Open
Close

Что нарисовать на пальце. Основы анимации: как рисовать мультяшные руки

Не считая лица, руки являются главным передатчиком эмоций людей. Кисти человека гибкие, поэтому способны передать эмоциональное состояние лучше, чем множество других частей тела. Если у вас есть желание научиться рисовать кисти правильно и естественно, то этот урок научит вас изобразить человеческую руку пошагово. Урок будет идти от простых элементов к сложным. Чтобы уметь изобразить кисти людей, их портреты, фигуры правильно и реалистично, требуются знания о том, как правильно изобразить руку. А для того, чтобы научиться этому, необходимо знать некоторые правила и много тренироваться.

Пропорции

Чтобы уметь правильно рисовать руки, для начала обязательно нужно знать пропорции и применять данные знания в работе. Это не столь сложно, как может показаться. Выучив несколько правил, вы получите возможно повысить навыки рисования. Нарисованные руки будут выглядеть естественно, выдавая эмоции. Чтобы правильно нарисовать кисть, нужно немного знать анатомию, а точнее, строение рук.

Общие сходства

Забавный факт — кисти рук имеют сходства с лопаткой, состоящей из пясти и пальцев. Длина пальцев совпадает с длиной пясти. Данное соотношение нужно запомнить и обязательно уметь применять на практике. Рисунок вы можете начать со схематического обозначения. Схему изобразите в виде формы руки и разделить ее на две одинаковые части.

Длина у кисти может быть изображена по-разному, так как у людей бывают и длинные, и короткие пальцы; и квадратной, и продолговатой формы.

Пальцы

Пальцы длины и гибки благодаря суставам. Кости пясти более длинные и крупные, к ним прикреплены суставы пальцев. Каждая последующая фаланга построена более тонко. Пропорции фаланг на изображении должны быть на расстоянии 2/3 от длины предыдущей.

На изображении красным отмечена первая фаланга, рыжим — вторая, а желтым — третья.

Четыре пальца (большой исключается) состоят из четырех суставов. Большой палец поставлен в сторону по отношению к оставшимся пальцам. Длина пальца, как правило, доходит до первой фаланги следующего пальца. Длина мизинца доходит до длины последней фаланги предыдущего пальца.

Направления

Если провести наблюдения над разными людьми, можно заметить дополнительную черту, которую обязательно нужно применять при рисовании. Если над пальцами провести линию, то в итоге получится полуокружность. Вершиной этой полуокружности является средний палец.

Стоит также обратить внимание на внутреннюю и внешнюю стороны ладоней. Если проводить сравнительную линию у кончиков пальцев, получится дуга, которая начинается у указательного пальца, а заканчивается у мизинца.

На изображении ниже все отметки выделены красным цветом. Начать изображение можно со схемы в виде варежки. Постепенно нужно отмечать нужные направления. Со временем можно добавлять дополнительные детали, превращая схему в рисунок.

Выступы на внутренней стороне имеют одно направление, а именно — спускаются от указательного пальца к мизинцу.

Кулак

Немного дополнительной информации о том, как правильно и естественно рисовать кисти. Например, в изображении должен быть сжатый кулак. Одинаково согнутые пальцы должны также образовать полуокружность.

Посмотрите на самую маленькую руку на изображении. На схеме можно увидеть, что ширина каждой последующей фаланги сужается. Стоит учитывать это, не забывая применять в работе.

В сжатом кулаке, под мизинцем с внешней стороны, есть складка, которая подчеркивается чертой зеленого цвета на изображении выше. Добавив эту складку в рисунок, вы сможете более точно передать образ сжимающей что-либо руки.

Важные дополнительные детали

На рисунке ниже представлено изображение кисти скелета. На месте соединения суставы толще. Это нужно знать, чтобы уметь более реалистично передать образ. В частности, это касается худеньких или пожилых людей. На месте изгиба палец всегда должен быть немного толще, чем по длине фланги.

Обратите внимание, как изображена изогнутая кисть в профиль. На инструкции выше красным цветом отображено, как закрепляется первая фаланга к пясти. Зеленым цветом обозначаются перепонки, которые находятся между, их обычно считают началом первой фаланги.

Если обратить внимание на кисть в профиль, то можно заметить, что внешняя сторона является плоской, выступают только костяшки. Внутренняя же наоборот является мягкой, равномерно распределены выступы.

Поэтапное рисование руки

Прежде чем приступить к рисованию, определитесь с расположением запястья и предплечья. Для тренировки желательно начать со своей руки. Попробуйте перерисовать ее.

1. Для начала нужно слегка обозначить схему кисти. Затем нужно выделить форму большого пальца, не добавляя деталей. Линиями следует изобразить положение остальных пальцев.
2. Сначала изобразите указательный палец, далее обозначайте форму остальных.
3. Теперь можно добавлять детали: костяшки, подушечки, ногти и пр.
4. С помощью нанесения штрихов рисунок можно сделать объемным.
5. По желанию можно добавить цвета и тень под кистью.

