Open
Close

Урок "печорин и контрабандисты". Проблемное изучение романа М.Ю

УРОК 3. «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих» («Тамань»)

Тема: «Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих» («Тамань»).

Цель: Увидеть внутренний мир героя, найти объяснение его поступкам, чувствам, которые им владеют.

Задачи: * Научиться видеть красоту и поэзию мира, изображенного писателем в «Тамани»;

* найти объяснение поступкам и чувствам Печорина.

Концепция.

Урок, посвященный анализу «Тамани», осложнен задачей вглядеться во внутренний мир героя, который здесь является повествователем, найти объяснение его поступкам, чувствам, которые им владеют. В беседе с классом прежде всего обдумываем вопрос: чем непохож здесь Печорин на человека, которого мы знаем по предыдущим частям романа.

В «Тамани» дан самый ранний период жизни Печорина. Герой здесь молод и неопытен, живые чувства его пылки и стремительны, он «волнуем воспоминаниями» и впечатлениями до такой степени, что не может спать, увидев «мальчика с белыми глазами». Печорину интересны люди, жизнь манит его, как тайна, требующая разгадки, он смело бросается на встречу любой опасности, вторгается в неизведанное.

Повесть открывается и заканчивается суждениями героя, свидетельствующими о горечи приобретенного в этом эпизоде опыта, попытке равнодушно отнестись к людям, с которыми судьба его столкнула. Однако «скверный городишка» описан так, что читатели не могут не чувствовать его привлекательности для героя. Чтобы убедиться в этом, предлагаем ученикам выразительно прочесть пейзажи, придающие повести романтический колорит и заставляющие проступить сквозь убогость «нечистого» места таинственную в своем разнообразии и могуществе жизнь природы. Луна, тучи, беспокойное море даны в повести как силы, наполняющие жизнью ночь. Эти ночные пейзажи усиливают ощущение тайны, которая влечет Печорина. Жизнь людей, живущих на берегу и связанных с морем, тоже представляется ему «загадкой», ключ от которой он твердо решает достать.

Как относятся к «нечистому» месту в городе» Почему Печорина оно не отталкивает, не пугает, а влечет? На уроке учитель предлагает отдельным ученикам рассказывать о слепом мальчике и старухе, «Ундине» и Янко, устно нарисовать их портреты в тот момент, когда Печорин смотрит на них, и сказать, как меняется отношение Печорина к этим персонажам в ходе повести.

В самом деле, слепой мальчик, поначалу вызвавшей предубеждение Печорина и своей ловкостью заставивший подозревать его в притворной слепоте, в конце повести назван «бедным слепым» и показан в искреннем горе.

Янко, представший сильным и бесстрашным в ночь, когда Печорин «с невольным биением сердца» следит за «отважным пловцом», оказывается беспощадно жестоким к мальчику и старухе и отступает перед угрозой возможного, как думает «ундина», доноса властям. Трезвые замечания Янко об оплате за труды, о месте, где спрятаны богатые товары, его скупость в награде слепому рассеивают легендарное представление о «буйной головушке». За песенным образом оказалось реальная жизнь, суровая и даже прозаическая, хотя не лишенная привлекательности, силы и смелости.

В этом же направлении раскрыт и образ «ундины». Сначала – искреннее и страстное, поэтическое чувство к Янко (перечитываем диалог слепого и женщины, когда они вглядываются в море). Почему Печорину эта «настоящая русалка» казалась обворожительной, хотя «была далеко не красавица»? Как меняется облик ее в лодке, когда она хочет утопить Печорина? Эти вопросы побуждают класс убедиться в том, что непосредственность чувств не мешает «ундине» заманить Печорина любовью в ловушку, поэтичность не отменяет коварства.

В классной беседе важно идти к этим выводам от стилистических наблюдений над текстом. Чехов, при всей строгости своих оценок, писал: «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова… Я бы так сделал: взял бы его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, - по предложениям, по частям предложения…» «Может быть, я не прав, но лермонтовская «Тамань» и пушкинская «Капитанская дочка»… писал Чехов Я. Полонскому, прямо доказывают тесное родство сочного русского стиха с изящной прозой».

Услышав этот призыв Чехова, мы стремимся на уроке рассмотреть поэтические образы, пронизывающие, повествование, и проясняем их оценочный характер. Например, предлагаем ученикам мотивировать выбор сравнений: лодка, «как утка, ныряла и потом, быстро взмахнув веслами, будто крыльями, выскакивала из пропасти среди брызгов пены». «Месяц еще не вставал, и только две звездочки, как два спасительные маяка, сверкали на темно-синем фоне». «…она, как кошка, вцепилась в мою одежду, и вдруг сильный толчок едва не сбросил меня в море».

Далее беседуем по вопросам, которые помогут понять, как меняется отношение Печорина к контрабандистам, почему интерес к ним, восхищение уступают место горечи. Что заставило Печорина наблюдать ночью за мальчиком? Почему Печорин говорит о виденном ночью слепому и «ундине» и не сообщает об этом своему денщику? Почему Печорин пошел ночью за «ундиной»? Поверил ли он ее призывам? Отчего в Печорине родилось бешенство и он сбросил девушку в волны? Почему Печорина видевшему прощание Янко со слепым, «стало грустно»? В чем герой винит себя и почему называет контрабандистов «мирными»?

В итоге беседе выясняется, что Печорин в этом эпизоде еще наивен, доверчив, совершает не раз ошибки, не видя, кто перед ним. Интерес к новому для него кругу людей, которые представляются ему смелыми, сильными, непосредственными натурами, так велик, что в желании приблизиться к ним Печорин рискует жизнью. Эта попытка сближения оказывается напрасной не только потому, что контрабандисты не могут признать Печорина своим человеком, поверить ему, но и потому, что разгадка их тайны разочаровывает героя. Надежды на любовь обернулась враждебностью, свидание – схваткой. Именно эти превращения вызывают ярость Печорина, а не только стремление защитить свою жизнь.

