Open
Close

Герб романовых описание и значение. Французские короли и их гербы

Введение

Герб Романовых - фамильный герб дома Романовых. Составлен Б. В. Кёне в царствование императора Александра II и официально утверждён 8 декабря 1856 года .

1. Описание герба

«Герб Рода Романовых: в серебряном поле червленый гриф, держащий золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом; на чёрной кайме восемь оторванных львиных голов; четыре золотые и четыре серебряные.»

- "ПСЗ. Т.32. 1857. №31720"

2. История герба

Герб составленн первым руководителем Гербового отделения Департамента Герольдии Б.В. Кёне в царствование императора Александра II.

С момента прихода к власти (1613 год) династия Романовых пользовалась государственным гербом, т.е. двуглавым орлом, как личным. Во второй половине XIX века императорская семья пожелала обзавестись собственным родовым гербом. Б.В. Кёне, взяв за основу романовское предание и рисунок на прапоре (хранившемся в Оружейной палате) боярина Н. И. Романова создаёт герб, который получил Высочайшее утверждение 8 декабря 1856 г.. Б.В. Кёне заменил золотой цвет грифона с прапора на червлёный в серебряном поле в гербе.

2.1. Описание прапора Н. И. Романова

«Прапор середина тафта белая, вшит гриф тафта желтая, с мечом, в левой лапе держит клеймо, повыше клейма писан орлик чёрный, опушка вшита в червчатую тафту, тафта жёлтая. Откоски объярь черная, писаны главы львовы золотом и серебром, опушка тафта разных цветов»

Литература

    Таубе М.А. К истории герба дома Романовых // Гербовед. Июль. Спб., 1913.

    Петров П.Н. Юрьевы-Романовы // История российской геральдики / Н. Дубенюк. - М: Эксмо, 2009. - С. 201. - 576 с. - (Российская императорская библиотека). - 4000 экз. - ISBN 978-5-699-33485-8.

Список литературы:

    Родовой символ Романовых. В книге В.А. Лебедева "Державный орёл России" (М.: Родина, 1995. – ISBN 5-7330-0065-1. - С. 43; информация скопирована (без ссылки на Лебедева в Герб Романовых)) указывается, что герб Романовых был утверждён ещё в 1826 г. Однако другими источниками эта дата не подтверждается.

    Геральдика сегодня || Родовой символ Романовых

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/Герб_Романовых

С избрания шестнадцатилетнего Михаила Романова в 1613 году на царство, более двух веков цари дома Романовых пользовались государственным гербом (Двуглавым Орлом) как гербом также и личным, и родовым. Своего родового герба (в отличие от королей и императоров европейских, начиная с Древнего Рима, гербом которого являлся Золотой Орел: не двуглавый, в отличие от символа Византии – хотя Империя Рим с столицей в городе Риме находилась и в Европе и в Азии – а самым нормальным, единоглавым, как всё живое) у царей рода Романовых не было. Что прагматически было оправдано, поскольку Романовы в знатности уступали многим боярским родам, не будучи рюриковичами или же гедеминовичами. Равно как и чингизидами. Знатность которых с Ивана Калиты и до примерно царя Бориса (не Ельцина, Годунова), татарина по рождению, почиталась не ниже а выше чем рюриковичи. Что в государстве Чингизидов, раскинувшемся на два континента, даже после распада Великой Евразийской Монгольской Державы (столицу которого была в Пекин из степи перенесена чингизхановым внуком), для княжества, бывшего частью Империи, было совершенно естественно. Наличие Родового Герба Романовых и именных каждого Императора сразу бы привлекло внимание к недостаточной знатности рода, а это в свою очередь являлось потенциальным источником недовольств, толков, шептаний и попыток смены династии. Что, кстати сказать, происходило при каждом ослаблении Самодержавья Романовых. В Хованщину, в частности. И после смерти Петра Второго. А также после реформ Александра Освободителя: как крестьян от рабства освободил, так и начались покушения с целью изменения строя. Ну а 1905ом и 1917ом годах и говорить нечего, об этом все знают – а мы с Вами также и по своим судьбам.

Создать родовой герб Романовых сразу после подавления Восстания Декабристов задумал решительный молодой царь, двадцатидевятилетний Николай Первый. Решив перестать после двухсот лет правления Империей его предков стесняться собственной родословной, не из самых родовитых семей почитавшейся в геральдике, а также согласно разрядным книгам. По записям в которых можно было увидеть историю каждого рода, не только по именам и кто были родители каждого боярина и дворянина, но также и то, какое место занимал каждый его представитель на государевой службе начиная с первых представителей каждого боярского рода. Разрядные книги, которые невозможно было подделать и которые вели на Руси веками, по приказу сводного брата Петра Великого Федора Алексеевича, царствовавшего с 1675ого по 1682 год, были уничтожены (о коем деянии сына Алексея Михайловича, воистину можно сказать суперисверхисторическом, учебники Русской Истории не повествуют). Таким образом, уничтожение прошлого с целью его подмены и переписывания Истории в России не нововведение коммунистов (как можно подумать, читая учебники и либеральную прессу), а имеет древние (не только российские) корни.

Двухсотлетнюю «игру в прятки» Романовых со своей родословной Николай Первый решил прекратить. Сразу по вошествии на престол, решил показать, что абсолютно уверен в «природности» (она же священность а значит и неприкосновенность Властителей: и это после убийства отца и деда!) своей власти. Учредив (после двухсотлетней задержки) Герб Дома Романовых. Такова предыстория создания первого герба рода Романовых – она же и подоплека. Я говорю первого, потому за первым последовал и второй. Отличающийся от Николаевского Герба Дома Романовых кардинально. Что в геральдике, которая суперконсервативна, вообще то говоря странно. Если, конечно, смотреть не из Русь-Матушки (в которой к добру ли, или к тому, что противоположно добру, возможно решительно всё), а из «закостенелой» Европы. Именной Герб Романовых, созданный в 1826 году но не афишировавшийся в народе (что также, если «смотреть» из Европы, «немножечко» не стандартно, выглядел так:

Сразу после вошествия на престол Российской Империи сына Николая Павловича, Александра Второго, новый царь решил кардинально изменить родовой герб. Что в геральдике, повторим еще раз, абсолютно не принято – но в России Абсолютный Правитель, даже Освободитель и Либеральный, может повелеть абсолютно все! (повелеть – не значит превратить в явь, но повелеть может). Для создание Нового Герба Романовых (а также и других гербов) по приказу Государя было создано Гербовое отделение во главе с бароном Б.Кене. Вот как выглядел принятый Александром в качестве родового Герб Романовых новый герб рода:

Наряду с этим был принят и более полный, чем родовой дома Романовых, Его Императорского Величества Родовой Герб:

словесное описание которого таково: «Щит рассечённый. Вправо – герб рода Романовых: в серебряном поле червлёный гриф, держащий золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом, на чёрной кайме восемь оторванных львиных голов, четыре золотые и четыре серебряные. Влево - герб Шлезвиг-Голштинский: щит четверочастный с особою внизу оконечностью и малым в середине щитом. В первой червлёной части - герб норвежский: золотой коронованный лев с серебряною алебардою, во второй золотой части - герб шлезвигский: два лазуровые леопардные льва, в третьей червлёной части - герб голштинский: пересечённый малый щит, серебряный и червлёный, вокруг оного серебряный, разрезанный на три части, лист крапивы и три серебряные гвоздя с концами к углам щита, в четвёртой части - герб стормарнский: серебряный лебедь с чёрными лапами и золотою на шее короною, в червлёной оконечности - герб дитмарсенский: золотой с поднятым мечом всадник на серебряном коне, покрытом чёрной тканью, средний малый щит также рассечённый: в правой половине герб ольденбургский - на золотом поле два червлёные пояса, в левой - герб дельменгорстский - в лазуревом поле золотой, с острым внизу концом крест. Этот малый щит увенчан велико-герцогскою короною, а весь щит - королевскою.»

Красиво казалось бы и загадочно. Вот только одна мааааленькая деталь, если хотя бы немного вглядеться и вдуматься, поражает: НА ИМЕННЫХ ГЕРБАХ РОМАНОВЫХ – И ТОМ, КОТОРЫЙ БЫЛ УЧРЕЖДЕН НИКОЛАЕМ ПЕРВЫМ, И ТОМ, КОТОРЫЙ БЫЛ УТВЕРЖДЕН СЫНОМ ЕГО АЛЕКСАНДРОМ ВТОРЫМ, НЕТ НИ ОДНОЙ РУССКОГО СИМВОЛА. НИ ОДНОЙ РУССКОЙ ДЕТАЛИ, ГОВОРЯЩЕЙ О ТОМ, ЧТО ЭТО ГЕРБ НЕ КАКИХ-НИБУДЬ ЕВРОПЕЙСКИХ КНЯЗЕЙ ИЛИ ЖЕ КОРОЛЕЙ, А РУССКИХ ЦАРЕЙ. НИ ОДНОЙ РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЧЕРТОЧКИ, СИМВОЛА ИЛИ ИЗОБРАЖЕНИЯ, КОТОРЫЕ ДЛЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ГЕРАЛЬДИКИ ХАРАКТЕРНЫ, НЕТ НА ГЕРБАХ ДОМА РОМАНОВЫХ! НЕ СТРАННО ЛИ ЭТО ВАМ, ГОСПОДА РОССИЯНЕ, ЭЛЕКТОРАТ И ПРАВИТЕЛЬСТВО, БИЗНЕСМЕНЫ И БОМЖИ, ДОМОХОЗЯЙКИ И ПРЕЗИДЕНТ?!

