Open
Close

Кукольный театр. К Всемирному дню театра

Начну я с небольшого экскурса в историю.
Кукольный театр существует очень давно. Древние народы верили, что и на небе, и на земле, и под землей, и даже в воде живут разные боги, дьяволы и священные животные. Чтобы молиться этим богам, люди делали их изображения: больших и маленьких кукол из камня, глины, кости или дерева. Вокруг таких кукол плясали, носили их на носилках, возили на колесницах или на спинах слонов, а иногда устраивали всякие хитрые приспособления и заставляли кукол, изображавших богов, дьяволов или драконов, поднимать руки или лапы, открывать глаза, кивать головами, скалить зубы. Постепенно такие зрелища все больше и больше становились похожими на театральные представления.

На протяжении тысяч лет во всех странах мира с помощью кукол разыгрывались легенды о богах, демонах, оборотнях, джинах, а в средние века в европейских странах куклы изображали сотворение мира, Адама и Еву, чертей и ангелов, играли народные сказки и сатирические сценки, высмеивающие человеческие пороки: глупость, жадность, трусость.
Сейчас кукольные театры ставят народные сказки и пьесы, написанные драматургами. Большинство театров кукол играют для детей, но некоторые ставят представления и для взрослых, любящих кукольный театр не меньше, чем дети.
Кукольные театры первыми приобщают ребят к театральному искусству. Они не только приносят радость понимания искусства театра, но и воспитывают художественный вкус, учат пониманию окружающего мира.
А главные герои театра - это конечно куклы.
На первый взгляд все театральные куклы кажутся одинаковыми, а между тем они различны. Главное отличие - в их устройстве.

Бибабо

Простейшими являются перчаточные куклы, или бибабо. С перчаточными куклами многие из вас знакомы. Это известный Петрушка, различные зайчики, мишки, собачки, то есть все те куклы, которые надеваются на руку, как перчатка, только не на пять пальцев, а на три. Один палец вставляется в голову куклы, еще два - в рукава костюма, то есть в руки куклы.

Тростевые куклы

Тростевые куклы управляются специальными проволочками или палочками-тростями, которые можно маскировать в одежде кукол. Голова куклы насажена на специальный стержень - гапит, к нему к нему прикрепляются плечи и руки. По размеру тростевая кукла больше перчаточной. По своим пропорциям она напоминает человека. Тростевая кукла - самая распространенная в кукольном театре.

Марионетки

Наиболее сложная в изготовлении и управлении кукла - марионетка. Она управляется нитками или тонкими проволочками. В руке актера - вага (подвижный крестообразный держатель). На ней собраны нити, идущие к различным частям тела куклы. Актер попеременно дергает за нити, и кукла оживает.

В нашей стране куклы-марионетки не получили большого распространения. Кукольный театр марионеток работает в Тбилиси, в Ленинграде - театр кукол имени Е. С. Деммени, некоторые театры в своем репертуаре имеют один-два спектакля с куклами-марионетками. В Государственном театре кукол БССР с куклами-марионетками поставлен спектакль «Соловей» по сказке Андерсена.

Механические куклы

В кукольном театре используются также механические куклы. Они управляются с помощью различных механизмов: рычагов, резинок. Так делаются скачущие кони, марширующие солдаты, обезьяны, взбирающиеся на деревья.

Мимирующие куклы

Есть куклы из мягких материалов: трикотина, резины. Пальцы актера находятся в голове куклы, сжимаясь или распрямляясь, они придают лицу куклы различные выражения. Это - мимирующие куклы.

Теневые куклы

Теневая кукла - плоское изображение человека или животного, отбрасывающее тень на экран, который, собственно, и является сценой теневого театра. Театр теней широко распространен во многих странах Азии, где он носит пародийный характер.

Вертепные куклы

Для вертепных кукол существует кукольная техника особого рода - это куклы, закрепленные на штыре, выходящем снизу куклы как ручка - они проводятся по щелям в полу сцены. В вертепном ящике исстари играется только одна пьеса: Рождественская мистерия.