Назвав контрабандистов «мирными», Печорин уже отказывает им в исключительности и винит себя за вторжение в их круг, которое привело к нарушению их привычной жизни, а ему самому оказалось ненужным. Ирония Печорина над собой («И не смешно ли было бы жаловаться начальству, что слепой мальчик меня обокрал, восемнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила?») свидетельствует о том, что герой сознает напрасность своих поступков. Ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни сменяются попыткой отчуждения, равнодушия: «Что сталось со старухой и с бедным слепым – не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!..» Желание и реальное положение героя разделились, и это оказывается причиной горечи и самоиронии.

Домашнее задание: прочесть повесть «Княжна Мери» и подумать письменно, в чем конфликт Печорина с «водяным обществом».

Структура урока:

Основная идея урока: ... поэзия обаяния свободы, непокорства, опасности, бесстрашия, борьбы с людьми и стихией.

Учебные проблемные ситуации:

Экспозиция.

Был случай, жизненный факт. Лермонтов приехал в Тамань и прожил несколько дней в полуразвалившейся хате старой Царицихи. Этот жизненный факт он превратил в событие, позволяющие понять характер Печорина. А характер Печорина – это «портрет, составленный из пороков всего… поколения в полном их развитии». А Лермонтов был в Тамани в сентябре 1837 года.

Комментированное чтение .

Предисловие к журналу Печорина. Как в предисловии раскрывается авторское отношение к герою? Итак, Печорин – сын своего времени, героическая натура, но время не героическое, отсюда злая ирония автора.

Работа со словарем.

Как вы думаете, Печорин трагический герой? Но чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно знать, что означает слово «трагедия». Давайте обратимся к словарю литературоведческих терминов.

Работа над сюжетом и композицией.

Чем увлекла вас эта повесть? Как она построена? Какиеее страницы показались вам самыми загадочными и пленительными?

Анализ текста. I учебная ситуация.

Чем непохож здесь Печорин на человека, которого мы знали по предыдущим частям романа?

Описание пейзажа.

При помощи каких художественных приемов и изобразительных средств Лермонтов создает в ней романтический таинственный мир? Чтение и выявление описаний природы: образы ночи, моря, паруса.

Беседа.

Почему Печорина не отталкивает это «нечистое» место в городе, не пугает, а, наоборот, влечет?

Устное рисование героев.

Слепого мальчика и старухи, «ундины» и Янко в тот момент, когда Печорин смотрит на них, и скажите, как меняется отношение Печорина к этим персонажам в ходе повести.

Чтение диалога.

Между слепым и женщиной, когда они вглядываются в море.

Беседа.

Почему Печорин говорит о виденном ночью слепому и «ундине» и не сообщает об этом своему денщику? Почему Печорину, видевшему прощание Янко со слепым, «стало грустно»? В чем герой винит себя и почему называет контрабандистов «мирными»?

II учебная ситуация.

Почему Печорин так страстно хотел и не смог войти в круг контрабандистов?

Вывод.

Ощущение мира как тайны, страстный интерес к жизни сменяются попыткой отчуждения, равнодушия: «что сталось со старухой и с бедным слепым не знаю. Да и какое мне дело до радостей и бедствий человеческих…» Желание и реальное положение героя разделились, и это оказывается причиной горечи и самоиронии.

УРОК 4. «За что они все меня ненавидят?» (Печорин и «водяное общество»)

Тема: «За что они все меня ненавидят?» (Печорин и «водяное общество»)

Цель: Показать и увидеть то, как быстро меняются взгляды Печорина при встрече с Грушницким.

Задачи: *углубить представления ребят о сложном духовном мире Печорина, способах его изображения;

*формировать первоначальные понятия о жанре социально психологического романа.

Концепция:

На уроках ученики следили за попытками Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга: горцами, Максимом Максимычем, контрабандистами. Неуспех этих попыток, как мы видели, объяснялся ограниченностью тех, с кем сводила его судьба. В «Княжне Мери» мы видели Печорина в кругу, социально более близком, однако столкновение с отдельными людьми показано здесь как конфликт с обществом в целом. Может быть, именно поэтому «Княжна Мери» – самая большая по объему часть романа.

Изучению повести можно посвятить два урока. На первом из них сосредоточим внимание на поединке с «водяным обществом», в которой вступает Печорин. «Почему этот поединок оказывается неизбежным? Отчего Печорин вызывает почти у всех враждебность? Кто одерживает верх в этой борьбе?» - таковы центральные вопросы этого урока. Одного из учеников просим написать план на доске, выявляющий основные эпизоды повести. Такое задание обычно вызывает затруднение, ибо сюжет растворен в дневниковых записях, события – в оценках. Вместе с тем логика сюжета подчеркивает, как неумолимо нарастает напряжение, как одно столкновение следует за другим.

Чтобы учащиеся поняли, в чем причина остроты поединка, предлагаем им дать оценку каждого из событий (встречи с Мери у «колодца», в магазине, бал в ресторации, дуэль и т. д.) с точки зрения Печорина и других персонажей повести, мнения которых зафиксированы в журнале Печорина. Этот прием работы над текстом помогает увидеть несовместимость Печорина с «водяным обществом» и презрение к нему. Почему же Печорин не ограничивается презрением, а вступает в борьбу? Поиски мотивов его поведения облегчены тем, что перед нами дневник, в котором он исповедуется бесстрашно, сам пытаясь понять противоречия своего характера и поведения.

