Open
Close

Общая характеристика реализма XIX века во Франции. Реализм во французской литературе Сочинение по литературе на тему: Реализм О де Бальзака

Оноре́ де Бальза́к (фр. Honoré de Balzac [ɔnɔʁe də balˈzak]; 20 мая 1799, Тур - 18 августа 1850, Париж) - французский писатель, один из основоположников реализма в европейской литературе.

Крупнейшее произведение Бальзака - серия романов и повестей «Человеческая комедия», рисующая картину жизни современного писателю французского общества. Творчество Бальзака пользовалось большой популярностью в Европе и ещё при жизни принесло ему репутацию одного из величайших прозаиков XIX века. Произведения Бальзака повлияли на прозу Диккенса, Достоевского, Золя, Фолкнера и других.

Отец Бальзака разбогател на скупке и продаже конфискованных дворянских земель в годы революции, а позднее стал помощником мэра города Тура. Не имеет никакого родственного отношения к французскому писателю Жану-Луи Гез де Бальзаку (1597-1654). Отец Оноре изменил фамилию и стал Бальзаком, а позднее купил себе частицу «де». Мать была дочерью парижского торговца.

Отец готовил сына к адвокатской деятельности. В 1807-1813 годах Бальзак учился в Вандомском колледже, в 1816-1819 - в Парижской школе права, одновременно работал у нотариуса писцом; однако он отказался от юридической карьеры и посвятил себя литературе. Родители мало занимались сыном. В Вандомский коллеж он был помещён против воли. Встречи с родными там были запрещены круглый год, за исключением рождественских каникул. Первые годы учёбы ему многократно приходилось бывать в карцере. В четвёртом классе Оноре начал смиряться со школьной жизнью, но насмешек над учителями не прекратил... В 14 лет он заболел, и родители забрали его домой по просьбе начальства коллежа. Пять лет Бальзак тяжело болел, считалось, что надежды на выздоровление нет, но вскоре после переезда семьи в Париж в 1816 году выздоровел.

После 1823 года напечатал несколько романов под различными псевдонимами в духе «неистового романтизма». Бальзак стремился следовать литературной моде, и позднее сам он называл эти литературные опыты «сущим литературным свинством» и предпочитал не вспоминать о них. В 1825-1828 попытался заняться издательской деятельностью, но потерпел неудачу.

Бальзак написал очень много. Одна лишь "Человеческая комедия" содержит свыше девяноста произведений. Это настоящая энциклопедия буржуазного общества, целый мир, созданный воображением художника по образу и подобию мира действительного. У Бальзака есть своя общественная иерархия: дворянские и буржуазные династии, министры и генералы, банкиры и преступники, нотариусы и прокуроры, попы и кокотки всех рангов, великие писатели и литературные шакалы, баррикадные бойцы и служители полиции. В "Человеческой комедии" около двух тысяч действующих лиц, многие из них переходят из романа в роман, постоянно возвращаясь в поле зрения читателя. Но, несмотря на такое разнообразие действующих лиц и положений, тема произведений Бальзака всегда одна и та же. Он изображает трагедию человеческой личности под гнетом неумолимых антагонистических законов буржуазного общества. Эта тема и соответствующий ей способ изображения есть самостоятельное открытие Бальзака, его действительный шаг вперед в художественном развитии человечества. Он понимал оригинальность своей литературной позиции. В предисловии к сборнику своих произведений 1838 года Бальзак излагает ее следующим образом: "Автор ждет других упреков, среди них будет и упрек в безнравственности; но он уже точно разъяснил, что одержим навязчивой идеей описать общество целиком, таким, как оно есть: с его добродетельными, почетными, великими, постыдными сторонами, с путаницей его смешанных сословий, с неразберихой принципов, с его новыми потребностями и старыми противоречиями… Он подумал, что не оставалось больше ничего удивительного, кроме описания великой социальной болезни, а она могла быть описана только вместе с обществом, так как больной - это сама болезнь"

Реализм и «Человеческая комедия» Бальзака. Особенности художественной манеры писателя. «Человеческая комедия» - цикл сочинений французского писателя Оноре де Бальзака, составленный им самим из его 137 произведений и включающее романы с реальными, фантастическими и философскими сюжетами, изображающими французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848). Французский писатель Оноре де Бальзак (1799 - 1850) - крупнейший представитель критического реализма (принято считать, что критический реализм вскрывает обусловленность обстоятельств жизни человека и его психологии социальной средой (романы О. Бальзака, Дж. Элиот) в западноевропейской литературе. "Человеческая комедия", которая по замыслу гениального писателя должна была стать такой же энциклопедией жизни, какой была "Божественная комедия" Данте для его времени, объединяет около ста произведении. Бальзак стремился запечатлеть "всю социальную действительность, не обойдя ни одного положения человеческой жизни". "Человеческою комедию" открывает философский роман "Шагреневая кожа", который явился как бы прелюдией к ней. "Шагреневая кожа" - отправное начало моего дела", - писал Бальзак. за аллегориями философского романа Бальзака скрывалось глубокое реалистическое обобщение. Поиски художественного обобщения, синтеза, определяют не только содержание, но и композицию произведений Бальзака. Многие из них построены на развитии двух равных по своему значению сюжетов, В денежных отношениях Бальзак видел "нерв жизни" своего времени, "духовную сущность всего нынешнего общества". Новое божество, фетиш, кумир - деньги коверкали человеческие жизни, отнимали детей у родителей, жен у мужей... За отдельными эпизодами повести "Гобсек" стоят все эти проблемы, Анастази, столкнувшая тело умершего мужа с постели, чтобы найти его деловые бумаги, была для Бальзака воплощением разрушительных страстей, порожденных денежными интересами. Главной особенностью портретов Бальзака являются их типичность и четкая историческая конкретизация. Бальзак написал свое произведение в защиту истинно человеческих взаимоотношений между людьми. Но мир, который он видел вокруг себя, являл только уродливые примеры. Роман "Евгения Гранде" был новаторским произведенном именно потому, что в нем без прикрас показано, "какая такая жизнь бывает". По своим политическим взглядам Бальзак был сторонником монархии. Разоблачая буржуазию, он идеализировал французское "патриархальное" дворянство, которое считал бескорыстным. Презрение Бальзака к буржуазному обществу привело его после 1830 г. к сотрудничеству с партией легитимистов - сторонников так называемой легитимной, т. е. законной, династии монархов, свергнутых революцией. Сам Бальзак называл эту партию отвратительной. Он отнюдь не был слепым сторонником Бурбонов, но все же встал на путь защиты этой политической программы, надеясь, что Францию спасут от буржуазных "рыцарей наживы" абсолютная монархия и просвещенное дворянство, которое осознает свой долг перед страной. Политические идеи Бальзака-легитимиста отразились на его творчестве. В предисловии к "Человеческой комедии" он даже дал превратное истолкование всему своему творчеству, заявляя: "Я пишу при свете двух вечных истин: монархии и религии". Творчество Бальзака не превратилось, однако, в изложение легитимистских идей. Над этой стороной мировоззрения Бальзака одержало победу его неудержимое стремление к правде.

16. Биография Стендаля. Участие в наполеоновских походах.Трактат «О любви».

Биография Стендаля

Трактат « О любви» посвящен анализу возникновения и развития чувства. Здесь же Стендаль предлагает классификацию разновидностей этой страсти. Он видит страсть-любовь, страсть-честолюбие, страсть-влечение, страсть физическую. Две первые особенно значительны. Первая – истинная, вторая рождена лицемерным 19 веком.На принципе соотнесения страстей и разума, их борьбы, строится психологизм Стендаля. В его герое, как и в нём самом словно соединились два лица: одно действует, а другое за ним наблюдает. Наблюдая, он делает важнейшие открытие, которое сам бы не сумел реализовать полностью: « У души есть только состояния, у неё нет устойчивых свойств». Мы говорим о диалектике души толстовского персонажа, но С., заставляя своих героев проходить тягостный путь познания, изменять свои суждения под воздействием обстоятельств, уже в своё время приближается к толстовскому типу. Внутренние монологи Жюльена Сореля свидетельствуют о его напряжённой душевной жизни. Для С. – ученика просветителей – в большей степени в душевной жизни человека интересует движение мысли. Страсти героев пронизаны мыслями. Правда, иногда Стендаль всё же воспроизводит действия героев под воздействием аффекта, так, например, попытку Жюльена убить госпожу Реналь. Однако здесь Стендаль избегает исследования состояний. Передаёт он иногда и подсознательные действия персонажей, неожиданно пришедшие к ним решения, которые он тоже не исследует, но лишь указывает ни их существование. Психологизм Стендаля – это новый этап в развитии литературного исследования личности. Материалистическая основа его приводит к тому, что писатель, знакомый с опытом Констана, автора «Адольфа», не только изображает раздвоенность личности, неожиданность поступков персонажа, но и стремится как сам их описать, так и дать возможность читателю самостоятельно оценить ситуацию или черту характера. Поэтому Стендаль рисует поступки, изображает различные реакции на них персонажа или ряда персонажей, показывая, как различны люди, как неожиданны их реакции. О том, каковы его средства выражения, в письме Бальзаку он замечал: «Я стараюсь писать 1 – правдиво, 2 – ясно о том, что происходит в сердце человека».

(на основе анализа повести «Гобсек»)

1. Основные особенности французского реализма бальзаковского периода.

