Open
Close

Мастер монументальной скульптуры. Михаил константинович аникушин

Творчество М. К. Аникушина, мастера станковой и монументальной скульптуры, явилось одной из вершин отечественного искусства второй половины XX в. Его художническая натура отличалась противоречивостью: отмеченный высокими званиями и наградами государства, он выделялся среди своих коллег подлинной демократичностью; тяготея к монументальному искусству, он вместе с- тем проявлял острый интерес к тонкостям человеческого характера и психологии. Сложность личности художника отразилась равно и на его творчестве и на его напряженной общественной работе и имела своим следствием полярную противоположность в оценках его произведений.

Аникушин родился в многодетной семье рабочего-паркетчика. Подростком, в 1931 г., он начал заниматься в скульптурной студии в Москве под руководством Г. А. Козлова, который познакомил будущего скульптора с традициями русской реалистической школы XIX в. В 1935 г. Аникушин едет в Ленинград и поступает на подготовительные курсы ИЖСА к В. С. Богатыреву. В 1937 г. он уже студент первого курса скульптурного факультета, где учится у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева. Матвеев стремился научить своих студентов творчески интерпретировать натуру, ставил задачу живого пластического поиска. Стиль выдающегося мастера наложил отпечаток па раннее творчество Аникушина, однако не стал определяющим:

В своем искусстве молодой скульптор не порывал связи с материальной видимостью внешнего мира, в то время как представители так называемой матвеевской школы стремились к предельному пластическому обобщению, преобразующему натуру в отвлеченную художественную форму. Но Аникушин перенял у учителя главное: уже в его студенческих работах "Девочка с козленком", "Пионерка с венком" (обе 1937) сказывается умение цельно видеть натуру и воплощать свое видение в ярком пластическом образе. Учебу в институте прервала война. С первых ее дней художник уходит в ополчение, а с ноября 1941 г. становится в ряды Красной Армии.

Только после победы Аникушин возвращается в Ленинград. Отныне вся жизнь и творчество его будут неразрывно связаны с городом на Неве. В 1947 г. Аникушин защищает дипломную работу "Воин-Победитель". Лишенная внешней экспрессии, скульптура выполнена в лаконичной манере, определяющей творчество художника 1940-60-х гг. Внутренняя энергия потенциального движения скрывается за внешней статичностью, отсутствие детализации компенсируется философским обобщением и глубоким психологизмом. Эти черты проявились и в портретной скульптуре Аникушина: "Портрет матери", "Портрет П. А. Куприянова" (обе 1948), "Египтянин", "Юноша из Судана" (обе 1957), "Портрет О. Е. Усовой" (1961), "Портрет академика А. Ф. Иоффе" (1964) и др. Напряженно-сдержанный почерк мастера узнается в его монументальной скульптуре этого времени: памятники А. И. .Воейкову (1957), В. М. Бехтереву (1960), Ю. М. Юрьеву (1961), П. А. Куприянову (1968). Следует отметить и работы в области мемориальной пластики - надгробия Е. П. Корчагиной-Александровской (1958) и Р. М. Глиэру (1960).

Поисками нового, нетрадиционного решения отмечена работа Аникушина над образом В. И. Ленина (портреты, эскизы памятников). Уходя от привычных стандартов, скульптор старается показать вождя в действии, в активном движении. Завершением этой темы стал памятник на Московской площади в Ленинграде (1970).

Стремление художника к динамической выразительности проявилось в работе над одним из главных творений его жизни - памятником А. С. Пушкину на площади Ис кусств в Ленинграде (1957). К пушкинской теме Аникушин обратился в 1940-е гг., после того как состоялись первые, не увенчавшиеся успехом туры всесоюзного конкурса на лучший проект памятника поэту. В 1949 г. скульптор представил свой эскиз на IV открытом туре конкурса, в котором стал победителем. Во время работы над окончательным проектом памятника он создал большое число скульптурных и графических портретов Пушкина, а также фигурные композиции для Московского университета (1953) и для станции Ленинградского метрополитена "Пушкинская" (1955). В итоге скульптор остановился на варианте, наиболее точно передающем состояние творческого порыва и вдохновения. Аникушину блестяще удалось воплотить образ Пушкина-пола, творца. Памятник удивительно гармонично вписался в архитектурный ансамбль старинной площади.

Мастер непрерывно развивает пушкинскую тему и в дальнейшем - ведется работа над памятником поэту для Гурзуфа (эскизы, 1960, 1972, памятник не установлен), Ташкента (1974), над статуей для станции метро "Черная речка" в Ленинграде (1982), бюстами для Кишинева (1970), Пятигорска (1982) и др.

В творчестве Аникушина 1970-80-х гг. доминирует экспрессивная манера: художник теперь предпочитает изображать не сложное состояние перехода от углубленного самосозерцания к действию, а само движение, страстный порыв. В портретах наблюдается подчеркнутая индивидуализация характера. Эта тенденция отчетливо выразилась в монументальном барельефе "Победа" для Большого концертного зала "Октябрьский" в Ленинграде (1967), в надгробии Н. К. Черкасову (1974), в "Портрете Г. С. Улановой" (1981) и особенно остро - в работе над памятником "Героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны", установленным на площади Победы (1975). Еще в начале 1960-х гг. мастер приступил к работе над сложной композицией, состоявшей из нескольких скульптурных групп. Экспрессивный характер пластики Аникушина виден уже в многочисленных эскизах к памятнику, в котором проявилась главная направленность творчества художника-выражение типических черт эпохи через раскрытие характеров отдельных персонажей. В этом цикле во всю мощь прозвучал гуманистический пафос искусства Аникушина.

Иное воплощение нашли эти устремления художника в работе над образом А. П. Чехова для памятника в Москве. Итогом многолетних поисков стала галерея рисунков, портретов А. П. Чехова и И. И. Левитана, - первоначально мастер задумывал памятник как парную композицию (эскиз "А. П. Чехов и И. И. Левитан", 1961). Сдержанный, но выразительный по пластике образ Чехова отличается внутренним трагизмом. Работа над памятником Чехову явилась своеобразным продолжением пушкинского цикла, его драматическим развитием. Оба великих русских писателя волновали творческое воображение мастера до последних дней его жизни.

Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств в Санкт-Петербурге. 1957. Бронза, гранит


Памятник В. М. Бехтереву на улице Бехтерева в Санкт-Петербурге. 1960. Бронза, гранит


Группа «Солдаты». Монумент «Героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны». 1975. Бронза, гранит


Группа «Победители». Монумент «Героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны». 1975. Бронза, гранит

Михаил Константинович Аникушин - великий российский скульптор и ваятель, автор многих грандиозных величественных монументов. За свои значительные титанические труды он был награжден многими орденами, медалями и премиями.

Кем же он был - Михаил Аникушин, биография которого интригует каждого, кто хоть раз смотрел на его гениальные творения?

Давайте приоткроем завесу не только его жизни, творческой деятельности и созидательных исканий.

Детство будущего мастера

Аникушин - скульптор талантливый и скрупулезный. Родился будущий на рубеже двух революций - осенью 1917 года, в Москве, в семье отставного военного, работающего паркетчиком.

Многодетная семья жила небогато, так как родители являлись простыми тружениками. Поэтому с нуждой и лишениями маленький Миша столкнулся с детства.

Это было непростое время, время нищеты и нестабильности, кровожадной братоубийственной войны и грозных политических преобразований.

Осознавал ли Михаил Константинович то, что родился в сложное эпохальное время? Вряд ли.

Родители делали все возможное, чтобы дети чувствовали себя защищенными и огражденными среди жизненных бурь и политических невзгод. Первые годы своей жизни маленький Миша проводил в селе, где ничто не омрачало его взросления.

Бескрайние степи и просторы, живописные горизонты, добродушные трудящиеся односельчане, диковинные домашние животные - все это было ново, интересно и занимательно для любопытного ребенка.

Пробуждение таланта

По мере взросления мальчик больше вникал в происходящее, любил наблюдать за окружающим миром, делать что-то своими руками. Он хотел изображать все, что видел, - лепил животных и людей, вырезал, выстругивал и выпиливал.

Талант ваятеля проснулся в Михаиле довольно рано, поэтому родители, заметив неуклюжие и нескладные фигурки сына, решили целенаправленно развивать его способности и дарования.

Подростком мальчика отдают в столичную скульптурную студию при Доме пионеров, где он обучался монументальному изобразительному искусству.

Козлов Г. А. - первый учитель Аникушина. Он углубляет его знания о технике лепки, знакомит с традициями скульпторов-реалистов девятнадцатого века, помогает улучшить прикладные художественные навыки и умения.

После окончания школы Михаил Константинович Аникушин собирается поступать в престижный скульпторский вуз и едет в Ленинград.

Но там происходит неприятная ситуация.

Поступление в Академию художеств

Оказывается, документы, которые послал юноша в Академию художеств, потерялись по дороге. Молодого незнакомого паренька категорически не хотели допускать к экзаменам. И тогда на помощь пришел наставник из Москвы. Он послал руководству вуза срочную телеграмму с просьбой о зачислении юноши, коротко поведав о его феноменальном таланте и необычайном мастерстве.

Если бы не заступничество Козлова, возможно, Михаил так и не поступил бы в университет, и тогда Аникушин-скульптор не состоялся бы в самом начале. Мир не увидел бы его великих грандиозных творений, и российское искусство стало бы намного беднее.

Итак, молодого москвича зачисляют на подготовительные курсы при Академии. Через два года Михаил становится полноправным студентом вуза, поступив на первый курс скульптурного отделения.

Обучение

Чему научился в Академии Аникушин? Скульптор Матвеев - один из преподавателей Михаила, известный и мастеровой ваятель, - научил одаренного студента глубоко анализировать и творчески передавать натуру. И хотя Матвеев настаивал на пластическом обобщении и художественном отвлечении образа, юный Аникушин выработал свой индивидуальный почерк, не похожий на почерк наставника. Он гармонично соединяет в своих скульптурах яркий пластический образ произведения и материальную явственность внешнего мира.

Обучаясь в академии, Аникушин создает свои первые приметные работы - это целая серия фигурок детей, таких как “Пионерка с венком” и “Девочка с козленком”, а также ряд небольших скульптурок рабочих на производстве, навеянных посещением производственных заводов и фабрик страны.

Великая Отечественная война

Однако сразу же приступить к творческой деятельности одаренному начинающему мастеру не удалось. Началась Великая Отечественная война. Аникушин добровольцем отправляется на фронт, где служит в противотанковых войсках.

Впечатления и ощущения, которые молодой солдат испытал на фронте, отразились на его дальнейшей скульптурной работе. Познав войну изнутри, не по книгам и рассказам очевидцев, а по личным действиям и размышлениям, Михаил Константинович смог отразить в своих произведениях небывалую силу и мужество воинов-освободителей.

После Великой победы Аникушин создает ряд скульптур, посвященных военной тематике (это и общественные памятники, и отдельные портреты), в которых лаконично и просто, без ненужных детализаций и экспрессий, передает внутреннюю силу и энергию изображенных объектов.

Например, его бессмертный мемориал “Героическим защитникам Ленинграда”, посвященный доблестному подвигу ленинградцев в трагическое время блокады.

Недаром на монументе изображены не только солдаты и офицеры, но и гражданские - рабочие, женщины и дети, которые своими жизнями прикрывали и оберегали тыл советских военных.

Скульптуры писателей

Михаил Константинович Аникушин - скульптор разноплановый и самобытный. В своем творчестве он не ограничивался единственной выбранной тематикой, никому не подражал и не копировал чужой стиль.

Аникушин любил творить в разных жанрах и направлениях, вырабатывая свой собственный, непревзойденный и выразительный почерк.

Всю свою жизнь он с удовольствием работал над скульптурами писателей. Литература и ее деятели всегда волновали воображение ваятеля. Он видел писателей не только романтичными и мечтательными, не только восторженными и мятущимися, но и сильными духом, крепкими телом, имеющими глубокий внутренний стержень.

