Open
Close

Своеобразие конфликта комедии грибоедова горе от ума. Сочинение ЕГЭ

Комедия Грибоедова "Горе от ума", беспорно, лучшее произведение великого драматурга. Она была написана накануне декабрьского восстания. Комедия явилась острой и гневной сатирой на быт и нравы дворянской России, косвено показала борьбу между консерватизмом помещиков-крепостников, отсталого самодержавия и новыми настроениями, царившими среди прогрессивной дворянской молодежи.

О конфликте "Горе от ума" до сих пор идут споры между разными исследователями, даже современники Грибоедова понимали его по-разному. Если принять во внимание время написания "Горя от ума", то можно предположить, что Грибоедов использует столкновения разума, общественного долга и чувства. Но, безусловно, конфликт комедии Грибоедова гораздо глубже и имеет многослойное строение. Чацкий - вечный тип. Он пытается привести в гармонию чувство и разум. Он сам говорит, что "ум с сердцем не в ладу", но не понимает всей серьезности этой угрозы. Чацкий - это герой, поступки которого построены на одном импульсе, все, что он делает, он делает на одном дыхании, практически не допуская пауз между объяснениями в любви и обличающими барскую Москву монологами.

Грибоедов писал: "Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь". Его Чацкий - не карикатура, Грибоедов изображает его настолько живым, полным противоречий, что он начинает казаться чуть ли не реально существовавшим человеком. Конликт же, который возникает между ним и Фамусовым, носит социально-политический характер. Современники Грибоедова и его друзья-декабристы восприняли комедию как призыв к действию, как одобрение и провозглашение их идей, а ее конфликт - как борьбу прогрессивной молодежи в лице Чацкого, представителя "века нынешнего", и старых консервативных идей "века минувшего". Но, увлекшись горячими монологами Чацкого, приверженцы этой точки зрения не придали должного внимания концовке пьесы. Она вовсе не призывает к действию, Чацкий покидает Москву разочарованным, и картина финала не несет в себе оптимизма. По сути, острой борьбы между прогрессивным Чацким и фамусовским обществом не. С Чацким никто конфликтовать не собирается, его лишь просят помолчать":
Фамусов:

"Не слушаю, под суд!
Просил я помолчать,
Не велика услуга".

Много говорилось в литературоведении и о конфликте "века нынешнего" и "века минувшего". "Век нынешний" представляла молодежь. Но молодежь - это и Молчалин, и Софья, и Скалозуб. Именно Софья первая говорит о сумасшествии Чацкого, а Молчалин не только чужд идеям Чацкого, он еще и боится их. Его девиз - жить по правилу: "Мне завещал отец…". Скалазуб же вообще человек устоявшегося порядка, он озабочен лишь своей карьерой. Где же конфликт веков? Пока мы наблюдаем лишь то, что оба века не только мирно сосуществуют, но еще и "век нынешний" является полным отражением "века минувшего", то есть конфликта веков нет. Грибоедов не сталкивает "отцов" и "детей", он противопоставляет им Чацкого, который оказывается в одиночестве.

Итак, мы видим, что в основе грибоедовской комедии лежит не социально-политический конфликт, не конфликт веков. Фраза Чацкого "ум с сердцем не в ладу", сказанная им в момент минутного прозрения, является намеком не на конфликт чувств и долга, а на более глубинный, философский - конфликт живой жизни и ограниченных представлений о ней нашего ума.

Нельзя не сказать о любовном конфликте пьесы, который служит для развития драмы. Первый любовник, такой умный, смелый, терпит поражение, финал комедии - не свадьба, а горькое разочарование. Из любовного треугольника: Чацкий, Софья, Молчалин,- выходит победителем не ум, и даже не ограниченность и посредственность, а разочарование. Пьеса приобретает неожиданный конец, ум оказывается несостоятельным в любви, то есть в том, что присуще живой жизни. В конце пьесы все находятся в замешательстве. Не только Чацкий, который говорит:

Не образумлюсь…виноват,
И слушаю, не понимаю…,

но и непоколебимый в своей уверенности Фамусов, у которого вдруг все, что раньше шло гладко, переворачивается с ног на голову:

Моя судьба еще ли не плачевна?
Ах! Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!.

Своеобразие конфликта комедии в том, что в жизни все не так, как во французских романах, в конфликт с жизнью вступает рассудочность героев.

Значение "Горе от ума" трудно переоценить Можно говорить о пьесе как о громовом ударе по обществу фамусовых, молчалиных, скалозубов, о пьесе-драме "о крушении ума человека в России".

