Open
Close

Что нужно начинающему фотографу для создания хороших фотографий!? Идеи для фотосессий. Уроки фотографии

Начинающему фотографу

Всего пару десятков лет назад, фотография была доступна далеко не каждому. Фотоаппарат был вещью фактически сверхсложной и для его использования требовались особые знания и навыки. На сегодняшний день, благодаря усердному труду разработчиков и передовым технологиям, потребителям предоставляется необъятный диапазон возможностей. Подобного рода техника стала доступна даже для школьника, сложные установки превратились в простейший механизм, который позволяет для получения результата ограничиться нажатием всего на одну кнопку.

И теперь, когда фотографировать стало так просто, многие владельцы фотоаппаратов пробуют свои способности в роли фотографа. Сложно не согласиться с тем фактом, что занятие это весьма увлекающее, особенно для тех, кто имеет творческий подход к делу.

Если фотографировать стало достаточно просто, то дело с качеством фотографий стоит гораздо сложнее. Конечно же, если фотоснимки не преследуют никакой замысловатой цели, то можно ограничиться парами золотых правил, которые применяются почти в любом жанре. Но если есть желание получать хорошие, впечатляющие зрителя снимки, то тут стоит начинающему фотографу приложить немного больше усилий и овладеть навыками. В данном случае главным мотиватором будет служить желание.

И так, самое первое правило или совет (как угодно), которого стоит придерживаться начинающему фотографу это: уйти от избитости и приобрести неординарность. Дело в том, что фотография сегодня фактически заполонила все средства массовой и не массовой информации, а в таком количестве все сложнее и сложнее становится хоть чем-то выделиться из толпы фотографу. Найти и подобрать удачную композицию или сюжет дело весьма непростое, но если подключить фантазию можно пойти очень далеко. Если же на начальной стадии фантазия не дает особо разогнаться, можно воспользоваться чужими работами, но повторять в точности, т.е. копировать уже существующие кадры не стоит. В дальнейшем, с приобретением опыта, этот вопрос уже не будет таким проблематичным.

Не менее главное правило для фотографа особенно для новичка это: сделай сто, выбери один. Получить удачный снимок с первого раза очень не просто, даже самые опытные фотографы производят по несколько дублей. Поэтому не стоит ограничиваться в количестве проб. Порой, одна и также композиция выглядит на фото по-разному. Именно в правильном выборе заключается весьма важная изюминка, которую фотограф должен суметь заметить.

Если возникли затруднения с , т.е. если перед начинающим фотографом стала дилемма, что фотографировать, какое направление в фотоисскустве выбрать, то можно смело сказать, что этот вопрос возникает фактически у каждого фотолюбителя. В данном случае, можно пробовать себя в любом возможном направлении, портрет, макро, ночная съемка... Если уклон делается на одни из жанров, то хорошо будет попробовать какой-либо другой из существующих. Вполне возможно, что и в нем фотограф сможет найти себя. Иными словами, свобода действий и тут будет вполне уместной.

На начальных стадиях фотографу, из-за нехватки опыта, не всегда удается получить желаемый результат. Бывает и так, что даже несущественная мелочь наносит вред всему изображению. В данном случае на помощь может прийти графический редактор. На сегодняшний день, существует необъятный ассортимент подобных дивайсов, с помощью которых фотограф может откорректировать свое изображение. Существует мнение, что хороший фотограф должен обходиться без последующей обработки своих изображений в редакторе, в данном случае дело сугубо личное. Но стоит тут же отметить, что многие известные фотографы фактически не представляют своей деятельности без подобных помощников».

Когда я только начинал заниматься фотографией, меня беспокоило бесконечное множество вопросов, которыми задается любой начинающий фотограф – какую технику купить, как настроить камеру, что фотографировать, как обрабатывать? И т.д. Как многие новички, я пытался найти ответы у более опытных товарищей – мучал вопросами знакомых и знакомых их знакомых, расспрашивал людей на фотосайтах, читал бесконечные статьи и книги.

Спустя полгода погружения в тему мой мозг буквально кипел от обилия информации и новых терминов, но от этого мир фотографии становился еще более сложным, запутанным и непонятным. Мне казалось, что я так и останусь никчемным бездарем, если не разберусь во всем этом, и продолжал грызть гранит науки.

Через год я уже вполне сносно разбирался во всем многообразии фототехники, режимов съемки и даже в Фотошопе, но чем больше я знал обо всем этом, те больше новых вопросов возникало, тем больше я отдалялся, собственно от фотографии. Но понятно это стало много позже, спустя годы поиска и экспериментов.

Теперь, пройдя сквозь муки ада, я знаю правильные ответы на все изначальные вопросы. Они оказались намного-намного проще, чем я предполагал. В этом месте можно было бы сказать: «Жаль, что в свое время мне некому было это объяснить». Но я не жалею о потраченном времени, потому что это мой личный путь. Однако, если бы в свое время рядом действительно оказался опытный товарищ, возможно этот путь был бы несколько короче.

Сегодня мне приходится почти ежедневно слышать те же вопросы, с которых когда-то начинал сам. Знакомые знакомых пишут мне одни и те же письма: «Ты профессиональный фотограф, скажи какой фотоаппарат купить троюродному племяннику, ему 15 лет и он очень увлекся фотографией».

Поэтому я наконец решил сесть и написать свои ответы на несколько самых распространенных вопросов. Именно такие ответы мне хотелось бы получить 10 лет назад. Правда, в то время я скорее всего посчитал бы их «неправильными»… но точно бы задумался. В надежде именно на такую реакцию посвящаю эту статью самым начинающим фотографам. Итак, «неправильные» советы тем, кто только начинает заниматься фотографией, или может быть даже еще не начал, но уже подумал об этом.

1. Какой фотоаппарат купить?
2. Какой объектив выбрать?
3. Как настроить фотоаппарат?
4. Какую еще технику нужно иметь фотографу?
5. Что фотографировать?
6. Как обрабатывать фотографии?
7. Что такое хорошая фотография?
8. Где и кому показывать свои фотографии?
9. Где и чему нужно учиться?