Если кто-нибудь скажет: «так на геральдике национальных символов и не должно быть» – то он глубоко заблуждается. На малом гербе Российской Империи «двуглавом Орле» (ставшим Государственным Гербом, а не просто изображением на монетах, при Иване Грозном, а после распада Российской Империи а затем и СССР Гербом Федерации с минимальными изменениями вроде того, что попирающий змия всадник, как подчеркивается в описании, не является гербом Москвы, как на малом Гербе Российской Империи: разница, которую может заметить только специалист по геральдике) – национальных символов было несколько: держава и скипетр в лапах орла (впервые помещенные в герб при Алексее Михайловиче); три короны государей Российских с православным крестом над двумя орлиными головами, впервые появившиеся на большой печати Бориса Годунова, сохранившиеся на малых гербах России вплоть до 1917 года и вновь появившиеся на гербе Федерации без уточненья символики); ну и само собой разумеется, Герб Москвы на груди у Орла с двумя Головами. И все они – все до единого – с родового герба Романовых были удалены! Разве не поразительно?

Еще больше национальных символов было на Большом Гербе Российской Империи, принятого в самом начале царствования сына Александра Второго Александра Третьего.

Описание которого начинается так: «в золотом щите чёрный двуглавый орел, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но в большом виде, корона, с двумя развевающимися концами ленты Ордена Святого апостола Андрей Первозванного. Государственный орёл держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб московский: в червлёном с золотыми краями щите Святой великомученик и победоносец Георгий, в серебряном вооружении и лазуревой приволоке (мантии), на серебряном, покрытом багряною тканью с золотою бахромою, коне, поражающий золотого, с зелеными крыльями, дракона золотым, с восьмиконечным крестом наверху, копьём. Главный щит (с гербом Государственным) увенчан шлемом Святого Великого Князя Александра Невского» и так далее. Что ни символ – русский, национальный. А в родовом Гербе рода Романовых национальных символов нету ни одного! Все национальные символы Герба Российской Империи на Гербе Рода Романовых отсутствуют – точнее, удалены. Что не могло быть случайным. На Родовом гербе Романовых найдете и Шлезвиг-Голштинский герб, и герб норвежский, и герб Шлезвигский в дополнение к Шлевиг-Голштинскому («два лазуровые леопардные льва, в третьей червлёной части») и герб голштинский, и герб стормарнский, и герб дитмарсенский (что это за Дитмарсения эдакая равно как и Стормарния? А ведь, коли на герб Романовых поместили, а русские символы разместить не сочли нужным, значит Дитмарсения и Стормарния енти для «православных русских царей» была важнее чем вся Россия: а как еще понимать можно?) , герб ольденбургский, герб дельменгорстский (опять же: что за Дельменгория и почему она на родовом Гербе Русских Царей?). А также - «в лазуревом поле золотой, с острым внизу концом крест». Крест замечу, не православный, а удивительным образом напоминающий меч крестоносцев. Ну просто один в один меч-крест крестовых походов, заостренный кризу и с рукояткой… И весь этот щит-символ увенчан велико-герцогскою (не царскю – герцогскою) короною, а весь щит - королевскою. Не царскою – королевскою!!!

Не менее любопытно описание левой части щита (самим по себе являвшегося символом Рода Романовых, принятым по вошествии на престол Александра Второго): «Герб Рода Романовых: в серебряном поле червленый гриф, держащий золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом; на чёрной кайме восемь оторванных львиных голов; четыре золотые и четыре серебряные.» Кошмарный, если хотя бы немножко вглядеться, Герб. Не кого нибудь захудалого, а царей самой имперской империи Нового Времени! Босх отдыхает от этих апокалипсичных кошмаров, на гербе дома Романовых изображенных. Напоминающий дракона грифон (не поверженный, как на малом Гербе Российской Империи с двуглавым орлом, а триумфально живущий и шествующий), чьи то оторванные от тел головы… А кстати: чьи восемь голов оторваны? Почему словесного объяснения этих символов нет в официальных словесных описаниях родового герба Русских Царей, ни в энциклопедиях, ни учебниках? Может быть, в них содержалось предчувствие Александром предсказанной ему ужасной судьбы и семи покушений, последнее из которых его убьет? Но почему в таком случае голов не семь а восемь? Может, восьмая голова внука Александра Второго Николая Второго? Может быть, в них зашифровано прошлое Романовых, многих из которых, как известно, убили? Одна Екатерина «Великая» сразу двоих императоров укокошила: внука Петра Великого, он же и муж ЕЯ, Петра Третьего, и Ивана Антоновича, праправнука соправителя Петра Первого Ивана Пятого. Так может оторванные львиные головы об этих убийствах? Или же в них также предчувствуется будущая трагическая судьба – и самого Александра Второго, и рода? Кто отрывал головы и кому: Романовы или Романовым? Почему символика родового герба Романовых засекречена? Не меньше, чем, скажем, тайны Большевисткого Путча, в результате которого к власти пришел антибольшевик коммунист Ельцин, списки доносчиков КГБ и тайны застенков НКВД? Коль скоро потомки Романовых живы, почему бы им не рассекретить сию символику (коль скоро на патриотизм и даже на власть в каком-нибудь Будущем в Российской империи претендуют), а также всего навсего для того, чтобы не возникало новых вопросов к их предкам (которых и без того предостаточно). Причем трактовка символов на фамильном гербе Романовых (так же, как символом на гербе королей Англии и Испании, а также герба Любовиков в давно уже немонархической Франции) должна стать частью программ отечественной истории в школе. Коль скоро она ни много ни мало герб правивших Сверхдержавной Империей Императоров!

В чем цель удаления русских символов и деталей из Родового Герба Романовых (и Николаевского, и Александовского) состояла? Вопрос к читателям и знатокам. Выскажу собственное, основанное на здравом смысле предположение. Предоставив читателям и и экспертам по геральдике (если таковые не вымерли) высказать свои версии. А также поправить меня, если неправ.

Сказать, мне кажется, взирая на Родовые Гербы Дома Романовых. следует вот что. Российские Императоры чувствовали себя европейцами в значительно большей степени, чем русскими. Каковыми по крови и не были. В учебниках и литературе походя отмечается, что русской крови в каждом последующем поколении в русских царях было все меньше и меньше (уменьшившись в генах Николая Второго до 1/(2^7)=1/128. В действительности, «русские православные Государи» чувствовали себя русскими примерно в той же степени, в какой русской была их кровь. Европейские корни, дела и предки волновали их в несравненно большей степени, чем то, что происходит в вверенной их руководству стране. Примерно как назначенных по номенклатуре директоров предприятия, брошенных из Москвы например, в Казахстан (как Брежнев Хрущевым в 1954 году) или, как Маленков после свержения, электростанцией в Экибастузе. Начиная с Петра и до паденья династии, русские государи и подавляющее большинство членов дома Романовых сочетались браками с правящими династиями Европы. И ценили свои родственные связи с Европой выше, чем все, что происходило в России. И соответственно этому рассматривали Россию как вверенную им страну, которую считали принадлежащей ИМ (примерно как контроль собственности сегодня назначенными правительством олигархами, банкирами, генералами). Сами себя при этом русскими не считая.

Звучит дико, согласен. А как же иначе то понимать, взирая на Герб Рода Романовых, на котором нет ни одного русского символа, а вместо них множество символом европейских?

Другое дело, что то, что Россией начиная с дщери Петровой правили императоры с немецким (европейским) мировоззрением) может и хорошо. Пытались по крайней мере изменить Русь о которой древние русские летописи писали «Земля наша велика и обильна, но порядка въ ней нѣтъ , придите княжить и владѣть нами.» Вот и пришли княжить (царствовать): не из скандинавии, как Рюрик и его братья, а главным образом из Германии. Пытаясь в течение более двухсот лет наводить хоть какой то порядок. Другое дело – насколько это им удалось. Степень успешности двухсотлетнего проекта”наведения на Руси немецкого (европейского) порядка, и хоть какого нибудь, каждый может проверить, посмотрев программу «Врем» за любой день. Оглядевшись по сторонам, где бы ни на ходился. А также, так сказать, посмотрев в зеркало. А также на свою жизнь.

Звучит странно, непатриотично и диковато? Рад ошибиться. Но Фамильные Гербы дома Романовых, на которых размещено множество символов, казалось глядя из исторического удаления и вообще из России совершенно второстепенных, но с которых все русские символы тщательно удалены, вроде бы другой интерпретации не допускают. А Вы как считаете?

Интересная деталь. Правители, ставившие своим девизом "С нами бог!" заканчивали жизнь от острого отравления свинцом!

Что и говорить: нехорошо кончили после трехсот лет царствования.

Имея это в виду - а также и не имея - очень разумно вернуться к гербам Романовых и их символике. Что это за кошмарный грифон в центре щита? И что это за восемь жутких отрубленных голов, "четыре золотых и четыре серебряных" на гербе. Кем отрубленных и чьи это головы? Может кто-нибудь из историков знает.

Ну а если никто не знает, для писателей и кинематографистов самый что ни на есть замечательный повод предположить. Какой изобразительный ряд: Николай Первый, Александр Второй - и восемь сюжетов с отрубленными головами. Не считая прототипа грифона с высунутым языком. Кого или что символизирует этот монстр. Помещённый не где нибудь, а на самом видном месте герба "Православных Русских Царей", правившей Российской Империей три века династии.

