Open
Close

Об определениях. Царская Семья: реальная жизнь после мнимого расстрела

"Штирлиц знал, что из разговора запоминается только последняя фраза."

1. ЛЕГЕНДА

Очень простая: при царе было жить хорошо, вкусно и сытно, а при большевиках – плохо, голодно и холодно.

2. А КАК БЫЛО НА САМОМ ДЕЛЕ?

Глупо делать вид будто ни проституции, ни алкоголизма, ни самоубийств в России не было. А все преступления в ней совершали только жыды и цыгане, а помимо перечисленных выше занятий, народонаселение в ней занималось только тем, что прогуливаясь майскими вечерами по берегам молочных рек.

Упертые любят говорить, что в царской России все было, и всего было много. Говорят они это на том основании, что, дескать, в процентах много прирастало. Например, за пару лет до рекордного 1913 года приросло почти 300% угля (уголь — главный источник энергии того времени, почти как нефть сейчас). Вот только в 1913 угля стало добываться 36 миллионов тонн, а в Британской Империи — 292 миллионов тонн.

Еще любят говорить, что было дофига железной дороги. В России в 1917 было 70 260 километров железных дорог, но в США уже в 1890 году было 263 227 километров.

Короче - куда ни плюнь такая подстава. Просто когда чего-то совсем мало, и это наконец-то начинают делать, рост в % выходит большой. Было два паровых котла, за год смастерили еще два, и рост 100% (гордись!), а в какой-нить Англии если была тыща и сделали сотню за год, рост в % не внушит гордости.

Если Англия в 1911г. потребляла на душу населения 24 пуда ХЛЕБА, Германия - 27 пудов, а США целых 62 пуда, то русское потребление было только 21,6 пуда (В ТОМ ЧИСЛЕ И ИДУЩЕГО НА КОРМ СКОТУ) . Нужно при этом принять во внимание, что в пищевом рационе России хлеб занимал такое место, как нигде в других странах он не занимал. В богатых странах мира, как США, Англии, Германии и Франции, - хлеб вытеснялся мясными и молочными продуктами и рыбой, - в свежем и консервированном виде.

Наша страна была огромна и богата, в ней проживало народу больше, чем в любой стране, окромя Китая да Британской империи. И была эта страна аграрной и отсталой.

"Сказать страшно, какие лишения до службы претерпевает иногда новобранец. Около 40 проц. новобранцев почти в первый раз ели мясо по поступлении на военную службу. На службе солдат ест кроме хорошего хлеба отличные мясные щи и кашу, т. е. то, о чём многие не имеют уже понятия в деревне…".

«Население, существующее впроголодь, а часто и просто голодающее, не может дать крепких детей, особенно если к этому прибавить те неблагоприятные условия, в каких, помимо недостатка питания, находится женщина в период беременности и вслед за нею» .

//Соколов Д. А., Гребенщиков В. И. Смертность в России и борьба с ней. СПб., 1901.

"Пшеницу, хорошую чистую рожь мы отправляем за границу, к немцам, которые не станут есть всякую дрянь. Лучшую, чистую рожь мы пережигаем на вино, а самую что ни на есть плохую рожь, с пухом, костерем, сивцом и всяким отбоем, получаемым при очистке ржи для винокурен — вот это ест уж мужик. Но мало того, что мужик ест самый худший хлеб, он ещё недоедает".

//Энгельгардт А. Н. Из деревни. 12 писем. 1872–1887.

Кстати, СССР продавал Германии фураж. Что такое фураж, надеюсь, знаете.

А теперь попробуем кратко оценить радужные перспективы Российской империи (далее — РИ).

В 1913 году весь госбюджет был 3,4 млрд. рублей. Это менее 19 рублей на душу населения в год. И это - НА ВСЁ!!! Почти треть бюджета уходила на военные расходы. Это в относительно вдвое больше, чем у СССР в разгар «Холодной войны». На строительство железных дорог давали кредиты французские банки под условие, что строить их будут под контролем французских штабистов. Что бы мы хоть мобилизацию провести смогли.

