Open
Close

О кармическом перерождении души в течении одного жизненного цикла. Тема духовного перерождения человека в рассказах А

Выставка подготовлена и проведена в рамках Рождественских образовательных чтений, проходимых во всех регионах нашей необъятной страны, в т.ч. и нашей Ванинско-Переяславской епархии. Приходом запланирован целый ряд мероприятий, посвященных этому событию- подготовке к встрече Рождества Христова. И книжная выставка первое из них. При Свято-Петропавловском храме существует богатейшая библиотека, которая собиралась за все 45 лет существования прихода.

Для книжной выставки мы в первую очередь старались подобрать знакомых нам уже очень давно и любимых авторов: протоирея Александра Торика, Юлии Вознесенской, Н. Сухининой, Н.В.Волгина,С.Манова, Горшкова. И выбор пал на эту литературу еще потому, что это последние поступления(приобретения) в фонд нашей библиотеки. Заодно и привлекли внимание прихожан к чтению православной художественной литературы, где очень сильно видно перерождение души во имя любви к ближнему Выставку провела и охарактеризовала каждое произведение матушка Акилина.

«Золотой святыни свет» воспоминания матушки Надежды-последней монахини Марфо-Мариинской Обители Милосердия. Книга посвящена главному делу жизни Великой Княгини Елисаветы- Обители, которая и сегодня зовет служить Милосердию каждого из нас- каждого живущего на земле.

«Путеводитель православного христианина по местам паломничества Святой Земли»- научное обозрение и богатая иллюстрация, история и значение Святых Мест, борьба Иерусалимского Патриархата и Святогробского Братства за их сохранение с самого начала до наших дней.

«Дальний угол, глухая сторона» книга из библиотеки дальневосточного казачества. В романе воссозданы достоверные события 17-го века, рисующие освоение русскими первопроходцами новых земель, «далекого глухого угла», Дальнего Востока. Внимание писателя привлекает не только судьба Пояркова, Хабарова, Степанова, исторических деятелей той эпохи, но и обычного человека-сотника Брулева, осознавшего в ходе тяжелых, сопряженных с многими опасностями походов их великую цель, в достижении которой не страшно отдать свою жизнь.

«Сокровенный мир Православия». Книга повествует об удивительной и неповторимой красоте Православия, о смысле и значении православной веры.

«Домашняя жизнь русского народа». Автор- выдающийся русский историк Николай Иванович Костомаров в своей книге создал живые картины прошлого, обращенные к будущему.; побуждает новые поколения читателей – пытливых, любознательных, мыслящих и деятельных- приобщиться к русским истокам.

«Святой России край»- о храмах Хабаровской епархии, в т.ч. и нашем- святых первоверховных апостолов Петра и Павла, но еще тогдашнем, как мы говорим «старом».

«Флавиан»автор прот.Александр Торик, книга в 3-х частях. В 1-й книге рассказывается о том, как человек обремененный заботами о хлебе насущном и житейской суетой, начал посещать храм и уверовал в Бога. Как постепенно герои повести постигают истинный смысл жизни.

«Димон» повесть этого же автора. Духовное перерождение.

«Эдесское чудо» автор Ю.Вознесенская. На основе древней истории о девице Евфимии и о чуде, совершенным св.Гурием,Самоном и Авивом, покровителями семьи, автор воссоздает удивительную атмосферу эпохи раннего христианства.

«Мои посмертные приключения» автор Ю.Вознесенская. В удивительных и порой страшных приключениях главной героини книги в загробном мире читателю открываются духовные истины, хранимые Православной Церковью.

«Самарянка» автор Горшков.Через непростые судьбы героев повести автор поднимает вопросы сложных человеческих отношений, рождения в душе веры в Бога, борьбы с грехом и соблазнами.

«Три лепты» автор С.Марнов. Три увлекательные истории о том, как человек может спасти свою душу в самых, казалось бы, гибельных обстоятельствах.

Сборник рассказов «Непридуманные истории»- о вере, о помощи Божией, о чудесных случаях из жизни простых людей.

«Алтарь затворенный» автор В.Н.Волгин. В своих рассказах автор во время страшных безбожных гонений и беззаконий, обрушившихся на родную землю отыскивает зерна христианской любви, описывает людей, которые сохраняют и несут Святую Русь в своем сердце.

