Open
Close

Татьяна ларина пушкинский идеал русской женщины. Татьяна - милый идеал

«Жизнь Татьяны -- страдание, ибо весь ее облик, ее чувства и мысли находятся в противоречии с окружающим ее миром. Пушкин умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества», -- отмечал Белинский в критической статье. Я думаю, что с этими словами критика согласятся все, ведь никто, кроме Пушкина, не умел так красочно описать жизнь русского общества на столь интересной стадии развития. Роман А. С. Пушкина оказал огромное влияние на современную ему и последующую литературу. «Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор».

С кого же нарисован "Татьяны милый идеал?" До сих пор идут споры об этом. Одни литературоведы утверждают, что это Мария Раевская, вышедшая замуж за Волконского и разделившая его судьбу в Сибири. Другие утверждают, что это жена декабриста Фонвизина. Ясно лишь одно: образ Татьяны Лариной это художественное явление русской литературы. Пушкинская характеристика Татьяны говорит о том, что даже в великолепной светской жизни она сумела сохранить свою личность, достоинство, естественность, благородную простоту, которая пленяет в ней даже чопорную, высокомерную знать.

Беспечной прелестью мила,

Она сидела у стола

С блестящей Ниной Воронскою,

Сей Клеопатрою Невы.

"Беспечная прелесть" Татьяны -- это маска, которую она носит с поразительной естественностью, ибо этого требуют суровые законы света. Здесь неуместны открытость чувств, внешние проявления страстей и переживаний. Это прекрасно понимает Татьяна своим умным и чутким сердцем. Принимая правила игры, она становится образцом "безупречного вкуса", облагораживая своим присутствием даже пустой светский разговор.

Перед хозяйкой легкий вздор

Сверкал без глупого жеманства,

И прерывал его меж тем

Разумный толк без пошлых тем...

Вначале может показаться, что Татьяна удовлетворена своей роскошной жизнью, своим светским успехом. Но откровенный разговор с Онегиным убеждает нас в том, что это не так. В великолепной княгине живет прежняя Татьяна, тоскующая о милом деревенском доме, о зеленых дубравах, привольных полях. Она называет светскую жизнь "ветошью маскарада", которую с радостью бы отдала "за полку книг, за дикий сад". Но Татьяна прекрасно понимает, что ее желание несбыточно, ибо она сама связала себя обещанием, данным нелюбимому мужу. И расплачиваться за эту ошибку она должна сама, неукоснительно выполняя роль верной жены и хозяйки дома, подавляя в себе чувства к любимому человеку

В последнем разговоре с Евгением Татьяна не унижается до лжи, она по-прежнему честна с ним, но принять его любовь не может, так как не способна и предать своего мужа, который "в сраженьях изувечен" и который окружил ее вниманием и заботой. Ответ Татьяны произвел переворот в душе Онегина.

Она ушла. Стоит Евгений,

Как будто громом поражен.

Именно в таком состоянии оставляет Пушкин своего героя "надолго... навсегда". Гениальна развязка сюжета. Откровенность и "открытость" слов Татьяны поражают героя. Она не кокетничает и не лукавит. Она в немногих словах раскрывает ему свою душу. Татьяна живет не только сердцем, но и душою, и не может предать человека, который верит ей и любит ее. Долг, честь, добродетель для нее выше личного счастья, которое сейчас можно построить только на несчастье близкого человека. Верность долгу, верность мужу вопреки живому чувству любви делают образ Татьяны необыкновенно притягательным. Невозможно не восхищаться благородством Татьяны, ее мужеством и силой духа.

Почему же после этого разговора Евгений стоит "как будто громом поражен"? Наверное, потому, что только теперь он открыл настоящую Татьяну, впервые увидел ее нравственную силу, ее духовную красоту и тут же потерял, навсегда.

Несмотря на духовную эволюцию Татьяны, она сохранила свою индивидуальность, свои лучшие качества, но вместе с тем навсегда утратила черты наивной девочки, познающей мир по книгам. Теперь она приобрела реальный, критический взгляд на жизнь, который открыл ей пустоту и бесцельность светского Петербурга, научил ее владеть своими чувствами, дал ей силу любить и скрывать свою любовь и быть верной супружескому долгу. Об этом замечательно сказал великий русский писатель Ф. М. Достоевский, рассуждая над мотивами поступка Татьяны: "А разве может человек основать свое счастье на несчастии другого? Счастье не в одних только наслаждениях любви, а в гармонии духа". Именно эта "гармония духа" и составляет сущность характера Татьяны и делает пушкинскую героиню "милым идеалом", одним из самых привлекательных и ярких женских образов русской и мировой литературы.