И на 1917 год долг РИ составлял: общий — 48 млрд., и в его составе внешний — 7,2 млрд., (это при том, что госбюджет был 3,4 млрд. рублей.).

Теперь осталось отметить, что ещё до революции большинство предприятий оказалось либо у государства, либо у иностранного капитала. Что большая часть заказов промышленности даже в мирное время — заказы военного ведомства. Что в стране была крайне редкая сеть железных дорог и с середины 19 века практически прекратилось строительство шоссейных дорог с твёрдым покрытием.

Ну и какие были перспективы у РИ? Примерно такие же, как у Цинской империи перед Опиумными войнами. Но тут встряли проклятые большевики...А вернее – сначала была война.

3. НОСИТЕЛИ ЛЕГЕНДЫ

Как вы думаете – сможет ли до своих потомков в Советской России донести мысль о том, как хорошо было при царе участник Русско-Японской или Первой Мировой войны. В принципе мог, но маловероятно, т.к.

В целом же, в 1913 г. продолжительность жизни в различных странах составляла: Великобритания - 52 года, Япония - 51, Франция - 50, США - 50, Германия - 49, Италия - 47, Китай - 30, Индия - 23 года. В России - 30,5 лет.

При «проклятых» большевиках продолжительность жизни однако начала расти:

С 32 лет в 1917г., до 47 лет в 1939г, и 71 год в 1985г. (а дальше падение).

Таким образом, наиболее яркие и четкие, а главное массовые отзывы о том как было при царе могли дать те, кто родился в последние 10-15 лет царизма, т.е. на рубеже веков.

Непонятно? Объясняю:

Работяг из крестьян, не раз голодавших, и знающих по чем фунт лиха в 1890г. – в 1920г. было мало.

Молодежи, видевших последние годы царизма и первые годы Сове тской власти – много.И именно онп и родила легенду, что при царе бы ло хорошо.

Самое интересное, что они по своему правы: при царе действительно было хорошо. Но недолго.

4. «Правило Штирлица»

Только факты:

1-е. 1911-1913г. были относительно благополучны для империи.

2-e . Россия была экспортно- ориентированной и аграрной страной. Лозунг известного царского министра финансов И.А. Вышнеградского: “Недоедим, но продадим” осуществлялся целенаправленно. В стране голодали, но хлеб – продавали.

3-e. 90% русского экспорта шло через Черное море. А после прорыва в Черное море немецких линейных крейсеров «Гебена» и «Бреслау» и вступления в вону Турции – экспорт накрылся.

4-е. Что будет с ценами на ГСМ в России, если накроется экспорт нефти? Цены на пару-тройку лет будут очень низкими. Но до тех пор, пока не законсервируют скважины или ни снизят добычу нефти до экономически выгодного уровня.

Что было с ценами на продовольствие в вечно-голодающей стране, когда экспорт этого продовольствия из страны прекратился? Хлеба в 1914г – 1916г. в стране было много.

Таким образом, в 1914г. весь экспорт накрылся, а излишки товаров на складах пошли на внутренний рынок. Для экономики - это растянутая во времени смерть, но для населения – в краткосрочном периоде – неплохо.

5-е. Куча трудоспособного населения была призвана на фронт, а следовательно - поднялась стоимость наемного труда. А особая лафа наступила для высококвалифицированных работяг, т.к. их было очень и очень мало, и следовательно – призыв им не угрожал, а угрожали хорошие заработки на заводе.

6-е. Кучу "ништяков" которые ранее закупались в Германии теперь нужно было делать самим, и на этом очень сильно поднялись, например, ижевские "пролетарии".

Но такая лафа не могла быть долго – и уже в 1916г. (еще при царе) все начало становится хуже и хуже.

Февральская революция 1917г. началась с перебоев с хлебом, да и продразверстка была введена еще при царе.

А потом - конец царизма, 2 революции, 5 лет гражданской войны, и тяжелая работа по борьбе с разрухой, сокращением отставания страны - короче труд тяжелый, а жизнь – скромная, но уже к 1939г. средняя продолжительность жизни в стране была – 39 лет, против 32 в 1917г. и 27 лет 1898г.