Разрядные книги уничтожили в 1682-м году, потому что это был единственный способ покончить с местничеством, которое не смог искоренить даже Иван Грозный. Кстати об Иванах. Иван Антонович был не Пятый, а Шестой. Пятым был брат Петра Первого.

"Иван Антонович был не Пятый, а Шестой. Пятым был брат Петра Первого."

Так у меня ведь так и написано. "Екатерина “Великая” сразу двоих императоров укокошила: внука Петра Великого, он же и муж ЕЯ, Петра Третьего, и Ивана Антоновича, праправнука соправителя Петра Первого Ивана Пятого." Прежде чем поправлять кого то. не только меня, имеет смысл читать внимательнее то, что поправить хочется. Удачи!

"\\посмотрев программу “Врем”\\

У вас опечатка: последнее слово пишется "Врём""

Остроумно и почти гениально (даже Салтыков Щедрин был бы доволен!) исправили описку мою. Если б все описки так весело исправляли, жить было бы лучше
и вес елея

"Романовы в знатности уступали многим боярским родам". И что с того?
Романовы - очень могущественный род - стояли у истоков Смуты конца 16 - начала 17 в. Верные Годунову войска атаковали подворье Романовых за несколько часов до атаки войск Романовых на Кремль. Глава рода бежал в Речь Посполитую.
Романовы опекали Лжедмитрия и просили сейм Речи Посполитой атаковать Московию. Далее присягали Лжедмитрию Первому, Шуйскому, Джедмитрию Второму, королевичу Владиславу - и регулярно свою присягу нарушали, предавая в ответственный момент. Федор романов, отец Михаила, получил из рук самозванца Лжедмитрия Второго патриарший сан и использовал его для продвижения своего сынульки.
Среди изгнанных Вторым ополчением из Кремля бояр-предателей был и Михаил Романов. Он же стал и первым царем рода Романовых. Далее род постоянно пополнялся немецкими принцессами. Так с чего бы им иметь в геральдике русскую символику?

(комментарий скрыт)

Лаконичный и точный анализ.

И все же: после Вами сказанного триста лет прошло. Люди меняются, а о потомках и говорить нечего. И главное: Цари Всея Руси все таки. Ни много ни мало три века. И ни одного символа страны, которой самодержавно правили, в геральдике рода Романовых, которую создавали после двух веков царствования, вставить не нашли нужным. Этот не очень афишируемый факт (мне кажется, что на него до сих пор вообще ни разу внимания не обращали) должен озадачить Российское население. Кто руководил им во времена, которые сегодня вспоминаются с ностальгией.

И после. В правление кем то ненавидимых кем то прославляемых большевиков.
Вплоть до настоящего времени.
При всех переменах всего на свете.

Юрий, при всем приятии/неприятии Ваших размышлений замечу следующее.
Ваша фраза «Я говорю первого, потому за первым последовал и второй. Отличающийся от Николаевского Герба Дома Романовых кардинально. Что в геральдике, которая суперконсервативна, вообще то говоря странно.», мягко говоря, не соответствует действительности. Такое мог сказать только человек, абсолютно в геральдике несведущий. Сейчас поясню.
В геральдике не существует изобразительного эталона герба. Первичным является его описание (блазон). Каков же блазон Герба Дома Романовых?
В ПСЗ. Т.32. 1857. №31720 сказано:
«Гербъ Рода Романовыхъ: въ серебряномъ полѣ червленый грифъ, держащій золотые мечъ и тарчъ, увѣнчанный малымъ орломъ; на черной каймѣ восемь оторванныхъ львиныхъ головъ; четыре золотыя и четыре серебряныя».
Как видим, оба герба подпадают под этот блазон, то есть являются (с точки зрения геральдики) АБСОЛЮТНО ИДЕНТИЧНЫМИ.
Вы должны понимать, что ошибка в малом заставляет усомниться во всем ходе рассуждений.

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

(комментарий скрыт)

Уважаемый Раудулв, спасибо за отмеченную Вами неточность. Во времена Возрождения прежде чем публиковать книгу она подвергалась всестороннему обсуждению (не обязательно осуждению, а также обнаружению ошибок, неточностей и опечаток) и только после него пускалась в "тираж". Редакторами (а в какой то степени и соавторами) при этом являлась просвещенная аудитория, допущенная к обсуждению. Интернет возвращает нас к этой этике-практике. Описки и ошибки можно исправить. И если основное содержание книги (статьи, концепции) после этого не изменяется, обсуждается версия после внесенных поправок. Которые и внесу в текст. Благо на интернете это элементарно. Причем прошлые версии исчезают "бесследно" (что кстати, является гарантом необходимости в любом будущем наряду с электронными напечатанных на бумаге книг, в противном случае приоритет, скажем, научных статей, установить будет невозможно, все можно будет изменить включая подделку даты публикования).

Побуждающими меня мотивами публикаций на Эхе являются три.
1) распространение своих взглядов - в том случае, если никто подобного не высказывал.
2) создание дискуссионного клуба, являющегося уменьшенной моделью Страны поскольку в форуме принимают участие и находящиеся на содержании тролли, и националисты, и либералы, и граждане так сказать от сохи, и эрудиты (подобные Вам). При этом обсуждения (от 20 до 200 откликов) абсолютно непредсказуемы и ЯВЛЯЮТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ КОЛЛЕКТИВНО СОЗДАННЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ, которое автор не более чем модерирует. Жанр, которому кажется даже названия нет. Причем примерно в половине обсуждений моих статей (после сокращения) достойным того, чтобы быть обнародованным и читаться: с улыбкой, ужасом, интересом и прочея.
3) при обсуждении почти каждой статьи высказываются оригинальные мысли (достойные самостоятельного обнародования) а также соображения, которые способствуют улучшению и уточнению текста. Примером которых является Ваш комментарий.

Общую концепцию размышления и вывода Ваша поправка, абсолютно справедливая, как мне кажется, не изменяет. При сохранении описании герба Рода Романовых у Николая и Александра Первых в николаевском дизайне родового герба акцент делается на изумительной раме овальной форме, занимающей примерно половину площади. Поэтому Герб в целом выглядит милым, акцент с отрубленных голов и грифона снимается элегантным их обрамлением. Александр превратил овальную раму в щит, сделав грифона и отрубленные головы главным и единственным содержанием герба своего рода. Создав наряду с Родовым Гербом Романовых Родовой его Императорского Величества герб, а котором не просто нет, а подчеркнуто нет ни одного русского символа (в блазоне то есть описанье словами ""герб Шлезвиг-Голштинский: щит четверочастный с особою внизу оконечностью и малым в середине щитом. В первой червлёной части - герб норвежский: золотой коронованный лев с серебряною алебардою, во второй золотой части - герб шлезвигский: два лазуровые леопардные льва, в третьей червлёной части - герб голштинский: пересечённый малый щит, серебряный и червлёный, вокруг оного серебряный, разрезанный на три части, лист крапивы и три серебряные гвоздя с концами к углам щита, в четвёртой части - герб стормарнский: серебряный лебедь с чёрными лапами и золотою на шее короною, в червлёной оконечности - герб дитмарсенский: золотой с поднятым мечом всадник на серебряном коне, покрытом чёрной тканью, средний малый щит также рассечённый: в правой половине герб ольденбургский - на золотом поле два червлёные пояса, в левой - герб дельменгорстский - в лазуревом поле золотой, с острым внизу концом крест»"- то есть не православный крест, а крестообразный меч крестоносцев.

Еще раз благодарю за поправку.

Уважаемый Юрий, в ваши рассуждения закралось несколько ошибок.
Во-первых, династия Ольденбургов (а именно представители Голштейн-Готторпской ветви этой династии правили Россией с конца XVIII века) известна с 1091 года, а с 1448 и по сей день правит в Дании (в настоящее время Глюксбургская ветвь), и вряд ли её представители могли считать себя хоть сколько-нибудь ниже по происхождению, чем русская знать.
Во-вторых, герб именно этого дома (те самые ольденбургский, дельменгорский, сторманский, которые Вас возмутили) изображен справа (геральдически слева) в родовом гербе. И известен он дольше, чем в России узнали вообще, что есть такая наука-геральдика. Его не только не скрывали, но и публично публиковали (см “Манифест о полном гербе Всероссийской империи» Павла I, лист 10). Все эти земли располагаются в Дании и севере Германии. В знак того, что Голштейн-Готторпы там правили он увенчан герцогскими и королевскими коронами, соответствующими титулу Всероссийского Императора, как «…Герцога Голштейн-Готторпского…, Наследника Норвежского…».
Отказавшись от датских и германских владений ради России Романовы (так по повелению Елизаветы Петровны стали зваться Голштейн-Готторпы) и решили добавить в родовой герб русские символы. Этими символами стали эмблемы с прапора боярина Никиты Ивановича Романова, который одержал несколько важных побед в Ливонии. В знак победы русского оружия, поместившего туда грифона (древний символ защиты и верности), на щите держащего орла (двуглавого он там не мог разметить, это привилегия только царя), и отрубленные головы львов - шведов.
К тому же Вы привели в статье лишь сокращенные варианты этого герба, тогда как в полной версии он размещен на груди двуглавого орла.
В геральдике первенствующим является описание, из которого художник воспроизводит изображение, так что первый, названный Вами гербом Николая I, является совершенно идентичным второму. Причем это современный рисунок, для какой-то из множества иллюстрированных книг по истории России, ко временам Николая I он не может иметь отношения.

