Open
Close

Азбука веры тесты новый завет. Тесты основное богословие и апологетика

Сегодня большинство жителей Украины, России, Беларуси называют себя православными. Но сам факт крещения человека в Православной вере вовсе не делает его православным окончательно и бесповоротно. И уж точно не гарантирует ему спасения. А что же делает нас православными?

От нас самих в этом деле зависят как минимум две вещи. Первое – верить и славить Бога надо правильно, то есть точно так, как заповедал нам Сам Иисус Христос, передали Его апостолы, разъяснили и уточнили Его святые и пророки. Иначе православными мы называться никак не сможем. Второе – по нашей вере мы должны делать добрые дела во славу Божию, ибо для того, чтоб назваться сынами Божьими мы обязаны делать дела Того, кого называем нашим Отцом.

Если со вторым у нас с горем пополам как-то выходит, то первое и главнейшее из этих двух условий, соблюдается, увы, не всегда. Отчасти такое положение вещей сложилось потому, что мы пришли к Церкви совсем недавно после многих лет гонений, когда правильное понимание веры не передавалось из поколения в поколение. Отчасти – из-за отсутствия и сегодня миссионерской, просветительской, катехизаторской практики в учебных заведениях и на приходах. Вот и смешивается у наших православных верующих в головах «грешное с праведным»: основы православного вероучения мирно соседствуют с суевериями, язычеством и прочей изотерикой.

Между тем, лишь тот может с полным правом называть себя православным, кто точно знает, зачем он крестился, зачем он пребывает в лоне Церкви и во что Святая Церковь верует.

Известный православный проповедник иерей Даниил Сысоев в своей замечательной книге «Огласительные беседы» приводит пример испытания веры, которое еще в 19 веке должны были проходить всеоглашенные . Если взгляды человека хоть в чем-либо отличались от правильного понимания основ веры, то к таинству крещения он не допускался.

Думаю, что эти вопросы и ответы должен постоянно иметь под рукой каждый православный христианин, и по ним нужно ежедневно проверять себя, дабы не уклониться от правой веры. Привожу ниже извлечение из этого безценного труда и надеюсь, что это поможет многим утвердиться в правильных взглядах на нашу веру.

Православный ли я? Тест для самопроверки

Вопрос: Кто ты есть?
Ответ: Я - желающий познать истиннаго Бога и спасения ищущий.

Вопрос: С какою целью пришел ты ко святой Церкви?
Ответ: Научиться от Нее истинной вере и к Ней присоединиться.

Вопрос: Какую пользу надеешься получить от истинной веры?
Ответ: Жизнь вечную и блаженную.

Поучение оглашенному:

Если хочешь иметь жизнь вечную, должен веру православно-кафолическую (вселенскую) соблюсти. Вера же сия состоит в том, чтобы исповедовать Бога, Единого в Троице, - Отца и Сына и Святого Духа, и Троицу во Единице, не сливая Лиц, не разделяя Существо. Потому что Бог есть Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой: однако не три бога, но един Бог. И о воплощении Господа нашего Иисуса Христа разуметь, что Он одновременно есть Бог и Человек: Бог, Сын Единородный от Бога Отца, прежде всех век рожденный, Человек же, от Марии Приснодевы (Всегда Девы) плоть нашу воспринявший; пострадал плотью и распят на Кресте ради нашего спасения, умер и воскрес, вознесся на Небеса и воссел по правую сторону Бога и Отца; когда же придет судить, все воскреснут, и праведники жизнь блаженную наследуют, творившие же зло примут муку вечную по делам своим. Эту веру проповедали апостолы, кровью своею запечатлели мученики, провозвестили Соборы и все отцы и учителя Церковные.