Эльфия Улисова
Кукольный театр - детям

Театр кукол ! Как много он значит для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Кукла может всё или почти всё. Она творит чудеса, веселит, обучает, развивает творчество дошкольников, корректирует их поведение. Как сделать, чтобы радость от общения с кукольным театром стала постоянной ? Ответ есть : нужно создать кукольный театр в детском саду . И он у нас есть. Уже много лет дети имеют возможность наслаждаться просмотром кукольных спектаклей , поставленных силами нашего коллектива педагогических работников.

Кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей применяется и художественное слово, и наглядный образ, и музыка. Умелое использование кукольного театра оказывает огромную помощь в умственном, нравственном, эстетическом воспитании дошкольников. Он им близок, понятен, доступен. Дети видят на ширме знакомые и любимые куклы, которые ожили, задвигались и заговорили. Однако нельзя рассматривать значение кукольного театра только как развлечение. В дошкольный период у ребят формируется отношение к окружающему миру, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы , доброты, правдивости, трудолюбия. Условность кукольного театра близка дошкольникам , потому что они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль, отвечают на вопросы кукол , выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный увлекательный мир, доставляя им огромную радость.

Подготовила : музыкальный руководитель МБДОУ №40/2 «Радость» Улисова Э. Б., г. Новочебоксарск.

Публикации по теме:

Жил на свете мальчик Тёма, который очень любил конфеты и всякие сладости. А ещё он очень не любил чистить зубы и никогда их не чистил. Была.

Кукольный театр для детей с ОВЗ КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР – особый вид театрального представления, в котором вместо актеров (или наряду с актерами) действуют куклы. Кукольный театр.

Значение кукольного театра для развития детей дошкольного возраста. Кукольный театр воздействует на маленьких зрителей целым комплексом.

Кукольный театр «Ёлка для зайчат» Кукольный театр «Ёлка для зайчат» Декорации: Ширма, украшенная под зимний лес; Елочка, установленная на ширме (подвижная); Игрушки (шарики,.

Кукольный театр на новый лад «Кошкин дом» Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети! Я к вам с вопросом – кто мне ответит? Огонь хорошо это, иль огонь – это плохо! Кто даст ответ.

С помощью этих героев можно обыграть несколько сказок: «Колобок», «Теремок», «Снегурушка и лиса» и др. Герои связаны крючком, вытянутыми.

Самым увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. Участвуя в театральных играх, дети становятся.

15 июля 2016 г. в нашем саду дети и взрослые решили отправиться в мир сказок. Сказка - это волшебный мир, в который мы часто окунаемся.

Кукольный театр - один из древнейших видов театра. В Египте женщины во время ритуалов носили куклу Осириса, царя загробного мира. И это можно считать первым явлением кукольного театра как искусства. В Древней Греции и Древнем Риме также существовали кукольные , но пришли они из далекой Древней Индии и Китая вместе со странствующими кукольниками. В 1636 году появился кукольный театр в России. Немного позже русский кукольный театр стал гастролировать на Украине и в Поволжье. В середине 18 века (1733 г) четыре театра кукол из итальянских комедиантов приехали в Россию по приглашению царицы Анны Ивановны и начали свои гастроли в Москве и Санкт-Петербурге.

Обрядово-ритуальный кукольный театр

Древнейшая форма кукольного театра, подразумевающая действо, происходящее с оттенком национальных традиций. Наиболее известны в этом отношении кукольные театры Востока: японский дзёрури, индонезийский ваянг, индийский и китайский кукольные театры. Крупнейший в Японии кукольный театр называется “Бунраку”. В нем показываются сценки в жанре дзёрури (драматическое речитативное пение). У нас и на европейских просторах известны обрядово-ритуальные театры:

  • “Эль Пасторес” (Каталония);
  • “Вертеп” (Украина, Россия);
  • “Батлейка” (Беларусь);
  • “Маланка” (Молдавия);
  • “Шопка” (Польша).

