Open
Close

Одобрение крупных сделок акционерами и участниками обществ: где возможны нарушения. Какая сделка является крупной для ООО

В статье раскрывается понятие крупной сделки для таких коммерческих и некоммерческих организаций, как хозяйственные общества, государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные и муниципальные учреждения. Автор ответит на вопросы, связанные с требованием о предоставлении в составе заявки на участие в торгах решения об одобрении или о совершении крупной сделки.

Требование о предоставлении в составе заявки на участие в открытом конкурсе решения (копии решения) об одобрении или о совершении крупной сделки было включено в Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” (далее - Закон № 94-ФЗ) Федеральным законом от 30.12.2008 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и вступило в силу 1 марта 2009 г.

Представление решения об одобрении или о совершении крупной сделки необходимо в случае, если требование о его наличии установлено законодательством РФ, учредительными документами юридического лица и если для участника размещения заказа поставка товаров (выполнение работ, оказание услуг) или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах является крупной сделкой.

Федеральным законом от 08.05.2009 № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума "Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество" в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2009 г. Закон № 94-ФЗ был дополнен гл. 3.1. “Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме”.
Согласно п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ, определяющей порядок прохождения аккредитации на электронной торговой площадке (далее - ЭТП), участник размещения заказа должен предоставить оператору ЭТП решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки.

Определение крупной сделки

Существуют различные подходы к определению понятия “крупная сделка” в зависимости от организационно-правовой формы юридических лиц.

Крупная сделка для хозяйственных обществ

Для ООО, в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью” (далее - Закон № 14-ФЗ), крупными считаются сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможным отчуждением имущества, стоимость которого составляет 25% от стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, предшествующий дню принятия решения о совершении вышеуказанной сделки, если уставом общества не предусмотрен более высокий порог для крупной сделки. Крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества.

Таким образом, крупная сделка для ООО:
. связана с приобретением, отчуждением, возможным отчуждением имущества общества;
. может быть прямой, либо цепью взаимосвязанных сделок;
. уставом общества может быть изменен и (или) дополнен порядок и перечень крупных сделок.

Определение крупной сделки для АО дано в ст. 78 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее - Закон № 208-ФЗ). Крупной сделкой в случае с акционерными обществами считается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества. Такими сделками могут являться, в частности, заем, кредит, залог, поручительство.

При этом балансовая стоимость определяется по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату. Крупными не считаются сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности общества или связанные с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества, а также с размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества. Уставом АО могут быть установлены также иные случаи, при которых на совершаемые им сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок.

Таким образом, различие в определении крупных сделок для АО и ООО состоит в следующем: в первом случае крупной считается сделка, составляющая 25% от стоимости активов, а во втором - 25% от стоимости имущества.

Крупная сделка для унитарных предприятий

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” (далее - Закон № 161-ФЗ) для государственных и муниципальных унитарных предприятий крупной является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения таким предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10% его уставного фонда или более, чем в 50 тыс. раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. При этом стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого указанным предприятием имущества - на основании цены предложения такого имущества.

Крупная сделка для государственных и муниципальных учреждений

Определение крупной сделки, совершаемой бюджетным учреждением, дано в п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее - Закон № 7-ФЗ). Для целей названного Закона крупной признается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Для автономного учреждения в соответствии со ст. 14 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ “Об автономных учреждениях” крупной признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, отчуждением имущества (которым в соответствии с настоящим Законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей указанного имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности

При рассмотрении понятия “крупная сделка” для юридических лиц различных организационно-правовых форм становится ясным, что под него подпадают не все сделки, совершаемые организациями и имеющие признаки крупных. В частности, к крупным не относятся сделки, совершаемые в процессе обычной хозяйственной деятельности.

Действующее законодательство не устанавливает четких критериев того, что является текущей хозяйственной деятельности юридического лица. В связи с этим обратимся к практике арбитражных судов.
Исходя из постановления Пленума ВАС РФ от 18.11.2003 № 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона “Об акционерных обществах», а также информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2001. № 62 “Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность” (далее - информационное письмо № 62), к сделкам, совершенным в процессе обычной хозяйственной деятельности относятся:

Сделки по приобретению сырья и материалов, необходимых для осуществления производственно-хозяйственной деятельности;
. сделки по реализации готовой продукции;
. сделки по получению кредитов для оплаты текущих операций.

Также одним из критериев отнесения деятельности к “обычной хозяйственной” может являться упоминание данного вида деятельности в уставе юридического лица в качестве предмета его деятельности. Несмотря на возможные теоретические претензии к принципу “обычная деятельность = уставная деятельность”, связанные с неограниченной правоспособностью обществ, этот подход находит отражение в судебной практике (п. 5 информационного письма № 62).

При отнесении хозяйственных сделок к категории крупных арбитражные суды исходят, в первую очередь, из анализа видов хозяйственной деятельности, осуществляемой обществами. И, если сделка заключена в целях обеспечения выполнения определенного вида хозяйственной деятельности или прямо обусловлена данным видом хозяйственной деятельности, то она будет признана сделкой, заключенной в процессе обычной хозяйственной деятельности. Это подтверждается и судебной практикой.1

ФАС России в своей практике руководствуется данными положениями, указывая в соответствующих решениях на незаконность действий государственных заказчиков по отклонению заявок участников размещения заказа в связи с непредставлением последними решений об одобрении крупных сделок в тех случаях, когда речь идет о сделках, совершаемых в процессе обычной хозяйственной деятельности участника размещения заказа.2

Порядок одобрения крупной сделки для хозяйственных обществ

Согласно ст. 46 Закона № 14-ФЗ, решение о совершении ООО крупных сделок принимается общим собранием его участников. При сумме сделки, составляющей от 25% до 50% стоимости имущества общества, такое решение принимается советом директоров (наблюдательным советом) в случае, если в обществе образован совет директоров (наблюдательный совет) и принятие указанного решения отнесено уставом ООО к его компетенции.

В постановлении ФАС Московского округа от 25.09.2006 № КГ-А41/9019-06 по делу № А-41-К-1-2943/06 указано, что решение о совершении крупной сделки принимается общим собранием участников общества в соответствии с п. 3 ст. 46 Закона № 14-ФЗ.

Крупная сделка, одобренная общим собранием участников общества с нарушением законодательства, может быть оспорена и в судебном порядке признана недействительной.

Если в ООО только один участник, то одобрение сделки может быть произведено им в простой письменной форме, без оформления протокола общего собрания участников.

Одобрение крупных сделок в АО может входить как в компетенцию совета директоров, так и общего собрания акционеров.

Совет директоров АО одобряет крупную сделку в том случае, если ее предметом является имущество, стоимость которого составляет от 25% до 50% балансовой стоимости активов общества. При этом сделка должна быть одобрена единогласно, всем составом совета директоров (п. 2 ст. 79 Закона № 208-ФЗ). Каждый член совета директоров должен проголосовать лично, не передавая своих полномочий по доверенности.

