Open
Close

Глюк годы жизни. Глюк кристоф виллибальд - биография

Дата рождения: 2 июля 1714 года.
Дата смерти: 15 ноября 1787 года.
Место рождения: Эрасбах, Бавария.

Глюк Кристоф Виллибальд – именитый композитор, творивший в Австрии. Также Кристоф Глюк известен как реформатор итальянской оперы.

Кристоф появился на свет в Баварии, в семье лесника. С детства мальчика увлекала музыка, но отец не разделял этой страсти и не допускал мысли, что его первенец станет музыкантом.

Подросток завершил обучение в иезуитской академии и ушел из дома. К семнадцати годам он добрался до Праги и смог поступить в университет, на факультет философии.

Чтобы подработать, был певчим в церкви, играл на скрипке в составе передвижных музыкальных групп. Тем не менее, он находил время на уроки музыки, которые ему давал композитор Б. Черногорский.

После завершения обучения Кристоф уехал в Вену, и там был приглашен А. Мельци стать придворным музыкантом при капелле в Милане. Уехав туда, молодой человек получил знания не только в теории композиции, но и изучил множество опер самых выдающихся мастеров этого жанра. Вскоре сам Кристоф создал оперу, и она была поставлена в Милане.

Премьера прошла с успехом, последовали новые заказы и были написаны еще четыре не менее успешных оперы. Став успешным, композитор уехал на гастроли в Лондон, а затем в Вену.

Вскоре он решил насовсем остаться в Вене и принял предложение князя Саксен –Хильдбургхаузенского стать капельмейстером его оркестра. Каждую неделю этот оркестр давал концерт, на котором исполнялись саамы разнообразные произведения.

Кристоф, как руководитель, еще иногда становился за дирижерский пульт, пел, играл на разных инструментах. Вскоре композитор стал руководить придворной оперой. Он стал одним из ее реформаторов и популяризаторов оперы французской.

Он смог из комедийного жанра сделать драматически направленный жанр. Кроме того, он обучал музыке эрцгерцогиню Марию – Антуанетту. Когда она вышла замуж за французского наследника, то предложила и своему преподавателю перебраться в Париж.

Там он продолжил ставить оперы и создавать новые. В Париже он создал свое лучшее произведение – «Ифигению в Тавриде». После премьеры последней оперы композитора у него случился инсульт.

Спустя два года произошел еще один, что не могло не сказаться на возможности работать.

Тем не менее, он создал небольшое произведение, которое был исполнено в день его похорон в 1787 году.

Достижения Кристофа Глюка:

Реформатор итальянской и французской оперы
Создал около 50 опер
Автор ряда сочинений для оркестра
Был вдохновителем Шумана, Бетховена, Берлиоза

Даты из биографии Кристофа Глюка:

1714 г. появился на свет
1731 г. обосновался в Праге
1736 г. переехал в Вену
1741 г. первая постановка оперы в Италии
1745 г. гастроли в Лондоне
1752 г. поселился в Вене
1756 г. получил орден «Золотой шпоры»
1779 г. случился инсульт
1787 г. скончался

Кристоф Виллибальд Глюк

Знаменитый композитор XVIII столетия Кристоф Виллибальд Глюк, являющийся одним из реформаторов классической оперы, родился 2 июля 1714 года в городе Эрасбахе, расположенном неподалеку от границы графства Верхний Пфальц и Чехии.

Отец композитора был простым крестьянином, который после нескольких лет службы в армии поступил к графу Лобковицу в качестве лесничего. В 1717 году семья Глюка переехала в Чехию. Годы жизни в этой стране не могли не сказаться на творчестве прославленного композитора: в его музыке можно уловить мотивы чешского песенного фольклора.

Детство Кристофа Виллибальда Глюка нельзя назвать безоблачным: денег семье часто не хватало, и мальчик был вынужден помогать отцу во всем. Однако трудности не сломили композитора, напротив, они способствовали выработке жизненной стойкости и упорства. Эти качества характера оказались для Глюка незаменимыми при проведении в жизнь реформаторских идей.

В 1726 году, в 12-летнем возрасте, Кристоф Виллибальд начал учебу в иезуитской коллегии города Комотау. Правила этого учебного заведения, проникнутого слепой верой в догматы церкви, предусматривали безоговорочное подчинение начальству, но юному дарованию было трудно удерживать себя в рамках.

Положительными моментами шестилетнего обучения Глюка в иезуитской коллегии можно считать развитие вокальных данных, овладение такими музыкальными инструментами, как клавир, орган и виолончель, греческим и латинским языками, а также увлечение античной литературой. В те времена, когда главной тематикой оперного искусства являлись греческие и римские древности, подобные знания и умения были просто необходимы оперному композитору.

В 1732 году Глюк поступил в Пражский университет и переехал из Комотау в столицу Чехии, где продолжил свое музыкальное образование. С деньгами у молодого человека по-прежнему было туго. Иногда в поисках заработка он отправлялся в окрестные деревни и игрой на виолончели развлекал местных жителей, довольно часто будущего музыкального реформатора приглашали на свадьбы и народные праздники. Практически все деньги, заработанные таким путем, уходили на еду.

Первым настоящим учителем музыки для Кристофа Виллибальда Глюка стал выдающийся композитор и органист Богуслав Черногорский. Знакомство молодого человека с «чешским Бахом» произошло в одном из пражских храмов, где Глюк пел в церковном хоре. Именно от Черногорского будущий реформатор узнал, что такое генерал-бас (гармония) и контрапункт.

