Open
Close

Проверочная работа по 12 месяцев маршак. Тест по литературному чтению "12 месяцев С.Я.Маршак"

Самуил Яковлевич Маршак () Русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, редактор.


Родился Самуил Яковлевич Маршак 22 октября (3 ноября) 1887 года в городе Воронеже. Отец работал мастером на заводе. В поисках лучшего применения своих сил отец с семьёй переезжал из города в город, пока, наконец, не устроился в Петербурге. Маршак с братом поступили в воронежскую Острогожскую гимназию. Еще в школьные годы были написаны первые стихи Маршака. Известный критик Владимир Стасов, прочтя одну из поэтических тетрадей Самуила, помог ему поступить в гимназию Петербурга. После знакомства в 1904 году с Максимом Горьким, Маршак с 1904 по 1906 год прожил в Ялте у Горького на даче. В 1907 году были опубликованы первые произведения в биографии Маршака (сборник «Сиониды»). Следующей ступенькой в образовании стало обучение в университете Лондона. Проживая в Англии, Маршак начал переводить баллады на русский язык. В 1914 году вернулся в Россию, а в 1920 году организовал в Краснодаре несколько учреждений для детей (театров). Большую часть своего творчества поэт посвятил детям. Он сочинил много детских произведений. Например, сказки «Двенадцать месяцев», «Дом, который построил Джек», "Сказка о глупом мышонке". Писатель получил несколько премий, наград, орденов за свое творчество. С. Я.Маршак скончался 4 июля 1964 года в Москве.






В 1923 году вышли первые стихотворные книги для самых маленьких: "Дом, который построил Джек", "Детки в клетке", "Сказка о глупом мышонке".




Любимые книги маленьких читателей: "Детки в клетке", "Пожар", "Сказка о глупом мышонке", "Цирк", "Мороженое", "Вчера и сегодня", "Багаж", "Пудель", "Почта".






В зимнем лесу волк беседует с вороном, белки играют с зайцем. Их видит Падчерица, которая пришла в лес за хворостом и дровами. Падчерица встречает в лесу Солдата, рассказывает ему об игре зверей. Тот объясняет, что под Новый год случаются всякие чудеса, и помогает девочке собрать вязанку. А сам Солдат пришел в лес за елочкой для Королевы.


Четырнадцатилетняя Королева, ровесница Падчерицы, круглая сирота. Профессор учит девочку чистописанию и математике, но не очень успешно, потому что Королева не любит, чтобы ей противоречили. Она желает, чтобы завтра же наступил апрель, и издает приказ: обещает большую награду тому, кто принесет во дворец корзину подснежников.




Замерзшая Падчерица бродит по лесу. Выходит на поляну, на которой горит костер, а вокруг него греются двенадцать братьев-месяцев. Девочка рассказывает им свою историю. Апрель просит братьев уступить ему часок. Те соглашаются. Кругом расцветают подснежники, девочка их собирает. Апрель дарит ей свое колечко: если случится беда, нужно бросить колечко, сказать волшебные слова и все месяцы придут на помощь. Братья наказывают Падчерице, чтобы она никому не говорила о встрече с ними.


Королева объявляет, что Новый год не наступит, пока не принесут полной корзины подснежников. Когда Мачеха с Дочкой приносят Подснежники, Королева признает, что Новый год наступил. Она приказывает «двум особам» рассказать, где они нашли цветы. Те рассказывают небылицу о чудесном месте, на котором растут зимой и цветы, и грибы, и ягоды. Королева решает туда поехать. Тогда они признаются, что цветы рвала Падчерица. Все едут в лес.


В лесу солдаты расчищают дорогу перед Королевой. Падчерица жалуется, что у нее отняли колечко. Королева приказывает вернуть колечко. Затем требует, чтобы Падчерица рассказала, где нашла подснежники. Девочка отказывается, и тогда Королева грозит казнью. Падчерица, наконец, произносит волшебные слова и куда-то исчезает. Сразу же наступает весна. Затем лето. Придворные на лошадях ускакали во дворец. Королева остается с Профессором, Солдатом, Мачехой и её Дочкой. Возвращается зима. Королева мерзнет. Появляется старик в белой шубе и предлагает каждому загадать по одному желанию. Королева хочет домой, Профессор чтобы времена года вернулись на свои места, Солдат погреться у костра, Мачеха с Дочкой шубы, хоть собачьи. Старик дает им шубы, они ругают друг друга, что не просили собольих. И тут же превращаются в собак. Их запрягают в сани.


Литературная игра – викторина по произведениям С.Я. Маршака для младших школьников 2 класса

130 лет со дня рождения поэта

Багрова Елена Викторовна, учитель начальных классов I категории, воспитатель ГПД I категории, классный руководитель МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1», г.Кашира, Московская область.
Назначение материала: Предлагаю Вашему вниманию интерактивную развивающую игру по произведениям Самуила Яковлевича Маршака. Игра поможет в организации и проведении занятий внеурочной деятельности по курсу «В гостях у сказки», в группе продленного дня. Данный материал будет полезен учителям начальной школы; педагогам-организаторам, библиотекарям, педагогам дополнительного образования, родителям; для детей 7 - 10 лет.
Цель: развитие интереса к художественной литературе и чтению; развитие слухового восприятия, памяти и речи, коммуникативных навыков и культуры поведения, эмоционально-волевой сферы.
Задачи:
- закрепить знания о многочисленных произведениях С.Я. Маршака;
- в игровой форме вспомнить и повторить произведения С.Я. Маршака;
- пробудить интерес к его творчеству.
- учить воспринимать содержание произведений;
- прививать интерес к чтению книг;
- развивать воображение, мышление, культуру общения;
Предварительная работа:
Чтение и заучивание стихотворений и сказок С. Я. Маршака.

2017 год объявлен Годом Самуила Маршака
В этом году исполняется 130 лет со дня рождения его автора - поэта, переводчика Самуила Маршака. Его любили и любят по всей России. На его сказках выросли миллионы детей.

Краткая биография Самуила Маршака
Самуил Яковлевич Маршак – советский писатель, поэт, драматург, а также переводчик и литературный критик. Самуил Яковлевич родился в Воронеже 3 ноября 1887 года в еврейской семье. Фамилия Маршак передалась писателю от потомка, который был известным раввином и талмудистом. Детство писателя прошло под Воронежем, где он также посещал гимназию. Помимо этого он посещал гимназии в Петербурге и Ялте. Любовь к классической поэзии Самуилу привил учитель словесности, который разглядел в нем талант. В 1907 году он начал печататься. В сентябре 1912 молодая чета отправилась в Англию, где Самуил не только посещал Лондонский университет, но и работал над переводом английских баллад. Вернувшись в Россию, он публикует эти переводы в журналах «Русская мысль» и «Северные записки». В 1920 году, будучи в Екатеринодаре, он открывает ряд учреждений для детей, в том числе один из первых детских театров в России. Вскоре появляются его первые детские книги со стихотворениями «Сказка о глупом мышонке», «Дом, который построил Джек» и т.д. В 1922 году писатель перебирается в Петроград, где создает студию детских писателей и выпускает детский журнал «Воробей». В 1960 году вышла в свет автобиографическая повесть Маршака под названием «В начале жизни», а годом позже вышел сборник статей «Воспитание словом». Умер писатель 4 июля 1964 года в Москве и был похоронен на Новодевичьем кладбище.
1 тур
Викторина по произведениям С. Маршака


1.Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой 5 на медной бляшке
В синей форменной фуражке?
Вопрос: Назовите профессию героя стихотворения.
Ответ: почтальон из стихотворения С. Маршака «Почта»


2. Сел он утром на кровать
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки
- Оказалось, это брюки….
Вместо шляпы на ходу
Он надел сковороду.
Вопрос: Какой герой произведения С. Маршака мог так поступить?
Ответ: человек рассеянный с улицы Бассейной из стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный».