2. Основные требования Бальзака к искусству, изложенные в «Предисловии» к «Человеческой комедии».

3. «Человеческая комедия» Бальзака и место в ней повести «Гобсек».

4. Особенности композиции повести, придающие ей обобщающее значение.

5. Способы создания характера у Бальзака и идейное содержание образа Гобсека: а) портрет; б) окружающая обстановка, принципы описания; в) эволюция образа; г) философия Гобсека, самораскрытие персонажа; д) романтическое и реалистическое в образе; е) типичные черты буржуа, отраженные в образе Гобсека.

6. Принципы изображения аристократии, связь их с главным героем.

В какие годы и под влиянием каких факторов формируется классический реализм в зарубежной литературе? в России? Каковы объекты обличения русского и зарубежного критического реализма? В чем заключается специфика исследования общества реалистами и романтиками, реалистами XIX века и реалистами-просветителями?

Перечислите черты реализма, выделенные Бальзаком в "Предис­ловии к "Человеческой комедии"".

Приступая к рассмотрению "Предисловия к "Человеческой комедии"" Бальзака, которое расценивается как манифест реализма, вспомним, что собой представляет "Человеческая комедия". Кто из ученых, современников Бальзака, своими теориями подсказал ему идею "Человеческой комедии"? В чем же видит Бальзак сходство и различие между обществом и природой? Какое влияние на концепцию "Человеческой комедии" оказал В.Скотт? Как Бальзак отзывался о В.Скотте?

Выпишите цитату, в которой речь идет о необходимости создавать типические характеры в типических обстоятельствах. Энгельс отмечал объективность как одну из черт реализма. Что по этому поводу говорит Бальзак? Считает ли создатель "Человеческой комедии", что писателю достаточно быть "секретарем французского общества", "археологом общественного быта", "счетчиком профессий"?

Как же примирить объективность и тенденциозность с критицизмом, и дидактизмом реализма?

С одной стороны, стремясь к объективности, а с другой - воспитывая, какие "три формы бытия" Бальзак решает охватить в своем творении? Как мы сформулируем этот принцип реализма? Кто из русских писателей, равный Бальзаку по силе и мощи таланта, широко использовал этот прием и в каком произведении?

Рассмотрим воплощение некоторых принципов реализма Бальзака в его повести "Гобсек". Поставим перед собой следующие задачи:

а/ проанализировать особенности композиции повести и пост­роения системы образов;

б/ раскрыть характер Гобсека через портрет и вещи.

Какое место занимает повесть "Гобсек" в "Человеческой коме­дии"? Каким образом скрепляются отдельные тома цикла? Одна из ведущих тем здесь - тема скупости. Назовите» образы скупцов в творчестве Бальзака и в мировой литературе.

Начертите на доске систему персонажей повести, продемонс­трировав ее взаимосвязь с композицией. Каков классовый состав героев повести? С какой целью автор использовал районную компо­зицию? Докажите, что все сословия зависят от материальной основы социума - денег, золота.

Особую любовь к золоту питает главный герой повести - рос­товщик Гобсек. Это его пристрастие подчеркивается уже при первом знакомстве с героем. Проследим, как через портрет раскрываются черты характера героя.

Ка­кое место в реалистической системе Бальзака занимает прием ха­рактеристики через вещи? Зачитайте описания дома и квартиры Гоб­сека. Какие черты характера раскрываются через эти описания? Кто из героев повести характеризуется на основе аналогичных приемов?

Литература

1. История зарубежной литературы XIX в.: Учеб. для вузов / Под ред. Н.А. Соловьевой. – М., 2000. С.450-463.

2. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е гг.): Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Г.Н. Храповицкая, Ю.П.Солодуб. – М., 2005. С.421-449.

3. Бальзак О. де «Предисловие к человеческой комедии» // Зарубежная литература 19 века: Реализм: Хрестоматия историко-литературных материалов / Сост. Н.А. Соловьева и др. - М.,1990; или Бальзак О. де Собр. соч. в 28 т. – М.,1992. - Т.1.

4. Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. - М., 1970.

5. Обломиевский Д.Д. Бальзак. - М., 1961.

6. Практические занятия по зарубежной литературе / Под. ред. Н.П. Михальской и Б.И. Пуришева. - М., 1981.

7. Реизов Б.Г. Бальзак. - Л., 1960.

8. Чичерин А.В. произведения О. Бальзака «Гобсек» и «Утраченные иллюзии»: Учеб. пособие. - М.,1982.

Самостоятельная работа №4

Роман Ч.Диккенса «Приключения Оливера Твиста»

1. Периодизация творчества Диккенса. Художественные особенности произведений, написанных в первый период творчества.

2. Проблематика романа. Тема преступления в романе. Мир преступников и мир джентльменов.

3. Эволюция образа Оливера Твиста

4. Основные способы создания второстепенных образов. Роль романтических мотивов в изображении этих характеров

«Оливер Твист» - первый «роман воспита­ния» у Диккенса. Рассмотрите особенности структуры романа, определите традиционные элементы сюжета, свойственного для произведений данного жанра. В чем проявляется родство произведений Диккенса с массовой, развлекательной ли­тературой эпохи?

Какими Диккенс видит буржуа в первых своих произведениях, какие черты свойственны этим героям, какую роль они играют в судьбе Оливера Твиста?

В чем особенности эволюции Оливера Твиста? Как эти особенности связаны с мировоззрением самого писателя?

Каковы принципы создания отрицательных героев в произведениях Диккенса раннего периода?

Какова эволюция взглядов Диккенса, как изменяется соотношение романти­ческих и реалистических начал в его книгах, понимание добра и зла.

Литература

1. История зарубежной литературы XIX в.: Учеб. для вузов / Под ред. Н.А.Соловьевой. – М., 2000. С.156-181.

2. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е гг.): Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений / Г.Н.Храповицкая, Ю.П.Солодуб. – М., 2005. С.192-219.

3. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы. - М., 1975.

4. Ивашева В. В. Творчество Диккенса. - М., 1954.

5. Катарский И. М. Диккенс. - М., 1960.

6. Михальская Н.П. Чарльз Диккенс: Очерк жизни и творчества. - М., 1959.

7. Практические занятия по зарубежной литературе: Учеб. пособие/ Под. ред. Н.П. Михальской и Б. И. Пуришева. - М., 1981.

8. Сильман Т. И. Диккенс. Очерки творчества. - М., 1959.

9. Тугушева М.П. Чарльз Диккенс: очерк жизни и творчества. - М., 1979.

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.

1. Реализм как метод и направление в западноевропейской литературе. Периодизация, представители. Отличие первого периода реализма от второго.

2. Периодизация творчества Ж.П.Беранже. Новаторство поэта. Основные темы поэзии. Анализ двух стихотворений.

3. Эстетические взгляды Ф.Стендаля. Центральная проблема творчества, особенности произведений (композиция, язык).

4. Конфликт и композиция романа Ф.Стендаля «Красное и черное». Проблема названия.

5. Женские образы в романе Ф.Стендаля «Красное и черное». Стендалевские принципы раскрытия характеров.

6. Ф.Стендаль «Ванина Ванини». Конфликт. Своеобразие метода новеллы.

7. Своеобразие творчества О. де Бальзака. Эстетические взгляды писателя. Структура «Человеческой комедии».

8. Композиция и система образов повести О. де Бальзака «Гобсек». Образ главного героя, принципы его раскрытия.

9. Роман О. де Бальзака «Отец Горио». Система образов. Идейная направленность, особенности стиля, принципы раскрытия характеров.

10. Периодизация, жанровое многообразие творчества П.Мериме. Мериме и романтизм. Особенности жанра и композиции романа «Хроника времен Карла IX».

11. П.Мериме. Экзотические и современные новеллы. Принципы раскрытия характеров у Мериме, особенности стиля. Анализ двух новелл на выбор.

12. Общая характеристика немецкой литературы 1830-1871 годов.

13. Эволюция миро­воззрения и творческого метода Г.Гейне. Основные темы, особенности стиля "Книги песен" и «Современных стихотворений» Анализ двух стихотворений. Чтение наизусть.

14. Г.Гейне "Германия. Зимняя сказка". Проблема метода поэ­мы. Особенности стиля. Чтение отрывка наизусть.

15. Английский реализм Х1Х века - исторические особенности его Формирования. Представители, их место в мировой и отечест­венной литературе.

16. Периодизация творчества Ч.Диккенса. Эволюция его реалис­тического мастерства.

17. Место романа "Оливер Твист" в творчестве Ч.Диккенса. Система образов, нравственно-эстетический идеал.

18. Проблематика романа Ч.Диккенса «Большие надежды». Эволюция образа Пипа.

19. Система образов в романе Ч.Диккенса «Большие надежды». Роль второстепенных персонажей в раскрытии характера главного героя.

20. У. Теккерей "Ярмарка тщеславия". Смысл заглавия и подза­головка. Композиция и система образов.

21. Французская литература 50-6О-х годов. Особенности реа­лизма. Основные представители, их место в отечественной литера­туре. Отражение социальных и эстетических взглядов в творчестве "парнасцев".

22. Зло как вызов буржуазному миру в стихотворениях сборника Ш.Бодлера «Цветы зла». Анализ одного стихотворения.

23. Г.Флобер. Философские, социальные и эстетические взгляды писателя. Критика мещанства вромане: образы Родольфа, Леона. В.Набоков о романе "Госпожа Бовари".

