По наиболее распространенной теории саха произошли от кочевых племен курыкан, изначально живших в районе реки Енисея, а затем мигрировавших в Забайкалье. О курыканских племенах впервые упоминается в китайских летописях VII в и древнетюркских рунических письменах VIII-X вв.

Считается что курыкане начали мигрировать на территории современного Якутска, около X-XII в. Эта гипотеза перекликается с устными народными легендами. Дальнейшее формирование якутов происходило при смешивании с местными племенами. Изучение генотипа этноса указывает на его среднеазиатское происхождение и связь с европеоидной расой и тюркскими народами.

Первые свидетельства о существовании якутского народа относятся к XVI веку, когда единым правителем разобщенных племен попытался стать богатый и влиятельный вождь Ваджей (Баджей). Его внук Тыгын занимался не только дальнейшим объединением якутских племен, но и пытался подчинить территории соседей. Проводимая политика не принесла желаемых плодов и попытки создать единое государство не увенчались успехом. В 1620 г. занимаемые якутами земли вошли в состав Российской империи. В 1922 г. создается Якутская автономная республика, а в 1990 она переименовывается в Республику Саха (Якутия).

Религия и традиции

В конце XVIII в. со стороны русских стали предприниматься попытки христианизации якутов. Внедрение новой веры часто носило формальный характер, поэтому часть обычаев долгое время оставалась неизменной. До распространения православия традиционной религией считалось — Айыы. По представления народа мир состоял из нескольких уровней. Якуты считались детьми бога Тангра. Особое место занимало поклонение женскому плодородному началу — Айыысыт. К числу основных почитаемых духов, которым приносились дары и жертвоприношения были покровители неба, воды, земли, огня, охоты и т.д. Было распространено шаманство и тотемизм. Дохристианская вера и сегодня имеет своих последователей.

В культуре обычаев также существует почитание «древа жизни».Главным праздником считается отмечаемый летом Ысыах. Сохранились обычаи заговоров, создания оберегов, коновязь. Наследием древних традиций являются якутские национальные прыжки, ставшие своеобразным местным видом спорта.

Национальный костюм и внешность

Из-за суровых климатических условий якутская традиционная одежда создавалась из меха, кожи, шерсти и сукна. Основными частями костюма были кожаные штаны, набрюшник из меха, ноговицы, летний и зимний кафтаны прямого покроя. В мужской костюм входил пояс. Особо нарядным был женский свадебный кафтан (сангыйах). Он отделывался мехом, украшался цветным сукном и золотой тесьмой. Голова покрывалась меховой шапкой, также украшенной сукном или вставками из парчи. Женщина носила украшения из золота и серебра. Обувью служили высокие сапоги из меха и кожи. Более современная национальная одежда также шилась из ткани.

Внешность якутов имеет ярко выраженные монголоидные черты. При невысоком росте наблюдается удлиненное строение рук. Лицо овальное, при невысоком, но широком лбе, выделяется значительно увеличенная средняя часть лица. Нос аккуратный и прямой, иногда с небольшой горбинкой. Цвет кожи смуглый, а волосы черные и прямые. На теле волосяной покров практически отсутствует. Глаза темные со скошенными веками.

Язык и письменность

Язык саха относится к тюркской группе и условно подразделяется на западный и восточный говор, а также долганский диалект. Несмотря на большое количество заимствований у монголов и русских, якуты имеют множество уникальных слов, не имеющих аналогов в других языках.

Легенды якутов содержат информацию о том, что до переселения на новые земли их предки обладали рунической письменностью, которая в последствие была утеряна. Основной формой передачи информации между поколениями было устное народное творчество, где значительную роль играл якутский песенный эпос – Олонхо. Современный алфавит появился лишь в начале XX в. и состоит из 33 кириллических букв русского алфавита и 5 дополнительных знаков.

Примечательно

  1. В Якутии добывается четверть от всех добываемых в мире алмазов.
  2. Площадь Якутии больше 3 млн. кв. км, но 40 % территории находится за полярным кругом.
  3. Олонхо признан ЮНЕСКО частью всемирного нематериального наследия. Средняя длина Олонхо 10-16 тыс. строк, самый длинный эпос доходит до 36 тыс. строк. Исполнители этих песен считаются местными актерами, так как кроме хорошей памяти сказители, должны обладать артистическим мастерством, иметь поставленный голос и владеть интонацией.
  4. В религии и преданиях якутов рассказывается, что их предки спустились с неба.
  5. Якуты считаются спокойным, уравновешенным народом, с преобладанием флегматичного темперамента. Их отличает чистоплотность, трудолюбие и целеустремленность.
  6. Национальным блюдом считает тонко нарезанное замороженное мясо и рыба. А перед тем как съесть медвежатину якуты, подражая воронам, издают звук «хук», по древнему поверью так они маскируются от духа медведя.
  7. Якуты живут в деревянных домах (юртах), строить которые можно только из молодых и небольших деревьев. Рубить крупные и старые деревья грех.
  8. До XIX в. среди якутов было распространено многоженство.