«Одинаковым ли человеком предстает Печорин в обществе и наедине с самим собой? Зачем Печорин ведет дневник?» – спрашиваем у класса. Для Печорина при его одиночестве журнал – единственный достойный собеседник, с которым он может быть вполне искренним. Вместе с тем дневник Печорина – и лаборатория естествоиспытателя, который неутомимо наблюдает за другими людьми и за собой, делаю это, казалось бы, даже в самые неподходящие минуты.

Журнал имеет для Печорина еще одну ценность: это его душевная память. Жизнь Печорина, кажется, разменивается на пустяки, и потому ему особенно важно увидеть смысл событий, сохранить их след.

Далее предлагаем классу такие вопросы: почему Печориным владеет «отрадное чувство», когда утром он видит город и горы? Как меняется интонация повествования, когда от пейзажа Печорин переходит к описанию толпы? Почему Печорину удается привлечь внимание обожателей мери? Когда и почему против Печорина составляется «враждебная шайка»? Какие качества и действия Печорина разрушают все планы его врагов?

Самолюбиво не прощая Печорину его превосходства, «водяное общество» полагает, что Печорин гордится своей принадлежностью к петербургскому свету и гостиным. Печорин же, хотя и не может не быть ироничным по отношению к «водяному обществу», не только не гордится своим превосходством, но в отличие от Онегина болезненно воспринимает это расстояние между собой и другими, ведущее к враждебности: «Я вернулся домой, волнуемой двумя различными чувствами. Первое было грусть: за что они меня все ненавидят? – думал я. За что? Обидел ли я кого-нибудь? Нет. Неужели я принадлежу к числу тех людей, которых один вид уже порождает недоброжелательство? И я чувствовал, что ядовитая злость мало-помалу наполняла мою душу». Переход от иронии к грусти, от не к ядовитой злости, побуждающий действовать, чтобы не оказаться игрушкой в руках ничтожных людей, характерен для отношения Печорина к «водяному обществу» в целом и в частности к Грушницкому. И далее мы останавливаемся на отношении Печорина и Грушницкого. Печорин вводит в дневник спутников этого периода своей жизни характеристиками, точность которых предстоит проверить в дальнейшем течении событий.

Чтобы выявить представления учеников о Грушницком, показываем иллюстрацию Врубеля к «Герою нашего времени», на которой изображена Княжна Мери, подающая стакан Грушницкому. Таким ли ученики представляли себе героя в этот момент? Почему художник делает его скорее жалким, чем самолюбиво гордым в этой сцене? Выявив с помощью иллюстрации читательские впечатления, переходим к анализу текста. Как соотносятся характеристика Грушницкого с тем, что впоследствии раскрылось в нем? Первое представление о Грушницком пронизано с иронией. Однако в этой первой характеристике Грушницкий скорее смешон, чем страшен, скорее жалок, чем опасен. Печорин при всей ироничности довольно добр.

Зачем же Печорин дразнит Грушницкого, разрушает его ореол в глазах княжны, вступает в «состязание»? «Врожденная страсть противоречит» в Печорине не только признак его рефлексии, борьбы со своей душой, со своей судьбой, но следствие постоянного антагонизма в отношениях с обществом. Все окружающее так ничтожно, что Печорин постоянно хочет быть непохожим на других, поступать вопреки, делать наоборот.

Беседа в классе развивается такими вопросами: почему Печорин «внутренне хохотал», разговаривая с влюбленным Грушницким? Кто более искренен в этом разговоре (Запись от 16 мая). Почему Печорин не скрывает своих намерений, обещая Грушницкому «волочиться за княжной»? Любит ли Грушницкий Мери? Почему Печорину удается одним ударом разоблачить Грушницкого, сказав Мери, что он юнкер? В чем проявляется «воинственный дух» Грушницкого? Почему в нем» борьба совести с самолюбием была непродолжительна»? Отчего Грушницкий постоянно оказывается мелким и смешным рядом с Печориным? Наблюдая за тем, как расходятся подлинные чувства и поведение Грушницкого (отношение к Мери, Печорину, эполетам…), ученики убеждаются в том, что он все время старается кому-то подрожать. В нем иногда проступают черты пародии на Ленского. Ситуация бала в записи от 5 июня напоминает именины Татьяны. (Упоминание имени Пушкина в предшествующем эпизоде как бы направляет поток ассоциаций в сторону его романа). Печорин, как Онегин Ольгу, приглашает Мери танцевать мазурку. Досада Грушницкого напоминает ревность Ленского:

« - Я этого не ожидал от тебя, - сказал он подойдя ко мне и взяв меня за руку.

  1. Чего?
  2. Ты с нею танцуешь мазурку? – спросил он торжественным голосом. Она мне призналась...
  3. Ну, так что ж? А разве это секрет?
  4. Разумеется, я должен был этого ожидать от девчонки, от кокетки… Уж я отомщу!»

Однако, почти повторяя слова Ленского, Грушницкий далек от его патетического романтизма. Мстя Печорину и Мери, он совершает подлости. Всемогущество Печорина и беспомощность Грушницкого отменяют соперничество. Печорину до поры Грушницкий кажется настолько смешным, что не возбуждает в нем гнева. Однако низость Грушницкого рассердит Печорина всерьез: «…про меня и княжну уж распущены в городе разные дурные слухи». Предательство Грушницкого Печорина ранит, но он готов простить «приятелю» его злость, его мелкое самолюбие за минуту честности.