Уважаемый Мелалл, раз что Вы откликнулись на сделанное в статье приглашение тем, кто знает о геральдике намного больше меня высказать свои замечания, исправления, а при необходимости сообщить как обстоит дело на самом деле. Если бы в русской истории дело обстояло, как физике и математике, то есть стандартная модель соответствовала бы природе (тому, что имеет место), статьи, основанные не на профессионализме а на здравом смысле были бы не просто ненадобны а нелепы. Однако когда учебники учат, что Анна Иоановна немка на русском престоле (как учили в школе меня, тогда как она последняя русская по крови царица), или что Москва была форпостом борьбы с могнолами (и это при том, что в том же учебнике сказано, что именно Москва начиная с Калиты собирала для Орды дань с окрестных княжеств), и множество другого вранья, то основанные на здравом смысле выступления и статьи просто необходимы. Мне кажется что это касается и родового герба Романовых.

Смотрите. На малом гербе Российской Империи русских символов несколько от державы и скипетра в лапах Орла до герба Москвы с всадником и повергнутым змеем. В описании (блазоне) Большого Герба, начало которого в статье приведено, сплошь русские символы, которые так и записаны, как русские: ленты Ордена Святого апостола Андрей Первозванного, скипетр и держава святого Георгия Победоносца поражазившего дракона копьем, на груди орла герб московский: в червлёном с золотыми краями щите Святой великомученик и победоносец Георгий, поражающий дракона золотым копьём, Главный щит (с гербом Государственным) увенчан шлемом Святого Великого Князя Александра Невского... А на Родовом Гербах дома Романовых и на Родовом его императорского Величества гербе заведомо русских символов ни одного. Откуда такая разница? Ответ очевиден: государственные гербы (большой, средний и малый) предназначены для населения, а Герб Дома Романовых и родовой Герб Императора не афишировались, уверен что о них 99 или все 100 процентов современного российского населения не знаю. Так же как и в 19 веке не знали.

2. Спасибо за разъяснение эмблем и символов на Гербе Дома Романовых. Которые тем не менее оставляют немало вопросов. Почему какие то мелкие победы Н.И. Романова в Ливонии оказались важнее, чем множество побед русского оружия следом за этим, масштабами несравнимые? Почему какая то победа в Ливонии на гербе есть, а бородинской битвы и изгнания наполеона нет. Не странная ли логика в скрытой от народа геральдике?
Возможно восемь голов львов на гербе это отрубленные головы шведов (буду признателен если укажете источник этой информации, вовсе немаловажной). Но почему четыре серебряных и четыре золотых головы? Чьи это головы? Почему восемь? И почему именно головы шведов (срубленные видимо в Полтавской Битве) вошли в родовой герб Николая, в то время как Северная война продолжалась еще долгих 12 лет? И почему скажем, изгнание Наполеона при старшем брате Николая Павловича никак не отражено, а головы шведов, да еще серебряные и золотые, занимают примерно половину герба?

Ну а теперь относительно разъяснения деталей генеологии европейских родов. То, что именно они детально перечислены на Гербе, говорит о том, что я и подчеркивал: неафишируемое колоссальное значение, придаваемое "православными русскими царями" европейским родственным связям. Шведские головы, шведские родственники, победа (как Вы говорите) в Ливонии - а русские где?

Поскольку вопрос этот немаловажен, буду рад если Вы, а также предыдущий эрудированный комментатор (приводить неблагозвучные псевдонимы бессмысленно) продолжат дискуссию для того, чтобы взвешенная концепция была выработана.

Спасибо Вам за "неблагозвучный псевдоним". Raudulv (Rødulv, Рёдульв, Рыжий Волк) - не менее благозвучно, нежели ym4. И меня поиском по строке Raudulv найти гораздо легче, чем вас по ym4.
Теперь по существу.
«Почему какие то мелкие победы Н.И. Романова в Ливонии оказались важнее, чем множество побед русского оружия следом за этим, масштабами несравнимые? Почему какая то победа в Ливонии на гербе есть, а бородинской битвы и изгнания наполеона нет. Не странная ли логика в скрытой от народа геральдике?»
Да всего лишь потому, что герб - это не летопись, это изобразительное имя армигера. Вы же с каждым достигнутым успехом не меняете имя? Вы можете лишь добавлять к нему титулы - так и в геральдике герб (а это то, что мы видим внутри гербового поля, часто имеющего вид щита) может обрастать статусными атрибутами.
Поэтому изначально герб Романовых представлял собой кальку с прапора Никиты Романова. Толкование фигур на нем, приведенное уважаемым melall"ом - это т.н. "гербовая сказка", истинность которой сейчас подтвердить невозможно.
После брака Карла-Фридриха и Анны Петровны объединенная династия Романовы-Гольштейн-Готторпы получили новый герб - вот тот самый, объединенный. И обратите внимание: герб супруги (Романовых) находится справа, а герб супруга (Гольшейн-Готторпов) - слева, что твердо указывает на соотношение сторон.
По блазона Большого Герба. Сейчас передо мной лежит копия Манифеста о полном гербе Всероссийской империи (1800), со скан-копией Вы и сами можете ознакомиться на сайте geraldika.ru. Там герб блазонируется несколько иным образом, нежели приводимые Вами фрагменты. Это умышленное искажение?
И, наконец, если Вас действительно интересует тема Герба Романовых - милости прошу: http://sovet.geraldika.ru/article/4753.
----------------------
Термины "справа" и "слева" используются, естественно, геральдические - с точки зрения держащего щит.

Дорогой Рыжий Волк, если Вы сообщите ваше реальную фамилию и инициалы, буду рад выразить благодарность в статьях, если таковые появятя.

Ym4 когда то быть началом моего университетского эл адреса, я несколько раз просил редакторов удалить его перед моим именем в форуме так как сам сделать этого не могу, может сейчас удалят.

Теперь по сути сказанного Вами. Вы специалист по геральдике а я нет, поэтому могу только спрашивать и удивляться. Ну вот смотрите. Уважаемый и эрудированный г-н (или д-р) Мелалл утверждает (или же сообщает), что грифон на гербе Романовых в честь какой то победы Никиты Романова в ливонии. А головы - шведов.
Так что, дальше современников Ивана Грозного род Романовых вообще не прослеживается? Почему на герб попала эта совершенно незначительная победа, историей не зафиксированная, при том что родовой герб составлялся в 19 веке, когда под водительством Романовых было захвачено множество княжеств и стран, на родовой герб попала именно эта? Если мне скажут что так должно быть то я не поверю: на именном гербе Императора Александра Третьего, к примеру, много гербов завоеванных царств. Так же как на именном гербе Павла. А на именном гербе Романовых незначительная победа Никиты Иваныча.

Столь же странно ежели восем львиных голов символизируют шведов. Если тех, которых победили под полтавой, то известно, что Петр не казнил шведских генералов а "за учителей своих поднял заздравный кубок". Ну так почему же восемь отрубленных львиных голов шведские (если высокочтимый Мелалл не ошибся)? И почему четыре из них серебрянные а четыре золотые?

Независимо от ответов (которых с уважением жду) главный посыл статьи, по моему, неизменен. Малый и большие гербы России, наполненные символами, которые для народа бесспорно являются русскими, были предназначены для народа. А родовые гербы Романовых предназначены для Европы и их самих. Романовы, будучи не в состоянии похвастаться древностью рода, свою "природность" как государей, видимо, видели в том, что начиная с Петра Великого породнились со многими европейскими правящими домами. Имевшими древнюю высокоуважаемую генеологию. См. вопиющую разницу между родовыми гербами Романовых и гербами Государства Российского - большого, среднего, малого.

(комментарий скрыт)

Если верить Роберто Паласиосу, ссылку на статью которого я давал выше, прапор боярина Никиты Романова отнюдь не содержал восьми оторванных львиных голов. Вот его описание середины XII века: «Прапоръ середина тафта бѣлая, вшитъ грифъ тафта желтая, съ мечомъ, въ лѣвой лапѣ держитъ клеимо, повыше клейма писанъ орликъ черный, опушка вшита въ червчатую тафту, тафта желтая. Откоски объярь черная, писаны главы львовы золотомъ и серебромъ, опушка тафта разныхъ цвѣтовъ». После составления этого описания следы прапора теряются. Так что барон Бернгард Кене при составлении герба Романовых мог руководствоваться лишь этим описанием.
Р.Паласиос приводит и восстановленное по описанию изображение прапора (аргументацию см. в статье, она там достаточно исчерпывающа).
http://sovet.geraldika.ru/images/palas2.gif
С точки зрения геральдики желтый (золотой) грифон не мог присутствовать в белом (серебряном) поле - т.н. правило наложения. Кене заменил золотого грифона червленым и некорректно прочел фрагмент «писаны главы львовы золотомъ и серебромъ, опушка тафта разныхъ цвѣтовъ».
Цитирую статью:
Барона Кене подвели многие вещи: и непонимание русских обозначений вещей и изображений XVII в., и следование чисто западноевропейским подходам в русской геральдике, и, видимо, срочность исполнения «социального» заказа. Все это привело к достаточно посредственному результату, который, правда, в силу своего уже более чем векового существования, сам стал привычной исторической данностью.
В результате, явно второстепенные сюжеты, а именно грифон и львы, стали доминирующими, а грифон получил «статус» родовой эмблемы. Маленький же орел, почему-то с опущенными крыльями, из основной фигуры превратился в настолько заштатную, что в описании утвержденного герба даже забыли написать, что он черный. Видимо, по этой причине встречаются цветные изображения романовского герба с красным(!) орликом.
То есть при всем уважении к Melall"у я должен высказать недоумение об источнике его информации о шведских львиных главах.
Что же касается "родовые гербы Романовых предназначены для Европы"... Герб никогда не предназначался для какого-то конкретного географического региона. Назначение герба только одно: четко и ясно обозначить владельца (армигера). Для любого социума. На любой территории.
Ну и насчет вашего доп.вопроса. Rødulv - действительно псевдоним.
С уважением, Киселев Д.А.

