Open
Close

Примеры оформления титульного листа портфолио для начальной школы. Выдерживает ли Базаров «испытание любовью»


ЛЮБОВЬ В
ЖИЗНИ БАЗАРОВА И КИРСАНОВЫХ


(по роману И.С.
Тургенева “Отцы и дети”)


Творчество
великого русского писателя Ивана
Сергеевича Тургенева - это гимн высокой,
вдохновенной, поэтической любви.
Достаточно вспомнить романы “Рудин” (1856),
Дворянское гнездо” (1859), “Накануне” (1860),
повести “Ася” (1858), “Первая любовь” (1860) и
многие другие произведения. Любовь в глазах
Тургенева прежде всего таинственна: “Есть
такие мгновения в жизни, такие чувства... На
них можно только указать - и пройти мимо”,


- читаем в
финале романа “Дворянское гнездо”. Вместе
с тем способность любить Тургенев считал
мерилом человеческой ценности. В полной
мере этот вывод относится и к роману “Отцы
и дети”.

Любовь
играет существенную роль в жизни Николая
Петровича Кирсанова. Женившись сразу же
после смерти родителей, Николай Петрович
всецело отдается мирному течению
деревенской жизни. “Десять лет прошли как
сон”. Смерть жены - страшный удар для
Николая Петровича. “Он едва вынес этот удар,
поседел в несколько недель; собрался было
за границу, чтобы хоть немного рассеяться...
но тут настал 48-й год”.


Отношения
Николая Петровича с Фенечкой значительно
спокойнее, “...она была так молода, так
одинока; Николай Петрович был сам такой
добрый и скромный... Остальное досказывать
нечего...” Фенеч-ка привлекает Кирсанова
именно своей молодостью, красотой.


Тургенев
проводит через испытания любовью и Павла
Петровича Кирсанова. Встреча на балу с
княгиней Р. резко изменила жизнь героя.


Павел
Петрович не в силах противиться своему
чувству. Пронаблюдаем за отношениями
Кирсанова и княгини Р. “Тяжело было Павлу
Петровичу, когда княгиня Р. его любила; но
когда она охладела к нему, а это случилось
довольно скоро, он чуть с ума не сошел. Он
терзался и ревновал... таскался за ней
повсюду... вышел в отставку...” Безответная
любовь окончательно выбивает Павла
Петровича из колеи. “Десять лет прошло...
бесцветно, бесплодно и быстро, страшно
быстро”. Известие о смерти княгини Р.
заставляет Павла Петровича бросить все и
поселиться в родовом имении, “

. ..потеряв
свое прошедшее, он все потерял”. Дуэль с
Базаровым из-за Фенечки говорит, конечно же,
не о силе чувств Кирсанова, а о мелкой
ревности и желании отомстить за поражение в
споре. Но можно ли говорить, что “старички”
Кирсановы не выдержали испытания

любовью?
Мне кажется, что нельзя. Слишком уж сильное
и сложное чувство - любовь!

В суждениях
о любви Аркадия Кирсанова чувствуется
влияние Базарова. Подобно своему “учителю”,
младший Кирсанов считает любовь “вздором”,
“чепухой”, “романтизмом”. Впрочем,
реальная жизнь быстро ставит все на места.
Знакомство с Анной Сергеевной Одинцовой
заставляет Аркадия ощутить себя “школьником”,
“студентиком” рядом с ней. “Напротив, с
Катей Аркадий был как дома...” Молодой
Кирсанов, говоря словами Базарова, не
создан для

терпкой,
бобыльной жизни”. Судьба Аркадия типична.
Женившись на Катерине Сергеевне, он
становится “рьяным хозяином”. “У Катерины
Сергеевны родился сын Коля, а Митя уже
бегает молодцом и болтает речисто”.
Интересы Аркадия замыкаются в тесном кругу
семейных и хозяйственных забот.

Попытаемся
теперь выяснить, что значит любовь в жизни
Базарова, ведь молодой нигилист отрицает
все “романтические чувства”. Впрочем,
Базаров “далеко не женоненавистник”. Он
был “великий охотник до женщин и женской
красоты, но любовь в смысле идеальном, или,
как он выражался, романтическом, называл
белибердой, непростительною дурью...”
Фенечка привлекает Базарова тем же, чем и
братьев Кирсановых - молодостью, чистотой,
непосредственностью. Дуэль с Павлом
Петровичем происходит

в
тот момент, когда Базаров испытывает
страсть к Одинцовой. Получается, что
Базаров не любит Фенечку, он испытывает к
ней чисто инстинктивное влечение. Иное дело
отношения с Одинцовой. “Одинцова ему
нравилась: распространенные слухи о ней,
свобода и независимость ее мыслей, ее
несомненное расположение к нему - все,
казалось, говорило в его пользу; но он скоро
понял, что с ней “не добьешься толку”, а
отвернуться от

нее он, к
изумлению своему, не имел сил”. Тургенев
рисует внутреннюю борьбу героя с самим
собой. Именно в этом заключается объяснение
показного цинизма Базарова. “Этакое
богатое тело! Хоть сейчас в анатомический
театр”, - говорит он об Одинцовой. А между
тем Аркадий замечает в своем друге и
учителе непривычное волнение, даже робость
в отношениях с Одинцовой. Чувства Базарова
- это не только физическая страсть, это
любовь, “...он легко сладил бы с своей кровью,
но что-то другое в него вселилось, чего он
никак не допускал, над чем всегда трунил,
что возмущало всю его гордость”.


