Open
Close

История татар. Татарский фактор российской государственности в XVI-XVII вв

Европа в XVIII веке входит в полосу политических революций и промышленного переворота. Новое время стало эпохой, когда зарождаются основы индустриальных типов цивилизации. Идеологией эпохи становится Просвещение - третий после Ренессанса и Реформации духовный переворот, покончивший со средневековой системой духовных ценностей. В его основе лежала вера в то, что силой человеческого разума и научного знания можно преобразовать общество.

Идеи Просвещения оказали влияние и на Восточную Европу, где они приняли форму просвещенного абсолютизма. Суть политики просвещенного абсолютизма заключалась в том, чтобы, опираясь на абсолютную власть просвещенного монарха, провести реформы в интересах монархии и ее подданных.

Идеи просвещенного абсолютизма увлекали прусского короля Фридриха II, австрийского императора Иосифа II и русскую императрицу Екатерину II.

Эпоха просвещения при Петре I

Россия со вступлением в Новое время также приобретала качественно новые цивилизационные измерения, связанные с модернизацией традиционного уклада общественной жизни. Начало процессу положил Петр I, нацеленный на создание мощного государства с высоким международным статусом и престижем. Реализация цели предполагала развитие экономики, промышленности, образования и культуры, а также создание «регулярного» государственного управления.

Первый император стремился ориентировать Россию на европейские образцы организации системы государственного управления и ведения военного дела, адаптировать ее к новым историческим условиям, приобщить к уровню максимальных мировых достижений в технике, образовании и культуре.

Главные цели Петра I были достигнуты: после победы над Швецией в Северной войне Россия стала сильнейшим государством Европы. Однако вместо глубинной модернизации произошло привитие европейских порядков и форм жизни российскому самодержавию и крепостничеству.

Реформы, во многом копировавшие европейский опыт, способствовали созданию мощной армии и сильного флота, смене приказной системы государственного управления отраслевыми коллегиями, созданию на месте Боярской Думы Сената.

С упразднением должности патриарха церковь была подчинена государству, реорганизована система местного самоуправления, открыта возможность пополнения дворянского сословия за счет преданных царю лиц из различных слоев, имевших способности и особые заслуги.

Первый император выступил покровителем развития национальной промышленности и торговли, создал условия для широкого развития мануфактурного производства, металлургии и металлообработки, заложил основы новых отраслей: судостроения, стекольного и фаянсового дела, производства бумаги.

Поставив задачей поддержку торговли, он ввел протекционистские меры, поощрял вывоз русских товаров за границу и облагал высокими пошлинами ввозимые изделия. Государство активно вмешивалось в сферу торговли, регулируя цены и налоги, вводя монополию на заготовку и сбыт многих товаров, в том числе импортных и экспортных: соли, льна, пеньки, табака, воска и других.

Петр I, выступавший за модернизацию и европеизацию России, издал в 1713 и 1715 годах указы о «крещении инородцев», согласно которым некрещеным землевладельцам, которые имели крепостных православного вероисповедания, предлагалось в течение полугода креститься или потерять свои земли и крестьян.

Решение было направлено в первую очередь на изменение социального статуса, существовавшего в XVI - XVII века сословия «служилых татар».

Если до 1713 года татарских помещиков было до 2000, то в последующем их численность в губернии резко сокращается. Часть их вынуждена была принять православие, другие записались в купечество, третьи пополнили податное сословие и были приравнены к ясачным крестьянам.

Казань новый торговый центр

В Казани губернском центре сконцентрировалось большое количество чиновников, выросло городское население, разворачивалось активное городское строительство. Основные губернские учреждения размещались в Кремле, большинство зданий которого были каменными.

Уже в 30-е годы XVIII века по приказу губернатора были разрушены обветшалые деревянные стены, окружавшие городской посад, и он слился с ближайшими слободами. Началось регулярное архитектурное планирование города.

Новая роль Казани была связана с политикой стимулирования отечественной мануфактурной промышленности и торговли. Первые крупные казанские мануфактурные предприятия были ориентированы на обеспечение армии и флота. Еще в 1714 году в городе появилась казенная суконная мануфактура, выпускавшая сукно для армии. Вскоре она перешла в частные руки и заметно увеличилась. Сложившееся вокруг нее поселение получило название Суконной слободы.

В 1718 году в Казани было организовано адмиралтейство, где построено более 300 судов, составивших ядро Каспийского русского флота. В Заречье, где вплоть до конца 1820-х годов размещалось адмиралтейство, была создана казенная кожевенная мануфактура («помповый» завод), вырабатывавшая прочные кожи для судовых насосов (помп). В районах месторождения меди, особенно в восточной части губернии, государство, нуждавшееся в металле, поощряло создание медеплавильных заводов. Небольшие, но многочисленные мыловаренные и свечные мануфактуры обеспечивали выпуск качественного казанского мыла и свечей. Работали винокуренные заводы, обувные, скорняжные и кузнечные мастерские, появлялись мануфактуры, особенно текстильного профиля, принадлежавшие татарским купцам.

К концу XVIII века в городе насчитывалось около 200 предприятий. Получают развитие кожевенные предприятия города, созданные татарскими предпринимателями. К середине XVIII века в городе уже имелось 34 «козловых» и «юфтяных» завода, принадлежавших Айтовым, Юсуповым, Азимовым, Исхаковым. Изделия их вывозились далеко за рубеж, вплоть до Китая. Татары первыми в поволжском регионе стали варить мыло.

Вообще татарские купцы в Казани давали русским значительную фору. В Оренбурге, ставшем в 1744 году центром губернии с пограничной таможней, Меновым и Гостиным двором, караван-сараем, сложилась многочисленная и богатая татарская Сеитовская слобода. Для организации систематической торговли России с Азией первый губернатор Оренбурга Неплюев «организовал в 1750-х году русско-татарское акционерное общество с капиталом в 20 тысяч рублей, ведущую роль в нем занимали татарские предприниматели».

В середине XVIII века почти вся розничная торговля не только Поволжья - в среде марийцев, чувашей и удмуртов, но и в Северном и Центральном Казахстане находилась в руках татар. Ключевую роль в организации оптовой торговли играла Казань, через которую проходили основные потоки российских, европейских и восточных товаров. Центрами торговли были Гостиный двор у Кремля, торговые ряды на Булаке, Сенной рынок в Старотатарской слободе, Рыбные ряды в современном центре Казани.

Во второй половине XVIII века Казань становится крупным центром хлебной торговли: губерния производила до 5 миллионов пудов хлеба в год, вывозила она также лес, водку, уксус, мыло, свечи, мед, воск, сукно, кожи, пушнину, ткани.

Татары при Петре I

Петровские начинания требовали привлечения к массовым работам сотен тысяч людей. К мануфактурам и заводам приписывались посессионные крестьяне; только на строительство Петербурга из Казанской губернии было отправлено не менее 5 тысяч человек. Возле Петропавловской крепости Петербурга возникла целая татарская слобода, населенная строителями. Пять тысяч татар отправил Петр на строительство крепости на реке Куре. К Казанскому адмиралтейству было приписано огромное количество крестьян, превышавшее к концу XVIII века, по свидетельству историка Н.Ф.Калинина, 100 тысяч человек. Особенно тяжелым было положение лашманов - по преимуществу нерусских крестьян, большинство которых составляли татары. Исследователь проблемы лашманства А.И.Ногманов отмечает устойчивую тенденцию «отатаривания» «обязанного сословия» лесорубов-лашманов. Их отправляли ежегодно - с октября по апрель со своими лошадьми и инструментом на заготовку корабельного леса. Масса лашманов гибла от холодов и болезней, калечилась во время валки леса, в то время как их хозяйства, с которых надо было платить подушную подать, приходили в упадок.

Создание российского флота стоило тысяч жизней, обернулось вырубкой прекрасных боров, разрухой и запустением многих хозяйств. Такова была оборотная сторона успехов во внешней политике и превращения России в великую морскую державу.

Трансформировалась и социальная система татарского общества, сложившаяся во второй половине XVI - XVII века. Она явилась по сути цивилизационным компромиссом, позволившим сохранить характерные особенности экономико-хозяйственного уклада и определенную культурно-политическую самостоятельность.

В 1724 году ясачные татары были включены в податное сословие, стали облагаться вместо прежней подворной подати подушной, размер которой увеличивался. Помимо подушной подати татары должны были нести целый ряд тяжелых повинностей и платить всевозможные сборы - военный, земский, ямской, стрелецкий, лесной, перевозный, с кузниц, мельниц, с рыбной ловли и т.п. Рост имперской армии и бесконечные войны привели к ужесточению рекрутской повинности, которая рассчитывалась из соотношения 1 рекрут от 200-300 дворов, а в годы войны от 50-100 дворов.

Татары при Анне Иоанновне

В годы правления императрицы Анны Иоанновны в 1731 г. Была создана специальная «Комиссия для крещения» инородцев, в 1740 году преобразованная в «Контору новокрещенских дел». Задачами контор было принудительное и ускоренное крещение народов Поволжья. Кроме того, крестившимся обещали деньги, одежду, кресты, иконы и льготы, в том числе освобождение от рекрутчины.