3.Швырнула она чемодан,
Ногой отпихнула диван,
Картину,
Корзину,
Картонку …
- Отдайте мою собачонку!
Вопрос: Что сдавала на хранение дама, отъезжающая в другой город?
Ответ: Багаж из одноименного стихотворения С. Маршака «Багаж»


4.Петя маме говорит:
- Можно, мама, спать при свете?.
Пусть всю ночь огонь горит.
Отвечает мама: - Нет! -
Щелк - и выключила свет.
Вопрос: Почему Петя хотел спать при свете, чего он боялся?
Ответ: темноты. Стихотворение С. Маршака «Чего боялся Петя»


5. -Голосок твой слишком тонок
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Вопрос: Кому не нравился голосок матери?
Ответ: мышонку. Сказка С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»


6. Под праздник новогодний
Издали мы приказ:
- Пускай цветут сегодня
Подснежники у нас!
Вопрос: Кто помог бедной падчерице набрать подснежников посреди зимы?
Ответ: Братья Месяцы. Сказка «Двенадцать месяцев» перевод С. Маршака
2 тур
Вставьте слово, пропущенное в названии литературного произведения:


1. Усатый (полосатый)
2. Ванька – (Встанька)
3. Кот и (лодыри)
4. Дремота и (Зевота)
5. Вакса – (Клякса)
6. Мастер – (Ломастер)

Приложение ко 2 туру игры
Для ознакомления,чтения, разучивания,обсуждения
ВАНЬКА - ВСТАНЬКА (отрывок)
Самуил Маршак
У Ваньки, у Встаньки - несчастные няньки:
Начнут они Ваньку укладывать спать,
А Ванька не хочет - приляжет и вскочит,
Уляжется снова и встанет опять.
Укроют его одеялом на вате -
Во сне одеяло отбросит он прочь,
И снова, как прежде, стоит на кровати,
Стоит на кровати ребенок всю ночь.

ДРЕМОТА И ЗЕВОТА
Самуил Маршак
Бродили по дороге Дремота и Зевота.
Дремота забегала в калитки и ворота,
Заглядывала в окна
И в щелочки дверей
И детям говорила:
- Ложитесь поскорей!
Зевота говорила: кто спать скорее ляжет,
Тому она, Зевота, спокойной ночи скажет,
А если кто не ляжет
Сейчас же на кровать,
Тому она прикажет
Зевать, зевать, зевать!

МАСТЕР-ЛОМАСТЕР (отрывок)
Самуил Маршак
Я учиться не хочу.
Сам любого научу.
Я - известный мастер
По столярной части!
Как ударил молотком, -
Гвоздь свернулся червяком.
Забивать я стал другой,
Да согнулся он дугой.
Третий гвоздь заколотил -
Шляпку набок своротил.
Плохи гвозди у меня -
Не вобьешь их прямо.
Так до нынешнего дня
Не готова рама…

ВАКСА-КЛЯКСА (отрывок)
Самуил Маршак
Вдруг, оставив хлеб и рис,
Разбежалась стая крыс.
В дверь вошла собака такса,
По прозванью Вакса-Клякса.
Криволапый, ловкий пес
В щель просунул длинный нос
И поймал большую крысу -
Видно, крысу-директрису.
А потом он, как сапер,
Раскопал одну из нор
И полез к ворам в подполье
Наказать за своеволье.
Говорят, что с этих пор
Стая крыс ушла из нор.

УСАТЫЙ-ПОЛОСАТЫЙ (отрывок)
Самуил Маршак
Закутала девочка котенка в платок и пошла с ним в сад.
Люди спрашивают: - Кто это у вас?
А девочка говорит: - Это моя дочка.
Люди спрашивают: - Почему у вашей дочки серые щечки?
А девочка говорит: - Она давно не мылась.
Люди спрашивают: - Почему у нее мохнатые лапы, а усы, как у папы?
Девочка говорит: - Она давно не брилась.
А котенок как выскочит, как побежит, - все и увидели, что это котенок - усатый, полосатый.
Вот какой глупый котенок!
А потом,
А потом
Стал он умным котом,
А девочка тоже выросла, стала еще умнее и учится в первом классе сто первой школы.

КОТ И ЛОДЫРИ
Самуил Маршак
Собирались лодыри
На урок,
А попали лодыри
На каток.
Толстый ранец с книжками
На спине,
А коньки под мышками
На ремне.
Видят, видят лодыри:
Из ворот
Хмурый и ободранный
Кот идет.
Спрашивают лодыри
У него:
- Ты чего нахмурился,
Отчего?
Замяукал жалобно
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
И красив я, лодыри,
И умен,
А письму и грамоте
Не учен.
Школа не построена
Для котят.
Научить нас грамоте
Не хотят.
А теперь без грамоты
Пропадешь,
Далеко без грамоты
Не уйдешь.
Не попить без грамоты,
Не поесть,
На воротах номера
Не прочесть!
Отвечают лодыри:
- Милый кот,
Нам пойдет двенадцатый
Скоро год.
Учат нас и грамоте
И письму,
А не могут выучить
Ничему.
Нам учиться, лодырям,
Что-то лень.
На коньках катаемся
Целый день.
Мы не пишем грифелем
На доске,
А коньками пишем мы
На катке!
Отвечает лодырям
Серый кот:
- Мне, коту усатому,
Скоро год.
Много знал я лодырей
Вроде вас,
А с такими встретился
В первый раз!

3 тур
Угадайте, что лежит в сундуке?
С. Маршак ЗАГАДКИ


1. Мы ходим ночью,
Ходим днем,
Но никуда
Мы не уйдем.
Мы бьем исправно
Каждый час.
А вы, друзья,
Не бейте нас! (часы)


2. Всегда шагаем мы вдвоем,
Похожие, как братья.
Мы за обедом – под столом,
А ночью – под кроватью. (тапочки)


3. Бьют его рукой и палкой
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут. (мяч)


4. В Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать! (утюг)
4 тур
Кто в сказке живет?


По картинкам дети называют героев сказки, а затем и название сказки по главным героям
1) Мышка
2) Лягушка
3) Лиса
4) Волк
5) Петух
6) Еж
7) Медведь
С. Маршак «Теремок»
Можно предложить детям разыграть сказку, заранее приготовить элементы костюмов, например, ободочки или маски из бумаги.


1) Лошадь
2) Жаба
3) Курочка
4) Щука
5) Свинья
6) Утка
7) Мышка
8) Кошка
С. Маршак «Сказка о глупом мышонке»

Приложение
Сказка о глупом мышонке
Самуил Маршак
Пела ночью мышка в норке:
- Спи, мышонок, замолчи!
Дам тебе я хлебной корки
И огарочек свечи.
Отвечает ей мышонок:
- Голосок твой слишком тонок.
Лучше, мама, не пищи,
Ты мне няньку поищи!
Побежала мышка-мать,
Стала утку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя утка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку утка:
- Га-га-га, усни, малютка!
После дождика в саду
Червяка тебе найду.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком громко ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала жабу в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя жаба,
Нашу детку покачать.
Стала жаба важно квакать:
- Ква-ква-ква, не надо плакать!
Спи, мышонок, до утра,
Дам тебе я комара.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень скучно ты поешь!
Побежала мышка-мать
Тетю лошадь в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя лошадь,
Нашу детку покачать.
- И-го-го! - поет лошадка. -
Спи, мышонок, сладко-сладко,
Повернись на правый бок,
Дам овса тебе мешок.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень страшно ты поешь!
Побежала мышка-мать
Тетю свинку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя свинка,
Нашу детку покачать.
Стала свинка хрипло хрюкать,
Непослушного баюкать:
- Баю-баюшки, хрю-хрю.
Успокойся, говорю.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Очень грубо ты поешь!
Стала думать мышка-мать:
Надо курицу позвать.
- Приходи к нам, тетя клуша,
Нашу детку покачать.
Закудахтала наседка:
- Куд-куда! Не бойся, детка!
Забирайся под крыло:
Там и тихо и тепло.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Этак вовсе не уснешь!
Побежала мышка-мать,
Стала щуку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя щука,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку щука -
Не услышал он ни звука:
Разевает щука рот,
А не слышно, что поет…
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Нет, твой голос нехорош.
Слишком тихо ты поешь!
Побежала мышка-мать,
Стала кошку в няньки звать:
- Приходи к нам, тетя кошка,
Нашу детку покачать.
Стала петь мышонку кошка:
- Мяу-мяу, спи, мой крошка!
Мяу-мяу, ляжем спать,
Мяу-мяу, на кровать.
Глупый маленький мышонок
Отвечает ей спросонок:
- Голосок твой так хорош.
Очень сладко ты поешь!
Прибежала мышка-мать,
Поглядела на кровать,
Ищет глупого мышонка,
А мышонка не видать…

Сказка – пьеса «Теремок» (отрывок)
Самуил Маршак
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Злой дед. Еж. Добрый дед. Волк. Лягушка. Лиса. Мышка. Медведь. Петух.