Рисование кистей постоянно требует усовершенствования и развития. Из-за того, что кисти рук достаточно гибкие, положения и ракурсы могут быть абсолютно разными.

Ракурсы

Если кисть находится в сложном ракурсе (необычном расположении), изобразить ее куда сложнее. Существуют способы, помогающие избавиться от возможных ошибок.

Самым популярным и эффективным вариантом создания кисти в оригинальном положении является обозначение линий каждого пальца по отдельности.

Бывают случаи, когда использования одних только линий недостаточно. Решением проблемы могут стать дополнительные формы, такие, как цилиндр или параллелепипед. С помощью вспомогательных предметов можно обозначить фаланги.

Если вы решили создать оригинальное положение руки, то для начала стоит проверить это положение на себе. Поставьте руку и расположите пальцы так, как они должны быть на рисунке. Если кисть выглядит естественно, можно ее нарисовать. Кисть и пальцы взаимосвязаны, поэтому стоит учитывать, что изменяя положение пальцев, возможно, придется полностью менять положение рук.

К примеру, можно попробовать согнуть мизинец, пытаясь при этом оставить кисть в прямом положении. Результат есть? Вряд ли. Подобных примеров очень много, поэтому, прежде чем начать рисовать, нужно хорошо подумать и составить предварительное изображение в голове.

Хорошо прорисованные руки всегда облагораживают всю иллюстрацию в целом. Некоторые художники специально включают в свои сюжеты руки.

Анатомия

Наиболее важный факт — то что кисти рук вогнуты со стороны ладони и выпуклые с тыльной стороны. Выпуклости так расположены по окружности ладони, что в ней можно даже удержать жидкость. Рука служила первобытному человеку чашкой, и, сложив две ладони в форме чаши, он был способен есть пищу, которую не мог удержать одними пальцами. Крупная мышца большого пальца — одна из важнейших в кисти. Эта мышца, во взаимодействии с мышцами других пальцев обеспечивает захват настолько прочный, что позволяет удерживать в подвешенном состоянии собственный вес. Эта мощная мышца может держать дубину, лук, копьё. Можно сказать, что существование животных зависит от мышц их челюстей, а существование человека зависит от его рук.

Стоит обратить внимание на мощное сухожилие, прикрепленное к основанию кисти и как на тыльной стороне руки сгруппированы сухожилия пальцев. Эти сухожилия могут управлять как всеми пальцами вместе, так и каждым по отдельности. Мышцы, тянущие эти сухожилия, расположены на предплечье. К счастью для художника, сухожилия, в основном скрыты от взгляда. У детей и молодежи сухожилия на тыльной стороне руки не видны, но с возрастом становятся все более заметными.


Кости и сухожилия на тыльной стороне ладони близки к поверхности, но те, что вокруг ладони и внутри пальцев, скрыты от глаз. В основании каждого пальца есть подушечка. Она защищает лежащие внутри кости и создает сцепление с удерживаемым объектом.

Пропорции руки

Следующая важная вещь — это искривлённое расположение кончиков пальцев и суставов. Два пальца лежат по обоим сторонам от линии, проведённой через середину ладони. Сухожилие среднего пальца разделяет тыльную сторону кисти пополам. Важен также факт, что большой палец движется под прямым углом к движению других пальцев. Костяшки пальцев располагаются чуть впереди складок под ними на внутренней стороне ладони. Обрати внимание на кривые, по которой расположены костяшки пальцев и на то, что кривая становится тем круче, чем ближе костяшки к кончикам пальцев.


Средний палец — это ключевой палец, определяющий длину ладони. Длина этого пальца до сустава чуть больше половины длины ладони. Ширина ладони чуть больше половины её длины на внутренней стороне. Указательный палец почти на одном уровне с основанием ногтя среднего пальца. Безымянный палец почти одинаков по длине с указательным. Кончик мизинца почти на одном уровне с последним суставом безымянного пальца.

На рисунке показано, как правильно определить положение впадины ладони. Также обрати внимание на кривую изгиба тыльной стороны кисти. Руки не будут выглядеть натурально, способными к хватанию, пока художник не освоит эти детали. Руки на рисунке изображены так, как если бы они держали какой-то предмет. Громкий звук аплодисментов производится резким сжатием воздуха между впадинками двух ладоней. Плохо нарисованные руки будут выглядеть неспособными аплодировать.



Женские руки

Руки женщин, отличаются от мужских в основном тем, что у них мельче кости, не так сильно выражены мышцы и большая округлость плоскостей. Если средний палец сделать размером по меньшей мере в половину длины ладони, рука будет более грациозной и женственной. Длинные пальцы, овальные по форме, добавят шарма.




