Open
Close

Самая крутая джаз рок группа. Джаз рок группы: привет из Америки

Джаз-рок (англ. jazz rock ) - направление музыки, название которого говорит само за себя. Эта уникальная смесь джаза и рока появилась сравнительно недавно - в 60-х годах ХХ века, когда некоторым прогрессивно настроенным джазменам рамки своего обширного стиля показались слишком узкими. Традиционно возникновение джаз-рока географически приписывают Соединенным Штатам, но и в Старом Свете также хватало самородков, которые независимо от своих коллег из-за океана осваивали новое звучание.

Уже в начале 60-х в Великобритании существовали группы такие, как Georgie Fame and the Blue Flames и Graham Bond Organisation, музыканты которых пытались совместить в своем творчестве джаз и ритм-н-блюз. Отголоски джаз-рока слышны и в альбоме 1964 года «The Five Faces of Manfred Mann» Манфреда Мэнна . Однако маститые музыкальные критики первой работой в джаз-роке склонны считать пластинку американского джазового вибрафониста Гэри Бертона (Gary Burton) «Duster», которая появилась в продаже в 1967 году. На этом диске в качестве гитариста выступил молодой техасский музыкант Ларри Кориелл (Larry Coryell). Именно он стоит у истоков стиля, который принято называть джаз-роком.

За год до работы с великим Гэри Бертоном Ларри успел отметиться в группе The Free Spirits, которая также пыталась в своих экспериментах смешивать джаз с роком. Когда стало понятно, что два независимых жанра музыки вполне совместимы, в хит-парадах появился «Miles in the Sky» Майлза Дэвиса (Miles Davis). С этого момента джаз-рок начал набирать обороты. Коллективы, играющие в новом ключе, возникали независимо друг от друга по обе стороны океана и звучали очень разнообразно. И это разнообразие определялось широкими рамками обоих жанров. Сравнить, к примеру, американцев Blood, Sweat and Tears с британцами The Soft Machine - абсолютно разный подход к музыке, но обе группы в определенные моменты творчества можно вполне отнести к данному направлению.

Джаз-рок характеризуется значительной продолжительностью композиций, импровизацией, своей джазовой основой со всеми вытекающими последствиями и использованием роковых инструментов. Во время расцвета этого направления в 70-х годах появились такие коллективы, как The Mahavishnu Orchestra, Weather Report, Brand X, Chicago, Return to Forever - группы, которые по сей день считаются классикой жанра. Последующие годы несколько расширили границы джаз-рока, добавив к нему world, фанк и элементы поп-музыки, включая электронику. Появилось множество поджанров, но их основой является все тот же неизменный джаз.

Джаз-рок также иногда называют термином "фьюжн" (англ. fusion), появление которого связано с приходом в джаз-рок черных музыкантов, не желавших себя ассоциировать с белой рок-культурой. Характерной особенностью фьюжн является уклон в funk. Но, в большей степени, термин "фьюжн" содержит в себе не музыкальный, а социальный подтекст, отмечающий осуществление «сплава» не только на уровне музыкальных культур, но и между различными этническими группами исполнителей и слушателей. Ярким примером такого социального сплава стало выступление чернокожего Майлза Девиса на концертах в Fillmorе West в 1970 году перед аудиторией белых хиппи в составе с белыми и черными исполнителями.

Miles Davis “In A Silent Way” (1969)

О корнях и происхождении джаз-рока (фьюжна) знатоки еще могут поспорить. Однако момент, когда джаз-рок стал знаменитым, обсуждению не подлежит. Музыкальный гений Майл Дейвис первым стал монтировать сложные инструментальные треки из различных сессий. И, что самое важное, побудил своих коллег исследовать новый путь в музыке. Этот и следующий альбомы Дейвиса – “Bitches Brew”, относятся к абсолютной классике жанра.