24. История создания романа Г.Флобера "Госпожа Бовари". Бунт Эммы, его социальный смысл и неизбежность поражения. Принципы раскрытия характера.

25. У.Уитмен. Сборник "Листья травы". Циклы и темы сборника. Проблема метода.

26. Н.Готорн - новеллист и романист. Анализ романа «Алая буква».

27. Творчество Г.Мелвилла. Проблематика романа «Моби Дик».

28. Особенности развития американской литературы 50-60-х годов.

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

(Обязательные тексты к экзамену)

1. Беранже П.-Ж.Король Ивето. Маркиз де Караба. Нет, ты не Лизетта. Господин Искариотов. Священный союз народов. Священный союз варваров. Добрый бог. Моя масленница 1829 г. Смерть сатаны. 14 июля. Июльские могилы. Моим друзьям, которые стали министрами. Безумцы. Улитки. Фея рифм. Старое знамя. Старый бродяга.

2. О. Бальзак. Гобсек. Отец Горио. Утраченные иллюзии. Статьи: Предисловие к "Человеческой комедии". Этюд о Бейле.

3. Ф. Стендаль. Красное и черное. Пармская обитель. Ванина Ванини. Статьи: Расин и Шекспир; Вальтер Скотт и "Принцесса Клевская".

4. П. Мериме. Хроника времен Карла IX. Таманго. Маттео Фальконе. Кармен. Этрусская ваза. Венера Илльская. Локис. Письмо Мериме Пушкину. Мериме. Гюзла (сравнить с "Песнями западных славян" Пушкина): Морлах в Венеции - Влах в Венеции; Красавица Елена - Федор и Елена; Ивко – Вурдалак; Константин Якубович - Марко Якубович; Конь Фомы - Конь

5. Г. Флобер. Госпожа Бовари. Саламбо.

6. Ч. Диккенс. Оливер Твист. Тяжкие времена.

7. У. Теккерей. Ярмарка тщеславия

8. Г. Гейне. Лирика. Сб. "Книга песен". Из раздела "Юношеские страдания", "Зловещий грезился мне сон", "Бежал я от жестокой прочь...", "Гренадеры", из раздела "Лирическое интермеццо", "В чудесном месяце мае", "Я тебя, пеннорожденную...", "И розы на щечках у милой моей", "На севере диком...", "Они меня истерзали...", "За столиком чайным в гостинной..."; из раздела "Возвращение на родину": "В этой жизни слишком темной", "Не знаю, что стало со мною...", "Сменяются поколенья", "Я черта позвал, он явился в мой дом", "На сердце гнет", "Фрагментарность вселенной мне что-то не нравится", "О если ты станешь моею женой..."; из цикла "Северное море": "Морское видение", "Приветствие морю", "Вопросы" "В гавани". Из сб. "Современные стихотворения": "Михель после марта", "Просветление", "Силезские ткачи", "Доктрина", "Ослы-избиратели", "Тенденция", "Новый Александр". Поэма: "Германия. Зимняя сказка". Отрывки из кн. "Романтическая школа" (кн.II, гл.IV, кн. III, гл.I).

9. На выбор:

Г.Бюхнер "Смерть Дантона";

К.Гуцков "Уриэль Акоста";

Ф.Геббель "Юдифь";

В.Раабе "Летопись Птичьей слободы";

Т.Шторм "Всадник на белом коне";

Т.Фонтане "Эффи Брист".

Американская литература

10. На выбор:

Н. Готорн "Алая буква";

Г. Мелвилл "Моби Дик, или Белый Кит".

11. Г. Бичер-Стоу. Хижина дяди Тома.

12. У. Уитмен. Сб. "Листья травы": Песня о топоре. Сейчас полный жизнью. Песня о топоре. Песня радостей. Бей, бей, барабан! О, капитан, мой капитан! Песня знамени на утренней заре. Пионеры! О, пионеры! Из "Песни о выставке". Песня о себе.

Нереалистические тенденции 40-60-х гг. XIХ века

13. Т.Готье. Искусство. Кармен.

14. Леконт де Лиль Ш. Слоны. Всесожженные.

15. Бодлер Ш. Из сб. "Цветы зла": Падаль. Альбатрос. Вино тряпичников. Старушки. Сумерки. Гимн красоте. Волосы. Авель и Каин.

Учебники, пособия и хрестоматии.

1. Елизарова М.Е. и др. История зарубежной литературы XIX века. - М., 1975.

2. История зарубежной литературы XIX века / Под ред. Я.Н.Засурского, С.В.Тураева.- М., 1982.

3. История зарубежной литературы: В 2 ч. / Под ред. А.С.Дмитриева.- М., 1983.

4. История зарубежной литературы XIX века: В 2 ч. / Под ред. Н.П.Михальской.- М., 1991.

5. История зарубежной литературы XIX в.: Учеб. для вузов / Под ред. Н.А.Соловьевой.- М., 2000.

6. История зарубежной литературы: Западноевропейский и американский реализм (1830-1860-е гг.): Учеб.пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений / Г.Н.Храповицкая, Ю.П.Солодуб. – М., 2005.

7. История всемирной литературы: В 9 т.- Т.6. - М., 1989.

8. Проскурин Б.М., Яшенькина Р.Ф. История зарубежной литературы XIX в.: Западноевропейская реалистическая проза: Учебное пособие.- М., 1988.

9. История английской литературы: В 3 т.- Т.2. - Вып. 1-2. - М., 1953, 1955.

10. История французской литературы: В 4 т. - Т.2. - М., 1956.

11. История немецкой литературы: В 5 т. - Т.3. - М., 1966.

12. История американской литературы: В 2 ч. - Ч.1. - М., 1971.

13. Андреев Л.Г. и др. История французской литературы.- М.,1987.

14. Аникин Г.В., Михальская Н.П. История английской литературы.- М., 1985.

15. Гуляев Н.А. и др. История немецкой литературы.- М., 1975.

16. Черневич М.Н. и др. История французской литературы.- М., 1988 (или: М., 1965).

17. История западноевропейской литературы. 19 век: Англия: учеб.пособ.для студ.филол.фак.высш.учеб.заведений. / Под ред. Л.В.Сидорченко и др. – М.,2004.

18. Гражданская З.Т. От Шекспира до Шоу.- М., 1992.

19. Кирнозе З.И., Пронин В.Н. Практикум по истории французской литературы.- М., 1991.

20. Кирнозе З.И. Страницы французской классики.- М., 1992.

21. Клюшник Н.В. и др. Темы контрольных работ по зарубежной литературе ХIХ века: Для студентов-заочников III-IY курсов. - М., 1981.

22. Крылова Т.С., Теплинская Н.М. Контрольные работы по зарубежной литературе ХIХ века: Для студентов-заочников III-IY курсов. - М., 1986.

23. Лейтес Н.С. От "Фауста" до наших дней. - М.,1987.

24. Нартов К.М. Зарубежная литература в школе. - М., 1976.

25. Практические занятия по зарубежной литературе / Под ред. Н.П.Михальской и Б.И.Пуришева.- М., 1981.

26. Трапезникова Н.С. Зарубежная литература в средней школе.- Казань, 1982.

27. Тураев С.В., Чавчанидзе Д.Л. Изучение зарубежной литературы в школе.- М., 1982.

28. Хрестоматия по зарубежной литературе XIX века / Сост. А.Аникст. - М., 1955.

29. Зарубежная литература XIX века. Реализм. Хрестоматия историко-литературных материалов: Учеб.пособие для филол.спец. вузов. / Сост. Н.А.Соловьева. - М., 1990.

30. Зарубежная литература XIX века. Романтизм. Критический реализм. Хрестоматия / Под ред. Я.Н.Засурского. - М., 1979.

Статьи и монографии к темам.

1. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. - Л.,1971 / или Л.,1999/.

2. Грифцов Б.А. Психология писателя.- М.,1988.

3.Затонский Д.В. искусство романа и ХХ век.- М.,1973.

4. Клименко Е.И. Английская литература первой половины ХIХ века. Очерк развития. - Л.,1971.

5.Моруа А. От Монтеня до Арагона.- М.,1983.

6. Реизов Б.Г. Французский роман ХIХ века. - М.,1969.

7. Сучков Б.Л. Исторические судьбы реализма. - М.,1969.

8. Муравьева Н.И. Беранже. - М.,1965.

9. Данилин Ю.И. Беранже и его песни. - М.,1973.

10.Старицына З.А. Беранже в русской литературе. -

11.Бальзак О. де. Этюд о Бейле // Собр.соч.: В 15 т. - М.,1960. - Т.15.

12.Виноградов А.К. Стендаль. - М.,1960.

13.Вюрмсер А. Не посмотреть ли на известное по-новому? - М.,1975.

14.Забабурова Н.В. Стендаль и проблемы психологического анализа. - Ростов-на/Д., 1982.

15.Моруа А. Стендаль. "Красное и черное" // А. Моруа. Литературные портреты. - Ростов-на/Д., 1997.

16.Реизов Б.Г. Стендаль: Художественное творчество. - Л., 1978.

17.Фрид Я. Стендаль: очерк жизни и творчества. - М., 1958.

18.Эпштейн М. О стилевых началах реализма: Поэтика Стендаля и Бальзака // Вопросы литературы. - 1977. - N8.