«Полет одуванчиков» автор Н. Сухинина. Все мы по разному представляем большую любовь. Но есть однажды и навсегда данный, утвержденный свыше,- закон, в котором понятие любви однозначно: это Божий закон, это- любовь по Господним меркам. Именно об этом написано в повести.

«Неугасимая лампада « автор Б. Ширяев. Автор, прошедший через все «круги ада» соловецкого лагеря рассказывает о духовном подвиге тех, кого не сломила жестокость богоборческой власти, бессильной перед тем главным, что есть в каждом человеке — «Неугасимой лампадой Духа.»

«Паломничество Ланселота» автор Ю.Вознесенская и 2-я ее часть «Путь Кассандры или приключение с макаронами». Это роман-антиутопия о будущем. Предупреждение обществу об опасности духовной деградации и насилия. Идет описание увлечения подростка-девочки компьютерными сетями, к чему это приводит и влияние верущей бабушки на нее и итог: душевное и духовное перерождение.


Тему духовного перерождения, пошлости и бессмысленности жизни обывателя можно назвать одной из ведущих в творчестве Антона Павловича Чехова, замечательного русского писателя конца XIX века. Чехов разоблачает тупого, сонного российского обывателя, показывает его тусклую жизнь, говорит о его невежестве, дикости, жестокости. Эта тема развивается писателем в таких рассказах, как «Человек в футляре», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Ионыч» и других.

В рассказе «Ионыч» мы видим, как пошлость мещанской среды буквально засасывает человека, превращая его в бездуховного мягкотелого обывателя. Начало этого рассказа вводит нас в скучную и однообразную обстановку губернского города С. Гордостью этого города была семья Туркиных, считавшаяся самой образованной и культурной. Основанием для этого послужили многочисленные таланты семейства Туркиных. Так, Иван Петрович слывет известным шутником. Одна из его «шуток» - «здравствуйте пожалуйста» - хорошо знакома каждому из нас, потому что стала своего рода афоризмом. Супруга его Вера Иосифовна - также выдающаяся особа: она пишет романы, вызывающие несомненный интерес у ее гостей. Их дочь Катерина Ивановна твердо решает учиться в консерватории, потому что, по мнению окружающих, является выдающейся пианисткой.

Когда в городе появляется молодой земский врач Дмитрий Старцев, мы имеем возможность посмотреть на эту выдающуюся семью глазами свежего человека. Затертые шутки отца семейства, романы его жены, под которые хорошо засыпать, и треньканье их дочери на рояле, которая ударяла по клавишам с такой силой, будто хотела загнать их внутрь, - вот какими на самом деле были их таланты. Читатель сразу же может себе представить, насколько посредственными были жители города, если семья Туркиных была в нем самой культурной.

Оказавшись в этом городе, молодой врач, выгодно отличавшийся от его жителей честностью, трудолюбием, желанием заниматься благородным делом, не может не замечать ущербность окружающих его людей. Долгое время они раздражали его своими пустыми разговорами, бессмысленными занятиями. Дмитрий Старцев приходит к выводу, что с этими людьми можно только играть в карты, закусывать и говорить о самых обыденных вещах. И вместе с тем он так же, как и большинство жителей губернского городка, восхищается талантами семейства Туркиных...

Самое страшное состоит в том, что этот человек, поначалу всем своим существом сопротивлявшийся окружающей его пошлости, стал понемногу поддаваться влиянию среды, в которую попал. Впервые в жизни он влюбляется. И предметом его обожания становится дочь уже известного нам семейства Катерина Ивановна. Пылкое чувство героя заслоняет перед ним все. Он идеализирует Катерину Ивановну, выполняет все ее прихоти. А когда он делает ей предложение выйти замуж, то почти уверен в том, что она станет его женой. В его голове проскальзывает мысль: приданого, должно быть, дадут немало, и придется переехать из Дялижа в город и заняться частной практикой.