Якуты (среди местного населения распространено произношение с ударением на последний слог) - коренное население республики Саха (Якутии). Самоназвание: "саха", во множественном числе "сахалар".

По результатам переписи населения 2010 года в России проживало 478 тысяч якутов, главным образом, в Якутии (466,5 тысяч), а также в Иркутской, Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском краях. Якуты являются самым многочисленным (почти 50% населения) народом в Якутии и самым крупным из коренных народов Сибири в границах России.

Антропологический облик

Чистокровные якуты по внешности более похожи на киргизов, чем на монголов.

Имеют овальную форму лица, не высокий, но широкий и гладкий лоб с черными довольно большими глазами и чуть скошенными веками, скулы умеренно выражены. Характерной чертой якутского лица является непропорциональное развитие средней лицевой части в ущерб лбу и подбородку. Цвет лица смуглый, имеет изжелта-серый или бронзовый оттенок. Нос прямой, нередко с горбинкой. Рот большой, зубы крупные желтоватого оттенка. Волосы черные, прямые, жесткие, на лице и на других частях тела волосяная растительность полностью отсутствует.

Рост невысокий, 160-165 сантиметров. Мышечной силой якуты не отличаются. Имеют длинные и тонкие руки, короткие и кривые ноги.

В движениях медленны и тяжеловаты.

Из органов чувств всего лучше развит орган слуха. Якуты совсем не различают один от другого некоторые цвета (например, оттенки синего: фиолетовый, голубой, синий), для которых в их языке нет даже особых обозначений.

Язык

Якутский язык относится к тюркской группе алтайской семьи, имеющем группы говоров: центральную, вилюйскую, северо-западную, таймырскую. В якутском языке много слов монгольского происхождения (примерно 30% слов), также имеется около 10% слов неизвестного происхождения, не имеющих аналогов в других языках.

Якутский язык по лексико-фонетическим особенностям и грамматическому построению может быть отнесен к числу древних тюркских наречий. По С.Е.Малову, якутский язык по своей конструкции считается дописьменным. Следовательно, или основа якутского языка первоначально не являлась тюркской, или же она отделилась от собственно тюркской в далекой древности, когда последняя переживала период огромного языкового воздействия индоиранских племен и развивалась в дальнейшем обособленно.

В то же время, язык якутов недвусмысленно свидетельствует о своем сходстве с языками тюрко-татарскими народов. Татарам и башкирам, сосланным в Якутскую область, было достаточно нескольких месяцев, чтобы выучиться язык, в то время как русским для этого нужны были годы. Главным затруднением является совершенно отличная от русской якутская фонетика. Есть звуки, которые ухо европейца начинает различать только после долгого привыкания, причем европейская гортань не в состоянии вполне правильно их воспроизвести (например, звук "нг").

Затрудняется изучение якутского языка большим числом синонимных выражений и неопределенностью грамматических форм: например, для существительных нет родов и прилагательные не согласуются с ними.

Происхождение

Происхождение якутов можно достоверно проследить лишь с примерно с середины II тысячелетия н.э. Кто были предки якутов точно установить не удается, также пока невозможно установить время их поселения в стране, где они являются теперь преобладающей расой, их местопребывание до переселения. Происхождение якутов можно проследить лишь на основании лингвистического анализа и сходстве деталей быта и культовых традиций.

Этногенез якутов следует, по всей видимости, начать с эпохи ранних кочевников, когда на западе Центральной Азии и в Южной Сибири развивались культуры скифо-сибирского типа. Отдельные предпосылки этой трансформации на территории Южной Сибири уходят во II тысячелетие до н.э. Наиболее отчетливо истоки этногенеза якутов прослеживаются в пазырыкской культуре Горного Алтая. Ее носители были близки к сакам Средней Азии и Казахстана. Этот дотюркский субстрат в культуре народов Саяно-Алтая и якутов проявляется в их хозяйстве, в вещах, выработанных в период раннего кочевничества, таких, как железные тесла, проволочные серьги, медные и серебряные гривны, кожаная обувь, деревянные кубки-чороны. Эти древние истоки прослеживаются и в декоративно-прикладном искусстве алтайцев, тувинцев и якутов, сохранивших влиянии "звериного стиля".

Древнеалтайский субстрат обнаруживается у якутов и в погребальном обряде. Это в первую очередь олицетворение коня со смертью, обычай устанавливать на могиле деревянный столб - символ "древа жизни", а также наличие кибэсов - специальных людей, занимавшихся погребениями, которые, как и зороастрийские "служители мертвых", содержались вне поселений. В этот комплекс входит культ коня и дуалистическая концепция - противопоставление божеств айыы, олицетворяющих добрые творческие начала и абааhы, злых демонов.