Такими перед нами предстают Пушкин и Чехов, увековеченные крепкой уверенной рукой мастера.

Аникушин разработал и создал целый цикл пушкинских скульптур. Это были и памятники, и бюсты, и статуи.

К каждому творению скульптор подходил индивидуально, глубоко размышляя не только над тем, как передать своеобразный характер поэта, но и над тем, как впишется монументальное произведение в обрамляющее его окружение - пейзажи, городские постройки, автомагистрали.

Тридцатилетний труд

Среди величественных и глубоких произведений Аникушина стоит выделить и памятник Чехову, установленный в столице Российской Федерации.

Михаил Константинович долго размышлял над тем, как неповторимо и оригинально передать своим ваянием непревзойденный талант и духовный потенциал своего любимого писателя.

Аникушин решил создать двойной памятник, изобразив две фигуры - писателя и его друга Левитана. Скульптора всегда привлекали отношения этих великих одаренных людей, представителей интеллигенции девятнадцатого века.

Однако эскиз памятника не прошел по конкурсу, и на некоторое время Михаил Константинович отложил работу над ним.

Лишь спустя тридцать лет он представил общественности новую, переделанную скульптуру.

Памятник Чехову поражал своей неординарностью и самобытностью. Это был не тот Чехов, которого привыкли видеть столичные обыватели: в пенсне, с тросточкой и бородкой.

Под умелыми пальцами Аникушина Антон Павлович предстал как неуловимая и в то же время гениальная личность, гармонично сочетавшая в себе благородство и талант, трагизм и лихую удаль.

Общественно-политические скульптуры

Среди других произведений Аникушина обязательно необходимо упомянуть о его скульптуре, подаренной Советским Союзом японскому городу-побратиму Нагасаки. Композиция “Мир” представляет двух держащихся за руки девочек. Они кружатся, словно в танце, символизируя радость, мир и единство.

Скульптура проста и непретенциозна, однако ярко отражает задумку ваятеля об искреннем содружестве между разными народами.

Другими общественно-политическими изваяниями Михаила Константиновича были памятники вождю пролетариата, столь распространенные в советскую эпоху.

И хотя такие скульптуры воздвигались уже шаблонно и мимоходом, Аникушин внес в статую вождя свое индивидуальное видение и персональное воззрение.

Памятник Ленину на Московской площади вмещает в себя всю глубину и экспрессивность личности Владимира Ильича, его волю, энергию и непоколебимость. Интересно, что скульптура не застыла в привычной для нас стандартной позе. Напротив, Ленин передан в движении и в действии, что указывает на его деятельную натуру и на то влияние, которое он оказал на историю всей России.

Примечательно, что с разных сторон фигура выглядит по-разному. Это говорит о редкостном исключительном стиле ваятеля, способном передавать простое ярко и многообразно.

Признание

За свою важную деятельность и значительный вклад в культурную жизнь родного города Аникушин получил заслуженное звание “Почетный гражданин Санкт-Петербурга”, а также множество наград, премий и общественных титулов. В его честь названы школа, сквер и даже планета.

Умер великий скульптор весной 1997 года.

Учёба: Стиль: Покровители: Влияние:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Влияние на:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Награды:
Орден Ленина - 1977 Орден Ленина - 1967 Орден Октябрьской Революции Орден Отечественной войны II степени - 1985
Орден Трудового Красного Знамени - 1987 Орден Дружбы народов - 1992

: неверное или отсутствующее изображение

40px
Звания: Премии: Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина () Сайт:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Подпись:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Михаи́л Константи́нович Анику́шин ( -) - советский и российский скульптор .

Биография

Михаил Аникушин родился 19 сентября (2 октября) 1917 года в Москве, в семье рабочего.

  • - - у В. С. Богатырёва в подготовительных классах при Всероссийской Академии художеств.
  • - - учился в СХШ при В. А. Х. , у Г. А. Шульца .
  • - и - - у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева в Институте живописи, скульптуры и архитектуры.

Одна из наиболее известных работ скульптора - памятник А. С. Пушкину , установленный в 1957 году в Ленинграде .

Аникушин - представитель классической, традиционалистской школы, автор ряда известных изображений А. С. Пушкина .

Ошибка создания миниатюры: Файл не найден

Могила М. К. Аникушина на Литераторских мостках в Санкт-Петербурге.

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда ().
  • два ордена Ленина ( , 30.9.)
  • орден Отечественной войны II степени (11.3.)
  • орден Трудового Красного Знамени (1.10.)
  • орден Дружбы народов (28.9.)
  • медали
  • Ленинская премия (1958) - за памятник А. С. Пушкину в Ленинграде на площади Искусств
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1986) - за серию скульптурных портретов «Наш современник»: «Ткачиха В. Н. Голубева », «Рабочий В. С. Чичеров », «Балерина Г. С. Уланова », «Композитор Г. В. Свиридов »
  • народный художник СССР ()
  • Почетный доктор СПбГУП с 1994 года

Семья

  • Жена - Мария Тимофеевна Литовченко (1917-2003) - скульптор, член-корреспондент Российской академии художеств , народный художник Российской Федерации .

Память

Основные работы

  • «Воин-победитель» (дипломная работа, 1947)
  • Памятник А. С. Пушкину (сидящая фигура на станции метро «Пушкинская» в Ленинграде , 1954)
  • Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств в Ленинграде (бронза, гранит, 1949-1957; арх. Петров В. А. ; открыт в 1957 г.)
  • Памятник А. С. Пушкину в Ташкенте (1974)
  • Портрет В. М. Бехтерева (1960)
  • Портрет артиста Ю. М. Юрьева , бронза, гранит, 1961; некрополь Александро-Невской лавры
  • Портрет космонавта Г. С. Титова (1961)
  • Памятник В. И. Ленину на Московской площади в Ленинграде (1970, арх. В. А. Каменский)
  • Памятник В. И. Ленину в г. Турку , Финляндия (1977)
  • Портрет генерального авиаконструктора А. С. Яковлева (1975)
  • Мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» (открыт в 1975, архитекторы В. А. Каменский и С. Б. Сперанский)
  • Портрет композитора Г. В. Свиридова (1980)
  • Портрет артиста Н. К. Черкасова (1975) некрополь Александро-Невской лавры
  • Памятник на могиле Р. М. Глиэра на Новодевичьем кладбище в Москве
  • Бюст конструктора Н. Д. Кузнецова , установлен 19 августа 1986 года в Сквере имени Кузнецова в Самаре .
  • Памятник А. С. Пушкину (станция метро «Черная речка» (Санкт-Петербург) 1982)
  • Композиция «Мир» в парке Мира Нагасаки .
  • Памятник Г. С. Улановой в Московском парке Победы (открыт 30 мая 1984 года).
  • Памятник В. И. Ленину на центральной площади г. Находка (12 июля 1984 года).
  • Памятники А. С. Пушкину (1993 год) и М. И. Кутузову (1995 год) в Калининграде .
  • . Трёхметровая бронзовая фигура писателя, это первая работа скульптора, посвященная Чехову.