Готовность Печорина к человечности разрушена низостью Грушницкого, согласного на обман в дуэли. Однако Печорин, как шекспировский Гамлет, не один раз должен убедиться в том, что подлость неискоренима в человеке, прежде чем совершить возмездие. И далее мы переходим к анализу эпизода дуэли. Почему Печорин идет на дуэль? Что говорит о его готовности к смерти? Какие стороны души Печорина открывает ночь перед дуэлью? Почему и как в поединке продолжает испытывать Печорин после дуэли? Ответы на эти вопросы помогают ученикам понять, что жестокость Печорина вызвана оскорбленностью не за себя только, за то, что человек и перед смертью кривляться и лгать, за то, что на границе жизни и смерти в Грушницком самолюбие оказывается сильнее честности.

В заключении урока рассматриваем иллюстрации Врубеля к эпизоду и обдумываем, почему художник избрал момент, когда Грушницкого на площадке уже не было, какие чувства заметны в лице и позе Печорина, чем отличаются друг от друга фигуры Вернера и капитана, расположенные к зрителю спиной, почему место дуэли нарисовано как голые скалы.

Дома предлагаем прочесть статьи учебника «Печорин и «водяное общество», «Печорин и Грушницкий»; ответить на вопросы: чем отличаются сцены дуэли в «Евгении Онегине» и «Герое нашего времени»? Почему Пушкин винит своего героя в убийстве, а Лермонтов прощает Печорина?

Структура урока:

Основная идея урока: ...конфликт героя и общества как социального целого, как исторической среды, к пониманию которой обращается мысль героя для уяснения своих суде

Учебные проблемные ситуации:

Экспозиция.

До сих пор мы следили за попытками Печорина сблизиться с людьми, далекими от его круга: горцами, Максимом Максимычем, контрабандистами. Неуспех этих попыток, как мы видели, объяснялся не узостью героя, а ограниченностью тех, с кем сводила его судьба.

Беседа.

Определите основной конфликт повести. Как вы думаете, почему журнал Печорина начинается с описания пейзажа? Как меняется интонация, когда от описания природы автор переходит к описанию «водяного общества»? Почему против Печорина составляется «враждебная шайка»?

I учебная ситуация.

Почему поединок с «водяным обществом» оказывается неизбежным?

Беседа.

Отчего Печорин вызывает почти у всех враждебность? Кто одерживает верх в этой борьбе?

Характеристика событий.

В чем же причина остроты поединка, дадим оценку каждого их этих событий, которые мы увидели в этой повести: встреча Мери у «колодца», в магазине, в ресторации, дуэль, которые зафиксированы в журнале Печорина. Почему же Печорин не ограничивается презрением, а вступает в борьбу? Одинаковым ли человеком предстоит Печорин в обществе и наедине с самим собой?