Однако грань в умах многих молодых людей того времени между 6 последними годами правления царя, и 6 первыми годами, когда его не стало – осталась.

ЖК «Царская площадь» — это объединение удобной среды проживания, наследства истории города Москвы, нетривиального зодчества и самых современных технологий. Этот дом бизнес-класса будет тем местом, куда захочется возвращаться снова и снова.

Расположение ЖК

Находится ЖК «Царская площадь» в по адресу: Ленинградский проспект, дом 31. Место нахождения комплекса удобно с точки зрения как инфраструктуры, так и дорожного устройства.

До добраться можно как на общественном транспорте, так и на личном автомобиле. В первом случае жителю достаточно дойти до Белорусского вокзала либо до станции московского метрополитена «Динамо». Рядом с домом пролегает Ленинградский проспект, откуда можно выехать в сторону центра через Тверскую-Ямскую улицу либо через Третье транспортное кольцо, а также в пригород через Волоколамское шоссе. Помимо этих направлений, представленные дороги позволяют добраться до любой точки города и пригорода.

Инфраструктура ЖК «Царская площадь»

Внутреннее обустройство комплекса осмыслено до мельчайших деталей - это кондитерские, продуктовый магазин, фитнес-центр, ресторан. В пешей доступности от ЖК располагаются многочисленные школы и лицеи, крупный торговый центр "Авиапарк", поликлиники.

Особенность ЖК «Царская площадь» — это проектируемая зеленая зона, которая будет обустроена для пешеходов с уютными бульварами, большими газонами, замысловатыми архитектурными комплексами, фонтанами, а в зимнее время года жители смогут воспользоваться катком. Экология района, где находится ЖК, также на высоком уровне в сравнении с остальными микрорайонами города, даже несмотря на соседство с крупными автомагистралями, постоянным трафиком автомобилей. Соседство с комплексом «Петровский парк» делает проживание в ЖК ещё более комфортным и полезным.

Архитектура и варианты квартир

Историческое месторасположение комплекса натолкнуло застройщика на идею яркой концепции, с привязкой названий корпусов к истории России - Екатерининский, Александровский, Романовский и Петровский.

Компания Speech разработала интересное архитектурное решение. Основанием нового ЖК будет который был построен в 80-х годах 19 века в честь Всероссийской выставки промышленности и художества, где были выставлены величайшие достижения Российской империи того времени. В честь прибытия царской семьи и был построен специальный павильон, сохранившийся по наши дни. Именно он станет вдохновением для архитекторов в дизайне как помпезного внутреннего, так и нарядного внешнего вида ЖК.

Строительство четырёх корпусов ЖК «Царская площадь» в Москве проходит в две очереди сдачи: одна - в 2017, а другая - в 2018. Ориентировочная дата полной сдачи ЖК - 2019 год. Следовательно, приобрести новое жильё можно в любое время. Купить квартиру можно уже сейчас в Александровском и Екатерининском корпусах на любой вкус: здесь есть квартиры и апартаменты, от студий до 4-комнатных жилых площадей. Можно найти наилучшее решение как для проживания одному, так и для расположения целой семьи - площади квартир варьируются от 30 до 107 метров квадратных в зависимости от их вида. Начальная цена равняется 6 миллионам, а самая высокая - около тридцати миллионов рублей за самую большую жилую площадь при достаточно хорошей отделке в просторных комнатах.

Александр II (1818–1881) ходил на медведя с рогатиной и ненавидел Москву. Николай I (1825–1855) был единственным некурящим русским Императором. Александр III

Последний русский император Николай II (1868–1918) и Принц греческий Николай (1872–1938)
Фотография: Государственный архив Российской Федерации, ок. 1899–1900 гг.

Александр II (1818–1881) ходил на медведя с рогатиной и ненавидел Москву. Николай I (1825–1855) был единственным некурящим русским Императором. Александр III (1881–1894) не брезговал «матерком», но первым из царей стал обращаться к подчинённым на «вы». А Николай II (1868–1918) записывал и тщательно зарисовывал абсолютно все ювелирные украшения, которые ему когда-либо дарили.