Особой жестокостью отличался возглавивший в 1742 году контору архиепископ Лука Канашевич, прозванный в народе «Аксак-каратуном» (Хромым черноризцем), который отправлял в татарские деревни военные отряды, сгонял жителей к реке и организовывал под угрозой оружия «святое крещение». При нем миссионеры при помощи солдат похищали татарских детей, насильно их крестили и помещали в монастыри на перевоспитание. По его распоряжениям в татарской слободе Казани устраивались крестные ходы, ломались мечети и преследовались мусульманские священнослужители.

В 1742 году церковники обвинили в случившемся в Казани пожаре татар и просили императрицу Елизавету Петровну наказать иноверцев. Вышедший в ответ императорский указ запрещал строить новые мечети и разрешал слом построенных после 1552 года. Недовольства росли и вылились в череду восстаний.

Таким образом, в первой половине XVIII века репрессивное начало в политике по отношению к нерусским народам возобладало. Татары понесли наибольшие потери. Имеется в виду не только деклассирование, лишение социального статуса и включение их в сословный порядок России. Главные потери ощущались в духовной, морально-психологической сфере. Насильственная христианизация, экономическое, политическое и культурное преследование - все это пригибало национальный дух, вносило смятение в национальное самосознание, снижало потенциал цивилизованности.

Татары при Екатерине II

Екатерине II было суждено разработать и внедрить в жизнь программу преобразования государства в просвещенную монархию на основе незыблемого принципа самодержавия и соответственно этой задаче правильно организованного сословного строя и демократизации этноконфессиональной политики. Императрица поставила задачу создания просвещенной монархии не только по форме, но и по духу схожих с западноевропейскими моделями государств.

Перед тем как приняться за выработку программы реформ, Екатерине II было необходимо самоутвердиться как русской царице и российской императрице, «принять» и «покорить» империю, прежде чем даровать подданным новые законы. Именно эти причины-мотивы предопределили суть и предназначение ее поездки по Волге. «Сознательно выбранный «казанский» код путешествия по Волге, - отмечает Г.В.Ибнеева, - был весьма прозрачен: осуществляя поход в Казань, Екатерина символично «покоряла» подвластные ей земли. Но, в отличие от Ивана Грозного, покоряла не огнем и мечом, а своим личным обаянием и распространением благотворных идей просвещения».

В Казани Екатерина II официально принимала представителей мусульманской конфессии - абызов, которые в то время не имели официального статуса указных мулл и соответственно не были признаны властями. Сама эта встреча стала формой признания российской императрицей реального статуса неофициального мусульманского духовенства. Немаловажно и то, что тогда же она дала разрешение строить каменные мечети. Эти акты были не просто формой проявления милосердия, они были мотивированы и сугубо прагматическими соображениями. Среди них особое значение имело убеждение, что без организации «национального диалога» и мира между конфессиями и культурами в России, просвещенная монархия невозможна. Материализацией этих взглядов императрицы стал указ «О терпимости всех вероисповеданий» (1773). Конечно, восточные «мотивы» также присутствовали в ее настойчивой попытке либерализации этноконфессиональной политики. Казань в представлении Екатерины была и оставалась «вратами Востока».

Еще в 1767 - 1768 году Екатерина II направила в Казань архитектора В.И.Кафтырева, разработавшего систематический план перепланировки города, который стал осуществляться уже в 1770-1780-х годах. Благодаря этому сложился основной ансамбль каменных зданий главных улиц города. Новый облик стала приобретать Старотатарская слобода, где в 1767 году была построена первая каменная мечеть города, получившая позднее имя ученого Ш.Марджани.

Екатерина с интересом посетила также Булгарское городище, называя при этом себя «казанской помещицей», а после разгрома города в 1774 году пугачевцами распорядилась выделить средства на его восстановление.

При Екатерине II в Казани по указу Сената была открыта первая провинциальная гимназия в России (1758). До этого в городе были лишь духовные школы (семинария, медресе). В 1769 году при Первой Казанской мужской гимназии по инициативе ее директора М.Веревкина появился класс для желающих изучать татарский язык, преподавателем которого был назначен губернский переводчик Сагит Хальфин.

Екатерина II проводит масштабную программу преобразования полиэтничного, многоконфессионального государства. Ее решительные действия, направленные на либерализацию этноконфессиональной политики, были высоко оценены татарским народом. В исторической памяти татар Екатерина оставалась как «эби-патша» («бабушка-царица»). Согласно ее указу о веротерпимости, была объявлена свобода вероисповедания, отменено насильственное крещение, разрешено мусульманам строить мечети и открывать при них школы

Племени XI - XII века. Говорили на монгольском языке (монгольская языковая группа алтайской языковой семьи). Термин "татары" впервые встречается в китайских летописях именно для обозначения северных кочевых соседей. Позже становится самоназванием многочисленных народностей, говорящих на языках тюкской языковой группы алтайской языковой семьи.

2. Татары (самоназвание - татар), этнос, составляющий основное население Татарии (Татарстана) (1765 тыс. человек, 1992). Живут также в Башкирии, Марийской Республике, Мордовии, Удмуртии, Чувашии, Нижегородской, Кировской, Пензенской и др. областях Российской Федерации. Татарами называют также тюркоязычные общности Сибири (сибирские татары), Крыма (крымские татары) и др. Общая численность в Российской Федерации (без крымских татар) 5,52 млн. человек (1992). Общая численнось 6,71 млн. человек. Язык татарский. Верующие татары - мусульмане-сунниты.

Основные сведения

Автоэтноним (самоназвание)

Татар : Татар - самоназвание поволжских татар.

Основная территория расселения

Основной этнической территорией поволжских татар является Республика Татарстан, где по данным переписи населения СССР 1989 г. их проживало 1765 тыс.чел. (53% населения республики). Значительная часть татар проживает за пределами Татарстана: в Башкирии – 1121 тыс.чел., Удмуртии – 111 тыс.чел., Мордовии – 47 тыс.чел., а также в других национально-государственных образованиях и областях РФ. Немало татар проживает в пределах т.н. «ближнего зарубежья»: в Узбекистане – 468 тыс.чел., Казахстане – 328 тыс.чел., на Украине – 87 тыс.чел. и т.д.

Численность

Динамика численности татарского этноса по переписям страны имеет следующий вид: 1897 г. –2228 тыс., (общая численность татар), 1926 г. – 2914 тыс.татар и 102 тыс кряшенов, 1937 г. – 3793 тыс., 1939 – 4314 тыс., 1959 г.- 4968 тыс., 1970 г.- 5931 тыс., 1979 – 6318 тыс.чел. Общая численность татар по переписи 1989 г. составила 6649 тыс.чел., из них в РФ - 5522 тыс.

Этнические и этнографические группы

Выделяется несколько довольно сильно различающихся этнотерриториальных групп татар, они иногда считаются отдельными этносами. Наиболее крупной из них является волго-уральская, которая в свою очередь состоит из татар казанских, касимовских, мишарей и кряшенов). Некоторые исследователи в составе волго-уральских татар особо выделяют астраханских татар, состоящих в свою очередь из таких групп как юртовская, кундровская и др.). Каждая группа имела свои племенные подразделения, например, волго-уральская – меселман, казанлы, болгар, мишэр, типтэр, керэшен, ногайбак и др. астраханская – нугай, карагаш, юрт татарлары.
Другими этнотерриториальными группами татар являются сибирские и крымские татары.

Язык

татарский : В татарском языке выделяется три диалекта – западный (мишарский), средний (казанско-татарский) и восточный (сибирско-татарский). Самый ранний из известных литературных памятников на татарском языке датируется 13 в., формирование современного татарского национального языка завершилось в начале 20 в.

Писменность

До 1928 г. татарская письменность основывалась на арабской графике, в период 1928-1939 гг. – на латинице, а затем на основе кириллицы.

Религия

Мусульманство

Православие : Верующие татар в основном мусульмане-сунниты, группа кряшен – православные.

Этногенез и этническая история

Этноним «татар» стал распространяться среди монгольских и тюркских племен Центральной Азии и юга Сибири с 6 в. В 13 в. во время завоевательных походов Чингиз-хана, а затем Батыя татары появляются в Восточной Европе и составляют значительную часть населения Золотой Орды. В результате сложных этногенетических процессов, происходящих в 13-14 вв., тюркские и монгольские племена Золотой Орды консолидируются, включая в свой состав как более ранних пришельцев-тюрок, так и местное финно-язычное население. В ханствах, образовавшихся после распада Золотой Орды, татарами называла себя прежде всего верхушка общества, после вхождения этих ханств в состав России этноним «татары» стал переходить и на простонародье. Окончательно татарский этнос формируется только в начале 20 в. В 1920 г. составе РСФСР была создана Татарская АССР, с 1991 г. она носит название Республика Татарстан.

Хозяйство

В конце 19-начале 20 вв основой традиционного хозяйства волго-уральских татар было пашенное земледелие с трехпольем в лесных и лесостепных районах и залежно-переложной системой в степи. Землю обрабатывали двузубой сохой и тяжелым плугом сабаном, в 19 в. их стали сменять более усовершенствованные сохи. Основными культурами были озимая рожь и яровая пшеница, овес, ячмень, горох, чечевица и др. Животноводство в северных районах проживания татар играло подчиненную роль, здесь оно имело стойлово-пастбищный характер. Выращивали мелкий рогатый скот, кур, коней, мясо которых шло в пищу, кряшены разводили свиней. На юге, в степной зоне животноводство не уступало по значимости земледелию, в некоторых местах имело интенсивный полукочевой характер – лошади и овцы выпасались круглый год. Здесь разводили также домашнюю птицу. Огородничество у татар играло второстепенную роль, основной культурой был картофель. Развито было пчеловодство, а в степной зоне бахчеводство. Охота как промысел имела значение только для приуральских мишарей, рыболовство носило любительский характер и только на реках Урал и Волга – промысловый. Среди ремесел у татар значительную роль играли деревообработка, высоким уровнем мастерства отличалась обработка кожи, шитье золотом, развиты были ткацкое, валяльно-войлочное, кузнечное, ювелирное и другие ремесла.