Самым уникальным кукольным театром является “Bread and Puppet” основанный в 1962 году в Нью-Йорке и действующий под руководством Питера Шумана. Театр расположен на большой ферме в Вермонте, где огромные куклы из папье-маше и картона разыгрывают спектакли с политическими комментариями, замаскированными персонажами, импровизированными танцами и в сопровождении духового оркестра. Название театра переводится как “Хлеб и Кукла”. Дело в том, что в начале каждого представления кукольники угощают своего зрителя свежеиспеченным хлебом с аиоли (соус из чеснока, оливкового масла, лимонного сока и яичных желтков) в целях создания духа единства зрителя и актеров. Угощение свежим хлебом является символом того, что искусство должно быть настолько приближено к жизни, насколько приближен к жизни хлеб.

Народные кукольные театры сатиры

Такие театры созданы бродячими актерами, в них высмеиваются злободневные ситуации, также для них характерно минимальное наличие декораций. Отличаются народный кукольный театр обязательным присутствием типизированного комического персонажа, именуемого в разных странах по-разному, но имеющего сходные черты: большая голова, крючкообразный нос, возможно с двумя или одним горбом спереди и сзади. В Германии его называют Гансвурст, во Франции - Полишинель, в России - это всем известный Петрушка.

Детский кукольный театр

Такой театр показывает в основном сказочные сюжеты, воспитывая и развлекая подрастающее поколение. Иногда сказочные спектакли адресованы взрослому зрителю (иносказательно-символистский театр), они вовлекают зрителя в игру с куклами (театр массовых праздников) или действуют в целях развития мелкой моторики у детей (лечебный театр).

Виды кукол

Кукольные театры можно классифицировать также по видам кукол и способам их управления. Самая главная классификация кукол сводится к трем видам: верховые (к ним относятся перчаточные, пальчиковые и тростевые), куклы-автоматы и напольные куклы (марионетки, куклы-великаны и планшетные).

Перчаточную куклу актер надевает на руку и управляет ей. Пальчиковые куклы тоже надеваются на руку (на пальцы) и в основном участвуют в камерных спектаклях. Тростевые куклы крепятся на трости к “плечам “ и управляются с помощью тростей. Плоские тростевые куклы изначально использовались в кукольных театрах Азии и Востока. Потом они получили широкое распространение в мире. Тростевые плоские куклы плотно прижимаются к полупрозрачному экрану, могут отбрасывать черно-белые и цветные тени в зависимости от окраса куклы. Марионетки управляются с помощью нитей, за которые актер дергает сверху. Название получили от фр. Marionette (маленькие фигурки, изображавшие деву Марию). Планшетные куклы - это большие куклы, которые “ходят” по полу вместе с актером. Куклы-великаны можно часто встретить на праздниках. Это не столько кукла, сколько сказочный цельный костюм с большой головой для актера. Кукла-автомат “оживает” с помощью механизма (рычагов, пружин, пара).

Приобщиться к прекрасному и таинственному в театре кукол можно в любой стране мира. Вот наиболее известные кукольные театры: “Либелуа” в Испании, “Бунраку” или “Авадзи” в Японии, “Вертеп” в Украине, также достаточно известны кукольные театры Англии, Чехии и Польши.

А здесь мы подготовили для вас еще больше интересных материалов!

Кукольный театр

Куклы и актёры-кукловоды

Теа́тр кукол - одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временнóго искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полу объёмными (барельефными или горельефными) и плоскими куклами (куклами-актёрами) Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими или механически-электрически-электронными устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры анимации.

Среди театров кукол различают три основных типа:

1. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций), управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой , но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.

2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток), управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.

3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находится за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки, управляемые сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами. Либо перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций. Как это происходит, например, в известной эстрадной миниатюре С. В. Образцова с кукольным малышом по имени Тяпа (перчаточная кукла надетой одну руку Образцова) и его отцом, роль которого играет сам Образцов.

В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил С. В. Образцов в той самой эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Но фактически подобные взаимодействия актёров-кукловодов и кукол-актёров привели к размыванию границ между кукольным и не кукольными видами пространственно - временно́го искусства. Профессиональные кукольники всё же призывают не злоупотреблять «третьим жанром», а использовать в основном выразительные средства, присущие театру кукол.