Мужские руки


Руки младенцев


Руки детей — сами по себе хорошее упражнение в рисовании. Основное отличие от рук взрослых то, что ладонь значительно толще в сравнении с маленькими пальцами. Мышцы большого пальца и основания ладони очень объёмные, даже маленькие дети могут удерживать собственный вес. Костяшки на тыльной стороне ладони скрыты плотью и заметны по ямочкам. Основание ладони полностью окружено складками; оно значительно толще, чем подушечки под пальцами.

Руки детей и подростков

Пропорции в основном остаются теми же. В возрасте начальной школы разница между рукой мальчика и девочки невелика, но в юности появляются большие изменения. Рука мальчика больше и крепче, показывая развитие костей и мышц. Кости девочек остаются меньше, поэтому у них никогда не развиваются такие большие костяшки пальцев, как у мальчиков. Основание ладоней также развивается больше у мальчиков, у девочек оно гораздо мягче и глаже. У мальчиков ногти, так же как и пальцы, слегка шире.

Детские руки — нечто среднее между руками младенца и руками подростка. Это означает, что мышцы большого пальца и основания ладони пропорционально толще, чем у взрослого, но тоньше в сравнении с пальцами, чем у младенца. Пальцы в соотношении с ладонью такие же, как у взрослых. Рука в целом меньше, немного полнее, с ямочками, и суставы, конечно, более округлые.

Руки пожилых людей

Освоив конструкцию рук, ты получишь удовольствие от рисования рук пожилых людей. В действительности рисовать их проще, чем руки молодых, потому что анатомия и конструкция руки заметна больше. Основы конструкции всё те же, но пальцы становятся толще, суставы больше, костяшки пальцев выдаются сильнее. Кожа становится морщинистой, но подчёркивать эту морщинистость нужно лишь на виде с близкого расстояния.

Рисунки рук

Рисунки рук в живописи

Не трудно догадаться, чьи это ручки:-)

По цветам стоит отметить, что пальцы и ладони чуть краснее общего тона кожи рук.

What You"ll Be Creating

Многие считают, что из всех частей тела сложнее всего рисовать руки. У всех нас есть истории о том, как на ранних этапах рисования мы прятали руки наших героев за спиной или в карманах, по возможности избегая их прорисовки. И как ни парадоксально, они являются нашей самой доступной частью, находящейся в поле зрения каждую минуту нашей жизни. При помощи всего лишь одного дополнительного аксессуара - маленького зеркала - мы можем рассмотреть руки со всех углов. Таким образом, единственная реальная проблема заключается в сложности этого удивительного составного органа. Это почти как рисование маленькой фигуры на более крупной - сложно понять, с чего начать.

В этом руководстве мы разберём анатомию руки и упростим ее понимание так, что, когда вы посмотрите на руку, вы cможете понять ее как группу простых форм, которые легко собрать вместе.

Используйте следующие аббревиатуры для пальцев:

  • БП - Большой палец
  • УП - указательный палец
  • СП - средний палец
  • БезП - Безымянный палец
  • М - мизинец

Основы кисти

Вот краткий обзор структуры костей кисти (левой). Голубым цветом отмечены 8 костей запястья, фиолетовым - 5 пястных костей и розовым - 14 фаланг.

Так как не все эти кости подвижны, мы можем упростить базовую структуру кисти. Справа представлена диаграмма - всё, что нужно запомнить.

Обратите внимание, что фактическое основание пальцев (соединение, которое соответствует костяшкам), намного ниже, чем видимое основание, образованное прилегающей кожей. Необходимо это учитывать при рисовании согнутых пальцев.

Основываясь на вышесказанном, простой способ рисования кисти состоит в том, чтобы начать с основной формы ладони - плоскости (очень похоже на стейк, но более округлый, квадратный или трапециевидный) со скругленными углами, а затем прикрепить пальцы:

Если вам сложно рисовать пальцы, нарисуйте их в виде стопки из трех цилиндров. Цилиндры легко рисовать под любым углом, что избавляет от необходимости рисования пальцев в перспективе. Обратите внимание, что основания цилиндров - это именно те складки, которые нужно нарисовать в согнутых пальцах.

Это важно: суставы пальцев не выравнены по прямой , а падают на концентрические арки:

Также, пальцы не прямые , а слегка согнуты по направлению к пространству между СП и БезП. Даже если незначительно показать это на рисунке, он будет более реалистичным.