Но Катерина Ивановна отказывает Старцеву. И что же? Мы видим, что этот человек страдает не более трех дней... Его жизнь входит в прежнюю колею, и, вспоминая о любимой им девушке, он думает: «Сколько хлопот, однако». Простившись со своими мечтами о любви и о благородном служении людям, герой рассказа находит удовольствие только в игре в винт и подсчете дневного гонорара. Фактически его жизнь наполнена тем же смыслом, что и у остальных обывателей городка. «Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном и том же» - все это оказывается сильнее доктора Старцева, и он превращается в обрюзгшего Ионыча.

«Как мы поживаем тут? - отвечает он на вопрос Катерины Ивановны, когда встречается с ней спустя несколько лет. - Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. День да ночь - сутки прочь, жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?» Из этих слов видно, что Старцев прекрасно понимает, что деградирует, но у него нет сил вырваться из этого порочного круга. Поэтому, отвечая на вопрос сочинения, нужно сказать, что не только обывательская среда превратила Старцева в Ионыча, но и сам он был в этом виноват.

Безволие героя, нежелание что-либо поменять в своей жизни стали главной причиной того, что он превратился в пухлого, красного, страдающего одышкой человека. И потом мы видим, что Ионыч намеревается купить себе еще один дом к уже двум имеющимся в его собственности. Это говорит нам, что смыслом жизни Ионыча стало скорее личное благополучие, чем желание принести пользу людям, как это было в начале, когда он принимал в больнице людей даже по выходным и праздникам. Мне кажется, что Чехов хотел сказать этим рассказом, насколько сильно влияет обывательская среда на человека: она меняет не только внешний вид человека, его образ жизни, но и способна полностью перевернуть шкалу его нравственных ценностей.

Спасите котика! И другие секреты сценарного мастерства Снайдер Блейк

«Духовное перерождение»

«Духовное перерождение»

Следующее правило кинодраматургии гласит: каждый персонаж вашей картины должен измениться по мере развития сюжета. Единственные, кому меняться не обязательно, - это «плохие парни». Но герои и их друзья меняются, и иногда очень сильно.

Это абсолютная истина.

Мне не очень нравится термин «арка персонажа», потому что он слишком заезжен продюсерами и авторами руководств о том, как написать сценарий, тем не менее я считаю очень важной ту суть, которую он выражает. Сценаристы понимают под данным термином «изменение, которое происходит с любым персонажем с самого начала, в ходе повествования и к концу путешествия этого персонажа». Если подобное удалось сделать и мы можем проследить, какой духовный рост и какие изменения происходят в каждом персонаже в ходе развития сюжета, - сценарий звучит как поэма. Квинтэссенция того, что вы хотите донести до вашей аудитории: эта история, этот опыт настолько важны для всех, кого они затрагивают, - даже для вас, зрителей, - что они меняют жизнь каждого человека, попадающего в орбиту рассказанной истории. С незапамятных времен все хорошие истории демонстрируют рост и изменения в их героях.

Я думаю, причина, согласно которой персонажи должны изменяться по мере развития сюжета, заключается в том, что, если у вас есть достойная история, она должна быть жизненно важна для всех, кто в ней задействован. Именно потому для каждого персонажа в фильме нужно тщательно продумать первоначальные обстоятельства и проследить, что он получает в финале. Не знаю почему, но первым в качестве хорошего примера в голову приходит фильм «Красотка». Там меняются все: персонажи Ричарда Гира, Джулии Робертс, Лоры Сан Джакомо - даже «наставник» главной героини в исполнении Гектора Элизондо. И все они меняются под влиянием романтической истории, которая затрагивает каждого из них. Ничему не учится только один персонаж - «плохой парень» Джейсон Александер.

«Красотка» - один из многих умело созданных, успешных фильмов, в котором применяется это правило. Оно действует во всех по-настоящему хороших картинах, тех, что остаются в нашей памяти, заставляют нас плакать и смеяться, которые мы с удовольствием пересматриваем снова.

Даю подсказку.