(комментарий скрыт)

Уважаемый Юрий!
К сожалению, вчерашний мой коммент пропал в нетях. Ну, да за ЭХОм это водится, например, письмо о продолжении регистрации мне так и не пришло. (админы, это вам).
Жалеть о пропавшем комменте, право, не стóит, ибо он практически целиком состоял из ссылок на статью Роберто Паласиоса, ссылку на которую я на всякий случай повторю: http://sovet.geraldika.ru/article/4753. Почитайте, это снимет огромное количество вопросов, в том числе и развенчает миф о "восьми львиных головах шведов".
С уважением, Даниил Rødulv Киселев.

И да! Юрий, если Вас действительно интересует предложенная Вами тема - не сочтите за труд ознакомиться с появившимися в интернете (на геральдических сайтах) откликами.
Например, на сайте Союза возрождения геральдических традиций: http://forum.svrt.ru/index.php?showtopic=6578
С уважением.

(комментарий скрыт)

Уважаемый Д-р (или господин) Киселев,
Благодаря Вам я внимательно прочел статью Паласиоса. Уточните пожалуйста почему "миф о восьми львиных головах шведов" снимается - по моему вопросы только преумножаются после прочтения.

Итоговый комментарий, с благодарностями Вам и Мелаллу (имя и отчество которого также хотел бы узнать чтобы обращаться как это принято в цивилизованным обществе), я помещу ниже.

С уважением и наилучшими пожеланиями, Ю.М.

Уважаемый Юрий!
Но ведь Паласиос приводит восстановленное по описанию изображение прапора: там всего две львиные головы (по одной на каждой косице), и шиты они серебром и золотом - что вовсе не означает "одна золотая, другая серебряная", а скорее всего именно сочетание золотых и серебряных нитей в изображении каждой головы.
Барон же Бернгард (Борис Васильевич) Кёне при преобразовании прапора в герб руководствовался правилами европейской геральдики (а именно из нее выросла российская). Впрочем, насколько я вижу, по поводу работы Кёне и насчет русских символов Вам уже написал Мелалл.
По поводу обращения - Юрий Борисович (я не ошибся?)! Поскольку учеными степенями я не отмечен, обращение "д-р" излишне, равно как и добавление "г-н". Если Вы в диалоге будете обращаться ко мне просто по имени - честное слово, не обижусь. От этого, на мой взгляд, общение менее цивилизованным не станет.
Вообще же при общении вне профессиональной сферы (а я отнюдь не геральдист) я предпочитаю обращение Рёдульв. Но не настаиваю.
Восхождение грифона к прапору Никиты Романова выдуманная легенда, чтобы успокоить дворянство, которое отсутствием русских символов было возмущено. Аналогия с прапором Н.И. Романова притянута за уши. Мысль, что на Родовой Герб помещены маленькие победы в войне, в которой Россия потерпела катастрофическое поражение, и что грифон и львиные головы помещены как русские символы недоумком специалистом по гербовым делам (и еще меньше смыслившим Императором) унизительна для Романовых и русских специалистов по геральдике. На самом деле они все замечательно понимали. И сделали то что сделали: не разместили на гербе правящей династии ни одного русского символа совершенно сознательно.

Мне кажется, в таком виде все абсолютно логично. Оставляя содержание статьи (за исключением нескольких слов о значении голштинского герба, над которым историки.ру измывались) и ее концепцию неизменными.

Уважаемый Юрий, Вы, несомненно, правы, указывая на то, что среди широких слоев населения старались не афишировать немецкое происхождение правящей семьи. «Узким» же кругам - дворянству и интеллигенции эти факты были известны, но служили разве что поводом для создания анекдотов. Пример реакции на подобные откровения ныне можно наблюдать в интернете, масса зубодробительных конспирологических теорий, основанных на названиях Голлштейн и Готторп, подарит немало минут здорового смеха человеку знающему историю.
И правы в том, что данный герб выполнен в европейских традициях и по европейским лекалам (других геральдика просто не знает). Выполнен высококлассным европейским специалистом по геральдике бароном Кёйне. Который, увы, не был знатоком русской старины, и если и пробовал свои силы на поприще русской истории, то попадал впросак (за что стал героем массы уничижительных эпиграмм).
Дело в том, что, как ни смешно, но сам барон наполнял герб именно русскими, по его мнению, символами. Вобщем-то что считать исконными русскими символами вопрос спорный. В XIX веке медведь считался символом нерусских, языческих народов, а символом русских –орла, уподобление России медведю считалось страшнейшим оскорблением народа, а сегодня мы считаем мишку своим родным и исконным.
Грифон с головами являлся эмблемой не всех Романовых, а лишь указанного боярина Никиты Ивановича Романова. Почему он принял эти эмблемы доподлинно не известно. Жил он задолго до северной войны, побед под Полтавой и 1812 года. Свои победы (в историческом контексте не слишком заметные) он одерживал во время Ливонской воны и Смутного времени.
Сам по себе грифон - хорошо известный на Руси символ, часто встречается в отделке соборов (достаточно упомянуть хотя бы Церковь Покрова на Нерли), и на предметах домашнего обихода и украшениях. Львы изображены на гербе Швеции, с давних пор стали аллегорически обозначать эту страну на медалях и иных предметах пропаганды (взять хотя бы серию медалей, посвященную Северной войне).
Как выглядел этот прапор, никто не знает. Последним Романовым, который его доподлинно видел, был царь Михаил Федорович. Можно лишь предполагать, что все это выглядело очень далеко от европейского геральдического стиля середины XIX века и вполне в духе искусства Русского царства XVI-XVII веков.
В XIX веке привычная нам триада – государственные герб, гимн и флаг еще только начала складываться. Надо полагать, что попав впросак с гимном (музыкой русского гимна долгое время была английская «God save the King»), Николай I решил не только заменить гимн, но и «подтянуть» государственный герб под европейские нормы. Для чего и был приглашен выше упоминаемый Кёйне.
Нормой того времени было изображать на госгербе (по сути это еще не герб государства, а герб монарха) герб правящей династии. Поместить на грудь орла в центре щита, как это обычно делалось, было нельзя, там уже прочно обосновалась эмблема московских Рюриковичей - портрет царя на коне (во времена Екатерины II превратившейся в св. Георгия). Поэтому решено было поместить его внизу, под главным щитом (вон он, на Большом гербе Российской Империи внизу в центре). Но в этом гербе были только европейские символы Ольденбургов (ничего русского), потому решено было дополнить его чем-нибудь исконно русским.
Собственным символом Романовы не обзавелись, пока они были придворными при Рюриковичах, он был им не нужен, а когда стали царями, то использовали двуглавого орла с ездцом на груди. Вот и оказалось, что единственными эмблемами, какие были у них, оказались эмблемы этого всеми давно забытого боярина, совершившего что-то давно забытое в Ливонскую войну. Кёйне их и превратил в герб. Вне состава Большого герба он был дополнен двуглавым орлом – шитодержателем.
Герб этот использовался очень ограниченно, и лишь перед празднованием 300-летия Династии, стал популяризироваться. В качестве личных члены Императорского дома использовали различные вариации двуглавого орла. (комментарий скрыт)

//...уничтожение прошлого с целью его подмены и переписывания Истории в России не нововведение коммунистов (как можно подумать, читая учебники и либеральную прессу), а имеет древние (не только российские) корни.//

А это для вас новость?
Посмотрели бы на деяния приснопамятной комиссии графа Шувалова, результатом которой стал знаменитый труд Карамзина "История государства Российского". И почему вас не удивляет факт "случайного обнаружения" именно в это время "Слова о полку Игореве"?
Изъятие из ВСЕХ МОНАСТЫРЕЙ империи книг, записей, летописей, их переписывание в угоду царя-заказчика, уничтожение (естественно, воровство, присвоение, продажа). И все ради "правильной трактовки"...

Фальсификация истории - это обычный способ почти каждого русского царя, генсека или президента оправдать свой деспотизм и агрессивную имперскую политику.

"
А это для вас новость?
Посмотрели бы на деяния приснопамятной комиссии графа Шувалова, результатом которой стал знаменитый труд Карамзина "История государства Российского". И почему вас не удивляет факт "случайного обнаружения" именно в это время "Слова о полку Игореве"? "

Уважаемая Татьяна, я ничего об этом не знаю. Если вернетесь к этому форуму, буду признателен если напишете хотя бы немного подробнее.


Д-р Меллалл пишет "Дело в том, что, как ни смешно, но сам барон наполнял герб именно русскими, по его мнению, символами. Вобщем-то что считать исконными русскими символами вопрос спорный." А я задам другой вопрос: а наполнял ли Барон родовой герб Романовых русскими символами вообще? Потому что информация о том, что он "хотел" - но в блазоне не указал - связь с знаменем Никиты Романова - представляется пропагандой для народа, чтобы оправдать очевидное отсутствие русских символов на Родовом Гербе Романовых и Его Императорского Величества Родовом Гербе.