Очень важна эта строка -- «без подражательных затей». Татьяне незачем кому-то подражать, она сама по себе личность, и в этом сила ее обаяния, вот почему «и нос и плечи подымал вошедший с нею генерал». Он по праву гордился своей женой.

Татьяна равнодушна к светской жизни. Она видит фальшь, царящую в высшем петербургском обществе. Татьяна красива и внешне, и внутренне, у нее проницательный ум, потому что, став светской дамой, она быстро дала оценку аристократическому обществу, в которое попала. Ее возвышенная душа требует выхода. Пушкин пишет: “Ей душно здесь... она мечтой стремится к жизни полевой”.

Она имела возможность испить горькую чашу барышни, вывезенной на “ярмарку невест”, пережив крушение своих идеалов. Она имела возможность в московских и петербургских салонах, на балах внимательно понаблюдать за людьми типа Онегина, глубже понять их незаурядность и эгоизм.

Татьяна -- та решительная русская женщина, которая могла бы пойти за декабристами в Сибирь. Все дело в том, что Онегин не декабрист. В образе Татьяны Лариной Пушкин показал проявление независимого женского характера, только в области личных, семейных, светских отношений. Впоследствии много русских писателей -- Тургенев, Чернышевский, Некрасов в своих произведениях ставили вопрос о правах русской женщины, о необходимости ее выхода на широкую арену общественно-политической деятельности. У каждого писателя есть книги, где он показывает свой идеал женщины. Для Льва Толстого -- это Наташа Ростова, для Лермонтова -- Вера из “Героя нашего времени”, у Пушкина -- это Татьяна Ларина. В нашей современной действительности облик "милой женственности" приобрел несколько другую канву, женщина более деловая, энергичная, ей приходится решать много проблем, но суть души русской женщины остается прежней: гордость, честь, нежность все то, что так ценил Пушкин в Татьяне.

В нашей современной действительности облик “милой женственности” приобрел несколько другую канву, идеалом видится женщина более деловая, энергичная, ведь ей приходится решать так много проблем, но суть души русской женщины остается прежней: гордость, честь, нежность -- все то, что так ценил Пушкин в Татьяне.

Как Онегину немила его «постылая свобода», так и Татьяна тяготится мишурой «постылой жизни».

Судьба Татьяны трагична. Жизнь принесла ей много разочарований, она не нашла в жизни того, к чему стремилась, но не изменила себе. Это очень цельный, сильный, волевой женский характер.

В последней строфе романа читаем строки: «А та, с которой образован Татьяны милый идеал... О много, много рок отъял». А. С. Пушкин восхищается своей героиней.

С кого же написан «Татьяны милый идеал?» До сих пор идут споры об этом. Одни литературоведы утверждают, что это Мария Раевская, вышедшая замуж за Волконского и разделившая его судьбу в Сибири. Другие утверждают, что это жена декабриста Фонвизина. Ясно лишь одно: образ Татьяны Лариной стоит в ряду наиболее ярких женских образов русской литературы. Роман А. С. Пушкина оказал огромное влияние на современную ему и последующую литературу. «Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет «Онегина»: как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор».

Роман заканчивается очень грустно, потому что очень хоче?ся, чтобы люди, по-настоящему близкие друг другу, были счастливы. Но в трагичной концовке больше правды и знания жизни, которая далеко не всегда быстро и точно удовле?воряе? наши желания.

"Евгений Онегин" -- философский роман, роман о смысле жизни. В нем Пушкин поднимает проблемы бытия, размышляет о том, что такое добро и зло. И если жизнь Онегина бессмысленна, он сеет зло. смерть, безразличие вокруг себя, то Татьяна -- личность цельная, гармоничная, а смысл своей жизни она видит в любви, в выполнении своего долга перед мужем. Героиня не способна порвать узы брака с человеком, за которого она вышла. Кем бы он ни был она никогда не причинит ему боль. Это в очередной раз доказывает ее духовное превосходство над окружающими, ее верность, преданность своему мужу. Примирившись с суровыми законами жизни, лишавшими человека счастья, Татьяна вынуждена бороться за свое достоинство, проявляя в этой борьбе бескомпромиссность и присущую ей моральную силу. Именно в этом заключается высокая нравственность Татьяны. Открытие такого характера русской женщины, как Татьяна, с ее готовностью защищать себя и свои нравственные убеждения было громадной художественной победой Пушкина.