Традиционная одежда

Традиционная одежда татар шилась из тканей домашнего производства или покупных. Нижней одеждой мужчин и женщин были рубаха туникообразного кроя, мужская длиной почти до колен, а женская почти до пола с широкой сборкой по подолу и украшенным вышивкой нагрудником, и штаны с широким шагом. Женская рубаха была более украшена. Верхняя одежда была распашной со сплошной приталенной спинкой. К ней относился камзол, безрукавный или с коротким рукавом, женский богато украшался, поверх камзола мужчины носили длинный просторный халат, однотонный или полосатый, он подпоясывался кушаком. В холодное время носили стеганные на вате или меховые бешметы, шубы. В дорогу надевали прямоспинный меховой тулуп с кушаком или чекмень такого же кроя, но суконный. Головным убором мужчин была тюбитейка разных форм, поверх нее в холодную погоду надевали меховую или стеганную шапку, а летом войлочную шляпу. Женские головные уборы отличались большим разнообразием – разнотипные богато украшенные шапочки, покрывала, полотенцеобразные головные уборы. Женщины носили много украшений – серьги, подвески к косам, нагрудные украшения, перевязи, браслеты, при изготовлении украшений широко использовались серебряные монеты. Традиционными видами обуви были кожаные ичиги и башмаки с мягкой и жесткой подошвой, нередко сшитые из цветной кожи. Рабочей обувью были лапти татарского образца, которые носили с белыми суконными чулками, а мишари с онучами.

Традиционные поселения и жилища

Традиционные татарские деревни (аулы) располагались вдоль речной сети и транспортных коммуникаций. В лесной зоне планировка их была различной – кучевая, гнездовая, беспорядочная, деревни отличались теснотой застройки, неровностью и запутанностью улиц, наличием многочисленных тупичков. Постройки располагались внутри усадьбы, а улицу образовывала сплошная линия глухих оград. Упорядоченностью застройки отличались поселения лесостепной и степной зон. В центре поселения располагались мечети, лавки, общественные хлебные амбары, пожарные сараи, административные здания, здесь же проживали семьи зажиточных крестьян, духовенство, торговцы.
Усадьбы разделялись на две части – передний двор с жилищем, хранилищами и помещениями для скота и задний, где были огород, гумно с током, овином, мякинником, баня. Постройки усадьбы располагались либо беспорядочно, либо группировались П-, Г-образно, в два ряда и т.д. Строения возводились из дерева с преобладанием срубной техники, но были также постройки из глины, кирпича, камня, самана, плетневой конструкции. Жилище было трехраздельным – изба-сени-изба или двухраздельным – изба-сени, у зажиточных татар пятистенки, крестовики, двух-, трехэтажные дома с кладовыми и лавками на нижнем этаже. Крыши были двух- или четырехскатные, они крылись тесом, дранкой, соломой, камышом, иногда обмазывались глиной. Преобладала внутренняя планировка северно-среднерусского типа. Печь располагалась у входа, вдоль передней стены настилались нары с почетным местом «тур» в середине, по линии печи жилище разделялось перегородкой или занавесью на две части: женскую – кухонную и мужскую – гостевую. Печь была русского типа, иногда с котлом, вмазанным или подвесным. Отдыхали, ели, работали, спали на нарах, в северных районах они были укороченными и дополнялись лавками и столами. Спальные места огораживались занавесью или пологом. В оформлении интерьера большую роль играли вышитые матерчатые изделия. В некоторых районах обилен был наружный декор жилищ – резьбой и полихромной росписью.

Пища

Основу питания составляла мясо-молочная и растительная пища – супы, заправленные кусочками теста, кислый хлеб, лепешки, блины. Пшеничная мука использовалась как заправка для различных блюд. Популярна была лапша домашнего приготовления, ее варили в мясном бульоне с добавлением масла, сала, кислого молока. К лакомым блюдам относился баурсак – шарики из теста, вареные в сале или в масле. Разнообразны были каши из чечевицы, гороха, ячменной крупы, пшена и др. Мясо употреблялось разное – баранина, говядина, птица, у мишарей популярна была конина. Впрок готовили тутырма – колбасу с мясом, кровью и крупами. Из теста с мясной начинкой делали бэлеши. Разнообразны были молочные продукты: катык – особый вид кислого молока, сметана, корт – сыр и др. Овощей ели мало, но с конца 19 в. заметную роль в питании татар стал играть картофель. Напитками были чай, айран – смесь катыка и воды, праздничным напитком был ширбэт – из фруктов и растворенного в воде меда. Ислам обуславливал пищевые запреты на свинину и спиртные напитки.

Социальная организация

До начала 20 в. для общественных отношений некоторых групп татар было характерно родо-племенное деление. В области семейных отношений отмечалось преобладание малой семьи при наличии небольшого процента больших семей, включавших 3-4 поколения родственников. Существовало избегание женщинами мужчин, женское затворничество. Строго соблюдалась изоляция мужской и женской части молодежи, статус мужчины был намного выше статуса женщины. В соответствии с нормами ислама существовал обычай многоженства, более характерный для зажиточной верхушки.

Духовная культура и традиционные верования

Для свадебной обрядности татар было характерно то, что о браке договаривались родители парня и девушки, согласие молодых считалось необязательным. Во время подготовки к свадьбе родственники жениха и невесты обговаривали размер калыма, который выплачивала сторона жениха. Существовал обычай умыкания невесты, который избавлял от выплаты калыма и дорогостоящих свадебных расходов. Основные свадебные обряды в том числе и праздничное застолье проводились в доме невесты без участия молодых. Молодая оставалась у своих родителей до уплаты калыма, и ее переезд в дом мужа иногда затягивался до рождения первого ребенка, он также обставлялся множеством обрядов.
Праздничная культура татар тесно была связана с мусульманской религией. Наиболее значительными из праздников были Корбан гаете – жертвоприношение, Ураза гаете – окончание 30-дневного поста, Мэулид – день рождения пророка Мухаммеда. В то же время многие праздники и обряды имели доисламский характер, например, относящиеся к циклу сельскохозяйственных работ. У казанских татар самым значительным из них был сабантуй (сабан – "плуг", туй – "свадьба", "праздник") отмечаемый весной в предпосевное время. Во время него устраивались состязания по бегу и прыжкам, национальной борьбе керэш и конным скачкам, производилось коллективное угощение кашей. У крещеных татар традиционные праздники были приурочены к христианскому календарю, но также содержали многие архаические элементы.
Существовала вера в различных духов-хозяев: воды – суанасы, леса – шурале, земли – жир анасы, домового ой иясе, хлевного – абзар иясе, представления об оборотнях – убыр. Производились моления в рощах, которые назывались кереметь, считалось, что в них обитает злой дух с таким же названием. Существовали представления и о других злых духах - джинах и пери. За ритуальной помощью обращались к йемчи – так называли знахарей и знахарок.
Широкое развитие в духовной культуре татар получили фольклор, песенное и танцевальное искусство связанное с использованием музыкальных инструментов – курая (типа флейты), кубыза (губной варган), со временем распространение получила гармонь.

Библиография и источники

Библиографии

  • Материальная культура казанских татар (обширная библиография). Казань,1930./Воробьев Н.И.

Общие работы

  • Казанские татары. Казань, 1953./Воробьев Н.И.
  • Татары. Набережные Челны,1993./Исхаков Д.М.
  • Народы Европейской части СССР. Т.II / Народы мира: Этнографические очерки. М., 1964. С.634-681.
  • Народы Поволжья и Приуралья. Историко- этнографические очерки. М.,1985.
  • Татары и Татарстан:Справочник. Казань,1993.
  • Татары Среднего Поволжья и Приуралья. М.,1967.
  • Татары // Народы России: Энциклопедия. М., 1994. С. 320-331.