В самом деле. Грифон (существо с головой орла и телом льва) был известен начиная с Египта Фара1онов, древней греции, Рима. Грифоны изображены на многих католических церквях. Изображения Грифона являются частью символов Австрийской Империи. Ну так с чего собственно взяли, что этот грифон не римский или же католический, а русски Ведь в блазоне об этом ни слова!

Да и само идображение резко отличается от того, каким согласно описанию был флаг Ивана Романова. Там две головы льва (в дополнение к львиному телу Грифона) - очевидно живые! А тут восемь мертвых голов. Жутких, кошмарных. Чьих? Повотяю вопрос а Вам, эрудированным.

Ну а теперь допустим, что Грифон в самом деле символизирует символ Никиты Романова при победах в ливонской войне. Войне, в которой Россия мало того, что проиграла, а чуть ни привела к полному распаду страны и точно к Смутному времени. Ну и с чего бы это Александру Второму о таком бесславии напоминать на родовом гербе Императоров?

Далее. Это что ж получается, если верить трактовке Родового Герба, что у Романовых до 16 века не было подвигов? А главный - такой смехотворый, как какие то временные победы перед общею катастрофой в Ливонской войне? Во первых грустно, а во вторых совсем жуть.

Мне кажется, что несравненно естественнее воспринимать герб и блазон так как они выглядят и так как написаны. А именно: что на них нет ни одного русского символа. Что все напрашивающиеся русские символы (хотя бы держава и скипетр в лапах грифона - ничуть не хуже орлиных) и корона (будь то Мономаха, будь то Петра) с родового герба тщательно удалены. О чем и статья.

Как Вам кажется, высокоуважаемые специалисты? Что скажете?

Герб Романовых

В серебряном поле червленый гриф, держащий золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом; на чёрной кайме восемь оторванных львиных голов; четыре золотые и четыре серебряные.

До середины XIX века Романовы не имели личного герба, а пользовались государственным (двуглавым орлом). В 1856 году, в царствование , глава Гербового отделения Департамента Герольдии Б.В. Кёне составил для Романовых личный герб, который был утверждён 8 декабря того же года. За основу был взят золотой грифон с прапора Романовых, хранившегося в Оружейной палате.

Герб Романовых в соединении с гербом Гольштейн-Готторпов входил в большой герб Российской империи.

Романовы

Согласно родовому преданию предки Романовых выехали на Русь из Пруссии в начале XIV века. Однако некоторые историки считают, что предки Романовых были выходцами из Новгорода. Первым достоверным предком Романовых и ряда других дворянских родов считается Андрей Иванович Кобыла - боярин московского князя . У него также известен брат Фёдор Шевляга - родоначальник нескольких боярских родов (Трусовых, Воробьиных, Мотовиловых и Грабежовых). У Андрея Ивановича было пять сыновей: Семён Жеребец, Александр Ёлка, Василий Ивантей, Гавриил Гавша и Фёдор Кошка. Они явились родоначальниками многих русских дворянских домов.

Потомки Фёдора Кошки стали прозываться Кошкиными. Дети Захария Ивановича Кошкина стали Кошкиными-Захарьиными, а внуки - просто Захарьиными. От Юрия Захарьевича пошли Захарьины-Юрьевы, а от его брата Якова - Захарьины-Яковлевы. Дети Романа Юрьевича Захарьина-Юрьева именовались Захарьиными-Романовыми. Его внук Фёдор Никитич, отец царя , был первым, кто носил фамилию Романов.

Анастасия Романовна Захарьина была замужем за , а Никита Романович Захарьин был женат на дочери Александра Борисовича Горбатого-Шуйского, что давало Романовым повод говорить о своём родстве с . рассматривал бояр Романовых как прямых конкуретнтов, а потому во время Смуты Романовы подверглись опале: пять сыновей Никиты Захарьина-Романова были отправлены ссылку; вернулись только двое, включая будущего патриарха Филарета.

В 1613 году, по окончании смуты, бояре избрали царём юного , сына Фёдора Никитича (Филарета). Романовы правили Россией до 1917 года, сначала как цари, а после 1721 года - как императоры. Формально последним прямым потомком Михаила Романова на российском троне была , после чего на трон был возведён , сын Анны Петровны и Шлезвиг-Гольштейн-Готторпского герцога , из-за чего в зарубежных источниках последующих правителей России иногда называют Гольштейн-Готторп-Романовыми. Чтобы избежать подобных генеалогических хитросплетений, в 1796 году издал указ, предусматривающий престолонаследие строго по прямой мужской линии.

В XIX веке императорская семья крайне разрослась. Были приняты специальные законы - «Учреждения о Императорской Фамилии» 1799 и 1886 годов, регулирующие права и обязанности членов семьи, а также материальные аспекты их существования, в частности, был введён титул князь императорской крови для слишком дальнего потомства императора.

На начало 1917 года династия Романовых насчитывала 65 членов (в том числе 32 представителя мужского пола), 18 из которых (в том числе 13 мужчин) были убиты большевиками в 1918-1919 годах. Спасшиеся 47 человек оказались в изгнании за границей (в основном во Франции и США). В 1920-1930-х годах значительная часть представителей династии продолжала надеяться на крах советской власти в России и восстановление монархии. Во главе дома Романовых встал Кирилл Владимирович (внук ), провозгласивший себя императором Кириллом I. Главенство Кирилла было признано не всеми Романовыми на основании того, что не сразу одобрил брак двоюродного брата и на некоторое время лишил его права на престол, но позже изменил своё решение. На сыне Кирилла, Владимире Кирилловиче, мужская линия потомков пресеклась. Кроме того, брак Владимира Кирилловича с Леонидой Георгиевной Багратион-Мухранской по законам Российской империи считался неравнородным. Тем не менее, дочь Владимира Кирилловича Мария Владимировна считает себя единственной законной претенденткой на российский престол и главой "Российского императорского дома", в который кроме неё входит только её сын Георгий Михайлович. С этим не согласны остальные Романовы, входящие в "Объединение членов дома Романовых". Среди них есть прямые потомки по мужской линии, однако рождённые от морганатических браков (в эмиграции Романовы не блюли чистоту крови). Главой этой ветви дома Романовых является Дмитрий Романович Романов. Впрочем, в отличие от Марии Владимировны он ведёт себя более скромно и каких-либо претензий на российский императорский трон не выдвигает.

Представители династии Романовых

Император Всероссийский, великий князь Финляндский (Алексантери I), царь Польский (Александер I)
, император Всероссийский, царь Польский (Александер II), великий князь Финляндский (Алексантери II)
, император Всероссийский, царь Польский (Александер III), великий князь Финляндский (Алексантери III)
, русский царь
, императрица Всероссийская
, императрица Всероссийская

Приветствуем всех любителей французского языка и истории Франции! Сегодня мы поговорим на тему французских династий и их гербов.

Как Меровинги превратили Галлию во Францию? Что дали Франции короли из династии Каролингов и Капетингов? Как Валуа продолжили дело своих предшественников? Каким образом династия Бурбонов укрепила статус Франции среди других мировых держав? Какие гербы сопровождали королей на протяжении всей истории Франции?

Оставайтесь с нами, друзья, и вы узнаете, как короли заботились о своей стране, и какой была Франция при той или иной династии.

Меровингов можно назвать легендарной династией. Потому что истории о них окутаны тайнами и интересными, фантастическими историями. Меровинги происходят из франкских племен, от их легендарного предка Меровея. Главная сила этих королей заключалась в их длинных волосах. Это было и их отличительной чертой. Меровинги носили длинные волосы, и, Боже упаси! – не стригли их!

Франки верили, что у Меровингов есть сакрально-магическая сила, которая заключалась в длинных волосах и выражалась в «королевском счастье», олицетворявшем в себе благополучие всего франкского народа. Такая причёска отличала и отделяла монарха от подданных, носивших короткие стрижки, популярные в римскую эпоху и считавшиеся признаком низкого положения. Отсечение волос было тяжелейшим оскорблением для короля династии Меровингов. Кроме того, это означало потерю прав на обладание властью.

Первые короли Меровинги управляли государством согласно модели старой Римской империи. Под властью потомков Меровея королевство франков процветало. Во многих смыслах его можно сравнить с высокой цивилизацией Византии. Главным образом, светская грамотность при этих королях была более распространенной, чем спустя пять столетий. Грамотными были даже короли, если учитывать грубых, необразованных и неученых монархов Средневековья. Король Хлодвиг

Среди Меровингов стоит отметить особым вниманием Хлодвига I. Этот король отличался не только суровостью правления, но и мудростью поступков. Он принял христианство и крестился, его примеру последовали и остальные франки.

Династии Меровингов французская монархия обязана Салической правдой (автором которой по легенде является сам Меровей) – это был свод законов, по которым осуществлялось управление страны. Один из примечательных пунктов – править страной могут только мужчины. В XIV веке, когда возникнет вопрос о передаче престола Франции женщине, на свет Божий извлекут Салическую правду и укажут на закон о престолонаследии. Коннетабль Гоше де Шатийон произнесет знаменитую фразу, которая войдет в историю: «Негоже лилиям прясть!» И действительно, женщины во Франции не правили никогда (разве что, временно, в качестве регента).