В определенном смысле все истории повествуют об изменении. Способность изменяться - это и есть та лакмусовая бумажка, которая показывает нам, кто добивается успеха, а кто нет. Положительные герои с готовностью воспринимают необходимость меняться и видят в этом источник силы. Отрицательные персонажи меняться отказываются. Они варятся в собственном соку, неспособные вырваться из привычной рутины, и все, что им остается в случае нежданных перемен, - смириться и тихо умереть. Чтобы достичь успеха в жизни, нужно быть открытым к переменам. Это принцип не только хорошего сценария, но и любой из наиболее известных религиозных концепций. Изменение всегда положительно, ведь оно представляет собой духовное перерождение, обещание нового начала.

Духовное перерождение.

Разве все мы не хотим в это поверить?

Разве нам не хочется прыгнуть с головой в водоворот жизни после хорошего фильма? Вырваться из рутины, попробовать что-то новое, открыться целебным свойствам перемен, посмотрев кино, в котором каждому удается измениться?

Еще как хочется!

«Все меняются». Это один из слоганов, который я написал на желтом листочке-стикере и прикрепил сверху на монитор своего «Мака», чтобы он находился у меня перед глазами, когда я пишу сценарий. Прежде чем приступить к работе, я продумываю, как будет меняться каждый из моих персонажей, и отмечаю на доске основные вехи их изменений в ходе развития сюжета.

Вы должны проделывать то же самое.

Если в вашем сценарии не хватает глубины, если у вас возникает чувство, что в сюжете чего-то недостает, проверьте историю на соответствие правилу изменения, возможно, вам стоит еще поработать над теми духовными трансформациями, которые должен пережить каждый ваш герой.

Говоря «каждый», я имею в виду всех, кроме отрицательных персонажей.

Из книги ЧЕЛОВЕК И ЕГО ДУША. Жизнь в физическом теле и астральном мире автора Иванов Ю М

Из книги Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века автора Федосюк Юрий Александрович

«Духовное родство» Это отношения не по родству, а по косвенным семейным и обрядовым связям. «Духовное родство» строго учитывалось законом и было одним из важнейших юридических понятий дореволюционной России. Оно нашло отражение и в русской классической литературе.

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДУ) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (КА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЕ) автора БСЭ

Из книги Как правильно называть родственников? Кто кому кем приходится? автора Синько Ирина Алексеевна

Из книги Казачий Дон: Пять веков воинской славы автора Автор неизвестен

Духовное родство Крепкими и непоказными были в семьях религиозные связи. Как положено по обряду, у каждого маленького крестника или крестницы появлялись крестный отец и крестная мать. Отец крестного отца становился крестным дедом, сын - крестным братом, а оба крестных

Из книги Справочник восточной медицины автора Коллектив авторов

X. Культурно-историческое и духовное наследие казачьего зарубежья ХХ столетия Почти пятьдесят лет назад проживавшая в ФРГ талантливая поэтесса, сибирская казачка Мария Волкова писала: Чем путь трудней – тем выше будет честь! Пускай горька недопитая чаша! При нашей

Из книги Грыжа: ранняя диагностика, лечение, профилактика автора Амосов В. Н.

Из книги автора

Злокачественное перерождение грыж Разумеется, предупреждение, которым мы завершили предыдущий раздел, напрямую относится именно к случаям, когда ткани росли себе росли, подстегиваемые воспалением, да вдруг переродились. Почему вялотекущие воспаления считаются

Чехов – мастер короткого рассказа, и предметом исследования в них чаще всего для писателя становится внутренний мир человека.

Он был непримиримым врагом пошлости и мещанства, ненавидел и презирал обывателей, их пустую и бесцельную жизнь, лишенную высоких стремлений и идеалов. Главный вопрос, которым задается А. П. Чехов на протяжении всего своего творческого пути, – это причины утраты человеком духовности, его нравственное падение.

Чаще всего таковыми причинами оказываются подверженность человека влиянию среды, в которой он ведет свое существование. Писателя беспокоит то, что люди с хорошими внутренними задатками, чистым сердцем и доброй душой, те люди, которые призваны вести за собой народ, превращаются в обывателей, деградируют под влиянием среды, в которую попадают. Самым показательным в этом плане, на мой взгляд, является рассказ «Ионыч».