Роман Пушкина заканчивается очень грустно, потому что очень хочется, чтобы люди, по-настоящему близкие друг другу, были счастливы. Но в трагичной концовке больше правды и знания жизни, которая далеко не всегда быстро и точно удовлетворяет наши желания. Наблюдение за судьбой и взаимоотношениями героев очищае? нас, обогащае? наши чувства и душу, поскольку в образе Евгения Онегина Пушкин отобразил хоть и?ипичного, но совсем не заурядного своего современника, а образ Татьяны Лариной на долгие десятиле?ия остане?ся идеалом русской женщины. Сам поэт считал образ Татьяны "идеальным" положительным образом русской женщины. Проходят эпохи, меняются мода, увлечения, общественные условия и законы, но всегда будут в чести те душевные качества, которые делают Татьяну Ларину и других "пушкинских девушек" милыми и привлекательными: благородство, чистота, верность.

Татьяна Ларина открыла собой галерею прекрасных образов русских женщин, нравственно безупречных, верных долгу, ищущих содержательной жизни.

Такова Ольга Ильинская в романе Гончарова "Обломов", тургеневские героини: Наталья из "Рудина", Елена из "Накануне", жены декабристов, воспетые Некрасовым.

Я считаю, что "Татьяны милый идеал" и в наше время не потерял своей свежести и чистоты. Образ пушкинской героини учит современных девушек верности избраннику, нравственной чистоте, жертвенности во имя любви. Не сомневаюсь, что немало молодых людей и сегодня восхищаются нежным образом Татьяны за ее светлый ум, чистоту души, красоту помыслов и поступков. Татьяна Ларина - заложница собственной гордости, собственного чувства долга. Она не может переступить через себя, и Пушкин, и читатели ее за это уважают. При этом, несмотря на сложную эволюцию этого образа, как и образа Онегина, она остается совершенством и идеалом женственности, которого ни один Онегин не достоин.

В истории русской литературы важная роль Пушкина состоит в том, что он первый дал художественные образцы поэтического воспроизведения русской действительности, находя в ней богатый и разнообразный материал.

Пушкин явил миру роман «Евгений Онегин». Ни в одном произведении до Пушкина русская жизнь не была представлена столь полномасштабно, как в романе «Евгений Онегин».

План к сочинению «Татьяны милый идеал»

I. Вступление
Роман «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в стихах о русской жизни

II. Татьяна Ларина – лучший образ романа
1. Воспитание, образование Татьяны
2. Черты характера
3. Любовь к Онегину
4. Почему Татьяна — «милый идеал» поэта?
5. Моё отношение к Татьяне

III. Заключение
Обобщающие положения, выводы

Сочинение «Татьяны милый идеал»
В истории русской литературы важная роль Пушкина состоит в том, что он первый дал художественные образцы поэтического воспроизведения русской действительности, находя в ней богатый и разнообразный материал.

Пушкин явил миру роман «Евгений Онегин». Ни в одном произведении до Пушкина русская жизнь не была представлена столь полномасштабно, как в романе «Евгений Онегин». Автор показал нам высший свет, крестьянскую деревню, быт и нравы своих современников. В романе он соприкоснулся с судьбами молодых людей эпохи декабризма, он показал взаимоотношения мужчины и женщины, общества и индивида. На всё он откликнулся, как звучное эхо.

Пушкин написал роман в стихах – и в этом его большая заслуга. В прозе написать о жизни проще. Пушкин же замахнулся на создание произведения, «в котором отразился век и современный человек» — в стихах, что гораздо сложнее.

При чтении любого романа зачастую делается акцент на женские образы. В романе «Евгений Онегин» наиболее полно, цельно, с любовью выписан образ Татьяны Лариной.

Знакомство с семнадцатилетней провинциальной барышней Татьяной, дочерью помещиков Лариных, происходит во второй главе романа. Мы сразу же замечаем, насколько тепло автор отзывается о Татьяне. Он рассказывает о ней милым и простым языком.