Многие исследователи творчества Глюка отмечают 1736 год как начало его профессиональной музыкальной карьеры. Граф Лобковиц, в имении которого молодой человек провел детские годы, проявил неподдельный интерес к незаурядному дарованию Кристофа Виллибальда. Вскоре в судьбе Глюка произошло важное событие: он получил должность камерного музыканта и главного певчего венской капеллы графа Лобковица.

Стремительная музыкальная жизнь Вены полностью поглотила молодого композитора. Знакомство с известнейшим драматургом и либреттистом XVIII века Пьетро Метастазио вылилось в написание Глюком первых оперных произведений, не получивших, правда, особого признания.

Следующим этапом в творчестве молодого композитора стало путешествие в Италию, организованное итальянским меценатом графом Мельци. На протяжении четырех лет, с 1737 по 1741 год, продолжалась учеба Глюка в Милане под руководством прославленного итальянского композитора, органиста и дирижера Джованни Баттисты Саммартини.

Результатом итальянского путешествия стало увлечение Глюка оперой seria и написание музыкальных произведений на тексты П. Метастазио («Артаксеркс», «Деметрий», «Гипермнестра» и др.). Ни одно из ранних произведений Глюка не сохранилось до настоящего времени в полном варианте, тем не менее отдельные фрагменты его сочинений позволяют судить о том, что уже тогда будущий реформатор заметил ряд недостатков в традиционной итальянской опере и попытался преодолеть их.

Признаки грядущей оперной реформы в наибольшей степени проявились в «Гипермнестре»: это стремление к преодолению внешней вокальной виртуозности, повышению драматической выразительности речитативов, органическая связь увертюры с содержанием всей оперы. Однако творческая незрелость молодого композитора, еще не осознавшего в полной мере необходимость изменения принципов написания оперного произведения, не позволили ему стать в те годы реформатором.

Тем не менее между ранними и более поздними операми Глюка нет непреодолимой пропасти. В сочинения реформаторского периода композитор часто вносил мелодические обороты ранних произведений, а иногда использовал и старые арии с новым текстом.

В 1746 году Кристоф Виллибальд Глюк переехал в Англию. Для высшего лондонского общества им были написаны оперы seria «Артамена» и «Падение гигантов». Встреча с прославленным Генделем, в произведениях которого прослеживалась тенденция к выходу за рамки стандартной схемы серьезной оперы, стала новым этапом в творческой жизни Глюка, постепенно осознававшего необходимость в оперной реформе.

Для привлечения на свои концерты столичной публики Глюк прибегал к помощи внешних эффектов. Так, в одной из лондонских газет за 31 марта 1746 года было дано объявление следующего содержания: «В большой зале города Гикфорда, во вторник 14 апреля 1746 года Глюк, оперный композитор, даст музыкальный концерт с участием лучших артистов оперы. Между прочим, он исполнит в сопровождении оркестра концерт для 26 рюмок, настроенных с помощью ключевой воды…».

Из Англии Глюк отправился в Германию, затем в Данию и Чехию, где занимался написанием и постановкой опер seria, драматических серенад, работал с оперными певцами и в качестве дирижера.

В середине 1750-х годов композитор возвратился в Вену, где получил приглашение от интенданта придворных театров Джакомо Дураццо начать работу во французском театре в качестве композитора. В период с 1758 по 1764 год Глюком был написан целый ряд французских комических опер: «Остров Мерлина» (1758), «Исправленный пьяница» (1760), «Одураченный кади» (1761), «Неожиданная встреча, или Пилигримы из Мекки» (1764) и др.

Работа в этом направлении оказала значительное влияние на формирование реформистских взглядов Глюка: обращение к истинным истокам народной песенности и использование новых бытовых сюжетов в классическом искусстве обусловили рост реалистических элементов в музыкальном творчестве композитора.

В наследии Глюка имеются не только оперы. В 1761 году на сцене одного из венских театров был поставлен балет-пантомима «Дон Жуан» – совместное произведение Кристофа Виллибальда Глюка и известнейшего балетмейстера XVIII столетия Гаспаро Анджолини. Характерными чертами этого балета явились драматизация действия и выразительная музыка, передающая человеческие страсти.

Таким образом, балет и комические оперы стали очередным шагом на пути Глюка к драматизации оперного искусства, к созданию музыкальной трагедии, венца всей творческой деятельности знаменитого композитора-реформатора.

Многие исследователи считают началом реформаторской деятельности Глюка его сближение с итальянским поэтом, драматургом и либреттистом Раниеро да Кальцабиджи, противопоставлявшим придворной эстетике сочинений Метастазио, подчиненных стандартным канонам, простоту, естественность и свободу композиционного построения, обусловленную развитием самого драматического действия. Выбирая для своих либретто античные сюжеты, Кальцабиджи наполнял их высоким моральным пафосом и особыми гражданскими и нравственными идеалами.

Первой реформаторской оперой Глюка, написанной на текст либреттиста-единомышленника, стала «Орфей и Эвридика», поставленная на сцене Венского оперного театра 5 октября 1762 года. Данное произведение известно в двух редакциях: в венской (на итальянском языке) и парижской (на французском языке), дополненной балетными сценами, завершающей первое действие арией Орфея, переинструмеровкой отдельных мест и др.