См. также

Напишите отзыв о статье "Аникушин, Михаил Константинович"

Примечания

Литература

  • Прибульская Г. И. Аникушин / Фотографии В. В. Стрекалова. - Л.; М.: Искусство, 1961. - 48, с. - 20 000 экз. (обл.)
  • Алянский Ю. Л. В мастерской на Петроградской стороне (М. К. Аникушин). - М .: Советский художник , 1985. - 144 с. - (Рассказы о художниках). - 35 000 экз. (обл.)
  • «Советская скульптура». Выставка новых поступлений. Государственный Русский музей. - Л. 1989. - С. 18.
  • Кривдина, О. А. Аникушин Михаил Константинович //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941-1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников - ветераны Великой Отечественной войны. Кн.1. СПб: Петрополис, 2014. С.40-44.

Ссылки

Ошибка Lua в Модуль:External_links на строке 245: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Отрывок, характеризующий Аникушин, Михаил Константинович

Так спокойно в каждодневных заботах проходили дни, а за ними недели. Бабушка, к тому времени, уже вернулась из госпиталя и, к своему великому удивлению, нашла дома новоиспечённую невестку... И так как что-то менять было уже поздно, то они просто старались узнать друг друга получше, избегая нежелательных конфликтов (которые неизбежно появляются при любом новом, слишком близком знакомстве). Точнее, они просто друг к другу «притирались», стараясь честно обходить любые возможные «подводные рифы»... Мне всегда было искренне жаль, что мама с бабушкой никогда друг друга так и не полюбили... Они обе были (вернее, мама всё ещё есть) прекрасными людьми, и я очень их обоих любила. Но если бабушка, всю проведённую вместе жизнь как-то старалась к маме приспособиться, то мама – наоборот, под конец бабушкиной жизни, иногда слишком открыто показывала ей своё раздражение, что меня глубоко ранило, так как я была сильно к ним обоим привязана и очень не любила попадать, как говорится, «между двух огней» или насильно принимать чью-нибудь сторону. Я никогда так и не смогла понять, что вызывало между этими двумя чудесными женщинами эту постоянную «тихую» войну, но видимо для того были какие-то очень веские причины или, возможно, мои бедные мама и бабушка просто были по-настоящему «несовместимы», как это бывает довольно часто с живущими вместе чужими людьми. Так или иначе, было очень жаль, потому что, в общем, это была очень дружная и верная семья, в которой все стояли друг за друга горой, и каждую неприятность или беду переживали вместе.
Но вернёмся в те дни, когда всё это только ещё начиналось, и когда каждый член этой новой семьи честно старался «жить дружно», не создавая остальным никаких неприятностей... Дедушка уже тоже находился дома, но его здоровье, к большому сожалению всех остальных, после проведённых в заключении дней, резко ухудшилось. Видимо, включая и проведённые в Сибири тяжёлые дни, все долгие мытарства Серёгиных по незнакомым городам не пожалели бедного, истерзанного жизнью дедушкиного сердечка – у него начались повторяющиеся микроинфаркты...
Мама с ним очень подружилась и старалась, как могла, помочь ему как можно скорее забыть всё плохое, хотя у неё самой время было очень и очень непростое. За прошедшие месяцы она сумела сдать подготовительные и вступительные экзамены в медицинский институт. Но, к её большому сожалению, её давней мечте не суждено было сбыться по той простой причине, что за институт в то время в Литве ещё нужно было платить, а в маминой семье (в которой было девять детей) не хватало на это финансов... В тот же год от, несколько лет назад случившегося, сильнейшего нервного потрясения, умерла её ещё совсем молодая мама – моя бабушка с маминой стороны, которую я также никогда не увидела. Она заболела во время войны, в тот день, когда узнала, что в пионерском лагере, в приморском городке Паланге, была сильная бомбардировка, и все, оставшиеся в живых, дети были увезены неизвестно куда... А среди этих детей находился и её сын, самый младший и любимый из всех девяти детей. Через несколько лет он вернулся, но бабушке это, к сожалению, помочь уже не могло. И в первый год маминой с папой совместной жизни, она медленно угасла... У маминого папы – моего дедушки – на руках осталась большая семья, из которой только одна мамина сестра – Домицела – была в то время замужем.
А дедушка «бизнесменом», к сожалению, был абсолютно катастрофическим... И очень скоро шерстяная фабрика, которой он, с бабушкиной «лёгкой руки», владел, была пущена в продажу за долги, а бабушкины родители больше ему помочь не захотели, так как это уже был третий раз, когда дедушка всё, ими подаренное имущество, полностью терял.
Моя бабушка (мамина мама) происходила из очень богатой литовской дворянской семьи Митрулявичусов, у которых, даже после «раскулачивания», оставалось немало земель. Поэтому, когда моя бабушка (вопреки воле родителей) вышла замуж за дедушку, у которого ничего не было, её родители (чтобы не ударить лицом в грязь) подарили им большую ферму и красивый, просторный дом... который, через какое-то время, дедушка, благодаря своим великим «коммерческим» способностям, потерял. Но так как в то время у них уже было пятеро детей, то естественно, бабушкины родители не могли остаться в стороне и отдали им вторую ферму, но с уже меньшим и не таким красивым домом. И опять же, к большому сожалению всей семьи, очень скоро второго «подарка» тоже не стало... Следующей и последней помощью терпеливых родителей моей бабушки стала маленькая шерстяная фабрика, которая была великолепно обустроена и, при правильном пользовании, могла приносить очень хороший доход, позволяя всей бабушкиной семье безбедно жить. Но дедушка, после всех пережитых жизненных передряг, к этому времени уже баловался «крепкими» напитками, поэтому почти полного разорения семьи не пришлось слишком долго ждать...