Из всех Императоров не курил только Николай I. Соответственно, и люди работающие с ним тоже не курили. И те, кто работали с теми, кто работал, тоже не курили. Не курили и те, кто работал с теми, кто работал с теми, кто работал. И так далее. А потому к курильщикам относились очень плохо всё время его царствования. Запрещено было курить даже на улицах и площадях. Остальные императоры курили. Любопытно, что императрицы Екатерина и Елизавета любили нюхательный табак. Они обе были правши, но табак из табакерок брали левой рукой всегда - от табака желтела на руке кожа, а потому левая рука жёлтая и пахнет табаком, а правая для поцелуев.

Это табакерка из эротической коллекции Николая I:

Он, кстати, весьма счастливый в браке, в качестве хобби начал собирать эротическую коллекцию. Удивительно не это. Каждый наш последующий император продолжал собирать эту коллекцию. И Александр II, и Александр III, и Николай II.

Своего первого медведя, страстный охотник Александр II, «завалил» в 19 лет. Причём не из ружья, а рогатиной. Кинул шапку над медведем и вперёд. В коллекции Гатчинского арсенала сохранились рогатины, с которыми Александр ходил на медведя.

Удивляют дневниковые записи об охоте Николая II. Такое ощущения, что он имел какой-то комплекс, который срывал на охоте. Вот несколько записей.

11 января 1904 год: «Охота на уток была очень удачна - всего убито 879 штук».

Бьюкенен вспоминал, что на одной из охот Николай II убил 1400 фазанов.

В 1900 году в Беловежской пуще - Николай убил 41 зубра. А в Беловежскую пущу он ездил на охоту каждый год. Интересно, что Германский Император Вильгельм II настойчиво напрашивался с Александром III на охоту в Беловежскую пущу, но Александр так и не взял ни разу Вильгельма с собой. У Александра была сильная неприязнь к Вильгельму.

На фотографии Николай II после очередной своей охоты на оленей. Там тоже не всё так просто. нельзя было стрелять олених и тех у кого меньше 10 отростков в рогах.

Когда в начале Первой мировой войны в России стали интернировать немцев, которые были на русской службе Министерства Императорского Двора, то взяли всех, кроме двоих. Один из этих двоих счастливчиков был ловчий Николая и царский егерь Владимир Романович Диц.

Александр III всегда подчёркивал свою русскость. Обращаясь ко всем на «вы», он не брезговал и русским матерком придать ускорение своим подчинённым или выразить им свои чувства по русски. В общении с подчинёнными у него не было позы - он был очень прост, как простой русский человек. Потом эта борода его. Да и саму ему нравилось быть русским. Хотя иллюзий он не питал на сей счёт. Его мать, бабка и прабабка были немецкими принцессами. Говорят, когда он прочитал «Записки» Екатерины II и из них узнал, что отец его прадеда Павла I не Пётр III, а обыкновенный русский вельможа, то он сильно обрадовался. Пётр Третий был Гольштейн-Готторпский князь, а русский вельможе всё же русский - это сильно увеличивало долю его, Александра, русской крови. Отсюда и радость.

Александр I обращался к подчинённым на «вы», но это происходило из-за того, что при дворе, в основном общались на французском языке, когда переходили на русский, то, неизменно, переходили на «ты». Николай I всем говорил «ты». Также с подчинёнными обращался и Александр II и его братья. Подчинённые очень боялись, когда Александр IIобращался к ним на «вы» - это означало официальный тон и начало разноса и грозы. Первым царём, который стал говорить подчинённым «вы» был Александр III.