19. Бальзак О. де "Предисловие к "Человеческой комедии" // Зарубежная литература ХIХ века: Реализм: Хрестоматия историко-литературных материалов / Сост.Н.А.Соловьева и др. - М.,1990; или Бальзак О.де. Собр. соч. в 28 т. - М., 1992. - Т.1; или Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2 т. - М., 1976. - Т.1. - С.6-8, 480-483.

20.Бахмутский В.Я. "Отец Горио" Бальзака.- М.,1970.

21. Вюрмсер А. Бесчеловечная комедия.- М.,1967.

22. Гриб В.Р. Избранные работы.- М.,1956.

23. Грифцов Б.А. Как работал Бальзак.- М.,1958; или Грифцов Б.А. Психология писателя.- М.,1988.

24. Кучборская Е.П. Творчество Бальзака. - М.,1970.

25. Обломиевский Д.Д. Бальзак. - М.,1961.

26. Пузиков А.И. Портреты французских писателей. Жизнь Золя. - М., 1976.

27. Реизов Б.Г. Бальзак.- Л.,1960.

28. Чернышевский Н.Г. Бальзак// Чернышевский Н.Г. Собр.соч. - М.,1947. - Т.3.- С.369-370.

29. Чичерин А.В. Произведения О.Бальзака "Гобсек" и "Утраченные иллюзии": Учеб.пособие. - М.,1982.

30. Данилин Ю. Проспер Мериме// Мериме П. Избр.соч.: В 2 т. - М., 1957. - Т.1.

31. Дынник В. Проспер Мериме// Мериме П. Собр. соч.: В 6 т.- М.,1963. - Т.1.

32. Луков В.А. Проспер Мериме. - М.,1984.

33. Реизов Б.Г. Мериме."Хроника времен Карла IХ" // Реизов Б.Г. Французский исторический роман в эпоху романтизма. - Л., 1958.

34.Фрестье Ж. Проспер Мериме. - М., 1987.

35. Белинский В.Г. Русская литература в 1844 году // Белинский В.Г. Собр.соч.. - М.,1948. - Т.2. - С.700-701.

36. Белинский В.Г. Парижские тайны // Там же. - С.644-645.

37. Белинский В.Г. "Оливер Твист". Роман г-на Диккенса/1842/" // Белинский В.Г. Полн.собр.соч.: В 13 т. - М.-Л.,1959 - Т.5.

38. Ивашева В.В. Английский реалистический роман ХIХ века.

39. Катарский И.М. Диккенс.- М.,1960.

40. Катарский И.М. Диккенс и его время.- М.,1966.

41. Михальская Н.П.Чарльз Диккенс. - М.,1987.

42. Михальская Н.П. Диккенс в России // Диккенс Ч. Собр.соч.: В 10 т. - М.,1987. - Т.10.

43. Сильман Т.Н. Диккенс. - М.,1970.

44. Толстой Л.Н. в воспоминаниях современников: В 2 т. - М., 1955. - Т.2. - С.181.

45. Тугушева М.П. Чарльз Диккенс. Очерк жизни и творчества. М.,1979.

46. Уилсон Э. Мир Чарлза Диккенса. - М.,1975.

47. Алексеев М.П. Из истории английской литературы. - М;Л.,1960.

48. Вахрушев В.С. Творчество Теккерея. - Саратов, 1984.

49. Ивашева В.В. Теккерей-сатирик. - М.,1958.

50. Кеттл А. Введение в историю английского романа. - М.,1966.

52. Теккерей в воспоминаниях современников.- М.,1990.

53. Урнов М.В. Вехи традиции в английской литературе.- М., 1986.

54. Чернышевский Н.Г. Ньюкомы, история одной весьма достопочтенной фамилии// Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч.: В 15 т. - М.,1948. - Т.4. - С.511-522.

55. Карельский А.Б. Георг Бюхнер // Георг Бюхнер. Пьеса, проза, письма. - М., 1972.

56. Карельский А.В. От героя к человеку: Два века западноевропейской литературы. - М., 1990.

57. Неустроев В.П. Геббель // История немецкой литературы: В 5 т. - Т.4. - М., 1968.

58. Тронская М. Карл Гуцков-драматург //Гуцков Карл. Пьесы. - М., 1960.

59. Гиждеу С.П. Генрих Гейне. - М.,1964.

60. Гиждеу С.П. Лирика Генриха Гейне. - М.,1983.

61. Дейч А.И. Поэтический мир Генриха Гейне. - М., 1963.

62. Дейч А.И. Судьбы поэтов. - М.,1968.

63. Дейч А.И. Гарри из Дюссельдорфа.- М.,1980.

64. Дмитриев А.С. Генрих Гейне.- М.,1957.

65. Книпович Е.Ф. Мужество выбора. - М.,1975.

66. Маркс К. и Энгельс Ф. об искусстве. - Т.2. - М.,1976. - С.257-267.

67. Писарев Д.И.Генрих Гейне//Писарев Д.И. Избранные филологические и общественно-политические статьи.- М.,1949.

68. Пронин В.А. "Стихи, достойные запрета...": Судьба поэмы Г.Гейне "Германия. Зимняя сказка".- М., 1986.

69. Стадников Г.В. Генрих Гейне. - М., 1984.

70 Шиллер Ф.П. Генрих Гейне. - М.,1962.

71. Балашов Н.И. Легенда и правда о Бодлере // Бодлер Ш. Цветы зла. - М., 1970.

72. Нольман М.Л. Шарль Бодлер. - М., 1979.

73. Сартр Ж.-П. Бодлер // Бодлер Ш. Цветы зла. - М., 1993.

74. Белоусов Р.С. Муза Флобера // Белоусов Р.С. Хвала Каменам. - М.,1982; или Белоусов Р.С. Ревнивая Муза// Смена.- 1998. - N4.

75. Горький А.М. О том, как я учился писать // Горький о литературе. - М., 1955.

76.Журавлева Г.М. К проблеме изучения творчества Г. Флобера в Х классе общеобразовательной школы // Вестник педагогического опыта/ Сер. "Филол. образов."- Вып.7. - Глазов,1999.

77. Затонский Д.В. Эстетика и поэтика Гюстава Флобера // Флобер Г. О литературе, искусстве, писательском труде: Письма,статьи:В 2 т.- Т.1. - М.,1984.

78. Иващенко А.Ф. Гюстав Флобер. Из истории реализма во Франции.- М., 1955.

79.Кирнозе З.И. Гюстав Флобер и его романы // Кирнозе З.И. Страницы французской классики: Книга для учащихся старших классов средней школы. - М.,1992.

80. Набоков В.В.Гюстав Флобер "Госпожа Бовари" // Набоков В.В. Лекции по зарубежной литературе. - М.,1998; или Набоков В.В. Две лекции по литературе: Г.Флобер и Ф.Кафка// Иностранная литература. - 1997.- N11.- С.185-233.

81. Пузиков А.И. Идейные и художественные искания Флобера // Пузиков А.Т.Рыцари истины: Портреты французских писателей. - М.,1986.

82. Реизов Б.Г. Творчество Флобера.- М.,1955.

83. Храповицкая Г.Н. Г.Флобер//История зарубежной литературы ХIХ века. - Учебник для студ. : В 2 ч. - Ч.2 / Под ред. Н.П.Михальской. - М.,1991; или Храповицкая Г.Н. Флобер Г.// Зарубежные писатели. Биобиблиографический словарь: В 2 ч. - Ч.2./ Под ред. Н.П.Михальской.- М.,1997.

84. Боброва М.Н. Романтизм в американской литературе ХIХ века. - М.,1972.

85. Литературная история США: В 3т.- Т.1. -М.,1977.

86. Николюкин А.Н.Американский романтизм и современность. - М.,1968.

87. Романтические традиции американской литературы ХIХ века и современность: Сб. трудов / Под ред. Я.Н.Засурского.- М., 1982.

88. Левинтон А. Н.Готорн и его роман "Алая буква"// Н.Готорн. Алая буква. - М., 1957.

89. Левинтон А. Предисловие// Н.Готорн. Новеллы. - М.-Л., 1965.

90. Башмакова Л.П. Мелвилл и Э.Хемингуэй /К вопросу о традициях/ //Американская литература. Проблемы романтизма и реализма. Кн.5-я. - Краснодар,1978.

91. Башмакова Л.П. Характер условности в романе Г.Мелвилла "Моби Дик" и повести Э.Хемингуэя "Старик и море" // Американская литература ХIХ-ХХ веков: Межвуз. сб. - Краснодар,1987.

92. Затонский Д.В. Левиафан и цетология // Затонский Д.В. Искусство романа и ХХ век. - М.,1973.

93. Ковалев Ю.В. Герман Мелвилл и американский романтизм.- Л.,1972.

94. Белоусов Р.С. О чем умолчали книги. - М.,1971.

95. Мицкевич Б.П. Неподвластные времени. - Мн.,1986.

96. Орлова Р.Д. Хижина, устоявшая столетие. - М.,1975.

97. Тугушева М.П. Роман Г.Бичер-Стоу "Хижина дяди Тома". - М., 1985.

98. Устенко Г.А. Аболиционистские романы Бичер-Стоу/"Хижина дяди Тома", "Дред"/. - Одесса,1961.

99. Венедиктова Т.Д. Поэзия Уолта Уитмена. - М.,1982.

100. Засурский Я.Н. Жизнь и творчество У.Уитмена. - М.,1955.

101. Луначарский А.В. Собр.соч.: В 8 т. - М.,1965. - Т.5.