Глава «Тамань» вошла в «Журнал Печорина». Восстанавливая хронологическую последовательность событий из жизни Печорина, следует начинать чтение романа «Герой нашего времени» с повести «Тамань», где Печорин рассказывает о случае, который с ним произошел, когда он впервые приехал из Петербурга на Кавказ. Затем следует повесть «Княжна Мери», где Печорин рассказывает о событиях, в которых он участвовал, приехав на воды в Пятигорск. Затем повесть «Бэла», события которой происходят в крепости, куда Печорин был сослан за дуэль с Грушницким. Из крепости Печорин уезжал на некоторое время в казачью станицу и был свидетелем истории с офицером Byличем, описанной в новелле «Фаталист». Затем проходит пять лет. Печорин, выйдя в отставку, живет в Петербурге и, снова заскучав, едет в Персию. По пути он встречается с Максимом Максимычем. Их встреча описана в рассказе «Максим Максимыч». Из краткого предисловия к «Журналу Печорина» мы узнаем, что, возвращаясь из Персии, Печорин умер. Лермонтов отступил от такой хронологии и построил композицию романа таким образом, что сначала мы узнаем о Печорине из рассказов о нем Максима Максимыча и проезжего офицера, а потом уж из дневника «Журнал Печорина». Таким образом характер Печорина раскрывается в различных ситуациях, в столкновении с другими персонажами романа. И каждый раз открывается какая-то новая грань сложной и богатой натуры Печорина. «Тамань» - третья по порядку повесть. Своей проблематикой и характером окружения героя как бы продолжает «Бэлу» и представляет собой запись об эпизоде из прошлого. Рассказ ведется от первого лица (Печорина). Описывая эпизод из жизни контрабандистов, Печорин о своих мыслях и переживаниях ничего не говорит. Внимание его сосредоточено на показе самих событий, их участников, обстановки. Создать таинственное и романтическое настроение повести помогает пейзаж. С удивительным мастерством Лермонтов описывает беспокойное море, луну, тучи. «Берег обрывом спускался к морю почти у самых стен ее, а внизу с беспрерывным рокотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию, и я мог различить при свете ее, далеко от берега, два корабля», - пишет Печорин. Вокруг него обстановка таинственности и неизвестности. Ночь, камышовая крыша и белые стены нового жилища, встреча со слепым мальчиком - все это настолько поражает воображение Печорина, что он долго не может уснуть на новом месте. Многое в поведении мальчика кажется непонятным и загадочным: как слепой так легко спускается по узкой крутой тропинке, как он чувствует взгляд человека. Неприятное впечатление на Печорина производит его едва приметная улыбка. Любопытство Печорина подстегивают и действия мальчика. Один, среди ночи, с каким-то узлом, он спускается к морю. Печорин стал наблюдать за ним, спрятавшись за выдавшеюся скалою. Он увидел, как к нему подошла белая женская фигура и заговорила с ним. Из разговора стало понятно, что они ждут Янко, который должен приплыть на лодке по бурному морю, минуя береговых сторожей. Он доставил на лодке какой-то груз. Взяв каждый по узлу, они пустились по берегу и исчезли из вида. Что за люди живут на берегу? Какие загадки таит их необычное поведение? Эти вопросы не дают покоя Печорину, и он смело вторгается в неизведанное, смело бросается навстречу опасности. Печорин знакомится со старухой и ее дочерью. Услышав песню, Печорин поднял глаза и на кровле крыши увидел девушку в полосатом платье, с распущенными косами, настоящую русалку. Впоследствии он прозвал ее Ундиной. Она была необыкновенно хороша собой: «Необыкновенная гибкость стана, особенное, ей только свойственное наклонение головы, длинные русые волосы, какой-то золотистый отлив ее слегка загорелой кожи на шее и плечах и особенно правильный нос - все это было для меня обворожительно». Заговорив с этой девушкой, Печорин рассказал о ночной сцене на берегу, свидетелем которой он стал, и пригрозил донести обо всем коменданту. Это была большая неосторожность с его стороны, и он скоро раскаялся. Поэтическая девушка - «ундина», «настоящая русалка» - коварно заманивает Печорина в ловушку, намекая на любовь: «Она вскочила, обвила руками мою шею, и влажный, огненный поцелуй прозвучал на губах моих. В глазах потемнело, голова закружилась, я сжал ее в моих объятиях со всей силой юношеской страсти…» Ундина назначила Печорину свидание ночью на берегу. Забыв об осторожности, Печорин садится в лодку. Отплыв от берега на некоторое расстояние, девушка обняла Печорина, отстегнула пистолет и выбросила за борт. Печорин понял, что может погибнуть, так как не умел плавать. Это придало ему силы, и непродолжительная схватка закончилась тем, что он сбросил ее в волны. Надежда на любовь оказалась обманутой, свидание кончилось яростной борьбой за жизнь. Все это вызывает гнев Печорина, пострадавшего из-за своей наивности и доверчивости. Но, несмотря ни на что, ему удалось раскрыть тайну «мирных контрабандистов». Это приносит герою разочарование: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну». Вернувшись, Печорин обнаруживает, что в мешке слепой отнес на берег его вещи - шкатулку, шашку с серебряной оправой, дагестанский кинжал - подарок друга. «Не смешно ли было бы жаловаться начальству, что слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть-чуть не утопила?» Утром Печорин уезжает в Геленджик. Печорин понимает, что совершил ошибку, вторгшись в жизнь этих людей, и винит себя за вторжение в их круг, которое нарушило жизнь. Уезжают Янко и девушка, оставляя мальчика и старуху без средств к жизни. Печорин признается: «Что сталось со старухой и с бедным слепым - не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности». «Тамань» поражает мастерским изображением характеров героев. Образ девушки-контрабандистки истинно романтичен. Для этой девушки характерны причудливая изменчивость настроения, «быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности». Ее речи загадочны и по форме близки к народным пословицам и поговоркам; ее песни, напоминающие народные, говорят о ее стремлении к буйной воле. В ней много жизненных сил, смелости, решительности, поэзии «дикой свободы». Богатая, своеобразная натура, полная таинственности, она как бы самой природой создана для вольной, полной риска жизни, которую она ведет. Не менее колоритен образ контрабандиста Янко, выписанный скупыми, но яркими штрихами. Он решителен и бесстрашен, не боится бури. Узнав о грозящей ему опасности, он покидает родные места, чтобы искать промысел в другом месте: «…а мне везде дорога, где только ветер дует и море шумит!» Но в то же время Янко проявляет жестокость и скупость, оставляя слепого мальчика на берегу с несколькими монетами. Личность Печорина дополняется такими качествами, которые проявляются в минуты опасности: это смелость, решительность, готовность идти навстречу риску, сила воли. В конце повести Печорин всматривается в белый парус, который мелькал между темных волн при свете месяца. Этот символический образ напоминает об одном из самых удивительных по красоте и самых глубоких по мысли лермонтовских стихотворений - «Белеет парус одинокий…». Такой же мятежной, беспокойной была жизнь главного героя - Печорина.

Описание природы Кавказа

Представить себе литературное произведение, в котором бы не было образа природы, крайне сложно, – ведь пейзаж помогает воссоздать реальность описываемых событий, проявляет авторскую точку зрения, раскрывает причины поступков героев.
Пейзаж и природа в романе «Герой нашего времени» позволяют нам, читателям, во всей полноте постичь замысел автора именно потому, что характер описания природы, пейзажные зарисовки разнообразны и точны.

Описание природы Кавказа в романе «Герой нашего времени» создано неравнодушным пером – это чувствует любой читатель, и это действительно так.
С детства Кавказ стал для Лермонтова «волшебной страной», где прекрасна природа и интересны, самобытны люди. Несколько раз возила его, совсем мальчика, бабушка на кавказские воды, поправить здоровье. Тонко чувствующий прелесть и первозданность природы, Лермонтов был очарован ею. Здесь же, в совсем юном возрасте, пришло к нему и первое сильное настоящее чувство. Может быть, благодаря этому пейзажи кавказской природы потому так глубоки и тонки у поэта.

Характеристика места как функция пейзажа в романе

Роль пейзажа в «Герое нашего времени» разнопланова и многогранна. Лермонтов с его помощью обозначает, характеризует место или время сюжетной линии. Так, пейзаж, которым открывается повествование, вводит нас в художественный мир романа, мы с легкостью представляем себе, где именно происходят события. Оказавшийся в Койшаурской долине рассказчик объемно и точно описывает скалы, «неприступные, красноватые, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар», «обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов», ему кажется, что Арагва «обнимается» с другой речкой, «шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряною нитью и сверкает, как змея своею чешуею».

Описание картин природы как преддверие событий

Пейзаж в «Герое нашего времени» часто предваряет события, о которых мы еще не знаем. Например, читатель еще не увидел героя, еще ничего не происходит, просто «солнце пряталось за холодные вершины, и беловатый туман начинал расходиться в долинах», а пейзаж этот оставляет явственное ощущение холода и равнодушия. И ощущение это не обманет нас – от Печорина, встретившегося с Максим Максимычем, который так мечтал увидеть старого приятеля, повеет тем самым холодом.