Что-о?? Мне - в этом? В однобортном? Да вы что? Не знаете, что в однобортном сейчас уже никто не воюет? Безобразие! Война у порога, а мы не готовы! Нет, мы не готовы к войне! ©

На Новый, 1845-ый, Год Николай I сделал своей 22-летней дочери, Великой Княгине Ольге Николаевне, царский подарок - она стала шефом 3-го гусарского Елисаветградского полка. Бомба была вот где - в форме, которую должна была теперь носить по таким случаям Ольга. Дело в том, как и любая женщина, Ольга хотела, чтобы было красиво, а отец хотел, чтобы было как по Уставу. Ольга не хотела расшитых вышивкой чакчиров, не хотела саблю, не хотела брюки, а хотела юбку. Конфликт был серьёзным. Женщины очень покладисты. Они могут простить, забыть, жертвовать и, вообще, всё что угодно, но они не могут носить ту одежду, которая им не нравится. Ольге не нравилась сабля - вполне понятное желание 22-летней девушки. Компромисс нашёлся обменом: Николай согласился на юбку. Ольга была так счастлива, что согласилась на саблю.

Александр II стремительно терял свою репутацию из-за этого своего второго брака с Екатериной Долгорукой. Они обвенчались в то время, когда ещё не прошло сорока дней со смерти его первой жены. И она была ему не пара, и глупа, и по рассчёту с её стороны и многое многое другое. Родные, общество, самые близкие - все от него из-за этого начинали отворачиваться. Рассматривались в горячих головах самые радикальные варианты. Зачем же Он на ней женился??? Оказывается, он ей обещал жениться на ней перед иконой.

Два его младших сына, Великие Князья Николай и Михаил были отправлены отцом,Николаем I, на Крымскую войну на фронт. Поскольку их отправляли на фронт не ради галочки, а чтобы воодушевить солдат, то и дела там были совсем настоящие - свистели пули и взрывались снаряды. Ребята там по-настоящему воевали. Плечом к плечу вместе с взрослыми мужиками. Николаю на тот момент было 23 года, Михаилу 21.

Александр II ненавидел Москву. Несмотря на то, что сам он родился в ней - в Чудовом монастыре - он её не любил и терпеть не мог. Старался из нёё уехать побыстрее и возвращаться пореже. Я вот себя пытаюсь представить на его месте в этом смысле. Не в том, чтобы поненавидеть Москву (:-)), а в том, чтобы поненавидить свой родной город, город, где я родился - Санкт-Петербург. Получается не очень хорошо и не понятно, как это может быть.

Александр III как раз таки родился в Питере. Но тоже говорил, что ненавидит свой родной город - Питер. Самое счастливое время в году для него была Пасха, когда они уезжали в Москву. Москву он очень любил. С удовольствием туда ехал и не хотел уезжать обратно. Он и в Питере то не жил - он и его семья жили в Гатчине. Но это скорее из-за того, что в большом Питере его могли запросто убить террористы, как его отца, а в маленькой Гатчине это невозможно было сделать, но из Питера он уехал, как только отошёл от умирающего отца.

Дети царей в большом количестве учили иностранные языки. Со своими родственниками, монархами и княжескими домами Европы они говорили без переводчиков. Плюс родители жены, тёща с тестем, с которыми тоже желательно на датском, как Александру III. А потому обучение детей иностранным языкам шло очень интенсивно. По просьбе Императрицы Марии Фёдоровны, в 1856 году, канцлер и министр иностранных дел Горчаков готовит докладную записку о воспитании Великих Князей. Касательно иностранных языков, Горчаков считал, что детей Императора стоит обучать русскому, потом французскому и немецкому языкам. Горчаков особо отмечал, что обучать детей английскому не надо - на нём всё равно никто не говорит в Европе. Сейчас бы так! Уж мы, франкофилы, бы порадовались:-)

Первым по-русски при Дворе заговорил Николай I. При Александре II вернулся французский, но даже с ним его сын, будущий Александр III, но пока Великий Князь Александр Александрович, говорил по-русски. Александр III всячески подчёркивал свою русскость. Он даже терпеть не мог Великую Княгиню Екатерину Михайловну из-за того, что она очень плохо говорила по-русски, с чудовищным акцентом - жены Великих Князей, в основном, немецкие принцессы, вынуждены были уже в подвенечном возрасте учить этот русский, а потому кто его выучивал хорошо, а кто, как Екатерина Михайловна, плохо. Царь её очень не любил и детей её называл «пуделями».