Именно такая нерадивая «хозяйственность» моего деда и поставила всю его семью в очень трудное финансовое положение, когда все дети уже должны были работать и содержать себя сами, больше не думая об учёбе в высших школах или институтах. И именно поэтому, похоронив свои мечты стать в один прекрасный день врачом, моя мама, не слишком выбирая, пошла работать на почтамт, просто потому, что там оказалось на тот момент свободное место. Так, без особых (хороших или плохих) «приключений», в простых повседневных заботах и протекала какое-то время жизнь молодой и «старой» семьи Серёгиных.
Прошёл уже почти год. Мама была беременна и вот-вот ожидала своего первенца. Папа буквально «летал» от счастья, и всем твердил, что у него обязательно будет сын. И он оказался прав – у них действительно родился мальчик... Но при таких ужасающих обстоятельствах, которые не смогло бы измыслить даже самое больное воображение...
Маму увезли в больницу в один из рождественских дней, буквально перед самым новым годом. Дома, конечно же, волновались, но никто не ожидал никаких негативных последствий, так как мама была молодой, сильной женщиной, с прекрасно развитым телом спортсменки (она с детства активно занималась гимнастикой) и, по всем общим понятиям, роды должна была перенести легко. Но кому-то там, «высоко», по каким-то неизвестным причинам, видимо очень не хотелось, чтобы у мамы родился ребёнок... И то, о чём я расскажу дальше, не укладывается ни в какие рамки человеколюбия или врачебной клятвы и чести. Дежуривший в ту ночь врач Ремейка, увидев, что роды у мамы вдруг опасно «застопорились» и маме становится всё тяжелее, решил вызвать главного хирурга Алитусской больницы, доктора Ингелявичуса... которого в ту ночь пришлось вытащить прямо из-за праздничного стола. Естественно, доктор оказался «не совсем трезвым» и, наскоро осмотрев маму, сразу же сказал: «Резать!», видимо желая поскорее вернуться к так поспешно оставленному «столу». Никто из врачей не захотел ему перечить, и маму тут же подготовили к операции. И вот тут-то началось самое «интересное», от которого, слушая сегодня мамин рассказ, у меня встали на голове дыбом мои длинные волосы....
Ингелявичус начал операцию, и разрезав маму... оставил её на операционном столе!.. Мама была под наркозом и не знала, что в тот момент вокруг неё происходило. Но, как рассказала ей позже присутствовавшая при операции медсестра, доктор был «срочно» вызван на какой-то «экстренный случай» и исчез, оставив маму разрезанной на операционном столе... Спрашивается, какой же для хирурга мог быть более «экстренный» случай, чем две жизни, полностью от него зависевшие, и так просто оставленные на произвол судьбы?!. Но это было ещё не всё. Буквально через несколько секунд, медсестра, ассистировавшая на операции, была тоже вызвана из операционной, под предлогом «необходимости» помощи хирургу. А когда она категорически отказалась, сказав, что у неё на столе лежит «разрезанный» человек, ей ответили, что они сейчас же пришлют туда «кого-то другого». Но никто другой, к сожалению, так никогда туда и не пришёл...
Мама очнулась от зверской боли и, сделав резкое движение, упала с операционного стола, потеряв сознание от болевого шока. Когда же, та же самая медсестра, вернувшись оттуда, куда её посылали, зашла в операционную, проверить всё ли там в порядке, она застыла в полном шоке – мама, истекая кровью, лежала на полу с вывалившимся наружу ребёнком... Новорождённый был мёртв, мама тоже умирала...
Это было страшное преступление. Это было самое настоящее убийство, за которое должны были нести ответственность те, которые такое сотворили. Но, что было совсем уже невероятно – как бы не старались после мой папа и его семья призвать к ответственности хирурга Ингелявичуса, у них ничего не получалось. В больнице сказали, что это не была его вина, так как он был срочно вызван на «экстренную операцию» в той же самой больнице. Это был абсурд. Но сколько бы папа не бился, всё было тщётно, И под конец, по просьбе мамы, он оставил в покое «убийц», радуясь уже тому, что мама всё же каким-то образом осталась жива. Но «жива», к сожалению, она была ещё очень и очень не скоро... Когда ей тут же сделали вторую операцию (уже чтобы спасти её жизнь), никто во всей больнице не давал даже одного процента за то, что мама останется жива. Её держали целых три месяца на капельницах, переливая кровь множество раз (у мамы до сих пор хранится целый список людей, которые давали ей кровь). Но лучше ей никак не становилось. Тогда, отчаявшиеся врачи решили выписать маму домой, объясняя это тем, что они «надеются, что в домашней обстановке мама скорее поправится»!.. Это опять же был абсурд, но настрадавшийся папа уже был согласен абсолютно на всё, только бы увидеть ещё хотя бы раз маму живой, поэтому, долго не противясь, забрал её домой.
Мама была настолько слабой, что ещё целых три месяца почти не могла сама ходить... Серёгины всячески за ней ухаживали, пытаясь быстрее выходить, а папа носил её на руках, когда это было нужно, а когда в апреле засветило ласковое весеннее солнышко, сидел с ней часами в саду, под цветущими вишнями, стараясь изо всех сил как-то оживить свою потухшую «звёздочку»... Аникушин Михаил Константинович
2 октября 1917