Эти материалы согласуются с данными иммуногенетики. Так, в крови 29% якутов, исследованных В.В.Фефеловой в разных районах республики, обнаружен антиген HLA-AI, встречаемый только в европеоидных популяциях. Он у якутов часто встречается в сочетании с другим антигеном HLA-BI7, прослеживающийся в крови лишь двух народов - якутов и индийцев-хинди. Все это подводит к мысли о том, что в этногенезе якутов приняли участие какие-то древние отюреченные группы, возможно, не непосредственно пазырыкцы, но, безусловно, связанные с пазырыкцами Алтая, физический тип которых отличался от окружающего их европеоидного населения более заметной монголоидной примесью.

Скифо-хуннские истоки в этногенезе якутов в дальнейшем развивались по двум направлениям. Первое условно может быть названо "западным" или южносибирским, в его основе лежали истоки, выработанные под влиянием индоиранской этнокультуры. Второе - "восточное" или "центральноазиатское". Оно представлено, хоть и немногочисленными, якутско-хуннскими параллелями в культуре. Эта "центральноазиатская" традиция прослеживается в антропологии якутов и в религиозных представлениях, связанных с кумысным праздником ыьыах и остатками культа неба - танара.

Древнетюркская эпоха , начавшаяся в VI веке, по территориальному охвату и грандиозности своего культурного и политического резонанса, ничуть не уступала предшествующему периоду. С этим периодом, породившем в целом единую культуру, связывают формирование тюркских основ якутского языка и культуры. Сопоставление культуры якутов с древнетюркской показало, что в якутском пантеоне и мифологии более последовательно сохранились именно те стороны древнетюркской религии, которые развивались под воздействием предшествующей скифо-сибирской эпохи. Якуты сохранили многое в верованиях и погребальном обряде, в частности, по аналогии с древнетюркскими камнями-балбалами якуты ставили деревянные столбики-шесты.

Но если у древних тюрков количество камней на могиле покойного находилось в зависимости от людей, убитых им на войне, то у якутов количество устанавливаемых столбиков зависело от количества зарытых с умершим и съеденных на его тризне коней. Юрту, где умер человек, срывали до основания и получалась четырехугольная земляная оградка, наподобие древнетюркских оградок, окружающих могилу. На месте, где лежал умерший, якуты ставили истукан-балбал. В древнетюркскую эпоху вырабатывались новые культурные эталоны, трансформирующие традиции ранних кочевников. Этими же закономерностями характеризуется материальная культуры якутов, которую, таким образом, можно считать в целом тюркской.

Тюркские предки якутов могут быть отнесены в более широком смысле к числу "гаогюйских динлинов" - телесских племен, среди которых одно из главных мест принадлежало древним уйгурам. В якутской культуре сохранились многие параллели, указывающие на это: культовые обряды, использование коня для сговора при заключении браков, некоторые термины, связанные с верованиями. К числу телесских племен Прибайкалья относились и племена курыканской группы, в состав которых также входили меркиты , сыгравшие известную роль в становлении скотоводов Лены. В происхождении курыкан принимали участие местные, по всей вероятности, монголоязычные скотоводы, связанные с культурой плиточных могил или шивэйцами и, возможно, древние тунгусы. Но все же в этом процессе ведущее значение принадлежало пришлым тюркоязычным племенам, родственным древним уйгурам и кыргызам. Культура курыкан развивалась в тесном контакте с Красноярско-Минусинским регионом. Под влиянием местного монголоязычного субстрата тюркское кочевое хозяйство оформилось в полуоседлое скотоводство. Впоследствии якуты через своих прибайкальских предков распространили на Средней Лене скотоводческое хозяйство, некоторые предметы быта, формы жилищ, глиняные сосуды и, вероятно, унаследовали свой основной физический тип.

В X-XI веках в Прибайкалье, на Верхней Лене появились монголоязычные племена. Началось их совместное проживание с потомками курыкан. В дальнейшем часть этого населения (потомки курыкан и другие тюркоязычные группы, испытавшие сильное языковое воздействие монголов) спустились вниз по Лене и стали ядром в формировании якутов.

В этногенезе якутов также прослеживается участие второй тюркоязычной группы с кипчакским наследием. Это подтверждается присутствием в якутском языке нескольких сот якутско-кыпчакских лексических параллелей. Кипчакское наследие, как представляется, проявляется через этнонимы ханалас и саха. Первый из них имел вероятную связь с древним этнонимом ханлы, носители которого в дальнейшем вошли в состав многих средневековых тюркских народов, особенно велика их роль в происхождении казахов. Этим следует объяснить наличие ряда общих якутско-казахских этнонимов: одай - адай, аргин - аргын, мэйэрэм суппу - мейрам сопы, ерас куел - оразкельды, туер тугул - гортуур. Звеном, связующим якутов с кипчаками, является этноним сака, со множеством фонетических вариантов, встречаемых среди тюркских народов: сокы, саклар, сакоо, секлер, сакал, сактар, саха. Первоначально данный этноним, видимо, входил в круг телесских племен. Среди них, наряду с уйгурами, курыканами, китайские источники помещают и племя сейке.