1. Какой фотоаппарат купить?

Самый лучший фотоаппарат тот, который возбуждает на съемку. Тот, который удобно держать в руке и который хочется носить с собой. Тот, который нравится вам по дизайну. В конце концов тот, у которого приятный звук затвора. Все то, чему обычно не принято уделять внимание, на самом деле является самым важным. Ваша камера – ваш инструмент для самовыражения, а инструмент это всегда продолжение руки.

Поэтому я советую выбирать свою первую камеру не с помощью изучения бесконечных обзоров в интернете, а руками. Идите в ближайший магазин фототехники с максимально широким ассортиментом, и щупайте своими руками те фотоаппараты, которые можете себе позволить.

Цена не имеет принципиального значения, т.к. в наше время даже самые недорогие камеры снимают вполне прилично. Более того, вполне вероятно, что вам вообще не нужен фотоаппарат, т.к. будет вполне достаточно обычного мобильного телефона. Поверьте, многие известные фотографы не только снимают на телефоны, но и успешно выставляют на выставках, издают в альбомах и продают такие фотографии.

При выборе фотоаппарата смотрите на картинку. Картинка должна нравиться. Не задавайтесь вопросами качества экрана камеры и того, что показывает гистограмма (если вы уже успели узнать такое слово, а если не успели – это только к лучшему). Ведь вы будете работать с изображением, а не гистограммой.

Обратите внимание на габариты и вес фотоаппарата, а также на то, насколько удобно он лежит в руке. Не стремитесь покупать большие профессиональные зеркалки, ведь они тяжелые и занимают много места. Поверьте, весь мир сейчас движется ровно в обратную сторону, и многие профессионалы избавляются от зеркалок в пользу более компактных камер.

Еще один важный критерий – скорость работы. Попробуйте сделать несколько кадров на разные камеры прямо в магазине. Не думайте про такие слова, как «скорость фокусировки» или «скорость записи на флешку». Вам важно общее ощущение, а не доскональные тесты.

Если вы будете заниматься фотографией некоторое время, в будущем сами начнете понимать, что именно хотите от фототехники, и сможете купить то, что больше подходит под ваши задачи. На начальных же этапах самое главное – сохранить творческие стремления, не угробить их погружением в технические дебри. Помните – снимает не техника, снимает человек.

Все фотоаппараты, которые вы будете смотреть, принципиально отличаются системой объективов:

1) На некоторых объектив нельзя поменять, он «встроен» в камеру.
2) На некоторых объектив можно менять.

Несмотря на то, что выбор системы объектива и самого объектива напрямую относится к выбору фотоаппарата, про объектив я напишу отдельным пунктом. Слишком уж много у новичков обычно возникает вопросов именно про объективы.

2. Какой объектив выбрать?

Объективы бывают очень разные – одни лучше подходят для пейзажей, другие для портретов, третьи для макросъемки и т.д. Как правило, на самом начальном этапе фотографы еще не знают, что именно будут снимать. Почти все мы начинаем с того, что пробуем себя сразу во всех жанрах, иными словами, снимаем все подряд. Поэтому самый лучший объектив для новичков – универсальный. То есть тот, который может снимать и вблизи, и с некоторым приближением. Такие объективы называют «зумами».

Почти все камеры со встроенными объективами производители комплектуют универсальными объективами. Кроме весьма специфических и, как правило, достаточно дорогих (вряд ли вы с ними столкнетесь). Поэтому если в руку легла камера со встроенным объективом, и он умеет приближать – это вполне может быть именно то, что вам нужно.

Если же вы влюбились в камеру, на которой объективы могут меняться, попросите продавца поставить универсальный зум. Чаще всего вам предложат пару вариантов – дешевый, так называемый «китовый» объектив (тот, который идет в комплекте) или более дорогой. Дорогой будет всегда лучше, но при этом больше и тяжелее. Если бюджет позволяет, и вес/размер не смущают, берите тот что подороже. Если есть сомнения – не тратье время и деньги, берите более дешевый, на этом этапе это не имеет принципиального значения.

Все. Ничего более для выбора вашего первого любимого фотоаппарата знать не надо. Более того, чем больше вы будете знать, тем сложнее будет выбор и тем дальше вы будете отдаляться от самой фотографии. Лучше потратьте это время на творчество!

Итак, краткое резюме. Смотрим в кошелек, смотрим на витрину, щупаем несколько вариантов, выбираем то, что нравится по ощущениям (не по цифрам), покупаем. Вуаля! На этом самое скучное заканчивается, теперь можно наконец начать фотографировать.

3. Как настроить фотоаппарат?

Один из самых важных советов, которые я хочу дать – не читайте инструкций перед тем, как начать пользоваться камерой. Если вам непонятно, как пользоваться фотоаппаратом, значит у него не интуитивно-понятный интерфейс. А значит такой фотоаппарат вы не должны были покупать.

У любой современной камеры есть некоторое, вполне немалое количество кнопочек. Вам они не нужны. Все, что вам надо знать для того, чтобы начать фотографировать, это как выставить автоматический режим съемки, и как отключить встроенную вспышку (если она есть). На обе эти задачи вы должны потратить не более 5 минут времени изучения интерфейса руками, а не по инструкциям. Если задача не решена, лучше купить другую камеру, т.к. с этой скорее всего вы намучаетесь.

Автоматических режимов у каждой камеры обычно несколько. Вам подойдет любой, который вы сможете сходу выставить. Обычно они обозначаются так: «зеленая зона» (зеленый прямоугольник), «A», «Auto» или «P». Чуть позже вы разберетесь со всеми режимами, которые вам потребуются. Если другие режимы не потребуются, то значит они вам и не нужны, следовательно и время на них тратить не надо.

Если вам кажется, что я насмехаюсь над вами, могу привести в пример Георгия Пинхасова – одного из самых известных в мире русскоязычных фотографов. Большая часть фотографий Георгия сделана в режиме «автомат», и на своих мастер-классах он советует студентам выбирать именно этот режим в камере. Так как это позволяет меньше отвлекаться на технику и в большей степени посвятить себя творческим задачам.