А. Головин. Эскиз декораций к опере К. Глюка «Орфей и Эвридика»

Сюжет оперы, заимствованный из античной литературы, заключается в следующем: у фракийского певца Орфея, обладавшего удивительным голосом, умерла жена Эвридика. Вместе с друзьями он оплакивает любимую. В это время неожиданно появившийся Амур объявляет волю богов: Орфей должен спуститься в царство Аида, отыскать там Эвридику и вывести ее на поверхность земли. Главное условие – Орфей не должен смотреть на жену, пока они не выйдут из подземного мира, иначе она останется там навсегда.

Это первое действие произведения, в котором печальные хоры пастухов и пастушек образуют вместе с речитативами и ариями оплакивающего жену Орфея стройный композиционный номер. Благодаря повторности (музыка хора и ария легендарного певца исполняются трижды) и тональному единству создается драматическая сцена со сквозным действием.

Второе действие, состоящее из двух картин, начинается вхождением Орфея в мир теней. Здесь волшебный голос певца успокаивает гнев грозных фурий и духов подземного мира, и он беспрепятственно проходит в Элизиум – место обитания блаженных теней. Найдя любимую и не глядя на нее, Орфей выводит ее на поверхность земли.

В этом действии драматический и зловещий характер музыки переплетается с нежной, полной страсти мелодией, демонические хоры и неистовые пляски фурий сменяются светлым, лиричным балетом блаженных теней, сопровождающимся вдохновенным соло флейты. Оркестровая партия в арии Орфея передает красоты окружающего мира, наполненного гармонией.

Третье действие происходит в мрачном ущелье, по которому главный герой, не оборачиваясь, ведет свою любимую. Эвридика, не понимая поведения мужа, просит его хотя бы раз взглянуть на нее. Орфей уверяет ее в своей любви, но Эвридика сомневается. Взгляд, брошенный Орфеем на жену, убивает ее. Страдания певца бесконечны, боги сжаливаются над ним и посылают Амура для воскрешения Эвридики. Счастливая супружеская пара возвращается в мир живых людей и вместе с друзьями прославляет силу любви.

Частая перемена музыкального темпа способствует созданию взволнованного характера произведения. Ария Орфея, несмотря на мажорный лад, является выражением скорби по поводу потери любимой, и сохранение этого настроения зависит от правильного исполнения, темпа и характера звука. Кроме того, ария Орфея представляется измененной мажорной репризой первого хора первого действия. Таким образом, перекинутая через произведение интонационная «арка» сохраняет его целостность.

Музыкально-драматургические принципы, обозначенные в «Орфее и Эвридике», нашли развитие в последующих оперных сочинениях Кристофа Виллибальда Глюка – «Альцеста» (1767), «Парис и Елена» (1770) и др. В творчестве композитора 1760-х годов отразились особенности складывающегося в тот период венского классического стиля, окончательно сформировавшегося в музыке Гайдна и Моцарта.

В 1773 году начался новый этап в жизни Глюка, ознаменовавшийся переездом в Париж – центр оперного искусства Европы. Вена не приняла реформаторские идеи композитора, изложенные в посвящении к партитуре «Альцесты» и предусматривающие превращение оперы в музыкальную трагедию, проникнутую благородной простотой, драматизмом и героикой в духе классицизма.

Музыка должна была стать лишь средством эмоционального раскрытия душ героев; арии, речитативы и хоры, сохраняя самостоятельность, объединялись в крупные драматические сцены, причем речитативы передавали динамику чувств и обозначали переходы из одного состояния в другое; в увертюре следовало отражать драматическую идею всего произведения, а использование балетных сцен мотивировалось ходом действия оперы.

Внесение в античные сюжеты гражданских мотивов способствовало успеху произведений Глюка в среде передового французского общества. В апреле 1774 года в «Королевской академии музыки» в Париже была показана первая постановка оперы «Ифигения в Авлиде», в полной мере отразившая все нововведения Глюка.

Продолжением реформаторской деятельности композитора в Париже стали постановки опер «Орфей» и «Альцеста» в новой редакции, приведшие театральную жизнь французской столицы в большое волнение. На протяжении ряда лет не утихали споры между сторонниками реформиста Глюка и итальянского оперного композитора Никколо Пиччини, стоявшего на старых позициях.

Последними реформаторскими произведениями Кристофа Виллибальда Глюка стали «Армида», написанная на средневековый сюжет (1777), и «Ифигения в Тавриде» (1779). Постановка последней мифологической сказки-оперы Глюка «Эхо и Нарцисс» не имела большого успеха.

Последние годы жизни знаменитого композитора-реформатора прошли в Вене, где он работал над написанием песен на тексты различных композиторов, в том числе и Клапштока. За несколько месяцев до своей смерти Глюк начал писать героическую оперу «Битва Арминия», однако его замыслу не было суждено осуществиться.

Умер прославленный композитор в Вене 15 ноября 1787 года. Его творчество оказало влияние на развитие всего музыкального искусства, и оперного в том числе.

Из книги Энциклопедический словарь (Г-Д) автора Брокгауз Ф. А.