Отдельные аспекты

  • Земледелие татар Среднего Поволжья и Приуралья 19-нач.20 вв. М.,1981./Халиков Н.А.
  • Происхождение татарского народа. Казань, 1978./Халиков А.Х.
  • Татарский народ и его предки. Казань, 1989./Халиков А.Х.
  • Монголы, татары, Золотая Орда и Булгария. Казань, 1994./Халиков А.Х.
  • Этнокультурное районирование татар Среднего Поволжья. Казань,1991.
  • Современные обряды татарского народа. Казань, 1984./Уразманова Р.К.
  • Этногенез и основные вехи развития татаро-булгар // Проблемы лингвоэтноистории татарского народа. Казань,1995./Закиев М.З.
  • История Татарской АССР (с древнейших времен до наших дней). Казань,1968.
  • Расселение и численность татар в Поволжско-Приуралской историко-этнографической области в 18-19 вв. // Советская этнография, 1980, № 4./Исхаков Д.М.
  • Татары: этнос и этноним. Казань,1989./Каримуллин А.Г.
  • Кустарные промыслы Казанской губернии. Вып. 1-2, 8-9. Казань, 1901-1905./Косолапов В.Н.
  • Народы Среднего Поволжья и Южного Урала. Этногенетический взгляд на историю. М., 1992./Кузеев Р.Г.
  • Терминология родства и свойства у татар-мишарей в Мордовской АССР // Материалы по татарской диалектологии. 2. Казань, 1962./Мухамедова Р.Г.
  • Поверья и обряды казанских татар, образовавшиеся мимо влияния на жизнь их суннитского магометанства // Зап.Русского Географического общ-ва. Т. 6. 1880./Насыров А.К.
  • Происхождение казанских татар. Казань, 1948.
  • Татарстан: национальные интересы (Политическое эссе). Казань,1995./Тагиров Э.Р.
  • Этногенез татар Поволжья в свете данных антропологии // Тр.Института этнографии АН СССР. Нов.сер. Т.7 .М.-Л., 1949./Трофимова Т.А.
  • Татары: проблемы истории и языка (Сб. статей по проблемам лингвоистории, возрождения и развития татарской нации). Казань, 1995./Закиев М.З.
  • Ислам и национальная идеология татарского народа // Исламо-христианское пограничье: итоги и перспективы изучения. Казань,1994./Амирханов Р.М.
  • Сельское жилище Татарской АСССР. Казань,1957./Бикчентаев А.Г.
  • Художественные промыслы Татарии в прошлом и настоящем. Казань, 1957./Воробьев Н.И.,Бусыгин Е.П.
  • История татар. М., 1994./Газиз Г.

Отдельные региональные группы

  • География и культура этнографических групп татар в СССР. М.,1983.
  • Тептяри. Опыт этностатистического изучения // Советская этнография, 1979, № 4./Исхаков Д.М.
  • Татары-мишари. Историко- этнографическое исследование. М., 1972./Мухамедова Р.Г.
  • Чепецкие татары (Краткий исторический очерк) // Новое в этнографических исследованиях татарского народа. Казань, 1978./Мухамедова Р.Г.
  • Татары-кряшены. Историко-этнографическое исследование материальной культуры (сер.19-нач.20 вв.). М., 1977./Мухаметшин Ю.Г.
  • К истории татарского населения Мордовской АССР (о мишарях) // Тр.НИИ ЯЛИЭ. Вып.24 (сер. ист.). Саранск,1963./Сафргалиева М.Г.
  • Башкиры, мещеряки и тептяри // Изв. Русского Географического общ-ва.Т.13, Вып. 2. 1877./Уйфальви К.
  • Касимовские татары. Казань, 1991./Шарифуллина Ф.М.

Публикация источников

  • Источники по истории Татарстана (16-18 вв.) .Кн.1. Казань,1993.
  • Материалы по истории татарского народа. Казань, 1995.
  • Декрет ВЦИК и СНК об образовании Автономной Татарской Советской Социалистической Республики // Собр. узаконений и распоряжений рабоче-крестьянского правительства. № 51. 1920.

Далее читайте:

Каринские татары – этническая группа, проживающая в селе Карино Слободского р-на Кировской обл. и близлежащих населенных пунктах. Верующие – мусульмане. Возможно, имеют общие корни с бесермянами (В. К. Семибратов), проживающими на территории Удмуртии, но, в отличие от них (говорящих по-удмуртски), говорят на диалекте татарского языка.

Ивкинские татары – мифическая этническая группа, упоминалась Д. М. Захаровым на основании данных фольклора.

В VIII веке на Средней Волге и в Прикамье возникло государство, жители которого называли себя булгарами. Долгое время эта страна мирно соседствовала с Русью. Татарстан – такое название носит республика, расположенная сейчас на месте Волжской Булгарии.

Но не все жители Казани и соседних с ней городов согласны с этнонимом «татары». Многие люди, помня свое историческое наследие, считают себя булгарами – потомками древнего народа, основавшего не одно государство.

Кто такие булгары?

О происхождении булгар (болгар – зависит от произношения) среди ученых до сих пор ведутся споры. Одни этнографы и историки причисляют этих людей к потомкам тюркоязычных племен Центральной Азии. Другие специалисты не сомневаются, что булгары были ираноязычным народом и обитали в исторической области, которую греки называли Бактрия. А сами жители этих мест, расположенных западнее горной системы Гиндукуш, именовали свою страну Балхара, так некоторые ученые и объясняют возникновение этнонима.

Эпоха великого переселения народов привела в движение многие племена, в том числе и булгар. В поисках лучших земель они отправились на запад. В IV веке этот народ поселился в степях Северного Причерноморья, заняв также земли Северного Кавказа вплоть до Каспия. Жизнь булгар была неспокойной, они периодически подвергались нападениям то гуннов, то аваров, то различных тюркоязычных племен.

Как и многие другие народы, чьи земли граничили с супердержавой того времени – Византийской империей – булгары вынуждены были выстраивать с могучим соседом дипломатические отношения. Даже их легендарный правитель хан Кубрат (605-665 гг.) воспитывался в Константинополе. Византийцы часто вынуждали глав соседних государств отдавать им своих наследников, чтобы держать их при императорском дворе как заложников, а заодно и прививать будущим правителям собственные духовные ценности.

В истории каждого народа есть личность, чьи решения определяют судьбу целой страны. Для булгар таким человеком был хан Кубрат. В 632 году он основал государство, которое византийцы назвали Великой Болгарией. По мнению одних исследователей, ее территории охватывали Восточное Приазовье и Кубань, другие специалисты полагают, что земли булгар простирались от Южного Буга до Ставропольской возвышенности.

Впрочем, после смерти легендарного основателя государство распалось, разделенное его сыновьями. Старший из них, которого звали Батбаян, остался в Приазовье с частью народа. Его Брат Котраг увел своих людей в донские степи. Другая группа булгар, возглавляемая Альцеком, после долгих странствий поселилась в районе итальянской Равенны.

Под предводительством третьего сына хана Кубрата, которого звали Аспарух, часть народа перебралась на Дунай. Они и основали современную Болгарию, впоследствии испытав сильное влияние местных славянских племен. Как и многие союзники Византии, болгары приняли христианство. Произошло это в 865 году.

Волжская Булгария

Оставшиеся в Приазовье булгары столкнулись с частыми набегами воинственных хазар. В поисках нового пристанища они перебрались на территорию современного Татарстана. Волжская Булгария была основана во второй половине VIII века.

Для своего времени это было передовое государство. Булгары стали первым из европейских народов, освоившим технологию изготовления стали и выплавки чугуна. А слава местных мастеров кожевенного дела распространилась до Ирана и Центральной Азии. Уже в IX веке, укрепившись на новых землях, эти люди стали строить каменные дворцы.

Благодаря удачному расположению булгары наладили торговлю с Русью, Скандинавией, Прибалтикой, Византией. Товары транспортировались, в основном, по Волге. Установили булгары экономические связи и с восточными соседями. Сюда регулярно прибывали караваны из Китая, Индии и Персии.

В 922 году официальной религией Волжской Булгарии стал ислам, распространившийся на эти земли вместе с проповедниками из Багдадского халифата. Так получилось, что дунайские булгары объявили себя христианами, а волжские – мусульманами. Некогда единый народ разделила религия.

Первой столицей государства был город Булгар, а в XII веке официальным центром страны стал Биляр. Казань, основанная в 1005 году, тогда еще не имела столичного статуса.

В XIII веке Волжскую Булгарию захватили монголы. Когда-то мощное и независимое государство превратилось в одну из провинций Золотой Орды. С этого момента началось постепенное вытеснение этнонима «булгары».

Казанское ханство

После распада Золотой Орды у булгар появилась надежда снова обрести государственность. В 1438 году на территории современного Татарстана был образован Булгарский вилаят, который на Руси называли Казанским ханством. Но во главе этого государства встали уже не булгары, а потомки легендарного завоевателя Чингисхана. Один из ордынских ханов, которого звали Улуг-Мухаммед (Улу-Мухаммед), вместе со своим войском захватил Казань и основал там правящую династию.

Во второй половине XV века Казанское ханство занимало всю Среднюю Волгу и бассейн реки Камы, включая в себя земли башкиров, чувашей, мордвы, черемисов и вотяков. Помимо Казани здесь было много крупных городов: Булгар, Алат, Кашан, Арча, Джукетау, Зюри, Иске-Казань, Тетюши и Лаеш. А общая численность населения превышала 400 тысяч человек.

Этноним «булгары» стал постепенно забываться, люди чаще называли себя «казанлы» (казанцы) или просто по религиозному признаку – мусульмане. Возможно, аристократическая верхушка ханства, не принадлежавшая к булгарам, была заинтересована в том, чтобы их подданные поскорее забыли о своей национальной принадлежности, обычаях и традициях.

В XVI веке Казань начала ощущать усилившееся влияние Москвы. Русские князья неоднократно пытались посадить на престол соседнего государства лояльного им человека. После многочисленных распрей, военных стычек и политических интриг в 1552 году ханство было захвачено войсками царя Иоанна IV Васильевича Грозного. Казань официально вошла в состав Руси. С этого момента этноним «булгары» окончательно был утрачен.

Кто такие татары?