4. Какую еще технику нужно иметь фотографу?

Любой начинающий фотограф сталкивается с невероятным количеством информации о самой разнообразной фототехнике. Витрины магазинов ломятся от фототоваров непонятного назначения – фильтров, троссиков, крышечек и т.д. В интернете мы видим фотографии людей со штативами и рюкзаками, нагруженных чем-то наверняка полезным. Что из всего этого нужно мне?

Ответ – ничего. Если вам что-то станет нужно, это будет продиктовано вашими конкретными творческими задачами. Когда это случится, тогда и разберетесь. Не идите на поводу технических возможностей. Старайтесь не покупать фототехнику, если ее можно не покупать.

5. Что фотографировать?

Состояние, в которое впадают люди, увлекшиеся фотографией, я называю «творческим зудом». Фотографировать хочется, а что – непонятно. В этом нет ничего плохого, многие через это проходят, и я не исключение. Попробовав себя во многих разных жанрах, я бы хотел посоветовать следующее.

Прежде всего, пробуйте себя в разных жанрах. Другими словами, снимайте все, что вам интересно – близких людей, путешествия, спорт, пейзажи, свой дом, работу, увлечения и т.д. Снимайте то, что вам интересно по жизни, а не «для фотографии». Как говорит известный русский фотограф Петр Ловыгин, «снимайте то, что любите».

То, как вы будете развиваться в фотографии дальше, будет напрямую зависеть от того, насколько хорошо вы прочувствуете свою личную тему – то, про что хочется фотографировать именно вам. Как правило, это не получается сделать быстро, у многих на это уходят годы и даже десятилетия, многие продолжают поиск всю жизнь.

При этом совсем не обязательно пытаться стать профессиональным фотографом. Фотография – это не цель, а средство, способ познания мира. Задачи фотографии значительно шире, чем, скажем, репортаж, гламур или «высокохудожественный арт». Истинную радость творчества вполне доставляет самый обычный семейный альбом, выполненный с душой и любовью.

Второй совет, который я хочу дать – постарайтесь как можно быстрее перейти от съемки предметов и объектов к съемке эмоций и ощущений. Например, работая над портретом, старайтесь снять не «фото на паспорт», а передать настроение человека. Снимая на природе, не копируйте в сотый раз желтые кленовые листья, попробуйте вместо этого сфотографировать «одновременное чувство завороженности красотой вещей и грусти, вызванной бренностью всего видимого». Интересная фотография – это не ксерокопия реальности, а ваше личное ее восприятие.

6. Как обрабатывать фотографии?

Почти все фотографы, задающиеся вопросом хорошей обработки фотографий, начинают изучать статьи и книги по Фотошопу. Это ложный путь.

Для того, чтобы добиться хорошего цвета, прежде всего нужно научиться видеть хороший цвет. А в общем виде – понимать, что такое хороший цвет и что такое вообще хорошая фотография. Путь к этому лежит исключительно и только через музеи.

Если вы хотите научиться делать выразительные фотографии с хорошим цветом, прежде всего необходимо накопить достаточный визуальный опыт. То есть посмотреть довольно много живописных полотен и хороших фотографий, научиться получать от их просмотра истинное удовольствие.

Если вы будете учиться в фотошколе, подобный совет вам придется слышать много раз. Скорее всего он будет вызывать у вас стойкое отторжение, но попробуйте подавить в себе эту неприязнь. Пройдет время, вы накопите необходимый визуальный опыт, научитесь добиваться хорошего цвета и убедитесь в том, что это единственный верный путь. Чем быстрее вы по нему пойдете, тем быстрее придете к результату.

Никакие учебники и курсы по обработке фотографий не способны научить вас добиваться хорошего цвета, если вы цвет не видите. Если же видите, то сможете добиваться его, владея Фотошопом на минимальном уровне. Более того – и вовсе без Фотошопа, ведь вопрос хорошей обработки, это в первую очередь вопрос съемки.

Известный русский фотожурналист Сергей Максимишин славится не только сильными фоторепортажами, но и цветом своих снимков. При этом фотографирует он в формат JPEG и практически не использует Фотошоп. Все «секреты» цвета фотографий Максимишина заключаются в том, как он работает с естественным светом и как выбирает сюжет. То есть в том, как мастер видит кадр. А видение кадра – это результат общего уровня насмотренности и понимания традиций в фотографии и живописи.

7. Что такое хорошая фотография?

Хорошая фотография – та, которая нравится вам. Та, которая вызывает эмоции, ощущения, чувства. Та, которую хочется смотреть снова и снова, к которой хочется возвращаться. Та, которую хочется повесить на стенку и ежедневно ею любоваться.

Ключевое слово – «вам». Именно вам, и никому другому. То, что хорошая фотография лично для вас, совсем не обязательно хорошая фотография для других, и наоборот. Определение хорошей фотографии зависит от двух ключевых факторов:

1) Ваш личный визуальный опыт.
2) Ваши личные вкусовые предпочтения.

Основная сложность понимания хорошей фотографии заключается в том, что она будет меняться по мере вашего личного и творческого развития. То, что вызывает восторг сегодня, вероятно завтра будет казаться скучным и банальным. А может быть и нет. Это зависит от того, поменяются ли за это время ваши представления о хорошей фотографии или нет.

Любая хорошая фотография проверяется временем. Если вам продолжает нравиться снимок, сделанный год назад, значит либо это действительно удачная работа, либо ваши представления о хорошем за это время не изменились. И то и другое нормально, потому что определяет ваши личные критерии хорошей фотографии – той, которая дарит радость.

Вместе с тем, стоит прислушиваться к мнению людей, которые для вас авторитетны. Это могут быть более опытные фотографы или люди, разбирающиеся в искусстве, обладающие схожим с вашим вкусом. Вероятно, они смогут помочь вам оценить вашу фотографию чуть более объективно.

8. Где и кому показывать свои фотографии?