Глюк Глюк (Christoph-Willibald Gluck), знаменитый нем. композитор (1714 – 1787). Франция считает его своим, потому что наиболее славная его деятельность связана с парижской оперной сценой, для которой он написал свои лучшие произведения на французские слова. Многочисленные оперы его:

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШЛ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ШЕ) автора БСЭ

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Кристоф Виллибальд Глюк (1714-1787 гг.) композитор, один из реформаторов оперы XVIII в. Музыка должна играть по отношению к поэтическому произведению ту же роль, какую по отношению к точному рисунку играет яркость красок.Простота, правда и естественность – вот три великих

Из книги 100 великих композиторов автора Самин Дмитрий

Кристоф Виллибальд Глюк (1713–1787) «Прежде чем приступить к работе, я стараюсь забыть, что я музыкант», - так говорил композитор Кристоф Виллибальд Глюк, и эти слова лучше всего характеризуют его реформаторский подход к сочинению опер Глюк «вырвал» оперу из-под власти

Из книги Зарубежная литература XX века. Книга 2 автора Новиков Владимир Иванович

Жан-Кристоф (Jean-Christophe) Роман-эпопея (1904–1912) В маленьком немецком городке на берегу Рейна в семье музыкантов Крафтов рождается ребенок. Первое, еще неясное восприятие окружающего мира, тепло

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

ЛИХТЕНБЕРГ, Георг Кристоф (Lichtenberg, Georg Christof, 1742–1799), немецкий ученый и писатель 543 Я благодарю Бога тысячу раз за то, что он сделал меня атеистом. «Афоризмы» (опубл. посмертно); здесь и далее пер. Г. Слободкина? Отд. изд. – М., 1964, с. 68 Позже фраза «Слава Богу, что я атеист»

ГЛЮК (Gluck ) Кристоф Виллибальд (1714-1787), немецкий композитор. Работал в Милане, Вене, Париже. Оперная реформа Глюка, осуществлявшаяся в русле эстетики классицизма (благородная простота, героика), отразила новые тенденции в искусстве эпохи Просвещения. Идея подчинения музыки законам поэзии и драмы оказала большое влияние на музыкальный театр 19 и 20 веков. Оперы (свыше 40): "Орфей и Эвридика" (1762), "Альцеста" (1767), "Парис и Елена" (1770), "Ифигения в Авлиде" (1774), "Армида" (1777), "Ифигения в Тавриде" (1779).

ГЛЮК (Gluck) Кристоф Виллибальд (Кавалер Глюк, Ritter von Gluck) (2 июля 1714, Эрасбах, Бавария - 15 ноября 1787, Вена), немецкий композитор.

Становление

Родился в семье лесничего. Родным языком для Глюка был чешский. В возрасте 14 лет покинул семью, странствовал, зарабатывая игрой на скрипке и пением, затем в 1731 поступил в Пражский университет. В годы учебы (1731-34) служил церковным органистом. В 1735 переехал в Вену, затем в Милан, где занимался у композитора Дж. Б. Саммартини (ок. 1700-1775), одного из крупнейших итальянских представителей раннего классицизма.

В 1741 в Милане была поставлена первая опера Глюка "Артаксеркс"; затем последовали премьеры еще нескольких опер в разных городах Италии. В 1845 Глюк получил заказ на сочинение двух опер для Лондона; в Англии он познакомился с Г. Ф. . В 1846-51 работал в Гамбурге, Дрездене, Копенгагене, Неаполе, Праге. В 1752 обосновался в Вене, где занял должность концертмейстера, затем капельмейстера при дворе князя Й. Саксен-Гильдбурггаузенского. Кроме того, сочинял французские комические оперы для императорского придворного театра и итальянские оперы для дворцовых увеселений. В 1759 Глюк получил официальную должность в придворном театре и вскоре удостоился королевской пенсии.

Плодотворное содружество

Около 1761 началось сотрудничество Глюка с поэтом Р. Кальцабиджи и хореографом Г. Анджолини (1731-1803). В своей первой совместной работе, балете "Дон Жуан", им удалось достичь удивительного художественного единства всех компонентов спектакля. Год спустя появилась опера "Орфей и Эвридика" (либретто Кальцабиджи, танцы в постановке Анджолини) - первая и лучшая из так называемых реформаторских опер Глюка. В 1764 Глюк сочинил французскую комическую оперу "Непредвиденная встреча, или Пилигримы из Мекки", а год спустя - еще два балета. В 1767 успех "Орфея" был закреплен оперой "Альцеста" также на либретто Кальцабиджи, но с танцами в постановке другого выдающегося хореографа - Ж.-Ж. Новерра (1727-1810). Третья реформаторская опера "Парис и Елена" (1770) имела более скромный успех.

В Париже

В начале 1770-х годов Глюк решил применить свои новаторские идеи к французской опере. В 1774 в Париже были поставлены "Ифигения в Авлиде" и "Орфей" - французская редакция "Орфея и Эвридики". Оба произведения удостоились восторженного приема. Череду парижских успехов Глюка продолжили французская редакция "Альцесты" (1776) и "Армида" (1777). Последнее произведение послужило поводом для ожесточенной полемики между "глюкистами" и сторонниками традиционной итальянской и французской оперы, которую олицетворял талантливый композитор неаполитанской школы Н. Пиччинни, приехавший в Париж в 1776 по приглашению противников Глюка. Победа Глюка в этой полемике была ознаменована триумфом его оперы "Ифигения в Тавриде" (1779) (впрочем, поставленная в том же году опера "Эхо и Нарцисс" провалилась). В последние годы жизни Глюк осуществил немецкую редакцию "Ифигении в Тавриде" и сочинил несколько песен. Последним его произведением стал псалом De profundis для хора и оркестра, который исполнялся под управлением А. Сальери на отпевании Глюка.