Mahavishnu Orchestra “The Inner Mounting Flame” (1971)

Гитарист Джон Маклафлин, принимавший участие в записи двух вышеназванных альбомов Майлза Дейвиса, собрал группу выдающихся инструменталистов – барабанщика Билли Кобэма и скрипача Жан-Люк Понти. Альбом The Inner Mounting Flame преподаст урок мастерского исполнения для многих рок-звезд от Deep Purple до Metallica и Dream Theater. Послушайте, что вытворяет с гитарой Маклафлин.

Herbie Hancock “Mwandishi” (1971)

На знаменитого клавишника и композитора Херби Хэнкока также очень повлияла совместная работа с Майлзом Девисом. К началу 70-х музыкант покинул лейбл Blue Note и начал коллекционировать новые электронные инструменты. Mwandishi означало имя самого Хэнкока на языке суахили, и ему принадлежит первенство по интеграции синтезаторов в джазовое полотно. Тем, кому звучание “Mwandishi” покажется слишком авангардным и импровизационным, следует обратить на фанковый проект Хэнкока “Head Hunters” (1973), получивший широкий отклик публики.

Return to Forever: Hymn of the Seventh Galaxy (1973)

Еще один пианист – Чик Кориа, после сотрудничества с Майлзом в 70-х сменил фокус интереса от авангарда к джаз-року. На альбоме проекта Return To Forever вместе с Кориа играет гитарист Билл Конорс, Стэнли Кларк на басу и Ленни Уайт на барабанах. Hymn of the Seventh Galaxy – это уже скорее не джаз-рок, а рок-джаз. Виртуозы-исполнители создают настоящий хард-роковый замес. Доселе неслыханный сплав электро, джаза, фанка и хард-рока, т.е. настоящий фьюжн (fusion — сплав).

О таком направлении в музыке как джаз-рок или фьюжн, как его потом стали называть, стало известно в 70-е годы прошлого века, когда появились такие группы как Mahavishnu Orshestra, Weather Report, Return To Forever, Larry Coryell Eleventh House, New Lifetime, а также Al Di Meola, Jean Luc Ponty, Billy Cobham, Stanley Clarke в США; Brand X, Soft Machine, Gong, National Health, Colosseum II, Bill Bruford, Steve Hillage в Великобритании. Были джаз-рок группы и в других странах Европы: Edition Speciale, Transit Express, Volkor, Coincidience, Spheroe во Франции; Iceberg, Iman, Guadalquivir, Musica Urbana, Borne, Pegasus в Испании; Perigeo, Barichentro, Nova в Италии, Sloche в Канаде.
Это был золотой век джаз-рока.

В 80-е годы наметился закономерный спад. Такого количества музыкальных шедевров уже не было. Новых групп появилось немного, но они были. В первую очередь, нужно сказать о канадской Uzeb, самой интересной новой джаз-рок группе 80-х годов, в составе которой играл знаменитый бас-гитарист Alain Caron.
В 80-е годы появилось много групп, играющих джаз-рок в Японии: Ain Soph, Kenso, Prism, Keep, Space Circus, GAOS. В СССР были Арсенал, Квадро, Касеке, Радар, Гунеш. Во Франции Didier Lockwood Group. В США Drama, Ken Watson, Scott Lindemuth, Woodenhead, Karizma.

В 1984 г. John Mclaughlin воссоздал Mahavishnu Orshestra, Chick Corea создал новый проект Electric Band, Joe Zawinul 2 группы: Weather Update и Syndicate, Billy Cobham собрал новую группу. Свои сольные альбомы стали записывать
гитаристы Allan Holdsworth, John Scofield,
Kazumi Watanabe,
Bill Connors,
бас-гитаристы Jeff Berlin, Bunny Brunel, клавишник T Lavitz.