Добрый дед
В чистом поле теремок,
Теремок.
Он не низок, не высок,
Не высок.
Шла лягушка из болота,
Видит: заперты ворота.
Эй, замочек, отвались, отвались!
Теремочек, отворись, отворись!
Лягушка
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
(Заходит в теремок.)
Ква-ква!..
Тишина…
В теремочке я одна.
Хоть кругом не очень сыро,
А хорошая квартира!
Ква-ква!
Ква-ква-ква!
Тут и печка и дрова,
И котел и сковородка.
Вот находка, так находка!
Перед ужином пока
Заморю я червячка.
Добрый дед
Только свет зажгла лягушка,
Постучалась мышь-норушка.
Мышка
Это что за теремок,
Теремок?
Он не низок, не высок,
Не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Лягушка
Я, лягушка-квакушка.
А ты кто?
Мышка
А я - мышка-норушка.
Пусти меня в дом,
Будем жить с тобой вдвоем.
Спелых зерен раздобудем,
Печь блины с тобою будем.
Лягушка
Так и быть, пожалуй в дом.
Веселее жить вдвоем!
Добрый дед
Поселилась мышь с лягушкой,
С лупоглазою подружкой.
Топят печь, зерно толкут
Да блины в печи пекут.
Вдруг стучится на рассвете
Петушок горластый - Петя.
Петух
Это что за теремок?
Он не низок, не высок.
Эй, откройте петушку!
Ко-ко-ко, кукареку!
Кто-кто-кто в теремочке живет?
Кто-кто-кто в невысоком живет?
Лягушка
Я, лягушка-квакушка.
Мышка
Я, мышка-норушка.
А ты кто?
Петух
А я - петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка.
Разрешите здесь пожить,
Буду честно вам служить.
Спать я буду
На дворе.
Петь я буду
На заре.
Кукаре-ку!
Лягушка и Мышка
Так и быть, пожалуй в дом.
Веселее жить втроем!
Добрый дед
Вот живут они - лягушка,
Петушок и мышь-норушка.
Их водой не разольешь.
Вдруг стучится серый еж.
Еж
Кто, кто
В теремочке живет?
Кто, кто
В невысоком живет?
Лягушка
Я, лягушка-квакушка.
Мышка
Я, мышка-норушка.
Петух