Вклад Глюка

Всего Глюк написал около 40 опер - итальянских и французских, комических и серьезных, традиционных и новаторских. Именно благодаря последним он обеспечил себе прочное место в истории музыки. Принципы глюковской реформы изложены в его предисловии к изданию партитуры "Альцесты" (написанном, вероятно, при участии Кальцабиджи). Они сводятся к следующему: музыка должна выражать содержание поэтического текста; следует избегать оркестровых ритурнелей и, особенно, вокальных украшений, которые лишь отвлекают внимание от развития драмы; увертюра должна предвосхищать содержание драмы, а оркестровое сопровождение вокальных партий - соответствовать характеру текста; в речитативах должно быть подчеркнуто вокально-декламационное начало, то естьь контраст между речитативом и арией не должен быть чрезмерным. Большая часть этих принципов воплотилась в опере "Орфей", где речитативы с оркестровым сопровождением, ариозо и арии не отделены друг от друга резкими границами, а отдельные эпизоды, в том числе танцы и хоры, объединены в крупные сцены со сквозным драматическим развитием. В отличие от сюжетов опер-сериа с их запутанными интригами, переодеваниями и побочными линиями, сюжет "Орфея" апеллирует к простым человеческим чувствам. По уровню мастерства Глюк заметно уступал таким своим современникам, как К. Ф. Э. Бах и Й. Гайдн, однако его техника, при всей своей ограниченности, в полной мере отвечала его целям. В его музыке сочетаются простота и монументальность, неудержимый энергетический напор (как в "Танце фурий" из "Орфея"), пафос и возвышенная лирика.


ГЛЮК, КРИСТОФ ВИЛЛИБАЛЬД (Gluck, Christoph Willibald) (1714–1787), немецкий композитор, оперный реформатор, один из величайших мастеров эпохи классицизма. Родился 2 июля 1714 в Эрасбахе (Бавария), в семье лесничего; предки Глюка происходили из Северной Чехии и жили на землях князя Лобковица. Глюку было три года, когда семья вернулась на родину; он учился в школах Камница и Альберсдорфа. В 1732 он отправился в Прагу, где, по-видимому, слушал лекции в университете, зарабатывая на жизнь пением в церковных хорах и игрой на скрипке и виолончели. По некоторым данным, он брал уроки у чешского композитора Б.Черногорского (1684–1742).

В 1736 Глюк прибыл в Вену в свите князя Лобковица, но уже в следующем году перешел в капеллу итальянского князя Мельци и вслед за ним отправился в Милан. Здесь Глюк в течение трех лет занимался композицией с крупным мастером камерных жанров Дж.Б.Саммартини (1698–1775), и в конце 1741 в Милане прошла премьера первой оперы Глюка Артаксеркс (Artaserse). Далее он вел жизнь, обычную для преуспевающего итальянского композитора, т.е. непрерывно сочинял оперы и пастиччо (оперные представления, в которых музыка составлена из фрагментов различных опер одного или нескольких авторов). В 1745 Глюк сопровождал князя Лобковица в его путешествии в Лондон; их путь лежал через Париж, где Глюк впервые услышал оперы Ж.Ф.Рамо (1683–1764) и высоко оценил их. В Лондоне Глюк встречался с Генделем и Т.Арном, поставил два своих пастиччо (одно из них, Падение гигантов, La Caduta dei Giganti, – пьеса на злобу дня: речь идет о подавлении якобитского восстания), дал концерт, в котором играл на стеклянной гармонике собственной конструкции, и напечатал шесть трио-сонат. Во второй половине 1746 композитор уже находился в Гамбурге, на посту дирижера и хормейстера итальянской оперной труппы П.Минготти. До 1750 Глюк разъезжал с этой труппой по разным городам и странам, сочиняя и ставя свои оперы. В 1750 он женился и обосновался в Вене.

Ни одна из опер Глюка раннего периода не раскрывала в полной мере масштабов его дарования, но все же имя его к 1750 уже пользовалось определенной известностью. В 1752 неаполитанский театр «Сан Карло» заказал ему оперу Милосердие Тита (La Clemenza di Tito) на либретто крупного драматурга той эпохи Метастазио. Глюк сам дирижировал, причем вызвал как острый интерес, так и ревность местных музыкантов и получил похвалу от маститого композитора и педагога Ф.Дуранте (1684–1755). По возвращении в Вену в 1753 он стал капельмейстером при дворе принца Саксен-Хильдбургхаузенского и оставался в этой должности до 1760. В 1757 папа Бенедикт XIV присвоил композитору титул рыцаря и наградил его орденом Золотой шпоры: с тех пор музыкант подписывался – «Кавалер Глюк» (Ritter von Gluck).

В этот период композитор вошел в окружение нового управляющего венскими театрами графа Дураццо и много сочинял как для двора, так и для самого графа; в 1754 Глюк был назначен дирижером придворной оперы. После 1758 он усердно трудился над созданием произведений на французские либретто в стиле французской комической оперы, которую насаждал в Вене австрийский посланник в Париже (имеются в виду такие оперы, как Остров Мерлина, L"Isle de Merlin; Мнимая рабыня, La fausse esclave; Одураченный кади, Le cadi dup). Мечта об «оперной реформе», целью которой являлось восстановление драмы, зародилась в Северной Италии и владела умами современников Глюка, причем особенно сильны эти тенденции были при Пармском дворе, где большую роль играло французское влияние. Дураццо происходил из Генуи; годы творческого становления Глюка прошли в Милане; к ним присоединились еще два художника родом из Италии, но имевших опыт работы в театрах разных стран, – поэт Р.Кальцабиджи и хореограф Г.Анджоли. Таким образом сложилась «команда» из одаренных, умных людей, притом достаточно влиятельных, чтобы воплотить общие идеи на практике. Первым плодом их сотрудничества стал балет Дон Жуан (Don Juan, 1761), затем на свет появились Орфей и Эвридика (Orfeo ed Euridice, 1762) и Альцеста (Alceste, 1767) – первые реформаторские оперы Глюка.