Нельзя оспорить истину, что человек познает мир двумя способами: через разум и чувства. Человеческий разум отвечает за то познание мира, которое характери­зуется устойчивыми целями, мотивами деятельности, склонностями и интересами. Однако, познавая действи­тельность, человек чувственно относится к предметам и явлениям, окружающим его: к вещам, событиям, к дру­гим людям, к своей личности. Одни явления действи­тельности его радуют, другие печалят, одни вызывают восхищение, другие возмущают его... Радость, печаль, восхищение, возмущение, гнев - все это различные ви­ды субъективного отношения человека к действитель­ности, переживания им того, что на него воздействует... Но жить только чувствами нельзя, «голова должна вос­питывать сердце», ведь ощущения и восприятия отра­жают преимущественно отдельные стороны явлений, а разум дает возможность установить связи и отношения между предметами, чтобы осуществлять разумную дея­тельность.

И все же в нашей жизни бывает так, что мы поступа­ем либо по велению сердца, либо по подсказке разума, достигая компромисса только тогда, когда «набьем шишки». По этому поводу напрашивается пример из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума», в частности, образ Александра Андреевича Чацкого. Заметим, что именно после беседы об уме и глупости, состоявшейся между служанкой Лизой и Софьей, и напоминанием о том, что Софью и Чацкого некогда связывали теплые отношения, появляется на сцене Чацкий. Характери­стика герою уже дана, и ей Чацкий соответствует на протяжении всего действия комедии. Человек неза­урядного ума (он предпочитает служить «делу, а не ли­цам»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно»), твер­дых убеждений (о нем не скажешь ни при каких обстоятельствах: «И золотой мешок, и метит в генера­лы»), он настолько сильно поддался своему чувству, что потерял способность объективного восприятия окру­жающей среды. Ни холодный прием Софьи, ни ее реак­ция на падение Молчалина с лошади не смогли открыть глаза герою на очевидное: сердце Софьи занято другим. Умом-то он понимал, что все кончено, нет больше былой привязанности, Софья изменилась, теперь она не та чистая невинная девушка, какой была раньше, а дос­тойная дочь своего недостойного отца. Но сердце... серд­це не хочет этому верить и цепляется за последнюю на­дежду, как цепляется за соломинку утопающий.

И только сцена тайного свидания Молчалина и Со­фьи позволила убедиться в том, что прежних чувств у Софьи больше нет. Чацкий наконец постигает то, что должен быть понять с первых минут пребывания в доме Фамусова: он здесь лишний. В своем последнем моноло­ге он горько сознается, что его надежды не оправдались: он спешил к Софье, мечтал обрести с ней свое счастье, но, «Увы! Теперь мечтанья те погибли в полной красо­те...» (М. Лермонтов) Он винит Софью в том, что она да­ла ему ложную надежду и не сказала прямо, что их дет­ская влюбленность для нее теперь ничего не значит. А ведь только этими чувствами он и жил все эти три года разлуки! Горько его разочарование в Софье; в Фамусове, который выбирал в женихи дочери человека не по уму, а по кошельку; в московском обществе, далеко не умном, неискреннем, циничном. Но теперь он не сожалеет о разрыве, так как осознает, что в фамусовском обществе ему не место. Он уезжает из Москвы.

Еще трагичнее сложилась судьба Настены - героини повести В. Распутина «Живи и помни». Случилось так, что в последний военный год в далекое село на Ангаре тайком возвращается с войны местный житель Андрей Гуськов. Дезертир не думает, что в отчем доме его встре­тят с распростертыми объятиями, но в понимание жены верит и не обманывается. Настена выходила замуж не по любви, в замужестве не была счастлива, но была му­жу предана и благодарна за то, что он освободил ее от тяжкого житья в работницах у тетки. В повести так и сказано: «Настена кинулась в замужество как в воду - без лишних раздумий, все равно придется выходить, без этого мало кто обходится - чего же тянуть?» И вот те­перь она готова красть для Андрея еду, лгать родным, прятать его от чужих глаз по зимовьям, потому что так велит ее сердце. Умом она понимает, что через пособни­чество мужу-дезертиру сама становится преступницей, но с чувствами справиться ей нелегко, и она отдается им полностью. Тайные отношения с мужем делают ее сча­стливой. И только на деревенском празднике по поводу Великой Победы ее вдруг настигает неожиданная злость: «Из-за него, из-за него не имеет она права, как все, порадоваться победе». Вынужденная скрывать свои чувства, сдерживать их, Настена все больше выматыва­ется, ее бесстрашие превращается в риск, в чувства, растрачиваемые понапрасну. Это состояние подталкива­ет ее к самоубийству, тут уж точно «ум с сердцем не в ладу», и в порыве отчаяния она бросается в Ангару. Ан­дрей не убийца, не предатель, он всего-навсего дезертир, но как человек умный, он должен был осознавать, ка­ким будет финал этой истории. Он должен был не толь­ко жалеть себя, но и беспокоиться о родителях, жене, будущем ребенке. Однако и в этой ситуации «ум с серд­цем не в ладу» был.