После испытания поручиком Вуличем судьбы, когда офицеры расходятся по квартирам, Печорин наблюдает спокойные звезды, но показавшийся из-за горизонтов домов месяц «полный и красный, как зарево пожара». Кажется, нечего ждать – осечка спасла жизнь Вулича, увиденный Печориным «странный отпечаток неизбежной судьбы» на лице офицера-фаталиста рассеялся. Но пейзаж не оставляет спокойствия, и природа не обманывает – Вулич погибает в эту же ночь.

Сочувствуя Печорину, скачущему, «задыхаясь от нетерпенья», чтобы догнать Веру, понимаем, что это невозможно, ведь «солнце уже спряталось в черной туче, отдыхавшей на гребне западных гор; в ущелье стало темно и сыро. Подкумок, пробираясь по камням, ревел глухо и однообразно».

Раскрытие внутреннего мира главного героя.

Пейзаж в «Герое нашего времени», пожалуй, наиболее важен для раскрытия внутреннего мира главного героя. Выслушав только рассказ Максима Максимыча, мы вряд ли сумели бы найти в Печорине приятные черты, однако именно образы природы, созданные героем в своем журнале, открывают для нас, читателей, сложную, противоречивую его натуру. Взглянув из окна на Пятигорск глазами Печорина, пусть и на мгновение, пока не вспомнит он о маске, которую надо надеть перед появлением в обществе, обнаружим тонко чувствующую, восторженную натуру. «Моя комната наполнилась запахом цветов… Ветки цветущих черешен смотрят мне в окна. Вид с трех сторон у меня чудесный. … Бешту синеет, как «последняя туча рассеянной бури»; на север поднимается Машук, как мохнатая персидская шапка, и закрывает всю эту часть небосклона…Амфитеатром громоздятся горы все синее и туманнее, а на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин… Весело жить в такой земле! ..Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка; солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? – зачем тут страсти, желания, сожаления?» Оказывается, есть в жизни Печорина нечто, отчего весело жить, и внутренний мир его значительно богаче, чем могут предположить окружающие.

Подтверждаем наше открытие, читая, как Григорий Печорин после встречи с Верой мчит на лошади «по высокой траве, против пустынного ветра»; как вспоминает: «с жадностью глотаю я благовонный воздух и устремляю взоры в синюю даль, стараясь уловить туманные очерки предметов, которые ежеминутно становятся все яснее и яснее». Оказывается, вот что может излечить его от любой горечи и беспокойства, вот отчего становится легче на душе.

Пейзаж как способ проявления душевного состояния героя

Лермонтов использует в своем романе пейзаж и как средство изображения душевного состояния героя. Яркий пример тому – природа в восприятии Печорина до и после дуэли. «Я не помню утра более голубого и свежего! Солнце едва выказалось из-за зеленых вершин, и слияние теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление; в ущелье не проникал еще радостный луч молодого дня; он золотил только верхи утесов, висящих с обеих сторон над нами; густолиственные кусты, растущие в их глубоких трещинах, при малейшем дыхании ветра осыпали нас серебряным дождем. Я помню – в этот раз, больше чем когда-нибудь прежде, я любил природу». Печорин не притворяется – он снова приоткрывает свой светлый внутренний мир, он естественен, он радуется жизни и ценит ее. «Солнце казалось мне тускло, лучи его меня не грели» – читаем мы и ощущаем безрадостность состояния героя. И позже: « сижу у окна; серые тучи закрыли горы до подошвы; солнце сквозь туман кажется желтым пятном. Холодно; ветер свищет и колеблет ставни… Скучно!»

Человек и природа в романе

Человек и природа в романе Лермонтова неоднозначны. Знакомясь с «водяным обществом», историей Вулича, читая о Грушницком, мы не найдем образов природы, пейзажей, с ними связанных, не увидим природу их глазами. В этом случае природа как будто противопоставляется героям, они люди, далекие от естественной жизни.

Печорин, так тонко умеющий чувствовать и воспринимать естественную прелесть жизни, мечтающий о слиянии с ней, не может стать ее частью – таков его удел. Для людей же, не связанных с условностями общества, далеких от «цивилизации», природа – неотделимая часть жизни.

Природа в «Герое нашего времени» Лермонтова является, например, частью жизни контрабандистов – подслушанный Печориным разговор между ундиной и слепым мальчиком дает нам понять это ясно, и здесь автор не представляет нам развернутый пейзаж, наоборот, герои говорят о природе только с практической точки зрения: «буря сильна», «туман густеет».

Мастерство писателя в изображении природы

Мастерство поэта – пейзажиста огромно. Порой он показывает в романе природу как художник – и создается впечатление, что рассматриваешь акварели или рисунки Лермонтова, подобные его картинам «Вид Пятигорска», «Кавказский вид с верблюдами» или «Сцена из кавказской жизни», – так разнообразны и выразительны эпитеты и метафоры: «умирающая прохлада ночи», «голова Машука», дымящаяся, «как загашенный факел», «как змеи, серые клочки облаков», «золотой туман утра», метель – изгнанница, плачущая о своих раздольных степях». Усиливает выразительность пейзажей и ритм повествования – то сжатый, стремительный, когда речь, например, идет о Печорине, или замедленно-плавный, при описании утреннего Кавказа.

Таким образом, пейзаж и природа в романе «Герой нашего времени» помогают нам понять характеры героев и их переживания, постичь замысел произведения, пробуждают собственные размышления о природе и ее месте в нашей жизни.