Демонстрация фотографий обычно преследует одну из двух целей:

С первой целью все просто. Для того, чтобы делиться впечатлениями, можно использовать любые средства – отпечатки 10х15, привезенные на дачу к родителям или в деревню к бабушке, электронная почта, социальные сети и т.д. Гораздо сложнее со второй частью, где речь идет о получении оценки, об этом и поговорим далее.

Прежде всего хочу сказать, где и кому НЕ нужно показывать свои фотографии, если вы ищете профессиональной оценки и критики. Не показывайте свои фотографии на фотосайтах. Потому что то, что там происходит, лучше всего характеризуется фразой «троечники учат двоечников». Исключения, конечно бывают, но достаточно редки для того, чтобы ими можно было пренебречь.

Главная проблема всех фотосайтов – это система рейтингов, которая стимулирует участников показывать не хорошие, а востребованные фотографии. То есть те, которые наберут больше лайков. Все общение на подобных ресурсах подчинено этому принципу и генерит огромное количество красочных, но абсолютно однотипных снимков с популярными сюжетами – умилительные котики, голые девочки, смазливые пейзажики.

Конечно, если именно такая фотография вас интересует, то в участии на фотосайтах нет ничего плохого. Ведь напомню, главное, что есть в фотографии и что мы никогда не должны упускать из виду – это радость творчества. Однако, если вы захотите пойти чуть дальше, то скорее всего фотосайты вам наскучат. Как быстро это произойдет, и произойдет ли вообще, будет напрямую зависеть от вашего творческого развития и накопления визуального опыта. В музеях, конечно, а не на фотосайтах. Визуальный опыт, который вы получаете на фотосайтах обычно тянет в обратную сторону, потому что рассчитан на массовую аудиторию.

Показывать свои фотографии имеет смысл фотографам, которых вы считаете своими авторитетами или даже кумирами. Но чтобы выбрать таких фотографов, опять-таки, необходимо для начала о них узнать, а значит – получить достаточный визуальный опыт. Другими словами, необходимо какое-то время следить за фотографическими выставками, покупать альбомы фотографий в специализированных магазинах, изучать историю фотографии, живопись и т.д.

Далее, когда вы определите свои фотографические интересы более точно и когда у вас появятся авторитеты, скорее всего окажется, что достучаться до них не так уж и просто. Часть из них будут иностранцами, живущими в других странах и говорящими на других языках, часть – признанными фотографами, которые слишком заняты для того, чтобы иметь возможность отвечать на многочисленные вопросы многочисленных поклонников. Как же быть?

Если вы действительно дойдете до этой стадии своего фотографического развития, то вам ничего не останется, как посещать портфолио-ревю и мастер-классы тех фотографов, которые вам интересны. Обычно это небесплатные мероприятия, хотя чаще всего вполне доступные.

Однако доходить до описанной стадии погружения в фотографию как в искусство вовсе не обязательно. В действительности это удел единиц, малопонятный широкой аудитории. 



9. Где и чему нужно учиться?

В наше время существуют сотни фотошкол, предлагающие невероятное разнообразие курсов по фотографии. Куда пойти учиться? И что именно нужно изучать?

Если у вас возникла потребность в обучении фотографии, скорее всего она вызвана следующими причинами:

Все эти причины – хороший стимул изучать фотографию в кругу единомышленников, начиная от расширения кругозора и заканчивая расширением круга общения. Более того, попав в правильную фотографическую среду, у вас появится значительно больше шансов найти свой путь в фотографии и заявить о себе как о фотографе.

Поэтому к выбору фотошколы необходимо относиться в первую очередь как к выбору среды, в которой вы будете развиваться. Принципиальное значение имеет то, гордится ли школа своими учениками – проводит ли студенческие выставки, издает ли студенческие альбомы, помогает ли студентам победить в фотографических конкурсах, и т.д. Даже если вы не планируете посвящать себя фотографии как искусству, этот фактор важным образом характеризует фотошколу, в которой вы будете учиться.

Изучите список преподавателей. Если вы хотите учиться именно фотографии, а не смежным наукам, ваши будущие учителя обязательно должны быть практикующими фотографами. Талантливые преподаватели – не фотографы, явление крайне редкое. Желательно, чтобы у ваших преподавателей был хотя бы небольшой послужной список публикаций в журналах и авторитетных изданиях, список конкретных коллективных и персональных выставок, в которых они принимали участие, может быть изданные книги. Будет идеально, если в регалиях значатся победы в фотографических конкурсах (лучше в западных), а также музеи и частные коллекции, в которых хранятся работы – но это, конечно, не обязательно.

Более скептически стоит относится к педагогам, которые пишут о себе в духе «вырос, родился, учился, занялся фотографией, обучался у тех-то, живу там-то с такого-то года». Об уровне фотографа говорят его фотографии и их признание профессиональным сообществом, а не биография. Также ничего не говорят о фотографе корочки членов бесконечных союзов фотохудожников и союзов фотографов, т.к. получить их без труда может практически любой человек. Не менее трезво я советую относиться к общим словам в духе «участник и призер многих различных выставок и биенале», т.к. как правило за ними ничего не стоит (или же стоит так много, что таких фотографов вы точно не упустите мимо своего внимания).

Обязательно посмотрите фотографии человека, у которого будете учиться. Они должны вам понравиться, или как минимум заинтересовать.

Почитайте описание программ. Так как мы говорим о начинающих фотографах, то речь пойдет в первую очередь о базовых курсах, посвященных основам фотографии. Важно, чтобы они были ориентированы на практику и содержали практические занятия. Если это съемка, то должны быть выезды с мастером на пленер и занятия в фотостудии. Если обработка фотографий, обязательно занятия в компьютерном классе. Теоретические лекции, конечно, тоже нужны, но если программа целиком построена на них, поверьте, толку будет мало. Вы должны своими руками освоить все то, чему хотите научиться.