Борьба
Базарова со своим чувством изначально
обречена на неудачу. Своим романом писатель
утверждает вечные ценности любви, красоты,
искусства, природы. Во время свидания с
Одинцовой Базаров вдруг ощущает
потрясающую красоту и таинственность
летней ночи, “...сквозь изредка
колыхавшуюся штору вливалась
раздражительная свежесть ночи, слышалось
ее таинственное шептание. Одинцова не
шевелила ни одним членом, но тайное
волнение охватывало ее понемногу... Оно
сообщилось Базарову. Он вдруг почувствовал
себя наедине с молодою, прекрасною женщиной...”
“Любовь” и “романтизм”, над которыми
Базаров так едко смеялся, входят в его душу.
Евгений прекрасно видит, что Одинцова
слишком уж себя “заморозила”, что она
очень высоко ценит собственное спокойствие
и размеренный порядок жизни. Решение
расстаться с Анной Сергеевной оставляет в
душе Базарова тяжелый след. Прощаясь перед
смертью с Одинцовой, тургеневский герой
говорит о своем высоком предназначении, о
трагическом одиночестве, о России.
Исповедальные слова! Такие произносят
только

перед
священником или самым близким человеком...
Смерть Базарова свидетельствует о его
незаурядности. “Умереть так, как умер
Базаров, - все равно что сделать великий
подвиг...” (Писарев).

Таким
образом, и в жизни братьев Кирсановых, и в
жизни нигилиста Базарова любовь играет
трагическую роль. И все же сила и глубина
чувств Базарова не пропадают бесследно. В
финале романа Тургенев рисует могилу героя
и “двух уже дряхлых старичков”, которые
приходят на нее. Но ведь это же любовь! “Неужели
любовь, святая, преданная любовь не
всесильна? О нет! Какое бы страстное,
грешное, бунтующее сердце ни скрылось в
могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно
глядят на нас своими невинными глазами: не
об одном вечном спокойствии говорят нам они, о том великом спокойствии


“равнодушной”
природы; они говорят также о вечном
примирении и о жизни бесконечной...” Таков
философский финал романа “Отцы и дети”.
Главный итог жизни Базарова в том и
заключается, что герой сумел, пусть на
недолгое время, пробудить непосредственные
чувства в тех, кто холоден от природы, как
Одинцова. Базаров оставляет в мире любовь, а
не ненависть или нигилизм. Поэтому так
уместны в финале романа слова Тургенева “о
вечном примирении и о жизни бесконечной...”

Отличное сочинение на тему: «Испытание Базарова любовью», написано от первого лица и отлично продемонстрирует ученикам средних и старших классов, один из вариантов написания данного сочинения. Материал подойдет для учеников следующих классов:

  • 9 класс;
  • 10 класс;
  • 11 класс.

Сочинение «Как базаров прошёл испытание любовью»

В том, что Базаров влюбился в Одинцову не остаётся сомнений. Она была умной и красивой женщиной, имеющей опыт и не похожей на остальных. Одинцова понравилась Базарову сразу. С самого первого момента она поразила его богатством своего тела. Он говорит, что хочет лишь очередной интриги, прикрывается цинизмом, но несмотря на это он ведёт себя не как обычно, что видит даже Аркадий.
Базаров вдруг замечает «романтизм» в самом себе. Но он не хочет этого, он не признаёт любовь как чувство и как нечто необходимое. Но он встретил женщину, равную себе, женщину, которую уважал и от которой он не может отвернуться так, как можно отвернуться от любой другой, понимая, что нет шансов на взаимность. Одинцовой он говорит: «вот чего вы добились». Он даже не способен признаться ей в люби, смотря в лицо, а стоит к ней спиной.

Ему легко говорить о любви, отрицая её, пока он сам не сталкивается с ней лицом к лицу. И тогда он трусит, бежит от неё. А что нужно было сделать, чтобы выдержать это испытание? Жениться на Одинцовой? Как-то измениться и заделаться в галки? Может быть.

Он не выдерживает испытание любовью. Да, он едет к ней вновь, с надеждой на то, что она ответит ему взаимностью. Но он и сам не признаёт свою надежду. Он забыл продумать план действий и понять, что делать и что менять в себе. Когда Базаров встречается с Одинцовой вновь, он уже никак не показывает своей любви, говорит, что это чувство напускное. Тургенев пишет: «Была ли правда, полная правда, в их (именно «их», а не «его») словах? Они сами этого не знали, а автор и подавно». Из этих слов становиться ясно, что правды не было, и они любили друг друга. Почему тогда расстались?