Не забываем про ногти. Не обязательно рисовать их постоянно. На самом деле, они проявляются при определенной степени детальности, которая выглядит правильно только тогда, когда руки видны достаточно близко, но нас обычно не учат тому, как они должны выглядеть, и из-за этого я, например, долгое время не мог заставить их выглядеть нормально. Несколько примечаний для рисования ногтей:

  1. Ноготь начинается на середине первой фаланги.
  2. Линия, в которой ноготь отделяется от плоти, варьируется: у некоторых людей она полностью расположена на краю пальца, у других она очень низкая (пунктирная линия), поэтому в их случае ногти шире.
  3. Ногти не плоские, они больше имеют форму черепицы с разной степенью кривизны - от сильной до очень слабой. Изучите свою кисть, и вы обнаружите, что эта кривизна у каждого пальца разная, но, к счастью, такой уровень реализма нам в рисовании не нужен.

Пропорции

Теперь, принимая (видимую) длину УП в качестве структурной единицы, мы можем приблизительно наметить следующие пропорции:

  1. Максимальное раскрытие между БП и УП = 1.5
  2. Максимальное раскрытие между УП и БезП = 1. СП может быть ближе к любому соседнему пальцу, это не влияет на общее расстояние.
  3. Максимальное раскрытие между БезП и М = 1
  4. Максимальный угол между БП и М составляет 90º, взятый с самого основания сочленения БП: полностью вытянутый М выравнивается с ним.

Я написал «приблизительно», т.к. у всех людей по-разному, но помните, что отклонение от нормы на бумаге может выглядеть неправильно. Если вы сомневаетесь, эти параметры всегда будут выглядеть правильно.

Детали

Основная форма - это только один сложный аспект руки; следующий - детализация складок и линий. Кто не был расстроен при рисовании кисти, когда сложно было правильно нарисовать все эти линии? Посмотрим на линии сгиба и некоторые детали измерений:

  1. Предполагаемое продолжение внутренней линии запястья отделяет большой палец от остальных. Маленькая линия сухожилия может быть отметкой соединения запястья и кисти.
  2. Когда пальцы сомкнуты, как показано выше, БП слегка спрятан под ладонью.
  3. УП или БезП часто такие же длинные как и СП.
  4. Складки, обозначающие суставы, эллиптической формы или похожи на круглые скобки, но когда кисть расправлена, как показано выше, они не выражены (если у кого-то нет выступающих суставов, что часто бывает на натруженных руках) и могут быть нарисованы как простые ямочки.
  5. Складки на суставах пальцев показывают в эллиптической форме, но они исчезают, когда пальцы согнуты. Они показаны параллельными линиями на стороне ладони, но более выражены на нижнем суставе - обычно верхние суставы не обозначают двумя линиями.
  6. С обратной стороны линии пальцев продолжаются до начала ладони, поэтому они выглядят длиннее с тыльной стороны кисти.
    С внутренней стороны линии короче, т.к. верхняя часть ладони объёмная, поэтому пальцы выглядят короче.
  7. Линии, где заканчиваются пальцы, это линии натяжения (короткие горизонтальные штрихи) с обеих сторон, и на обеих сторонах эти линии натяжения направлены в сторону от СП.

Также обратите внимание, что на диаграмме выше ногти не нарисованы полностью, а лишь слегка намечены, что соответствует общему уровню детализации (который намного выше, чем необходимо для того, чтобы показать все линии). Чем меньше кисть, тем меньше нужно указывать деталей, если вы не хотите сделать её старой.

Я не упоминал линии руки выше, поэтому детально рассмотрю их здесь:

  1. Самые видимые линии на ладони - так называемые линии сердца, головы и жизни - это складки кожи, где закругляется ладонь. Пока вы не рисуете в стиле реализма, нет необходимости рисовать другие линии - это будет лишним.
  2. Не путайте линию жизни с контуром большого пальца , который становится видимым под определенными углами, как показано справа. Линия жизни почти концентрическая с контуром большого пальца, но обратите внимание, насколько выше она начинается на ладони - фактически (истинное) основание УП.
  3. Со стороны подушечка у основания каждого пальца выглядит как серия изогнутых параллельных выпуклостей.
  4. Эти линии сгиба частично заворачиваются вокруг пальцев. Они подчеркиваются, когда пальцы сгибаются.
  5. На разогнутом пальце есть небольшая выпуклость, образованная складками кожи. Она исчезает, когда палец согнут.

Итак, что мы видим сбоку, когда рука вытянута?

  1. С наружной части линия запястья выгибается в основание ладони, поэтому переход между ними образует пологую выпуклость.
  2. Нижняя часть кисти выглядит более плоской с наружной части, нежели с внутренней, хотя основание большого пальца все еще может быть видимым.
  3. С наружной части последний сустав БезП виден полностью, т.к. М сдвинут к кисти.
  4. С внутренней части видно немного СП или не видно вообще, в зависимости от длины УП.
  5. С внутренней части линия запястья перекрыта основанием большого пальца, поэтому переход более резкий и важно показать выпуклость.