В предисловии к партитуре Альцесты Глюк формулирует свои оперные принципы: подчинение музыкальной красоты драматической правде; уничтожение неосмысленной вокальной виртуозности, всякого рода неорганичных вставок в музыкальное действие; трактовка увертюры как вступления к драме. В сущности, все это уже имелось в современной французской опере, и поскольку австрийская принцесса Мария Антуанетта, в прошлом бравшая у Глюка уроки пения, стала тогда супругой французского монарха, неудивительно, что вскоре Глюку заказали ряд опер для Парижа. Премьера первой, Ифигении в Авлиде (Iphignie en Aulide), прошла под управлением автора в 1774 и послужила поводом для ожесточенной борьбы мнений, настоящей схватки между сторонниками французской и итальянской оперы, которая продолжалась около пяти лет. За это время Глюк поставил в Париже еще две оперы – Армиду (Armide, 1777) и Ифигению в Тавриде (Iphignie en Tauride, 1779), а также переработал для французской сцены Орфея и Альцесту. Фанатики итальянской оперы специально пригласили в Париж композитора Н.Пиччинни (1772–1800), который был талантливым музыкантом, но выдержать соперничества с гением Глюка все-таки не смог. В конце 1779 Глюк вернулся в Вену. Умер Глюк в Вене 15 ноября 1787.

Творчество Глюка является высшим выражением эстетики классицизма, которая уже при жизни композитора уступала место зарождавшемуся романтизму. Лучшие из опер Глюка до сих пор занимают почетное место в оперном репертуаре, а его музыка покоряет слушателей своей благородной простотой и глубокой выразительностью.

ГЛЮК КРИСТОФ ВИЛЛИБАЛЬД - австрийский композитор, театральный деятель.

По про-ис-хож-де-нию чех. Сын лес-ни-че-го. В школь-ные го-ды пел в хо-ре, учил-ся иг-ре на ин-ст-ру-мен-тах. В 1731 году по-сту-пил в Праж-ский университет (факультет ло-ги-ки и ма-те-ма-ти-ки), в Пра-ге ра-бо-тал цер-ков-ным ор-га-ни-стом, уча-ст-во-вал в ис-пол-не-нии итальянских ора-то-рий. С 1737 года жил в Ми-ла-не, где учил-ся у Дж.Б. Сам-мар-ти-ни и в 1741 году ус-пеш-но де-бю-ти-ро-вал в те-ат-ре «Ред-жо ду-ка-ле» опе-рой «Ар-так-серкс» на либретто П. Ме-та-ста-зио. До 1745 года пи-сал опе-ры-се-риа для те-ат-ров Ми-ла-на, Ве-не-ции и Ту-ри-на, за-тем за-клю-чил кон-тракт с Ко-ро-лев-ским те-ат-ром в Лон-до-не, где в 1746 году пред-ста-вил 2 опе-ры (ис-поль-зо-вал в них ма-те-ри-ал сво-их итальянских со-чи-не-ний). В 1747 году по-се-тил Дрез-ден, Гам-бург, Ко-пен-га-ген с труп-пой П. Мин-гот-ти, спе-циа-ли-зи-ро-вав-шей-ся на по-ста-нов-ках опер-буф-фа и те-ат-ра-ли-зованных се-ре-над при дво-рах ев-ропейских мо-нар-хов. В 1749 году по-сту-пил в труп-пу Дж.Б. Ло-ка-тел-ли, иг-рав-шую в Но-вом те-ат-ре в Пра-ге. Итальянские опе-ры Глюка это-го пе-рио-да вы-де-ля-ют-ся не-ко-то-рой экс-т-ра-ва-гант-но-стью музыкального язы-ка, на-ро-чи-тым ис-поль-зо-ва-ни-ем дис-со-нан-сов («Ми-ло-сер-дие Ти-та», 1752, Не-аполь), от-ступ-ле-ния-ми от пра-вил гар-мо-нии и кон-тра-пунк-та (из-вес-тен от-зыв Ме-та-ста-зио о Глюке: «ар-хи-ван-даль-ная му-зы-ка»). Во-каль-ные пар-тии, соз-да-вав-шие-ся в со-труд-ни-че-ст-ве с пев-ца-ми, рас-счи-та-ны на бле-стя-щую вир-ту-оз-ную тех-ни-ку пе-ния.