Не менее важны (а может быть даже более важны) занятия, посвященные портфолио-ревю и разбору фотографий студентов, т.к. в этом случае вы имеете возможность получить критику и советы касательно ваших конкретных снимков, а не прослушать лекции общего характера.

Если вы не видите в программе занятий, посвященных практической съемке, обработке фотографий в компьютерном классе и разбору работ студентов, лучше не тратье время на этот курс и вообще на такую фотошколу.

Обратите внимание на курсы, посвященные живописным навыкам и смысловой части фотографии. Курсы по креативному мышлению, рисованию, композиции и психологии восприятия, истории и философии фотографии. Совсем не обязательно на них идти с самого начала, но это хороший показатель уровня фотошколы. Поверьте, когда вы дойдете до этих вопросов, то поймете, что выбрали правильное место.

Начинать я всегда рекомендую с курсов, которые обычно называются «Базовый курс для начинающих фотографов», «Основы фотографии» и т.д. При этом я советую избегать курсов, разбитые на ступени: «Основы фотографии. Ступень 1», «Основы фотографии. Ступень 2» и т.д. Обычно это говорит о неспособности педагогического состава разработать внятные программы и придумать понятные названия обучающим программам. Вам, как новичку, все должно быть понятно с одного взгляда на общий список программ.

Предпочтение лучше отдавать реальным фотошколам, а не онлайновым, т.к. в онлайне намного сложнее налажена обратная связь. Если вы хотите послушать лекции – безусловно, онлайн для этого вполне подходит. Если вам нужны реальные задания, критика и общение – онлайн вам не подойдет точно. Исключения могут составить индивидуальные занятия с конкретным фотографом, например по скайпу.

Если вы живете в маленьком городе, где нет хороших фотошкол, старайтесь выбираться на интенсивные версии курсов (например, на каникулах) и на мастер-классы интересных вас фотографов в более крупные города.

Одна из самых эффективных форм обучения – фототуры и выездные мастер-классы известных фотографов, когда вы имеете возможность погрузиться в практическую съемку под руководством мастера и ежедневно (а порой и ежечасно) получать отзывы о своих снимках. Советы, которые вы получаете от мастера в рамках небольшой группы (обычно около 10 человек), тут же пробуете на практике, и так по кругу в течение 7-10 дней. Результаты, которых достигают подобным образом даже начинающие фотографы, как правило ошеломительны. Потому что самое полезное, что может быть, это практика, практика и еще раз практика.

Из конкретных фотошкол и компаний, занимающихся мастер-классами по фотографии, я могу рекомендовать, конечно, те, которые сам создал. Но и не только их. Советую обратить внимание в первую очередь на следующие организации:

«Фотоплей» – московская школа фотографии, самая крупная в стране. 10 фотостудий, огромное количество разнообразных программ, начиная с тех, которые ориентированы на 14+ подростков и заканчивая профессиональным коммерческим образованием. Великолепный список преподающих фотографов.

«Московская школа фотографии и мультимедиа имени Родченко» – государственная организация, с одной стороны страдающая недостатками полукоммерческой структуры, с другой объединяющая некоторое количество фотографов мирового уровня, которые ведут в школе свои мастерские.

«Фотодепартамент» – по мнению многих авторитетных фотографов, лучшая школа фотографии в г. Санкт-Петербург.

«Творческая лаборатория СРЕДА» – московская фотошкола нового типа, ориентированная на практику и проектную работу. Очень хорошая фотостудия, лучший в Москве компьютерный класс iMac. Отличный список преподавателей (часть из них пересекается с Фотоплеем). Хороший список образовательных программ. Часто проводятся бесплатные занятия. Школа постоянно издает альбомы фотографий студентов.

«Фреймвей» – международный клуб фотографов, организующий качественные выездные мастер-классы по фотографии на русском языке. В списке ведущих фотографов такие мастера мировой фотографии как Георгий Пинхасов (Magnum Photos), Сергей Максимишин (двукратный призер WPP), Nicos Economopoulos (Magnum Photos), Mark Power (Magnum Photos), Петр Ловыгин и многие другие.

Часто у новичков в фотографии возникает вопрос: с чего начать начинающему фотографу? Для тех, кто только собрался изучать искусство фотографии, мы собрали вместе дельные советы, которые помогут начинающему фотографу узнать самое важное. Иметь хороший фотоаппарат - полдела, даже меньше. А уметь грамотно им пользоваться - целая наука. Давайте разбираться, что необходимо знать начинающему фотографу.

Если вы серьезно решили заняться фотографией, то предлагаем несколько рекомендаций для успешного старта.

  • Не гонитесь за новомодной техникой. Мыльница и зеркалка разные вещи, спорить нечего. Но не пытайтесь приобрести самую крутую фотокамеру и думать, что снимки будут качественными. В умелых руках даже фотографии, сделанные на мыльницу, будут выглядеть красиво и завораживающе. И, наоборот, хороший зеркальный фотоаппарат в руках у неумелого фотографа не сделает эффектных снимков. Все зависит не от пикселей и других параметров камеры, а от умения фотографировать, видеть кадр, настраивать фотоаппарат. На первое время будет достаточно обычной зеркальной фотокамеры,можно б/у. Тут важно быть внимательным и не нарваться на выходящую из строя технику. Не бегайте по магазинам в поисках популярной и модной фотокамеры, это может значительно опустошить кошелек и не привести к желаемому эффекту. Потратьте это время на обучение искусству фотографии.
  • Когда вы уже приобретете фотокамеру, познакомьтесь с ней. Внимательно почитайте инструкцию, разберитесь с настройками. Кадры, сделанные в режиме “автомат” не будут иметь такого эффекта, как фотографии, сделанные при помощи ручных настроек. Камера должна стать вашим другом. Важно знать настройки вдоль и поперек, чтобы со своим другом всегда быть на “ты”.