Михаил Константинович Аникушин родился 2 октября 1917 года в Москве, в многодетной семье рабочего-паркетчика. Он был четвертым ребенком в семье. Еще в раннем детстве проявились уникальные способности мальчика. Михаил Константинович рассказывал, что, сколько себя помнит, всегда лепил и рисовал.
В школе он рисовал стенгазеты и плакаты к праздникам. Школьный учитель рисования посоветовал Михаилу заниматься в студии при Доме пионеров. Ею руководил тогда известный педагог и художник Г. Козлов. Он-то и заметил, что мальчик хорошо чувствует объем, и начал заниматься с ним лепкой.
По совету Козлова, после окончания школы, Аникушин поехал в Ленинград с рекомендательным письмом к ректору Академии художеств И. Бродскому. Именно там находилось единственное в то время скульптурное отделение.
Михаил блестяще сдал экзамены и был зачислен сразу во второй подготовительный класс.
В 1937 году Михаил Аникушин становится студентом класса скульптуры, который ведет известный русский ваятель А. Матвеев. В 1939 году по совету Матвеева Аникушин участвует в конкурсе на лучший проект памятника азербайджанскому поэту Низами и получает первую премию.
К началу войны Аникушин учился уже на 5-ом курсе. Его не призвали в армию, а оставили в Академии для завершения образования. Однако он яростно рвался на фронт и, в конце концов, стал солдатом противотанкового полка. Он прошел всю войну, в редкие свободные часы рисовал портреты своих однополчан.
В 1945 году Аникушин вернулся в Академию и начал работать над дипломной композицией «Воин-победитель».
Закончив Академию, Аникушин мог остаться преподавателем скульптурного факультета, но решил сочетать педагогическую и творческую деятельность. К тому времени в его творчестве сложились два направления: портретное и монументальное.
Одним из главных творений скульптора является памятник Пушкину на площади Искусств в Ленинграде (1957 год). К пушкинской теме Аникушин обращался уже в 40-х годах. И она красной нитью прошла через все его творчество. Аникушину блестяще удалось воплотить образ Пушкина-творца. Памятник удивительно гармонично вписался в архитектурный ансамбль старинной площади.
Мастер непрерывно развивает пушкинскую тему и в дальнейшем - ведется работа над памятником поэту для Гурзуфа (эскизы, 1960, 1972, памятник не установлен), Ташкента (1974), над статуей для станции метро "Черная речка" в Ленинграде (1982), бюстами для Кишинева (1970), Пятигорска (1982).
Аникушин представитель классической, традиционалистской школы, действительный член Академии художеств СССР. В последние годы жизни он занимался в основном портретной скульптурой и до последних дней продолжал преподавать в классе скульптуры.
Умер Михаил Константинович 18 мая 1997 года в Санкт-Петербурге.

Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина ()

Михаи́л Константи́нович Анику́шин ( -) - советский и российский скульптор .

Биография

Михаил Аникушин родился 19 сентября (2 октября) 1917 года в Москве, в семье рабочего.

  • - - у В. С. Богатырёва в подготовительных классах при Всероссийской Академии художеств.
  • - - учился в СХШ при В. А. Х. , у Г. А. Шульца .
  • - и - - у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева в Институте живописи, скульптуры и архитектуры.

Одна из наиболее известных работ скульптора - памятник А. С. Пушкину , установленный в 1957 году в Ленинграде .

Аникушин - представитель классической, традиционалистской школы, автор ряда известных изображений А. С. Пушкина .

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда ().
  • два ордена Ленина ( , 30.9.)
  • орден Отечественной войны II степени (11.3.)
  • орден Трудового Красного Знамени (1.10.)
  • орден Дружбы народов (28.9.)
  • медали
  • Ленинская премия (1958) - за памятник А. С. Пушкину в Ленинграде на площади Искусств
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1986) - за серию скульптурных портретов «Наш современник»: «Ткачиха В. Н. Голубева », «Рабочий В. С. Чичеров », «Балерина Г. С. Уланова », «Композитор Г. В. Свиридов »
  • народный художник СССР ()
  • Почетный доктор СПбГУП с 1994 года

Семья

  • Жена - Мария Тимофеевна Литовченко (1917-2003) - скульптор, член-корреспондент Российской академии художеств , народный художник Российской Федерации .

Память

Основные работы

  • «Воин-победитель» (дипломная работа, 1947)
  • Памятник А. С. Пушкину (сидящая фигура на станции метро «Пушкинская» в Ленинграде , 1954)
  • Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств в Ленинграде (бронза, гранит, 1949-1957; арх. Петров В. А. ; открыт в 1957 г.)
  • Памятник А. С. Пушкину в Ташкенте (1974)
  • Портрет В. М. Бехтерева (1960)
  • Портрет артиста Ю. М. Юрьева , бронза, гранит, 1961; некрополь Александро-Невской лавры
  • Портрет космонавта Г. С. Титова (1961)
  • Памятник В. И. Ленину на Московской площади в Ленинграде (1970, арх. В. А. Каменский)
  • Памятник В. И. Ленину в г. Турку , Финляндия (1977)
  • Портрет генерального авиаконструктора А. С. Яковлева (1975)
  • Мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» (открыт в 1975, архитекторы В. А. Каменский и С. Б. Сперанский)
  • Портрет композитора Г. В. Свиридова (1980)
  • Портрет артиста Н. К. Черкасова (1975) некрополь Александро-Невской лавры
  • Памятник на могиле Р. М. Глиэра на Новодевичьем кладбище в Москве
  • Бюст конструктора Н. Д. Кузнецова , установлен 19 августа 1986 года в Сквере имени Кузнецова в Самаре .
  • Памятник А. С. Пушкину (станция метро «Черная речка» (Санкт-Петербург) 1982)
  • Композиция «Мир» в парке Мира Нагасаки .
  • Памятник Г. С. Улановой в Московском парке Победы (открыт 30 мая 1984 года).
  • Памятник В. И. Ленину на центральной площади г. Находка (12 июля 1984 года).
  • Памятники А. С. Пушкину (1993 год) и М. И. Кутузову (1995 год) в Калининграде .
  • . Трёхметровая бронзовая фигура писателя, это первая работа скульптора, посвященная Чехову.