В случае отсутствия кого-либо из членов совета директоров, не предоставившего письменное подтверждение одобрения крупной сделки, заседание по ее одобрению должно быть перенесено на другую дату. При несоблюдении указанного правила решение об одобрении крупной сделки будет считаться нелегитимным.

Если предметом сделки является имущество, стоимость которого превышает 50% от балансовой стоимости активов АО, то она, согласно п. 3 ст. 79 Закона № 208-ФЗ, подлежит одобрению общим собранием акционеров. При этом крупную сделку должны одобрить акционеры, владеющие голосующими акциями (владельцы привилегированных акций в голосовании не участвуют). Крупная сделка будет считаться одобренной, если за нее будет отдано 3/4 голосов акционеров, владеющих обыкновенными акциями (квалифицированное большинство). Если порядок одобрения крупной сделки был нарушен, то в соответствии с п. 6 ст. 79 Закона № 208-ФЗ она будет признана недействительной.

Сделка может быть признана недействительной как по иску акционера, так и по иску общества. В случае, если в АО имеется только один акционер, который владеет 100% акций, то для одобрения сделки генеральному директору общества необходимо получить его письменное согласие.

Именно такой позиции придерживается президиум ВАС РФ, который в информационном письме № 62 указал, что в обществах, состоящих из одного акционера, письменное согласие (одобрение) им крупной сделки равноценно решению общего собрания акционеров. Если в обществе имеется два акционера, владеющие акциями в равных долях (по 50% каждый), то необходимо решение общего собрания, т. к. в этом случае квалифицированным большинством будет считаться полный состав акционеров.

Порядок одобрения крупной сделки для унитарных предприятий

Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия. Имущество государственного унитарного предприятия принадлежит на праве собственности Российской Федерации, субъекту РФ, от имени которых права собственника такого имущества осуществляют органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъекта РФ в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Собственником имущества муниципального унитарного предприятия является муниципальное образование, от имени которого права собственника указанного имущества осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
ВАС РФ в определении от 16.04.2009 № ВАС-3929/09 по делу № А63-3891/08-С3-15 указал, что в случае, если договор, заключенный в рамках обычной хозяйственной деятельности государственного или муниципального унитарного предприятия, не получил согласия собственника имущества, он будет являться несостоятельным, т. к. ст. 23 Закона № 161-ФЗ императивно устанавливает обязательность получения согласия собственника для заключения всех сделок, сумма которых превышает установленные законом пределы. Указанное положение связано с тем, что движимым и недвижимым имуществом унитарное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены его уставом. Таким образом, практически любая сделка, заключаемая таким предприятием, будет отнесена к обычной общехозяйственной деятельности.

Отсутствие согласия собственника имущества унитарного предприятия на совершение сделок, требующих такого согласия, а также совершение таким предприятием сделок, выходящих за рамки его специальной правоспособности (даже при условии одобрения сделки собственником имущества предприятия) может стать причиной признания указанных сделок недействительными.

Порядок одобрения крупной сделки для государственных и муниципальных учреждений

Крупная сделка может быть совершена бюджетным учреждением только с предварительного согласия соответствующего органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя такого учреждения. Функции и полномочия учредителей в отношении государственных учреждений, созданных Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации, муниципальных учреждений, созданных муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, осуществляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 537 “О порядке осуществления федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального государственного учрежденияфедеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя федерального бюджетного учреждения, не позднее 1 декабря 2010 г. было поручено разработать и утвердить порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок, соответствующих критериям, установленным п. 13 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ.

Порядок предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением крупных сделок можно рассмотреть на примере учреждений, подведомственных Минфину России. В соответствии с приказом Минфина России от 29.09.2010 г. № 111н “Об утверждении Порядка предварительного согласования совершения федеральным бюджетным учреждением, подведомственным Министерству финансов Российской Федерации, крупных сделок”, бюджетное учреждение, намеревающееся выступить в качестве одной из сторон в сделке, признаваемой крупной, с целью принятия решения о предварительном согласовании должно представить в Комиссию по вопросам реализации Минфином России функций и полномочий учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, подведомственных Минфину России, следующие документы:

Обращение руководителя бюджетного учреждения о предварительном согласовании заключения крупной сделки с указанием предмета такой сделки, контрагентов, сроков, цены и ее иных существенных условий, содержащее финансово-экономическое обоснование целесообразности заключения крупной сделки (к обращению прилагается опись направляемых документов);
. копии форм бюджетной отчетности за последний финансовый год и на последнюю отчетную дату, заверенные руководителем и главным бухгалтером бюджетного учреждения;
. проект соответствующего договора, содержащий условия крупной сделки;
. подготовленный в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности отчет об оценке рыночной стоимости имущества, с которым предполагается совершить крупную сделку, произведенной не ранее, чем за 3 месяца до представления такого отчета;
. сведения о кредиторской и дебиторской задолженности с указанием наименований кредиторов, должников, суммы задолженности и дат ее возникновения с выделением задолженности по заработной плате, задолженности перед бюджетом и внебюджетными фондами и указанием статуса данной задолженности (текущая или просроченная).

Решение о предварительном согласовании крупной сделки либо о мотивированном отказе в таком согласовании принимается указанной Комиссией в течение 30 календарных дней с даты поступления вышеперечисленных документов и оформляется приказом Минфина России.
Автономное учреждение вправе совершить крупную сделку с предварительного одобрения наблюдательного совета такого учреждения. Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления указанного предложения председателю наблюдательного совета автономного учреждения, если уставом такого учреждения не предусмотрен более короткий срок. Наблюдательный совет создается в составе не менее, чем 5 и не более, чем 11 членов.

В состав наблюдательного совета входят представители учредителя автономного учреждения, представители исполнительных органов государственной власти или представители органов местного самоуправления, на которые возложено управление государственным или муниципальным имуществом, а также представители общественности, в т. ч. лица, имеющие заслуги и достижения в соответствующей сфере деятельности.

Решения по вопросу одобрении крупной сделки принимаются наблюдательным советом автономного учреждения большинством в две трети голосов от общего числа голосов членов наблюдательного совета.
Крупная сделка, совершенная с нарушением указанных требований, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии одобрения сделки.

Крупная сделка: за и против

В заключение вернемся к требованиям, установленным Законом № 94-ФЗ в части предоставления участниками размещения заказа решения об одобрении или о совершении крупной сделки либо копии такого решения.

Чтобы определить, является ли сделка крупной для участника размещения заказа, нужно иметь в распоряжении следующие документы и сведения:

Учредительные документы юридического лица;
. сведения о стоимости имущества общества, определенной на основании данных бухгалтерской отчетности за последний отчетный период;
. сведения о балансовой стоимости активов общества или учреждения, определенной по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату;
. сведения о размере уставного фонда унитарного предприятия;

Из вышеперечисленных документов в силу требований Закона № 94-ФЗ участники размещения заказа обязаны предоставить только копии учредительных документов.