Следует отметить, что специфическая самобытность искусства театра кукол и в целом кукольного пространственно-временно́го искусства образуется не только и не столько благодаря куклам-актёрам, сколько в силу единой совокупности многих особенностей. Причём одни особенности свойственны кукольному искусству, а другие являются общими для кукольного искусства и всех или некоторых других видов пространственно-временно́го искусства. Например, такие общие особенности, как композиционное построение драматургической основы спектаклей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка (или финал без развязки). Кроме того, широко используются общие жанры, реалистические и художественно-условные формы, пантомимический и не пантомимический варианты сценических действий и т. д. и т. п.

История

Искусство кукольников очень старое - в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте , во время которых женщины носили куклу Озириса . В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма . Истоки кукольного театра - в языческих обрядах, играх с овеществлёнными символами богов. Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота , Ксенофонта , Аристотеля , Горация , Марка Аврелия , Апулея . Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими группами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая. (О.Цехновицер, И.Еремин. Театр Петрушки. - Москва-Ленинград.: «Госиздат», 1927 г.)

История театра кукол в России

Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом , зафиксировано немецким путешественником Адамом Олеарием .

В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников: одна труппа проехала по городам Украины, а вторая по волжским городам до Астрахани . В 1733 году , по приглашению Анны Ивановны в Москве и Санкт-Петербурге работали четыре кукольных театра из числа итальянских комедиантов, приехавших в составе труппы комедии дель арте .

Одним из самых известных кукольных театров России является .

Виды театров кукол

Кукла-марионетка

Многообразие форм представления в кукольном театре определяется разнообразием видов кукол и их систем управления. Различают куклы-марионетки, тростевые, перчаточные, планшетные. Куклы могут иметь размер от нескольких сантиметров до 2-3 метров.

Различие в формах представлений обуславливается чаще всего национальными традициями страны, задачами которые поставлены перед актёрами режиссёром-постановщиком спектакля, а также взаимосвязью кукол и актёров с художественным оформлением спектакля.

Способность отражать яркие черты характера человека, убедительность иносказания, образная нарицательность характерные для искусства кукольного театра определяют в репертуаре театров кукол сатирических , а в ряде стран Юго-Восточной Азии героико-патетических представлений.

Вертеп

Традиционное украинское рождественское кукольное представление, разыгрываемое в двухэтажном вертепном ящике, где на верхнем уровне изображалась история рождения Христа, а на нижнем - сцены из народной жизни. Первыми вертепниками были бурсаки-семинаристы. Аналоги вертепа в Польше - одноэтажная шопка, в Беларуси - трёхэтажная батлейка. Слово «вертеп» означает пещеру, в которой родился Иисус Христос.

Театры кукол Юго-Восточной Азии

Техника кукольного театра

  • Ва́га - приспособление для управления куклой-марионеткой.

Виды кукол

  • Марионетка (в том числе штоковая)
  • Кукла на вертикальном гапите
  • Кукла на горизонтальном гапите
  • Гапитно-тростевая кукла
  • Кукла на тростях
  • Пятачковая кукла
  • Вертепная
  • Планшетная (выводная) кукла
  • Мимирующая
  • Кукла театра теней (в том числе яванская)
  • Ростовая кукла

В настоящее время особой популярностью в США пользуются мимирующие куклы, на Украине - пятачковые петрушки и вертепные, в Европе - марионетки. Использование выводной куклы в среде профессионалов не приветствуется.(?)

Крупнейшие театры кукол

Россия

  • Одним из самых известных кукольных театров является Государственный Академический Центральный театр кукол им. С. В. Образцова
  • Московский сказочный театр
  • Нижегородский государственный академический театр кукол (один из двух академических театров кукол в России)
  • Ярославский театр кукол

Украина

На Украине развивается академическая театральная школа:

Также набраны курсы в других университетах, например, во Львове .

Западная Европа

Театр кукол в психологии

В 1990-х годах И. Я. Медведева и Т. Л. Шишова создали методику психологической коррекции, названной «драматической психоэлевацией», рассчитанную на детей с трудностями поведения и общения. Главный инструмент этой методики - кукольный театр.