В 90-е г.г. главными джаз-рок проектами стали такие группы как Tribal Tech и Mark Varney Project. Frank Gambale записал несколько сольных альбомов.
А также гитарист Jeff Richman, бас-гитаристы Adam Nitti и Victor Bailey. Клавишник Adam Holzman создал свою группу. Другой клавишник Mitch Forman создал группу Metro. Бас-гитарист Uzeb Alain Caron создал новую группу LeBand. В США появилось несколько новых групп: Gongzilla
гитариста Bon Lozaga, Stratus, Gamalon, Jam Camp.
В Канаде The Code, 5 After 4.
В Германии Matalex, 7For4, Jazz Pistols, Susan Weinert, Leni Stern. В Японии Side Steps, Fragile, Group Therapy, Kehell, Wisywyg, WINS.
В Великобритании Persy Jones Tunnels, Network, Sphere3.

В 2000 г.г. появилось много групп играющих джаз-рок: в Японии Exhivision, IzgitNine, Trix; несколько проектов из Франции - Fugu, Jac La Greca, Fusion Project, Quidam; Италии - Virtual Dream, Zaq, Periferia Del Mondo; Испании - Planeta Imaginario, Onza, Gurth. В Нидерландах Richard Hallebeek Project. В США Garaj Mahal, Helmet Of Gnats, Bad Dog U, Kick The Cat, Code3, Whoopgnash, Savant Guard, Facing West, Rare Blend, Ecstazy In Number, Redshift.
Барабанщик Dennis Chambers, который участвовал в самых лучших группах современного джаз-рока: Cab, Niacin, Uncle Moe"s Space Ranch, "Boston T Party" с T Lavitz и Jeff Berlin, "Extraction" с Greg Howe и Victor Wooten, "Gentle Hearts" с Greg Howe и Tetsui Sakurai.

Особую роль в возрождении джаз-рока играет лэйбл Tone Center Records, созданный Марком Варни(Mark Varney) и Стивом Смитом(Steve Smith) в 1998 г.
Для этого лейбла Стивом Смит создал несколько проектов: Vital Tech Tones вместе с гитаристом Scott Henderson и басистом Victor Wooten; GHS с гитаристом Frank Gambale и басистом Stuart Hamm), диск "Strangers Hand" со знаменитым скрипачом Jerry Goodmen, басистом Oteil Burbridge; "Cause and Effect" с гитаристом Larry Corryel и клавишником Tom Coster; "Count Jam Band Reunion" с гитаристом Larry Corryel, басистом Kai Eckhardt.

Также на этом лэйбле вышли 2 диска группы Tribal Tech 99 и 2000г.г. Переизданы два диска знаменитой группы начала 90-х г. Mark Varney Project.
Самые лучшие группы современного джаз-рока изданные Tone Center Records: Cab, Uncle Moe"s Space Ranch, "Boston T Party" с T Lavitz и Jeff Berlin, "Extraction" с Greg Howe и Victor Wooten, во всех этих проектах участвовал барабанщик Dennis Chambers.

Также были изданы записи таких групп как Bass Extremеs бас-гитаристов Steve Bailey и Victor Wooten; Jing Chi с участием гитариста Robben Ford, бас-гитариста Jimmy Haslip и барабанщика Vinnie Colaiuta, сольные диски бас-гитариста Bunny Brunel "La Zoo", гитаристов Greg Howe и Scott Henderson, Steve Khan, Bill Connors.
Альбомы "Cosmic Farm" с участием Wasserman, Erickson, Lavitz, Sipe; "Endangered Species" с участием Herring, Lavitz, Harward, Gradney.

С середины 2000-х г.г. ведущим лейблом в области джаз-рока становится Abstract Logix Label. Так на Abstract Logix вышли новые альбомы таких музыкантов как John Mclaughlin, Lenny White, Jimmy Herring, Anthony Jackson, Gary Husband, Project Z, Sebastiaan Cornelissen, Alex Machacek, Scott Kinsey. Кроме этого Abstract Logix осуществляет дистрибуцию дисков джаз-рок групп со всего мира.

Альбомы фьюжн, даже сделанные одним исполнителем, часто включают в себя разнообразие этих стилей.