Родство якутов с кипчаками определяется наличием общих для них элементов культуры - обряда погребения с остовом коня, изготовления чучела коня, деревянных культовых антропоморфных столбов, предметов украшений, связанных в своей основе с пазырыкской культурой (серьги в виде знака вопроса, гривны), общих мотивов орнамента. Таким образом, древнее южносибирское направление в этногенезе якутов в эпоху средневековья было продолжено кипчаками.

Эти выводы в основном получили подтверждение на основе сравнительного изучения традиционной культуры якутов и культур тюркских народов Саяно-Алтая. В целом эти культурные связи распадаются на два основных слоя - древнетюркский и средневековый кыпчакский. В более условном разрезе якуты сближаются по первому слою через огузско-уйгурский "языковой компонент" с сагайской, бельтирской группами хакасов, с тувинцами и некоторыми племенами североалтайцев. У всех этих народов, кроме основной скотоводческой, распространена также культура горно-таежного облика, с которой связаны рыболовческо-охотничьи навыки и приемы, строительство стационарных жилищ. По "кипчакскому слою" якуты сближаются с южными алтайцами, тобольскими, барабинскими и чулымскими татарами , кумандинцами , телеутами , качинской и кызыльской группами хакасов . Видимо, по этой линии проникают в якутский язык элементы самодийского происхождения, причем, заимствования из финно-угорских и самодийских языков в тюркские довольно часты для обозначения ряда пород деревьев и кустарников. Следовательно, эти контакты связаны в основном с лесной "собирательской" культурой.

По имеющимся данным, проникновение первых скотоводческих групп в бассейн Средней Лены, ставших основой в сложении якутской народности, началось в XIV веке (возможно, в конце XIII века). В общем облике материальной культуры прослежены некоторые местные истоки, связанные с ранним железным веком, при доминирующей роли южных основ.

Пришельцы, осваивая Центральную Якутию, произвели коренные изменения в хозяйственной жизни региона - привели с собой коров и лошадей, организовали сенокосно-пастбищное хозяйство. Материалы из археологических-памятников XVII-XVIII веков зафиксировали преемственную связь с культурой кулун-атахцев. Вещевой комплекс из якутских погребений и поселений XVII-XVIII веков находит свои ближайшие аналогии в Южной Сибири, преимущественно охватывающей районы Алтая и Верхнего Енисея в пределах X-XIV веков. Параллели, наблюдаемые между курыканской и кулун-атахской культурами, в это время как бы затушевываются. Но выявляются кыпчако-якутские связи по сходству черт материальной культуры и погребального обряда.

Влияние монголоязычной среды в археологических памятниках XIV-XVIII веков практически не прослеживается. Но оно проявляется в языковом материале, а в хозяйстве составляет самостоятельный мощный пласт.

С этой точки зрения, оседлое скотоводство, сочетающееся с рыболовством и охотой, жилища и хозяйственно-бытовые постройки, одежда, обувь, орнаментальное искусство, религиозно-мифологические воззрения якутов имеют в своей основе южносибирскую, тюркскую платформу. А уже устное народное творчество, народные знания окончательно сформировались в бассейне Средней Лены под влиянием монголоязычного компонента.

Исторические предания якутов, во всем согласии с данными археологии и этнографии, связывают происхождение народа с процессом переселения. По этим данным, именно пришлые группы, возглавляемые Омогоем, Эллэем и Улуу-Хоро, составили основной костяк якутского народа. В лице Омогоя можно усмотреть потомков курыкан, принадлежавших по языку к огузской группе. Но их язык, видимо, испытал влияние древней прибайкальской и пришлой средневековой монголоязычиой среды. Эллэй олицетворял собой южносибирскую кипчакскую группу, представленную в основном кангаласцами. Кипчакские слова в якутском языке, по определению Г.В.Попова, в основном представлены редкоупотребляемыми словами. Из этого следует, что эта группа не оказала ощутимого воздействия на фонетический и грамматический строй языка старотюркского ядра якутов. Предания об Улуу-Хоро отразили приход монгольских групп на Среднюю Лену. Это согласуется с предположением лингвистов о проживании монголоязычного населения на территории современных "акающих" районов Центральной Якутии.

По имеющимся данным, формирование современного физического облика якутов завершилось не ранее середины II тысячелетия н.э. на Средней Лене на основе смешения пришлых и аборигенных групп. В антропологическом образе якутов возможно выделение двух типов - довольно мощного центральноазиатского, представленного прибайкальским ядром, испытавшим влияние монгольских племен, и южносибирского антропологического типа с древним европеоидным генофондом. В дальнейшем эти два типа слились в одно, образуя южный костяк современных якутов. При этом, благодаря участию хоринцев, центральноазиатский тип становится преобладающим.

Быт и хозяйство

Традиционная культура наиболее полно представлена амгинско-ленскими и вилюйскими якутами. Северные якуты близки по культуре эвенкам и юкагирам, олекминские сильно аккультурированы русскими.