Татары – тюркоязычный народ, живущий преимущественно в России, Казахстане и Средней Азии. Впервые так себя называть стали представители некоторых маньчжурско-монгольских племен, кочевавших в районе Байкала в VI-IX веках. Понятно, что к булгарам эти люди не имели абсолютно никакого отношения. Они присоединились к завоевательным походам Чингисхана. Именно поэтому русские называли ордынцев монголо-татарами.

Впоследствии этноним «татары» распространился на многие народы, часто не имеющие между собой ничего общего. Так стали именовать некоторые этносы, ранее входившие в состав Золотой Орды. Поэтому возник исторический парадокс: потомков булгар, завоеванных монголами в XIIIвеке, сейчас называют именем их захватчиков.

Как показали генетические исследования, казанские, крымские, астраханские и сибирские татары – представители разных народностей. Они не имеют общих предков, и их этногенез происходил независимо друг от друга. Этот факт может объяснить, почему языки, например, казанских и астраханских татар так сильно различаются между собой, что люди банально не понимают друг друга.

При обследовании казанских татар ученые-генетики обнаружили их несомненное родство с жителями Восточной Европы и Средиземноморья. А вклад в этногенез населения современного Татарстана выходцев из Центральной Азии составляет всего 1-6% (в зависимости от района). Все-таки среди булгар случались смешанные браки с ордынцами, хотя и довольно редко.

Многие коренные жители современной Казани не согласны с тем, что их называют татарами. Не удивительно. Ведь это почти то же самое, если бы русских перепутали с немцами.

Татары являются вторым по численности этносом и самым многочисленным народом мусульманской культуры в Российской Федерации.

Татарский этнос имеет древнюю и яркую историю, тесно связанную с историей всех народов Урало-Поволжья и в целом России.

Самобытная культура татар достойно вошла в сокровищницу мировой культуры и цивилизации.
Следы ее мы находим в традициях и языке русских, мордвы, марийцев, удмуртов, башкир, чувашей. В то же время национальная татарская культура синтезирует в себе достижения тюркских, финно-угорских, индоиранских народов (арабов, славян и других).

Существуют и различные интерпретации этнонима «татары». Этот вопрос весьма актуален в настоящее время.
Одни исследователи выводят происхождение этого слова от «горного жителя», где «тат» имеет значение «горы», а «ар» - «жителя», «человека» (А.А.Сухарев. Казанские татары. СПБ, 1904, с.22). Другие - этимологию слова «татары» к древнегреческому «гонец» (Н.А.Баскаков. Русские фамилии тюркского происхождения. Баку, 1992, с.122).

Известный тюрколог Д.Е.Еремев происхождение слова «татары» связывает с древнетюркским словом и народом. Первый компонент слова «тат» он связывает с названием древнеиранского народа. При этом он ссылается на информацию древнетюркского хрониста Махмуда Кашгари о том, что «татам» тюрки называли тех, кто говорит на фарси, то есть на иранском языке. Первоначальное значение слова «тат» было, скорее всего, «перс», но затем этим словом на Руси стали обозначать все восточные и азиатские народы (Д.Е.Еремеев. Семантика тюркской этнонимии. - Сб. «Этнонимы». М., 1970, с.134).
Таким образом, полная расшифровка этнонима «татары» еще ждет своего исследователя. А пока, к сожалению, и в настоящее время груз устоявшихся традиций, стереотипов о монголо-татарском иге заставляет большинство людей мыслить сильно искаженными категориями об истории татар, об их истинном происхождении, о татарской культуре.

По данным переписи 1989 года, на территории СССР, проживали около 7 млн. человек. Из них в РСФСР - более 5,5 млн. или 83,1% от указанного числа, в том числе в Татарстане - более 1,76 млн. человек (26,6%).

В настоящее время татары составляют чуть больше половины населения Татарстана - своей национальной республики. В то же время число проживающих за пределами Татарстана составляет в Башкортостане -1,12 млн. чел, Удмуртии -110,5 тыс. Мордовии - 47,3 тыс. Марий Эл - 43,8 тыс., Чувашии - 35,7 тыс. Кроме того, татары проживают также в областях Поволжья, Урала и Сибири.

Татары - один из самых подвижных народов. Из-за безземелья, частых неурожаев на родине и традиционной тяги к торговле еще до 1917 года они стали переселяться в различные регионы Российской империи, в том числе в губернии Центральной России, на Донбасс, в Восточную Сибирь и Дальний Восток, Северный Кавказ и Закавказье, Центральную Азию и Казахстан. Этот миграционный процесс усилился в годы советского правления, особенно в период "великих строек социализма". Поэтому в настоящее время в РФ практически нет ни одного субъекта федерации, где бы ни жили татары. Еще в дореволюционный период образовались татарские национальные общины в Финляндии, Польше, Румынии, Болгарии, Турции, Китае. В результате распада СССР в ближнем зарубежье оказались татары, жившие в бывших союзных республиках - Узбекистане (467,8 тыс.), Казахстане (327,9 тыс.), Таджикистане (72,2 тыс.), Киргизии (70,5 тыс.), Туркмении (39,2 тыс.), Азербайджане (28 тыс.), Украине.(86,9 тыс.), в странах Балтии (14 тыс.). Уже за счет реэмигрантов из Китая. Tурции и Финляндии с середины XX века образовались татарские национальные диаспоры в США, Японии, Австралии, Швеции.

По мнению многих историков, татарский народ с единым литературным и практически общим разговорным языком сложился в период существования огромного тюркского государства - Золотой Орды. Литературным языком в этом государстве был так называемый "идель теркисе" или старотатарский, основанный на кыпчакско-булгарском (половецком) языке и вобравший в себя элементы центральноазиатских литературных языков. Современный литературный язык на основе среднего диалекта возник во второй половине XIX и начале XX веков.

В древности тюркские предки татар пользовались руническим письмом, о чем свидетельствуют археологические находки в Приуралье и Среднем Поволжье. С момента добровольного принятия Ислама одними из предков татар, волжско-камскими булгарами - татары пользовались арабской письменностью, с 1929 года по 1939 год - латинской графикой, с 1939 года используют кириллицу с дополнительными знаками.

Современный Татарский язык, относящийся к кыпчакско-булгарской подгруппе кыпчакской группы тюркской языковой семьи, подразделяется на четыре диалекта: средний (казанскотатарский), западный (мишарский), восточный (язык сибирских татар) и крымский (язык крымских татар). Несмотря на диалектальные и территориальные различия татары являются единой нацией с единым литературным языком, единой культурой - фольклором, литературой, музыкой, религией, национальным духом, традициями и обрядами.

Татарская нация по уровню грамотности (умению писать и читать на своем языке) еще до переворота 1917 года занимала одно из ведущих мест в Российской империи. Традиционная тяга к знаниям сохранилась и у нынешнего поколения.

Этноним "татары" - древнего происхождения, однако как самоназвание современных татар он был принят лишь в ХIХв., а Древние татары -тюркские племена жили на территории сегодняшней Евразии. Нынешние татары (казанские, западные, сибирские, крымские) не являются прямыми потомками древних татар, пришедших в Европу вместе с войсками Чингисхана. Сложились они в единую нацию под названием татары, после того, как им дали такое название европейские народы.

Существует мнение историков, что название « татары» произошло от названия большого влиятельного рода «Тата», из которого происходили родом многие тюркоязычные военачальники государства "Алтын Урта" (Золотая середина), более известного под названием «Золотая Орда».

Татары являются одним из наиболее урбанизированных народов РФ. Социальные группы татар, живущих как в городах, так и в селениях, почти ничем не отличаются от тех, которые существуют у других народов, прежде всего у русских.

По образу жизни татары не отличаются от других окружающих народов. Современный Татарский этнос зародился параллельно с русским. Современные татары являются тюркоязычной частью коренного населения России, которая в силу большей территориальной приближенности к Востоку выбрала не Православие а Ислам. 99% верующих татар - это мусульмане-сунниты умеренного ханафитского толка.

Многие этнологи отмечают уникальный феномен татарской толерантности, заключающийся в том, что за всю историю существования татар, они не были инициаторами ни одного конфликта на этнической и религиозной почве. Известнейшие этнологи и исследователи уверены, что толерантность - это неизменная часть татарского национального характера.

Традиционная пища татар - мясная, молочная и растительная - супы, заправленные кусочками теста (токмач-лапша, чумар), каши, хлеб из кислого теста, лепешки кабартма. Национальные блюда - бялеш с разнообразной начинкой, чаще из мяса(перямяч), нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем, сдоба из пресного теста широко представлена в виде бавырсака, кош теле,ичпочмак, губадия, катыклы салма, чак-чак (свадебное блюдо). Из конины (любимое мясо многих групп) готовят вяленую колбасу - казылык или казы. Лакомством считается вяленый гусь (каклаган каз). Молочные продукты - катык (особый вид кислого молока), сметана, творог. Напитки - чай, айран (тан) - смесь катыка с водой (употребляется в основном летом).

Татары во всех оборонительных и освободительных войнах всегда принимали активные участие. По числу "Героев Советского Союза" татары занимают четвертое место, а по процентному соотношению количества героев на весь народ - первое. По числу Героев России - у татар второе место.