Так же и ты, яко православный, веруя, должен и заповеди Господни соблюдать, ибо вера без дел мертва. Древнейшие и наибольшие заповеди суть: Возлюби Господа Бога Твоего всею душою твоею, и ближнего твоего, как самого себя. Внушая нам хранить обе эти заповеди, Христос Спаситель наш повелел нам и врагов любить, и всем обижающим добро творить, и уклоняться от всякого зла. Корни же зла суть: гордость, жадность, похоть плотская, зависть, невоздержание, гнев, леность. Ты же, так как хочешь стать наследником Царствия Небесного, побеждай их добродетелями:


Вопрос: Хочешь ли ты сию святую веру сердцем твоим принять и неотступно, до кончины жизни своей, содержать, также и в добродетелях христианских навыкнуть и в них по силе, при помощи Божьей, преуспевать?
Ответ: Истинно от всего сердца моего хочу веру сию святую содержать до последнего моего издыхания, добродетельное же евангельское житие прилежно исполнять, моля Бога о помощи.

Оглашенный должен был выучить и понять Символ Веры, Десять заповедей, молитву Господню и «Богородице дево, радуйся».

Вопрос: Исповедуешь ли, что Отец, Сын и Святой Дух есть Бог Единый, по существу нераздельный, в трех Лицах? И веруешь ли в Него и поклоняешься ли Ему?
Ответ: Так верую, исповедую и Богу триединому покланяюсь.

Вопрос: Веруешь ли и исповедуешь, что Иисус Христос, Единородный Сын Божий, от Отца прежде всех век рожденный, воплотился от Духа Святого и Девы Марии, нашего ради спасения, и стал человеком, не переставая быть при этом и Богом, во единой Ипостаси, в двух же естествах, Божеском и Человеческом, неизменно и неслитно?
Ответ: Так верую и так исповедую.

Вопрос: Веруешь ли, что Господь Иисус Христос не по необходимости, но добровольно, истинно, а не призрачно плотью пострадал за нас, Божеством же бесстрастен пребывая, силою Своего Божества воскрес, на Небеса с плотью взошел, и сидит по правую сторону Отца, откуда же снова придет судить живых и мертвых, и царствовать будет, и царствию Его не будет конца?
Ответ: Так сердцем верую, и устами нелицемерно все сие исповедую.

Вопрос: Веруешь ли, что Дева Мария, родившая Христа Бога нашего, всегда - девственна и воистину Богородица, и того ради достойно почитать Ее как Честнейшую и Превысшую Сил бесплотных, и поклоняться Ей благоговейно, как первейшей о нас к Богу Ходатаице?
Ответ: Все сие о Приснодеве Марии исповедую, яко Божию Матерь сию почитаю, и в молитвах прибегаю к Ней.

Вопрос: Веруешь ли, что Крест Господа нашего Иисуса Христа, на нем распятого, есть уже не орудие проклятия и смертной казни, но знамение спасения и жизни вечной, которым на себе изображая, сетей вражьих избегаем?
Ответ: Так о Кресте Господнем верую и сим спасительным знамением ограждать себя от сетей лукавого с надеждой буду стараться.

Вопрос: Веруешь ли, что в Церкви Своей Святой Господь наш Иисус Христос учредил семь Таинств, как необходимые: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение, через них же подаваемою благодатью верные рабы Христовы становятся наследниками жизни вечной?
Ответ: Так о Святых Таинствах верую, и что эти семь необходимы в Церкви Божией для спасения чад Ее, исповедую.

Вопрос: Веруешь ли, что священное Писание Ветхого и Нового Завета, Церковью содержимое, святые Божии люди изрекли, от Святого Духа просвещаемые, и того ради приемлешь ли это Писание, как вдохновленное Богом и спасительное? От тех, кто не принимает и хулит его, отметаешься ли?
Ответ: Писание Священное, Церковью содержимое, как богодухновенное и святое, я принимаю, как Слово Божие, к спасению нам данное; не принимающих же и хулящих его отметаюсь.

Вопрос: Апостольские и святых Отец предания, чиноположения и молитвословия, нашей Церковью содержимые, считаешь ли душеспасительными и приемлешь ли я?
Ответ: Все сие считаю душеспасительным и следовать им, насколько от меня требуется, обещаюсь.