Умирая Базаров хочет видеть Одинцову. В нём вдруг появляется старательно скрываемый «романтизм» и он говорит абсолютно искренне, любя Одинцову, и можно даже сказать, что он выдерживает это испытание, но уже слишком поздно. «Прощайте…» - проговорил он с внезапной силой, и глаза его блеснули последним блеском.

Увидев Одинцову, Базаров был смущен и потрясен сдержанной силой и властью этой аристократки. Одинцова в спорах с Базаровым разрушает его односторонний взгляд на людей. Она постоянно заводит его в тупик, он уязвлен, подавлен, смущен. Любовь, которую Базаров отрицал, стала ему понятна. Эта любовь изменила жизнь Базарова, изменила его самого. В душе у него совершается трагический раскол, и он начинает борьбу с самим собой. Жизнь заставляет пережить такие ощущения, которые подрывают основные его убеждения. Отныне в Базарове постоянно живут и борются два человека. Один из них- убежденный противник романтических чувств, тот Базаров, который одержал психологические победы в спорах с Павлом Петровичем; другой- романтик и мечтатель. Но он, влюбленный в Одинцову, всеми силами ума будет давить в себе живое чувство.
Евгений сердится на Одинцову за ее нерешительность в любви и за ее желание полюбить; оба эти чувства живут в его душе одновременно. Как романтик, он хочет любви Одинцовой; как нигилист, он призирает себя и Одинцову за возникшую между ними сердечную связь. Базаров, полюбив, не хочет любви и бежит от нее. Эта неудача в любви повлекла за собой тяжелые последствия в судьбе Базарова. Она привела к кризису его односторонние взгляды на жизнь. Признание своей неправоты не по нутру Базарову, оно до глубины души возмущает его ученую гордость. Не умея ответить на роковые вопросы о драматизме любви и познания, о смысле жизни и таинстве смерти, Базаров хочет заглушить в человеке ощущение трагической серьезности этих вопросов. Но как незаурядный человек герой не может с собой справиться: и любовь, и поэзия и сердечное воображение прочно живут в его душе! Сомневаясь в истине старых воззрений и не имея новых, Базаров в своих мыслях о жизни заходит в тупик. Слабость Базарова в усиленном стремлении уйти от них, в презрительной оценке их как романтизма, чепухи и гнили.
С появлением в романе Одинцовой можно заметить изменения, происшедшие с этим холодным, безразличным ко всему прекрасному человеком. Выясняется, что Базаров все-таки способен любить сильно и глубоко, способен оценить красоту и поэзию, даже “сознает романтика в самом себе”, хотя, чтобы не перечить своим убеждениям на глазах у окружающих, он в разговорах с Анной Сергеевной “еще больше прежнего высказывает свое равнодушное презрение ко всему романтическому”.
Можно с уверенностью сказать, что сильное чувство изменило Базарова, но не смогло поколебать его основных принципов - герой не способен “сломить” себя, “подстроить” под мерки другого человека. Любовь Евгения Базарова трагична: он видит, что Одинцова себя “заморозила”, что чересчур высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни, чтобы связать свою судьбу со столь неординарной личностью, как он. Главный герой слишком непохож на окружающих, слишком незауряден, чтобы достичь личного счастья. Тихое семейное счастье достается ординарностям - Николаю Петровичу и Аркадию. Удел сильных личностей - Базарова, Павла Петровича - одиночество, по-моему, именно к такой мысли подводит нас Тургенев в своем романе “Отцы и дети”.Увидев Оденцову,базаров

В «Отцах и детях» Тургенев применил уже отработанный в предыдущих повестях («Фауст» 1856, «Ася» 1857) и романах способ раскрытия характера главного героя. Сначала автор изображает идейные убеждения и сложную духовную и умственную жизнь героя, для чего включает в произведение беседы или споры идейных противников, потом создаёт любовную ситуацию, и герой проходит «испытание любовью», которое Н.Г.Чернышевский назвал «русский человек на rendez-vous». То есть героя, уже продемонстрировавшего значительность своего характера и идей, Тургенев помещает в жизненные обстоятельства, требующие характера и применения идей на практике - для преодоления конкретных жизненных препятствий. При этом ни в одном из тургеневских произведений обстоятельства «испытания любовью» не повторяются.

Так, Дмитрия Рудина в одноимённом романе (1855) полюбила замечательная девушка Наталья Ласунская. Она первая признаётся в любви, и тут Рудин, который и сам влюблён, отступает. Он не уверен, что сможет устроить достойную жизнь для Натальи, боится взять на себя ответственность за её судьбу, поэтому советует ей покориться воле матери-аристократки, которая никогда не согласится на брак своей дочери и нищего философа Рудина. «Покориться! Так вот как вы применяете на деле ваши толкования о свободе, о жертвах…» (IX), - подводит итог возвышенным рудинским призывам Наталья. Сцена последнего объяснения у заброшенного пруда доказывает жизненную несостоятельность Рудина, прекрасного оратора и неуверенного в себе, беспомощного в реальных обстоятельствах человека.