Тест по произведению

Встреча Печорина, главного героя романа Лермонтова «Герой нашего времени», с «честными контрабандистами» изображена в повести «Тамань», первой в «Журнале Печорина». Композиция романа необычна: он состоит из отдельных повестей со своим завершенным сюжетом, объединенных общим главным персонажем. Лермонтов придерживается не хронологии событий, а логики постепенного раскрытия характера главного героя. С этим связано и наличие трех рассказчиков. Сначала Максим Максимыч рассказывает об организации Печориным похищения Бэлы, его охлаждении к ней и гибели девушки, затем рассказчик, странствующий по Кавказу, передает впечатления от увиденной им встречи Печорина с Максимом Максимычем. Получив в свое распоряжение записки Печорина и узнав о его смерти, рассказчик якобы публикует его дневники («Журнал Печорина») с целью (как он сообщает в предисловии) показать «историю души» человека, названного героем времени и охарактеризованного как портрет, составленный из пороков современного молодого поколения.

Из повести «Тамань» читатель узнает, что сразу по прибытии на Кавказ из Петербурга «по казенной надобности», а не по своей воле Печорин оказался в «скверном городишке» Тамани. Подробного описания городка нет, лишь вскользь упоминается о грязных переулках и ветхих заборах, но «скверным» он назван не поэтому. Эпитет отражает, скорее, отношение Печорина к событиям, происходящим в этом местечке. Подведя итог всему случившемуся, Печорин запишет в дневнике: «… слепой мальчик меня обокрал, а восемнадцатилетняя девушка чуть не утопила». Таким образом, иронизируя по поводу произошедшего, герой называет двух основных участников разыгравшейся драмы.

Создавая «Тамань», Лермонтов опирался на литературную традицию жанра разбойничьей новеллы, романтической по характеру изображения героев и обстоятельств. Поначалу складывается впечатление, что автор и не отступает от этого жанра. Завязка событий – «фатера», где «нечисто», слепой который «не так слеп, как оно кажется», лунный пейзаж, буря на море, таинственная белая фигура, отважный пловец – все это вызывает интерес у Печорина, заставляет не спать ночью, скрытно следить за тем, что происходит на морском берегу. Однако все это не настолько его тревожит и захватывает, чтобы он забыл о том, что было в недавнем прошлом: однообразный шум моря напоминает ему «ропот засыпающего города» и навевает грустные воспоминания. В то же время ночное приключение не настолько важно, чтобы, желая узнать развязку, Печорин отложил отъезд в Геленджик. Узнав о том, что судна не будет еще дня три-четыре, он возвращается от коменданта «угрюм и сердит».

Впоследствии Печорин скажет, что давно уже живет не сердцем, а головою. Собираясь на свидание с «ундиной», он не забывает взять с собой пистолет и предупредить казака-денщика, чтобы тот, услышав выстрел, бежал на берег. Красавица, по-видимому, наивно думала, что, очаровав Печорина, станет хозяйкой положения. Однако Печорин не таков и знает цену женскому кокетству. И все же он смущается, по-настоящему волнуется, у него кружится голова, когда девушка целует его. С одной стороны, он называет её поведение «комедией», с другой – поддается ее обаянию. Он способен глубоко чувствовать и переживать, но ни на минуту не перестает анализировать.


Кульминационная сцена – отчаянная борьба в лодке. Раньше Печорин сравнивал девушку с романтической русалкой, любуясь длинными распущенными волосами, необыкновенно гибким станом, золотистым отливом кожи, правильным носом, сравнивая ее с «птичкой, выпугнутой из кустарника». Как образованный аристократ, он небрежно рассуждал о «маленькой ножке» и «Гетевой Миньоне». Теперь ему приходится бороться за свою жизнь, а девушке – за свою. И нисколько не странно, что сейчас он говорит о ней: « … как кошка вцепилась в мою одежду… ее змеиная натура выдержала и эту пытку». Впрочем, нельзя не отметить, что, выбравшись на берег, Печорин «почти обрадовался», узнав в белой фигуре на берегу «свою русалку».

Развязка совсем не романтическая. Все герои живы, но «мирный круг честных контрабандистов» потревожен, брошены на произвол судьбы полуглухая старуха, слепой мальчик. Печорин сочувственно рассказывает, как долго, долго плакал бедный слепой, но тут же замечает, что «слава богу, поутру появилась возможность ехать». В финале он еще раз вспоминает о брошенных слепом и старухе, но философски замечает: «… какое мне дело до радостей и бедствий человеческих …». А вот по-настоящему он к ним равнодушен или старается себя в этом убедить, читатель должен понять сам, обдумывая прочитанное и сравнивая то, что он узнал о герое в разных частях романа.

Критик В.Г. Белинский оценил Печорина как человека с «сильной волею, отважного, не бледнеющего никакой опасности, напрашивающегося на бури и тревоги». Таким мы знаем Печорина из рассказов Максима Максимыча, а теперь, в «Тамани», об одном из таких случаев он рассказал сам. Да, он деятелен, смел, находчив, решителен, умен, образован, но движет им лишь праздное любопытство. «Контрабандисты» все же выигрывают на его фоне. Они тоже смелы (Янко) и находчивы (ундина), а также вызывают сочувствие, жалость (старуха, мальчик); они борются за жизнь, а Печорин играет ею, впрочем, не только своей. Последствия его вмешательства в чужие судьбы печальны, и он понимает это, сравнивая себя с камнем, потревожившим гладь источника, а затем, в «Княжне Мери», с топором в руках судьбы. Печорин, по словам Максима Максимыча, чувствует себя не менее несчастным, чем те, кому он вольно или невольно делает зло. В «Тамани» это косвенно подтверждается.