Основные традиционные занятия - коневодство (в русских документах XVII века якуты назывались "конными людьми") и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, за рогатым скотом - женщины. На севере разводили оленей. Скот держали летом на подножном корму, зимой в хлевах (хотонах). Якутские породы скота отличались выносливостью, но были малопродуктивны. Сенокошение было известно еще до прихода русских.

Было развито также рыболовство. Ловили рыбу в основном летом, зимой рыбу ловили в проруби, а осенью устраивалась коллективная неводьба с разделом добычи между всеми участниками. Для бедняков, не имевших скота, рыболовство было основным занятием (в документах XVII века термин "рыболов" - балыксыт - употребляется в значении "бедняк"), на нем специализировались также некоторые племена - так называемые "пешие якуты" - осекуи, онтулы, кокуи, кирикийцы, кыргыдайцы, орготы и другие.

Охота была особенно распространена на севере, составляя здесь основной источник пропитания (песец, заяц, северный олень, лось, птица). В тайге к приходу русских была известна как мясная, так и пушная охота (медведь, лось, белка, лисица, заяц), в дальнейшем из-за снижения численности зверей ее значение упало. Характерны специфические приемы охоты: с быком (охотник подкрадывается к добыче, прячась за быка), конная гоньба зверя по следу, иногда с собаками.

Существовало и собирательство - сбор сосновой и лиственничной заболони (внутренний слой коры), заготавливаемой на зиму в сушеном виде, кореньев (сарана, чекана и др.), зелени (дикий лук, хрен, щавель), из ягод не употреблялась только малина, считавшаяся нечистой.

Земледелие (ячмень, в меньшей степени пшеница) было заимствовано у русских в конце XVII века и до середины XIX века было развито очень слабо. Его распространению (особенно в Олекминском округе) способствовали русские ссыльные поселенцы.

Была развита обработка дерева (художественная резьба, раскраска ольховым отваром), бересты, меха, кожи; из кожи делали посуду, из конских и коровьих шкур, сшитых в шахматном порядке, - коврики, из заячьего меха - одеяла и др.; из конского волоса ссучивали руками шнуры, плели, вышивали. Прядение, ткачество и валяние войлока отсутствовали. Сохранилось производство лепной керамики, выделявшей якутов среди других народов Сибири. Были развиты плавка и ковка железа, имевшие товарное значение, плавка и чеканка серебра, меди, с XIX века - резьба по мамонтовой кости.

Передвигались в основном верхом, грузы перевозили вьюком. Были известны лыжи, подбитые конским камусом, сани (силис сыарга, позднее - сани типа русских дровен), запряженные обычно в быков, на севере - оленьи прямокопыльные нарты. Лодок, как и уэвенков, были берестяными (тыы) или плоскодонные из досок, позже у русских были заимствованы парусные суда-карбасы.

Жилище

Зимние поселения (кыстык) располагались вблизи покосов, состояли из 1-3 юрт, летние - у пастбищ, насчитывали до 10 юрт. Зимняя юрта (балаган, дьиэ) имела наклонные стены из стоячих тонких бревен на прямоугольном бревенчатом каркасе и низкую двускатную крышу. Стены обмазывались снаружи глиной с навозом, крыша поверх бревенчатого настила устилалась корой и землей. Дом ставился по сторонам света, вход устраивался в восточной стороне, окна - в южной и западной, крыша была ориентирована с севера на юг. Справа от входа, в северо-восточном углу, устраивался очаг (осох) - труба из жердей, обмазанных глиной, выходившая через крышу наружу. Вдоль стен устраивались дощатые нары (орон). Наиболее почетным был юго-западный угол. У западной стены находилось хозяйское место. Нары слева от входа предназначались для мужской молодежи, работников, справа, у очага, - для женщин. В переднем углу ставились стол (остуол) и табуреты. С северной стороны к юрте пристраивался хлев (хотон), часто под одной крышей с жильем, дверь в него из юрты находилась позади очага. Перед входом в юрту устраивался навес или сени. Юрта была окружена невысокой насыпью, часто с заборчиком. У дома ставилась коновязь, часто украшенная резьбой.

Летние юрты мало отличались от зимних. Вместо хотона поодаль ставились хлев для телят (титик), навесы и др. Встречалась коническая постройка из жердей, покрытых берестой (ураса), на севере - дерном (калыман, холуман). С конца XVIII века известны многоугольные срубные юрты с пирамидальной крышей. Со 2-й половины XVIII века распространились русские избы.

Одежда

Традиционная мужская и женская одежда - короткие кожаные штаны-натазник, меховой набрюшник, кожаные ноговицы, однобортный кафтан (сон), зимой - меховой, летом - из конской или коровьей шкуры шерстью внутрь, у богатых - из ткани. Позднее появились тканевые рубахи с отложным воротником (ырбахы). Мужчины подпоясывались кожаным поясом с ножом и огнивом, у богатых - с серебряными и медными бляшками. Характерен женский свадебный меховой длинный кафтан (сангыйах), расшитый красным и зеленым сукном, и золотым позументом; нарядная женская меховая шапка из дорогого меха, спускающегося на спину и плечи, с высоким суконным, бархатным или парчовым верхом с нашитыми на него серебряной бляхой (туосахта) и другими украшениями. Распространены женские серебряные и золотые украшения. Обувь - зимние высокие сапоги из оленьих или конских шкур шерстью наружу (этэрбэс), летние сапоги из мягкой кожи (саары) с голенищем, покрытым сукном, у женщин - с аппликацией, длинные меховые чулки.