Вопрос: Веруешь ли, что апостолы, мученики и все святые, которых Церковь наша чтит и в молитвах призывает, суть воистину угодники Божии, с Христом во Царствии Небесном пребывают и о нас, грешных, молятся?
Ответ: Верую, и святых угодников Божьих отныне в молитвах призываю.

Вопрос: Честные иконы, которые Христа, Богоматерь и святых лики изображают, принимаешь ли к почитанию, как в Церкви Православной установлено, и хулящих их отрекаешься ли?

Ответ: Иконы честные приемлю, по чину церковному поклоняться изображенным на них святым ликам; хулящих же их отрекаюсь.

Вопрос: Все это, что ты сказал сейчас, от всей ли души твоей и от всего помышления твоего исповедуешь, не по нужде ли ко христианской вере приходишь и от свободного ли произволения сподобиться Святого Крещения желаешь?
Ответ: Истинно все, что я сказал, так и исповедую, и содержать до конца жизни моей обещаюсь, от своего произволения, нелицемерно к христианской вере прихожу и спасительное Крещение принять всею душою желаю.

Надеюсь, православный брат мой, что этот своеобразный тест для самопроверки поможет тебе уяснить основные понятия нашей веры и стать настоящим православным.

Недостойный р.Б.Павел

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Сколько раз в день нужно молиться, как должна выглядеть прихожанка храма и кому не позволят стать крестным или обвенчаться?

«Бумага» составила тест на знание самых очевидных православных канонов.