Фёдор Лаврецкий в романе «Дворянское гнездо» (1858) изображён зрелым человеком, много повидавшим (Россию и Францию, столицы и провинцию), много передумавшим (идеи западников и славянофилов, отношения дворянства и народа), много пережившим (любовь к жене и её измену). Лаврецкий знакомится с Лизой Калитиной, отличающейся необыкновенной душевной и нравственной чуткостью. Он влюбляется в Лизу сначала безнадёжно, а после известия о смерти жены начинает мечтать о личном счастье. Но внезапный приезд жены (известие о её смерти оказалось ложным) разбивает все его надежды. Герой и не пытается что-нибудь предпринять в сложившейся ситуации, сразу смиряется со своей трагической судьбой, о чём свидетельствует последнее свидание-прощание главных героев (ХLII). Лиза уходит в монастырь, а Лаврецкий остаётся одиноким, неприкаянным человеком.

Главным героем романа «Накануне» (1859) становится бедный студент Московского университета, болгарин по национальности Дмитрий Инсаров, человек с сильным характером, целеустремлённый, воодушевлённый великой идеей борьбы за свободу родины. Этот герой противостоит «грызунам, гамлетикам, самоедам» - русским дворянам-интеллигентам, героям первых романов Тургенева. В Инсарова влюбляется молодая дворянка Елена Стахова, покорённая героической личностью болгарина, его страстной любовью и одновременно гордой скромностью, уверенностью в себе (чего не было в Лаврецком), отсутствием позёрства (чем грешил Рудин). В сцене объяснения в любви Инсаров заявляет, что не может отказаться от главной цели своей жизни - борьбы за освобождение Болгарии от турецкого ига, но Елена, одобряя эту высокую и благородную цель, готова разделить вместе с ним все трудности опасной героической борьбы (XVIII). Так Инсаров и Елена находят счастье, не противопоставляя свою любовь другой важной цели - борьбе за свободу Болгарии.

Итак, главные герои рассмотренных романов Тургенева, кроме болгарского патриота Инсарова, «испытание любовью» не прошли. Что же в этом отношении можно сказать о Базарове?

До встречи с Одинцовой Базаров вообще плохо понимал, что такое любовь. Услышав от Аркадия историю Павла Петровича и княгини Р., молодой нигилист язвительно вопрошает: «И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. (…) Это всё романтизм, чепуха, гниль, художество» (VII). Иными словами, в любви он предполагает чистую физиологию, а духовную близость, сердечное влечение влюблённых друг к другу отрицает. Пока в женщинах его привлекает только внешняя красота. Встретив в саду Фенечку, он сразу спрашивает у Аркадия: «Кто это? Какая хорошенькая!» (IX); услышав от Ситникова об эмансипе Кукшиной, уточняет: «Хорошенькая она?» (XII); разглядев на балу красавицу Одинцову, резюмирует своё впечатление: «Кто бы она ни была - просто ли губернская львица, или «эманципе» вроде Кукшиной, только у неё такие плечи, каких я не видывал давно» (XIV).

Но вот, прожив две недели в усадьбе Одинцовой, он чувствует, что влюбился не на шутку, причём теперь он оценил не только красивые плечи, но и сильный характер, тактичное поведение, интеллект, заботу о младшей сестре Кате, то есть душевные качества Анны Сергеевны. Он, вопреки своим теоретическим убеждениям, поддался тому самому романтическому чувству любви, которое «называл белибердой, непростительной дурью» (XVII). Отказаться от прежних взглядов на любовь гордому, самоуверенному Базарову нелегко, но молодой нигилист недолго носился со своей обидой на жизнь, которая опровергла его убеждения насчёт любви. «Идеальная» (то есть духовная) любовь существует, и Базаров, не тратя много времени на романтические колебания и бесплодные томления (как это делали влюблённые герои предыдущих произведений Тургенева), объясняется Одинцовой в любви. Так, благодаря своей решительности, Базаров достойно выдержал первое, но не главное «испытание любовью».

Всё намеченное он исполняет. Думается, не случайно Аркадий выслушивает следующее рассуждение Базарова: « …по-моему - лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца. (…) Мужчине некогда заниматься такими пустяками» (XIX). Погостив с Аркадием три дня у родителей, Базаров возвращается в Марьино, где оставил «все свои препараты» (XXI) и где без помех может продолжить своё настоящее дело - исследовательские опыты. Там же молодой нигилист пытается «добиться толку» (XVII) от Фенечки, которая была с ним ласкова и показалась ему простой и нетребовательной в амурных делах. Однако и здесь он ошибся: поцелуй в беседке оскорбил Фенечку: «»Грешно вам, Евгений Васильевич», - шепнула она уходя. Неподдельный упрёк слышался в её шёпоте. Базаров вспомнил другую недавнюю сцену, и совестно ему стало, и презрительно досадно» (XXIII).