Из татар выдвинулись такие военачальники, как генерал армии М.А.Гареев, генерал-полковники P.C.Акчурин и Ф.Х.Чураков, вице-адмирал М.Д.Искандеров, контр-адмиралы З.Г.Ляпин, А.И.Бичурин и др. Выдающиеся ученые - академики Р.З.Сагдеев (физико-химик), К.А.Валиев (физик), Р.А.Сюняев (астрофизик), и другие.

Татарская литература является одной из самых древних в РФ. Самый древний литературный памятник - поэма "Сказание о Юсуфе" булгарского поэта Кул Гали, написанная в 1236 году. Среди известных поэтов прошлого можно назвать М.Сараи-Гулистани (XIV век), М.Мухаммадьяра (1496/97-1552), Г.Утыз-Имяни (1754-1834), Г.Кандалый (1797-1860). Из поэтов и писателей XX века - классиков татарской литературы Габдуллу Тукая, Фатиха Амирхана, литераторов советского периода - Галимзяна Ибрагимова, Хади Такташа, Маджита Гафури, Хасана Туфана, поэта-патриота, Героя Советского Союза Мусу Джалиля, Сибгата Хакима и многих других талантливых поэтов и писателей.

Одним из первых среди тюркских народов у татар возникло театральное искусство. Наиболее выдающиеся артисты это: Абдулла Кариев, артист и драматург Карим Тинчурин, Халил Абджалилов, Габдулла Шамуков, актеры: Чулпан Хаматова, Марат Башаров Рената Литвинова, актёр и режиссер Сергей Шакуров, режиссер Марсель Салимжанов, оперные певцы - Хайдар Бигичев и Зиля Сунгатуллина, народные певцы Ильгам Шакиров и Альфия Афзалова, популярные исполнители - Ринат Ибрагимов, Земфира Рамазанова, Салават Фатхутдинов, Айдар Галимов, Малика Разакова, молодой поэт и музыкант Рустам Аляутдинов.

Изобразительное искусство татар: В первую очередь это художник- патриарх Баки Урманче, и многие другие выдающиеся татарские художники.

Спортивные достижения татар так же постоянно дают о себе знать:
Борьба- Шазам Сафин, чемпион Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки по Греко-Римской борьбе.
Художественная гимнастика- Олимпийская чемпионка, и многократная чемпионка мира Алина Кабаева, чемпионки мира Амина Зарипова и Ляйсан Утяшева.
Футбол- Ринат Дасаев, вратарь N 1 во всем мире в 1988 году, вратарь команды «Спартак», участники футбольной сборной ЧМ 2002 атакующий полузащитник сборной России Марат Измайлов ("Локомотив"-Москва), обладатель Кубка России 2000/01; серебряный призер чемпионата России 2001 года, и голкипер сборной России, "КАМАЗ" (Набережные Челны); "Спартак" (Москва); "Локомотив" (Москва); "Верона" (Италия) Руслан Нигматуллин, Хоккей- Ирек Гимаев, Сергей Гимаев, Зинэтула Билялетдинов, Теннис- чемпион мира Марат Сафин, и многие многие другие.

Известные россияне - выходцы из татарских родов

Татарские корни имеют многие известные дворянские роды России. Апраксины, Аракчеевы, Дашковы, Державины, Ермоловы, Шереметевы, Булгаковы, Гоголи, Голицыны, Милюковы, Годуновы, Кочубеи, Строгановы, Бунины, Куракины, Салтыковы, Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Годуновы, Юсуповы - всех не перечислить. Кстати, происхождение графов Шереметевых помимо фамилии подтверждается и фамильным гербом, на котором имеется серебряный полумесяц. Дворяне Ермоловы, например, откуда вышел генерал Алексей Петрович Ермолов, родословную начинают так: "Предок этого рода Арслан-Мурза-Ермола, а по крещению названный Иоанном, как показано в представленной родословной, в 1506 году выехал к Великому князю Василию Ивановичу из Золотой Орды." Сказочно обогатилась Русь за счет татарского народа, таланты текли рекой. Князья Куракины на Руси появились при Иване III, род сей идет от Ондрея Курака, который был отпрыском ордынского хана Булгака, признанного родоначальника великорусских князей Куракиных и Голицыных, а также дворянской фамилии Булгаковых. Канцлер Александр Горчаков, род которого происходил от татарского посла Карач-Мурзы. Дворяне Дашковы - тоже выходцы из Орды. И Сабуровы, Мансуровы, Тарбеевы, Годуновы (от мурзы Чета, выехавшего из Орды в 1330 году), Глинские (от Мамая), Колокольцевы, Талызины (от мурзы Кучука Тагалдызина)... О каждом роде желателен отдельный разговор - много, очень много сделали они для России. Об адмирале Ушакове слышал каждый российский патриот, а о том, что он тюрк, знают лишь единицы. От ордынского хана Редега идет этот род. Князья Черкасские происходят от ханского рода Инала. "В знак подданства, - записано в их родословной, - отправил к государю сына своего Салтмана и дщерь княжну Марию, которая потом была в супружестве за царем Иоанном Васильевичем, а Салтман по крещению назван Михаилом и пожалован в бояре".

Но даже по названным фамилиям видно, что татарская кровь сильно повлияла на генофонд русского народа. В среде русского дворянства более 120 известных татарских родов. В шестнадцатом веке среди дворян по численности преобладали татары. Даже к концу девятнадцатого века в России насчитывалось примерно 70 тысяч дворян, имеющих татарские корни. Это составляло более 5 процентов от общего числа дворян всей Российской империи.

Немало татарской знати исчезло навсегда для своего народа. Об этом неплохо рассказывают родословные книги российского дворянства: "Общий Гербовник Дворянских Родов Всероссийской империи", начатый в 1797 году, или "История родов русского дворянства", или "Русская родословная книга". Исторические романы блекнут перед ними.

Юшковы, Суворовы, Апраксины (от Салахмира), Давыдовы, Юсуповы, Аракчеевы, Голенищевы-Кутузовы, Бибиковы, Чириковы... Чириковы, например, вышли из рода хана Берке, брата Батыя. Поливановы, Кочубеи, Козаковы...

Копыловы, Аксаковы (аксак - значит "хромой"), Мусины-Пушкины, Огарковы (первым из Золотой Орды пришел в 1397 году Лев Огар, "мужчина роста великого и воин храбрый"). Барановы... В их родословной записано так: "Предок рода Барановых мурза Ждан, по прозвищу Баран, а по крещению названный Даниилом, приехал в 1430 году из Крыма".

Карауловы, Огаревы, Ахматовы, Бакаевы, Гоголь, Бердяевы, Тургеневы... "Предок рода Тургеневых мурза Лев Турген, а по крещению названный Иоанном, выехал к Великому князю Василию Иоанновичу из Золотой Орды..." Этот род относился к аристократическому ордынскому тухуму, так же как и род Огаревых (их российский родоначальник - "мурза честным именем Кутламамет, по прозвищу Огарь").

Карамзины (от Кара-мурзы, крымца), Алмазовы (от Алмазы, по крещению названного Ерифеем, приехал он из Орды в 1638 году), Урусовы, Тухачевские (их родоначальником в России был Индрис, выходец из Золотой Орды), Кожевниковы (идут от мурзы Кожая, с 1509 года на Руси), Быковы, Иевлевы, Кобяковы, Шубины, Танеевы, Шуклины, Тимирязевы (был такой Ибрагим Тимирязев, приехавший на Русь в 1408 году из Золотой Орды).

Чаадаевы, Таракановы... а продолжать придется долго. Десяткам так называемых "русских родов" начало положили татары.

Росла московская бюрократия. У нее в руках собиралась власть, Москве действительно не хватало образованных людей. Надо ли удивляться, что носителями более трехсот простых русских фамилий тоже стали татары. В России не менее половины русских - генетические татары.

В XVIII веке правители России скроили нынешнюю этнографическую карту, скроили по-своему, как хотели: целые губернии записали в "славянство". Так Россия и стала такой, о которой кипчак из тухума (рода) Турген сказал: "На тысячи верст кругом Россия".

Тогда, в XVIII веке - всего-то двести лет назад - жители Тамбовской, Тульской, Орловской, Рязанской, Брянской, Воронежской, Саратовской и других областей назывались "татарами". Это же бывшее население Золотой Орды. Поэтому старинные кладбища в Рязани, Орле или Туле поныне называются татарскими.

Защитники Отечества

Татарские воины честно служили России. "Будь не только сыном своего отца, но и будь также сыном своего Отечества" - гласит татарская народная пословица. То, что татары и русские в религиозном отношении якобы всегда противостояли друг другу, - миф, выдуманный нашими общими недругами. Во время войны 1812 года в Казанской губернии было сформировано 28 татарско-башкирских полков. Именно эти полки под командованием зятя Кутузова, татарского князя Кудашева, активного участника Бородинского сражения, наводили ужас на наполеоновских солдат. Татарские полки вместе с русским народом освобождали европейские народы от оккупации наполеоновских войск.

В армии в силу национальной и религиозной особенности татарам был сделан ряд послаблений, в основе которых лежало уважение к исповедуемой ими религии. Татарам не давали свинины, не подвергали телесным наказаниям, не муштровали. На флоте русским морякам выдавали чарку водки, а татарам - на ту же сумму - чай и сладости. Им не запрещалось омовение по несколько раз в день, как принято у мусульман перед каждым намазом. Их сослуживцам категорически запрещалось насмехаться над татарами и говорить плохое об исламе.