А ты кто?
Еж
Я - серый ежик,
Ни головы, ни ножек,
Горбом спина,
На спине борона.
Разрешите здесь пожить,
Буду терем сторожить.
Лучше нас, лесных ежей,
Нет на свете сторожей!
Лягушка
Так и быть, пожалуй в дом.
Жить мы будем вчетвером!
Добрый дед
Вот живут они - лягушка,
Еж, петух и мышь-норушка.
Мышь-норушка
Толокно толчет,
А лягушка
Пироги печет.
А петух на подоконнике
Им играет на гармонике.
Серый ежик свернулся в клубок,
Он не спит - сторожит теремок.
Злой дед
Только вдруг из чащи темной
Притащился волк бездомный.
Постучался у ворот,
Хриплым голосом поет.
Волк
Это что за теремок?
Из трубы идет дымок.
Видно, варится обед.
Есть тут звери или нет?..
Кто, кто
В теремочке живет?
Кто, кто
В невысоком живет?
Лягушка
Я, лягушка-квакушка.
Мышка
Я, мышка-норушка.
Петух
Я, петушок - золотой гребешок.
Еж
Я, серый ежик -
Ни головы, ни ножек.
А ты кто?
Волк
А я - волк,
Зубами щелк!
Мышка
А что ты умеешь делать?
Волк
Ловить
Мышат!
Давить
Лягушат!
Ежей душить!
Петухов потрошить!..
Мышка
Уходи, зубастый зверь,
Не ломись ты в нашу дверь!
Крепко заперт теремок
На засов и на замок.
Злой дед
Рыщет волк в густом лесу,
Ищет кумушку-лису.
А лиса идет навстречу -
Рыжий хвост, глаза как свечи.
Волк
Лисавета, здравствуй!
Лиса
Как дела, зубастый?
Волк
Ничего идут дела,
Голова еще цела.
А хочу я, Лисавета,
У тебя просить совета.
Видишь в поле теремок?
Лиса
Теремок?
Волк
Он не низок, не высок.
Лиса
Не высок?
Волк
Мышь-норушка
Там зерно толчет,
А лягушка пироги печет.
А петух на подоконнике
Им играет на гармонике.
До чего хорош петух, -
Ощипать бы только пух!
Лиса
Ах, мой серый, мой хвостатенький,
Как хочу я петушатинки!
Волк
Да и мне поесть охота, -
Только заперты ворота…
Может, как-нибудь вдвоем
Мы ворота отопрем!
Лиса
Ох, слаба я с голодухи!
Третий день, как пусто в брюхе.
Кабы встретился нам Мишенька-медведь,
Он помог бы нам ворота отпереть.
Мы пойдем его поищем по лесам!
Волк
Ах ты, батюшки, идет сюда он сам!
Злой дед
В это время в самом деле
Вышел Мишка из-за ели.
Он мотает головой,
Рассуждает сам с собой.
Медведь
Я ищу в лесу колоду,
Я хочу отведать меду
Или спелого овса.
Где найти его, лиса?
Лиса
Видишь, Миша, теремок?
Медведь
Теремок?
Лиса
Он не низок, не высок.
Медведь
Не высок?
Лиса
Мышь-норушка
Там зерно толчет.
Волк
А лягушка
Пироги печет.
Лиса
Пироги печет капустные,
Подрумяненные, вкусные.
Волк
А петух с колючим ежиком
Режут сало острым ножиком.
Лиса
Ты не хочешь ли проведать
Петуха,
Петушиные отведать,
Потроха?
Медведь
Петушатина - хорошая еда.
Где ворота? Подавайте их сюда!
Лиса
Нет уж, Мишенька, пойдем
Да на месте отопрем!
Злой дед
Вот идут они к соседям -
Волк с приятелем-медведем.
Впереди лиса идет,
В теремок гостей ведет.
Медведь
Эй, хозяева, откройте-ка добром,
А не то мы вам ворота разнесем!
Мышка
Это кто пришел к нам на ночь?
Медведь
Михаил!
Мышка
Какой?
Медведь
Иваныч.
А по-вашему - Медведь.
Потрудитесь отпереть!
Долго ждать мне неохота.
Расшибу я вам ворота!
Мышка
Тише, Мишенька! В ворота не стучи!
Лягушка
Наше тесто опрокинется в печи!
Петух
Ты не суйся в теремок - кукареку!
Или шпорами тебя я засеку!
Еж
Коли будешь заниматься грабежом,
Познакомишься со сторожем - ежом!
Медведь
Не хотят меня хозяева впустить.
Не хотят меня обедом угостить!
Лиса
Ну-ка, Мишенька, спиною повернись,
Ну-ка, Мишенька, на волка навались!
Если дружно мы навалимся втроем,
Мы тесовые ворота отопрем!
Злой дед
И пошла у них работа:
Навалились на ворота…
Добрый дед
Да не могут отпереть.
Огрызается медведь.
Бьет он волка, точно сваю,
А лиса хлопочет с краю.
Ей, плутовке, легче всех -
Бережет свой рыжий мех.
Лиса
Вперед!
Медведь
Назад!
Лиса
Идет
На лад!
Медведь
Слышишь, лисонька,
Как досточки
Трещат?
Волк
То не досточки,
А косточки
Хрустят -
Раздавил меня бессовестный медведь!
Без обеда мне придется помереть.
Отдышаться до сих пор я не могу.
Еле-еле до постели добегу!
Медведь
Не возьму, лиса, я в толк:
Почему взбесился волк?
Отчего он убежал?
Лиса
Ты слегка его прижал -
Оттого и убежал!
Еле ноги уволок…
Да какой от волка прок?.
И без волка мы ворота отопрем,
Петушатины отведаем вдвоем.
Медведь
Очень хочется мне, лисонька, поесть!
В подворотню я попробую пролезть.
Добрый дед
Изловчился косолапый,
В подворотню сунул лапу.
Да, как видно, невпопад -
Не идет она назад.
Аж в груди дыханье сперло.
Заорал во все он горло.
Медведь
Ой, лисичка, помоги!
Мне не вытянуть ноги!
Пособи мне дружбы ради,
Потяни меня ты сзади!
Добрый дед
Не ответила лиса
И ушла к себе в леса.
А петух кричит с забора.
Петух
Эй, держите злого вора!
Дай, лягушка, кочергу -
Пятку я ему прижгу!
Добрый дед
Задрожал медведь с испугу,
Заорал на всю округу.
Медведь
Ой, боюсь я кочерги!
Ой, лисичка, помоги!
Петух
КукарЕку! Все на двор!
В подворотню лезет вор.
Эй, хозяюшка-лягушка,
Где твоя большая кружка?
Принеси воды скорей,
Косолапого облей!
Мышка
Поливай его, ребята!
Лягушка
Из кувшина, из ушата!
Еж
Из ведра его облей,
Злого вора не жалей!
Медведь
Помогите! Караул!
Захлебнулся, утонул!..
Добрый дед
Заревел медведь белугой,
Заметался с перепугу,
Изо всех рванулся сил -
Чуть ворота не свалил.
Разом высвободил ногу
И - айда в свою берлогу!
Завывает на ходу.
Медведь
Я к вам больше не приду!
Добрый дед
А петух кричит с забора.
Петух
Мы прогнали злого вора!
Кукареку! Ко-ко-ко!
Убежал он далеко,
Припустил во все лопатки,
Удирает без оглядки.
Ко-ко-ко! Кукареку!
Не вернется к теремку!
Злой дед
Разошелся наш петух,
Распушил атласный пух.
А пока он петушится,
Из кустов ползет лисица…
Лиса
(тихо)
Ладно, Петя, погоди,
Что-то будет впереди!
Пусть бока намяли волку,
А медведь попался в щелку, -
За своих я отомщу,
Петуха я утащу!
Злой дед
Подползла лиса украдкой
И запела сладко, сладко.
Лиса
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Там живет
Петушок боевой.
Он поет
И трясет головой.
Голова его ярче огня…
Петух
Кто-кто-кто там поет про меня?
Лиса
Ах ты, Петя, лихой петушок,
У тебя золотой гребешок.
Всем на зависть твоя борода.
Ты слети, мой красавец, сюда!
Петух
Нет уж, лучше я здесь
Посижу -
На тебя свысока
Погляжу.
Лиса
(тихо)
Ах ты, Петя,
Петух удалой!
Кто на свете
Сравнится с тобой?
У тебя два широких
Крыла.
Ты немножко похож
На орла!..
Петух
Я не слышу,
О чем ты поешь.
Повтори:
На кого я похож?
Лиса
Ты сидишь от меня далеко.
Подойди - я шепну на ушко!
Злой дед
Тут петух не утерпел,
Звонким голосом запел
И слетел к плутовке рыжей.
Подошел он к ней поближе,
А лиса, не будь плоха,
Хвать за горло петуха!
Петушок кричит и бьется,
А лиса над ним смеется.
Лиса
Вот теперь скажу я вслух,
На кого похож петух.
Ты похож па себя, петуха!
Скоро съем я твои потроха!
Хи-хи-хи!
Хо-хо-хо!
Ха-ха-ха!
Ты похож
На себя, петуха!
Злой дед
Вот лисица бежит во весь дух,
А в зубах ее бьется петух.
Вырывается глупый петух -
Разлетаются перья и пух.
Петух
Братец ежик дорогой,
Выходи-ка с кочергой,
С кочергой, с лопатою -
Бей лису проклятую!
Добрый дед
Услыхал колючий еж,
Закричал: «Разбой! Грабеж!»
Побежал он за ворота,
Добежал до поворота.
Видит: рыжая лиса
С петухом бежит в леса.
Покатился серый ежик
По траве лесных дорожек,
По предутренней росе,
Прямо под ноги лисе.
Не дает он ей дороги,
Колет щеткой лисьи ноги.
Еж
Я - колючий серый еж,
От меня ты не уйдешь,
Распорю твои меха.
Отдавай-ка петуха!
Добрый дед
У ежа иголки колки,
Больно колются иголки.
Только вертится лиса,
Вроде спицы колеса.
Лиса
Ах ты, ежик, серый ежик,
Не царапай лисьих ножек,
Пожалей мои меха!
Отпущу я петуха!
Добрый дед
Петуха она швырнула
Да скорей в кусты нырнула,
Прошмыгнула между пней,
А колючий еж - за ней.
Сзади мчатся друг за дружкой
Мышка серая с лягушкой…
Мышка
Догоняй! Держи! Лови!
Лягушка
Хвост у рыжей оторви!
Добрый дед
Через лес погоня мчится.
Впереди бежит лисица.
Задержалась у куста -
И осталась без хвоста.
А потом во все лопатки
Припустила без оглядки.
Скрылась рыжая в лесу -
Только видели лису!
Засмеялся серый ежик.
Еж
Я достану острый ножик,
Хвост разрежу пополам
И хозяюшкам раздам:
Полхвоста тебе, лягушка,
Полхвоста тебе, норушка.
Лягушка
Благодарствуй, серый еж.
Мышка
Лучше меха не найдешь!
Хвост надену я на шею,
Будет мне зимой теплее.
В стужу лютую,
В мороз
Я укутаю
Свой нос!
Добрый дед
Вот шагают друг за дружкой
Ежик с мышкой и лягушкой.
Лисий хвост несут с собой,
Говорят наперебой.
Мышка
Мы лису прогнали ловко.
Не воротится плутовка!
Только жив ли петушок,
Золотой наш гребешок?
Лягушка
Он лежит - не шевелится.
Мы погнались за лисицей
И оставили его
На дороге одного.
Еле дышит он, бедняжка,
Бьет крылом и стонет тяжко.
Еж
Не горюйте вы о нем:
Мы сейчас его найдем.
Вижу гребень петушиный
На пригорке под осиной!
Мышка
Что ты, Петя,
Не встаешь?
Лягушка
Что ты песен
Не поешь?
Петух
Не до песен мне, сестрицы…
Был в зубах я у лисицы,
Даже встать я не могу!
Еж
Дай тебе я помогу.
За крыло тебя возьму я,
Птицу бедную, хромую…
Ну, вставай! Авось дойдешь.
Петух
Очень колешься ты, еж!
Хоть меня не держат ноги,
А дойду я без подмоги.
Добрый дед
Подымается петух,
Говорит с собою вслух.
Петух
Кукареку, кукареку!
Отчего я стал калекой?
Оттого, что простоват…
Сам во всем я виноват!
Еж
Не горюй, голубчик Петя,
Поживешь еще на свете,
Будешь песнями опять
Солнце красное встречать!
-
Добрый дед
В чистом поле теремок,
Теремок.
Он не низок, не высок,
Не высок.
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Лягушка
Я, лягушка-квакушка!
Мышка
Я, мышка-норушка!
Петух
Я, петушок -
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шелкова бородушка!
Еж
Я, колючий серый еж.
Я на всех ежей похож -
Горбом спина,
На спине борона!
Все вместе
(поют)
Нынче праздник веселый у нас,
На дворе под гармонику пляс.
Мы прогнали медведя в леса,
Без хвоста убежала лиса.
Без хвоста убежала лиса,
Вот какие у нас чудеса!
5 тур
Самуил Маршак «Детки в клетке»
Ребята должны угадать, кто живет в зоопарке

Тест по пьесе-сказке

С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев».

5 класс.

1. Что такое пьеса?

а) литературное произведение, предназначенное для постановки на сцене театра;

б) занимательное произведение о необыкновенных событиях и приключениях;

в) малая форма эпического произведения, повествующая об одном или нескольких событиях в жизни человека;

г) средняя форма эпического произведения, в котором рассказывается о людях, событиях.

2. Какое четверостишие профессор попросил написать королеву во время урока?

а) никакого;

б) Под праздник новогодний/Издали мы приказ:/Пускай цветут сегодня/Подснежники у нас!;

в) Травка зеленеет,/Солнышко блестит,/Ласточка с весною/В сени к нам летит;

г) В лесу цветет подснежник,/А не метель метет,/И тот из вас мятежник,/Кто скажет: не цветет?

3. Кто из героев сказки С.Я. Маршака « Двенадцать месяцев» произносит следующие слова: «Теперь не могу писать. Все пальцы в чернилах»?

а) королева;

в) профессор;

г) старуха мачеха.

4. Как королева подписывала указы?

а) обдумав;

б) не думая;

в) выбирала по количеству букв;

г) как посоветуют министры.

5. Что пообещала королева тому, кто найдет в лесу подснежники под Новый год?

а) платье;

б) корзину золотых монет;

в) подарки;

г) игрушки.

6. Кого оповестил народ о королевском приказе в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»?

а) профессор;

б) глашатаи;

в) королева;

г) канцлер.