Пища

Основная пища - молочная, особенно летом: из кобыльего молока - кумыс, из коровьего - простокваша (суорат, сора), сливки (кюэрчэх), масло; масло пили растопленным или с кумысом; суорат заготавливали на зиму в замороженном виде (тар) с добавлением ягод, кореньев и др.; из него с прибавлением воды, муки, кореньев, сосновой заболони и др. приготавливалась похлебка (бутугас). Рыбная пища играла главную роль для бедняков и в северных районах, где не было скота, мясо употреблялось в основном богатыми. Особенно ценилась конина. В XIX веке входит в употребление ячменная мука: из нее делали пресные лепешки, оладьи, похлебку-саламат. В Олекминском округе были известны овощи.

Религия

Традиционные верования были основаны на шаманизме. Мир состоял из нескольких ярусов, главой верхнего считался Юрюнг айы тойон, нижнего - Ала буурай тойон и др. Важным был культ женского божества плодородия Айыысыт. Духам, живущим в верхнем мире, приносили в жертву лошадей, в нижнем - коров. Главный праздник - весенне-летний кумысный праздник (Ысыах), сопровождавшийся возлияниями кумыса из больших деревянных кубков (чороон), играми, спортивными состязаниями и др.

Православие распространилось в XVIII-XIX веках. Но христианский культ сочетался с верой в добрых и злых духов, духов умерших шаманов, духов-хозяев. Сохранились и элементы тотемизма: род имел животного-покровителя, которого запрещалось убивать, называть по имени.

Ты принадлежишь к одному из самых загадочных народов. Даже ученые точно не знают, откуда родом якуты и почему оказались так далеко на севере.

2. Ты говоришь на древнем языке, от которого произошли все тюркские языки. И пусть кто–то попробует тебя переубедить.

3. Якут упрям, его дитя еще упрямее. Иначе тут не выжить.

4. Якуты - лучшие охотники. Гринпис был бы в шоке, прочитай там кто–нибудь хотя бы рассказы Исая Никифорова для детей о том, какими способами можно охотиться.

5. Якуты - лучшие снайперы. Белку - в глаз, чтобы не портить шкурку.

6. У тебя богатое образное мышление и витиеватый ход мысли. Язык обязывает.

7. Олонхо - самый крутой народный эпос, признанный на уровне Юнеско. Даже "Аватар" - плагиат из олонхо.

8. Ты легко переносишь холод до –50 и жару до +40.

9. У якутов самое богатое конское убранство. Еще бы, ведь якутская лошадь - дар богов, у нее даже есть отдельное божество–покровитель в пантеоне якутских богов.

10. В твоей родословной обязательно упоминаются Тыгын и Эллэй, самые крутые якутские мужчины.

11. У тебя куча родственников в любом районе Якутии, в любой якутской деревне, а также в местах массового проживания выходцев из Якутии.

12. Якуты - это евреи Сибири.

13. Ты так сильно любишь мясо, что можешь есть его без особых кулинарных изысков, просто вареным с солью. Или даже сырым. И замороженным.

14. Ты так сильно любишь рыбу, что можешь есть ее без особых кулинарных изысков, просто вареной с солью. Или даже сырой. И замороженной.

15. Якутский язык настолько богат и красочен, что одно якутское слово на другой язык можно перевести с помощью десятка, а то и больше слов.

16. Некоторые якутские слова вообще нельзя точно перевести, тогда они переходят в другие языки и даже превращаются в научные термины, например: тукулан, булгуннях и т.д.

17. У многих якутов в роду были шаманы и удаганки. В твоем роду были самые сильные шаманы и удаганки. Да что там, ты сам шаман или удаганка!

18. У якутов есть свой Робин Гуд - национальный герой Манчаары. Любим и уважаем в народе не только за то, что защищал бедных и раздавал им деньги, отобранные у богатых, - он так сильно любил родину, что бежал из любой тюрьмы, лишь бы быть ближе к родным местам.

19. У тебя черные глаза и жесткие черные волосы, ты - настоящий саха.

20. У тебя каштановые волосы и зеленые глаза, ты - настоящий саха.

21. Вообще неважно, как ты выглядишь, если считаешь себя саха, ты - настоящий саха.

22. Ты гордишься Саха театром, известным во всем мире, даже если не был ни на одном спектакле.

23. Ты гордишься феноменом якутского кино, о котором пишут кинокритики, даже если не видел ни одного якутского фильма.