Обратите также внимание на то, что при взгляде с наружной части на ладонях показана другая новая контурная линия. Она идет с запястья и с поворотом кисти соединяется с линией М, пока не перекроет основание БП:

Диапазон движений

Детальное сочленение подразумевает движение, а руки движутся постоянно. Мы используем руки не только в практических целях (держа кружку, печатая), но и для выразительной передачи наших слов или реагируя на эмоции. Поэтому не удивительно, что для правильного рисования кистей требуется понимание того, как двигаются пальцы.

Пять пальцев

Давайте начнём с большого пальца, который двигается независимо. Его настоящее основание и центр движения расположены очень низко на кисти, там, где кисть переходит в запястье.

  1. При естественной расслабленной позиции остается пространство между БП и остальной рукой.
  2. БП может складываться таким образом, что касается основания М, но это вызывает напряжение и приводит к болезненным ощущениям.
  3. БП может вытягиваться на ширину ладони, но это тоже приводит к напряжению и боли.

Другие четыре пальца немного движутся вбок и в основном сгибаются вперед, параллельно друг другу. Они сгибаются под определённым автономным углом, но не без влияния на соседние пальцы; попробуйте, например, согнуть один СП и посмотрите, что происходит с остальными. Только БП полностью независим.

Когда кисть сжимается в кулак и все пальцы скручиваются, кисть принимает куполообразную форму, как если бы она лежала на большом мяче. Мяч (показан красным) становится меньше, и кривизна увеличивается.

Когда кисть полностью распрямлена (справа), пальцы либо прямые, либо слегка отклоняются назад, в зависимости от их гибкости. У некоторых людей пальцы гнутся под углом 90º, если на них надавить.

Давайте детальнее рассмотрим полностью сжатый кулак:

  1. Первая и третья складки полностью согнутого пальца соприкасаются, образуя крест.
  2. Вторая складка является продолжением линии пальца.
  3. Часть пальца накрыта лоскутом кожи и большим пальцем, напоминая о том, что вся структура большого пальца находится ближе всех к наружному краю. Вы можете сдвинуть УП наружу и накрыть им лоскут кожи, это анатомически возможно, но это не естественный способ формирования кулака.
  4. Костяшка СП выступает больше всех, а другие костяшки постепенно спускаются с уровня СП, так что под углом, показанным здесь, параллельные пальцы видны с внешней, а не с внутренней стороны.
  5. Первая и третья складки соприкасаются и снова образуют крест.
  6. БП сгибается таким образом, что его последняя фаланга укорачивается в перспективе.
  7. Кожная складка здесь выпячивается.
  8. Когда кисть сжата в кулаке, суставы выступают и видно "скобки".

Кисть как целое

Когда кисть расслаблена, пальцы слегка согнуты, а когда кисть направлена вверх - согнуты сильнее из-за гравитации. В обоих случаях УП остается вытянутым, а остальные постепенно заворачиваются, и М - самый согнутый из них. Сбоку последовательность расположения пальцев делает 2 или 3 крайних пальца видимыми между УП и БП.

М часто "убегает" и расположен немного в отдалении от других пальцев - ещё один способ сделать кисти более реалистичными. С другой стороны, УП и СП или СП и БезП будут часто идти в паре, держась вместе, в то время как 2 других останутся свободными. Таким образом кисть будет выглядеть более живой. Пара БезП-М появляется, когда пальцы слегка согнуты.

Так как пальцы не одинаковой длины, они всегда представляют собой последовательный переход. Когда пальцы что-то сжимают, например, бокал, СП (1) видим больше всех, в то время как М (2) лишь слегка показывается.

Держа ручку или что-то вроде этого, СП, БезП и М выгибаются назад относительно ладони, если объект держать между БП и УП (возьмите карандаш и понаблюдайте). Если надавить сильнее, подключается и выпрямляется СП, т.к. давит на объект. Максимальное давление приводит к тому, что все пальцы направлены в стороны, как показано здесь.

Как мы видим, кисть и запястье исключительно чёткие, каждый палец почти живёт своей жизнью, поэтому рисование рук обычно ставит в тупик начинающего иллюстратора. Но когда кисти начинают получаться хорошо, мы, как правило, попадаем в противоположную ловушку - начинаем рисовать кисти слишком рационально: пальцы аккуратно занимают свои места, параллельные линии, тщательные выравнивания. Результат выходит зажатым и просто слишком скучным для той части тела, которая может говорить так же выразительно, как глаза. Это подойдёт для определенных типов персонажей (например, тех, чья личность выражает жесткость или нечувствительность), но чаще всего хотелось бы рисовать живые, выразительные руки. Для этого вы можете пойти одним из двух путей: добавить отношение (т.е. добавить жесту драматизма, в результате чего получится позиция подвижной руки, которая, вероятно, никогда не используется в реальной жизни) или добавить естественность (наблюдайте за руками людей, которые не следят за своей жестикуляцией, чтобы увидеть те случайности, которые я имею в виду). Я не могу показать каждую позицию руки, но ниже вы можете увидеть примеры сдержанной и естественной / динамической руки:

* Примечание для конкретного случая - обученные бойцы всегда будут держать пальцы параллельно во время удара (как показано в сдержанной позиции), в противном случае они могут сломать костяшки пальцев.