Это Александр III. Он на всех почти фотографиях с большой бородой. Его отец Александр II задолго до турецкой войны запретил своим Указом носить бороды - не любил он их. И никто и не носил. Посмотрите портреты вельмож и чиновников того времени - ни у одного нет бороды. Усы, бакенбарды - пожалуйста, но подбородок голый. Но началась русско-турецкая война и на время войны Царь разрешает желающим отпустить кто того хочет бороды. И все понаотпускали. В том числе и будущий Александр Третий. Однако, сразу после войны Александр Второй опять запрещает носить бороды - «привести себя в порядок», так пишет Александр в Указе. И опять все сбрили. Не сбрил всего один человек - его сын Александр Александрович. Так и носил после этого бороду всегда. И когда был Великим Князем и после, когда стал уже царём. Мягко говоря, между отцом и сыном были довольно прохладные отношения. Они сильно не ладили - отец и сын.

Николай II маниакально вёл довольно подробные записи. Дневники, альбомы порой пестрят такими совершенно неважными деталями, что кажется, что автор болен. Таким мне видится знаменитый «Ювелирный альбом» Николая Второго. В него он записывал абсолютно все ювелирные украшения, которые ему когда-либо дарили. Мало того, что он писал кто дарил, но он ещё и тщательно зарисовывал то, что ему дарили. 305 записей. С ума сойти. Вот, например, одна из страниц альбома. То украшение, которое вас больше всего заинтересует подарила Николаю Аликс:

Вопросы священнику "Царские жилы"

"Царские жилы"

Дата: 25.02.2011 в 09:28

Спаси Господи, о.Андрей!
По вопросу о том, что якобы душа находится в сердце, уме и царских жилах. Это я могла прочесть либо у свт. И. Брянчанинова, либо у о.Гурия ("Лучезарный батюшка" либо в книге "Богом данная"). Вот источники, где могла это прочесть, но точно не помню. Другим (сомнительным, непроверенным) источникам не доверяю. Ну в конце концов, может это чье-то частное мнение (из прочитанного), оно же не противоречит канонам Церкви. Прошу простить за беспокойство.

Нет, не противоречит: "...так и душа, обитая в трех частях тела, освещает весь дом тела. Именно обитает она в сердце, в высшей части головы и в царских жилах. В этих трех частях живет душа. По этой причине в тот час, как поразится голова или сердце, или когда вытечет кровь в большем количестве из царственной жилы, немедленно отлучается душа от тела, и тело соделывается мертвым. Душа, подлинно обитая в этих трех частях, разливает во все тело действие своей силы. Мнение, изложенное святым Афанасием Великим, мужем просвещеннейшим своего времени, достойно особенного внимания." (свт. Игнатий Брянчанинов "Слово о смерти"). Наверное, так и есть, а под царскими жилами, думаю, артерии подразумевались. Спаси Господь!

Проблема авторства . Трактат PerЂ Рrоn (“Об определениях”) долгое время приписывался святителю Афанасию Великому, хотя и помещался в патрологии Миня в разряд spuria (подложных сочинений) . В кратком предисловии к нему издатели отмечали, что его подложность видна как из отсылки к святителю Григорию Нисскому, так и из стиля и особенностей употребления слов и выражений. В Clavis Patrum Graecorum (“Ключ греческих Отцов”) этот трактат также приписывается святителю Афанасию Великому. Тем не менее там сообщается, что существует иная рецензия определений у преподобного Анастасия Синаита (ок. 675–753 гг.) в “Путеводителе” (`OdhgХj , см. PG 89, 52–88). После даже поверхностного сравнения “Путеводителя” с содержанием трактата “Об определениях” выясняется, что последний - это перифраз, местами дословный, второй главы “Путе­водителя”, данный с некоторыми сокращениями. На это указывают практически одинаковое содержание (лишь некоторые пункты отсутствуют или меняются местами), наличие вышеупомянутой отсылки к святителю Григорию Нисскому в “Путево­ди­теле”, одни и те же этимологические выкладки и многое другое. По всей вероятности, вторая глава “Путеводителя” послужила образцом для создания трактата “Об определениях” . Тем не менее эти факты не исключают того, что автор трактата “Об определениях” не просто дословно пересказал главу из “Путеводителя”, а самостоятельно переработал ее и дополнил. Последняя часть трактата “Об определениях” о душе вовсе отсутствует во второй главе “Путеводителя”. Таким образом, можно с известной долей вероятности исключить из числа возможных авторов трактата PerЂ Рrоn святителя Афанасия Великого, равно как и остальных авторов, живших до VII века. Подлинным автором трактата “Об определениях”, скорее всего, является преподобный Анастасий Синаит или кто-то из его ближайшего окружения.