Более того, не допускается требовать от участника размещения заказа предоставления иных документов и сведений, за исключением перечисленных в п. 4 ст. 25, п. 3 ст. 35, п. 7 ст. 41.8 Закона № 94-ФЗ. Закон не обязывает участника размещения заказа документально подтверждать, будет ли являться сделка на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг), являющихся предметом контракта, или внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в торгах, обеспечения исполнения контракта крупной.

Решить указанную проблему позволяет установленный ст. 41.3. Закона № 94-ФЗ порядок прохождения участниками размещения заказа аккредитации на электронной площадке. В силу п. 8 ч. 2 ст. 41.3 Закона № 94-ФЗ для получения аккредитации на ЭТП участник размещения заказа предоставляет в составе документов и сведений решение об одобрении или совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме одной такой сделки. После прохождения участником размещения заказа аккредитации на электронной торговой площадке оператор ЭТП вносит указанные документы и сведения (в т. ч. вышеуказанное решение об одобрении или о совершении по результатам открытых аукционов в электронной форме сделок от имени участника размещения заказа - юридического лица с указанием сведений о максимальной сумме по одной такой сделке) в реестр участников размещения заказа, получивших аккредитацию.

Таким образом, решение вопроса о предоставлении сведений о крупной сделке участником открытого аукциона в электронной форме заключается в обязанности участника размещения заказа указать максимальную сумму сделки, превышение которой повлечет для него обязанность предоставить решение об одобрении или о совершении крупной сделки (копию такого решения).

В иных случаях заказчику стоит исходить из того, что, если участник размещения заказа не представил в составе заявки решение о совершении крупной сделки, то подразумевается, что сделка, заключаемая им по итогам размещения заказа, для такого участника не является крупной. Таким образом, Закон № 94-ФЗ предлагает исходить из общего принципа гражданского законодательства, закрепленного в п. 3 ст. 10 Гражданского Кодекса РФ, согласно которому участники гражданского оборота осуществляют свои права, действуя разумно и добросовестно.

Вместе с тем, поскольку само по себе требование о предоставлении решения об одобрении крупной сделки установлено Законом № 94-ФЗ, то заказчик вправе рекомендовать участникам размещения заказа включать в состав заявки на участие в торгах решение либо иной документ, подтверждающий, что совершаемые сделки не являются для них крупными.

1.См., например, постановления ФАС Московского округа от 12.09.2006 № КГ-А41/7615-06 по делу № А41-К1-23537/05, ФАС Северо-Западного округа от 17.10.2007 по делу № А56-51025/2006.

2. См., например, решение Челябинского УФАС России по Челябинской области от 27.04.2009 № 135-ж/2009 о неправомерных действиях аукционной комиссии при проведении открытого аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги М-51 “Байкал” - от Челябинска через Курган, ОМСК, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ до Читы, решение Алтайского краевого УФАС России от 22.05.2009 по делу № 83/09 в отношении государственного заказчика - ГУ-Отделение Пенсионного фонда РФ по Алтайскому краю при проведении открытого аукциона на поставку расходных материалов для принтеров.

Срочная регистрация на подготовку к тестированию для трудоустройства на высокооплачиваемую работу или для перехода на другую должность.

Сделка будет считаться крупной, если она выходит за границы обычной хозяйственной деятельности и при этом связана с покупкой или продажей имущества акционерного общества (более 30 % акций) либо предусматривает передачу имущества во временное пользование или по лицензии (п. 1 ст. 46 № 14-ФЗ). Причем в обоих случаях цена таких операций должна составлять не менее 25 % балансовой стоимости активов общества с ограниченной ответственностью (ООО).

Если требуется, то одобряют крупные сделки в соответствии с законодательством РФ (14-ФЗ, 174-ФЗ, 161-ФЗ и др.) или по правилам, которые установлены в Уставе участника закупки. В других вариантах этим занимается представитель поставщика, уполномоченный на получение аккредитации на .

В ООО одобрение находится в компетенции общего собрания. Если у организации образован совет директоров, то на основании Устава принятие соглашений о подобных операциях может быть передано в его ведение.

26.06.2018 Верховный Суд выпустил Постановление Пленума. В этом документе он раскрыл основные споры по вопросу одобрения крупных сделок и соглашений, в совершении которых есть заинтересованность.

Скачать Постановление Пленума Верховного Суда № 27 от 26.06.2018

Когда нужно такое одобрение в контрактной системе

Чтобы начать участвовать в госзакупках, нужно . Для этого предоставляют общий пакет документов, в который входит и согласие на сделку. Причем это требуется всегда, в том числе когда закупка не относится к категории крупных. Что же касается поставщиков, которые аккредитовались до 31.12.2018, то они обязаны зарегистрироваться в ЕИС до конца 2019 года. И тем и другим понадобится актуальный образец решения о крупной сделке 44-ФЗ.

Информацию необходимо включить и во вторую часть заявки, если того требуют законодательство или учредительные документы, а также когда и или , и сам контракт будут крупными для участника. При отсутствии этих сведений на любом этапе до заключения контракта. За проверку данных несет аукционная комиссия заказчика (п. 1 ч. 6 ст. 69 № 44 ФЗ).

Важно отметить, что индивидуальные предприниматели, в отличие от ООО, не относятся к юридическим лицам. Поэтому они освобождены от обязанности подавать такой документ для аккредитации на ЭТП.

Одобрение крупной сделки у единственного учредителя

ООО, в которых есть только один учредитель, который выступает в качестве единоличного исполнительного органа, не обязаны составлять такой документ (п. 7 ст. 46 № 14-ФЗ).

Одновременно с этим в п. 8 ч. 2 ст. 61 № 44-ФЗ указано, что для прохождения аккредитации на ЭТП участники электронного аукциона должны подавать такие сведения независимо от формы собственности. В противном случае будет невозможно .

А вот включать эту информацию в состав второй части не обязательно. Считается, что если поставщик не предоставил подобные данные, то заключение контракта не попадает в рассматриваемую категорию. Но, как показывает практика, даже решение единственного участника об одобрении крупной сделки на всякий случай прикладывают к общему пакету документов. Здесь важно не совершить ошибку. Иначе есть риск отклонения участника аукциона из-за того, что он предоставил недостоверные сведения. Такие случаи оспаривают в ФАС, но при этом увеличивается период заключения контракта.

На что обратить внимание при составлении: форма и содержание

В первую очередь стоит отметить, что в законодательстве РФ отсутствует единый образец решения о совершении крупной сделки. Но п. 3 ст. 46 № 14 ФЗ поясняет, что в таком документе должно быть указано:

  1. Лицо, которое является стороной соглашения и выгодоприобретателем.
  2. Цена.
  3. Предмет соглашения.
  4. Другие или порядок их определения.