102. Мендельсон М.О. Жизнь и творчество Уитмена. - М., 1969.

103. Тургенев И.С. Полн.собр.соч.: В 28 т. - М.,1965. - Т.10.

104. Чуковский К.И.Мой Уитмен. - М.,1969.

Справочные издания и энциклопедии.

105. Зарубежные писатели. Биобиблиогр. словарь: В 2 ч. / Под ред. Н.П. Михальской. - М., 1997.

106. Литература: Справочник школьника / Сост. Н.Г. Быкова. - М.,1995.

107. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева. - М., 1987.

108. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2т. / Гл. ред. С.А. Токарев. - М., 1987-1988.

109. Писатели США. Краткие творческие биографии / Под ред. Я.Н.Засурского и др. - М., 1990.

110. Пятьдесят английских романов: Краткий универсальный справочник Под ред. Г. Ласса/ Пер. с англ. - Челябинск,1997.

111. Словарь иностранных слов/ Зав. редакцией В.В. Пчелкина.- М., 1988

112. Словарь литературоведческих терминов/ Под ред. Л.И. Тимофеева, С.В. Тураева. - М., 1976.

113. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. - М., 1988.

114. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков Е.А. Шкловский. - М.,1998.


Похожая информация.


бальзак гобсек новелла

В чем же сказалось становление реализма в творчестве Бальзака?

) Человек, главный объект реалистической повести или романа, перестает быть отделенной от общества и класса обособленной личностью. Исследуется цельная социальная ткань, по природе своей бесконечно множественная, в которой каждый персонаж ее частица. Так, в романе "Отец Горио" на первом плане - пансион госпожи Воке. Желтая краска, запах гниения и сама хозяйка с ее шлепающими туфлями и слащавой улыбкой обобщают впечатление от пансиона. И есть нечто общее в социальном положении всех его жителей, что, однако не мешает резкому выделению индивидуально конкретных его обитателей: циника Вотрена, юного честолюбца Растиньяка, благородного труженика Бъяншона, застенчивой Викторины, благодушного и озабоченного папаши Горио. В "Человеческой комедии" Бальзака более двух тысяч весьма значительных и многосторонне исследованных им персонажей.

Творческая активность Бальзака бесконечно трудная. Научиться проникать в умы и сердца близких и чуждых ему людей разных классов общества, разных возрастов и профессий. Бальзак в новелле "Фачино Кане" рассказал о том, как он этому учился. Он всматривался в незнакомые лица, ловил обрывки чужих разговоров, он приучал себя жить чувствами и мыслями других людей, ощущал на своих плечах их поношенную одежду, на своих ногах их дырявую обувь, он жил в чужой обстановке нищеты, или роскоши, или среднего достатка. Он сам становиться то скрягою, то расточителем, то неудержимо страстным искателем новых истин, то праздным искателем приключений.

Именно с такого проникновения в чужие характеры и нравы начинается реализм.

  • 1)Не только человек, не только взаимоотношения людей - история современного ему общества занимала Бальзака.его методом было познание общего через частное. Через папашу Горио он познавал, как обогащаются и как разоряются люди в буржуазном обществе, через Тайфера - как преступление становится первым шагом к созданию крупного состояния будущего банкира, через Гобсека - как страсть к накоплению денег подавляет в буржуа этой эпохи все живое, в Вотрене он видит крайнее выражение того философского цинизма, которым, как недугом, поражены разные слои общества.
  • 2)Бальзак - один из создателей и классиков критического реализма. Совершенно напрасно слово "критический" иногда приравнивают к слову отрицательный и полагают, что в это понятие входит одно лишь негативное отношение к изображаемой действительности. Понятия "критический" и "обличительный" отождествляются. Критический означает анализирующий, исследующий, взыскательный. "Критика" - розыск и сужденье о достоинствах и недостатках…".

)Чтобы воспроизвести историю и философию современного ему общества, Бальзак не мог ограничиться ни одним романом, ни серией отдельных самостоятельных романов. Нужно было создать нечто цельное и в то же время обращенное в разные стороны. "Человеческая комедия" - это цикл романов, связанных одним грандиозным планом. В сравнительно редких случаях один роман - продолжение другого. Так, в "Гобсеке" - дальнейшая судьба семьи графа де Ресто, показанной в романе "Отец Горио". Еще более последовательна связь "Утраченных иллюзий" и "Блеска и нищеты куртизанок". Но у большинства романов - свой законченный сюжет, своя завершенная идея, хотя персонажи, и первостепенные и второстепенные, постоянно переходят из романа в роман.

)Предшественники Бальзака учили понимать одинокую, страдающую человеческую душу. Бальзак открыл нечто новое: цельность, взаимообусловленность человеческого общества. Раздирающий это общество антогонизм. С каким презрением отвергнет маркиза дЭспар молодого поэта, узнав, что он сын ангулемского аптекаря! Классовая борьба составит основу романа "Крестьяне". И каждый его персонаж - частица той огромной картины, и дисгармоничной, и диалектически-цельной, которая у автора всегда перед глазами. Поэтому в "Человеческой комедии" автор совсем иной, чем в романтическом романе. Бальзак называл себя секретарем. Общество пользуется его пером и через него само о себе повествует. Именно в этом романист приближается к ученому. Главным становиться не выражение чего-то личного, а верное понимание изучаемого предмета, раскрытие управляющих им законов.

)Конкретность и многообразие языка в произведениях Бальзака связаны с новым видом детализации, когда цвет дома, облик старого кресла, скрип двери, запах плесени становятся многозначительными, социально насыщенными сигналами. Это отпечаток человеческой жизни, повествующие о ней, выражающие ее смысл.

Изображение внешнего облика вещей становятся выражением устойчивого или изменчивого душевного состояния людей. И оказывается, что не только человек, его образ жизни влияют на вещественный мир, им подчиненный, но и, наоборот, сказывается своего рода могущество мира вещей, способных согреть, и поработить человеческую душу. И читатель бальзаковского романа живет в сфере предметов, выражающих смысл буржуазного уклада, угнетающего человеческую личность.

6)Бальзак постигает и устанавливает законы общественной жизни, законы человеческих характеров, в конечном счете человеческого духа, ущемленного условиями собственнического мира и рвущегося на свободу. Именно человековедение Бальзака, умение проникать во внутренний строй людей, молодых и старых, бедняков и богачей, мужчин и женщин, именно это составляет истинное богатство "Человеческой комедии".

Поэтому читатель этого многосоставного произведения уже в его языковой ткани должен почувствовать сильнейший размах всюду внедряющейся и многообъемной мысли автора. Если бы мы в совершенстве знали свою эпоху, мы бы и самих себя знали лучше", - говорит Бальзак в философско-политической новелле "З. Маркс". Через понимание целого общества достигается полное понимание и себя самого и любого другого человека. И наоборот, через понимание многих людей можно достигнуть понимания народа. Такие путеводные нити, важные для верного и цельного восприятия "Человеческой комедии", насыщают речь автора, не только изобразительно-наглядную, но и философски проникновенную.

Реализм 30-40х годов

Реализм - это правдивое, объективное отражение действительности. Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателœей-реалистов. Οʜᴎ обличали стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целœенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости. Во Франции в 30- 40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения Опоре де Бальзак, написавший 95-томную ʼʼЧеловеческую комедиюʼʼ; Виктор Гюго - ʼʼСобор Парижской богоматериʼʼ, ʼʼДевяносто третий годʼʼ, ʼʼОтверженныеʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
Гюстав Флобер - ʼʼГоспожа Бовариʼʼ, ʼʼВоспитание чувствʼʼ, ʼʼСаламбоʼʼ Проспер Меримо - мастер новелл ʼʼМатео Фальконеʼʼ, ʼʼКоломбаʼʼ, ʼʼКарменʼʼ, автор пьес, исторических хроник ʼʼХроника времен Карла10ʼʼ и др.
Размещено на реф.рф
В 30 - 40-е годы в Англии. Чарльз Диккенс - выдающийся сатирик и юморист, произведения ʼʼДомби и сынʼʼ, ʼʼТяжелые временаʼʼ, ʼʼБольшие ожиданияʼʼ, являющиеся вершиной реализма. Уильям Мейкпис Теккерей в романе ʼʼЯрмарка тщеславияʼʼ, в историческом произведении ʼʼИстория Генри Эсмондаʼʼ, сборнике сатирических эссе ʼʼКнига снобовʼʼ, образно показал пороки, присущие буржуазному обществу. В последней трети 19 в. мировое звучание приобретает литература скандинавских стран. Это прежде всœего произведения, норвежских писателœей: Генриха Ибсена - драмы ʼʼКукольный домʼʼ (ʼʼНораʼʼ), ʼʼПриведенияʼʼ, ʼʼВраг народаʼʼ призывали к эмансипации человеческой личности от лицемерной буржуазной морали. Бьернсон драмы ʼʼБанкротствоʼʼ, ʼʼСвыше наших силʼʼ, и стихи. Кнут Гамсун - психологические романы ʼʼГолодʼʼ, ʼʼМистерииʼʼ, ʼʼПанʼʼ, ʼʼВикторияʼʼ, в которых изображен бунт личности против обывательской среды.