Примечания

Литература

  • Перетц В. Н. Кукольный театр на Руси (Исторический очерк) // Ежегодник императорских театров. - Приложения. - Кн. 1. - Спб., 1895. - С. 85-185.
  • Шафранюк В. А. Кукольное пространственно-временное искусство

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

История кукольных театров

Кукольный театр уходит своей историей в далекие от нас времена. Древние люди верили в различных богов, дьяволов и священных животных. Для вознесения молитвы этим богам, люди начали делать их изображения. Это были куклы из камня, глины, кости, дерева разных размеров. Вокруг них устраивали пляски, носили их на носилках, возили на спинах слонов и колесницах. Впоследствии, за счет различных приспособлений, заставляли кукол, изображавших предмет поклонения, поднимать руки или лапы, открывать и закрывать глаза, кивать головами и скалить зубы. Постепенно данные зрелища становились похожими на современные театральные представления. С помощью кукол разыгрывались легенды, проигрывали народные сказки и сатирические сценки, в европейских странах в средние века куклы изображали сотворение мира.

На Руси не было государственных кукольных театров. Бродячие кукольники давали маленькие представления на ярмарках, в городских дворах, на бульварах. Под громкие звуки шарманки кукольник показывал из-за маленькой ширмы небольшую историю про Петрушку. Жизнь народных кукольников была тяжелой и мало чем отличалась от жизни обычных нищих. После представления актер-кукольник снимал свою шапку и протягивал ее зрителям, чтобы желающие бросали в нее медные копейки.

Куклы, похожие на русского Петрушку были и в других странах. Все они изображали длинноносого, крикливого забияку. Они носили разные имена, например, в Англии куклу звали Панч, а во Франции это был Полишинель, Пульчинелла в Италии, два героя в Германии - это Кашперле и Гансвурст, в Турции забияку звали Карагёз, а в Чехословакии - Кашпарек.

Виды кукол

В современном мире кукольные театры есть почти во всех странах. В них используют для представлений три вида кукол:

  • куклы, приводящиеся в движение нитками;
  • куклы, надевающиеся на руку;
  • куклы на тростях.

При использовании кукол на нитках актер-кукловод располагается на возвышении позади сцены и держит в руках вагу.

Определение 1

Вага - специальное устройство, состоящее из двух-трех перекрещивающихся палочек с прикрепленными к ним нитями.

При этом нижние концы ниток соединены с куклой в районе головы и спины, привязаны к ее рукам, плечам, коленкам и ступням ног. У куклы обычно бывает $10-20$ нитей, но иногда их количество доходит до $40$ ниток. При раскачивании палочки, от которой нити идут к коленям куклы, она начинает двигать ногами, ходить и даже танцевать. При натяжении нитки, прикрепленной к спине, кукла выполняет поклон. Куклы такой системы еще называются марионетками, что не совсем верно, потому что так принято называть любую театральную куклу во многих странах. Правильнее этих кукол называть - куклы на нитках.

Еще одна система кукол – это куклы, которые надеваются на руку, как перчатки. При этом голова куклы надевается на указательный палец, одна рука - на средний, а другая рука - на большой палец. Таких кукол часто называют в нашей стране петрушками, что также не совсем верно, так как куклы этой системы есть в разных странах. Правильное их название –перчаточные куклы или куклы на пальцах.

Куклами на тростях актер-кукловод играет из-за ширмы. Такую куклу держат за центральную палку, проходящую через всю куклу. К палке крепятся голова и плечи куклы. Актер управляет руками куклы при помощи тонких палочек-тростей, которые крепятся к локтям или кистям куклы. Палочки невидимы зрителям, они скрыты в одежде игрушки.

Куклы на нитках и перчаточные куклы на пальцах много сотен лет существуют практически во всех странах. Куклы на тростях до начала $20 века$ существовали только на Востоке, преимущественно в Китае и Индонезии. В России куклы на трости появились впервые у кукольников-художников Ефимовых.

Современные кукольные театры

Замечание 1

Государственные кукольные театры в России были созданы только после революции $1917 года.$

В кукольных театрах ставят народные сказки, а также пьесы, написанные драматургами. Большинство кукольных театров играют для детей, но в некоторых ставятся представления для взрослых, которые любят кукольный театр не меньше детей.

Кукольные театры – первая ступень в приобщении детей к театральному искусству. Они не просто дарят радость, учат понимать искусство театра, формируют художественный вкус, учат восприятию окружающего мира.