Выгодоприобретателя можно не указывать, если невозможно его определить к моменту согласования документа, а также если контракт заключается по результатам торгов.

При этом ст. 67.1 ГК РФ устанавливает, что принятое решение исполнительными органами ООО нужно подтвердить с помощью нотариального удостоверения, если иной способ не предусмотрен Уставом такого общества либо решением общего собрания, которое принято участниками единогласно.

П. 4 ст. 181.2 ГК РФ закрепляет перечень сведений, которые необходимо отразить в решении очного собрания учредителей. В протоколе требуется указать следующие сведения:

  • дату, время и место проведения собрания;
  • лица, которые участвовали в собрании;
  • результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
  • лица, которые считали голоса;
  • лица, которые голосовали против одобрения соглашения и потребовали внести запись об этом.

В 2019 году случается так, что заказчики отклоняют участника, если в решении указана общая сумма одобряемых сделок, а не каждого соглашения в отдельности. Поэтому рекомендуем использовать формулировку «Одобрить совершение сделок от имени Общества с ограниченной ответственностью «_______________» по результатам проведенных процедур закупок товаров, работ, услуг. Сумма каждой такой сделки не должна превышать сумму ____________ (_____________) рублей 00 копеек».

Скромные по содержанию статьи законов о порядке согласования сделок изменились и стали более подробными. Привычное решение об одобрении сделки поменяет свое название. Теперь это будет решение о согласии на совершение или о последующем одобрении сделки. Установлен ограничительный порог в 1 процент от голосующих акций для миноритариев. Одобрять сделку с заинтересованностью теперь не обязательно. Достаточно вовремя отправить извещение по установленным требованиям. Привычные правила одобрения сделок поменялись. Насколько изменения поменяют сложившуюся практику, пока не известно. Но мы можем изучить их более подробно.

Расширен перечень крупных сделок

Сейчас к крупным сделкам относятся только сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества, стоимость которого составляет 25 и более процентов от балансовой стоимости активов общества (ст. 78 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее - закон № 208-ФЗ, ст. 46 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее - закон № 14-ФЗ). Под понятие крупных сделок подпадают купля-продажа, дарение, залог, поручительство, заем и ипотека.

С января 2017 года к крупным сделкам добавятся сделки, предметом которых является передача имущества во временное владение или пользование. В большей степени это изменение сделано специально для того, чтобы включить договор аренды в число крупных сделок. Суды и раньше признавали аренду крупной сделкой, но теперь это будет закреплено на законодательном уровне (подп. 5 п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 16.05.14 № 28 «О некоторых вопросах, связанных с оспариванием крупных сделок и сделок с заинтересованностью», далее - постановление № 28; постановление ФАС СЗО от 18.03.11 № А56-38981/2010).

Интеллектуальная собственность тоже попала в перечень крупных сделок. Еще в 2003 году суды признавали договоры по передаче интеллектуальной собственности недействительными. Основанием было нарушение порядка заключения таких сделок (постановление 13 ААС от 12.12.07 по делу № А56-21604/2003).

Определить стоимость крупной сделки стало проще

Расширился порядок сопоставления стоимости активов общества со стоимостью сделки. Старая редакция содержит указание только на случаи отчуждения или приобретения имущества.

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ:
В случае отчуждения или возникновения возможности отчуждения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется стоимость такого имущества, определенная по данным бухгалтерского учета, а в случае приобретения имущества - цена его приобретения (п. 2 ч. 1 ст. 79 закона № 208-ФЗ).

Аналогичные нормы содержит закон № 14-ФЗ (п. 2 ст. 46).

Стоимость имущества, определенная по данным бухгалтерского учета, часто бывает значительно меньше цены отчуждения. Это приводило к злоупотреблению со стороны лиц, заинтересованных в совершении сделки. Сделка не подпадет под категорию крупной.

В новой редакции статьи соотношение цены или балансовой стоимости к активам общества будет определяться в зависимости от существа сделки. В случае отчуждения (или вероятности отчуждения) имущества стоимость активов сопоставляется с наибольшей величиной (цена или балансовая стоимость предмета отчуждения). В случае передачи имущества во временное владение расчетной величиной признается балансовая стоимость передаваемого имущества.

Например, компания продает помещение за 1 000 000 рублей. Балансовая стоимость имущества на момент продажи составляет 250 000 рублей. Стоимость активов компании на момент продажи помещения составляет 2 000 000 рублей. В итоге стоимость сделки будет равна 50 процентам от стоимости активов общества, сделка будет крупной. При передаче этого же имущества во временное владение сделка не будет крупной, так как соотношение величин (стоимость активов и балансовой стоимости имущества) составит 12,5 процента.

Чтобы уменьшить количество злоупотреблений с оценкой стоимости сделки, новая редакция закона устанавливает, что преимущество при определении цены сделки имеет наибольшая величина - балансовая стоимость или цена (п. 1.1 ст. 78 закона № 208-ФЗ в новой редакции). Эта норма призвана защитить интересы общества и его участников, поскольку вероятность попадания сделки в категорию крупной возрастает.

Вместо аффилированности появилось понятие контроля

Теперь вместо понятия «аффилированное лицо» будет использоваться термин «контролирующее лицо» и «подконтрольное лицо (подконтрольная организация)». Данные понятия будут нужны для определения признаков заинтересованности в совершении сделки.

К контролирующим лицам будут относиться лица, которые могут распоряжаться более чем 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации. Или такие лица имеют право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации. Подконтрольным лицом (подконтрольной организацией) признается юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица (ст. 81 закона № 208-ФЗ, ст. 45 закона № 14-ФЗ).

Отменяется требование об обязательном предварительном одобрении сделки с заинтересованностью. Членов совета директоров достаточно известить не позднее чем за 15 дней до дня совершения сделки. В извещении необходимо указать стороны и выгодоприобретателей, цену, предмет сделки и иные ее существенные условия. Также в извещении указывается информация о лицах, заинтересованных в совершении сделки, и основаниях, по которым эти лица являются заинтересованными. Устав общества может содержать обязанность извещения акционеров наряду с членами совета директоров (п. 1.1 ст. 81 закона № 208-ФЗ в новой редакции, п. 3 ст. 45 закона № 14-ФЗ в новой редакции).

Теперь при подготовке к очередному общему собранию акционеров обществу необходимо будет подготовить отчет о заключенных в отчетном году сделках, в совершении которых имеется заинтересованность (ст. 82 закона № 208-ФЗ).