  • Начните обучение с азов. Пойдите на курсы, где преподаватель даст необходимую базу знаний, направит в нужное русло. Вы сможете задать знающему человеку интересующие вас вопросы. Если нет возможности пойти на курсы, не расстраивайтесь. Начните изучать искусство фотографии самостоятельно, купив специальную литературу или с помощью интернета. Не пугайтесь объема информации, который покажется огромным. Придерживайтесь плана обучения и маленькими шажками вы придете к результату.
  • Практикуйтесь. Помните, как в песне “Я всегда с собой беру видеокамеру”? Также и в жизни. Берите фотоаппарат с собой и фотографируйте. Чем больше будете практиковаться, тем лучше. Учитесь видеть кадр, выстраивать композицию, меняйте настройки и привыкайте к камере. Это не значит, что надо бездумно фотографировать все подряд, но и надолго оставлять фотокамеру не стоит. Пусть она будет в деле, а не пылится на полке.

  • Старайтесь замечать интересные вещи вокруг. Даже если фотокамеры нет с собой, учитесь видеть хороший кадр, продумывать композицию и понимать, как нужно выстроить свет и какие настройки применить. Умение замечать интересные вещи вокруг со временем войдет в привычку, что непременно скажется на качестве ваших снимков.
  • Не переставайте учиться. Изучайте снимки других фотографов, которые вызывают у вас восхищение, чьими работами вы обычно любуетесь. Попытайтесь понять, в чем секрет их успеха? Что особенного в их фотографиях? Попробуйте сделать похожую фотографию, это не будет копированием, всего лишь одна из ступеней обучения. Сделать точно такой кадр не получится, а что-то новое для себя можете открыть.
  • Не бросайте фотографировать, если не нравятся свои снимки. Постарайтесь понять, почему кадр вышел неудачным, что не так? Работа над ошибками есть в любой школе, вузе, это нормальный процесс. Сделать все идеально с первого раза не удается никому. Все мы ошибаемся, учимся, наступаем на одни и те же грабли. Самый упорный доходит до конца. Не расстраивайтесь, если пока снимки не такие красивые, как хотелось бы. Думаете у известных фотографов все получается с первого нажатия кнопки фотоаппарата? Вы глубоко заблуждаетесь. Иной раз приходится сделать сотни, а то и тысячи кадров, чтобы из них выбрать самые красивые 5-6 фотографий, которые будут вызывать восхищение. Профессия фотографа - труд, способность видеть кадр, делать его, обрабатывать фотографии. Это творческий процесс, требующий концентрации и усердия. Ленивые фотографы никогд не добиваются успеха. Они делают посредственные фотографии, не учатся на своих ошибках. Не хотите быть причисленными к их числу? Тогда не бойтесь ошибаться и идите вперед, оттачивая свое мастерство.
  • Не надо трястись за свою фотокамеру. Советуем покупать для начала подержанный фотоаппарат, который можно брать с собой везде, активно использовать, не следить за каждой царапинкой или трещинкой. Это техника! Да, она является вашим помощником фотографа, но не более. Это не ребенок, за которым нужен постоянный глаз да глаз. Конечно, небрежно обращаться с фотокамерой не надо, но и сдувать пылинки тоже.

Давайте остановимся на настройках фотоаппарата. На что нужно обязательно обращать внимание?

Ручные режимы съемки

М - ручной режим;
A/AV - приоритет диафрагмы, в этом случае камера установит значение выдержки;

  • Совет:
    в том случае, когда выдержка 1/60 с, рекомендуется использовать штатив.

S/TV - приоритет выдержки, камера автоматически установит значение диафрагмы, удобно использовать, когда нужно зафиксировать движение в резкости;
P - программный, практически автоматический режим съемки, подойдет для первого замера экспозиции.

Экспозиция

Экспозиция - количество света, попадающего на матрицу фотоаппарата при открытии затвора. Много света - кадр переэкспонирован, мало - недоэкспонирован.

Диафрагма - устройство в объективе, регулирующее размер окружности, изменяя количество проходящего через нее света. Чем больше значение, тем больше закрыта диафрагма, меньше света попадает на матрицу. Хотите снять пейзаж, то используйте закрытую диафрагму f/8, тогда в резкости будет все пространство кадра. Для портрета отличным вариантом будет открытая диафрагма f/1,4 - 3,5.

При открытой диафрагме снимайте в режиме точечной фокусировки.

Экспонометр - это шкала на экране фотоаппарата, в видоискателе. Показания экспонометра зависят от режима его работы.

Матричный - делает замер значительной части кадра, подходит для большинства видов съемки.

Точечный замер - производится в центральной площади. Отлично подойдет для съемки в условиях сложного освещения, а также для съемки портретов.

Центрально-взвешенный - измеряет количество света по всему кадру, уделяя главное внимание центральной области. Необходим, когда нужно сделать фотографию объекта в центре кадра.

Баланс белого

Баланс белого - это настройка цветов фотографии в зависимости от источников света так, чтобы белые объекты не приобретали теплых или холодных оттенков. От настройки баланса белого зависят все цвета на фотографии. Если вы меняете условия освещения, то баланс белого также нужно настроить заново.

Делайте снимки в формате RAW, это позволит менять баланс белого в программах обработки.

Рассказать все для начинающего фотографа невозможно. Информации много, она постоянно обновляется, появляется новая техника, соответственно, возможности использования камеры. Мы поделились полезной информацией для начинающих фотографов. Если чувствуете большое желание фотографировать - не откладывайте это на потом! Может, хобби перерастет в дело всей жизни.

Когда вы только начинаете работать с фотографией, кажется, наверно, что ваши умения растут как на дрожжах. Вы будете отслеживать прогресс по заметным переменам и в фото, и в работе в целом. Здесь представлено несколько советов, которые помогут ускорить ваш личный рост, когда вы начинаете карьеру фотографа.

1. Видимые изменения. Когда вы работаете долгое время в этой области, то уже никогда не будете смотреть на вещи так же, как в самом начале. Вы станете учеником и одновременно учителем для себя, анализируя каждую фотографию, видео, которые вы воспринимаете. С большим трудом можно смотреть кино без анализа кинематографии, настроек снимков. Однажды, начав гоняться за качественными изображениями расчитывайте на смену образа жизни. Ранние подъемы или поздние прогулки, чтобы подискать особое освещение и т.д., становятся обычным делом. Вы будете ловить себя на анализе постоянно: как они освещены, где можно найти подобные места, как воссоздать такие эффекты и обстановку и пр. Фотография – мощный способ самовыражения и «выращивания» себя. Прыжок с головой в эту работу заставляет, кстати, шевелить извилинами правое полушарие.