Пример итогового сочинения по направлению «Разум и чувства».

«Ум с сердцем не в ладу»… Эти слова, сказанные героем комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума» Чацким, заставляют задуматься. Для полноценной жизни человеку необходима гармония между разумом и чувствами. Но всегда ли она возможна?

Когда мы влюбляемся, чувства выступают на первый план, а то и вовсе вытесняют разумное начало. Те, кто считает любовь умопомрачением, на мой взгляд, недалеки от истины: человек, зацикливаясь на предмете обожания, совершает необдуманные поступки, противоречащие здравому смыслу, и при этом может не замечать очевидных вещей.

Отличным примером, подтверждающим данную мысль, является грибоедовский Чацкий. Он страстно влюблён в Софью и уверен, что она должна отвечать ему взаимностью, хотя бы потому, что других достойных людей в окружении девушки попросту нет. А ведь дочери Фамусова чужды слова и мысли Чацкого, осуждающего всё, что ей близко. Гораздо привлекательнее для неё бессловесный Молчалин, которого она в воображении наделила качествами героев своих любимых французских романов. Чацкий достаточно умён и вполне мог бы понять всё это, однако разум его затмила любовь. Результат – горькое прозрение и отчаяние героя в финале комедии.

«Ум с сердцем не в ладу» и у Базарова, героя романа И.С.Тургенева «Отцы и дети». Евгений – нигилист, он начисто отрицает всё, что нельзя исследовать опытным путём, в том числе любовь. Нежные чувства между мужчиной и женщиной, по его словам, «романтизм, чепуха, гниль, художество». Жизнь внесла коррективы во взгляды Базарова: он влюбляется в Анну Одинцову. Чувство оказалось сильнее доводов разума.

Любовь – прекраснейшее чувство. Она облагораживает человека, раскрывает его лучшие качества. Однако любовь по определению не может подчиняться разуму, как бы нам этого ни хотелось. А потому у влюблённых нередко «ум с сердцем не в ладу», и такая ситуация вполне естественна.

Тот, кто любит, как правило, не задумывается о душевной гармонии, не анализирует происходящее. В результате чувства нередко выходят из-под контроля разума. В то же время человек должен постараться в любом случае взять себя в руки. Это получилось, кстати, и у Чацкого, и у Базарова. Герой Грибоедова, узнав неприглядную правду о своей возлюбленной, покидает Москву, но при этом не теряет достоинства. Не позволяет чувствам взять над собой верх и тургеневский нигилист. Терпя фиаско в любви, оба героя демонстрируют силу характера, которая не может не привлекать читателей.

Итак, «ум с сердцем не в ладу» у тех, кто влюблён. Если человека настигла любовь, обрести гармонию между разумом и чувством нелегко, даже практически невозможно. Но с честью выдержать это испытание, не упасть духом, не утратить достоинство под силу каждому.

Разг. 1. с кем. Не в согласии, в ссоре. [Кузнец] был издавна не в ладах с ним (чёртом) (Гоголь. Страшная месть). 2. с чем. В разладе; несогласованно, разобщённо. [Чацкий:] Но если так ум с сердцем не в ладу (Грибоедов. Горе от ума) … Фразеологический словарь русского литературного языка

ЛАД, а (у), о ладе, в ладу, мн. ы, ов, муж. (разг.). 1. чаще ед. Согласие, мир, порядок. Нет ладу в семье. В ладу или в ладах с кем чем н. (в полном согласии, в дружеских отношениях). Жить в ладу с кем н. Он с ним не в ладах. Ум с сердцем не в… … Толковый словарь Ожегова

ЛАД, лада, о ладе, в ладу, мн. лады, муж. 1. только ед. Согласие, мир, порядок (прост.). «На что и клад, когда у мужа с женой лад.» (посл.) «Забудем прошлое, уставим общий лад.» Крылов. 2. Способ, образец, манера. «Роман на старый лад.» Пушкин.… … Толковый словарь Ушакова

лад - В ладу или в ладах (разг.) мирно, дружно, в полном согласии; противоп. не в ладу, не в ладах. Ум с сердцем не в ладу. рибоедов. В лад с кем чем согласно, стройно; в соответствии. Петь в лад. В лад шевелить плечами. С его неясными… … Фразеологический словарь русского языка

Буало Нарсежак (фр. Boileau Narcejac) творческий тандем, который составляли два французских писателя Пьер Буало (1906 1989) и Тома Нарсежак (1908 1998). Содержание 1 Пьер Буало 2 Пьер Робер … Википедия

- (фр. Boileau Narcejac) творческий тандем, который составляли два французских писателя Пьер Буало (1906 1989) и Тома Нарсежак (1908 1998). Содержание 1 Пьер Буало 2 … Википедия