Различия

Кисти индивидуальны у каждого, также как и черты лица. Мужские отличаются от женских, молодые - от старых и т.д. Ниже приведены некоторые существующие классификации, но они не охватывают весь диапазон характерных признаков, которые может иметь рука. Характерный признак - подходящее слово, т.к. кисти следует рисовать так, будто они являются персонажами со своим собственным характером: утонченные, мягкие, сухие, мозолистые, грубые и т.д. (См.Время практики)

Формы кистей

Пропорции пальцев по отношению к кисти имеют значение:

Формы пальцев

Даже ногти не у всех одинаковые! От природы нам даются плоские или круглые ногтевые основания, а ногтям люди уже искусственно придают различную форму.

Время практики

  • Понаблюдайте за руками разных людей. Во-первых, для того, чтобы понять анатомическое строение: как пальцы смотрятся в разных положениях, как проявляются и изменяются линии, как определенные детали зависят от напряжения и т. д. Во-вторых, для того, чтобы понять различия: как мужские руки отличаются от женских. Как они изменяются с возрастом? А как выглядят в зависимости от веса человека? Вы можете узнать кого-нибудь по рукам?
  • Сделайте несколько энергичных зарисовок любых рук - ваших, других людей, с фотографий. Не беспокойтесь о правильности пропорций, даже не смотрите на них слишком много - нам всего лишь нужно поймать выражение.

    Joumana Medlej is a Lebanese calligraphy artist, trained by a master in Beirut and now living in England. Her body of work encompasses drawing tutorials, graphic design, illustration, comic books, digital games and children"s literature.

Похоже, научиться рисовать человеческую руку сложнее всего, так как она может принимать многие формы и выражать разные эмоции. Анимация не исключение. Вам придется научиться рисовать руки в разных ракурсах так, чтобы показать их в динамике и привлечь к ним внимание зрителя. Нельзя недооценивать силу хорошо прорисованной руки в анимации - это спасет ваши работы от монотонности!

Что необходимо знать

В комментариях к моим курсам меня несколько раз спрашивали, как я рисую персонажей в разных позах и с разными выражениями. Суть в том, что с опытом вы начнете вырабатывать собственный стиль рисунка. Незаметно для других людей, у вас появятся свои небольшие трюки. Эти трюки - позы и выражения, к которым вы будете прибегать гораздо чаще, чем к остальным, а также определенные прически и одежда, которые вам будет удаваться рисовать лучше всего. Это довольно широко распространено, и профессиональные художники прибегают к этому секрету все время!


Однако этого очень сложно добиться в рисунках рук! Возьмем голову для примера. Единственная подвижная часть там - нижняя челюсть. Мы можем менять выражения лица, но глаза, нос и рот остаются на своих местах (по крайней мере, в реальной жизни!) С рукой все по-другому. С любым новым движением кисти все радикально меняется. На самом деле, в сцене с диалогом выражение лица может едва изменяться, но руки будут двигаться очень активно и под разными углами.

Цель этого занятия - превратить человеческую руку в мультяшную руку, поэтому давайте не будем попусту тратить время на изучение названий костей и мышц руки. (На платформе Tuts+ у вас, кстати, будут обширные возможности научиться и этому). Мы, в свою очередь, попытаемся найти упрощенный способ рисовать руку так, чтобы это было практично и эффективно.

1. Рука в самой упрощенной форме


"Мам, привет! Я в интернете!"

Рука состоит из разнообразных костей, особенно в пальцах. Это значит, что все пальцы разной величины и могут сгибаться в разных направлениях. По этой причине важно, чтобы вы научились рисовать руку максимально упрощенным способом и уметь смотреть на нее, как на маленькую головоломку из нескольких ключевых частей. Попытаемся поделить ее на блоки:

Шаг 1

Начнем с тыльной стороны ладони. Давайте нарисуем простой полукруг:


Шаг 2

Теперь нарисуем треугольник, который прикреплен к одной из ее сторон. Вот так:


Спокойствие: мы не рисуем чашку чая!

Шаг 3

Над треугольником нарисуем нечто, напоминающее кончик ножа.