Великие ученые и писатели

Татары верой и правдой служили Отечеству, не только сражаясь за него в бесчисленных войнах. В мирной жизни они дали ему немало знаменитых людей - ученых, писателей, художников. Достаточно назвать таких ученых, как Менделеев, Мечников, Павлов и Тимирязев, исследователей Севера Челюскина и Чирикова. В литературе - это Достоевский, Тургенев, Языков, Булгаков, Куприн. В области искусства - балерины Анна Павлова, Галина Уланова, Ольга Спесивцева, Рудольф Нуриев, а также композиторы Скрябин и Танеев. Все они - россияне татарского происхождения.

Донское казачество и набеги татар на Московское государство в 16-17 веках.

Распадение Золотой Орды на отделение ханства еще не означало окончания борьбы Московского государства с татарами. Покорение Казани и Астрахани были большими успехами в этом отношении, но все же - не были ее концом. Татарские нападения на Московскую Русь и на Украину продолжались весь 16-ый и большую часть 17-го веков.

Наиболее, сильным и почти неуязвимым противником Москвы и Польши было Крымское ханство, выставлявшее от 60 до 100 тысяч конников, исключительных по своей подвижности. Формирование самостоятельного татарского государственного образования в Крыму намечается уже в 13-ом веке. Около 1239 года татары заняли степную часть Крыма, подчинив остатки живших там половцев. В 14-ом столетии Крым еще управляется наместниками Золотой Орды, но постепенно приобретает все больше и больше независимости. В 15-ом веке хан Гирей, разбив войско генуэзских колоний Крыма, объединяет весь полуостров под своей властью. К концу 17-го века Крым попадает в вассальную зависимость от Турции, занявшей для избежания его политической самостоятельности, а также возможно, для своего дальнейшего продвижения на север, ряд опорных пунктов, как в самом Крыму (Кафа), так и на северном побережье Черного моря (Азов на Дону, Очаков на Днепре, Аккерман на Днестре и т. д.).

Несмотря на свою номинальную зависимость от Турции и наличие турецких гарнизонов в главных городах - крепостях, Крым пользовался большой независимостью. Крымцы не раз предпринимали самостоятельные походы и даже часто восставали против султана. Мир соседних стран с Турцией, даже союз с ней не обеспечивали от татарских набегов.

Вторым по величине татарским государственным образованием была Орда Большого Ногая, образовавшаяся в результате покорения Астрахани и распадения Ногайской Орды, кочевавшей в низовьях Волги. В 1557 году она «шертовала» (присягнула) Москве и ногайские отряды участвовали в армии Грозного в Ливонской войне. Но с 1570 года, возможно в результате похода турок к Астрахани в 1569 году, Большой Ногай начинает совершать набеги на Русь, сначала в союзе с крымцами, а потом и самостоятельно. В дальнейшем Орда Большого Ногая то принимает московское подданство, то переходит на сторону Крыма и Турции. В начале 17-го века в ее набегах участвует от 25 до 100 тысяч татар.

Под натиском появившихся из Азии калмыков, ногайцы временами переходят на правую сторону Волги и приближаются к Дону и Крыму, тогда интенсивность их набегов увеличивается. Они даже переходят на правую сторону Дона, но после ожесточенной борьбы с донскими казаками и взятия ими Азова (в 1637 году), были снова отогнаны за Волгу Во второй половине 17-го столетия опасность со стороны Большого Ногая, если не совсем исчезла, то сильно уменьшилась, и Орда, как целое, перестала существовать, распавшись на отдельные улусы.

Третьим противником была Орда Малых Ногаев или Казыев Улус, кочевавший к востоку от Крыма и в Прикубанье. Хотя она и номинально приняла турецкое подданство, но больше зависела от Крыма. Фактически же Казыев Улус мало считался как с Турцией, так и с Крымом. Он был больше связан с Азовом, значение которого чрезвычайно усилил. Хотя Азов и был занят сильным турецким гарнизоном, но и он пользовался большой самостоятельностью и из него часто исходила инициатива татарских на­бегов на Русь и Украину и он же бывал сборным пунктом для этих походов. Но этим его значение не исчерпывалось. Он сделался одним из крупных центров торговли рабами. Татары в результате своих набегов пригоняли сюда русских людей целыми семьями, даже селениями и здесь продавали их купцам различных национальностей. По оценке московских дипломатов, Азов «из знатного торгового города» превратился в «прямое похитительное место, и пещеру разбойников». Донские казаки отлично понимали значение Азова, как исходной базы татарских набегов, и не раз настойчиво указы­вали Москве о необходимости его захвата: «И за море, отцов, братьев и сестер наших продавали на каторги, и корабли их там, русским полоном в турецкую землю грузили» писали они в Москву.

Для казаков борьба с Азовом, имевшим громадное значение как для турок, так и для Донского Войска, и с татарами были неотделимы, что не всегда понимали или не хотели понимать московские власти.

Для Турции это был опорный пункт на северном побережье Черного и Азовского морей, игравший большую политическую и стратегическую роль, обеспечивающий турецкое влияние на татар и горцев северного Кавказа, облегчающий связь Крыма с Кавказом и позволявший свободную переброску войск туда и обратно, что было особенно важно при непрестанных войнах Турции с Персией и их борьбы в Закавказье.

Азов закрывал выход в Азовское и Черное моря и, превращая их во внутренние турецкие водные пространства, препятствовал распространению русского влияния в южном направлении. Он мог стать базой для наступления на Московское государство. Он был чрезвычайно удобным пунктом для военной, политической и религиозной связи магометан Казани и Астрахани с султаном-калифом. Через него турки поддерживали сношения не только с мусульманским населением Казанского и Астраханского районов, даже после того как они вошли в состав Московского царства, но и с ханами Казахстана, Хивы, Бухары, с черкесскими князьями, с Дагестаном.

Помимо политического и военного значения Азов имел для Турции и некоторых европейских государств, заинтересованных в торговле с восточными странами и экономический интерес. Через него шла торговля с Москвой и востоком. Его название упоминается не только в переписке Турции с Москвой, но и в документах западно-европейских стран. Англия, Голландия, Франция в 17-ом столетии стремятся проникнуть в Черное море для того, чтобы занять там место Венеции и Генуи, пользовавшихся в 14-ом и 15-ом веках особыми привилегиями в торговле и имевших многочисленные колонии по Черноморскому побережью.

Значение Азова для Донского Войска не исчерпывалаось тем, что он был крупнейшим центром торговли полоном, что из него исходила инициатива набегов на Русь и нападений на казачьи городки, в которых его гарнизон и жители принимали самое деятельное участие. Он был преградой для осуществления жизненно необходимых морских походов, «охоты за зипунами», бывших одним из главных источников существования Донского Войска. Владение Азовом ставило бы казаков в меньшую экономическую зависимость от Московского государства, ибо казаки всегда нуждались в хлебе и боевых припасах. Кроме практического значения, настойчивое желание овладеть Азовом исходило и из идеологических соображений — в памяти населения Дона сохранилось предание, что Азов был когда то городом донских казаков, что в нем находился православный храм Святого Иоанна Крестителя, считавшегося одним из покровителей Войска.

Естественно, что с самого начала появления донского казачества, в южно-русских степях, с момента образования Донского Войска начинается борьба его за Азов и за свободный выход в море.

Размер и интенсивность татарских нападений не всегда одинаковы — иногда это нападения небольших групп, в несколько десятков человек, как бы частного характера, а иногда — настоящие вторжения, имеющие характер настоящей войны, совершаемые целыми армиями численностью до 100 и более тысяч всадников. Также не одинакова и глубина проникновения татарских загонов. Мелкие нападения не выходили из масштабов обычной пограничной борьбы, но во время больших походов татары часто проникали в самые центральные области государства.

Часто при больших вторжениях сначала производились разведывательные рейды небольшими отрядами, потом проходил некоторый промежуток времени, а затем совершенно неожиданно, появлялись главные силы татар, быстро проникали вглубь страны, разграбляли ее и также быстро исчезали.

Характер нападений зависел от многих причин: от общего политического положения, от обстановки внутри татарских государств, от их отношений в данный момент между собой, с Турцией и с соседними странами, от отношения Турции с соседями. Несмотря на то, что отдельные ханства часто враждовали между собой и на внутренние междуусобицы, татары всех улусов часто объединялись для совместных походов. В периоды внутренних неурядиц, интенсивность нападений уменьшалась, но это не мешало продолжению небольших набегов по частной инициативе.

Каков бы ни был масштаб похода (небольшое нападение или глубокий рейд крупными силами вглубь страны) татары никогда не имели целью захват территорий. Они редко захватывают города, избегают столкновений с вооруженной силой и всячески стараются использовать элементы неожиданности, внезапности и быстроты действий. Набеги их всегда кратковременны, отряды их отличаются большой подвижностью. Тактика их действий заключалась в том, что они быстро проходили между укрепленны­ми городами, дабы не сталкиваться с их гарнизоном и не задерживаться, и, расположившись ненадолго в каком-нибудь пункте, рассыпали во все стороны более мелкие отряды, нападавшие на небольшие селения и даже на отдельных людей. Они не пренебрегали захватом движимого имущества (скот, лошади), но главной целью было приобретение людского полона. А его количество бывало подчас очень велико. Новосельский («Борьба Московского Государства с татарами в 17-ом веке». Издание Академии Наук. СССР. Москва, 1948 год) считает, что лишь в первой половине 17-го столетия татары захватили в полон в Московском царстве 150-200 тысяч, что в те времена являлось очень крупным количеством. Автор считает эту цифру минимальной, ибо точный подсчет, конечно, был невозможен. Сюда не входил учет пленных, отбитых казаками при возвращении татар с набегов и во время казачьих походов, но известно, что казаки отбивали не мало народу.