Дмитрий Ионыч Старцев, молодой врач, умный и интересный человек, попадает в глухой, серый губернский город С. Он полностью отдает себя работе, живет отшельником. Старцев презирает обывателей, с которыми не о чем поговорить, так как их интересы сводятся только к еде, вину, картам и сплетням. Старцев редко разговаривал со своими пациентами, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Они не способны думать и говорить ни о чем, что не касается еды или их мелких житейских интересов. Когда Старцев пытался говорить с ними о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Для жителей города Старцев был чужой, обыватели его называли «поляк надутый», чувствуя его отстраненность от них.

Но проходит время, и Дмитрий Старцев опускается и становится таким же, как они. Герой изменился под влиянием течения времени, которому он мало сопротивлялся. Он уже не сострадает ближним, становится жадным, равнодушным. Больница, на которую раньше уходили все его силы и время, больше уже не интересует Старцева, он растерял все свои идеалы, пошлость обывательской жизни захлестнула его. Ему ничего больше в жизни не остается, как есть, пить, копить деньги и играть в карты в клубе.

Герой ненавидел и презирал жизнь окружающих его обывателей, но это не помешало ему в конечном итоге и самому умножить их число. Чехов продемонстрировал нам процесс превращения молодого доктора Дмитрия Старцева в заплывающего жиром стяжателя, которого все зовут теперь просто Ионычем, тем самым подчеркивая, что он стал «свой» в их городишке.

Даже воспоминания о былой любви его к Екатерине Туркиной не могут разбудить полуспящую душу Старцева. Он устало думает: «Хорошо, что я на ней не женился». Старцев духовно мертв. От этого создается еще более тягостное впечатление, потому что он вполне осознает, в какое болото он погружается, но никак не пытается с этим бороться. Ему не жаль ни молодости, ни любви, ни своих несбывшихся надежд. Герой ненавидел и презирал жизнь окружающих его обывателей, но это не помешало ему в конечном итоге и самому умножить их число.

Своим рассказом Антон Павлович Чехов предупреждает нас: «Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека».