24. Якуты - самые лучшие хомусисты–виртуозы в мире. У многих народов есть варган, но только якуты исполняют на нем сольные и ансамблевые композиции.

25. Якуты - самые фанатичные фанатики. Только убежденные до фанатизма люди могут в одиночку возродить якутский хомус (Иван Алексеев–Хомус Уйбаан), пропагандировать якутскую кухню (Иннокентий Тарбахов), якутский костюм (Августина Филиппова), якутские орнаменты (Мандар Уус), якутскую музыку (Герман и Клавдия Хатылаевы).

26. Только в Якутии гнездится стерх - птица счастья.

27. Жанр мистического триллера и хоррора зародился у якутов задолго до Голливуда. Любой якут знает кучу историй про духов–иччи, леденящих кровь, Лавкрафт отдыхает.

28. Ты различаешь десятки оттенков белого цвета.

29. Многие считают якутов крутыми воинами со времен Орды. Пусть считают.

30. У якутских женщин самые богатые самобытные украшения из серебра.

31. Якуты - хорошие кузнецы и тонкие ювелиры, см. п. 30.

32. Американские индейцы произошли от якутов. Да вообще много кто от нас произошел, только они могут не знать об этом.

33. Никто не любит новостей больше якутов. Даже старинное приветствие означает буквально "рассказывай!" - "кэпсээ!"

34. Никто не пользуется ватсапом больше якутов, см. п. 33.

35. В Якутии есть своя северная Шамбала - горы Кисилях.

36. В Якутии есть свое лох–несское чудовище - в озере Лабынкыр.

37. Жизнь без интернета, воды и света? Легко! Многие у нас до сих пор так и живут. Зато в единении в природой.

38. Можно быть православным и язычником одновременно.

39. Якутия настолько огромна, что мало кто из ее жителей побывал во всех районах республики.

40. Все якуты хорошо поют. Стоит тебе сесть на быка, лошадь, железного коня, - ты тут же начинаешь петь.

41. Якуты - прекрасные импровизаторы. Запевалы осуохая могут петь часами, воспевая то, что видят и о чем думают на данный момент.

42. Ты многим кажешься загадочным, просто потому что молчалив.

43. Якуты обожают устанавливать рекорды Гиннесса - самый многолюдный осуохай, самый большой ансамбль хомусистов, самое массовое кумысопитие, самое большое замороженное молоко и т.д.

44. Только настоящий саха может летом в зной поехать на Булуус, самую большую наледь, поностальгировать по зиме.

46. Лучшее лето, по якутским представлениям: сенокос, огород, сбор грибов и ягод, в общем, отдых в трудах праведных.

47. Якут бывает недоволен, когда зимой недостаточно холодно: "В былые времена доходило до –60, а сейчас всего лишь –40!"

48. Истинный саха с детства приспособлен для выживания в тайге в одиночку.

49. У тебя может быть европейское имя, но ты всё равно его переиначишь на якутский лад.

50. Якутия - рай для палеонтологов и археологов. Вечная мерзлота сохраняет все артефакты со времен глубокой древности.

51. Если ты не любишь овощи, у тебя весомый аргумент на все случаи жизни: "Якут травы не ест".

52. Якуты сами охотно поддерживают стереотипы о себе: на работу ездят на собаках, а домой - на оленях, по улицам ходят белые и бурые медведи, алмазы и золото валяются на дороге.

53. У якутов своеобразное чувство юмора: "Алло, это баня? - Нет, это Болодя!"

54. Якутам удалось ввести в заблуждение фантаста Глуховского, он теперь убежден, что в Якутии зимой отличные дороги из песка и льда.

55. Хотя, может, это и не заблуждение, почти все дороги в Якутии из этого (см. п. 54) и сделаны.

56. Карьер "Мир" для добычи алмазов виден из космоса.

57. В детстве тебя ничуть не пугала избушка на курьих ножках - все дома в Якутии строятся на сваях из–за вечной мезлоты.

58. Якутский алфавит основан на кириллице, но букв в нем больше.

59. Якутская лошадь настолько сурова, что сама пасется зимой в –50, выкапывая корм из–под глубокого снега.

60. Якутская корова настолько сурова, что сама ходит на водопой зимой в –50.

61. Якутским коровам в холода надевают меховые лифчики на вымя.

62. В Якутии так холодно, что тут есть целых 2 полюса холода - в Оймяконе и Верхоянске.

63. Только в Якутии можно услышать "шёпот звезд" - шум от застывающего на морозе дыхания.

64. Речные скалы есть во многих местах, но только якуты добились внесения Ленских столбов в список наследия Юнеско.

65. Якут лаконичен до такой степени, что зеленый и синий цвета, а также их оттенки обозначает одним словом "күөх".

66. Якутский нож, сделанный в полукустарных условиях кузнецом–самоучкой, превосходит по своим качествам ножи известных раскрученных марок.

67. Лучший якутский деликатес - сырая замороженная печень жеребенка, порезанная якутским ножом на брусочки и посыпанная солью. Что может быть брутальнее?