В 1748 году на от-кры-тии вен-ско-го «Бург-теа-тер», пе-ре-стро-ен-но-го ко дню ро-ж-де-ния императрицы Ма-рии Те-ре-зии, бы-ла с ог-ром-ным ус-пе-хом ис-пол-не-на опе-ра-се-риа Глюка «Уз-нан-ная Се-ми-ра-ми-да». В 1752 году Глюк пе-ре-се-лил-ся в Ве-ну, став ка-пель-мей-сте-ром князя Сак-сен-Хильд-бург-хау-зен-ско-го. В 1755 году по при-гла-ше-нию графа Дж. Ду-рац-цо при-сту-пил к ра-бо-те в «Бур-гтеа-тер», сна-ча-ла как ру-ко-во-ди-тель «ака-де-мий» (кон-цер-тов), за-тем как ав-тор ба-лет-ной му-зы-ки, ко-мических опер для французской труп-пы («Мни-мая ра-бы-ня», 1758) и итальянских опер, ста-вив-ших-ся по различным тор-же-ст-вен-ным по-во-дам. В это вре-мя жан-ро-вый диа-па-зон твор-че-ст-ва Глюка зна-чи-тель-но рас-ши-рил-ся. Эпи-зо-ди-че-ски он про-дол-жал со-чи-нять для те-ат-ров Ри-ма, Бо-ло-ньи, Фло-рен-ции. В 8 ко-мических опе-рах, на-пи-сан-ных в Ве-не, син-те-зи-ро-вал чер-ты французской ко-ме-дии и итальянской опе-ры-буф-фа , при-об-рёл опыт со-чи-не-ния му-зы-ки на французский текст. Эти опе-ры, осо-бен-но «Не-пред-ви-ден-ная встре-ча» (1764), позд-нее ис-пол-няв-шая-ся на немецком язы-ке, по-влия-ли на фор-ми-ро-ва-ние австрийского зин-гш-пи-ля.

С при-бы-ти-ем в Ве-ну в 1761 году по-эта Р. Каль-ца-бид-жи на-чал-ся ре-фор-ма-тор-ский этап твор-че-ст-ва Глюка. Пер-вым их со-вме-ст-ным про-из-ве-де-ни-ем стал пан-то-мим-ный ба-лет «Дон Жу-ан, или Ка-мен-ный гость» (1761), ко-то-рый про-из-вёл сен-са-цию в Ве-не и всей Ев-ро-пе. Дей-ст-вен-ной хо-рео-гра-фии Д.М.Г. Анд-жо-ли-ни от-ве-ча-ли не-пре-рыв-ность раз-ви-тия и дра-ма-тизм глю-ков-ской пар-ти-ту-ры. За-клю-чи-тель-ная ча-ко-на (та-нец фу-рий) ма-ни-фе-сти-ро-ва-ла «бу-рю и на-тиск» в му-зы-ке (от-зву-ки фи-наль-ных но-ме-ров ба-ле-та за-мет-ны в увер-тю-ре к опе-ре «Дон Жу-ан» В.А. Мо-цар-та). Сти-ле-вой пе-ре-лом оз-на-ме-но-ва-ла опе-ра «Ор-фей и Эв-ри-ди-ка» (1762). Глюк дос-тиг здесь клас-сической про-сто-ты и яс-но-сти струк-ту-ры, не-пре-рыв-но-сти музыкального раз-ви-тия (все ре-чи-та-ти-вы, во-пре-ки ка-но-нам опе-ры-се-риа, ис-пол-ня-ют-ся с ак-ком-па-не-мен-том ор-ке-ст-ра); во-каль-ные пар-тии уп-ро-ще-ны и очи-ще-ны от ко-ло-ра-тур. Жанр «те-ат-раль-но-го празд-не-ст-ва» (azio-ne te-at-rale) по-зво-лил Глюку ин-тен-сив-но ис-поль-зо-вать хо-ры и пан-то-мим-ные ба-ле-ты (хорео-граф Анд-жо-ли-ни). Свой-ст-вен-ный ху-дож-ни-кам-клас-си-ци-стам «гре-че-ский вкус» яр-ко про-явил-ся в 1-й сце-не опе-ры, где по-ста-нов-щи-ки стре-ми-лись вос-про-из-ве-сти ан-тич-ный ри-ту-ал по-гре-бе-ния. Прин-ци-пы ре-фор-мы Глюка бы-ли сис-те-ма-ти-че-ски из-ло-же-ны в по-свя-ще-нии к сле-дую-щей опе-ре «Аль-це-ста» (1767, издана в 1768 году; смотри: Му-зы-каль-ная эс-те-ти-ка За-пад-ной Ев-ро-пы XVII-XVIII веках. М., 1971. С. 480-481).

Твор-че-ские экс-пе-ри-мен-ты про-дол-же-ны в «Празд-не-ст-ве Апол-ло-на» (1769), соз-дан-ном по мо-де-ли французской опе-ры-ба-ле-та, и в серь-ёз-ной французской опе-ре «Ифи-ге-ния в Ав-ли-де» (1774, Па-риж-ская опе-ра) на либретто Ф. дю Рул-ле. Под-пи-сав кон-тракт с Па-риж-ской опе-рой (1773), Глюк за 6 лет пред-ста-вил 4 но-вые опе-ры и 4 ра-нее на-пи-сан-ные (в но-вых ре-дак-ци-ях), в т. ч. «Ор-фей» (тра-ге-дия-опе-ра, либретто Каль-ца-бид-жи в переводе П.Л. Мо-ли-на, 1774, Па-риж), ко-мической опе-ры «Вол-шеб-ное де-ре-во» (либретто Мо-ли-на, по Ж.Ж. Ва-де, 1775, Вер-саль) и «Оса-ж-дён-ная Ци-те-ра» (опе-ра-ба-лет, либретто Ш.С. Фа-ва-ра, 1775, Па-риж), «Аль-це-ста» (тра-ге-дия-опе-ра, либретто Каль-ца-бид-жи в переводе Ф. дю Рул-ле, 1776, Па-риж).