7. Кому в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» принадлежат такие слова: «И вас жалко, и золота жалко, а больше всего себя жалко! Ну, что вам стоит? Эка невидаль – метель. Закутайтесь потеплее и пойдите»?

б) старухе мачехе;

в) падчерице;

г) королеве.

8. Почему мачеха послала за подснежниками падчерицу, а не родную дочь?

а) она знает, где растут цветы;

б) она знает, где растут грибы;

в) она всё найдёт;

г) её не жалко.

9. Что делала падчерица в зимнем лесу?

а) играла;

б) хворост собирала;

в) ёлку выбирала;

г) заблудилась.

10. Кто помог падчерице найти подснежники в зимнем лесу под Новый год?

а) колдунья;

б) двенадцать месяцев;

в) мачеха;

г) сама нашла.

11. Откуда братья-месяцы хорошо знали падчерицу?

а) им рассказали птицы;

б) так как видели, как она работала каждое время года;

в) им о ней рассказал солдат;

г) им рассказали звери.

12. Для чего апрель подарил девушке кольцо?

а) чтобы она могла позвать на помощь;

б) чтобы ей позавидовали;

в) чтобы она стала богатой;

г) хотел на ней жениться.

13. Почему братья-месяцы помогли падчерице?

а) хотели с ней подружиться;

б) она им нравилась;

в) чтобы не мешала;

г) пожалели.

14. Кто из детских писателей ХХ века писал о сказке: «В хорошей сказке не меньше жизненной правды, чем во всякой другой – хорошей - повести, пьесе или поэме»?

а) А.Аверченко;

б) П.П.Бажов;

в) С.Черный;

г) С.Я.Маршак.

15. Кто из героев сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» понравился и почему?

Исчезнет мир в тот самый час,

Когда исчезну я,

Как он угас для ваших глаз,

Ушедшие друзья.

Не станет солнца и луны,

Поблекнут все цветы.

Не будет даже тишины,

Не станет даже темноты…

Нет, будет мир существовать,

И пусть меняв нём нет,

Но я успел весь мир обнять,

Все миллионы лет.

Я думал, чувствовал, я жил

И все, что мог, постиг,

И в этом право заслужил

На свой бессмертный миг.

Викторина по произведениям С.Я. Маршака

Биография писателя

Самуил Яковлевич Маршак (1887 - 1964) – поэт, переводчик, драматург.

Родился Самуил Маршак 22 октября 1887 года в Воронеже в еврейской семье. Первое образование в биографии Маршака было получено в гимназии под Воронежем. Еще в школьные годы были написаны первые стихи Маршака. Известный критик Владимир Стасов, прочтя одну из поэтических тетрадей Самуила, помог ему поступить в гимназию Петербурга.

После знакомства в 1904 году с Максимом Горьким, Маршак с 1904 по 1906 год прожил в Ялте у Горького на даче. В 1907 году были опубликованы первые произведения в биографии Маршака (сборник «Сиониды»).

Следующей ступенькой в образовании стало обучение в университете Лондона. Проживая в Англии, Маршак начал переводить баллады на русский язык. Вернулся в Россию в 1914 году, а в 1920 организовал в Краснодаре несколько учреждений для детей (театров). За свою биографию Самуил Маршак сочинил много детских произведений. Например, сказки «Двенадцать месяцев», «Дом, который построил Джек». Затем некоторое время писал в жанре сатиры.

Наравне с детскими стихами, поэмами, Маршак трудится над серьезными вопросами (например, «Избранная лирика», «Лирические эпиграммы»). Писатель получил несколько премий, наград, орденов за свое творчество.


Самуил Яковлевич Маршак написал для детей много стихов и сказок.

Пусть книги друзьями заходят в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!


План викторины

2 тур – Доскажи словечко.

3 тур – Загадки.

4 тур – Аукцион.

5 тур – Музыкальная копилка.

6 тур – Чайнворд.


1 тур – Угадай произведение по иллюстрации.

Сказка о глупом мышонке

Двенадцать месяцев

Горя бояться – счастья не видать.

Вот какой рассеянный

Почтальон


2 тур – Отгадай загадки

Синий домик у ворот.Угадай, кто в нем живет.Дверца узкая под крышей -Не для белки, не для мыши,Не для вешнего жильца,Говорливого скворца.В эту дверь влетают вести,Полчаса проводят вместе.Вести долго не гостят -Во все стороны летят!

Я твой товарищ, капитан.Когда разгневан океанИ ты скитаешься во мглеНа одиноком корабле, -Зажги фонарь во тьме ночнойИ посоветуйся со мной:Я закачаюсь, задрожу -И путь на север укажу.

Он - ваш портрет,Во всем на вас похожий.Смеетесь вы -Он засмеется тоже.Вы скачете -Он вам навстречу скачет.Заплачете -Он вместе с вами плачет.

Отражение в зеркале

Почтовый ящик

В мастерской.Колочу я что есть мочиДень-деньской.Как завижу лежебоку,Что валяется без проку,Я прижму его к доскеДа как стукну по башке!В доску спрячется бедняжка -Чуть видна его фуражка.

В Полотняной странеПо реке ПростынеПлывет пароходТо назад, то вперед.А за ним такая гладь -Ни морщинки не видать!

Мы ходим ночью,Ходим днем,Но никудаМы не уйдем.Мы бьем исправноКаждый час.А вы, друзья,Не бейте нас!

Молоток и гвоздь


3 тур - Доскажи словечко

Выдали даме на станции

Четыре зеленых

Собирались лодыри

квитанции

А попали лодыри

Вместо шапки на ходу

сковороду

Кто стучится в дверь ко мне

С толстой сумкой на ремне,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной

Где обедал воробей?

В зоопарке

Глупый маленький мышонок

Слишком громко

Вот тебе под ушки


4 тур - Аукцион

Диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку.

1. Что дама сдавала в багаж?

2.Где жил человек рассеянный?

на улице Бассеянной.

з.За чем послала мачеха свою падчерицу в лес?

за подснежниками.

4. Куда попали лодыри вместо школы?

на каток.

5. Что собирался сделать мастер – ломастер?

буфет, табурет, рамку для портрета.

6. Кому было адресовано письмо из стихотворения Почта?

Борису Житкову

7.Чего боялся Петя?

утку, жабу, лошадь, курицу, щуку, кошку.

8.Кого приглашала мышка –мать в няньки своему ребенку?


5 тур – М у з ы к а л ь н а я с т р а н и ч к а.


6 тур - Чайнворд


ПОЖЕЛАНИЯ ДРУЗЬЯМ Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье. Оно для дальнего пути - Главнейшее условье. Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет. Пусть добрым будет ум у вас, А сердце умным будет. Вам от души желаю я, Друзья, всего хорошего. А всё хорошее, друзья, Дается нам недешево!

Викторина для учащихся младшего и среднего звена. «Новогодний фейерверк»

Автор
Подольская Ирина Александровна, учитель русского языка и литературы КГУ СОШ № 4 г.Семей ВКО.
Анонс.
Предлагаю викторину, кроссворды по сказкам для учащихся младшего и среднего звена, вопросы, которые позволят расширить знания о традициях Нового года. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы для проведения внеклассных мероприятий, обобщающих уроков по изучению устного народного творчества. Мероприятие направлено на развитие интереса учащихся к литературе, расширение кругозора, проверки эрудиции.

Цель: формирование нравственной культуры, развитие творческих и познавательных интересов учащихся.
Задачи:
- проверить знания учащихся по литературным и народным сказкам;
- развивать логическое и аналитическое мышление, навыки внимательного чтеца; умение сосредоточиться на вопросе;
- прививать учащимся чувство прекрасного через звучащее художественное слово.
Форма занятия – викторина.
Приобретаемые навыки детей: отработка навыков работать самостоятельно, самостоятельный поиск и обработка информации, самооценка, формулировка выводов, планирование дальнейшей работы по изучению новых произведений, создание банка тестов и вопросов по прочитанным произведениям.
Технологические особенности: мультимедийная установка, компьютер, интерактивная доска, презентация к занятию, фотоаппарат.
Организация работы: оргмомент, целеполагание, работа над основным материалом: беседа, викторина, тестирование, рефлексия.
Количество часов на мероприятие – 1 час.
Оформление класса: постеры известных и современных новогодних сказок, рисунки учащихся, книжная и видео выставки.
Подготовительная работа:
- вспомнить и перечитать новогодние и Рождественские сказки;
- подготовить вопросы для викторины по изученным сказкам, произведениям;
- подготовить кроссворды, чайнворды, связанные со встречей Нового года, по предложенным произведениям; - распечатать для каждого участника вопросы викторины;
- подготовить сюрпризы за правильные ответы: шоколадки, новогодние шары, мини-фигурки;
- изготовить жетоны за правильные ответы – снежинки, снеговики, новогодние шары – все это можно приготовить своими руками, или ксерокопировать и вырезать, получится тоже красиво; количество жетонов должно равняться количеству всем заданным вопросам.
Роль учителя: консультирует, направляет, координирует действия учащихся, готовит сценарий проведения мероприятия и презентацию к вопросам викторины, кроссвордов; готовит список литературы для предварительного чтения учащимися.