Шаг 4

Пора рисовать пальцы. В зеркальном отражении рисуем первую форму наверху. "Головоломка из руки" готова:


Шаг 5

Отлично! Остается мягкими контурами дополнить недостающие детали:


Контур большого пальца самый хитрый - его необходимо мягко объединить с центром ладони.

Заметьте, что у пальцев разный формат из-за различия в их размерах.

2. Как на ладони

Необходимо знать еще несколько деталей ладони. Взглянем на них:

Шаг 1

Опять мы повторяем процесс вверху, следуя основному шаблону:


Шаг 2

Появляется что-то новенькое - ладонь теперь выглядит немного более сложной, и в ее форме есть характерные отличия, которые необходимо учесть. К счастью, достаточно несколько упрощенных форм, чтобы отобразить ее.


Шаг 3

Теперь мы можем добавить контуры, чтобы закончить рисунок необходимыми деталями.


Обратите внимание, что мы заканчиваем эскиз мягкими скругленными линиями. Думайте о ладони руки как о деликатной скульптуре.

Вид в профиль

Когда рука развернута в профиль, нам видно выступ мышцы у основания большого пальца.



Чем более "детский" у вас стиль рисования, тем проще и ровнее будут ваши линии. Вот мои маленькие секреты, которые помогли мне понять, что руки можно рисовать, основываясь на упрощенных фигурах. Самое главное - стремиться к стилю, который будет отражать личность и динамику в рисунках на финальной стадии.

3. Больше фигур и рука в 3D

Теперь вы можете рисовать плоскую руку до конца своей жизни, правда? Если вы хотите рисовать руки с убедительной глубиной, пользуйтесь той же техникой вверху, только меняйте ракурс камеры! Поиграйте с этой техникой, пока не станете себя уверенно чувствовать.



Чтобы сформировать пальцы, представьте их себе в виде цилиндров, поставленных один на другой. Эта техника поможет нам рисовать пальцы под разными углами, ведь с ее помощью легче "увидеть" руку в пространстве.


Рука или робот?

Форм, в которые может сложиться кисть человека, не счесть. Когда ладонь раскрыта, работают одни правила; когда закрыта - другие! То же самое происходит, когда рука держит предмет, и она должна подстроиться под его форму.

Давайте научимся рисовать кулак. Слегка другой процесс, однако в конце вы увидите, что все сводится к упрощенной прорисовке основных геометрических фигур.


Шаг 1

Для начала упрощаем сгиб мизинца, рисуем нечто подобное на букву "у".


Шаг 2

Мы как бы "обертываем" мизинец вокруг буквы "у". Не забудьте выделить кривую, которая идет от мизинца к запястью.


Шаг 3

Продолжаем рисовать пальцы в пространстве. На этот раз рисуем только три пальца. Позже объясню, почему.


Шаг 4

В последнюю очередь рисуем большой палец и выступающую мышцу у основания большого пальца.


Шаг 5

Хорошо! В несколько шагов мы закончили упрощенный рисунок кулака с одной стороны. Посмотрите, как в грубых чертах форму кулака можно изобразить с помощью "коробочек" разных размеров.


Заметьте, как можно вписать контур кулака в объемные прямоугольные фигуры в пространстве.

Очевидно, если мы будем пытаться упростить каждое положение руки с помощью различных техник, мы быстро устанем. Поэтому помните, что настоящий секрет того, как упростить рисунок руки - это наблюдения из жизни.


Вид с противоположной стороны: упрощенный рисунок.

4. Великолепная четверка

Широко принято в анимации рисовать руки персонажей только с четырьмя пальцами. Это позволяет, помимо усиления динамики персонажа, облегчить жизнь художника. Так ему не приходится беспокоиться о слишком многих деталях.


Руки с четырьмя пальцами разных стилей и размеров.

Замечание: при использовании этой техники вам надо приспособить свои знания о кисти с пяти пальцами к четырем. Концепции необходимо адаптировать, чтобы добиться подходящего и интересного результата.

Стоит уделить внимание кончикам пальцев. В анимации, чем более скруглены и подвижны кончики пальцев, тем более они интересны и динамичны. Когда вы создаете персонажей, думайте об их руках так, будто это отдельные персонажи!


Видите, что эта рука обладает собственным характером?

Еще один хороший повод рисовать руки с четырьмя пальцами: в этом случае у вас есть возможность увеличить размер пальцев, а значит, сделать их более выразительными! Целый ряд известных мультяшных персонажей смогли выгодно выделиться благодаря этой технике: Симпсоны, Багз Банни, Флинтстоуны и Микки Маус.

Тайна мизинца

Одним из самых больших секретов в дизайне такой кисти состоит в максимальном использовании мизинца! Если вы разместите его под другим углом по отношению к другим пальцам, вы разобьете монотонность в восприятии руки.