2. Это дорогое хобби. Фотография – хобби не из дешевых. Это касается покупки оборудования. После приобретения первой зеркальной камеры, нужны линзы, вспышки… А потом, для перехода на следующий уровень, когда вы освоили азы, может быть проблематично продать «старую систему» для покупки новой для работы на более высоком уровне.

Как избежать дорогостоящей стороны этой деятельности? Ознакомьтесь с мыслью, которая состоит из двух подходов: во-первых, не набрасывайтесь сразу на самое дорогое оборудование. Намного проще приобретать все постепенно, и без паники, хорошо обдумывая решения; во-вторых, подсчитывайте доходы и расходы, ведь числа – наши друзья. Вы научитесь, для начала выбирать хорошие вещи. Помните, качественное оборудование можно приобрести и по доступным ценам. Главное – терпение и знание характеристик. Читайте об опыте других фотографов, придумывайте свои способы. Одним словом, тренируйте свое правое полушарие.

3. Экспозиция. В начале изучения экспозиции многие делают ошибку, пытаясь расчитать математически ее масштаб. Измерение остановки света и заполнение диафрагменного числа – это большая трата времени.

Более важно научиться балансировать с треугольником экспозиции, подходить ко всему процессу творчески. Не стоит слишком зацикливаться на идеальном освещении, вспомните лучше о том, что есть много интересных людей и представьте, как над каждым из них можно поэкспериментировать.

4. Пользуйтесь руководствами. Чем раньше вы по-настоящему начнете контролировать экспозицию, тем скорее станете больше, чем человеком, который просто нажимает на кнопки. Конечно, это сложно и требует много работы и обучения о замере экспозиции, фокусе и о многом другом. Сначала вы будете использовать автоматическую экспозицию. Но, постепенно, отказываясь от нее, вы сделаете огромный шаг вперед, становясь художником, а не просо фотографом. Вы начнете полностью контролировать фото обрабатывать нюансы воздействия, а также легко предугадывать конечный результат. Вы научитесь обращаться с подсветкой, придумывать другие сценарии для фото, комбинируя эффекты, т.е. делать больше, чем камера сама по себе.

Есть отличный промежуточный шаг, после выполнения которого можно научиться контролировать один дополнительный фактор. Во-первых, понять, что ISO влияет на качество так же, как свет, достигающий датчика. Затем можно переключиться на контроль за выдержкой и диафрагмой с учетом визуальных результатов всех настроек. Меняя приоритеты между выдержкой и диафрагмой в процессе обучения, вы поднимаетесь верх на пути к полному освоению этих параметров.

5. Съемки каждый день. Ужасно банально, но мы забываем, что это единственный способ улучшить свои навыки. Нужно держать камеру в руках ежедневно, постоянно что-то снимая. Везде.

Фотографируйте с друзьями, бросая вызов себе. Это, пожалуй, парочка лучших советов. Когда, к примеру, у вас есть заказ, многие люди откладывают его выполнение. «Пойду-ка я лучше прогуляюсь», – думают они. Но! НАДО ДЕЛАТЬ! В этом весь секрет владения собой. Все заказы и задания сохраняют в вас творческий дух.

6. Приоритет объективам! Сначала люди меняют слишком много корпусов для камеры, ищут больше мегапикселей, много внимания уделяют автофокусу и пр. Но им нужно всего лишь обновить объектив. Пока вы работаете с недорогим комплектом камеры и объектива, который к ней прилагается, вы ограничиваете свою работу. Очень важно выбрать правильные линзы (с диафрагмой по шире). Это играет большую роль.

7. Становитесь профи медленно. После ваших многочисленных съемок, когда уже идет демонстрация работ, большая вероятность деловых предложений. Будь-то портрет брата, пейзажи или свадебная серия (кстати, довольно сложное и ответственное дело), друзья. В общем, всеми способами надо привлечь клиентов. Поэтому, когда вы уже что-то умеете, появится мысль на этом подзаработать. Но есть нюансы. Работа с трудными клиентами, которые могут отменить съемку в последний момент, кладет риск на юридическую сторону и многое другое. Сами понимаете. Не забудьте аккуратно и постепенно переходить на профессиональный уровень.

8. «Я всегда с собой беру ви-и-и-и-и-деокамеру»! У вас никогда не получится сделать что-то стоящее, если она не будет с вами постоянно. Мотивация: представьте, что каждый раз, оставляя фотоаппарат дома, вы лишаетесь наград фотожурналистики и всех остальных. Это помогает. У вас никогда не получится качественных, спонтанных фотографий, если вы «отделитесь» от камеры. Будь-то зеркальная или сотовый телефон. Лучше, если всегда имеется что-то с собой для снимков. Девизом… нет, даже целой философией должны стать слова: «Я всегда с собой беру видеокамеру». И нету смысла покупать дорогой фотоаппарат для пыли на полочке. Это не хорошо.

9. Лучше одна, но качественная вещь. Если ваша текущая камера со сменным объективом, то можно поразмышлять над вторым вариантом – 50 mm f/1.8. С его быстрой апертурой, он поможет решить проблемы низкой освещенности, контролировать глубину резкости. Объектив, входящий в комплект, вряд ли это сможет.

10. Изучите камеру снаружи и внутри. Один из способов улучшения съемки – понять, из чего состоит камера. Когда вам не надо думать, какие кнопки нажимать, у вас получится свободно войти в творческий процесс. Вы, например, думаете о свете, не используя показатели, контролирующие диафрагму. Когда вы действительно знаете все настройки, опции, фотокамера становится продолжением ваших глаз. Читайте руководство к ней, копайтесь в настройках. Полезно.