Ход мероприятия

Беседа
- Что такое викторина?
Ответ. Викторина – это игра в вопросы и ответы.
- Чем отличается викторина от теста?
Ответ. Во время тестирования из нескольких предложенных вариантов ответов надо выбрать один верный ответ.
Учитель. Вы правильно говорите, что викторина - это игра. Сегодня мы определим знатока сказок, посвященных встрече и празднованию Нового года. Вам предстоит ещё ответить на вопросы: «Где, когда и как встречают Новый год», вспомнить известные новогодние сказки, отвечая на вопросы викторины. Познакомимся с правилами игры, которые надо соблюдать, чтобы стать победителем.

За кулисами сказки

Учитель. Прежде чем мы отправимся удивительный мир сказок, мне хотелось бы вам рассказать, как и где появились первые новогодние игрушки.


- Возможно, у вас тоже есть интересные семейные истории про новогодние игрушки. Я предлагаю вам к следующему занятию написать историю, которую можно назвать «История новогодней игрушки».

Игра."Да" или "нет"

Учитель. А сейчас игра, которая называется «Да» или «нет». Я буду задавать вопросы, а вы должны дать односложный утвердительный ответ «да», если это правда, известный всем факт. Когда это выдумка, или это совсем не так, то вы должны дать ответ «нет». Проверим, кто знает больше из истории празднования Нового года?! Да? Тот, кто получит больше жетонов за правильные ответы, получит новогодний сюрприз.
Сюрпризом могут быть шоколадки, мини-фигурки, новогодние шары. Помощники помогают раздавать жетоны за правильные ответы. По окончании игры, все участники подсчитывают свои жетоны. Победителю вручается новогодний сюрприз.


1. Новый год в Бирме наступает в апреле.
Ответ. Да.
2. В Сирии Новый год отмечают 1 сентября.
Ответ. Да.
3. Первыми встречают Новый год жители острова Фиджи.
Ответ. Да.
4. В Японии не любят Новый год.
Ответ. Нет. Это самый долгожданный праздник.
5. Японцы встречают Новый год, стоя на коленях.
Ответ. Да.
6. В Казахстане Новый год празднуют один раз.
Ответ. Нет. 2 раза.
7. В Шотландии в день проводов старого и встречи Нового года обычно закрывают все двери, чтобы никто не мог пробраться в дом.
Ответ. Нет. Двери все открыты, и каждый без особого приглашения может зайти в гости в любую семью.
8. В Болгарии с последним ударом часов наступает время новогодних поцелуев и длится это три минуты. Ответ. Да.
9. В Болгарии с последним ударом новогодних часов выключают свет во всех домах на три минуты. Ответ. Да.
10. В Панаме начинается Новый год со звона колоколов на пожарной башне.
Ответ. Да.
11. В Панаме в новогоднюю ночь бросают друг в друга мандарины.
Ответ. Нет. Обливаются водой, потому что в январе там бывает очень жарко.
12. В Панаме вместо снега люди осыпают друг друга мукой.
Ответ. Да. Там нет снега.
13. В Италии принято выбрасывать из окон старую мебель и хлам.
Ответ. Да.
14. В Греции после десяти часов все стихает, всем рекомендуется вести себя очень тихо, чтобы услышать приход Нового года.
Ответ. Нет. В Греции празднуют приход Нового года очень громко. У каждого жителя на эту ночь приготовлены свистки, свистульки и все, что может издавать свист.
15. Мексиканцы в Новый год стараются все убрать и встретить праздник в строгости, без особых украшений.
Ответ. Нет. Мексике в Новый год жители украшают себя и свои дома живыми и бумажными цветами, устраивают карнавалы, фейерверки.
16. Мореходы, которые совершают в канун Нового года путешествие с острова Самоа в Австралию, остаются без праздника.
Ответ. Да. Если мореходы отправятся в путь 31 декабря, то при переезде они пересекают условную границу времени – линию перемены дат – попадают в Австралию уже 2 января.
Подведение итогов. Вручение сюрпризов победителям.

Все про Новый год


Учитель. А теперь игра другая. Викторина. Сколько интересных слов-ассоциаций сразу можно назвать: виктория – победа; викторина-витрина, где выставлены самые интересные вопросы о новогоднем празднике. Викторины – мандарины, поэтому победители викторины, сегодня получат мандарины. Мандарины непростые, размером все разные, как вы думаете, почему? Ответы учащихся.
- Правильно, зависит от занятого места. Познакомимся с правилами участия в викторине.
Правила участников викторины.
- Время на обдумывания ответа не отводится.
- На поставленный вопрос можно дать как однозначный ответ, так и развернутый ответ, но который обязательно должен содержать информацию, на поставленный вопрос.
- Если на поставленный вопрос участники дали уже два неправильных ответа, то вопрос снимается. Ведущий может озвучить ответ или оставить его для следующего мероприятия.
1. При каком правителе появилась традиция встречать Новый год в России?
Ответ. При Петре Первом.
2. Как называется Новый год в Англии?
Ответ. Рождество.
3. В каком году Петр Первый ввёл традицию отмечать Новый год?
Ответ. 1700г.
4. Когда встречают Новый год жители Казахстана?
Ответ. 31 декабря и 22 марта.
5. В какой стране впервые начали украшать ёлку?
Ответ. В Германии.
6. Чем украшали ёлку и дом на Новый год до изобретения гирлянд?
Ответ. Свечами.
7. Что до середины ХХ века использовали для украшения ёлки?
Ответ. Серебряные полоски.


8. Как звали прапрадеда Деда Мороза?
Ответ. Морозко.
9. Когда впервые на праздник пришел Дед Мороз со Снегурочкой?
Ответ. 1937г.
10. Когда стали отмечать Новый год на территории Казахстана?
Ответ. С середины XIX века, с появлением первых русских переселенцев.
11. Скажите, кто изображен на представленном ниже слайде?


12. Кто зимой на голове носит вместо шапки ведро?
Ответ. Снеговик.
13. Кто автор самой любимой и известной песни о новогодней ёлочке?
Ответ. Раиса Кудашева.
14. Что является традиционным новогодним атрибутом во всем мире?
Ответ. Празднично украшенная новогодняя ёлка.
15. Как называют в Казахстане Деда Мороза?
Ответ. Аяз Ата.
Учитель. Всем спасибо. Подведем итоги и получим новогодние сюрпризы.


Учитель. Какие произведение вы читали про Рождество?
Ответы учащихся.
Девочка со спичками. Г.Х. Андерсен.
Щелкунчик и Мышиный Король. Э. Гофман.
Мальчик у Христа на ёлке. Ф.М. Достоевский.
Мальчик с ручкой. Ф.М. Достоевский.
Ночь перед Рождеством. Н.В. Гоголь.
Дары волхвов. О´Генри.

1. Кто является автором сказки «Девочка Снегурочка»?
Ответ. В.И. Даль.
2. Кто является автором сказки «12 месяцев»?
Ответ. С. Я. Маршак.
3. Кто написал сказку «Путешествие Голубой стрелы»?
Ответ. Джанни Родари.
4. Назовите автора сказки «Бабушка Метелица»?
Ответ. Братья Гримм.
5. Какие сказки написал Г.Х. Андерсен, которые можно назвать рождественские или новогодние?
Ответ. «Снежная королева», «Ёлка», «Снеговик»
6. В каком году написал сказку Н. Островский «Снегурочка»?
Ответ. 1873г.
7. Кто написал сказку-подарок о Мышином Короле, которая начинается в Сочельник (24 декабря)?
Ответ. Э. Гофман. Сказка-подарок «Щелкунчик и Мышиный Король».
8. Кто написал «Новый год в Простоквашено»?
Ответ. Э. Успенский.
Учитель. Ребята, подводя итоги на узнавания автора, у меня остался для вас самый интересный вопрос под магической цифрой 9.
9. В 1967 году по решению Международного совета по детской книге (IBBY), 2 апреля, в день рождения великого сказочника, отмечается Международный день детской книги (ICBD). В честь какого сказочника был объявлен Международный день?
Ответ. В честь Ханса Кристиана Андерсена.
Учитель. Молодцы, викторину продолжаем, любимые сказки вспоминаем.