    • Его врагом была пошлость, и он всю жизнь боролся с ней. М. Горький В своих рассказах А. П. Чехов превозносит чистую, честную, благородную душу и высмеивает обывательщину, бездуховность, пошлость, мещанство – все то, что уродует людей. Он обнажает пороки человечества во имя любви к самому человеку и высвечивает идеалы, к которым должен стремиться человек. Чехов стремится вскрыть причины, убивающие душу человека. Прежде всего это причины социальные – окружающая среда и нежелание человека […]
    • Сюжет рассказа «Ионыч» прост. Это история несостоявшейся женитьбы Дмитрия Ионыча Старцева. Сюжет строится вокруг двух признаний в любви (так же, как и в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина). Вначале доктор Старцев признается в любви Котику, делает ей предложение и получает решительный отказ, а затем, через четыре года, она говорит Ионычу о своей любви. Но теперь уже он выслушивает ее признание равнодушно. Но на самом деле рассказ – это история всей жизни героя, прожитой бессмысленно. Что же стало причиной того, […]
    • Герой рассказа, Дмитрий Ионыч Старцев, – молодой врач, назначенный в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это был пылкий юноша с высокими идеалами и желанием служить на пользу людям и Отечеству. Он с воодушевлением рассуждал о счастье и любви («О, как мало знают те, которые никогда не любили!»), о пользе труда и счастливом будущем государства. Молодой Старцев полностью отдавался своей работе и даже в праздники не имел свободного времени. Своими убеждениями он выгодно отличался от жителей […]
    • 1. Сочинение-рассуждение План 1. Пороки общества, описанные Чеховым а) «Обличительный» период в творчестве Чехова б) Идея рассказа «Ионыч» 2. Пять стадий деградации главного героя рассказа а) Причина духовного падения Старцева 3. Мое отношение к произведению Рассказы Антона Павловича Чехова считаются чем-то вроде анекдотов. В них всегда содержится огромная доля сатиры и иронии, но чаще всего от произведений веет добротой, чувствуется, что автор любит персонажей, которых изображает. Однако в жизни […]
    • А. П. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, своим творчеством не раз предупреждал: «Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования». Для него было невыносимо видеть духовную смерть человека, отрешившегося от идеалов и своего жизненного предназначения. Он искал причины этому и пытался показать их каждому, чтобы уберечь мир от бездуховности. В творчестве Чехова есть рассказ, в котором писатель наиболее ярко продемонстрировал постепенный процесс духовной деградации […]
    • Рассказ «Ионыч» – еще один пример «футлярной жизни». Герой этого рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, приехавший работать в земскую больницу. Он работает, «не имея свободного часу». Его душа стремится к высоким идеалам. Старцев знакомится с жителями города и видит, что они ведут пошлое, сонное, бездуховное существование. Обыватели все «картежники, алкоголики, хрипуны», они раздражают его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». С ними невозможно поговорить о политике или науке. […]
    • Антон Павлович Чехов был замечательным мастером короткого рассказа и выдающимся драматургом. Его называли «интеллигентным выходцем из народа». Своего происхождения он не стеснялся и всегда говорил, что в нем «течет мужицкая кровь». Чехов жил в эпоху, когда после убийства народовольцами царя Александра II начались гонения на литературу. Этот период русской истории, длившийся до середины 90-х годов, называли «сумеречным и хмурым». В литературных произведениях Чехов, как врач по специальности, ценил достоверность […]
    • 1. Сочинение-рассуждение План 1. Об авторе 2. Особенности рассказа "О любви" а) Как раскрывается тема любви в этом произведении? 3. Отношения между персонажами а) О чем говорят поступки героев? 4. Правильное ли решение принял Алехин? 5. Итог А. П. Чехов всегда поднимал в своих произведениях тему чувств обычного человека, не обладающего огромным состоянием или высоким положением в обществе. Тем самым он добивался правильного результата - практически все, что он написал, пропитано атмосферой обычного […]
    • Тему маленького человека затрагивали в своих произведениях Н.В. Гоголь, Ф.М. Достоевский, А.С. Пушкин. Эти герои вызывали жалость и сострадание. Ведь они стали такими из-за сложных жизненных обстоятельств, пренебрежительного отношения окружающих. У А.П. Чехова образ маленького человека существенно отличается. Такие герои, как Ванька из одноименного произведения или кучер Иона из рассказа «Тоска», вызывают искреннее сочувствие. Им не с кем разделить свои беды. Это очень одинокие, маленькие люди. Писатель […]
    • План сочинения 1. Введение 2. Образ вишневого сада в произведении: а) Что символизирует вишневый сад? б) Три поколения в пьесе 3. Проблемы пьесы а) Внутренний и внешний конфликт 4. Мое отношение к произведению Вот уже больше века на сценах многих театров, причем не только российских, с успехом идет пьеса «Вишневый сад». Режиссеры все ищут в этой комедии актуальные на данный момент мысли, и иногда даже ставят классическое произведение так, что, наверное, и сам Антон Павлович не смог бы […]