Акционер, который обладает не менее чем 1 процентом голосующих акций, сможет инициировать процедуру одобрения для сделок, в которых, по его мнению, может быть заинтересованность (п. 1 ст. 83 закона № 208-ФЗ в новой редакции). Для этого ему необходимо направить требование о проведении общего собрания акционеров общества для решения вопроса о согласии на совершение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность. Требование направляется и рассматривается в порядке, предусмотренном статьей 55 закона № 208-ФЗ.

Отсутствие согласия на совершение сделки с заинтересованностью не будет являться самостоятельным основанием для признания такой сделки недействительной. Для признания ее недействительной потребуются два условия: сделка совершена в ущерб интересам общества и доказано, что другая сторона сделки знала или заведомо должна была знать о том, что сделка являлась для общества сделкой с заинтересованностью, и (или) о том, что согласие на ее совершение отсутствует.

Заинтересованные лица перед обращением в суд должны предъявить требование к обществу о предоставлении информации по совершенной сделке. Общество обязано предоставить необходимую информацию в течение 20 дней с момента получения такого требования (п. 1 ст. 84 закона № 208-ФЗ в новой редакции).

Для миноритариев установлен порог в 1 процент

На первый взгляд новая редакция законов о хозяйственных обществах ограничивает права миноритарных участников. Но никто не ограничивает таких акционеров в праве выступать с заявлениями коллективно. Такая возможность не запрещена законодателями.

Наибольшие нарекания миноритарных акционеров может вызвать новая редакция пункта 6 статьи 79 и пункта 1 статьи 84 закона № 208-ФЗ, которая устанавливает для акционеров порог в 1 процент для инициирования процедуры обжалования сделок. Правда, порог в 1 процент голосующих акций может быть преодолен совместными усилиями заинтересованных акционеров. Для этого акционерам предоставляется возможность подавать иск об оспаривании сделки коллективно.

ЦИТИРУЕМ ДОКУМЕНТ:
Крупная сделка, совершенная с нарушением порядка получения согласия на ее совершение, может быть признана недействительной (ст. 1731 ГК РФ) по иску общества, члена совета директоров (наблюдательного совета) общества или его акционеров (акционера), владеющих в совокупности не менее чем одним процентом голосующих акций общества. Срок исковой давности по требованию о признании крупной сделки недействительной в случае его пропуска восстановлению не подлежит (п. 6 ст. 79, п. 1 ст. 84 закона № 208-ФЗ в новой редакции).

Аналогичное ограничение зафиксировано в новой редакции статьи 84 закона № 208-ФЗ. Для того чтобы получить информацию по сделке с заинтересованностью, акционер должен обладать не менее чем 1 процентом голосующих акций.

С формальной точки зрения нововведения ограничивают права миноритариев и сокращают возможности оспаривать сделки. Чтобы понять масштаб ограничений, необходимо вспомнить о действующих нормах. Так, пункт 6 статьи 79 закона № 208-ФЗ дает право на оспаривание крупных сделок любому акционеру, но суд откажет в удовлетворении этого требования, если:

  • голосование обратившегося в суд акционера не могло повлиять на результаты голосования (подп. 3 п. 6 ст. 79 закона № 208-ФЗ);
  • заявитель не докажет, что обществу причинен вред или существует возможность причинения убытков.

Чтобы доказать, что акционерному обществу был причинен вред либо есть такая возможность, необходимо получить документы бухгалтерского учета и протоколов коллегиального исполнительного органа. А такая возможность есть только у акционеров, которые обладают не менее чем 25 процентами голосующих акций общества. Это и есть ограничение.

Обратите внимание, что с января 2017 года эти требования будут исключены из пункта 6 статьи 79 закона № 208-ФЗ. Больше не нужно будет доказывать убытки или возникновение иных неблагоприятных последствий. А возможность истца влиять на результаты голосования общего собрания акционеров больше не будет иметь значение для суда.

Подробности в решении о согласии могут стать поводом для злоупотреблений

Решение об одобрении сделки будет называться согласием на совершение сделки или о последующем ее одобрении. В пояснительной записке к законопроекту о причине смены терминологии ничего не сказано. В законе теперь будут более подробно описаны обязательные и факультативные требования к содержанию решения о согласии на совершение сделки. Обязательным становится срок действия согласия. Если он не указан, закон устанавливает его длительность - год со дня подписания согласия.

В решении о согласии на совершение крупной сделки теперь указываются:

  • лицо, которое выступает стороной или выгодоприобретателем по сделке;
  • цена, предмет сделки и иные ее существенные условия или порядок их определения;
  • общие параметры основных условий сделки, требующей согласия на ее совершение;
  • согласие на совершение аналогичных сделок;
  • альтернативные варианты основных условий сделки;
  • согласие на совершение сделки при условии совершения нескольких сделок одновременно;
  • срок, в течение которого согласие на совершение сделки будет действовать.

Структура согласия на совершение крупной сделки осложнится и потребует особой внимательности при составлении документа. Любая ошибка повлечет за собой дополнительные поводы для оспаривания сделки.

Возможна и другая ситуация, когда тексты решений о согласии на совершение крупных сделок будут оформляться с заведомыми нарушениями формы. Такие нарушения могут стать основанием для обращения в суд для признании сделок недействительными.

Случаи, когда не требуется получать согласие на заключение крупной сделки

Законодатель дополнил перечень случаев, когда положения главы Х закона № 208-ФЗ не применяются (п. 3 ст. 79 закона № 208-ФЗ, новая редакция):

  • если 100 процентов голосующих акций принадлежат одному лицу. И данное лицо является одновременно единоличным исполнительным органом общества и акционером;
  • если сделки связаны с оказанием услуг по размещению (публичному предложению) и (или) организации размещения (публичного предложения) акций общества и эмиссионных ценных бумаг общества, конвертируемых в акции общества;
  • если сделки связаны с переходом прав на имущество в процессе реорганизации общества, в том числе по договорам о слиянии и договорам о присоединении;
  • при заключении публичных договоров, заключаемых обществом на условиях, не отличающихся от условий иных заключенных обществом публичных договоров;
  • при приобретении акций (иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) публичного общества на основании сделки, заключаемой на условиях, предусмотренных обязательным предложением о приобретении акций публичного общества;
  • к сделкам, заключенным на тех же условиях, что и ранее заключенный предварительный договор, если получено согласие на заключение самого предварительного договора.

Перечень исключений законодатель привел в соответствие со сложившейся судебной практикой по данному вопросу. В целом судебная практика оказала существенное влияние на изменения, которые были внесены в закон № 208-ФЗ и закон № 14-ФЗ, по вопросам одобрения сделок.

В 2017 г. вступили в силу давно прогнозируемые изменения той части законодательства, которая касается определения крупных сделок. Изменения также затронули вопросы квалифицирующих признаков, процедуры одобрения, и внесли коррективы в процесс выдачи решения о разрешении подобных сделок управляющими государственными органами. Теперь сделка квалифицируется, как крупная, только если она выходит за рамки стандартной хозяйственной деятельности общества.