Выготский, Лев Семенович - (1896 1934) Российский психолог. Еще в дореволюционный период В. написал трактат о Гамлете, где звучат экзистенциальные мотивы об извечной скорби бытия. С 1917 года он учитель в Гомеле, являясь бескомпромиссным сторонником… … Кто есть кто в российской психологии

ВЫГОТСКИЙ - Лев Семенович (1896 1934) российский психолог, внесший большой научный вклад в сферу общей и педагогической психологии, философию и теорию психологии, психологию развития, психологию искусства, дефектологию. Автор культурно исторической теории… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

«Сведение ума в сердце» - путь воспитания целостной гармоничной личности посредством воспитания в единстве телесных, душевных и духовных начал в человеке. Православие считает, что сознание современного человека оторвалось от души и духа и действует автономно. При этом… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

- — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца "из… … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Буало-Нарсежак. Полное собрание сочинений в 11 томах (комплект из 11 книг) , Буало-Нарсежак. Впервые на русском языке - все романы, повести и сборники рассказов П. Буало и Т. Нарсежака, французских писателей - соавторов, всемирно признанных мастеров детективного жанра. Отказавшись от…
  • Буало-Нарсежак. Комплект из 10 книг , Буало-Нарсежак. Впервые на русском языке - все романы, повести и сборники рассказов П. Буало и Т. Нарсежака, французских писателей - соавторов, всемирно признанных мастеров детективного жанра, - в полном…

В поэтической пьесе Грибоедова ум с сердцем не в ладу, по моему мнению, у всех персонажей. Это означает, что у героев нет гармонии, ведь приходится, чувствуя одно, говорить другое, делать – третье.

В первую очередь, конечно, горе главному герою – Чацкому от его ума. И он произнёс эту фразу в разговоре с Софьей, боясь, что обижает её своими словами, ведь он посмеивался, обличая их старых знакомых. У него слишком острый и критичный ум, который, действительно, мешает ему жить в лживом обществе. Даже любя Софью, он не хочет притворяться, говорить приятное.

Другое дело – Молчалин, которого любит Софья. Ему завещано угождать всем: от господина до мопса слуги господина. Софью он не любит, но притворяется… Ему нравится её служанка, хотя ей угождать особого смысла нет. То есть опять у героя противоречие между умом и сердцем.

Сама Софья, хоть и повторяет, мол, ей безразлично мнение других, притворяется постоянно. То нужно быть вежливой с раздражающим её Чацким, то скрывать свои чувства к Молчалину, тайно видеться с ним.

Горничная, конечно, тоже хитрит, хотя и без умствований. «Папаша» Фамусов, вообще, притворство ставит образцом жизни – специально упасть, чтоб рассмешить повелительницу, оценивать людей только по их деньгам… Когда слышит правду, готов кричать «караул». Жених Скалозуб, казалось бы, как вояка прямолинеен. Но какой там ум? Впрочем, и Скалозуб гонится за чинами, только нарочно груб.

Всё московское общество тоже за образец держит законы лести. Никто не может сказать того, что на самом деле думает, чувства проявлять тоже нельзя. Служат все они не делу, а персоне со всеми её глупостями и капризами, а о деле как раз забывают. Все любят посплетничать!

В общем, сердце, которое всегда говорит правду, мешает обществу, построенному лишь на притворстве.

Несколько интересных сочинений

  • Женские образы в романе Доктор Живаго Пастернака сочинение

    Раскрывая читателю историю жизни Юрия Живаго, Пастернак уделяет значительное внимание любовной сюжетной линии, в связи с чем в романе важны женские образы, отличающиеся неоднозначностью.

  • Иван Иванович в рассказе Старый гений Лескова сочинение

    Иван Иванович – человек с железной закалкой, обладающий «чином из четырнадцати овчин». Именно его вмешательство позволяет старушке-помещице вернуть дом в собственные владения. Он появляется в линии повествования только в третьей главе

  • Сочинение Человек и природа в сказке Кладовая солнца

    Еще с начала возникновения людей на планете, человек близко контактировал с окружающим миром. Ведь благодаря ней, человек всегда сыт и доволен, чист и согрет. Позже она открыла все свои природные ресурсы, создавая пригодные условия для жизни людей

  • Смешное и грустное в рассказах Чехова сочинение

    Знаменитый русский писатель Чехов Антон Павлович уже очень и очень давно считается одним из признанных мастеров отечественной литературы, которые способны объединить в своих произведениях мягкий лиризм, человеческую любовь и привязанность

  • Сочинение-рассуждение Собака друг человека

    Человек неразрывно связан с домашними питомцами. Ни одно десятилетие домашние питомцы живут под одной крышей с людьми. Самыми верными преданными друзьями являются собаки.