    • В основе рассказа «Анна на шее» лежит история неравного брака. Главных героев двое: Анна и ее супруг Модест Алексеевич. Девушке 18 лет, она жила в бедности с пьющим отцом и младшими братьями. В описании Анны Чехов использует эпитеты: «молодая, изящная». Модест Алексеевич вызывает меньше симпатии: сытый, «неинтересный господин». Автор простыми и емкими выражениями описывает ощущения молодой жены: ей «страшно и гадко». Писатель сравнивает замужество Анны с локомотивом, который обрушился на бедную девушку. Анна […]
    • В жизни люди часто говорят не то, что думают. В теории литературы этот неявный, потаённый смысл, который не совпадает с прямым значением фразы, называется «подтекстом». В прозаических произведениях передать этот смысловой эффект довольно легко с помощью всезнающего автора-рассказчика. Например, в романе Н.Г.Чернышевского «Что делать?» (гл.2, VI) бойкая мамаша Марья Алексеевна Розальская обращается к своей дочери Вере: «Друг мой, Верочка, что ты такой букой сидишь? Ты теперь с Дмитрием Сергеевичем (домашним […]
    • Мастерство А. П. Чехова как автора психологической прозы в полной мере проявилось в его рассказах «О любви», «Дама с собачкой» и других. Это трагические истории о невозможности правильного выбора в построении отношений. Традиция велит заводить семью в молодости, когда человек еще не разобрался в себе, отсюда – миллионы несчастных браков. В тонком, полном лиризма рассказе «О любви» автор рассказывает о разбитом счастье, о том, как погибла «тихая, грустная любовь» и разбились жизни двух хороших и добрых […]
    • В рассказе «Человек в футляре» Чехов протестует против духовного одичания, мещанства и обывательщины. Он ставит вопрос о соотношении в одном человеке образованности и общего уровня культуры, выступает против ограниченности и глупости, отупляющего страха перед начальством. Рассказ Чехова «Человек в футляре» в 90-е годы стал вершиной сатиры писателя. В стране, где господствовали полиция, доносы, судебные расправы, преследуются живая мысль, добрые поступки, одного только вида Беликова было достаточно, чтобы люди […]
    • В своих рассказах А. П. Чехов постоянно обращается к теме «маленького человека». Персонажи Чехова – духовные рабы общества, лишенного высших ценностей и смысла жизни. Томительная, будничная, серая действительность окружает этих людей. Они замкнулись в мирке, который сами себе создали. Эта тема объединяет так называемую маленькую трилогию, написанную Чеховым в конце 1890‑х гг. и состоящую из трех рассказов: «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». Герой первого рассказа – учитель греческого языка […]
    • Антон Павлович Чехов – замечательный русский писатель и драматург, мастер короткого рассказа. В своих небольших произведениях он раскрывает совсем нешуточные проблемы. Он высмеивает самодуров и деспотов, которые способны унижаться, терять свое достоинство перед денежными мешками. Чехов пишет о будничном, мелком, но в его рассказах проявляется протест против униженности человека. А. П. Чехов реально создает картину действительности, говорит о социальной подлости и искажении человеческой личности. Название […]
    • Антон Павлович Чехов пришел в русскую литературу в 80‑е гг. XIX в. В своих рассказах автор изучает проблемы современности, исследует жизненные явления, обнажает причины социального неустройства. Он показывает, что в обществе господствуют бездуховность, пессимизм, измена идеалам добра. В своих произведениях Чехов беспощадно обличает пошлость, активно защищает здоровые и деятельные начала жизни. Основная тема рассказа «Хамелеон» – тема приспособленчества и хамелеонства. Его герой – полицейский надзиратель […]
    • Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку. Духовный и нравственный выбор героя, ответственность человека за свою судьбу, обличение пошлости русской жизни составляют основу творчества Антона Павловича […]
    • Рассказ А. П. Чехова «О любви» стоит в одном ряду с двумя другими его рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник», получившими название «маленькой трилогии». В этих произведениях писатель вершит суд над людьми с усеченными жизненными горизонтами, равнодушными к богатству и красоте мира Божия, ограничившими себя кругом мелких, обывательских интересов. В рассказе «О любви» мы читали о том, как живое, искреннее, таинственное чувство губится самими любящими сердцами, приверженными к «футлярному» существованию. […]
    • Представьте себе мальчика, влюбленного во весь мир. Он рос, впитывая из окружающего воздуха, особую семейную атмосферу, где дружба – не пустое слово, где уважают друг друга не только взрослые, но и дети. В этой семье не жалеют куска хлеба для обедневшей родственницы, и не считают чем-то особенным помочь сыну давней подруги. Разве мог в такой атмосфере вырасти черствый и бездушный человек? Петя Ростов, один из героев второго плана в романе «Война и Мир», рос чудесным мальчиком. Он был младшим в семье и отчаянно […]