Начнем с базовых вопросов. Как в православии правильно креститься? Сложить три пальца правой руки, коснуться сначала лба, потом живота, затем правого плеча и в конце левого Да, именно так. Сложить три пальца правой руки, коснуться сначала лба, потом живота, затем левого плеча и в конце правого Нет, так делают католики. Православные крестятся справа налево. Сложить два пальца правой руки, коснуться сначала лба, потом живота, затем правого плеча и в конце левого Нет. Раньше действительно крестились двумя пальцами, но в середине XVII века от этой традиции отказались. Сейчас православные крестятся тремя пальцами справа налево. Проверим, насколько хорошо вы знаете церковные саны. Кто такой иерей? Низший клирик, помогающий в совершении богослужения Нет, иерей сам может проводить богослужения, поскольку это то же самое, что священник. Представитель белого духовенства. То же самое, что священник Вы правы. Иерей - это вторая ступень в иерархии белого духовенства. Настоятель храма Иерей может быть настоятелем храма, но необязательно. В целом это то же самое, что священник. Кому нельзя становиться крестными? Иноверцам Точно. Католикам, мусульманам, буддистам и людям других религий, так же, как и атеистам, становиться крестными запрещено. Незамужней женщине Нет, незамужняя женщина может стать крестной, а вот иноверцам делать это нельзя. Родственникам Нет, родственники (если это не родители) могут становиться крестными, а вот иноверцы - нет. Людям, которые уже стали крестными более чем трем детям Нет, ограничений на количество крестников в православии нет, а вот иноверцам становиться крестными нельзя. Как часто нужно соблюдать пост? Раз в год - на Великий пост Нет, в православии есть много- и однодневные посты, а также еженедельные посты по средам и пятницам, так что фактически поститься нужно каждую неделю. Четыре раза в год Нет, помимо четырех многодневных постов и нескольких однодневных есть еженедельные посты, которые приходятся на среду и пятницу за исключением нескольких недель в году. Каждую неделю Да, помимо четырех многодневных постов и нескольких однодневных есть еженедельные посты, которые приходятся на среду и пятницу за исключением нескольких недель в году. Епархия и митрополия: в чем разница? Епархия - административно-территориальная единица у православных, а митрополия - у католиков Нет, «Положение о Митрополиях Русской Православной Церкви» ввело трехступенчатую структуру организации епархиального управления: патриархат - митрополия - епархия. Таким образом, епархия - это часть митрополии. Это одно и то же Нет, «Положение о Митрополиях Русской Православной Церкви» ввело трехступенчатую структуру организации епархиального управления: патриархат - митрополия - епархия. Таким образом, епархия - это часть митрополии. В состав митрополии может входить несколько епархий Точно, «Положение о Митрополиях Русской Православной Церкви» ввело трехступенчатую структуру организации епархиального управления: патриархат - митрополия - епархия. Как, согласно канонам, должна выглядеть женщина в храме? В юбке и с покрытой головой Да, точно, хотя сейчас за брюки вас не выгонят из церкви, а многие священники говорят, что лучше прийти без платка, чем не прийти вообще, женщинам рекомендуют приходить в платье или юбке и с покрытой головой. Одежда может быть любой, а вот наносить макияж запрещено Макияж, особенно яркий, действительно не приветствуется, но и одежда не должна быть какой попало: хотя сейчас за брюки вас не выгонят из церкви, а многие священники говорят, что лучше прийти без платка, чем не прийти вообще, женщинам рекомендуют приходить в платье или юбке и с покрытой головой. Нет никаких ограничений Они есть. И хотя сейчас за брюки вас не выгонят из церкви, а многие священники говорят, что лучше прийти без платка, чем не прийти вообще, женщинам рекомендуют приходить в платье или юбке и с покрытой головой. Кому из перечисленных разрешено венчаться? Судимым за убийство Да, действительно, ограничений из-за судимости церковь на венчающихся не накладывает. Людям, чей брак не зарегистрирован в ЗАГСе Нет, по современным правилам РПЦ, без государственного брака венчаться также нельзя. А вот судимость никаких ограничений не накладывает. Людям, вступающим в четвертый брак Нет, четвертый брак церковь не признает. А вот людям с судимостью обвенчаться можно. Как выбирают патриарха? Предыдущий патриарх назначает преемника Нет, на самом деле его избирают путем тайного голосования, которое проводит Архиерейский Собор. Голосованием Да, точно. Патриарха избирают путем тайного голосования, которое проводит Архиерейский Собор. Указом президента Нет, официально государство в такие вещи вмешиваться не должно. На самом деле патриарха избирают путем тайного голосования, которое проводит Архиерейский Собор. Куда, за исключением редких случаев, нельзя заходить посетителям храма? В алтарь - он находится в восточной части храма Точно. В пространство алтаря могут попасть только священнослужители. Посетители не имеют права находиться в притворе Притвор - это пристройка перед входом в храм, куда могут попасть все желающие. А вот в алтарь простым мирянам входить нельзя . Недопустимо заглядывать в административные помещения храма Вас туда, конечно, могут не впустить, но с точки зрения церковного канона это не запрещено. А вот заходить в алтарь простым мирянам нельзя. Ну и наконец, важный вопрос: сколько раз в день нужно молиться? Как минимум один: молитву нужно прочитать перед сном Нет, обязательными считаются также молитвы в конце дня и перед каждым приемом пищи. Утром, вечером и перед каждым приемом пищи Да, точно. Это будет минимальный набор молитв для добросовестного христианина, хотя строго количество обращений к богу в православии не закреплено. Только перед приемом пищи Нет, обязательными считаются также молитвы утром и вечером, хотя строго количество обращений к богу в православии не закреплено. Вы прекрасно разбираетесь в православных канонах. Видимо, вам стоит пройти тест посложнее. Вы догадываетесь, как креститься и одеваться в церковь, но о православных традициях вам известно далеко не всё. Вы совсем ничего не знаете о православных традициях и, видимо, обходите церкви стороной.