В этой части романа Печорин не произносит ни одного большого монолога, его мысли и чувства во многом еще скрыты от читателя, но уже вызывают большой интерес, благодаря недомолвкам и умолчаниям.

«Тамань» высоко ценили Белинский и Тургенев, Толстой и Чехов за какой-то особенный колорит, гармоничность, прекрасный язык.

В романе Лермонтова “Герой нашего времени” повесть “Тамань” стоит особняком. Открывая “Журнал Печорина”, то есть его дневниковые записи, эта повесть вместе с тем открывает нам внутренний мир героя. “Чужая душа – потемки” – эта пословица как нельзя лучше характеризует общую мрачно-таинственную атмосферу “Тамани”.

Хронологически эта повесть располагается самой первой, но в романе она – третья. Читатель уже знаком с Печориным, с его непонятными окружающим поступками и холодным сердцем. И тут Лермонтов помещает героя в экстремальную, удивительную, полуфантастическую ситуацию. Герой попадает в круг контрабандистов. Как же это произошло?

Печорин приезжает в Тамань “на перекладной тележке поздно ночью”. Новое место сразу произвело удручающее впечатление на Печорина: “Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России”. К тому же, после долгих поисков казенной квартиры, выяснилось, что свободных нет. Кроме одной, но там, как доложил Печорину десятник, “нечисто”.

Григорий Александрович все-таки решил отправиться на эту “фатеру”, так как выбирать не приходилось. Очутившись в странном месте, герой встречается с не менее странными людьми. Сначала он знакомится со слепым мальчиком. При знакомстве его не покидает чувство, что слепота мальчика – это обман. “В голове моей родилось подозрение, что этот слепой не так слеп, как оно кажется; напрасно я старался уверить себя, что бельмы подделать невозможно…”

В первую же ночь в “нечистом месте” начинают происходить удивительные события: Печорин невольно становится свидетелем ночного перевоза товара контрабандистами. Так впервые он видит Янко: “Отважен был пловец, решившийся в такую ночь пуститься через пролив на расстояние 20 верст. ” Янко – отважный разбойник, не боящийся бури.

На следующий день главный герой знакомится с еще одной участницей ночной сцены – девушкой, подругой Янко. Она не была красавицей, но “в ней было много породы”, “в ее косвенных взглядах” было “что-то дикое и подозрительное”, “в ее улыбке было что-то неопределенное”. Печорин был зачарован. И более всего, не внешней красотой девушки, а какой-то внутренней тайной, постичь и раскрыть которую, ему было не под силу. И вправду, поведение девушки было довольно загадочно: “…быстрые переходы от величайшего беспокойства к полной неподвижности,…загадочные речи,…прыжки, странные песни”.

Поведение девушки оправдывалось тем, что наш герой пытался выведать у слепого мальчика подробности об их контрабандной деятельности. Уговорив Печорина ночью совершить прогулку на лодке, ундина, как он ее называл, попыталась утопить Григория Александровича. Но ей это не удалось. Ундина и Янко, испугавшись возможного разоблачения, спешно скрылись.

Первое, что бросается в глаза при прочтении повести “Тамань”, – это удивительно красивые описания природы. Так как эта повесть является частью “Журнала Печорина”, мы понимаем, что рассказчик в ней – сам главный герой. Подобные пространные описания природы раскрывают нам печоринскую душу с новой стороны. Он тонко, почти поэтически чувствует красоту окружающего мира. И обладает определенным литературным талантом для того, чтобы найти точные определения для описания природы: “Берег обрывом спускался к морю… и внизу с беспрерывным ропотом плескались темно-синие волны. Луна тихо смотрела на беспокойную, но покорную ей стихию…”; “Между тем луна начала одеваться тучами, и на море поднялся туман; едва сквозь него светился фонарь на корме ближнего корабля; у берега сверкала пена валунов, ежеминутно грозящих его потопить”.

Принципиальное отличие “Тамани” от других повестей – ее жанр. Это романтическая повесть, написанная в традиции романтических разбойничьих повестей и поэм Шиллера. Мы находим тут следующие черты романтизма: таинственность, героические фигуры (Янко), описания природы, странная песня ундины. Но в “Тамани” есть и реалистические черты: двуплановость пейзажа (он в деталях зрим и реалистичен), описание быта хаты.

Зачем же судьба бросает Печорина в круг “честных контрабандистов”? Зачем в романе появляется образ Янко?

Очевидна параллель между этим образом и стихотворением Лермонтова “Белеет парус одинокий…”. Мы помним, как после побега контрабандиста с возлюбленной “долго при свете месяца мелькал белый парус между темных волн…” А так как стихотворение повествует более о душевном мире, то можно предположить, что образ Янко также является отображением духовного мира главного героя.

Янко концентрирует в себе такие качества Печорина как безрассудную храбрость, жажду бури и опасности, стремление к деятельности. Но Янко выступает еще и антиподом Печорина, потому что на поверку оказывается, что активность Печорина – лишь плод его любопытства, попытка заполнить пустоту своей жизни проблемами и интересами других людей. Но, к сожалению, главный герой не просто интересуется чужой жизнью. Он вмешивается в нее и разрушает. “Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие, и как камень едва сам не пошел ко дну!”

Почему же деятельность Печорина никогда не приносит людям счастья, почему она обладает такой разрушительной силой?

Потому что главный герой не преследует своей деятельностью какой-то цели. В ней нет смысла. И от этого отсутствия главной задачи рождается поразительное равнодушие к окружающим людям: “Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне, странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности. “

В этом заключается парадокс души Печорина: он тонко чувствует природу, но равнодушен к людям, он жаждет бури, но для его душевной бури нет даже такой примитивной цели, как контрабанда товаром, которая движет Янко и другими контрабандистами.

(Пока оценок нет)