  • В творчестве А.П. Чехова основным предметом художественного изображения явилась жизнь простых людей, их повседневный быт, в котором не происходит ничего необычного. Жизнь чеховских персонажей течет медленно и незаметно. Однако постепенно складывается общая картина «трагизма мелочей жизни», в котором торжествуют скрытое зло и неблагополучие. Толстовская «диалектика души» получает у Чехова дальнейшее развитие, помогая писателю правдиво воссоздавать внутренний мир героев, передавать различные оттенки настроения. В произведениях Чехова мы не найдем однозначно положительных и отрицательных персонажей. Жизненная драма героев писателя складывается не по их вине, а вследствие общего неблагополучия действительности. Тем не менее, даже в такой, казалось бы, беспросветной жизни порой случается то, что способно менять человека к лучшему, что зарождает в нем желание отказаться от прежней жизни и начать жизнь новую.
    Такое духовное перерождение человека мы видим в рассказе Чехова «Дама с собачкой», ставшем одним из самых известных произведений писателя. Поначалу жизнь главного героя Гурова идет по раз и навсегда заведенному распорядку, и даже курортный роман не обещает как будто бы никаких существенных перемен, а воспринимается как пошлое развлечение в пошлой жизни. «… Было бы не лишнее познакомиться с ней», - как бы между прочим решил Гуров, обратив внимание на одиноко гуляющую даму с собачкой. Случилось то, что обычно случается в жизни: между героями завязался роман.
    Героиня поначалу очень тяжело переживает случившееся, относясь к нему «точно к своему падению». Не случайно автор сравнивает ее с «грешницей на старинной картине». Душевное состояние Анны Сергеевны помогает понять и «одинокая свеча», едва освещавшая ее лицо; и «мертвый вид» города, когда они вышли из «душной» комнаты; и «шум моря», говорящий «о вечном сне, какой ожидает нас». Однако дальше все идет свои чередом. Для того, чтобы подчеркнуть обычность происходящего, автор отводит описанию всех последовавших за первым свиданием встреч Гурова и Анны Сергеевны всего полстраницы. А потом неизбежное расставание. Все случившееся герои восприняли как «сладкое забытье», как «безумие». Недаром, проводив Анну Сергеевну, Гуров почувствовал себя так, «как будто только что проснулся».
    Итак, курортный роман завершился, и герои вернулись к прежней жизни. Однако Дмитрий Дмитрич очень ошибался, полагая, что «пройдет какой-нибудь месяц» и все забудется. Обычные занятия и развлечения не только не приносят больше удовлетворения, но и откровенно противны Гурову. Любовь точно переродила его. Он остро ощущает свое теперешнее одиночество. «Бескрылая жизнь» довела Гурова до того, что ему «не хотелось никуда идти, ни о чем говорить». Не случайно сейчас герою нередко сопутствует серый цвет: в гостинице пол был «обтянут серым сукном», перед домом Анны Сергеевны он видит «забор, серый, длинный»; гостиничная постель покрыта «дешевым серым» одеялом. Однако нельзя не отметить, что впоследствии серого цвета платье станет для героя любимым, поскольку это будет платье любимой женщины. Теперь же Гурова преследует одна мысль: увидеть Анну Сергеевну.
    А что же героиня? В определенном смысле она была подготовлена к роману с Гуровым, которого она восприняла как человека из другой, лучшей жизни. Символом того душного мира, откуда героиня пытается бежать, в рассказе является лорнетка: перед тем, как полюбить Гурова, Анна Сергеевна теряет ее в толпе, то есть это начало попытки «бегства». Позже в театре города С. Гуров увидел ее вновь с «вульгарной лорнеткой» в руках – попытка «бегства» не удалась; рядом снова муж-лакей, которого она не любила и не уважала. Но вот новая, совсем неожиданная для Анны Сергеевны встреча с Гуровым. И «безумие» возвращается. Теперь и он, и она живут как двумя жизнями: одной «явной» и другой – «протекавшей тайно». Но именно эта тайная жизнь, по мнению героя и автора, и есть «настоящая, самая интересная жизнь». А внутренний монолог героя говорит нам об убежденности Гурова в том, что все так живут.
    И что же дальше? По сути, к концу рассказа одна сложная ситуация выливается в новую, еще более сложную. О дальнейшей судьбе героев можно лишь гадать. Такой «открытый» финал подчеркивает глубину и сложность конфликта, далеко выходящего за рамки личных судеб персонажей. Писатель побуждает нас задуматься о новой жизни, когда у людей действительно все будет прекрасно. «И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, - читаем мы в финале рассказа, - и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко». Тем не менее, «любовь изменила их обоих», она дала им возможность подняться над бескрылым миром. Бесконечной влюбленностью в жизнь отличался сам А.П. Чехов и потому дорожил мгновениями открытого, сердечного общения между людьми. Подтверждением сказанного являются многочисленные чеховские рассказы, среди которых в числе первых мы, безусловно, назовем «Даму с собачкой».