См. также

Напишите отзыв о статье "Аникушин, Михаил Константинович"

Примечания

Литература

  • Прибульская Г. И. Аникушин / Фотографии В. В. Стрекалова. - Л.; М.: Искусство, 1961. - 48, с. - 20 000 экз. (обл.)
  • Алянский Ю. Л. В мастерской на Петроградской стороне (М. К. Аникушин). - М .: Советский художник , 1985. - 144 с. - (Рассказы о художниках). - 35 000 экз. (обл.)
  • «Советская скульптура». Выставка новых поступлений. Государственный Русский музей. - Л. 1989. - С. 18.
  • Кривдина, О. А. Аникушин Михаил Константинович //Страницы памяти. Справочно-биографический сборник. 1941-1945. Художники Санкт-Петербургского (Ленинградского) Союза художников - ветераны Великой Отечественной войны. Кн.1. СПб: Петрополис, 2014. С.40-44.

Ссылки

Сайт «Герои Страны ».

Отрывок, характеризующий Аникушин, Михаил Константинович

Зимой в Лысые Горы приезжал князь Андрей, был весел, кроток и нежен, каким его давно не видала княжна Марья. Она предчувствовала, что с ним что то случилось, но он не сказал ничего княжне Марье о своей любви. Перед отъездом князь Андрей долго беседовал о чем то с отцом и княжна Марья заметила, что перед отъездом оба были недовольны друг другом.
Вскоре после отъезда князя Андрея, княжна Марья писала из Лысых Гор в Петербург своему другу Жюли Карагиной, которую княжна Марья мечтала, как мечтают всегда девушки, выдать за своего брата, и которая в это время была в трауре по случаю смерти своего брата, убитого в Турции.
«Горести, видно, общий удел наш, милый и нежный друг Julieie».
«Ваша потеря так ужасна, что я иначе не могу себе объяснить ее, как особенную милость Бога, Который хочет испытать – любя вас – вас и вашу превосходную мать. Ах, мой друг, религия, и только одна религия, может нас, уже не говорю утешить, но избавить от отчаяния; одна религия может объяснить нам то, чего без ее помощи не может понять человек: для чего, зачем существа добрые, возвышенные, умеющие находить счастие в жизни, никому не только не вредящие, но необходимые для счастия других – призываются к Богу, а остаются жить злые, бесполезные, вредные, или такие, которые в тягость себе и другим. Первая смерть, которую я видела и которую никогда не забуду – смерть моей милой невестки, произвела на меня такое впечатление. Точно так же как вы спрашиваете судьбу, для чего было умирать вашему прекрасному брату, точно так же спрашивала я, для чего было умирать этому ангелу Лизе, которая не только не сделала какого нибудь зла человеку, но никогда кроме добрых мыслей не имела в своей душе. И что ж, мой друг, вот прошло с тех пор пять лет, и я, с своим ничтожным умом, уже начинаю ясно понимать, для чего ей нужно было умереть, и каким образом эта смерть была только выражением бесконечной благости Творца, все действия Которого, хотя мы их большею частью не понимаем, суть только проявления Его бесконечной любви к Своему творению. Может быть, я часто думаю, она была слишком ангельски невинна для того, чтобы иметь силу перенести все обязанности матери. Она была безупречна, как молодая жена; может быть, она не могла бы быть такою матерью. Теперь, мало того, что она оставила нам, и в особенности князю Андрею, самое чистое сожаление и воспоминание, она там вероятно получит то место, которого я не смею надеяться для себя. Но, не говоря уже о ней одной, эта ранняя и страшная смерть имела самое благотворное влияние, несмотря на всю печаль, на меня и на брата. Тогда, в минуту потери, эти мысли не могли притти мне; тогда я с ужасом отогнала бы их, но теперь это так ясно и несомненно. Пишу всё это вам, мой друг, только для того, чтобы убедить вас в евангельской истине, сделавшейся для меня жизненным правилом: ни один волос с головы не упадет без Его воли. А воля Его руководствуется только одною беспредельною любовью к нам, и потому всё, что ни случается с нами, всё для нашего блага. Вы спрашиваете, проведем ли мы следующую зиму в Москве? Несмотря на всё желание вас видеть, не думаю и не желаю этого. И вы удивитесь, что причиною тому Буонапарте. И вот почему: здоровье отца моего заметно слабеет: он не может переносить противоречий и делается раздражителен. Раздражительность эта, как вы знаете, обращена преимущественно на политические дела. Он не может перенести мысли о том, что Буонапарте ведет дело как с равными, со всеми государями Европы и в особенности с нашим, внуком Великой Екатерины! Как вы знаете, я совершенно равнодушна к политическим делам, но из слов моего отца и разговоров его с Михаилом Ивановичем, я знаю всё, что делается в мире, и в особенности все почести, воздаваемые Буонапарте, которого, как кажется, еще только в Лысых Горах на всем земном шаре не признают ни великим человеком, ни еще менее французским императором. И мой отец не может переносить этого. Мне кажется, что мой отец, преимущественно вследствие своего взгляда на политические дела и предвидя столкновения, которые у него будут, вследствие его манеры, не стесняясь ни с кем, высказывать свои мнения, неохотно говорит о поездке в Москву. Всё, что он выиграет от лечения, он потеряет вследствие споров о Буонапарте, которые неминуемы. Во всяком случае это решится очень скоро. Семейная жизнь наша идет по старому, за исключением присутствия брата Андрея. Он, как я уже писала вам, очень изменился последнее время. После его горя, он теперь только, в нынешнем году, совершенно нравственно ожил. Он стал таким, каким я его знала ребенком: добрым, нежным, с тем золотым сердцем, которому я не знаю равного. Он понял, как мне кажется, что жизнь для него не кончена. Но вместе с этой нравственной переменой, он физически очень ослабел. Он стал худее чем прежде, нервнее. Я боюсь за него и рада, что он предпринял эту поездку за границу, которую доктора уже давно предписывали ему. Я надеюсь, что это поправит его. Вы мне пишете, что в Петербурге о нем говорят, как об одном из самых деятельных, образованных и умных молодых людей. Простите за самолюбие родства – я никогда в этом не сомневалась. Нельзя счесть добро, которое он здесь сделал всем, начиная с своих мужиков и до дворян. Приехав в Петербург, он взял только то, что ему следовало. Удивляюсь, каким образом вообще доходят слухи из Петербурга в Москву и особенно такие неверные, как тот, о котором вы мне пишете, – слух о мнимой женитьбе брата на маленькой Ростовой. Я не думаю, чтобы Андрей когда нибудь женился на ком бы то ни было и в особенности на ней. И вот почему: во первых я знаю, что хотя он и редко говорит о покойной жене, но печаль этой потери слишком глубоко вкоренилась в его сердце, чтобы когда нибудь он решился дать ей преемницу и мачеху нашему маленькому ангелу. Во вторых потому, что, сколько я знаю, эта девушка не из того разряда женщин, которые могут нравиться князю Андрею. Не думаю, чтобы князь Андрей выбрал ее своею женою, и откровенно скажу: я не желаю этого. Но я заболталась, кончаю свой второй листок. Прощайте, мой милый друг; да сохранит вас Бог под Своим святым и могучим покровом. Моя милая подруга, mademoiselle Bourienne, целует вас.
Мари».