1. Апология переводиться как а) объяснение б) проповедь в) защита

2. Основное богословие занимается а) защитой и обоснованием православного вероучения б) изложением догматов веры в) сравнительным анализом учений различных религий

3. Апологетика относиться к богословским дисциплинам а) базовым б) вводным в) источниковедческим

4. К основным направлениям апологетики не относится а) философская б) естественнонаучная в) историческая г) гуманитарная

5. К выдающимся древним апологетам принадлежат а) Иустин Философ б) Василий Великий в) Тертуллиан г) Осипов д) Паскаль

6. Слово «религия» переводят как а) связь б) вера в) благочестие г) любовь

7. Согласно атеизму религия – это а) соединение с Богом б) вера в нечто высшее в) разновидность психического заболевания

8. Религия является а) порождением человека б) творением Бога в) возникает из сотрудничества человека и Бога

9. К доказательствам бытия Божия не относится а) космологическое б) нравственное в) онтологическое г) апологетическое

10. Душа человека а) вечна б) создана Богом и бессмертна в) создана Богом и смертна г) не создана Богом и временна

11. Теодицея – это а) учение о справедливости Божией б) о Боге как источнике зла в) об оправдании Бога перед лицом зла в мире

12. Мир а) существует вечно б) сотворен Богом в) возникает случайно сам по себе

13. Наука, изучающая Туринскую плащаницу, ‑ это а) туринология б) синдонология в) христология

14. Научные знания и христианское богословие а) противоречат б) взаимодополняют в) не противоречат друг другу

15. Бог а) полностью познаваем б) полностью не познаваем в) частично познаваем по энергии

17. Наиболее явным указанием на бытие Божие в человеке является а) тело б) воля в) совесть

18. Проблемой теодицеи занимался немецкий философ а) Кант б) Фихте в) Лейбниц

19. Считал все доказательства бытия Божия не основательными а) Гегель б) Шеллинг в) Кант

20. Полагающие, что бытие Божие нельзя ни доказать ни опровергнуть, ‑ это а) атеисты б) верующие в) агностики г) нонтеисты.

21. Полагающие, что Бог не вмешивается в существование мира и человека, после их сотворения, - это а) деисты б) теисты в) пантеисты.

22. Учение о ненужности Бога для мира и человека – это а) нонтеизм б) антропоморфизм в) скептицизм

23. Историческое существование Христа с научной т.зр. является а) сомнительным б) полностью доказанным в) ложным



24. Ветхозаветных пророчеств о Христе насчитывается а) 33 б) 60 в) 77.

25. Книги Нового Завета были написаны а) 2 в. б) 3 в. в) вт. пол. 1 в. н.э.

26. Самым убедительным «вещественным доказательством» исторического существования Христа как Богочеловека является а) гроб Господень б) Туринская Плащаница в) Терновый Венец

27. Нужно ли для спасения знание православного вероучения? а) нужно б) не нужно б) безразлично

28. Религия а) была и будет всегда б) появляется на определенном этапе истории человечества в) скоро исчезнет

29. Основная проблема, которую пытается решить любая религия, ‑ это а) проблема бедности б) проблема смерти и смысла жизни в) проблема общественной справедливости

30. Истину можно обрести в а) философии б) науке в) всех религиях г) Православии

31. Христианство отличается от всех других религий тем, что главное место отводиться а) вере б) страху в) любви г) благочестию

32. Православие отличается от других направлений христианства своим учением и практикой а) спасения б) обожения в) искупления г) просветления

33. Образ жизни, основанный на вере в Откровение Божие, – это а) нравственность б) политика в) богословие г) философия

34. «Бог есть, потому что в нашем разуме есть понятие о Боге как всесовершенном существе» ‑ это доказательство а) историческое б) онтологическое в) нравственное г) космологическое

35. Мы можем знать Бога, благодаря а) способностям нашего разума б) Его благодатному Откровению в) нашим чувствам

36. События, описываемы в Евангелиях, имеют характер а) легендарный б) сказочный в) исторический г) мифологический.

37. Религии, в которых человек поклоняется физическому миру, относятся к типу а) теоцентрическому б) антропоцентрическому в) космоцентрическому

38. Зло – это а) темная материя и энергия б) грех в) страдание и смерть

39. Крестовыми походами и инквизицией занимались а) все христиане б) католики в) православные г) протестанты

40. Страдание и смерть – это а) зло б) последствия греха г) естественные характеристики жизни.

41. Перечислите известных вам апологетов и книги по Основному богословию и апологетике.