Викторина по сказке «Снежная королева» Г.Х.Андерсена.


1. Какие цветы выращивали Кай и Герда?
Ответ. Розы.
2. Куда попали осколки разбитого кривого дьявольского зеркала Каю?
Ответ. В сердце и глаз.
3. Что отдала Герда речке, чтобы та показала дорогу к Каю?
Ответ. Новые красные башмачки.
4. Как удалось доброй фее уговорить Герду, не искать Кая?
Ответ. Она ее заколдовала, расчесывая золотым гребнем ее прекрасные волосы. «Она была не злая колдунья и колдовала только изредка, для своего удовольствия; а теперь колдовала потому, что ей захотелось, во что бы то ни стало оставить у себя Герду».
5. Назовите цветы, которые росли в садике у доброй феи.
Ответ. Роза, лилия, вьюнок, подснежник, гиацинты, колокольчик, лютик, нарцисс
6. Что дала в дорогу маленькая Разбойница Герде, и что при этом забрала у неё?
Ответ. Она даровала оленю свободу, на котором Герда отправляется дальше в путь, но при этом забрала ее муфточку.
7. На чем пишет письмо лапландка финке?
Ответ. На сушеной треске.
8. Какое слово складывал Кай в замке Снежной королевы?
Ответ. Вечность.

Викторина по сказке «12 месяцев» С.Я. Маршака.

1. В каком месяце в сказке С.Я. Маршака падчерицу отправляет мачеха в лес за цветами?
Ответ. В январе.
2. Какие цветы собирала падчерица в сказке «Двенадцать месяцев»?
Ответ. Подснежники.
3. Кому принадлежит идея собрать подснежники зимой?
Ответ. Принцессе.
4. Кем стали мачеха и ее дочь?
Ответ. В собак.

Викторина по сказке «Серебряное копытце» П.П. Бажова.

1. Как звали деда, который взял к себе на житье Дарёнку?
Ответ. Кокованя.
2.На каких условиях согласилась уйти жить к Кокованю девочка-сиротка?
Ответ. Взять с собой кошку, которую она приютила.
3. Как прозвали кошку в сказке «Серебряное копытце»?
Ответ. Мурёнка.
4. Кого хотела увидеть Дарёнка?
Ответ. Серебряное копытце.
5. Что или кто такое «Серебряное копытце»?
Ответ. Козел.
6. Сколько драгоценных камней собрал Кокованя?
Ответ. Столько, сколько в шапку вошло.

Викторина по сказке «Снегурочка» А.Н. Островского.

1. Кто был родителями Снегурочки?
Ответ. Мороз и Весна.
2. Как звали купца, полюбившего Снегурочку безответной любовью?
Ответ. Мизгирь.
3. Что очень любил делать Лель?
Ответ. Петь.

Русская народная сказка «Морозко».

1. Как звали девочку из сказки «Морозко»?
Ответ. Настёнка.
2. Чья дочь возвращалась из леса в злате и серебре в сказке «Морозко»?
Ответ. Старикова дочь.

Народная сказка «По щучьему веленью».

1. Как звали главного героя сказки «По щучьему велению»?
Ответ. Емеля.
2. На чем Емеля отправляется к царю во дворец?
Ответ. На печи.
3. Кому дарует жизнь Емеля?
Ответ. Щуке.
4. Кому Емеля прикажет идти самим домой.
Ответ. Ведрам.

Викторина по сказке «Мороз Иванович» В. Одоевского.

1. Как звали девочек из сказки «Мороз Иванович»?
Ответ. Рукодельница и Ленивица.
2. Что отдает Мороз Иванович Рукодельнице?
Ответ. Ведро пятаков и бриллиант.

Викторина по произведению «Ночь перед Рождеством» Н.В. Гоголя.

1. Что украл чёрт в произведении «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя?
Ответ. Месяц.
2. Куда Солоха предлагает «укрыться» своим гостям?
Ответ. В мешки.
3. Кем является Солоха в произведении Н. Гоголя «Ночь перед Рождеством»?
Ответ. Ведьмой.
Учитель. Подведем итоги. Подсчитаем свои жетоны. Итак, сколько снежинок вы заработали?
Ученики подсчитывают. Называют количество полученных снежинок. Выявляются три победителя. Вручаются новогодние сюрпризы.
Учитель. Вашему вниманию предлагаются кроссворды. Что такое кроссворд? Чем он отличается кроссворд от викторины? Ответы учащихся.


Учитель. Все ответы в кроссворд вводим в именительном падеже.
Например: Чем залюбовалась Герда в саду доброй женщины? 7 букв. Ответ. Цветником. В кроссворд ответ вносим в именительном падеже – цветник .
Время на решения кроссворда 13 минут. Ответы вносим в кроссворд ручкой, маркером.
Все учащиеся получают кроссворды и вопросы к ним.

Кроссворд по сказке «Снежная королева» Г.Х. Андерсена.


1. Что «потеряла» Герда в цветнике женщины, умевшей колдовать? 6 букв.
Ответ. Память
2. Родина сказочника, написавшего сказку «Снежная королева»? 5 букв.
Ответ. Дания.
3. Чем любовался Кай, рассматривая этот предмет через увеличительное стекло? 8 букв.
Ответ. Снежинка.
4. Кто подарил Герде Северного оленя? 10 букв.
Ответ. Разбойница.
5. «…был молод и красив, но только затылком напоминал Кая». Чье это описание? 5 букв.
Ответ. Принц.
6. «Но вот настала весна, выглянуло солнце.
- Кай умер и больше не вернется! Сказала …
- Не верю! – возразил солнечный лучик.
- он умер и больше не вернется! – повторила она ласточкам.
- Не верим! – отозвались они.
Под конец и сама … перестала в это верить". О ком идет речь? 5 букв.
Ответ. Герда.
7. Какое явление природы встало на пути к замку Снежный королевы? 6 букв.
Ответ. Метель.
8. Какая птица в четвертой истории «Принц и принцесса» помогает Герде?5 букв.
Ответ. Ворон.
9. На каком транспорте увезла Снежная королева Кая в свои чертоги? 5 букв.
Ответ. Санки.
10.Кто помогает добраться Герде до Лапландии? 5 букв.
Ответ. Олень.
11.«Из льдин Кай складывал слова, но никак не мог сложить слово «…». Какое слово складывал Кай в замке Снежной королевы? 8 букв.
Ответ. Вечность.
12.Кто является автором сказки «Снежная королева»?
Ответ. Ганс Андерсен.
Учитель. Всем спасибо. Подведем итоги. А сейчас познакомьтесь с правилами работы над следующим кроссвордом.


Учитель. Предлагаю ответить на вопросы, а вопросы вы можете найти в представленном квадрате.

Кроссворд на вычеркивание


Вопросы к кроссворду
1. "В лесу родилась..."
Ответ из 6 букв. Ёлочка.
2. "..., Красный нос".
Ответ из 5 букв. Название поэмы Н. А. Некрасова. Мороз.
3. "Синий-синий... лег на провода".
Ответ из 4 букв. Строчка из песни. Иней.
4. Замерзшие "слезы" крыш.
Ответ из 8 букв. Сосульки
5. Любят ребята зимой бросать друг в друга...
Ответ из 6 букв. Снежки.
6. В старину этот месяц назывался "сечень".
Ответ из 6 букв. Январь
7. Любимое время школьников, и учителей, но его не очень любят родители?
Ответ из 8 букв. Каникулы.
8. Весело съезжать на них с крутой горки.
Ответ из 5 букв. Санки.
9. Бегун по льду.
Ответ из 11 букв. Конькобежец
10."Замела... дороги, все вокруг белым-бело".
Ответ из 6 букв. Слово из песни. Метель.
11. Ледовый танцор.
Ответ из 8 букв. Фигурист.
12. А этот месяц назывался в старину "студень".
Ответ из 7 букв. Декабрь.
13. Горушка, которая бывает только зимой.
Ответ из 6 букв. Сугроб.
14. Две доски на ногах, да две палки в руках, кто это такой?
Ответ из 6 букв. Лыжи.
Учитель. Предлагаю сверить свои ответы.