В 1779 году ком-по-зи-тор за-вер-шил опер-ную карь-е-ру и окон-ча-тель-но вер-нул-ся в Ве-ну. В 1781-1782 годах «Ор-фей и Эв-ри-ди-ка», «Аль-це-ста», «Ифи-ге-ния в Ав-ли-де» и «Ифи-ге-ния в Тав-ри-де» бы-ли ис-пол-не-ны в честь пре-бы-ва-ния в Ве-не и Па-ри-же великого князя Пав-ла Пет-ро-ви-ча с суп-ру-гой Ма-ри-ей Фё-до-ров-ной. К то-му вре-ме-ни Глюк был дав-но из-вес-тен в Рос-сии (опе-ра «Ки-та-ян-ки», ба-ле-ты «Дон Жу-ан» и «Алек-сандр» бы-ли по-став-ле-ны в Мо-ск-ве и в Санкт-Пе-тер-бур-ге по-сле вен-ских пре-мьер; в Санкт-Пе-тер-бур-ге в 1782 году по-став-ле-на опе-ра «Ор-фей и Эв-ри-ди-ка»).

В сво-ей ре-фор-ма-тор-ской дея-тель-но-сти Глюк стре-мил-ся под-чи-нить му-зы-ку за-ко-нам дра-мы. Ус-пеш-но и по-сле-до-ва-тель-но реа-ли-зуя эту идею в итальянской опе-ре-се-риа, французской музыкальной тра-ге-дии и пан-то-мим-ном ба-ле-те, он, по еди-но-душ-но-му мне-нию со-вре-мен-ни-ков, про-из-вёл ре-во-лю-цию в музыкальном те-ат-ре. По-ста-нов-ки его опер воз-бу-ж-да-ли го-ря-чие эс-те-тические и об-щественно-идео-ло-гические спо-ры, фор-ми-ро-ва-ли вра-ж-дую-щие груп-пи-ров-ки ху-дож-ни-ков, зри-те-лей и кри-ти-ков (из-вест-на про-хо-див-шая в Па-ри-же ба-та-лия «глю-ки-стов» и сто-рон-ни-ков Н. Пич-чин-ни - «пич-чин-ни-стов», она от-ра-же-на в «Пись-мах рус-ско-го пу-те-ше-ст-вен-ни-ка» Н.М. Ка-рам-зи-на; про-тив-ни-ка-ми Глюка бы-ли Ж.Ф. де Ла-гарп и Ж.Ф. Мар-мон-тель). Вме-сте с тем ре-фор-ма Глюка иде-аль-но со-че-та-лась с тра-ди-ция-ми французской опе-ры (опо-ра на музыкальную дек-ла-ма-цию, боль-шая роль ан-самб-лей, хо-ра, ба-ле-та, ор-ке-ст-ра) и по-влия-ла на раз-ви-тие музыкального те-ат-ра XIX века (Л. Ке-ру-би-ни, Л. ван Бет-хо-вен, Г. Спон-ти-ни, Р. Ваг-нер, М.П. Му-сорг-ский). По-сле-до-ва-те-лем Глюка в Ве-не был А. Саль-е-ри. Ан-ти-те-за глю-ков-ско-му по-ни-ма-нию музыкальной дра-мы - в опе-рах В.А. Мо-цар-та, ис-хо-див-ше-го из при-ори-те-та му-зы-ки. Опе-ры Глюка со-хра-ня-лись в ре-пер-туа-ре до 1830-х годов «Глю-ков-ский ре-нес-санс» на-чал-ся с по-ста-нов-ки в па-риж-ском «Те-атр ли-рик» опе-ры «Ор-фей и Эв-ри-ди-ка» (1859, 1861) в редакцией Г. Бер-лио-за (зна-то-ка и це-ни-те-ля твор-че-ст-ва Глюка) с П. Ви-ар-до-Гар-сия в пар-тии Ор-фея.

В мно-го-об-раз-ном на-сле-дии Глюка вы-де-ляют-ся 6 ре-фор-ма-тор-ских опер (кро-ме упо-мя-ну-тых «Ор-фея и Эв-ри-ди-ки» и «Аль-це-сты» так-же музыкальная дра-ма «Па-рис и Еле-на», либретто Р. Каль-ца-бид-жи, 1770, «Бур-гтеа-тер»; ге-ро-ическая опе-ра «Ар-ми-да», либретто Ф. Ки-но, по Т. Тас-со, 1777; тра-ге-дия «Ифи-ге-ния в Тав-ри-де», либретто Гий-а-ра, по Ги-мо-ну де ла Ту-шу и Ев-ри-пи-ду, 1779; музыкальная дра-ма «Эхо и Нар-цисс», либретто Л.Т. фон Чу-ди, по Ови-дию, 1779; все - Па-риж-ская опе-ра). Им на-пи-са-ны 19 опер-се-риа (пре-имущественно на либретто П. Ме-та-ста-зио), 10 се-ре-над, «те-ат-раль-ных празд-неств», про-ло-гов и т. п.; 9 французских ко-мических опер ; пас-тич-чо и встав-ные арии для опер других ком-по-зи-то-ров; около 90 ба-ле-тов, ис-пол-няв-ших-ся в рам-ках опер-ных и дра-ма-тических спек-так-лей (ав-тор-ст-во Глюка для мно-гих со-мни-тель-но); пес-ни, в т. ч. «Оды и пес-ни Клоп-што-ка» (1774-1775 годы, издана в 1785 году), ду-хов-ные со-чи-не-ния, в т. ч. мо-тет «Dе pro-fundis clamavi», около 20 сим-фо-ний, трио-со-на-ты.