Истоки фьюжна

Джазовые музыканты следовали достижениям поп-музыки и тоже начали использовать улучшенный монтаж на современных студиях звукозаписи, многодорожечную запись и электронные эффекты к дополнению к композициям или импровизациям. Например, альбомы трубача Майлза Дэвиса In a Silent Way (1969) и Bitches Brew (1970) включают длинные (более 20 минут) композиции, которые никогда не записывались непосредственно музыкантами в студии, а музыкальный темы различной длины отбирались из записанных импровизаций и монтировались в единое целое. Это считается краеугольным камнем записей этого жанра.

Многие рок-музыканты стали независимо приближаться к джазовым формам в середине 1960-х. The Byrds в декабре 1965 года записали первую версию «Eight Miles High», инновационного сингла, подражающего стилю классического квартета Джона Колтрейна . В 1966 году Пол Баттерфилд (Paul Butterfield ) и Майк Блумфилд (Mike Bloomfield ) записали длинную импровизационную пьесу «East-West».

Другие рок-музыканты также исполняли и записывали рок-песни, включающие расширенные импровизации, длинные, состоящие из нескольких частей композиции. Например, Джимми Хендрикс , The Allman Brothers Band в США и King Crimson , Soft Machine , Yes (которые исполнили «I See You» The Byrds в фьюжн-стиле) и Фрэнк Заппа выпустил свой первый джаз-рок альбом, Hot Rats, в 1969 году . Он продолжал иногда записывать фьюжн-музыку в течение своей карьеры (например, Waka/Jawaka и The Grand Wazoo), став значимым представителем жанра.

Некоторые известные джаз-рок группы также имели значительный успех в конце 1960-х и начале 1970-х, включая американские Blood, Sweat & Tears, Chicago , Steely Dan , Dreams, и британские Colosseum и If.

Расцвет жанра: 1970-е гг.

Некоторые группы (Blood, Sweat and Tears, Chicago и другие) взяли за основу звучание биг-бендов, ритм-энд-блюз и различные направления рок-музыки. Другие группы, опираясь на фри-джаз стали больше экспериментировать с электрическим звучанием инструментов, различными направлениями музыки, усложнять мелодию, ритм. Джаз-фьюжн постепенно становился настолько близок к прог-року, что часто одни и те же группы причисляют сразу к обоим направлениям. Группы фьюжна уделяли много внимания импровизации, оттачивали исполнительскую технику, доводя её до виртуозности. Самыми значительными командами, принятыми не только джаз-, но и рок-аудиторией, считаются группы Mahavishnu Orchestra , Weather Report , Return To Forever, Brand X.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Джаз-рок" в других словарях:

    - (англ. jazz rock), направление в популярной музыке с конца 1960 х гг., пограничное между джазом и рок музыкой. От первого воспринят дух импровизационности и состязательности, от второго электромузыкальный инструментарий и ритмические особенности … Энциклопедический словарь

    Современная энциклопедия

    Джаз-рок - (английское jazz rock), направление в популярной музыке с конца 1960 х гг., пограничное между джазом и рок музыкой. От первого воспринят дух импровизационности и состязательности, от второго электро музыкальный инструментарий и ритмические… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    - (англ. Jazz rock) стилевое направление, возникшее на основе синтеза джаза и рок музыки. Вершины своего развития джаз рок достиг к концу 1960 х гг … Большой Энциклопедический словарь

    Джаз рок, джаз рока … Орфографический словарь-справочник

    джаз-рок - джаз ро/к, джаз ро/ка … Слитно. Раздельно. Через дефис.

    джаз-рок - джаз р ок, а … Русский орфографический словарь

    джаз-рок - іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

    джаз-рок - джаз/ рок/ … Морфемно-орфографический словарь

    джаз-рок - (2 м), Р. джаз ро/ка … Орфографический словарь русского языка

Книги

  • Краткий энциклопедический словарь джаз, рок и поп-музыки. Термины и понятия , Королев О.. В словаре даны основные термины и понятия, используемые в музыкальной теории и исполнительской практике джаза, рок и поп-музыки. В него вошло около 600 статей по разным вопросам теории и…