Понятие крупной сделки для юридических лиц

Несмотря на ряд общих квалифицирующих признаков, понятие крупная сделка разнится в зависимости от формы юридического лица, которое ее намеревается совершить. Данный вид осуществляется следующими организациями:

В том, что касается ООО, то ст. 46 Федерального Закона № 14 от 08.02.1998г. для них представляет крупную сделку, как ту, при которой приобретается или отчуждается имущество на сумму, превышающую 25 % стоимости имущества самого общества. Определяется она на основе бухгалтерских отчетов за период, который предшествует дате осуществления сделки. Исключением являются случаи, когда Устав ООО назначает более высокую сумму крупной сделки. Если таковая совершается в процессе обычной хозяйственной деятельности, то она автоматически не может считаться крупной.

Таким образом, крупная сделка для ООО всегда отвечает следующим критериям:

  • При ней всегда приобретается или отчуждается имущество ООО.
  • Она может быть не только единичной, но и представлять собой цепь сделок, связанных между собой.
  • Устав общества может вносить коррективы в список возможных сделок для этой конкретной организации.

Крупную сделку для АО регулирует Федеральный Закон № 208 от 26.12. 1995г. Он определяет, что в данном случае таковой может считаться сделка, при которой приобретается или отчуждается имущество общества на сумму не менее 25 % от общей балансовой стоимости активов. Ее вычисляют по бухгалтерским отчетам за последний отчетный период. К видам таких сделок могут относиться займы, кредиты и пр.

Сделки унитарных предприятий определены Федеральным Законом № 161 от 14.11. 2002г . В данном случае крупной считается сделка, при которой приобретается или отчуждается имущество организации на сумму, превышающую 10 % от ее уставного фонда или же в 50 тыс. раз превышает минимальный размер оплаты труда в России. Стоимость имущества высчитывается на основе бухгалтерских отчетов

Федеральный Закон № 7 от 12.01. 1996г. дает определение понятию крупная сделка для бюджетных организаций. Таковой она признается при условии, что в ней оперируют денежными средствами или имуществом на сумму, превышающую 10 % от балансовой стоимости активов этого учреждения. Определяются они, исходя из бухгалтерских отчетов за последнюю отчетную декаду. Исключениями будут ситуации, при которых Устав организации позволяет признать крупной сделку при меньших суммах.

Крупные сделки автономных учреждений рассматриваются Федеральным Законом № 174 от 03.11. 2006г . Такими они считаются при условии, что в процессе проведения оперируют денежными суммами или имуществом на сумму равную или превышающую 10 % балансовой стоимости активов этого учреждения. Исключение – это признание Уставом автономной организации возможности считать крупной сделку меньшего размера.

Какая сделка считается крупной для ООО

При определении крупности сделки для ООО в настоящее время руководствуются двумя основными критериями:

  • Во-первых, сравнивают сумму проводимой сделки со стоимостью активов учреждения.
  • Во-вторых, определяют, выходит ли она за пределы стандартной хозяйственной деятельности данной организации.

При рассмотрении суммы отчуждаемого или приобретаемого имущества следует понимать, что это не только недвижимые объекты, оборудование и т.п., но и продукты интеллектуального труда, акции, денежные средства и т.д.

В качестве сделок в данном аспекте могут выступать следующие финансовые операции:

  • Договор, при котором отчуждается или приобретается имущество (кредит, заем, приобретение акций и пр.).
  • Соглашения, при которых имущество на долгий срок изымается из активов организации (передается другому учреждению по договору аренды и т.д.).

Читайте также: Смена юридического адреса ООО - пошаговая инструкция в 2019 году

Уставом общества также может быть дано индивидуальное определение крупной сделки для конкретного ООО. Вернее, начиная с 2017 г., это могут быть только принципы распространения их на другие сделки.

Заключаемый контракт оценивают по двум главным критериям:

  • Организации, которые приобретают и отчуждают имущество.
  • Действия, которые предполагается с этим имуществом выполнять.

И главным здесь будет количественный критерий, т.е. соотношение стоимости сделки и суммы активов.

Операции общества, попадаемые в высокий ценовой диапазон обязательно подвергаются анализу. Если таковые осуществляются единой сделкой, то и проанализировать их проще. Сложности возникают, когда они представляют собой цепь взаимосвязанных сделок. В данной ситуации процедура анализа упрощается, если участники их одни и те же.

Крупными не будут признаны следующие виды сделок ООО:

  • В случаях, когда они осуществляются в рамках обычной хозяйственной деятельности общества.
  • Если при таких операциях происходит размещение обычных акций предприятия или эмиссионных ценных бумаг.
  • Процедура дарения имущества.
  • Кредитные займы.
  • Купля – продажа товара.
  • Операции обмена имуществом.

Если сделка носит характер крупной, то кроме ее одобрения понадобится также согласие на заключение дополнительных соглашений, предварительных договоренностей и трудовых контрактов.

Ряд мелких сделок может быть признан одной крупной, в случае если они удовлетворяют следующим требованиям:

  • Носят характер однородных.
  • Были совершены одномоментно или в кроткий временной отрезок.
  • В них участвуют одни и те же объекты и субъекты.
  • В них возможно проследить единую цель.

В Уставе ООО должен быть четко прописан механизм проведения крупной сделки:

  • Необходимость получения согласия всех учредителей общества.
  • При согласии только совета директоров.
  • Без необходимости получения дополнительных одобрений.

Если в Устав такие сведения внесены не были, то при осуществлении договора надлежит руководствоваться Федеральным Законом № 14 , в котором установлено, что одобрение – это право общего собрания членов общества. В Уставе возможно зафиксировать и более высокий ценовой потолок сделки.

Расчет крупной сделки для ООО

Для расчета крупности предусмотрен следующий механизм действий:

  • На первом этапе подсчитывают общую стоимость совершаемой сделки.
  • Полученную сумму сравнивают со стоимостью имущества ООО. Для этого берут данные бухгалтерских отчетов за последний отчетный период. В данном случае учитываются все активы.

С 2017 г. крупной считается сумма, которая равняется или превышает 25 % от суммы, указанной в строке 700 бухгалтерского Баланса.

Прежде чем заключить соглашение надлежит провести следующую проверку:

  • Рассчитать стоимость активов. За основу брать последний бухгалтерский отчет.
  • Соотнести сумму контракта со стоимостью активов общества.
  • Определить причинно-следственную связь с имуществом.
  • Если в активе уже есть контракты со схожим смыслом, то следует установить с ними взаимосвязь.
  • Соотнести заключаемую сделку с обычной хозяйственной деятельностью общества.

Подсчет по балансу

Чтобы провести балансовую стоимость активов нужно брать сумму по последнему балансу. При этом следует принимать в расчет, что долги при таких подсчетах не учитывают, т.е. берут общие активы, но учитывают остаточную стоимость.