Еще больше теряла Украина. Польский посланик Маяковский, находившийся в 1641 году в Турции, доносил своему королю Владиславу 4-ому, что, по словам греков, количество одних польских подданых, находящихся в плену, простиралось до 150 тысяч.

Профессор славянист В.И. Ламанский («О славянах в Малой Азии») утверждает, что за четыре с половиной столетия до покорения Крыма (1783 год) Русь и Польша лишились не менее 5 миллионов жителей, уведенных в татарскую и турецкую неволю и проданных в рабство.

Торговля полоном была главным источником существования татар, особенно Крыма, который в то время, несмотря на благоприятные климатические условия, был беден. Поэтому татары редко убивали людей, которые могли бы быть ими проданы.

Одной из главных причин татарских набегов было то, что татарские государственные образования не были способны к мирному сожительству с соседними странами и но поддавались дипломатическому воздействию. Объяснение этих фактов находится в экономическом и социальном строении Крыма и других татарских Орд, а также в исторических традициях их внешней политики.

Из-за слабого развития земледелия, торговли (кроме торговли полоном), ремесел и других производственных сил Крым был беден и не мог прокормить всего населения. Выход из этого положения татары искали в использовании сторонних источников дохода, иначе говоря в эксплуатации соседних стран путем получения с них дани или совершением набегов. Полон был всегда самым верным и ходким товаром. Фактически большинство доходов шло немногочисленной знати. Рядовой татарин, по своей бедности, для того, чтобы иметь все нужное для похода, должен был обращаться к более богатому. Но после похода, отдав долги, он снова оставался бедняком. А выход из такого положения он видел в совершении многочисленных и удачных походов.

Политической подкладкой было то, что и Крым и ногайцы считали себя наследниками Золотой Орды и, следовательно, соседи, государства или должны были платить дань, или могли беспрепятственно подвергаться нападениям. Ни мирные договоры, ни заключения союзов, ни денежные подарки, не дипломатические заверения в дружбе не могли обеспечить соседние страны от татарских нападений. За первую половину 17-го столетия московские власти истратили на подарки крымцам около 400 тысяч рублей, общий же расход государственных средств на сношения с Крымом за этот же период, включая содержание московских послов в Крыму и татарских в Москве, превышает колоссальные суммы для того времени в 1 миллион рублей. Средний годовой расход составляет более 26 тысяч рублей. Для сравнения укажем, что в 1640 году для постройки двух городов, Вольного и Хотмыщска, от казны было отпущено 13 532 рубей, т. е. на крымские расходы можно было сооружать ежегодно по четыре таких города. Но эти огромные траты не мешали продолжению татарских набегов.

Москва и Польша придерживались различных систем защиты от татарских рейдов. Отношение Их к ущербу, наносимому татарскими нападениями, сильно различалось. Нападения татар не угрожали политическим центрам Польши и почти не затрагивали коренных польских земель. Страдала главным образом Украина. На Руси же, подвергалось набегам непосредственно само русское население, и татары, проникая в центральные области страны, не раз переходили за Оку и доходили до самой Москвы. Поэтому приемы борьбы Московской Руси существенно отличались от методов Польши на Украине. Поляки иногда сосредотачивали значительные силы для нападения на татарские загоны, совершавшие набег. Но, не смотря на крупные победы, подчас ими одерживаемые, они не мешали татарам снова и снова производить свои нападения.

Но и московская система обороны — создание заградительных укрепленных линий городов-крепостей («засечных черт»), сначала внутри страны, а потом постепенное выдвижение их дальше на юг, также не могла, особенно в начале, прекратить татарские набеги. Укрепленных городов было мало, находились они друг от друга на значительных расстояниях, гарнизоны их были малочисленны, и татары свободно проходили между ними. В пограничных же районах и за «засечной чертой», на «украинах» шли непрекращающаяся борьба. Кроме того в противоположность татарам, русские вооруженные силы не отличались большой подвижностью: их сосредотачивание в нужном месте происходило медленно и чаще всего татары поспевали уйти.

Таким образом, защита от татарских набегов, как в Польше, так и в Московском царстве имела оборонительный, то есть пассивный характер и, возможно, поэтому давала мало результатов. Но в те тоды, когда русские переходили к активным действиям, выражавшихся в нападениях на татарские кочевья, когда к ним переходила инициатива - набегов не бывало. Так было во время походов Адашева и Вишневицкого (1559 год), в период владения донскими казаками Азовом (1637-1642 года) и когда московские власти посылали на Дон для поддержки донского казачества свои войска (князь Пожарский в 1664 году, майор Лазарев в 1648 году, воевода Хитрово в 1660 году). Единственным верным способом прекращения татарских набегов было применение активных мер защиты, то есть перенесение борьбы на территорию противника или нападение на татарские улусы, на места их кочевок. Но дальность расстояния и опасения вступить в открытый конфликт с Турцией ограничивали активные меры московского правительства. Активную борьбу Москвы и Польши с Крымом затрудняло и то, что между ними находились громадные степные пространства, никем не заселенные, за исклю­чением местностей, занятых донским и приднепровским казачеством. Дальность расстояний затрудняло борьбу с татарами, но облегчало их набеги. Московские войска были весьма мало подвижны, передвигались очень медленно, а татарские загоны «о двух-конь» проходили в кратчайший срок громадные пространства. Кроме того татары могли легко, в любом месте, в любое время и очень быстро сосредоточить большое количество сил.

Непрестанную активную борьбу вели все время только казаки Дона и Приднепровья. Эта борьба выражалась не только в непосредственных нападениях на татарские кочевья, на Крым, на Азов, на татарские отряды, шедшие в набег или возвращающиеся из него, но и в морских походах за Черное море, в нападениях не только на прибрежные турецкие города и селения, но даже и на столицу могущественной тогда Оттоманской империи. Иначе говоря, казаки частично переносят борьбу не только на татарскую территорию, но и в стоявшую за спиной татар и поддерживающую их Турцию. Они сообщали московским пограничным властям о всем том, что узнавали что происходит у татар, в Азове, Турции и этим давали им возможность подготовиться к отражению татарских нападений. При возвращении татарских загонов с набега, а также во время своих походов они отбивали значительное количество русских полонняников, а затем на счет Войска отправляли их на место их жительства. Часто случалось, что нападения казаков на кочевья ушедших на Русь татар, срывалось все их предприятие. Совершенно же противодействовать татарским нападениям Донское Войско не могло из за своей малочисленности, но, тем не менее татарские отряды проходили на московскую «украйну» вне казачьих земель.

Таким образом боевую деятельность донских казаков против Крыма, Азова, Казыева улуса и Орды Большого Ногая и их «охоту за зипунами» нужно рассматривать не только как пограничные столкновения или изыскание средств к существованию, но как борьбу против остатков ТАТАРСКОГО ИГА и как подготовку к выходу Российского государства на южные моря. В данном случае казачество выполняло русскую национальную задачу, которую Московское Государство по разным причинам выполнить не могло.

Профессор Н.А. Смирнов («Россия и Турция в 16-17 вв.») пишет:

«... донские казаки должны рассматриваться как сила, способная препятствовать попыткам крымского хана, а затем и турецкого султана нападать на русские окраины. Можно смело говорить о том, что уже в 16-м веке донское казачество представляло серьезный барьер, своеобразный заслон против продвижения хана и султана...».

«Донские казаки сыграли определенную историческую и очень заметную роль в организации отпора турецкой экспансии 16-17 веках. Вот почему султанское правительство неоднократно и настойчиво, в течение ста с лишком лет требовало удаление казаков с Дона, выдвигая его в качестве важнейшего условия для поддержания добрососедских отношений…».

«Донские казаки не только честно и бескорыстно в течений двух веков выполняли роль охранителей русских рубежей, но своими активными военными действиями до известной степени парализовали значение Азова, этого передового форпоста турецкой агрессии. Крымский хан, которому султан поручил укреплять и поддерживать его власть на Северном Кавказе, был бы более активным, если бы на Дону не существовало донское казачество, мешавшее его связям с кавказскими народностями, с ногайцами, с Астраханью…».

От г-на Байкалова, обвиняющего огульно казачество в грабежах в любой момент его существования, очевидно ускользнуло это государственное значение боевой деятельности донских казаков на юге в ту эпоху. Руководствуясь личной неприязнью, или по каким то другим соображениям или задании, он, по-видимому, не счел нужным беспристрастно познакомиться с историей Дона и предпочел умолчать об этой оценке «грабительских» походов донского казачества, данной учеными историками мирового авторитета.

(Париж) Б. Богаевский

(Орган общеказачьей мысли журнал «Родимый край» № 22. Май-Июнь 1959 года. Издатель: Донское Войсковое Объединение. 230, Av. de la Division-Leclerc, 95-Montmorency, France. Страницы 11-15).

Разделы / Из казачьего зарубежья.