I.

1. Различные определения, согласно преданию и вере Вселенской Церквисобранные от Климента и других преподобных мужей и блаженных Отцов, которые следует изучать прежде всех других наук и в них наставлять человека, желающего с помощью Божией руководствоваться Словом истины, мыслящего обо всем православно, имеющего чистую веру в Бога.

2. В отношении же точного предания следует знать то, что всякое искомое или вопрос имеет три [аспекта] изыскания и исследования: что есть эта вещь, согласно чему она так называется, и [сколько значений] имеет это понятие. И когда мы спрашиваем “что это есть”, очевидным является то, что мы ищем определение вещи, а всякий раз, когда мы говорим “почему так называется”, обращаемся к этимологии понятия. Когда же мы говорим, “[сколько значений] имеет это понятие” ясно, что мы ищем отличительные признаки этого понятия. Конечно, [вся­кий человек], пытающийся утверждать что-то об определениях вне [понятия] вида, не отличается от слепого путника, блуждающего то в одну, то в другую сторону.Итак, следует сказать, как согласно трем вышеупомянутым способам ведется исследование.

IX. Почему Он называется “Первородным”

Потому что Он первый воскрес из ада, как и мы воскреснем во второе Его пришествие. Но если воскресли прежде Него Лазарь и дочь Иаира, и многие другие, почему кого-то из них не назвали первородным? - Потому что они, после того как воскресли из мертвых, снова умерли. Христос же, воскреснув, больше не умер. И все, что было с Ним , то будет с нами в воскресении. Ибо Он первый воскрес из мертвых нетленным воскресением, которого и мы надеемся в будущем вкусить и которое не принимает смерти.

X. Что есть слово и сколько у него значений

Слово бывает трех видов: 1) слово сущностное (™noЪsioj ), то есть Бог Слово, 2) слово внутреннее (™ndiЈqetoj ), то есть ангельское, а также произносимое в нашем рассудке, и 3) слово произнесенное (proforikХj ) посредством языка, которое называется вестником мысли .