При всех подобных подсчетах рассматривается лишь имущество, которое официально является собственностью юридического лица. Иные объекты или же лизинговое имущество в расчет не принимают.

Если у общества один учредитель

ФЗ № 14 устанавливает, что сделки заключаемые ООО, где в качестве учредителя выступает только одно лицо, не могут считаться крупными. Чтобы подтвердить этот факт достаточно представить выписку из ЕГРЮЛ. Если с течением времени состав общества расширяется, то во избежание ненужных претензий лучше заручиться одобрением контракта всеми участниками, даже если он совершается по предварительному соглашению, заключенному при другом составе.

Справка о крупности

Судебное оспаривание сделок – это не редкость. В таких ситуациях при рассмотрении дела судья обязан рассмотреть все первичные бухгалтерские документы общества и назначить необходимую экспертизу. С этой целью в бухгалтерии общества запрашивается справка о крупности сделки.

Порядок ее составления должен знать каждый главный бухгалтер. Документ в обязательном порядке заверяется подписями руководителя ООО и главбуха. После получения справку, как правило, предоставляют в Росреестр, чтобы зафиксировать факт передачи имущества и прав на него.

Некоторые виды сделок, совершаемых ООО, совершаются в строго оговоренных законом рамках. Такими сделками могут быть так называемые крупные сделки (соглашения, договора). Если особый порядок при этом не соблюдён, то они не признаются действительными. Ещё до начала её совершения юрист определяет статус - крупная она или нет.

Определение сделки и порядок её совершения

В гражданском праве РФ определено понятие крупной сделки . Крупной сделкой считаются несколько связанных между собой сделок, в результате которых приобретается или отчуждается имущество. Стоимость имущества при таких сделках должна начинаться с 25 процентов и более от балансовой стоимости активов Общества с ограниченной ответственностью.

Как ни странно, но заключение мирового соглашения тоже относится к крупным сделкам. При этом не всегда известны стороны и выгодоприобретатели. Это относится к торгам. При таком положении допустимо не указывать обязательных сведений.

Стоимость же самих активов определяется балансом Общества с ограниченной ответственностью, составленным бухгалтером с самой последней датой отчёта за истёкший период (последний год). К крупным соглашениям могут относиться: заём, кредит, залог . Но вот сделки, связанные с размещением на рынке ценных бумаг, несмотря иногда даже на свои большие объёмы, никак не могут быть отнесены к крупным.

Закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» чётко определяет, что сделки, совершаемые в ходе постоянной хозяйственной деятельности, не могут квалифицироваться, как крупные.

Одобрение сделок

Для одобрения соглашения собирается общее собрание участников общества (акционеров), где решается вопрос об одобрении крупной сделки. Составляется проект решения об одобрении соглашения между субъектами. В этом решении указываются: цена приобретаемого имущества, непосредственно сам предмет сделки и сторона приобретатель. Если же договор заключался в ходе торгов, то выгодоприобретатель не может быть указан в решении. Это же правило действует при каких-то иных случаях, когда выгодоприобретатель не смог быть определён к моменту одобрения.

В ООО может быть создан совет директоров . В этом случае все соглашения стоимостью от двадцати пяти до пятидесяти процентов стоимости имущества общества, находятся в ведении Совета. И уже совет может решить одобрение крупных договоров.

Решение, принимаемое общим собранием, обеспечивается присутствием всех участников. Участники должны быть извещены заранее. Руководитель предприятия знакомит присутствующих с повесткой собрания. Порядок проведения собрания определяется законом об ООО, уставом и другими документами самого предприятия. В работе допускается перерыв, не ограниченный по времени.

Данные о соглашении оформляются подписанным протоколом собрания . Решение считается законным, если не противоречит уставу и действующему законодательству. Не указанные в протоколе существенные условия, автоматически делают сделку неодобренной.

Соглашение считается одобренным с момента подписания протокола.

Признание сделок правомерными

Если же в ходе проведения мероприятий, по условиям договора, были совершены нарушения закона , то признать соглашение недействительным можно по иску общества или любого из его участников.

Суд назначает время проведения слушаний по признанию условий договора недействительными. В случае пропуска слушаний, срок исковой давности не подлежит восстановлению. А это значит, что нельзя пропустить слушания.

Сделка признаётся судом при наличии некоторых обстоятельств:

  • Участник голосования не хочет признать, что соглашение совершено правильно, и подаёт иск в суд. Основанием для подачи иска служит то обстоятельство, что голос участника голосования о признании крупной сделки не повлиял на конечный итог, даже если он и голосовал. Это обстоятельство никак не может быть неправомерным. Все процедуры были соблюдены, и решение принималось большинством голосов.
  • Нет никакой возможности доказать (отсутствуют доказательства), что соглашение может повлечь за собой убытки всему обществу или отдельному её участнику.
  • Для доказательств в суде могут потребоваться документы по одобрению договора . Если документы в полном порядке и оформлены по правилам, то сделка признаётся законной.
  • Всё считается действительным и признаётся судом - даже если сделка была совершена с нарушениями, но вторая сторона, участвовавшая в ней, о них не знала или не должна была узнать.
  • В уставе общества может быть определено, что решение по осуществлению крупных сделок принимается без общего собрания и совета директоров.
  • Не исключается возможность одобрения договора задним числом.

Статья закона, регламентирующая правила порядка одобрения соглашений, не может применяться по следующим трём пунктам:

  1. Общество с ограниченной ответственностью состоит из одного участника, который сам осуществляет все функции по работе предприятия и по совершению сделок.
  2. Возникновение отношений, когда к обществу переходит доля или её часть в уставном капитале.
  3. Возникновение отношений, когда происходит слияние обществ или присоединение в результате реорганизации ООО.

«Прохождение» сделки не всегда повод для того, чтобы расслабиться. Иногда это только начало проблем. Всегда существует вероятность признания договора недействительным .

Главным моментом, чтобы решение общего собрания участников ООО было признано легитимным и не возникло в будущем проблем, служит наличие элементарного большинства.

Если по уставу не нужно ни общего собрания, ни решения совета директоров, то существует вероятность приобретения неликвида или вывода активов. Такой вариант не может устроить участников общества и вызовет конфликт интересов.

Если в соглашении заинтересовано какое-либо лицо, имеющее отношение к обществу, к ней применяются правила исключения .

Правила, определяемые уставом общества

1) Устав регулирует ежедневную хозяйственную деятельность общества . В нём также могут быть определены низший и высший пороги крупных договоров, или вообще упразднена процедура таких процессов. При наличии какой-либо из ступеней порога, цифры минимальной и максимальной величины порога должны быть выражены в процентах. Решение принимается общим собранием либо советом директоров.

2) Обычно решение о соглашении принимается общим собранием участников общества . Но, когда образовывается совет директоров, все функции передаются ему. Изменения должны быть отражены в уставе.