Чтобы победить свою несчастную любовь, герою нужна не только личная решимость, но и время, которое, как известно, лечит всё. А Тургенев не даёт молодому нигилисту времени: примерно через месяц после объяснения с Одинцовой Базаров заражается трупным ядом и, проболев неделю, умирает. Только разобравшись в обстоятельствах болезни героя, можно решить, выдержал Базаров «испытание любовью» или нет. Если при вскрытии тифозного трупа герой порезался случайно, то логично предположить, что он мог бы перебороть в душе любовь к Анне Сергеевне, не «киснуть» до конца жизни, как Павел Петрович, а заняться более важным делом, к которому себя готовил. Поскольку он имел душевные силы сопротивляться смертельной болезни, постольку и несчастную любовь сумел бы со временем победить.

Но в обстоятельствах заражения Базарова есть странные детали. Герой порезался, хотя постоянно препарировал лягушек и, следовательно, поддерживал свои хирургические навыки. Кроме того, когда у уездного лекаря не оказалось адского камня, Базаров почему-то не воспользовался другим спасительным средством - не прижёг порез железом. Возникает подозрение, что герой сознательно заразился и предпочёл умереть, чтобы не терзаться душевными муками из-за безответной любви. Стало быть, он не выдержал «испытание любовью».

Итак, в «Отцах и детях» Тургенев применил свой любимый сюжетный ход - раскрытие характера героя (его нравственных и деловых качеств) через историю любви. Для литературных героев 30-40-х годов XIX века - «лишних людей» (именно к этому типу героев относятся Рудин и Лаврецкий) - «наука страсти нежной» (А.С.Пушкин «Евгений Онегин», 1, VIII) составляла главный, если не единственный, интерес в жизни. Для героев 60-х годов - «новых людей» - кроме любви, а иногда и помимо неё, в жизни существуют другие заманчивые цели: общественная и предпринимательская деятельность, наука, художественное творчество и т.д. Вопреки этим различиям прежних и современных героев, Тургенев склоняет Базарова, убеждённого демократа, перед «всесильной любовью». Писатель показывает даже, как романтическое чувство к прекрасной аристократке Одинцовой поколебало не только взгляды героя на любовь, ной его общественные и философские убеждения.

Базаров уже засомневался, следует ли ему тратить силы на мужиков Филиппа или Сидора, которые когда-нибудь будут жить в белых избах, а о Базарове даже не вспомнят (XXI). Он начинает думать о смерти («Каждый человек на ниточке висит, бездна ежеминутно под ним разверзнуться может…» - XIX), о ничтожности человека («…часть времени, которую мне удастся прожить, так ничтожна перед вечностью, где меня не было и не будет…» - там же).

При всём том Тургенев понимал разницу между «лишними» и «новыми людьми», поэтому Базаров, в отличие от Рудина и Лаврецкого, пытается достойно выдержать «испытание любовью», победить свои романтические чувства, раз уж они безответные. Правда, пытается безуспешно, потому, может быть, что писатель дал герою слишком мало времени. Таким образом, Базаров в сравнении с прежними тургеневскими героями представлен более мужественным, волевым человеком, новее равно он трагически обречен, как, впрочем, и Инсаров, хотя последний безусловно выдержал своё «испытание любовью». Так проявилось сложное отношение автора к нигилисту Базарову - уважение его личных качеств и неприятие его общественной программы.