Какая она Татьяна? Задумчивая, молчаливая, спокойная, мечтательная, радующаяся картинкам природы:

«Она любила на балконе
Предупреждать зари восход…»

Родители воспитанием Татьяны не занимались. Мать девушки – простодушная помещица Ларина. В ней много наивного и грубого, но злобы нет. Отец Татьяны – не глуп, но и не совсем умен. Он сам «не читая никогда» ровно ничего, не заботился и о том, «какой у дочки тайный том дремал до утра под подушкой».

Надо сказать, что Татьяне «рано нравились романы, они ей заменяли всё». Одним из излюбленных авторов Татьяны был английский писатель Ричардсон, родоначальник «чувствительной» литературы. Настоящая жизнь в его романах была представлена крайне однобоко. Либо идеал – привлекательный характер добродетельного человека, либо, в пику ему — мрачный злодей. И тот и другой образы далеки от реалий жизни. При чтении романов подобного рода у Татьяны сформировался некий стереотип — жизненный идеал, совершенно не похожий на типаж реальной действительности. Татьяна, видя, что её представления (почерпнутые в книгах), не совпадают с реальной жизнью, замыкается в себе, отворачивается от действительности. В дальнейшем за свой идеал Татьяна принимает Онегина. Именно он показался ей совершеннее, умнее, добрее других.

Но пока Татьяна с Онегиным не знакома, а мы вернёмся к вопросам её воспитания. Няня Татьяны (вот чья душа была истинно хорошей) — добрая и простая. К образу няни Филипьевны автор обращается в третьей и в финальной, восьмой главе. Именно няня для Татьяны – родная душа. Хотя она – не её сословия, обычная крепостная крестьянка. Образ няни — настоящий, он наделён народной житейской мудростью.

Вообще мотивы всего настоящего, русского привносятся в роман именно с образом Татьяны. В отображении характера Татьяны Пушкин впервые художественно применил принцип всестороннего реалистического обобщения.

Черты народности, свойственные типажу Татьяны, донесены до нас не только посредством прямых описаний и оценок, но и с помощью специальных задумок автора, для чего введены создающие особое настроение пейзажные зарисовки, своеобразные мотивы. Всё это располагает к более правильному восприятию образа Татьяны, приближенному ко всему родному, к национальным корням.

Умела Татьяна любить. И уж если такая целостная натура, как Татьяна полюбит, то всей душой. Её любовь — Евгений Онегин, человек серьёзный и умный. Но, к сожалению, не обладающий достаточной силой воли, чтобы решительно покончить с прежней жизнью (пустой и бесцельной), и твёрдо взяться за свою нравственную переработку. И не на словах, а на деле показать себя стоящим человеком.

Почему Татьяна обратила внимание на Онегина? Дело в том, что она сразу же заметила его превосходство над людьми того круга, в котором она вращалась. Для молодой, не искушенной в любовных завязках и развязках провинциальной девушки, этого оказалось достаточно, чтобы разглядеть в Онегине человека, похожего на героев романов Ричардсона. Такой герой подсознательно давно уже завоевал её сердце.

Татьяна пишет Онегину письмо, в котором признаётся в своих чувствах. Это письмо «свело с ума всех русских читателей». Но только не Онегина. Он не впечатлился. Он даже и представить не мог, чтобы найти в себе ответные чувства к наивной, провинциальной барышне. Он отверг любовь Татьяны.

Онегин исчез на время из её жизни.

Но, как это часто бывает, ситуации в жизни повторяются, только с точностью до наоборот. Проходит время, и вот уже Татьяна – жена старого бравого генерала. Онегин встречается с ней и поражается произошедшим в ней переменам. Да, Татьяну не узнать. Ей кланяются ниже, ловят взор её очей, проходят мимо тише. Онегин видит, что ей поклоняется свет. Он влюбляется в неё.

Когда-то Онегин преподал ей урок на тему любви, теперь пришла очередь Татьяны дать ему ответный урок.

«Я вас люблю (к чему лукавить?).
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна».

Ни с чем остался Онегин. Многосложна его судьба, как, впрочем, и судьба Татьяны. Лучшие умы романа, лучшие люди своего времени Татьяна и Онегин – не обретают счастья.

«А счастье было так возможно,
Так близко…»

Для Татьяны счастье, построенное на несчастии других, неприемлемо. Её понятия о чести не дают ей права переступить сомнительную черту.

Какие бы события не происходили с Татьяной в романе, ничто не ломает её духовного склада, её внутреннего мира. Она имеет прочный внутренний стержень, что выделяет её среди других героев романа. Она – «милый идеал» поэта от начала и до конца романа.