Вопросы данного кроссворда были опубликованы в журнале "Костер" за февраль 2000 года.

Кроссворд «Подарок»


Учитель. Ответив на поставленные вопросы, вы получите в награду «подарок».


1. Кем приходилась Настенька мачехе в сказке «Морозко»?
Ответ. Падчерица.
2. Продолжите название сказки «Серебряное …»
Ответ. Копытце.
3. Как звали сестру Кая в сказке «Снежная королева»?
Ответ. Герда.
4. Какой месяц подарил падчерице кольцо в сказку «Двенадцать месяцев»?
Ответ. Апрель.
5. Какие цветы выращивали Кай и Герда в сказке «Снежная королева»?
Ответ. Розы.
6. Кем был Серебряное копытце из сказки Павла Бажова?
Ответ. Козел.
7. Кто повез Настеньку и Иванушку из дома Морозко?
Ответ. Кони.
Учитель. Молодцы. Многие из вас хорошо справились с заданиями. Предлагаю вам дома к следующему мероприятию подготовить свой кроссворд на вычеркивание или кроссворд, в котором задумано главное слово, или слова ответы, к которым надо подготовить вопросы. Например, кроссворд может выглядеть примерно так, а вам надо приготовить вопросы.


Учитель. Ребята, перед вами последнее задание. Тесты по сказкам. Вам надо дать один правильный ответ на поставленный вопрос, внеся результаты в специально подготовленный лист.Время на выполнения задания 18 минут.
Можно, чтобы учащиеся отмечали правильные ответы сразу в листе-опроснике, но проверять будет немного сложнее и дольше, но с другой стороны ученик видит свои ошибки и правильные ответы. Выбор за вами, уважаемые коллеги.
Тест.

Сказка за сказкой


Все учащиеся получают распечатанные тесты.
1. В какое время происходит действие в сказке Владимира Ивановича Даля «Девочка Снегурочка»?
А. Зимой.
B. Летом.
C. Весной.
D. Осенью.
E. Ночью.
2. Чего или кого не было у старика со старухой в сказке Владимира Ивановича Даля «Девочка Снегурочка»?
А. Денег.
B. Еды.
C. Детей.
D. Дочки.
E. Дома.
3. Где решили выйти старик со старухой в сказке Владимира Ивановича Даля «Девочка Снегурочка»?
А. За ограду.
B. За дом.
C. За лес.
D. За ворота.
E. За холм.
4. Из чего появилась Снегурочка в сказке Владимира Ивановича Даля «Девочка Снегурочка»?
А. Из горошины.
B. Из бобового зернышка.
C. Из комочка.
D. Из макового зернышка.
E. Из снежного облачка.
5. В какое время происходит действие в сказке «По щучьему велению»?
А. Зимой.
B. Летом.
C. Весной.
D. Осенью.
E. Ночью.
6. В сказке «Морозко», какую шубу в подарок получила старикова дочка?
А. Лисью.
B. Норковую.
C. Соболью.
D. Песцовую.
E. Мутоновую.
7. Как звали главную героиню в сказе П.П. Бажова «Серебряное копытце»?
А. Алёнка
B. Дарёнка
C. Снегурка
D. Дарьюшка
E. Марьюшка
8. Как прозвали кошку, которую приютила девочка-сиротка в сказе П.П. Бажова «Серебряное копытце»?
А. Мурёнка.
B. Шустрёнка.
C. Бездомка.
D. Бусёнка.
Е. Мусёнка.
9. Кто был «серебряным копытцем» в одноименном сказе П.П. Бажова «Серебряное копытце»?
А. Лось.
B. Олень.
C. Жеребец.
D. Козёл.
Е. Осёл.
10. Что уронила Рукодельница сказки Владимира Одоевского «Мороз Иванович» в колодец?
А. Веревку.
B. Клубок.
C. Веретено.
D. Ведерко.
E. Расческу.
11. В одном доме жили две девочки – Ленивица да...? Сказка «Мороз Иванович» В. Одоевского.
А. Работница.
B. Чернивица.
C. Рукодельница.
D. Смекалица.
E. Кружевница.
12. Кого считала Ленивица, сидя у окошка? Сказка «Мороз Иванович» В. Одоевского.
А. Мух.
B. Жуков.
C. Цыплят.
D. Курочек.
E. Синичек.
13.Что уронила Рукодельница в колодец? Сказка «Мороз Иванович» В. Одоевского.
А. Веретино.
B. Спицу.
C. Ведерко.
D. Колечко.
E. Перстень.
14. Что ел Мороз Иванович, сидя на ледяной лавочке? Сказка «Мороз Иванович» В. Одоевского.
А. Холодное мороженое.
B. Снежные комочки.
C. Ледяные сосульки.
D. Холодные льдинки.
E. Снежные комочки.
15. Что ела на обед Рукодельница? Сказка «Мороз Иванович» В. Одоевского.
А. Сосульки.
B. Шишки.
C. Снежинки.
D. Мороженое.
E. Морковку.
16. Что подарил Мороз Иванович Рукодельнице за ее работу? Сказка «Мороз Иванович» В.Одоевского.
А. Серебряный слиток и брильянт.
B. Золотой слиток и брильянт.
C. Драгоценные камни.
D. Горсть серебряных пятаков и брильянтик.
E. Соболью шубу.
17. Сколько дней жила Рукодельница у Мороза Ивановича? Сказка «Мороз Иванович» В. Одоевского.
А. 1 день
B. 2 день.
C. 3 дня.
D. 3 недели.
E. Неделю.
18. Из скольких историй состоит сказка Г.Х. Андерсена «Снежная королева»?
А. 9.
B. 3.
C. 7.
D. 5.
E. 13.
19. Какие цветы росли в горшках у Кая и Герды в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева»?
А. Тюльпаны.
B. Розмарины.
C. Розы.
D. Ромашки.
E. Хризантемы.
20. Кто во дворце принца и принцессы в сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева» помогал Герде?
А. Принц.
B. Принцесса.
C. Король.
D. Ворон.
E. Полевая мышь.
21. В сказке «Снежная королева», каким оружием угрожала маленькая разбойница Герде?
А. Ножом.
B. Мушкетом.
C. Дубинкой.
D. Ремнем.
E. Кнутом.
22. О каком предмете рассказывается в следующем отрыве из сказки «Снежная королева»?
"Однажды в зимний день, когда шел снег, он (Кай) пришел к Герде с большим увеличительным стеклом; подставил под … и сказал девочке:
- Погляди в стекло, Герда
- Видишь, как хорошо сделано!.. И какая точность! Ни одной кривой линии!"
А. Сосульками.
B. Льдинками.
C. Снежинками.
D. Камнями.
E. Льдом.
23. Сколько гостей пришло к Солохе в произведении Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»?
А. 4.
B. 3.
C. 5.
D. 2.
E. 7.
24. Что крадет черт для Солохи в произведении Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»?
А. Мешки.
B. Кулич.
C. Метлу.
D. Звезды.
E. Месяц.
25. Что должен был принести Вакула для Оксаны в произведении Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»?
А. Атласные ленты, как на платье царицы.
B. Туфельки, как у царицы.
C. Валенки, как у Солохи.
D. Черевички, как у царицы.
E. Сапожки с ноги царицы.
26. С кем отправляется Вакула к царице во дворец в произведении Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»?
А. С купцами.
B. С запорожцами.
C. С мужиками.
D. С боярами.
E. Один.
27. На каком транспорте добрался до дворца императрицы Вакула в произведении Н.В. Гоголя «Ночь перед рождеством»?
А. Пешком.
B. На санях.
C. На метле.
D. На чёрте.
E. На лошадях.
28. В каком жанре написано произведение «Ночь перед рождеством» Н.В. Гоголя?
А. Сказка.
B. Фантастика.
C. Фэнтези.
D. Мистика.
E. Сказ.
Самопроверка. Ответы можно продиктовать, раздать заранее заготовленные бланки с ответами:
1а; 2d; 3d; 4c; 5a; 6c; 7b; 8a; 9d; 10d; 11c; 12a; 13c; 14e; 15d; 16d; 17c; 18c; 19c; 20d; 21a; 22c; 23a; 24e; 2d5; 26b; 27d; 28d
Оценка. 1–2 – ошибок «5»; 3–4 – ошибки «4»; 5–8 – ошибки – «3»; 9 и более – читайте внимательнее сказки.
Можно продемонстрировать слайд с ответами для организации проверки тестовых вопросов.