68. Якутская эстрада - самая лирическая в мире. Все песни - про любовь.

69. Ты можешь жить в элитном доме, но втайне мечтаешь о деревянном доме на отшибе от всех. Это называется аласный патриотизм.

70. Ты знаешь ёмкое слово на все случаи жизни - "чэ". Его можно перевести как угодно в зависимости от ситуации: пошли, давай, старт, выпьем, закусим, бей, хватит и т.д.

71. В Якутии очень сильная школа вольной борьбы, созданная усилиями одного энтузиаста, - скромного учителя Дмитрия Петровича Коркина.

72. Все якуты хорошо рисуют. Работы якутских художников есть в частных и музейных коллекциях по всему миру.

73. Якуты обожают рассуждать на отвлеченные темы, это отражено даже в языке, различают баллыгырааhын, куолу, кураанах куолу, дойҕох и т.п.

74. Самые крутые механики, разбирающиеся в автомашинах "уаз–санитарка", живут в Якутии.

75. Любой якут умеет кормить огонь.

76. У якутов своя система национального многоборья, включающая стрельбу из лука, конные скачки, бег, прыжки, борьбу хапсагай, перетягивание палки, поднятие тяжестей и т.д.

77. Если ты победишь в соревнованиях по национальному многоборью на ысыахе, ты станешь легендой при жизни. А еще тебе подарят автомашину "уаз".

78. Только настоящий саха может целый год готовиться к национальному празднику ысыах, шить костюмы, три часа стоять в пробке, мокнуть под дождем или жариться под палящим солнцем, терпеть гнус, лишь бы встретить солнце на түһүлгэ.

79. Самый большой раздел википедии на национальном языке написан по–якутски.

80. Режиссер Алексей Балабанов был помешан на якутах, снимал о них фильмы.

81. Актер Саха театра Федот Львов, талантливо сыгравший роль в фильме "Орда", получил прозвище якутский Жан Габен - за самое красноречивое молчание в кадре.

82. Самый изысканный десерт якутской кухни сделал бы честь любому французскому ресторану - нежные сливки, взбитые с земляникой.

83. Только в Якутске можно начать копать колодец и внести свое имя в историю - шахта Шергина глубиной 140 м впервые подтвердила наличие вечной мерзлоты.

84. Только в Якутске есть институт мерзлотоведения.

85. Если когда–нибудь удастся клонировать мамонта, это будет якутский мамонт - большинство мамонтов найдены в вечной мерзлоте на территории Якутии.

86. Если якут живет вдали от родины, ему снится якутская зима - настоящая, как в сказке, с глубокими сугробами, деревьями, укутанными в иней, клубящимся паром от дыхания.

87. В Якутии самый вкусный воздух - морозный зимой, мутукча сыта (аромат новой хвои лиственницы) весной, дух свежескошенной травы летом.

88. Якуты никогда не гнались за богатством любой ценой. Богатым считался не тот, у кого много денег, а у кого много скота.

89. Только якуты предпочитают серебро золоту.

90. Проходя сквозь облако комарья и гнуса, якут благодарит судьбу и родную природу за то, что это всего лишь комары и мошки, а не мухи цеце.

91. Якутам нравится придумывать бренды - Полюс холода, праздник "Зима начинается с Якутии", северная Шамбала и т.д.

92. В Якутии богатая культура самобытного лоскутного шитья из кусочков меха, кожи и ткани. Многие изделия, созданные в такой технике, хранятся в музеях.

93. Из конского волоса создают не только махалки от комаров, но и шляпы, коврики, панно, картины, веревки, а также салама - обрядовую нить для ысыаха, для украшения, освящения и очищения пространства.

94. У якутов своя школа резьбы по кости с богатыми традициями.

95. Только в Якутске постоянно действует выставка Гохрана, где можно увидеть алмазы, самородки золота и платины, найденные в Якутии, а также произведения резчиков по кости, камню и ювелиров.

96. В Царстве вечной мерзлоты в Якутске снег и лед никогда не тают даже летом, можно полежать на ледяной кровати, выпить из ледяных бокалов, увидеть аналог музея мадам Тюссо, где все фигуры сделаны изо льда.

97. Лучшие скульпторы ледовых фигур живут, конечно, в Якутии. Они делают скульптуры не только из снега, льда, песка, дерева и камня, но и из балбаха - конского навоза.

98. Конечно, и недостатки у якутов есть. Любой якут скажет, что именно якуты - самые пьющие пьяницы, самые драчливые драчуны, самые борогозистые борогозы и самые мафиозные мафиози. Особенно нюрбинские. Или нет, верхневилюйские. Да нет, сунтарские.

99. Только у якутов развито разделение по улусам (районам), см. п. 98. Все якуты говорят на одном языке, но только земляк из родного улуса считается самым настоящим якутом.

100. Якуты очень скромные. Сейчас будут отрицать всё перечисленное в этом списке, говоря "наһаа дии!" - "это слишком!"