В романе идеал человека воплощён автором в женщине, в «русской душой» Татьяне. Почему именно в ней? Потому что именно она оказалось ответственнее и мудрее, взрослее и серьёзнее, чем другие персонажи романа. Она способна сохранить верность своему чувству, искреннему и чистому, не поддаться искушению. У Татьяны близкие народу представления о жизни. Ей свойственны реалистическая трезвость, высокие моральные устои. Такое понимание жизни по нраву Пушкину. Они соответствуют его представлению об идеале.

Кроме того, Татьяна – женщина. А женщина для поэта, как впрочем, и для любой великой творческой личности – это непостижимое счастье, это таинственная, чудная загадка. Это недосягаемый идеал. Создание и раскрытие образа Татьяны стало ключевым на творческом пути поэта.

Чем привлекает меня образ Татьяны? Меня привлекает духовная чистота, простота, скромность героини. Мне импонирует её правильное, уходящее в народное миропонимание, представление о нравственности, морали, долге, чести. Я так же, как и она, люблю встречать восход солнца, читать книги.

Заключение

Правильное отношение к русской действительности Пушкин воплотил во многих своих произведениях. Но ни в одном из них он не показал так полновесно свою эпоху, своих современников. Люди зачастую находятся в поисках идеалов. И великие поэты тоже. Для Пушкина «милым идеалом» стала Татьяна Ларина. Ей отдана любовь поэта от начала и до конца произведения.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин создал образ своей современницы - Татьяны и назвал её «милый идеал», то есть, Татьяна является носительницей всех тех качеств, которые, по мнению поэта, делают женщину совершенной. Что это за качества и почему Татьяна идеал Пушкина, мы постараемся разобраться.

Татьяна Ларина - идеал Пушкина

Откуда же появились те душевные качества, которые сделали Татьяну милым идеалом Пушкина? Уже с первых страниц романа, посвященных Татьяне, мы замечаем, что Пушкин особо выделяет её среди других дворянок, которые в то время были носителям скорее французской культуры, нежели русской. Татьяна же, несмотря на то, что «выражалася с трудом на языке своём родном», описывается поэтом как «русская душой». Она любит природу, снежную русскую зиму, народные песни. Очевидно, что этому способствовало соблюдение русских обычаев в семье Татьяны, нянины сказки. Татьяна - очень впечатлительная девушка, она верит в предания старины, в карточные гадания, в вещие сны. Но ведь в это верят большинство девушек её возраста, да и её сестра - Ольга, выросла в той же семье, однако не Ольга, а именно Татьяна - любимый идеал Пушкина.

Так что же было в ней такого, что выделяло её среди других, и делало, по словам поэта, чужой в родной семье? Прежде всего, мы видим, что Татьяна по своей природе совсем не кокетлива, не умеет льстить и притворяться. В детстве она мало играла с детьми, не ластилась к родителям, не занималась рукоделием. Зато она много читала, что сделало ее внутренний мир богатым, а ум - пытливым. Ответы на возникающие вопросы она ищет в книгах, судит по романам о любви и о жизни. Она мечтательна и несколько оторвана от реальной жизни, поскольку верит, что герои книг жили на самом деле, а не придуманы авторами. Поскольку Татьяна - натура романтичная, то уверена, что когда-нибудь и она встретит похожих людей. Именно поэтому, встретив Онегина, она наделяет его чертами героев из прочитанных романов и влюбляется в него.

Лучшие качества Татьяны Лариной

Мы уже говорили о том, что Татьяна Ларина - натура мечтательная и поэтическая, открытая и искренняя. Поэтому она и делает то, что считается неприемлемым и даже неприличным среди её современников - первая признается в любви. Пушкин поставил Татьяну на такой уровень духовного развития, что даже Онегин оказался намного ниже. При этом характер Татьяны на удивление постоянный. Ведь даже спустя много лет, став знатной дамой, она почти не изменилась. Конечно, с такими редкими душевными качествами она очень одинока внутренне, особенно оказавшись в столице, в центре чуждой ей светской жизни. Однако своим нравственным убеждениям она все равно не изменяет. Благородство её натуры проявляется и в словах о муже, которого она не любит, но будет «век ему верна». Можно сказать, что Татьяна - нравственный идеал Пушкина.

Теперь вы знаете, почему Татьяна - идеал Пушкина. Те душевные качества, которыми обладает Татьяна, будут в чести всегда. Татьяна может послужить образцом женственности, верности, нравственной красоты и для современных девушек.