Фотография становится частью жизни многих. Начиная с любительских съемок люди растут до профессионалов. Но, никто не говорит, что этому можно научиться легко и быстро. Нет. Только трудолюбие и, конечно же, безумная влюбленность во все это.Кто-то не любит фотографироваться, говоря, что фото останавливает время, убивает его. Да, но все зависит от восприятия. А мы говорим, что оно сохраняет теплые моменты, служит памятью. Ведь приятно смотреть на картинку, где вы когда-то были счастливы. Как не крути.

Всем доподлинно известно, что с появлением такой вещи, как фотография, понадобился такой специальный человечек, который и будет делать эти самые фотографии. И человечек этот с тех самых времен и стал именоваться "фотографом". Фотограф - это волшебник. Он преображает реальность с помощью свое волшебной палочки - фотокамеры. С одной стороны, он может показать все таким, какое оно есть. Но, с другой стороны, фотограф может преобразить реальность. Добавить туда ярких красок или, наоборот, сделать эти краски приглушенными. Конечно, профессиональный фотограф сейчас на вес золота.

А если еще и талантливый, то он будет стоить дороже любого благородного металла. Сейчас же, когда фотографов пруд пруди, найти действительно достойного творца очень и очень сложно. А как же быть с теми, кто только-только начинает свой тяжелый путь в этой профессии? Тут ответ прост: посетить школу фотографов или же трудиться самому. Для тех, кто хочет самостоятельно изучать фотографию и фотографирование, очень пригодятся "вредные советы". Они в общем-то полезные, но если переусердствовать, то окажутся как раз вредными.

Во многих фотографических кругах можно встретить такие словечки, как "стабилизация изображения", "мегапиксели ", "ISO ", "диафрагма " и тому подобное. Простому человеку это может показаться сложной научной терминологией, а вот для фотографа эти слова все равно что "Отче Наш".

Теперь обо всём по порядку.

Дубль 1. Что это такое и с чем это едят?

Немножко математики. 1 мегапиксель = 1 000 000 пикселей (для особо одаренных - один миллион). Исходя из этих значений, можно предположить, что чем больше этих самых пикселей, тем фотография четче (детализованнее). В теории получается следующее: чем больше в фотоаппарате мегапикселей, тем лучше этот самый фотоаппарат будет фотографировать Потому многие начинающие фотографы и фотографини стремятся прикупить фотоаппарат с большим количеством пикселей. Но есть особенности. Светочувствительность, или SLR, - очень важная штука. SLR - это такая камера с таким отражением одной-единственной линзы. Допустим, что в кадре будет 6 мегапикселей, то есть, состоять он будет из 6 мегапикселей, но он будет полным. То есть, с датчиком у такого фотоаппарата все окей. А теперь представим себе телефон, где мегапикселей будет больше, скажем, 8, но датчик будет крохотным. Лучше качество будет, конечно, у фотоаппарата.

Дубль 2. ISO . Что это такое и с чем это едят?

Проще говоря, ISO - это датчик чувствительности света. Он показывает, как фотоаппарат реагирует на дневной или ночной свет. Днем обычно параметр ISO минимален от 1 до 2 сотен единиц. А вот ночью следует ставить на максимум - 800. Новичкам лучше всего использовать автомат. Фотоаппарат сам определит для себя чувствительность к свету, и многие проблемы отпадут сами собой. Но опять же есть одно "но". Чем выше параметр, тем хуже изображение. Появляется шум.

Дубль 3. Что такое выдержка и с чем ее едят?

Выдержка - это такая волшебная штука, которая показывает всего лишь скорость затвора. Выдержка - штука не просто волшебная, но еще и важная. Если фотограф снимает без другой волшебной штуки - без штатива, но с выдержкой чуть больше секунды, то можно сказать "Прощай" качественным и резким снимкам. Для съемок бега, прыжков, стрельбы и других активных действий очень хороша будет выдержка в 1/100 секунды. 30-секундная превратит фото в изображение странных световых полос и вызовет вопросы о том, что курил фотограф.

Дубль 4. Что есть и с чем ее едят?

Волшебное и страшное устройство, пугающее молодых и неопытных фотографов на первых порах. На самом деле не так страшен черт, как его малюют. Диафрагма полезна. Она всего лишь делает фото более резким или более мягким.

Дубль 5. Как использовать диафрагму, ISO и выдержку вместе?

Новичку лучше всего учиться пользоваться этими штуками по отдельности. А так беспокоиться не о чем - все остальное сделает фотоаппарат.

Дубль 6. Что такое вспышка и с чем ее едят?

Штука, благодаря которой свет на объекте (или же на субъекте) будет более натуральным. Внешняя вспышка значительно лучше внутренней. Профессиональный фотограф всегда знает, когда вспышка нужна, а когда она - лишнее.

Дубль 7. Что есть и с чем его едят?

Это всего лишь техника и ничего лишнего. Но при помощи этой штуки можно свести к минимуму размытость при тряске фотоаппарата. Стабилизация - штука автоматическая, потому о ней тоже можно сильно не беспокоиться. Совет начинающим: использовать штатив.

Дубль 8. А зачем стоит обзавестись больше чем 1 линзой?

Все здесь зависит от фона, ну и конечно, от наличия зеленой бумаги (денег). Обычному человеку, да и новичку, достаточно будет иметь линзу 18-55 мм или 18-80 мм. Профессионалу же (тому, кто фотографирует птиц, к примеру) лучше всего обзавестись телеобъективом. Зум здесь хороший будет, а картинка четкая.

Дубль 9. Что есть телеобъективы и с чем их едят?

Телеобъективы - это волшебные приспособления, созданные для съемок на дальние дистанции. Размеры разнообразные: от 70-200 мм или от 100-300 мм и до 500.

Дубль 10 и пока последний. Что есть широкоугольный объектив и с чем едят его?

Да тоже, в общем-то, простые объективы для съемок все тех же широких областей. Лучше всего с их помощью снимать пейзажи. Размеры: 12-24 мм, ни больше, ни меньше.