Революция 1789ᴦ., время острой политической борьбы. Во Франции меняется пять политических режимов:1.)1795 – 1799 период Директории, 2.) 1799 – 1804 период консульства Наполеона. 3) 1804 – 1814 – период наполеоновской империи и войн.4) 1815 – 1830 – период реставрации.5) 1830 – 1848 период июльской монархии, 6)революция 1848, укрепление буржуа. Реализм во Франции оформился теоретически и слово. Литература делится на два этапа: Бальзаковский и флоберовский. I) 30 –года под реализмом подразумевается воспроизведение различных явлений природы. 40-е, реализм – установка изображения современной жизни, основанное не только на воображении, но и на непосредственном наблюдении. Черты: 1) анализ жизни, 2) утверждается принцип типизации3) принцип циклизации4)ориентация на науку5)проявление психологизма. Ведущий жанр – роман. II) 50е перелом в понятии реализм, что было связанно с живописным творчеством Курбе, он и Шанфлери сформулировал новую программу. Проза, искренность, объективность в наблюдаемом.

БЕРАНЖЕ Пьер-Жан - французский поэт-песенник. Первыми значительными произведениями Б. в данном роде являются его памфлеты на Наполеона I: ʼʼКороль Иветоʼʼ , ʼʼПолитический трактатʼʼ . Но расцвет сатиры Б. падает на эпоху реставрации . Возвращение к власти Бурбонов, а с ними эмигрантов-аристократов, за годы революции ничему не научившихся и ничего не забывших, вызывает у Б. длинный ряд песен, памфлетов, в к-рых находит блестящее сатирическое отражение весь социальный и политический строй эпохи. Продолжением их являются песни-памфлеты, направленные против Луи-Филиппа как представителя финансовой буржуазии на троне. В этих песнях, к-рые сам Б. называл стрелами, пущенными в трон, церковь, бюрократию, буржуазию, поэт предстает политическим трибуном, посредством поэтического творчества отстаивающим интересы трудового мещанства, игравшего в эпоху Б. революционную роль, впоследствии окончательно перешедшую к пролетариату. Находясь в оппозиции к Наполеону во время его царствования, Б. утверждает культ его памяти во время Бурбонов и Луи-Филиппа. В песнях этого цикла Наполеон идеализируется как представитель власти революционной, связанной с народными массами. Главные мотивы этого цикла: вера в силу идей, свобода как некое отвлеченное благо, а не как реальный результат классовой борьбы, по крайне важно сти связанной с насилием (ʼʼИдеяʼʼ, ʼʼМысльʼʼ). В одной из песен этого цикла Б. называет своих учителœей: Оуэн, Ла Фонтен, Фурье . Перед нами таким образом последователь утопического домарксова социализма. Первый сборник стихов лишает его милости начальства по университету, где он тогда служил. Второй сборник навлекает на Б. судебное преследование, оканчивающееся трехмесячным тюремным заключением, за оскорбление нравственности, церкви и королевской власти. Четвертый сборник имел результатом для автора вторичное тюремное заключение, на данный раз на 9 месяцев. При всœем том участие Б. в политической жизни в собственном смысле слова (если не касаться революционного действия песен) выливалось в довольно умеренные формы, напр.
Размещено на реф.рф
в виде поддержки либералов в революции 1830. В последние годы Б. отошел от общественной жизни, посœелившись под Парижем, перешел в своем творчестве от мотивов политических к социальным, разрабатывая их в духе народничества (ʼʼРыжая Жаннаʼʼ, ʼʼБродягаʼʼ, ʼʼЖакʼʼ и др.).

БАЛЬЗАК, ОНОРЕ (Balzac, Honoré de) (1799–1850), французский писатель, воссоздавший целостную картину общественной жизни своего времени. Попытка сколотить состояние на издательско-типографском делœе (1826–1828) вовлекла Бальзака в крупные долги. Вновь обратившись к писательству, он опубликовал в 1829 роман Последний Шуан . Это была первая книга, которая вышла под его собственным именем, наряду с юмористическим пособием для мужей Физиология брака 1829) она привлекла внимание публики к новому автору. Тогда же начался главный труд его жизни: в 1830 появляются первые Сцены частной жизни , несомненным шедевром Дом кошки, играющей в мяч ,в 1831 выходят первые Философские повести и рассказы . В течение еще нескольких лет Бальзак подрабатывал в качестве внештатного журналиста͵ однако основные силы с 1830 по 1848 были отданы обширному циклу романов и повестей, известному миру как Человеческая комедия. В 1834 у Бальзака возник замысел связать общими героями написанные с 1829 и будущие произведения и объединить их в эпопею, позднее названную "Человеческой комедией". Воплощая идею всœеобщих взаимозависимостей в мире, Бальзак задумал всœеобъемлющее художественное исследование французского общества и человека.Философским каркасом этого художественного здания служат материализм 18 в., современные Бальзаку естественно-научные теории, своеобразно переплавленные элементы мистических учений. В "Человеческой комедии" три раздела. I. Этюды нравов: 1) сцены частной жизни; 2) сцены провинциальной жизни; 3) сцены парижской жизни; 4) сцены политической жизни; 5)сцены военной жизни; 6) сцены сельской жизни. II. Философские этюды. III. Аналитические этюды. Это как бы три круга спирали, восходящей от фактов к причинам и основам (см. Предисловие к "Человеческой комедии", Собр.
Размещено на реф.рф
соч., т. 1, М., I960). В "Человеческую комедию" вошло 90 произведений. Бальзак б ыл первым великим писателœем, уделившим пристальное внимание материальному фону и ʼʼобликуʼʼ своих персонажей; до него никто так не изображал стяжательство и безжалостный карьеризм в качестве главных жизненных стимулов. Гобсек 1830), в Неведомым шедевр (1831), Евгения Гранде , Письма к незнакомке о любви к польской графинœе.

ЛЕКЦИЯ 24.

Французский реализм. — Бальзак

Мы переходим к новой главе в литературе XIX века, к французскому реализму XIX века. К француз-скому реализму, начавшему свою деятельность где-то на по-роге 1830-х годов. Речь пойдет о Бальзаке, Стендале, Проспере Мериме. Это особая плеяда французских реалистов — эти три писателя: Бальзак, Стендаль, Мериме. Они отнюдь не исчерпывают истории реализма во французской литерату-ре. Они только начали эту литературу. Но они — особое яв-ление. Я бы их так назвал: великие реалисты романтической эпохи. Вдумайтесь в это определение. Вся эпоха, до тридца-тых и даже до сороковых годов, в основном принадлежит романтизму. Но на фоне романтизма появляются писатели совсем другой ориентации, реалистической ориентации. До сих пор во Франции ведутся споры. Французские историки очень часто и Стендаля, и Бальзака, и Мериме рассматрива-ют как романтиков. Для них это романтики особого типа. Да и сами они... Например, Стендаль. Стендаль сам себя считал романтиком. Он писал сочинения в защиту романтизма. Но так или иначе, вот эти трое, названные мною, — и Бальзак, и Стендаль, и Мериме — реалисты совсем особого характера. Всячески сказывается, что они детища романтической эпохи. Не будучи романтиками — они все-таки детища романтичес-кой эпохи. Их реализм очень особый, отличающийся от реа-лизма второй половины XIX века. Во второй половине XIX ве-ка мы имеем дело с более чистой культурой реализма. Чис-той, свободной от примесей и подмесей. Нечто сходное мы наблюдаем и в русской литературе. Всякому ясно, какое раз-личие между реализмом Гоголя и Толстого.

И разница в основном та, что Гоголь — тоже реалист романтической эпохи. Реалист, возникший на фоне романтической эпохи, в ее куль-туре. Ко времени же Толстого романтизм сник, сошел со сце-ны. Реализм Гоголя и Бальзака в одинаковой степени питал-ся культурой романтизма. И часто очень трудно провести какую-то разграничительную линию.

Не надо думать, что во Франции существовал романтизм, потом он сошел со сцены и пришло нечто другое. Дело было так: существовал романтизм, а в какое-то время пришли на сцену реалисты. И они не убили романтизм. Романтизм по-прежнему разыгрывался на сцене, хотя существовали и Баль-зак, и Стендаль, и Мериме.

Так вот, первый, о ком я буду говорить, — это Бальзак. Великий писатель Франции Оноре де Бальзак. 1799—1850 — даты его жизни. Это грандиознейший писатель, быть может, вообще самый значительный писатель, которого когда-либо выдвигала Франция. Один из главных деятелей литературы XIX века, писатель, оставивший чрезвычайные следы в ли-тературе XIX века, писатель огромной плодовитости. Он ос-тавил целые полчища романов после себя. Великий труже-ник литературы, человек, неустанно трудившийся над руко-писями и гранками. Ночной работник, просиживавший целые ночи подряд над версткой своих книг. И эта огромная, не-слыханная продуктивность — она отчасти убила его, эта ноч-ная работа над типографскими листами. Жизнь его была ко-ротка. Он работал с перенапряжением всех сил.

У него была вообще такая манера: он не отделывал руко-писей. А настоящая отделка у него уже начиналась в гранках, в верстке. Что, кстати, в современных условиях невозможно, потому что сейчас другой способ набора. А тогда, при ручном наборе, это было возможно.

Так вот, эта работа над рукописями, вперемежку с чер-ным кофе. Ночи с черным кофе. Когда он умер, его друг Теофиль Готье в замечательном некрологе написал: Бальзак умер, убитый таким-то количеством чашек кофе, выпитых им в ночные часы.