Простите мне: я так люблю

Татьяну милую мою.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин

"Евгений Онегин" - первый реалистический роман в истории русской литературы. Давая характеристику роману, В. Г. Белинский отмечал, что "в "Евгении Онегине" воплотилась душа поэта". Образ Татьяны Лариной обладает в романе тем большей значительностью, что в нем выражены возвышенные идеалы самого Пушкина. Начиная с III главы, Татьяна, наряду с Онегиным, становится основным действующим лицом событий.

Автор рассказывает о ее детстве, об окружающей ее природе, о ее воспитании. Ее жизнь в деревне, в Москве и Петербурге, письмо к Онегину, "чудный сон", мечты и поступки - все привлекает внимание автора. Татьяна росла и воспитывалась в деревне. Атмосфера русских обычаев и народных традиций была благоприятной почвой, на которой выросла и окрепла любовь дворянской девушки к народу.

Она очень близка со своей няней, которая очень напоминает нам няню Пушкина, Арину Родионовну. "Русская душою", по характеристике поэта, Татьяна любит "мглу крещенских вечеров", верит в "преданья простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны". Татьяна думает о "поселянах", помогает бедным. Все это привлекает в Татьяне самого автора. Мечтательную и впечатлительную девушку увлекают романы Ричардсона и Руссо. Чтение книг пробуждает мысль Татьяны, книги открывают перед ней незнакомый и богатый мир, развивают ее воображение. Она отличалась от местных барышень глубиной своих мыслей, чувств и поэтому была чужда им. "Я здесь одна, никто меня не понимает", - пишет она Онегину. Но, несмотря на увлечение иностранной литературой, Татьяна, в отличие от Онегина и Ленского, всегда была связана со всем русским, родным. В ней нет жеманности, лукавого кокетства, сентиментальной чувственности героинь книг. Она полна искренности и чистоты в своих чувствах. Ее привлекает неординарность Евгения. Все герои про читанных романов "в единый облик облеклись, В одном Евгении слились". Она проявляет смелость, нарушая традиционные правила для девушек, и первая признается в любви в письме к Онегину:

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой.

Свою жизнь она хочет строить не по правилам, принятым в помещичьей среде. Она мечтает иметь рядом человека, которому можно довериться, который поймет ее и оценит. Такого человека, ей показалось, она нашла в Евгении Онегине. Она полюбила его "не шутя", серьезно, на всю жизнь. Ее трогательное письмо к нему дышит глубоким чувством и нравственной глубиной. Она живет прежде всего своим чутким сердцем. Татьяна переживает трагедию:

Онегин отклонил любовь "деревенской девочки". Но Татьяна продолжает его любить. Она посещает дом Онегина, читает книги, пометки в них, пытаясь понять его.

Через три года они встретились. Она вращается в высшем свете, жена заслуженного человека. Но Татьяна остается прежней, милой сердцу автора девочкой. Презрение к пошлости света, к роскоши окружающей жизни, к мелочности интересов звучат в ее словах:

Сейчас отдать я рада

Всю эту ветошь маскарада,

Весь этот блеск, и шум, и чад

За полку книг, за дикий сад,

За наше бедное жилище.

Именно ее суждения об умственном убожестве, ограниченности интересов дворянского общества полностью совпадают с авторскими оценками. Пушкин смотрит на дворянскую Москву глазами Татьяны, разделяет ее мнение о "пустоте" света, "где не видно перемены " и "все на старый образец".

В сцене последнего свидания с Онегиным раскрываются ее высокие душевные качества: нравственная безупречность, правдивость, верность долгу, решительность. Да, она по-прежнему любит Онегина, но цельная ее натура, воспитанная на традициях народной нравственности, не позволяет ей строить свое счастье на горе другого человека. В ее борьбе чувств и долга побеждает долг:

Но я другому отдана,

Я буду век ему верна.

Судьба Татьяны трагична не менее, чем судьба Онегина. Но трагедия ее иная. Жизнь изломала, исковеркала характер Онегина, превратила его в "умную ненужность", по определению Герцена. Характер Татьяны не изменился, хотя жизнь принесла ей одни страдания.

В лирических отступлениях Пушкин признается, что Татьяна - это его идеал русской женщины, что в ней он выразил свое отношение к светской и деревенской жизни. В ней, по мнению поэта, гармонически сочетаются лучшие качества русского характера.