Меровинги правили достаточно долго – с 481 по 751 год, то есть с конца V до середины VIII века.

Эмблемой или гербом Меровингов была лилия. В далёком V веке король Хлодвиг будучи ещё язычником, вместе со своим войском попал в западню между рекой Рейн и войском готов. От неминуемого поражения его спас жёлтый болотный ирис. Хлодвиг заметил, что заросли жёлтого ириса тянутся почти до противоположного берега, — а ирис растёт только на мелководье, — и король рискнул перейти реку вброд. Он одержал победу и в благодарность за спасение сделал этот золотой ирис своей эмблемой. Позже это изображение трансформировалось в лилию и стало называться Fleur-de-lys. Существует версия, что изображение лилии – это вариация пчелы, изображенной на раннем гербе Меровингов.
Королевская лилия

Les Carolingiens – Каролинги – Каролингская империя

Последние Меровинги спустили свою власть на своих мажордомов (что-то типа домоправителей). Но надо отдать им должное – они умели выбирать прекрасных мажордомов! Здесь стоит отметить славного Карла Мартелла, одержавшего ряд значительных побед в сражениях с врагами, а также Пипина Короткого, который впоследствии стал королем франков. Пипин Короткий

На собрании знатных франков в Суассоне Пипин спросил их: кто имеет право быть королем – тот, кто лишь номинально сидит на троне или тот, у кого в руках находится реальная власть? Франки склонились в сторону Пипина. Как видите, все честно. Последний Меровинг Хильдерик III был отправлен в монастырь, а Пипин стал королем. Он объединил всю Францию, от Ла-Манша до Средиземного моря (до этого при Меровингах она была разделена на несколько территорий). Пипин по праву может считаться основателем новой династии Каролингов.

Самой знаковой фигурой этой династии считается Карл Великий или Шарлемань, одержавший ряд значительных для франкского государства побед и основавший обширную империю, включавшую в себя территории Франции, Германии, Италии. Карл не только воевал, но и образовывал свою страну (смотрите на нашем сайте Каролингское возрождение). Орифламма — золотое пламя

Сыну Карла Людовику Благочестивому еще удалось удержать империю в ее границах, а вот внуки его уже разделили ее и правили отдельно.

Правление династии Каролингов прошло под знаком борьбы с норманнами. Норманны были северными племенами викингов. Каролинги усиленно отражали их набеги, то терпя поражение, то побеждая, пока, наконец, в IX веке королю Карлу III это все не надоело. Карл понимает, что просто так от норманнов не отделаться, если не принять окончательное решение. Он заключает союз с вождем норманнов Роллоном о том, что они прекращают свои набеги на Францию. Взамен на спокойствие Карлу пришлось выдать свою дочь замуж за Роллона и отдать норманнам северную территорию, которая потом будет называться Нормандией. А что поделать – это политика.

В гербе Каролингов также преобладала королевская лилия, но Карл Великий ходил в военные походы с орифламмой – специальная хоругвь с изображением золотого солнца на красном поле. Это был своеобразный штандарт, который впоследствии присутствовал и в сражениях других французских королей.

Les Capétiens — Капетинги – самая долгая династия

Герб династии Капетингов

Почему? Да потому, что Валуа и Бурбоны – это ветви династии Капетингов, все они происходят от Гуго Капета, основоположника династии.

Пожалуй, именно у династии Капетингов самые яркие представители королевской власти по уму, мудрости, таланту правления и достижениям. Здесь стоит отметить таких королей, как сам Гуго Капет, начавший развитие Парижа. Филипп II Август, Людовик IX Святой, Филипп III, Филипп IV Красивый, которые консолидировали государство, присоединили к Франции значительные территории, укрепили власть, развивали образование и культуру. Именно при Филиппе II Франция вернула свои территории, провинции Гиэнь и Аквитания, которые, находясь на территории Франции, принадлежали Англии.

Гербом Капетингов были три золотые Лилии на синем поле. Можно сказать, что именно при Капетингах лилия окончательно утверждается, как герб Франции.

Les Valois – Валуа – потомки Капетов

К сожалению, правление династии Валуа началось с трагических страниц Столетней войны. Эдуард III Английский написал письмо французскому королю Филиппу VI (первому королю из Валуа), в котором высказывал свои претензии на французский престол, будучи внуком Филиппа IV Красивого. К тому же, английским королям не давали покоя Гиэнь и Аквитания, когда-то принадлежавшие Англии. Само собой, это возмутило короля Франции. Никто не собирался уступать трон чужеземцу. Так началась Столетняя война, история которой обернулась для Франции настоящей трагедией.

К сожалению, Франция одерживала поражение за поражением, и если бы не Жанна д‘Арк, то неизвестно, чем бы все закончилось. Герб династии Валуа

Стоит сказать несколько слов о короле Карле V Мудром, который во время войны сумел навести порядок в стране, умудрился снизить налоги (это в то страшное военное время!), собрать и сохранить мощнейшую библиотеку по тем временам и вообще, нормализовать ситуацию в государстве. Кроме этого, он укрепил Париж, построив в нем Бастилию, а также ввел официальный герб Парижа. Славный Карл V Мудрый!

В династии Валуа много достойных правителей: это и Людовик XI, сумевший навести порядок и развить Францию после Столетней войны; это и Франциск I, значительно повысивший уровень культуры и науки в государстве.

Герб королей династии Валуа – все те же лилии, но не три, как при Капетингах, а множество лилий, усеявших синее поле.

Les Bourbons – Бурбоны – последние короли Франции

Династия Бурбонов также происходит от Капетингов и является родственниками династии Валуа. Первый представитель – король Генрих IV или Генрих Великий, деяния которого вошли в историю. Он прекратил религиозные распри между католиками и протестантами, значительно улучшил жизнь крестьян, провел множество нужных и полезных реформ в государстве. К сожалению, хороших правителей часто убивают, так и случилось с этим королем. Его убил католический фанатик Равальяк.

Среди Бурбонов выделяется Le Roi-Soleil – Людовик XIV, при котором Франция и французская монархия достигли своего апогея в развитии и в блистательном выделении на фоне других европейских держав.

Людовик XVI или Людовик Последний, поистине добрый король, который был настоящим отцом своему народу, закончил свои дни на гильотине, где он сложил голову за страну и народ.

Герб Бурбонов – те же золотые лилии, но уже на белом поле (белый – цвет французской монархии), только все гораздо величественнее, чем на предыдущих гербах королей.
Герб династии Бурбонов

Французской монархии уже давно нет, но золотая королевская лилия прошла через все перипетии истории и сохранилась на гербах многих городов и провинций.

«Герб Рода Романовых: в серебряном поле червленый гриф , держащий золотые меч и тарч , увенчанный малым орлом; на чёрной кайме восемь оторванных львиных голов; четыре золотые и четыре серебряные».

История герба

Герб составлен первым руководителем Гербового отделения Департамента Герольдии Б. В. Кёне в царствование императора Александра II . С момента прихода к власти (1613 год) династия Романовых пользовалась государственным гербом, то есть двуглавым орлом , как личным. Во второй половине XIX века императорская семья пожелала обзавестись собственным родовым гербом. Б. В. Кёне, взяв за основу романовское предание и рисунок на прапоре (хранившемся в Оружейной палате) боярина Н. И. Романова создаёт герб, который получил Высочайшее утверждение 8 декабря г. Б. В. Кёне заменил золотой цвет грифона с прапора на червлёный в серебряном поле в гербе.

Описание прапора Н. И. Романова

«Прапор середина тафта белая, вшит гриф тафта желтая, с мечом, в левой лапе держит клеймо, повыше клейма писан орлик чёрный, опушка вшита в червчатую тафту, тафта жёлтая. Откоски объярь черная, писаны главы львовы золотом и серебром, опушка тафта разных цветов».

Палаты бояр Романовых

Герб Романовых с изображением грифона был расположен на фасаде музея Палаты бояр Романовых , которые были превращены в музей при Александре II и претерпели «историческую» реставрацию в 1857-1858 гг. Реставрацию проводил академик архитектуры Фёдор Фёдорович Рихтер . Грифон находился над входной дверью северного фасада со стороны улицы Варварки. «В Советское время ниша была заделана, грифон снят и дальнейшая судьба этого памятника не известна. Во время реставрационных работ 1984-1991 гг. нишу раскрыли. Её предназначение выяснили в результате работы в архивах. Нашли ряд малоизвестных проектов Ф. Ф. Рихтера и фотографию 1913 года, на которой изображен император Николай II на фоне северного фасада палат, над входом хорошо виден грифон» .

В 2008 году потомки Ф. Ф. Рихтера - семья Черновых-Рихтеров и Пол Эдвард Куликовский , потомок сестры Николая II, финансово помогли реконструировать эти два рельефа с изображением геральдических грифонов на фасадах здания .

Герб Гольштейн-Готторп-Романовых

Соединённый герб Гольштейн-Готторп-Романовых входил в Большой Герб Российской империи .

Описание Родового Его Императорского Величества герба:

«Щит рассечённый.