В середине лета, княжна Марья получила неожиданное письмо от князя Андрея из Швейцарии, в котором он сообщал ей странную и неожиданную новость. Князь Андрей объявлял о своей помолвке с Ростовой. Всё письмо его дышало любовной восторженностью к своей невесте и нежной дружбой и доверием к сестре. Он писал, что никогда не любил так, как любит теперь, и что теперь только понял и узнал жизнь; он просил сестру простить его за то, что в свой приезд в Лысые Горы он ничего не сказал ей об этом решении, хотя и говорил об этом с отцом. Он не сказал ей этого потому, что княжна Марья стала бы просить отца дать свое согласие, и не достигнув бы цели, раздражила бы отца, и на себе бы понесла всю тяжесть его неудовольствия. Впрочем, писал он, тогда еще дело не было так окончательно решено, как теперь. «Тогда отец назначил мне срок, год, и вот уже шесть месяцев, половина прошло из назначенного срока, и я остаюсь более, чем когда нибудь тверд в своем решении. Ежели бы доктора не задерживали меня здесь, на водах, я бы сам был в России, но теперь возвращение мое я должен отложить еще на три месяца. Ты знаешь меня и мои отношения с отцом. Мне ничего от него не нужно, я был и буду всегда независим, но сделать противное его воле, заслужить его гнев, когда может быть так недолго осталось ему быть с нами, разрушило бы наполовину мое счастие. Я пишу теперь ему письмо о том же и прошу тебя, выбрав добрую минуту, передать ему письмо и известить меня о том, как он смотрит на всё это и есть ли надежда на то, чтобы он согласился сократить срок на три месяца».
После долгих колебаний, сомнений и молитв, княжна Марья передала письмо отцу. На другой день старый князь сказал ей спокойно:
– Напиши брату, чтоб подождал, пока умру… Не долго – скоро развяжу…
Княжна хотела возразить что то, но отец не допустил ее, и стал всё более и более возвышать голос.
– Женись, женись, голубчик… Родство хорошее!… Умные люди, а? Богатые, а? Да. Хороша мачеха у Николушки будет! Напиши ты ему, что пускай женится хоть завтра. Мачеха Николушки будет – она, а я на Бурьенке женюсь!… Ха, ха, ха, и ему чтоб без мачехи не быть! Только одно, в моем доме больше баб не нужно; пускай женится, сам по себе живет. Может, и ты к нему переедешь? – обратился он к княжне Марье: – с Богом, по морозцу, по морозцу… по морозцу!…
После этой вспышки, князь не говорил больше ни разу об этом деле. Но сдержанная досада за малодушие сына выразилась в отношениях отца с дочерью. К прежним предлогам насмешек прибавился еще новый – разговор о мачехе и любезности к m lle Bourienne.
– Отчего же мне на ней не жениться? – говорил он дочери. – Славная княгиня будет! – И в последнее время, к недоуменью и удивлению своему, княжна Марья стала замечать, что отец ее действительно начинал больше и больше приближать к себе француженку. Княжна Марья написала князю Андрею о том, как отец принял его письмо; но утешала брата, подавая надежду примирить отца с этою мыслью.
Николушка и его воспитание, Andre и религия были утешениями и радостями княжны Марьи; но кроме того, так как каждому человеку нужны свои личные надежды, у княжны Марьи была в самой глубокой тайне ее души скрытая мечта и надежда, доставлявшая ей главное утешение в ее жизни. Утешительную эту мечту и надежду дали ей божьи люди – юродивые и странники, посещавшие ее тайно от князя. Чем больше жила княжна Марья, чем больше испытывала она жизнь и наблюдала ее, тем более удивляла ее близорукость людей, ищущих здесь на земле наслаждений и счастия; трудящихся, страдающих, борющихся и делающих зло друг другу, для достижения этого невозможного, призрачного и порочного счастия. «Князь Андрей любил жену, она умерла, ему мало этого, он хочет связать свое счастие с другой женщиной. Отец не хочет этого, потому что желает для Андрея более знатного и богатого супружества. И все они борются и страдают, и мучают, и портят свою душу, свою вечную душу, для достижения благ, которым срок есть мгновенье. Мало того, что мы сами знаем это, – Христос, сын Бога сошел на землю и сказал нам, что эта жизнь есть мгновенная жизнь, испытание, а мы всё держимся за нее и думаем в ней найти счастье. Как никто не понял этого? – думала княжна Марья. Никто кроме этих презренных божьих людей, которые с сумками за плечами приходят ко мне с заднего крыльца, боясь попасться на глаза князю, и не для того, чтобы не пострадать от него, а для того, чтобы его не ввести в грех. Оставить семью, родину, все заботы о мирских благах для того, чтобы не прилепляясь ни к чему, ходить в посконном рубище, под чужим именем с места на место, не делая вреда людям, и молясь за них, молясь и за тех, которые гонят, и за тех, которые покровительствуют: выше этой истины и жизни нет истины и жизни!»