    • Споры Базарова и Павла Петровича представляют социальную сторону конфликта в романе Тургенева «Отцы и дети». Здесь сталкиваются не просто разные взгляды представителей двух поколений, но и две принципиально разные политические точки зрения. Базаров и Павел Петрович оказываются по разные стороны баррикад в соответствии со всеми параметрами. Базаров – разночинец, выходец из бедной семьи, вынужденный самостоятельно пробивать себе дорогу в жизни. Павел Петрович – потомственный дворянин, хранитель семейных уз и […]
    • Образ Базарова противоречив и сложен, его раздирают сомнения, он переживает душевные травмы, в первую очередь из‑за того, что отвергает естественное начало. Теория жизни Базарова, этого крайне практичного человека, медика и нигилиста, была очень проста. В жизни нет любви – это физиологическая потребность, нет красоты – это всего лишь сочетание свойств организма, нет поэзии – она не нужна. Для Базарова не существовало авторитетов, он и веско доказывал свою точку зрения до тех пор, пока жизнь не переубедила его. […]
    • Толстой в своем романе «Война и мир» представляет нам много разных героев. Он рассказывает нам об их жизни, об отношениях между ними. Уже почти с первых страниц романа можно понять, что из всех героев и героинь Наташа Ростова является любимой героиней писателя. Кто такая Наташа Ростова, когда Марья Болконская попросила Пьера Безухова рассказать о Наташе, он ответил: «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, […]
    • Самыми выдающимися женскими фигурами в романе Тургенева «Отцы и дети» являются Одинцова Анна Сергеевна, Фенечка и Кукшина. Эти три образа до крайности непохожи друг на друга, но тем не менее мы попытаемся их сравнить. Тургенев очень уважительно относился к женщинам, возможно, поэтому их образы подробно и ярко описаны в романе. Этих дам объединяет знакомство с Базаровым. Каждая из их внесла свою лепту в изменение его мировоззрения. Самую значительную роль сыграла Анна Сергеевна Одинцова. Именно ей было суждено […]
    • Каждый писатель, создавая свое произведение, будь то фантастическая новелла или многотомный роман, несет ответственность за судьбы героев. Автор старается не просто рассказать о жизни человека, изобразив наиболее яркие ее моменты, но и показать, как сформировался характер его героя, в каких условиях развивался, какие особенности психологии и мировоззрения того или иного персонажа привели к счастливой либо трагичной развязке. Финал любого произведения, в котором автор проводит своеобразную черту под определенным […]
    • Евгений Базаров Анна Одинцова Павел Кирсанов Николай Кирсанов Внешность Продолговатое лицо, широкий лоб, огромные зеленоватые глаза, нос, плоский сверху и заостренный снизу. Русые длинные волосы, бакенбарды песочного цвета, самоуверенная улыбка на тонких губах. Обнаженные красные руки Благородная осанка, стройный стан, высокий рост, красивые покатые плечи. Светлые глаза, блестящие волосы, чуть заметная улыбка. 28 лет Среднего роста, породистый, лет 45. Модный, по-юношески стройный и изящный. […]
    • Испытание дуэлью. Базаров и его друг снова проезжает по тому же кругу: Марьино – Никольское – родительский дом. Ситуация внешне почти буквально воспроизводит ту, что в первый приезд. Аркадий наслаждается летним отдыхом и, едва найдя предлог, возвращается в Никольское, к Кате. Базаров продолжает естественнонаучные опыты. Правда, на этот раз автор выражается по-другому: «на него нашла лихорадка работы». Новый Базаров отказался от напряженных идеологических споров с Павлом Петровичем. Лишь изредка бросает достаточно […]
    • Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» содержит в себе большое количество конфликтов в целом. К ним относятся любовный конфликт, столкновение мировоззрений двух поколений, социальный конфликт и внутренний конфликт главного героя. Базаров – главный герой романа «Отцы и дети» – удивительно яркая фигура, персонаж, в котором автор задумывал показать все молодое поколение того времени. Не следует забывать, что это произведение не просто описание событий того времени, но и глубоко прочувствованные вполне реальные […]
    • Базаров Е. В. Кирсанов П. П. Внешний вид Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности. Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого. Происхождение Отец – военный лекарь, небогатая простая семья. Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру. Образование Очень образованный человек. […]
    • Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что […]
    • Замысел романа возникает у И. С. Тургенева в I860 году в небольшом приморском городке Вентноре, в Англии. «...Дело было в августе месяце 1860 года, когда мне пришла в голову первая мысль «Отцов и детей»...» Это было трудное для писателя время. Только что произошел его разрыв с журналом «Современник». Поводом послужила статья Н. А. Добролюбова о романе «Накануне». И. С. Тургенев не принял содержащихся в ней революционных выводов. Причина же разрыва была глубже: неприятие революционных идей, «мужицкого демократизма […]
    • Уважаемая Анна Сергеевна! Позвольте обратиться к вам лично и высказать свои мысли на бумаге, так как произнести некоторые слова вслух для меня является непреодолимой проблемой. Понять меня очень трудно, но надеюсь, что это письмо немного прояснит мое отношение к вам. До знакомства с вами, я был противником культуры, морально-нравственных ценностей, человеческих чувств. Но многочисленные жизненные испытания заставили меня по-другому взглянуть на окружающий мир и переоценить свои жизненные принципы. Впервые я […]
    • По поводу идейного содержания романа «Отцы и дети» Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петровича, Павла Петровича, Аркадия. Сладость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян – и именно потому выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность». Павел Петрович Кирсанов […]
    • Испытание дуэлью. Пожалуй, нет более спорной и интересной сцены в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети», чем дуэль между нигилистом Базаровым и англоманом (фактически английским денди) Павлом Кирсановым. Сам факт дуэли между этими двумя мужчинами - явление одиозно, которого быть не может, потому что не может быть никогда! Ведь дуэль, это борьба двух равных по происхождению. Базаров и Кирсанов люди разных сословий. Они никак не относятся к одному, общему слою. И если Базарову откровенно наплевать на все эти […]
    • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
    • Возможны два взаимоисключающих утверждения: “Несмотря на внешнюю чёрствость и даже грубость Базарова в обращении с родителями, он нежно любит их” (Г.Бялый) и “Разве не проявляется в отношении Базарова к родителям та душевная чёрствость, которая не может быть оправдана”. Однако в диалоге Базарова и Аркадия точки над i расставлены: “- Так видишь, какие у меня родители. Народ не строгий. - Ты их любишь, Евгений? - Люблю, Аркадий!” Здесь стоит вспомнить и сцену смерти Базарова, и его последний разговор с […]
    • Чем является на самом деле конфликт Базарова и Павла Петровича Кирсанова? Вечным спором поколений? Противостоянием сторонников разных политических взглядов? Катастрофическим разногласием между прогрессом и стабильностью, граничащей с застоем? Отнесем споры, переросшие впоследствии в дуэль, к одной из категорий, и сюжет станет плоским, потеряет остроту. В то же время произведение Тургенева, в котором проблема была поднята впервые в истории отечественной литературы, актуально до сих пор. И сегодня требуют перемен и […]
    • Внутренний мир Базарова и его внешние проявления. Тургенев рисует развернутый портрет героя при первом появлении. Но странное дело! Читатель почти сразу забывает отдельные черты лица и вряд ли готов их описать через две страницы. В памяти остается общий абрис – автор представляет лицо героя отталкивающе-некрасивым, бесцветным по краскам и вызывающе-неправильным по скульптурной лепке. Но тут же отделяет черты лица от их подкупающего выражения («Оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и […]
    • Взаимоотношения Евгения Базарова и Анны Сергеевны Одинцовой, героев романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», не сложились по множеству причин. Материалист и нигилист базаров отрицает не только искусство, красоту природы, но и любовь как человеческое чувство.Признавая физиологические отношения мужчины и женщины, он считает, что любовь «это все романтизм, чепуха, гниль, художество». Поэтому и Одинцову он вначале оценивает только с точки зрения ее внешних данных. «Этакое богатое тело! Хоть сейчас в анатомический театр», […]
    • Роман «Отцы и дети» был создан в крайне сложный и конфликтный период. На шестидесятые годы девятнадцатого века пришлось сразу несколько революций: распространение материалистических взглядов, демократизация общества. Невозможность вернуться к прошлому и неопределённость будущего стали причиной и идейного, ценностного кризиса. Позиционирование этого романа как на «остросоциального», свойственное советскому литературоведению, влияет и на сегодняшних читателей. Разумеется, этот аспект необходимо […]
  • Любовь способна творить чудеса, полностью изменить их видение жизни. Быть может, это самое сильное чувство, властвующее над разумом человека и способное заставить его по-новому смотреть на мир, воспринимать события с особой остротой ощущений как водоворот немыслимых происшествий.