3) Новые правила, регулирующие процесс соглашений, определяют новый порог по крупности. Если раньше порог составлял не более 25 процентов, то сейчас эта норма выросла от 25 процентов и больше.

4) Устав ООО теперь предусматривает другие виды и размер крупных сделок . К этим видам относятся: привлечение заёмных средств и сделки с недвижимостью. Порог в таких договорных соглашениях может превышать установленный.

5) Согласно уставным правилам и действующему законодательству, при одобрении крупной сделки обязательно указываются:

  • а) Лица, являющиеся выгодоприобретателями. Не указываются такие лица при сделках, совершённых на торгах или если они не установлены до начала одобрения.
  • б) Предмет торгов.
  • в) Стоимость сделки.
  • г) Особые условия.

Точно такие же нормы указаны в законе об акционерных обществах. Но норма для ООО считается более совершенной, так как в случае с АО, не учитываются особенности соглашения на торгах и случаи невозможности определить выгодоприобретателя на момент принятия решения.

6) Устав может запретить отчуждение доли или части доли участника общества в пользу третьего лица.

Порядок одобрения сделок предусмотрен статьёй 45 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью». По этой статье предусматриваются исключения в случае заинтересованности одним из лиц.

Крупные сделки для различных форм обществ

К понятию «крупная сделка» применяются различные подходы. Это зависит от формы юридического лица .

Для ООО

Для этого вида общества оценка уже и правила регулирования подходов уже были даны, чтобы вновь не повторяться.

Одобряются крупные договора общим собранием или, если есть, советом директоров. Сумма при одобрении составляет от 25 до 50 процентов .

Споры по оспариванию решаются в судебном порядке.

Наличие в обществе одного участника, предусматривает простое письменное одобрение без протокола.

Для унитарных предприятий

На данный вид юридического лица распространяются правила по закону “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” .

Для государственных предприятий соглашение становится крупным в результате, если сделки взаимосвязанны между собой. При этом приобретается или отчуждается, а также существует возможность отчуждения имущества. Имущество в договорах такого рода оценивается в сумму более 10 процентов от уставного фонда предприятия в первом варианте. И во втором варианте в пятьдесят тысяч раз и более должна превышать минимальный размер оплаты труда.

Стоимость отчуждаемого имущества определяется в результате бухгалтерского учёта предприятия. Если имущество приобретается, то его стоимость определяется, основываясь на цене имущества.

Для совершения решения, необходимо согласие собственника предприятия. Таким собственником является муниципалитет (органы местной власти).

Отсутствие согласия собственника означает несостоятельность сделки.

Для государственных и муниципальных учреждений

К этой форме предприятия применяется закон “О некоммерческих организациях”. Крупная сделка для такого предприятия - это несколько взаимосвязанных сделок, если они связаны с деньгами, отчуждением имущества либо передачей имущества пользование или залог.

Цена такой сделки или стоимость имущества (отчуждаемого или передаваемого) должны превышать стоимость активов бюджетного учреждения, стоящих на балансе предприятия. Стоимость определяется бухгалтерскими отчётами с последней датой. Уставом такого предприятия может быть предусмотрен и меньший размер договорного с оглашения.

Бюджетная организация осуществляет свои договоры по предварительному согласию учредителя. Учредителем являются: органы федеральной исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта федерации и органы местного самоуправления.

Для принятия участия в соглашении, учредителю бюджетной организации следует представить в Министерство финансов пакет документов:

  • Обращение руководителя учреждения о предварительном согласовании. В этом документе указывается: цена и сроки, предмет сделки и стороны, финансовое обоснование целесообразности. К обращению должна быть приложена опись документов.
  • Заверенные копии отчётности по бюджету за последний год с последней датой отчётности. Заверяет формы бюджетной отчётности главный бухгалтер.
  • Проект договора, в котором обозначены все условия сделки.
  • Отчёт об оценке рыночной стоимости имущества. Оценка проводится не раньше чем за три месяца до предоставления отчёта.
  • Указание всех видов задолженностей, должников и кредиторов.

Решение о предварительном согласовании, рассматривается и принимается комиссией после приёма документов, в течение месяца. Оформляется решение приказом Министра финансов.

Для автономного учреждения

Регулируется законом «Об автономных учреждениях» . Сделка у этого предприятия тогда крупные, когда связаны с распоряжением денежными средствами, привлечёнными под заём, отчуждением имущества и передачей его пользование (или в залог). Условия для этого следующие: цена или стоимость имущества (передаваемого или отчуждаемого) превышает 10 процентов стоимости активов на балансе предприятия. Стоимость активов определяется, как и везде, балансом с последней датой отчётности. Меньший порог может быть обозначен в уставе.

В автономном учреждении право проведения решается с одобрения наблюдательного совета . Совет рассматривает предложение руководителя 15 календарных дней. В состав совета входит от пяти до одиннадцати человек.

Членами наблюдательного совета являются: представители данного учреждения, исполнительных органов местного самоуправления или государственной власти, представители общественности.

Сделка, совершенная с нарушением, признаётся недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя.

Особые правила

Сделки требуют особого внимания. Статья 46 определяет и закрепляет ряд правил.

  • Крупная сделка - это не только одна сделка, связанная с займом, кредитом, залогом или поручительством, но несколько связанных между собой для приобретения или отчуждения.
  • Стоимость имущества должна составлять 25 и более процентов от стоимости имущества по последней дате отчётности.
  • Ответственность за то, является сделка крупной или нет, лежит на ООО. Разобраться в возникшем конфликте поможет бухгалтерская экспертиза. Общества работающие по «упрощёнке», не обязаны вести бухучёт.
  • Устав помогает эффективно контролировать всю хозяйственную и финансовую деятельность ООО.
  • Мировое соглашение, утверждённое судом, является крупной сделкой. Оспорить такую сделку можно только путём подачи жалобы на суд.
  • Проблемой для деятельности ООО, может стать грань между хозяйственной деятельностью и крупными сделками. Это довольно сложно определить и неизменно возникает угроза срыва (непризнания).
  • Не признаются крупными сделки, где в уставной капитал вносится в виде имущества крупная сумма, договор залога на недвижимость или выкуп арендованного помещения.

Правовое регулирование крупных сделок

Регулированию крупных сделок уделяет внимание такой документ, как «Концепция развития гражданского законодательства» Российской Федерации.

В этом документе констатируется, что схемы соглашений используются для отказа от совершённых ранее, хотя должны сохранять имущество общества. Нарушается имущественный оборот и противоречит интересам контрагентов и кредиторов.

Защита своих интересов обществом при совершении крупной сделки путём оспаривания возможно, когда общество не может знать о нарушениях порядка, то есть является добросовестным контрагентом.

Бухгалтер и юрист, причастные к сделке, должны знать о подводных камнях и придерживаться данных бухгалтерского учета и отчетности.