XI. Что [значит слово] христианин

Истинный христианин есть разумный дом Христов, состоящий из благих дел и правильных учений. Еретик же - это угнетающий и хулящий истину. Ложное предположение о несуществующем является ересью. Неизменное есть то, что всегда существует тем же самым образом. Природное есть то, что покоится в природе, или то истинное, что познается истинно. Противоприродное есть то, что Бог сотворил не таковым [как оно теперь], или то, что Он совсем не творил, как, например, грех и смерть. В человеке называются три[способа существования]: сообразное с природой (tХ kat¦ fЪsin ), противоприродное (tХ par¦ fЪsin ), сверхприродное (tХ Шpќr fЪsin ). Сообразное с природой, например, есть брак, вопреки природе - блуд, а превосходит природу девство. Также сообразно с природой справедливо нажитое богатство, вопреки природе - любостяжательство, нестяжание же сверх природы. Подобным образом, в согласии с природой умеренное употребление пищи, вопреки природе - чревоугодие, а сверх природы - пост. Тем же самым образом согласно природе спокойствие, беспокойство противно природе, а любовь к врагам превосходит природу. Так и в остальных случаях. Этимология - это правильное истолкование силы имени, выводимое из самого смысла [его] . Как например [когда спрашивается]: откуда происходит слово мир (e„r»nh )? - От того, что успокаивает ум (єreme‹n tХn noаn ), как и беспокойство (taracѕ ) происходит от [словосочетания] “легко смущаться” (tХ ·ґon ce‹­s­qai ), и блуждание (plЈnh ) потому, что “ум лавирует” (plagiЈzein tХn noаn ). Благоразумие (swfrosЪnh ) - или от [словосочетания] “мыслить целое” (sоa frone‹n ), или от [выражения] “охранять тело от скверны” (tХ sоma froure‹n ўpХ ·Ъpou ). Блуд (porne…a ) - или от “горения юности” (puroаn tѕn neТthta ), или от “повреж­денного”, или “ослепленного ума” (phroаn, А жj ™ktufloаn tХn noаn ), или от [выражения] “склоняться на сторону” (pТё·wqen neЪein ). И подобное во всем остальном. Тело, состоя из элементов, претерпевает разложение и исчезает. Поэтому тела и людей и животных, состоящие из четырех элементов, я имею в виду из земли, воды, огня и воздуха, легко подвержены тлению и смерти. И то, что состоит из них, постоянно возникает и разрушается, когда соединение элементов распадается, и каждый присоединяется к своему природному месту . Сами же элементы, будучи просты и бессоставны, имеют прочность и неразрушимость вплоть до скончания [века].

XII. О душе

О душе же мы скажем, что у нее есть пять аффектов, которые зовутся душевными аффектами. Они таковы: гнев, печаль, страх, забота и зависть. Имея здравый рассудок, можно их сдерживать. Сама по себе душа жарка, как пылающий огонь. Как огонь жжет то, что бросают в горшок, так и огненная (purиdhj ) душа размельчает в чреве поступающую пищу и переваривает [ее]. Душа (yucѕ ) называется так не потому, что ее сущность - холод (yucrХn ), как посчитали некоторые из простецов , но оттого, что она из-за сильного жара превращает влагу в пар, как это ясно бывает от действия солнца, жаром испаряющего влагу, ибо оно (солнце), являясь жаром и будучи огненным, сушит болото и испаряет всю воду. То, что душа есть жар по природе, ты можешь понять на примере умирающих. Ведь в то время когда душа отделяется от тела, все члены холодеют и леденеют, не хуже, чем от зимнего холода. Когда душа имеет пищу в достаточном количестве, тело цветет и крепнет . Когда же [душа] нуждается в пище, она начинает поедать и разрушать само тело. Ведь не может тело без пищи удерживать жар души, как медный сосуд, стоящий в печи, не может вынести без воды силу огня, потому иссушается и разрушается целиком. Так и сосуд тела, не имеющий пищи, сжигаясь огненной душой, разрушается полностью. А если кто-то спорит с тобой о душе, спроси его: “Скажи мне, во всем теле находится душа человека или в какой-то его части?”. Если он скажет тебе, что во всем теле, скажи ему: “И как [может получиться, что] отрубают человеку руку или ногу и не отрубают часть души, но человек снова живет и не умирает?”. Если же он ответит: “В одном месте находится”, снова скажи: “Как живут остальные части человека без души? И как может человек иметь неодушевленный член тела? И как может он жить без души? Ведь все, что не имеет души - мертво, а ты не знаешь, что говоришь”. Я говорю тебе, в каком месте, каким образом и где помещается душа. Она помещена в трех частях тела, и словно луч солнца в одно направляется место и, входя [в часть] дома, освещает весь дом, так и душа, в трех частях тела помещаясь, дает жизнь целому дому тела. Населяет душа сердце, затылочную часть головы, которая называется кубком (kТtulon ), и царские жилы. В этих трех частях живет душа. Поэтому в то время как сердце ли пронзается, или из царской жилы вытекает много крови, или голова испытывает удар и отрубается мечом, тотчас душа отделяется от тела и тело становится мертвым. Душа, живущая в этих трех частях, уделяет всему телу собственную жизненную силу.