    Каждый человек в своей жизни рано или поздно испытывает чувство любви, и тогда его жизнь наполняется новыми впечатлениями и переживаниями. Для кого-то этот период становится одним из самых счастливых, но случается и так, что любовь приводит к разочарованию и роковым ошибкам. Однако в любом случае любовь -это всегда испытание души, проверка жизненных убеждений человека.

    Я думаю, что каждому дарована возможность испытать это удивительное чувство, именно поэтому меня поразили утверждения главного героя романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» о том, что любовь - это лишь физиологическая реакция организма. Но даже с таким умным и образованным человеком, как Базаров, любовь сотворила чудо и изменила в корне его мировоззрение.

    Почему же на протяжении долгого времени Евгений Базаров отвергал любовь?

    Базаров - сын отставного полкового лекаря. Он приезжает погостить со своим другом Аркадием в имение его отца, помещика Николая Петровича Кирсанова. Базаров изучает естественные науки в университете, собирается стать врачом. Вместе с тем, он человек новых взглядов, «нигилист», как представляет его Аркадий своему дяде Павлу Петровичу Кирсанову.

    Аристократ Павел Петрович, долго служивший в Петербурге и не утративший даже в деревенской глуши столичного лоска, становится главным идейным противником Базарова. Споры между этими героями затрагивают все основные темы, волновавшие русское общество в тот период: отношение к народу, аристократии, естественным наукам, литературе, искусству и таким традиционным ценностям, как любовь и брак.

    Тема любви обсуждает в их спорах неоднократно, и каждый раз Базаров определяет любовь как не более чем «белиберда». В его словах мы видим презрительное отношение к идеальным романтическим чувствам и принятие любви только в физиологическом смысле: «Нравится тебе женщина, так возьми ее!»

    Между трепетным отношением к любви Павла Петровича и иронически-циничным Базарова существует огромная пропасть, что подтверждает также слова Базарова в разговоре о любви со своим учеником и подражателем, мягкосердечным Аркадием: «А я все-таки скажу, что человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви и, когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек - не мужчина, не самец». Пожалуй, именно в этих словах героя раскрывается его полное отрицание такого волшебного и романтического чувства, как любовь.

    Однако любовь не единственное, отрицаемое им. Базаров, называя духовность «романтизмом» и «вздором», презирает людей - ее носителей: «Порядочный химик раз в двадцать важнее высокого поэта». Он смеется над отцом Аркадия, играющим на виолончели и читающим Пушкина; иронизирует над самим Аркадием, любящим природу, над Павлом Петровичем, бросившим жизнь к ногам любимой женщины.