Но что замечательно, он был не только литератором. Он был человеком очень интенсивной жизни. Он был увлечен политикой, политической борьбой, светской жизнью. Много путешествовал. Занимался, правда всегда неудачно, но с ве-ликим жаром занимался коммерческими делами. Пытался быть издателем.

Одно время пустился разрабатывать серебряные рудники в Сиракузах. Коллекционер. Он собрал вели-колепную коллекцию картин. И так далее, и так далее. Че-ловек очень широкой и своеобразной жизни. Не будь этого обстоятельства, у него не было бы питания для его обшир-нейших романов.

Он был человеком самого скромного происхождения. Его дед был простой землепашец. Отец уже выбился в люди, был чиновником.

Бальзак — это одна из его слабостей — был влюблен в аристократию. Он, вероятно, многие свои таланты обменял бы на хорошее происхождение. Дед был просто Бальса, чисто крестьянская фамилия. Отец уже стал называть себя Баль-зак. «Ак» — это дворянское окончание. А Оноре самовольно приставил к своей фамилии частицу «де». Так из Бальса че-рез два поколения получился де Бальзак.

Бальзак в литературе огромный новатор. Это человек, от-крывший новые территории в литературе, которые до него никем никогда по-настоящему не обрабатывались. В какой области прежде всего его новаторство? Бальзак создал новую тематику. Конечно, у всего на свете есть предшественники. Тем не менее Бальзак создал совершенно новую тематику. С такой широтой и смелостью его тематическое поле до него еще никем не обрабатывалось.

Что же это была за новая тематика? Как ее определить, почти небывалую в литературе в таких масштабах? Я бы сказал так: новая тематика Бальзака — это материальная практика со-временного общества. В каком-то скромном домашнем масшта-бе материальная практика всегда входила в литературу. Но дело в том, что у Бальзака материальная практика представлена в масштабе колоссальном. И многообразна необычайно. Это мир производства: промышленность, земледелие, торговля (или, как предпочитали при Бальзаке говорить, коммерция); всякого рода приобретательство; созидание капитализма; исто-рия того, как люди делают деньги; история богатств, история денежных спекуляций; нотариальная контора, где производят-ся сделки; всякого рода современные карьеры, борьба за жизнь, борьба за существование, борьба за успех, за материальный успех прежде всего. Вот в чем содержание романов Бальзака.

Я говорил, что в какой-то степени все эти темы и раньше разрабатывались в литературе, но в бальзаковском масшта-бе — никогда. Всю Францию, современную ему, творящую материальные ценности, — всю эту Францию Бальзак переписал в своих романах.

Плюс еще политическую жизнь, ад-министративную. Он стремится к энциклопедизму в своих романах. И когда он спохватывается, что какая-то отрасль современной жизни еще им не отображена, он сразу броса-ется заполнять пробелы. Суд. Суда еще нет в его романах — он пишет роман о судах. Армии нету — роман об армии. Не все провинции описаны — недостающие провинции вводятся в роман. И так далее.

Он со временем стал все свои романы вводить в еди-ную эпопею и дал ей название «Человеческая комедия». Не случайное название. «Человеческая комедия» должна была охватить всю французскую жизнь, начиная (и это особенно для него было важно) с самых низших ее проявлений: земледе-лие, промышленность, торговля — и восходя все выше и выше...

Бальзак выступает в литературе, как все люди этого по-коления, с 1820-х годов. Настоящий расцвет его — в тридца-тые годы, как и у романтиков, как у Виктора Гюго. Они шли рядом. Только разница в том, что Виктор Гюго намного пере-жил Бальзака. Как будто бы все, что я говорил о Бальзаке, отъединяет его от романтизма. Ну какое дело романтикам было до промышленности, до торговли? Многие из них брез-говали этими предметами. Трудно себе представить роман-тика, для которого основной нерв — торговля, как таковая, у которого купцы, продавцы, агенты фирм были бы главными действующими лицами. И вот при всем том Бальзак по-свое-му сближается с романтиками. Ему в высшей степени была присуща романтическая идея, что искусство существует как сила, сражающаяся с действительностью. Как сила, соперни-чающая с действительностью. Романтики рассматривали ис-кусство как состязание с жизнью. Притом они верили, что искусство сильнее жизни: искусство одерживает в этом со-стязании победу. Искусство забирает у жизни все, чем жизнь живет, по мнению романтиков. В этом отношении знамена-тельна новелла замечательного американского романтика Эд-гара По. Это звучит несколько странно: американский роман-тизм. Уж кому не подобает романтизм, это Америке. Однако в Америке существовала романтическая школа и был такой замечательный романтик, как Эдгар По. У него есть новел-ла «Овальный портрет». Это история о том, как один моло-дой художник стал рисовать свою молодую жену, в кото-рую он был влюблен. Овальный портрет стал с нее делать.

И портрет удавался. Но вот что происходило: чем дальше продвигался портрет, тем становилось яснее, что женщина, с которой пишется портрет, вянет и чахнет. И когда портрет был готов, жена художника умерла. Портрет зажил жизнью, а живая женщина скончалась. Искусство победило жизнь, отобрало у жизни все силы; все ее силы впитало в себя. И от-менило жизнь, сделало ее ненужной.

Бальзаку была присуща эта идея состязания с жизнью. Вот он пишет свою эпопею, «Человеческую комедию». Он пишет ее для того, чтобы отменить действительность. Вся Франция перейдет в его романы. Известны анекдоты о Баль-заке, очень характерные анекдоты. К нему приехала из про-винции племянница. Он, как всегда, был очень занят, но вы-шел с ней в сад погулять. Он писал в то время «Евгению Гранде». Она ему рассказала, эта девица, про какого-то дя-дюшку, тетушку... Он очень нетерпеливо ее выслушал. Потом сказал: хватит, давайте вернемся к действительности. И рас-сказал ей сюжет «Евгении Гранде». Это называлось возвра-щением к действительности.

Теперь спрашивается: почему вся эта огромная тематика современной материальной практики была усыновлена в ли-тературе именно Бальзаком? Почему до Бальзака ее в лите-ратуре не было?

Видите ли, существует такой наивный взгляд, которого наша критика, к сожалению, до сих пор придерживается: буд-то бы решительно все существующее может и должно быть представлено в искусстве. Все может быть темой искусства и всех искусств. Пытались заседание месткома изображать в балете. Местком есть почтенное явление — почему же балету не изображать заседание месткома? Серьезные политические темы разрабатываются в кукольном театре. Они теряют вся-кую серьезность. Чтобы то или иное явление жизни могло войти в искусство, нужны определенные условия. Это вовсе не делается беспересадочным способом. Как объясняют, по-чему Гоголь стал изображать чиновников? Ну вот, были чи-новники, и Гоголь стал их изображать. Но ведь и до Гоголя были чиновники. Значит, само наличие факта не означает, что этот факт может стать темой литературы.

Помню, как-то раз я пришел в Союз писателей. И там висит огромное объявление: Союз работников прилавка объ-являет конкурс на лучшую пьесу из жизни работников при-лавка. По-моему, невозможно написать хорошую пьесу о жизни работников прилавка. А они считали: мы существуем, следо-вательно, о нас можно написать пьесу.

Я существую, следо-вательно, из меня можно сделать искусство. А это совсем не так. Я думаю, что Бальзак с его новой тематикой мог по-явиться именно в это время, только в 1820—1830-е годы, в эпоху разворачивания капитализма во Франции. В послере-волюционную эпоху. Писатель типа Бальзака в XVIII веке немыслим. Хотя в XVIII веке существовали и земледелие, и промышленность, и торговля и т. д. И нотариусы существо-вали, и купцы, а если они и выводились в литературе, то обыкновенно под комическим знаком. А у Бальзака они вы-водятся в самом серьезном смысле. Возьмем Мольера. Когда Мольер изображает купца, нотариуса — это персонаж коме-дийный. А у Бальзака нет никакой комедийности. Хотя он, по особым причинам, всю свою эпопею назвал «Человечес-кой комедией».

Так вот, я спрашиваю, почему эта сфера, эта огромная сфера материальной практики, почему она именно в эту эпо-ху становится достоянием литературы? И ответ таков. Разу-меется, все дело в тех переворотах, в том общественном пере-вороте и в тех отдельных переворотах, которые произвела революция. Революция сняла всякого рода оковы, всякого рода насильственную опеку, всякого рода регламент с мате-риальной практики общества. Это и было главным содер-жанием Французской революции: борьба со всеми силами, ограничивающими развитие материальной практики, сдерживающими ее.

В самом деле, представьте себе, как жила Франция до революции. Все находилось под наблюдением государства. Все контролировалось государством. Промышленник ника-ких самостоятельных прав не имел. Купец, который произ-водил сукно, — ему было предписано государством, какого сорта сукна он должен производить. Существовала целая ар-мия надсмотрщиков, государственных контролеров, которая наблюдала, чтобы эти условия соблюдались. Промышленни-ки могли выпускать только то, что предусматривалось госу-дарством. В количествах, предусматриваемых государством. Скажем, вы не могли бесконечно развивать производство. До революции вам было указано, что ваше предприятие долж-но существовать в каких-то строго определенных масштабах. Сколько штук сукна вы можете выбросить на рынок — это все было предписано. То же самое относилось и к торговле. Торговля была регламентирована.

Ну а что говорить о земледелии? Земледелие было кре-постным.