Выделите положение мизинца в кадре. Посмотрите, насколько меняется характер действия с помощью этой техники. Внимание зрителя теперь сосредоточено на главном предмете в кадре, а личности персонажа придается особая изюминка.

5. Говори с рукой

Когда нам необходимо выразить эмоции в анимационном рисунке, роль рук незаменима! Посмотрите на изображения внизу: руки визуально поддерживают и повторяют выражения лица и язык тела персонажей.


  1. "У меня потрясающая идея!"
  2. "Как я выгляжу, дорогая?"
  3. "Не могу поверить... мне вручают Оскар!"
  4. "Ничего не понимаю... он только что был здесь!"
  5. "Аааа! У меня голова раскалывается!"

Как бы странно ни казалось, руки обладают собственным характером! Они не только поддерживают выражения лица и язык тела, они могут выражать собственные эмоции!


Видите ли вы величие в этих жестах вверху?

Однако зачастую вы окажетесь в ситуации, когда руки не должны отвлекать на себя внимание. В этом случае они должны быть второстепенным персонажем. Персонажей в сценах с действием обычно преувеличивают сильнее, чем персонажей в спокойных сценах.


Заметьте, что в драматической сцене движения незначительны. Здесь нет места для преувеличения. Руки должны подчеркивать чувства персонажей - это один из самых сложных процессов в дизайне.

6. Проверка знаний

Я подготовил небольшой тест, чтобы проверить вашу наблюдательность. Проанализируйте рисунки ниже и попытайтесь определить, какое чувство наилучшим образом описывает каждый. Можете правильно все угадать?


Получится ли вам угадать, что выражает рука на каждом из рисунков?

Поднимите руку!

Теперь вы знаете все секреты искуства рисования мультяшных рук, поздравляю!



Хотя руки - это часть тела, которую очень интересно рисовать, умение создавать дизайны рук в разных стилях не так просто, и только с помощью упорной тренировки можно добиться естественного результата. Даже если ваша цель - рисовать для анимации, не помешает купить хороший анатомический атлас, чтобы понять, как работают мышцы и кости в кистях рук. При этом нет нужды запоминать каждую досконально. Достаточно разобраться, как работает рука в движении. Помните, что выражения персонажа намного важней чем то, что находится под кожей.

Последний совет: когда вам необходимо нарисовать руки, поместите собственные кисти перед зеркалом, либо просто наблюдайте за своими руками. Одна из них будет оставаться неподвижной во время рисования (если только вы не научились рисовать обоими руками одновременно!)


На очереди у нас изучение рук и кистей. Сегодня рассмотрим основную структуру руки, а также с чего нужно начинать практику рисования рук .

Структура рук и кистей

Кость верхней части руки называется плечевой костью. Кости предплечья состоят из локтевой кости и лучевой. Кости верхней части и предплечья соединены локтевым суставом как шарниром.

Оба конца локтевой кости непосредственно видны под кожей на локте и на внешнем краю запястья. Лучевая кость, которая соединяется с плечевой костью также в локтевом суставе, может вращаться вокруг локтевой кости почти на 360 градусов . Это вращение не зависит от локтевого сустава или запястья, а происходит в пределах самого предплечья.

Основными мышцами плеча являются бицепсы на передней поверхности и трицепсы на задней. Они контролируют изгиб руки в локте.

Запястье контролирует все движения, кроме вращения — то есть вперед-назад и из стороны в сторону. Оно состоит из восьми мелких костей, известных как кости запястья, расположенных в два поперечных ряда.

Кисти состоят из пястных костей и фаланг. На тыльной стороне ладони костная и мышечная структуры расположены прямо под кожей. А на ладони есть толстый слой защитной ткани, которая выступает в качестве дополнения.

Как рисовать руки?

Существуют целые книги посвященные теме рисования рук . Несмотря на то, что руки состоят из большого числа мелких костей с сопутствующими мышцами, связками и сухожилиями, человеческие руки удивительно гибки и универсальны.

Лучший способ начать изучение — сделать рисунки своих рук, используя зеркало. Чтобы научиться рисовать руки хорошо, вы должны будете сделать много исследований из жизни.


Представьте ладонь как плоскую квадратную форму с изогнутой наружной кромкой, из которой выходят четыре пальца, а большой палец формируйте из гибкой клиновидной формы, выходящей с одной стороны ладони.

Практическое задание

Руки рисовать достаточно сложно. Начните практику рисования рук с перерисовки скетчей рук и кистей в различных положениях, а затем уже переходите к рисованию с натуры. Делайте наброски мужских, женских, детских рук и рук стариков. Чем больше набросков, тем лучше.

В статье использовались материалы книг:
— Ron Tiner «Figure Drawing without a model»;
— Лумис Э. Обнаженная натура. Руководство по рисованию.