    Базаров отрицает музыку, поэзию, красоту, любовь по инерции, не разбираясь толком в этих понятиях. Его полное непонимание романтических чувств между мужчиной и женщиной он демонстрирует и в разговоре с Аркадием об Одинцовой: «Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа»; «у нее такие плечи, каких я не видывал давно»; «что за фигура!»; «на других баб не похожа». Какой цинизм, какая ирония слышатся в этих суждениях! В них выражается все впечатление героя об Одинцовой, такова она в представлении Базарова, но мы видим ее совершенно другой.

    Анна Сергеевна Одинцова поражала достоинством осанки, плавными движениями, умно и спокойно глядящими глазами. От ее лица веяло мягкой и ласковой силой. Жизнь в ее имении отличалась роскошью, спокойствием, холодностью, отсутствием интересных людей. Размеренность и постоянство - главные черты уклада в имении Анны Сергеевны.

    Остается ли Базаров в Никольском таким же, как и до приезда? В доме Одинцовой с ним происходят удивительные метаморфозы.

    Сначала Аркадий обнаруживает, что Базаров в разговоре с хозяйкой имения сконфужен, смущен, зажат. Эта женщина отличалась ото всех независимостью своих суждений, образованностью, проникновенностью, умом и благородством. Даже такой противник «романтической» красоты. Как Базаров, смог увидеть и оценить все эти качества в героине. Мы замечаем его тревогу, беспокойство. Он легко раздражается, говорит нехотя, гляди т сердито. Герой пытается побороть в себе новое чувство, начинающее зарождаться в его сердце.

    Базаров отправляется в лес, чтобы остудить разум; упрямо закрывает глаза, заставляя себя спать. Что же послужило причиной «новизны» в поведении Базарова?

    Настоящей причиной было чувство, возникшее у Базарова к Одинцовой. Он вдруг понял, что не может избавиться от мысли об этой женщине, так привлекавшей его и своей красотой, и умом, и достоинством. Базаров, утверждавший, что анатомия глаза не оставляет места для нежных взглядов, мечтает именно о нежных взглядах. Пытаясь бороться с новыми чувствами, он постепенно понимает, что не может исторгнуть из сердца Одинцову.

    Таким образом, теория Базарова не выдерживает испытания любовью и терпит поражение. Полюбив, он становится лучше, сердечнее, человечнее. Мы видим, что наш герой полюбил первый раз в жизни в идеальном смысле.

    И вот Тургенев оставляет наедине Базарова и Одинцову. О чем они беседуют? О том, как живет Анна Сергеевна, о счастье и, наконец, о любви. Базаров очень откровенен с Одинцовой, а ведь свои сокровенные мысли мы можем доверить только человеку, которого любим. «Раздражительная свежесть ночи, ее таинственное шептание» взволновало героев. Базаров «почувствовал себя наедине с молодою и прекрасною женщиной...» Он признает ее умной и красивой, говорит с ней о любви

    Герой видит несчастье Анны Сергеевны в том, что она не может полюбить. А ведь он сам уже влюблен! И вот кульминация этой сцены... Мы ждем решительного объяснения героя.

    Базаров вдруг приблизился к Одинцовой, стиснул ее руку так, что она чуть не вскрикнула, и вышел вон. Через два часа он вернулся к себе с мокрыми от росы сапогами, взъерошенными волосами и угрюмый. Нет, не допустил Евгений Базаров своего признания в любви к Одинцовой. Но, читая эти строки, мы видим, как глубоко чувствует и переживает герой.

    На следующий день Базаров не смог сдержать своих эмоций: «Знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно...» Эти слова главного героя выражают полноту и искренность его чувств. Мы видим его «пожирающий» взор, бьющуюся в нем страсть, похожую на злобу. Это состояние вполне объяснимо, ведь Базаров увидел в себе нового человека, способного любить и страдать.

    Через полчаса Анна Сергеевна получила записку от Базарова, состоящую всего из одной строчки: «Должен ли я сегодня уехать - или могу остаться до завтра?» Евгений вверяет свое чувство этой женщине. Но Анна Сергеевна не смогла по достоинству оценить чувство Базарова. Она добивалась его откровенности только из интереса. И сейчас, после объяснения с Базаровым, она решает, что «спокойствие - лучше всего на свете».

    Итак, любовь или спокойствие? Перед таким выбором стоит героиня. Она не решилась на любовь к Базарову, человеку неординарному, который вряд ли сделал бы ее жизнь спокойной.

    А что же Базаров? Мы видим его преобразившимся. Испытание любовью сделало его терпимее, сердечнее, мягче. Не случайно в композиции романа после объяснения с Одинцовой следует «второй цикл странствий» героя. И в отношениях с родителями и с Аркадием, и с аристократами Кирсановыми он уже другой. Исчезла категоричность суждений, полное отрицание «романтизма».

    Значит, любовь, по мнению Тургенева, способна изменить каждого. И победа Человека в Базарове есть великая победа любви!