  • Вправо - герб рода Романовых: в серебряном поле червлёный гриф, держащий золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом, на чёрной кайме восемь оторванных львиных голов, четыре золотые и четыре серебряные.
  • Влево - герб Шлезвиг-Голштинский: щит четверочастный с особою внизу оконечностью и малым в середине щитом.
    • В первой червлёной части - герб норвежский: золотой коронованный лев с серебряною алебардою,
    • во второй золотой части - герб шлезвигский: два лазуровые леопардные льва,
    • в третьей червлёной части - герб голштинский: пересечённый малый щит, серебряный и червлёный, вокруг оного серебряный, разрезанный на три части, лист крапивы и три серебряные гвоздя с концами к углам щита,
    • в четвёртой части - герб стормарнский: серебряный лебедь с чёрными лапами и золотою на шее короною,
    • в червлёной оконечности - герб дитмарсенский: золотой с поднятым мечом всадник на серебряном коне, покрытом чёрной тканью,
    • средний малый щит также рассечённый:
      • в правой половине герб ольденбургский - на золотом поле два червлёные пояса,
      • в левой - герб дельменгорстский - в лазуревом поле золотой, с острым внизу концом крест.

Этот малый щит увенчан велико-герцогскою короною…».

    Greater Coat of Arms of the Russian Empire 1700x1767 pix Igor Barbe 2006.jpg

    Большой герб Российской империи . Родовой герб расположен внизу

    Средний герб Российской Империи - герб Романовых.jpg

    Соединённый герб Гольштейн-Готторп-Романовых (фрагмент Большого герба Империи)

    RomanovsCoatRF.png

    Герб Романовых (бояр)

    Wappen Herzog zu Schleswig Holstein.jpg

    Герб Шлезвиг-Голштинский (Гольштейн-Готтропский)

    Crown of the Grand Duke of Luxembourg.svg

    Геральдическая корона великого герцогства Люксембургского, аналогичная использованной в этом гербе

Напишите отзыв о статье "Герб Романовых"

Литература

  • Таубе М. А. К истории герба дома Романовых // Гербовед. Июль. Спб., 1913.
  • Петров П. Н. Юрьевы-Романовы // / Н. Дубенюк. - М: Эксмо, 2009. - С. 201. - 576 с. - (Российская императорская библиотека). - 4000 экз. - ISBN 978-5-699-33485-8 . .

Ссылки

Примечания

Отрывок, характеризующий Герб Романовых

Приди, утиши муки моего мрачного уединения
И присоедини тайную сладость
К этим слезам, которых я чувствую течение.]
Жюли играла Борису нa арфе самые печальные ноктюрны. Борис читал ей вслух Бедную Лизу и не раз прерывал чтение от волнения, захватывающего его дыханье. Встречаясь в большом обществе, Жюли и Борис смотрели друг на друга как на единственных людей в мире равнодушных, понимавших один другого.
Анна Михайловна, часто ездившая к Карагиным, составляя партию матери, между тем наводила верные справки о том, что отдавалось за Жюли (отдавались оба пензенские именья и нижегородские леса). Анна Михайловна, с преданностью воле провидения и умилением, смотрела на утонченную печаль, которая связывала ее сына с богатой Жюли.
– Toujours charmante et melancolique, cette chere Julieie, [Она все так же прелестна и меланхолична, эта милая Жюли.] – говорила она дочери. – Борис говорит, что он отдыхает душой в вашем доме. Он так много понес разочарований и так чувствителен, – говорила она матери.
– Ах, мой друг, как я привязалась к Жюли последнее время, – говорила она сыну, – не могу тебе описать! Да и кто может не любить ее? Это такое неземное существо! Ах, Борис, Борис! – Она замолкала на минуту. – И как мне жалко ее maman, – продолжала она, – нынче она показывала мне отчеты и письма из Пензы (у них огромное имение) и она бедная всё сама одна: ее так обманывают!
Борис чуть заметно улыбался, слушая мать. Он кротко смеялся над ее простодушной хитростью, но выслушивал и иногда выспрашивал ее внимательно о пензенских и нижегородских имениях.
Жюли уже давно ожидала предложенья от своего меланхолического обожателя и готова была принять его; но какое то тайное чувство отвращения к ней, к ее страстному желанию выйти замуж, к ее ненатуральности, и чувство ужаса перед отречением от возможности настоящей любви еще останавливало Бориса. Срок его отпуска уже кончался. Целые дни и каждый божий день он проводил у Карагиных, и каждый день, рассуждая сам с собою, Борис говорил себе, что он завтра сделает предложение. Но в присутствии Жюли, глядя на ее красное лицо и подбородок, почти всегда осыпанный пудрой, на ее влажные глаза и на выражение лица, изъявлявшего всегдашнюю готовность из меланхолии тотчас же перейти к неестественному восторгу супружеского счастия, Борис не мог произнести решительного слова: несмотря на то, что он уже давно в воображении своем считал себя обладателем пензенских и нижегородских имений и распределял употребление с них доходов. Жюли видела нерешительность Бориса и иногда ей приходила мысль, что она противна ему; но тотчас же женское самообольщение представляло ей утешение, и она говорила себе, что он застенчив только от любви. Меланхолия ее однако начинала переходить в раздражительность, и не задолго перед отъездом Бориса, она предприняла решительный план. В то самое время как кончался срок отпуска Бориса, в Москве и, само собой разумеется, в гостиной Карагиных, появился Анатоль Курагин, и Жюли, неожиданно оставив меланхолию, стала очень весела и внимательна к Курагину.
– Mon cher, – сказала Анна Михайловна сыну, – je sais de bonne source que le Prince Basile envoie son fils a Moscou pour lui faire epouser Julieie. [Мой милый, я знаю из верных источников, что князь Василий присылает своего сына в Москву, для того чтобы женить его на Жюли.] Я так люблю Жюли, что мне жалко бы было ее. Как ты думаешь, мой друг? – сказала Анна Михайловна.
Мысль остаться в дураках и даром потерять весь этот месяц тяжелой меланхолической службы при Жюли и видеть все расписанные уже и употребленные как следует в его воображении доходы с пензенских имений в руках другого – в особенности в руках глупого Анатоля, оскорбляла Бориса. Он поехал к Карагиным с твердым намерением сделать предложение. Жюли встретила его с веселым и беззаботным видом, небрежно рассказывала о том, как ей весело было на вчерашнем бале, и спрашивала, когда он едет. Несмотря на то, что Борис приехал с намерением говорить о своей любви и потому намеревался быть нежным, он раздражительно начал говорить о женском непостоянстве: о том, как женщины легко могут переходить от грусти к радости и что у них расположение духа зависит только от того, кто за ними ухаживает. Жюли оскорбилась и сказала, что это правда, что для женщины нужно разнообразие, что всё одно и то же надоест каждому.
– Для этого я бы советовал вам… – начал было Борис, желая сказать ей колкость; но в ту же минуту ему пришла оскорбительная мысль, что он может уехать из Москвы, не достигнув своей цели и даром потеряв свои труды (чего с ним никогда ни в чем не бывало). Он остановился в середине речи, опустил глаза, чтоб не видать ее неприятно раздраженного и нерешительного лица и сказал: – Я совсем не с тем, чтобы ссориться с вами приехал сюда. Напротив… – Он взглянул на нее, чтобы увериться, можно ли продолжать. Всё раздражение ее вдруг исчезло, и беспокойные, просящие глаза были с жадным ожиданием устремлены на него. «Я всегда могу устроиться так, чтобы редко видеть ее», подумал Борис. «А дело начато и должно быть сделано!» Он вспыхнул румянцем, поднял на нее глаза и сказал ей: – «Вы знаете мои чувства к вам!» Говорить больше не нужно было: лицо Жюли сияло торжеством и самодовольством; но она заставила Бориса сказать ей всё, что говорится в таких случаях, сказать, что он любит ее, и никогда ни одну женщину не любил более ее. Она знала, что за пензенские имения и нижегородские леса она могла требовать этого и она получила то, что требовала.
Жених с невестой, не поминая более о деревьях, обсыпающих их мраком и меланхолией, делали планы о будущем устройстве блестящего дома в Петербурге, делали визиты и приготавливали всё для блестящей свадьбы.

Граф Илья Андреич в конце января с Наташей и Соней приехал в Москву. Графиня всё была нездорова, и не могла ехать, – а нельзя было ждать ее выздоровления: князя Андрея ждали в Москву каждый день; кроме того нужно было закупать приданое, нужно было продавать подмосковную и нужно было воспользоваться присутствием старого князя в Москве, чтобы представить ему его будущую невестку. Дом Ростовых в Москве был не топлен; кроме того они приехали на короткое время, графини не было с ними, а потому Илья Андреич решился остановиться в Москве у Марьи Дмитриевны Ахросимовой, давно предлагавшей графу свое гостеприимство.
Поздно вечером четыре возка Ростовых въехали во двор Марьи Дмитриевны в старой Конюшенной. Марья Дмитриевна жила одна. Дочь свою она уже выдала замуж. Сыновья ее все были на службе.
Она держалась всё так же прямо, говорила также прямо, громко и решительно всем свое мнение, и всем своим существом как будто упрекала других людей за всякие слабости, страсти и увлечения, которых возможности она не признавала. С раннего утра в куцавейке, она занималась домашним хозяйством, потом ездила: по праздникам к обедни и от обедни в остроги и тюрьмы, где у нее бывали дела, о которых она никому не говорила, а по будням, одевшись, дома принимала просителей разных сословий, которые каждый день приходили к ней, и потом обедала; за обедом сытным и вкусным всегда бывало человека три четыре гостей, после обеда делала партию в бостон; на ночь заставляла себе читать газеты и новые книги, а сама вязала. Редко она делала исключения для выездов, и ежели выезжала, то ездила только к самым важным лицам в городе.