Революция все это отменила. Она предоставила промыш-ленности и торговле полнейшую свободу. Крестьян она ос-вободила от крепостничества. Иначе говоря, Французская ре-волюция внесла в материальную практику общества дух сво-боды, инициативы. И поэтому материальная практика вся заиграла жизнью. Приобрела самостоятельность, индиви-дуальность и потому смогла стать достоянием искусства. У Бальзака материальная практика проникнута духом мощ-ной энергии и личной свободы. За материальной практикой всюду видны люди. Личности. Свободные личности, направ-ляющие ее. И в этой области, которая, казалось, была безна-дежной прозой, теперь появляется своеобразная поэзия.

В литературу и искусство может попасть только то, что выходит из области прозы, из области прозаизма, в чем по-является поэтический смысл. Какое-то явление становится достоянием искусства потому, что оно существует с поэти-ческим содержанием.

И сами личности, эти герои материальной практики пос-ле революции очень изменились. Купцы, промышленники — после революции они совсем другие люди. Новая практи-ка, свободная практика требует инициативы. Прежде всего и больше всего — инициативы. Свободная материальная практика требует от ее героев таланта. Надо быть не только про-мышленником, но талантливым промышленником.

И вы смотрите — эти герои Бальзака, эти делатели мил-лионов, например старый Гранде, — ведь это талантливые личности. Гранде симпатий к себе не вызывает, но ведь это крупный человек. Это талант, ум. Это настоящий стратег и тактик в своем виноградарстве. Да, характер, талант, ум — вот что требовалось от этих новых людей во всех областях.

А вот люди без дарований в промышленности, торговле — они у Бальзака все гибнут.

Помните роман Бальзака «История величия и падения Сезара Бирото»? Почему Сезар Бирото не выдержал, не мог справиться с жизнью? А потому, что он был посредствен-ность. А посредственности у Бальзака погибают.

А финансисты Бальзака? Гобсек. Это же в высшей степе-ни талантливая личность. Я не говорю о других его свойст-вах. Это талантливая личность, это выдающийся ум, не прав-да ли?

Пытались сравнивать Гобсека и Плюшкина. Это очень по-учительно. У нас в России почвы для этого не было. Плюш-кин — какой же это Гобсек? Ни таланта, ни ума, ни воли. Это патологическая фигура.

Старик Горио не в такой степени посредственность, как Бирото. Но все-таки старик Горио терпит крушение. У него есть какие-то дарования коммерческие, но они недостаточны. Вот Гранде, старик Гранде, — это грандиозная личность. Вы никак не скажете, что старик Гранде пошл, прозаичен. Хотя он только и занят своими подсчетами. Этот скупец, эта чер-ствая душа — все-таки он не прозаичен. Я бы сказал о нем так: это крупный разбойник... Не правда ли? Он может со-перничать по какой-то значительности с Корсаром Байрона. Да он и есть корсар. Особый корсар складов с винными бочками. Корсар на купечестве. Это очень крупнопородный че-ловек. Как и другие... у Бальзака таких героев много...

В этих людях говорит освобожденная материальная прак-тика послереволюционного буржуазного общества. Она сде-лала этих людей. Она дала им масштаб, дала им дарования, иногда даже гениальность. Иные из финансистов или пред-принимателей Бальзака — это гении.

Теперь второе. Что изменила буржуазная революция? Материальную практику общества, да. Видите, люди работа-ют на себя. Фабрикант, купец — они работают не на государ-ственные сборы, а на себя, что и придает им энергию. Но они в то же время работают на общество. На какие-то определен-ные общественные величины. Они работают, имея в виду какой-то необъятный общественный горизонт.

Крестьянин обрабатывал виноградник для своего госпо-дина — так было до революции. Промышленник выполнял государственный заказ. Теперь все это отпало. Они работают на неопределенный рынок. На общество. Не на отдельных лиц, а на общество. Так вот в чем прежде всего содержание «Человеческой комедии» — в освобожденной стихии матери-альной практики. Вспомните, мы постоянно говорили с вами, что романтики прославляют стихию жизни вообще, энергию жизни вообще, как это делал Виктор Гюго. Бальзак отли-чается от романтиков тем, что его романы тоже наполнены стихией и энергией, но эта стихия и энергия получает опре-деленное содержание. Эта стихия — поток материальных ве-щей, существующих в предпринимательстве, в обмене, в сдел-ках коммерческих и так далее, и так далее.

Причем Бальзак дает чувствовать, что эта стихия матери-альной практики — стихия первостепенного значения. По-этому никаких комизмов здесь нет.

Вот вам сравнение. У Мольера есть предшественник Гоб-сека. Есть Гарпагон. Но Гарпагон ведь смешная, комическая фигура. А если вы снимете все смешное, то получится Гоб-сек. Он может быть отвратительным, но не смешным.

Мольер жил в недрах другого общества, и это делание денег ему могло показаться комическим занятием. Бальза-ку — нет. Бальзак понимал, что делание денег — это основа основ. Как же это могло быть смешным?

Хорошо. Но вот спрашивается, почему же вся эпопея на-зывается «Человеческая комедия»? Все серьезно, все значи-тельно. А все-таки — комедия. В конце концов — комедия. В конце всех концов.

Бальзак постиг великое противоречие современного об-щества. Да, все эти буржуа, которых он изображает, все эти промышленники, финансисты, торговцы и так далее, — я го-ворил — они работают на общество. Но ведь противоречие в том, что на общество работает не общественная сила, а от-дельные индивидуумы. А вот эта материальная практика — она же сама не обобществлена, она анархична, индивидуаль-на. И вот это и есть великая антитеза, великий контраст, который схвачен Бальзаком. Бальзак, как и Виктор Гюго, умеет видеть антитезы. Только он видит их более реалистично, чем это свойственно Виктору Гюго. Виктор Гюго таких основных антитез современного общества не схватывает, как романтик. А Бальзак схватывает. И первое и величайшее про-тиворечие, что на общество идет работа не общественной си-лы. На общество работают разрозненные индивидуумы. Ма-териальная практика находится в руках у разрозненных индивидуумов. И эти разрозненные индивидуумы вынуждены вести друг с другом жесточайшую борьбу. Общеизвестно, что в буржуазном обществе генеральное явление — конкуренция. Вот эту конкурентную борьбу, со всеми ее последствиями, Бальзак прекрасно изобразил. Конкурентная борьба. Зве-риные отношения между одними конкурентами и другими. Борьба идет на уничтожение, на подавление. Каждый бур-жуа, каждый деятель материальной практики вынужден до-биваться для себя монополии, подавлять противника.

Очень хорошо это общество схвачено в одном письме Белинского к Боткину. Это письмо от 2-6 декабря 1847 года: «Торгаш есть существо по натуре своей пошлое, дрянное, низкое, пре-зренное, ибо он служит Плутусу, а этот бог ревнивее всех других богов и больше их имеет право сказать: кто не за меня, тот против меня. Он требует себе человека всего, без раздела, и тогда щедро награждает его; приверженцев же не-полных он бросает в банкрутство, а потом в тюрьму, а нако-нец в нищету. Торгаш — существо, цель жизни которого — нажива, поставить пределы этой наживе невозможно. Она — что морская вода: не удовлетворяет жажды, а только сильнее раздражает ее. Торгаш не может иметь интересов, не относя-щихся к его карману. Для него деньги не средство, а цель и люди — тоже цель; у него нет к ним любви и сострадания, он свирепее зверя, неумолимее смерти. <...> Это портрет не торгаша вообще, а торгаша-гения». Видно, что Белинский к тому времени начитался Бальзака. Это Бальзак ему подска-зал, что торгаш может быть гением, Наполеоном. Это откры-тие Бальзака.

Так вот, что в этом письме надо выделить? Говорится о том, что погоня за деньгами в современном обществе не имеет и не может иметь меры. Вот в старом обществе, добуржуазном, чело-век мог себе поставить пределы. А в том обществе, в котором жил Бальзак, мера — всякая мера — отпадает. Если ты зарабо-тал себе только на дом с садиком, то можешь не сомневаться, что через несколько месяцев с молотка продадут твой дом и са-дик. Человек должен стремиться к тому, чтобы расширять свои капиталы. Это уже не дело его личной жадности. У Мольера Гарпагон обожает деньги. И это его личная слабость. Болезнь. А Гобсек не может не обожать деньги. Он должен стремиться к этому бесконечному разрастанию своего богатства.

Вот игра, вот диалектика, которую постоянно Бальзак пе-ред вами воспроизводит. Революция освободила материаль-ные отношения, материальную практику. Она начала с того, что сделала человека свободным. А приводит к тому, что ма-териальный интерес, материальная практика, погоня за день-гами поедает человека до конца. Эти люди, освобожденные революцией, превращаются ходом вещей в рабов материаль-ной практики, в ее пленников, хотят они этого или нет. И это есть настоящее содержание комедии у Бальзака.

Вещи, материальные вещи, деньги, имущественные интересы съедают людей. Настоящая жизнь в этом обществе принадлежит не людям, а вещам. Получается так, что душой, страстями, волей обладают мертвые вещи, а человек превращается в вещь.

Помните, старого Гранде, архимиллионера, который был порабощен своими миллионами? Помните его чудовищную скупость? Приезжает племянник из Парижа. Он его угощает чуть ли не вороньим бульоном. Помните, как он воспитывает свою дочь?

Мертвое — вещи, капиталы, деньги становятся хозяевами в жизни, а живые мертвеют. Вот в этом и состоит страшная человеческая комедия, изображенная Бальзаком.